Военная служба по призыву по мобилизации на особый период

Военная служба по призыву по мобилизации на особый период

Оставьте свои контактные данные

Оставьте свой вопрос

НУЖЕН СОВЕТ ЮРИСТА?

ЗАКАЖИТЕ КОНСУЛЬТАЦИЮ В BITLEX

Сервисом Bitlex было рассмотрено Ваше обращение и сообщается следующее.

Контракт прекращается (расторгается), а военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, увольняются с военной службы по основаниям, предусмотренным частью шестой статьи 26 Закона Украины «О воинской обязанности и военной службе».

Уволиться можно, однако нужно учитывать, что сегодня действует особый период.

Для граждан, которые принимаются на военную службу по контракту в случае возникновения кризисной ситуации, угрожающей национальной безопасности, объявления решения о проведении мобилизации и (или) введения правового режима военного положения и назначаются на должности, срок военной службы в календарном исчислении устанавливается до окончания особого периода или до объявления решения о демобилизации.

Для военнослужащих срочной военной службы и военнослужащих военной службы по призыву по мобилизации, на особый период, которые во время действия особого периода отслужили не менее 11 месяцев, лиц, уволенных с военной службы во время действия особого периода, которые принимаются на военную службу по контракту в период с момента объявления мобилизации до момента введения военного положения (наступление военного времени) или объявления решения о демобилизации, срок военной службы в календарном исчислении устанавливается шесть месяцев. Срок прохождения военной службы для таких военнослужащих может быть продлен по новым контрактам на срок шесть месяцев.

В случае окончания особого периода или оглашения решения о демобилизации действие таких контрактов прекращается досрочно.

Возможно, Вам будут интересны следующие консультации:

Военная служба по призыву по мобилизации на особый период

Военные действия на востоке Украины послужили причиной проведения среди гражданского населения мобилизации на военную службу на особый период. Для мобилизованных работников предусмотрены соцгарантии, которые должно соблюдать любое предприятие. В этом материале рассмотрим, какие дополнительные социальные и трудовые гарантии имеет мобилизованный работник и что необходимо для их оформления.

С марта 2014 года в нашей стране проводится частичная мобилизация граждан Украины на военную службу. С начала ее проведения нормы законодательства о предоставлении трудовых и социальных гарантий мобилизованным работникам несколько раз менялись.

На какие гарантии предприятия имеет право работник

На сегодняшний день в соответствии с ч. 3 ст. 119 КЗоТ за всеми мобилизованными работниками, как призванными на военную службу на особый период, так и принятыми по контракту, на срок до окончания особого периода или до дня фактической демобилизации, сохраняются место работы, должность и компенсируется из бюджета средний заработок на предприятии, где они работали на момент призыва, независимо от подчинения и формы собственности.

То есть, пока работник не будет демобилизован, работодатель сохраняет за ним место работы и должность.

Норма о сохранении соцгарантий мобилизованным работникам на весь срок службы, внесенная Законом № 433 в ст. 119 КЗоТ, заработала с 11.06.2015 г. Ранее данные гарантии работодатель должен был обеспечивать на срок не более одного года.

Если работник был призван во время мобилизации и подлежит увольнению с военной службы в связи с демобилизацией, но продолжает служить по контракту – он получает такие же гарантии на срок заключенного контракта.

В этих случаях предприятие также выплачивает мобилизованным работникам компенсацию среднего заработка за время нахождения на военной службе. Выплата компенсаций с марта 2015 года проводится за счет средств Госбюджета Украины согласно Порядку № 105, определенному Кабмином.

Такие же гарантии сохраняются и работникам, которые при прохождении военной службы:

• получили ранения (другие повреждения здоровья) и находятся на лечении в медучреждениях – до дня, следующего за днем постановки на воинский учет в военных комиссариатах после увольнения с военной службы в случае окончания лечения в медучреждениях независимо от срока лечения;

• попали в плен – до дня возвращения из плена;

• признаны безвестно отсутствующими – до дня появления после признания безвестно отсутствующими или дня объявления судом их умершими.

Выплата компенсаций из бюджета в пределах среднего заработка в таких случаях также проводится за счет денежных средств Госбюджета. Это предусматривает обновленная ч. 4 ст. 119 КЗоТ, которая до 11.06.2015 г. обязывала сохранять в этом случае средний заработок за счет работодателей, то есть без получения компенсации.

Документы, необходимые для предоставления гарантий

Согласно ч. 3 ст. 22 Закона № 3543 для получения права на вышеперечисленные гарантии мобилизованный работник должен предоставить работодателю один из документов, подтверждающих его мобилизацию:

• распоряжение военного комиссара.

После получения документа работодатель издает приказ о временном освобождении работника от работы на период призыва во время мобилизации с указанием даты начала прохождения службы.

Началом прохождения военной службы работника считается день (ст. 24 Закона № 2232):

• зачисления в списки личного состава воинской части – для граждан, принятых на военную службу по контракту, в т. ч. военнообязанных, проходящих сборы, и резервистов во время мобилизации;

• отправки в воинскую часть из военного комиссариата – для граждан, призванных на военную службу во время мобилизации, на особый период, и на военную службу по призыву лиц офицерского состава.

Учет рабочего времени и запись в трудовую книжку

В табеле учета рабочего времени, утвержденном приказом № 489, за дни отсутствия работника на рабочем месте проставляется отметка ИН (код 22), то есть «другое неотработанное время, предусмотренное законодательством (выполнение государственных и общественных обязанностей, допризывная подготовка, военные сборы и т. п.)».

Мобилизованным работникам, приступающим к работе после демобилизации, записи о прохождении ими военной службы в трудовую книжку не вносятся, так как за ними сохранялось место работы (должность) на время прохождения военной службы в связи с мобилизацией. Согласно приказу руководителя предприятия на этот период их освобождали от исполнения должностных обязанностей, но не увольняли с работы. Трудовые отношения с работодателем сохранялись. В соответствии с п. 2.19 Инструкции № 58 запись о прохождении военной службы может быть внесена только до того, как записывают сведения о приеме на работу.

Зачисление службы в стаж работы

Время пребывания на военной службе засчитывается в страховой стаж, стаж работы, стаж работы по специальности, а также в стаж госслужбы мобилизованных работников (абз. 2 ч. 1 ст. 8 Закона № 2011).

Для военнослужащих предусмотрен особый порядок учета стажа. Для них время прохождения военной службы в особый период засчитывается в выслугу лет, стаж работы, стаж работы по специальности, а также в стаж госслужбы на льготных условиях в порядке, который определяет КМУ. Поэтому:

• в выслугу лет для назначения пенсий засчитывается на льготных условиях 1 месяц службы за 3 месяца время прохождения службы, в течение которого военнослужащий участвовал в АТО (пп. «а» п. 3 постановления КМУ № 393);

• в стаж госслужбы засчитывается в 3-кратном размере время прохождения военнослужащим военной службы, в течение которого он участвовал в АТО (п. 3 Порядка № 283).

Но в трудовую книжку внесение записей о времени участия работника в АТО Инструкцией № 58 не предусмотрено. Такие сведения будут засчитывать в стаж военнослужащих на основании записей в его военном билете и документов, предоставленных соответствующими госорганами.

Гарантии пенсионерам и предпринимателям

Пенсионерам из числа военнослужащих и других лиц, находившихся на военной службе и получающих пенсию в соответствии с Законом № 2262, выплата пенсий не прекращается ни на время прохождения военной службы в случае призыва на военную службу во время мобилизации, ни на время службы по контракту в особый период (ч. 3 ст. 2 Закона № 2262). За ними также сохраняется право на пенсию за выслугу лет (ч. 2 ст. 12 Закона № 2262).

Предпринимательская деятельность мобилизованных граждан «замораживается». Госрегистрация предпринимательской деятельности для таких физлиц-предпринимателей не прекращается на все время военной службы, в том числе по контракту. Начисление налогов и сборов такими физлицами-предпринимателями не осуществляется (ч. 3 ст. 39 Закона № 2232).

В соответствии со ст. 210 1 КоАП нарушение законодательства об обороне, мобилизационной подготовке и мобилизации влечет за собой наложение штрафа на граждан от 10 до 30 НМДГ (170 – 510 грн.) и на должностных лиц – от 30 до 100 НМДГ (510 – 1700 грн.).

Повторное на протяжении года совершение такого нарушения, за которое уже проводилось административное взыскание, влечет за собой наложение штрафа на граждан от 30 до 100 НМДГ (510 – 1700 грн.) и на должностных лиц – от 100 до 300 НМДГ (1700 грн. – 5100 грн.).

Как рассчитать средний заработок мобилизованным читайте в материале «Средний заработок мобилизованным: расчет и учет» (№34 за 2015 г.) издания «БУХГАЛТЕР&ЗАКОН».

4. Порядок № 105 – Порядок выплаты компенсации предприятиям, учреждениям, организациям в пределах среднего заработка работников, призванных на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период, утвержденный постановлением КМУ от 04.03.2015 г. № 105.

10. Порядок № 283 – Порядок исчисления стажа государственной службы, утвержденный постановлением КМУ от 03.05.94 г. № 283.

Президент изменил правила призыва в Госпогранслужбу

Об этом говорится в Указе Президента №219 от 17 августа, опубликованном на сайте Президента.

Данным указом вносятся изменения в положение о прохождении гражданами службы в ГПСУ.

Документом определяется, что призыв на службу в ГПСУ проводится во время мобилизации на особый период. Ранее он проводился только для срочной службы и службы лиц офицерского состава.

В связи с этим указом вносятся также изменения в раздел об исполнении воинских обязанностей в особый период. Предусматривается, что в случае объявления мобилизации и наступления особого периода проводится призыв военнообязанных и резервистов, а также прием граждан на службу по контракту. Изменениями предусматривается, что призывы военнообязанных в этот период проводятся военными комиссариатами, а резервистов — начальниками органов Госпогранслужбы на основании указов Президента.

При этом военные ГПСУ увольнению не подлежат и продолжают служить сверх установленных сроков до объявления демобилизации. Вместе с тем указом разрешается отмена приказов об увольнениях служащих, которых не было исключено со списков личного состава воинских частей.

Кроме того, положением предусматривается возможность отозвания из отпусков военных, за исключением отпусков для лечения, беременностью и родами, уходом за малолетними детьми.

Также предусматривается расширить виды контрактов о прохождении службы в ГПСУ и пересматриваются сроки заключения таких контрактов.

В Минобороны объяснили, кто освобождается от прохождения военной службы в особый период

Документ опубликуют 28 ноября.

Министерство обороны Украины обнародовало разъяснение относительно изменений в законодательстве о прохождении военной службы в особый период и пояснил, кого призыв не коснется.

В оборонном ведомстве подчеркнули, что приказ будет опубликован 28 ноября 2017 года. Согласно него, будут введены проведения спецпроверки перед первым назначением военных органов военного управления ВСУ на руководящие должности.

В Минобороны также перечислили список лиц, которые должны быть освобождены от призыва на военную службу по призыву лиц офицерского состава. Среди них те, кто:

  • проходили военную службу или службу в военном резерве;
  • забронированы на период мобилизации и на военное время за государственными органами, предприятиями, учреждениями;
  • признаны непригодными к военной службе по состоянию здоровья;
  • имеющие на иждивении трое и более детей в возрасте до 18 лет;
  • самостоятельно воспитывают ребенка (детей) в возрасте до 18 лет;
  • имеющие на иждивении совершеннолетнюю ребенка, который является инвалидом I или II группы, до достижения им 23 лет;
  • являются усыновителями, опекунами, попечителями, приемными родителями, родителями-воспитателями, на содержании которых находятся дети-сироты или дети, лишенные родительского попечительства, возрастом до 18 лет;
  • заняты постоянным уходом за лицами, которые его требуют, согласно законодательству Украины, в случае отсутствия других лиц, которые могут осуществлять такой уход;
  • являются народными депутатами Украины, депутатами Верховной Рады Автономной Республики Крым;
  • являются студентами и аспирантами, которые учатся на дневной форме обучения.

Также из-за изменения в закон вводится принятие на военную службу по контракту офицеров после прохождения ими шести месяцев военной службы по призыву лиц офицерского состава. Раньше это происходило после окончания срока этой службы.

Ранее в Генштабе сообщили, что более 70% юношей из осенней призывной кампании уже отправлено в ряды Вооруженных сил Украины и других военных формирований. Всего в этом году должны были призвать 10 тысяч 460 человек.

В Украине начался осенний призыв срочников

Ряды Вооруженных сил, Нацгвардии и Государственной спецтрансслужбы в течение двух месяцев должны пополнить более 10 тысяч солдат в возрасте от 20-ти до 27-ми лет. Кто имеет высшее образование – будет служить год, остальные — полтора. В зону АТО срочников обещают не отправлять.

Призыв работника на военную службу в особый период является основанием для сохранения за ним рабочего места и среднего заработка

Фабула судебного акта: В 2015 году большое количество работников было уволено с работы на основании ч. 3 ст. 36 КЗоТ Украины в связи с призывом последних на военную службу, которой было предусмотрено в качестве основания для прекращения трудового договора призыв или поступление работника или владельца — физического лица на военную службу, направление на альтернативную (невоенную) службу, кроме призыва работника на военную службу по призыву по мобилизации, на особый период, но не более одного года.
Работодатели, пользуясь юридической неосведомленностью работников фактически заставляли последних писать заявления об увольнении. В то же время, законодательство, действовавшее на тот момента, а именно ст. 119 КЗоТ Украины четко указывала на то, что за работниками, призванными на военную службу сохраняется место работы, должность и компенсируется из бюджета средний заработок на предприятии.
В данном случае, лицо, было уволено с работы на основании ч. 3 ст. 36 КЗоТ обратилась в суд с иском о признании противоправным и отмене приказа, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула.

Мотивами подачи иска стало то, что последнего в апреле в 2015 году было призвано на срочную военную службу в связи с чем он был уволен с работы в связи с призывом на военную службу. Поэтому истец считает свое увольнение незаконным, поскольку он был призван на военную службу на время действия в Украине особого периода, в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 39 Закона Украины «О воинской обязанности и военной службе», а потому за ним сохраняется место работы и средний заработок.
Работодатель не соглашаясь с требованиями уволенного работника указал, что на момент увольнения истца с занимаемой должности сослался на разъяснения Государственной инспекции Украины по вопросам труда от 17.04.2015 года, согласно которому при отсутствии в Указе Президента Украины «О частичной мобилизации» условий, предусмотренных ч . 2 ст. 39 Закона Украины «О воинской обязанности и военной службе», в случае призыва работника на военную службу трудовой договор расторгается на основании п. 3 ст. 36 КЗоТ Украины.

Суд первой инстанции, с решением которого согласились и суды апелляционной и кассационной инстанций, удовлетворил исковые требования и указал, что в соответствии с пунктом 3 ст. 36 КЗоТ Украины в редакции действующей на момент увольнения работника, основанием для прекращения действия трудового договора является призыв или поступление работника или владельца — физического лица на военную службу, направление на альтернативную (невоенной) службе, кроме призыва работника на военную службу по призыву по мобилизации на особый период, но не более одного года.

Кроме этого на время прекращения трудовых отношений с истцом нормами Кодекса законов о труде Украины не предполагалось возможности сохранения рабочего места за работниками, проходят срочную военную службу. Позже с частью третьей статьи 119 КЗоТ Украины были внесены изменения, и гарантии сохранения рабочего места за работниками, распространялось и на лиц, призванных на срочную военную службу, вместо того, ст. 58 Конституции Украины установлено, что законы и другие нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени кроме случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность лица.
Гарантии по сохранению места работы (должности), среднего заработка на предприятии, в учреждении, организации независимо от подчинения и формы собственности за гражданами Украины, призванных на срочную военную службу были предусмотрены в статье 39 Закона Украины «О воинской обязанности и военной службе », и начали действовать с 08.02.2015 года.
В то же время истец был призван на военную службу именно во время действия особого периода, а потому на него распространяются гарантии и компенсации в соответствии со статьей 119 Кодекса законов о труде Украины для работников, привлекаемых к выполнению обязанностей, предусмотренных Законами Украины «О воинской обязанности и военной службе», «Об альтернативной (невоенной) службе», «О мобилизационной подготовке и мобилизации », и которым предоставляются гарантии и льготы в соответствии с этими законами.

Предельный возраст приема на военную службу в качестве курсантов повышен до 30 лет

Повышен предельный возраст (с 23 до 30 лет) приема граждан на военную службу (обучение) в качестве курсантов высших военных учебных заведений или их военных учебных подразделений, в том числе тех, которые осуществляют подготовку лиц на должности сержантского и старшинского состава. Это положение распространяется на военнослужащих, проходящих военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период.

В частности, документом определены основания увольнения с военной службы военнослужащих из числа иностранцев и лиц без гражданства, которые не прошли испытательный срок.

Военнослужащие, признанные решениями военно-врачебных комиссий непригодными по состоянию здоровья к военной службе, могут продолжать прохождения службы (за исключением умственных, сенсорных, психологических недостатков и других заболеваний, определенных Министерством обороны).

Также Закон позволяет:

— повысить до 60 лет предельный возраст пребывания в запасе военнообязанных-женщин (как это уже определено для мужчин);

— продолжать в особый период военную службу по новому контракту на срок от 1 до 10 лет;

— уволиться или заключить новый контракт военнослужащим, действие контрактов которых принудительно продолжено после окончания его срока в особый период, и военнослужащим, заключившим контракт до окончания особого периода и объявления демобилизации.

Кроме того, усовершенствованы отдельные нормы относительно обеспечения военнослужащих, командированных в государственные органы, предприятия, учреждения, организации и призыва по мобилизации и тому подобное.

Соответствующие изменения внесены в:

Напомним, что соответствующий Закон ВР приняла на вечернем заседании 5 апреля 2018 года.

Только СЕГОДНЯ все желающие имеют возможность получить 30 % скидку, приобретя сервисы, системы и издания от ЛІГА:ЗАКОН. Все что нужно для этого — оплатить абонентское обслуживание на 5 месяцев вперед.

Для получения более детальной информации об акции перейдите по ссылке.

Воспользуйтесь тестовым доступом и оцените весь масштаб и преимущества предоставляемых услуг.