Воинский учет граждан украины

Воинский учет на предприятии

20.02.2017 – 26.02.2017, № 8 (463)

Воинский учет на предприятии

Воинский учет – задача не из простых. При относительно небольшой ответственности за неведение такого учета руководство предприятия часто выбирает риск наложения штрафа, нежели его организацию. Вместе с тем не стоит забывать, что мы живем во время внешней агрессии, а потому значимость воинского учета изрядно возрастает. О том, как необходимо вести воинский учет на предприятии, расскажем в этом материале.

Ирина Петрусенко,
эксперт,
ЛИГА:ЗАКОН

Прежде всего напомним, что 19 декабря 2016 г. вступило в силу Постановление № 921 (см. материал «Военный учет призывников и военнообязанных по-новому» издания БУХГАЛТЕР&ЗАКОН (№ 51 за 2016 год)).

Нововведения не только совершенствуют систему воинского учета в Украине, но и конкретизируют задачи как системы воинского учета в целом, так и ее составных.

Итак, предприятия, учреждения и организации (далее – предприятия) всех форм собственности обязаны вести воинский учет военнообязанных и призывников, соответственно, они – составляющие системы воинского учета. Главным требованием к ним является постоянное обеспечение полноты и достоверности данных о призывниках и военнообязанных.

Воинский учет как составляющая содержания мобилизационной подготовки государства заключается в целенаправленной деятельности по фиксации, накоплению и анализу военно-учетных данных призывников и военнообязанных с отражением их в военно-учетных документах, а также в осуществлении контроля за соблюдением призывниками и военнообязанными, должностными лицами государственных органов, предприятий, учреждений и организаций установленных правил воинского учета.

Стоит отметить, что на предприятии должны быть назначены лица, ответственные за ведение воинского учета. В зависимости от количества работающих призывников и военнообязанных по состоянию на 1 января текущего года установлены следующие нормативы:

• от 500 до 2000 призывников и военнообязанных – одно ответственное лицо;

• от 2000 до 4000 призывников и военнообязанных – два лица;

• от 4000 до 7000 призывников и военнообязанных – три лица, а на каждые следующие 3000 призывников и военнообязанных – по одному лицу дополнительно.

Если количество работающих на предприятии призывников и военнообязанных составляет меньше 500 лиц, обязанности по ведению воинского учета возлагаются на должностное лицо кадрового подразделения или службы управления персоналом, которому устанавливается доплата в размере до 50 процентов должностного оклада.

В случае наличия на предприятии двух и более лиц, ответственных за ведение воинского учета, их объединяют в отдельное подразделение – военно-учетное подразделение (отдел, сектор, группу и т. п.). При этом должностные оклады для лиц военно-учетных подразделений устанавливаются на уровне должностных окладов работников кадрового подразделения.

Таким образом, персональный учет призывников и военнообязанных на предприятиях возлагается на руководителей предприятий независимо от подчинения и форм собственности ( п. 5 ст. 34 Закона № 2232 ). Руководитель, в свою очередь, может переложить обязанности по ведению воинского учета на одного из работников или же, при значительном количестве военнообязанных и призывников, – на целое военно-учетное подразделение.

Персональный учет призывников и военнообязанных на предприятиях, в учреждениях и организациях ведется согласно типовой форме первичного учета № П-2 «Личная карточка работника» , в разделе II «Відомості про військовий облік» которой указываются сведения о воинском учете согласно записям в военно-учетных документах.

Мероприятия, которые обязаны выполнять предприятия для обеспечения ведения персонального учета призывников и военнообязанных, определены в п. 37 Порядка № 921 . Выполнение этих мероприятий возлагается на лицо, назначенное ответственным за ведение воинского учета. Мероприятия, выполняемые предприятием для ведения воинского учета, упорядочены в зависимости от времени, когда они выполняются.

Итак, вкратце рассмотрим мероприятия и функции ответственных лиц во время их.

Мероприятия, выполняемые на постоянной основе

Лицо, ответственное за воинский учет на предприятии, обязано обеспечить выполнение на постоянной основе следующих мероприятий:

1) проверка у граждан при приеме на работу (обучение) факта пребывания их на воинском учете по месту проживания, то есть имеется ли в их военно-учетных документах (у военнообязанных – в военных билетах или временных удостоверениях вместо военных билетов, а у призывников – в удостоверениях о приписке к призывным участкам) пометка о постановке на воинский учет;

2) обеспечение полноты и достоверности учетных данных призывников и военнообязанных согласно требованиям, установленным Порядком № 921 и другими документами первичного учета согласно законодательству;

3) оповещение по требованию военных комиссариатов призывников и военнообязанных о вызове в военный комиссариат и обеспечение их своевременного прибытия по вызову. Обязанность оповещать по требованию военных комиссариатов военнообязанных и призывников о вызове их в военные комиссариаты предусмотрена п. 37 Порядка № 921 ;

4) осуществление постоянного контроля за выполнением Правил воинского учета ( приложение 1 к Порядку № 921 ) и проведением соответствующей разъяснительной работы;

5) постоянное информирование районных (городских) военных комиссариатов о гражданах и должностных лицах, нарушающих Правила воинского учета , для привлечения их к ответственности согласно закону;

Проводить информирование – это не право, а обязанность руководителя предприятия (лица, ответственного за ведение воинского учета).

6) ведение и хранение журнала учета результатов проверок состояния воинского учета призывников и военнообязанных, а также проведение сверки их учетных данных с данными районных (городских) военных комиссариатов;

7) постоянно и своевременно оформлять документы для бронирования военнообязанных за центральными и местными органами исполнительной власти, другими государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями на период мобилизации и на военное время.

О пятидневном сроке

В пятидневный срок со дня представления соответствующих документов военнообязанными или призывниками лицо, ответственное за воинский учет, вносит в их личные карточки изменения относительно их семейного положения, места проживания (пребывания), образования, места работы и должности.

Согласно п. 1 Правил воинского учета призывники и военнообязанные должны уведомлять в семидневный срок органы, в которых они находятся на воинском учете, об изменении их семейного положения, состояния здоровья, адреса местожительства, образования. Все эти изменения должны быть подтверждены соответствующими документами. Лицо, ответственное за воинский учет, обязано внести эти изменения в личные карточки военнообязанных и призывников.

Данная обязанность работодателя направлена на обеспечение полноты и достоверности учетных данных призывников и военнообязанных, их соответствие реальному положению дел.

О семидневном сроке

Лицо, ответственное за воинский учет на предприятии, обязано направлять в семидневный срок в соответствующие районные (городские) военные комиссариаты уведомление об изменении учетных данных призывников и военнообязанных, принятых на работу (обучение) или уволенных с работы (отчисленных из учебного заведения).

В этом случае под изменением учетных данных следует понимать изменение места работы (обучения). Итак, в семидневный срок в соответствующие районные (городские) военные комиссариаты, в которых военнообязанные и призывники состоят на воинском учете, направляется уведомление о военнообязанных и призывниках, принятых на работу (обучение) или уволенных с работы (отчисленных из учебного заведения).

Категории граждан, подлежащие постановке на воинский учет

Постановке на воинский учет подлежат следующие категории граждан:

– граждане в возрасте от 18 до 27 лет, которые:

• не приписаны к призывным участкам и не пребывают в запасе ВСУ, СБУ, Службы внешней разведки;

• приписаны к призывным участкам;

• прибыли из других местностей на новое местожительство;

• получили гражданство Украины и подлежат приписке к призывным участкам;

– граждане, годные по состоянию здоровья к прохождению военной службы в мирное и военное время, которые не достигли предельного возраста пребывания в запасе ВСУ;

– лица, уволенные с военной службы в запас ВСУ, СБУ, Службы внешней разведки;

– лица, прекратившие альтернативную (невоенную) службу в случае истечения срока ее прохождения или досрочно;

– лица, уволенные со службы в Национальной полиции, МВД, Оперативно-спасательной службы гражданской защиты (кроме лиц, принятых на службу гражданской защиты в порядке, определенном Кодексом гражданской защиты , к прохождению срочной военной службы), Государственной уголовно-исполнительной службе, центральном органе исполнительной власти, реализующем государственную налоговую и таможенную политику;

– лица, получившие гражданство Украины и подлежащие постановке на воинский учет военнообязанных;

– лица, прибывшие из других местностей на новое местожительство;

– военнообязанные, которые исключены из воинского учета СБУ, Службы внешней разведки;

– призывники, освобожденные в соответствии со ст. 18 Закона № 2232 от призыва на срочную военную службу;

– лица, достигшие предельного возраста (27 лет) пребывания на воинском учете призывников;

– женщины, которые имеют специальность, родственную с соответствующими военно-учетными специальностями, перечень которых утверждается Кабмином, при условии их годности к прохождению военной службы по состоянию здоровья, возрасту и семейному положению.

Ответственность за нарушение порядка воинского учета установлена КУоАП :

• ст. 211 3 – прием на работу призывников и военнообязанных, не состоящих на воинском учете;

• ст. 211 4 – необеспечение оповещения призывников и военнообязанных об их вызове в военные комиссариаты, препятствование их своевременной явке на сборные пункты или призывные участки;

• ст. 211 5 – несвоевременное представление документов, необходимых для ведения воинского учета военнообязанных и призывников, неуведомление их о вызове в военные комиссариаты;

• ст. 211 6 – непредставление сведений о военнообязанных и призывниках.

За нарушения, предусмотренные вышеуказанными статьями, с предприятий взыскивается штраф в размере от 1 до 3 необлагаемых минимумов доходов граждан (далее – НМДГ) (то есть от 17 до 51 грн), а за повторное совершение такого правонарушения в течение года – от 3 до 7 НМДГ (от 51 до 119 грн).

4. Порядок № 921 – Порядок организации и ведения воинского учета призывников и военнообязанных, утвержденный постановлением Кабмина от 07.12.2016 г. № 921 .

Бизнес портал

В статье рассказывается о категориях воинского учета граждан, об учете допризывников, призывников и студентов.

Какие категории воинского учета есть в военкомате?

В настоящее время, согласно ч. 9 ст. 1 Закона «Про військовий обов’язок і військову службу», украинцев делят на следующие категории воинского учета:

  1. Резервисты. Они служат в военном резерве ВСУ и используются для доукомплектования армии в мирное и военное время.
  2. Военнослужащие — проходят военную службу (мобилизация, контракт, срочная). Они обладают правами и обязанностями, которые предусмотрены для военных.
  3. Военнообязанные — находятся в запасе для комплектования регулярной армии в случае объявления мобилизации и предназначены для выполнения работ по обеспечению обороны.
  4. Призывники — приписываются к РВК по месту проживания и при отсутствии законных оснований для отсрочки, подлежит призыву на срочную службу.
  5. Допризывники. Их приписывают к призывному участку для определения степени годности к службе в армии по результатам медкомиссии.

Как ведется воинский учет допризывников в военкомате?

Данные о юношах, которые достигли возраста 17 лет, передаются в районные военкоматы из жилищно-эксплуатационных организаций и учебных заведений. Отметим, что при этом допризывник обязан лично явиться в РВК в срок, который указан в повестке. Перечень документов, которые нужны для приписки к призывным участкам, устанавливается Минобороны.

Приписку допризывника к призывному участку проводят ежегодно (с января по март) согласно положениям статьи 14 Закона «О воинской обязанности и военной службе». Обязательной приписке к призывным участкам подлежат все лица мужского пола, которые достигли 17 лет. Приписку допризывников проводят районные военкоматы по месту проживания допризывника.

Что решается в военкомате во время приписки допризывника?

По итогам медосмотра допризывника приписная комиссия РВК принимает одно из следующих решений (п. 10 ст. 14 Закона «Про військовий обов’язок і військову службу»):

  • годен к военной службе и подлежит призыву в ВСУ;
  • временно негоден к военной службе, нуждается в лечении;
  • подлежит направлению на дополнительное медобследование, с проведением повторного медицинского осмотра (с указанием даты);
  • непригоден к военной службе в мирное время, ограниченно годен в военное время, подлежит постановке на учет военнообязанных;
  • негоден к военной службе, с исключением с воинского учета (применяется в крайних случаях, при наличии серьезных заболеваний).

Как проводят воинский учет призывников?

В части 1 статьи 15 Закона «О воинской обязанности и военной службе» указывается, что украинцы в возрасте от 18 (20) до 27 лет призываются на срочную службу. Обязательным условием призыва является определение годности по состоянию здоровья юноши и отсутствие законных оснований для получения отсрочки.

Какие обязанности у призывника?

Призывники обязаны, после вступления в силу Указа Президента о проведении призыва на срочную службу, лично посетить призывной участок военкомата для прохождения призывной и медицинской комиссии в сроки, которые указываются в повестке.

Обратим внимание на два важных нюанса:

  1. В случае, если повестки нет, призывники обязаны самостоятельно явиться в РВК в течении 10 дней со дня начала очередного призыва.
  2. Если изменился адрес проживания (прописка), граждане призывного возраста обязаны прибыть в военкомат в семидневный срок — для постановки на воинский учет.

Также отметим, что когда проводиться призыв, смена места жительства призывника не допускается, за исключением нижеследующих случаев:

  • перевода на работу в другой город (район);
  • переезда призывника на новый адрес проживания;
  • переезда по месту обучения;
  • распределение на работу, после окончания ВУЗа, в другую местность.

Полезная информация для призывников:

Бизнес портал

В статье рассказывается о воинском учете проживающих за рубежом.

В настоящее время, предполагается, что лица, выбывшие на срок более 3 месяцев за пределы Украины, не подлежат постановке на воинский учет в военкомате. Учет допризывников и призывников возлагается на консульские представительства.

Как взаимодействовать с военкоматом проживающему за рубежом?

По законодательству воинский учет граждан Украины проживающих за рубежом должен вестись консульством. Это регламентировано Постановлением Кабмина № 921 и ч. 1 ст. 36 Закона “О воинской обязанности и военной службе”:

Статья 36. Воинский учет граждан Украины, которые находятся за границей.
1. Воинский учет граждан Украины, которые временно находятся за рубежом, ведется дипломатическими и консульскими представительствами Украины. Дипломатические и консульские представительства Украины обязаны обеспечить прибытие к месту жительства на территории Украины граждан Украины, которые достигли совершеннолетия и не имеют отсрочки или не освобожденные от призыва на срочную военную службу для прохождения призывной комиссии и содействовать возвращению военнообязанных в Украину в случае проведения мобилизации и в военное время.

Порядок воинского учета украинскими консульскими учреждениями за границей регулируется пунктом 57 Постановления Кабмина № 921 и предусматривает следующее:

  • обеспечение прибытия к месту воинского учета граждан не достигших совершеннолетия и не имеющих отсрочки или не освобожденных от призыва на срочную военную службу для прохождения призывной комиссии;
  • оповещение в семидневный срок со дня постановки на консульский учет или снятия с него о военнообязанных и призывниках соответствующим РВК по месту пребывания на воинском учете;
  • ведение воинского учета военнообязанных (призывников), которые находятся на временном консульском учете по списку (сохраняется в консульском учреждении в течение 5 лет);
  • сообщение военкоматам о призывниках и военнообязанных, которые нарушают установленные правила воинского учета;
  • проведение разъяснительной работы об обязательности выполнения установленных правил военного учета;
  • способствование приезду военнообязанных в Украину во время проведения мобилизации и в военное время.

Обратим внимание, что в настоящее время, на практике, все вышеперечисленные законодательные нормы не работают. Возможно, в далеком будущем это положение изменится, и украинские консульства начнут вести учет военнообязанных и призывников.

Сейчас, при наличии прописки и желания, можно встать на воинский учет в военкомате на территории Украины. (!) Но сняться с учета потом будет очень проблематично. Также необходимо учитывать, что прохождение медкомиссии во время приписки к РВК является обязательным.

Написанное вполне логично, поскольку на указанном этапе всегда определяется степень годности к службе потенциального призывника. Отметим, что в редких случаях призывника не ставят на учет по состоянию здоровья (расписание болезней, по которым комиссия делает вывод — “виключення з військового обліку”).

Отсрочка от призыва для лиц находящихся за границей

Следует помнить, что согласно ч. 9 ст. 17 Закона “О воинской обязанности и военной службе” отсрочка при учебе за рубежом предусмотрена только при условии обучения в рамках международного договора.

Вывод: большинство украинцев, проживающих временно или постоянно за рубежом, предпочитают не становиться учет в военкоматах и консульствах.

Рекомендуем для чтения:

Порядок организации и ведения воинского учета призывников и военнообязанных

Порядок организации и ведения воинского учета призывников и военнообязанных

Утвержден постановлением КМУ от 07.12.2016 г. № 921

1. Настоящий Порядок определяет механизм организации и ведения воинского учета призывников и военнообязанных (далее — воинский учет) центральными и местными органами исполнительной власти, другими государственными органами, исполнительными комитетами сельских, поселковых и городских советов (далее — государственные органы), военными комиссариатами, воинскими частями, предприятиями, учреждениями, организациями и учебными заведениями независимо от их подчинения и формы собственности (далее — предприятия, учреждения и организации).

2. Воинский учет является составляющей содержания мобилизационной подготовки государства и заключается в целенаправленной деятельности государственных органов, предприятий, учреждений и организаций по фиксации, накоплению и анализу военно-учетных данных призывников и военнообязанных с отражением их в военно-учетных документах, а также осуществлению контроля за соблюдением призывниками и военнообязанными, должностными лицами государственных органов, предприятий, учреждений и организаций установленных правил воинского учета.

3. Воинский учет ведется с целью обеспечения полного и качественного укомплектования Вооруженных Сил и других воинских формирований, созданных в соответствии с законами, личным составом в мирное время и особый период.

4. Задачи воинского учета:

создание военного резерва человеческих ресурсов для обеспечения осуществления мероприятий по переводу Вооруженных Сил и других воинских формирований, образованных в соответствии с законами, на организацию и штаты военного времени, а также для доукомплектования их личным составом в мирное время и в особый период;

проведение анализа количественного состава и качественного состояния призывников и военнообязанных для их эффективного использования в интересах обороны и национальной безопасности государства;

документальное оформление военно-учетных документов призывников и военнообязанных;

бронирование военнообязанных на период мобилизации и на военное время;

осуществление контроля за выполнением призывниками и военнообязанными, должностными лицами государственных органов, предприятий, учреждений и организаций установленных правил воинского учета.

5. С целью ведения воинского учета в государстве образуется система воинского учета призывников и военнообязанных (далее — система воинского учета).

Системой воинского учета является определенная законодательством совокупность согласованных по цели и задачам государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, которые ведут воинский учет и обеспечивают ее функционирование с применением средств автоматизации процессов и использованием необходимых баз данных (реестров), определенных законодательством.

Главным требованием к системе воинского учета является постоянное обеспечение полноты и достоверности данных, определяющих количественный состав и качественное состояние призывников и военнообязанных.

6. Функционирование системы воинского учета обеспечивается органами Минобороны, МВД, СБУ, Службы внешней разведки, Национальной полиции, центральными органами исполнительной власти, которые в соответствии с законом осуществляют руководство воинскими формированиями, правоохранительными органами специального назначения, а также другими государственными органами.

7. Военно-учетные данные призывников и военнообязанных, по которым ведется их воинский учет, и форма военно-учетных документов определяются Минобороны.

8. Воинский учет военнообязанных, которые находятся в запасе СБУ, Службы внешней разведки, ведется в порядке, установленном указанными органами по согласованию с Минобороны.

9. Генеральный штаб Вооруженных Сил:

осуществляет общее руководство работой по организации и ведению воинского учета, контроль за состоянием такой работы в государственных органах, на предприятиях, в учреждениях, организациях;

определяет особенности ведения воинского учета, а также порядок его ведения органами военного управления, военными комиссариатами и воинскими частями.

10. Количество лиц, ответственных за ведение воинского учета, определяется с учетом следующих норм:

1) в военных комиссариатах при наличии на воинском учете:

до 1500 призывников и военнообязанных — одно лицо;

от 1500 до 3000 призывников и военнообязанных — два лица;

более 3000 призывников и военнообязанных на каждые последующие 1500 призывников и военнообязанных — по одному лицу дополнительно;

2) в государственных органах при наличии на воинском учете:

от 500 до 1000 призывников и военнообязанных — одно лицо;

от 1000 до 2000 призывников и военнообязанных — два лица, а на каждые последующие 1000 призывников и военнообязанных — по одному лицу дополнительно.

3) на предприятиях, в учреждениях и организациях при наличии на воинском учете:

от 500 до 2000 призывников и военнообязанных — одно лицо;

от 2000 до 4000 призывников и военнообязанных — два лица;

от 4000 до 7000 призывников и военнообязанных — три лица, а на каждые последующие 3000 призывников и военнообязанных — по одному лицу дополнительно.

Указанные лица содержатся за счет средств государственного и соответствующих местных бюджетов, средств предприятий, учреждений и организаций.

11. При наличии на воинском учете в государственных органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях менее 500 призывников и военнообязанных обязанности по ведению воинского учета возлагаются на должностное лицо кадрового подразделения или службы управления персоналом, которому устанавливается доплата в размере до 50 процентов должностного оклада, кроме государственных служащих.

12. Общее количество лиц, ответственных за ведение воинского учета в государственных органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, определяется исходя из количества призывников и военнообязанных, которые находятся на воинском учете по состоянию на 1 января текущего года, с применением норм, определенных в пунктах 10 и 11 настоящего Порядка.

В случае наличия в исполнительных комитетах сельских, поселковых, городских советов, на предприятиях, в учреждениях и организациях двух и более лиц, ответственных за ведение воинского учета, их объединяют в отдельное подразделение — военно-учетное подразделение (отдел, сектор, группу и т. п.).

13. Должностные оклады для лиц военно-учетных подразделений устанавливаются на уровне должностных окладов работников кадрового подразделения.

14. Государственные органы, предприятия, учреждения и организации в семидневный срок информируют соответствующие районные (городские) военные комиссариаты о назначении, перемещении и увольнении лиц, ответственных за ведение воинского учета.

15. Воинский учет осуществляется с учетом установленных в Украине правил регистрации места жительства физических лиц, организуется и непосредственно ведется государственными органами, а также предприятиями, учреждениями и организациями, в которых призывники и военнообязанные работают (учатся).

16. Воинский учет ведется на основании паспорта гражданина Украины и таких военно-учетных документов:

для призывников — удостоверения о приписке к призывному участку;

для военнообязанных — военного билета или временного удостоверения.

17. Постановке на воинский учет призывников государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями подлежат граждане в возрасте от 18 до 27 лет, которые:

не приписаны к призывным участкам и не находятся в запасе Вооруженных Сил, СБУ, Службы внешней разведки;

приписаны к призывным участкам;

прибыли из других местностей (административно-территориальных единиц) или из-за границы на новое место жительства;

получили гражданство Украины и подлежат приписке к призывным участкам.

18. Постановке на воинский учет военнообязанных государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями подлежат:

граждане, годные по состоянию здоровья к прохождению военной службы в мирное и военное время, которые не достигли предельного возраста пребывания в запасе Вооруженных Сил;

лица, уволенные с военной службы в запас Вооруженных Сил, СБУ, Службы внешней разведки;

лица, прекратившие альтернативную (невоенную) службу в случае окончания срока ее прохождения или досрочно в соответствии с Законом Украины «Об альтернативной (невоенной) службе»;

лица, уволенные со службы из Национальной полиции, МВД, Оперативно-спасательной службы гражданской защиты (кроме лиц, принятых на службу гражданской защиты в порядке, определенном Кодексом гражданской защиты Украины, до прохождения срочной военной службы), Государственной уголовно-исполнительной службы, центрального органа исполнительной власти, который реализует государственную налоговую и таможенную политику;

лица, которые получили гражданство Украины и подлежат постановке на воинский учет военнообязанных;

лица, прибывшие из других местностей (административно-территориальных единиц) или из-за границы на новое место жительства;

военнообязанные, исключенные с воинского учета СБУ, Службы внешней разведки;

призывники, которые в соответствии со статьей 18 Закона Украины «О воинской обязанности и военной службе» освобождены от призыва на срочную военную службу;

лица, достигшие предельного возраста (27 лет) пребывания на воинском учете призывников;

женщины, имеющие профессию, родственную с соответствующими военно-учетными специальностями, перечень которых утверждается Кабинетом Министров Украины, при условии их годности к прохождению военной службы по состоянию здоровья, возрасту и семейному положению.

19. Не подлежат постановке на воинский учет призывников государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями граждане, которые:

выбывают в другую местность (административно-территориальную единицу) Украины на новое место жительства;

выбывают на срок больше трех месяцев за пределы Украины;

взяты согласно решениям комиссии по вопросам приписки или призывной комиссии на воинский учет военнообязанных;

получили военные звания офицерского состава после прохождения военной подготовки по программе подготовки офицеров запаса;

прекратили альтернативную (невоенную) службу в случае окончания срока ее прохождения или досрочно в соответствии с Законом Украины «Об альтернативной (невоенной) службе».

20. Не подлежат постановке на воинский учет военнообязанных государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями:

лица, которые после прохождения срочной военной службы приняты на военную службу по контракту в воинские формирования, образованные в соответствии с законами, кроме Вооруженных Сил (далее — другие воинские формирования), или на службу в Национальную полицию, органы, подразделения гражданской защиты, в госспецсвязь, Государственную уголовно-исполнительную службу;

лица, выбывшие на срок более трех месяцев за пределы Украины;

лица, выбывшие в другие страны на постоянное местожительство;

в иных случаях — по решению Минобороны.

21. Воинский учет военнообязанных по назначению разделяется на общий и специальный.

На специальном воинском учете находятся военнообязанные, забронированные за органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями на период мобилизации и на военное время, который ведется в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

Остальные военнообязанные находятся на общем воинском учете.

22. Призывники и военнообязанные, а также должностные лица, виновные в нарушении требований настоящего Порядка и Правил воинского учета призывников и военнообязанных (далее — Правила воинского учета) (приложение 1), несут ответственность согласно закону.

Государственные органы, которые обеспечивают функционирование системы воинского учета, предприятия, учреждения и организации, где ведется воинский учет призывников и военнообязанных, изготовляют печатным способом правила воинского учета и вывешивают их на видном месте в соответствующих помещениях.

23. В сельской местности, а также в городах и поселках, где отсутствуют районные (городские) военные комиссариаты, персонально-первичный учет призывников и военнообязанных, кроме военнообязанных СБУ, Службы внешней разведки, по месту их жительства ведется исполнительными комитетами сельских, поселковых и городских советов.

24. С целью обеспечения персонально-первичного учета призывников и военнообязанных исполнительные комитеты сельских, поселковых и городских советов осуществляют:

постановку на воинский учет граждан, прибывших на новое место жительства в административно-территориальную единицу, которая обслуживается исполнительным комитетом сельского, поселкового или городского совета, только после их постановки на воинский учет в районном (городском) военном комиссариате;

снятие с воинского учета граждан после их выбытия в другую местность (административно-территориальную единицу) на новое место жительства только после их снятия с воинского учета в районном (городском) военном комиссариате;

выявление призывников и военнообязанных, проживающих на территории, которая обслуживается исполнительными комитетами сельского, поселкового или городского совета, и не находятся в них на воинском учете, постановку таких работников и военнообязанных на персонально-первичный учет и направление в районные (городские) военные комиссариаты для постановки на воинский учет;

оповещение по требованию районных (городских) военных комиссариатов призывников и военнообязанных об их вызове в районные (городские) военные комиссариаты и обеспечение их своевременного прибытия;

постоянное взаимодействие с соответствующими районными (городскими) военными комиссариатами и воинскими частями по срокам и способам сверки данных карточек первичного учета призывников и военнообязанных с учетными данными районных (городских) военных комиссариатов, внесению соответствующих изменений в них, а также по оповещению призывников и военнообязанных;

в пятидневный срок со дня подачи соответствующих документов внесение в карточки первичного учета призывников и военнообязанных изменений относительно их семейного положения, места жительства, места работы и должности, образования и отсылают ежемесячно до 5 числа в районные (городские) военные комиссариаты уведомления об изменении учетных данных (приложение 2);

сверку не реже одного раза в год учетных данных карточек первичного учета призывников и военнообязанных, находящихся на воинском учете, с их учетными данными, которые содержатся в личных карточках призывников и военнообязанных предприятий, учреждений, организаций, в которых они работают (учатся), расположенных на территории ответственности сельских, поселковых и городских советов, а также с домовыми книгами (данными регистрационного учета), другими документами по вопросам регистрации места жительства физических лиц, а также с фактическим проживанием (пребыванием) призывников и военнообязанных путем подворового обхода;

сверку данных карточек первичного учета призывников, которые находятся на воинском учете в органах местного самоуправления, с учетными данными районных (городских) военных комиссариатов (после приписки граждан к призывным участкам и перед призывом их на срочную военную службу, а также в другие сроки, определенные районными (городскими) военными комиссариатами);

составление и подачу ежегодно до 1 декабря в районные (городские) военные комиссариаты списков граждан, которые подлежат приписке к призывным участкам (приложение 3);

прием под расписку от призывников и военнообязанных их военно-учетных документов для подачи в районные (городские) военные комиссариаты для сверки с карточками первичного учета и оформления бронирования военнообязанных на период мобилизации и военное время (приложение 4);

постоянный контроль за выполнением гражданами, должностными лицами предприятий, учреждений и организаций, которые находятся на территории соответствующих населенных пунктов, установленных правил воинского учета и проведением соответствующей разъяснительной работы. Обращения в отношении граждан, уклоняющихся от выполнения воинских обязанностей, направляются в органы Национальной полиции для их розыска, задержания и доставки в соответствующие районные (городские) военные комиссариаты (приложение 5);

информирование районных (городских) военных комиссариатов обо всех гражданах, должностных лицах предприятий, учреждений и организаций и собственниках домов, нарушающих правила воинского учета, для привлечения виновных к ответственности согласно закону;

уведомление ежемесячно до 5 числа районных (городских) военных комиссариатов о регистрации, ликвидации предприятий, учреждений и организаций, которые находятся на территории соответствующих населенных пунктов (приложение 6);

ведение и хранение журнала учета результатов проверок состояния воинского учета призывников и военнообязанных и сверки учетных данных с данными районных (городских) военных комиссариатов (приложение 7). Журнал ведется до полного окончания, после чего хранится согласно установленному порядку в течение семи лет.

25. Призывники и военнообязанные, прибывшие на новое место жительства в административно-территориальную единицу, где отсутствуют районные (городские) военные комиссариаты, для постановки на воинский учет в семидневный срок лично прибывают с военно-учетными документами в районный (городской) военный комиссариат.

О призывниках и военнообязанных, выбывших на новое постоянное место жительства за пределы административно-территориальной единицы без снятия с воинского учета, исполнительный комитет сельского, поселкового или городского совета сообщает районному (городскому) военному комиссариату для принятия соответствующих мер.

26. При постановке на воинский учет призывников и военнообязанных исполнительными комитетами сельских, поселковых и городских советов:

проверяется действительность и принадлежность военно-учетных документов призывников и военнообязанных их собственникам, наличие отметок о постановке на воинский учет в районных (городских) военных комиссариатах и своевременность их прибытия в исполнительный комитет сельского, поселкового или городского совета;

проводится оформление карточки первичного учета (приложение 8).

В случае выявления в военно-учетных документах расхождений, неточностей или подделок исполнительный комитет сельского, поселкового или городского совета сообщает об этом районному (городскому) военному комиссариату.

27. Карточки первичного учета в исполнительных комитетах сельских, поселковых и городских советов заполняются последовательно, в точном соответствии с данными записей военно-учетных документов. Отсутствующие данные первичного учета вносятся в карточку при личной беседе с призывником или военнообязанным.

28. Карточки первичного учета хранятся в исполнительных комитетах сельских, поселковых и городских советов в алфавитном порядке по таким группам:

первая группа — карточки первичного учета военнообязанных офицерского состава;

вторая — карточки первичного учета военнообязанных рядового, сержантского и старшинского состава;

третья — карточки первичного учета призывников;

четвертая — карточки первичного учета военнообязанных-женщин;

пятая группа — карточки первичного учета призывников и военнообязанных, снятых (исключенных) с воинского учета.

Карточки первичного учета военнообязанных, которые имеют на руках мобилизационные распоряжения, выделяются отдельно в каждой группе.

29. Исполнительные комитеты сельских, поселковых и городских советов ежемесячно до 5 числа отсылают в районные (городские) военные комиссариаты уведомления об изменении учетных данных призывников и военнообязанных, которые изменили место жительства в пределах административно-территориальной единицы, и военнообязанных, прибывших с мобилизационными распоряжениями.

По решению районного (городского) военного комиссариата осуществляется изъятие у военнообязанного мобилизационного распоряжения, о чем в военном билете ставится отметка. Изъятые мобилизационные распоряжения ежемесячно до 5 числа отсылаются в районный (городской) военный комиссариат вместе с уведомлением об изменении учетных данных.

30. В случае снятия (исключения) призывников и военнообязанных с воинского учета исполнительными комитетами сельских, поселковых и городских советов в карточках первичного учета ставятся соответствующие отметки.

Призывники и военнообязанные, которые выбывают за пределы Украины на постоянное место жительства, направляются исполнительными комитетами сельских, поселковых и городских советов в районные (городские) военные комиссариаты для снятия их с воинского учета и изъятия военно-учетных документов.

Карточки первичного учета призывников и военнообязанных, снятых с воинского учета в связи с выбытием в другую местность (административно-территориальную единицу), хранятся в течение пяти лет и уничтожаются после их очередной сверки с учетными данными районных (городских) военных комиссариатов с составлением акта (приложение 9).

Остальные карточки первичного учета призывников и военнообязанных, снятых (исключенных) с воинского учета, хранятся до исполнения им 65 лет, после чего уничтожаются с составлением акта.

31. Сверка учетных данных карточек первичного учета призывников и военнообязанных, находящихся на воинском учете, производится с их учетными данными, содержащимися в личных карточках призывников и военнообязанных предприятий, учреждений и организаций, в которых они работают (учатся), расположенных на территории ответственности исполнительных комитетов сельских, поселковых и городских советов, а также с домовыми книгами (данными регистрационного учета), другими документами по вопросам регистрации места жительства физических лиц, а также с фактическим проживанием (пребыванием) призывников и военнообязанных путем подворового обхода.

Кроме того, во время сверки проверяются наличие и состояние военно-учетных документов призывников и военнообязанных.

Исполнительные комитеты сельских, поселковых или городских советов вносят в карточки первичного учета призывников и военнообязанных изменения учетных данных, которые выявлены во время сверки, и отсылают ежемесячно до 5 числа в районные (городские) военные комиссариаты уведомления об изменении учетных данных.

О призывниках и военнообязанных, руководителях и должностных лицах предприятий, учреждений, организаций, а также собственниках домов, нарушающих установленные правила воинского учета, сообщается исполнительными комитетами сельских, поселковых или городских советов районному (городскому) военному комиссариату для привлечения виновных к ответственности согласно закону.

Результаты сверки учетных данных карточек первичного учета с учетными данными личных карточек призывников и военнообязанных предприятий, учреждений и организаций вносятся в журнал учета результатов проверок состояния воинского учета призывников и военнообязанных и сверки учетных данных с данными районных (городских) военных комиссариатов.

32. Сверка данных карточек первичного учета призывников и военнообязанных, которые находятся на воинском учете в исполнительных комитетах сельских, поселковых и городских советов, с учетными данными районных (городских) военных комиссариатов осуществляется в соответствии с графиком сверки, утвержденным соответствующим распоряжением местного органа исполнительной власти.

Лица исполнительных комитетов сельских, поселковых и городских советов, ответственные за ведение воинского учета, в определенные графиком сверки сроки командируются в соответствующие районные (городские) военные комиссариаты и проводят сверку данных карточек первичного учета с учетными документами призывников и военнообязанных, которые хранятся в районных (городских) военных комиссариатах.

Результаты сверки вносятся в журнал учета результатов проверок состояния воинского учета призывников и военнообязанных и сверки учетных данных с данными районных (городских) военных комиссариатов.

33. В случае получения распоряжения районного (городского) военного комиссариата относительно оповещения призывников и военнообязанных об их явке на призывные участки (пункты предварительного сбора) для их приписки к призывному участку, призыва на военную службу или на сборы военнообязанных исполнительные комитеты сельских, поселковых и городских советов:

отбирают карточки первичного учета указанных в распоряжении лиц;

осуществляют оповещение указанных в распоряжении призывников и военнообязанных по месту их проживания под их личную подпись в карточках первичного учета. В случае отсутствия призывников и военнообязанных по месту их проживания доводят требование о вызове до сведения собственников домов, в которых они проживают;

в письменном виде уведомляют районный (городской) военный комиссариат о результатах оповещения и выполнения требований законодательства призывниками и военнообязанными и собственниками домов;

обеспечивают контроль за прибытием призывников и военнообязанных по вызову районного (городского) военного комиссариата;

обращаются в органы Национальной полиции в отношении граждан, уклоняющихся от выполнения воинских обязанностей, для их розыска, задержания и доставки в районный (городской) военный комиссариат.

34. Расходы, связанные с обеспечением бланками учетных документов, штампами и канцелярскими принадлежностями, командировками и предоставлением транспортных услуг для обеспечения оповещения призывников и военнообязанных, осуществляются за счет средств местных бюджетов.

35. Учет и хранение документов воинского учета, штампов, книг и журналов воинского учета осуществляются в соответствии с Типовой инструкцией по делопроизводству в центральных органах исполнительной власти, Совете министров Автономной Республики Крым, местных органах исполнительной власти, утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины от 30 ноября 2011 г. № 1242 (Официальный вестник Украины, 2011 г., № 94, ст. 3433).

36. Государственные органы, предприятия, учреждения и организации ведут персональный учет призывников и военнообязанных по месту их работы (учебы).

37. С целью ведения персонального учета призывников и военнообязанных на государственные органы, предприятия, учреждения и организации возлагается выполнение таких мероприятий:

проверка у граждан при приеме на работу (учебу) наличия военно-учетных документов (у военнообязанных — военных билетов или временных удостоверений, а у призывников — удостоверений о приписке к призывным участкам). Прием на работу (учебу) призывников и военнообязанных осуществляется только после постановки их на воинский учет в районных (городских) военных комиссариатах, а также в случае пребывания на воинском учете в СБУ и Службе внешней разведки;

направление в семидневный срок в соответствующие районные (городские) военные комиссариаты уведомлений об изменении учетных данных призывников и военнообязанных, принятых на работу (учебу) или уволенных с работы (отчисленных из учебного заведения);

оповещение по требованию районных (городских) военных комиссариатов призывников и военнообязанных об их вызове в районные (городские) военные комиссариаты и обеспечение их своевременного прибытия;

обеспечение полноты и достоверности учетных данных призывников и военнообязанных согласно требованиям, установленным настоящим Порядком и другими документами первичного учета в соответствии с законодательством;

взаимодействие с районными (городскими) военными комиссариатами по срокам и способам сверки данных личных карточек, списков призывников и военнообязанных, их учетных данных, внесению соответствующих изменений в них, а также по оповещению призывников и военнообязанных;

организация периодической сверки личных карточек призывников и военнообязанных с записями в военных билетах и удостоверениях о приписке к призывным участкам. Не реже одного раза в год проведение сверки личных карточек работников с учетными документами районных (городских) военных комиссариатов, в которых они находятся на воинском учете;

в пятидневный срок со дня подачи соответствующих документов внесение в личные карточки призывников и военнообязанных изменений относительно их семейного положения, места жительства (пребывания), места работы и должности и направление ежемесячно до 5 числа в районные (городские) военные комиссариаты уведомления об изменении учетных данных;

составление и подача ежегодно до 1 декабря в районные (городские) военные комиссариаты списков граждан, подлежащих приписке к призывным участкам;

прием под расписку от призывников и военнообязанных их военно-учетных документов для подачи в районные (городские) военные комиссариаты для сверки с карточками первичного учета и оформления бронирования военнообязанных на период мобилизации и на военное время;

своевременное оформление документов для бронирования военнообязанных за центральными и местными органами исполнительной власти, другими государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями на период мобилизации и на военное время;

постоянный контроль за выполнением должностными лицами государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, призывниками и военнообязанными установленных правил воинского учета и проведением соответствующей разъяснительной работы;

постоянное информирование районных (городских) военных комиссариатов о гражданах и должностных лицах, нарушающих правила воинского учета, для привлечения их к ответственности согласно закону;

ведение и хранение журнала учета результатов проверок состояния воинского учета призывников и военнообязанных и сверка их учетных данных с данными районных (городских) военных комиссариатов.

38. Персональный учет призывников и военнообязанных на предприятиях, в учреждениях и организациях ведется согласно типовой форме первичного учета № П-2 «Особова картка працівника» (далее — личная карточка), утвержденной совместным приказом Госкомстата и Минобороны от 25 декабря 2009 г. № 495/656, в разделе II которой указываются сведения о воинском учете.

Персональный учет призывников и военнообязанных — государственных служащих в центральных и местных органах исполнительной власти, других государственных органах ведется согласно форме первичного учета « Особова картка державного службовця », утвержденной приказом Нацгосслужбы от 5 августа 2016 г. № 156, в пункте 14 которой указываются сведения о воинском учете.

39. Раздел « Відомості про військовий облік » личной карточки заполняется в соответствии с записями в военно-учетных документах.

40. В подразделах раздела « Відомості про військовий облік » личной карточки рядового, сержантского и старшинского состава запаса указывается:

«група обліку» — последняя буква военно-учетной специальности (от «А» до «Ч»).

«категорія обліку» — первая или вторая категория, а также серия и номер военного билета или временного удостоверения;

«склад» — состав военнообязанных (рядовой, сержантский или старшинский);

«військове звання» — воинское звание, присвоенное военнообязанному во время прохождения им военной службы или пребывания в запасе;

«військово-облікова спеціальність» — трехзначное кодовое (цифровое) обозначение военно-учетной специальности;

«придатність до військової служби» — решение военно-врачебных комиссий в отношении лиц, признанных ограниченно годными к военной службе в военное время;

«найменування районного (міського) військового комісаріату за місцем реєстрації» — наименование районного (городского) военного комиссариата, в котором военнообязанный находится на воинском учете;

«найменування районного (міського) військового комісаріату за місцем фактичного проживання» — наименование районного (городского) военного комиссариата, на территории ответственности которого фактически проживает военнообязанный;

«перебування на спеціальному обліку» — номера перечня, пункта и раздела перечня, по которым оформлено бронирование. Для военнообязанных, имеющих мобилизационные распоряжения, — номер команды.

41. В разделе «Відомості про військовий облік» личной карточки офицеров запаса указывается:

разряд запаса согласно записи в военном билете офицера запаса, а также серия и номер военного билета или временного удостоверения — в подразделе «категорія обліку»;

профиль подготовки (командный, инженерный, технический, юридический, медицинский, ветеринарный) — в подразделе «склад»;

шестизначное цифровое обозначение военно-учетной специальности — в подразделе «військово-облікова спеціальність».

Подразделы «група обліку» и «придатність до військової служби» указанного раздела не заполняются.

42. В разделе «Відомості про військовий облік» личной карточки призывников указывается:

слово «призовник» — в подразделе «група обліку»;

номер пункта (абзаца), части и статьи Закона Украины «О воинской обязанности и военной службе», по которым предоставляется отсрочка от призыва на срочную военную службу, и дата, до которой она предоставляется, — в подразделе «перебування на спеціальному обліку».

43. В личных карточках военнообязанных, достигших предельного возраста пребывания в запасе, после проведения очередной сверки с соответствующими районными (городскими) военным комиссариатами делается отметка « Виключений з військового обліку за віком ».

44. Личные карточки призывников и военнообязанных хранятся в алфавитном порядке в отдельной картотеке по следующим группам:

первая группа — личные карточки военнообязанных офицерского состава;

вторая — личные карточки военнообязанных рядового, сержантского и старшинского состава;

третья — личные карточки военнообязанных-женщин;

четвертая группа — личные карточки призывников.

Личные карточки военнообязанных, забронированных на период мобилизации и на военное время, выделяются отдельно в каждой группе.

Личные карточки лиц, исключенных с воинского учета по возрасту или состоянию здоровья, хранятся в общей картотеке.

Организация хранения личных карточек призывников и военнообязанных в государственных органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях осуществляется в соответствии с требованиями законодательства.

45. Сверка учетных данных личных карточек призывников и военнообязанных с их военно-учетными документами осуществляется в соответствии с графиком, утвержденным руководителями соответствующих государственных органов, предприятий, учреждений и организаций.

Во время сверки проверяются наличие и состояние военно-учетных документов призывников и военнообязанных.

Государственные органы, предприятия, учреждения и организации в пятидневный срок со дня подачи соответствующих документов вносят в личные карточки призывников и военнообязанных изменения учетных данных, выявленные во время их сверки, и отсылают ежемесячно до 5 числа в соответствующие районные (городские) военные комиссариаты уведомления об изменении учетных данных.

О призывниках и военнообязанных, нарушающих установленные правила воинского учета, государственные органы, предприятия, учреждения и организации сообщают соответствующим районным (городским) военным комиссариатам для привлечения их к ответственности согласно закону.

46. Сверка данных личных карточек призывников и военнообязанных, которые работают (учатся) на предприятиях, в учреждениях и организациях, с учетными данными документов районных (городских) военных комиссариатов осуществляется согласно графику сверки, который утверждается распоряжением соответствующей районной госадминистрации или городского совета.

Лица, ответственные за ведение воинского учета государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, в определенные графиком сверки сроки командируются в соответствующие районные (городские) военные комиссариаты и проводят сверку данных личных карточек призывников и военнообязанных с их учетными документами в районных (городских) военных комиссариатах.

Результаты сверки вносятся в журнал учета результатов проверок состояния воинского учета и сверки учетных данных с данными районных (городских) военных комиссариатов.

47. В случае получения распоряжений районных (городских) военных комиссариатов по оповещению призывников и военнообязанных об их вызове на призывные участки (пункты предварительного сбора) для их приписки к призывному участку, призыву на военную службу или на сборы военнообязанных руководители государственных органов, предприятий, учреждений и организаций обязаны:

издать приказ об оповещении призывников и военнообязанных и довести его до их сведения в части, касающейся обеспечения их прибытия по вызову районного (городского) военного комиссариата в определенные им сроки;

обеспечить осуществление контроля за результатами оповещения и прибытием призывников и военнообязанных в районные (городские) военные комиссариаты;

в письменном виде сообщить районным (городским) военным комиссариатам о лицах, которые не выполнили приказ руководителя государственного органа, предприятия, учреждения и организации и не прибыли по вызову в районный (городской) военный комиссариат.

48. Призывники и военнообязанные, которые работают на морских и речных судах, берутся на воинский учет по местонахождению портов приписки таких судов.

Призывники и военнообязанные из числа плавающего состава морского и речного флота, которые проживают на судне без регистрации их места жительства, берутся на воинский учет в портах приписки судов или населенных пунктах по месту дислокации кадровых подразделений, обслуживающих суда.

Для постановки на воинский учет и снятия с воинского учета призывников и военнообязанных из числа плавающего состава их военно-учетные документы подаются в учетные органы по распоряжению капитанов судов или администрации пароходств, управлений и баз флота, флотилий.

В случае когда суда на период зимней навигации перебазируются в другие порты, призывники и военнообязанные из числа плавающего состава, обслуживающие суда, должны оставаться на воинском учете в кадровых подразделениях соответствующих пароходств, управлений и баз флота, флотилий по местонахождению портов приписки судов.

49. Призывники и военнообязанные, работающие в полевых геологических и топографо-геодезических организациях, поисковых, съемочных, гидрогеологических, геофизических, лесоустроительных, землеустроительных экспедициях и отрядах, на линейных строительно-монтажных и специализированных поездах, дорожных машинных станциях, в передвижных механизированных и специализированных колоннах, тоннельных, мостостроительных и плавающих отрядах и участках, строительно-монтажных и пусконаладочных организациях, управлениях механизации и подводно-технических работ, а также в других приравненных к таким организациях, работа в которых связана с постоянным перемещением, не имеющие постоянного места жительства в пунктах проведения работ, берутся на воинский учет кадровыми подразделениями по местонахождению таких организаций.

50. Учебные заведения, осуществляющие подготовку женщин по специальности, родственной с соответствующими военно-учетными специальностями, определенными Кабинетом Министров Украины, за три месяца до выпуска подают в районные (городские) военные комиссариаты соответствующий список (приложение 10). Списки приобщаются к отдельному делу и хранятся в районном (городском) военном комиссариате в течение 30 лет.

51. Минобороны через Генеральный штаб Вооруженных Сил с целью обеспечения функционирования системы воинского учета на основании результатов анализа отчетных данных, проведенных мероприятий и проверок состояния воинского учета разрабатывает и подает ежегодно до 1 марта Кабинету Министров Украины информацию о состоянии воинского учета за прошлый год вместе с планом проверки состояния воинского учета в государственных органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях. Кроме того, определяются задачи по методологическому, методическому и научному обеспечению воинского учета, повышению квалификации должностных лиц, ответственных за организацию воинского учета, обеспечению функционирования системы воинского учета. Также разрабатываются и вносятся в установленном порядке соответствующие проекты актов, направленных на урегулирование вопросов по ведению воинского учета.

52. Центральные органы исполнительной власти и другие государственные органы на основании отчетов, результатов проведенных мероприятий и проверок состояния воинского учета в прошлом году в соответствии с компетенцией ежегодно утверждают до 1 февраля приказы о состоянии воинского учета за прошлый год и задачах на следующий год, а также планах проверки состояния воинского учета, задачах по методологическому, методическому и научному обеспечению воинского учета и повышению квалификации лиц, ответственных за ведение воинского учета, а также других мероприятиях по обеспечению функционирования системы воинского учета.

Извлечения из приказов подаются до 10 февраля в Генеральный штаб Вооруженных Сил.

53. Местные органы исполнительной власти:

на основании информации районных (городских) военных комиссариатов о состоянии воинского учета за прошлый год и предложений по его улучшению в следующем году, результатов анализа отчетных данных, проведенных мероприятий и проверок состояния воинского учета на соответствующей территории в прошлом году издают ежегодно до 1 февраля распоряжение о состоянии воинского учета за прошлый год и задачах на следующий год. Распоряжениями утверждаются планы проверок состояния воинского учета на территории соответствующих административно-территориальных единиц, задачи по методическому обеспечению воинского учета и повышению квалификации должностных лиц, ответственных за организацию и ведение воинского учета, а также другие мероприятия по обеспечению функционирования системы воинского учета. Распоряжения облгосадминистраций отсылаются ежегодно до 10 февраля в оперативные командования в соответствии с военно-административным делением территории Украины, доводятся до сведения районных госадминистраций и районных (городских) военных комиссариатов. Кроме того, распоряжениями районных госадминистраций или решениями исполнительных комитетов городских советов утверждаются планы сверки учетных данных предприятий, учреждений и организаций, исполнительных комитетов сельских, поселковых или городских советов с учетными данными районных (городских) военных комиссариатов, которые отсылаются ежегодно до 20 января в облгосадминистрации, районные (городские) военные комиссариаты и исполнительные комитеты сельских, поселковых или городских советов в соответствии с административно-территориальным делением;

уведомляют ежемесячно до 5 числа районные (городские) военные комиссариаты о регистрации, ликвидации предприятий, учреждений и организаций, которые относятся к сфере их управления (приложение 6).

58. Органы, осуществляющие регистрацию места жительства физических лиц:

осуществляют регистрацию (снятие с регистрации) места жительства призывников и военнообязанных только в случае наличия в их военно-учетных документах отметок районных (городских) военных комиссариатов о снятии с воинского учета или пребывании на воинском учете по месту жительства (приложение 15);

отсылают ежемесячно до 5 числа в районные (городские) военные комиссариаты уведомления о регистрации (снятии с регистрации) места жительства призывников и военнообязанных (приложение 16);

сообщают о месте пребывания зарегистрированных призывников и военнообязанных на запросы районных (городских) военных комиссариатов (приложение 17);

отсылают в двухнедельный срок в районные (городские) военные комиссариаты или органы местного самоуправления, которые ведут воинский учет, уведомления о лицах, которые получили гражданство Украины и должны быть взяты на воинский учет (приложение 18);

оказывают районным (городским) военным комиссариатам помощь в постановке призывников и военнообязанных на воинский учет, осуществлении контроля за выполнением ими правил воинского учета и выявлении призывников и военнообязанных, нарушающих указанные правила. Уведомления о выявлении таких лиц отсылаются в районные (городские) военные комиссариаты.

60. Органы государственной регистрации актов гражданского состояния сообщают в семидневный срок после обращения граждан о регистрации актов гражданского состояния районным (городским) военным комиссариатам, в которых находятся на воинском учете призывники и военнообязанные, об изменении их фамилии, имени и отчества, бракосочетании (разводе), регистрации смерти призывников и военнообязанных, изъятии военно-учетных документов, льготных удостоверений, а также изменении других данных (приложение 19).

61. Органы досудебного расследования сообщают в семидневный срок районным (городским) военным комиссариатам о призывниках и военнообязанных, в отношении которых уведомлено о подозрении в совершении уголовного правонарушения (приложение 20).

сообщают в семидневный срок районным (городским) военным комиссариатам о призывниках, в отношении которых уголовные дела рассматриваются судами, а также о приговорах в отношении призывников и военнообязанных, вступивших в законную силу;

изымают и отсылают в соответствующие районные (городские) военные комиссариаты военно-учетные документы призывников и военнообязанные, осужденных к лишению свободы, ограничению свободы или аресту.

63. Медико-социальные экспертные комиссии сообщают в семидневный срок соответствующим районным (городским) военным комиссариатам о призывниках и военнообязанных, признанных инвалидами (приложение 21).

64. Руководители лечебных заведений при проведении призыва граждан на срочную военную службу сообщают в трехдневный срок соответствующим районным (городским) военным комиссариатам о гражданах призывного возраста, которые находятся на стационарном лечении (приложение 22).

65. Жилищно-эксплуатационные организации, другие организации или предприятия и учреждения, которые осуществляют эксплуатацию домов, а также собственники домов в соответствии с распоряжениями районных (городских) военных комиссариатов (приложение 23) и решениями исполнительных комитетов сельских, поселковых и городских советов своевременно подают необходимые сведения в указанные органы о призывниках и военнообязанных, извещают их о вызове в районные (городские) военные комиссариаты путем вручения повесток (приложение 24) и обеспечивают прибытие по вызову.

71. Наличие военно-учетных документов, сданных призывниками и военнообязанными на хранение в соответствующие государственные органы, предприятия, учреждения и организации проверяется ежегодно комиссиями, которые образуются согласно приказам соответствующих руководителей, с составлением актов.

72. В случае выявления утери военно-учетных документов должностными лицами, на хранение которым они сданы призывниками и военнообязанными, приказами руководителей таких должностных лиц назначается служебное расследование. Виновные должностные лица привлекаются к ответственности согласно законодательству. Извлечения из приказов о результатах такого расследования вручаются призывникам или военнообязанным для предоставления в районные (городские) военные комиссариаты по месту их пребывания на воинском учете для восстановления военно-учетных документов.

73. Генеральный штаб Вооруженных Сил ежегодно до 1 марта утверждает штабам оперативных командований план проверки состояния воинского учета в государственных органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, который доводится штабами оперативных командований до сведения соответствующих руководителей.

Программа с определенными вопросами проверки доводится штабами оперативных командований до сведения государственных органов, предприятий, учреждений и организаций не позднее чем за десять дней до ее начала (приложение 27).

76. Оперативные командования в соответствии с утвержденным Генеральным штабом Вооруженных Сил планом проводят проверку государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, которые находятся в пределах зоны ответственности в соответствии с военно-административным делением территории Украины. По результатам проверки составляются акты, которые в десятидневный срок после ее окончания отсылаются руководителям государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, в которых проводилась проверка, в Генеральный штаб Вооруженных Сил и областные военные комиссариаты для реагирования и принятия мер согласно законодательству. Результаты проверки вносятся в журналы учета результатов проверок состояния воинского учета призывников и военнообязанных и сверки учетных данных с данными районных (городских) военных комиссариатов.

77. Областные военные комиссариаты во взаимодействии с облгосадминистрациями проводят в соответствии с утвержденными ими планами проверку государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, которые находятся на соответствующей территории.

По результатам проверки составляются акты, которые в десятидневный срок после ее окончания отсылаются соответствующим руководителям, в оперативные командования и районные (городские) военные комиссариаты для реагирования и принятия мер согласно законодательству. Результаты проверок вносятся в журналы учета результатов проверок состояния воинского учета призывников и военнообязанных и сверки учетных данных с данными районных (городских) военных комиссариатов.

78. Районные (городские) военные комиссариаты в соответствии с утвержденными районными госадминистрациями, городскими советами планами проводят проверку исполнительных комитетов сельских, поселковых и городских советов, а также предприятий, учреждений и организаций, которые находятся на территории их ответственности и в которых работают военнообязанные, забронированные за ними, а также военнообязанные, имеющие мобилизационные распоряжения. Остальные исполнительные комитеты сельских, поселковых и городских советов, предприятий, учреждений и организаций проверяются один раз в три года. Результаты проверок вносятся в журналы учета результатов проверок состояния воинского учета призывников и военнообязанных и сверки их учетных данных с данными районных (городских) военных комиссариатов (приложение 7) и журнал учета проверок состояния воинского учета районного (городского) военного комиссариата (приложение 28), который после окончания хранится семь лет.

79. Центральные органы исполнительной власти и другие государственные органы в соответствии с утвержденными ими планами проводят ежегодно проверку состояния воинского учета на предприятиях, в учреждениях и организациях, которые находятся в сфере их управления.

По результатам проверки составляются акты, которые в десятидневный срок после ее окончания отсылаются соответствующим руководителям и районным (городским) военным комиссариатам для реагирования и принятия мер согласно законодательству. Результаты проверок вносятся в журналы учета результатов проверок состояния воинского учета призывников и военнообязанных и сверки учетных данных с данными районных (городских) военных комиссариатов.

80. Облгосадминистрации в соответствии с утвержденными ими планами во взаимодействии с областными военными комиссариатами проводят проверку государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, которые находятся на территории их ответственности.

По результатам проверки составляются акты, которые в десятидневный срок после ее окончания отсылаются соответствующим руководителям, в оперативные командования и соответствующие районные (городские) военные комиссариаты для реагирования и принятия мер согласно законодательству. Результаты проверок объектов проверок вносятся в журналы учета результатов проверок состояния воинского учета призывников и военнообязанных и сверки учетных данных с данными районных (городских) военных комиссариатов.

81. Районные госадминистрации, городские советы во взаимодействии с районными (городскими) военными комиссариатами в соответствии с планами, утвержденными их распоряжениями или решениями, проводят проверку органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций, которые находятся на территории их ответственности. Органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, которые осуществляют бронирование военнообязанных и в которых работают назначенные в команды на военное время военнообязанные, проверяются один раз в год. Остальные органы местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций проверяются один раз в три года. Результаты проверок вносятся в журналы учета результатов проверок состояния воинского учета призывников и военнообязанных и сверки учетных данных с данными районных (городских) военных комиссариатов.

82. Должностным лицам из состава комиссии, которые проводят проверку состояния воинского учета, вручаются подписанные соответствующими руководителями и заверенные печатями предписания на право проведения проверки состояния воинского учета (приложение 29) и утверждается план их работы.

83. Руководители государственных органов, предприятий, учреждений и организаций проверяют наличие предписаний и удостоверений у должностных лиц, которые проводят проверку, и допускают их к работе с определенными документами.

84. Председатели комиссий, которые проводят проверку, в начале ее проведения доводят до сведения руководителей государственных органов, предприятий, учреждений и организаций планы работы, а после завершения объявляют результаты проверки, которые вносят в журналы учета результатов проверок состояния воинского учета призывников и военнообязанных и сверки учетных данных с данными районных (городских) военных комиссариатов .

85. Руководители государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, на которых проведена проверка, организуют и обеспечивают устранение выявленных недостатков. О принятых мерах по устранению недостатков информируют в определенные в акте сроки руководителя органа, который проводил проверку.

Правила воинского учета призывников и военнообязанных (приложение 1) скачать

Повідомлення про зміну облікових даних (приложение 2) скачать

Список громадян ______ року народження, які підлягають приписці до призовних дільниць (приложение 3) скачать

Розписка про прийом на зберігання військово-облікового документа (приложение 4) скачать

Список жінок, які мають фах, споріднений з відповідною військово-обліковою спеціальністю (приложение 10) скачать