Воинский учет и его составляющие

Воинская обязанность и его основные составляющие

Воинская обязанность и его основные составляющие
Воинская обязанность это установленный законом долг гражданина нести службу в рядах вооруженных сил и выполнять другие обязанности связанные с обороной страны.
Юридическая база воинской обязанности:
1.конституция РФ
2.федеральный закон «о воинской обязанности и военной службе»
3.федеральный закон «об обороне»
4.приказы наставления распоряжения в области обороны государства

Основные составляющие воинской обязанности:
1.воинский учет
2.обязательная подготовка граждан к военной службе
3.призыв граждан на военную службу
4.прохождение военной службы по призыву
5.прибывание в запасе
6.призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе

Все граждане мужского пола, а так же женщины, имеющие военно-учетные специальности в возрасте от 18 до 50 лет, обязаны состоять на воинском учете.
Категория граждан составляющие исключение по воинскому учету:
2.граждене освобожденные от воинской обязанности в соответствии с настоящим законодательством.
3.граждене постоянно проживающие за пределами РФ

Воинский учет и его составляющие

На нашем сайте можно купить диплом или другой образовательный документ с бесплатной доставкой.

Тема 7.1. Правовые основы военной службы. Воинская обязанность, её основные составляющие.

Изучаемые вопросы:
1. Правовая основа воинской обязанности и военной службы.
2. Воинская обязанность, её основные составляющие.
3. Организация воинского учета.
4. Обязательная подготовка гражданина к военной службе.
5. Добровольная подготовка гражданина к военной службе.

1. Правовая основа воинской обязанности и военной службы
Правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конс­титуция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие феде­ральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослу­жащих, международные договоры Российской Федерации.

2. Воинская обязанность, её основные составляющие.
1. Воинская обязанность граждан Российской Федерации (далее — гражда­не) предусматривает:
-воинский учет;
-обязательную подготовку к военной службе;
-призыв на военную службу;
-прохождение военной службы по призыву;
-пребывание в запасе;
-призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребы­вания в запасе.
2. В период мобилизации, в период военного положения и в военное время воинская обязанность граждан определяется федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и также предусматривает:
-призыв на военную службу по мобилизации, в период военного положения и в военное время;
-прохождение военной службы в период мобилизации, в период военного по­ложения и в военное время; военное обучение в период военного положения и в военное время.
3. Граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
4. Граждане вправе исполнять конституционный долг по защите Отечества путем добровольного поступления на военную службу в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
5. Граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.
6. Исполнение гражданами воинской обязанности обеспечивают в пределах своей компетенции органы государственной власти, иные государственные органы и учреждения, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (далее — организации) и их должностные лица.
7. Компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами и связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

3. Организация воинского учета
1. Граждане обязаны состоять на воинском учете, за исключением граждан: освобожденных от исполнения воинской обязанности в соответствии с на­стоящим Федеральным законом;
-проходящих военную службу или альтернативную гражданскую службу;
-отбывающих наказание в виде лишения свободы;
-женского пола, не имеющих военно-учетной специальности;
-постоянно проживающих за пределами Российской Федерации.
1.1. Порядок и особенности воинского учета граждан, проходящих службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учрежде­ниях и органах уголовно-исполнительной системы и органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ на должностях ряди ног о и начальствующего состава, определяются Правительством Российском Федерации.
2.Воинский учет граждан осуществляется по месту их жительства носимыми комиссариатами.
. Воинский учет граждан, имеющих воинские звания офицеров и пребыва­ющих в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и в запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации, осуществляется указанными органами в том же порядке, который определен настоящим Феде­ральным законом.
4. Документы воинского учета должны содержать следующие сведения о гражданине:
-фамилия, имя и отчество;
-дата рождения;
-место жительства;
-семейное положение;
-образование;
-место работы;
-годность к военной службе по состоянию здоровья;
-профессиональная пригодность к подготовке по военно-учетным специаль­ностям и к военной службе на воинских должностях;
-основные антропометрические данные;
-прохождение военной службы или альтернативной гражданской службы;
-прохождение военных сборов;
-владение иностранными языками;
-наличие военно-учетных и гражданских специальностей;
-наличие первого спортивного разряда или спортивного звания;
-возбуждение или прекращение в отношении гражданина уголовного дела;
-наличие судимости;
-бронирование гражданина, пребывающего в запасе, за органом государ­ственной власти, органом местного самоуправления или организацией на пери­од мобилизации и в военное время.
5. Сбор, хранение, использование и распространение сведений, содержа­щихся в документах воинского учета, осуществляются в соответствии с феде­ральным законом.
6. Порядок воинского учета граждан определяется настоящим Федеральным законом и Положением о воинском учете, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
7. Органы государственной власти, организации и их должностные лица исполняют обязанности по организации и ведению воинского учета граждан в соответствии с настоящим Федеральным законом и Положением о воинском учете.
8. Граждане, постоянно проживающие за пределами Российской Федера­ции и изъявившие желание проходить военную службу по призыву на воинс­ких должностях, замещаемых солдатами, матросами, сержантами и старшина­ми в Вооруженных Силах Российской Федерации, других поисках, воинских формированиях и органах, могут быть поставлены на воинский учет и военных комиссариатах на территории Российской Федерации в порядке, определяе­мом Положением о воинском учете, при условии заключения и ратификации Российской Федерацией соответствующих международных договоров.

Первоначальная постановка граждан на воинский учет
1. Первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет комиссией по постановке граждан на воинский учет, создавае­мой в военном комиссариате
2. Должностные лица организаций или образовательных учреждений обязаны обеспечивать гражданам, работающим или обучающимся в указанных организациях или учреждениях, возможность своевременной явки по повестке военного комиссариата для постановки на воинский учет.
3. В случае, если граждане, подлежащие постановке на воинский учет, не работают и не учатся, они при получении повестки военного комиссариата обязаны лично прибыть в военный комиссариат по месту жительства для первоначальной постановки на воинский учет.
4. Первоначальная постановка на воинский учет граждан женского пола пос­ле получения ими военно-учетной специальности, а также лиц, получивших гражданство Российской Федерации, осуществляется военным комиссариатом в течение всего календарного года.
5. Комиссия по постановке граждан на воинский учет имеет следующий состав:
-военный комиссар соответствующей территории (далее — военный комис­сар) либо заместитель военного комиссара — председатель комиссии;
-представитель местной администрации;
-специалист по профессиональному психологическому отбору;
-секретарь комиссии;
-врачи-специалисты.
6. Комиссия по постановке граждан на воинский учет обязана организовать медицинское освидетельствование граждан, определить их годность к военной службе по состоянию здоровья, провести мероприятия по профессионально­му психологическому отбору граждан для определения их пригодности к под­готовке по военно-учетным специальностям и принять решение о постановке гражданина на воинский учет либо внести на рассмотрение призывной комис­сии вопрос о зачислении в запас гражданина, признанного ограниченно год­ным к военной службе, или вопрос об освобождении от исполнения воинской обязанности гражданина, признанного не годным к военной службе.
7. Председатель комиссии по постановке граждан на воинский учет или по его поручению секретарь комиссии обязан объявить гражданам решение комис­сии и разъяснить их обязанности по воинскому учету.

Обязанности граждан по воинскому учету
1. В целях обеспечения воинского учета граждане обязаны:
-состоять на воинском учете по месту жительства в военном комиссариате, а граждане, имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и в запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации — в указанных органах.
-явиться в установленные время и место по вызову (повестке) в военный комиссариат по месту жительства или месту временного пребывания;
-при увольнении с военной службы в запас Вооруженных Сил Российской Федерации явиться в двухнедельный срок со дня исключения их из списков личного состава воинской части в военный комиссариат по месту жительства для постановки на воинский учет;
-сообщить в двухнедельный срок в поенный комиссариат по месту житель­ства об изменении семейного положения, образования, места работы или дол­жности, места жительства в пределах района, города без районного деления или иного муниципального образования;
сняться с воинского учета при переезде на новое место жительства или мес­то временного пребывания (на срок более трех месяцев), а также при выезде из Российской Федерации на срок свыше шести месяцев и встать на воинский учет в двухнедельный срок по прибытии на новое место жительства, место времен­ного пребывания или возвращении в Российскую Федерацию;
-бережно хранить военный билет (временное удостоверение, выданное вза­мен военного билета), а также удостоверение гражданина, подлежащего призы­ву на военную службу. В случае утраты указанных документов в двухнедельный срок обратиться в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий во­инский учет, по месту жительства для решения вопроса о получении докумен­тов взамен утраченных.
2. Граждане, подлежащие призыву на военную службу, выезжающие в пери­од проведения призыва на срок более трех месяцев с места жительства, должны лично сообщить об этом в военный комиссариат по месту жительства.
3. Граждане исполняют и иные обязанности, установленные Положением о воинском учете.

4. Обязательная подготовка гражданина к военной службе
1. Обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает:
-получение начальных знаний в области обороны;
-подготовку по основам военной службы в образовательном учрежде­нии среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций;
-военно-патриотическое воспитание;
-подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата;
-медицинское освидетельствование и медицинское обследование;
-проведение лечебно-оздоровительных мероприятий.
2. Обязательная подготовка граждан к военной службе осуществляется в по­рядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

5. Добровольная подготовка гражданина к военной службе.
1. Добровольная подготовка гражданина к военной службе предусматривает:
-занятие военно-прикладными видами спорта;
-обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан, в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, а также в военных оркестрах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее — военные оркестры);
-обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственном, муниципальном или имеющем государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственном образовательном учреждении высшего профессионального образования.
2. Добровольная подготовка граждан к военной службе осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Организация воинского учета и его предназначение

3.2. Организация воинского учета и его предназначение

Организация воинского учета

Воинский учет — это составная часть воинской обязанности граждан. Российскому учету подлежат все граждане мужского пола, достигшие призывного возраста, а также военнообязанные по месту жительства.

Все граждане Российской Федерации обязаны состоять на воинском учете. Исключение составляют граждане:

— освобожденные от исполнения воинских обязанностей в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе»;
— проходящие военную службу или альтернативную гражданскую службу;
— отбывающие наказание в виде лишения свободы;
— женского пола, не имеющие военно-учетной специальности (военно-учетная специальность — категория воинского учета, указывающая военную специальность, полученную при окончании определенного образовательного учреждения);
— постоянно проживающие за пределами Российской Федерации.

Воинский учет призван определить возможности государства по обеспечению комплектования Вооруженных Сил личным составом.

История нашего Отечества свидетельствует, что необходимость обороны государства, защита интересов России постоянно выдвигали требования по совершенствованию системы комплектования Вооруженных Сил личным составом с учетом возможностей страны по народонаселению.

Система комплектования войск складывалась постепенно. Так, например, в 1705 г. указом Петра I в России была введена рекрутская воинская повинность, в соответствии с которой в армию ежегодно набирали физически годных к военной службе мужчин от 20 до 30 лет. Первоначально в рекруты брали одного человека с 20 дворов, а с 1724 г. по 5—7 человек с 1000 мужских душ. Такая организация воинского учета и воинской повинности позволила Петру 1 к 1725 г. иметь 220-тысячную регулярную армию.

Дальнейшее значительное совершенствование системы комплектования войск произошло в 1874 г. в результате проведения военных реформ, автором которых был военный министр вооруженных сил России Д. А. Милютин.

В 1874 г. в русской армии была введена всеобщая воинская повинность, заменившая рекрутские наборы. Всеобщая воинская повинность распространялась на мужское население страны, достигшее возраста 21 года. Призывники тянули жребий и этим определяли, кто должен идти служить в этом году.

Общий срок службы устанавливался в 15 лет, из них 6 лет приходилось на действительную военную службу, а 9 лет — на пребывание в запасе.

Такая система комплектования русской армии позволила в период русско-турецкой войны (1877—1878) чрезвычайно быстро — за четыре недели — провести мобилизацию русской армии. На 42-й день войска были сосредоточены на Дунайском театре военных действий.

Комплектование русской армии в период 1897—1917 гг. осуществлялось в соответствии с Уставом о военной повинности. В нем определено, что мужское население, без различия состояний, подлежит военной повинности. К исполнению повинности ежегодно призывался только один возраст населения, а именно молодые люди, которым исполнилось 20 лет от роду к 1 января того года, когда проводится призыв.

Служба в постоянных войсках разделилась на службу действительную и службу в запасе. Общий срок службы для состоящих в частях пехоты и артиллерии определялся в 18 лет, из них 3 года действительной военной службы и 15 лет в запасе; для состоящих в частях всех прочих родов войск — в 17 лет, из них 4 года действительной военной службы и 13 лет в запасе.

Нижние чины сухопутных войск после увольнения с действительной военной службы в запас армии состояли 7 лет в запасе первого разряда, а остальное время, до окончания общего срока службы, — в запасе второго разряда. Состояние в запасе ограничивалось достижением 39-летнего возраста.

Таким образом, исторически сложилась система воинского учета всех граждан России, которые в случае необходимости могут быть призваны в ряды вооруженных сил, чтобы с оружием в руках защищать свое Отечество.

Воинский учет граждан Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» по месту жительства военными комиссариатами. В населенных пунктах, где нет военных комиссариатов, первичный воинский учет осуществляется органами местного самоуправления.

В документах по воинскому учету содержатся следующие сведения о гражданине:

— фамилия, имя, отчество;
— дата рождения;
— место жительства;
— семейное положение;
образование;
— место работы;
— годность к военной службе по состоянию здоровья;
— профессиональная пригодность к подготовке по военно-учетным специальностям и к военной службе на воинских должностях;
— основные антропометрические данные (длина тела (рост), окружность грудной клетки, масса тела (вес), мышечная сила кисти, жизненная емкость легких (спирография);
— прохождение военной службы или альтернативной гражданской службы;
— прохождение военных сборов;
— владение иностранными языками;
— наличие военно-учетных и гражданских специальностей;
— наличие первого спортивного разряда или спортивного звания;
— возбуждение или прекращение в отношении гражданина уголовного дела;
— наличие судимости;
— бронирование гражданина, пребывающего в запасе, за органом государственной власти, органом самоуправления или организацией на период мобилизации и в военное время.

Первоначальная постановка граждан на воинский учет

Первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет. Первоначальную постановку на воинский учет осуществляет специальная комиссия по постановке граждан на воинский учет, создаваемая в районе, городе или другом административном образовании.

Должностные лица организаций или образовательных учреждений обязаны обеспечивать гражданам, работающим или обучающимся в указанных организациях или учреждениях, возможность своевременной явки по повестке военного комиссариата для постановки на воинский учет.

Если граждане, подлежащие постановке на воинский учет, не работают и не учатся, они при получении повестки военного комиссариата обязаны лично прибыть в военный комиссариат по месту жительства для первоначальной постановки на воинский учет.

Первоначальная постановка на воинский учет граждан женского пола после получения ими военно-учетной специальности, а также лиц, получивших гражданство Российской Федерации, осуществляется военным комиссариатом в течение всего календарного года.

Комиссия по постановке граждан на воинский учет утверждается главой органа местного самоуправления (местной администрации) в следующем составе: военный комиссар района, города (без районного деления) или иного административно-территориального образования либо заместитель военного комиссара — председатель комиссии; специалист по профессиональному психологическому отбору; секретарь комиссии; врачи-специалисты.

Вопросы и задания

1. Воинская обязанность, ее предназначение и содержание.
2. Воинский учет и его организация.
3. Данные, которые содержатся в документах по воинскому учету.
4. Первоначальная постановка граждан на воинский учет, сроки его проведения.
5. Медицинское освидетельствование граждан при первоначальной постановке на воинский учет.
6. Обязанности граждан по воинскому учету.

Смирнов А. Т., Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб. для учащихся 11 кл. общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин, В. А. Васнев. — 3-е изд. — М. : Просвещение, 2002. — 159 с. — ил.

Библиотека с учебниками и книгами на скачку бесплатно онлайн, ОБЖД для 11 класса скачать, школьная программа по ОБЖД, планы конспектов уроков

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь — Образовательный форум.

Воинский учет и его составляющие

Воинский учет – задача не из простых. При относительно небольшой ответственности за неведение такого учета руководство предприятия часто выбирает риск наложения штрафа, нежели его организацию. Вместе с тем не стоит забывать, что мы живем во время внешней агрессии, а потому значимость воинского учета изрядно возрастает. О том, как необходимо вести воинский учет на предприятии, расскажем в этом материале.

Прежде всего напомним, что 19 декабря 2016 г. вступило в силу Постановление № 921 (см. материал «Военный учет призывников и военнообязанных по-новому» издания БУХГАЛТЕР&ЗАКОН (№ 51 за 2016 год)).

Нововведения не только совершенствуют систему воинского учета в Украине, но и конкретизируют задачи как системы воинского учета в целом, так и ее составных.

Итак, предприятия, учреждения и организации (далее – предприятия) всех форм собственности обязаны вести воинский учет военнообязанных и призывников, соответственно, они – составляющие системы воинского учета. Главным требованием к ним является постоянное обеспечение полноты и достоверности данных о призывниках и военнообязанных.

Воинский учет как составляющая содержания мобилизационной подготовки государства заключается в целенаправленной деятельности по фиксации, накоплению и анализу военно-учетных данных призывников и военнообязанных с отражением их в военно-учетных документах, а также в осуществлении контроля за соблюдением призывниками и военнообязанными, должностными лицами государственных органов, предприятий, учреждений и организаций установленных правил воинского учета.

Стоит отметить, что на предприятии должны быть назначены лица, ответственные за ведение воинского учета. В зависимости от количества работающих призывников и военнообязанных по состоянию на 1 января текущего года установлены следующие нормативы:

• от 500 до 2000 призывников и военнообязанных – одно ответственное лицо;

• от 2000 до 4000 призывников и военнообязанных – два лица;

• от 4000 до 7000 призывников и военнообязанных – три лица, а на каждые следующие 3000 призывников и военнообязанных – по одному лицу дополнительно.

Если количество работающих на предприятии призывников и военнообязанных составляет меньше 500 лиц, обязанности по ведению воинского учета возлагаются на должностное лицо кадрового подразделения или службы управления персоналом, которому устанавливается доплата в размере до 50 процентов должностного оклада.

В случае наличия на предприятии двух и более лиц, ответственных за ведение воинского учета, их объединяют в отдельное подразделение – военно-учетное подразделение (отдел, сектор, группу и т. п.). При этом должностные оклады для лиц военно-учетных подразделений устанавливаются на уровне должностных окладов работников кадрового подразделения.

Таким образом, персональный учет призывников и военнообязанных на предприятиях возлагается на руководителей предприятий независимо от подчинения и форм собственности (п. 5 ст. 34 Закона № 2232). Руководитель, в свою очередь, может переложить обязанности по ведению воинского учета на одного из работников или же, при значительном количестве военнообязанных и призывников, – на целое военно-учетное подразделение.

Персональный учет призывников и военнообязанных на предприятиях, в учреждениях и организациях ведется согласно типовой форме первичного учета № П-2 «Личная карточка работника», в разделе II «Відомості про військовий облік» которой указываются сведения о воинском учете согласно записям в военно-учетных документах.

Мероприятия, которые обязаны выполнять предприятия для обеспечения ведения персонального учета призывников и военнообязанных, определены в п. 37 Порядка № 921. Выполнение этих мероприятий возлагается на лицо, назначенное ответственным за ведение воинского учета. Мероприятия, выполняемые предприятием для ведения воинского учета, упорядочены в зависимости от времени, когда они выполняются.

Итак, вкратце рассмотрим мероприятия и функции ответственных лиц во время их.

Мероприятия, выполняемые на постоянной основе

Лицо, ответственное за воинский учет на предприятии, обязано обеспечить выполнение на постоянной основе следующих мероприятий:

1) проверка у граждан при приеме на работу (обучение) факта пребывания их на воинском учете по месту проживания, то есть имеется ли в их военно-учетных документах (у военнообязанных – в военных билетах или временных удостоверениях вместо военных билетов, а у призывников – в удостоверениях о приписке к призывным участкам) пометка о постановке на воинский учет;

2) обеспечение полноты и достоверности учетных данных призывников и военнообязанных согласно требованиям, установленным Порядком № 921 и другими документами первичного учета согласно законодательству;

3) оповещение по требованию военных комиссариатов призывников и военнообязанных о вызове в военный комиссариат и обеспечение их своевременного прибытия по вызову. Обязанность оповещать по требованию военных комиссариатов военнообязанных и призывников о вызове их в военные комиссариаты предусмотрена п. 37 Порядка № 921;

4) осуществление постоянного контроля за выполнением Правил воинского учета (приложение 1 к Порядку № 921) и проведением соответствующей разъяснительной работы;

5) постоянное информирование районных (городских) военных комиссариатов о гражданах и должностных лицах, нарушающих Правила воинского учета, для привлечения их к ответственности согласно закону;

Проводить информирование – это не право, а обязанность руководителя предприятия (лица, ответственного за ведение воинского учета).

6) ведение и хранение журнала учета результатов проверок состояния воинского учета призывников и военнообязанных, а также проведение сверки их учетных данных с данными районных (городских) военных комиссариатов;

7) постоянно и своевременно оформлять документы для бронирования военнообязанных за центральными и местными органами исполнительной власти, другими государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями на период мобилизации и на военное время.

О пятидневном сроке

В пятидневный срок со дня представления соответствующих документов военнообязанными или призывниками лицо, ответственное за воинский учет, вносит в их личные карточки изменения относительно их семейного положения, места проживания (пребывания), образования, места работы и должности.

Согласно п. 1 Правил воинского учета призывники и военнообязанные должны уведомлять в семидневный срок органы, в которых они находятся на воинском учете, об изменении их семейного положения, состояния здоровья, адреса местожительства, образования. Все эти изменения должны быть подтверждены соответствующими документами. Лицо, ответственное за воинский учет, обязано внести эти изменения в личные карточки военнообязанных и призывников.

Данная обязанность работодателя направлена на обеспечение полноты и достоверности учетных данных призывников и военнообязанных, их соответствие реальному положению дел.

О семидневном сроке

Лицо, ответственное за воинский учет на предприятии, обязано направлять в семидневный срок в соответствующие районные (городские) военные комиссариаты уведомление об изменении учетных данных призывников и военнообязанных, принятых на работу (обучение) или уволенных с работы (отчисленных из учебного заведения).

В этом случае под изменением учетных данных следует понимать изменение места работы (обучения). Итак, в семидневный срок в соответствующие районные (городские) военные комиссариаты, в которых военнообязанные и призывники состоят на воинском учете, направляется уведомление о военнообязанных и призывниках, принятых на работу (обучение) или уволенных с работы (отчисленных из учебного заведения).

Категории граждан, подлежащие постановке на воинский учет

Постановке на воинский учет подлежат следующие категории граждан:

– граждане в возрасте от 18 до 27 лет, которые:

• не приписаны к призывным участкам и не пребывают в запасе ВСУ, СБУ, Службы внешней разведки;

• приписаны к призывным участкам;

• прибыли из других местностей на новое местожительство;

• получили гражданство Украины и подлежат приписке к призывным участкам;

– граждане, годные по состоянию здоровья к прохождению военной службы в мирное и военное время, которые не достигли предельного возраста пребывания в запасе ВСУ;

– лица, уволенные с военной службы в запас ВСУ, СБУ, Службы внешней разведки;

– лица, прекратившие альтернативную (невоенную) службу в случае истечения срока ее прохождения или досрочно;

– лица, уволенные со службы в Национальной полиции, МВД, Оперативно-спасательной службы гражданской защиты (кроме лиц, принятых на службу гражданской защиты в порядке, определенном Кодексом гражданской защиты, к прохождению срочной военной службы), Государственной уголовно-исполнительной службе, центральном органе исполнительной власти, реализующем государственную налоговую и таможенную политику;

– лица, получившие гражданство Украины и подлежащие постановке на воинский учет военнообязанных;

– лица, прибывшие из других местностей на новое местожительство;

– военнообязанные, которые исключены из воинского учета СБУ, Службы внешней разведки;

– призывники, освобожденные в соответствии со ст. 18 Закона № 2232 от призыва на срочную военную службу;

– лица, достигшие предельного возраста (27 лет) пребывания на воинском учете призывников;

– женщины, которые имеют специальность, родственную с соответствующими военно-учетными специальностями, перечень которых утверждается Кабмином, при условии их годности к прохождению военной службы по состоянию здоровья, возрасту и семейному положению.

Ответственность за нарушение порядка воинского учета установлена КУоАП:

• ст. 211 3 – прием на работу призывников и военнообязанных, не состоящих на воинском учете;

• ст. 211 4 – необеспечение оповещения призывников и военнообязанных об их вызове в военные комиссариаты, препятствование их своевременной явке на сборные пункты или призывные участки;

• ст. 211 5 – несвоевременное представление документов, необходимых для ведения воинского учета военнообязанных и призывников, неуведомление их о вызове в военные комиссариаты;

• ст. 211 6 – непредставление сведений о военнообязанных и призывниках.

За нарушения, предусмотренные вышеуказанными статьями, с предприятий взыскивается штраф в размере от 1 до 3 необлагаемых минимумов доходов граждан (далее – НМДГ) (то есть от 17 до 51 грн), а за повторное совершение такого правонарушения в течение года – от 3 до 7 НМДГ (от 51 до 119 грн).

4. Порядок № 921 – Порядок организации и ведения воинского учета призывников и военнообязанных, утвержденный постановлением Кабмина от 07.12.2016 г. № 921.

Воинский учет и его составляющие

Статья 8. Организация воинского учета
1. Граждане обязаны состоять на воинском учете, за исключением граждан:
освобожденных от исполнения воинской обязанности в соответствии с настоящим Федеральным законом;
проходящих военную службу или альтернативную гражданскую службу;
отбывающих наказание в виде лишения свободы;
женского пола, не имеющих военно-учетной специальности;
постоянно проживающих за пределами Российской Федерации.
1.1. Порядок и особенности воинского учета граждан, проходящих службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ на должностях рядового и начальствующего состава, определяются Правительством Российской Федерации.
2. Воинский учет граждан, за исключением граждан, указанных в пункте 3 настоящей статьи, осуществляется по месту их жительства военными комиссариатами.
Военные комиссариаты осуществляют воинский учет граждан через свои структурные подразделения по муниципальным образованиям (далее — структурные подразделения).
Полномочия Российской Федерации на осуществление воинского учета на территориях, на которых отсутствуют структурные подразделения военных комиссариатов, передаются соответствующим органам местного самоуправления поселений и органам местного самоуправления городских округов. Совокупность таких полномочий именуется первичным воинским учетом.
Органы местного самоуправления поселений и органы местного самоуправления городских округов осуществляют первичный воинский учет граждан, проживающих или пребывающих на территориях указанных муниципальных образований.
Порядок первичного воинского учета определяется Положением о воинском учете, утвержденном Правительством Российской Федерации.
При осуществлении первичного воинского учета органы местного самоуправления поселений и органы местного самоуправления городских округов вправе:
запрашивать у организаций и граждан информацию, необходимую для занесения в документы воинского учета;
вызывать граждан по вопросам воинского учета и оповещать граждан о вызовах (повестках) военных комиссариатов;
определять порядок оповещения граждан о вызовах (повестках) военных комиссариатов;
определять порядок приема граждан по вопросам воинского учета;
запрашивать у военных комиссариатов разъяснения по вопросам первичного воинского учета;
вносить в военные комиссариаты предложения о совершенствовании организации первичного воинского учета.
При осуществлении первичного воинского учета органы местного самоуправления поселений и органы местного самоуправления городских округов обязаны:
осуществлять сбор, хранение и обработку сведений, содержащихся в документах первичного воинского учета, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в области персональных данных и Положением о воинском учете. Состав сведений, содержащихся в документах первичного воинского учета, и форма учета таких сведений определяются Положением о воинском учете;
поддерживать сведения, содержащиеся в документах первичного воинского учета, в актуальном состоянии и обеспечивать поддержание в актуальном состоянии сведений, содержащихся в документах воинского учета. При этом информация об изменении сведений, содержащихся в документах воинского учета, должна направляться в военный комиссариат в двухнедельный срок со дня ее получения;
направлять в двухнедельный срок по запросам военных комиссариатов необходимые для занесения в документы воинского учета сведения о гражданах, поступающих на воинский учет, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете;
организовывать и обеспечивать постановку на воинский учет, снятие с воинского учета и внесение изменений в документы воинского учета граждан, обязанных состоять на воинском учете, при их переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, место пребывания либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию;
осуществлять сбор информации о прохождении гражданами медицинского обследования при первоначальной постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы, медицинского переосвидетельствования ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья;
представлять в военный комиссариат ежегодно до 1 октября списки граждан мужского пола, достигших возраста 15 лет, и граждан мужского пола, достигших возраста 16 лет, а до 1 ноября — списки граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году, по форме, установленной Положением о воинском учете;
организовывать и обеспечивать своевременное оповещение граждан о вызовах (повестках) военных комиссариатов;
вести прием граждан по вопросам воинского учета.
Координация деятельности по осуществлению первичного воинского учета и контроль за осуществлением переданных полномочий осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, в порядке, определяемом Положением о воинском учете.
Средства на осуществление передаваемых полномочий на осуществление первичного воинского учета предусматриваются в виде субвенций в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете.
Предоставление субвенций органам местного самоуправления поселений и органам местного самоуправления городских округов из Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, осуществляется в порядке, установленном статьями 133 и 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Объем средств, передаваемых органам местного самоуправления поселений и органам местного самоуправления городских округов, определяется исходя из численности граждан, состоящих на первичном воинском учете по состоянию на 31 декабря предшествующего года, и утвержденной Правительством Российской Федерации методики расчета норматива затрат.
Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации и через образуемые в составе бюджетов субъектов Российской Федерации региональные фонды компенсаций передаются бюджетам поселений и городских округов.
Порядок расходования и учета субвенций, а также изъятия переданных полномочий устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы местного самоуправления поселений и органы местного самоуправления городских округов ежеквартально представляют в специально уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации отчет о расходовании предоставленных субвенций с указанием численности военно-учетных работников, осуществляющих первичный воинский учет (освобожденных военно-учетных работников и работников по совместительству).
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной деятельности, единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики, отчет о расходовании предоставленных субвенций с указанием численности военно-учетных работников, осуществляющих первичный воинский учет (освобожденных военно-учетных работников и работников по совместительству).
Средства на реализацию полномочий на осуществление первичного воинского учета носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
Контроль за расходованием субвенций осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, Счетной палатой Российской Федерации, а также специально уполномоченными органами субъектов Российской Федерации.
Осуществление органами местного самоуправления поселений или органами местного самоуправления городских округов первичного воинского учета прекращается в случае создания на территории поселения или городского округа военного комиссариата. В этом случае осуществление органами местного самоуправления поселений или органами местного самоуправления городских округов первичного воинского учета прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем создания структурного подразделения военного комиссариата.
3. Воинский учет граждан, имеющих воинские звания офицеров и пребывающих в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и в запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации, осуществляется указанными органами в том же порядке, который определен настоящим Федеральным законом.
4. Документы воинского учета должны содержать следующие сведения о гражданине:
фамилия, имя и отчество;
дата рождения;
место жительства;
семейное положение;
образование;
место работы;
годность к военной службе по состоянию здоровья;
профессиональная пригодность к подготовке по военно-учетным специальностям и к военной службе на воинских должностях;
основные антропометрические данные;
прохождение военной службы или альтернативной гражданской службы;
прохождение военных сборов;
владение иностранными языками;
наличие военно-учетных и гражданских специальностей;
наличие спортивного разряда кандидата в мастера спорта, первого спортивного разряда или спортивного звания;
возбуждение или прекращение в отношении гражданина уголовного дела;
наличие судимости;
бронирование гражданина, пребывающего в запасе, за органом государственной власти, органом местного самоуправления или организацией на период мобилизации и в военное время.
5. Сбор, хранение, использование и распространение сведений, содержащихся в документах воинского учета, осуществляются в соответствии с федеральным законом.
6. Порядок воинского учета граждан определяется настоящим Федеральным законом и Положением о воинском учете, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
7. Органы государственной власти, организации и их должностные лица исполняют обязанности по организации и ведению воинского учета граждан в соответствии с настоящим Федеральным законом и Положением о воинском учете.
8. Граждане, постоянно проживающие за пределами Российской Федерации и изъявившие желание проходить военную службу по призыву на воинских должностях, замещаемых солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, могут быть поставлены на воинский учет в порядке, определяемом Положением о воинском учете, при условии заключения и ратификации Российской Федерацией соответствующих международных договоров.

Статья 9. Первоначальная постановка граждан на воинский учет
1. Первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет комиссиями по постановке граждан на воинский учет, создаваемыми в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
2. Должностные лица организаций или образовательных учреждений обязаны обеспечивать гражданам, работающим или обучающимся в указанных организациях или учреждениях, возможность своевременной явки по повестке военного комиссариата для постановки на воинский учет.
3. В случае, если граждане, подлежащие постановке на воинский учет, не работают и не учатся, они при получении повестки военного комиссариата обязаны лично прибыть в указанные в ней время и место для первоначальной постановки на воинский учет.
4. Первоначальная постановка на воинский учет граждан женского пола после получения ими военно-учетной специальности, а также лиц, получивших гражданство Российской Федерации, осуществляется военными комиссариатами в течение всего календарного года.
5. Комиссия по постановке граждан на воинский учет имеет следующий состав:
должностное лицо военного комиссариата — председатель комиссии;
представитель местной администрации;
специалист по профессиональному психологическому отбору;
секретарь комиссии;
врачи-специалисты.
6. Комиссия по постановке граждан на воинский учет обязана организовать медицинское освидетельствование граждан, определить их годность к военной службе по состоянию здоровья, провести мероприятия по профессиональному психологическому отбору граждан для определения их пригодности к подготовке по военно-учетным специальностям и принять решение о постановке гражданина на воинский учет либо внести на рассмотрение призывной комиссии вопрос о зачислении в запас гражданина, признанного ограниченно годным к военной службе, или вопрос об освобождении от исполнения воинской обязанности гражданина, признанного не годным к военной службе.
7. Председатель комиссии по постановке граждан на воинский учет или по его поручению секретарь комиссии обязан объявить гражданам решение комиссии и разъяснить их обязанности по воинскому учету.

Статья 10. Обязанности граждан по воинскому учету
1. В целях обеспечения воинского учета граждане обязаны:
состоять на воинском учете по месту жительства в военном комиссариате, а граждане, имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и в запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации, — в указанных органах;
явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место либо по вызову соответствующего органа местного самоуправления поселения или соответствующего органа местного самоуправления городского округа, осуществляющего первичный воинский учет;
при исключении их из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы в запас Вооруженных Сил Российской Федерации, увольнении с альтернативной гражданской службы, освобождении от отбывания наказания в виде лишения свободы, получении гражданином женского пола военно-учетной специальности, приобретении гражданства Российской Федерации (для граждан, подлежащих постановке на воинский учет) явиться в двухнедельный срок со дня наступления указанных событий в военный комиссариат для постановки на воинский учет; (внесены изменения от 22 апреля 2009 года)
сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания;
явиться в двухнедельный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию;
бережно хранить военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета), а также удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу. В случае утраты указанных документов в двухнедельный срок обратиться в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, для решения вопроса о получении документов взамен утраченных.
2. Граждане, подлежащие призыву на военную службу, выезжающие в период проведения призыва на срок более трех месяцев с места жительства или места пребывания, должны лично сообщить об этом в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет.
3. Граждане исполняют и иные обязанности, установленные Положением о воинском учете.