Внесение изменений в стандарты организаций

Оглавление:

Порядок и сроки проверки, пересмотра и изменения стандартов

Развитие науки и техники, совершенствование промышленного производства влечет за собой замену устаревших изделий более совершенными, приводит к появлению новых веществ и материалов. По этой причине многие показатели, нормы и требования, ранее установленные в стандартах, устаревают и теряют свою актуальность. Для обеспечения прогрессивной роли стандартизации в развитии промышленного производства и улучшения качества продукции необходимо, чтобы показатели, нормы и требования, заложенные в стандарты, постоянно соответствовали передовому уровню достижений науки и техники.

Такое соответствие показателей, норм и требований может быть обеспечено не только путем разработки новых стандартов, но и путем систематической проверки действующих, на основе которой должны подготавливаться конкретные предложения по пересмотру и внесению изменений в стандарты. Все действующие в Российской Федерации государственные и отраслевые стандарты закреплены за соответствующими министерствами, которые обязаны систематически производить проверку соответствия установленных в стандартах показателей, требований и норм современным достижениям науки и техники. Проверка стандартов должна производиться не реже одного раза в пять лет. Срок проведения первой проверки и ее периодичность устанавливают для каждого стандарта при его утверждении и указывают в информационных данных стандарта.

Перечни стандартов, подлежащих проверке, составляют при планировании работ по стандартизации базовые организации, за которыми закреплены эти стандарты. Проверку стандартов проводят головные и базовые организации, организации-разработчики стандартов и другие организации, установленные соответствующим министерством.

При проверке определяется соответствие показателей и норм стандартов передовым достижениям науки, техники и производства, требованиям потребителей и взаимосвязанных стандартов. Результаты проверки фиксируются в акте, в котором указывают: соответствует ли данный стандарт современному уровню и требованиям потребителей или он устарел и требует отмены, пересмотра или внесения изменений.

Отмену стандартов осуществляет организации, утверждающие их. Решение об отмене стандарта должно быть принято не позднее чем за 6 месяцев до истечения срока его действия.

Если в процессе проверки признано необходимым изменить важнейшие показатели технического уровня и качества продукции, установленные в стандарте, то стандарт подлежит пересмотру. Пересмотр стандарта осуществляется путем разработки нового стандарта взамен действующего. При этом пересмотренный стандарт отменяют, а в новом указывают, взамен какого стандарта он разработан, и меняют цифры года утверждения.

Внесение изменений в стандарты производится при необходимости корректировки отдельных значений показателей и параметров, а также введения дополнительных параметров и требований, если это не влечет изменения основных технологических и эксплуатационных характеристик продукции. Изменение стандарта — это не только изменение его содержания, но и перенос срока введения в действие, продление или ограничение срока действия стандарта и т. д.

Изменения утверждаются теми организациями, которые утверждали соответствующие стандарты. Каждому утвержденному изменению присваивается при регистрации порядковый номер. Проекты изменений, вносимых в действующие стандарты, связанные с изменением цен, должны быть согласованы с соответствующими органами ценообразования.

После утверждения и регистрации изменения стандарт может быть переиздан с внесением в его текст этого изменения.

Предложения о пересмотре или внесении изменений в действующие стандарты могут вносить любые организации, представляющие потребителей или изготовителей стандартизованной продукции.

Порядок разработки государственных стандартов

Главная > Реферат >Государство и право

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Департамент научно-технологической политики и образования

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Красноярский государственный аграрный университет»

Институт землеустройства, кадастров и природообустройства

по метрологии, стандартизации и сертификации

Порядок разработки государственных стандартов

Выполнил: студент группы 54-С Колмакова О.Г.

Принял: к.г.н. доцент Виноградова Л.И.

1.ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ 5

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 13

Правовые основы стандартизации в РФ установлены законом «О стандартизации». Положение закона обязательны к выполнению всеми госорганами управления субъектами хозяйственной деятельности независимо от форм собственности общественных объединений. Закон определяет меры госзащиты интересов потребителя и государства через требования, правила и нормы, вносимые в госстандарты при их разработке и госконтроль выполнения обязательных требований стандартов при их применении. Сущность стандартизации в РФ закон трактует как деятельность, направленную на определение норм, правил, требований, характеристик, которые должны обеспечить безопасность продукции, работ и услуг, их техническую и информационную совместимость, взаимозаменяемость, качества продукции (услуг) в соответствии с научно-техническими достижениями.

Нормы и требования стандартов могут относиться также к безопасности хоз. субъектов в чрезвычайных ситуациях, к оборонным и мобилизационным способностям страны.

На основании правовых норм закона определены принципы и задачи стандартизации в РФ:

1. Целесообразность разработки стандарта определяется путём анализа его необходимости в социальном, экономическом и техническом аспектах.

2. Приоритетным направлением стандартизации является безопасность объекта стандартизации для человека и окружающей среды, а также обеспечение совместимости и взаимозаменяемости продукции.

Работа по стандартизации в Российской Федерации организуется и осуществляется системой органов и служб по стандартизации, которую составляют:

Госстандарт России — национальный орган по стандартизации Российской Федерации;

Управление технического нормирования, стандартизации и сертификации Госстроя России;

подразделения стандартизации, сертификации, метрологии федеральных министерств и ведомств РФ;

технические комитеты (ТК) по стандартизации, создаваемые на добровольной основе заинтересованными сторонами (предприятиями и организациями);

подразделения стандартизации (отделы, бюро, группы), создаваемые субъектами хозяйственной деятельности (предприятиями и организациями).

Порядок разработки, принятия, учетной регистрации национальных стандартов устанавливается стандартами Государственной системы стандартизации (ГСС). [1]

Государственные стандарты не являются объектом авторского права. Они разрабатываются коллегиально в соответствии с ГОСТ Р 1.2-92. Разработчиками ГОСТ Р являются технические комитеты по стандартизации при Госстандарте России, закрепленные по объектам стандартизации. В их составе на добровольной основе работают: полномочные представители всех предприятий и организаций, заинтересованных в разработке стандартов (разработчики, изготовители, потребители продукции); ведущие ученые и специалисты, специализирующиеся по определенным видам продукции или технологиям; представители общественных организаций.

1.ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ

Технические комитеты при Госстандарте России работают в соответствии с годовым планом стандартизации. План составляется на основании заявок, которые могут представлять в ТК предприятия, граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, органы управления. В заявках должна быть обоснована необходимость работы со стандартом. В результате из поступивших предложений формируется полный заказ работы на год.

Создание стандарта от планирования его разработки до издания осуществляется в определенной последовательности, которая предусматривает, как правило, следующие стадии (ГОСТ Р 1.2-92):

1-я стадия — организация разработки стандарта и составление технического задания на разработку;

2-я стадия — разработка проекта стандарта (первой, при необходимости последующих редакций);

3-я стадия — разработка окончательной редакции проекта стандарта и представление его в Госстандарт России для принятия стандарта;

4-я стадия — принятие и государственная регистрация (присвоение номера) стандарта;

5-я стадия — издание стандарта.

Государственный стандарт, в процессе его применения, может подвергаться проверке, в необходимых случаях в него вносят изменения, стандарт может быть пересмотрен или отменен, вовсе аннулирован.

Информация о действующих стандартах, о введении новых государственных стандартов, изменениях к ним заинтересованные предприятия и организации получают через годовые и ежемесячные информационные указатели «Государственные стандарты Российской Федерации», которые они получают по подписке.

Работа технического комитета начинается со сбора заявок на разработку стандарта. Заявителями могут быть государственные органы и организации, общественные объединения, научно-технические общества, предприятия, фирмы, предприниматели, которые направляют заявки в ТК согласно закрепленным за ними объектам стандартизации.

В заявке обязательно должна быть обоснована необходимость разработки нормативного документа, не исключено также приложение к ней уже разработанного заявителем проекта стандарта.

На основании заявок Госстандарт РФ (Госстрой РФ) формирует годовой план государственной стандартизации России.

Дальнейшая работа проводится на основе договоров на разработку стандарта между заявителем и соответствующим ТК и включает следующие этапы: составление технического задания (организацией-разработчиком или ТК), разработку проекта стандарта, представление окончательного варианта проекта в Госстандарт РФ (Госстрой РФ) для принятия, обновление стандарта, пересмотр и отмену стандарта. [2]

Рассмотрим содержание этапов разработки государственного стандарта.

В техническом задании определяют: сроки выполнения каждой стадии, включаемой в содержание работы в целом; содержание и структуру будущего стандарта и перечень требований к объекту стандартизации; список заинтересованных потенциальных потребителей этого стандарта (государственные органы, предприятия, фирмы и т.п.). Отобранным для списка организациям проект стандарта в дальнейшем, возможно, будет разослан на отзыв либо при необходимости на согласование; могут быть выделены особые или дополнительные предложения заказчика нормативного документа и другие сведения, имеющие отношение к процедуре разработки, содержанию стандарта и др.

Разработке проекта стандарта предшествует организационная работа, которую должен проделать ТК. Это связано с четким размещением заданий в подкомитеты и рабочие группы сообразно объектам стандартизации. Кроме того, на этой стадии ТК стремится более определенно обозначить организации, от которых целесообразно получить отзыв на проект стандарта. Для этого краткая информация о разрабатываемых нормативных документах публикуется в специализированном издании Госстандарта РФ (или Госстроя РФ), чтобы заинтересованные стороны могли заявить о своих намерениях.

Разработка проекта проходит две стадии. Вначале создается первая редакция. Основные требования к первой редакции касаются соответствия проекта законодательству России, международным правилам и нормам, а также национальным стандартам зарубежных стран при условии прогрессивности этих документов и более высокого научно-технического уровня. Важный момент на этой стадии — определение патентной чистоты объекта стандартизации, для чего необходимы соответствующие исследования и надлежащее информационное обеспечение.

Проект в первой редакции, составленный подкомитетом и рабочей группой, члены ТК должны рассмотреть либо на специальном заседании, либо путем переписки, чтобы удостовериться в его соответствии условиям договора на разработку стандарта, требованиям российского законодательства и положениям Государственной системы стандартизации. После этого проект рассылается на отзыв заказчикам стандарта и выявленным ранее заинтересованным организациям.

Вторая стадия разработки заключается в анализе полученных отзывов, составлении окончательной редакции проекта нормативного документа и подготовке его к принятию. Окончательная редакция должна быть рассмотрена членами ТК, органами государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований стандарта, научно-исследовательскими институтами Госстандарта (Госстроя). Если с оконча- тельной редакцией проекта согласны не менее двух третей членов ТК, то документ считается одобренным и рекомендуется для принятия. Проект стандарта должен быть направлен в Госстандарт РФ (Госстрой РФ), а также заказчику нормативного документа.

Принятие стандарта осуществляет Госстандарт РФ (Госстрой РФ). Процедура принятия включает обязательный анализ содержания проекта на соответствие законодательству России, метрологическим правилам и нормам, терминологическим стандартам, а также ГОСТ Р 1.5-91 «ГСС. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов». Стандарт принимается консенсусом, после чего устанавливается дата его введения в действие. Срок действия стандарта, как правило, не определяется.

Далее принятый стандарт подлежит регистрации, информация о нем публикуется в ежемесячном Информационном указателе.

Все перечисленные выше функции выполняет Госстандарт РФ (Госстрой РФ) в установленном им порядке.

Стандарт не должен быть тормозом для развития экономики в соответствии с достижениями научно-технического прогресса. Но поскольку срок действия его не устанавливается, необходима постоянная работа всех членов ТК и заинтересованных сторон, направленная на своевременное обновление нормативного документа. Согласно ГСС РФ обновление стандарта проводится с целью поддержания его соответствия потребностям населения, экономики и обороноспособности страны. Результатом анализа действующего стандарта может быть внесение изменений в его содержание, либо пересмотр, либо отмена нормативного документа.

С целью получения информации для актуализации стандартов технические комитеты ведут постоянную работу по поддержанию обратной связи с предприятиями и организациями, принимающими стандарты, а также анализируют предложения, поступающие от членов ТК по внесению изменения в действующие нормативные документы. При необходимости обновления стандарта ТК разрабатывает проект изменения, проект пересмотренного стандарта или предложения по отмене действующего нормативного документа и вносит предложение в Госстандарт РФ (Госстрой РФ). Изменение, вносимое в стандарт на продукцию, обычно касается более прогрессивных требований к ней. Но они не должны нарушать взаимозаменяемость и совместимость продукции, производимой по обновленному стандарту, с выпускаемой по действующему.

Пересмотр государственного стандарта по существу является разработкой нового взамен действующего. Необходимость пересмотра возникает в том случае, если вносимые изменения связаны со значительной корректировкой основных показателей качества продукции и затрагивают ее совместимость и взаимозаменяемость.

Отмена стандарта может осуществляться как с заменой его новым, так и без замены. Причиной, как правило, служит прекращение выпуска продукции (оказания услуг), которая производилась по данному нормативному документу, либо принятие нового стандарта.

Принятие окончательных решений о внесении изменений, пересмотре и отмене государственных стандартов, а также соответствующая публикация в Информационном указателе стандартов находятся в ведении Госстандарта РФ (Госстроя РФ).

Решение о внесении изменений, пересмотре или отмене стандарта отрасли принимает орган государственного управления, утвердивший данный нормативный документ. Отмена стандарта отрасли обычно связана либо со снятием продукции с производства, либо с введением в действие государственного стандарта на тот же объект стандартизации с такими же или более высокими требованиями и нормами.

Обновление или отмена стандарта предприятия осуществляется по решению руководства самого субъекта хозяйственной деятельности, принявшего этот стандарт.

Стандарты научно-технических обществ, общественных объединений пересматривают с целью внесения в них новых результатов научных исследований или производственных достижений, связанных с внедрением изобретений и научных открытий. Отмена этой категории нормативных документов связана с моральным устареванием объекта стандартизации.

Все субъекты хозяйственной деятельности, которым предоставлено право разработки, обновления и отмены стандартов, обязаны информировать о проделанной работе и ее результатах Госстандарт РФ.

Итак, подводя итоги вышесказанного, можно отметить вкратце, что работы по разработке государственных стандартов имеют следующее содержание:

— организация разработки стандартов предполагает определение конкретных исполнителей (рабочей группы), сроков выполнения работ и публикацию информации о начале работы над стандартом, с тем, чтобы иметь обратную связь с заказчиками проекта.

— рабочая группа разрабатывает два документа: проект стандарта и пояснительную записку к стандарту. Построение, изложение, оформление и содержание проекта ГОСТ Р выполняется в соответствии с ГОСТ Р 1.5-92. В пояснительной записке приводятся следующие сведения: соответствие проекта стандарта международным и региональным стандартам; сведения о патентной чистоте объекта стандартизации (отсутствие аналогичного стандарта); источники информации, принятые во внимание при разработке проекта стандарта; сведения об адресатах рассылки проекта стандарта.

Проект стандарта и пояснительная записка передаются в ТК на предмет проверки соответствия действующему законодательству. После этого ТК передают проект стандарта на отзыв заинтересованным предприятиям и специалистам.

— ТК с учетом поступивших замечаний и предложений готовит два документа: окончательную редакцию проекта стандарта и пояснительную записку, которая дополняется характеристикой принципиальных замечаний по проекту стандарта. Окончательная редакция вместе с пояснительной запиской передается на рассмотрение: членам ТК; организациям госнадзора за стандартами; научно-исследовательской организации стандартизации для издательского редактирования.

– решается вопрос о принятии проекта стандарта путем голосования членов ТК и оформления результатов голосования протоколом.

Принятые проекты ГОСТ Р передаются на утверждение в Госстандарт России. При утверждении стандарта устанавливают дату его введения в действие.

Государственная регистрация утвержденных стандартов осуществляется в Федеральном фонде стандартов с присвоением регистрационного номера в установленном порядке. Использование ГОСТ Р, не прошедших государственную регистрацию, запрещено.

Информация о принятии стандарта публикуется в ежемесячном информационном указателе «Государственные стандарты Российской Федерации».

Исключительное право официального опубликования государственного стандарта имеет Госстандарт России.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Никифоров, А.Д. Метрология, стандартизация и сертификация: Учебник / А.Д. Никифоров, Т.А. Бакиев. – 2-е изд. — М.: Высшая школа, 2005. – 422 с.

Тартовский, Д.Ф. Метрология, стандартизация и технические средства измерений: Учебник / Д.Ф. Тартовский, А.С. Ястребов. – 3-е изд. — М.: Высшая школа, 2001. – 401 с.

СОДЕРЖАНИЕ

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью «Научно-исследовательский институт природных газов и газовых технологий» (ООО «ВНИИГАЗ») с участием специалистов организаций и дочерних обществ ОАО «Газпром»

ВНЕСЕН Управлением инновационного развития Департамента стратегического развития ОАО «Газпром»

2 УТВЕРЖДЁН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом ОАО «Газпром» от «04» апреля 2005 г. № 45

3 ВВЕДЁН ВПЕРВЫЕ

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов ОАО «Газпром» (далее также Общество), а также требования к их построению, изложению, оформлению и обозначению.

Разработка стандартов ОАО «Газпром» осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона «О техническом регулировании» [1] для стандартов организаций.

Положения настоящего стандарта обязательны для применения структурными подразделениями, дочерними обществами и организациями ОАО «Газпром», осуществляющими разработку и применение стандартов ОАО «Газпром».

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты и классификаторы:

ГОСТ Р 1.0-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения

ГОСТ Р 1.4-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения

ГОСТ Р 1.5-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения

ГОСТ Р 1.11-99 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Метрологическая экспертиза проектов государственных стандартов

ГОСТ Р 1.12-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения

ГОСТ Р 6.30-2003 Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации

ОК 005-93 Общероссийский классификатор продукции

OK ( MK (ИСО/ИНФКО МКС) 001-96) 001-2000 Общероссийский классификатор стандартов

СТО ГАЗПРОМ 1.0-2005 Система стандартизации ОАО «Газпром». Основные положения

СТО ГАЗПРОМ 2-1.12-001-2005 Документы нормативные для проектирования, строительства и эксплуатации объектов ОАО «Газпром». Порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов по соответствующим указателям, составленным на 1 января текущего года, и информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменён (изменён), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменённым (изменённым) документом. Если ссылочный документ отменён без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины в соответствии со статьёй 2 Федерального закона «О техническом регулировании» [1], ГОСТ Р 1.4, ГОСТ Р 1.12 , а также СТО ГАЗПРОМ 1.0.

4 Категории и виды стандартов
Системы стандартизации ОАО «Газпром»

4.1 Стандарты Системы стандартизации (далее — стандарты) подразделяются на следующие категории:

— стандарт ОАО «Газпром» — СТО ГАЗПРОМ;

— стандарт дочернего общества (организации) ОАО «Газпром» — СТО.

4.2 В зависимости от специфики объекта стандартизации и аспекта стандартизации, а также содержания устанавливаемых к ним требований разрабатывают стандарты следующих видов в соответствии с ГОСТ Р 1.0:

— стандарты на продукцию;

— стандарты на процессы (работы) производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции (в том числе нормы в области проектирования, строительства, эксплуатации зданий и сооружений, правила (своды правил) в области проектирования, строительства, эксплуатации зданий и сооружений);

— стандарты на услуги;

— стандарты основополагающие (организационно-методические и общетехнические);

— стандарты на термины и определения;

— стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа, в том числе методики выполнения измерений).

4.3 В случае необходимости решения комплексных задач стандартизации разрабатывают комплекс стандартов, т.е. совокупность взаимосвязанных стандартов, объединённых общей целевой направленностью и устанавливающих согласованные требования к взаимосвязанным объектам стандартизации.

4.4 В Системе стандартизации разрабатывают стандарты, устанавливающие требования:

— в области стандартизации, метрологии, сертификации и аккредитации в ОАО «Газпром»;

— к продукции организаций и дочерних обществ ОАО «Газпром» (природный газ, газовый конденсат, другие виды углеводородного сырья, а также продукты их переработки), её производству и контролю (управление) качеством;

— на материалы, изделия, технологическое оборудование, строительные конструкции, применяемые на объектах ОАО «Газпром», его организаций и дочерних обществ;

— в области проектирования, строительства и эксплуатации объектов ОАО «Газпром», его организаций и дочерних обществ;

— к качеству строительно-монтажных работ и работ по эксплуатации объектов ОАО «Газпром», его организаций и дочерних обществ, в том числе ремонтно-восстановительных работ;

— к информационным технологиям и защите от несанкционированного доступа к информации;

— в области охраны труда, в том числе к средствам индивидуальной защиты, применяемым в ОАО «Газпром», его организациях и дочерних обществах;

— в области промышленной безопасности;

— в области пожарной и взрывогазовой безопасности;

— в области охраны окружающей среды, экономного расходования ресурсов, в том числе нормирования запасов и ресурсов и др.

4.5 Стандарты разрабатываются, утверждаются и применяются в целях максимального упорядочения деятельности в направлениях, перечисленных в 4.4, а также для распространения и использования упорядоченных знаний, результатов научных исследований и разработок, полученных дочерними обществами и организациями ОАО «Газпром».

4.6 Стандарты применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, вида или особенностей сделок и (или) лиц, которые являются изготовителями, продавцами, потребителями продукции, исполнителями работ (услуг) [1].

4.7 Стандарты дочернего общества (организации) ОАО «Газпром» устанавливают положения по организации и технологии производства, а также требования по обеспечению качества продукции для их применения в данном дочернем обществе (организации) ОАО «Газпром» с учётом его (ее) специфики.

4.8 Стандарты дочернего общества (организации) ОАО «Газпром» не разрабатываются на поставляемую (сдаваемую покупателю) продукцию. Требования к этой продукции при отсутствии национальных стандартов или стандартов ОАО «Газпром» должны устанавливаться в технических условиях.

Стандарты дочернего общества (организации) ОАО «Газпром» могут устанавливать требования к сырью и полупродуктам незавершённого технологического цикла, используемым непосредственно в дочернем обществе (организации) ОАО «Газпром» для контроля технологических процессов.

4.9 Порядок разработки, утверждения, регистрации, учета, изменения, пересмотра и отмены стандартов организаций (дочерних обществ) ОАО «Газпром» устанавливается ими с учетом положений ГОСТ Р 1.4 и настоящего стандарта.

5 Построение, изложение и оформление стандартов ОАО «Газпром»

5.1 Стандарты ОАО «Газпром» (далее — стандарты) должны основываться на современных достижениях науки и технологии, передовом отечественном и зарубежном опыте и учитывать международные и национальные стандарты технически развитых стран.

Стандарты должны содержать в необходимом объёме технически и экономически обоснованные положения, направленные на достижение целей стандартизации и обеспечивающие решение конкретных задач каждого стандарта в соответствии с областью его применения.

Стандарты не должны устанавливать требований по вопросам, которые регулируются законодательством о техническом регулировании либо иными нормативными правовыми актами, а также техническими регламентами и национальными стандартами.

При разработке стандартов необходимо учитывать положения действующих нормативных документов федеральных органов исполнительной власти и Общества, требования которых не противоречат действующему законодательству.

Стандарты могут разрабатываться для обеспечения соблюдения требований технических регламентов и применения в ОАО «Газпром», его организациях и дочерних обществах национальных стандартов Российской Федерации, международных, региональных стандартов (в том числе межгосударственных), национальных стандартов зарубежных стран, а также стандартов сторонних организаций.

5.2 Стандарты ОАО «Газпром», утвержденные в установленном порядке, в соответствии с ГОСТ Р 1.4 являются обязательными для структурных подразделений, дочерних обществ и организаций ОАО «Газпром».

Кроме того, стандарты могут содержать рекомендуемые или справочные положения.

Рекомендуемые положения устанавливаются на уровне лучших отечественных и мировых достижений. К рекомендуемым положениям относят нормы, правила и характеристики, которые могут изменяться в соответствии с конкретными потребностями и возможностями потребителя или условиями производства.

5.3 В разделе «Область применения» стандарта, содержащего обязательные и рекомендуемые положения, указывают номера разделов и пунктов (подпунктов), носящих обязательный/рекомендуемый характер (либо указывается, что стандарт носит обязательный/рекомендуемый характер).

5.4 В стандартах приводят с необходимой полнотой положения, применение которых позволяет обеспечить соблюдение требований технических регламентов (при их наличии в регулируемой стандартом области).

5.5 В стандартах могут устанавливаться организационные, социально — экономические и необходимые технические положения, которые в национальных стандартах Российской Федерации не устанавливаются или приводятся в качестве рекомендуемых.

5.6 Построение, изложение и оформление стандартов выполняют в соответствии с положениями, установленными ГОСТ Р 1.5 и настоящим стандартом.

5.7 Титульные листы и первые страницы стандартов оформляют в соответствии с приложениями А, Б и В. Последнюю страницу стандартов (элемент «Библиографические данные») оформляют в соответствии с ГОСТ Р 1.5 без указания индекса Универсальной десятичной классификации (УДК).

5.8 Нормативные ссылки и определения применяемых терминов при нецелесообразности размещения непосредственно в тексте стандарта из-за большого объёма помещают в приложениях.

5.9 В предисловии к стандартам при согласовании документа с федеральными органами исполнительной власти указывают:

наименование федерального/регионального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в соответствующей области

6 Разработка и утверждение стандартов ОАО «Газпром»

6.1 Разработку стандартов осуществляют организации и дочерние общества ОАО «Газпром», обладающие научным потенциалом и необходимым опытом практической работы в соответствующей области.

6.2 Заказчиком на разработку стандартов выступает ОАО «Газпром».

Функции заказчика от имени ОАО «Газпром» выполняют структурные подразделения ОАО «Газпром» по соответствующему направлению деятельности ОАО «Газпром» (далее — заказчик).

6.3 Разработку стандарта осуществляют по следующим стадиям:

1-я стадия — организация разработки стандарта;

2-я стадия — разработка проекта стандарта в первой редакции;

3-я стадия — подготовка проекта стандарта в окончательной редакции разработчика и представление его заказчику;

4-я стадия — рассмотрение, утверждение и регистрация стандарта;

5-я стадия — издание стандарта.

Примечания — Допускается совмещение стадий или выделение отдельных этапов в составе стадии, например, разработка макета (основных положений) стандарта, опытное проектирование и др.

6.4 Организация разработки стандарта

6.4.1 Разработка стандарта, как правило, осуществляется в соответствии с планом разработки документов по техническому регулированию в ОАО «Газпром» на год (далее — план), утверждённым в соответствии с установленным порядком.

В особых случаях, определяемых заказчиком, когда разработка стандарта должна быть произведена в кратчайшие сроки, она осуществляется вне плана.

Кроме того, разработка стандарта вне плана может быть осуществлена в случаях:

— вступления в силу в Российской Федерации законодательных, нормативных правовых актов и документов в области стандартизации, вызывающих необходимость разработки стандарта;

— принятия решения о разработке стандарта Правлением ОАО «Газпром», Председателем Правления ОАО «Газпром» или его заместителем.

6.4.2 Организация разработки стандарта включает в себя согласование объёмов работ и заключение в установленном порядке договоров на их выполнение между ОАО «Газпром», разработчиком и соисполнителями.

6.4.3 При заключении договора заказчик утверждает техническое задание на разработку стандарта по форме приложения Г настоящего стандарта. В техническом задании должны быть указаны основные цели и задачи разработки, этапы работы и сроки их выполнения, организация-разработчик (далее также разработчик), организации – соисполнители (далее также соисполнители), необходимость проведения экспертизы проекта стандарта (в том числе нормоконтроль, научно-техническая, патентная экспертиза), а также структурные подразделения, организации и дочерние общества ОАО «Газпром», которым документ направляется на согласование.

Обязательной метрологической экспертизе в соответствии с ГОСТ Р 1.11 подлежит проект стандарта, в котором регламентированы:

— требования к погрешности измерений, достоверности измерительного контроля;

— требования к методикам выполнения измерений, средствам измерения;

— методики выполнения измерений, анализа, испытаний и измерительного контроля;

— методики калибровки средств измерений.

Организация работ по метрологической экспертизе проектов стандарта ОАО «Газпром» возлагается на организацию, исполняющую работы по стандартизации в области метрологического обеспечения в ОАО «Газпром».

В случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, стандарт подлежит согласованию с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

В тех случаях, когда по соответствующему направлению стандартизации (нормирования) национальным органом Российской Федерации по стандартизации создан технический комитет по стандартизации (ТК), в техническом задании по решению заказчика может предусматриваться представление проекта стандарта в ТК на экспертизу.

Примечание — По решению заказчика разработчик организует проведение экспертизы проекта стандарта на соответствие законодательству Российской Федерации, действующим техническим регламентам и национальным стандартам.

Необходимость проведения таких видов экспертизы оговаривается в техническом задании.

Экспертиза проекта стандарта проводится в соответствии с ГОСТ Р 1.4.

Стандарт, устанавливающий требования к продукции, изготавливаемой (выпускаемой) дочерними обществами и организациями ОАО «Газпром», подлежит обязательному согласованию с Управлением налоговой политики ОАО «Газпром» в части присваиваемых разработчиком кодов: по Общероссийскому классификатору продукции ОК 005 (ОКП) и по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Российской Федерации (ТН ВЭД РФ) [2].

Примечание — Согласование технического задания на разработку стандарта с ООО «Газнадзор» (в части обязательных требований, содержащихся в нём) и соответствующим исполнителем работ по стандартизации — обязательно.

6.4.4 Техническое задание на разработку стандарта на объект стандартизации, относящийся к деятельности двух и более структурных подразделений ОАО «Газпром», должно быть согласовано с каждым из них.

6.4.5 Техническое задание перед утверждением должно быть согласовано с руководящим органом Системы стандартизации (р.5 СТО ГАЗПРОМ 1.0).

6.4.6 Информация о начале разработки стандарта (после заключения соответствующих договоров) направляется в организацию, осуществляющую научно-методическое обеспечение работ по стандартизации в ОАО «Газпром», по форме, приведенной в приложении Д, для публикации на сайте СИСТЕМА СТАНДАРТИЗАЦИИ ОАО «ГАЗПРОМ» ( http :// qost . gazauto . gazprom . ru ) (далее — сайт СИСТЕМА СТАНДАРТИЗАЦИИ ОАО «ГАЗПРОМ»).

На основе этой публикации заинтересованные дочерние общества и организации ОАО «Газпром», а также сторонние организации, которым проект стандарта не направлялся в соответствии с требованиями технического задания, представляют разработчику заявки о направлении им на отзыв разрабатываемого проекта стандарта (первой редакции).

1 Направление проекта стандарта на отзыв соответствующему исполнителю работ по стандартизации, осуществляется в обязательном порядке без запроса.

2 Проект стандарта может направляться разработчиком на отзыв также в сторонние организации при наличии соответствующего запроса от таких организаций и с разрешения заказчика.

3 При запросе о передаче проекта стандарта в электронном виде запрашивающий должен указать приемлемый электронный формат.

6.4.7 Разработка проекта стандарта организуется разработчиком и соисполнителями в согласованном между ними порядке, обеспечивающем качественную подготовку стандарта в сроки, установленные договором.

Подготовленный проект стандарта и пояснительную записку разработчик рассылает на отзыв в соответствии с 6.4.6, а также в соответствии с перечнем обязательной рассылки, определённым техническим заданием.

6.4.8 Замечания и предложения по проекту стандарта, оформленные в соответствии с приложением Е , направляют разработчику не позднее, чем через два месяца со дня получения проекта. При отсутствии замечаний и предложений каких-либо организаций, которым проект стандарта направлялся на отзыв, его разработку продолжают в соответствии с календарным планом.

6.4.9 Подготовку проекта стандарта для представления заказчику осуществляют с учётом полученных замечаний.

6.4.10 При наличии разногласий разработчик для рассмотрения замечаний и предложений по проекту стандарта проводит согласительное совещание с ответственными представителями заинтересованных организаций. Принятые на совещании решения оформляются протоколом и отражаются в сводке отзывов.

6.4.11 Заключение по проекту стандарта, подготовленное ТК в соответствии с 6.4.3, учитывается разработчиком при подготовке проекта стандарта к представлению заказчику.

6.4.12 Согласование проекта стандарта со структурными подразделениями, дочерними обществами и организациями ОАО «Газпром», органами государственного контроля (надзора) и сторонними организациями, указанными в техническом задании на его разработку, осуществляет разработчик до представления стандарта на утверждение.

Проект стандарта направляют на согласование в окончательной редакции разработчика.

Структурные подразделения, дочерние общества и организации ОАО «Газпром» осуществляют рассмотрение проекта стандарта в срок не более 30 дней со дня его поступления на согласование.

Согласование оформляют личной подписью руководителя структурного подразделения, дочернего общества, организации ОАО «Газпром», органа государственного контроля (надзора), сторонней организации или письмом в соответствии с ГОСТ Р 6.30.

При наличии разногласий со структурными подразделениями, дочерними обществами и организациями ОАО «Газпром», органами государственного контроля (надзора) и сторонними организациями, которым проект стандарта рассылался на согласование, заказчик (или по его поручению — разработчик) может организовать и провести согласительное совещание с участием заинтересованных сторон.

Разногласия, возникшие при согласовании проекта стандарта, оформляют протоколом согласительного совещания.

6.4.13 После согласования проекта стандарта разработчик направляет его на издательское редактирование в ООО «Информационно -рекламный центр газовой промышленности (далее — ООО «ИРЦ Газпром»).

6.4.13.1 ООО «ИРЦ Газпром» проводит издательское редактирование проекта стандарта и при наличии редакционных замечаний возвращает его разработчику.

6.4.13.2 Издательское редактирование проекта стандарта осуществляется в срок не более пяти дней.

6.4.13.3 При наличии редакционных замечаний по проекту стандарта разработчик стандарта вносит необходимые исправления.

6.4.14 Согласованный проект стандарта в окончательной редакции разработчик представляет заказчику в двух экземплярах с сопроводительным письмом и следующей документацией в одном экземпляре:

— пояснительная записка к окончательной редакции проекта стандарта с обоснованиями, данными об использованных результатах научно — исследовательских работ и о результатах сопоставления стандарта с национальными, межгосударственными, международными и зарубежными стандартами;

Примечание — Рекомендации по составлению пояснительной записки изложены в приложении Ж .

— сводка отзывов по последней редакции проекта стандарта, направлявшейся на отзыв;

— протокол согласительного совещания (если такое совещание проводилось);

— заключение по проекту стандарта, подготовленное ТК, а также другими организациями в соответствии с 6.4.3 и 6.4.6 (при наличии);

— перечень структурных подразделений, дочерних обществ и организаций ОАО «Газпром», органов государственного контроля (надзора) и сторонних организаций, которым проект стандарта направлялся на согласование;

— проект организационно-распорядительного документа (приказа или распоряжения ОАО «Газпром») об утверждении и введении в действие стандарта организации, отмене, а также об изменении действующих документов Системы стандартизации, связанных с введением нового стандарта, с приложением (при необходимости) проектов изменений в них;

— проект плана мероприятий по внедрению стандарта (при необходимости);

— проект списка рассылки стандарта.

Проект стандарта в окончательной редакции представляется также на электронном носителе.

6.4.15 Организационно-распорядительный документ об утверждении стандарта организации должен устанавливать дату введения его в действие, тираж издания и дату рассылки стандарта структурным подразделениям, дочерним обществам и организациям ОАО «Газпром», а также содержать указание о признании утратившими силу заменяемых стандартом нормативных документов ОАО «Газпром» или их частей (при необходимости).

Примечание — Дату введения в действие стандарта устанавливают с учётом времени, которое необходимо затратить для проведения организационно-технических мероприятий, в том числе для опубликования стандарта, обеспечения его доступности всем заинтересованным лицам, проведения мероприятий по его внедрению. Дата рассылки должна предшествовать дате введения стандарта в действие.

6.4.16 Этим же организационно-распорядительным документом ОАО «Газпром» утверждается план мероприятий по внедрению стандарта организации (при наличии).

План мероприятий по внедрению стандарта организации разрабатывается в случае необходимости проведения для внедрения стандарта таких мероприятий, как:

— повышение квалификации персонала — проведение семинаров, технической учебы, стажировок в испытательных лабораториях и т.п.;

— внесение изменений в конструкторскую и техническую документацию;

— внесение изменений в технологические процессы и др. Примерное содержание плана мероприятий по внедрению стандарта организации приведено в приложении С .

6.4.17 Пример оформления организационно-распорядительного документа об утверждении и введении в действие стандарта организации представлен в приложении К .

6.4.18 Основополагающие стандарты Системы стандартизации, а также стандарты, внедрение которых требует централизованного финансирования, могут утверждаться и вводиться в действие приказом ОАО «Газпром».

6.5 При рассмотрении представленного проекта стандарта заказчик проверяет комплектность и правильность оформления стандарта и проекта организационно-распорядительного документа об утверждении и введении в действие стандарта организации, полноту согласования проекта стандарта, обоснованность отклонения замечаний согласующих структурных подразделений, дочерних обществ и организаций ОАО «Газпром», органов государственного контроля (надзора) и сторонних организаций, его соответствие техническому заданию, действующим техническим регламентам и национальным стандартам в соответствующей стандарту области, общим принципам стандартизации, установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Проверка проводится силами заказчика или по его поручению — соответствующим исполнителем работы по стандартизации. По результатам рассмотрения проекта стандарта заказчиком разработчик при необходимости вносит в него уточнения.

По результатам рассмотрения заказчик согласовывает:

— проект организационно-распорядительного документа ОАО «Газпром» об утверждении и введении в действие стандарта, отмене (изменении) действующих документов Системы стандартизации;

— проект плана мероприятий по внедрению стандарта (при наличии).

6.6 Заказчик осуществляет процедуру согласования проекта организационно-распорядительного документа об утверждении и введении в действие стандарта организации с Департаментом стратегического развития, Юридическим департаментом и Аппаратом Правления ОАО «Газпром» в указанном порядке.

При этом представляются:

— проект организационно-распорядительного документа ОАО «Газпром» об утверждении и введении в действие стандарта организации (далее также проект документа);

— согласованный проект стандарта;

— проект плана мероприятий по внедрению стандарта (при наличии), а также список рассылки стандарта.

Остальные документы, указанные в 6.4.14, возвращаются заказчиком разработчику.

6.7 При согласовании проекта документа в Департаменте стратегического развития проект документа с приложением проекта стандарта и списка рассылки представляется заказчиком на визирование в ООО «ИРЦ Газпром» для уточнения даты введения стандарта в действие и даты рассылки.

В список рассылки стандарта в обязательном порядке должны быть включены:

— структурное подразделение ОАО «Газпром» — заказчик разработки стандарта;

— Управление инновационного развития в качестве представителя руководящего органа Системы стандартизации;

— Управление проектирования и технического нормирования в случае разработки стандарта в области проектирования, строительства и эксплуатации зданий и сооружений.

6.8 После выпуска организационно-распорядительного документа ОАО «Газпром» об утверждении и введении в действие стандарта организации заказчик направляет стандарт в двух экземплярах с копией приказа (распоряжения) ОАО «Газпром» и списком рассылки стандарта в ООО «ИРЦ Газпром» на регистрацию, тиражирование и распространение.

7 Разработка и утверждение изменений к стандартам ОАО «Газпром», внесение поправок в стандарты ОАО «Газпром»

7.1 Изменение к стандарту разрабатывают при необходимости замены (модификации) или исключения отдельных его положений или их фрагментов.

Для стандартов на продукцию изменение не должно нарушать взаимозаменяемости продукции, изготовленной по изменённому стандарту, с продукцией, изготовленной по стандарту до внесения в него изменения. Кроме того, изменение не должно приводить к нарушению совместимости с другой продукцией, с которой она была совместима, до внесения в стандарт изменения.

Изменение к стандарту на метод контроля не должно влиять на сопоставимость результатов испытаний (измерений, анализа), получаемых при использовании данного метода.

Для остальных видов стандартов изменение к стандарту разрабатывают, если его объём не превышает 20 % текста стандарта.

7.2 Если в стандарт уже внесено три изменения, то следующее изменение не разрабатывают, а осуществляют пересмотр стандарта в соответствии с разделом 9 настоящего стандарта.

Пересмотр стандарта осуществляют также, если объём вносимого изменения превышает 20 % текста стандарта, а также при необходимости значительного изменения названия или области применения стандарта.

7.3 Разработку изменения к стандарту, его утверждение и регистрацию проводят в соответствии с правилами, установленными в разделе 6. При этом в качестве разработчика изменения к стандарту, как правило, привлекают разработчика данного стандарта.

1 При необходимости одновременно с разработкой данного изменения осуществляют работы по разработке изменений к взаимосвязанным с ним документам Системы стандартизации ОАО «Газпром».

2 Каждому вносимому в стандарт изменению разработчик присваивает порядковый номер.

7.4 В пояснительной записке к проекту изменения приводят характеристику вносимого изменения и обоснование целесообразности внесения данного изменения. Допускается не приводить сведения о международных, межгосударственных, национальных и других стандартах, если вносимое изменение не обусловлено необходимостью гармонизации с ними данного стандарта.

7.5 Изменение к стандарту оформляют в соответствии с приложениями Л и М.

7.6 Текст изменения к стандарту излагают в соответствии с правилами, установленными в разделе 5.

7.7 Проект изменения к стандарту допускается не согласовывать со структурными подразделениями, дочерними обществами и организациями ОАО «Газпром», органами государственного контроля (надзора) и сторонними организациями, которые ранее согласовали проект данного стандарта, если вносимое изменение не затрагивает требований, относящихся к их компетенции.

7.8 Дату введения в действие изменения к стандарту устанавливают с учётом времени, необходимого для проведения соответствующих организационно-технических мероприятий.

7.9 Внесение поправки в стандарт.

7.9.1 При необходимости внесения исправлений в изданный стандарт, которые направлены на устранение опечаток, ошибок или неточностей, допущенных при подготовке стандарта к утверждению и изданию, действует следующий порядок:

а) любой пользователь стандарта направляет разработчику информацию о замеченных опечатках, ошибках, неточностях;

б) разработчик направляет заказчику предложение по внесению в стандарт поправки с оформленным текстом поправки ( Приложение И );

в) заказчик после рассмотрения поступившего предложения по существу при положительном решении направляет служебную записку с приложением согласованного разработчиком и заказчиком текста поправки в руководящий орган Системы стандартизации;

г) руководящий орган Системы стандартизации согласовывает поправку к стандарту и направляет ее в организацию, осуществляющую научно-методическое обеспечение работ по стандартизации в ОАО «Газпром» для опубликования в информационном указателе документов Системы стандартизации (далее — ИУС ОАО «Газпром»).

7.10 Внесение изменений (поправок) в экземпляры стандарта, находящиеся у пользователей стандарта, осуществляют в соответствии со следующим порядком.

7.10.1 Для внесения изменения (поправки) в экземпляр официально опубликованного стандарта, находящийся у пользователя, текст данного изменения (поправки), официально опубликованный в издаваемом с установленной соответствующим стандартом ОАО «Газпром» периодичностью ИУС ОАО «Газпром», тиражируют любым способом копирования и подклеивают к корешку первой страницы стандарта.

7.10.2 Экземпляр ИУС ОАО «Газпром», на основании которого были внесены изменения (поправки) в стандарт, оставляют у пользователя стандарта в качестве контрольного. На первой странице контрольного экземпляра ИУС ОАО «Газпром» ставят штамп «Контрольный экземпляр».

8 Пересмотр стандартов ОАО «Газпром»

8.1 Пересмотр стандарта осуществляют по причинам, изложенным в 7.2, при необходимости значительного изменения его содержания, структуры и/или наименования, а также при установлении в нём более прогрессивных требований, если это приводит к следующим последствиям:

— нарушению взаимозаменяемости и совместимости;

— оказывает влияние на сопоставимость результатов испытаний (измерений, анализа), проводимых по пересмотренному стандарту и действовавшему ранее стандарту.

8.2 При пересмотре стандарта разрабатывают новый стандарт взамен действующего. Разработку стандарта, его утверждение, регистрацию, издание и введение в действие проводят в порядке, установленном в разделе 6 для вновь разрабатываемых стандартов.

Примечание — При необходимости одновременно с пересмотром стандарта проводят работы по разработке изменений к взаимосвязанным с ним документам Системы стандартизации или работы по их пересмотру.

8.3 В пояснительной записке к проекту обновлённого стандарта приводят обоснование целесообразности пересмотра действующего стандарта и краткую характеристику пересмотра.

Допускается не приводить сведения о международных, межгосударственных, национальных и других стандартах, если пересмотр не обусловлен необходимостью гармонизации данного стандарта.

8.4 При пересмотре действовавший ранее стандарт отменяют, а в пересмотренном стандарте в предисловии указывают, взамен какого стандарта он разработан.

8.5 Информацию о замене действующего стандарта и об утверждении обновленного стандарта публикуют в ИУС ОАО «Газпром» и на сайте СИСТЕМА СТАНДАРТИЗАЦИИ ОАО «ГАЗПРОМ».

9 Отмена стандартов ОАО «Газпром»

9.1 Действующий стандарт отменяют в следующих случаях:

— при утверждении и введении в действие взамен данного стандарта другого стандарта, в том числе при включении всех положений данного стандарта в другой стандарт;

— при принятии и введении в действие в Российской Федерации национального стандарта (разработчиком или соисполнителем разработки которого был ОАО «Газпром»), который распространяется на тот же объект стандартизации;

— при полном прекращении выпуска продукции, проведения работ или оказания услуг, которые осуществлялись по данному стандарту;

— в других случаях, когда стандарт утратил свою актуальность в ОАО «Газпром».

9.2 В случаях, указанных в 9.1, исполнитель работ по стандартизации направляет мотивированное предложение об отмене действующего стандарта заказчику.

9.3 Заказчик проводит проверку необходимости и обоснованности отмены стандарта.

9.4 При согласии с предложением об отмене стандарта заказчик направляет в руководящий орган Системы стандартизации служебную записку с мотивированным заключением об отмене стандарта.

9.5 Руководящий орган Системы стандартизации готовит и представляет на утверждение соответствующий проект организационно-распорядительного документа ОАО «Газпром».

9.6 Распоряжение об отмене стандарта подписывает заместитель Председателя Правления ОАО «Газпром», в функции которого в соответствии с 6.7 отнесено его утверждение.

9.7 Информацию об отмене стандарта публикуют в ИУС ОАО «Газпром» и на сайте СИСТЕМА СТАНДАРТИЗАЦИИ ОАО «ГАЗПРОМ».

9.8 Материалы об отмене стандарта заказчик направляет разработчику для включения в состав дела стандарта.

10 Регистрация, обозначение и издание стандартов ОАО «Газпром» и информация о них

10.1 Регистрацию поступивших в соответствии с 6.9 стандартов ОАО «Газпром» осуществляет ООО «ИРЦ Газпром» в соответствии с СТО ГАЗПРОМ 2-1.12-001 и следующими правилами.

10.1.1 При регистрации стандарта ОАО «Газпром» ему присваивают обозначение, состоящее из следующих реквизитов:

— индекса «СТО ГАЗПРОМ», означающего стандарт ОАО «Газпром»;

— отделённого от него интервалом регистрационного номера стандарта;

— отделённых от него тире четырёх цифр года утверждения стандарта.

СТО ГАЗПРОМ 25-2004 — обозначение стандарта ОАО «Газпром».

10.1.2 Регистрационные номера вновь разработанным стандартам присваивают в порядке возрастания номеров по мере их регистрации. При отмене стандарта его регистрационный номер другому стандарту не присваивают, за исключением случая, когда отмена стандарта обусловлена его пересмотром.

10.1.3 При разработке комплекса стандартов этим стандартам присваивают общий регистрационный номер и отделенный от него точкой дополнительный порядковый номер для каждого отдельного стандарта, причем стандарту, устанавливающему общие (основные) требования, присваивают нулевой дополнительный номер.

Основополагающие стандарты Системы стандартизации обозначаются:

СТО ГАЗПРОМ 1. YYY — XXXX ,

где YYY — порядковый номер стандарта в комплексе основополагающих стандартов, ХХХХ — год регистрации стандарта.

1 СТО ГАЗПРОМ 25.3-2005 — обозначение отдельного стандарта ОАО «Газпром», входящего в комплекс стандартов.

2 СТО ГАЗПРОМ 11.0-2004 — обозначение стандарта ОАО «Газпром», устанавливающего общие (основные) требования.

3 СТО ГАЗПРОМ 1.0-2005 — обозначение основополагающего стандарта ОАО «Газпром», входящего в комплекс стандартов.

Примечание — в комплексе стандартов допускается применять отличное от установленного обозначение стандартов, если это специально оговорено в стандарте, регламентирующем общие (основные) требования в данном комплексе стандартов.

10.2 Форма журнала регистрации документов в области стандартизации ОАО «Газпром» приведена в приложении Р .

10.3 При пересмотре стандарта сохраняют обозначение действовавшего ранее стандарта, меняя только цифры, означающие год его утверждения.

10.4 Стандарты ОАО «Газпром», не прошедшие регистрации в соответствии с порядком, изложенным в 10.1, к применению в ОАО «Газпром» не допускаются.

10.5 Один экземпляр зарегистрированного стандарта ООО «ИРЦ Газпром» направляет разработчику для формирования дела стандарта.

10.6 Издание зарегистрированных стандартов ОАО «Газпром», их рассылку, а также ведение фонда изданных стандартов осуществляет ООО «ИРЦ Газпром» в соответствии с СТО ГАЗПРОМ 2-1.12-001.

10.7 Документы в области стандартизации ОАО «Газпром» издают типографским способом на листах формата А4 или А5.

10.8 В соответствии с СТО ГАЗПРОМ 1.0 (р. 5) организация, осуществляющая научно-методическое обеспечение работ по стандартизации в ОАО «Газпром», обеспечивает ведение информационного фонда документов Системы стандартизации и информационное обслуживание по всему массиву информационных ресурсов, в том числе представление сведений о держателях подлинников документов Системы стандартизации.

10.9 Информация об утверждённых документах Системы стандартизации, а также об изменениях к ним, пересмотре и отмене, направляется в организацию, указанную в 10.8, для ведения информационного фонда документов Системы стандартизации и информирования структурных подразделений, дочерних обществ и организаций ОАО «Газпром» о действующих в Обществе документах в области стандартизации, потребителей — о номенклатуре и качестве выпускаемой продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг.

10.10 Для учета информации в соответствии с 6.4.6 разработчики представляют в организацию, указанную в 10.8, информационные карточки по формам, представленным в приложениях Н и П (соответственно для стандарта или изменения к нему).

10.11 Информацию о регистрации стандарта ООО «ИРЦ Газпром» направляет в организацию, указанную в 10.8.

10.12 В соответствии с СТО ГАЗПРОМ 1.0 информация об относящихся к деятельности ОАО «Газпром» технических регламентах, национальных стандартах (других документах национального органа по стандартизации Российской Федерации), документах федеральных органов исполнительной власти, а также документах Системы стандартизации подготавливается организацией, указанной в 10.8, в виде ИУС ОАО «Газпром».

10.13 Текущую информацию о введении в действие, изменении, поправках и отмене документов в области стандартизации ОАО «Газпром», а также текст изменений и поправок организация, указанная в 10.8, публикует в периодически издаваемых ИУС ОАО «Газпром», а также на сайте СИСТЕМА СТАНДАРТИЗАЦИИ ОАО «ГАЗПРОМ» в виде экспресс-информации с указанием о рассылке соответствующих документов или об организации (дочернем обществе) ОАО «Газпром», в адрес которой необходимо обращаться за их приобретением.

11 Формирование дела стандарта ОАО «Газпром»

11.1 После утверждения стандарта заказчик передаёт разработчику документы (за исключением переданных для утверждения в руководящий орган Системы стандартизации) для формирования дела стандарта.

В состав дела стандарта включаются документы согласно 6.4.14, а также:

— копия распоряжения (приказа) ОАО «Газпром» об утверждении и введении в действие стандарта организации;

— копия плана мероприятий по внедрению стандарта (при наличии).

Оформленное дело хранится в архиве разработчика стандарта.

11.2 Документы об изменениях стандарта, оформленные в соответствии с требованиями раздела 7, включаются в дело стандарта в порядке внесения изменений.

11.3 Материалы о пересмотре и отмене стандарта, оформленные согласно требованиям разделов 8 и 9, также включаются в дело стандарта.

12 Применение стандартов ОАО «Газпром»

12.1 Стандарты ОАО «Газпром» применяют в пределах установленной каждым стандартом области применения.

Международные, межгосударственные и национальные стандарты Российской Федерации, а также национальные стандарты зарубежных стран применяются в ОАО «Газпром» в порядке, установленном соответствующим стандартом ОАО «Газпром».

12.2 Разрешение на отступление от обязательных требований стандарта ОАО «Газпром» в обоснованных случаях может дать только лицо, которым этот документ утверждён, при наличии компенсирующих мероприятий и согласований с органами государственного контроля (надзора) и ООО «Газнадзор» (в случае, когда отступление затрагивает требования, относящиеся к их компетенции, и стандарт с ними был согласован).

Отсутствие в договоре (контракте), исполнителем которого является дочернее общество (организация) ОАО «Газпром», ссылок на стандарты ОАО «Газпром» не освобождает исполнителя от их соблюдения.

В договорах (контрактах), исполнителем которых являются сторонние организации, необходимость соблюдения обязательных требований, содержащихся в стандартах ОАО «Газпром», может быть оговорена путём прямых ссылок на необходимые стандарты ОАО «Газпром» в тексте договора (контракта), либо необходимые обязательные требования соответствующих стандартов ОАО «Газпром» могут быть изложены в приложении к договору (контракту). Отсутствие в таких договорах (контрактах) ссылок на стандарты ОАО «Газпром», либо перечня необходимых требований освобождает исполнителя от обязательности их соблюдения.

12.3 Рекомендуемые положения стандартов ОАО «Газпром» применяют по усмотрению исполнителя (производителя продукции) или по требованию заказчика.

Применение рекомендуемых требований следует рассматривать лишь как один из способов выполнения соответствующих обязательных требований.

Рекомендуемые положения становятся обязательными для применения, если в договоре (контракте) и (или) в проектной документации предусмотрены соответствующие указания со ссылкой на эти положения стандартов.

При отсутствии в договоре (контракте) таких указаний организации ОАО «Газпром», осуществляющие контроль (надзор) за соблюдением обязательных требований стандартов ОАО «Газпром», не вправе требовать применения рекомендуемых положений для обеспечения выполнения обязательных требований или запрещать применение решений, отсутствующих в стандартах ОАО «Газпром».

Дочернее общество (организация) ОАО «Газпром» может разработать и осуществить собственное или любое другое решение (в форме стандарта дочернего общества (организации)), как наиболее рациональное в конкретной ситуации. Возможность применения таких решений должна быть подтверждена расчётом, результатами исследований, экспериментов или другим способом.

12.4 Разъяснения по содержанию отдельных требований стандартов ОАО «Газпром» дают их заказчики или по их указанию исполнители работ по стандартизации в соответствующем направлении деятельности, и разработчики соответствующих стандартов.

12.5 На продукцию, услуги, процессы, изготовленную (оказанные, осуществлённые) в соответствии с ранее действовавшими нормативными документами ОАО «Газпром» для проектирования, строительства и эксплуатации объектов ОАО «Газпром», его организаций и дочерних обществ, вновь разрабатываемые стандарты ОАО «Газпром» не распространяются, за исключением случаев, оговоренных при утверждении вновь разработанных стандартов, выпускаемых взамен ранее действовавших.

12.6 Действующие нормативные документы ОАО «Газпром» для проектирования, строительства и эксплуатации объектов ОАО «Газпром», его организаций и дочерних обществ, применяются постольку, поскольку они не противоречат действующему законодательству в области технического регулирования и документам Системы стандартизации, разработанным в соответствии с настоящим стандартом.

12.7 Если договором (контрактом, соглашением) ОАО «Газпром» с другим субъектом хозяйственной деятельности (в том числе — зарубежным) установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем стандарте, то применяются правила договора (контракта, соглашения).

Приложение А (обязательное)
Форма титульного листа стандарта ОАО «Газпром»

ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ГАЗПРОМ»