Выплаты неработающим матерям за второго ребенка

Оглавление:

Пособия неработающим мамам

Система социальной поддержки семей с детьми в России в 2018 году устанавливает широкий перечень федеральных детских пособий, условия назначения и установленные размеры которых в значительной степени определяются принадлежностью родителей (матери или отца ребенка, а также заменяющих их лиц) к установленной категории получателей — в том числе с учетом факта их трудоустройства (работающие, неработающие) или наличия статуса безработных, полученного в Центре занятости населения (ЦЗН).

Наиболее высокие социальные гарантии родителям при рождении ребенка устанавливаются законодательством в отношении трудоустроенных родителей, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Данной категории получателей гарантируются высокие декретные выплаты из Фонда социального страхования (ФСС), пропорциональные величине среднемесячного дохода за два предыдущих полных календарных года, предшествующих году рождения ребенка, при условии:

  • высокой официальной заработной платы;
  • продолжительного страхового (трудового) стажа.

При условии высокого официального заработка по месту работы при выходе женщины в декрет это позволяет ей осуществлять заботу о ребенке без опасений за материальное положение семьи.

В то же время детские социальные выплаты предоставляются в минимально установленном размере (как в форме обязательного социального страхования, так и в виде государственного социального обеспечения) неработающим родителям:

  • признанным в установленном законом порядке безработными в течение 12 месяцев при увольнении с предыдущего места работы до момента рождения ребенка по причине ликвидации организации;
  • уволенной по тому же основанию в период отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком;
  • не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности или в связи с материнством (собственно неработающие женщины, учащиеся, студенты).

Неработающим матерям (отцам или другим лицам при осуществлении им ухода за ребенком) детские пособия предусматриваются в минимальном количестве и размере исключительно в форме государственного социального обеспечения (выплачиваются в органах Соцзащиты или по месту учебы).

Декретные выплаты безработным и неработающим

Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» устанавливаются несколько категорий неработающих граждан, в отношении которых в 2018 году назначаются различные виды и размеры детских социальных выплат по беременности и при рождении ребенка (то есть «декретные выплаты»), а также при осуществлении за ними ухода до 1.5 лет.

Таблица детских пособий неработающим с 1 февраля 2017 года

* Примечание 1: безработным лицам, имеющим право как на ежемесячное пособие по уходу за ребенком, так и на пособие по безработице, предоставляется право выбора на получение выплаты только по одному из указанных оснований.

** Примечание 2: данная категория неработающих формально отнесена к получателям детских пособий в форме обязательного социального страхования, однако поскольку на момент возникновения страхового случая заявитель уже не состоит в трудовых отношениях, назначение и выплата пособия производится органами соцзащиты населения в форме государственного социального обеспечения.

Представленный перечень пособий на ребенка безработным родителям может дополняться региональными выплатами, устанавливаемыми индивидуально в конкретных субъектах Федерации.

Какие пособия положены неработающим беременным женщинам и матерям?

Из представленной выше таблицы следует, что из большого количества существующих на данный момент денежных выплат, которые предоставляются на каждого из рожденных детей одному из родителей (матери либо отцу, а также лицу, их заменяющему), независимо от социального статуса и осуществления профессиональной деятельности в той или иной форме и размере выплачиваются лишь:

  • единовременное пособие при рождении ребенка — в фиксированном размере 16350,33 руб.;
  • пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет в 2017 году неработающим мамам — в минимальном размере, гарантированном государством:
    • 3065,69 руб. — на первого ребенка;
    • 6131,37 руб. — на второго и последующих.

Помимо этого Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ устанавливаются детские пособия, выплата которых производится вообще независимо от факта трудоустройства родителей (то есть по иным, не зависящим от наличия работы основаниям):

  • единовременные пособия:
    • при передаче ребенка на воспитание в семью — в размере 16350,33 руб. (в форме государственного социального обеспечения при любых формах устройства ребенка в семью — усыновление, опека и попечительство, приемная семья);
    • беременной жене военнослужащего по призыву — в размере 25892,46 руб. (на сроках беременности не менее 180 дней, или 26 недель);
  • ежемесячные пособия:
    • на ребенка военнослужащего по призыву — в размере 11096,76 руб. (матери ребенка или лицу, его заменяющему, до достижения ребенком возраста 3 лет на период несения его отцом срочной военной службы);
    • многодетным малоимущим семьям на третьего ребенка и последующих детей до 3 лет — в размере прожиточного минимума на ребенка, установленного в конкретном регионе (одному из родителей в малообеспеченных семьях в форме государственного социального обеспечения).

Кроме этого при рождении или усыновлении второго ребенка и последующих детей в период
с 1 января 2007 года по 31 декабря 2021 года включительно независимо от социального статуса родителей предоставляется материнский капитал — в 2018 году в размере 453 тыс. 026 руб.

Пособия при ликвидации предприятия

В настоящее время в регионах страны, не участвующих в пилотном проекте «Прямые выплаты» ФСС, декретные пособия лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, выплачиваются непосредственно по месту работы.

Однако распространены случаи, когда на момент назначения декретных выплат деятельность работодателя прекращается вследствие недостаточности денежных средств на счетах или их ареста судебными приставами и начала процедуры банкротства.

Специально для женщин, оказавшихся безработными при указанных обстоятельствах, в Министерстве труда и соцзащиты РФ был разработан административный регламент, утвержденный Приказом от 22 сентября 2014 года № 653н и регулирующий осуществление прямых выплат пособий на ребенка из территориального органа Фонда социального страхования, в котором состоит или состоял до прекращения деятельности работодатель.

В этом случае для предоставления пособия по беременности и родам в 2018 году неработающим необходимо обратиться для оформления непосредственно в ФСС со следующими документами:

  • заявление о назначении выплат (заполняется на месте);
  • заявление на запрос о предоставлении сведений о заработной плате и иных выплатах и вознаграждениях (при отсутствии справки о зарплате с места работы);
  • судебное решение с установлением факта невыплаты пособий на ребенка по месту работы;
  • свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка и предыдущих детей (для оформления пособия по уходу за ребенком до 1.5 лет);
  • справка с места работы второго родителя или службы соцзащиты населения о том, что соответствующее пособие ему не предоставлялось и не выплачивалось.

Для оформления прямых выплат пособий на ребенка из ФСС необходимые документы можно подавать в электронном виде на официальном сайте Фонда, через портал государственный услуг Правительства РФ или сервис «Мои документы» МФЦ (МФЦ).

Какие пособия полагаются неработающим родителям в 2018 году

Размер и количество детских пособий, полагающихся женщине, которая временно является нетрудоспособной в связи с материнством, в первую очередь зависит от величины ее заработной платы. Законом установлено, что величина декретных выплат из Фонда социального страхования, пропорциональна размеру среднего дохода за два предыдущих года, предшествующих году рождения ребенка. Но неработающие родители (иные лица, ухаживающие за ребенком) также могут рассчитывать на детские социальные выплаты. Например, детские выплаты в минимальном размере, как в виде обязательного социального страхования, так и в форме государственного обеспечения полагаются матери в двух случаях:

• если она признана безработной в течение 12-ти месяцев со дня увольнения с места работы до рождения ребенка, по причине аннулирования (закрытия) предприятия;

• если она была уволена по той же причине, находясь в декретном отпуске.

Остальным категориям неработающих родителей закон предусматривает выплату детских пособий в минимальном количестве и минимальном размере в форме государственного соцобеспечения. Данная категория пособий выплачивается в отделе Соцзащиты населения или по месту учебы (если родителю являются студентами дневной формы обучения).

Порядок начисления декретных выплат безработным и неработающим родителям в 2018 году

Закон №81-ФЗ, изданный 19 мая 1995 года, устанавливает перечень категорий неработающих граждан, которым полагаются различные виды социальных детских выплат, включающие в себя выплаты по беременности, при рождении ребенка, а также при уходе за ребенком до 1,5 лет.

Cписок детских пособий и размер выплат по ним

Категория неработающих граждан

Пособие по беременности и родам

Денежная выплата за становление на учет до 12-ти недель беременности

Единовременное пособие во время рождения ребенка

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком (до 1,5 лет)

Полная сумма от среднего заработка, рассчитанного за два года или же базовая сумма по МРОТ:

43 615 рублей (обычные роды);

48 600 рублей (сложные роды);

60 439 рублей (многоплодная беременность).

16350 рублей. Выплачивается после получения свидетельства о рождении ребенка (или равнозначной справки).

40% от среднего заработка, взятого за два года на каждого ребенка. Минимальный размер суммы составляет

3 163 рублей (на первого ребенка) и

6 131 (на второго и последующего ребенка). Если у женщины трое или более детей, сумма данного пособия не может превышать 100% от среднемесячной заработной платы.

2.Признание женщины безработной в течение не более 12-ти месяцев с момента увольнения с места работы из-за ликвидации предприятия или закрытия индивидуального предпринимательства.

Минимальный размер – 632 рублей ежемесячно.

2 861 рублей (отпуск 140 дней);

3 188 рублей (отпуск 156 дней);

3 965 рублей (отпуск 194 дня).

Сумма – 632 рублей. Выплачивается как дополнительная выплата к пособию по беременности и родам.

16 350 рублей. Выплачивается сразу после оформления свидетельства о рождении ребенка.

Минимальный уровень пособия на первого ребенка –

3 163 рублей; на второго и последующих – 6 131 рублей.

3.Увольнение с работы в период отпуска по уходу за ребенком (по беременности и родам) из-за аннулирования предприятия или закрытия деятельности ИП. Также в данную категорию относятся жены военнослужащих, которые были переведены на территорию иностранного государства.Полная сумма от среднего заработка за два года или же базовая сумма по МРОТ:

Полная сумма от среднего заработка за два года или же базовая сумма по МРОТ:

43 615 рублей (обычные роды);

48 600 рублей (сложные роды);

60 439 рублей (многоплодная беременность).

Сумма – 632 рублей. Начисляется как дополнительная выплата к пособию по беременности и родам.

16 350 рублей. Выплачивается после получения свидетельства о рождении.

40% от среднего заработка, высчитанного в течение 12 месяцев перед месяцем выхода в декрет (месяцем увольнения во время отпуска по беременности и родам). Минимальный размер суммы —

2 908 рублей (на первого ребенка) и

5 817 рублей (на второго и последующего ребенка).

4.Нетрудоустроенные граждане, которым не полагается обязательное социальное страхование, а также студенты, проходящие обучение на очной форме.

В размере стипендии.

Сумма – 632 рублей. Выплачивается в виде дополнительной выплаты к пособию по беременности и родам.

16 350 рублей. Оформляется после получения свидетельства о рождении ребенка.

Начисляется минимально установленная сумма:

2 908 рублей (на первого ребенка) и

5 817 рублей (на второго и последующего ребенка).

В том случае, если безработное лицо одновременно имеет право на оформление нескольких пособий, например, пособие по уходу за ребенком и пособие по безработице, по закону может быть начислен только один вид выплаты.

Что касается второй категории граждан (женщина признана нетрудоустроенной в течение года из-за ликвидации предприятия), то ФЗ №81 относит ее к получателям пособий в качестве обязательного социального страхования. Но так как на момент страхового случая женщина уже не состоит в трудовых отношениях, формирование и выплата пособий осуществляется отделом социальной защиты населения в виде стандартного государственного обеспечения.

Кроме того, закон допускает, что список пособий на ребенка для безработных родителей может быть дополнен региональными выплатами, размер которых зависит от решения конкретных субъектов РФ.

Перечень пособий для неработающих беременных женщин и безработных матерей в 2018 году

Как следует из таблицы, матери/отцу, а также иным лицам, ухаживающим за ребенком, независимо от социального статуса и наличия трудовых отношений, полагаются следующие пособия:

• единовременное пособие во время рождения ребенка (размер этой выплаты фиксированный и составляет 16 350 рублей);

Кроме того, ФЗ №81 устанавливает ряд денежных пособий, выплата которых осуществляется независимо от факта трудоустроенности родителей. К этим выплатам относятся:

1. Единовременные пособия:

• при усыновлении ребенка (оформления опеки, попечительства) в размере 16 873 рублей;

• беременной жене военнослужащего, если ее муж призван (при минимальном сроке беременности 180 дней) в размере 26 721 рублей.

2. Ежемесячное пособие:

• для ребенка военнослужащего (оформляется на мать ребенка или лицо, ее заменяющее) в период прохождение отцом срочной службы, если возраст ребенка составляет менее 3-х лет. Размер выплаты составляет 11 451 рублей;

• многодетным семьям в связи с рождением третьего ребенка (последующих детей) в размере, приравненном к прожиточному минимуму на ребенка, который используется в конкретном регионе (выплачивается до 3-х лет).

Помимо вышеперечисленных льгот при рождении (усыновлении) второго или последующих детей с 1.01.2007 года по 31.12.2018 года родителям, независимо от их социального статуса и наличия трудовых отношений, начисляется материнский капитал.

Детские пособия в случае ликвидации предприятия

Законом установлено, что детские пособия лицам, подлежащим обязательному страхованию в связи с утратой нетрудоспособности, связанной с беременностью и материнством, проживающим в тех регионах страны, которые не принимают участие в пилотной программе «Прямые выплаты» от ФСС, выплачиваются по фактическому месту работы. Однако не редки случаи, когда на момент оформления декретных выплат деятельность предприятия аннулируется в связи с его ликвидацией, денежные средства на счету организации арестовываются, работодатель признается банкротом и т.д. Учитывая возможные риски, Министерство труда России разработало административный регламент №653 от 22.09.2014 года, согласно которому, если работодатель не может выполнить своих обязательств перед подчиненной, вышедшей в декрет, выплата пособий на ребенка осуществляется через территориальный отдел Фонда социального страхования, в котором состоял или состоит работодатель.

Для начисления полагающихся пособий женщине следует обратиться в отдел ФСС, предоставив следующий перечень документов:

• заявление о назначении детских выплат;

• справку о заработной плате с места работы (если получить данный документ невозможно, женщине необходимо написать запрос о предоставлении сведений о зарплате, вознаграждениях и иных выплатах);

• решение суда с указанием факта невыплаты детского пособия по месту работы;

• свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка, а также документы предыдущих детей;

• документ из отдела соцзащиты населения на второго родителя, где указано, что он не получал соответствующее пособие.

Чтобы оформить прямые выплаты из ФСС, заявитель может подать документы, как при личном визите, так и в электронном виде (через сайт Фонда, портал государственных услуг и инструмент «Мои документы» МФЦ).

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Декрет и пособие на ребенка в 2018 году: какие выплаты положены в Украине

В 2018 году размер помощи при рождении ребенка составляет 41 280 гривен независимо от количества детей в семье, пособие выплачивается поэтапно в течение 3 лет.

На декретные выплаты в 2018 году могут рассчитывать все без исключения женщины, однако размер этих выплат будет отличаться. Кроме того, все родители имеют право на помощь при рождении ребенка, которая составляет в 2018 году 41 280 грн независимо от количества детей в семье. Об этом в комментарии сообщила ведущий эксперт социальных и гендерных программ «Центра Разумкова» Ольга Пищулина.

Социальные выплаты семьям с детьми

Как отметила Пищулина, бюджетный кризис в стране заставляет правительство к более жесткому учету средств, поэтому было принято решение об инвентаризации всех социальных выплат. Законам Украины «О государственной помощи семьям с детьми» семьям с детьми назначаются такие виды государственной помощи:

  • помощь в связи с беременностью и родами;
  • помощь при рождении ребенка;
  • помощь при усыновлении ребенка;
  • помощь на детей, над которыми установлена опека или попечительство;
  • помощь на детей одиноким матерям.

Выплаты по беременности и родам (декретные выплаты)

По словам эксперта, в соответствии с указанным законом право на получение денежной выплаты в связи с беременностью и родами в 2018 году имеет каждая беременная женщина, но размер помощи и порядок ее получения будет зависеть от статуса женщины (работает ли женщина, учится, является ли частным предпринимателем, военнослужащим или безработным) и от размера ее доходов.

В частности, для работающих женщин законом предусмотрены выплаты в размере 100% от средней заработной платы, предоставляемые сразу за весь период декретного отпуска. Сумма декретных выплат зависит от двух показателей: среднедневной зарплаты и количества календарных дней декретного отпуска.

«К сожалению, бывают случаи, когда будущая мама вынуждена находиться в больнице (на «сохранении» или в связи с необходимостью лечения патологии беременности). В этом случае, в соответствии с законом «Об общеобязательном государственном социальном страховании», выдается больничный, на основании которого осуществляется выплата пособия по временной нетрудоспособности, а не помощи в связи с беременностью и родами», — отметила ведущий эксперт социальных и гендерных программ «Центра Разумкова».

Как добавила она, размер выплат по временной нетрудоспособности зависит от страхового стажа:

  • 50% средней зарплаты — при страховом стаже до 3 лет;
  • 60% средней зарплаты — при страховом стаже 3-5 лет;
  • 70% средней зарплаты — при страховом стаже 5-8 лет;
  • 100% средней зарплаты — страховой стаж более 8 лет.

Помощь тем, кто учится, — аспирантам, докторантам, студентам высших учебных заведений I-IV уровня аккредитации и профессионально-технических учебных заведений — назначается в размере месячной стипендии.

«В этом случае женщина самостоятельно решает, что она будет получать: социальную помощь или стипендию», — пояснила Пищулина.

Физические лица — предприниматели получают социальную помощь при условии уплаты единого социального взноса. Эксперт обратила внимание на то, что до 1 января 2016 года для получения помощи в связи с беременностью и родами женщинам — частным предпринимателям надо было платить ЕСВ за увеличенной ставкой.

«Женщины-предприниматели не были застрахованными лицами и, соответственно, не имели права на получение больничных в период болезни или в случае ухода в отпуск по беременности и родам. На сегодняшний день для получения декретных выплат частному предпринимателю достаточно платить единый социальный взнос и не иметь задолженности», — подчеркнула Пищулина.

Неработающим женщинам в качестве декретного пособия выплачивается 25% от прожиточного минимума (ПМ), установленного для трудоспособного лица, в 2018 году составляет:

Помощь при рождении ребенка

По словам Пищулиной, помощь при рождении ребенка остается в последние годы неизменной — 41 280 грн — и не зависит от очередности рождения ребенка (первый, второй или третий).

Пособие выплачивается поэтапно в течение трех лет. Первая часть — в размере 10 320 грн — выдается через 2-3 месяца после подачи в социальные службы всех необходимых документов. Остальная сумма — ежемесячно равными частями (по 860 грн) в течение следующих 3 лет (выплаты на детей до достижения ими трехлетнего возраста в размере 130 грн еще предыдущими решениеми правительства были отменены).

Помощь одиноким матерям

Эксперт отметила, что согласно закону Украины «О государственной помощи семьям с детьми» право на финансовую поддержку в 2018 году имеют:

  • одинокие матери (не состоящие в браке);
  • одинокие усыновители;
  • а также мать (отец) детей в случае смерти второго из родителей (при условии неполучения пенсии по потере кормильца или социальной пенсии).

Согласно закону, помощь одиноким матерям зависит от среднемесячного дохода семьи (законом установлено, что членами семьи одинокой матери является она сама и ее дети. Доходы родителей одинокой матери и других лиц, совместно проживающих с ним и детьми в одном доме/квартире, не будут влиять на среднемесячный доход семьи одинокой матери).

Одинокая мама может претендовать на помощь от государства только в том случае, если на одного члена семьи приходится сумма, которая не дотягивает до прожиточного минимума (1700 грн — на 1 января).

«Размер пособия является расчетной величиной, она рассчитывается, исходя из разницы между 100% прожиточного минимума, установленного для ребенка соответствующего возраста, и среднемесячным совокупным доходом семьи в расчете на одно лицо за предыдущие 6 месяцев (совокупный доход семьи за 6 месяцев необходимо разделить на 6, а затем — на количество членов такой семьи). Полученный после деления доход необходимо сравнить с соответствующим ПМ. Если в результате сравнения среднемесячный доход на каждого ребенка окажется: выше соответствующего ПМ — то социальные выплаты на детей такой одинокой матери не назначаются; ниже соответствующего ПМ — тогда одинокой матери будет назначена социальная выплата на детей в размере разницы между ПМ на ребенка соответствующего возраста и среднемесячным доходом на одного члена семьи», — пояснила Пищулина.

Таким образом, получение социальной помощи зависит от результата сравнения среднемесячного дохода члена семьи с размером конкретного ПМ.

«Иными словами, одинокая мать может получать социальные выплаты на всех своих детей или только на одного (нескольких) или вообще не получать помощь от государства», — уточнила эксперт социальных и гендерных программ «Центра Разумкова».

При этом, как подчеркнула Пищулина, такое законодательное регулирование выплат семьям с детьми имеет неоднозначные последствия.

«С одной стороны, определенная категория женщин будет получать помощь в гораздо большем размере, чем это было раньше. В частности, раньше женщины получали от государства помощь в размере не менее 30% от прожиточного минимума (до 2016 года женщины получали по 350,10 гривен на дошкольника и 436,50 гривен на ребенка от шести до 18-ти лет. Кроме того, существовал увеличенный размер адресной помощи — тем мамам, которые получали низкие доходы). Сейчас женщины получают помощь в размере 100% от прожиточного минимума (в случае, если женщина не имеет доходов)», — добавила она.

С другой стороны, по словам эксперта, по приблизительным оценкам специалистов, треть женщин, получавших пособие на ребенка, пока лишены права на детское пособие. В действующей редакции закона «О государственной помощи семьям с детьми» отсутствует норма о том, что все одинокие матери, независимо от состояния, имеют право на ежемесячную выплату.

«По нынешней формуле Минсоцполитики появилась категория женщин с «высоким доходом» (пожелаем такие «высокие доходы» чиновникам и народным депутатам) — матери-одиночки, если их ежемесячный доход превышает расчетный, не будут получать государственную помощь», — отметила Пищулина.

При этом, по ее словам, законодатель позаботился о том, чтобы женщины не пользовались статусом матери-одиночки с целью получения большего дохода.

«В частности ст. 18-1 закона «О государственной помощи семьям с детьми» предусматривает, что «женщина, имеющая детей от лица, с которым она не находилась и не находится в зарегистрированном браке, но с которым она ведет совместное хозяйство, вместе проживает и воспитывает детей, права на получение помощи, установленной на детей одиноким матерям, не имеет. При регистрации этой женщиной брака с лицом, от которого она имеет детей, помощь на детей, рожденных от этого лица, не назначается». При этом здесь же есть и такая норма: «Если одинокая мать, одинокий усыновитель, мать (отец) в случае смерти одного из родителей зарегистрировали брак, то за ними сохраняется право на получение пособия на детей, родившихся или усыновленных до брака, если такие дети не были усыновлены мужем», — обратила внимание эксперт.

Розенко рассказал, когда ждать повышения минималки в 2018 году

Вместе с тем она добавила, что возникает вопрос, кто и каким образом будет контролировать, что женщина с мужчиной ведут общее хозяйство.

«Например, если состоятельный мужчина и женщина живут вместе, имеют ребенка, а брак не зарегистрировали. Женщина, например, не работает (но семья имеет высокие доходы) и, тем не менее, женщина как безработная имеет право получать помощь в размере прожиточного минимума на ребенка соответствующего возраста», — пояснила Пищулина.

Максимальный размер детских пособий для одиноких матерей в 2018 году равняется прожиточному минимуму для детей соответствующих категорий в случае, если семья не имеет никаких доходов. Если доход есть, то необходимо из указанной суммы вычесть среднемесячный доход в расчете на одного человека. Среднемесячный доход за детей в возрасте от 18 до 23 лет необходимо сравнивать с прожиточным минимумом для трудоспособных лиц.

Размер детских пособий для одиноких матерей в 2018 году:

Если в семье насчитывается три человека (двое детей — 12 и 4 лет и мать, которая является одинокой в отношении обоих детей), среднемесячный доход семьи — 2500 грн (сюда входит и заработная плата, и выплаты после рождения ребенка и т.д., учитываются все возможные источники доходов). Таким образом, на одного члена семьи среднемесячный доход составит 2500 грн/3 человека = 833,33 грн.

На ребенка 4-х лет размер пособия одинокой матери составляет:

1492 грн (ПМ) — 833,33 грн = 658,67 грн.

На ребенка 12-и лет размер пособия одинокой матери составляет:

1860 грн (ПМ) — 833,33 грн = 1026,67 грн.

Таким образом женщина имеет помощь в размере 658,67 грн и 1026,67 грн на полгода. Далее она вновь должна обращаться в социальные службы и предоставлять информацию о своих доходах и помощь будет перечисляться по обновленным доходами.

Беременные и работодатели

Что касается отношений беременных и работодателей, то по словам Пищулиной, права беременных женщин хорошо защищены законодательством.

В частности, согласно Трудовому кодексу (Кодекс законов о труде), работодатель не имеет права отказать беременной женщине в приеме на работу. Если работодатель отказывает женщине, то он обязан сообщить женщине о причинах отказа в письменной форме. Причем отказ в приеме на работу может быть обжалован в судебном порядке.

Уволить беременную женщину по собственной инициативе работодатель также не имеет права. Увольнение допускается только в случае полной ликвидации предприятия, где работает женщина. При этом на владельца предприятия возлагается обязанность трудоустройства беременной.

Обязательное трудоустройство беременных женщин осуществляется также в случаях их увольнения по окончании срочного трудового договора. На период трудоустройства за ними сохраняется средняя заработная плата, но не более трех месяцев со дня окончания срочного трудового договора.

В случае нарушений со стороны работодателя, на него, согласно законодательству, можно наложить штраф. Также предусмотрена административная и уголовная ответственность. Оштрафовать могут по решению суда, если нарушения не признаны грубыми.

«К сожалению, определенная жесткость нашего законодательства компенсируется его тотальным невыполнением. С одной стороны государство не выполняет свои обязательства по защите прав граждан, с другой стороны мы являемся свидетелями правовой неосведомленности наших граждан. Женщина должна знать свои права и может отстаивать их в суде», — подчеркнула эксперт.

В Минсоцполитики объяснили, как получить пенсию «неофициальным» работникам

Однако, по словам Пищулиной, сейчас достаточно сложно отстаивать свои права в суде рядовому гражданину, в результате тех изменений, которые происходили в сфере судебной реформы: это становится дорогим для обычного гражданина, он должен уплатить повышенные судебные сборы, нанять для защиты профессионального адвоката, на которого также необходимы деньги, понадобятся деньги также под «залог корпоративных адвокатов», кроме того, суды сейчас перегружены и рассмотрение дел является длительным, не хватает судей.

«То есть, пока судебная защита для граждан существенно затруднена», — резюмировала эксперт.

Напомним, правительство увеличило размер ежемесячной адресной помощи внутренне перемещенным лицам для покрытия расходов на проживание, в том числе на оплату жилищно-коммунальных услуг.

Выплаты неработающим матерям за второго ребенка

Механизм социальной поддержки семей с детьми в нашей стране функционирует давно и довольно хорошо отлажен. Законодательство определяет перечень детских пособий, которые выплачиваются как родителям, воспитывающим детей, так и людям, которые только готовятся стать родителями. Впрочем, для назначения того или иного пособия, а также для установления его размера принимаются во внимание многие факторы, в том числе и факт трудоустройства родителей.

Очевидно, что самые высокие социальные гарантии получают те семьи, в которых родители официально трудоустроены, ведь в этом случае они подлежат обязательному социальному страхованию. Уплачивая взносы в Фонд социального страхования (ФСС), они получают гарантию выплаты различных денежных пособий в случае временной нетрудоспособности, в том числе и в связи с рождением ребенка.

Однако и неработающие родители не лишены государственной социальной поддержки. Им также гарантируются законодательством некоторые детские пособия. Правда, в этом случае выплаты производятся в минимально установленном размере.

Право неработающих родителей на получение детских пособий

Говоря про пособия неработающим матерям, нужно отметить, что в случае если родители были трудоустроены как минимум несколько лет вплоть до рождения ребенка, то они получают от Фонда социального страхования довольно значительные декретные выплаты. Размер этих выплат зависит от величины среднемесячного дохода за два полных календарных года, предшествующих году рождения ребенка. Конечно, денежное пособие будет высоким при условии высокой официальной заработной платы. Но даже при незначительном официальном заработке наличие трудоустройства при выходе женщины в декрет гарантирует вполне ощутимую материальную поддержку семьи. А на что могут рассчитывать родители, которые являются безработными или работают нелегально? Имеет ли неработающая мама право на получение детского пособия?

Согласно действующему законодательству, отсутствие официальной работы у родителей не является препятствием для социальной поддержки ребенка. Детские социальные выплаты предоставляются неработающим родителям, которые:

  • не работают по причине процедуры банкротства работодателя;
  • признаны в установленном законом порядке безработными по причине ликвидации организации;
  • уволены по причине ликвидации организации в период отпуска по беременности и родам либо отпуска по уходу за ребенком;
  • не подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности или в связи с материнством (неработающие женщины, учащиеся, студенты).

Виды детских пособий предусмотреные законодательством для неработающих родителей

Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» устанавливает несколько категорий неработающих граждан, имеющих право на получение детских социальных выплат. Для каждой из этих категорий граждан виды пособий, их размеры и критерии назначения устанавливаются отдельно. Рассмотрим этот момент подробнее (здесь и далее в статье размеры пособий указаны по состоянию на 2017 год).

Банкротство работодателя

При невозможности осуществления рабочей деятельности в связи с процедурой банкротства работодателя женщина может претендовать на получение обязательного социального страхования в полном размере в виде «прямых выплат» из территориального органа ФСС в соответствии с социальными гарантиями, установленными для трудоустроенных граждан. В этом случае она получает следующие пособия:

1. Пособие по беременности и родам в размере 100% среднего заработка за два предыдущих полных календарных года или по МРОТ. При расчетах на основе МРОТ выплаты составят:

  • 34521,20 руб. — при обычных родах (140 дней);
  • 38466,48 руб. — при осложненных родах (156 дней);
  • 47836,52 руб. — при многоплодной беременности (194 дня).

2. Доплату за раннюю постановку на учет до 12 недель в фиксированном размере 613,14 руб. дополнительно к пособию по беременности и родам.

3. Единовременное пособие при рождении ребенка в фиксированном размере 16350,33 руб.

4. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет в размере 40% среднего ежемесячного заработка за два предыдущих полных календарных года на каждого ребенка, но не менее 3065,69 руб. на первого ребенка и 6131,37 на второго и последующих (на трех детей и более — не выше 100% среднемесячного дохода до увольнения).

Увольнение в связи с прекращением деятельности организации

При признании женщины в установленном порядке безработной в период, не превышающий 12 месяцев с момента увольнения по прежнему месту работы в связи с ликвидацией организации (прекращением деятельности в качестве ИП или самозанятого населения) она имеет право на пособия в форме обязательного социального страхования в органах соцзащиты населения (СЗН) по месту жительства:

1. Пособие по беременности и родам в минимально установленном размере 613,14 руб. в месяц:

  • 2861,60 руб. за 140 дней;
  • 3188,64 руб. за 156 дней;
  • 3965,36 руб. за 194 дня.

2. Доплату за раннюю постановку на учет до 12 недель в фиксированном размере 613,14 руб. дополнительно к пособию по беременности и родам.

Кроме того, в форме государственного социального обеспечения через территориальные органы СЗН женщина получает:

  • Единовременное пособие при рождении ребенка в фиксированном размере 16350,33 руб.
  • Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет в минимально установленном размере 3065,69 руб. на первого ребенка и 6131,37 на второго и последующих.

Увольнение в связи с прекращением деятельности организации во время отпуска по уходу за ребенком или отпуска по беременности и родам.

При увольнении в период отпуска по уходу за ребенком или в период отпуска по беременности и родам в связи с ликвидацией организации, а также при переводе мужа из воинских частей на территории иностранных государств женщина получает в форме обязательного социального страхования в полном размере по месту работы до увольнения или в виде «прямых выплат» из ФСС следующие выплаты:

1. Пособие по беременности и родам в размере 100% среднего заработка за два предыдущих полных календарных года или по МРОТ. При расчетах на основе МРОТ выплаты составят:

  • 34521,20 руб. — при обычных родах (140 дней);
  • 38466,48 руб. — при осложненных родах (156 дней);
  • 47836,52 руб. — при многоплодной беременности (194 дня).

2. Доплату за раннюю постановку на учет до 12 недель в фиксированном размере 613,14 руб. дополнительно к пособию по беременности и родам.

3. Единовременное пособие при рождении ребенка в фиксированном размере 16350,33 руб. (до увольнения — в форме обязательного социального страхования, после увольнения — в форме государственного социального обеспечения через территориальные органы СЗН).

4. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет в размере 40% среднего ежемесячного заработка за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком (для матерей также — месяцу увольнения в период отпуска по беременности и родам), но не менее 3065,69 руб. на первого ребенка и 6131,37 на второго и последующих (в форме государственного социального обеспечения через территориальные органы СЗН).

При отсутствии работы.

Неработающие женщины, не подлежащие обязательному социальному страхованию (в том числе учащиеся, студентки очной формы обучения), получают следующие пособия:

  1. Пособие по беременности и родам в размере стипендии (только для учащихся и студентов, в форме государственного социального обеспечения по месту учебы).
  2. Доплату за раннюю постановку на учет до 12 недель в фиксированном размере 613,14 руб. дополнительно к пособию по беременности и родам (только для учащихся и студентов, в форме государственного социального обеспечения по месту учебы).
  3. Единовременное пособие при рождении ребенка в фиксированном размере 16350,33 руб. (в форме государственного социального обеспечения через территориальные органы СЗН).
  4. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет в минимально установленном размере 3065,69 руб. на первого ребенка и 6131,37 на второго и последующих (в форме государственного социального обеспечения через территориальные органы СЗН).

Неработающим родителям также важно знать, что безработные граждане, имеющие право и на ежемесячное пособие по уходу за ребенком, и на пособие по безработице, получают только одно из указанных пособий. Право выбора пособия предоставляется безработному гражданину.

Помимо перечисленных пособий на ребенка безработным родителям могут предоставляться иные социальные выплаты на детей, перечень и размеры которых устанавливаются индивидуально в конкретных субъектах Российской Федерации.

Может ли безработный отец претендовать на получение пособия на ребенка

Перечень и размеры социальных пособий семьям с детьми, а также перечень граждан, имеющих право на получение тех или иных пособий определяет Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

В частности, право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют не только матери, но также отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком. Если уход за ребенком осуществляется одновременно несколькими лицами, право на получение ежемесячного пособия предоставляется одному из этих лиц.

Право на единовременное пособие при рождении ребенка также предоставляется любому из родителей либо лицу, заменяющему родителя.

При этом, конечно же, пособие по беременности и родам предоставляется только матерям, также как и пособие за своевременную постановку беременных на учет в медицинских организациях.

Какие пособия положены неработающим женщинам в период беременности и родов

По закону, трудоустроенные женщины в период беременности и родов получают пособие по беременности и родам, а также доплату за раннюю постановку на медицинский учет (до 12 недель беременности). Неработающие женщины могут получить эти же пособия, если они потеряли работу в связи с банкротством или прекращением деятельности организации-работодателя, либо являются учащимися или студентками дневной формы обучения.

Следующие два вида пособий не зависят от факта трудоустройства или обучения. Это единовременное пособие при рождении ребенка, которое может выплачиваться как матери, так и отцу (либо другому лицу, заменяющему родителя), а также ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет – его можно оформить на человека, непосредственно осуществляющего уход за малышом.

Существуют ли другие пособия матерям, кроме декретных выплат

Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ устанавливаются и другие виды детских пособий, выплата которых никак не зависит от наличия работы у родителей.

В частности, при устройстве ребенка на воспитание в семью назначается единовременное пособие в размере 16350,33 руб. Это пособие выплачивается в форме государственного социального обеспечения при любых формах передачи ребенка в семью (усыновление, опека и попечительство, приемная семья).

Единовременное пособие в размере 25892,46 руб. назначается беременной жене военнослужащего по призыву на сроках беременности не менее 180 дней.

На ребенка военнослужащего по призыву в возрасте до трех лет выплачивается ежемесячное пособие в размере 11096,76 руб. Выплаты получает мама ребенка в период несения его отцом срочной военной службы.

Многодетным малоимущим семьям предоставляется пособие на третьего ребенка и последующих детей в возрасте до 3 лет. Пособие назначается на каждого ребенка в размере прожиточного минимума, установленного в конкретном регионе, и выплачивается одному из родителей.

Кроме этого, при рождении или усыновлении второго ребенка и последующих детей в период с 1 января 2007 года по 31 декабря 2018 года включительно независимо от социального статуса родителей им предоставляется материнский капитал. В 2017 году размер материнского капитала составляет 453026 руб.

Какие документы необходимо предоставить в ФСС неработающим родителям для получения пособий на детей

Говоря про пособия неработающим матерям, необходимо принимать во внимание, что трудоустроенным родителям детские пособия выплачиваются непосредственно по месту работы. В случае нетрудоустроенности родителей вопросы получения пособий решаются в территориальном органе Фонда социального страхования. Если работа потеряна в связи с банкротством организации, нужно направляться в территориальный орган ФСС, к которому был «приписан» работодатель. Учащиеся и студентки очной формы обучения с вопросами получения пособия по беременности и родам должны обращаться по месту учебы. В остальных случаях (в том числе для получения прочих пособий на детей) следует обращаться в органы социальной защиты по месту жительства.

Перечень документов, необходимых для получения того или иного пособия, подскажут в местном отделении социальной защиты. Как правило, при обращении в орган ФСС по поводу пособия на ребенка необходимо иметь с собой следующие документы:

  1. паспорт гражданина РФ (оригинал и копия);
  2. свидетельство о рождении ребенка, на которого будет назначена выплата;
  3. свидетельства о рождении всех остальных детей в семье;
  4. опекунам — документ, подтверждающий усыновление или установление опеки;
  5. справка с работы второго родителя либо из службы соцзащиты населения о том, что ему не начисляется испрашиваемое пособие;
  6. для ранее трудоустроенных — справка о зарплате за два года, предшествующих выходу в декрет, и за текущий год (заявление на запрос этих данных в Пенсионном фонде, если их невозможно получить у работодателя);
  7. в случае банкротства работодателя — вступившее в силу решение суда о фактической невозможности получать выплату через работодателя;
  8. заявление о назначении выплат (заполняется на месте).

Необходимые документы можно подавать не только лично, но и в электронном виде на официальном сайте Фонда, а также через портал государственный услуг Правительства РФ или через сервис «Мои документы» МФЦ.

Решение о выплате пособия должно быть принято в течение 10 дней после подачи заявления. При положительном решении заявителю начисляется выплата, в противном случае ему предоставляется мотивированный отказ. Выплата ежемесячных пособий из Фонда социального страхования осуществляется до 15 числа каждого месяца. По желанию заявителя выплата производится безналичным переводом на банковский счет (банковскую карточку) получателя либо переводом на адрес почтового отделения.