Военная служба меры поощрения

Воинская дисциплина, поощрения и дисциплинарные взыскания

1. Обязанности военнослужащего по соблюдению воинской дисциплины

1. Воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами Российской Федерации, общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации (далее — общевоинские уставы) и приказами командиров (начальников).

2. Воинская дисциплина основывается на осознании каждым военнослужащим воинского долга и личной ответственности за защиту Российской Федерации. Она строится на правовой основе, уважении чести и достоинства военнослужащих.
Основным методом воспитания у военнослужащих дисциплинированности является убеждение. Однако это не исключает возможности применения мер принуждения к тем, кто недобросовестно относится к выполнению своего воинского долга.

3. Воинская дисциплина обязывает каждого военнослужащего:

  1. быть верным Военной присяге (обязательству), строго соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы Российской Федерации и требования общевоинских уставов;
  2. выполнять свой воинский долг умело и мужественно, добросовестно изучать военное дело, беречь государственное и военное имущество;
  3. беспрекословно выполнять поставленные задачи в любых условиях, в том числе с риском для жизни, стойко переносить трудности военной службы;
  4. быть бдительным, строго хранить государственную тайну;
  5. поддерживать определенные общевоинскими уставами правила взаимоотношений между военнослужащими, крепить войсковое товарищество;
  6. оказывать уважение командирам (начальникам) и друг другу, соблюдать правила воинского приветствия и воинской вежливости;
  7. вести себя с достоинством в общественных местах, не допускать самому и удерживать других от недостойных поступков, содействовать защите чести и достоинства граждан;
  8. соблюдать нормы международного гуманитарного права в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

4. Воинская дисциплина достигается:

  1. воспитанием у военнослужащих морально-психологических, боевых качеств и сознательного повиновения командирам (начальникам);
  2. знанием и соблюдением военнослужащими законов Российской Федерации, других нормативных правовых актов Российской Федерации, требований общевоинских уставов и норм международного гуманитарного права;
  3. личной ответственностью каждого военнослужащего за исполнение обязанностей военной службы;
  4. поддержанием в воинской части (подразделении) внутреннего порядка всеми военнослужащими;
  5. четкой организацией боевой подготовки и полным охватом ею личного состава;
  6. повседневной требовательностью командиров (начальников) к подчиненным и контролем за их исполнительностью, уважением личного достоинства военнослужащих и постоянной заботой о них, умелым сочетанием и правильным применением мер убеждения, принуждения и общественного воздействия коллектива;
  7. созданием в воинской части (подразделении) необходимых условий военной службы, быта и системы мер по ограничению опасных факторов военной службы.

9. Право командира (начальника) отдавать приказ и обязанность подчиненного беспрекословно повиноваться являются основными принципами единоначалия.
В случае открытого неповиновения или сопротивления подчиненного командир (начальник) обязан для восстановления порядка и воинской дисциплины принять все установленные законами Российской Федерации и общевоинскими уставами меры принуждения, вплоть до задержания и привлечения нарушителя к предусмотренной законодательством Российской Федерации ответственности. При этом оружие может быть применено только в боевой обстановке, а в условиях мирного времени — в исключительных случаях, не терпящих отлагательства, в соответствии с требованиями статей 13 и 14 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации.

2. Применяемые поощрения и применяемые к солдатам дисциплинарные взыскания

2.1. Общие положения

17. Поощрения являются важным средством воспитания военнослужащих и укрепления воинской дисциплины.
Командир (начальник) в пределах прав, определенных настоящим Уставом, обязан поощрять подчиненных военнослужащих за особые личные заслуги, разумную инициативу, усердие и отличие по службе.
В том случае, когда командир (начальник) считает, что предоставленных ему прав недостаточно, он может ходатайствовать о поощрении отличившихся военнослужащих властью вышестоящего командира (начальника).

18. За мужество и отвагу, проявленные при выполнении воинского долга, образцовое руководство войсками и другие выдающиеся заслуги перед государством и Вооруженными Силами Российской Федерации, за высокие показатели в боевой подготовке, отличное освоение новых образцов вооружения и военной техники командиры (начальники) от командира полка (корабля 1 ранга), им равные и выше, командиры отдельных батальонов (кораблей 2 и 3 ранга), а также командиры отдельных воинских частей, пользующиеся в соответствии со статьей 11 настоящего Устава дисциплинарной властью командира батальона, имеют право ходатайствовать о представлении подчиненных им военнослужащих к награждению государственными наградами Российской Федерации и ведомственными знаками отличия.

2.2. Поощрения, применяемые к солдатам

20. К солдатам и матросам применяются следующие поощрения:
а) снятие ранее примененного дисциплинарного взыскания;
б) объявление благодарности;
в) сообщение на родину (по месту жительства родителей военнослужащего или лиц, на воспитании которых он находился) либо по месту прежней работы (учебы) военнослужащего об образцовом выполнении им воинского долга и о полученных поощрениях;
г) награждение грамотой, ценным подарком или деньгами;
д) награждение личной фотографией военнослужащего, снятого при развернутом Боевом знамени воинской части;
е) присвоение воинского звания ефрейтора (старшего матроса);
и) награждение нагрудным знаком отличника;
к) занесение в Книгу почета воинской части (корабля) фамилий отличившихся солдат и матросов.
К военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на должностях солдат и матросов, применяются все виды поощрений, указанные в настоящей статье, за исключением предусмотренного пунктом «в».

2.3. Дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат

55. К солдатам и матросам могут применяться следующие виды дисциплинарных взысканий:
а) выговор;
б) строгий выговор;
в) лишение очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег;
г) лишение нагрудного знака отличника;
е) снижение в воинской должности ефрейтора (старшего матроса);
ж) снижение в воинском звании ефрейтора (старшего матроса);
з) снижение в воинском звании со снижением в воинской должности ефрейтора (старшего матроса);
к) дисциплинарный арест.
К солдатам и матросам, проходящим военную службу по контракту , применяются все виды дисциплинарных взысканий, за исключением предусмотренного пунктом «в».

Порядок применения поощрений, порядок применения и приведения в исполнение дисциплинарных взысканий

3.1. Порядок применения поощрений

34. Командиры (начальники) могут применять поощрения как в отношении отдельного военнослужащего, так и в отношении всего личного состава воинской части (подразделения).
За одно отличие военнослужащий может быть поощрен только один раз.
При определении вида поощрения принимаются во внимание характер заслуг, усердие и отличия военнослужащего, а также прежнее отношение его к военной службе.

35. Военнослужащий, имеющий дисциплинарное взыскание, может быть поощрен только путем снятия ранее примененного взыскания. Право снятия дисциплинарного взыскания принадлежит тому командиру (начальнику), которым взыскание было применено, а также его прямым начальникам, имеющим не меньшую, чем у него, дисциплинарную власть.
Право снятия дисциплинарных взысканий, указанных в статьях 75 — 79 настоящего Устава, принадлежит прямому командиру (начальнику), имеющему дисциплинарную власть, не меньшую, чем начальник, применивший взыскание.
Одновременно с военнослужащего может быть снято только одно дисциплинарное взыскание.
Командир (начальник) имеет право снять дисциплинарное взыскание только после того, как оно сыграло свою воспитательную роль и военнослужащий исправил свое поведение образцовым выполнением воинского долга.

36. Снятие дисциплинарного взыскания — дисциплинарный арест — осуществляется командиром воинской части, в случае если военнослужащий не совершит нового дисциплинарного проступка: с солдат и матросов — не ранее трех месяцев после исполнения постановления судьи гарнизонного военного суда о назначении дисциплинарного ареста.
Снятие дисциплинарного взыскания — снижение в воинском звании (должности) — с солдат, и матросов осуществляется не ранее чем через шесть месяцев со дня его применения.
Солдаты и матросы восстанавливаются в прежнем воинском звании только при назначении их на соответствующую воинскую должность.
Дисциплинарное взыскание — снижение в воинской должности — может быть снято с военнослужащего без одновременного восстановления его в прежней должности.

37. Поощрение — объявление благодарности — применяется как в отношении отдельного военнослужащего, так и в отношении всего личного состава воинской части (подразделения).

38. Поощрение — сообщение на родину (по месту жительства родителей военнослужащего или лиц, на воспитании которых он находился) либо по месту прежней работы (учебы) военнослужащего об образцовом исполнении им воинского долга и о полученных поощрениях — применяется в отношении военнослужащих, проходящих военную службу по призыву. При этом на родину (по месту жительства родителей военнослужащего или лиц, на воспитании которых он находился) либо по месту прежней работы (учебы) военнослужащего высылается похвальный лист с сообщением об образцовом исполнении им воинского долга и о полученных поощрениях.

39. Поощрение — награждение грамотой, ценным подарком или деньгами — применяется в отношении всех военнослужащих, при этом грамотой награждаются как отдельные военнослужащие, так и весь личный состав воинской части (подразделения), как правило, в конце периода обучения (учебного года), при увольнении с военной службы, а также при подведении итогов соревнования (состязания).

40. Поощрение — награждение личной фотографией военнослужащего, снятого при развернутом Боевом знамени воинской части — применяется в отношении солдат, матросов, сержантов и старшин.
Военнослужащему, в отношении которого применяется это поощрение, вручаются две фотографии (военнослужащие фотографируются в парадной форме, с оружием) с текстом на обороте: кому и за что вручено.

41. Поощрения — присвоение воинского звания ефрейтора (старшего матроса) — применяются в отношении военнослужащих за особые личные заслуги.

42. Поощрение — награждение нагрудным знаком отличника — объявляется приказом командира воинской части и применяется в отношении солдат и матросов, которые являлись отличниками в течение одного периода обучения.

43. Поощрение — занесение в Книгу почета воинской части (корабля) фамилий отличившихся военнослужащих — объявляется приказом командира воинской части и применяется в отношении:
Солдат и матросов последнего периода обучения, проходящих военную службу по призыву, добившихся отличных показателей в боевой подготовке, проявивших безупречную дисциплинированность и высокую сознательность при несении службы, — перед увольнением с военной службы;
военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, за безупречную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также всех военнослужащих, особо отличившихся при исполнении своего воинского долга, — в течение всего срока прохождения ими военной службы.
При объявлении приказа о занесении в Книгу почета воинской части (корабля) военнослужащему вручается похвальная грамота за подписью командира воинской части (корабля). О занесении в Книгу почета воинской части (корабля) фамилии военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, кроме того, сообщается на родину (по месту жительства родителей военнослужащего или лиц, на воспитании которых он находился) либо по месту прежней работы (учебы) военнослужащего.

45. Поощрения объявляются перед строем, на собраниях или совещаниях военнослужащих, в приказе или лично.
Объявление приказов о поощрении или награждении отличившихся военнослужащих обычно проводится в торжественной обстановке.
Одновременно с объявлением приказа о поощрении военнослужащим, как правило, вручаются грамоты, ценные подарки или деньги, личные фотографии военнослужащих, снятых при развернутом Боевом знамени воинской части, нагрудные знаки отличника, а также зачитывается текст сообщения на родину (по месту жительства родителей военнослужащего или лиц, на воспитании которых он находился) либо по месту прежней работы (учебы) военнослужащего об образцовом выполнении им воинского долга.

46. Военнослужащий считается не имеющим дисциплинарных взысканий после их снятия соответствующим командиром (начальником) или по истечении одного года со дня применения последнего взыскания, если за этот период к нему не было применено другое дисциплинарное взыскание.

3.2. Порядок применения дисциплинарных взысканий

80. К военнослужащему, совершившему дисциплинарный проступок, могут применяться только те дисциплинарные взыскания, которые определены настоящим Уставом, соответствуют воинскому званию военнослужащего и дисциплинарной власти командира (начальника), принимающего решение о привлечении нарушителя к дисциплинарной ответственности.

81. Принятию командиром (начальником) решения о применении к подчиненному военнослужащему дисциплинарного взыскания предшествует разбирательство.
Разбирательство проводится в целях установления виновных лиц, выявления причин и условий, способствовавших совершению дисциплинарного проступка.
Разбирательство, как правило, проводится непосредственным командиром (начальником) военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок, или другим лицом, назначенным одним из прямых командиров (начальников). При этом военнослужащий, назначенный для проведения разбирательства, должен иметь воинское звание и воинскую должность не ниже воинского звания и воинской должности военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок.
В случаях, указанных в статье 75 настоящего Устава, разбирательство проводится начальником гарнизона, старшим морским начальником, военным комендантом гарнизона, начальником военных сообщений на видах транспорта, начальником военно-автомобильных дорог, военным комендантом железнодорожного (водного) участка и станции (порта, аэропорта) или назначенными ими лицами.
Разбирательство, как правило, проводится без оформления письменных материалов, за исключением случаев, когда командир (начальник) потребовал представить материалы разбирательства в письменном виде.
Материалы разбирательства о грубом дисциплинарном проступке оформляются только в письменном виде.

В ходе разбирательства должно быть установлено:

  1. событие дисциплинарного проступка (время, место, способ и другие обстоятельства его совершения);
  2. лицо, совершившее дисциплинарный проступок;
  3. вина военнослужащего в совершении дисциплинарного проступка, форма вины и мотивы совершения дисциплинарного проступка;
  4. данные, характеризующие личность военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок;
  5. наличие и характер вредных последствий дисциплинарного проступка;
  6. обстоятельства, исключающие дисциплинарную ответственность военнослужащего;
  7. обстоятельства, смягчающие дисциплинарную ответственность, и обстоятельства, отягчающие дисциплинарную ответственность;
  8. характер и степень участия каждого из военнослужащих при совершении дисциплинарного проступка несколькими лицами;
  9. причины и условия, способствовавшие совершению дисциплинарного проступка;
  10. другие обстоятельства, имеющие значение для правильного решения вопроса о привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности.

Командир (начальник) вправе принять решение о наказании военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок, своей властью либо в срок до 10 суток представить по подчиненности вышестоящему командиру (начальнику) материалы разбирательства о совершении военнослужащим дисциплинарного проступка для принятия решения.
При совершении военнослужащим грубого дисциплинарного проступка (приложение № 7) или при получении данных о его совершении непосредственный командир (начальник) военнослужащего обязан немедленно доложить об этом в установленном порядке командиру воинской части.
Командир воинской части принимает решение о проведении разбирательства по факту совершения грубого дисциплинарного проступка и назначает ответственного за его проведение.
Разбирательство по факту совершения военнослужащим грубого дисциплинарного проступка заканчивается составлением протокола (приложение № 8). При проведении разбирательства по факту совершения грубого дисциплинарного проступка группой военнослужащих протокол составляется в отношении каждого из этих военнослужащих.
Протокол вместе с материалами разбирательства предоставляется для ознакомления военнослужащему, совершившему грубый дисциплинарный проступок, после чего направляется командиру воинской части для рассмотрения. Командир (начальник) или лицо, проводившее разбирательство, направляет командиру воинской части предложение о сроке дисциплинарного ареста, который целесообразно назначить военнослужащему, или о применении к нему другого вида дисциплинарного взыскания.
Командир воинской части обязан в срок до двух суток рассмотреть протокол и материалы о совершении грубого дисциплинарного проступка и принять решение либо о направлении их в гарнизонный военный суд, либо о применении к военнослужащему иного дисциплинарного взыскания, предусмотренного настоящим Уставом.
В случае, когда обстоятельства совершения военнослужащим грубого дисциплинарного проступка установлены ранее проведенными по данному факту ревизией, проверкой или административным расследованием либо материалами об административном правонарушении, разбирательство командиром воинской части может не назначаться. Если разбирательство не назначается, командир воинской части назначает офицера для составления протокола и определяет срок его составления, который не должен превышать трое суток.
Если в ходе разбирательства выяснится, что дисциплинарный проступок содержит признаки преступления, командир воинской части в соответствии с законодательством Российской Федерации возбуждает уголовное дело, уведомляет об этом военного прокурора и руководителя военного следственного органа Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.

82. При назначении дисциплинарного взыскания учитываются характер дисциплинарного проступка, обстоятельства и последствия его совершения, форма вины, личность военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок, обстоятельства, смягчающие и отягчающие дисциплинарную ответственность.
Строгость дисциплинарного взыскания увеличивается, если дисциплинарный проступок совершен во время несения боевого дежурства (боевой службы) или при исполнении других должностных или специальных обязанностей, в состоянии опьянения или если его последствием явилось существенное нарушение внутреннего порядка.

83. Применение дисциплинарного взыскания к военнослужащему, совершившему дисциплинарный проступок, производится в срок до 10 суток со дня, когда командиру (начальнику) стало известно о совершенном дисциплинарном проступке (не считая времени на проведение разбирательства, производство по уголовному делу или по делу об административном правонарушении, времени болезни военнослужащего, нахождения его в командировке или отпуске, а также времени выполнения им боевой задачи), но до истечения срока давности привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности.
Военнослужащий, считающий себя невиновным, имеет право в течение 10 суток со дня применения дисциплинарного взыскания подать жалобу.

84. Применение дисциплинарного взыскания к военнослужащему, входящему в состав суточного наряда (несущему боевое дежурство), за дисциплинарный проступок, совершенный им во время несения службы, осуществляется после смены с наряда (боевого дежурства) или после замены его другим военнослужащим.

85. Применение дисциплинарного взыскания к военнослужащему, находящемуся в состоянии опьянения, а также получение от него каких-либо объяснений осуществляются после его вытрезвления. В этом случае к военнослужащему может быть применено задержание (приложение № 6), после чего принимается решение о привлечении его к дисциплинарной ответственности.

86. Запрещается за один и тот же дисциплинарный проступок применять несколько дисциплинарных взысканий, или соединять одно взыскание с другим, или применять взыскание ко всему личному составу подразделения вместо наказания непосредственных виновников.

87. Если командир (начальник) ввиду тяжести совершенного подчиненным дисциплинарного проступка считает предоставленную ему дисциплинарную власть недостаточной, он возбуждает ходатайство о применении к виновному дисциплинарного взыскания властью вышестоящего командира (начальника).
Ходатайство оформляется в форме рапорта и представляется вышестоящему командиру (начальнику) в срок до 10 суток со дня, когда стало известно о совершенном дисциплинарном проступке.
Командир (начальник), превысивший предоставленную ему дисциплинарную власть, несет за это ответственность.

88. Вышестоящий командир (начальник) не имеет права отменить или уменьшить дисциплинарное взыскание, примененное нижестоящим командиром (начальником), по причине строгости взыскания, если последний не превысил предоставленной ему власти.
Вышестоящий командир (начальник) имеет право отменить дисциплинарное взыскание, примененное нижестоящим командиром (начальником), если сочтет, что это взыскание не соответствует тяжести совершенного дисциплинарного проступка, и применить более строгое дисциплинарное взыскание.

89. Военнослужащий, к которому применено дисциплинарное взыскание за совершенное правонарушение, не освобождается от уголовной и материальной ответственности.

3.3. Порядок приведения в исполнение дисциплинарных взысканий

90. Дисциплинарное взыскание исполняется, как правило, немедленно, а в исключительных случаях — не позднее истечения срока давности привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности. По истечении срока давности взыскание не исполняется, но запись о нем в служебной карточке сохраняется. В последнем случае лицо, по вине которого не было исполнено примененное взыскание, несет дисциплинарную ответственность.
Решение судьи гарнизонного военного суда о назначении дисциплинарного ареста исполняется немедленно.
Исполнение дисциплинарного взыскания при подаче жалобы не приостанавливается, если не последует приказ вышестоящего командира (начальника) о его отмене, а в случае назначения дисциплинарного ареста — решения вышестоящего судебного органа.
Досрочное прекращение исполнения дисциплинарного взыскания осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

91. О примененных дисциплинарных взысканиях объявляется:

  1. солдатам и матросам — лично или перед строем;

Кроме того, дисциплинарные взыскания могут объявляться в приказе.
Объявлять дисциплинарные взыскания командирам (начальникам) в присутствии их подчиненных запрещается.
При объявлении военнослужащему дисциплинарного взыскания указываются причина наказания и суть дисциплинарного проступка.

92. Дисциплинарные взыскания — выговор, строгий выговор — объявляются военнослужащему в порядке, указанном в статье 91 настоящего Устава.

93. Дисциплинарное взыскание — лишение очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег — применяется к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, и означает запрещение в течение семи суток отлучаться без служебной необходимости из расположения воинской части (сходить с корабля на берег), в том числе участвовать в коллективных (в составе подразделения) посещениях культурно-досуговых учреждений и мест отдыха, расположенных вне военного городка.

94. Дисциплинарный арест является крайней мерой дисциплинарного воздействия и заключается в содержании военнослужащего в условиях изоляции на гарнизонной или войсковой (корабельной) гауптвахте.
Дисциплинарный арест применяется к военнослужащему лишь в исключительных случаях и только за совершенный им грубый дисциплинарный проступок. Если грубым дисциплинарным проступком является административное правонарушение, то дисциплинарный арест может быть применен только в том случае, когда за такое административное правонарушение Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено административное наказание в виде административного ареста.
Дисциплинарный арест назначается на срок до 30 суток за один или несколько грубых дисциплинарных проступков. Если грубым дисциплинарным проступком является административное правонарушение, то срок дисциплинарного ареста устанавливается в пределах срока административного ареста, установленного за такое административное правонарушение Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Дисциплинарный арест за несколько грубых дисциплинарных проступков назначается путем поглощения менее строгого дисциплинарного взыскания более строгим либо путем частичного или полного сложения сроков ареста в пределах срока, установленного законодательством Российской Федерации.
Дисциплинарный арест за грубый дисциплинарный проступок, совершенный в период отбывания дисциплинарного ареста, назначается путем частичного или полного сложения сроков ареста. В этом случае непрерывный срок нахождения военнослужащего под дисциплинарным арестом не должен превышать 45 суток.
В срок дисциплинарного ареста засчитывается срок задержания военнослужащего (если такая мера обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке была применена к военнослужащему) в связи с совершением им дисциплинарного проступка, за который назначен дисциплинарный арест.
Во время отбывания дисциплинарного ареста военнослужащий не может быть исключен из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы (отчислением с военных сборов или окончанием военных сборов), за исключением случая признания его военно-врачебной комиссией негодным к военной службе, а военнослужащий, проходящий военную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно, и военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, — также за исключением случая признания его военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе.
Дисциплинарный арест не применяется к офицерам, военнослужащим, не приведенным к Военной присяге (не принесшим обязательство), военнослужащим, не достигшим 18-летнего возраста, и военнослужащим женского пола.
Дисциплинарный арест исполняется только в отношении военнослужащего, который по состоянию здоровья может содержаться под дисциплинарным арестом.
Время отбывания дисциплинарного ареста в срок военной службы не засчитывается.
Перечень грубых дисциплинарных проступков и порядок исполнения дисциплинарного ареста, назначенного судьей гарнизонного военного суда, изложены в приложении № 7 к настоящему Уставу.

95. Дисциплинарное взыскание — лишение нагрудного знака отличника — объявляется приказом командира воинской части и исполняется в отношении: солдат и матросов — перед строем воинской части.

97. Дисциплинарное взыскание — снижение в воинской должности — применяется в отношении всех военнослужащих, объявляется приказом командира воинской части и исполняется без согласия военнослужащего на перемещение на нижестоящую воинскую должность.

98. Дисциплинарное взыскание — снижение в воинском звании ефрейтора (старшего матроса), в том числе и со снижением в воинской должности — объявляется приказом командира воинской части.
Военнослужащему, к которому применено дисциплинарное взыскание — снижение в воинском звании при объявлении взыскания определяется время для замены соответствующих знаков различия. Запрещаются срывание погон, срезание нашивок и другие действия, унижающие личное достоинство военнослужащего.

99. Дисциплинарное взыскание — досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта — применяется в отношении военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, за невыполнение им условий контракта и исполняется без его согласия.
Если на момент досрочного увольнения военнослужащий не выслужил установленный срок военной службы по призыву, он направляется для прохождения военной службы по призыву с зачислением двух месяцев военной службы по контракту за один месяц военной службы по призыву.

Военная служба меры поощрения

§ 3. Воинская дисциплина, поощрения и дисциплинарные взыскания

Воинская дисциплина является одним из важнейших условий боевой готовности и боеспособности Вооруженных Сил СССР. Ее принципы закреплены в Конституции СССР, Законе СССР «О всеобщей воинской обязанности» и военной присяге.

Сущность и знанеие воинской дисциплины

Воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных советскими законами и воинскими уставами. В Советских Вооруженных Силах воинская дисциплина основывается на высокой политической сознательности военнослужащих, глубоком понимании ими своего патриотического и воинского долга, интернациональных задач советского народа, беззаветной преданности делу Коммунистической партии и личной ответственности за защиту своей Родины — Союза Советских Социалистических Республик.

Советская воинская дисциплина, являясь одним из видов социалистической государственной дисциплины, служит гарантией прочности Вооруженных Сил СССР. Она сплачивает подразделения и части, умножает их боевые возможности, обеспечивает четкое и непрерывное управление ими, содействует достижению успеха в бою. Важнейшая ее особенность заключается в безоговорочном повиновении подчиненных своим командирам (начальникам). Победы Советских Сооруженных Сил в гражданскую и Великую Отечественную войну во многом были обусловлены высокой сознательностью советских воинов и твердой воинской дисциплиной, укреплению которой постоянно уделяет неослабное внимание Коммунистическая партия.

В современных условиях значение строжайшей дисциплины возросло. Сложная военная техника, обслуживаемая группами воинов, повысила требования к дисциплине каждого воина. Без крепкой воинской дисциплины, исполнительности и организованности в мирное время немыслимы воспитание морально-боевых качеств у воинов, успешное выполнение поставленных задач. Дисциплина и высокая организованность будут в решающей степени определять успех в современном бою.

В. И. Ленин отмечал, что в современной войне берет верх тот, у кого выше организованность и лучшая техника, у кого выше дисциплина. «Чтобы победить, нужна величайшая борьба, нужна железная, военная дисциплина» * .

* (Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 40, с. 220.)

Обязанности военнослужащих по соблюдению воинской дисциплины

Соблюдение воинской дисциплины обязательно как в бою, так и в повседневной жизни, в строю и вне строя, в расположении воинской части и за ее пределами. Быть дисциплинированным воином — это значит строго соблюдать Конституцию СССР и советские законы, точно выполнять требования военной присяги, воинских уставов, приказы и приказания командиров (начальников); стойко переносить тяготы и лишения военной службы, не щадить своей крови и самой жизни при выполнении воинского долга; строго хранить военную и государственную тайну; быть честным, правдивым, добросовестно изучать военное дело и всемерно беречь вверенные вооружение и военную технику, военное и народное имущество; оказывать уважение командирам (начальникам) и старшим, соблюдать правила воинской вежливости и отдания чести; с достоинством и честью вести себя вне расположения части, не допускать самому и удерживать других от нарушений общественного порядка и всемерно содействовать защите чести и достоинства граждан, помогать командиру (начальнику) в восстановлении воинской дисциплины и порядка.

Поощрения, применяемые к солдатам и матросам

Поощрение — это форма признания заслуг и отличий военнослужащих, проявивших солдатам и матросам усердие в несении службы и отличившихся при выполнении воинского долга. Поощрения являются важным средством воспитания военнослужащих и укрепления воинской дисциплины.

К военнослужащим применяются следующие виды поощрений: объявление благодарности, снятие ранее наложенного дисциплинарного взыскания, награждение грамотами, ценными подарками или деньгами. Для солдат и матросов, кроме того, поощрениями являются: разрешение одного увольнения вне очереди из расположения части или с корабля на берег, награждение личной фотографической карточкой солдата, снятого при развернутом Боевом Знамени воинской части; сообщение на родину или по месту прежней работы военнослужащего об образцовом выполнении им долга и о полученных поощрениях; присвоение воинского звания ефрейтор (старший матрос); награждение нагрудным знаком отличника (рис. 79); занесение в Книгу почета части (корабля) фамилии солдата (матроса); предоставление краткосрочного отпуска до десяти суток, не считая времени на проезд к месту отпуска и обратно.

При определении вида поощрения принимается во внимание характер заслуг солдата (матроса), а также отношение его к службе.

Нагрудным знаком отличника награждаются только те солдаты, матросы, сержанты и старшины, которые являются отличниками в течение всего учебного года.


Рис. 79. Нагрудные знаки отличника боевой и политической подготовки

Занесение в Книгу почета части (корабля) применяется в отношении солдат, матросов, а также сержантов и старшин последнего года службы, добившихся отличных показателей в боевой и политической подготовке, проявивших безупречную дис- циплинированность и высокую сознательность при несении службы, перед увольнением их в запас.

Краткосрочный отпуск в порядке поощрения за период срочной службы может предоставляться солдатам, матросам, а также сержантам и старшинам с полуторагодичным и двухлетним сроком службы не более одного раза, а матросам и старшинам с трехлетним сроком службы до двух раз.

Дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат и матросов

Дисциплинарные взыскания, так же как и поощрения, являются важным средством воспитания военнослужащих и укрепления воинскои дисциплины. Главная цель их заключается в том, чтобы предотвратить подобные нарушения со стороны других военнослужащих.

На солдат и матросов могут налагаться следующие взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, лишение очередного увольнения из расположения части или с корабля на берег, назначение вне очереди в наряд по службе (за исключением назначения в караул, на вахту и боевое дежурство) — до пяти нарядов; арест с содержанием на гауптвахте — до десяти суток; лишение нагрудного знака отличника, лишение воинского звания ефрейтор (старший матрос).

При определении вида и меры взыскания принимаются во внимание характер проступка, прежнее поведение виновного, обстоятельства, при которых проступок был совершен, а также время нахождения военнослужащего на службе и знание им порядка службы. Характер взыскания должен соответствовать тяжести совершенного проступка и степени вины.

Строгость дисциплинарного взыскания увеличивается, если виновный неоднократно совершал проступки или участвовал в групповом нарушении воинской дисциплины и общественного порядка, если проступок был совершен при исполнении служебных обязанностей, во время боевого дежурства, в нетрезвом состоянии, если проступбк вызвал существенное нарушение порядка.

Дисциплинарное взыскание приводится в исполнение, как правило, немедленно и в исключительных случаях не позднее месяца со дня его наложения. По истечении месячного срока взыскание в исполнение не приводится, но заносится в служебную карточку. О наложенных дисциплинарных взысканиях объявляется солдатам и матросам лично или перед строем.

Применять поощрения и налагать дисциплинарные взыскания могут лишь прямые начальники, а в особых случаях и начальники гарнизонов, старшие морские и военные коменданты гарнизонов.

1. Что такое воинская дисциплина, на чем она основывается и каково ее значение?

2. Расскажите об обязанностях военнослужащего по соблюдению воинской дисциплины.

3. Какие поощрения применяются к солдатам и матросам?

4. Расскажите о дисциплинарных взысканиях, налагаемых на солдат и матросов.

Понятие поощрения военнослужащих: цели, функции и задачи

Понятие поощрения военнослужащих: цели, функции и задачи

В современный период развития российского общества, когда в стране проводятся социально-экономические и политико-правовые преобразования, а также продолжается работа по реформе Вооруженных Сил Российской Федерации, особую актуальность приобретает проблема правовых поощрений. Широкое использование законодателем диспозитивного метода правового регулирования создает предпосылки активного и творческого использования субъектами права (в том числе и военнослужащими) предоставляемых возможностей самостоятельно достигать желаемого правового результата, который в современных условиях может и должен обеспечиваться более частым использованием таких правовых средств, как меры поощрения.
В научной литературе неоднократно отмечалось, что недостаточная степень развития многих социально ценных общественных отношений напрямую связана с недостаточной степенью использования поощрительных мер.

Еще А.Н. Радищев, изучая вопросы правового поощрения, писал: «Где нет поощрения к чему, особливо от правительства, того будет меньше и, дело скажу, будет гораздо меньше».
В настоящее время вполне обоснованным является заключение о том, что поощрение имеет самостоятельную ценность.
Российское законодательство (в том числе военное) не содержит конкретного определения термина «поощрение», в отдельных нормативных актах приводится лишь перечень мер поощрения (например, в ДУ ВС РФ, в ТК РФ и др.).

Что же такое «поощрение военнослужащих», каковы его признаки, цели, функции и задачи?
Прежде всего необходимо обратиться к этимологии слова «поощрение». В русском языке поощрение понимается как награда, то, что поощряет. В Словаре русского языка С.И. Ожегова указано: «Поощрить — содействием, сочувствием, наградой одобрить что-нибудь, возбудить желание делать что-нибудь».
В юридической литературе правовое поощрение рассматривается с различных позиций.
Глубокое теоретическое обоснование сущности поощрения предложил В.М. Баранов. По его мнению, поощрение — это установленные нормами права, разнообразные формы положительной оценки государством добросовестного исполнения юридических и общественных обязанностей, а также позитивной деятельности, превосходящей обычные требования.
Соглашаясь с таким определением в целом, следует отметить, что понятие «добросовестно» в основном входит в круг обязанностей, например, государственного служащего или военнослужащего и поэтому не может быть основанием для поощрения.
По мнению А.П. Коренева, «поощрение — это сформулированное в норме права указание (выделено мной. — О.З.) на публичное признание заслуг и меры вознаграждения, которые применяются к органу, организации, служащему или гражданину за успехи, достижения в выполнении правовых обязанностей или общественного долга».

К позиции А.П. Коренева близка точка зрения С.С. Каринского.

Высказанные мнения обладают определенными достоинствами, но нуждаются в уточнении. Поощрение — это не указание на меру вознаграждения, сформулированное в норме права, а непосредственно мера одобрения и оценки государством, обществом поведения, деятельности какого-либо субъекта.
Поощрение важно соотнести с понятием «вознаграждение». Термин «вознаграждение» может быть истолкован в двух смыслах: как награда и как плата за услуги, т.е. можно говорить об их тождественности. Вознаграждение как плата за услуги применяется за простое исполнение субъектом своих обязанностей, выполнение порученной работы (гражданско-правовое вознаграждение как результат работы) и не связано с превышением обычных требований. В этом случае термины «поощрение» и «вознаграждение» не имеют ничего общего.
Меры поощрения являются разновидностью правовых стимулов.
Можно согласиться с мнением В.М. Корякина, утверждающего, что меры поощрения в военном праве выступают в качестве правового стимула заинтересованного исполнения военнослужащими обязанностей военной службы.

По мнению В.Г. Белявского, стимулирование в форме поощрений, применяемых к военнослужащим (в которых выражается положительная оценка исполнения ими своих обязанностей), имеет целью не только отметить успехи, достижения военнослужащих, но и способствовать дальнейшему развитию их активности.
Поощрения побуждают сознательно и добровольно избирать в конкретной ситуации наиболее приемлемый вариант поведения, соответствующий требованиям воинского долга, поэтому являются важным средством воспитания военнослужащих и укрепления воинской дисциплины.

Мы солидарны с Ю.Н. Тугановым, указывающим, что меры поощрения входят также в состав правовых средств укрепления воинской дисциплины.
Нельзя не согласиться с А.В. Малько, который под правовым поощрением понимает форму и меру юридического одобрения добровольного заслуженного (выделено мной. — О.З.) поведения, в результате чего субъект вознаграждается, т.е. для него наступают благоприятные последствия. С ним единодушна Н.А. Гущина, указывающая, что поощрение устанавливается за определенные достижения в осуществлении предполагаемой модели поведения, за особый вклад, за перевыполнение требуемых показателей, стандартов… Государство возлагает на себя обязанности применить поощрение при наличии заслуг(выделено мной. — О.З.).
Все вышесказанное дает основание сформулировать следующее определение: поощрение военнослужащих — это особое правовое средство позитивного правового воздействия на поведение военнослужащих (их коллективов) в целях побуждения и поддержания военно-служебной активности, в результате применения которого государственными и негосударственными органами вознаграждается заслуженное поведение и реализуется взаимный интерес военнослужащих, общества и государства.
Из данного определения можно выделить следующие признаки правового поощрения:
— фактическое основание для применения правового поощрения, а именно заслуга военнослужащего, его деяния, положительно оцениваемые государством и обществом;
— оценка достигнутых конкретных результатов в военно-служебной деятельности, являющихся основанием для применения поощрения;
— персонифицированность, т.е. применение в отношении конкретного военнослужащего, что не исключает возможности поощрения всего личного состава подразделения (воинской части, корабля и т.д.);
— юридическое одобрение, вследствие которого для субъекта наступают благоприятные последствия (наделение правами, льготами, материальными ценностями и иными благами);
— юридический стимул, который косвенно, через интересы, эмоции, сознание, воздействует на поощряемых военнослужащих, стимулируя, побуждая их. Поощрение связано с существующей у подавляющего большинства военнослужащих потребностью в оценке их деятельности, в признании их заслуг;
— взаимовыгодность для государства, общества и поощряемых военнослужащих, сочетающая различные интересы, удовлетворяя стороны правоотношений благоприятными последствиями;
— реализация в форме правоприменения. Правоприменительные акты, в которых выражены поощрительные меры, обеспечивают реализацию поощрительных норм, доведение до конца процесса претворения в жизнь прав и обязанностей.
Поощрение военнослужащих — разновидность стимулирования их военно-служебной деятельности, т.е. воздействие командиров (начальников) или иных должностных лиц и органов (Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и др.) на потребности, интересы, сознание, мотивы, волю, повседневное поведение военнослужащего и, следовательно, на результаты его военно-служебной деятельности.

С помощью поощрительных норм программируется поведение военнослужащих, ориентированное на привлекательность подобных действий и заранее обещанное благоприятное последствие. Этим повышается правовая культура и формируется стойкая привычка их правомерного поведения.
Специфичность той или иной группы общественных отношений служит причиной возникновения соответствующих нормативно-правовых институтов.

Общественные отношения по поощрению военнослужащих способствуют формированию соответствующего правового института. Следовательно, основанием для институционализации на правовом уровне является институционализация на уровне социальном, т.е. обособление общественных отношений по поощрению военнослужащих, подлежащих урегулированию правовыми нормами.
Ю.П. Юрченко справедливо заметил, что для реализации институционализации в обществе устанавливаются особые установки, правила и нормы поведения, выделяются необходимые ресурсы и формируются соответствующие государственные органы.

Особенность института заключается именно в системообразующем факторе, обусловившем обособление определенного комплекса правовых предписаний в правовой институт. Для предметных институтов это, прежде всего, особенность регулируемой разновидности общественных отношений, т.е. предмета правового регулирования.

В связи с указанным методологическим подходом неизбежно возникает вопрос об отраслевой принадлежности правового института поощрения военнослужащих, который является разновидностью института военной службы. Проведенный анализ теоретико-правового понятия поощрения военнослужащих как институционального образования позволяет сделать вывод, что данный правовой институт является элементом системы военного права.
Традиционно в юридической литературе система правовых актов (источников права), в которой закреплены нормы права, регулирующие, в частности, вопросы поощрения военнослужащих, называется военным законодательством, или источниками военного права.

Следовательно, законодательство о поощрении военнослужащих в силу его объемности и значимости можно признать юридическим институтом военного законодательства.
Таким образом, можно вести речь о юридическом институте поощрения военнослужащих, под которым следует понимать систему правовых актов (источников права), регулирующих реализацию и применение компетентными органами поощрений к военнослужащим.
На основании изложенного можно определить правовой институт поощрения военнослужащих как совокупность взаимосвязанных правовых норм, регулирующих общественные отношения по установлению и применению мер поощрения к военнослужащим.
Прежде чем перейти к целевому анализу исследуемого понятия, кратко остановимся на содержании категории «цель». В Советском энциклопедическом словаре «цель» определяется как идеальное мысленное предвосхищение результата деятельности.

Это своего рода будущий результат, к которому стремится военнослужащий. «Цель представляет собой особую форму знания, направленного на преобразование действительности, изменение существующих отношений. В качестве непосредственного мотива цель направляет и регулирует человеческую деятельность. Содержание цели зависит от объективных законов действительности, реальных возможностей субъекта и применяемых средств».
В праве понятие «цель» применяется в разных смыслах и по разному поводу: для обозначения целей определенных субъектов права, отдельных юридических средств, конкретных правовых актов, правовых режимов и т.д.
Следует согласиться с выводами О.М. Киселевой о том, что особенно важна роль целей в процессе правового регулирования: являясь непосредственным отражением насущных общественных потребностей и стремлений, они показывают значение и смысл определенных правовых инструментов, ориентируют на те ценности, которые лежат в основе одноименной политики.

Так же как потребности и интересы, ценности непосредственно связаны с формированием стимулов поощрительной деятельности военнослужащих. В качестве непосредственного мотива цель направляет и регулирует действия, пронизывает практику как внутренний закон, которому военнослужащий подчиняет свою волю. Правильно определенная цель может стать силой, изменяющей действительность, только во взаимодействии с определенными средствами, необходимыми для ее практической реализации. Без средств цели нереальны, неосуществимы, равно как и при отсутствии целей существующие средства не приводят к какому-либо результату.
Для всестороннего исследования целей правового поощрения военнослужащих условно представим их в виде системы, содержащей непосредственные (ближайшие), общие и перспективные цели. Кратко остановимся на анализе каждой из них.
Непосредственные цели находят свое закрепление в самой поощрительной норме или нормативном акте путем установления тех результатов, показателей, условий, достижение которых поощряется государством. Например, в соответствии со ст. 17 ДУ ВС РФ «командир (начальник) в пределах прав, определенных настоящим Уставом, обязан поощрять подчиненных военнослужащих за особые личные заслуги, разумную инициативу, усердие и отличие по службе…».
Отличительной чертой непосредственных целей является их юридическая необязательность для участников военно-служебных отношений, чьи действия стимулируются. При этом, каждую непосредственную цель следует рассматривать как отдельное звено, связывающее ее с общими целями правовых поощрений.
К общим целям правовых поощрений военнослужащих относятся:
— побуждение военнослужащего выполнить одобряемое государством действие, иногда превосходящее обычные требования;
— стимулирование новых полезных действий со стороны поощряемого военнослужащего;
— ориентирование других военнослужащих на совершение заслуженных поступков.
Перспективные цели правовых поощрений — это те более или менее отдаленные результаты, которые должны быть достигнуты вследствие реализации государством стимулирующей правовой политики, в том числе и поощрительной. Примером является Стратегия социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации.
Все виды целей должны быть созвучны и взаимосвязаны друг с другом, так как ошибочные и несвоевременно выдвинутые цели не дадут социально значимого эффекта.

Проведенный целевой анализ поощрения военнослужащих приводит к выводу о том, что цель данного правового средства (поощрения) заключается в направлении воли военнослужащего посредством непринудительного воздействия на совершение добровольных действий, полезных и выгодных с точки зрения государства и общества, побуждение и поддержание военно-служебной активности личности.
Цели правовых поощрений нельзя рассматривать в отрыве от их функций, так как последние воздействуют на социальные процессы, на общественные отношения, в том числе на военно-служебные, в тех направлениях, которые обусловлены целями данного правового института.
Советский энциклопедический словарь определяет понятие «функция» как деятельность, обязанность, работу; внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений; роль, которую выполняет определенный социальный институт или процесс по отношению к целому.
Функции правовых поощрений военнослужащих выражают как их способность регулировать военно-служебные отношения, так и их социально-правовую роль в обществе.
«Важнейшая общая функция правовых средств (к которым относится и поощрение. — О.З.), — как подчеркивает К.В. Шундиков, — достижение ими целей правового регулирования. Она проявляется в том, что своей «работой» данные феномены обеспечивают беспрепятственное движение интересов субъектов к ценностям, гарантируют их справедливое и законное удовлетворение».

Можно согласиться с мнением Н.А. Гущиной, которая считает, что одной из главных функций поощрения военнослужащих является мотивационная функция, заключающаяся в том, что поощрение побуждает военнослужащего к «сверхисполнению» обязанностей и к совершению социально ценных творческих действий, превосходящих обычные требования, развивает служебную активность. Мотивация к достижению полезного результата построена на основе привлекательности и заранее обещанных благоприятных последствий.
Гарантирующая функция выражается в том, что поощрения военнослужащих способствуют укреплению воинской дисциплины и правопорядка, обеспечивают реализацию должностных обязанностей.
Важно заметить также, что поощрения военнослужащих создают благоприятные условия для их правовой активности, гарантируют ее развитие и соответственно удовлетворяют их потребности.
В современной науке выделяют оценивающую функцию правового поощрения.

Содержание этой функции состоит в том, что компетентный государственный орган (командир (начальник) или иное должностное лицо) дает официальную положительную оценку чьего-либо заслуженного поведения, публично признает и одобряет его, отражает степень полезности деятельности для государства и общества, выделяет лучших лиц, достойных поощрения. Например, согласно ст. 18 ДУ ВС РФ «за мужество и отвагу, проявленные при выполнении воинского долга, образцовое руководство войсками и другие выдающиеся заслуги перед государством и Вооруженными Силами Российской Федерации, за высокие показатели в боевой подготовке, отличное освоение новых образцов вооружения и военной техники командиры (начальники) от командира полка (корабля 1 ранга), им равные и выше, командиры отдельных батальонов (кораблей 2 и 3 ранга), а также командиры отдельных воинских частей, пользующиеся в соответствии со статьей 11 настоящего Устава дисциплинарной властью командира батальона, имеют право ходатайствовать о представлении подчиненных им военнослужащих к награждению государственными наградами Российской Федерации, Почетной грамотой Президента Российской Федерации, ведомственными знаками отличия, а также к поощрению в виде объявления им благодарности Президента Российской Федерации».

Однако поощрение лица, не заслужившего его, приносит больше вреда, чем пользы. Важно, чтобы военнослужащие получили реально заслуженное поощрение. В настоящее время еще существует неправильная, если не сказать более определенно — порочная практика оценки, когда награждения государственными наградами военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации — командиров (начальников) — производятся не столько по заслугам, сколько по занимаемым должностям и чаще всего к какому-либо празднику, торжеству или юбилею.

Распределительная функция состоит в том, что право, закрепляя меру поощрения за инициативное, добросовестное поведение, устанавливает тем самым условия пользования определенными благами, в получении которых выражен собственный интерес военнослужащих. При этом, мера поощрения зависит от степени заслуг.
Например, приказом Народного комиссара обороны СССР от 23 августа 1941 г. N 281 устанавливался следующий порядок представления командирами и комиссарами дивизий к награждению орденами для поощрения боевой работы военных санитаров и носильщиков:
— за вынос с поля боя пятнадцати раненых с их винтовками или ручными пулеметами представлять к правительственной награде медалью «За боевые заслуги» или «За отвагу» каждого санитара и носильщика.
— за вынос с поля боя двадцати пяти раненых с их винтовками или ручными пулеметами представлять к правительственной награде орденом «Красная звезда» каждого санитара и носильщика.
— за вынос с поля боя сорока раненых с их винтовками или ручными пулеметами представлять к правительственной награде орденом «Красное знамя» каждого санитара и носильщика.
Воспитательная функция заключается в том, что поощрение за заслуженное поведение, создавая у военнослужащего положительный психологический настрой и вызывая чувство удовлетворения, показывает образец добросовестной служебной деятельности, вдохновляет других на проявление инициативы и следование примеру лучших. Тем самым поощрение способствует формированию высокой правовой культуры, правосознания и нравственных качеств у военнослужащих. И.Ф. Побежимов справедливо подчеркивал, что «караульная служба даже в мирное время является выполнением боевой задачи. И если молодой боец, побывавший 3-4 раза в гарнизонном наряде, проявил качества бдительного часового и, случается, даже сумел задержать постороннее лицо, появившееся в расположении поста, — об этом полезно узнать не только красноармейцам его роты, но и всей части. Об этом отличии красноармейца весь полк узнает из объявленной ему благодарности в приказе по части, зачитанном во всех подразделениях». Так персональное поощрение бойца становится воспитательной мерой, сплачивающей ряды всей воинской части в целом.
Ориентационная функция состоит в том, что, устанавливая те или иные виды поощрения, государство определяет цели, к которым следует стремиться.
Например, поощрения, закрепленные УИК РФ, применяемые к осужденным военнослужащим, призваны стимулировать их социальную переориентацию (т.е. перевоспитание). Эта функция ориентирует на активное правомерное поведение, которое является полезным для государства, общества и военнослужащего.
Следует согласиться с мнением А.В. Малько, что в качестве специфической функции поощрений военнослужащих можно выделить функцию социального контроля.

С ее помощью законодатель и правоприменитель координируют ту или иную деятельность военнослужащих, мягко «уводят» от правоотклоняющегося поведения и одновременно позитивно активизируют субъектов, т.е. в плане воздействия поощрений на поведение военнослужащих социальный контроль сводится к возможности применения разнообразных мер поощрения за заслуженное правомерное поведение, полезное как для военнослужащего, так и для общества. Представляется, что поощрения, выполняя функцию социального контроля, позволяют военнослужащему осуществлять самоконтроль, являющийся составной частью социального контроля. Каждый индивид выстраивает свою линию поведения, ориентируясь на общепризнанные ценности, воплощенные в поощрительных нормах права.

Также можно выделить идеологическую функцию поощрительных норм, которая часто рассматривается в научной литературе как однопорядковая с воспитательной функцией. Думается, их отождествление вряд ли возможно, так как воспитательная функция определяется идеологическими задачами, стоящими перед правовыми поощрениями в современном обществе. Идеологическая функция состоит в том, чтобы создавать военнослужащим положительный психологический настрой и чувство удовлетворения за заслуженное правомерное поведение, тем самым показывать образец добросовестной деятельности, культивировать инициативу и творчество индивидов. Воспитательная функция, по нашему мнению, связана с правосознанием и правовой культурой, в формировании которых она играет существенную роль.

В современной науке выделяют стимулирующую функцию поощрительных норм, поскольку она развивает правовую активность военнослужащих. Поощрение как правовой стимул влияет на формирование правомерной мотивации. Правильно заметила С.В. Мирошник, что в основе этого процесса лежит привлекательность законодательно закрепленных возможностей получить дополнительные материальные и моральные блага. Поощрительная санкция, в какой бы форме она ни производилась (материальной, моральной), является побудительным мотивом для позитивных поведенческих актов человека, служит активным стимулом достижения предписания поощрительных норм. По нашему мнению, стимулирующая функция поощрения проявляется, во-первых, через возбуждение желания у самих поощренных военнослужащих вновь быть поощренными, а во-вторых, через возбуждение такого желания у сослуживцев.
На наш взгляд, важность приобретает информационно-правовая функция поощрительных норм, которая отображает зависимость между двумя и более правомерными факторами — между правовой информацией и наступлением желаемого социально полезного результата, опосредуется в правомерном поведении военнослужащего, заслуживающем одобрения со стороны командиров (начальников). Поощрительные меры включают в себя определенную юридическую информацию, содержат конкретные сообщения, поступающие от субъекта управления (законодателя, правоприменителя) к военнослужащему и служат тем самым способом связи между ними. Именно это имел в виду А.Ф. Шебанов, определяя правовую информацию «как совокупность сведений о праве и всех процессах и явлениях с ними связанных», подразумевая, по существу, совокупность нормативного материала, необходимого для решения вопросов, возникающих в правотворческой и правоприменительной практике.

Подводя итоги изложенному, можно констатировать, что функции поощрительных норм права выражаются в развитии и совершенствовании общественных, в том числе военно-служебных, отношений, сдерживании позитивными средствами антиобщественных явлений, а также раскрепощении военнослужащего как личности, развитии его творческих начал, инициативы, сознательности и самостоятельности.
С функциями тесно связаны задачи поощрения военнослужащих. Функция есть практическая реализация задачи. Задачи обусловливают существование многих функций, определяют их содержание, направленность, способы и механизмы их реализации.
Главная задача поощрительных норм заключается в том, чтобы побуждать субъектов воинских правоотношений к совершению особо полезного поведения, которое воспринимается как благо, и вызвать стремление обладать им. К числу задач поощрений военнослужащих можно отнести также воспитание инициативы, ответственного отношения военнослужащих к своим военно-служебным обязанностям и качественное их исполнение, улучшение воинской дисциплины.
Представляется возможным классифицировать правовые поощрения военнослужащих по различным основаниям. В общей теории права, и особенно в отраслевых юридических науках, классификация имеет исключительно важное значение, поскольку позволяет выявить наиболее общие и существенные признаки, которые свойственны конкретному явлению или процессу, посредством отображения их через систему определяющих закономерностей (признаков, критериев).
Классификация правовых поощрений по тому или иному специфическому признаку дает возможность установить своеобразие их связей и отношений между собой.
Правовые поощрения, которые могут быть применены к военнослужащим, весьма разнообразны, их виды установлены гл. 2 ДУ ВС РФ, а именно: десять видов поощрений, применяемых к солдатам, матросам, сержантам и старшинам, проходящим военную службу по призыву; девять видов поощрений, применяемых к солдатам, матросам, сержантам и старшинам, проходящим военную службу по контракту; шесть видов поощрений, применяемых к прапорщикам (мичманам); семь видов поощрений, применяемых к офицерам.

К поощрениям относится также награждение ведомственными знаками отличия либо государственными наградами.
В связи с вышесказанным считаем необходимым провести классификацию правовых поощрений по следующим основаниям:
1) по субъектам, к которым применяются поощрения:
— общие (установлены для всех граждан Российской Федерации, в частности, государственные награды, которые в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации» от 7 сентября 2010 г. N 1099 являются высшей формой поощрения граждан за выдающиеся заслуги в защите Отечества, государственном строительстве, экономике, науке, культуре, искусстве, воспитании, просвещении, охране здоровья, жизни и прав граждан, благотворительной деятельности и иные выдающиеся заслуги перед государством);
— специальные (установлены для отдельных категорий граждан, в частности военнослужащих; например, медали «За отличие в военной службе», «За укрепление боевого содружества»);
2) по субъектам, применяющим поощрения:
— органы государственной власти (награждение государственными наградами, присвоение почетных званий);
— воинские должностные лица (в частности, предусмотренные ДУ ВС РФ);
— негосударственные структуры (общественные организации);
3) по категориям военнослужащих, к которым применяются поощрения:
— к солдатам, матросам, сержантам и старшинам;
— к прапорщикам и мичманам;
— к офицерам;
4) по индивидуализации поощряемых:
— коллективные (в отношении всего воинского коллектива; например, награждение грамотой или объявление благодарности);
— индивидуальные (к конкретному военнослужащему);
5) по содержанию поощрения:
— моральные;
— материальные;
— смешанные (включающие как моральные, так и материальные элементы);
6) по форме обнародования:
— в устной форме (при объявлении поощрения перед строем, на совещании военнослужащих или лично);
— в письменной форме (при объявлении в приказе, указе, постановлении и др.);
7) по правовой основе:
— формальные (регламентированные правовыми нормами);
— неформальные (похвала, высказанная в личной беседе, и похвала публичная);
по фактическому основанию:
— абсолютные (подлинные заслуги);
— относительные (полезные действия по устранению вредных последствий ранее совершенных нарушений, по исправлению, перевоспитанию);
9) по порядку исполнения (реализации):
— приводимые в исполнение однократным действием (например, при объявлении благодарности лично или перед строем);
— приводимые в исполнение путем совершения системы определенных действий (например, при награждении государственной наградой);
10) в зависимости от формы связи с поощряемым благом:
— предоставляющие дополнительные блага как морального, так и материального характера (благодарность, ценный подарок, денежное поощрение, именное оружие и др.);
— освобождающие от различного рода обременений (снятие ранее примененного дисциплинарного взыскания, условно-досрочное освобождение от отбывания наказания).

Приведенная выше классификация правовых поощрений, безусловно, не является окончательной, возможны и другие критерии их деления. Данная классификация способствует их вычленению и практическому использованию всех потенциальных возможностей данных норм в целях улучшения и совершенствования праворегулирования в области военно-служебных отношений.

Другие новости и статьи

Запись создана: Воскресенье, 22 Март 2015 в 16:44 и находится в рубриках Новости.