Земельное право коз что это

Земельный сервитут

О недвижимости Республики Беларусь

Земельный сервитут Втр, Авг 3. 2010

За нашим участком сосед построил дом и хочет провести воду. Участок нам был выделен для строительства.

За нашим участком сосед построил дом и хочет провести воду. Участок нам был выделен для строительства (обслуживания) жилого помещения в пожизненное наследуемое владение. На нашем участке возведен жилой дом, гараж. Есть сад, парники, хозпостройки. Участок полностью обустроен и облагорожен. Имеет ли сосед право прокладки трубопровода через наш участок, и каким образом мы можем воспрепятствовать ему осуществить это?

В данной ситуации речь идет о земельном сервитуте.
Согласно ст. 1 Кодекса о земле (КОЗ), земельный сервитут представляет собой право ограниченного пользования чужим земельным участком, устанавливаемое для обеспечения прохода, проезда, прокладки и эксплуатации сетей, линий и других подобных сооружений, обеспечения водоснабжения и мелиорации.

В соответствии со ст. 19 КОЗ землепользователь вправе требовать от землепользователя соседнего земельного участка установления земельного сервитута.

Таким образом, не имеет значения, на каком праве (собственности или пожизненного наследуемого владения) вам принадлежит земельный участок. Главное, что вы являетесь землепользователем государственной земли и, следовательно, сосед имеет право потребовать от вас установления сервитута.
Земельный сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим его установления, и землепользователем обременяемого сервитутом земельного участка. В случае недостижения соглашения об установлении и (или) условиях земельного сервитута, спор разрешается судом по иску заинтересованного лица (ст. 45 КОЗ).

Как мы видим, законодательство не предусматривает согласие на установление сервитута собственника земельного участка, т.е. государства. Однако предположу, что такое согласие ваш сосед должен будет получить. В любом случае, принудить вас к установлению сервитута сосед не вправе. Если вы откажетесь от прокладки трубы по вашему участку, ему придется обращаться в суд.

КОЗ предусматривает, что землепользователь земельного участка, обремененного земельным сервитутом, вправе требовать от лица, в пользу которого установлен земельный сервитут, плату за пользование земельным участком. Размер платы определяется по соглашению сторон, а при недостижении соглашения — судом. Однако, по моему мнению, вы не сможете рассчитывать на получение платы за сервитут от соседа, поскольку ваш земельный участок находится в государственной собственности. Но в любом случае, вы можете претендовать на возмещение убытков, причиняемых ограничением (обременением) прав на земельные участки, в том числе установлением земельного сервитута, поскольку об этом прямо указано в ст. 69 КОЗ.

Справка: Земельный сервитут может устанавливаться на определенный срок (срочный земельный сервитут) и на неопределенный срок (постоянный земельный сервитут). Если в договоре о земельном сервитуте или постановлении суда об установлении земельного сервитута срок его действия не указан, земельный сервитут считается постоянным. Обременение земельного участка земельным сервитутом не лишает землепользователя права владения, пользования и распоряжения этим участком.

Сколько времени выделяется на освоение земельного участка? Является ли незаконная плотина соседа препятствием для освоения участка?

Сколько времени выделяется на освоение участва земли сельхоз назначения? Где конкретно этот срок указан (статья, постановление или закон?) В это время могут местные власти приходить и проверять участок и выписывать предписания?

Участок 6 га приобретен в ноябре 2015 года. Осенью 2016 года пришли с проверкой и выписали предписание (на поле лежал снег, что там растет и в каком состоянии, было не видно). Мое заявление на оспаривание результатов проверки не приняли. В июле 2017 собираются еще раз прийти. У меня есть стадо коз. когда я сказала, что участок используется под сенокос, пастбище и будущий сад, а так же есть небольшая защитная лесополоса, мне ответили, что здесь должна быть пашня и все выкорчевано и распахано. Где тогда пасти коз и заготавливать сено? Насколько я знаю категории земель «пашня» не существует.

Положение усугубляется тем, что сосед нарушил закон, воздвигнув плотину на ручье и превратил мой участок в болото. В прошлом году почти все саженцы плодовых погибли. Конная косилка застрявала в кочках. Есть предписание природоохранной прокуратуры на устранение плотины. Он это не выполняет, его не трогают, а меня проверяют.

Является ли эта плотина препятствием для освоения моего участка (грунтовые воды не уходят, происходит заболачивание почвы)?

Какие действия предпринимать в связи со следующей проверкой (козы как паслись, так и будут пастись, пахать ничего не собираюсь)? Куда писать? В управлении Сельхоз надзора сказали, что все такие вопросы на усмотрение местной власти.

Уточнение клиента

Еще вопрос, есть какой-то список, что конкретно может расти на земле сельхоз назначения? (виды растений) Например, если я заготавливаю лекарственные растения, многие из которых могут быть названы сорняками, как доказывать законность их нахождения на моей земле?

14 Июня 2017, 15:54

Ответы юристов (6)

Елизавета, добрый день! Собственно ответ на Ваш вопрос в ст. 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ
«Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»

3. Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земельного участка, являющегося предметом ипотеки, земельного участка, в отношении собственника которого судом возбуждено дело о банкротстве, принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд с момента выявления в рамках государственного земельного надзора факта неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации, такой земельный участок не используется для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. Признаки неиспользования земельных участков по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации с учетом особенностей ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.
4. В срок, указанный в пункте 3 настоящей статьи, не включается срок, в течение которого земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование. Срок освоения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения включается в срок, указанный в пункте 3 настоящей статьи.

перечень иных обстоятельств открыт и к ним вполне может относится и действия соседа, но это вопрос в первую очередь для экспертов а не для юристов, но судя по описанным обстоятельствам + документ из прокуратуры данное обстоятельство подпадает с большой вероятностью по обстоятельства, иск. использование участка по целевому назначению

признаки неиспользования ЗУ определены Постановлением Правительства РФ от 23.04.2012 N 369

Неиспользование земельного участка определяется на основании одного из следующих признаков:
на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы;
на сенокосах не производится сенокошение;
на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30 процентов площади земельного участка;
на пастбищах не производится выпас скота;
на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений;
залесенность и (или) закустаренность составляет на пашне свыше 15 процентов площади земельного участка;
залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30 процентов;
закочкаренность и (или) заболачивание составляет свыше 20 процентов площади земельного участка.

Есть вопрос к юристу?

Здравствуйте, Елизавета! Сроки освоения указаны в ст.6 Федерального Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ. В соответствии с п.3 данной статьи, земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земельного участка, являющегося предметом ипотеки, земельного участка, в отношении собственника которого судом возбуждено дело о банкротстве, принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд с момента выявления в рамках государственного земельного надзора факта неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации, такой земельный участок не используется для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. При этом под ведением сельского хозяйства понимается, исходя из смысла п.1 ст.79 ЗК РФ, использование соответствующих земельных участков под «пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими)».

В трехлетний срок, упоминаемый в п.3 ст.6 Федерального Закона № 101-ФЗ, не включается срок, в течение которого земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование. Наличие незаконно возведенной плотины, приводящее к заболачиванию Вашего участка, в принципе, может трактоваться как такое «иное обстоятельство» (если вести речь об использовании участка под пашню).

Что предпринимать? — в случае повторных проверок с составлением предписаний либо в случае привлечения Вас к ответственности обжаловать действия проверяющих органов. Возможно также Ваше обращение в суд с иском к соседу об устранении нарушений Вашего права собственности на Ваш участок, не связанного с лишением владения и выражающегося в незаконном возведении плотины. Сам факт судопроизводства по такому Вашему иску будет подтверждением того, что Вы не сидите сложа руки, а предпринимаете зависящие от Вас действия, направленные на восстановление качества земли.

С уважением, А.Д.Руслин.

Елизавета, я Вам привел выдержку где написано ТРИ ГОДА, в этот срок не включается срок когда по объективным причинам участок не мог использоваться. Что в моем ответе Вам было не ясно?

Сколько времени выделяется на освоение участва земли сельхоз назначения?

Где конкретно этот срок указан (статья,

Уточнение клиента

это я итак знаю. статьи я читаю. просто в ленинградской области дают два года на обработку земли, а потом проверяют, меня как раз и интересует вопрос, когда они имеют право прийти проверять. и как мне с ними общаться, если они этот закон трактуют по-своему.

14 Июня 2017, 15:39

Например, если я заготавливаю лекарственные растения, многие из которых могут быть названы сорняками, как доказывать законность их нахождения на моей земле?

Да, по классификатору видов разрешенного использования ЗУ, утв.

Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540
«Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков»

Выращивание тонизирующих, лекарственных, цветочных культур (код 1.4)

Осуществление хозяйственной деятельности, в том числе на сельскохозяйственных угодьях, связанной с производством чая, лекарственных и цветочных культур

Добавлю, что трехлетний срок, указанный в ст. 6 приведенной ранее это именно срок после которого в случае нецелевого использования участок может быть изъят в судебном порядке. При этом срок освоения входит в данный срок. Что касается периодичности проверок, то порядок их проведения установлен

Постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 N 1
«Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре», применительно к землям сельхоз назначения

4.Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением:
а) требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;
б) требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель;
в) требований, связанных с обязательным использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности;
г) требований в области мелиорации земель, при нарушении которых рассмотрение дел об административных правонарушениях осуществляют органы государственного земельного надзора;
г(1)) обязанностей по рекультивации земель при осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей;
(пп. «г(1)» введен Постановлением Правительства РФ от 15.12.2016 N 1369)
д) предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.
Полномочия, указанные в настоящем пункте, осуществляются в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

6. В рамках государственного земельного надзора осуществляются:
организация и проведение плановых и внеплановых проверок соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность (далее — плановые и внеплановые проверки);
систематическое наблюдение за исполнением требований земельного законодательства, проведение анализа и прогнозирование состояния исполнения требований земельного законодательства Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности;
принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.

но есть еще и муниципальный контроль порядок проведения которого устанавливается актом соответствующего субъекта РФ, но в любом случае истечение срока исполнения предписания является основанием для проведения внеплановой проверки, насколько понимаю в Вашем случае вторая проверка с этим и связана. Все таки хорошо бы увидеть выданное ранее предписание и понять кто хотя бы приходил — представитель органа местного самоуправления или теруправления федерального органа. Если есть возможность прикрепите предписание к вопросу без личных данных

Уточнение клиента

Приходили из администрации района и из местного самоуправления. Просто не очень понятно, у них вся земля заброшена, никого не трогают, а как только приезжие, то есть из Питера или Москвы, сразу начинают придираться, а местных не трогают. Поэтому вопрос и стоял, насколько правомерно, что они пришли через год после покупки участка, если везде дают время минимум 2 года на освонение участка.

19 Июня 2017, 10:49

из администрации района и из местного самоуправления.

Значит речь о муниципальном земельном контроле, согласно ст. 72 ЗК РФ

2. Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятымив соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи.
3. Органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений.
Органы местного самоуправления городских поселений осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городских поселений объектов земельных отношений. я к сожалению не смог найти соответствующего НПА Ленинградской области и тем более муниципального акта, ссылки на них должны быть в предписании выданном Вам по итогам первой проверки либо в уведомлении об июльской проверке

Уточнение клиента

Дело происходит в Псковской области, просто мы консультировались только с теми, кто владеет участками в лен.области, там никто никого не трогает.

извините, последний вопрос, а есть смысл идти на прием к главе района? постановление о проверке земли от администрации района, а глава выше?

Если не к главе, то куда писать на действия муниципальной власти? Спасибо

19 Июня 2017, 21:16

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Законно ли разводить животных на участках ИЖС?

На участке ИЖС в пригороде Санкт-Петербурга сосед разводит животных (свиньи, куры, козы). На участке полнейшая антисанитария, неприятный запах. Имеет ли право сосед разводить животных, какими законами это регулируется, можно ли обратиться в органы власти с жалобой?

Ответы юристов (2)

Необходимо смотреть назначение земель где расположен его участок. у вас если вы соседи должно быть в свидетельстве о праве собственности написано есть л право разводить домашний скот. если нет такого права то обратитесь в администрацию поселка, а также можете написать жалобу в комиссию по целевому использованию земель при администрации района, а также в прокуратуру района

С уважением Александр

Классификатор видов разрешенного использования земельных участков установлен Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540
«Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков»

— Осуществление хозяйственной деятельности, связанной с разведением свиней,
— Осуществление хозяйственной деятельности, в том числе на сельскохозяйственных угодьях, связанной с разведением сельскохозяйственных животных (крупного рогатого скота, овец, коз, лошадей, верблюдов, оленей);
сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных, производство кормов, размещение зданий, сооружений, используемых для содержания и разведения сельскохозяйственных животных;
разведение племенных животных, производство и использование племенной продукции (материала),

— Осуществление хозяйственной деятельности, связанной с разведением домашних пород птиц
не разрешается на участках ИЖС.

Ответственность за нарушение целевого назначения земельного участка предусмотрена ст. 8.8 КоАП РФ:

Использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

В соответствии со ст. 23.21 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный земельный надзор (за исключением государственного земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения), рассматривают дела об административных правонарушениях.

Согласно ПОСТАНОВЛЕНИЮ от 2 января 2015 г. N 1 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОМ ЗЕМЕЛЬНОМ НАДЗОРЕ Федеральная служба
государственной регистрации, кадастра и картографии(Управление Росреестра) и ее
территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за
соблюдением требований земельного законодательства об использовании земельных участков по целевому назначению.

Также можете обратиться к главному государственному инспектору города или района по использованию и охране земель, их заместителям.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Статья 44. Приобретение права на земельный участок, владение которым осуществляется в течение длительного времени

Граждане Республики Беларусь, у которых отсутствуют документ о предоставлении земельного участка либо документ, удостоверяю­щий право на земельный участок, или которые используют земель­ный участок, граница и (или) размер которого не совпадают с грани­цей и (или) размером, указанными в документе о предоставлении земельного участка либо документе, удостоверяющем право на зе­мельный участок, но которые добросовестно, открыто и непрерывно владеют земельным участком как своим собственным в течение пят­надцати и более лет, имеют право в соответствии с законодатель­ством приобрести этот земельный участок в частную собственность или получить его в пожизненное наследуемое владение, аренду в сло­жившейся границе и (или) размере, не превышающем размера, уста­новленного статьей 36 настоящего Кодекса.

Добросовестность, открытость и непрерывность владения земель­ным участком подтверждаются сведениями, внесенными в земельно-кадастровую документацию, либо строительным паспортом и (или) паспортом домовладения и (или) документами об уплате земельного налога.

1. Возможность приобретения права на земельный участок по давности владения впервые предусмотрена земельным зако­нодательством. Ранее институт приобретательной давности зак­реплялся лишь ГК. Согласно ст. 235 ГК лицо — гражданин или юридическое лицо, в собственности которого не находится иму­щество, но которое добросовестно, открыто и непрерывно владе­ет им как своим собственным недвижимым имуществом в те­чение пятнадцати лет приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность). Право собственности на недвижимое имущество, подлежащее государственной регис­трации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации. Та­ким образом, ГК предусматривает данное основание лишь для приобретения права собственности и не отражает специфику воз­никновения прав на землю.

В литературе отмечается, что необходимость введения в зако­нодательство института приобретательной давности связано с ут­ратой привилегированного положения государства-собственника1.

2. Комментируемая статья предусматривает, что приобрести права на земельный участок по давности владения могут лишь граждане Республики Беларусь, в отличие от ГК, относящего к субъектам, имеющим возможность приобрести право собствен­ности по данному основанию, граждан независимо от их граж­данства и юридических лиц.

Лицо, претендующее на приобретение права на землю по дав­ности владения, владея земельным участком без правового ос­нования, является беститульным владельцем. Если лицо владе­ет земельным участком на основе определенного титула, приоб­ретение иного права, например права собственности, на этот зе­мельный участок по давности владения исключается2. Исходя из положений комментируемой статьи, беститульность владе­ния выражается в следующем:

— у гражданина отсутствуют документ о предоставлении зе­мельного участка либо документ, удостоверяющий право на зе­мельный участок;

— гражданин использует земельный участок, граница и (или) размер которого не совпадают с границей и (или) размером, ука­занными в документе о предоставлении земельного участка либо документе, удостоверяющем право на земельный участок.

Для приобретения права на землю по давности владения не­обходим сложный юридический состав, состоящий из следую­щих юридических фактов:

1) длительное владение — в течение пятнадцати и более лет;

2) открытое владение;

3) непрерывное владение;

1 Суханов Е.А. Российский закон о собственности: научно-практический комментарий / Е.А.

2 Комментарий к Гражданскому кодексу Республики Беларусь с приложе­ нием актов законодательства и судебной практики (постатейный): в 3 кн. Кн. 1. Разд. I. Общие положения. Разд. II. Право собственности и другие вещные права / отв. ред. и руководитель авторского коллектива: д.ю.н., проф., засл. юрист БССР В.Ф. Чигир. Минск, 2005. С. 835.

4) добросовестное владение;

5) государственная регистрация1.

Комментируемая статья разъясняет, что добросовестность, открытость и непрерывность владения земельным участком подтверждаются сведениями, внесенными в земельно-кадастро­вую документацию, либо строительным паспортом и (или) пас­портом домовладения и (или) документами об уплате земельно­го налога. Подобное указание обусловлено тем, что ранее зако­нодательство не всегда требовало получения землепользовате­лем правоустанавливающих документов на землю. Так, ст. 30 КоЗ предусматривала, что граждане Республики Беларусь, име­ющие земельные участки для строительства и обслуживания жилого дома, ведения личного подсобного хозяйства, предостав­ленные им до принятия КоЗ и не получившие документов, удо­стоверяющих их право на земельные участки, владеют и пользу­ются этими земельными участками до получения документов, удостоверяющих право на пользование, право на пожизненное наследуемое владение этими участками. При этом сроки полу­чения таких документов не устанавливались.

Следует также отметить, что в соответствии с Законом о платежах за землю граждане являются плательщиками земель­ного налога и в отношении земельных участков, которыми они фактически пользуются, даже если земельный участок не заре­гистрирован в установленном порядке либо у них отсутствуют документы, удостоверяющие право на земельные участки. При этом предусматриваются повышенные ставки земельного нало­га на земельные участки, самовольно занятые, превышающие по площади установленные нормы отвода (см. комментарий к ст. 32). Однако в последнем случае уплата земельного налога не может являться основанием для приобретения права на зе­мельный участок по давности владения даже при соблюдении прочих условий, т.к. превышение предельных размеров земель­ных участков, установленных ст. 36 Кодекса о земле, не допус­кается.

1 Комментарий к Гражданскому кодексу Республики Беларусь с приложе­нием актов законодательства и судебной практики (постатейный): в 3 кн. Кн. 1. Разд. I. Общие положения. Разд. И. Право собственности и другие вещные права / отв. ред. и руководитель авторского коллектива: д.ю.н., проф., засл. юрист БССР В.Ф. Чигир. Минск, 2005. С. 835.

При наличии вышеназванных юридических фактов гражда­нин Республики Беларусь имеет возможность приобрести в ус­тановленном порядке следующие права на земельный участок: право собственности, пожизненного наследуемого владения или аренды. Отсутствие в комментируемой статье специальных ука­заний позволяет сделать вывод, что выбор приобретаемого пра­ва на землю осуществляется самим гражданином с учетом тре­бований действующего земельного законодательства, предъяв­ляемых к субъектам и целевому назначению пользования зем­лями на соответствующих титулах. При этом земельный учас­ток приобретается по давности владения в сложившейся грани­це и (или) размере, не превышающем предельных размеров зе­мельных участков для соответствующих целей (см. коммента­рий к ст. 12, 14, 36).

Приобретение права на земельный участок в результате длительного владения

Автор: Ксения КОБАСА, адвокат Минской областной юридической консультации № 2 13 Март 2013 .

С принятием в 2008 году Кодекса Республики Беларусь о земле (далее — КоЗ) в законодательстве об охране и использовании земель нашей страны появился новый способ возникновения прав на земельные участки — приобретение прав на земельный участок, владение которым осуществляется в течение длительного времени.

В силу ст. 44 КоЗ граждане Республики Беларусь, у которых отсутствует документ о предоставлении земельного участка либо документ, удостоверяющий право на земельный участок, или которые используют земельный участок, граница и (или) размер которого не совпадают с границей и (или) размером, указанными в документе о предоставлении земельного участка либо документе, удостоверяющем право на земельный участок, но которые добросовестно, открыто и непрерывно владеют земельным участком как своим собственным в течение 15 и более лет, имеют право в соответствии с законодательством приобрести этот земельный участок в частную собственность или получить его в пожизненное наследуемое владение, аренду в сложившейся границе и (или) размере. При этом нужно помнить, что предельные размеры земельных участков закреплены в ст. 36 КоЗ. Они зависят от целей, для которых испрашивается и предоставляется земельный участок.

Появление в КоЗ ст. 44 было воспринято землепользователями весьма оптимистично. Не разобравшись в содержании статьи и в механизме ее действия, многие граждане посчитали, что смогут получить в установленном порядке права на землю, которой они пользовались самовольно, да еще самостоятельно выбрать вид права. Как следствие, появились заявления в исполнительные комитеты, отказы в удовлетворении таких заявлений, а в результате — и судебные споры, заканчивающиеся не в пользу граждан.

Между тем для достижения желаемого результата землепользователю стоило бы не только изучить интересующую его норму законодательства, но и уметь правильно интерпретировать эту норму, понять, как она действует. Надеемся, что как раз в этом наша статья и поможет читателям.

Случаи беститульного владения земельным участком

Для возникновения права на земельный участок по законодательству Республики Беларусь требуются и решение о его предоставлении, и правоудостоверяющие документы. Однако законодательством предусмотрены случаи, когда само решение о предоставлении является единственным документом, подтверждающим обоснованность владения. Так, право временного пользования земельным участком, предоставленным для строительства (установки) временных индивидуальных гаражей на придомовой территории, огородничества, сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных, осуществляется на основании решения о предоставлении земельного участка, принятого государственным органом, осуществляющим государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель, без выдачи документа, удостоверяющего право временного пользования земельным участком.

Норма ст. 44 КоЗ предусматривает 3 варианта беститульного владения.

В первом речь идет о ситуации, когда право на земельный участок не возникло в силу того, что земельный участок не был предоставлен лицу в установленном законодательством порядке решением местного исполнительного комитета, то есть у лица отсутствует первоначальное основание для возникновения права на землю. Если не говорить о самозахвате земельного участка, о котором не идет речь в данной статье, то на практике такая ситуация возможна, например, если за гражданином (обычно в сельской местности) числится домовладение, но решения о предоставлении земельного участка для его обслуживания не принималось. В похозяйственных книгах, которые велись в сельских исполнительных комитетах, могут содержаться сведения о том, что за гражданином числится это домовладение (указываются также хозяйственные постройки) и определенное количество земли, которой гражданин пользуется. Владение землей в этой ситуации, конечно, будет беститульным, но противоправным оно не является.

Во втором случае право на земельный участок не возникло либо не перешло в силу отсутствия свидетельства (удостоверения) о государственной регистрации, выдаваемого организацией по государственной регистрации документа, удостоверяющего права на земельные участки, выдаваемого в соответствии с законодательством об охране и использовании земель, в том числе до 1 февраля 2006 г. То есть в этом случае гражданин просто не обратился за государственной регистрацией возникновения, перехода своего права, вследствие чего оно и не возникло (не перешло). Также в рассматриваемом случае на практике встречаются ситуации, когда у гражданина есть только решение о предоставлении земельного участка, но земельный участок не создан в установленном законодательством порядке, не имеет границ, не зарегистрирован.

Вместе с тем, если есть решение о предоставлении земельного участка, но возникновение права не зарегистрировано, владение нельзя считать в полной мере беститульным, по крайней мере его нельзя считать самовольным захватом земельного участка, так как ранее не существовало пресекательных сроков для обращения за государственной регистрацией. Более того, граждане в сельской местности полагали, что решение исполнительного комитета само по себе является документом, удостоверяющим их право.

В третьем случае речь идет о ситуации, когда у гражданина имеется решение о предоставлении земельного участка либо иной предусмотренный законодательством документ (договор купли-продажи, свидетельство о праве на наследство), имеются документы, удостоверяющие права на земельный участок, но в силу определенных причин гражданин пользуется территорией, находящейся за пределами установленных в соответствии с законодательством границ принадлежащего ему земельного участка. В данном случае беститульность владения действительно имеет место, но не в отношении всего участка, а в отношении части.

Если внимательно вчитаться в ст. 44 КоЗ, то увидим, что ее норма ограничивает возможность приобретения права на земельный участок по давности владения конкретными случаями,а именно:

  • отсутствие документа о предоставлении земельного участка;
  • отсутствие документа, удостоверяющего право на земельный участок;
  • использование земельного участка, граница и (или) размер которого не совпадают с границей и (или) размером, указанными в документе о предоставлении земельного участка либо документе, удостоверяющем право на земельный участок.

При этом владеть вожделенным участком необходимо:

длительно — не менее 15 лет;

В целях недопущения возникновения прав на самовольно занятые земельные участки норма ч. 2 ст. 44 КоЗ указывает на конкретные документальные доказательства, которыми подтверждается добросовестность, открытость и непрерывность владения земельным участком: сведения, внесенные в земельно-кадастровую документацию, строительный паспорт и (или) паспорт домовладения и (или) документы об уплате земельного налога.

Что значит владеть добросовестно?

Владение всегда признается добросовестным, если владелец не знал и не должен был знать, что он приобретает владение незаконно, не имел правового титула. Однако тот, кто претендует на приобретение имущества в собственность в силу приобретательной давности в момент вступления во владения, зачастую знает, что он не имеет на это правового основания (титула). Понятие добросовестности, прежде всего, соединено с таким признаком, как отсутствие знания владельца о незаконности своего владения. В противном случае владелец будет лицом, умышленно завладевшим чужим имуществом помимо воли его собственника. Полагаем, что говорить о добросовестности завладения недвижимым имуществом (в том числе и земельным участком) можно лишь в случаях, когда владелец предполагает, что имеющиеся у него правоустанавливающие документы имеют юридическую силу и закрепляют право собственности на недвижимость.

Во всех рассмотренных ситуациях беститульного владения земельным участком, на которые указывается в ст. 44 КоЗ, гражданин предполагает, что пользуется земельным участком на законных основаниях. Ведь правосознание и правопонимание простых землепользователей, к сожалению, не идет в ногу с развитием законодательства об охране и использовании земель. Ввиду этого граждане, например, полагают, что наличие записей в земельно-кадастровых книгах, похозяйственных книгах сельских исполкомов, решений о предоставлении (выделении) земельных участков, техпаспортов на дома, квитанций об оплате земельного налога действительно достаточно для закрепления их прав на недвижимость.

Между тем ст. 44 КоЗ содержит исчерпывающий перечень доказательств добросовестности, открытости и непрерывности владения земельным участком: сведения, внесенные в земельно-кадастровую документацию, либо строительный паспорт и (или) паспорт домовладения и (или) документы об уплате земельного налога.

Однако в случае умышленного захвата гражданин не сможет предоставить документы, подтверждающие добросовестность, открытость и непрерывность владения земельным участком, так как завладел им в результате противоправных действий, пускай даже во время не пресеченных со стороны соответствующих органов. Самовольно занятый земельный участок возвращается по принадлежности независимо от срока владения им.

Добросовестность может иметь место и тогда, когда гражданин пользуется территорией сверх размера, предоставленного земельного участка, в силу несоответствия фактических границ земельного участка юридическим. Следствием этого является пользование землями, которые не были предоставлены в установленном порядке. Такое пользование может иметь место при ошибках, допущенных при выполнении работ по установлению границ земельных участков, которые привели к тому, что часть земель в пределах установленных законодательством размеров земельного участка, которыми гражданин пользовался, не включены в юридические границы земельного участка, отраженные в документах о государственной регистрации. Гражданин может и не знать, что часть земельного участка, которым он фактически пользуется, включена в состав земельного участка соседа либо не включена в состав его земельного участка, так как не был ознакомлен с установленными границами земельных участков на местности.

Владение имуществом как своим собственным, в том числе земельным участком — еще один обязательный признак приобретения права на землю по давности владения. Применительно к земельному участку, на наш взгляд, владелец должен выполнять все обязанности, установленные в ст. 70 КоЗ, например, использовать земельный участок по целевому назначению, осуществлять мероприятия по охране земель и т.д. Полагаем, что владеть земельным участком как своим собственным, стало возможным для граждан только с 1993 года, а именно с момента вступления в силу Закона Республики Беларусь от 16.06.1993 № 2417-XII «О праве собственности на землю».

Таким образом, об исчислении 15-летнего срока можно вести речь только с 1 сентября 1993 г.

Возможно ли возникновение права собственности в силу ст. 44 КоЗ на участок, находящийся на праве частной собственности или на ином праве у другого гражданина?

Если гражданин сознательно начал осваивать чужой земельный участок, то речь идет о самозахвате, следовательно, будет отсутствовать признак добросовестности. Но допустим, что земельный участок брошен прежним землепользователем (собственником). В этом случае нельзя предоставить участок новому землепользователю, предварительно не прекратив право прежнего землепользователя. После прекращения такого права местный исполнительный комитет будет принимать решение о судьбе земельного участка исходя из норм действующего законодательства, в том числе рассматривать заявление о предоставлении его фактическому пользователю. Представляется сомнительным, что гражданин будет иметь строительный паспорт, паспорт домовладения в данном случае, либо оплачивать земельный налог. Получение указанных документов без ведома государственных органов невозможно. А если последние знают о том, что участок брошен и на нем ведет деятельность иное лицо, то должны быть приняты меры по прекращению права лица, бросившего участок, после чего участок можно предоставить фактическому владельцу в соответствии с законодательством об охране и использовании земель.

Открытость и непрерывность

Открытость владения предполагает, что лицо не скрывает своего обладания имуществом перед третьими лицами, владеет, не таясь. Все, кто соприкасался с владельцем и его имуществом, имели возможность наблюдать владение данным имуществом.

В то же время непрерывным будет считаться владение, если оно не прерывалось в течение всего срока. Непрерывность владения означает, что к владельцу не предъявлялся иск собственника об отобрании у него имущества и что он не признавал права собственности на данное имущество другого лица. Очевидно, что владелец, претендующий на земельный участок по давности владения, не должен совершать действий, свидетельствующих об его устранении от владения и пользования земельным участком.

Об открытости владения может говорить ограждение земельного участка, наличие на нем насаждений и т.д. Открытое владение земельным участком может быть как постоянным, так и сезонным (например, на период посадки, выращивания и сбора урожая). Сезонность не лишает его признака непрерывности.

Беститульное, добросовестное, открытое, непрерывное владение земельным участком как своим собственным должно иметь место в течение 15 лет. Исходя из положений ч. 3 ст. 98 КоЗ при исчислении срока владения земельным участком учитывается и период, когда добросовестное и открытое владение земельным участком началось до 1 января 2009 г. и продолжилось после вступления в силу действующего КоЗ.

Вид права, на котором фактический владелец сможет приобрести земельный участок, зависит не только от его собственного желания, но также от местного исполнительного органа, который будет рассматривать заявление гражданина, а значит, и отказать в предоставлении земельного участка на запрашиваемом праве, предложив, например, аренду вместо права пожизненного наследуемого владения и т.п.

Свои особенности имеет порядок возникновения права на земельный участок в силу ст. 44 КоЗ, которая не содержит порядка приобретения земельного участка на перечисленных правах, а лишь указывает на то, что граждане имеют право в соответствии с законодательством приобрести этот земельный участок. Вместе с тем в постановлении Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 22.12.2011 № 9 «О практике рассмотрения судами земельных споров» установлено, что граждане Республики Беларусь, претендующие на приобретение земельного участка в частную собственность, в пожизненное наследуемое владение, аренду на основании ст. 44 КоЗ, приобретают это право по решению соответствующего исполнительного и распорядительного органа. Решение исполнительного и распорядительного органа по данному вопросу может быть обжаловано в суд. Следовательно, гражданин должен обращаться с соответствующим заявлением в местный исполнительный орган, наделенный полномочиями по предоставлению земельных участков, предоставить документы (выписки из них), указанные в ст. 44 КоЗ, а в случае отказа обжаловать его в судебном порядке. Суд рассматривает жалобы на отказ в предоставлении земельного участка, проверяя этот отказ на соответствие законодательству.

Таким образом, претендуя на получение земельного участка по давности владения, гражданину необходимо:

  • честно ответить самому себе на вопрос о том, не является ли земля, на которую он претендует, самовольно захваченной;
  • проверить, совпадают ли обстоятельства, в силу которых он владеет земельным участком без правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов с обстоятельствами, описанными в ст. 44 КоЗ и нашей статье;
  • проверить, имеются ли документы, которыми в силу закона подтверждается добросовестность, открытость и непрерывность владения земельным участком.

Если ответ на первый вопрос будет отрицательный, а на последующие два — положительные, можно смело обращаться в исполнительный комитет по месту нахождения земельного участка с заявлением о его предоставлении. Правовые основания для приобретения земли по давности владения у вас в таком случае имеются.

«Личный юрист», № 5/2012