Возврат переплаты ндфл налоговым агентом

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2013

ПОРЯДОК ВОЗВРАТА ИЗЛИШНЕ УПЛАЧЕННОЙ СУММЫ НДФЛ

Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа регулируется статьей 78 Налогового кодекса. В соответствии с положениями пунктов 1 и 7 данной законодательной нормы, сумма излишне уплаченных в бюджет средств подлежит возврату налогоплательщику по его письменному заявлению [1]. Но если у этого лица имеются налоговые недоимки или задолженности тому же бюджету, то возврат излишне уплаченных сумм производится только после зачета переплаты в счет погашения задолженности. Причем эти правила распространяются как на самих налогоплательщиков, так и на налоговых агентов.

Основная проблема при возврате и зачете сумм НДФЛ заключается в том, что, как правило, расчет и перечисление сумм данного налога осуществляется не самим налогоплательщиком, а налоговым агентом. Например, удержание НДФЛ работодателем со своих сотрудников. Именно это обстоятельство может вызвать сомнения относительно порядка возврата уплаченных в бюджет сверх необходимого НДФЛ [5].

Общий порядок возврата и зачета излишне уплаченных и взысканных налогов приведен в ст. ст. 78 и 79 НК РФ. Его обязаны соблюдать налогоплательщики, налоговые агенты, плательщики сборов и налоговые органы. Пункт 1 ст. 231 НК РФ посвящен правилам возврата НДФЛ физическому лицу, которых налоговый агент должен придерживаться, начиная с этого года. Итак, рассмотрим последовательность действий [1].

Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму, кроме случаев возврата с нарушением срока. Срок возврата составляет один месяц со дня получения налоговым органом заявления на возврат излишне уплаченных сумм в бюджет.

В соответствии с п.3 ст.78 НК РФ, налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику в письменном виде, о каждом ставшем известным факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 рабочих дней со дня обнаружения такого факта [1].

В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов:

Результаты такой сверки оформляются актом, подписываемым с одной стороны — налоговым органом, с другой — налогоплательщиком.

Для осуществления зачета или возврата излишне уплаченных сумм, налогоплательщик должен представить письменное заявление (возможно предоставление в электронной форме с цифровой подписью) в налоговую инспекцию.

суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговой в течение 10 дней (п.5, п.8 ст.78 НК РФ):

со дня получения заявления,

или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов (если такая совместная сверка проводилась).

В соответствии с п.5 ст.78 НК РФ, зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения:

недоимки по иным налогам,

задолженности по пеням, штрафам,

подлежащим уплате или взысканию в соответствии с Налоговым кодексом, может производиться налоговой самостоятельно.

В таком случае, решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговой в течение 10 дней:

со дня обнаружения ею факта излишней уплаты налога,

или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов (если такая совместная сверка проводилась),

либо — со дня вступления в силу решения суда.

При этом, налогоплательщик может самостоятельно представить в налоговую заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам) [5].

В соответствии с п.6 ст.78 НК РФ, возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных КН РФ:

недоимки по иным налогам соответствующего вида,

задолженности по соответствующим пеням, штрафам,

производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

По общему правилу вернуть излишне удержанный НДФЛ налоговый агент должен в безналичной форме путем перечисления денежных средств на счет физического лица в банке. Реквизиты счета налогоплательщику следует указать в заявлении. Время, отведенное на то, чтобы вернуть налог физлицу, составляет три месяца и ведет отсчет с момента подачи им заявления на возврат. За каждый день просрочки налогоплательщику с налогового агента причитаются проценты, начисленные на сумму излишне удержанного НДФЛ исходя из ставки рефинансирования ЦБ, которая действовала в дни нарушения срока [6].

Вернуть налог физлицу налоговый агент может двумя путями. Во-первых, сделать это можно за счет сумм НДФЛ, подлежащих перечислению в бюджет в счет предстоящих платежей как по данному налогоплательщику, так и по иным физлицам, с доходов которых налоговый агент удерживает НДФЛ.

Во-вторых, вернуть налог можно за счет собственных средств, одновременно обратившись за возвратом НДФЛ в налоговую инспекцию в порядке ст. 78 Налогового кодекса [1].

По большому счету из буквального толкования положений ст. 231 Кодекса следует, что второй способ рассчитан на ситуацию, когда суммы НДФЛ, подлежащей перечислению налоговым агентом в казну, недостаточно, чтобы вернуть налог первым путем. Так, нормы НК гласят, что обратиться за возвратом в ИФНС налоговый агент должен в течение 10 дней с момента получения заявления от налогоплательщика. К заявлению в инспекцию при этом также необходимо присовокупить выписку из регистра налогового учета за соответствующий налоговый период и документы, подтверждающие излишнее удержание и перечисление суммы налога в бюджет. При этом очевидно, что такой короткий срок на обращение в ИФНС предполагает принятие решения о том, за счет каких средств возвращать налог, непосредственно при получении заявления от налогоплательщика [6].

Очевидно, что переплата по НДФЛ может возникнуть в том числе и в результате обычной счетной ошибки или опечатки. В данном случае важно, на каком этапе она произошла. Так, если в результате таковой налог был излишне удержан, то он подлежит возврату в порядке ст. 231 Налогового кодекса. Другое дело, если удержан НДФЛ был в верном размере, а вот уплачен в большем, чем необходимо [2].

Как указали налоговики, переплаченная сумма в подобной ситуации уже в принципе не является налогом на доходы физических лиц, поскольку уплата такового за счет собственных средств налогового агента запрещена. Соответственно, наличие такой переплаты не освобождает последнего от обязанности перечислить в бюджет сумму НДФЛ, фактически удержанного из доходов физлиц, выплачиваемых в более поздние сроки. Единственный вариант, который в рассматриваемой ситуации есть, по мнению контролеров, у налогового агента, — обратиться с заявлением о возврате на расчетный счет суммы, не являющейся НДФЛ и ошибочно перечисленной в казну. Причем, похоже, без проведения сверки по расчетам с бюджетом в данном случае не обойтись [5].

Суммы налога на доходы физических лиц, причитающиеся к возврату в связи с предоставлением полагающихся налогоплательщику стандартных, социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218-221 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), следует рассматривать как излишне уплаченные суммы налога; в связи с этим возврат таких сумм налога на доходы физических лиц осуществляется в общеустановленном порядке в соответствии со ст. 78 настоящего Кодекса. В данном случае день уплаты излишне уплаченной суммы налога необходимо определять с учетом особенностей главы 23 НК РФ.

Налог на доходы физических лиц поступает в бюджет по двум каналам: от налоговых агентов, которые удерживают налог с выплачиваемых физическим лицам доходов, и непосредственно от налогоплательщиков — физических лиц, которые самостоятельно производят исчисление налога по доходам, получаемым ими от предпринимательской деятельности, занятия частной практикой, а также по иным отдельным видам доходов, поименованным в ст. 228 НК РФ [1].

По доходам, полученным физическими лицами — налоговыми резидентами Российской Федерации в налоговом периоде (календарном году) от занятия предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, частной практикой, от выполнения трудовых и иных приравненных к ним обязанностей, в виде вознаграждений за выполнение работ и оказание услуг по договорам гражданско-правового характера, авторским договорам, а также по доходам, полученным от использования в Российской Федерации прав на объекты интеллектуальной собственности, по доходам, полученным от реализации, предоставления в аренду или иного использования имущества, находящегося на территории Российской Федерации, налоговая ставка устанавливается в размере 13 %, независимо от размера дохода. По данной группе доходов налоговая база для исчисления налога на доходы физических лиц уменьшается на сумму полагающихся налогоплательщикам налоговых вычетов. Статьями 218-221 НК РФ установлены четыре вида налоговых вычетов: стандартные, социальные, имущественные и профессиональные.

При этом налоговые агенты вправе предоставлять налогоплательщикам на основании их письменного заявления и соответствующих документов, подтверждающих право на получение налоговых вычетов, только стандартные и некоторые виды профессиональных налоговых вычетов [6].

Социальные, имущественные и отдельные виды профессиональных налоговых вычетов предоставляются налогоплательщикам по окончании налогового периода только налоговыми органами на основании декларации по налогу на доходы, составленного в произвольной форме письменного заявления налогоплательщика о предоставлении вычетов и документов, подтверждающих право на получение указанных налоговых вычетов [4].

Таким образом, физические лица, не относящиеся к категориям налогоплательщиков, поименованным в ст. 227 и 228 НК РФ, вправе представить в налоговый орган по месту жительства декларацию по налогу на доходы физических лиц в следующих случаях:

— для получения стандартных налоговых вычетов (если в течение налогового периода стандартные налоговые вычеты налоговым агентом налогоплательщику не предоставлялись или были предоставлены в меньшем размере, чем предусмотрено ст. 218 НК РФ);

— для получения социальных налоговых вычетов;

— для получения имущественных налоговых вычетов;

— для получения профессиональных налоговых вычетов при отсутствии налогового агента (по доходам от выполнения работ по договорам гражданско-правового характера, авторским вознаграждениям или вознаграждениям за создание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства, а также вознаграждениям авторам открытий, изобретений и промышленных образцов).

Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая [Текст]: принят Государственной Думой 19 июля 2000 г. – М.: Эксмо, 2012. – 768 с.

О возврате налога [Текст]: Письмо ФНС РФ от 04.07.2011 № ЕД-4-3/10764 – 5с.

Ветрова В.Л. Налог на доходы физических лиц [Текст]: Комментарий к главе 23 НК РФ / В.Л. Ветрова. — М.: Вершина, 2011. — 335 с.

Яскевич Н.Н. Получаем налоговые вычеты. Кто имеет право? Как правильно оформить? Самая подробная инструкция [Текст]: Н. Н. Яскевич — Санкт-Петербург: Эксмо, 2010 г.- 176 с.

Налоги и налогообложение: Учебное пособие / В.Р. Захарьин. — 2-e изд., перераб. и доп. — М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2011. — 320 с.

Налоги и налогообложение: Учебное пособие / ВЗФЭИ; Под ред. А.З. Дадашева. — М.: ИНФРА-М: Вузовский учебник, 2010. — 464 с.

Управление Федеральной налоговой службы по Тюменской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.r72.nalog.ru/

Студенческий научный форум — 2013
V Международная студенческая научная конференция

В рамках реализации «Государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» и направления «Вовлечение молодежи в инновационную деятельность и научно-техническое творчество» коллективами преподавателей различных вузов России в 2009 году было предложено совместное проведение электронной научной конференции «Международный студенческий научный форум».

Излишне уплаченный НДФЛ налоговым агентом: что разрешено плательщику

08.12.2017 145 0 0

Условия возврата ошибочно и/или излишне уплаченных денежных обязательств определены ст. 43 Налогового кодекса Украины (далее — НКУ).

Согласно п. 43.3 ст. 43 НКУ обязательным условием для осуществления возврата сумм денежного обязательства является представление налогоплательщиком заявления о таком возврате (кроме возврата излишне удержанных (уплаченных) сумм налога на доходы физических лиц, рассчитываются контролирующим органом на основании поданного налогоплательщиком налоговой декларации за отчетный календарный год путем проведения перерасчета по общему годовому налогооблагаемым доходом налогоплательщика) в течение 1095 дней со дня возникновения ошибочно и/или излишне уплаченной суммы.

Налогоплательщик подает заявление о возврате ошибочно и/или излишне уплаченных денежных обязательств и пени в произвольной форме, в котором указывает направление перечисления средств: на текущий счет налогоплательщика в учреждении банка; на погашение денежного обязательства и/или налогового долга по другим платежам, контроль за взиманием которых возложен на контролирующие органы, независимо от вида бюджета; возвращения в наличной форме средств по чеку в случае отсутствия у налогоплательщика счета в банке (п. 43.4 ст. 43 НКУ).

Согласно п. 43.5 ст. 43 НКУ контролирующий орган не позднее чем за пять рабочих дней до окончания двадцатидневного срока со дня подачи налогоплательщиком заявления готовит заключение о возврате соответствующих сумм средств из соответствующего бюджета и подает его для исполнения соответствующему органу, который осуществляет казначейское обслуживание бюджетных средств.

На основании полученного заключения орган, осуществляющий казначейское обслуживание бюджетных средств, в течение пяти рабочих дней осуществляет возврат ошибочно и/или излишне уплаченных денежных обязательств и пени плательщикам налогов в порядке, установленном центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную финансовую политику.

Отметим, что излишне уплаченные денежные обязательства — есть суммы средств, которые на определенную дату зачислены в соответствующий бюджет более начисленные суммы денежных обязательств, предельный срок уплаты которых наступил на такую ​​дату.

Учитывая вышеизложенное, налоговый агент имеет право вернуть или учесть в счет уплаты будущих платежей только ту сумму излишне уплаченного налога на доходы физических лиц, который был перечислен в бюджет сверх суммы денежных обязательств, предельный срок уплаты которой наступил на такую ​​дату.

При наличии переплаты налоговый агент имеет право не платить налог на доходы физических лиц в пределах такой переплаты.

Возврат излишне удержанного НДФЛ

Актуально на: 12 октября 2017 г.

Если НДФЛ из доходов физлица был удержан налоговым агентом в большем размере, чем нужно (например, из-за технической ошибки или же по причине ошибочного непредоставления вычета), то у физлица-налогоплательщика возникает переплата по НДФЛ, которую нужно такому лицу вернуть.

Как вернуть НДФЛ

О том, что НДФЛ был излишне удержан, налоговый агент должен сообщить работнику (иному физлицу) в течение 10 рабочих дней со дня обнаружения этого факта (абз. 2 п. 1 ст. 231 НК РФ). После чего работнику, желающему вернуть излишне удержанный из его доходов НДФЛ, нужно написать соответствующее заявление на имя налогового агента. Сделать это работнику нужно до истечения 3 лет со дня уплаты в бюджет излишне удержанного налога (Письмо Минфина от 27.12.2012 № 03-04-06/4-370).

На возврат налога у агента есть 3 месяца со дня получения заявления от работника (Письмо ФНС от 18.07.2016 № БС-4-11/[email protected]). Вернуть излишне удержанный НДФЛ налоговый агент может из средств, перечисляемых в качестве НДФЛ с доходов как этого работника, так и других (абз. 3 п. 1 ст. 231 НК РФ). А дальнейший ход событий зависит от того, хватит ли денег, перечисляемых в бюджет в виде НДФЛ в течение этих трех месяцев, для возврата работнику.

Например, работодатель излишне удержал из зарплаты работника 5000 руб. НДФЛ. Ошибка обнаружена 30 ноября. 4 декабря начислена зарплата всем работникам и получилось, что общая сумма удержанного с зарплаты налога, которую работодатель должен перечислить в бюджет, составляет 25000 руб. Как видим, средств для возврата НДФЛ достаточно. Соответственно, 5000 руб. работодатель возвращает работнику, а в бюджет перечисляет 20000 руб.

Как вернуть НДФЛ через ИФНС

Если налоговый агент понимает, что денег для возврата излишне удержанного НДФЛ ему не хватает, то в течение 10 рабочих дней со дня получения от работника заявления о возврате излишне удержанного НДФЛ он направляет в свою ИФНС заявление на возврат (абз. 6 п. 1 ст. 231 НК РФ). Деньги в этом случае возвращаются в обычном «возвратном» порядке (ст. 78 НК РФ).

Не дожидаясь возврата НДФЛ из бюджета, налоговый агент может произвести возврат переплаты по НДФЛ работнику (иному физлицу) за счет собственных средств (абз. 9 п. 1 ст. 231 НК РФ). А когда деньги поступят из ИФНС, оставить их в своем распоряжении.

Документы для возврата НДФЛ

Если денег для возврата НДФЛ у агента достаточно, то единственным документом, необходимым для проведения такого возврата, является заявление работника.

Если же за возвратом налоговый агент обращается в ИНФС, то помимо соответствующего заявления нужно представить в ИФНС выписку из налогового регистра по НДФЛ, а также документы, подтверждающие излишнее удержание и перечисление налога (к примеру, платежные поручения). Также необходимо представить справку 2-НДФЛ в отношении лица, налог по которому возвращается. Составляется такая справка за период, когд налог был излишне удержан. При обращении за возвратом НДФЛ, излишне удержанного в прошлые годы, нужно представить две справки 2-НДФЛ — первичную и корректирующую.

Возврат излишне удержанного НДФЛ самим налогоплательщиком

Если налогового агента нет (например, ликвидировался), то за возвратом переплаты по НДФЛ в ИНФС обращается сам плательщик (абз. 10 п. 1 ст. 231 НК РФ). Для этого вместе с декларацией по форме 3-НДФЛ за истекший год ему нужно подать заявление о возврате налога.

Понять, что налог был излишне удержан, можно из имеющейся на руках справки 2-НДФЛ. В 2-НДФЛ излишне удержанный налог отражается по строке «Сумма налога, излишне удержанная налоговым агентом».

Обращаем внимание, что если НДФЛ оказался излишне удержанным по той причине, что по итогам года работник приобрел статус налогового резидента РФ, удержанный по ставке 30% налог физлицо возвращает самостоятельно путем обращения в ИФНС (п.1.1 ст.231 НК РФ).

Как налоговому агенту вернуть переплату по НДФЛ

В Определении Верховного суда РФ от 28.12.2016 № 308-КГ16-17636 арбитры пришли к выводу, что налоговый агент не может получить из бюджета излишне уплаченный НДФЛ, если представит лишь документы, подтверждающие факт перечисления налога. Осуществить возврат переплаты можно только при наличии документов, свидетельствующих об излишнем удержании из доходов физических лиц сумм НДФЛ.

Суть спора

В ходе реорганизации к компании была присоединена другая организация. В рамках этого мероприятия компания на основании передаточного акта приняла дебиторскую задолженность по НДФЛ реорганизованной фирмы. Полагая, что она образовалась в результате ошибочного перечисления правопредшественником в бюджет НДФЛ, правопреемник обратился в налоговый орган за возвратом излишне уплаченного налога. К заявлению были приложены заверенные копии платежных поручений, заявки на кассовый расход, выписки из лицевых счетов, акты совместных сверок, сводные справки.

Но инспекция отказала в возврате налога. Причина — непредставление налоговым агентом документов, подтверждающих излишне уплаченную сумму налога, а именно:

выписки из регистра налогового учета за соответствующий налоговый период;

документов, свидетельствующих об излишнем удержании и перечислении налога в бюджет (бухгалтерские справки, пояснения, расчетно-платежные ведомости с исправлением ошибки);

справок о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ.

Позиция арбитров

Компания с таким решением не согласилась и обратилась в суд, но проиграла дело в первой судебной инстанции и апелляции. Организация обратилась в кассацию с просьбой отменить принятые решения. По ее мнению, она выполнила все предусмотренные ст. 78 НК РФ условия для возврата излишне уплаченного в бюджет налога. Однако и здесь потерпела поражение (постановление АС Северо-Кавказского округа от 30.09.2016 № А61-4311/2015). Не помогла компании и жалоба в Верховный суд, который отказал в ее передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ. Приведем аргументацию судов.

По общему правилу организации, от которых или в результате отношений с которыми физическое лицо получило доходы, признаются налоговыми агентами по НДФЛ. Соответственно, такие компании обязаны исчислить, удержать у физического лица и уплатить в бюджет НДФЛ (п. 1 ст. 226 НК РФ). Кроме того, налоговые агенты обязаны вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджет налогов, в том числе по каждому налогоплательщику (подп. 3 п. 3 ст. 24 НК РФ). При этом не допускается уплата НДФЛ за счет средств налоговых агентов (п. 9 ст. 226 НК РФ).

Арбитры отметили, что системный анализ норм ст. 24 и 226 НК РФ позволяет сделать вывод о том, что обязанность по перечислению в бюджет налога возникает у налогового агента только после фактического удержания налога из средств, выплачиваемых налогоплательщику.

Правила возврата излишне удержанной налоговым агентом суммы НДФЛ закреплены в ст. 231 НК РФ. Так, возврат физическому лицу излишне удержанной суммы налога производится налоговым агентом за счет сумм этого налога, подлежащих перечислению в бюджет в счет предстоящих платежей как по данному физическому лицу, так и по иным физическим лицам, с доходов которых налоговый агент производит удержание НДФЛ. Если суммы налога, подлежащей уплате налоговым агентом, недостаточно для возврата излишне удержанного и перечисленного в бюджет НДФЛ физическому лицу в трехмесячный срок, налоговый агент направляет в налоговый орган по месту своего учета заявление на возврат ему излишне удержанной им суммы налога. В этом случае возврат осуществляется по правилам, предусмотренным ст. 78 НК РФ.

Таким образом, чтобы вернуть налог из бюджета, налоговый орган должен удостовериться, что такие суммы действительно удержаны из доходов физических лиц в большем размере, чем было нужно. Поэтому вместе с заявлением на возврат налоговый агент должен представить в налоговый орган выписку из регистра налогового учета за соответствующий налоговый период и документы, подтверждающие излишнее удержание и перечисление суммы налога.

Суды отметили, что главным условием возврата налога является его уплата в большей сумме, чем налогоплательщик (налоговый агент) обязан перечислить в бюджет. Обращение организации с заявлением о возврате ошибочно перечисленных денежных средств, квалифицируемых как излишне уплаченный НДФЛ, не является основанием для их безусловного возврата.

В рассматриваемом деле компания документально не подтвердила, чем именно являются спорные суммы — излишне удержанным из доходов физических лиц налогом, или собственными денежными средствами компании, или же уплаченными не в связи с исполнением обязанности налогового агента. Представленные налоговым агентом документы подтверждают сам факт уплаты НДФЛ в бюджет, но не говорят о том, что налог является излишне удержанным. Поэтому арбитры пришли к выводу, что принятое решение налогового органа правомерно.

Возврат НДФЛ в 2017-2018 годах (бланк заявления и порядок)

Возврат НДФЛ — процедура, в результате которой налоговый орган осуществляет возмещение физлицу или налоговому агенту ранее удержанных сумм налога. Какие действия при возврате НДФЛ необходимо предпринять для того, чтобы вернуть налог, и каков при этом перечень сопроводительных документов, вы узнаете из нашей рубрики «Возврат (вернуть) НДФЛ».

Как вернуть НДФЛ

Осуществление возврата НДФЛ представляет собой довольно непростой процесс в связи с тем, что он сопровождается представлением большого количества документов. Однако положительный исход данной процедуры позволяет физлицу получить возмещение ранее уплаченного налога с дохода, что является немаловажной мотивацией для обращения за возвратом НДФЛ.

Также в этом материале рассмотрены способы обращения за возмещением, кроме того, приводятся краткие характеристики каждого из таких способов, благодаря чему можно легко определиться, у кого в конкретной ситуации следует запрашивать возврат НДФЛ. Здесь же предложены варианты осуществления возврата в соответствии с ч. I НК РФ.

Самая распространенная причина возмещения налога – его излишнее удержание налоговым агентом.

Причины такого удержания могут быть разными. Ознакомиться с их перечнем вы можете в материале «Как вернуть работнику излишне удержанный НДФЛ».

В этом же материале изложен алгоритм действий, которые необходимо осуществить как «обделенному» сотруднику, так и работодателю.

О том, может ли физлицо в указанной ситуации вернуть налог, обратившись в налоговый орган, вы узнаете здесь.

Рассмотрим еще несколько ситуаций, когда работодатель может произвести излишнее удержание налога:

  • Если сотрудник уволился и вернул деньги, выплаченные ему в качестве отпускных. Основная сложность здесь заключается в том, что в результате возврата дохода у сотрудника образуется переплата налога.

Как поступить с данной переплатой, вы узнаете из рекомендаций, приведенных в статье «НДФЛ с неотработанных отпускных подлежит возврату».

  • Если нерезидент стал резидентом. При этом возникновение переплаты обусловлено тем, что нерезидентская ставка удержания составляет 30%, а с резидентов налог начисляется по ставке 13%.

Разобраться, как быть с излишним удержанием НДФЛ в данной ситуации, вам помогут статьи и сообщения:

В этой статье вниманию читателя представлено еще несколько случаев, при которых физлицо может осуществить возврат переплаты.

Ключевым моментом любого возврата является составление физлицом заявления на возврат НДФЛ.

Где можно найти образец заявления на возврат НДФЛ в 2017-2018 годах

С 31.03.2017 заявление на возврат подается по форме, утвержденной приказом ФНС России от 14.02.2017 № ММВ-7-8/[email protected] В период с 27.09.2016 по 30.03.2017 заявление на возврат подавалось по форме, которая была утверждена приказом ФНС от 23.08.2016 № ММВ-7-8/[email protected]

Скачать бланк заявления на возврат НДФЛ и получить подсказки по его заполнению (с помощью видеоинструкции) вы можете в материале «Составляем заявление на возврат НДФЛ (образец, бланк)».

Заполненное заявление представляется по месту, выбранному физлицом в качестве источника осуществления возврата.

О нюансах заполнения заявления на возврат НДФЛ узнайте из материалов:

На сайте ФНС можно найти образец бланка заявления на возврат НДФЛ 2016 года, который можно было использовать и в 2017 году (до введения новой формы).

Мы рассмотрели основные причины возникновения оснований для возмещения налога и способы осуществления. Однако налоговое законодательство периодически меняется, а потому необходимо постоянно следить за обновлениями норм, касающихся НДФЛ, и в частности, его возврата. Читайте материалы нашей рубрики «Возврат (вернуть) НДФЛ», чтобы быть в курсе всех законодательных новшеств.

Переплата по НДФЛ: спорный вопрос

В процессе хозяйственной деятельности организации иногда случаются ошибки, в том числе при исчислении и перечислении в бюджет налогов.

П риходится отметить, что в настоящее время законодательно неурегулированным является вопрос о природе сумм, которые организация как налоговый агент по НДФЛ, перечисляет в бюджет.

Причем корни обсуждаемой в настоящей статье проблематики вытекают скорее из психологического диссонанса восприятия таких сумм, с одной стороны, как налоговых платежей самой организации, с другой стороны, как сумм, являющихся все-таки налогом физического лица.

Поводом для рассуждений послужило письмо от 06.02.2017 №ГД-4−8/[email protected] ФНС России, в котором налоговая служба изложила позицию по отдельным вопросам, связанным с зачетом ( возвратом) излишне уплаченных сумм НДФЛ.

ФНС России признала возможность зачета переплаты по федеральному налогу в счет недоимки по НДФЛ [1] [1] Позиция контролирующих органов по данному вопросу не единообразна и с течением времени изменялась. Так, в письме от 19.02.2010 № 03−02−07/1−69 Минфин России выразил противоположный подход, а в письме от 25.03.2016 № 03−02−07/1/19 163 — признал возможность такого зачета. Поэтому при возникновении необходимости в таком зачете налоговым агентам целесообразно предварительно уточнить мнение инспекции по данному вопросу. .

Однако на размышления наводит позиция ФНС России при рассмотрении вопроса о зачете переплаты НДФЛ в счет будущих платежей по НДФЛ.

С одной стороны, ФНС России сослалась на п. 9 ст.226 НК РФ, согласно которому уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается, и указала, что перечисление в бюджет суммы, превышающей сумму фактически удержанного из доходов физических лиц НДФЛ, не является уплатой НДФЛ.

Соответственно, по мнению ФНС России, налоговый агент вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о возврате на расчетный счет суммы, не являющейся НДФЛ и ошибочно перечисленной в бюджетную систему РФ.

С другой стороны, ФНС России отметила, что возможен зачет таких ошибочно перечисленных сумм по реквизитам уплаты НДФЛ в счет погашения задолженности по налогам соответствующего вида, а также в счет будущих платежей по иным налогам соответствующего вида.

Из приведенных разъяснений нельзя сделать однозначный вывод о возможности зачета налоговым агентом переплаты НДФЛ в счет будущих платежей по НДФЛ.

ФНС России определяет сумму излишне уплаченного НДФЛ как « сумму, не являющуюся НДФЛ и ошибочно перечисленную в бюджетную систему РФ», возможность зачета переплаты НДФЛ в счет будущих платежей по НДФЛ, в свете изложенной в письме позиции, вызывает сомнения.

Кроме того, возникает вопрос о правовой природе таких сумм, поскольку из письма не ясно, признает ли ФНС России их налогом как таковым, и если признает — то каким налогом и ( или) налогом какого вида ( федеральный, региональный, местный) его следует признать.

Отсутствие правовой определенности служит поводом для сомнений в правомерности реализации предложенного ФНС России варианта разрешения подобной ситуации — путем зачета в счет налога соответствующего вида, поскольку законодатель не определил правовую природу таких сумм.

Двойственность позиции ФНС России по вопросу допустимости зачета переплаты по НДФЛ в счет будущих платежей по НДФЛ свидетельствует о существовании пробела в регулировании отношений по поводу зачета НДФЛ в счет будущих платежей по НДФЛ.

Таким образом, восполнение данного пробела возможно лишь законодательным путем, при этом законодателю необходимо определить не только порядок действий участников отношений в случае переплаты по НДФЛ, но и правовую природу такой переплаты для участников отношений в двух возможных ситуациях.

Ситуация № 1: НДФЛ был удержан из доходов налогоплательщиков и перечислен в бюджет в большем размере, чем следовало удержать и перечислить.

Поскольку в ситуации № 1 переплата НДФЛ возникает у налогоплательщика ( физического лица), определять судьбу такой переплаты ( заявлять о возврате или зачете) налоговый агент самостоятельно не вправе.

Согласно действующему законодательству РФ возврат налогоплательщику излишне удержанной суммы налога производится налоговым агентом. При этом налоговый агент вправе возвратить налогоплательщику излишне удержанный НДФЛ за счет собственных средств и в последующем обратиться в налоговый орган для возврата излишне уплаченных сумм ( п. 1 ст. 231 НК РФ).

Однако поскольку рассматриваемое письмо налоговой службы трактует допущенную переплату, как некий иной платеж, т. е. и не НДФЛ в силу п. 9 ст. 226 НК РФ, и не какой-либо налог, то, теоретически, у налогового агента могут возникнуть сложности с зачетом такой суммы, т.к. Налоговый кодекс регулирует только возврат налогов и сборов, но не иных платежей.

Следовательно, законодателю необходимо определить правовую природу переплаты в данной ситуации.

Ситуация № 2: НДФЛ был перечислен налоговым агентом в бюджет в большем размере, чем следовало перечислить, при этом размер подлежащего удержанию и удержанного НДФЛ определен налоговым агентом верно [2] [2] Ситуация № 2 встречается значительно ниже, чем ситуация № 1, однако исключать полностью возникновение на практике ситуации № 2 не следует. , иными словами имела место не более чем техническая ошибка при перечислении налога.

Представляется очевидным, что в ситуации № 2 излишнюю уплату НДФЛ допустил налоговый агент, соответственно, право налогового агента, являющегося одновременно налогоплательщиком, на возврат такой переплаты либо зачет в счет собственных платежей по другим федеральным налогам вполне обоснован с точки зрения справедливости, но, здесь также можно столкнуться с утверждением о том, что допущенная переплата, не есть НДФЛ и непонятно каким налогом является.

Таким образом, в данной ситуации законодателю следует определить правовую природу переплаты и с этой целью:

1) признать переплату излишне уплаченным налогом на доходы физических лиц, несмотря на то, что налогоплательщиками такого налога признаются физические лица [3] [3] Полагаем, что такой вариант вполне допустим, поскольку юридической технике известен такой прием как « фикция». , возврат или зачет которого в счет иных федеральных налогов, уплачиваемых налогоплательщиком, осуществляется в общем порядке ст. 78 НК РФ

2) признать переплату излишне уплаченным федеральным налогом, возврат или зачет которого в счет иных федеральных налогов, уплачиваемых налогоплательщиком, осуществляется в общем порядке ст. 78 НК РФ.

Представляется логичным, что излишне уплаченные в бюджет суммы НДФЛ продолжают оставаться для налогового агента налогом на доходы физических лиц, даже если в рамках ситуации № 1 налоговый агент изначально произвел возврат НДФЛ налогоплательщику- физическому лицу за счет собственных средств. Имеются основания считать, что излишняя уплата НДФЛ в бюджет не ведет к трансформации налога в неналоговое обязательство бюджета перед налоговым агентом [4] [4] Независимо от того, кто, в конечном счете, определяет судьбу переплаты: налогоплательщик или налоговый агент. , для защиты которого следует использовать, например, гражданско-правовые механизмы.

Таким образом, наделение налогоплательщика правом зачета переплаты по НДФЛ в счет будущих платежей по НДФЛ было бы логичным и допустимым в ситуации № 1, когда именно налогоплательщик — физическое лицо, определяет правовую судьбу переплаты по НДФЛ, заявляя о зачете ее в счет своих будущих платежей по НДФЛ.

Вместе с тем, поскольку с 2017 года уплачивать налог за налогоплательщика могут и третьи лица ( п. 1 ст.45 НК РФ), не следует исключать возможность такого зачета и в ситуации № 2 ( вопрос о правовых последствиях такого зачета для налогового агента и налогоплательщика — физического лица является предметом отдельного рассмотрения).