Закон гражданстве 2014

В Украине двойное гражданство прямо не запрещено — юристы

Россия активно предлагает жителям Крыма получать российское гражданство. Delo.UA обратилось к юристам с просьбой разъяснить, нужно ли будет тем, кто получит российское гражданство, отказываться от паспорта Украины и что будет, если они этого не сделают?

Ввиду событий, происходящих в Украине, в Москве заявили о готовности упростить выдачу российских паспортов русскоязычным жителям Крыма и всем другим желающим украинцам. Так, член думского комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественникам Илья Дроздов (фракция ЛДПР) предлагает внести поправки в федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации», в соответствии с которыми в гражданство РФ принимаются в упрощенном порядке в течение шести месяцев граждане Украины русской национальности и члены их семей, являющиеся соотечественниками в случае, если они представят документы или иные доказательства, подтверждающие их этническую принадлежность к русским.

В тоже время согласно положениям ст. 4 Конституции Украины в Украине действует лишь одно гражданство. Основания прекращения и получения гражданства определяются законом Украины «О гражданстве» от 18 января 2001 года. Данный закон, так же как и Конституция Украины, основывается на принципе признания только единственного гражданства лица.

«Можно говорить о том, что закон не запрещает двойного гражданства, он его просто не признает. Об этом четко говорит положение, п.1 ч.1. ст. 2 закона «О гражданстве»: если гражданин Украины приобрел гражданство (подданство) другого государства или государств, то в правовых отношениях с Украиной он признается лишь гражданином Украины. Если иностранец приобрел гражданство Украины, то в правовых отношениях с Украиной он признается лишь гражданином Украины», — поясняет юрист «ЮКК Де-Юре» Ирина Кравченко.

Однако нормы закона порождают коллизию. Так, ст. 19 предусматривает основания для потери гражданства Украины, одним из которых является добровольное приобретение гражданином Украины гражданства другого государства, если на момент такого приобретения лицо достигло 18 лет. Добровольным приобретением гражданства другого государства считаются все случаи, когда гражданин Украины для приобретения гражданства другого государства должен был обращаться с заявлением или ходатайством о таком приобретении соответственно порядку, установленного национальным законодательством государства, гражданство которой приобретено. То есть, пример с приобретением гражданства Российской Федерации по упрощенной процедуре — это именно тот случай добровольного приобретения гражданства, который подпадает под данную норму закона.

«Но согласно положениям ч.12 ст.18 закона «О гражданстве» выход из гражданства Украины допускается, если лицо приобрело гражданство другого государства или получило документ, выданный уполномоченными органами другого государства, о том, что гражданин Украины приобретет его гражданство, если выйдет из гражданства Украины. Получается очень двусмысленно: одна норма говорит, что второе гражданство — это прямое основание для потери гражданства Украины, а вторая оставляет альтернативный вариант развития событий, как бы на усмотрение самого лица или государственного органа, который принимает указанные решения», — отмечает Ирина Кравченко.

Таким образом, на сегодняшний день, законодательство Украины не устанавливает обязательства гражданина Украины об уведомлении приобретения гражданства иностранного государства, а лишь предоставляет ему право для дальнейшего выхода из гражданства Украины.

«То есть, для того чтобы прекратить лицу гражданство Украины, необходимо установить факт получения таким лицом гражданства иностранного государства. На сегодняшний день доказать факт наличия двойного гражданства практически невозможно, а многие страны, такие как Израиль, Румыния, Венгрия не выдают справок о двойном гражданстве. Таким образом, ни одним нормативно-правовым актом Украины не предусматривается ответственность за два и более паспорта. Иначе говоря, к ответственности за второе гражданство гражданина привлечь нельзя», — отмечает глава адвокатского объединения «Гарантия» Евгений Огарков.

Стоит отметить, что 8 февраля 2014 года в Верховной Раде был зарегистрирован проект закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Украины относительно ответственности за несообщение гражданином Украины о вступлении иностранного гражданства». Он предусматривает дополнение Уголовного кодекса статьей 111-1 «Нарушение обязанности гражданина Украины относительно сообщения о получении иностранного гражданства (подданства)» и предусматривает штраф в размере 100 необлагаемых минимумов доходов граждан или лишение свободы на срок от трех до десяти лет.

Что касается европейского опыта регулирования вопросов гражданства, следует отметить, что некоторые страны Европы разрешают двойное гражданство законодательно, например, Турция, Швейцария, Ирландия, Словакия, Кипр, Румыния, Болгария, Италия, Франция и Венгрия. Однако некоторые европейские страны категорически запрещают двойное гражданство, например, Эстония, Хорватия, Монако, Польша, Мальта, Андорра и Литва.

Путин подписал закон об упрощенном получении российского гражданства

МОСКВА, 21 апр — РИА Новости. Президент РФ Владимир Путин подписал закон об упрощенной выдаче российского гражданства соотечественникам, которые свободно владеют русским языком и живут либо проживали на территории СССР или Российской империи в границах современной РФ.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства должны будут пройти собеседование в специальной комиссии по признанию иностранца носителем русского языка. Для этого они должны владеть русским языком и повседневно использовать его дома и в культурной сфере.

Проходить собеседования смогут, помимо вышеуказанных лиц, люди, чьи родственники по прямой восходящей линии (то есть родители, бабушки, дедушки и так далее) живут или ранее жили на территории СССР или Российской империи в пределах государственной границы современной России.

Для исключения злоупотребления вид на жительство будет аннулироваться, если иностранцы по истечении двух лет после его получения не подадут заявление о приеме в гражданство РФ. Для иностранцев, владеющих русским языком, предусматривается также сокращенный срок рассмотрения заявлений и принятия решений о приеме в гражданство РФ — до трех месяцев.

Как получить российское гражданство

Согласно действующей редакции федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 года гражданство Российской Федерации приобретается: по рождению; в результате приема в российское гражданство; в результате восстановления в российском гражданстве; по другим основаниям, предусмотренным федеральным законом или международными договорами России. Прием иностранных граждан и лиц без гражданства в российское гражданство может быть осуществлен в общем (статья 13) или упрощенном (статья 14) порядке. Читайте подробнее о получении гражданства России >>

Версия 5.1.11 beta. Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи.

© 2018 МИА «Россия сегодня»

Сетевое издание РИА Новости зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 08 апреля 2014 года. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-57640

Учредитель: Федеральное государственное унитарное предприятие «Международное информационное агентство «Россия сегодня» (МИА «Россия сегодня»).

Главный редактор: Анисимов А.С.

Адрес электронной почты Редакции: [email protected]

Телефон Редакции: 7 (495) 645-6601

Настоящий ресурс содержит материалы 18+

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты [email protected]

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Советы юриста. О некоторых вопросах гражданства крымчан

В последнее время поступает большое количество обращений крымчан по поводу предоставления разъяснений относительно прекращения или отказа от гражданства Украины в связи с подписанием 18.03.2014 Договора о вхождении Крыма в состав Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» норма о двойном гражданстве в России вступила в силу через 60 дней после его официальной публикации. Датой публикации было 04.08.2014. Шестидесятый день после нее –03.10.2014.

Однако, в отношении граждан России, приобретших российское гражданство в соответствии с Договором между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе России новых субъектов от 18.03.2014 и Федеральным конституционным законом от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», правила, предусмотренные статьей 6 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» (в редакции от 04.06. 2014 № 142-ФЗ), применяются с 01 января 2016 года. Крымчане, имеющие второе гражданство, в том числе и украинское, будут обязаны уведомить об этом органы Федеральной миграционной службы (ФМС) в срок до 29 февраля 2016 года.

Начальник управления по вопросам гражданства и видов на жительство ФМС России Валентина Казакова сообщила, что «Заявление об отказе от второго гражданства ни от кого требоваться не будет. С 01 января 2016 года жители Крымского полуострова должны будут уведомить органы ФМС о наличии у них другого гражданства, кроме российского, а также вида на жительство в другом государстве. Жители Крыма, которые не вышли из гражданства Украины, должны сообщить об этом в территориальные органы Федеральной миграционной службы».

Уведомить о двойном гражданстве или ВНЖ можно лично через территориальное отделение ФМС по месту своей регистрации, либо послав уведомление в адрес ФМС через почту Крыма (из-за границы уведомление посылать нельзя). На почту при этом тоже необходимо явиться лично, так как почтовый сотрудник обязан сверить все предоставляемые данные и удостовериться в личности заявителя. Если же у граждан с двойным гражданством нет постоянной регистрации, то они должны прийти либо послать уведомление в орган ФМС по месту фактического пребывания. Бланк (форма) уведомления о двойном гражданстве заполняется на русском языке — собственноручно или с использованием технических средств. Делать сокращения, аббревиатуры, зачеркивания и исправления не разрешается. При необходимости, во время заполнения соответствующих граф можно использовать буквы латинского алфавита.

В уведомление вносятся следующие сведения о гражданине Российской Федерации, в отношении которого оно подается: фамилия, имя, отчество; дата и место рождения; место жительства (в случае отсутствия такового – место пребывания, а в случае отсутствия места жительства и места пребывания – место фактического нахождения); серия и номер паспорта гражданина России или иного документа, удостоверяющего личность указанного гражданина на территории Российской Федерации; наименование имеющегося иного гражданства, серия, номер и дата выдачи паспорта иностранного государства либо иного документа, подтверждающего наличие у указанного гражданина иного гражданства, и (или) наименование, серия, номер и дата выдачи указанному гражданину документа на право постоянного проживания в иностранном государстве; дата и основание приобретения иного гражданства или получения документа на право постоянного проживания в иностранном государстве; сведения о продлении срока действия документа на право постоянного проживания в иностранном государстве или получении нового соответствующего документа; сведения об обращении в полномочный орган иностранного государства о выходе указанного гражданина из гражданства данного государства или об отказе от имеющегося у него документа на право постоянного проживания в иностранном государстве (в случае направления такого обращения).

К уведомлению прилагается копия имеющегося у гражданина России, паспорта иностранного государства либо иного документа, подтверждающего наличие иного гражданства, и (или) документа на право постоянного проживания в иностранном государстве, а также копия паспорта гражданина России или иного документа, удостоверяющего личность указанного гражданина на территории Российской Федерации.

В случае подачи уведомления от гражданина России, который не достиг 18-летнего возраста или имеет ограничения в дееспособности, оформлением документов занимаются родители, опекуны или официальные представители недееспособного или несовершеннолетнего гражданина.

Для категорий несовершеннолетних (недееспособных) граждан действует дополнительные требования о необходимости представления: документа, подтверждающего законный статус представителя; свидетельства о рождении несовершеннолетнего лица; акта органов попечительства и опеки о назначении официального доверительного лица (опекуна, попечителя).

Для несовершеннолетних граждан в возрасте до 14-ти лет по выбору представителя к уведомлению могут быть приложены документы, которые определены Указом Президента в отношении защиты прав несовершеннолетних лиц от 13.04.2011 № 444.

Уведомлять о наличии иностранного гражданства или ВНЖ можно только находясь на территории России — лично или через почту Российской Федерации (и никакую другую почту). Посольства и Консульства уведомления принимать не будут. Но это не означает, что надо срочно ехать в Россию специально для подачи уведомления. Лица с иностранным гражданством, проживающие за рубежом, должны будут уведомить ФМС после пересечения границы Российской Федерации в течение 60 дней после пересечения границы России. Доказательством того, что человек не смог уведомить органы в течение положенных 2 месяцев с момента вступления Закона в силу, если он это время находился за пределами России, будет служить штамп о пересечении границы.

От подачи уведомления о втором гражданстве освобождаются россияне с паспортом Туркменистана или Таджикистана, с которыми у России подписаны договоры о двойном гражданстве.

В уведомление о двойном гражданстве нужно будет вписать фамилию, имя, отчество, дату рождения, место жительства, место пребывания или место фактического нахождения, серию и номер паспорта гражданина России, а также наименование другого гражданства, серию и номер паспорта иностранного государства. Также крымчане обязаны будут сообщить даты и основание приобретения иного гражданства, сведения о продлении срока действия документов на право проживания в другом государстве. Кроме того, необходимо приложить копии российского паспорта и паспорта иностранного государства.

Гражданам, которые намеренно будут скрывать факт наличия второго гражданства, грозит уголовное наказание в виде штрафа до 200 000 рублей или в размере годового дохода осужденного, или до 400 часов обязательных работ. Если же граждане России подадут уведомление о двойном гражданстве позже положенного срока либо укажут в нем неполные или заведомо недостоверные данные, то им грозит административная ответственность — штраф от 500 до 1000 рублей. Обращаю внимание, что уголовная ответственность наступает за сокрытие гражданства, а не за приобретение или наличие второго (двойного) гражданства.

Согласно информации руководителя Федеральной миграционной службы России Ромодановского К.О. около 1 млн. человек уведомили ФМС о наличии еще одного гражданства или о виде на жительство в другом государстве, 60 тыс. человек оштрафованы за неисполнение закона.

Часто встречаются такие понятия, как «двойное гражданство» и «второе гражданство». По сути это одно и то же, но на практике принято эти понятия различать. О двойном гражданстве говорят тогда, когда между странами подписано специальное соглашение о двойном гражданстве. У России такое есть лишь с Туркменистаном и Таджикистаном. Согласно ему, каждая из сторон признает за своими гражданами право приобрести гражданство другой страны, не утрачивая прежнего гражданства. А еще обладатель двойного гражданства может выбрать, в какой из двух стран он будет проходить службу в армии, а его дети автоматически получают при рождении документы обоих стран. Что же касается получения второго гражданства или нескольких гражданств остальных стран мира (хоть это и не запрещено), то это не делает российских граждан двойными гражданами с юридической точки зрения. На территории России их продолжают рассматривать лишь как граждан Российской Федерации.

В последнее время поступает большое количество обращений крымчан по поводу предоставления разъяснений относительно прекращения или отказа от гражданства Украины в связи с подписанием 18.03.2014 Договора о вхождении Крыма в состав Российской Федерации.

Например, Федеральным конституционным Законом «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» всем госслужащим был предоставил в срок до 19 апреля 2014 года отказаться от гражданства Украины. Во исполнение данной нормы государственные служащие Крыма массово писали заявления об отказе от гражданства Украины и передавались такие заявления в ФМС.

В тоже время согласно ст. 17 Закона Украины «О гражданстве Украины» гражданство Украины прекращается по следующим основаниям: вследствие выхода из гражданства, вследствие утраты его и на основаниях, предусмотренных международными договорами. Согласно нормам ст.18-19 ЗУ «О гражданстве Украины» датой прекращения гражданства Украины, в случаях выхода или утраты гражданства, является дата издания Приказа Президента Украины. В законе указан исключительный субъект издания приказа – Президент Украины. Данная норма распространяется на всех крымчан с украинским паспортом, а не только на госслужащих.

Если просто порвать или выкинуть украинский паспорт, то это совершенно не означает, что лицо отказалось от гражданства Украины или же гражданство прекращено.

Чтобы лишиться гражданства Украины, надо проходить долгую процедуру (срок рассмотрения до 1 год).

Граждане, проживающие в Южном Федеральном и в Северо-Кавказском округах России могут подать ходатайство о выходе из гражданства Украины в Генеральное консульство Украины в Ростове-на-Дону, предоставив следующие документы:

1) заявление о выходе из гражданства Украины (бланк заявления выдастся в Генеральном консульстве и заполняется в 4-х экземплярах, форма 20, утвержденная Приказом МИД Украины от 15.09.2006 № 185);

2) четыре цветные фотографии, размером 35 х 45 мм (без уголка);

3) копия паспорта гражданина Украины для выезда за границу с отметкой на постоянное проживание в Российской Федерации (в 4-х экземплярах, нужны копии всех страниц, где имеются записи);

4) документ, который свидетельствует, что заявитель приобрёл гражданство другого государства;

5) справка с места регистрации заявителя на территории консульского округа Генерального консульства Украины в Ростове-на-Дону, выданная компетентными органами Российской Федерации;

6) свидетельство о рождении, браке (расторжении брака);

7) квитанцию об уплате консульского сбора.

В соответствии с тарифами, утвержденными Первым заместителем Министра иностранных дел Украины Н.Н. Галибаренко от 12.02.2015, консульский сбор, который взимается за выполнение консульских действий в Посольстве и генеральных консульствах Украины в Российской Федерации за оформление ходатайства о выходе из гражданства Украины, составляет 14490рублей.

По законодательству Украины одним из условий для подачи ходатайства о выходе из гражданства Украины, является предварительно оформленный выезд гражданина Украины на постоянное проживание в соответствии с законом о выезде граждан Украины за границу.

Ни о каком ПМЖ в Крыму, и ни о каком консульском учёте Украины в Крыму речи и быть не может. Единственный способ для крымчан, который однозначно позволит лишиться украинского гражданства, является таким:

1. Переехать в Украину и стать с украинским паспортом на учет.

2. Оформить в Украине ПМЖ за границу, сняться со всех учётов, сдать внутренний паспорт.

3. Переехать на ПМЖ в третью страну. Республика Крым не подходит, поскольку Украина считает его своей территорией. Материковая Россия тоже не подходит, потому что для России крымчане уже граждане России.

4. Встать на учёт в украинское консульство, написать заявление о выходе из украинского гражданства. Пожить в третьей стране год-два, пока заявление будет рассмотрено.

В ином случае, согласно разъяснениям МИД Украины, получение гражданином Украины иностранного гражданства без оформления процедуры выхода из гражданства Украины или потери гражданства Украины не может рассматриваться как законное основание для прекращения гражданства Украины. Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 2 указанного Закона, если гражданин Украины приобрел гражданство (подданство) другого государства или государств, то в правовых отношениях с Украиной он признается лишь гражданином Украины.

Учитывая вышеизложенное, всем крымчанам необходимо до 29.02.2016 подать в территориальные органы ФМС уведомление о втором гражданстве. В тоже время напоминаю, что при получении паспорта Российской Федерации практически все крымчане к пакету документов прикладывали копии паспортов Украины и ФМС уже располагает данными украинских паспортов. Игнорирование либо несвоевременное оповещение о втором гражданстве чревато последствиями в виде уголовного наказания и судимости или административного наказания в виде штрафа.

Ленура Енгулатова, крымский юрист

Мнения, высказанные в рубрике «Блоги», передают взгляды самих авторов и не обязательно отражают позицию редакции

Текст содержит терминологию, официально используемую на Крымском полуострове

Европейская правда

Резонансные события, связанные с транспортной блокадой Донбасса, несколько снизили внимание к новой инициативе президента, но совсем за рамками информационного поля она не осталась. Слишком уж серьезные изменения со значительными последствиями предложили на Банковой.

Итак, в понедельник 13 марта Петр Порошенко подал в парламент проект изменений в законодательство, направленных на борьбу с двойным гражданством.

Невиданная скорость – уже во вторник, еще до того, как документ получили профильные комитеты и эксперты ВР, проект включили в повестку дня, за это проголосовали 234 депутата. А к вечеру поступило еще одно подтверждение того, что Банковая попытается как можно скорее провести закон через Раду: в распоряжение «Украинской правды» попал «темник» АП для народных депутатов из блока Порошенко.

Этот документ объясняет, как нардепы должны защищать позицию своего партийного лидера и доказывать полезность его инициативы.

Вот только на практике все значительно сложнее.

Стоит по крайней мере понимать риски, которые несет президентская инициатива.

  • Полного запрета на двойное гражданство в Украине нет: сейчас двойное гражданство напрямую разрешено в ряде случаев.
  • Президентский проект также не содержит запрета, но вводит наказание за двойное гражданство. Вот только применить его будет возможно только избирательно.
  • Легче всего избежать наказания тем, у кого есть российский паспорт – так что красивые слова о национальной безопасности останутся лишь лозунгами. Главный удар – по обладателям гражданства стран ЕС.
  • Сотни тысяч жителей Западной Украины внезапно превратятся в нарушителей; в некоторых районах их доля будет близка к 90%.
  • А еще у Порошенко предлагают лишать украинского гражданства всех молодых крымчан – даже тех, кто считает себя украинцами.
  • К тому же на Банковой умудрились подать законопроект, который нарушает международные обязательства Украины.

Добавим: сама по себе идея лишения гражданства обладателей двух паспортов не запрещена. Украина имеет право это делать так же, как это делают несколько стран ЕС. Но как и в отношении кого применять эту норму – вопрос непростой.

И вряд ли он должно решаться мгновенным голосованием за президентскую инициативу.

Далее – более подробно.

Миф о двойном гражданстве

«В Конституции написано, что запрещено двойное гражданство. А тройное – не запрещено». Это высказывание – один из «хитов» олигарха Игоря Коломойского, который еще в 2014 году признался, что у него есть паспорта трех государств – Украины, Израиля и Кипра.

Подавляющее большинство воспринимает заявление Коломойского буквально – по крайней мере, ее первую часть, о том, что «двойное гражданство запрещено Конституцией».

На самом деле это не так.

Более того, в Украине сейчас напрямую разрешено двойное гражданство в ряде случаев – и временное, и постоянное.

А на мнении о его «незаконности» стоит остановиться отдельно.

«В Украине существует единое гражданство», – гласит ст. 4 Конституции Украины, добавляя, что более подробно вопросы гражданства описаны в отдельном законе. Именно эти пять слов стали фундаментом для мифа о запрете двойного гражданства. Мол, «единое» – это антоним слова «двойное».

Чтобы опровергнуть это мнение, достаточно открыть закон «О гражданстве», на который ссылается Конституция. Там приводится определение этого термина:

  • единое гражданство исключает возможность существования гражданства административно-территориальных единиц Украины. Если гражданин Украины приобрел гражданство (подданство) другого государства или государств, то в правовых отношениях с Украиной он признается лишь гражданином Украины. Если иностранец приобрел гражданство Украины, то в правовых отношениях с Украиной он признается лишь гражданином Украины.

Следовательно, единое гражданство вовсе не свидетельствует о запрете двойного: это лишь означает, что не бывает граждан Крыма, Киева или Львова.

Более того, эта статья прямо предусматривает, что гражданин Украины может иметь подданство других государств.

Так о чем же тогда речь?

Пять путей честного отбора паспортов

Несмотря на то, что написано выше, разрешение на двойное гражданство не является абсолютным.

Да, в Украине нет его полного запрета, но определенный запрет все же существует.

Согласно действующему закону, «основаниями для утраты гражданства Украины является. добровольное обретение гражданином Украины гражданства другого государства, если на момент такого обретения он достиг совершеннолетия». Термин «добровольное» означает, что гражданин сам обратился за получением паспорта.

Из этого правила законом предусмотрен ряд исключений – например, если наш гражданин(-ка) вступил в брак с иностранкой(-цем), либо для тех, у кого есть право на иностранное гражданство от рождения.

В то же время эта норма декларативна. Механизма лишения гражданства у государства сейчас нет. Проект Порошенко добавляет их в закон.

Законопроект, в случае одобрения, дает президенту основания признавать гражданина Украины добровольно утратившим гражданство, если он получил паспорт другого государства. А чтобы найти таких людей, предложены пути проверки.

Государство планирует искать тех, кто:

  • принял участие в выборах или ином голосовании как гражданин другого государства;
  • «воспользовался другим правом» гражданина иностранного государства;
  • «выполнил обязанности» гражданина иностранного государства (любые!);
  • использовал другой паспорт, чтобы попасть в Украину;
  • использовал другой паспорт, чтобы уехать из Украины.

Искать «нарушителей» Порошенко планирует через запросы в органы власти иностранных государств и их публичные реестры, «на официальных веб-сайтах, в официальных печатных изданиях» или по паспорту, который увидит у человека пограничник.

Наказывать будут и тех, кто недавно получил украинский паспорт и не сдал паспорт другого государства – на них распространяются точно такие же нормы.

По логике АП, все найденные нарушители будут автоматически лишены гражданства — неважно, был ли человек гражданином Украины от рождения или стал им только год назад. Звучит сильно. Но если перейти к конкретике, то возникает вопрос – как же все-таки официальный Киев узнает о том, что у человека есть другой паспорт? Конечно, кроме очевидного варианта, когда украинец сам дает два паспорта во время паспортного контроля и признается: «я – нарушитель».

Выборочное наказание

На самом деле немало норм в проекте Банковой утопичны.

Невозможно найти «на сайтах органов госвласти» или «в СМИ» данные о том, что у человека – два паспорта. Даже если появится указ президента условной Венгрии о том, что Петр Петров стал гражданином этой страны, он не будет содержать номера украинского паспорта или других ссылок на то, какой именно Петр Петров получил такой статус.

Остается два пути.

Первый – проводить обыск на границе, находить паспорт другой страны со штампами – и дело сделано, передаем документы в миграционную службу.

Второй путь – отправлять запросы иностранным органам в тех случаях, когда украинские спецслужбы располагают информацией о гражданстве конкретного человека. В частности, именно так НАБУ получило информацию о британском паспорте гражданина Романа Насирова.

Но есть одна важная деталь.

На практике это означает, что мы сможем лишить гражданства тех, у кого есть румынский или британский паспорт, а вот украинцы-владельцы российского паспорта. смогут избежать наказания.

И это не шутка, а суровая реальность.

Ключевым принципом закона – и ныне действующего, и с президентскими изменениями – является «добровольность». То есть наказывать надо тех «двойных граждан», кто получил паспорта умышленно, а не тех, кто стал «двойным» не по своей воле. Например, ребенок, родители которого являются гражданами двух разных государств, обычно получает два гражданства от рождения.

Но конечно, на Банковой думали не об этих довольно редких случаях. Ключевой вопрос – Крым. Его жителей, как известно, объявили «россиянами» без спроса – просто поставили перед фактом. После аннексии не нужно было писать никакого заявления для получения гражданства. Для Украины, конечно же, важно не терять тех крымчан, которые до сих пор считают себя украинцами – именно поэтому норма о «добровольности обретения второго гражданства» будет во всех возможных законопроектах.

Но у этой нормы есть и побочный эффект.

В подавляющем большинстве случаев у россиянина не получится забрать украинский паспорт.

«Главный вопрос – было ли обретение гражданства добровольным или не добровольным. И эту информацию о добровольности Украина может получить исключительно от РФ, в ответ на официальный запрос. А Россия такую информацию принципиально не дает.

Таким образом, на практике невозможно применить этот закон к двойным гражданам России и Украины», — говорит в комментарии ЕП адвокат Ольга Поединок, кандидат юридических наук, занимающаяся паспортной проблематикой.

Даже если выявленный «двойной гражданин» является украинофобом, перевозит плакаты Путина и живет в Харькове, он может легко выбрать удобное для себя основание, чтобы избежать наказания или обжаловать его в суде, если указ о лишении гражданства все же будет подписан.

Например, можно сказать, что в начале 2014 года временно проживал в Крыму в гостинице, зарегистрировался там и был «паспортизирован» вместе с другими. А те, кто постарше, могут выбрать точкой отсчета 1991 год и сказать, что встретили развал СССР в России и также попали «под общую гребенку». Можно найти и другие «легенды».

Но самое главное, что не нарушитель должен доказывать это, а государство должно доказать «добровольность» получения второго гражданства.

Таковы правила административного судопроизводства.

А вот у украинцев, имеющих гражданство Румынии или Венгрии, такого пути нет. Киев с большой вероятностью получит от этих государств ответ на свой запрос, да и вариант «жил между государствами в 1991 году» не сработает, когда речь идет о странах за пределами бывшего СССР.

В поисках бунта

Мы не зря упомянули именно Румынию и Венгрию. Украинцы с гражданством этих стран – самая большая «группа риска».

Президентский законопроект бьет прежде всего по двум областям Украины – Черновицкой и Закарпатской. Жители первой часто имеют румынское гражданство. Второй – румынское или венгерское. И это совсем не исключительные случаи, ведь обе соседние страны предлагают упрощенную процедуру получения гражданства.

В Береговском районе Закарпатья доля совершеннолетних украинцев, имеющих паспорт Венгрии, не намного меньше 100%. В целом число украинцев, которые получили венгерский паспорт в последние годы, превысило 100 тысяч – таковы официальные данные венгерских властей.

Румыния не разглашает детальные данные об украинцах, ставших ее гражданами, но экспертные оценки колеблются между 50 и 100 тысячами. Всего в Украине около 150 тысяч граждан, которые называют себя румынами, а румынский язык – своим первым языком.

Еще одна цифра: 92% населения Герцаевского района Буковины заявили во время переписи 2001 года, что их родной язык – румынский.

Не стоит сомневаться, что почти все они уже получили румынские паспорта по упрощенной процедуре.

Причем, что характерно, эти люди не эмигрируют в соседнее государство. Но на Буковине каждый скажет, что румынский паспорт – это прежде всего право работать и свободно путешествовать в ЕС, поэтому отказываться от него нет смысла.

Все это, конечно, не повод для гордости для нашей страны – скорее наоборот. Но стоит ли сейчас ставить вопрос ребром? Готовы ли мы к тому, что однажды не только отдельные села, но и целые районы окажутся на 100% заселены теми, кто уже лишен гражданства, или теми, кого мы должны вскоре его лишить? Ведь многие этнические румыны не захотят отказываться от румынского гражданства.

«Таким образом, у нас остаются села иностранцев. И здесь нет никакого дальнейшего автоматизма относительно их правового статуса в Украине – у них даже вида на жительство не будет, – напоминает Ольга Поединок. – Мы должны быть готовы к тому, что это будет означать бунт на местном уровне».

Повторимся: это решение со стороны государства будет полностью законным. Государство имеет право забирать гражданство у «бипатридов» — людей с двумя паспортами. Но вопрос к Банковой: готовы ли мы к последствиям, продумали ли их хотя бы на два шага вперед? Исходя из спешки, в которой продвигается «паспортный» законопроект; исходя из того, что общественное обсуждение отсутствовало, а моделирование последствий для Буковины и Закарпатья никто и не думал проводить — в этом есть обоснованные сомнения.

Еще два довольно мелких, но болезненных для Украины момента. Президентские юристы в своем проекте умудрились нарушить обязательства Украины по Европейской конвенции о гражданстве. Согласно этому документу мы не должны наказывать тех, кто получил гражданство по рождению или через брак с иностранцем. Об этих исключениях на Банковой забыли.

И второй момент, по Крыму. У молодых крымчан, которым исполнилось 16 лет и которые решили получить украинский паспорт, чтобы жить в Крыму как двойные граждане, не будет такой привилегии — под них норму не предусмотрели.

Это, конечно, мелочи, которые можно было б исправить ко второму чтению, но они наглядно характеризуют халатность, с которой у Порошенко отнеслись к паспортному вопросу.

Изменения там, где они не нужны

И в завершение стоит привести цитату из пояснительной записки к законопроекту. Необходимость его принятия у Порошенко объясняют так: «Пребывание граждан Украины также и в гражданстве иностранного государства, в частности тех, которые находятся на публичной службе, создает определенные риски для национальной безопасности Украины».

Придется напомнить юристам администрации президента прописные нормы законодательства.

Закон о госслужбе уже сейчас прямо запрещает трудоустройство украинцев, имеющих второе гражданство (ст. 19). Если уже работающий госслужащий получит паспорт другой страны, это также означает для него немедленное увольнение (ст. 84.) С судьями эта норма урегулирована еще выше – на уровне Конституции. Если же было желание ввести эту норму для местного самоуправления – то менять стоит соответствующий закон, а не закон «О гражданстве».

Итак, «цель», заявленная на Банковой, достигается и без этого закона, и без негативных последствий, которые из него вытекают.

Конечно, нельзя исключить, что все иначе: юристы Банковой прекрасно все это понимают, а у Порошенко была совсем другая цель – не принять закон, а лишь пошантажировать партнеров по коалиции. Но стоило ли идти таким путем?

Автор: Сергей Сидоренко,