Закон об осаго статья 40

Статья 30. Информационное взаимодействие

1. Органы исполнительной власти Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, Банк России, организации и граждане обязаны бесплатно предоставлять по запросам страховщиков и их профессионального объединения информацию, которая имеется у них, в отношении которой установлено требование об обеспечении ее конфиденциальности и которая связана со страховыми случаями по обязательному страхованию, страхованию в рамках международных систем страхования или с событиями, послужившими основанием для предъявления требований о компенсационных выплатах.

Органы внутренних дел посредством электронного взаимодействия предоставляют страховщикам, профессиональному объединению страховщиков по их запросам необходимые для реализации положений настоящего Федерального закона сведения о водительских удостоверениях лиц, допущенных к управлению транспортными средствами, о регистрации транспортных средств и зафиксированных сотрудниками полиции дорожно-транспортных происшествиях.

Страховщики и их профессиональное объединение обязаны соблюдать установленные законодательством Российской Федерации режимы защиты, режим обработки информации, которую они получают и в отношении которой установлено требование об обеспечении ее конфиденциальности, и порядок ее использования, а в случае их нарушения несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность.

2. Утратил силу с 1 сентября 2014 года. — Федеральный закон от 21.07.2014 N 223-ФЗ.

3. В целях информационного обеспечения возможности заключения договора обязательного страхования в виде электронного документа, осуществления компенсационных выплат, прямого возмещения убытков, применения коэффициента, входящего в состав страховых тарифов и предусмотренного подпунктом «б» пункта 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, анализа экономической обоснованности страховых тарифов, взаимодействия со страховщиками, заключившими договоры страхования средств наземного транспорта с потерпевшими, контроля за осуществлением обязательного страхования, и реализации иных положений настоящего Федерального закона создается автоматизированная информационная система обязательного страхования, содержащая сведения о договорах обязательного страхования, страховых случаях, транспортных средствах и об их владельцах, статистические данные и иные необходимые сведения об обязательном страховании.

К информации, содержащейся в информационной системе, обеспечивается свободный доступ, за исключением информации ограниченного доступа. Информация ограниченного доступа предоставляется органам государственной власти, Банку России, страховщикам и их профессиональным объединениям, иным органам и организациям в соответствии с их компетенцией, определенной законодательством Российской Федерации, и в установленном для них порядке.

Состав органов государственной власти и организаций, подключаемых к информационной системе, перечни информации, предоставляемой в обязательном порядке органами государственной власти, страховщиками, иными лицами для включения в информационную систему, порядок предоставления пользователям содержащейся в ней информации, а также органы и организации, ответственные за сбор и обработку указанной информации, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Оператором автоматизированной информационной системы обязательного страхования, организующим и (или) осуществляющим обработку формируемых в ней сведений, является профессиональное объединение страховщиков.

Оператор автоматизированной информационной системы обязательного страхования осуществляет следующие полномочия:

организует и (или) осуществляет обработку персональных данных, формируемых в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных в целях обеспечения реализации положений настоящего Федерального закона;

принимает необходимые организационные и технические меры для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий;

осуществляет иные полномочия, связанные с достижением цели создания автоматизированной информационной системы обязательного страхования.

3.1. Лицам, имеющим намерение заключить договор обязательного страхования, обеспечивается свободный доступ, в частности, к:

а) сведениям о применяемых страховщиками страховых тарифах, позволяющим указанным в настоящем пункте лицам сравнить размер страховой премии по договору обязательного страхования в случае его заключения у любого из страховщиков;

б) сведениям об утраченных, об украденных, о похищенных и об иных бланках страховых полисов обязательного страхования, не предназначенных для санкционированного использования;

в) сведениям, необходимым для определения коэффициента, входящего в состав страховых тарифов и предусмотренного подпунктом «б» пункта 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, при расчете страховой премии по договору обязательного страхования.

3.2. Потерпевшим и иным участникам дорожно-транспортного происшествия представляются данные о наличии действующего договора обязательного страхования в отношении определенного лица и (или) транспортного средства, о номере такого договора, а также о страховщике, с которым он заключен.

По запросам в письменной форме граждан, организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления профессиональным объединением страховщиков в течение 30 календарных дней с момента поступления такого запроса предоставляются сведения об обязательном страховании, о страховании в рамках международных систем страхования, не содержащие персональных данных.

4. Порядок взаимодействия автоматизированной информационной системы обязательного страхования и единой автоматизированной информационной системы технического осмотра, созданной в соответствии с законодательством в области технического осмотра транспортных средств, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

5. Обмен информацией при прямом возмещении убытков осуществляется в автоматизированной информационной системе прямого возмещения убытков, являющейся частью автоматизированной информационной системы обязательного страхования и содержащей сведения о страховых случаях, транспортных средствах, об их владельцах, о водителях транспортных средств, договорах обязательного страхования, страховщиках и иные сведения, необходимые для организации расчетов между страховщиками в соответствии с соглашением о прямом возмещении убытков (статья 26.1 настоящего Федерального закона).

Сбор и обработку сведений, формируемых в автоматизированной информационной системе прямого возмещения убытков, организацию расчетов между страховщиками в соответствии с соглашением о прямом возмещении убытков, иные необходимые для реализации положений настоящего Федерального закона действия осуществляет определенное профессиональным объединением страховщиков юридическое лицо в соответствии с переданными функциями и полномочиями профессионального объединения страховщиков.

6. Страхователь для заключения договора обязательного страхования или внесения в него изменений обязан предоставить свои персональные данные, персональные данные собственника транспортного средства, а в случае, если заключаемый договор обязательного страхования предусматривает управление транспортным средством указанными страхователем водителями, — персональные данные каждого из таких водителей.

Потерпевший или выгодоприобретатель для получения страхового возмещения или прямого возмещения убытков по договору обязательного страхования обязан предоставить свои персональные данные, а в случае причинения вреда жизни потерпевшего выгодоприобретатель обязан предоставить известные ему персональные данные иных выгодоприобретателей.

7. Состав персональных данных, обязанность предоставления которых предусмотрена пунктом 6 настоящей статьи, определяется настоящим Федеральным законом, правилами обязательного страхования и принятыми в соответствии с ними формами:

а) заявления о заключении договора обязательного страхования;

б) страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;

в) документа, содержащего сведения о страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств по договору обязательного страхования;

г) извещения о дорожно-транспортном происшествии;

д) справки о дорожно-транспортном происшествии.

8. Страховщик не вправе требовать предоставления персональных данных, не предусмотренных настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, нормативными актами Банка России.

Согласие субъекта персональных данных на их обработку оператором автоматизированной информационной системы обязательного страхования не требуется.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 30 Закона об ОСАГО

1. Комментируемая статья устанавливает основы информационного взаимодействия в системе ОСАГО.

Пункт первый ст. 30 определяет основания и порядок предоставления страховым организациям и их профессиональному объединению — РСА конфиденциальной информации, связанной со страховыми случаями по обязательному страхованию, страхованию в рамках международных систем страхования или с событиями, послужившими основанием для предъявления требований о компенсационных выплатах.

Комментируемая статья называет в числе лиц, обладающих информацией, связанной со страховыми случаями или событиями, послужившими основанием для предъявления требований о компенсационных выплатах, государственные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, Банк России, организации и граждан Российской Федерации.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами, под конфиденциальностью понимается обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ определяет, что обладатель информации — это лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам (ст. 2). Обладателем информации может быть гражданин (физическое лицо), юридическое лицо, Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование (ст. 6). В рамках рассматриваемых правоотношений к конфиденциальной информации в первую очередь относятся персональные данные физических лиц — страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей по договорам ОСАГО. Статья 7 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» устанавливает, что лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять их без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом. При этом ч. 8 ст. 9 и п. 8 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ в совокупности устанавливают, что в случае, когда обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством об обязательных видах страхования, со страховым законодательством, персональные данные могут быть получены оператором от лица, не являющегося субъектом персональных данных.

Комментируемая статья определяет особый порядок, закрепляя в качестве основания для предоставления конфиденциальной информации, относящейся к произошедшим страховым случаям или событиям, повлекшим предъявление требований о компенсационных выплатах, запрос страховой организации или РСА. Получение согласия обладателя информации в данном случае не требуется. Соответствующая информация должна предоставляться бесплатно.

Необходимые для реализации положений комментируемого Закона сведения о водительских удостоверениях лиц, допущенных к управлению транспортными средствами, о регистрации транспортных средств и зафиксированных сотрудниками полиции ДТП предоставляются органами внутренних дел страховщикам и РСА по их запросам посредством электронного взаимодействия. Такие сведения содержатся в автоматизированных учетах федеральной информационной системы ГИБДД МВД РФ (Госавтоинспекции).

Положение о системе информационного обеспечения подразделений Госавтоинспекции и Требования к информационному взаимодействию в федеральной специализированной территориально распределенной информационной системе Госавтоинспекции утверждены Приказом МВД РФ от 3 декабря 2007 г. N 1144 «О системе информационного обеспечения подразделений Госавтоинспекции». Одной из основных задач системы является обеспечение подразделений Госавтоинспекции, подразделений органов внутренних дел РФ, органов государственной власти Российской Федерации, страховщиков и их профессионального объединения информацией, содержащейся в специализированных учетах Госавтоинспекции, в частности о зарегистрированных транспортных средствах и их владельцах, выданных водительских удостоверениях, произошедших ДТП. Порядок взаимодействия между уровнями системы информационного обеспечения и внешними информационными системами определяют Требования к информационному взаимодействию в федеральной специализированной территориально распределенной информационной системе Госавтоинспекции.

Страховщики и РСА обязаны соблюдать установленные законодательством Российской Федерации режимы защиты, обработки получаемой от вышеперечисленных субъектов конфиденциальной информации и порядок ее использования.

Общие требования к защите информации предусмотрены в ст. 16 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ: защита информации представляет собой принятие правовых, организационных и технических мер, направленных на:

1) обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации;

2) соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа;

3) реализацию права на доступ к информации.

Статья 19 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ регламентирует меры, которые должны применяться в целях обеспечения безопасности персональных данных при их обработке. Так, операторы персональных данных, к которым относятся страховщики и РСА, при обработке персональных данных обязаны принимать необходимые правовые, организационные и технические меры или обеспечивать их принятие для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных.

В случае нарушения установленных законодательством РФ требований к использованию конфиденциальной информации страховщики и РСА несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность.

Административно-правовая ответственность за нарушение страховщиками и РСА требований к использованию конфиденциальной информации может наступить в соответствии со ст. 13.14 «Разглашение информации с ограниченным доступом» КоАП РФ, согласно которой разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, может повлечь наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

Статья 946 ГК РФ закрепляет тайну страхования, согласно которой страховщик не вправе разглашать полученные им в результате своей профессиональной деятельности сведения о страхователе, застрахованном лице и выгодоприобретателе, состоянии их здоровья, а также об имущественном положении этих лиц. Она также предусматривает, что за нарушение тайны страхования страховщик в зависимости от рода нарушенных прав и характера нарушения несет ответственность в соответствии с правилами, предусмотренными гражданско-правовым законодательством.

2. Пункт 3 комментируемой статьи устанавливает правовую основу для создания автоматизированной информационной системы ОСАГО (далее — АИС ОСАГО). В своем нынешнем виде данная система начала действовать в 2013 г. Целями ее создания являются:

— информационное обеспечение возможности заключения договора ОСАГО;

— осуществление компенсационных выплат;

— прямое возмещение убытков;

— применение коэффициента «бонус-малус» (КБМ);

— анализ экономической обоснованности страховых тарифов;

— взаимодействие со страховщиками, заключившими договоры страхования средств наземного транспорта с потерпевшими;

— контроль за осуществлением ОСАГО;

— реализация иных положений комментируемого Закона.

Согласно Федеральному закону от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ информационная система — это совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий (процессов, методов поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способов осуществления таких процессов и методов) и технических средств. Согласно более развернутому определению, предложенному Н.Н. Ковалевой, «информационная система — это технологическая система, представляющая совместимость технических, программных и иных средств, объединяющих структурно и функционально несколько видов информационных процессов, и предоставляющая информационные услуги».

Определения автоматизированной информационной системы Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ не содержит (хотя и оперирует указанным термином). Как отмечает Р.В. Амелин, определение, которое используется в нем на сегодняшний день, по сути отождествляет понятия информационной системы и автоматизированной информационной системы.

К информации, которая содержится и обрабатывается в АИС ОСАГО, относятся сведения о договорах ОСАГО, страховых случаях, транспортных средствах и об их владельцах, статистические данные и иные необходимые сведения об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Комментируемая статья устанавливает правовой режим такой информации: к ней обеспечивается свободный доступ, за исключением информации ограниченного доступа.

Под доступом к информации понимается возможность получения информации и ее использования. Согласно ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. К информации ограниченного доступа относится информация, составляющая государственную, коммерческую, служебную, профессиональную и иную тайну, в том числе персональные данные граждан. Указанная информация может быть предоставлена третьим лицам в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Абзац 2 п. 3 комментируемой статьи содержит бланкетную норму, определяющую порядок предоставления информации ограниченного доступа, находящейся в АИС ОСАГО, органам государственной власти, Банку России, страховщикам и их профессиональным объединениям, иным органам и организациям — она может быть предоставлена только в соответствии с их компетенцией, определенной законодательством Российской Федерации, и в установленном для них порядке.

Комментируемый закон наделяет Правительство РФ полномочиями по определению:

— состава органов государственной власти и организаций, подключаемых к АИС ОСАГО;

— перечней информации, предоставляемой в обязательном порядке органами государственной власти, страховщиками, иными лицами для включения в АИС ОСАГО;

— порядка предоставления пользователям содержащейся в ней информации;

— органов и организаций, ответственных за сбор и обработку указанной информации.

Во исполнение данных предписаний было принято Постановление Правительства РФ от 14 сентября 2005 г. N 567 «Об обмене информацией при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Им утвержден перечень информации, формируемой и предоставляемой в обязательном порядке органами государственной власти, страховщиками и иными организациями.

Федеральными органами исполнительной власти и организациями, ответственными за сбор и обработку информационных ресурсов АИС ОСАГО, являются Министерство внутренних дел РФ, Министерство сельского хозяйства РФ, Министерство обороны РФ, Федеральная таможенная служба, РСА и ее члены.

Предоставление информации может осуществляться с использованием АИС ОСАГО с участием Банка России путем обмена документами и сведениями, предусмотренными утвержденным перечнем, а также сведениями о страховых премиях и страховых выплатах по ОСАГО, количестве заключенных и прекративших свое действие договоров ОСАГО, аккумулируемыми Банком России.

Оператором АИС ОСАГО, организующим и (или) осуществляющим обработку формируемых в ней сведений, является профессиональное объединение страховщиков — РСА. Согласно п. 12 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ оператор информационной системы — это гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных.

Оператор АИС ОСАГО осуществляет следующие полномочия:

1) организует и (или) осуществляет обработку персональных данных, формируемых в АИС ОСАГО, в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных в целях обеспечения реализации положений комментируемого Закона.

Обработка персональных данных — это любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных. При этом автоматизированная обработка персональных данных представляет собой обработку персональных данных с помощью средств вычислительной техники (ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных»).

Законодательство Российской Федерации в области персональных данных основывается на Конституции РФ и международных договорах Российской Федерации, в частности Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных (Страсбург, 28 января 1981 г.), и состоит из Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ и других определяющих случаи и особенности обработки персональных данных федеральных законов.

Принципы и условия обработки персональных данных, которые должны соблюдаться оператором АИС ОСАГО, определены в гл. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ;

2) принимает необходимые организационные и технические меры для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий.

Требования к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных утверждены Постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2012 г. N 1119. Согласно данному документу выбор средств защиты информации для системы защиты персональных данных осуществляется оператором в соответствии с нормативными правовыми актами, принятыми Федеральной службой безопасности РФ и Федеральной службой по техническому и экспортному контролю;

3) осуществляет иные полномочия, связанные с достижением цели создания АИС ОСАГО.

29 декабря 2012 г. Президиумом РСА были утверждены Правила профессиональной деятельности по созданию и использованию информационных систем Российского союза автостраховщиков, которые определяют особенности создания информационных систем РСА, содержащих информацию ограниченного доступа, а также механизмы защиты содержащейся в них информации.

3. Комментируемая статья содержит перечень информации, связанной с осуществлением обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, к которой должен обеспечиваться свободный доступ, в зависимости от групп получателей такой информации.

3.1. Лицам, имеющим намерение заключить договор ОСАГО, должен обеспечиваться свободный доступ к:

а) сведениям о применяемых страховщиками страховых тарифах, что позволяет сравнить размер страховой премии по договору ОСАГО в случае его заключения у любого из страховщиков;

б) сведениям об утраченных, об украденных, о похищенных и об иных бланках страховых полисов ОСАГО, не предназначенных для санкционированного использования;

в) сведениям, необходимым для определения коэффициента «бонус-малус» (КБМ) при расчете страховой премии по договору ОСАГО (см. комментарий к подп. «б» п. 2 ст. 9 комментируемого Закона).

Законодатель в п. 3.1 комментируемой статьи использует формулировку «в частности», уточняя, по всей видимости, что лицам, намеревающимся заключить договор ОСАГО, должна быть предоставлена и иная информация, в отношении которой не установлен режим ограниченного доступа.

Положения п. 3.1 являются новеллой комментируемого Закона, внесены Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 223-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Предоставление широкому кругу заинтересованных лиц свободного доступа к сведениям, определяющим коэффициент КБМ, данным о недействительных бланках полисов ОСАГО и открытой сравнительной информации о страховых тарифах, применяемых различными страховщиками, направлено на защиту прав и интересов страхователей, предупреждение злоупотреблений и правонарушений при заключении договоров ОСАГО со стороны страховых организаций.

Сведения, необходимые для определения коэффициента «бонус-малус» (КБМ) при расчете страховой премии по договору ОСАГО, относятся к конкретным лицам: владельцам транспортного средства либо лицам, допущенным к управлению транспортным средством, в связи с чем являются персональными данными, в отношении которых устанавливается режим конфиденциальности.

3.2. Потерпевшим и иным участникам ДТП представляются данные о наличии действующего договора ОСАГО в отношении определенного лица и (или) транспортного средства, о номере такого договора, а также о страховщике, с которым он заключен, — данные сведения предоставляются в целях обеспечения участникам ДТП возможности обращения за возмещением причиненного вреда. В данном случае речь идет о персональных данных лица, заключившего договор ОСАГО и ставшего участником ДТП. Пункт 3.2 комментируемой статьи устанавливает основание для предоставления таких персональных данных оператором информационной системы третьим лицам (потерпевшим в ДТП и иным его участникам).

3.3. Гражданам, организациям, органам государственной власти и органам местного самоуправления РСА предоставляет сведения об обязательном страховании, о страховании в рамках персональных данных, то есть любой информации, относящейся к прямо или косвенно определен международных систем страхования, не содержащие ному или определяемому физическому лицу. Предоставление таких сведений осуществляется следующим образом:

— по запросам, поданным в письменной форме;

— в течение 30 календарных дней с момента поступления такого запроса.

4. Пункт 4 комментируемой статьи предусматривает, что порядок взаимодействия АИС ОСАГО и единой автоматизированной информационной системы технического осмотра устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ.

Основу функционирования единой автоматизированной информационной системы технического осмотра устанавливает ст. 12 Федерального закона от 1 июля 2011 г. N 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Оператором информационной системы является Министерство внутренних дел РФ.

Правила сбора, обработки, хранения, передачи, использования информации, содержащейся в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра транспортных средств, а также обеспечения доступа к этой информации в настоящее время утверждены Постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2011 г. N 1115. Участниками информационного взаимодействия в информационной системе являются Министерство внутренних дел РФ как оператор системы, профессиональное объединение страховщиков и операторы технического осмотра.

Получение и использование информации и сведений, содержащихся в единой автоматизированной информационной системы технического осмотра, осуществляются уполномоченными лицами РСА в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и защите информации для информирования страховых организаций при заключении договора ОСАГО, для проверки соответствия представленных страхователем сведений и реализации права регрессного требования в случаях, предусмотренных ст. 14 комментируемого Закона, а также для осуществления полномочий, установленных ст. 10 Федерального закона от 1 июля 2011 г. N 170-ФЗ, устанавливающей полномочия профессионального объединения страховщиков в сфере технического осмотра.

5. Пункт 5 комментируемой статьи устанавливает, что автоматизированная информационная система прямого возмещения убытков содержит сведения о страховых случаях, транспортных средствах, об их владельцах, о водителях транспортных средств, договорах обязательного страхования, страховщиках и иные сведения, необходимые для организации расчетов между страховщиками в соответствии с соглашением о прямом возмещении убытков. Данная информационная система является частью АИС ОСАГО. В ней производится обмен информацией при прямом возмещении убытков, когда вред, причиненный имуществу потерпевшего, возмещается страховщиком, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего — владельца транспортного средства (см. комментарий к ст. 26.1). РСА определяет юридическое лицо, которое может осуществлять сбор и обработку сведений, формируемых в автоматизированной информационной системе прямого возмещения убытков, организацию расчетов между страховщиками в соответствии с соглашением о прямом возмещении убытков и иные необходимые действия и передает ему соответствующие функции и полномочия оператора информационной системы.

6. Состав персональных данных, которые должны быть предоставлены при заключении, изменении договора ОСАГО, получении страховой выплаты или прямом возмещении убытков по договору ОСАГО, определяется комментируемым Законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами и нормативными актами Банка России, устанавливающими Правила ОСАГО и формы заявления о заключении договора ОСАГО; страхового полиса ОСАГО; документа, содержащего сведения о страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств по договору ОСАГО; извещения о ДТП; справки о ДТП. По своему усмотрению страховые организации не вправе расширять перечень персональных данных, предоставляемых в соответствии с перечисленными нормативными актами.

Для заключения договора ОСАГО или внесения в него изменений страхователь согласно п. 1.1 Правил ОСАГО обязан предоставить свои персональные данные, персональные данные собственника транспортного средства, а в случае, если заключаемый договор обязательного страхования предусматривает управление транспортным средством указанными страхователем водителями, — персональные данные каждого из таких водителей, включающие в себя информацию и сведения, которые должны содержаться в заявлении о заключении договора ОСАГО и документах, необходимых страховщику для заключения такого договора.

В частности, согласно форме заявления о заключении договора ОСАГО (приложение 2 к Положению Банка России от 19 сентября 2014 г. N 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств») к таким данным относятся фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения, адрес, телефон гражданина, сведения о документе, удостоверяющем его личность. Формы страхового полиса и документа, содержащего сведения об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств по договору обязательного страхования, приведены в приложениях 3 и 4 к названному Положению.

Для получения страховой выплаты или прямого возмещения убытков по договору ОСАГО потерпевший или выгодоприобретатель обязан предоставить свои персональные данные, а в случае причинения вреда жизни потерпевшего — известные персональные данные иных выгодоприобретателей.

В соответствии с формой справки о ДТП, утвержденной Приказом МВД РФ от 1 апреля 2011 г. N 154, в ней указываются фамилия, имя, отчество, адрес и телефон водителя транспортного средства, ставшего участником ДТП, сведения о водительском прохождении им освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, удостоверении или временном разрешении на управление транспортным средством, страховом полисе и др. Форма извещения о ДТП утверждена Приказом МВД РФ от 1 апреля 2011 г. N 155 «Об утверждении формы бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии».

Согласие субъекта персональных данных на их обработку оператором АИС ОСАГО не требуется. Основанием для осуществления такой обработки является указание абз. 5 п. 3 настоящей статьи о том, что оператор АИС ОСАГО организует и (или) осуществляет обработку персональных данных, формируемых в ней, в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных в целях обеспечения реализации положений комментируемого Закона. Это согласуется с положениями Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ, определяющими, что обработка персональных данных допускается, если она необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей (п. 2 ч. 1 ст. 6).

Статья 33. О вступлении в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2003 года, за исключением положений, для которых в соответствии с настоящей статьей предусмотрены иные сроки вступления в силу.

2. Положения настоящего Федерального закона, предусмотренные в отношении создания профессионального объединения страховщиков и условий выдачи страховщикам разрешений (лицензий) на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, вступают в силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

3. Пункты 1 и 2 статьи 21 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 июля 2003 года.

4. Глава III и статья 27 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 июля 2004 года.

5. В период с 1 января 2010 года по 31 декабря 2012 года включительно в случае, если при осуществлении обязательного страхования разница между доходами и расходами страховщика за отчетный период превышает 5 процентов от указанных доходов, сумма превышения направляется страховщиком на формирование стабилизационного резерва по обязательному страхованию до достижения данным резервом предельной величины, рассчитываемой как сумма 10 процентов размера резерва произошедших, но незаявленных убытков по обязательному страхованию на конец отчетного периода и положительной разницы между размером стабилизационного резерва по обязательному страхованию по состоянию на 31 декабря 2009 года и 10 процентами размера резерва произошедших, но незаявленных убытков по обязательному страхованию по состоянию на 31 декабря 2009 года, умноженной на количество оставшихся до 31 декабря 2012 года кварталов и деленной на 12.

6. В случае превышения размера стабилизационного резерва по обязательному страхованию, сформированного на 31 марта 2010 года и на последующие отчетные периоды до 31 декабря 2012 года, над указанной в пункте 5 настоящей статьи предельной величиной страховщик приводит размер стабилизационного резерва по обязательному страхованию в соответствие с указанной предельной величиной.

7. Если указанный в пункте 2 статьи 22 настоящего Федерального закона стабилизационный резерв по обязательному страхованию на 31 декабря 2012 года превысит 10 процентов размера резерва произошедших, но незаявленных убытков по обязательному страхованию, страховщик приводит его размер в соответствие с указанной величиной.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 33 Закона об ОСАГО

Настоящая статья регулирует порядок вступления в силу норм комментируемого Закона. Статья 6 Федерального закона от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» предусматривает такую возможность, говоря о том, что порядок вступления в силу федеральных законов может быть установлен самими законами.

Основная часть Закона вступила в силу с 1 июля 2003 г., эта дата прямо указана в тексте статьи (п. 1). Для отдельных положений установлены иные сроки.

Положения, предусматривающие создание профессионального объединения страховщиков и условия выдачи страховщикам разрешений (лицензий) на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, вступили в силу со дня официального опубликования комментируемого Закона. Он был опубликован 6 мая 2002 г. в Собрании законодательства РФ, 7 мая 2002 г. — в «Российской газете» и 14 мая 2002 г. — в «Парламентской газете», первая публикация в которых согласно ст. 4 Федерального закона от 14 июня 1994 г. N 5-Ф является официальным опубликованием федерального закона. Таким образом, указанные положения вступили в силу с 6 мая 2002 г. Известна позиция Конституционного Суда РФ, согласно которой датой официального опубликования был признан день публикации Федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об акцизах» в «Российской газете», хотя дата, указанная в выпуске Собрания законодательства Российской Федерации с текстом данного Закона, была более ранней. Однако позитивное право, источником которого является Федеральный закон от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ, не содержит оснований для того, чтобы не признавать в рассматриваемом случае дату первой публикации комментируемого Закона в Собрании законодательства РФ как дату вступления в силу его отдельных положений, указанных в п. 3 ст. 33.

Глава III «Компенсационные выплаты» и ст. 27 «Обязанность профессионального объединения по осуществлению компенсационных выплат» вступили в силу с 1 июля 2004 г. (п. 4 комментируемой статьи), то есть ровно на год позже, чем основные положения комментируемого Закона.

Пункты 5 — 7 комментируемой статьи посвящены поэтапному формированию страховщиками с 1 января 2010 г. по 31 декабря 2012 г. стабилизационного резерва по обязательному страхованию, под которым понимается страховой резерв для компенсации расходов на осуществление страховых выплат и прямое возмещение убытков в последующие периоды, предусмотренный п. 2 ст. 22 комментируемого Закона (см. комментарий к ст. 22).

Статья 4. Обязанность владельцев транспортных средств по страхованию гражданской ответственности

1. Владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.

Обязанность по страхованию гражданской ответственности распространяется на владельцев всех используемых на территории Российской Федерации транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи.

2. При возникновении права владения транспортным средством (приобретении его в собственность, получении в хозяйственное ведение или оперативное управление и тому подобном) владелец транспортного средства обязан застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации транспортного средства, но не позднее чем через десять дней после возникновения права владения им.

3. Обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на владельцев:

а) транспортных средств, максимальная конструктивная скорость которых составляет не более 20 километров в час;

б) транспортных средств, на которые по их техническим характеристикам не распространяются положения законодательства Российской Федерации о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации;

в) транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых предусмотрена военная служба, за исключением автобусов, легковых автомобилей и прицепов к ним, иных транспортных средств, используемых для обеспечения хозяйственной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;

г) транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах, если гражданская ответственность владельцев таких транспортных средств застрахована в рамках международных систем страхования;

д) принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям;

е) транспортных средств, не имеющих колесных движителей (транспортных средств, в конструкции которых применены гусеничные, полугусеничные, санные и иные неколесные движители), и прицепов к ним.

4. Обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на владельца транспортного средства, риск ответственности которого застрахован в соответствии с настоящим Федеральным законом иным лицом (страхователем).

5. Владельцы транспортных средств, застраховавшие свою гражданскую ответственность в соответствии с настоящим Федеральным законом, могут дополнительно в добровольной форме осуществлять страхование на случай недостаточности страховых сумм, установленных статьей 7 настоящего Федерального закона, для полного возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших, а также на случай наступления ответственности, не относящейся к страховому риску по обязательному страхованию (пункт 2 статьи 6 настоящего Федерального закона).

6. Владельцы транспортных средств, риск ответственности которых не застрахован в форме обязательного и (или) добровольного страхования, возмещают вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потерпевших, в соответствии с гражданским законодательством. При этом вред, причиненный жизни или здоровью потерпевших, подлежит возмещению в размерах не менее чем размеры, определяемые в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, и по правилам указанной статьи.

Лица, нарушившие установленные настоящим Федеральным законом требования об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. Обязанность по страхованию гражданской ответственности владельцев прицепов к транспортным средствам, за исключением принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям, исполняется посредством заключения договора обязательного страхования, предусматривающего возможность управления транспортным средством с прицепом к нему, информация о чем вносится в страховой полис обязательного страхования.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 4 Закона об ОСАГО

1. Комментируемая статья устанавливает юридическую обязанность владельцев транспортных средств страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств на условиях и в порядке, установленных данным Законом и в соответствии с ним.

Следует отметить, что она неоднократно оспаривалась в Конституционном Суде РФ со ссылкой на несоответствие положений комментируемого Закона Конституции РФ (ст. 2, ч. 1 ст. 8, ст. ст. 18, 19, ч. 1 ст. 27, ч. 1 ст. 34, ч. ч. 1 и 2 ст. 35, ч. 1 ст. 45, ч. ч. 2 и 3 ст. 55, ч. 3 ст. 56 и ст. 57) и ГК РФ. В качестве аргументов отмечалось следующее:

1) всеобщая обязанность по страхованию риска гражданской ответственности владельцев транспортных средств (под угрозой применения к ним мер административно-правовой ответственности и при наличии запрета использования транспортных средств в случае неисполнения данной обязанности) является ограничением права владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом, права свободно использовать его для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также нарушением конституционного принципа недопустимости издания законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина. Однако Конституционный Суд РФ иначе расставил приоритеты правовой защиты, обратив внимание на то, что установление обязательности страхования риска гражданской ответственности владельцев транспортных средств федеральным законом обусловлено конституционно закрепленным требованием особой защиты таких значимых для всего общества неотчуждаемых благ, как жизнь и здоровье человека, охрана его имущества (ст. ст. 2, 20, 41 и 45 Конституции РФ). Соответственно, при определении направленности правового регулирования отношений, возникающих в процессе обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, надлежит — исходя из конституционного принципа равенства и тесно связанного с ним конституционного принципа справедливости — предусматривать специальные правовые гарантии защиты прав потерпевшего, которые должны быть адекватны правовой природе и целям страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, а также характеру соответствующих правоотношений;

2) нормы комментируемого Закона не соответствуют ГК РФ в части реализации принципа свободы договора (ст. 421 ГК РФ), а также принципа добровольности личного страхования (ст. 934 ГК РФ). В ответ на это Конституционный Суд РФ отметил, что возложение обязанности страховать жизнь, здоровье или имущество других лиц либо свою гражданскую ответственность перед ними за свой счет или за счет заинтересованных лиц (п. 2 ст. 927) согласуется с правилом ст. 421 «Свобода договора», в соответствии с которой понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена самим ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством;

3) ГК РФ регламентирует вопросы возмещения вреда, причиненного транспортным средством как источником повышенной опасности (ст. ст. 1079, 1083), но, как было отмечено Конституционным Судом РФ, особенности правовой природы договора обязательного страхования как договора в пользу третьего лица — потерпевшего, позволяющие отграничить его от сходного по последствиям (возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевшего), но отличающегося по другим основаниям обязательства вследствие причинения вреда (деликтное обязательство), в силу ст. 2, ч. 1 ст. 17, ст. 18, ч. 1 ст. 19, ч. 3 ст. 55 и п. «о» ст. 71 Конституции РФ требуют от законодателя установления соответствующих, более предпочтительных в сравнении с внедоговорными обязательствами, условий реализации потерпевшим своих прав, вытекающих из страхового правоотношения;

4) плата за обязательное страхование в виде страховой премии, обладающая всеми признаками налога, не будучи предусмотренной НК РФ, является незаконно установленным сбором, который к тому же не учитывает прожиточный минимум и потому является несоразмерным финансовым обременением для большинства граждан — владельцев транспортных средств. Конституционный Суд РФ в связи с этим обратил внимание на то, что страховая премия, представляющая собой плату за оказание страховщиком — организацией, занимающейся предпринимательской деятельностью, услуги (страхование), т.е. эквивалентную, возмездно-индивидуальную цену договора, имеет гражданско-правовую, а не налоговую природу. Тот факт, что нарушение владельцем транспортного средства обязанности по страхованию своей гражданской ответственности влечет ответственность, предусмотренную КоАП РФ (ч. 1 ст. 12.3 и ч. 2 ст. 12.37), не является основанием для признания страховой премии, уплачиваемой за страхование, налоговым или иным фискальным платежом, а лишь подтверждает специфику самого института обязательного страхования гражданской ответственности, имеющего общезначимые (публичные) цели и основывающегося на приоритетности охраны жизни, здоровья и имущества потерпевших. Сам же размер страховой премии определяется на основе экономически обоснованных страховых тарифов и предельных уровней их изменения;

5) установление фиксированных страховых сумм не гарантирует владельцам транспортных средств полное возмещение ущерба при наступлении страхового случая. По мнению Конституционного Суда РФ, возлагая на владельцев транспортных средств обязанность страховать риск своей гражданской ответственности в пользу лиц, которым может быть причинен вред, и закрепляя при этом возможность во всех случаях, независимо от материального положения причинителя вреда, обеспечить потерпевшему возмещение вреда в пределах, установленных законом, федеральный законодатель реализует одну из функций Российской Федерации как социального правового государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. ст. 1 и 7 Конституции РФ), что было бы в недостаточной степени обеспечено при отсутствии адекватного механизма защиты прав потерпевших, отвечающего современному уровню развития количественных и технических показателей транспортных средств, многократно увеличивающих их общественную опасность;

6) обязанность по страхованию гражданской ответственности установлена в отношении каждого транспортного средства в отдельности при том, что одновременное использование одним лицом нескольких транспортных средств объективно невозможно. Однако, по мнению Конституционного Суда РФ, обязанность страхования риска гражданской ответственности применительно к каждому транспортному средству, независимо от их общего количества у одного владельца, не означает умножение бремени содержания имущества, поскольку риск ответственности связывается законодателем не только с владельцем транспортного средства, но и с владением и пользованием каждым транспортным средством как самостоятельным источником повышенной опасности, обладающим собственными техническими характеристиками и отличающимся от других транспортных средств, что влияет на вероятность наступления страхового случая. В то же время данная позиция была отмечена как малоубедительная в Особом мнении судьи Конституционного Суда РФ А.Л. Кононова.

Обязанность по страхованию гражданской ответственности возлагается на владельцев всех используемых на территории Российской Федерации транспортных средств, за исключением случаев, установленных п. п. 3 и 4 комментируемой статьи. При этом для владельцев транспортных средств, имеющих место жительства (место нахождения) на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, в отношении транспортных средств, зарегистрированных на указанных территориях в соответствии с законодательством Украины, исполнение этой обязанности было отложено до 1 января 2015 г..

2. Для выполнения обязанности по страхованию гражданином своей гражданской ответственности до регистрации транспортного средства комментируемым Законом установлен десятидневный срок, который начинает течь с момента возникновения права владения транспортным средством. При этом остается неопределенность относительно наличия права управления транспортным средством до истечения указанного срока. Согласно позиции Верховного Суда РФ до истечения указанного срока водитель такого транспортного средства имеет право управлять им без соответствующего страхового полиса, что непосредственно вытекает из оспариваемой нормы Правил дорожного движения, предусматривающей обязанность водителя иметь при себе данный страховой полис лишь в случаях, установленных федеральным законом (см. решение Верховного Суда РФ от 17 апреля 2012 г. N АКПИ12-205 «Об отказе в удовлетворении заявления об оспаривании пунктов 1.2, 2.1.1, 2.3.2, 4.3, 11.4, 14.1, 17.2, 17.3 Правил дорожного движения Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090»). Очевидно, что в случае ДТП вопрос об ответственности такого лица будет решаться в общем порядке, установленном ГК РФ. В то же время существует и иная позиция судов, согласно которой обязанность владельца транспортного средства застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации транспортного средства, но не позднее чем через десять дней после возникновения права владения им, не предполагает права управления транспортным средством до выполнения указанной обязанности (см. Постановление Архангельского областного суда от 21 февраля 2013 г. N 4а-60, решение Волгоградского областного суда от 23 ноября 2011 г. по делу N 07р-726/11). В качестве обоснования правомерности управления транспортным средством в таких случаях не признается и тот факт, что оно осуществлялось с целью предоставления транспортного средства для осмотра, поскольку для заключения договора ОСАГО страхователь представляет страховщику лишь необходимые документы. Осмотр же транспортного средства страховщик вправе произвести по месту жительства страхователя, если иное не вытекает из соглашения сторон.

3. Закон устанавливает несколько категорий транспортных средств, обладание которыми освобождает владельцев от обязанности застраховать свою ответственность:

а) транспортные средства, максимальная конструктивная скорость которых составляет не более 20 км/ч, поскольку обоснованно считается, что при таких технических параметрах транспортное средство вполне подконтрольно водителю, а следовательно, исключаются риски причинения вреда при соблюдении Правил дорожного движения;

б) транспортные средства, на которые по их техническим характеристикам не распространяются положения российского законодательства о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении на территории России, то есть предполагается, что они вообще не могут появиться на дороге и стать причиной ДТП. В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», а также Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090, допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории России, осуществляется ГИБДД МВД РФ, органами Гостехнадзора или военными автомобильными инспекциями путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Как следует из Постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 г. N 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации», она осуществляется в отношении автомототранспортных средств, тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт, а также прицепов к ним, принадлежащих юридическим и физическим лицам. Таким образом, договор страхования не заключается с владельцами транспортных средств, не соответствующих данным характеристикам;

в) транспортные средства Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, в которых предусмотрена военная служба, за исключением автобусов, легковых автомобилей и прицепов к ним, иных транспортных средств, используемых для обеспечения хозяйственной деятельности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Таким образом, требование о страховании не затрагивает объекты, которые в силу своего целевого назначения не могут быть вовлечены в дорожное движение;

г) транспортные средства, зарегистрированные в иностранных государствах, если гражданская ответственность владельцев таких транспортных средств застрахована в рамках международных систем страхования. Основанием для этого является общее правило о недопустимости двойного страхования, кроме случаев, предусмотренных законом. С 1 января 2009 г. Российская Федерация стала участником международной системы обязательного страхования владельцев транспортных средств «Green Card» («Зеленая карта»), основанной на принципе заключения двусторонних соглашений между национальными страховыми бюро о взаимном признании страхового покрытия, а также об обязательствах по урегулированию претензий и по порядку выдачи документов. В настоящее время она объединяет 45 государств (все европейские страны, Израиль, Марокко, Тунис, Иран). При отсутствии «Зеленой карты» необходимо приобретение национального страхового полиса при пересечении автомобилем границы каждого государства. Международные страховые системы существуют и в африканских странах — «Розовая карта», «Коричневая карта», а также в арабских странах (Соглашение объединяет 19 стран Азии и Африки) — «Оранжевая карта». Некоторые из этих стран одновременно являются и членами системы «Зеленая карта»;

д) принадлежащие гражданам прицепы к легковым автомобилям. Несмотря на то что согласно Правилам дорожного движения прицеп фактически рассматривается как самостоятельное транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством, суды делают вывод о том, что прицеп является составной частью легкового автомобиля и его использование отдельно от этого транспортного средства невозможно, следовательно, признать прицеп самостоятельным транспортным средством в подобной ситуации не представляется возможным (см. Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13 мая 2014 г. N 18АП-3307/14). Они исходят из того, что действия водителя по управлению автомобилем распространяются и на прицеп и нарушение Правил дорожного движения при управлении автомобилем может привести к причинению вреда не только самим автомобилем, но и прицепом к нему. Из этого некоторыми судами делается вывод о том, что объектом страхования являются в совокупности легковой автомобиль и используемое при его эксплуатации приспособление, предназначенное для движения в составе с данным автомобилем (см. Постановление Белгородского областного суда от 5 июля 2012 г. N Г-44-33). Соответственно, поскольку владельцем автомобиля с прицепом выполнена обязанность по страхованию гражданской ответственности, обязанность страхового общества произвести страховую выплату возникает по страховому полису застрахованного транспортного средства (см. Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного суда Республики Татарстан от 5 апреля 2012 г. по делу N 33-2864/2012). Наряду с этим существует мнение о том, что вывод о презумпции распространения страхового покрытия на вред, причиненный прицепом легкового автомобиля, при страховании автогражданской ответственности владельца такого автомобиля по мотивам того, что использование прицепа возможно только в сцепке с ним, основан на неверном толковании закона (см. Апелляционное определение СК Пензенского областного суда от 29 мая 2012 г. N 33-1178). Вследствие этого, по мнению судов, обязанность возмещения причиненного вреда ложится непосредственно на владельца такого прицепа, кроме случаев, когда ответственность была застрахована им в добровольном порядке в соответствии с п. 5 комментируемой статьи.

В настоящее время эта проблема фактически разрешается путем указания в договоре условия об использовании транспортного средства с прицепом и применения специального коэффициента КПр, который при использовании прицепа к легковым автомобилям, принадлежащим юридическим лицам, к мотоциклам и мотороллерам составляет 1,16. Транспортные средства с прицепом, принадлежащие физическим лицам, судя по всему, отнесены Банком России к категории «Прицепы к другим типам (категориям) и назначению транспортных средств», для которых установлен коэффициент 1;

е) транспортные средства, не имеющие колесных движителей (транспортные средства, в конструкции которых применены гусеничные, полугусеничные, санные и иные неколесные движители), и прицепы к ним не подлежат страхованию ввиду низкой вероятности включения их в дорожное движение и, как правило, достаточно низкой скорости их перемещения, что существенно снижает риск наступления страхового случая и возможность причинения значительного вреда, для покрытия которого потребуются дополнительные гарантии, установленные комментируемым Законом.

4. Согласно комментируемому Закону владелец транспортного средства не обязан страховать свою гражданскую ответственность, если риск причинения им вреда при управлении конкретным транспортным средством уже застрахован в соответствии с Законом иным лицом. Речь в данном случае идет о лицах, допущенных к управлению транспортным средством по волеизъявлению его владельца, в том числе нашедшему свое выражение в гражданско-правовом договоре (аренды, ссуды, поручения).

5. Законом предусмотрена возможность дополнительного добровольного страхования владельцем транспортного средства своей гражданской ответственности, которая может реализовываться:

1) на случай недостаточности страховой выплаты по обязательному страхованию для полного возмещения причиненного вреда. При этом очевидно, что если имеет место страховой случай по договору об ОСАГО, то он же является страховым случаем и по договору ДСАГО и отдельного доказывания не требует (см. Определение Рязанского областного суда от 28 марта 2012 г. N 33-299). Соответственно, при страховании гражданской ответственности в порядке обязательного и добровольного страхования в пользу потерпевшего сумма страхового возмещения, превышающая сумму страхового возмещения по договору ОСАГО, подлежит взысканию со страховщика по договору добровольного страхования в пользу потерпевшего. При этом договор может содержать условие о безусловной франшизе в размере страховых сумм, установленных законодательством по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, которое, по мнению некоторых судебных инстанций, означает, что при наступлении страхового случая страховая выплата по полису ДСАГО составляет размер убытка за исключением страховой суммы, выплаченной по полису ОСАГО, и не может однозначно расцениваться как сумма, равная максимальному размеру страховой выплаты (см. Постановление ФАС Московского округа от 12 марта 2014 г. N Ф05-1946/14 по делу N А41-16880/2013);

2) на случай наступления ответственности, не относящейся к страховому риску по обязательному страхованию.

6. Законодатель устанавливает два негативных последствия несоблюдения владельцем транспортного средства обязанности страхования риска своей ответственности:

1) самостоятельное возмещение причиненного вреда по правилам, установленным ГК РФ. Дополнительной гарантией защиты прав потерпевшего в данном случае является то, что размер такого возмещения не может быть менее размера, определяемого законом для механизма обязательного страхования ответственности;

2) административная ответственность в соответствии с п. 2 ст. 12.37 КоАП РФ, предусматривающей наложение штрафа в размере восьмисот рублей за неисполнение установленной законом обязанности по страхованию гражданской ответственности.

7. Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 223-ФЗ комментируемая статья была дополнена п. 7, который позволил разрешить проблемы, возникающие при страховании гражданской ответственности владельцев прицепов к транспортным средствам. До ее введения возникал принципиальный вопрос, по какому из договоров страхования (заключенному в отношении грузового автомобиля или прицепа к нему) должно производиться возмещение, что порождало необходимость разграничения случаев, когда вред имуществу потерпевшего был причинен хотя и в процессе совместного следования по дороге с основным транспортным средством, но в связи с самостоятельным воздействием прицепа (полуприцепа) на имущество потерпевшего, а также когда повреждения другого автомобиля были причинены хотя и в связи с соприкосновением с прицепом, но в результате действий водителя автомобиля (см. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 16 сентября 2011 г. N Ф07-7961/11 по делу N А56-63577/2010).

В настоящее время предусматривается заключение единого договора обязательного страхования, предусматривающего возможность управления транспортным средством с прицепом к нему, информация о чем вносится в страховой полис ОСАГО.