Закон по продаже земли

Власть определилась со сроком отмены моратория на продажу земли

Вопрос о проведении земельной реформы предусмотрен в обязательствах Киева перед МВФ.

Рынок продажи земель сельскохозяйственного назначения может начать действовать в Украине уже в 2018 году. По крайней мере, так Международному валютному фонду пообещала украинская власть.

Подписи под обновленным Меморандумом о сотрудничестве Украины с МВФ поставили президент Петр Порошенко, премьер-министр Владимир Гройсман, министр финансов Александр Данилюк и глава Нацбанка Валерия Гонтарева.

«Для содействия реализации потенциала роста в Украине остается важной либерализация рынка земли, в том числе продажа земель сельскохозяйственного назначения. С этой целью мы создали рабочую группу с участием соответствующих министерств, которые, в сотрудничестве со Всемирным банком разработают законопроект для того, чтобы открыть рынок земли и разрешить продажу земли при надлежащих мерах предосторожности», — говорится в документе.

Верховная Рада до конца мая 2017-го должна принять соответствующий закон об обороте земель сельхозназначения.

«Что позволит действующему мораторию на продажу земель сельскохозяйственного назначения утратить силу с конца 2017 года, таким образом, позволяя продажу земли, находящейся в государственной и частной собственности, сразу же после этого. Мы также запустим кампанию по информированию общественности, чтобы разъяснить преимущества этой реформы», — говорится в Меморандуме.

Премьер-министр Владимир Гройсман на днях заверил, что законопроект о рынке земли будет предусматривать, что покупать землю будут иметь право только украинцы (физлица).

Напомним, в Украине до конца 2017 года действует мораторий на продажу земель сельскохозяйственного назначения. Законодательства о рынке земли до сих пор не приняли. В МинАПК предлагают сначала ввести не рынок продажи земли, а рынок долгосрочной аренды.

Закон о продлении моратория на продажу земли сельхозназначения в Украине вступил в силу 31 декабря

Мораторий на продажу или отчуждение земли сельхозназначения в Украине продлен на один год – до 1 января 2019 года.

Президент Украины Петр Порошенко 30 декабря подписал закон о внесении изменений в раздел X переходных положений Земельного кодекса Украины. Об этом сообщила его пресс-служба.

Документ продлевает действие моратория на продажу или отчуждение другим способом земель сельскохозяйственного назначения до 1 января 2019 года.

«Реализация закона позволит обеспечить формирование надлежащего нормативно-правового обеспечения функционирования рынка земель сельскохозяйственного назначения», – говорится в сообщении.

Закон вступает в силу на следующий день после его публикации.

Газета «Голос України» опубликовала закон 30 декабря, поэтому сегодня, 31 декабря, он вступил в силу.

Мораторий действует с 2002 года. Международный валютный фонд ожидал его отмены в конце 2017 года.

7 декабря Верховная Рада приняла закон, которым мораторий на продажу земель сельскохозяйственного назначения продлевается до 2019 года. 22 декабря его подписал спикер парламента Андрей Парубий.

В Украине продлили мораторий на продажу земли

Запрет продавать и покупать сельхозземли был введен еще в 2002 году

Верховная Рада Украины уже в девятый раз продлила мораторий на продажу земель сельскохозяйственного (с/х) назначения. Соответствующий законопроект № 7350 за основу и в целом поддержали 236 народных депутатов при минимально необходимых 226 голосах «за». Ранее предполагалось, что мораторий будет действовать до 2018 года. Теперь же мораторий продлен еще минимум на год – до 1 января 2019 года.

Согласно текущей редакции Земельного кодекса, покупка-продажа с/х земли в Украине не допускается до вступления в силу закона об обороте земель с/х назначения. Запрет продавать и покупать землю был введен еще в 2002 году – «на переходной период».

Авторы альтернативных документов предлагали продлить мораторий на другие сроки, например, сразу на пять или восемь лет – до 2023 или 2026 года. Также депутаты призывали не продлевать мораторий вообще или продлить его лишь на неделю.

Однако профильный Комитет по вопросам аграрной политики отклонил такие предложения и одобрил именно законопроект № 7350.

«Комитет принял решение рекомендовать № 7350 принять за основу и в целом как закон. Все альтернативные законопроекты отклонить», – озвучил решение комитета его глава Александр Бакуменко (БПП).

Одобренный законопроект представлял депутат Сергей Лабазюк (Воля народа). По его словам, открытие рынка земли необходимо, однако пока что Украина к такому шагу не готова.

«Люди не готовы к открытию рынка. Им годами вкладывали в головы ужасы. Очевидно, землю нужно отпускать в свободное плаванье, но все мы прекрасно понимаем, что пока отечественные аграрии, хоть малые, хоть большие, реально купить эту землю не смогут, мы не имеем морального права отпускать рынок уже сегодня. Поэтому полное открытие рынка нужно отложить на определенный срок… Предлагаем продолжить действие моратория еще на один год – до 1 января 2019 года», – отметил Лабазюк.

Ранее в Министерстве аграрной политики назвали вероятную стоимость гектара после отмены моратория. Так, цена одного гектара земли сельскохозяйственного назначения в Украине в случае отмены моратория на ее продажу может составить 50-60 тысяч гривен. В ведомстве напомнили, что мораторий на продажу сельхозземель будет действовать до тех пор, пока не будет проголосован закон об обороте земель сельхозназначения.

При этом, как неоднократно сообщали эксперты, украинцы научились обходить закон и продавать угодья . Один из способов – когда земледелец отдает участок по договору эмфитевзиса на 100-200 лет. К соглашению прилагается завещание и доверенность на управление паем. При этом цены на такую землю занижены, а налоги с «продажи» не платятся.

Кроме того, отмена моратория на продажу с/х земель является одним из структурных маяков Международного валютного фонда, который подчеркивает огромную важность открытого рынка земли для усиления украинской экономики.

Вступил в силу закон о продлении моратория на продажу земли

Отсрочка будет действовать один год

В Украине вступил в силу закон о продлении моратория на продажу сельскохозяйственной земли до 1 января 2019 года.

7 декабря Верховная Рада продлила действующий в Украине с 2001 года мораторий на куплю-продажу земель сельскохозяйственного назначения до 2019 года.

За принятие законопроекта №7350 «О внесении изменений в раздел Х «Переходные положения» Земельного кодекса Украины относительно продления запрета на отчуждение сельскохозяйственных земель» за основу и в целом проголосовали 236 народных депутатов при необходимом минимуме в 226 голосов.

В документе отмечается, что продление моратория на продажу сельхозземель на один год позволит урегулировать на законодательном уровне процедуру оборота этих земель и разработать необходимые нормативно-правовые акты.

Мораторий на куплю-продажу земель сельскохозяйственного назначения действует в Украине уже 16 лет.

Собственниками земли в Украине сегодня являются только физические лица, которые сейчас фактически лишены права распоряжаться ею. В связи с этим все аграрные предприятия Украины обрабатывают только арендованную землю. Однако эксперты утверждают, что теневой рынок земли в Украине существует.

При этом МВФ рекомендует Украине открыть рынок земли. По расчетам Фонда, запуск рынка земли в Украине и принятие соответствующего законодательства позволит раскрыть значительный потенциал для экономического роста, а также обеспечит существенные доходы государства, включая налоговые поступления.

Закон по продаже земли

УКАЗ
ПРЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ

О продаже земельных участков
несельскохозяйственного назначения

(С изменениями, внесенными согласно Указу Президента
N 399/2000 от 09.03.2000)

С целью создания условий для эффективного использования земли,
стимулирование предпринимательской деятельности, поощрение инвестиций и
соответствии с пунктом 4 раздела XV «Переходные положения»
Конституции Украины (254к/96-ВР) п о с т а н о в л я ю:

1. Ввести продажу земельных участков
несельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной
или коммунальной собственности.

2. Установить, что объектами купли-продажи в соответствии с
этого Указа являются земельные участки, на которых находятся объекты
недвижимого имущества, в том числе объекты незавершенного строительства
и законсервированные объекты, приватизированы (отчуждены) соответственно
с законодательством Украины.

3. Действие настоящего Указа не распространяется на:

земельные участки, предоставленные в пользование и переданы в
собственность гражданам Украины из земель, находящихся в государственной
или коммунальной собственности, для ведения личного подсобного
хозяйства, строительства и обслуживания жилого дома и
хозяйственных построек, дачного и гаражного строительства,
садоводства, а также гражданам и юридическим лицам Украины для
ведения товарного сельскохозяйственного производства;

земельные участки, находящиеся в государственной или коммунальной
собственности и не могут быть переданы в коллективную и частную
собственность согласно статье 4 Земельного кодекса Украины
(561-12).

4. Установить, что продавцами земельных участков
несельскохозяйственного назначения являются:

относительно земель коммунальной собственности — сельские, поселковые, городские
совета или уполномоченные ими органы;

относительно земель государственной собственности — районные, областные, Киевская область
и Севастопольская городские государственные администрации, Совет министров
Автономной Республики Крым. Решение о продаже земельных участков
указанные органы исполнительной власти принимают по предварительному
согласованию этих вопросов на сессиях соответствующих советов.

5. Покупателями земельных участков несельскохозяйственного
назначения могут быть:
граждане Украины — субъекты предпринимательской деятельности;
юридические лица Украины.

Земельный участок несельскохозяйственного назначения может
приобретаться одним покупателем, а также несколькими покупателями в общую
совместную или в общую долевую собственность.

6. Установить, что земельные участки несельскохозяйственного
назначения продаются покупателям, которым принадлежат объекты недвижимого
имущества, расположенные на таком земельном участке.

7. Земельные участки несельскохозяйственного назначения,
подлежат продаже, ежегодно определяются в перечне, который
утверждается советами или уполномоченными ими органами, местными
государственными администрациями, Советом министров Автономной Республики
Крым.

На основании утвержденного ежегодного перечня соответствующие
местные государственные органы земельных ресурсов разрабатывают технический
паспорт каждого земельного участка, в котором указывается ее правовой
режим, количественные и качественные характеристики, а также проект ее
отвода.

Положение о техническом паспорте земельного участка
несельскохозяйственного назначения, которая подлежит продаже,
утверждается Государственным комитетом Украины по земельным ресурсам.

8. Граждане — субъекты предпринимательской деятельности и
юридические лица Украины, заинтересованные в покупке земельных участков
несельскохозяйственного назначения, подают в соответствующую
сельского, поселкового, городского совета или уполномоченного им органа,
местной государственной администрации, Совета министров Автономной
Республики Крым заявление (ходатайство) установленного образца. Образец
заявления (ходатайства) и порядок его представления утверждаются Кабинетом
Министров Украины.
Сельский, поселковый, городской совет или уполномоченный им орган,
местная государственная администрация, Совет министров Автономной
Республики Крым в месячный срок со дня поступления заявления
(ходатайство) принимает решение о продаже земельного участка
несельскохозяйственного назначения или об отказе в нем.
Продавец имеет право отказать покупателю в продаже земельного
участки несельскохозяйственного назначения в случае:
непредставление документов, необходимых для принятия решения о
продажи земельного участка несельскохозяйственного назначения;
выявление недостоверных сведений в представленных документах;
если стало известно, что в отношении покупателя возбуждено дело о
банкротство или о прекращении деятельности юридического лица.

9. Решение сельского, поселкового, городского совета или
уполномоченного им органа, местной государственной администрации, Совета
министров Автономной Республики Крым является основанием для заключения
договора купли-продажи земельного участка
несельскохозяйственного назначения между покупателем и продавцом.

Организацию купли-продажи земельных участков
несельскохозяйственного назначения осуществляют местные государственные
органы земельных ресурсов.

Договор купли-продажи земельного участка
несельскохозяйственного назначения подлежит нотариальному
удостоверению и является основанием для оформления соответствующего государственного
акта на право собственности на этот земельный участок.

10. Стоимость земельного участка несельскохозяйственного
назначения определяется Государственным комитетом Украины по земельным
ресурсах или его органами на местах на основании экспертной
денежной оценки.

Оплата стоимости земельного участка несельскохозяйственного
назначения может осуществляться по соглашению сторон с рассрочкой
платежа.

11. Право собственности на приобретенный земельный участок возникает
после получения государственного акта на право собственности на землю,
выдается покупателю при условии оплаты им стоимости приобретенной
земельного участка.

За выдачу государственного акта на право собственности на землю
взимается плата в порядке и размерах, определяемых
Кабинетом Министров Украины.

Государственный акт на право собственности на землю регистрируется
местными государственными органами земельных ресурсов. Форму государственного
акта на право собственности на землю утверждает Кабинет Министров
Украины.

12. Средства, полученные от продажи земельных участков
несельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной
или коммунальной собственности, зачисляются в соответствии с Государственным
бюджета Украины или на специальные бюджетные счета советов, на
территории которых находятся приобретенные земельные участки. (Часть
первой статьи 12 с изменениями, внесенными согласно Указу Президента
N 399/2000 от 09.03.2000)

(Часть вторая статьи 12 исключен на основании Указа
Президента N 399/2000 от 09.03.2000) Для компенсации расходов,
связанных с организацией продажи земельных участков
несельскохозяйственного назначения, на счета местных
государственных органов земельных ресурсов зачисляется 10 процентов
стоимости проданных земельных участков несельскохозяйственного
назначения, находившихся в государственной или коммунальной собственности.

13. Споры, возникающие в процессе продажи земельных участков
несельскохозяйственного назначения, разрешаются судом или
арбитражным судом в установленном порядке в соответствии с их
компетенции.

14. Кабинету Министров Украины в месячный срок:

утвердить образец заявления (ходатайства) о продаже земельного
участки несельскохозяйственного назначения и порядок представления
такого заявления (ходатайства);

утвердить форму государственного акта на право собственности на землю,
что будет выдаваться владельцам земельных участков
несельскохозяйственного назначения;

определить порядок и размеры платы, взимаемой за выдачу
государственного акта на право собственности на землю.

15. Государственному комитету Украины по земельным ресурсам
утвердить в двухнедельный срок положение о техническом паспорте
земельного участка несельскохозяйственного назначения,
подлежит продаже.

16. Возложить на Кабинет Министров Украины предоставление официальных
разъяснений относительно этого Указа.

17. Этот Указ вступает в силу в порядке, предусмотренном
пунктом 4 раздела XV «Переходные положения» Конституции Украины.

Президент Украины Л. КУЧМА

г. Киев, 19 января 1999
N 32/99

Времена «дикого» девелопмента уже прошли и утверждение, что можно построить «что угодно и где угодно», а оно «прорастет», сдастся и начнет приносить прибыль, уже не актуальны. Однако, ошибки при выборе участков под застройку все равно случаются и, казалось бы, удачно спланированные проекты становятся не слишком удачными в процессе реализации. Я расскажу о 10 подводных камнях, о которые можно «разбиться» при приобретении земельных участков для строительства коммерческой и жилой недвижимости.

1. Сопутствующая инфраструктура

Недавно я наблюдал продажи таунхаусов в двух коттеджных поселках. В одном продажи шли довольно бойко, а в другом – нет, хотя этот поселок отличается более высоким качеством строительства. На спрос, как оказалось, сильно повлияли место строительства и отсутствие социальной инфраструктуры. Поселок, который пользуется спросом, расположен рядом со строящимся жилым массивом и имеет выход на федеральную трассу, хотя находится в некотором отдалении от нее. Казалось бы, что тут привлекательного: шум от дороги и присутствие города «за забором». Однако, оказалось, что расположение «еще не дача, но уже и не город» городскому покупателю нравится больше. Кроме того, хотя сам поселок и не имеет социальной инфраструктуры, она расположена в непосредственной близости. Второй же поселок расположен вблизи региональной трассы, между двумя областными центрами и, хотя его транспортная доступность неплоха, находится он посреди поля, перспективы застройки которого неизвестны. Кроме того, места под инфраструктуру в самом поселке не предусмотрено, так как ее строительство оказалось невыгодным в рамках проекта с небольшим количеством домовладений.

2. Дорожное сообщение

Земельные участки могут быть непригодны для коммерческого использования в силу отсутствия подъездных путей к ним. Для удачной реализации любого коммерческого проекта, земельный участок должен находиться в непосредственной близости от дорожной инфраструктуры. Нужно также учитывать планы развития прилегающих территорий, как с точки зрения расширения дорожной сети, так и с точки зрения роста нагрузки на нее за счет строительства других коммерческих объектов. В качестве примера можно привести практически все проекты, реализованные в границах Малого бетонного кольца или дороги А-107, которые подлежат сносу в связи со строительством ЦКАД. Другой пример — жилые массивы, возведенные на территории Новой Москвы вдоль Киевского шоссе, не учитывающие возрастающую нагрузку на дорожную сеть в связи с их введением в эксплуатацию. Вполне реальны ситуации, когда дорога в Москву у жителей этих районов займет столько времени, что недавно купленные квартиры будут тут же выставлены на продажу.

3. Форма земельного участка

Форма земельного участка играет огромную роль с точки зрения планирования будущей застройки и эффективного размещения объектов и снижения площади участка, непригодной к использованию. Наиболее выигрышной и частой формой участка является прямоугольник. Однако, на практике, встречаются и экзотические варианты. Например, в одном из проектов в Дмитровском районе Московской области нам предложили участок, представляющий в сечении ромб. Понятно, что в силу этой формы, размещение большого количества объектов на нем было бы невозможно.

4. Результаты геологических исследований и геоподоснова

Далеко не все девелоперы при приобретении земельных участков запрашивают у продавцов результаты геологических исследований и геоподоснову. Результаты геологических исследований дают представление о том, что именно находится под земельным участком (почвы, водоносные слои, породы) и важны при проектировании фундаментов и нагрузок, а геоподоснова показывает все коммуникации и линии регулирования застройки. В моей практике имеются два случая, когда данные факторы не были учтены при приобретении земельных участков. В одном из случаев под участком оказалось подземное озеро, составляющее стратегический запас питьевой воды населенного пункта, что сказалось на обременениях при использовании участка. В другом, под земляным покровом оказалось пять метров торфа, который при освоении участка подлежал удалению и транспортировке с засыпанием участка по определенным высотным отметкам песком, что в масштабе пятидесяти гектаров уничтожило весь экономический смысл строительства.

Также случается, что при приобретении участков застройщик не смотрит и на его топографию. При этом рельеф участка напрямую связан с тем, сколько земли придется удалить или, наоборот, доставить при разравнивании строительной площадки. На небольших участках перепады высот не играют большой роли, но при значительной величине перепада и размере площадки, это может стать определяющим параметром в стоимости земляных работ. В моей практике встречались проекты, где в силу специфики рельефа, только стоимость земляных работ доходила до трех миллионов долларов.

6. Разрешение на использование

Проверка правоустанавливающих документов на земельный участок – важнейшая часть процесса его приобретения. Из таких документов, как кадастровый паспорт можно понять, как именно данный земельный участок может быть использован и нужно ли менять его разрешенное использование и переводить земельный участок в другую категорию. В моей практике приобретаемые земельные участки с разрешенным использованием под «Строительство конно-спортивного и гостиничного комплекса» оказывались больше подходящими для малоэтажного жилья, что потребовало изменения разрешения на использование и повлекло множество повторных согласований, а также выпуска нового разрешительного документа с внесением изменений в долгосрочный договор аренды.

7. Обременения участков

Наиболее частое обременение — наличие на участке физических объектов, например, инженерных сетей, подлежащих переносу или реконструкции, что увеличивает стоимость проекта. Например, при размещения небольшого складского комплекса с удобным, казалось бы, местом расположения, потребовался перенос опор двух энергосетей, что сделало проект нерентабельным и привело к отказу от его реализации.

8. Финансовые обременения собственника

Еще одним неблагоприятным фактором могут стать финансовые обременения, тянущиеся за собственником приобретаемого земельного участка или его части. Часть обременений можно выявить при приобретении земельного участка, например, залог. Другую часть обременений так просто выявить нельзя, например, долги продавца прав аренды. В моей практики были примеры продажи земельных участков с задолженностью по аренде более трех лет, что подразумевало погашение долгов перед местной администрацией при переуступке прав аренды. Причем выявить эту ситуацию было довольно сложно, так как арест на земельные участки наложен не был в связи с их нахождением в муниципальной собственности.

9. Административные обременения

Административные обременения — еще один довольно тонкий вопрос, серьезно влияющий на конечную стоимость любого проекта. Сегодня практически любой проект имеет нагрузку в виде социальной инфраструктуры, которая не имеет никакой потенциальной коммерческой выгоды для девелопера. Строительство дорог, школ, детских садов, мостов и больниц, которые далеко не всегда относятся к вашему проекту, а зачастую и расположены вне его границ, способно сделать любой успешный проект нерентабельным.

10. Подключение к сетям

Вопрос с подключением к сетям является основополагающим фактором для любого проекта, индустриального или жилого. Есть примеры, когда уже построенный довольно крупный индустриальный объект невозможно было подключить к газораспределительной сети Московской области в связи с банальным отсутствием газа в трубопроводе. В последнее время наблюдается много примеров в городах Подмосковья, когда уже построенные и переданные в собственность покупателям жилые объекты не были обеспечены сетями, а значит, и не могли быть приняты в эксплуатацию приемочной комиссией.

Всё на продажу: когда на Украине примут закон о свободной торговле сельхозземлями

Украинцы не готовы продавать одно из основных богатств страны — землю. По данным опубликованного в конце июня исследования социологической группы «Рейтинг», 53% опрошенных считают, что украинская земля не должна быть товаром. Еще 25% уверены, что для свободного рынка условия не созданы. Поддерживают земельную реформу государства только 11% респондентов.

Аргументы чиновников, что землю сельскохозяйственного назначения нужно выставить на торги для продолжения сотрудничества с МВФ, не сработали. Опрос показал, что 63% респондентов считают МВФ виновным в снижении социальных стандартов жизни и повышении цен, и только 21% опрошенных придерживается противоположной точки зрения.

Власть денег

МВФ уже больше года требует от Украины приступить к продаже земель сельскохозяйственного назначения, но чиновники откладывали этот вопрос в долгий ящик. Терпение кредиторов лопнуло, и они назвали выполнение этого требования одним из ключевых условий для получения нового транша помощи этой осенью.

«По сельхозземлям — необходимо передать неэффективные госпредприятия в частное управление. Это надо выполнить, чтобы получить следующий транш», — заявил министр финансов Александр Данилюк.

Размер финансовой помощи министр не назвал, но сообщил, что она будет свыше $1 млрд. Возобновление сотрудничества с МВФ даст другим кредитным организациям сигнал о том, что Украине можно предоставлять новые кредиты. Поэтому получение новой помощи так важно для страны.

Открытие рынка земли сельскохозяйственного назначения позволит привлечь прямые иностранные инвестиции, размер которых сейчас составляет $1—1,5 млрд в год.

«Земля продается во всём мире, это конкурентный рынок. В нашем случае нужно начинать с земель госсобственности и госпредприятий. Мы все знаем, что эти земли сегодня используются крайне неэффективно, по теневым схемам субподрядов», — цитируют украинские СМИ члена комитета по вопросам аграрной политики и земельных отношений Сергея Хланя.

Управляющий партнёр инвестиционной компании Capital Times Эрик Найман считает, что если рынок земли откроют осенью, то национальная валюта будет стоит 27 грн. за $1. В противном случае она подешевеет до 30 грн. Сейчас купить доллар на Украине можно за 26 грн.

«Открытие рынка земли позволит привлечь крупных международных инвесторов, которые давно интересуются украинским рынком. Но они не хотят вкладывать деньги в строительство сельскохозяйственных предприятий, строить дороги и другие объекты инфраструктуры на арендованных землях. Всегда существует риск, что договоры аренды земли будут расторгнуты, а предприятия заберут», — сообщил RT руководитель крупной инвестиционной компании, пожелавший остаться неназванным.

Политическое самоубийство

Снятие моратория на продажу земель сельскохозяйственного назначения может стать «политическим самоубийством» для премьер-министра Владимира Гройсмана и снизить рейтинги президента Петра Порошенко. Оппозиционные партии уже заявили о готовности вывести людей на улицы.

«Если только Верховная рада вынесет на рассмотрение вопрос отмены моратория на продажу сельскохозяйственной земли, мы придём в Киев — и это будут не тысячи, не десятки тысяч, а сотни тысяч людей. Мы не дадим продать украинскую землю, не позволим оставить наших детей и внуков без главного богатства Украины. Украинская земля — это, если хотите, что-то вроде Сталинграда для нас: без земли жизни в Украине не будет!» — заявил в интервью харьковскому телеканалу лидер партии «За жизнь» Вадим Рабинович.

Глава партии «Батькивщина» Юлия Тимошенко и вовсе предложила провести всеукраинский референдум, на который будет вынесен вопрос о необходимости продажи земли сельскохозяйственного назначения. Но Пётр Порошенко отказался от опроса украинцев, результаты которого уже давно известны.

«Президент должен выполнять основной закон и, как гарант Конституции, поставить одну подпись под указом, провести референдум и спросить у людей, хотят ли они продавать украинскую сельскохозяйственную землю. Нет, он этого не сделал. За спиной у народа подписал меморандум о сотрудничестве с МВФ и сказал, что землю будут продавать», — заявила Тимошенко.

«Пока решения у нас нет»

Пётр Порошенко оказался в сложной ситуации. Невыполнение требований МВФ может привести к финансовому кризису этой осенью, а выполнение — к снижению рейтингов и акциям протестов.

«В администрации президента работают над этим вопросом. Пока решения у нас нет», — сообщил RT источник в администрации главы украинского государства.

Правительство предложило свой вариант. По словам Владимира Гройсмана, продавать землю будут исключительно украинцам и площадью не менее 200 га в руки. Это, по мнению премьера, должно дать населению надежду, что участки не будут переданы иностранным компания.

«Но это приведёт к масштабной афере, поскольку участки по невысокой цене будут переписаны на подставных лиц. А нужные люди скупят украинские земли и потом начнут перепродавать участки по завышенным ценам», — сообщил RT политолог, близкий к администрации президента.