В соответствии со ст 154

Статья 154. Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги

1. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя:

1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем);

2) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее также — коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме). Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда;

3) плату за коммунальные услуги.

1.1. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования включает в себя:

1) плату за наем жилого помещения, устанавливаемую в соответствии со статьей 156.1 настоящего Кодекса;

2) плату за коммунальные услуги.

2. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;

2) взнос на капитальный ремонт;

3) плату за коммунальные услуги.

3. Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

4. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

5. В случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме, в случаях, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами, в том числе плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.

Комментарий к Ст. 154 ЖК РФ

1. Части 1 и 2 комментируемой статьи раскрывают понятие платы за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма или договорам найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, а также для собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с п. 16 ст. 12 ЖК РФ определение структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы относится к компетенции органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений. Подобной компетенции нет у органов государственной власти субъекта Федерации и органов местного самоуправления. В связи с этим принятие региональных и местных актов жилищного законодательства по этим вопросам неправомерно.

2. Жилищный кодекс РФ не устанавливает структуру платы и требования к определению размера платы для нанимателей жилых помещений, занимаемых по договорам найма жилого помещения частного жилищного фонда. Этот вопрос урегулирован гл. 35 ГК РФ «Наем жилого помещения». Согласно ст. 682 ГК РФ наниматель и наймодатель самостоятельно устанавливают в договоре найма жилого помещения размер платы за жилое помещение.

3. Плата за жилое помещение для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя:

1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

2) плату за пользование жилым помещением (за наем), не уплачиваемую собственниками жилых помещений.

Взимая плату за наем или арендную плату (в экономической литературе эти термины используются как синонимы), собственник в первую очередь компенсирует свои расходы, связанные с приобретением или строительством данного жилого помещения.

В рассматриваемой статье плата за наем рассматривается исключительно в отношении публичных собственников. Российская Федерация, субъекты Федерации и муниципальные образования как собственники государственного и муниципального жилищных фондов и наймодатели имеют в этом отношении существенные особенности, что и определяет необходимость специального регулирования в ЖК РФ. Во-первых, государственный и муниципальный жилищные фонды предназначены для удовлетворения жилищных потребностей малоимущих и иных установленных законом категорий граждан и, как правило, не должны использоваться с целью извлечения прибыли. Во-вторых, ЖК РФ полностью освобождает от внесения наймодателю платы за наем такую группу пользователей муниципального жилищного фонда, как малоимущие граждане (ч. 9 ст. 156). Очевидно, что и для остальных категорий пользователей по договорам социального найма и найма в государственном и муниципальном жилищных фондах плата за наем будет устанавливаться, как правило, не в полном размере (т.е. в размере, не обеспечивающем компенсацию расходов собственника, связанных с приобретением или строительством жилых помещений) с целью сохранения доступности платы за жилое помещение и коммунальные услуги (см. также комментарий к ст. 156 ЖК).

4. Понятие «плата за содержание и ремонт жилого помещения», используемое в ЖК РФ, охватывает собой плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, расположенного как внутри, так и вне жилого помещения. Важно подчеркнуть, что используемый термин не должен пониматься буквально, этим понятием не охватываются услуги и работы, связанные с содержанием и ремонтом элементов жилого помещения, не являющихся общим имуществом (например, ремонт смесителя, газовой плиты или водонагревателя, внутриквартирной электропроводки) (см. комментарий к ч. 10 ст. 155 ЖК). Состав общего имущества определен в ч. 1 ст. 36 ЖК РФ и в п. п. 2 — 9 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491 (см. комментарий к ст. ст. 36 и 39 ЖК).

5. Плата за содержание и ремонт жилого помещения вносится как нанимателями жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде, так и собственниками помещений в многоквартирном доме — как жилых, так и нежилых. Таким образом, собственник нежилого помещения в многоквартирном доме вносит «плату за содержание и ремонт жилого помещения» в том же порядке и размере, что и собственники жилых помещений в этом доме.

6. Согласно п. 2 ч. 1 комментируемой статьи плата за жилое помещение для нанимателей таких помещений государственного и муниципального жилищных фондов не включает в себя расходы на капитальный ремонт многоквартирного дома, в котором проживает наниматель. Эти расходы покрываются собственниками соответствующих помещений государственного и муниципального жилищных фондов наравне с иными собственниками помещений в данном многоквартирном доме. По общему правилу капитальный ремонт многоквартирных жилых домов осуществляется за счет средств собственников помещений в таких домах (см. комментарий к ст. 158 ЖК). В настоящее время расходы собственников жилых помещений на капитальный ремонт многоквартирного дома не учитываются при предоставлении жилищных субсидий, поскольку при определении прав граждан на жилищные субсидии и расчете их размеров применяются региональные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг, установленные исходя из цен, тарифов и нормативов, используемых для расчета платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги для нанимателей по договорам социального найма, а плата за жилое помещение для таких нанимателей не включает плату за капитальный ремонт дома (см. комментарий к ч. 6 ст. 159 ЖК). Однако следует учесть, что органы местного самоуправления могут предоставлять управляющим организациям, товариществам собственников жилья либо жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов (см. комментарий к ч. 1 ст. 165 ЖК; ст. ст. 14.1 и 16.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

7. Часть 3 комментируемой статьи определяет структуру платежей для собственников жилых домов — индивидуально определенных зданий, не являющихся многоквартирными домами (см. комментарий к ст. 16 ЖК). Для этой категории граждан не предусмотрена жесткая структура платы; ЖК РФ устанавливает лишь обязанность по несению расходов на содержание и ремонт принадлежащих им домов, а также по оплате потребляемых коммунальных услуг в соответствии с заключенными договорами (см. ч. 9 ст. 155 ЖК).

8. Согласно ч. 4 комментируемой статьи плата за коммунальные услуги, вносимая как нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, так и собственниками помещений в многоквартирных домах и собственниками жилых домов, включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электро-, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Установив непосредственно в федеральном законе перечень коммунальных услуг, предоставляемых нанимателям и собственникам помещений в многоквартирных домах и жилых домов, ЖК РФ юридически зафиксировал решение, являющееся предметом многочисленных споров среди специалистов жилищно-коммунального хозяйства о том, относятся ли, например, вывоз бытовых отходов, обслуживание лифтов и иные аналогичные работы, а также утилизация (уничтожение) бытовых отходов к коммунальным услугам.

Главная | Жилищный кодекс РФ | Статья 154. Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги

Статья 154. Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги

1. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя:

1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем);

2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда;

3) плату за коммунальные услуги.

2. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

2) плату за коммунальные услуги.

3. Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

4. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Общество защиты прав потребителей в социальных сетях:

Уголовно-исполнительный кодекс Украины
Статья 154. Порядок досрочного освобождения от отбывания наказания

1. Амнистия применяется законом к гражданам, осужденных судами Украины, независимо от места отбывания ими наказания.

3. В отношении осужденного, в отношении которого в соответствии со статьями 81, 82 Уголовного кодекса Украины может быть применено условно-досрочное освобождение от отбывания наказания или замена неотбытой части наказания более мягким, орган или учреждение исполнения наказаний в месячный срок направляет ходатайство в суд в порядке , установленном уголовным процессуальным законодательством. Администрация органа или учреждения исполнения наказаний после отбытия осужденным установленной Уголовным кодексом Украины части срока наказания обязана в месячный срок рассмотреть вопрос о возможности представления его к условно-досрочному освобождению от отбывания наказания или к замене неотбытой части наказания более мягким.

4. Представление об освобождении от отбывания наказания вследствие психической болезни направляется в суд начальником органа или учреждения исполнения наказаний. Вместе с представлением в суд направляются заключение специальной психиатрической экспертной комиссии и личное дело осужденного.

5. Представление об освобождении от отбывания наказания вследствие другой тяжелой болезни подается в суд начальником органа или учреждения исполнения наказаний. Одновременно с представлением в суд направляются заключение врачебной комиссии и личное дело осужденного. В представлении указываются данные, характеризующие поведение осужденного во время отбывания наказания.

6. Если лицо, осужденное к общественным работам или ограничению свободы, признается инвалидом первой или второй группы, орган или учреждение исполнения наказаний вносит представление в суд о ее досрочном освобождении. Вместе с представлением в суд направляется заключение медико-социальной экспертной и специальной врачебной комиссии.

7. В случае отказа суда в отношении условно-досрочного освобождения от отбывания наказания или замене неотбытой части наказания более мягким повторное представление в этом вопросе лиц, осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления к лишению свободы на срок не менее пяти лет, могут быть внесены не ранее чем через один год со дня вынесения постановления об отказе, а в отношении осужденных за другие преступления и несовершеннолетних осужденных — не ранее чем через шесть месяцев.

8. Лица, освобожденные от отбывания наказания с испытанием или в порядке замены неотбытой части наказания более мягким, если они были направлены в места ограничения свободы или лишения свободы в случаях, предусмотренных законом, могут быть вновь представлены к условно-досрочному освобождению от отбывания наказания или замены неотбытой части наказания более мягким не ранее чем через один год со дня вынесения постановления о направлении в места ограничения свободы или лишения свободы.

9. В случае установления беременности у женщины, осужденной к общественным или исправительным работам, уполномоченный орган по вопросам пробации вносит в суд представление о ее досрочном освобождении от отбывания наказания с момента освобождения от работы в связи с беременностью и родами.

10. Осужденные к ограничению свободы или лишению свободы женщины, которые стали беременными или родили детей во время отбывания наказания, кроме осужденных к лишению свободы на срок свыше пяти лет за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, имеющие семью или родственников, давших согласие на совместное с ними проживание, или имеющих возможность самостоятельно обеспечить надлежащие условия для воспитания ребенка, по представлению администрации учреждения исполнения наказаний и наблюдательной комиссии освобождаются судом от отбывания наказания в пределах срока, на который согласно и закону женщина может быть освобождена от работы в связи с беременностью, родами и до достижения ребенком трехлетнего возраста.

В зависимости от поведения осужденной по достижении ребенком трехлетнего возраста или в случае смерти ребенка уполномоченный орган по вопросам пробации вносит в суд представление об освобождении его от отбывания наказания или замене его более мягким наказанием или направление осужденного для отбывания наказания, назначенного по приговору.

Статья 154. Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги

СТ 154 ЖК РФ.

1. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя:

1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем);

2) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее также — коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме). Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда;

3) плату за коммунальные услуги.

1.1. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования включает в себя:

1) плату за наем жилого помещения, устанавливаемую в соответствии со статьей 156.1 настоящего Кодекса;

2) плату за коммунальные услуги.

2. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;

2) взнос на капитальный ремонт;

3) плату за коммунальные услуги.

3. Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

4. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

5. В случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме, в случаях, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами, в том числе плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.

Комментарий к Ст. 154 Жилищного кодекса РФ

1. Структура платежей за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя:

1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем) в пределах социальной нормы площади жилья из расчета за 1 кв. м общей площади жилья в соответствии со стандартами оплаты жилья в размерах, не превышающих установленной федеральным стандартом максимально допустимой доли расходов на оплату жилья в совокупном доходе семьи, включая затраты на коммунальные услуги.

Оплата жилья сверхсоциальной нормы площади жилья сверхустановленных нормативов, в том числе оплата дополнительной жилой площади, осуществляется в соответствии с установленными ценами на содержание, ремонт жилья, наем жилых помещений независимо от совокупного дохода семьи.

Согласно статье 154 ЖК РФ оплата дополнительной жилой площади, предоставляемой гражданам по состоянию здоровья, осуществляется на условиях и в порядке, которые установлены для нанимателей по договору социального найма;

2) плату за содержание жилья, в которую входят затраты по содержанию общего имущества жилого дома, в том числе подвала, чердака, подъездов, крыши; техническому обслуживанию общих коммуникаций (водосточных, канализационных труб), технических устройств, в том числе лифтов, приборов учета, а также технических помещений дома; по вывозу бытовых отходов, содержанию придомовой территории и др.;

3) платежи за ремонт жилья (текущий ремонт общего имущества жилого дома, общих коммуникаций, технических устройств и технических помещений жилого дома, объектов придомовой территории);

4) платежи за отдельные виды коммунальных услуг:

¦ ¦ коммунальных ¦ Основание исчисления платежа ¦

¦ 1 ¦а) Газоснабжение ¦по показаниям приборов учета или на основе ¦

¦ ¦ ¦нормы расходов на одного проживающего ¦

¦ ¦б) Твердое ¦ 1 куб. м ¦

¦ 2 ¦ Электроснабжение ¦ 1 кВт/ч ¦

¦ 3 ¦ Отопление ¦ по показаниям приборов учета (Гкал.) ¦

¦ ¦ ¦ с ориентиром на общую площадь жилья ¦

¦ ¦ ¦ или на основе общей площади жилья ¦

¦ 4 ¦ Холодная вода ¦ по показаниям приборов учета или на основе¦

¦ ¦ ¦ нормы расходов на одного проживающего ¦

¦ 5 ¦ Подогрев воды ¦ по показаниям приборов учета (Гкал.) или ¦

¦ ¦ ¦ на основе нормы расходов на одного ¦

¦ 6 ¦ Водоотведение ¦ на основе нормы расходов на одного ¦

¦ 7 ¦ Обслуживание ¦ на одну квартиру ¦

¦ 8 ¦ Радио ¦ на одну квартиру ¦

¦ 9 ¦ Лифт ¦ на одного проживающего ¦

¦ 10¦ Вывоз мусора ¦ на одного проживающего ¦

¦ 11¦ Телефон и др. ¦ по общему правилу, одна точка ¦

¦ ¦ услуги ¦ (линия) на квартиру ¦

2, 3, 4. Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт (бремя содержания имущества), включающие в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Плата за коммунальные услуги устанавливается на основе вышеизложенных Правил в соответствии с договорами, заключенными с юридическими, физическими лицами, предпринимателями, осуществляющими деятельность по коммунальному обслуживанию .
———————————
Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. «О порядке и условиях оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 32. Ст. 3339.

Статья 154 ЖК РФ. Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги

Новая редакция Ст. 154 ЖК РФ

1. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя:

1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем);

2) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее также — коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме). Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда;

3) плату за коммунальные услуги.

1.1. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования включает в себя:

1) плату за наем жилого помещения, устанавливаемую в соответствии со статьей 156.1 настоящего Кодекса;

2) плату за коммунальные услуги.

2. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;

2) взнос на капитальный ремонт;

3) плату за коммунальные услуги.

3. Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

4. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

5. В случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме, в случаях, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами, в том числе плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.

Комментарий к Статье 154 ЖК РФ

1 — 2. В статье определены содержание понятий «плата за жилое помещение» и «плата за коммунальные услуги», а также структура этих видов платы для каждой группы плательщиков — нанимателей и собственников. В целом положения статьи не являются новыми для жилищного законодательства России. В ч. ч. 11 — 13 ст. 1 Основ в редакции ФЗ от 06.05.2003 была определена структура платы за содержание жилья, ремонт жилья, наем жилого помещения.

В соответствии со ст. 12 Кодекса установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы относится к компетенции органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений.

Примерный перечень объектов общего имущества в многоквартирном доме установлен в ч. 1 ст. 36 Кодекса (см. также комментарий к данной части).

Согласно п. 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 , плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Она включает оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных сетей электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, а также истребование задолженности с собственников помещений, не выполняющих надлежащим образом свои обязательства по оплате жилых помещений и коммунальных услуг.
———————————
СЗ РФ. 2006. N 34. Ст. 3680.

Следует отметить, что малоимущие граждане, признанные таковыми в установленном Кодексом порядке (см. ч. 2 ст. 49 Кодекса и комментарий к ней), проживающие в жилых помещениях на основании договоров социального найма, освобождаются от обязанности по внесению платы за пользование жилыми помещениями (см. комментарий к ч. 9 ст. 156 Кодекса). Такие граждане оплачивают содержание и ремонт жилого помещения, а также коммунальные услуги.

Перечни видов работ по текущему и капитальному ремонту приведены в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170. В соответствии с Вводным законом данное Постановление применяется в части, не противоречащей Кодексу.

3. В ч. 3 комментируемой статьи определены структура расходов по содержанию и ремонту жилых помещений и установлена обязанность оплачивать коммунальные услуги для собственников жилых домов и основания для внесения такой платы. В данной норме почти дословно воспроизведены положения ч. 9 ст. 155 Кодекса.

4. В ч. 4 комментируемой статьи установлен исчерпывающий перечень коммунальных услуг, оплачиваемых гражданами в счет платы за коммунальные услуги.

Состав коммунальных услуг, предоставляемых гражданам и юридическим лицам, определяется степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которой понимается наличие в таком доме внутридомовых инженерных систем, развитости инфраструктуры жилого комплекса и является индивидуальным для разных типов домов.

Оплата перечисленных в указанной части услуг осуществляется гражданами, проживающими в жилых помещениях, относящихся к жилищному фонду любой формы собственности, по единым правилам, условиям и тарифам, действующим на территории соответствующего муниципального образования, в зависимости от степени благоустроенности жилых помещений и жилых домов.

В целях повышения их социальной защиты некоторые категории граждан (например, участники и инвалиды Великой Отечественной войны, инвалиды по общим заболеваниям, многодетные семьи и др.) решениями местных органов самоуправления освобождаются от обязанности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги в полном объеме (см., например, решение Совета депутатов Одинцовского района Московской области от 26.12.2003 N 1/26).

Другой комментарий к Ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации

1. Части 1 и 2 комментируемой статьи раскрывают понятие платы за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и для собственников жилья в многоквартирных домах.

Плата за жилое помещение для нанимателей определена ч. 1 ст. 154, для собственников — ч. 2. Общим является «наполняемость» понятия платы за содержание и ремонт жилого помещения; она включает в себя плату: 1) за услуги и работы по управлению многоквартирным домом; 2) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Однако в части ремонта для нанимателей обозначен только текущий ремонт общего имущества дома, а для собственников — текущий и капитальный.

Общим является также обязанность (как нанимателя, так и собственника) оплачивать коммунальные услуги.

Что касается платы за пользование жилым помещением (платы за наем), то, разумеется, это неприменимо к собственнику.

2. Часть 4 комментируемой статьи фактически содержит полный перечень коммунальных услуг. Перечень является закрытым, следовательно, обслуживание лифтов, вывоз мусора и проч. не могут быть отнесены к коммунальным услугам.

3. Собственники индивидуальных жилых домов (см. ст. 16 ЖК РФ) согласно ч. 3 комментируемой статьи несут расходы на содержание и ремонт домов, а также оплачивают потребляемые коммунальные услуги согласно соответствующим договорам с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (см. также ч. 9 ст. 155 ЖК РФ).

Налоговый кодекс Украины — Статья 154

Статья 154. Освобождение от налогообложения

154.1. Освобождается от налогообложения прибыль предприятий и организаций, которые основаны общественными организациями инвалидов и являются их полной собственностью, полученной от продажи (поставки) товаров, выполнения работ и оказания услуг, кроме подакцизных товаров, услуг по поставке подакцизных товаров, полученных в рамках договоров комиссии (консигнации), поруки, поручения, доверительного управления, других гражданско-правовых договоров, которые уполномочивают такого налогоплательщика осуществлять поставку товаров от имени и по поручению другого лица без передачи права собственности на такие товары, где в течение предыдущего отчетного (налогового) периода количество инвалидов, имеющих там основное место работы, составляет не менее 50 процентов среднеучетной численности штатных работников учетного состава при условии, что фонд оплаты труда таких инвалидов составляет на протяжении отчетного периода не менее 25 процентов от суммы общих расходов на оплату труда.

Указанные предприятия и организации общественных организаций инвалидов имеют право применять эту льготу при наличии разрешения на право пользования такой льготой, которое выдается уполномоченным органом согласно Закону Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине «.

В случае нарушения требований относительно целевого использования высвобожденных от налогообложения средств налогоплательщик обязан увеличить налоговые обязательства по этому налогу по результатам налогового периода, на который приходится такое нарушение, а также уплатить пеню, начисленную в соответствии с Налоговым Кодексом.

Предприятия и организации, на которые распространяется действие этого пункта, регистрируются в соответствующем органе государственной налоговой службы в порядке, предусмотренном для плательщиков этого налога.

154.2. Освобождается от налогообложения прибыль предприятий, полученная от продажи на таможенной территории Украины продуктов детского питания собственного производства, направленная на увеличение объемов производства и уменьшение розничных цен таких продуктов.

Перечень продуктов детского питания устанавливается Кабинетом Министров Украины.

154.3. На период подготовки к снятию с эксплуатации энергоблоков Чернобыльской АЭС и преобразования объекта «Укрытия» в экологически безопасную систему освобождается от налогообложения прибыль Чернобыльской АЭС, если такие средства используются на финансирование работ по подготовке к снятию и снятие Чернобыльской АЭС с эксплуатации и преобразование объекта «Укрытия» в экологически безопасную систему.

В случае нарушения требований относительно целевого использования высвобожденных от налогообложения средств налогоплательщик обязан увеличить налоговые обязательства по этому налогу по результатам налогового периода, на который приходится такое нарушение, а также уплатить пеню, начисленную в соответствии с Налоговым Кодексом.

154.4. Освобождается от налогообложения прибыль предприятий, полученная за счет международной технической помощи или за счет средств, предусмотренных в государственном бюджете как взнос Украины в Чернобыльский фонд «Укрытие» для реализации международной программы — Плана осуществления мероприятий на объекте «Укрытие» в соответствии с положениями Рамочного соглашения между Украиной и Европейским банком реконструкции и развития, для дальнейшей эксплуатации, подготовки к снятию и снятию энергоблоков Чернобыльской АЭС с эксплуатации, преобразования объекта «Укрытие» в экологически безопасную систему и обеспечения социальной защиты персонала Чернобыльской АЭС.

В случае нарушения требований относительно целевого использования высвобожденных от налогообложения средств налогоплательщик обязан увеличить налоговые обязательства по этому налогу по результатам налогового периода, на который приходится такое нарушение, а также уплатить пеню, начисленную в соответствии с Налоговым Кодексом.

154.5. Освобождается от налогообложения прибыль государственных предприятий «Международный детский центр» Артек» и «Украинский детский центр «Молодая гвардия» по осуществлению деятельности по оздоровлению и отдыху детей.

154.6. На период с 1 апреля 2011 до 1 января 2016 применяется ставка 0 процентов для плательщиков налога на прибыль, у которых размер доходов каждого отчетного налогового периода нарастающим итогом с начала года не превышает трех миллионов гривен и начисленной за каждый месяц отчетного периода заработной платы (дохода) работников, состоящих с плательщиком налога в трудовых отношениях, является не меньшим, чем две минимальные заработные платы, размер которой установлен законом, и которые отвечают одному из следующих критериев:

  • а) образованы в установленном законом порядке после 1 апреля 2011 года;
  • б) действующие, в которых в течение трех последовательных предыдущих лет (или в течение всех предыдущих периодов, если с момента их образования прошло менее трех лет), ежегодный объем доходов задекларирован в сумме, не превышающей трех миллионов гривен, и в которых среднеучетная численность работников в течение этого периода не превышала 20 человек;
  • в) которые были зарегистрированы плательщиками единого налога в установленном законодательством порядке в период до вступления в силу Налогового Кодекса и в которых за последний календарный год объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) составил до одного миллиона гривен и среднеучетная численность работников составляла до 50 человек.

При этом, если налогоплательщики, применяющие нормы настоящего пункта, в любом отчетном периоде достигли показателей по полученному доходу, среднеучетной численности или средней заработной платы работников, из которых хотя бы один не соответствует критериям, указанным в настоящем пункте, то такие плательщики налога обязаны облагать прибыль, полученную в таком отчетном периоде, по ставке, установленной пунктом 151.1 статьи 151 Налогового Кодекса.

Действие этого пункта не распространяется на субъектов хозяйствования, которые:

  1. образованы в период после вступления в силу Налогового Кодекса путем реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования), приватизации и корпоратизации;
  2. осуществляют:
  • 2.1) деятельность в сфере развлечений, определенную в подпункте 14.1.46 пункта 14.1 статьи 14 раздела I;
  • 2.2) производство, оптовую продажу, экспорт импорт подакцизных товаров;
  • 2.3) производство, оптовую и розничную продажу горюче-смазочных материалов;
  • 2.4) добычу, серийное производство и изготовление драгоценных металлов и драгоценных камней, в том числе органогенного образования, подлежащих лицензированию в соответствии с Законом Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности»;
  • 2.5) финансовую деятельность (декабрь 1965 — гр 67 Секции J КВЭД ДК 009:2005);
  • 2.6) деятельность по обмену валют;
  • 2.7) добычу и реализацию полезных ископаемых общегосударственного значения;
  • 2.8) операции с недвижимым имуществом, аренду (в том числе предоставление в аренду торговых мест на рынках и / или в торговых объектах) (гр. 70, 71 КВЭД ДК 009:2005);
  • 2.9) деятельность по предоставлению услуг почты и связи (декабрь 1964 КВЭД ДК 009:2005);
  • 2.10) деятельность по организации торгов (аукционов) изделиями искусства, предметами коллекционирования и антиквариата;
  • 2.11) деятельность по предоставлению услуг в сфере телевидения и радиовещания в соответствии с Законом Украины «О телевидении и радиовещании «);
  • 2.12) охранной деятельности;
  • 2.13) внешнеэкономическую деятельность (кроме деятельности в сфере информатизации);
  • 2.14) производство продукции на давальческом сырье;
  • 2.15) оптовую торговлю и посредничество в оптовой торговле;
  • 2.16) деятельность в сфере производства и распределения электроэнергии, газа и воды;
  • 2.17) деятельность в сферах права, бухгалтерского учета, инжиниринга, предоставления услуг предпринимателям (декабрь 1974 КВЭД ДК 009:2005).

Налогоплательщики, указанные в подпунктах «а», «б», «в» настоящего пункта, осуществляющие начисление и выплату дивидендов своим акционерам (собственникам), начисляют и вносят в бюджет авансовый взнос по налогу в порядке, установленном подпунктом 153.3.2 пункта 153.3 статьи 153 Налогового Кодекса и уплачивают налог на прибыль по ставке, установленной пунктом 151.1 статьи 151 Налогового Кодекса за отчетный налоговый период, в котором осуществлялось начисление и выплата дивидендов.

154.7. Освобождается от налогообложения прибыль дошкольных и общеобразовательных учебных заведений негосударственной формы собственности, полученная от предоставления образовательных услуг.

154.8. Освобождается от налогообложения прибыль предприятий ТЭК в пределах фактических расходов, не превышают общую годовую сумму:

  • предусмотренных инвестиционными программами, одобренными национальной комиссией, осуществляющим государственное регулирование в сфере энергетики, на капитальные вложения по строительству (Реконструкции, модернизации) межгосударственных, магистральных и распределительных (локальных) электрических сетей, электрических станций, теплоэлектроцентралей, магистральных газопроводов, газораспределительных сетей, подземных хранилищ газа и установки
  • счетчиков газа населению, в том числе сумм, направленных на возврат кредитов, которые использованы для финансирования вышеуказанных целей;
  • предусмотренных проектами, финансирование которых осуществляется за счет субъектов естественных монополий, производителей электрической и / или тепловой энергии в соответствии с решениями Кабинета Министров Украина;
  • расходов в рамках инвестиционной составляющей, утвержденной национальной комиссией, осуществляющим государственное регулирование в сфере энергетики, необходимого для возврата кредитов, инвестиций, погашения облигаций (долговых ценных бумаг), выпущенных (полученных) энергогенерирующими компаниями, с целью финансирование капитальных вложений по строительству (реконструкции, модернизации) оборудования электрических станций и теплоэлектроцентралей, в соответствии с планом строительства (Реконструкции, модернизации), утвержденного Кабинетом Министров Украины.

154.9. Освобождается от налогообложения прибыль субъектов хозяйствования водо-, теплоснабжения и водоотвода в пределах расходов, предусмотренных инвестиционными программами, согласованными органом местного самоуправления (в пределах его компетенции) и одобренными национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сфере коммунальных услуг (для субъектов, регулирования деятельности которых осуществляет такая комиссия), на капитальные инвестиции в строительство (реконструкцию, модернизацию) объектов водо-, теплоснабжению и водоотводу, и / или сумм, направленных на возврат кредитов, которые использованы для финансирования указанных целей.