Внесение поправок в закон об ао

Поправки в Закон об акционерных обществах: ревизионные комиссии, внутренний аудит и совет директоров

В Федеральный закон от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» внесены поправки, согласно которым публичные акционерные общества должны проводить внутренний аудит и управлять рисками. Также изменения затронули критерии сделок с заинтересованностью, привилегированных акционеров и общие собрания акционеров.

Президент РФ подписал поправки, касающиеся акционерных обществ (Федеральный закон от 19.07.2018 № 209-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об акционерных обществах“»). Закон вступил в силу 19 июля 2018 г., за исключением некоторых положений.

Ревизионная комиссия

Теперь в Федеральном законе от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон № 208-ФЗ) нет упоминания о ревизоре. В акционерном обществе возможна только ревизионная комиссия. Но об этом должно быть сказано в уставе общества. Так, устав публичного общества должен содержать сведения о ревизионной комиссии в случае принятия решения о ее создании. То есть ревизионная комиссия в публичном акционерном обществе обязательна, только если о ее наличии указано в уставе.

А в уставе непубличного общества должны быть сведения о ревизионной комиссии либо ее отсутствии. Если ревизионная комиссия создается исключительно в случаях, предусмотренных уставом непубличного общества, то в уставе должны быть сведения об этом с указанием таких случаев.

В обществах, в которых на 19 июля 2018 г. уже избран ревизор, к нему применяются положения о ревизионной комиссии.

Внутренний аудит и управление рисками

С 1 июля 2020 г. для публичных обществ вводится обязанность проводить внутренний аудит. Раньше нормы о внутреннем аудите содержались только в Кодексе корпоративного управления и некоторых специальных законах. Совет директоров должен утверждать внутренние документы общества, определяющие политику общества в области организации и осуществления внутреннего аудита. Должностное лицо, ответственное за организацию и осуществление внутреннего аудита, назначается на должность и освобождается от должности на основании решения совета директоров. Условия трудового договора с ним тоже утверждает совет директоров. Также внутренний аудит может проводить другое юридическое лицо.

Кроме того, в публичном обществе должны быть организованы управление рисками и внутренний контроль. Внутренние документы в этой сфере будет утверждать совет директоров.

Уточнены критерии, исходя из которых размер дивидендов по привилегированным акциям считается определенным уставом акционерного общества. В уставе акционерного общества должны быть определены размер дивиденда и (или) стоимость, выплачиваемая при ликвидации общества (ликвидационная стоимость) по привилегированным акциям каждого типа. Размер дивиденда и ликвидационную стоимость можно определить:

в твердой денежной сумме;

в процентах к номинальной стоимости привилегированных акций;

путем установления порядка их определения;

путем установления минимального размера дивиденда, в том числе в процентах от чистой прибыли общества.

Размер дивиденда не считается определенным в случае, если в уставе общества указан только его максимальный размер. Владельцы привилегированных акций, по которым не определен размер дивиденда, имеют право на получение дивидендов наравне и в равном размере с владельцами обыкновенных акций.

Привилегированные акционеры

Акционеры — владельцы привилегированных акций получили право голоса на общем собрании по вопросам, решение по которым в соответствии с Законом № 208-ФЗ принимается единогласно всеми акционерами общества. Также они получили право голоса при решении вопроса о внесении в устав положений об объявленных привилегированных акциях, размещение которых может привести к снижению определенного уставом размера дивиденда или ликвидационной стоимости, выплачиваемых по привилегированным акциям этого типа.

Общее собрание акционеров

Поправками увеличен срок, за который необходимо уведомить акционеров о проведении общего собрания акционеров. Раньше этот срок составлял 20 дней, теперь — 21 день.

Изменился перечень информации (материалов), которые нужно предоставлять лицам, имеющим право на участие в общем собрании акционеров. Во-первых, уточнили, что необходимо предоставить проекты только тех внутренних документов общества, которые подлежат утверждению общим собранием акционеров. Во-вторых, заключение ревизионной комиссии и сведения о кандидатах в ее состав потребуются, только если наличие ревизионной комиссии обязательно по уставу общества. В-третьих, с 1 июля 2020 г. в публичных акционерных обществах нужно будет представлять заключение внутреннего аудита.

Наряду с вопросами, предложенными акционерами для включения в повестку дня общего собрания акционеров, а также кандидатами, предложенными акционерами для образования соответствующего органа, совет директоров (наблюдательный совет) общества вправе включать в повестку дня общего собрания акционеров вопросы и (или) кандидатов в список кандидатур для голосования по выборам в соответствующий орган общества по своему усмотрению. Число кандидатов, предлагаемых советом директоров, не может превышать количественный состав соответствующего органа. Этот пункт вступит в силу только с 1 сентября 2018 г.

Совет директоров

В Закон № 208-ФЗ введены уже используемые на практике комитеты совета директоров. Так, предусмотрено, что совет директоров общества вправе формировать комитеты для предварительного рассмотрения вопросов, относящихся к его компетенции. Компетенция и порядок деятельности комитета определяются внутренним документом общества, который утверждается советом директоров.

Отдельно указано, что совет директоров публичного общества формирует комитет по аудиту для предварительного рассмотрения вопросов, связанных с контролем за финансово-хозяйственной деятельностью публичного общества, в том числе с оценкой независимости аудитора публичного общества и отсутствием у него конфликта интересов, а также с оценкой качества проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности общества. Это положение начнет применяться только с 1 июля 2020 г.

Установлена возможность участия совета директоров в формировании органов управления акционерного общества, в том числе возможность передачи полномочий по избранию исполнительных органов из компетенции общего собрания акционеров в компетенцию совета директоров без возникновения у акционеров права требовать выкупа принадлежащих им акций.

Если решение вопроса об утверждении годового отчета общества уставом общества отнесено к компетенции совета директоров общества, годовой отчет общества подлежит утверждению советом директоров общества не позднее, чем за 30 дней до даты проведения годового общего собрания акционеров.

Сделки с заинтересованностью

Уточнили критерии сделок, на которые правила об одобрении сделок с заинтересованностью не распространяются в связи с непревышением 0,1% от балансовой стоимости активов общества. Раньше учитывались сделки, предметом которых является имущество, цена или балансовая стоимость не более 0,1% балансовой стоимости активов общества. Теперь указано, что речь идет о сумме сделок либо о цене или балансовой стоимости имущества, с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения которого связаны такие сделки.

Кроме того, общее собрание акционеров при принятии решения об одобрении сделки с заинтересованностью считается правомочным, независимо от числа не заинтересованных в совершении соответствующей сделки акционеров — владельцев голосующих акций общества, принимающих в нем участие.

Внесение поправок в закон об ао

03.07.2016 г. опубликовано сразу несколько законов, которыми внесены поправки в закон об акционерных обществах:

Федеральный закон от 03.07.2016 № 338-ФЗ «О внесении изменений в статьи 41 и 84–8 Федерального закона «Об акционерных обществах»;

Федеральный закон от 03.07.2016 № 339-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах»;

Согласно принятым поправкам уже с 03.07.2016 г. разрешено вносить вклады в имущество акционерных обществ без увеличения его уставного капитала. Стоит отметить, что ранее такая возможность существовала только у обществ с ограниченной ответственностью.

Теперь же акционеры на основании договора с акционерным обществом имеют право в целях финансирования и поддержания деятельности общества в любое время вносить в имущество общества безвозмездные вклады в денежной или иной форме, которые не увеличивают уставный капитал общества и не изменяют номинальную стоимость акций. Договор о внесении дополнительных вкладов должен быть предварительно одобрен решением совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества.

Акционеры непубличного акционерного общества могут закрепить в уставе иной порядок.

В частности, в уставе непубличного общества можно установить максимальную стоимость вкладов и иные ограничения, связанные с внесением вкладов в имущество общества.

Кроме того, уставом непубличного акционерного общества может быть установлена общая для всех акционеров обязанность по внесению вкладов в его имущество. Однако в этом случае для инициации процедуры внесения вкладов потребуется решение общего собрания акционеров.

Уставом непубличного общества можно установить порядок, основания и условия внесения вкладов в имущество общества, отличные от указанных в законе, в то время как в отношении публичных обществ установленный законом порядок изменить нельзя.

По общему правилу для непубличных обществ вклады в имущество вносятся денежными средствами и пропорционально принадлежащим акционерам долей акций в уставном капитале. Уставом можно изменить и это правило.

В случае же неисполнения решения общего собрания о внесении вкладов в имущество общества, само общество или любой его акционер имеют право потребовать его исполнения через суд.

Внесенные изменения предоставляют акционерам новый механизм пополнения активов общества на безвозмездной основе, который может оказаться достаточно эффективным в современных экономических условиях.

Также с 1 января 2017 года срок реализации преимущественного права покупки акций дополнительного выпуска во всех акционерных обществах составит 12 дней.

Ранее указанный срок составлял 8 дней для кредитных организаций и акционерных обществ с государственной долей акций 50 % и более, а для остальных акционерных обществ по общему правилу – 45 дней.

Следует отметить, что в период со дня опубликования закона (03.07.2016 г.) и до 01.01.2017 г. 12-дневный срок будет действовать только для кредитных организаций и акционерных обществ с государственной долей акций 50 %.

Кроме того, уже с 03.07.2016 г. применяется новый порядок принудительного выкупа акций публичного акционерного общества мажоритарным акционером.

Согласно новым поправкам лицо, которое в результате реорганизации в форме присоединения или слияния перестало быть 100% акционером общества, но при этом сохранило более 95% его акций, имеет право направить в публичное общество добровольное предложение о приобретении оставшихся акций публичного общества.

Если в результате принятия другими акционерами такого приглашения удалось приобрести не менее чем 50 процентов от общего количества оставшихся акций, мажоритарный акционер сможет в течение шести месяцев с момента окончания срока добровольного предложения. потребовать принудительного выкупа всех тех акций, продать которые ему отказались.

Ранее право принудительного выкупа акций публичного акционерного общества принадлежало акционеру, приобретшему более 95% акций только в результате их скупки, но не в результате реорганизации. Внесенные изменения позволят акционеру, владевшему до реорганизации 100% пакетом акций, стать единственными собственником уже нового публичного общества.

Екатерина Ловкис, Юрист, Юридическая компания LexProf

Новая редакция Закона об акционерных обществах

Александр Молотников
Начальник отдела корпоративного управления
ОАО ФПК «Славянка», г. Владимир

С первого января 2002 г. вступили в действие поправки к Закону «Об акционерных обществах». В связи с этим в текущем году всем отечественным акционерным компаниям придется не только приводить свои Уставы в соответствие с новыми положениями Закона, но и существенно корректировать линию поведения во взаимоотношениях как с акционерами, так и со своими партнерами.

Старая редакция Закона «Об акционерных обществах» (далее Закон) уже давно вызывала нарекания со стороны рядовых акционеров, работников судебных органов и даже топ-менеджеров отечественных предприятий. Многим положениям Закона были присущи неясность и размытость формулировок, что зачастую приводило к юридическим казусам. В частности, ни одна статья Закона не определяла, что членом Совета директоров может быть только физическое лицо. Поэтому во многих компаниях в Совет директоров входили юридические лица (ООО, ЗАО и т.д.) — ситуация абсолютно недопустимая даже с точки зрения элементарной логики.

Другие положения Закона позволяли основным акционерам компании всячески ущемлять права миноритариев. В качестве примера можно привести пресловутую консолидацию акций, когда у мелких акционеров фактически изымались принадлежащие им акции.

Разумеется, негативные черты Закона не были обусловлены злым умыслом или некомпетентностью его разработчиков. Дело в том, что задачи, стоящие перед отечественной экономикой в настоящее время, существенно отличаются от проблем, волновавших Россию в начале 90-х гг. Если тогда основной целью было плавное перераспределение активов из государственной собственности в частную, то сейчас — наиболее эффективное управление полученной собственностью. Таким образом, изменившаяся экономическая ситуация потребовала и корректировки действующих нормативных актов, в том числе и Закона «Об акционерных обществах».

Уже сейчас очевидно, что одним из последствий принятия поправок к этому Закону будет массовое изменение Уставов акционерных обществ. Скорее всего многие крупные акционеры, прикрываясь требованиями законодательства, постараются наряду с обязательными поправками к Уставам провести через годовые собрания и ряд изменений, ограничивающих права миноритарных акционеров. При этом рядовые владельцы акций, считая, что изменения в их правовом статусе происходят на основании закона, будут покорно голосовать за весь комплекс поправок. Именно поэтому, прежде чем принимать поправки в Устав, необходимо внимательно сравнить их содержание с текстом новой редакции Закона «Об акционерных обществах».

Перейдем к наиболее значимым поправкам к закону.

1. Открытым акционерным обществам запрещено устанавливать преимущественное право компании или акционеров на приобретение акций, отчуждаемых акционером общества. Иными словами, если один из акционеров компании захочет продать принадлежащие ему акции, а в Уставе ОАО сказано, что эти акции сначала должны быть предложены другим акционерам, то подобное ограничение прав считается незаконным. Следовательно, акционер может продать акции любому лицу, не сообщая об этом ни обществу, ни другим владельцам акций.

Если в настоящий момент в Уставе ОАО есть подобное условие об ограничении прав акционеров, оно должно быть в обязательном порядке из него исключено.

2. Фирменное наименование общества на русском языке не может содержать иные термины и аббревиатуры, отражающие его организационно-правовую форму, в т.ч. заимствованные из иностранных языков. Таким образом, «ставится крест» на компаниях, в названии которых фигурируют красивые иностранные слова (как правило, англоязычные). Разумеется, никто не лишал предприятие права одновременно именовать себя и на русском, и, например, на английском языках, однако включать в русское название чуждые термины теперь недопустимо. А ведь иногда доходило до смешного: предприятие называли ОАО «Форматика Limited», сочетая при этом взаимоисключающие понятия, т.к. Limited в англосаксонской системе права является эквивалентом нашего ООО.

При несоответствии названия акционерного общества указанным условиям необходимо переименовывать компанию, внося соответствующие изменения в Устав.

Обратимся теперь к тем положениям, которые касаются учреждения, реорганизации и ликвидации общества.

3. Для внесения в Устав изменений, связанных с филиалами и представительствами общества, теперь требуется только решение Совета директоров. Как известно, создание филиалов и открытие представительств акционерных обществ, а также их ликвидация входят в компетенцию Совета директоров. В то же время Устав компании должен содержать сведения о всех филиалах и представительствах общества. Согласно старому Закону, внесение изменений в Устав осуществлялось на основании решения общего собрания акционеров. Нетрудно заметить, что подобное положение существенно тормозило налаживание партнерских связей между предприятиями различных регионов, значительно снижая эффективность решения о создании филиала.

В Уставе общества желательно закрепить данное основание изменения Устава.

4. Важным новшеством в сфере защиты прав акционеров стала возможность для любого акционера реорганизуемого общества, голосовавшего против или не принимавшего участия в голосовании по вопросу о реорганизации общества, получить акции каждого общества, создаваемого в результате разделения либо выделения. Приобретенные ценные бумаги должны наделять акционера теми же правами, что и акции, принадлежащие ему в реорганизуемом обществе, пропорционально числу принадлежащих ему акций этого общества.

Приведенная норма была принята в связи с распространенной практикой вывода активов из хозяйственных обществ. В частности, в ходе разделения акционерного общества образовывалось два юридических лица. На балансе одного из лиц аккумулировались наиболее ценные активы первоначальной компании. Баланс же второго лица мог похвастаться только неликвидным имуществом и долгами, переведенными с реорганизованного предприятия. Несложно догадаться, что основные акционеры получали практически все акции первого общества, миноритариям же приходилось довольствоваться акциями неплатежеспособного предприятия.

Что касается уставного капитала общества, акций, облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг общества, а также чистых активов общества, то и тут не обошлось без нововведений.

5. В гражданско-правовой оборот введено понятие дробных акций. Пожалуй, это наиболее существенная поправка к закону об АО. Причины появления данной правовой конструкции очевидны: злоупотребления крупных акционеров в ходе проведения консолидации акций, характеризующейся обменом нескольких старых акций компании на одну новую. Результатом подобной процедуры могло стать исключение из числа акционеров даже тех лиц, которым принадлежит 49% голосующих акций общества.

Согласно принятым поправкам дробные акции образуются в следующих случаях:

· осуществление преимущественного права на приобретение дополнительных акций;
· реализация преимущественного права на приобретение акций, продаваемых в закрытом акционерном обществе;
· консолидация акций.

Дробная акция наделяет своего владельца частью прав, предоставляемых целой акцией (сюда входит и участие с правом голоса в общем собрании акционеров, и получение дивидендов).

Отличительная особенность дробных акций в том, что они обращаются наряду с целыми акциями. При этом дробные акции могут суммироваться. Это значит, что если лицо, владея пятью с половиной акциями компании, купит еще две с половиной акции этого же общества, оно становится собственником восьми полноценных акций.

Всем заинтересованным лицам (особенно крупным акционерам) придется исключить консолидацию акций из набора средств корпоративной борьбы с неугодными акционерами.

6. С введением поправок к закону об акционерных обществах изменился порядок уменьшения уставного капитала предприятия. В частности, государственная регистрация изменений в Уставе общества, связанных с уменьшением уставного капитала общества, осуществляется строго при наличии доказательств уведомления кредиторов. Данное условие призвано предотвратить уменьшение уставного капитала компании вопреки воле ее кредиторов.

7. Важное нововведение, обеспечивающее защиту прав акционеров — норма, устанавливающая соответствующий срок на выплату дивидендов — 60 дней со дня принятия решения об их начислении. Несмотря на то, что Устав общества или общее собрание могут устанавливать иные сроки, внесенная поправка придает данному вопросу гораздо большую определенность.

8. Следующая поправка скорее всего затронет подавляющее большинство отечественных АО. Дело в том, что теперь акционерные общества, число акционеров которых превышает 50, обязаны передать реестры акционеров специализированным организациям, осуществляющим деятельность по ведению реестра. Принятие данного положения было вызвано частыми нарушениями прав рядовых акционеров со стороны самого общества, ведущего свой реестр самостоятельно. Имели место случаи, когда лицам, купившим акции компании, безосновательно отказывали во внесении соответствующей записи в реестр акционеров. В то же время если реестр акционеров ведет независимый регистратор, уровень корпоративных нарушений значительно снижается.

Акционерным обществам, имеющим более 50 акционеров, до 1 июля 2002 г. следует заключить договоры на ведение реестра с соответствующими организациями, имеющими государственную лицензию. Необходимо помнить, что с 2002 г. утверждение регистратора общества и условий договора с ним входит в компетенцию Совета директоров акционерного общества.

Было внесено и несколько изменений в главу закона, касающуюся общего собрания акционеров.

9. Разрешена ситуация с проведением общего собрания акционеров компаний, все голосующие акции которых принадлежат одному лицу. Прежде из-за отсутствия определенности по этому вопросу такому лицу приходилось оформлять принятое им решение протоколом общего собрания акционеров с обязательным указанием граф «за», «против», «воздержалось» (интересно было бы посмотреть на акционера, который по одному вопросу голосует частью своих акций «за», а другой частью — «против»). Теперь акционер оформляет не протокол, а решение, содержащее суть принятых к рассмотрению вопросов.

Обществу с одним акционером целесообразно внести изменения в Устав, которые бы касались особого порядка управления компанией. Например о неприменении порядка и сроков подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров, составление решения акционера вместо протокола и т.д.

10. Установлен срок, в течение которого акционер может обжаловать в суде решение общего собрания акционеров — шесть месяцев со дня, когда акционер узнал или должен был узнать о принятом решении. Эта статья призвана обезопасить акционерные общества от исков недобросовестных акционеров, сознательно желающих осложнить работу общества, оспаривая решения, принятые несколько лет назад.

11. Важные изменения коснулись и процедуры внесения предложений в повестку дня общего собрания акционеров. В частности, акционеры, владеющие в совокупности более 2% голосующих акций общества, могут внести в повестку дня годового собрания любое количество вопросов (ранее они могли предложить не более двух вопросов). Кроме того, новый Закон предусматривает уменьшении вероятности срыва общего собрания из-за того, что акционеры не выдвинули необходимое число кандидатур в выборные органы компании или просто не сделали предложений в повестку дня собрания. В этом случае Совет директоров вправе самостоятельно и выдвинуть кандидатов, и внести соответствующие вопросы в повестку дня.

12. Поправками к Закону «Об акционерных обществах» изменен срок проведения акционерного собрания. Если внеочередное собрание созывается по требованию акционера, ревизионной комиссии или аудитора, то оно в обязательном порядке проводится в течение 40 дней с момента представления подобного требования.

13. Если акционерное общество имеет более 500 акционеров, функции счетной комиссии выполняет регистратор общества. Данное новшество, по замыслу законодателя, должно пресечь махинации, связанные с регистрацией участников общего собрания акционеров, подведением итогов собраний.

Акционерные общества в обязательном порядке должны допустить своего регистратора к исполнению им обязанностей счетной комиссии. Если же подведение итогов общего собрания акционеров будет осуществлять старый состав счетной комиссии, то решение, принятое на таком собрании, будет незаконным.

Поговорим теперь о Совете директоров (наблюдательный совет) общества и исполнительном органе общества.

14. Внесены поправки в части срока полномочий Совета директоров. Ранее возникало много вопросов в связи с тем, что по старому Закону этот орган управления избирался на один год. В то же время годовое собрание акционеров, на котором Совет директоров и формируется, не всегда проходит ровно через год после предыдущего. Возникал логичный вопрос: кто исполняет функции Совета директоров на промежуточном этапе? Теперь это недоразумение разрешено: Совет директоров функционирует до следующего годового общего собрания акционеров.

15. Следующие поправки касаются состава Совета директоров. Теперь члены коллегиального исполнительного органа общества (правление, дирекция) не могут составлять более одной четвертой состава Совета директоров. Это снизит взаимозависимость этих двух управленческих органов. В то же время четко определено, что членом Совета директоров может быть только физическое лицо.

Тем акционерным обществам, где число членов коллегиального исполнительного органа превышает одну четвертую состава Совета директоров, есть смысл задуматься о целесообразности функционирования в компании такого исполнительного органа. Возможно, чтобы не подыскивать новые кандидатуры в состав Совета директоров, надо будет просто изменить управленческую структуру общества, исключив из нее коллегиальный исполнительный орган.

Крупные сделки общества также не остались без внимания законодателя.

16. Определен круг сделок, связанных с возможностью отчуждения имущества, которые могут быть причислены к разряду крупных: заем, кредит, залог, поручительство.

17. Более четко регламентируются процедурные моменты: в решении об одобрении крупной сделки должны быть указаны лица, являющиеся ее сторонами, выгодоприобретателями, цена, предмет сделки и иные ее существенные условия. Такой порядок позволит точно установить, решение об одобрении какой именно крупной сделки принималось в прошлом.

18. Специально оговаривается, что положения о крупных сделках не применяются к обществам, состоящим из одного акционера, который одновременно осуществляет функции единоличного исполнительного органа. Указанная норма избавляет такие компании от соблюдения лишних формальностей.

Необходимо особо подчеркнуть, что данная норма не распространяется на крупную сделку, совершаемую стопроцентной «дочкой», если только ее единоличный акционер не является еще и управляющей компанией.

19. По смыслу предыдущей редакции Закона было неясно: следует ли лицу, которое приобрело более 30% обыкновенных акций общества с числом акционеров менее тысячи, извещать акционеров о такой сделке. Судебная практика была чрезвычайно противоречива и не могла помочь в данном вопросе. В настоящее время сняты все спорные вопросы: указанное положение распространяется только на акционерные общества с числом акционеров более тысячи.

Обратимся теперь к учету и отчетности, документам общества, информации об обществе.

20. Изменилось количество голосующих акций, которые должны принадлежать акционеру, необходимое для доступа к документам бухгалтерского учета и протоколам заседаний коллегиального исполнительного органа. Теперь для этого нужно владеть не менее 25% голосующих акций (раньше было 10%).

Данная норма осложнит миноритарным акционерам доступ к указанным документам общества. Для преодоления указанной ограничительной цифры акционерам придется объединяться и подавать совместные запросы, чтобы совокупное количество принадлежащих им акций превышало 25%.

Как мы увидели, принятые поправки к Закону говорят о стремлении законодателей упорядочить корпоративные отношения в отечественных компаниях, снизить уровень нарушений прав миноритарных акционеров. При положительном результате этих процессов можно рассчитывать на повышение уровня инвестиций в российскую экономику, особенно со стороны иностранных компаний. При отрицательном же придется вносить новые поправки в Закон об акционерных обществах.

Публикации

Некоторые аспекты поправок в Закон об АО

VEGAS LEX_Гармаев_эж-Юрист_08.2014

Министерством экономического развития Российской Федерации подготовлен законопроект о внесении изменений в Федеральный закон от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон об АО ). Данный законопроект ориентирован на приведение Закона об АО в соответствие с новыми правилами Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ ) о юридических лицах, вступающими в силу в сентябре 2014 года. При этом он в большей степени развивает именно новеллы ГК РФ и не затрагивает те блоки Закона об АО, необходимость реформы которых предлагалась в последнее время другими поправками. В частности, в законопроекте отсутствуют существенные изменения, касающиеся обязательного и добровольного предложения, а также опционов для работников акционерных обществ (соответствующие поправки в первом полугодии 2014 года были подготовлены Минфином России и Минкомсвязью России).

Законопроект следует реализованному в ГК РФ разделению корпораций на публичные и непубличные. Регулирование публичных АО предлагается сделать преимущественно императивным и во многом запретительным (данные организации близки к нынешним открытым АО). В то же время в отношении непубличных АО допускается широкий спектр диспозитивных норм, предоставляющих участникам таких организаций большие возможности для регламентации корпоративных отношений на уровне внутренних документов (устав, корпоративный договор, различные регламенты и др.).

При этом наибольшее внимание законопроект уделяет именно непубличным АО, которые по ряду положений фактически сближаются с ООО.

Так, в непубличных АО можно будет ограничить распоряжение акционером его акциями путем их отчуждения в пользу третьих лиц, установив необходимость получения обязательного предварительного согласия других акционеров на совершение соответствующих сделок.

Компетенция общего собрания акционеров непубличного АО может быть, за некоторыми исключениями, расширена или сокращена (по сравнению с положениями Закона об АО) на усмотрение акционеров. К примеру, вопросы по утверждению годовой отчетности и распределению прибыли могут быть переданы на рассмотрение в совет директоров непубличного АО.

Более гибкими также становятся правила проведения собраний акционеров непубличного АО. В частности, допускается возможность принятия решения по вопросу, не отнесенному к повестке дня, при условии единогласия акционеров непубличного АО при соответствующем голосовании.

Вводятся диспозитивные правила о формировании органов управления непубличного АО. К примеру, в уставе непубличного АО может быть установлен произвольный порядок избрания совета директоров (не обязательно через кумулятивное голосование). Количество членов совета директоров не обязательно должно быть более 5, а срок их полномочий может превышать 1 год (но не более 5 лет).

В непубличном АО, как и в ООО, допускается исключение акционера из организации в случае, если он своими действиями (бездействием) причинил АО существенный вред или иным образом существенно затрудняет деятельность АО и достижение целей, ради которых оно создавалось.

Более того, некоторые новеллы законопроекта в отношении непубличных АО предоставляют акционерам возможности, которые отсутствуют даже в рамках нынешних ООО. В частности, в уставе непубличного АО может быть установлено право акционеров и (или) самого АО выкупа акций у акционера при наступлении определенных обстоятельств (тупиковая ситуация при голосовании на общем собрании акционеров, попытка нарушения акционером запрета на продажу акций третьим лицам и др.). На практике такого рода положения в настоящее время включаются в акционерные соглашения, но их закрепление на уровне устава непубличного АО может повысить их исполнимость.

Непубличным АО также разрешается выпускать (помимо известных действующему законодательству ценных бумаг) привелегированные акций, предоставляющие голоса по определенным вопросам компетенции собрания акционеров (в том числе, при наступлении определенных уставом АО обстоятельств).

Таким образом, модель непубличного АО по законопроекту представляет собой относительно гибкую организационно-правовую форму, в наибольшей степени соответствующую потребностям современного экономического оборота. Так, непубличное АО может быть особенно востребовано для целей совместных предприятий.

В этой связи может быть спрогнозирован рост популярности формы непубличного АО в бизнес среде на фоне более простого оборота акций, не требующего нотариального удостоверения сделок (по сравнению с оборотом долей в ООО), а также возможностей непубличных АО (отсутствующих в ООО) по обеспечению относительной конфиденциальности обладателей акций (например, посредством передачи акций депозитарию).

Далее, законопроект предусматривает ряд значимых положений, касающихся корпоративного договора. В частности, законопроект прямо допускает, что стороной корпортивного договора могут быть не только третьи лица, но и само АО (как публичное, так и непубличное). При этом корпоративный договор может быть заключен акционеров в отношении всех или части его акций.

По законопроекту наиболее гибкой является модель корпоративного договора, заключенного всеми акционерами непубличного АО. Такой договор может может предусматривать структуру и компетенцию органов управления АО, порядок принятия решений советом директоров и (или) исполнительными органами АО (при условии, что АО является стороной договора), непрапорциональный объем правомочий акционеров (в том числе, применительно к конкретным вопросам) и иные положения.

Законопроект по примеру зарубежных юрисдикций допускает формирование в АО нескольких исполнительных директоров, совместно или самостоятельно действующих от имени организации без доверенности. В случае если устав АО содержит указание на совместное осуществление несколькими исполнительными директорами их полномочий и данные об этом включены в государственный реестр (ЕРГЮЛ), сделки АО, совершенные только одним из исполнительных директоров, могут быть оспорены по основаниям ГК РФ.

Законопроект содержит и многие другие положения, заслуживающие отдельного внимания. К таким положениям могут быть отнесены правила фиксации решений собраний участников обществ, коллективные иски по взысканию убытков с руководителей АО, ответственность контролирующих лиц и критерии контроля, порядок оплаты уставного капитала и его уменьшение и др. При этом далеко не всегда предлагаемые законопроектом подходы и формулировки могут быть признаны удачными. К примеру, законопроект сохраняет неопределенность в вопросе о привлечении к солидарной ответственности основного общества (товарищества) по сделке дочернего АО, совершенной при наличии согласия основного общества (товарищества). Текст законопроекта не позволят сделать однозначный вывод о том является ли таким согласием решение собрания акционеров дочернего АО и (или) решение его единственного акционера.

В целом законопроект носит прогрессивный характер и не только развивает новые положения ГК РФ, но и содержит ряд крайне либеральных идей, не следующих прямо из таких положений. В то же время некоторые правила законопроекта являются неоднозначными с точки зрения их толкования, что может привести к возникновению различных подходов в будущей судебной практике и, как следствие, к правовой неопределенности.

Ревизионные комиссии станут необязательными, а внутренний аудит – обязательным для публичных акционерных обществ

Автор: Алексей Михайлович Сонин, директор Некоммерческого партнерства «Институт внутренних аудиторов»,
член Комиссии РСПП по аудиторской деятельности,
член Экспертного совета по корпоративному управлению при Банке России

19 июля 2018 года принят Федеральный закон №209-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах». Данным Федеральным законом в корпоративное законодательство вводится ряд важнейших для корпоративного управления в целом и контроля над финансово-хозяйственной деятельностью в частности новаций.

Прежде всего, отменяется обязательность ревизионной комиссии в акционерном обществе. Несмотря на развитие систем контроля и совершенствование контрольной деятельности в российских акционерных обществах, положение об обязательном наличии ревизионной комиссии оставалось незыблемым на протяжении более чем 20 лет, начиная с первой версии Закона «Об акционерных обществах» 1995 года. Следует заметить, что дискуссии об эффективности механизма обеспечения прав акционеров посредством деятельности ревизионной комиссии и соответственно обоснованности требования о ее обязательности велись давно. Равно как и обсуждение вопроса, о том, какая структура органов контроля в акционерном обществе в наилучшей степени позволяет защитить интересы акционеров с точки зрения соотношения выгод-затрат на осуществление контроля. Но если раньше акционерные общества были всё же несколько ограничены в вопросе выбора, с принятием поправок в Закон «Об акционерных обществах» у акционерных обществ появилось больше возможностей для выбора наиболее эффективной структуры органов контроля. Касается это нововведение как публичных, так и непубличных акционерных обществ.

Второе важнейшее изменение – введение в акционерное законодательство понятия внутреннего аудита. Внутренний аудит как инструмент защиты прав акционеров и повышения эффективности деятельности развивается в российских акционерных обществах с начала 2000 годов, о внутреннем аудите сказано в Кодексе корпоративного управления, в правилах листинга фондовых бирж, внутренний аудит регулируется специальным законодательством в отдельных сферах деятельности, но на уровне акционерного законодательства это понятие введено только сейчас. Более того, осуществление внутреннего аудита становится обязательным для публичных акционерных обществ (норма вступает в действие с 1 июля 2020 года). Также закон предусматривает, что совет директоров утверждает документы, определяющие политику общества в области организации и осуществления внутреннего аудита и принимает решение о назначении или прекращении полномочий руководителя подразделения внутреннего аудита и утверждает условия трудового договора с ним, включая размер вознаграждения. Тем самым предполагается повысить степень независимости внутреннего аудита от менеджмента компаний. Для непубличных акционерных обществ в вопросах, связанных с внутренним аудитом, закон оставляет свободу выбора.

Третье – вводится требование наличия в публичном акционерном обществе системы управления рисками и внутреннего контроля. При этом совет директоров общества утверждает документы, определяющие политику общества в области организации системы управления рисками и внутреннего контроля. Данные изменения в акционерном законодательстве являются логическим продолжением осознания важности наличия в акционерном обществе систем внутреннего контроля и управления рисками с точки зрения эффективности достижения обществом поставленных целей и ответственности, лежащей на совете директоров в этом вопросе.

И наконец, четвертое – закон вводит в акционерное законодательство понятие комитета совета директоров. В соответствии с ФЗ, комитеты формируются советом директоров для предварительного рассмотрения вопросов, относящихся к их компетенции, с целью последующего вынесения на совет директоров. При этом формирование комитетов советами директоров уже давно вошло в практику открытых акционерных обществ в России. Что касается формирования конкретных комитетов, вводится обязательное требование только в отношении комитета по аудиту, который создается для предварительного рассмотрения вопросов, связанных с контролем над финансово-хозяйственной деятельностью общества. В практике публичных акционерных обществ именно с комитетом по аудиту тесно взаимодействует подразделение внутреннего аудита.

Следует отметить, что рекомендации построения системы управления рисками и внутреннего контроля, осуществления внутреннего аудита, формирования комитетов совета директоров в акционерном обществе содержатся в Кодексе корпоративного управления, одобренном Правительством Российской Федерации и Банком России в 2014 году.