Урок по обществознанию правоотношения и правонарушения

Правоотношения и правонарушение

Данная презентация будет доступна и понятна детям. Можно использовать при организации подготовки к экзаменам по предмету.Презентация дает представление детям о том, что такое правоотношение и правонарушение,чем отличаются эти два понятия друг от друга. Можно получить представдление о видах правонарушения: проступок и преступление.

Просмотр содержимого документа
«Правоотношения и правонарушение »

Правоотношения и правонарушения

Что такое правоотношение

Что такое правонарушение

Система судебной защиты человека

Развитие права в современной России

Правоотношение – это прежде всего общественные отношение, т.е. отношение между людьми. Не может быть правоотношения меду человеком и вещью, между человеком и животным. Правоотношения могут возникать только по поводу этих объектов.

Правоотношения существуют в неразрывной связи с юридическими нормами.

Участники правоотношения связаны взаимным юридическими правами и обязанностями.

Правоотношения могут возникать только на основе норм права, следовательно, оно охраняется государством.

Правоотношение – это охраняемое государством и урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого имеют взаимные юридические права и обязанности.

Поведение добропорядочного человека можно определить как обычное, нормальное, хорошее. На языке юристов его называют правомерным, т.е. соответствующим требованиям права.

Поведение не соответствующее требованиям права – неправомерное, противоправное.

Правонарушение – неправомерное (противоправное) общественно вредное виновное деяние, за которое предусмотрена юридическая ответственность.

1.Правонарушение – это всегда деяние (действие или бездействие).

Не могут считаться правонарушением мысли, чувства, политические и религиозные взгляды, если они не выражены в действиях.

2.Протвоправность. Имеется в виду деяние, которое нарушает закон, нормы действующего права.

3. Общественная вредность. Правонарушение всегда причиняет вред обществу. Общественно вредным признается все то, что ущемляет интересы участников правоотношения.

4. Виновность деяние, т.е. наличие вины. Без вины нет правонарушения – это правовая аксиома. Вина на юридическом языке – это особое отношение лица к своему противоправному поведению. Лицо признается виновным только в том случае, если будет доказано, что в момент совершения деяния у него был выбор: совершать его или воздержаться. Именно выбор свидетельствует о том, что лицо осознанно совершило правонарушение.

5. Правонарушение влечет за собой применение к нарушителю мер государственного принуждения.

Правонарушения разделяют на две группы

Признаки юридической ответственности

Юридическая ответственность возлагается:

  • только за правонарушение, т.е. за виновно совершенное деяние;
  • только от имени государства;
  • обязательно предполагает применение мер государственного принуждения, которое выражается в несении правонарушителем определенных неблагоприятных последствий.

Юридическая ответственность всегда связана с дополнительным юридическим бременем, которое ложится на плечи правонарушителя штраф, конфискация имущества, лишение свободы и т .д.).

Виды юридической ответственности классифицируются по отраслевой принадлежности: административная, гражданская, дисциплинарная, уголовная. Самый суровый вид ответственности – уголовный.

Система судебной защиты прав человека

Обычные суды, или суды общей компетенции

  • Несут основную нагрузку по защите прав и свобод граждан, рассматривают уголовные, гражданские и административные дела. Эти суды построены следующим образом:

а) нижним и вместе массовым звеном данной ветви являются районные (городские) суды, именно суда обращается основная масса граждан;

б) среднее звено – это суды субъектов РФ;

в) Верховный суд РФ возглавляет всю систему обычных судов.

Решают споры, возникающие в сфере экономики и управления, дела о банкротстве, о защите чести, достоинства и деловой репутации. В систему арбитражных судов входят:

а) суды субъектов РФ (нижнее звено);

б) федеральные арбитражные суды (среднее звено);

в) Высший арбитражный суд РФ.

Все суды этой ветви – в пределах своей компетенции – призваны защищать права и интересы различных организаций и граждан – предпринимателей.

Основной смысл деятельности судебной системы

Утверждать господство права и свободы граждан. Свою работу суды строят на основе единой системы права – материальных и процессуальных законов, имеют общие принципы организации и деятельности, а все судьи страны – единое правовое положение.

Право обращаться в суд имеют все граждане РФ, начиная с 14 лет. Нужно только подать составленное по определенной форме исковое заявление.

Реформирование судебной системы

  • Судебная власть наиболее слабая. Объясняется это тем, что она не опирается непосредственно на волеизъявление избирателей и не может найти у них поддержки.

2. Судебная власть не располагает такими значительными финансовыми и силовыми средствами, как исполнительная власть.

3. Основная опора судебной власти имеет нематериальный характер: в цивилизованном обществе такой опорой служит уважение общества к праву и суду.

Презентация к уроку по праву (11 класс) на тему:
Правоотношения и правонарушения

Презентация к уроку

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Правонарушения и юридическая ответственность Выпонил Беленков В.Н. , учитель обществознания МОУ ВСОШ при ФГУ ИК №16

Цель урока Дать представление о правоотношениях, их признаках и субъектах правоотношений. Сформулировать представление учащихся о правонарушениях , их видах и юридической ответственности Сформировать навыки работы с юридическими источниками

правоотношения Это отношения между людьми, урегулированные нормами права

субъекты правоотношений Физические лица — граждане данного государства, иностранцы или лица без гражданства Юридические лица – предприятия , организации ,госу- дарственные органы и муниципальные образования

Для участия в правоотношениях субъектам необходимо иметь правоспособность Способность обладать правами и нести юридические обязанности дееспособность Способность своими действиями осуществлять права и исполнять юридические обязанности

Правонарушение – антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу в целом и каждому его представителю в частности, наказываемое в соответствии с законом

СОСТАВ ПРАВОНАРУШЕНИЯ 1.Субъект правонарушения ( физическое лицо или юридическое лицо ( организация )).Субъектом может быть лишь человек, достигший определенного возраста ( 14 лет) и психически вменяемый. 2.Объект правонарушения, т.е. общественные отношения, регулирующиеся и охраняемые правом ( например, отношения собственности) 3.Объективная сторона правонарушения , т.е. его характеристика как противоправного деяние, направленного на определенный объект –общественные отношения, охраняемые правом. 4.Субъективная сторона правонарушения , показывающая виновность лица, совершившего противоправное деяние, характеризующая его психическое отношение к содеянному

ПРИЗНАКИ ПРАВОНАРУШЕНИЯ общественная опасность противоправность виновность наказуемость

Виды правонарушения ПРЕСТУПЛЕНИЯ Общественно опасные виновные деяния, предусмотренные уголовным законодательством ПРОСТУПКИ Виновные противоправные деяния, имеющие меньшую степень опасности по сравнению с преступлениями

виды проступков АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОСТУПОК Деяние, наносящее ущерб отношениям, складывающимся в сфере государственного управления ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПРОСТУПОК Нарушение трудовой ,служебной , воинской ,учебной дисциплины, противоправное виновное неисполнение своих трудовых обязанностей, нарушающее правила внутреннего распорядка ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ Правонарушение ,совершенное в сфере имущественных и таких неимущественных отношений, которые представляют для человека ценность , например, достоинство

Обстоятельства, исключающие преступность деяния необходимая оборона крайняя необходимость причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление физическое или психическое принуждение обоснованный риск исполнение приказа или распоряжения

ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ Применение мер государственного принуждения к нарушителю за совершение противоправного деяния

ПРИНЦИПЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗАКОННОСТЬ СПРАВЕДЛИВОСТЬ НЕОТВРАТИМОСТЬ НАКАЗАНИЯ

ПРИНЦИПЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ НАКАЗАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ВИНУ НЕДОПУСТИМОСТЬ УДВОЕНИЯ НАКАЗАНИЯ

ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНАЯ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ДИСЦИПЛИНАРНАЯ МАТЕРИАЛЬНАЯ УГОЛОВНАЯ

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ Ответственность за административные проступки, предусмотренные административным законодательством

КОДЕКС ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ ( извлечения)

Статья 3.2 Виды административных наказаний 1.За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания : 1). предупреждение 2).административный штраф 3).возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения 4).конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения 5).лишение специального права, предоставленного физическому лицу 6).административный арест 7).административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства

Статья 3.2.Виды административных наказаний ( продолжение) 8).дисквалификация 9).административное приостановление деятельности 2. В отношении юридического лица могут применяться административные наказания, перечисленные в пунктах 1-4, 9 части 1 настоящей статьи. 3. Административные наказания , перечисленные в пунктах 3-9 части 1 настоящей статьи, устанавливаются только настоящим Кодексом

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ Наступает за нарушение договорных обязательств имущественного характера или за причинение имущественного внедоговорного вреда

ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС (извлечения)

Статья 12.Способы защиты гражданский прав Защита гражданских прав осуществляется путем : Признания права Восстановления положения , существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения Признание оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки Признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления Самозащиты права Присуждения к исполнению обязанности в натуре Возмещения убытков

Статья 12.Способы защиты гражданских прав (продолжнение) Взыскание неустойки Компенсации морального вреда Прекращение или изменения правоотношения Неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления ,противоречащего закону Иными способами, предусмотренными законом

ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ Применяется за нарушение трудовой , учебной , воинской , служебной дисциплины

ТРУДОВОЙ КОДЕКС (извлечения)

Статья 192.Дисциплинарные взыскания За совершение дисциплинарного проступка , то есть неисполнение или ненедлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей , работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания : 1)Замечание 2) Выговор 3) Увольнение по соответствующим основаниям Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания. Не допускается применение дисциплинарных взысканий , не предусмотренных федеральными законами , уставами и положениями о дисциплине.

МАТЕРИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ Наступает за ущерб , причиненный предприятию , организации , учреждению рабочими и служащими при исполнении ими своих трудовых обязанностей

Трудовой Кодекс .Глава 39. Материальная ответственность работника Статья 238.Материальная ответственность работника за ущерб, причиненный работодателю Статья 239.Обстоятельства,исключающие материальную ответственность работника Статья 241. Пределы материальной ответственности работника Статья 242. Полная материальная ответственность работника. Статья 243. Случаи полной материальной ответственности Статья 246. Определение размера причиненного ущерба. Статья 248. Порядок взыскания ущерба.

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ Применяется только за преступления и является наиболее жесткой формой государственного принуждения , направленной преимущественно на личность виновного

УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РФ ( извлечения)

ПРАКТИКУМ Под какую ответственность попадают: а)ограбление банка б ) опоздание на работу в ) проезд без билета в общественном транспорте

Г ) нелегальное хранение оружия д ) превышение скорости на личной машине е ) нанесение тяжких телесных повреждений в драке ж ) подделка паспорта

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обществознания в 9 классе по теме «Правоотношения и субъекты права».

Презентация к уроку обществознания в 9 классе «Правоотношения и субъекты права».

Урок для профильного 10 класса.

Презентация к уроку «Правоотношения и правонарушения» 10 класс, Боголюбов.

План-конспект и презентация для урока обществознания в 9 классе.

Материалы по профилактике правонарушений несовершеннолетних.

Конспект урока по обществознанию «Правоотношения и субъекты правоотношений» ( 9 класс) разработан на основ ФГОС о основной образовательной программе.

Конспект урока по обществознанию для 10 класса «Правоотношения и правонарушения»

Конспект урока по обществознанию.

Тема: Правоотношения и правонарушения

Учебник: Обществознание 10 класс, под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2011г.

Цель урока: сформировать представление обучающихся о понятиях правоотношение, правонарушение, юридическая ответственность; применять полученные знания на практике.

Образовательная: сформировать представление обучающихся о понятиях правоотношение, правонарушение, юридическая ответственность; применять полученные знания на практике.

Развивающая: продолжить формирование умения работать с учебным материалом; умения анализировать информацию, формулировать выводы; развитие умения работать самостоятельно и в парах;

Воспитательная: продолжить формирование правовой культуры обучающихся.

Учебник: Обществознание 10 класс, под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2011г.

Раздаточный материал для изучения новой темы: 5 рабочих листов

Записи на доске

Тип урока: изучение нового материала

Продолжительность: 45 мин.

1 мин на резюме

Проверка подготовленности классного помещения к уроку. Организация внимания.

«Предыдущие уроки обществознания были посвящены изучению правовой сферы жизни общества и на сегодняшнем уроке продолжение изучение темы взятой из этого учебного блока. Прежде чем перейти к получению нового материала, обучающим предлагается небольшая разминка». Задание, для этого понадобиться рабочий лист №1 (Приложение №1). Каждому предлагается по 3 афоризма, необходимо вставить пропущенные слова и объяснить, как они связаны с содержанием высказывания.

На доске: ответственность, права и обязанности, закон.

II .Изучение нового материала

Правонарушение: понятие и виды

Виды юридической ответственности

Учитель говорит: Люди, взаимодействуя друг с другом вступают в различного рода общественные отношения. Какие? личные, семейные, дружеские, деловые .

Характер этих отношений определяют правила, которыми люди руководствуются в своем поведении. Например, семейные или дружеские отношения строятся на доверии и моральных нормах. Но, существует область общественных отношений, которые могут быть урегулированы при помощи норм права. Понятие права вам уже известно из предыдущих уроков, давайте вспомним что же такое право?

1.Учитель задает вопрос: «Вспомним, из предыдущих уроков, что такое право?»

Раздаточный материал: приведена ситуация, Маша четко прочитай.

Учитель: само понятие состоит из 2х слов: право и отношения. Каким образом это происходит, попытаемся разобрать на примере. Обращает внимание на слайд.
Учитель задает вопрос:
Кто является участниками?

Есть ли в данной ситуации права и обязанности участников?

Как вы думаете, регулируются эти отношения нормами права?

Учитель: Чтобы понять, в чем особенности правоотношений, прочитайте пункт «Что такое правоотношение» и в тетрадях составьте схему признаки правоотношения. На слайде появляется схема.

Учитель задает вопрос: Если случится, что одна сторона, предположим, в данном случае, продавец, не выполнит своих обязанностей (например, продали вам черствый хлеб), таким образом, она нарушит, чьи права?

Нарушение норм права в науке называют правонарушение.

2.Обратим внимание на слайд, на котором продемонстрированы примеры правонарушений.

продажа некачественного товара (гр)

распитие спиртных напитков в общественном месте (ад)

работник совершил прогул (дис)

Учитель говорит: Как вы думаете, что общего в представленных ситуациях? (обсуждают в группах)

Учитель говорит: исходят из признаков правонарушения, составьте определение понятия. А теперь давайте посмотрим в учебник, правильно ли мы с вами определили понятие правонарушение.

Учитель задает вопрос: Как вы думаете, чем отличаются примеры, приведенные с левой стороны от правой?

3.Учитель задает вопрос и показывает слайд: Как вы понимаете фразу мудрецов? «Каково деяние, такого воздаяние»

Учитель предлагает выполнить задание: Для этого потребуется рабочий лист № 2 (Приложение № 2). Среди предложенных определений, необходимо найти те, которые связаны с понятием юридическая ответственность. Самостоятельно. С помощью слайда проверяем.

Задание по вариантам: Каждый вариант (1,2.3) попытается рассмотреть виды юридической ответственности. Потребуется рабочий лист № 3 (Приложение № 3). Необходимо восполнить таблицу. Необходимо использовать выдержки из соответствующих кодексов, которые предложены на рабочем листе № 4 (Приложение № 4).

III. Закрепление изученного материала

Учитель: Итак, в течение минуты, каждый резюмирует, что он сегодня узнал нового. Выводы на слайде. Для закрепления материала. Выполните самостоятельно работу. Вам потребуется Рабочий лист № 5.(Приложение № 5).

Учащиеся приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

Обучающиеся выполняют задание. В парах вставляют пропущенные слова.

Обучающиеся записывают число и тему урока.

Фронтальный ответ (Право – это исходящая от государства система общеобязательных норм (правил).

Обучающиеся знакомятся с ситуацией.

В данной ситуации участвуют 2 стороны: покупатель и продавец.

1.Есть ли у вас в данной ситуации права и обязанность: заплатить деньги, равное стоимости товара, получить товар

У продавца: выдать качественный товар, получить деньги, сдать правильно сдачу

2.Между кем происходят отношения? между людьми значит, общественные отношения.

В юридической науке эти отношения называются купли-продажи

3.Как вы думаете, регулируются эти отношения нормами права?

конечно: Закон о защите прав потребителей и Гражданский кодекс, таким образом, регулируются нормами права.

Обучающие выполняют задание. Записывают в тетрадь. Проверяем. Отмечаем у кого ошибки.

Ответ: права потребителя

Обучающие знакомятся с примерами правонарушений.

В парах находят черты сходства данных ситуаций. Фиксируют в тетрадях:

нарушение норм права, законов т.е. противоправность

по отношению к обществу имеют ли значение?

Они наносят вред обществу – это что ущемляет права и интересы участников правоотношения

если кто-то наносит вред, значит он виновен — виновность деяния

Деяние. (действие — активное и пассивное) (действие, бездействие)

Правонарушение –это противоправное общественно вредное, виновное деяние, за которое предусмотрена юрид. ответственность.

Обучающиеся: С правой — опасные деяния, в науке называют преступление, и с левой – проступок.

Преступление – это общественно опасное, виновное деяние, (наносящее вред об-ву) предусмотренное УК РФ.

Проступок – это (виновное противоправное) деяние, хар-ся меньшей степенью опасности для общества.

Обучающиеся: Речь идет об ответственности за правонарушения

Обучающие отвечают: Юридическая ответственность-реализация установленных в нормах права санкций, предусматривающих неблагоприятное последствия для правонарушителя.

Обучающиеся: самостоятельна работа. Обсуждение в парах, один рассказывает другому о виде юридической ответственности. Представление результатов работы. (спросить любого)

Обучающиеся фронтально отвечают.

Обучающие приступают к выполнению задания.

Д/З §27, стр. 304, подготовить ответы на вопросы для самопроверки с 1-4. Быть готовыми ответить без учебника.

Рабочий лист № 1.

Вам предлагается в данные афоризмы вставить пропущенные слова и объяснить, как они связаны с содержанием высказывания.

“ Настоящая … бывает только личной. Человек краснеет один.” Ф. Искандер

“ Корень слова “…” объясняет его смысл – способность отвечать, отзываться, действовать.” П.Коэльо

“ Нельзя человеку во всем полагаться на других и скрывать свою усталость или свою … за несовершенство общественных норм.” П.И.Новгородцев

Рабочий лист № 1.

Вам предлагается в данные афоризмы вставить пропущенные слова и объяснить, как они связаны с содержанием высказывания.

“ Мы с удовольствием слушаем тех, кто говорит нам о наших …, но не любим, чтобы нам напоминали о наших … .” Э.Борк

“ … без … есть рабство; … без … — анархия.” Ф.Ламенне

“ Отделение … от … так же смертельно, как отделение головы от туловища.” И.Шевелев

Рабочий лист № 1.

Вам предлагается в данные афоризмы вставить пропущенные слова и объяснить, как они связаны с содержанием высказывания.

Учащимся предлагается в данные афоризмы вставить пропущенные слова и объяснить, как они связаны с содержанием высказывания.

“ Ничто мы так плохо не знаем, как то, что каждый должен знать: …” О.Бальзак

“ Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы все одинаково были подчинены …” Ж.Деламбер

“ Мы должны стать рабами …, чтобы быть свободными.” Цицерон

Отметьте ту из предложенных формулировок, которая наиболее точно, по вашему мнению, раскрывает сущность юридической ответственности. Свою позицию аргументируйте. Подумайте, каковы основные её функции.

А) это совокупность принципов и правил нравственного поведения людей друг с другом, в семье, в обществе в целом;

Б) это совокупность норм и средств регулирования, установленных государством, а вместе с тем это и порядок общественных отношений, проникнутый началами справедливости, гуманизма,

В) это реализация установленных в нормах права санкций, предусматривающих неблагоприятные последствия для правонарушителя ;

Статья 2.1. Административное правонарушение

1. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Статья 2.3. Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность

1. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

2. С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Статья 3.2. Виды административных наказаний

1. За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

2) административный штраф;

3) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

4) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

5) административный арест;

6) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

7) административное приостановление деятельности.

Административные правонарушения против личности:

против избирательных прав (например, вмешательство в работу избирательной комиссии)

против вероисповедания (например, оскорбление религиозных чувств граждан)

против трудовых прав (например, увольнение работников в связи с объявлением забастовки)

против социальных прав (например, отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты)

против прав несовершеннолетних (например, невыполнение родителями Обязанностей по воспитанию детей)

против здоровья (например, потребление наркотических средств)

против нравственности (например, занятие проституцией)

против собственности (например, мелкое хищение)

Административные правонарушения против общественной жизни:

экологические (например, незаконная порубка деревьев)

в области промышленности (например, нарушение требований промышленной безопасности)

в области строительства (например, строительство зданий и сооружений без разрешения)

в области энергетики (например, повреждение электрических сетей)

в сельском хозяйстве (например, нарушение правил борьбы с растениями-сорняками)

на транспорте (например, безбилетный проезд)

в области дорожного движения (например, превышение скорости)

в области связи и информации (например, повреждение телефонов-автоматов)

в области рынка ценных бумаг (например, нарушение правил ведения реестра)

против общественного порядка (например, мелкое хулиганство)

против общественной безопасности (например, стрельба из оружия в населенных пунктах)

Административные правонарушения против государства:

против государственной собственности (например, нарушение правил пользования объектов культурного наследия)

в области предпринимательской деятельности (например, занятие предпринимательством без государственной регистрации)

в области финансов (например, нарушение порядка ведения кассовых операций)

налоговые (например, нарушение сроков подачи налоговой декларации)

таможенные (например, незаконное перемещение товаров)

против государственной власти (например, неиспользование распоряжения судьи)

в области защиты государственной границы (например, нарушение правил пересечения Государственной границы РФ)

против порядка управления (например, проживание без регистрации)

Статья 14. Уголовного кодекса РФ Понятие преступления
1. Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания.
2. Не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности, то есть не причинившее вреда и не создавшее угрозы причинения вреда личности, обществу или государству .

Статья 20. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность

1. Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста.

2. Лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности за убийство (статья 105), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 111), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (статья 112), похищение человека (статья 126), изнасилование (статья 131), насильственные действия сексуального характера (статья 132), кражу (статья 158), грабеж (статья 161), разбой (статья 162), вымогательство (статья 163), неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (статья 166), умышленные уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (часть вторая статьи 167), террористический акт (статья 205), захват заложника (статья 206), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (статья 207), хулиганство при отягчающих обстоятельствах (часть вторая статьи 213), вандализм (статья 214), хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (статья 226), хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (статья 229), приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (статья 267).

(в ред. Федеральных законов от 21.07.2004 N 73-ФЗ, от 27.07.2006 N 153-ФЗ)

3. Если несовершеннолетний достиг возраста, предусмотренного частями первой или второй настоящей статьи, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности.

Статья 43. Понятие и цели наказания

1. Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица.

2. Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.

Статья 44. Виды наказаний. Видами наказаний являются:

б) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

в) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград;

г) обязательные работы;

д) исправительные работы;

е) ограничение по военной службе;

з) ограничение свободы;

к) содержание в дисциплинарной воинской части;

л) лишение свободы на определенный срок;

м) пожизненное лишение свободы.

Статья 192. Трудового кодекса РФ Дисциплинарные взыскания

За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

3) увольнение по соответствующим основаниям.

Примеры дисциплинарных правонарушений

Объектом дисциплинарного проступка, то есть теми общественными отношениями, которые нарушаются в результате его совершения, является внутренний трудовой распорядок. По объекту дисциплинарные проступки можно разделить на четыре группы:

1. посягательства на полное использование рабочего времени (прогул, опоздание); –
2. посягательства на бережное и правильное использование имущества работодателя; –
3. посягательства на порядок управления процессами производства в организации (неисполнение приказов, распоряжений); –
4. посягательства, создающие угрозу жизни, здоровью, нравственности отдельного работника или всего трудового коллектива (нарушение правил охраны труда).

Самой строгой, крайней мерой дисциплинарного взыскания является увольнение . Оно возможно в следующих случаях:

1) неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей , если он имеет дисциплинарное взыскание ( п. 5 ст. 81 ТК РФ );
2) однократное грубое нарушение работником трудовых обязанностей ( п. 6 , 9 и 10 ст. 81 , п. 1 ст. 336 и ст. 348.11 ТК РФ ), а именно:
прогул (отсутствие на работе без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня); –
появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения; –
– разглашение охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
совершение по месту – работы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного его уничтожения или повреждения, установленное вступившим в законную силу приговором суда или постановлением судьи, должностного лица, органа, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях;
– устновление комиссией по охране труда или уполномоченным по охране труда нарушения работником требований по охране труда, если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, авария, катастрофа) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий.

Гражданско-правовая ответственность ответственность

Гражданско-правовая ответственность — это один из видов юридической ответственности и представляет собой такие санкции, которые применяются к правонарушителю в виде возложения на него дополнительных гражданско-правовых обязанностей.
Рассматривая гражданско-правовую ответственность как средство охраны прав потребителей, необходимо подчерк­нуть, что ее основной функцией является компенсация, то есть эта ответственность служит восстановлению нарушенной имущественной сфе­ры потребителя за счет имущества правонарушителя. Действующее законодательство о защите прав потребителей предусматривает следующие формы гражданско-правовой ответственности, которые могут быть возложены на продавца (исполнителя, изготовителя):

Компенсация морального вреда.

Под убытками согласно ст. 15 Гражданского Кодекса РФ понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело для восстановления нарушенного пра­ва, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Упущенная выгода может рассматриваться как, напри­мер, неполучение ожидаемого урожая на приусадебном уча­стке в результате покупки недоброкачественной техники или удобрений.
Другой формой гражданско-правовой ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 330 Гражданского Кодекса является неустойка. Неустой­ка (штраф, пени) — определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить креди­тору (потребителю) в случае неисполнения или ненадлежа­щего исполнения обязательства, в частности, в случае про­срочки исполнения. Для взыскания неустойки достаточно установления фак­та неисполнения или ненадлежащего исполнения обязатель­ства. Доказывание причинения при этом убытков не требу­ется. Неустойка, предусмотренная законом (законная неус­тойка) в отличие от неустойки, установленной договором (договорная неустойка), подлежит взысканию независимо от включения условия в договор о неустойке (ст. 332 ГК)
Понятие «моральный вред» раскрывает статья 151 Граж­данского кодекса
, из которой следует, что «моральный вред» — это физические и нравственные страдания. Физи­ческие страдания — любые болезненные или неприятные ощущения, например, боль, головокружение, удушье. Нрав­ственные страдания могут выражаться в форме различных переживаний: страх, обида, возмущение, чувства беспомощ­ности и т. п.

Моральный вред подлежит компенсации, если он причинен действия­ми, которые нарушают личные неимущественные права граж­данина или посягают на принадлежащие ему иные немате­риальные блага. Если вред причинен действиями, нарушаю­щими другие права гражданина, то он подлежит компенса­ции только в случаях, специально предусмотренных зако­ном. Таким случаем как раз и является компенсация вреда за нарушение прав потребителя.

Причинителем вреда может быть изготовитель, испол­нитель, продавец или организация, выполняющая функ­ции изготовителя (продавца). С объективной стороны вред должен быть следствием нарушения указанными лицами прав потребителей, предусмотренных законами и иными нор­мативными актами РФ по защите прав потребителей. Например, право требования компенсации морального вреда возникнет у потребителя, если ему будет продан то­вар ненадлежащего качества или с опозданием будет отре­монтирована квартира.

I . Вам предложены общественные отношения, определить какие отношения являются правоотношениями. Аргументируйте свой ответ

Покупка хлеба в магазине

Вручение подруге цветов день рождения

Дарение родственнику сотового телефона

Заем денег у приятеля

Прогулка по парку

II . Определите из предложенных ситуаций вид правонарушения, то есть проступок или преступление. Аргументируйте свой ответ.

1) Вера А получила от двух знакомых крупные суммы денег для покупки ювелирных изделий, после чего скрылась.

2) 14-летние подростки баловались с огнем около трансформаторной будки, в результате чего обгорела дверь будки.

3) Виктор П управлял машиной в нетрезвом состоянии.

4) В городе N была организована вооруженная пистолетами и автоматами группа для осуществления нападений на граждан и организации.

5) Яков Ш присвоил авторство произведения, созданного другим человеком.

III . Определите из предложенного перечня вид юридической ответственности. Аргументируйте свой ответ.

1. Серёжа и Саша играли во дворе в мяч. Ребята разбили мячом окно в доме соседа. Какое правонарушение совершили подростки? Вид ответственности.

2. Подростка задержали на улице в 23 часа 40 минут без сопровождения взрослых.

3. Учащиеся 7б класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонко все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника.

4. Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих.