Закон улучшение жилищных условий москва

Оглавление:

Способы улучшения жилищных условий в Москве

Поскольку жильё в столице считается самым дорогим, многие граждане, остро нуждающиеся в новых квартирах, не имеют достаточно денежных средств для покупки.

Государство и муниципальные власти предоставляют нуждающимся москвичам ряд программ поддержки по улучшению условий проживания.

Прочтя статью, вы узнаете, как в столице проводится постановка в очередь на новое жильё.

Определение понятий

Оно возможно двумя путями:

  • Получения жилой недвижимости в собственность – либо с помощью ипотеки в банке, предоставляемой на льготных условиях, либо путём компенсаций и выплат (субсидии, сертификатов и т.п.).
  • Оформление аренды жилья, соответствующего всем нормам.

В соответствии с этими направлениями, государство даёт нуждающимся права на следующие виды помощи:

  • Получение субсидий на проведение ИЖС и приобретение жилплощади (как в новостройке, так и на вторичном рынке).
  • Программы соципотеки и иного кредитования, направленного на покупку жилья.
  • Соцнайм квартиры.
  • Оформление оплаты за жильё на удобных для льготников условиях (рассрочка и т.д.).

Законодательное регулирование вопроса

Важные вопросы, связанные с улучшением условий проживания нуждающихся граждан во всей стране, регламентируются в Жилищном кодексе РФ.

Помимо Федеральных законов, действует Закон, изданные властями Москвы – О предоставлении прав жителям столицы на жильё.

В нём закреплены основания постановки москвичей в очередь:

  • Квадратура жилья с учётом всех проживающих не соответствует установленным нормам.
  • Дом, где проживают обратившиеся, был признан аварийным и не может быть отремонтирован.
  • С претендентами в одной жилплощади живёт человек с тяжёлыми и заразными заболеваниями, угрожающие другим сожителям.
  • Жильё не обладает должным комфортом (отсутствует водопровод, отопление и т.д.).
  • Жилплощадь была разрушена и права на неё уже не восстановить.

Условия получения помощи

Это право дано только тем, кто подходит по ряду установленных критериев:

  • Общий заработок всех, кто желает получить новое жильё. Если семью или гражданина признали малоимущими, они могут встать в очередь на получение новой жилой недвижимости при предъявлении документа, подтверждающего этот статус (малоимущим должно быть выдано соответствующее удостоверение).
  • Претендент имеет гражданство РФ.
  • Имеющаяся у обращающихся в данный момент недвижимость. Либо на правах собственности, либо полученная по договору аренды.
  • Ещё один важный показатель – количество квадратных метров на всех проживающих в помещении граждан. В Москве действует норма, согласно которой на одного человека должно приходиться не менее 10 кв.м. Если у обращающихся квартира будет больше установленной квадратуры на количество человек, то в получении новой недвижимости будет отказано. Для жителей коммуналок и гостиного жилья квадратура больше, поскольку такая жилплощадь считается менее удобной, чем обычные квартиры.
  • Соответствие недвижимости, в котором проживают претенденты в данный момент, нормам санитарии и безопасности. К примеру, если в настоящее время обращающиеся живут в аварийном жилье, они встанут на очередь в особом порядке.
  • Срок постоянного проживания в Москве. В отличие от других регионов, для жителей столицы установлен минимальный срок в размере 10 лет, причём считается только период проживания, зарегистрированный в официальных органах.

Некоторые категории населения тоже могут встать в очередь на получение новой жилой недвижимости:

  • Молодые семьи (оба супруга не старше 35 лет).
  • Семьи с 3 и более детьми.
  • Инвалиды и сироты.
  • Блокадники, ветераны ВОВ.
  • Военнослужащие (в т.ч. и те, кто находится в увольнении).
  • Жители, переехавшие в новое место с Крайнего Севера.
  • Чернобыльцы (как ликвидаторы последствий аварии, так и население, ставшее жертвой этой катастрофы).
  • Семьи, содержащие детей-инвалидов.

В ряде случаев желающих могут поставить на учёт без учёта квадратуры нынешнего жилья. К ним относятся:

  • Ситуации, когда в однокомнатной квартире или в жилплощади со смежными комнатами живут люди, не являющиеся родственниками.
  • Согласно решению суда или постановлению местной администрации.
  • В домах и квартирах с коридорной планировкой.
  • В жилплощади без основных линий коммуникации – электроэнергии, водопровода, канализации, отопления и т.п.
  • Если заявитель живёт в общежитии. Исключение составляют те, кто проживает по временной регистрации.
  • Если претенденты проживают в одной квартире с гражданами, страдающими от тяжёлых заболеваний, которые несут риск для других жителей. Для этого потребуется подтверждающая справка из медицинского учреждения.

При наличии любого из этих условий комиссия, которая займётся проверкой и принятием решения, может одобрить постановку на учёт, если претенденту раньше не предоставляли компенсации и иные виды государственной и муниципальной помощи.

Также право на постановку в очередь на получение нового жилья имеют и те, кто живёт в столице не менее 40 лет (на основании прописки) в коммунальных квартирах.

В органах должно быть установлено, что нынешние условия проживания были ухудшены непреднамеренно. В Законе говорится, что к преднамеренным действиям по усугублению жилищных условий относятся:

  • Обмен предыдущего жилья (соответствующего всем нормам) на менее достойную квартиру.
  • Умышленное изменение порядка использования квартиры.
  • Претендент ранее проживал в жилплощади по договору аренды, но был выселен в соответствии с судебным решением из-за несоблюдения условий соглашения.
  • Количество членов семьи изменилось (например, из-за развода или вселения новых граждан на постоянной основе).
  • Каждый сожитель выделил свою долю в общей жилплощади.

Те, кто жил на протяжении 10 лет в Москве без регистрации, должны будут доказать данный факт. Для этого они могут подать свою трудовую книгу, документы с места работы и жительства и иные показатели свидетелей, подтверждающие, что претендент действительно жил все эти годы в Москве.

Порядок постановки в очередь

Также сделать это можно в ближайшем отделении МФЦ, откуда ваши бумаги направятся в те же жилищные комиссии.

Встать в очередь можно и по месту работы. Тогда вам потребуется подать ещё и справку о стаже работы.

На рассмотрение заявления и пакета документов, а также на принятие решения комиссии даётся 30 дней. Со дня принятия решения заявителя обязаны оповестить в течение следующих трёх дней (письмом, отправленным по почте). Ещё спустя 10 дней гражданину должны будут выдать на руки копию решения проверяющего органа.

Перечень документов

Претендент должен подать в органы письменное заявление, где обязательно указывается:

  • Общая информация о заявителе (ФИО, паспортные данные и т.п.).
  • Количество лет проживания в столице.
  • Относятся ли претенденты к категории льготников, обладающих правом получить госпомощь.
  • Жильё, которое имеет заявитель и его семья в данное время.
  • Информация о семье – многодетная или бездетная, молодая, семья военнослужащего и т.п.
  • Разрешение на проверку, данное другими лицами, которые хотят встать в очередь.

К заявлению прикрепляют ряд обязательных документов:

  • Удостоверение личности обращающегося.
  • Выписка из домовой книги, которая понадобится для постановки в очередь.
  • Документы, где указана планировка квартиры.
  • Справка, в которой указывается, какая недвижимость имеется в собственности у заявителя и его семьи. Это важно, поскольку при наличии какой-либо квартиры в постановке в очередь могут отказать, либо же предоставить жильё, но уже на других условиях.
  • Свидетельства о браке и о рождении каждого ребёнка.
  • Документ, подтверждающий присвоенный статус малоимущего.

В дальнейшем, после постановки на учёт, льготнику присваивается определённый порядковый номер. Узнать его и своё место в очереди можно будет:

  • Подав заявление в жилищный отдел.
  • Отправив в тот же отдел заказное письмо, в котором вы просите уточнить ваш номер.
  • Самостоятельно посетить местную администрацию.

О том, как жители Москвы и области могут встать на учет в качестве нуждающихся у улучшении жилищных условий, смотрите в следующем видеосюжете:

Положения закона об улучшении жилищных условий

Вопрос о жилье являлся актуальным в любые времена. Однако у некоторой части граждан страны нет крыши над головой и нет финансовых средств, чтобы её приобрести или построить.

В таких случаях следует обратиться за помощью к государству.

Рассмотрим подробнее законы, действие которых направлено на улучшение условий проживания.

Кто имеет право?

Право на получение нового жилья имеют нуждающиеся в нем граждане.

Нуждающимися лицами признаются следующие группы (в соответствии со статьей 51 ЖК РФ):

  1. Лица, имеющие в собственности жилье или снимающие его по договору социального найма, но не имеющие в распоряжении необходимого метража на каждого члена семьи.
  2. Лица, проживающие в аварийных домах.
  3. Лица, имеющие в собственности жилье или снимающие его по договору социального найма, но проживающие вместе с людьми, страдающими хроническими заболеваниями. Граждане буду признаны нуждающимся в новом жилье, если совместное проживание с пациентом противоречит санитарно-гигиеническим требованиям.

Жилье выдается также льготным очередям.

К ним относятся:

Чтобы встать в льготную очередь, необходимо документально подтвердить свое положение.

Закон об улучшении жилищных условий

Федеральный Закон об улучшении жилищных условий РФ от 2004 года №188 и Жилищный Кодекс РФ регулируют все вопросы, связанные с предоставлением жилья.

Настоящий Федеральный закон был принят Государственной Думой в декабре 2004 года, а через два дня одобрен Советом Федерации.

Также в каждом субъекте и городах федерального значения действуют отдельные законы.

Главное требование их принятия местными органами власти – документ не должен вступать в противоречия с ЖК и ФЗ №188. Одним из них является закон г. Москвы от 2008 года №29. В соответствии с этим законом, действие которого распространяется на г. Москву.

Жители, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий, имеют право получить:

  • помещение для проживания по соглашению социального найма;
  • помещение для проживания по соглашению найма;
  • недвижимость по договору на безвозмездной основе;
  • субсидии для покупки недвижимости или оплаты строительных затрат;
  • недвижимость, пригодную для проживания, с рассрочкой оплаты с применением кредитных средств или ипотеки, оформленной государством.

Статья 6 закона затрагивает вопрос, касающийся порядка формирования жилищной комиссии.

В соответствии с законодательством они создаются органами исполнительной власти. Их обязанность – рассмотрение документов, выработка коллегиального мнения, касающегося вопросов признания граждан нуждающимися в получении нового жилья.

В соответствии со статьей 7 закона, чтобы граждане были признаны нуждающимися в получении нового жилья, они должны:

  1. Составить заявление с просьбой признания их нуждающимися в улучшении условий проживаний в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
  2. Иметь гражданство РФ.
  3. Не совершать в течение последних пяти лет действий, попадающих под категорию «намеренное ухудшение условий проживания».
  4. Быть признаны малоимущими.

Госслужащих

Закон об улучшении жилищных условий госслужащих предусматривает, что работники государственных структур, работающих по направлению, имеют право на получение квартиры в льготном порядке.

Для этого к пакету документов необходимо приложить трудовой договор.

Многодетных семей

Многодетные семьи также имеют право на улучшение условий проживания.

Многодетными являются семьи, в которых трое и более детей до 16 лет, а также трое и более детей, учащихся в образовательных заведениях, до 18 лет.

Для получения жилья такие семьи должны предоставить удостоверение, подтверждающее статус «многодетной», свидетельства рождения всех детей.

Как улучшить жилищные условия инвалиду 1 группы? Читайте здесь.

Инвалиды первой, второй и третьей степени могут рассчитывать на улучшение жилищных условий в льготном порядке.

Для этого при подаче заявления требуется приложить результат медицинской комиссии, подтверждающий инвалидность гражданина и потерю трудоспособности.

Ветеранов ВОВ

В соответствии с ФЗ №327 от 2009 года ветераны Великой Отечественной Войны имеют право на меру социальной поддержки – обеспечением жильем. Обеспечение средствами происходит за счет федерального бюджета.

Чтобы получить поддержку или принять участие в одной из целевых программах федерального уровня, ветераны должны предъявить военный билет.

Вдов участников ВОВ

Право на материальную государственную поддержку имеют вдовы ВОВ. На основании ФЗ №327 от 2008 года они должны быть обеспечены жильем в льготном порядке.

Для этого требуется предъявить свидетельство смерти супруга.

Цели для получения субсидии:

  • покупка недвижимости;
  • затраты на строительство;
  • первоначальный взнос на получение ипотеки для строительства или покупки жилья.

Молодых семей

Молодые семьи имеют право на улучшение жилищных условий в другой очереди – льготном порядке.

Молодой семьей признаются супруги, официально зарегистрировавшие брак, если возраст одного из них не более 35 лет. Обязательным условием является наличие детей.

Молодые семьи могут воспользоваться одной из федеральных программ целевого назначения.

Ветеранов боевых действий

Ветераны боевых действий имеют право на участие в программах целевого действия, предусмотренных для данных категорий населения, а также на постановку на льготный учет в получении жилья.

Для этого при подаче заявления в жилищную комиссию требуется приложить документы, подтверждающие участие в боевых действиях.

Порядок предоставления нового жилья

Чтобы получить жилье, граждане города, признанные нуждающимися и имеющие для этого основания, обязаны предъявить в жилищную комиссию на рассмотрение заявление и пакет документов.

Необходимы следующие документы:

  • Паспорт гражданина РФ.
  • Если у гражданина есть семья, то требуется в заявлении указать тип родственных связей и приложить соответствующие документы (свидетельство о заключении брака, свидетельство рождения или усыновления).
  • Документ, подтверждающий семью малоимущей.
  • Требуется приложить документ, указывающий на наличие или отсутствие у семьи собственности.
  • Выписка из домовой книги, подтверждающая, что период проживания в Москве гражданина составляет не менее десяти лет.

При вынесении решения жилищная комиссия в течение трех дней уведомляет об этом заявителя.

Что делать, если сняли с очереди на улучшение жилищных условий из-за ипотеки? Смотрите тут.

Как написать заявление на улучшение жилищных условий? Подробная информация в этой статье.

Нормы площади

Чтобы установить определенный уровень наделения граждан площадью, установлен размер метража на каждого члена семьи.

Дабы определить размер площади помещений, которые уже находятся в собственности граждан, принимается во внимание совокупность помещений, которыми они владеют.

В соответствии с законодательством на одного человека выделяется, как минимум, 18 кв.м.

Отсутствует самостоятельное право на пользование жилым помещением у граждан, которые снимают помещение по договору найма в качестве временных жильцов.

На видео о праве на улучшение условий проживания

Как встать в очередь на улучшение жилищных условий в Москве?

Всем известно, что сейчас в Москве очень дорогое жилье. Многие ее жители не имеют возможности собственными силами купить квартиру и тем самым улучшить свои жилищные условия. Хорошо еще, что некоторым категориям населения город предоставляет возможность увеличения жилой площади для проживания. Наиболее реальным из них является заключение договора социального найма. Получить в столице муниципальное жилье довольно трудно, но все-таки возможно. Учитывая, что в Москве в 2017 году запланирована масштабная программа сноса пятиэтажек, данная тема приобретает особый интерес. В связи с этим, мы решили разобраться, как встать в очередь на улучшение жилищных условий в столице?

Улучшение жилищных условий только для москвичей

Важно помнить, что в очередь на улучшение жилищных условий может встать далеко не каждый житель Москвы. Для этого необходимо соответствовать нескольким критериям, наиболее важным среди которых является проживание в городе не менее десяти лет. Все эти годы вы должны быть зарегистрированы (. ) по месту жительства. Однако, кроме факта прописки, еще нужно доказать нуждаемость вашей семьи в улучшении жилищных условий. Если все это есть, значит, вы соответствуете одному из условий получения в наем муниципального жилья.

Интересно, что норма, требующая 10-летней прописки, в свое время вызвала недовольство граждан, которые проживали в Москве без прописки. Они считали это нарушением конституционных прав каждого гражданина на выбор места жительства и свободу перемещения. Пытаясь отстоять свои права, граждане неоднократно подавали в суды иски, в которых выдвигалось требование отмены этой нормы. Суды удовлетворили иски граждан, а норма, требующая обязательной 10-летней прописки для постановки на учет, была отменена. Тем не менее, в 2003 году эта норма снова была внесена в Закон об улучшении жилищных условий и действует по настоящее время.

Многие юристы считают, что эта восстановленная норма также не соответствует Конституции России и федеральным законам. Сейчас может быть подан повторный иск с целью ее отмены, но процесс пока никем не инициирован. Норма все так же активно применяется на практике муниципальными органами. Причем чиновники в качестве подтверждения проживания требуют только прописку, не принимая во внимание никакие другие доказательства, например, показания свидетелей. Разумеется, это явное нарушение действующего законодательства Российской Федерации, но пока нет конкретного судебного решения по данному вопросу, действия муниципальных чиновников являются правомерными.

Мало квадратных метров на одного члена семьи

Второе важное условие для получения муниципального бесплатного жилья – это неблагоприятные жилищные условия вашей семьи. Чтобы соответствовать этому условию, на каждого проживающего должно быть меньше десяти квадратных метров жилой площади. Если же каждый член семьи располагает жилым пространством сверх этой нормы, то жилищные условия семьи признаются удовлетворительными, а семья – не нуждающейся в их улучшении за счет государственных средств. Для тех, кто живет в коммунальных квартирах нормы жилплощади несколько выше -15 квадратных метров, так как их жилье, в сравнении с квартирами для отдельной семьи, считается не совсем комфортным.

Вместе с тем, на практике встречается множество случаев, когда постановка в очередь на улучшение жилищных условий производится без учета общих квадратных метров, приходящихся на одного члена семьи. В основном это происходит:

  • в случаях совместного проживания в квартире со смежными комнатами или однокомнатной квартире лиц, которые не находятся в родственных связях между собой;
  • если жильем являются непригодные для жизни помещения, такие как аварийные дома, или дома, на которые постоянно или периодически воздействуют вредные факторы;
  • если жильем являются дома или квартиры, имеющие коридорную планировку, а также помещения без водопровода холодной и горячей воды, канализации, газо- и электроснабжения, централизованного отопления;
  • при проживании в общежитиях, кроме граждан с временной пропиской;
  • при проживании в коммуналках с лицами, которые страдают от хронических заразных заболеваний, если врачи признали такое совместное проживание опасным для других жильцов;
  • граждане, проживающие в одной квартире, не имеющей изолированных комнат, вместе с больными хроническими заразными заболеваниями.

Кроме того, имеющими право встать в очередь на улучшение жилищных условий признаются граждане, которые больше сорока лет имеют московскую прописку и проживают в коммуналках.

Встаем в очередь на улучшение жилищных условий

Встать в очередь на улучшение жилищных условий можно по месту жительства. Проживание в определенном районе Москвы может быть подтверждено наличием регистрации в этом районе постоянного места жительства, то есть пропиской. Для того, чтобы стать на учет, нужно обратиться в жилищное управление с письменным заявлением, в котором должно быть указано:

  • какими жилищными условиями располагаете вы и ваша семья;
  • сколько лет вы и ваша семья проживаете в Москве;
  • какие льготы на получение муниципального жилья имеете вы и ваша семья;
  • статус вашей семьи – молодая семья, многодетная и т.д.
  • согласие на проверку для лиц, которые желают встать в очередь на улучшение жилищных условий.

При подаче заявления с указанными выше данными необходимо приложить следующие документы:

  • паспорт гражданина, желающего встать в очередь;
  • выписку из домовой книги для включения в очередь;
  • план квартиры;
  • справку об отсутствии или наличии собственности у гражданина, желающего встать в очередь на улучшение жилищных условий.

После того, как все эти документы поданы в соответствующие инстанции, гражданин считается вступившим в очередь на получение муниципального жилья в Москве.

Образец заявления на улучшение жилищных условий

Скачать образец заявления на улучшение жилищных условий

Видео обзор “Как получить жилье в Москве?”

Жизнь в Москве

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Содержание

Закон «Об улучшении жилищных условий жителей города Москвы»

Если хотите получить новую квартиру, отдельную от родителей, или если вам с детьми стало тесновато, и вы решили, что пора расширить жилплощадь, то первый документ, который вам надо тщательно изучить – это Закон города Москвы от 15 января 2003 года №22 «Об улучшении жилищных условий жителей города Москвы». В нем подробнейшим образом на более чем десяти страницах изложено: какие категории граждан и на каких условиях имеют право на получение или приобретение жилья с помощью города. Учитывается многое: от времени проживания в Москве до трудового стажа, от нормы метража в отдельной или коммунальной квартирах до состояния здоровья жильцов.

Если в советские времена люди становились «на очередь», которая тянулась десятилетиями, и альтернативного способа получить жилье не было, то сегодня законодательство предлагает жителям Москвы несколько вариантов улучшения жилищных условий. Например, согласно вышеназванному Закону граждане имеют право:

1) получить жилые помещения из жилищного фонда города Москвы по договору:

  • социального найма;
  • найма (коммерческого найма);
  • безвозмездного пользования;

2) приобрести в собственность с помощью города жилые помещения:

  • используя безвозмездные субсидии;
  • с рассрочкой платежа;
  • используя ссуду на возвратной основе;

по другим законным основаниям, о которых можно узнать из вышеназванного Закона.

Городские социальные программы

Сегодня существует довольно много городских программ, направленных на улучшение жилищных условий москвичей. Из нескольких программ вы сможете выбрать оптимальную именно для вас. О городских жилищных программах подробно написано на сайте Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в разделе «Жилищные программы». Так, например, многодетным семьям предоставляются помещения в малоэтажном жилищном фонде города Москвы. Родителям, ожидающим или уже имеющим детей, ребенка-инвалида или усыновившим малыша, стоит подробно ознакомиться с программой «Молодой семье – доступное жилье». Очередникам, ожидающим заселения, город может компенсировать расходы, связанные с оплатой найма (поднайма) жилого помещения, то есть съемной квартиры. Признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий могут получить от города субсидию на приобретение жилища на рынке недвижимости. Наконец, вы можете взять для покупки жилья у города ссуду на возвратной основе.

Кому положено улучшение жилищных условий?

Категорий граждан, которым город предоставляет помощь в получении квартир, немало – это и молодые семьи, и многодетные, инвалиды и семьи с детьми-инвалидами, уволенные с военной службы, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к нему территорий, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Люди, которые прожили в Москве не менее 10 лет и трудились на благо столицы, тоже имеют право на помощь городских властей в получении или приобретении недвижимости. Правда, если у человека при этом не было московской прописки (регистрации по месту жительства), ему предстоит в суде доказать свое десятилетнее пребывание в столице, предоставив записи в трудовой книжке, справки с работы и другие доказательства, включая показания свидетелей.

Куда обращаться?

Если вы задались целью получить новое жилье или расширить уже имеющуюся жилплощадь, необходимо чтобы вас и вашу семью признали нуждающимися в улучшении жилищных условий. Куда для этого следует обращаться? Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ведется жилищными отделами районных Управ по месту проживания граждан, а также может осуществляться по месту их работы. Вы имеете право состоять на учете в двух местах – по месту работы и месту жительства. Постановкой на учет в качестве нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений занимается также Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы. Иными словами: «Обратиться надо всюду!» – как говорят опытные люди, получившие муниципальное жилье или купившие его по льготной государственной цене с помощью города.

Какие документы предоставить?

Для постановки на очередь по улучшению жилищных условий необходимо обратиться в жилотдел Управы с письменным заявлением, в котором указываются:

  1. Жилищные условия семьи на момент подачи заявления.
  2. Время проживания в г. Москве, а также наличие регистрации по месту жительства.
  3. Следует указать, имеются ли льготы на внеочередное или первоочередное предоставление жилья у отдельных членов семьи.
  4. В случае, если заявление подается по месту работы, указывается стаж работы на предприятии и должность.

В заявлении делается отметка о том, что граждане, желающие встать на учет, дают свое согласие на получение сведений о них в порядке проверки их жилищных условий.

К заявлению о постановке на очередь прикладываются следующие документы:

  1. Паспорт гражданина, желающего встать на учет по улучшению жилищных условий.
  2. Выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета по месту жительства желающих встать на очередь.
  3. План квартиры из БТИ.
  4. Справка из Мосрегистрации о наличии или отсутствии собственности на жилье.
  5. В необходимых случаях прикладываются справки учреждений здравоохранения. Например, люди страдающие заболеваниями, список которых указан в «Законе об улучшении жилищных условий жителей города Москвы», имеют право на отдельную квартиру или комнату.

Заявление о постановке на учет регистрируется в журнале входящих документов в жилотделе, после чего проводится проверка жилищных условий граждан, по результатам которой составляется акт проверки и вопрос о принятии их на учет выносится на рассмотрение общественной жилищной комиссии, которая принимает решение о принятии или непринятии на учет, носящее – обратите внимание! – рекомендательный характер. Окончательно вопрос о постановке разрешается Постановлением Главы районной Управы, о чем гражданину, обратившемуся с заявлением, должно быть сообщено письменно в течение месяца со дня подачи заявления. Таким образом, рассмотрение заявления гражданина должно проходить не более одного месяца, по истечении которого ему должен быть дан письменный ответ. В случае положительного решения вопроса о постановке на учет по улучшению заводится специальное учетное дело. Отказ же в постановке на очередь по улучшению жилищных условий может быть обжалован в Управлении Департамента жилищной политики и жилищного фонда вашего округа или в суде.

Субсидия плюс ипотека?

Очередники, то есть граждане, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий, могут участвовать только в одной городской жилищной программе. Нельзя получить субсидию и одновременно приобрести у города квартиру по льготной цене с использованием ипотечного жилищного кредита. Но если суммы субсидии на приобретение жилья не хватает, вы можете взять ипотеку в любом банке России для доплаты за приобретаемую квартиру. С заявлением о получении субсидии нужно обращаться в управление Департамента жилищной политики и жилищного фонда города в вашем административном округе. Если вам, как очереднику, положена субсидия, департамент выпускает соответствующее распоряжение. Свидетельство о предоставлении субсидии оформляется в течение 10 дней с момента оформления распоряжения департамента. После получения свидетельства вы можете записаться на бесплатную консультацию по вопросу использования субсидии в КП города Москвы «Агентство по реализации жилищных займов и субсидий». Что касается ипотечных кредитов, то КП «АРЖЗС» сотрудничает с такими банками, как банк «Возрождение», КБ «Московское ипотечное агентство», Сбербанк РФ.

Говорите правду!

Власти города проводят тщательную проверку жилищных условий граждан, претендующих на жилье или улучшение жилищных условий в Москве. И если у общественной жилищной комиссии возникает хоть малейшее сомнение в том, что у претендентов все-таки имеется соответствующее нормам федерального законодательства жилье, пусть даже в другом регионе, то шансы получить его в Москве равны нулю.

Закон «Об улучшении жилищных условий жителей города Москвы»

Закон города Москвы «Об улучшении жилищных условий жителей города Москвы»

15 января 2003 года N 22

(в ред. Законов г. Москвы от 17.12.2003 N 76, от 08.12.2004 N 83) Настоящий Закон устанавливает порядок и условия улучшения жилищных условий москвичей с помощью города. Статья 1. Право граждан на улучшение жилищных условий

1. Граждане имеют право:

1) получить жилые помещения из жилищного фонда города Москвы по договору:

найма (коммерческого найма);

2) приобрести в собственность с помощью города жилые помещения:

используя безвозмездные субсидии;

с рассрочкой платежа;

используя ссуду на возвратной основе;

по другим законным основаниям.

2. Граждане, признанные в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы (далее — законодательство) нуждающимися в улучшении жилищных условий, подлежат постановке на учет.

Граждане, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, подлежат обеспечению в установленном порядке жилыми помещениями, а также имеют право на приобретение жилых помещений в собственность с помощью города.

3. Постановка граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление жилых помещений, а также обеспечение денежными средствами на их приобретение в собственность осуществляются бесплатно.

Глава 2. ПРИЗНАНИЕ ГРАЖДАН НУЖДАЮЩИМИСЯ В УЛУЧШЕНИИ

Статья 2. Норма постановки на учет

1. Норма постановки на учет — размер общей площади жилых помещений, приходящийся на долю каждого проживающего, в пределах которого граждане и члены их семей признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий и подлежат постановке на учет.

При определении числа проживающих учитываются граждане, за которыми сохраняется право пользования жилыми помещениями на срок их временного отсутствия.

В число проживающих не включаются граждане, для которых занимаемые жилые помещения являются местом пребывания.

2. При определении размера общей площади, приходящейся на долю каждого члена семьи, учитываются жилые помещения (доли жилых помещений), в отношении которых граждане и члены их семей обладают самостоятельным правом пользования в соответствии с законодательством.

Супруги и их несовершеннолетние дети являются членами одной семьи.

Не обладают самостоятельным правом пользования жилыми помещениями граждане, занимающие жилые помещения на основании договора поднайма, договора краткосрочного найма, а также граждане, пользующиеся жилыми помещениями в качестве временных жильцов.

3. Граждане, проживающие в одном жилом помещении, объединенные признаками родства или свойства, но имеющие свои источники дохода, отдельный бюджет и ведущие раздельное хозяйство, при наличии их волеизъявления признаются разными семьями.

Разные семьи подлежат отдельной постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Право на внеочередное или первоочередное улучшение жилищных условий членов одной семьи не распространяется на членов другой семьи, проживающих в одном жилом помещении, за исключением случаев, когда отселение другой семьи позволяет снять с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий семью, обладающую таким правом, а также в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

4. Норма постановки на учет устанавливается в размере 10 квадратных метров общей площади для отдельных квартир.

5. Норма постановки на учет устанавливается в размере 15 квадратных метров общей площади для квартир коммунального заселения и квартир гостиничного типа.

Статья 3. Основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий

1. Граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий, если они проживают в городе Москве в общей сложности не менее 10 лет (и иное не установлено законодательством) и занимают независимо от формы собственности:

1) жилые помещения размером менее нормы постановки на учет;

2) жилые помещения, которые в соответствии с законодательством, нормативными правовыми актами, а также перечнем, приведенным в приложении 1, не подлежат коммунальному заселению при условии, что в жилом помещении, где проживают разные семьи, на каждого члена семьи приходится менее нормы постановки на учет, установленной для квартир коммунального заселения;

3) жилые помещения, которые на основании судебного решения об отказе гражданам в заключении отдельного договора социального найма на изолированное жилое помещение в соответствии с приходящейся на их долю площадью не подлежат коммунальному заселению при условии, что в квартире, где проживают разные семьи, на каждого члена семьи приходится менее нормы постановки на учет, установленной для квартир коммунального заселения;

4) жилые помещения, если среди проживающих имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при условии, что на каждого члена семьи приходится менее нормы постановки на учет за вычетом дополнительной площади, право на пользование которой учитывается для каждого больного в соответствии с приложением 3, другими правовыми актами Российской Федерации;

5) жилые помещения, состоящие из одной комнаты или смежных неизолированных комнат, при отсутствии у проживающих в них граждан родственных отношений независимо от нормы постановки на учет;

6) жилые помещения, признанные в установленном порядке непригодными для проживания, независимо от нормы постановки на учет;

7) жилые помещения в квартирах (домах) коридорной планировки, а также в домах с ограниченными удобствами, не отвечающие стандартам благоустройства, установленным приложением 2, независимо от нормы постановки на учет;

8) жилые помещения в общежитиях, за исключением лиц, для которых город Москва является местом пребывания, независимо от нормы постановки на учет;

9) жилые помещения в квартирах коммунального заселения, если среди проживающих имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними (по заключению органов здравоохранения) в одной квартире невозможно, независимо от нормы постановки на учет;

10) жилые помещения, планировка которых в соответствии с законодательством не позволяет выделить в пользование изолированное жилое помещение гражданам, страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний и имеющим право пользования изолированным жилым помещением в соответствии с законодательством Российской Федерации, независимо от нормы постановки на учет.

2. Граждане, проживающие в городе Москве в общей сложности не менее 40 лет, признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий независимо от нормы постановки на учет при условии проживания в квартирах коммунального заселения не менее:

1) последних 10 лет и при наличии полного общего трудового стажа, необходимого для назначения трудовой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) последних 5 лет при наличии инвалидности I или II группы.

Граждане, перечисленные в настоящей части, признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий по категории «Долгожители Москвы, проживающие в условиях коммунального заселения» вместе с членами их семей при отсутствии у граждан и членов их семей отдельных квартир, в отношении которых они обладают правом самостоятельного пользования.

3. Граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий по иным основаниям, предусмотренным законодательством.

Глава 3. УЧЕТ ГРАЖДАН, НУЖДАЮЩИХСЯ В УЛУЧШЕНИИ

Статья 4. Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по месту жительства

1. Граждане, желающие улучшить жилищные условия, вправе обратиться в исполнительные органы государственной власти города Москвы по месту жительства.

2. Для рассмотрения вопроса о принятии на учет гражданином подается заявление с приложением документов, перечень которых утверждается правовыми актами города Москвы.

3. Принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится решением исполнительного органа государственной власти города Москвы с учетом рекомендации общественной жилищной комиссии.

Общественная жилищная комиссия формируется при исполнительных органах государственной власти города Москвы в соответствии с правовыми актами города Москвы.

4. Граждане должны быть письменно уведомлены о принятом решении в месячный срок со дня подачи заявления.

5. В случае несогласия граждан с принятым решением граждане вправе обжаловать его в установленном порядке.

6. Территориальные органы исполнительной власти города Москвы предоставляют информацию о количестве граждан, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечивая свободный доступ к спискам очередников, а также спискам граждан, включенных в программу обеспечения жилыми помещениями в соответствующих районах.

Статья 5. Сохранение за гражданами права состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий

1. Право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения или приобретения отдельной квартиры, за исключением случаев:

1) выезда на место жительства за пределы территории города Москвы;

2) изменения жилищных условий, в результате которого отпали основания для улучшения жилищных условий;

3) использования в установленном порядке субсидий, ссуд на возвратной основе или иных видов государственной помощи на строительство или приобретение жилых помещений;

4) выявления сведений, не соответствующих указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для принятия на учет;

5) выявления случаев неправомерных действий должностных лиц при постановке на учет;

6) подачи по месту учета личного заявления о снятии с учета.

2. Снятие с учета граждан осуществляется с обязательным письменным уведомлением их о принятом решении в месячный срок со дня принятия решения.

3. Решение о снятии с учета может быть обжаловано в установленном порядке.

4. Не подлежат снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждане:

1) не обеспеченные жилыми помещениями по нормам предоставления, кроме граждан, давших письменное согласие на предоставление жилых помещений менее нормы предоставления;

2) проживающие в квартирах коммунального заселения, кроме граждан, получивших отдельную квартиру с учетом размера общей площади занимаемого жилого помещения, использовавших субсидии, ссуды на возвратной основе, иные виды государственной помощи на строительство или приобретение жилища, а также граждан и членов их семей, обладающих самостоятельным правом пользования отдельной квартирой.

Статья 6. Действия граждан, приведшие к необходимости улучшения жилищных условий

1. Граждане подлежат постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по истечении 5 лет после совершения действий, приведших к ухудшению жилищных условий, в результате которых возникла необходимость в улучшении жилищных условий.

2. Ухудшением жилищных условий считаются следующие действия граждан:

1) изменение порядка пользования жилыми помещениями;

2) обмен жилого помещения;

3) невыполнение условий договора социального найма, коммерческого найма, безвозмездного пользования жилым помещением, купли-продажи с рассрочкой платежа, повлекшее выселение граждан в судебном порядке;

4) изменение состава семьи в результате вселения иных лиц, расторжения брака;

5) определение долей, выдел доли или изменение долей собственниками жилых помещений;

6) отчуждение имеющегося в собственности граждан и членов их семей жилого помещения либо его доли.

3. Часть 1 настоящей статьи не подлежит применению в следующих случаях:

1) вселение по месту жительства супруга, детей, родителей, иных граждан, объединенных признаками родства или свойства, если до вселения они:

не обладали по предыдущему месту жительства самостоятельным правом пользования жилым помещением;

обладали по предыдущему месту жительства самостоятельным правом пользования жилым помещением, но не были обеспечены по норме предоставления;

обладали по предыдущему месту жительства самостоятельным правом пользования жилым помещением, признанным в установленном порядке непригодным для проживания;

безвозмездно передали жилое помещение по предыдущему месту жительства органам государственной власти или органам местного самоуправления либо жилое помещение было изъято указанными органами для государственных или муниципальных нужд в установленном законом порядке;

2) расторжение договора пожизненной ренты и пожизненного содержания с иждивением по инициативе получателя ренты;

3) отказ от принятия дара одаряемым, отказ дарителя от исполнения договора дарения;

4) признание сделки с жилым помещением недействительной в судебном порядке.

Статья 7. Учет граждан, утративших жилые помещения в городе Москве

Учет граждан, утративших жилые помещения в городе Москве и имеющих в соответствии с законодательством право на предоставление жилых помещений во внеочередном и первоочередном порядке, при невозможности возврата ранее занимаемых ими помещений (дом снесен или переоборудован в нежилой после капитального ремонта, ранее занимаемые помещения заселены в установленном порядке на основании решения органа исполнительной власти) производится исполнительными органами государственной власти города Москвы по месту нахождения утраченного жилого помещения.

Статья 8. Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по месту работы

1. Постановка на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставление жилых помещений по месту работы в бюджетных учреждениях, финансируемых за счет бюджетных средств города Москвы и местных бюджетов муниципальных образований в городе Москве, которым в установленном порядке выделяются жилые помещения из городского жилищного фонда, осуществляются по решению администрации совместно с профсоюзным комитетом (профсоюзными комитетами), действующим в учреждениях на основании коллективного, иных договоров работников с администрацией предприятий и учреждений.

Наравне с работниками вышеуказанных учреждений на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий принимаются граждане, оставившие работу в этих учреждениях в связи с уходом на пенсию.

2. Решение о постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставлении жилых помещений по месту работы утверждается решением исполнительного органа государственной власти города Москвы.

3. Граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы, могут состоять по их желанию на учете и по месту жительства при соблюдении правил, установленных настоящим Законом.

Глава 4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЫМИ ПОМЕЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН,

ПРИЗНАННЫХ НУЖДАЮЩИМИСЯ В УЛУЧШЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ

Статья 9. Очередность обеспечения граждан жилыми помещениями

1. Граждане обеспечиваются жилыми помещениями вне очереди в соответствии с законодательством.

2. Граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории «Долгожители Москвы, проживающие в условиях коммунального заселения», имеют право на обеспечение жилыми помещениями в первую очередь.

Иные категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются жилыми помещениями в первую очередь в соответствии с законодательством.

3. На общих основаниях обеспечиваются жилыми помещениями:

1) граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и не имеющие права на внеочередное и первоочередное обеспечение в соответствии с законодательством;

2) иные категории граждан, установленные законодательством.

Статья 10. Порядок обеспечения граждан жилыми помещениями

1. Решение об улучшении жилищных условий принимается исполнительным органом государственной власти города Москвы с учетом рекомендации общественной жилищной комиссии.

2. Обеспечение граждан жилыми помещениями на условиях договора социального найма, договора безвозмездного пользования осуществляется в пределах нормы предоставления (18 квадратных метров общей площади на одного человека), если законодательством не предусмотрено иное.

С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения размером до 33 квадратных метров общей площади одиноко проживающему человеку и до 42 квадратных метров общей площади семье, состоящей из двух человек.

3. При принятии решения об улучшении жилищных условий граждан проверка сведений о наличии у граждан и членов их семей жилых помещений (доли жилых помещений), в отношении которых граждане и члены их семей обладают самостоятельным правом пользования, а также действий, совершенных гражданами и членами их семей, приведших к ухудшению жилищных условий, осуществляется жилищными органами, ответственными за обеспечение граждан жилыми помещениями.

Указанные действия учитываются за пятилетний период, предшествующий решению о постановке на учет, и до решения вопроса об улучшении жилищных условий.

При совершении гражданами либо членами их семей гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями либо действий, приведших к уменьшению размера занимаемых жилых помещений либо к их отчуждению, размер предоставляемого гражданам жилого помещения уменьшается на соответствующее количество квадратных метров общей площади.

При принятии решения о предоставлении жилого помещения по договору коммерческого найма граждане подтверждают, что доход, приходящийся на каждого члена семьи, превышает уровень, установленный законом города Москвы.

4. В зависимости от результатов проверки принимаются следующие решения:

1) граждане снимаются с учета;

2) улучшение жилищных условий откладывается на срок, в течение которого граждане не подлежали постановке на учет;

3) улучшение жилищных условий откладывается на срок, в течение которого граждане подлежат обеспечению по соответствующему договору с учетом дохода семьи и требований федерального законодательства о социальной защите отдельных категорий граждан;

4) жилое помещение предоставляется гражданам в порядке, установленном настоящей статьей.

5. Граждане, страдающие заболеваниями опорно-двигательной системы, другими заболеваниями, а также инвалиды, семьи, имеющие детей-инвалидов, которым по заключению лечебных учреждений либо в соответствии с их индивидуальной программой реабилитации рекомендовано проживание на нижних этажах домов без лифтов, в домах с лифтами либо в жилых помещениях, отвечающих требованиям индивидуальной программы реабилитации, обеспечиваются по их заявлению жилыми помещениями на нижних этажах домов без лифтов, в домах с лифтами, в специально построенных домах либо в жилых помещениях, отвечающих требованиям индивидуальной программы реабилитации.

6. Гражданам, страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, иным категориям граждан, предусмотренным федеральным законодательством, предоставляется дополнительная площадь в виде отдельной комнаты или в размере 18 квадратных метров общей площади, если иное не установлено федеральным законодательством.

7. Перечень заболеваний, дающих гражданам право на предоставление дополнительной площади по состоянию здоровья, устанавливается правовыми актами, приведенными в приложении 3, иными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

Не подлежат удовлетворению требования указанных граждан о предоставлении дополнительной площади, если они обеспечены изолированным жилым помещением в отдельной квартире в соответствии с нормой предоставления.

8. Граждане вправе приобрести либо получить жилое помещение менее нормы предоставления, но не менее 16 квадратных метров общей площади на каждого члена семьи.

9. Граждане, в отношении которых принято решение об улучшении жилищных условий, вправе обратиться в исполнительные органы государственной власти, осуществляющие предоставление жилых помещений, с заявлением о предоставлении жилого помещения свыше нормы предоставления.

При наличии у жилищных органов таких жилых помещений они предоставляются:

— по договору социального найма в случае превышения нормы предоставления на семью до 9 квадратных метров общей площади;

— по договору найма (коммерческого найма) в случае превышения нормы предоставления на семью свыше 9 квадратных метров общей площади при соблюдении общих требований к уровню дохода семьи;

— по договору безвозмездного пользования независимо от размера превышения нормы предоставления.

10. По желанию граждан жилое помещение предоставляется с учетом размера общей площади занимаемого ими жилого помещения. При этом суммарная площадь всех жилых помещений, занимаемых по любым законным основаниям и предоставляемых по договору социального найма, договору безвозмездного пользования, не должна превышать норму предоставления, установленную для семьи данной численности.

11. При предоставлении жилого помещения по договору социального найма, договору безвозмездного пользования граждане и члены их семей обязаны освободить и передать в установленном порядке занимаемое по договору социального найма или договору безвозмездного пользования жилое помещение, кроме случаев предоставления жилого помещения с учетом размера общей площади занимаемого и пригодного для проживания жилого помещения.

В случае вселения иных граждан в освобождаемое жилое помещение либо совершения действий, препятствующих его освобождению, решение о предоставлении жилого помещения подлежит отмене.

12. Гражданам и членам их семей, занимающим жилые помещения на праве собственности, жилые помещения предоставляются по договору мены, кроме случаев предоставления жилых помещений с учетом размера общей площади занимаемых жилых помещений.

13. Освободившиеся жилые помещения, в том числе в квартирах коммунального заселения, предоставляются гражданам в порядке улучшения жилищных условий в соответствии с законодательством.

Статья 11. Учет интересов граждан при предоставлении жилых помещений

1. При предоставлении жилых помещений не допускается заселение одной комнаты или однокомнатной квартиры совершеннолетними гражданами, кроме супругов, а также лицами разного пола старше 9 лет.

2. Не допускается предоставление разным семьям жилых помещений в квартире, не подлежащей коммунальному заселению.

3. Жилые помещения предоставляются с учетом состояния здоровья граждан и других заслуживающих внимания обстоятельств.

Сроки, предусмотренные законодательством города Москвы для обеспечения жилыми помещениями тяжелобольных граждан, сокращаются для граждан, ранее состоявших на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий на общих основаниях и впоследствии получивших право на первоочередное улучшение жилищных условий по состоянию здоровья.

Порядок сокращения сроков обеспечения вышеуказанных тяжелобольных граждан ежегодно устанавливается законом города Москвы.

В настоящем Законе к тяжелобольным гражданам отнесены лица, перечень заболеваний которых установлен правовыми актами, приведенными в приложении 3, иными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 12. Права граждан, ранее принятых на учет

1. Граждане, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до введения в действие настоящего Закона:

1) сохраняют свою очередность и право на предоставление жилого помещения по договору социального найма;

2) имеют преимущественное право на улучшение жилищных условий по договору коммерческого найма, договору безвозмездного пользования при соблюдении общих положений (уровень дохода, положения федерального законодательства о социальной защите отдельных категорий граждан);

3) имеют преимущественное право на приобретение жилого помещения в собственность с использованием безвозмездных субсидий, ссуды на возвратной основе, рассрочки платежа.

2. Граждане, принятые на учет для приобретения жилого помещения в доме ЖСК до 1 февраля 1998 года, при соблюдении общих положений (норма постановки на учет, уровень дохода, а также положения федерального законодательства о социальной защите отдельных категорий граждан) имеют право на предоставление жилого помещения по договору коммерческого найма. При этом учитывается период пребывания в очереди для приобретения жилого помещения в доме ЖСК.

При предоставлении гражданам жилого помещения по договору социального найма, договору безвозмездного пользования период пребывания в очереди на приобретение жилого помещения в доме ЖСК не учитывается.

Глава 5. ПРИОБРЕТЕНИЕ ГРАЖДАНАМИ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

С ПОМОЩЬЮ ГОРОДА

Статья 13. Приобретение гражданами жилых помещений с использованием безвозмездных субсидий и ссуд на возвратной основе

1. Граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющие право на предоставление жилого помещения по договору социального найма, вправе получить безвозмездные субсидии на строительство или приобретение жилого помещения в порядке и на условиях, установленных законодательством города Москвы.

2. Граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, вправе получить ссуду на возвратной основе на строительство или приобретение жилого помещения в порядке и на условиях, установленных правовыми актами города Москвы.

Статья 14. Приобретение гражданами жилых помещений с рассрочкой платежа

1. Граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеют право на приобретение жилых помещений по договору купли-продажи, в том числе с рассрочкой платежа, в соответствии с законодательством города Москвы.

2. После государственной регистрации договора купли-продажи с рассрочкой платежа граждане подлежат снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.

3. Граждане, которым предоставлены жилые помещения по договору коммерческого найма, имеют право на выкуп (в том числе с рассрочкой платежа) занимаемого ими жилого помещения по соглашению с собственником или управомоченным им лицом, предоставившим это жилое помещение, в порядке и на условиях, установленных законодательством.

Глава 6. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЫМИ ПОМЕЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН,

НЕ ПРИЗНАННЫХ НУЖДАЮЩИМИСЯ В УЛУЧШЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ

Статья 15. Право граждан на замену жилого помещения на жилое помещение меньшего размера

1. Исполнительные органы государственной власти города Москвы обязаны в установленном порядке по обращению граждан о замене благоустроенного и отвечающего санитарным, техническим нормам и требованиям жилого помещения предоставить взамен занимаемого жилого помещения жилое помещение меньшего размера в пределах социальной нормы.

2. Замена производится гражданам, занимающим жилое помещение:

1) на основании договора социального найма, коммерческого найма или договора безвозмездного пользования, по соответствующему договору;

2) на праве собственности, по договору мены.

3. Замена жилого помещения не допускается, если в результате ее граждане становятся нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Статья 16. Право граждан на замену жилого помещения по состоянию здоровья

1. Исполнительные органы государственной власти города Москвы обязаны по обращению граждан, страдающих заболеваниями опорно-двигательной системы, другими заболеваниями, а также инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов, которым по заключению лечебных учреждений либо в соответствии с их индивидуальной программой реабилитации рекомендовано проживание на нижних этажах домов без лифтов, в домах с лифтами либо в жилых помещениях, отвечающих требованиям индивидуальной программы реабилитации, заменить занимаемое жилое помещение на жилое помещение на нижних этажах домов без лифтов, в домах с лифтами, в специально построенных домах либо в жилых помещениях, отвечающих требованиям индивидуальной программы реабилитации.

2. При наличии согласия граждан замена производится:

1) на равнозначное по общей площади жилое помещение гражданам, занимающим жилое помещение на основании договора социального найма, коммерческого найма или договора безвозмездного пользования, по соответствующему договору;

2) на равноценное по рыночной стоимости жилое помещение гражданам, занимающим жилое помещение на праве собственности, по договору мены.

3. Граждане, в отношении которых решение о необходимости замены жилого помещения было принято до введения в действие настоящего Закона, сохраняют это право.

4. Решение о необходимости замены гражданам жилого помещения не является основанием для признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Статья 17. Обеспечение жилыми помещениями граждан, не состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий

Обеспечение жилыми помещениями граждан, не состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, может осуществляться в случаях:

1) ликвидации коммунального заселения квартир в порядке и на условиях, установленных законодательством;

2) отселения граждан, проживающих в квартире коммунального заселения, с целью улучшения жилищных условий граждан, проживающих в той же квартире и состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, путем предоставления в пользование (собственность) жилого помещения (субсидии либо ссуды на возвратной основе на его приобретение) при наличии согласия всех проживающих в квартире.

Выкуп жилого помещения в квартире коммунального заселения осуществляется в порядке и на условиях, установленных правовыми актами города Москвы;

3) отказа граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, от получения жилых помещений по договору коммерческого найма.

В этом случае жилые помещения по договору коммерческого найма могут быть предоставлены гражданам, проживающим в условиях коммунального заселения либо занимающим жилые помещения размером менее социальной нормы на каждого проживающего.

При отсутствии граждан, указанных в абзаце втором пункта 3 настоящей части, жилые помещения по договору коммерческого найма могут быть предоставлены иным гражданам в порядке, установленном законодательством города Москвы;

4) в иных случаях, установленных законодательством.

Статья 18. Обеспечение жилыми помещениями граждан, не являющихся жителями города Москвы

Лица, не являющиеся москвичами, подлежат обеспечению жилыми помещениями в порядке, установленном федеральным законодательством.

Статья 19. Заключение договора, дающего право пользования жилым помещением

1. Договор, дающий право пользования жилым помещением в жилищном фонде города Москвы, заключается собственником этого жилого помещения либо управомоченным им лицом с гражданами, которым предоставлено жилое помещение, на основании решения исполнительного органа государственной власти города Москвы.

2. Порядок и условия заключения договора, дающего гражданам право пользования жилым помещением в жилищном фонде города Москвы, устанавливаются правовыми актами города Москвы.

Глава 7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 20. Ответственность за нарушение настоящего Закона

Лица, виновные в нарушении порядка и условий постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления гражданам жилых помещений, предоставления гражданам денежных средств на строительство или приобретение жилых помещений с помощью города, несут ответственность в соответствии с законодательством.

Статья 21. Вступление настоящего Закона в силу

1. Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.

2. С момента вступления в силу настоящего Закона признать утратившим силу постановление Московской городской Думы от 31 января 2001 года N 12 «О Положении о порядке улучшения жилищных условий граждан в городе Москве».

Москва, Московская городская Дума

15 января 2003 года

к Закону города Москвы

от 15 января 2003 г. N 22

ХАРАКТЕРИСТИК ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ, НЕ ПОДЛЕЖАЩИХ ЗАСЕЛЕНИЮ

НЕСКОЛЬКИМИ СЕМЬЯМИ (КОММУНАЛЬНОМУ ЗАСЕЛЕНИЮ)

1. Однокомнатные квартиры.

2. Квартиры со смежными комнатами, не имеющими отдельного входа.

3. Квартиры из двух изолированных комнат, одна из которых имеет жилую площадь менее 9 квадратных метров, при условии, что доля общей площади квартиры, приходящаяся на эту комнату, составляет менее 16 квадратных метров общей площади.

4. Квартиры из двух и более изолированных комнат, из которых только одна пригодна для проживания в соответствии с правовыми актами по определению непригодности жилых зданий и жилых помещений для проживания.

к Закону города Москвы

от 15 января 2003 г. N 22

СТАНДАРТОВ, КОТОРЫМ ДОЛЖНЫ СООТВЕТСТВОВАТЬ БЛАГОУСТРОЕННЫЕ

ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ В ГОРОДЕ МОСКВЕ

Благоустроенные жилые помещения в городе Москве должны соответствовать следующим стандартам: дом (квартира) со всеми видами удобств (электроснабжение, водопровод, канализация, отопление, ванна или душ, газовая или электрическая плита, горячее водоснабжение или газовая колонка) независимо от материала стен.

к Закону города Москвы

от 15 января 2003 г. N 22

ПРАВОВЫХ АКТОВ, ДАЮЩИХ ТЯЖЕЛОБОЛЬНЫМ ГРАЖДАНАМ,

СТРАДАЮЩИМ ТЯЖЕЛЫМИ ФОРМАМИ ХРОНИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ,

ПРАВО НА ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ ПЛОЩАДЬ ПО СОСТОЯНИЮ ЗДОРОВЬЯ

Право на дополнительную площадь по состоянию здоровья имеют граждане, заболевания которых перечислены в следующих правовых актах:

постановление Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1996 года N 214 «Об утверждении Перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты»;

циркуляр НКВД РСФСР от 13 января 1928 года N 27 и НКЗдрава РСФСР от 19 января 1928 года N 15 «Список болезней, дающих право лицам, страдающим ими, пользования дополнительной комнатой или дополнительной жилой площадью».