Защита прав интеллектуальной собственности в рб

Гражданско-правовая защита

Судебный порядок защиты прав на объекты интеллектуальной собственности осуществляется путем подачи в суд искового заявления или жалобы на решение административного органа.

В соответствии с законодательством Республики Беларусь дела по спорам, вытекающим из применения законодательства, регулирующего имущественные и личные неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием (выявлением, выведением), правовой охраной и использованием объектов промышленной собственности, а также дела по жалобам на решения Апелляционного совета при патентном органе подведомственны судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь (далее — судебная коллегия).

Судебная коллегия рассматривает гражданские дела по первой инстанции. Решение Верховного Суда Республики Беларусь обжалованию и опротестованию в кассационном порядке не подлежит. Решение судебной коллегии может быть опротестовано в надзорной инстанции.

Законодательство Республики Беларусь предусматривает следующие гражданско-правовые способы защиты исключительных прав:

  • признание права;
  • восстановление положения, существовавшего до нарушения права;
  • пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
  • возмещение убытков, включая упущенную выгоду;
  • взыскание дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения исключительного права;
  • взыскание неустойки;
  • выплата компенсации;
  • изъятие материальных объектов, с помощью которых нарушены исключительные права, и материальных объектов, созданных в результате такого нарушения;
  • обязательная публикация о допущенном нарушении с включением в нее сведений о том, кому принадлежит нарушенное право;
  • удаление с товара или его упаковки незаконно используемого товарного знака или обозначения, сходного с ним до степени смешения, и (или) уничтожения изготовленных изображений товарного знака или обозначения, сходного с ним до степени смешения;
  • ареста или уничтожения товаров, в отношении которых был незаконно применен товарный знак;
  • наложения штрафа в пользу потерпевшей стороны в размере стоимости товара, в отношении которого был незаконно применен товарный знак;
  • удаления с товара, его упаковки, бланков и иной документации незаконно используемого географического указания или обозначения, сходного с ним до степени смешения, уничтожения изготовленных изображений географического указания или обозначения, сходного с ним до степени смешения, а если это невозможно, – изъятия и уничтожения товара и (или) упаковки;
  • иные способы, предусмотренные законом.
  • Защита прав интеллектуальной собственности

    В современном мире особое значение приобретает интеллектуальная собственность как результат интеллектуальной деятельности человека, который позволяет решить техническую задачу новым способом, более эффективным образом, придать товару новую форму и привлекательный внешний вид, быстрее продать произведенную продукцию.

    Интеллектуальная собственность предоставляет ее владельцу выгоду по сравнению с его конкурентами, и именно эта выгода заставляет конкурентов идти на нарушение прав интеллектуальной собственности. По этой причине правообладатели сталкиваются с проблемой защиты прав интеллектуальной собственности для пресечения нарушений и возмещения убытков.

    Законодательство предусматривает следующие виды объектов интеллектуальной собственности:

    — объекты авторского права и смежных прав;

    — объекты промышленной собственности.

    Авторское право позволяет защитить права автора или исполнителя. Именно с помощью этих прав возможно наказать лицо, которое незаконно издает чужую книгу, неправомерно распространяет видеозапись.

    Право промышленной собственности распространяет свое действие на такие объекты, как, например, изобретения или товарные знаки.

    Дополнительно авторское право и право промышленной собственности отличается по процедуре возникновения правовой охраны. Для авторских прав отсутствуют формализованные процедуры, права возникают одновременно с созданием самого произведения. По этой причине отсутствуют какие-либо документы, выдаваемые уполномоченным органом, и подтверждающие существующее авторское право и указывающее кому оно принадлежит.

    Для объектов промышленной собственности необходимо проведение особой экспертизы патентным органом и правовая охрана возникает только после внесения сведений об охраняемом объекте в специальный государственный реестр. После включения патентным органом изобретения в государственные реестр владельцу выдается патент, удостоверяющий исключительные права изобретателя. Исключительные права на товарный знак удостоверяются свидетельством.

    Необходимые меры по правовой охране интеллектуальной собственности включают в себя:

    правильное оформление подаваемой заявки (именно на этой стадии определяется дальнейший объем правовой охраны);

    меры по правильному использованию уже зарегистрированного объекта интеллектуальной собственности (особенно это важно относительно товарных знаков, когда неправильное использование товарного знака может привести к потере правовой охраны);

    контроль за отсутствием неправомерных действий со стороны конкурентов и пресечение возможных нарушений, аннулирование правовой охраны патентов или свидетельств иных лиц, которые мешают полноценному использованию собственных охраняемых объектов интеллектуальной собственности – т.е., непосредственно правовая защита интеллектуальной собственности.

    Специалисты ОДО «Горячко, Недвецкий и партнеры» помогут Вам определиться с верными действиями как на стадии выявления объектов, чье патентование является необходимым, так и на стадии защиты интеллектуальной собственности.

    Имея значительный опыт в области защиты прав на объекты интеллектуальной собственности наши специалисты помогут зафиксировать правонарушение, подготовить все документы, необходимые для подачи иска в суд и принять участие непосредственно в судебном процессе.

    Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь

    ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

    2 марта 2012 г. № 205

    Об утверждении стратегии Республики Беларусь в сфере интеллектуальной собственности на 2012–2020 годы

    Изменения и дополнения:

    Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 июня 2013 г. № 524 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 27.06.2013, 5/37453) ;

    Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 октября 2014 г. № 1013 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 01.11.2014, 5/39639) ;

    Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19 января 2016 г. № 31 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 26.01.2016, 5/41578) ;

    Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21 марта 2018 г. № 208 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 24.03.2018, 5/44945)

    Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

    1. Утвердить прилагаемую стратегию Республики Беларусь в сфере интеллектуальной собственности на 2012–2020 годы.

    2. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.

    Первый заместитель Премьер-министра
    Республики Белару сь

    Постановление
    Совета Министров
    Республики Беларусь

    Стратегия Республики Беларусь в сфере интеллектуальной собственности на 2012–2020 годы

    ГЛАВА 1
    ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    В условиях формирующейся экономики знаний в мире поступательно изменяются основы и структура мирового производства, возрастает составляющая высокотехнологичной продукции и нематериальных активов.

    Как следствие этих процессов современное управление экономикой осуществляется с учетом торговых аспектов интеллектуальной собственности, патентно-правовых характеристик рынков и основывается на использовании инструментов охраны, управления и защиты интеллектуальной собственности.

    Инновационный путь социально-экономического развития, включающий структурную модернизацию экономики, развитие высокотехнологичных производств, наращивание экспортного потенциала, является ключевым приоритетом Республики Беларусь на ближайшую перспективу.

    На современном этапе национальная система интеллектуальной собственности является действенным механизмом социально-экономического развития государства. Она включает развитое законодательство и инфраструктуру, обеспечивающую реализацию государственной и отраслевой политики в сфере интеллектуальной собственности, решение широкого спектра задач в области охраны, управления и защиты интеллектуальной собственности.

    Республика Беларусь активно участвует в международном сотрудничестве и в рамках выполнения своих обязательств, вытекающих из соответствующих международных соглашений, обеспечивает реализацию международных стандартов в сфере интеллектуальной собственности.

    Стратегия Республики Беларусь в сфере интеллектуальной собственности на 2012–2020 годы (далее – стратегия) является продолжением работы по развитию национальной системы интеллектуальной собственности, которая осуществлялась в соответствии с Государственной программой по охране интеллектуальной собственности на 2008–2010 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 ноября 2007 г. № 1555 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 287, 5/26199), другими программными документами, а также решениями Президента Республики Беларусь и Совета Министров Республики Беларусь.

    Стратегия направлена на обеспечение реализации основных приоритетов социально-экономической политики и определяет дальнейшие цели и направления государственной политики и соответствующие им задачи в сфере интеллектуальной собственности.

    ГЛАВА 2
    ЦЕЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

    Основными целями государственной политики в сфере интеллектуальной собственности являются:

    в краткосрочной перспективе – завершение формирования институциональных основ функционирования национальной системы интеллектуальной собственности, отвечающей актуальным и перспективным потребностям экономики и общества;

    в долгосрочной перспективе – комплексная интеграция национальной системы интеллектуальной собственности в социально-экономическую политику государства и повышение на этой основе конкурентоспособности экономики Республики Беларусь.

    С учетом поставленных целей реализация государственной политики в сфере интеллектуальной собственности будет осуществляться по следующим основным направлениям:

    развитие законодательства в сфере интеллектуальной собственности;

    развитие инфраструктуры в сфере интеллектуальной собственности;

    развитие функциональных направлений в сфере интеллектуальной собственности (обеспечение охраны, оценка и другое);

    совершенствование работы в области управления интеллектуальной собственностью на ведомственном (отраслевом) уровне, в учреждениях науки и образования, организациях творческой и торгово-промышленной сфер;

    развитие национального брендинга на основе конкурентоспособных секторов экономики (направлений хозяйственной деятельности) и использования механизмов управления интеллектуальной собственностью;

    развитие комплекса финансовых, моральных и других инструментов стимулирования, направленных на расширение практики создания и использования объектов интеллектуальной собственности;

    развитие механизмов правомерного доступа общественности к мировым достижениям науки, литературы и искусства для обеспечения устойчивого социально-экономического развития;

    совершенствование механизмов защиты и расширение комплекса мер по противодействию нарушениям в сфере интеллектуальной собственности;

    повышение уровня значимости интеллектуальной собственности, деятельности творческих работников (новаторов), а также субъектов хозяйствования, использующих интеллектуальную собственность для создания новых рабочих мест и выпуска конкурентоспособной продукции.

    Ожидаемым результатом от реализации стратегии станет повышение конкурентоспособности белорусских товаропроизводителей и экономики в целом, базирующееся на эффективном управлении интеллектуальной собственностью.

    ГЛАВА 3
    РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

    Законодательство в сфере интеллектуальной собственности представляет собой многоуровневую систему, соответствующую современным международным стандартам и регулирующую отношения в области охраны и использования товарных знаков, изобретений, промышленных образцов, сортов растений, компьютерных программ, произведений науки, литературы и искусства и других объектов интеллектуальной собственности.

    Законодательную базу указанной системы составляют нормы Гражданского кодекса Республики Беларусь и законы о правовой охране объектов интеллектуальной собственности.

    Вопросы ответственности за нарушения прав интеллектуальной собственности, оценки объектов интеллектуальной собственности, осуществления административных процедур, связанных с обеспечением охраны интеллектуальной собственности, стимулирования создания и использования объектов интеллектуальной собственности, а также финансово-экономические аспекты управления интеллектуальной собственностью урегулированы нормативными правовыми актами смежных отраслей законодательства.

    Республика Беларусь является участницей международных договоров, функционирующих под эгидой Всемирной организации интеллектуальной собственности (далее – ВОИС), а также членом Евразийской патентной организации (ЕАПО). Как показывает практика, соответствующее современным международным стандартам, включая Соглашение Всемирной торговой организации по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, принятое в г. Марракеше 15 апреля 1994 года, законодательство Республики Беларусь позволяет отечественным и зарубежным субъектам обеспечивать надежную охрану и эффективное использование результатов интеллектуальной деятельности, получать дополнительную прибыль, конкурентные преимущества и гарантирует устойчивое и защищенное присутствие товаров (услуг) на внутреннем и внешних рынках.

    Основными направлениями совершенствования законодательного регулирования в сфере интеллектуальной собственности являются:

    гармонизация национального законодательства с учетом признанных на международном уровне принципов законодательного регулирования в сфере интеллектуальной собственности с законодательством основных геополитических и экономических партнеров Республики Беларусь, в том числе в рамках соответствующих региональных объединений (союзов) государств;

    развитие законодательства с учетом экономических аспектов управления интеллектуальной собственностью (распределение прав, бухгалтерский учет, амортизация, налогообложение, оценка, стимулирование создания и использования объектов интеллектуальной собственности и другое);

    унификация подходов в правовом регулировании охраны различных объектов интеллектуальной собственности;

    поступательное замещение законами подзаконных актов и увеличение кодифицированной составляющей законодательства, обеспечивающей системность и комплексность регулирования отношений в сфере интеллектуальной собственности.

    В целях повышения инвестиционной привлекательности Республики Беларусь, развития деловой инициативы необходимо законодательно урегулировать переход на единую шкалу патентных пошлин для резидентов и нерезидентов Республики Беларусь и предусмотреть дифференциацию их размеров, стимулирующую использование инструментов охраны интеллектуальной собственности в деловой среде, а также развитие приоритетных для государства технологий и производств.

    ГЛАВА 4
    РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ СИСТЕМЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

    Инфраструктура системы интеллектуальной собственности представлена следующими основными элементами:

    организационная структура, реализующая функции государственного регулирования и управления в сфере охраны прав на объекты интеллектуальной собственности на республиканском уровне, – Государственный комитет по науке и технологиям;

    организационные структуры, реализующие функции управления интеллектуальной собственностью на уровне отраслей и организаций, – отраслевые службы интеллектуальной собственности и службы интеллектуальной собственности организаций;

    специальные институты, обеспечивающие выполнение отдельных функций в сфере интеллектуальной собственности, – судебная коллегия по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда, Республиканская научно-техническая библиотека, Белорусское общество изобретателей и рационализаторов, патентные поверенные и оценщики объектов интеллектуальной собственности.

    Государственное учреждение «Национальный центр интеллектуальной собственности» является одним из ключевых элементов национальной системы интеллектуальной собственности. В связи с этим для решения основных задач в сфере интеллектуальной собственности необходимо создать на его базе интегрированный комплекс охраны и управления интеллектуальной собственностью, который объединит следующие функциональные направления:

    охрана интеллектуальной собственности;

    оценка и учет интеллектуальной собственности;

    управление правами (лицензирование и другое);

    мониторинг использования интеллектуальной собственности и соблюдения законодательства;

    формирование и ведение государственного патентного фонда;

    дополнительное образование взрослых в сфере интеллектуальной собственности.

    В рамках совершенствования деятельности указанного государственного учреждения как патентного органа должны быть решены задачи модернизации его материально-технического обеспечения и улучшения качества работы на основе оптимизации кадрового обеспечения, совершенствования технологических процессов, правовых процедур, включая сокращение срока рассмотрения заявок на регистрацию товарных знаков и знаков обслуживания, и порядка финансирования. В рамках осуществления функций патентного органа необходимо развивать электронную обработку заявочных документов и совершенствовать систему электронного документооборота.

    Государственное учреждение «Национальный центр интеллектуальной собственности» наряду с выполнением в соответствии с законодательством функций патентного органа должно проводить консультации и предоставлять юридические и другие услуги в сфере интеллектуальной собственности.

    На современном этапе общегосударственной проблемой является недостаток собственного опыта и функциональных возможностей по коммерциализации инновационных разработок. Для решения указанной проблемы необходимо создание при ведущих научных учреждениях и учреждениях образования страны организационных структур по охране и использованию объектов интеллектуальной собственности.

    В области совершенствования механизмов защиты интеллектуальной собственности перспективными задачами являются:

    развитие потенциала Апелляционного совета при патентном органе как досудебной инстанции разрешения споров в сфере интеллектуальной собственности;

    проработка возможностей по использованию досудебных и альтернативных способов разрешения споров в сфере интеллектуальной собственности.

    В соответствии с экспортной политикой Республики Беларусь необходимо расширение практики использования возможностей загранучреждений страны, которые должны иметь возможность давать рекомендации белорусским субъектам хозяйствования и консультировать их по вопросам интеллектуальной собственности в зарубежном государстве. Частной задачей в данном направлении является укрепление кадрового потенциала таких учреждений специалистами в сфере интеллектуальной собственности.

    Залогом эффективного управления интеллектуальным ресурсом Республики Беларусь является должная организация деятельности непосредственно субъектов хозяйствования, выступающих в качестве владельцев (пользователей) прав на объекты интеллектуальной собственности. Поэтому на современном этапе необходимо обеспечить укрепление отраслевой и региональной инфраструктуры системы интеллектуальной собственности Беларуси, повысить эффективность решения вопросов охраны и управления интеллектуальной собственностью на уровне конкретных организаций, использовать на отраслевом уровне потенциал субъектов, осуществляющих патентные исследования, патентных поверенных, оценщиков объектов интеллектуальной собственности и других.

    Дальнейшее развитие в сотрудничестве с ВОИС в рамках реализации стратегии получит консультационно-методическая поддержка бизнеса на республиканском, отраслевом и региональном уровнях. Это позволит ускорить развитие деловой активности и распространить преимущества использования в деловой практике методов, основанных на интеллектуальной собственности.

    ГЛАВА 5
    РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ

    Несмотря на имеющиеся вопросы в части формирования законодательства и дальнейшего развития инфраструктуры в сфере интеллектуальной собственности, можно констатировать, что действующее законодательство позволяет выбирать тот или иной способ охраны объектов интеллектуальной собственности и использовать этот современный инструмент регулирования экономических отношений для повышения конкурентоспособности национальной экономики.

    На начало 2011 года на территории Беларуси действовали зарегистрированные на имя белорусских субъектов 3798 патентов на изобретения, 2502 патента на полезные модели, 591 патент на промышленные образцы, 14 444 свидетельства на товарные знаки и знаки обслуживания. При этом следует подчеркнуть, что принимаемые меры позволили повысить активность отечественных субъектов хозяйствования по охране объектов интеллектуальной собственности в Беларуси и за рубежом.

    Вместе с тем наличие положительной динамики не позволяет констатировать удовлетворительное состояние охраны объектов промышленной собственности субъектов Республики Беларусь за рубежом и использование интеллектуальной собственности при формировании корпоративных производств и товаропроводящих сетей. Частной задачей в данном направлении является решение вопросов охраны прав на объекты интеллектуальной собственности субъектов Республики Беларусь в условиях Евразийского экономического союза, одним из базовых принципов которого является свобода перемещения товаров через внутренние границы.

    Наряду с проблемой количества охраняемых субъектами Республики Беларусь объектов интеллектуальной собственности на современном этапе также существует проблема эффективности патентования. Так, из выданных государственным учреждением «Национальный центр интеллектуальной собственности» патентов в силе отечественными субъектами поддерживаются менее 40 процентов, что является следствием проблем как общей восприимчивости реального сектора к инновациям, отсутствия развитой инфраструктуры, так и готовности каждого конкретного изобретения к промышленному использованию, а также соответствия патентуемых разработок актуальным потребностям производства.

    Развитие мировой экономики осуществляется путем использования в производстве технологий V и VI технологических укладов. В то же время основная часть (более 80 процентов) патентуемых отечественными субъектами технических решений относится к IV и предшествующим технологическим укладам.

    Таким образом, необходимо усилить концентрацию организационных и финансовых ресурсов на поддержке научно-исследовательской деятельности, ориентированной на создание изобретений с высоким изобретательским уровнем.

    В настоящее время только около 10 процентов патентуемых в Республике Беларусь отечественными субъектами разработок (изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, сортов растений, топологий интегральных микросхем) является итогом реализации государственных научно-технических программ, что не отражает реальный вклад государства в научно-техническое развитие страны. К 2020 году количество заявок на охрану созданных в рамках реализации государственных научно-технических программ объектов промышленной собственности должно составлять не менее 30 процентов от общего числа поданных в государственное учреждение «Национальный центр интеллектуальной собственности» заявок на соответствующие объекты.

    Исходя из значительных инвестиций государства в развитие научно-технической и социально-культурной сфер необходимо формирование на уровне организаций системы мониторинга результатов интеллектуальной деятельности, созданных с использованием бюджетных средств. Следует принять меры по совершенствованию бухгалтерского учета, амортизационной политики, системы налогообложения и статистической отчетности в сфере интеллектуальной собственности с учетом необходимости формирования наряду с расходной частью бюджета его доходной части, связанной с созданием и использованием объектов интеллектуальной собственности, на республиканском и отраслевом уровнях.

    Анализ технических решений, патентуемых отечественными субъектами, показывает, что они пока не являются достаточной основой для развития соответствующих конкурентоспособных технологических направлений. В связи с чем необходимо обеспечивать проведение патентных исследований как на этапах формирования и реализации научно-технических и других типов программ, отдельных научных и инновационных проектов, так и при осуществлении торгово-промышленной деятельности, включая разработку прогнозов развития отраслей и организаций, освоение и реализацию товаров (услуг) на предполагаемых рынках сбыта. Необходимо сочетать направление отечественными субъектами финансовых средств на создание и охрану собственных разработок с привлечением для использования на лицензионной основе прав на объекты интеллектуальной собственности, принадлежащих зарубежным субъектам, а также использовать возможности информационного поиска для выявления конкурентоспособных технических решений, которые не защищены охранными документами и могут быть использованы на безвозмездной основе. Частной задачей в данном направлении является развитие в Беларуси потенциала организационных структур по трансферу технологий, которые должны осуществлять поиск и привлечение в отечественное производство технологий, в том числе принадлежащих зарубежным субъектам.

    В целях развития инновационной составляющей экономики необходимо усиление взаимодействия государственного и частного капитала, а также университетских и научно-исследовательских структур с промышленностью и бизнесом, в особенности с малым и средним бизнесом, дальнейшее развитие условий и стимулов для создания и использования объектов интеллектуальной собственности.

    В рамках развития общенационального брендинга необходимо использовать конкурентные преимущества продукции (товаров, услуг), выпускаемой белорусскими субъектами хозяйствования, основанные на географическом положении страны, с учетом особенностей национальной культуры, традиционных знаний, развивающихся в Беларуси новых технологий. Решение данной задачи в первую очередь актуально для повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной и пищевой отраслей промышленности, машиностроения, увеличения потенциала туристической отрасли и других секторов экономики, в рамках которых развиваются национальные бренды, формирующие имидж Республики Беларусь.

    ГЛАВА 6
    ЗАДАЧИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ И СТАНДАРТЫ ОХРАНЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НАРУШЕНИЯМ В СФЕРЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

    В целях повышения инвестиционной привлекательности и развития экономического потенциала Республики Беларусь необходимо в полном объеме обеспечить соответствие уровня охраны прав на объекты интеллектуальной собственности требованиям, вытекающим из международных обязательств Республики Беларусь, а также разработать механизм постепенного перехода к 2020 году к широкому использованию лицензионного программного обеспечения отечественными организациями.

    В то же время современный уровень развития интеллектуальной собственности ставит как первостепенную не столько задачу повышения стандартов охраны интеллектуальной собственности, сколько задачу эффективного регулирования свободного доступа к объектам интеллектуальной собственности и создания соответствующего потребностям общества режима их гражданского оборота, в особенности в социально значимых сферах (медицина, образование) и сферах интенсивного использования таких объектов (массовая информация, библиотечная деятельность).

    В области промышленной собственности требуют развития нормативное регулирование и практика использования механизмов принудительных лицензий в отношении технологий, имеющих приоритетное значение для развития здравоохранения, энергосбережения и других общественно значимых направлений деятельности.

    В области авторского права требует расширения практика обеспечения эффективного доступа белорусского общества к мировым достижениям науки, литературы и искусства, в частности в образовательной, научной, библиотечной деятельности, а также развития потенциала коллективного управления имущественными правами обладателей авторского права и смежных прав (далее – коллективное управление).

    Современный этап развития системы коллективного управления характеризуется значительным участием государства в обеспечении его эффективного функционирования. В перспективе необходимо активизировать формы участия непосредственно авторского сообщества и других обладателей авторского права и смежных прав в осуществлении коллективного управления.

    Соответствующая нормативная правовая база будет определять условия (порядок) создания и деятельности организаций по коллективному управлению, регулировать их отношения с обладателями прав на объекты авторского права и смежных прав и пользователями, а также другими организациями по коллективному управлению, закреплять с учетом анализа зарубежного опыта и потребностей Республики Беларусь сферы, в которых использование системы коллективного управления при реализации прав на объекты авторского права и смежных прав необходимо осуществлять одновременно в отношении всех объектов авторского права и смежных прав соответствующей категории.

    В целях обеспечения эффективного предотвращения и пресечения правонарушений в сфере интеллектуальной собственности необходимо совершенствование регулирования административно-правовых и уголовно-правовых отношений, предметом которых выступают объекты интеллектуальной собственности.

    Следует внести изменения в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Уголовный кодекс Республики Беларусь с целью конкретизировать составы соответственно административных правонарушений и преступлений в сфере интеллектуальной собственности.

    Необходимо обеспечить дальнейшее развитие на базе государственного учреждения «Национальный центр интеллектуальной собственности» системы мониторинга и контроля за соблюдением законодательства об интеллектуальной собственности. Приоритетами в области противодействия нарушениям в сфере интеллектуальной собственности являются противодействие изготовлению и распространению контрафактной продукции, борьба с организованной преступностью в данной области.

    Для установления реального состояния дел и выявления уровня контрафактной продукции необходимо постоянно обеспечивать мониторинг рынка интеллектуальной собственности, проводить системный анализ поступающей информации, осуществлять прогнозирование основных тенденций развития рынка товаров с использованием объектов интеллектуальной собственности на территории Республики Беларусь, а также формирование и ведение национальных баз данных в сфере интеллектуальной собственности.

    Следует анализировать и развивать возможности организованного участия непосредственно субъектов интеллектуальной собственности в работе по противодействию нарушениям в сфере интеллектуальной собственности.

    ГЛАВА 7
    РАЗВИТИЕ ПАТЕНТНО-ИНФОРМАЦИОННОГО И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

    Эффективное управление интеллектуальной собственностью требует обеспечения данного направления деятельности профессиональными кадрами. В этих целях в Республике Беларусь, в частности во всех учреждениях среднего специального и высшего образования, с 2006 года введен и преподается курс «Основы управления интеллектуальной собственностью». Вопросы управления интеллектуальной собственностью интегрированы в ряд образовательных программ учреждений образования. Обучение специалистов осуществляется на базе учебного центра государственного учреждения «Национальный центр интеллектуальной собственности». Информационно-методическое сопровождение деятельности в сфере интеллектуальной собственности обеспечивается в рамках журнала «Интеллектуальная собственность в Беларуси», развития соответствующих интернет-ресурсов, деятельности созданных и с 2007 года функционирующих во всех областных центрах и в г. Минске региональных консультационно-методических центров по вопросам интеллектуальной собственности.

    Существующая система образования и информационно-методического обеспечения в сфере интеллектуальной собственности не в полной мере отвечает актуальным потребностям экономики и требует дальнейшего развития по следующим основным направлениям:

    развитие основного и дополнительного образования в сфере интеллектуальной собственности;

    проведение научных исследований по актуальным вопросам интеллектуальной собственности, в том числе в рамках магистратуры, аспирантуры и докторантуры;

    совершенствование научно-методического обеспечения образования в сфере интеллектуальной собственности, в частности по защите прав на объекты интеллектуальной собственности в сфере информационных технологий;

    совершенствование процесса предоставления информационных услуг, профессиональных консультаций в сфере интеллектуальной собственности на базе государственного учреждения «Национальный центр интеллектуальной собственности» отраслевыми службами по охране и управлению интеллектуальной собственностью;

    реализация совместных образовательных проектов в сотрудничестве с ВОИС, Российской государственной академией интеллектуальной собственности, являющейся базовой организацией государств – участников Содружества Независимых Государств по подготовке, повышению квалификации и профессиональной переподготовке кадров в сфере интеллектуальной собственности.

    В краткосрочной перспективе должна быть решена задача по расширению практики повышения квалификации специалистов в сфере интеллектуальной собственности в учреждениях образования и иных организациях.

    ГЛАВА 8
    РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ

    Реализация стратегии осуществляется путем разработки и выполнения республиканских и отраслевых (ведомственных) мероприятий, в том числе путем выполнения первоочередных мероприятий по реализации стратегии на 2012–2013 годы согласно приложению 1, на 2014–2015 годы согласно приложению 2, на 2016–2017 годы согласно приложению 3, а также на 2018–2020 годы согласно приложению 4.

    Реализация стратегии осуществляется также посредством руководства ее положениями при формировании и реализации государственной и отраслевой политики в сфере интеллектуальной собственности и других сферах по вопросам, связанным с управлением интеллектуальной собственностью.

    К 2020 году планируется достигнуть следующих показателей в области охраны интеллектуальной собственности:

    увеличение до 30 процентов удельного веса подаваемых субъектами Республики Беларусь в государственное учреждение «Национальный центр интеллектуальной собственности» заявок на выдачу патентов на изобретения, являющиеся результатом научной и научно-технической деятельности и созданные за счет государственных средств, в общем количестве подаваемых заявок на выдачу патентов на изобретения;

    увеличение до 25 процентов удельного веса подаваемых субъектами Республики Беларусь в названное государственное учреждение заявок на выдачу патентов на изобретения, относящиеся к V и VI технологическим укладам, в общем количестве подаваемых заявок на выдачу патентов на изобретения;

    увеличение в 2 раза количества подаваемых субъектами Республики Беларусь международных заявок по процедуре Договора о патентной кооперации (РСТ) и заявок на получение патента в странах – участницах Евразийской патентной конвенции.

    Финансирование мероприятий по реализации стратегии осуществляется в установленном порядке за счет средств, предусмотренных в республиканском и местных бюджетах на эти цели, а также внебюджетных средств.

    Реализация отдельных положений стратегии будет осуществляться в сотрудничестве с ВОИС в соответствии с Программой сотрудничества между Правительством Республики Беларусь и Всемирной организацией интеллектуальной собственности.

    Методическое руководство по реализации стратегии обеспечивает Государственный комитет по науке и технологиям.

    В целях мониторинга реализации стратегии Государственный комитет по науке и технологиям на основе информации от заинтересованных государственных органов и организаций ежегодно до 25 февраля будет представлять в Совет Министров Республики Беларусь отчет о достигнутых результатах по реализации стратегии.

    к стратегии Республики Беларусь
    в сфере интеллектуальной
    собственности на 2012–2020 годы

    Первоочередные мероприятия на 2012–2013 годы по реализации стратегии Республики Беларусь в сфере интеллектуальной собственности на 2012–2020 годы

    Защита прав интеллектуальной собственности в рб

    Одной из основных функций таможенных органов государств-членов Евразийского экономического союза является обеспечение защиты прав на объекты интеллектуальной собственности в пределах своей компетенции.

    Таможенные органы каждого государства-члена Евразийского экономического союза ведут свои национальные таможенные реестры объектов интеллектуальной собственности в соответствии с законодательством государств-членов Евразийского экономического союза.

    ГТК Республики Беларусь ведет национальный таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (далее – национальный реестр) в соответствии с главой 44 Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» (далее – Закон). Для включения товарного знака или иного объекта интеллектуальной собственности (см. пункт 2 статьи 251 Закона) в национальный реестр правообладателю (его представителю) необходимо подать в ГТК Республики Беларусь заявление о принятии таможенными органами мер по защите прав на объект интеллектуальной собственности (далее – заявление).

    Требования к заявлению и порядок его рассмотрения определены в статье 252 Закона.

    В случае если при совершении таможенных операций, связанных с помещением под таможенные процедуры товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, включенные в национальный реестр, таможенным органом обнаружены признаки нарушения прав правообладателя на объекты интеллектуальной собственности, срок выпуска таких товаров приостанавливается на 10 рабочих дней.

    Таможенный орган не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения о приостановлении срока выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, уведомляет декларанта и правообладателя или лицо, представляющее его интересы или интересы нескольких правообладателей, о таком приостановлении, причинах и сроках приостановления, а также сообщает декларанту наименование (фамилию, имя, отчество (при наличии)) и место нахождения (адрес) правообладателя и (или) лица, представляющего его интересы или интересы нескольких правообладателей, а правообладателю или лицу, представляющему его интересы или интересы нескольких правообладателей, — наименование (фамилию, имя, отчество (при наличии)) и место нахождения (адрес) декларанта.

    В силу положений статьи 124 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) правообладателю или лицу, представляющему его интересы, предоставлены следующие возможности.

    В течение установленного срока приостановления срока выпуска товаров (10 рабочих дней) правообладатель (его представитель) может обратиться в уполномоченные органы (таможенные органы, органы внутренних дел, судебную коллегию по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь и др.) за защитой своих прав в соответствии с законодательством.

    По запросу правообладателя или лица, представляющего его интересы, установленный срок приостановления срока выпуска товаров (10 рабочих дней) может быть продлен таможенным органом, но не более чем на 10 рабочих дней, если указанные лица обратились в уполномоченные органы за защитой прав правообладателя в соответствии с законодательством.

    В качестве запроса, указанного в пункте 2 статьи 124 ТК ЕАЭС, можно рассматривать письменное обращение, содержащее, помимо просьбы о продлении срока приостановления срока выпуска товаров, сведения об имеющем месте факте обращения правообладателя (его представителя) за защитой своих прав в уполномоченные органы в соответствии с законодательством.

    По истечении срока приостановления срока выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, выпуск таких товаров возобновляется и производится в порядке, установленном ТК ЕАЭС, за исключением случаев, когда таможенному органу представлены документы, подтверждающие изъятие товаров, наложение на них ареста либо их конфискацию, либо иные документы в соответствии с законодательством.

    Если таможенному органу представлены документы, подтверждающие изъятие товаров, наложение на них ареста либо их конфискацию, срок выпуска таких товаров не возобновляется и таможенный орган отказывает в выпуске на основании подпункта 6) пункта 1 статьи 125 ТК ЕАЭС.

    До истечения установленного срока приостановления срока выпуска товаров правообладатель или лицо, представляющее его интересы, может обратиться в таможенный орган с заявлением об отмене решения о приостановлении срока выпуска товаров.

    После отмены решения о приостановлении срока выпуска товаров выпуск таких товаров возобновляется (часть первая пункта 11 статьи 124 ТК ЕАЭС).

    Следует отметить, что обращение правообладателя (его представителя),полученное таможней в ответ на уведомление о приостановлении срока выпуска товаров, содержащее волеизъявление, отличное от отмены решения о приостановлении срока выпуска товаров (например, выражающее возражение против ввоза либо помещения под таможенную процедуру, отказ в выпуске), не предусмотрено положениями статьи 124 ТК ЕАЭС. В связи с этим такое обращение не является основанием для изменения срока приостановления срока выпуска товаров либо отказа в выпуске товаров.