Возмещение затрат по газу

Компенсацию за установку счетчиков газа получат не все

28 декабря 2017 г.

Если президент подпишет документ, газовики будут обязаны устанавливать только поквартирные газомеры. А что же делать харьковчанам, которым, вопреки их желанию, достался общедомовой прибор?

Напомним, в соответствии с Законом Украины «Об обеспечении коммерческого учета газа», с 1 января 2018 года все потребители голубого топлива должны быть обеспечены газовыми счетчиками и смогут использовать голубое топливо только при условии его учета. Причем, как решили газораспределительные компании со ссылкой на НКРЭКП, не обязательно индивидуальными – вполне достаточно общедомовых.

Руководитель пресс-службы ПАО «Харьковгоргаз» Виктория Кошелева напомнила, что решение устанавливать именно общедомовые приборы было принято с разрешения государственного регулятора – НКРЭКП, – дабы избежать повышения тарифа.

— Чтобы обеспечить индивидуальными счетчиками каждое домовладение города, потребовалось бы почти 500 млн грн, что привело бы к повышению тарифа для потребителей в три раза. Стоимость домовых счетчиков в пять раз меньше и обойдется потребителю всего в 345 грн вместо 1800, — объяснила она. — На установку домовых счетчиков в структуре тарифа для ПАО «Харьковгоргаз» госрегулятор заложил средства. Дома, где предусмотрена установка таких приборов, также утверждены НКРЭКП в инвестиционной программе предприятия с учетом технических и экономических возможностей. Информация о согласованных адресах на территории города Харькова размещена на официальном сайте ПАО «Харьковгоргаз». Потребители, которые не хотят рассчитываться за газ по показаниям бесплатного домового счетчика, установленного за счет газовой компании, могут установить индивидуальные счетчики за свой счет или за счет бюджета.

Зачем платить за всех соседей

Народ, понятное дело, взбунтовался.

— Зачем нам общий прибор, — возмущается харьковчанка Антонина. – Сосед прописан один, а живет у него семья из пяти человек, а я – одна. Показания же общедомового счетчика будут поровну делиться на всех зарегистрированных жильцов. Так зачем, скажите, мне оплачивать газ не прописанной семье моего соседа?

Аналогичные претензии высказывали и другие харьковчане, которым газовщики пытались установить общий прибор учета. Даже перекрывали доступ сотрудникам газовых служб, чтобы помешать им выполнить свою миссию, требуя установки именно поквартирных приборов. В ответ газовщики перекрывали населению газ. В результате более 2000 многоэтажек города получили-таки в подарок общедомововые приборы учета голубого топлива.

20 декабря 2017 года Харьковский горсовет обратился к председателю Верховной Рады Украины Андрею Парубию и в Кабинет министров Украины с просьбой оградить население от навязывания приборов учета газоснабжающими организациями. То есть, по мнению местных властей, центральные органы власти должны внести в законодательные акты нормы, предусматривающие установку индивидуальных счетчиков природного газа жителям многоквартирных домов, а узлов учета газа – исключительно с согласия жителей дома; а также перенести вступление в силу вышеупомянутых норм с 1 января 2018 года на 1 января 2020 года.

Каждой квартире – свой прибор учета

Прислушались нардепы к харьковчанам или нет, но 21 декабря 2017 года Верховная рада внесла поправки в закон «Об обеспечении коммерческого учета природного газа», согласно которым устанавливать общедомовые счетчики природного газа газораспределительные компании смогут только с согласия совладельцев многоквартирного дома. Помимо этого, принятый документ запрещает газовикам прекращать поставки газа в многоквартирный дом в случае непредоставления совладельцами дома согласия на установку. Отмечается, что газораспределительные компании обязаны обеспечить установку именно индивидуальных счетчиков газа, а не общедомовых.

Закон также предусматривает возможность самостоятельной установки индивидуальных счетчиков газа с последующей компенсацией расходов за счет средств, которые уплачиваются ими за газ. Порядок компенсации будет устанавливать Кабмин.
Средства на установку индивидуальных счетчиков, количество которых оценивается на уровне трех миллионов, газораспределительные компании должны получить из тарифа, поэтому для сглаживания роста тарифа срок установки индивидуальных счетчиков газа продлен с 1 января 2018 до 1 января 2021 года. В то же время в ходе голосования депутаты внесли правку, что при установке индивидуального счетчика в 2018 году компенсация за него должна быть выделена в течение 12 месяцев.

В газораспределительных компаниях Харькова и области новацию, пока еще не подписанную президентом, не комментируют. Приведут ли поправки в закон к повышению тарифа, где газовщики будут брать средства на установку поквартирных приборов, как быть жильцам, против воли которых были установлены общедомовые газомеры, можно ли вернуть средства за установленный за собственные деньги индивидуальный прибор учета? – ни в «Харьковгазе», ни в «Харьковгоргазе» пока ответа нет.

Стоит ли избавляться об общего счетчика?

По словам эксперта в сфере ЖКХ Евгения Лисичкина, необходимость во внесении изменений в законодательство возникла, скорее всего, в связи с тем, что газовщики стали массово устанавливать общедомовые счетчики газа, в результате у жильцов многоэтажек пропала мотивация экономить газ. Ведь показания общего прибора все равно делятся на всех.

— Если президент подпишет документ в таком виде, как его приняла ВР, — отключить от газа потребителей, которые отказались от общедомового газового счетчика, газораспределительная компания уже не сможет. Теперь все заточены на индивидуальные счетчики, которые нужно установить потребителям за три года – до 1 января 2021 года. Естественно, газовые компании будут включать эти расходы в тариф. А с учетом того, что поквартирные приборы обходятся дороже одного общедомового газомера – тариф на распределение газа, судя по всему, вырастет, — говорит Евгений Лисичкин. — У кого счетчиков пока нет – будет платить по нормам потребления.

Тем же жильцам, которым против их воли все же достался общедомовой счетчик, по мнению эксперта, все равно нужно устанавливать индивидуальные приборы.

— Согласно закону, кто не хочет, условно говоря, стоять в очереди на протяжении этих трех лет на установку бесплатного индивидуального счетчика, в 2018 году может сам его поставить и в течение 12 месяцев получить от газовой компании компенсацию. Но это все равно будет софинансирование: то есть часть денег вносит потребитель, а часть – компенсация газовой компании, которая опять-таки предусмотрит ее в тарифах. По крайней мере, именно так прописано в документе, принятом Радой 21 декабря. «Установка индивидуальных счетчиков природного газа может осуществляться на условиях софинансирования потребителя и оператора в счет тарифа на распределение природного газа», — цитирует Евгений Лисичкин новый закон. — Должно быть еще отдельное постановление Кабмина, которое будет регулировать компенсацию: то есть какую часть кому придется вносить.

Торопыга заплатит дважды

Если же потребитель поспешил установить индивидуальный прибор учета голубого топлива в 2016 или 2017 году, естественно, за собственные средства, — на компенсацию от газовой компании, по мнению эксперта, он вряд ли может рассчитывать.

— В законе речь идет лишь о компенсации самостоятельной установки счетчика в 2018 году, и ничего о тех, кто по собственной инициативе обзавелся квартирным прибором учета в прошлом и нынешнем годах, — говорит Евгений Лисичкин. – Более того, инициативным людям придется еще и оплачивать в тарифе установку личных газомеров тем, у кого их пока нет.

Можно, конечно, попробовать отстоять свои потребительские права в суде. Но насколько это дело будет перспективным, эксперт ответить затрудняется. Тем более что закон обратной силы не имеет.

— Хотя, конечно, было бы справедливо деньги вернуть, – считает он. – Если вы компенсируете какие-то затраты людям, которые установили счетчики в 2018-м, то чем хуже те, которые поставили их раньше?

Украинцам компенсируют затраты на газовые счетчики

Установить индивидуальные счетчики бытовые потребители газа могут и за свой счет

Население должны обеспечить индивидуальными счетчиками на газ в течение трех лет

Сегодня, 19 января, вступил в силу Закон «О внесении изменений в Закон «Об обеспечении коммерческого учета природного газа» относительно порядка установления счетчиков потребителям природного газа» №2260-VIII. Об этом сообщает Юрлига.

Как указано в документе, население должны обеспечить индивидуальными газовыми счетчиками в течение трех лет.

Так, до 1 января 2021 года отсрочено введение коммерческого учета газа для лиц, проживающих в квартирах и частных домах, у которых природный газ используется только для приготовления пищи.

При этом субъекты хозяйствования, осуществляющие распределение природного газа на соответствующей территории, обязаны оснастить население индивидуальными счетчиками газа.

Общедомовой счетчик газа может быть установлено исключительно с согласия совладельцев многоквартирного дома. Даже если согласие не получено, прекращать распределение газа запрещается.

Также запрещено выделять средства на установку счетчиков из местных бюджетов.

Установить индивидуальные счетчики бытовые потребители газа могут и самостоятельно – за свой счет. Эти расходы им компенсируют за счет средств, уплаченных ими по тарифу на распределение природного газа. Порядок и размеры компенсации еще должен установить Кабмин.

Гражданам, установившим счетчики в 2018 году, компенсацию обещают осуществить в течение 12 месяцев.

Как ранее сообщали «Комментарии», в 2018 году Украина планирует закупить газ в России. Об этом заявил председатель правления НАК «Нафтогаз» Андрей Коболев. По его словам, с этого года «Нафтогаз» должен покупать 4-5 млрд кубометров газа у российского «Газпрома».

Арендатор возмещает стоимость коммунальных услуг: как кодировать в налоговой накладной

Если арендатор самостоятельно не заключает договоры на потребление коммунальных услуг и энергоносителей с их непосредственными поставщиками, а осуществляет возмещение (компенсацию) арендодателю расходов на их оплату, то в договоре аренды определяется порядок расчета стоимости потребленных арендатором коммунальных услуг и энергоносителей и их оплаты (возмещения, компенсации).

В случае если между арендодателем и арендатором заключены отдельные договоры о предоставлении арендатором компенсации расходов, которые не включаются арендодателем в состав арендной платы, а подлежат отдельной оплате (возмещению, компенсации), в частности, за потребленные арендатором коммунальные услуги и энергоносители, то суммы средств, уплаченных (возмещенных, компенсированных) по таким договорам, не включаются арендодателем в базу налогообложения услуги по аренде движимого/недвижимого имущества, поскольку являются отдельными самостоятельными операциями по поставке соответствующих товаров (пп. 14.1.191 НКУ электрическая и тепловая энергия, газ, пар, вода, воздух, охлажденный или кондиционированный, отнесены к категории товаров) или услуг и рассматриваются как отдельный объект налогообложения.

Впрочем, ГФСУ в индивидуальной налоговой консультации от 18.05.2017 г. № 272/6/99-99-15-03-02-15/ІПК заявила: возмещение (компенсация) расходов за потребление электроэнергии, природного газа, включая расходы на его транспортировку, обслуживание газовой сети и водоснабжение по своей сути является возмещением (компенсацией) отдельных элементов расходов, из которых состоит стоимость услуги по аренде имущества. Таким образом, возмещение (компенсация) данных расходов является оплатой части стоимости услуги по аренде имущества.

То есть налоговики предлагают для суммы компенсации коммунальных услуг указывать код услуги по ГКПУ — 68.20 «Услуги по аренде и эксплуатации собственной или взятой в лизинг недвижимости».

Арендатор возмещает стоимость коммунальных услуг: как кодировать в налоговой накладной

Если арендатор самостоятельно не заключает договоры на потребление коммунальных услуг и энергоносителей с их непосредственными поставщиками, а осуществляет возмещение (компенсацию) арендодателю расходов на их оплату, то в договоре аренды определяется порядок расчета стоимости потребленных арендатором коммунальных услуг и энергоносителей и их оплаты (возмещения, компенсации).

В случае если между арендодателем и арендатором заключены отдельные договоры о предоставлении арендатором компенсации расходов, которые не включаются арендодателем в состав арендной платы, а подлежат отдельной оплате (возмещению, компенсации), в частности, за потребленные арендатором коммунальные услуги и энергоносители, то суммы средств, уплаченных (возмещенных, компенсированных) по таким договорам, не включаются арендодателем в базу налогообложения услуги по аренде движимого/недвижимого имущества, поскольку являются отдельными самостоятельными операциями по поставке соответствующих товаров (пп. 14.1.191 НКУ электрическая и тепловая энергия, газ, пар, вода, воздух, охлажденный или кондиционированный, отнесены к категории товаров) или услуг и рассматриваются как отдельный объект налогообложения.

Впрочем, ГФСУ в индивидуальной налоговой консультации от 18.05.2017 г. № 272/6/99-99-15-03-02-15/ІПК заявила: возмещение (компенсация) расходов за потребление электроэнергии, природного газа, включая расходы на его транспортировку, обслуживание газовой сети и водоснабжение по своей сути является возмещением (компенсацией) отдельных элементов расходов, из которых состоит стоимость услуги по аренде имущества. Таким образом, возмещение (компенсация) данных расходов является оплатой части стоимости услуги по аренде имущества.

То есть налоговики предлагают для суммы компенсации коммунальных услуг указывать код услуги по ГКПУ — 68.20 «Услуги по аренде и эксплуатации собственной или взятой в лизинг недвижимости».

Затраты на ГБО вернет… налоговая

Такой порядок предусмотрен Налоговым кодексом Украины. Согласно п.п.166.3.7 п.166.3 ст.166 Налогового кодекса Украины от 2 декабря 2010 года № 2755-VI с изменениями и дополнениями (далее – НКУ) налогоплательщик имеет право включить в налоговую скидку сумму средств, уплаченных в связи с переоборудованием транспортного средства, принадлежащего ему, с использованием в виде топлива моторного смесевого, биоэтанола, биодизеля, сжатого или сжиженного газа, других видов биотоплива. В случае использования права на налоговую скидку, общий налогооблагаемый доход, определенного с учетом положений пункта 164.6 НКУ, уменьшается на налоговую скидку такого отчетного года. Согласно п.п.166.2.1 п.166.2 ст.166 НКУ в налоговую скидку включаются фактически осуществленные в течение отчетного налогового года налогоплательщиком расходы, подтвержденные соответствующими платежными и расчетными документами (квитанциями, фискальными или товарными чеками, приходными кассовыми ордерами, копиями договоров, которые идентифицируют продавца товаров (работ, услуг) и их покупателя (получателя). В указанных документах обязательно должна быть отражена стоимость таких товаров (работ, услуг) и срок их продажи (выполнения, оказания). Впрочем, многие установщики ГБО в нашей стране все еще работают «вчерную», то есть таких документов не выдают. Таким образом, если вы собрались возместить себе затраты на установку ГБО, выбирайте именно таких установщиков, которые могут выдать чек об уплате за установку оборудования.

Процедура переоборудования транспортных средств для работы на газовом моторном топливе установлена «Порядком переоборудование транспортных средств», утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 21.07.10 №607. Данный Порядок гласит, что после переоборудования транспортного средства в индивидуальном порядке владелец или его представитель выбирает организацию по оценке соответствия и подает заявление о проведении оценки соответствия транспортного средства требованиям правил, нормативов и стандартов Украины. По результатам такой оценки выдается акт технической экспертизы для переоборудованных транспортных средств.

Таким образом, физическое лицо, осуществившее переоборудование транспортного средства и использует биотопливо (биоэтанол, биодизель, сжатый или сжиженный газ и другие виды биотоплива) с целью получения налоговой скидки должно подать документы, подтверждающие расходы, осуществленные для переоборудования транспортного средства, сертификат соответствия транспортного средства, и свидетельство о регистрации транспортного средства (технический паспорт).

Для получения права на налоговую скидку по установке Аавтовладелец, установивший на свой автомобиль ГБО или другое оборудование для использования в качестве моторного топлива биотопливо, должен подать в налоговую инспекцию такие документы:
1. Налоговая декларация об имущественном состоянии и доходах (с подтверждающими документами о полученных доходах, в т.ч. справками о полученной заработной плате)
2. Приложение 6 к налоговой декларации (перечень сумм затрат, которые включаются в состав налоговой скидки)
3. Копия паспорта и техпаспорта с отметкой об установке ГБО.
4. Заявление на возврат денег по кредиту (пишем в налоговой по образцу).
5. Копия акта приема-передачи ГБО.
6. Копия платежного (расчетного) документа об оплате.
7. Копия акта техэкспертизы, который выдают установщики ГБО. Поэтому, перед сдачей документов в ГАИ на регистрацию ГБО, не забудьте сделать копию данного документа. То же касается и сертификата. По заполнению налоговой декларации – лучше обратится к сотруднику в налоговой со справками зарплате и по подсказке сотрудника все заполнить.

Указанные документы теоретически налоговой можно выслать по почте, но не факт, что вы правильно заполните налоговую, а они сами за вас это делать не будут. Налоговая пересчитает налоги, которые вы уплатили с зарплаты в течение текущего года. И если расчетная сумма налогов с разницы между зарплатой и затратами на установку ГБО за этот год меньше или равны сумме, которую вы заплатили в виде налогов с зарплаты, их вам отдадут, перечислив на карточку или на ваш расчетный счет в указанном вами банке. Если же расчетная сумма налогов больше, то перерасчета на следующий год не будет.

Возмещение затрат по газу

В Постановление КМУ от 6.08.2014 г. № 409 «Об установлении государственных социальных стандартов в сфере жилищно-коммунального обслуживания», которыми регулируются социальные нормы (для предоставление льгот и субсидий), в этом году внесен ряд изменений. В т.ч. с 1 мая 2018 г. снижен социальный норматив на индивидуальное отопление природным газом — с 5,0 до 4,5 куб.м на 1 кв.м отапливаемой площади в месяц и для некоторых регионов пересмотрены корректирующие коэффициенты.

В Постановление КМУ от 21.10.1995 г. № 848 «Положение о порядке назначения и предоставления населению субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг, приобретение сжиженного газа, твердого и жидкого печного бытового топлива» также внесены изменения. В частности, п.18 теперь предусмотрено, что получатели субсидии обязаны ежемесячно оплачивать обязательный платеж «. Невыполнение этого требования может привести к прекращению предоставления субсидии (п. 22 Положения).

Корректирующие коєффициенты и социальные нормы и нормативы применяются к жилищно-коммунальным услугам, на оплату которых государство предоставляет льготы и устанавливает субсидии.

Социальная норма определяет, на какую площадь вы можете получить льготу или субсидию (см. таблицу ниже).

Социальный норматив для индивидуального отопления природным газом устанавливается в кубических метрах на 1 квадратный метр отапливаемой площади в месяц. Установлен в размере 4,5 куб.м на 1 кв . м.

К базовому нормативу применяются корректирующие коэффициенты , которые устанавливаются для каждого региона и зависят также от того, в каком доме вы проживаете (см. таблицы ниже). Отметим, с 1 октября 2014 г. по 2 ноября 2015 г. корректирующие коэффициенты зависели от типа дома — частный (индивидуальный) или многоквартирный. После указанной даты — от этажности жилого дома.

Таким образом, социальная норма определяет, на какую площадь вы можете получить льготу (или субсидию), а социальный норматив и корректирующий коэффициент — объем природного газа в расчете на 1 кв.м этой площади.

Вы можете самостоятельно рассчитать льготную норму либо объем газа, на который сможете получить субсидию для возмещения расходов на индивидуальное отопление в отопительный период:

социальная норма × социальній норматив × корректирующий коэффициент куб.м в месяц

Обратите внимание, льгота на индивидуальное отопление назначается только в отопительный сезон и при наличии у потребителя счетчика газа.

С 1 мая 2017 г. размер субсидии на природный газ для индивидуального отопления природного газа рассчитывается с 16 октября по 15 апреля включительно.

Социальные нормы на жилье при начислении субсидий и льгот на отопление, кв. м в месяц

* Применяются как для централизованного, так и для индивидуального отопления. Не зависят от источника и вида энергии

Корректирующие коэффициенты для расчета размера расходов природного газа и других видов топлива на нужды отопления*

*Устанавливаются Постановлением КМУ от 6.06.2014 р. № 409 и Приложениями к нему

Социальные нормы потребления газа для приготовления пищи и подогрева воды, куб.м на 1 человека в месяц*

Вид потребления природного газа

Плита газовая при наличии централизованного горячего водоснабжения

Плита газовая при отсутствии централизованного горячего водоснабжения

Плита газовая и газовый водонагреватель

* Утверждены Постановлением Кабинета Министров Украины от 6.08.2014 г. № 409

Право на льготу может зависеть от дохода на одного члена семьи. Если доход превышает граничный размер дохода для применения налоговой социальной льготы, то льгота не предоставляться.

Право на льготу зависит от среднемесячного совокупного дохода семьи для таких категорий льготников:

  • участники войны;
  • семьи погибших (умерших) ветеранов войны;
  • лица, имеющие особые заслуги перед Родиной; вдовы (вдовцы) и родители умерших, имевших особые заслуги перед Родиной;
  • лица, имеющие особые трудовые заслуги перед Родиной; вдовы (вдовцы) и родители умерших, имевших особые трудовые заслуги перед Родиной;
    • жертвы нацистских преследований ;
    • дети войны;
    • многодетные семьи, детские дома семейного типа и приемные семьи, в которых не менее года проживают трое и более детей, семьи, в которых не менее года проживают трое и более детей, включая тех, над которыми установлена ​​опека или попечительство;
    • пострадавшие вследствие Чернобыльской катастрофы 3 категории; жены (мужья) и опекуны (на время опекунства) детей умерших граждан из числа участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, отнесенных к категории 3, смерть которых связана с Чернобыльской катастрофой; семьи, где есть ребенок-инвалид, инвалидность которого связана с последствиями Чернобыльской катастрофы;
    • родители и члены семей лиц рядового и начальствующего состава службы гражданской защиты, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении служебных обязанностей;
    • лица, освобожденные со службы гражданской защиты по возрасту, болезни или по выслуге лет и которые стали инвалидами при исполнении служебных обязанностей;
    • работники милиции, начальствующий состав налоговой милиции, рядовой и начальствующий состав уголовно-исполнительной службы; освобожденые от службы по возрасту, болезни или выслуге лет работники милиции; дети (до достижения совершеннолетия) работников милиции, лиц начальствующего состава налоговой милиции, рядового и начальствующего состава уголовно-исполнительной службы, погибших или умерших в связи с выполнением служебных обязанностей, нетрудоспособные члены семей, находящихся на их иждивении;
      • Сельские: специалисты по защите растений, работники государственных и коммунальных учреждений культуры, учебных заведений сферы культуры, педагогические, медицинские и фармацевтические работники; пенсионеры, которые раньше работали в сфере защиты растений, в государственных и коммунальных учреждениях культуры, учебных заведениях сферы культуры, педагогическими, медицинскими, фармацевтическими работниками в сельской местности и поселках городского типа и проживающие в них.

Подтверждать право на льготу (доходы) льготники дожны были каждые шесть месяцев, однако в 2016 году этот период был изменен и теперь составляет 12 месяцев.

Инвалиды войны, участники боевых действий, ликвидаторы и пострадавшие от аварии на ЧАЭС 1 и 2 категорий, ветераны и инвалиды военной службы, органов внутренних дел и их вдовы (вдовцы) получают льготу независимо от доходов.

Граничный доход

Некоторым категориям граждан (смотри список выше) льготы предоставляются только в том случае, если среднемесячный совокупный доход семьи льготника в расчете на 1 человека за предыдущие 12 месяцев не превышает размер граничного доходя для применения налоговой социальной льготы.

Согласно п.п. 169.4.1. Налогового кодекса граничный доход для налоговой социальной льготы равняется размеру месячного прожиточного минимума для трудоспособного лица на 1 января соответствующего года, умноженного на 1,4 и округленного до ближайших 10 гривен.

Размер граничного дохода на 2016 год (расчет)

На 1 января 2016 прожиточный минимум для трудоспособного населения установлен в размере 1378 грн на 1 человека (ст. 7 Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2016 год»).

1378 * 1,4 = 1929,20 грн. При округлении до ближайших 10 грн – 1930 грн.

В 2015 г. граничный доход для применения налоговой социальной льготы составлял 1710 грн.

Как рассчитать доход на члена семьи

Сумма дохода на одного члена семьи определяется так: сумма доходов всей семьи за 12 месяцев делится сначала на 12 (количество месяцев), а затем еще на количество членов семьи.

К членам семьи льготника относятся ( п. 4 Порядку):

  • Жена (муж).
  • Их несовершеннолетние дети (до 18 лет).
  • Неженатые (незамужние) совершеннолетние дети, которые признаны инвалидами с детства I и II группы или инвалидами I группы.
  • Нетрудоспособные родители.
  • Лица под опекой или попечительством льготника, проживающие вместе с ним.

В совокупный доход семьи льготника включаются (п. 5 Порядка ):

  1. Пенсия;
  2. Заработная плата;
  3. Денежное обеспечение;
  4. Стипендия;
  5. Социальная помощь (есть исключения, в частности для единоразовыхпособий);
  6. Доходы от предпринимательской деятельности;
  7. Постобие по безработице и другие виплаті фонда социального страхования.

Для предпринимателей — плательщиков единого налога I группы — учитывается доход на уровне прожиточного минимума для трудоспособных лиц. Для предпринимателей — плательщиков единого налога II и III группы — на уровне 2 и 3 прожиточных минимумов, соответственно.

Для трудоспособных лиц без доходов (кроме учащихся и студентов с дневной формой обучения, срочников) учитывается доход на уровне 1 прожиточного минимума для трудоспособных лиц.

Декларация

К Постановлению Кабмина, которым утвержден Порядок, прилагается декларация. Ее заполняет претендент на льтготу (Приложение с декларацией можно скачать ниже или с официального сайта ВР — нажмите на слово декларация внизу страницы). В местном управлении соцзащиты доходы проверят и примут решение о назначении или не назначение льготы.

При этом, как сообщают органы соцзащиты, есть исключения для семей, состоящих только из пенсионеров, или пенсионеров и несовершеннолетних детей и (или) инвалидов с детства, котрые никогда не вступали в брак и получают пенсию или пособие от государства. Для таких лиц управления соцзащиты могут самостоятельно определить доходы. Поэтому заполнять декларацию не требуется.

В случае снижения дохода семьи льготник имеет право обратиться в управление социальной защиты для пересмотра льготы с месяца обращения.

Субсидия назначается органом соцзащиты в размере социальных нормативов на соответствующие коммунальные услуги. Суммы субсидии зачисляются на лицевой счет потребителя по факту поступления информации от органа соцзащиты.

Льгота предоставляется на объем потребленный в пределах льготной нормы, которая рассчитывается индивидуально местным органом соцзащиты. Орган соцзащиты ежемесячно передает поставщикам услуг информацию о назначенных льготах и льготной норме по каждому льготнику. Если фактическое потребление природного газа меньше льготной нормы — льготу насчитывают на фактически потребленный объем. Если больше — на льготную норму, а все потребленное сверх этой нормы льготник оплачивает самостоятельно по действующим ценам (то есть за 100% стоимости).

Если льготник использует природный газ для индивидуального отопления и приготовления пищи и (или) подогрева воды — в отопительный период соответствующие нормы потребления при определении льготной нормы суммируются. Так же и в случае назначения домохозяйству субсидии.

Льготы не предоставляются, если домохозяйство получает субсидию.

Во избежание разногласий по расчетам за потребленный природный газ, льготникам и субсидиантам желательно ежемесячно своевременно передавать показания счетчика и оплачивать газ по счету (квитанции) поставщика.

Базовый документ, который регулирует назначения субсидий — утвержденное Постановлением КМУ от 21.10.1995 г. № 848 «Положение о порядке назначения и предоставления населению субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг, приобретение сжиженного газа, твердого и жидкого печного бытового топлива» (далее — Положение).

Кто и кому назначает субсидию

Субсидия назначается и рассчитывается Управлением труда и социальной защиты населения (УТСЗН) по месту регистрации (проживания), в сельской местности — уполномоченным лицом по назначению сельсоветом.

Размер субсидии рассчитывается для каждого домохозяйства индивидуально и зависит от установленных Кабмином социальных нормы и нормативов, а также доходов семьи.

Субсидия назначается одному из жителей (зарегистрированному лицу или лицу, которое фактически проживает и которому начисляется плата за услуги) на основании заявления и заполненной декларации (формы см в Приложениях 1 и 2 к Постановлению КМУ от 28.02.2015 г. № 106), договора найма (аренды) жилья (при наличии).

Заявление и декларацию можно отправить по почте.

Как рассчитывают субсидию

Расчеты по определению размера субсидии для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг (включая газоснабжение) осуществляются в такой последовательности (п. 16 Положения):

1) Определяется среднемесячный совокупный доход и обязательный платеж (обязательная доля платы за жилищно-коммунальные услуги в этом доходе). Совокупный доход рассчитывается на основании указанных в п. 8 Положения документов и с учетом доходов, перечисленных в пунктах 8 и 13. Кроме указанных выше документов могут понадобиться справки о доходах.

2) Определяется общий месячный размер платы за жилищно-коммунальные услуги в пределах социальной нормы жилья и социальных нормативов пользования жилищно-коммунальными услугами.

3) Определяется размер субсидии как разница между стоимостью платы за жилищно-коммунальные услуги в пределах социальной нормы жилья и социальных нормативов пользования жилищно-коммунальными услугами и объемом обязательным платежом.

Субсидия назначается на 12 месяцев с месяца обращения:

  • на отопительный сезон — с 1 октября по 30 апреля;
  • на неотопительный сезон — с 1 мая по 30 сентября.

При этом размер субсидии на отопительный сезон для домохозяйств, которые используют природный газ для индивидуального отопления, рассчитывается с 16 октября по 15 апреля включительно (в сезоне 2016-2017 гг. даты начала и окончания отопительного сезона определялись решениями местной власти).

Как осуществляется оплата услуг

Сумма субсидии за природный газ вносится на лицевой счет потребителя согласно спискам УТСЗН, которые обычно предоставляются 1 раз в месяц (в конце отчетного месяца).

Субсидианты обязаны ежемесячно оплачивать фактически потребленной услуги с учетом размера назначенной субсидии.

Неиспользованная домохозяйством вследствие экономного потребления сумма субсидии засчитывается как оплата услуг (в том числе обязательного платежа) на следующие расчетные периоды. Однако в соответствии с изменениями в Положение, которые вступили в силу 30 апреля 2016 г., неиспользованные за отопительный сезон суммы субсидии на индивидуальное отопление останутся на лицевом счете потребителя только частично — в эквиваленте стоимости 100 куб.м природного газа. Оставшуюся часть неиспользованной субсидии Кабмин обязал поставщиков вернуть в государственный бюджет по акту, который подписывается с УТСЗН.

Основания для прекращения уже назначенной субсидии приведены в п. 20 Положения.

Право граждан на субсидию и льготы на оплату жилищно-коммунальных услуг (включая газоснабжение) устанавливается законами Украины. В частности, Законом Украины «О жилищно-коммунальных услугах» и рядом законом, в которых прописаны льготы для разных категорий граждан (больше информации здесь).

Все социальные нормы, нормативы и корректирующие коэффициенты, которые применяются для расчета льготных норм и субсидий на природный газ устанавливаются Кабмином. Базовый документ — Постановление КМУ от 6.08.2014 г. № 409.

Доля платы за услуги (размер расходов домохозяйства) для определения обязательного платежа при назначении субсидии устанавливается Постановлением КМУ от 27.07.1998 г. № 1156.

Положение о порядке назначения населению субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг и топлива (для отопления) утверждено Постановлением КМУ от 21.10.1995 г. № 848. Порядок расчета и возврата в бюджет неиспользованных сумм субсидии на оплату услуг централизованного отопления (теплоснабжения), газо- и электроснабжения для индивидуального отопления утвержден Постановлением КМУ от 23 августа 2016 г. №534.

Формы бланков заявления и декларации при обращении за субсидией утверждаются Постановлением КМУ от 28.02.2015 г. № 106 (Приложения 1 и 2).

Порядок предоставления льгот отдельным категориям граждан с учетом среднемесячного совокупного дохода семьи утвержден Постановлением КМУ от 04.06.2015 г. №389.

Формула для определения размера дохода при назначении льготы закреплена Налоговым кодексом (п.п. 169.4.1.) и содержит показатель «прожиточный минимум для трудоспособного населения», который устанавливается законом о Госбюджете на соответствующий год.

Льготы на оплату коммунальных услуг, которые возмещаются за счет субвенции из Государственного бюджета местным бюджетам перечислены в ст. 102 Бюджетного кодекса Украины.