Ук украины статья 134

Уголовный кодекс Украины (УК Украины) с комментариями к статьям

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ (495) 662-98-20: 441

Стаття 134. Незаконне проведення аборту

1. Проведення аборта лицом, не имеющим специального медицинского образования, —

наказывается штрафом от’ пятидесяти до ста необлагаемых минимумов доходов граждан или общественным работами на срок от ста до двухсот сорока часов, либо исправительнымы работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до двух лет.

2. Незаконное производство аборта, повлекшее длительное расстройство здоровья «я, бесплодие или смерть потерпевшей, —

наказывается ограничением свободы на срок до’ пяти лет или Лишение свободы на тот же срок, с лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

1. Противоестественное прерывание беременности может быть патологическим (результатом определенного заболевания женщины) или искусственным. В свою очередь, искусственный аборт делится на правомерны и незаконные, в т.ч. уголовно наказуемое. Общественная опасность преступления, предусмотренном ст. 134, определяется тем, что это деяние ставит в опасность жизнь и здоровье ‘я беременной женщины, может сопровождаться различными осложнениями — кровотечениями, сепсисом, бесплодием, психическими аномалиями, гинекологический и онкологических заболеваниями, смертью и т.д.. Аборты Не только механически, биологически и психически травмируют организм женщины, но и негативным образом влияют на демографическую ситуацию в стране, нередко становятся предпосылкой невынашивания следующей беременности (самопроизвольных Выкидыш и преждевременных родов).

2. Объ объектом преступления есть здоровье ‘ я беременной женщины.

3. С о ‘Объективной стороны преступление может иметь следующие формы:

1) проведение аборта лицом, НЕ имеющим специального медицинского образования (Ч. 1 ст. 134)

2) незаконное производство аборта, повлекшее: а) длительное расстройство здоровья «я бы) бесплодие в) смерть потерпевшей (ч. 2 ст. 134). Между деянием в этой форме и Указанными последствиями должна быть причинная связь «связь.

Проведение аборта — это противоправное искусственное прерывание беременности женщины при наличии его согласия на проведение операции. Ответственность по ст. 134 наступает и в случае, когда женщина соглашается на прерывание беременности под влиянием угроз со стороны вторых лиц. Лица, Которые Не только заставляют женщину к искусственному прерывания беременности, но и способствуют незаконному проведению аборта (например, предоставляют помещения, инструменты или заранее обещают скрыть следы преступления), Имеют привлекаться к ответственности по ч. 5 ст. 27, ст. 134 как пособники. Для установления факта преждевременного прерывания беременности производится судебно-медицинская экспертиза, которая должна ответить на вопрос о том, был ли аборт самопроизвольными или вызванным искусственно, проведенным самой женщиной или посторонним лицом, сколько времени прошло с момента его проведения, каким способом был произведен аборт т.д..

Прерывание беременности независимо от ее продолжительности без согласия потерпевшей вследствие примененного к ней физического насилия (например, в результате нанесения ей ударов или побоев) в зависимости от формы вины и других обстоятельств дела может быть квалифицировано по статьям 121, 128 или 140. Другие способы искусственного прерывания беременности могут быть различными (Медикаментозный, кюретаж полости матки, вакуум-аспираторний т.п.), на квалификацию по ст. 134 не влияют и учитываются при назначениях наказания.

Причинение смерти плода человека после того, как начались физиологические роды и с ‘появилась возможность непосредственного физического воздействия на тело ребенка, является НЕ абортом, а убийством малолетнего ребенка (ч. 2 ст. 115). Лишение жизни ребенка, оказалась вне утробы матери вследствие преждевременных родов или несчастного случая, также следует расценивать как убийство. НЕ исключается квалификация содеянного по совокупности преступлений — как незаконное производство аборта и убийство, например, с целью скрыть ранее совершенное преступление.

Согласно законодательству искусственное прерывание беременности от 12 до 28 недель в неотложных случаях, когда есть реальная угроза жизни больной женщины, осуществляется лицом, имеющим специальное медицинское образование, без согласия больного или его законных представителей на медицинское вмешательство.

Проведение аборта лицом, НЕ имеющим специального медицинского образования, в любом случае признается незаконным. Аборт, совершенный лицом с специальными медицинским образованием, влечет ответственность по ч. 2 ст. 134 при наличии двух условий: 1) его незаконности, 2) причинение длительного расстройства здоровье ‘я бесплодия или смерти потерпевшего. Такие последствия для проведения аборта лицом, НЕ имеющим специального медицинского образования, играют роль квалифицирующими признаков.

Аборт признается незаконным, если он, в частности, осуществляется: 1) при наличии медицинских противопоказаний прерывания беременности независимо от ее срока (острые воспалительные и инфекционные заболевания) или при наличии противопоказаний к медикаментозному искусственного прерывания беременности (подозрение на внематочную беременность, почечная или печеночная недостаточность и др.) — в случае применения именно такого способа аборта 2) не в специально аккредитованных учреждениях здравоохранения ‘я — роддомах, больницах, где есть гинекологические общехирургические отделения, женских консультациях и т.д. (Например, в домашних условиях, служебных помещениях, непрофильных медицинских учреждениях), 3) с помощью неразрешенных или запрещенных средств или способов, 4) с нарушением порядка получения согласия беременной женщины или ее законного представителя на операцию 5) специалистом, Который НЕ является врачом-акушером-гинекологом первой или высшей квалификационной категории — в случае искусственного прерывания беременности, срок которой составляет от 12 до 22 недель.

Решая вопрос о незаконности аборта, следует учитывать, что согласно Гражданскому кодексу Украины от 16 января 2003 г.: 1) искусственное прерывание беременности, если она НЕ превышает 12 недель, может осуществляться по желанию женщины, которой исполнилось 14 лет. Проведение искусственного прерывания беременности в пациентки в возрасте до 14 лет или в недееспособному лица осуществляется по заявлению его законных представителей, 2) в случаях, установленных законодательством, искусственное прерывание беременности может быть проведено при беременности от 12 до 22 недель. Такое прерывание беременности осуществляется в специализированных аккредитованных учреждениях здравоохранения ‘я по заключению комиссии, образованной соответствующей органом охраны здоровье’ я, при наличии определенных кабинет Министров Украины оснований. К основаниям медицинского характера относятся: новообразования врожденные пороки развития, деформации и хромосомные аномалии; расстройства психики и поведения; болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ, крови и кроветворных органов и Отдельные нарушения с привлечением иммунного механизма, некоторые инфекционные и паразитарные болезни; болезни нервной системы, системы кровообращения, органов дыхания и пищеварения, мочеполовой системы, кожи и подкожной клетчатки, костно-‘мышечной системы и соединительной ткани. Основаниями немедицинским характера признаются: возраст беременной женщины менее 15 лет или более 45 лет, беременность в результате изнасилования; наступления инвалидности при настоящей беременности.

Продолжительность беременности определяется от первого дня последнего нормального менструального цикла. Если дата последней нормальной менструации неизвестна, продолжительность беременности определяется на основе Наиболее надежных клинических признаков. Срок беременности определяется в полных днях или полных неделях.

Преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 134 Считается оконченным с момента фактического прерывания беременности. При этом факт извлечения плода, Который НЕ способен больше развиваться, из организма матери не имеет значения для признания преступления оконченным. Плодом признается внутриутробное продукт зачатия, начиная с полного 12-й недели беременности до изгнания/извлечения из организма матери. Если лицо совершила все действия, который с ее точки зрения были необходимы для прерывания беременности (сделала др. ‘инъекцию, осуществившего хирургическое вмешательство и т.д.), однако беременность прервать не удалось, содеянное следует квалифициров 11pt; font-family: «Arial», «sans-serif ‘»> Преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 134 Считается оконченным с момента наступления определенных общественно опасных последствий — длительного расстройства здоровья «я бесплодия или смерти потерпевшего. О понятии длительного расстройства здоровья «я смотрю. комментарий к ст. 122, а в понятии бесплодия — комментарий к ст. 155. Смерть беременной женщины может наступит как во время незаконного проведения аборта, так и после окончания операции.

Незаконное производство аборта лицом, имеющим специальное медицинское образование, при отсутствии указанных в ч. 2 ст. 134 последствий Уголовное ответственности НЕ влечет независимо от продолжительности беременности. Это можно рассматривать как пробел в уголовно-правовой защите будущего (Нерожденный) жизни, особенно недопустимо, Учитывая закрепление права на жизнь будущего ребенка в ратифицированной Украиной Конвенции Организации Объединенных ‘Объединенных Наций в правах ребенка.

4. Сб ‘объектом преступления, предусмотренном ч. 1 ст. 134, является лицо, достигшее 16-летнего возраста и НЕ имеющим специального медицинского образования. Это могут быть: 1) врачи, то есть лица, получившие высшее медицинское образование, однако не имеют специальной медицинской подготовки и по характеру своей профессиональной деятельности НЕ уполномочены на проведение операций искусственного прерывания беременности (например, врачи-стоматологи, окулисты) 2) лица среднего медицинского персонала (медицинские сестры, акушерки, фельдшеры и т.д.) или студенты медицинских учебных заведений, 3) лица, Которые не имеют никакого отношения к медицине. ПС не предусматривает ответственности женщины за искусственное прерывание своей беременности.

Сб ‘объектом преступления, предусмотренном ч. 2 ст. 134, кроме указанных категорий лиц, могут выступать лица, имеющие специальное медицинское образование, то есть врачи — акушеры-гинекологи по специальности.

5. Сб «объективная сторона преступления, предусмотренном ч. 1 ст. 134, характеризуется прямым умыслом.

Психическое отношение к общественно опасным последствиям, указанным в ч. 2 ст. 134, является неосторожным. При наличии умысла в смерти бесплодия или длительного расстройства здоровья «я действия виновного надо квалифициров статьей раздела II особенной части УК (например, статьями 115, 121, 122).

В случае, если длительное расстройство здоровья «я, бесплодие или смерть потерпевшей произошли в результате проведения аборта, Который осуществлялся на законных основаниях врачом по профильное медицинской подготовкой, при наличии оснований содеянное следует квалифициров «>

Основы законодательства Украины в здравоохранении ‘я вот 19 ноября 1992 года (ст. 50, 57, 58).

Гражданский кодекс Украины от 16 января 2003 г. (ст. 281).

Постановление Кабинет министров Украины » О реализации статьи 281 гражданского кодекса Украины » N 144 от 15 февраля 2006

Нормативы оказания медицинской помощи женскому населению по специальности » Акушерство и гинекология » в условиях акушерско-поликлинических лечебных учреждений. Утвержденные приказом Министерства здравоохранения ‘я Украины N 503 от 28 декабря 2002

Нормативы предоставления стационарное акушерско- гинекологической и неонатологической помощи. Утверждены приказом Министерства здравоохранения ‘я Украины N 620 от 29 декабря 2003

Инструкция о порядке проведения операции искусственного прерывания беременности. Утверждена Министерства здравоохранения ‘Я Украины N 508 от 20 июля 2006

Положение о Комиссии органа здравоохранения ‘Я по определению показан к искусственному прерывания беременности, срок которой составляет от 12 до 22 недель. Утверждена приказом Министерства охраны здоровье ‘ я Украины N 508 от 20 июля 2006

Правила проведения судебно-медицинских экспертиз (Обследований) по поводу половых состояний в бюро судебно-медицинской экспертизы. Утверждены приказом Министерства здравоохранения ‘я Украины N 6 от 17 января 1995

Инструкция по определению критериев перинатального периода, живонароджености и мертворождаемость. Утверждена приказом Министерства здравоохранения ‘я Украины N 179 от 29 марта 2006

Статья 155. Половые сношения с лицом, не достигшим половой зрелости

1. Половые сношения с лицом, не достигшим половой

зрелости,наказывается ограничением свободы на срок до трех

лет или лишением свободы на тот же срок.

2. Те же действия, совершенные отцом, матерью или

лицом, их заменяющим, или если они повлекли бесплодие либо иные тяжкие последствия, наказываются лишением свободы на срок от трех до

Потерпевшим по данному преступлению может быть

признано лицо как женского, так и мужского пола. В части рассматриваемого преступления, половые сношения совершаются в форме естественного полового акта между

лицами женского и мужского пола.

Половые сношения по составу, предусмотренному ст. 155,

как правило, представляются добровольными. Указанные

действия не носят насильственного характера, применения угроз или использования беспомощного состояния потерпевшей, что характерно для изнасилования.

Уголовная ответственность по ст. 155 наступает как за

единичное половое сношение с лицом, не достигшим половой зрелости, так и за более-менее продолжительные половые отношения, которые могут выразиться в форме фактического брака.

Если потерпевшая из-за своего развития не сознавала характера и последствий совершаемых с нею действий (малолетство, умственная отсталость и т.п.), преступление следует квалифицировать как изнасилование с

использованием беспомощного состояния потерпевшего лица.

Половая зрелость, как правило, не связана с наступлением какого-либо абсолютно конкретного возраста. Ее достижение может быть установлено судебно-медицинской

Половая зрелость — представляет собой физиологическое состояние организма, которое характеризуется способностью полного выполнения половых функций. У мужчин наступление половой зрелости связано со способностью к половому сношению и оплодотворению. Половая

зрелость женщин заключается в окончательном сформировании их организма к функции материнства. Эта способность женщины к половому сношению, зачатию, вына342

2. Те же действия, совершенные отцом, матерью или;

лицом, их заменяющим, или если они повлекли беспло-|

дне либо иные тяжкие последствия, наказываются лишением свободы на срок от трех дс

1. Объективная сторона преступления характеризуется совершением полового сношения субъекта преступления с лицом, не достигшим половой зрелости.

Потерпевшим по данному преступлению может быть

признано лицо как женского, так и мужского пола.

лицами женского и мужского пола.

Половые сношения по составу, предусмотренному ст. 155,

как правило, представляются добровольными. Указанные

действия не носят насильственного характера, применения угроз или использования беспомощного состояния потерпевшей, что характерно для изнасилования.

Уголовная ответственность по ст. 155 наступает как за

единичное половое сношение с лицом, не достигшим половой зрелости, так и за более-менее продолжительные половые отношения, которые могут выразиться в форме фактического брака.

Если потерпевшая из-за своего развития не сознавала характера и последствий совершаемых с нею действий (малолетство, умственная отсталость и т.п.), преступление следует квалифицировать как изнасилование с

использованием беспомощного состояния потерпевшего лица.

Половая зрелость, как правило, не связана с наступлением какого-либо абсолютно конкретного возраста. Ее достижение может быть установлено судебно-медицинской

Половая зрелость — представляет собой физиологическое состояние организма, которое характеризуется способностью полного выполнения половых функций. У мужчин наступление половой зрелости связано со способностью к половому сношению и оплодотворению. Половая

зрелость женщин заключается в окончательном сформировании их организма к функции материнства. Эта способность женщины к половому сношению, зачатию, вына342

шиванию плода, нормальному родоразрешению и вскармливанию ребенка.

Преступление признается оконченным с момента начала полового акта.

2. С субъективной стороны преступление характеризуется виной в форме прямого умысла.

3. Субъектом преступления может быть лицо противоположного с потерпевшим пола (как мужского, так и женского), достигшее шестнадцатилетнего возраста.

4. Часть 2 данной статьи предусматривает уголовную

ответственность за те же действия, совершенные отцом

или матерью в отношении своего ребенка, или лицом, их

заменяющим, если такие действия привели к бесплодию

или иным тяжким последствиям. ,^

Под лицами, заменяющими родителёй-ребенка, следует

понимать усыновителя, попечителя, опекуна и др.

Бесплодность предполагает утрату способности к деторождению в результате совершения рассматриваемых действий виновного.

Под иными тяжкими последствиями понимается какое-либо краткосрочное расстройство здоровья потерпевшей (например, временное психическое расстройство потерпевшей и т.п.).

Ук украины статья 134

1. Земельні ділянки державної чи комунальної власності або права на них (оренда, суперфіцій, емфітевзис), у тому числі з розташованими на них об’єктами нерухомого майна державної або комунальної власності, підлягають продажу окремими лотами на конкурентних засадах (земельних торгах), крім випадків, встановлених частиною другою цієї статті.

2. Не підлягають продажу на конкурентних засадах (земельних торгах) земельні ділянки державної чи комунальної власності або права на них у разі:

розташування на земельних ділянках об’єктів нерухомого майна (будівель, споруд), що перебувають у власності фізичних або юридичних осіб;

використання земельних ділянок для потреб, пов’язаних з користуванням надрами, та спеціального водокористування відповідно до отриманих спеціальних дозволів (ліцензій);

використання релігійними організаціями, які легалізовані в Україні, земельних ділянок під культовими будівлями;

будівництва об’єктів, що в повному обсязі здійснюється за кошти державного та місцевих бюджетів;

надання земельних ділянок державним та комунальним підприємствам, бюджетним установам, а також господарським товариствам, у статутному капіталі яких державна або комунальна частка акцій (часток, паїв) перевищує 60 відсотків;

надання земельних ділянок підприємствам, установам і громадським організаціям у сфері культури і мистецтв (у тому числі національним творчим спілкам та їх членам) під творчі майстерні;

надання земельних ділянок в оренду для реконструкції кварталів застарілої забудови, для будівництва соціального та доступного житла, якщо конкурс на його будівництво вже проведено;

розміщення іноземних дипломатичних представництв та консульських установ, представництв міжнародних організацій згідно з міжнародними договорами України;

надання земельної ділянки, викупленої для суспільних потреб чи примусово відчуженої з мотивів суспільної необхідності для забезпечення таких потреб;

надання земельних ділянок державної або комунальної власності для потреб приватного партнера в рамках державно-приватного партнерства відповідно до закону;

надання земельної ділянки замість викупленої для суспільних потреб чи примусово відчуженої з мотивів суспільної необхідності та повернення такої земельної ділянки колишньому власнику чи його спадкоємцю (правонаступнику), у разі якщо така потреба відпала;

будівництва, обслуговування та ремонту об’єктів інженерної, транспортної, енергетичної інфраструктури, об’єктів зв’язку та дорожнього господарства (крім об’єктів дорожнього сервісу);

створення озеленених територій загального користування;

будівництва об’єктів забезпечення життєдіяльності населених пунктів (сміттєпереробних об’єктів, очисних споруд, котелень, кладовищ, протиерозійних, протизсувних і протиселевих споруд);

передачі громадянам земельних ділянок для ведення фермерського господарства, ведення особистого селянського господарства, ведення садівництва, будівництва та обслуговування жилого будинку, господарських будівель і споруд (присадибна ділянка), індивідуального дачного будівництва, будівництва індивідуальних гаражів, для сінокосіння і випасання худоби, для городництва;

надання земельних ділянок особам взамін тих, що були викуплені (примусово відчужені) для суспільних потреб чи з мотивів суспільної необхідності за рішенням органів державної влади, Ради міністрів Автономної Республіки Крим та органів місцевого самоврядування;

розміщення інфраструктури оптових ринків сільськогосподарської продукції;

надання земельної ділянки, викупленої для суспільних потреб чи примусово відчуженої з мотивів суспільної необхідності для забезпечення таких потреб;

надання земельної ділянки взамін викупленої для суспільних потреб чи примусово відчуженої з мотивів суспільної необхідності та повернення такої земельної ділянки колишньому власнику або його спадкоємцю (правонаступнику) у разі, якщо така потреба відпала;

поновлення договорів оренди землі;

використання земельних ділянок для здійснення концесійної діяльності;

передачі в оренду, концесію майнових комплексів або нерухомого майна, розташованого на земельних ділянках державної, комунальної власності;

надання в оренду земельних ділянок індустріальних парків керуючим компаніям цих індустріальних парків;

надання земельних ділянок в інших випадках, визначених законом.

3. Земельні торги не проводяться при наданні (передачі) земельних ділянок громадянам у випадках, передбачених статтями 34, 36 та 121 цього Кодексу, а також передачі земель загального користування садівницькому товариству та дачному кооперативу.

Коментар :

До ч. 1. В цілому слушне правило, за яким земельні ділянки державної та комунальної власності «або права на них» мають відчужуватися на конкурентних засадах, чомусь передбачає продаж земельних ділянок «окремими лотами» (лот — окремий предмет торгів, аукціону). Разом із тим, з міркувань продажу ділянок за максимальну ціну за певних умов може бути доцільно продавати кілька суміжних ділянок разом — наприклад, коли відокремлене використання однієї із ділянок є незручним чи неефективним.

Згідно із ч. 1 ст. 135 ЗКУ, земельні торги проводяться виключно у формі аукціону. Порядок продажу в загальних рисах визначається ст. ст. 135 — 139 ЗКУ. Відповідно до ч. 5 ст. 137, такий порядок має бути деталізований законом. Такий закон на даний час відсутній, що ставить під сумнів законність усіх земельних торгів з продажу ділянок державної та комунальної власності, що відбуваються зараз в Україні. Сумнів посилюється в світлі Рішення КСУ у справі про земельні аукціони від 11.11.2008 N 25-рп/2008. Втім, на думку одного з авторів, відсутність закону, який би спеціально визначив би порядок проведення земельних торгів, не означає, що проведення торгів за чинного правового поля неможливе320.

Продаж земельних ділянок державної (комунальної) власності разом із розташованими на них об’єктами нерухомого майна відбувається за спеціальними правилами — див. ч. 1 ст. 128 ЗКУ та коментар до неї.

До ч. 2. Коментована частина встановлює винятки із загального правила, встановленого ч. 1 статті, визначаючи, коли продаж або надання земельної ділянки в користування повинні проводитися не на аукціоні. Розглянемо деякі із них більш детально.

«Розташування на земельних ділянках об’єктів нерухомого майна (будівель, споруд), що перебувають у власності фізичних або юридичних осіб». Об’єктами нерухомого майна відповідно до ст. 181 ЦКУ є такі об’єкти, розташовані на земельній ділянці (будівля, споруда тощо), переміщення яких є неможливим без їх знецінення та зміни призначення. При цьому право власності на такі об’єкти має бути зареєстрованим на підставі ст. 182 ЦКУ відповідно до чинного сьогодні наказу Мін’юсту «Про затвердження Тимчасового положення про порядок реєстрації прав власності на нерухоме майно» N 7/5 від 07.02.2002.

«Використання земельних ділянок для потреб, пов’язаних з користуванням надрами, та спеціального водокористування відповідно до отриманих спеціальних дозволів (ліцензій)». Загальні засади видачі дозволів на спеціальне користування надрами встановлюються ст. 16 Кодексу України про надра. Такі дозволи надаються «у межах конкретних ділянок» (ч. 2 ст. 16). Відповідно до ч. 2 ст. 18 Кодексу, земельні ділянки для користування надрами надаються користувачам надр після одержання ними спеціальних дозволів на користування надрами. Зрозуміло, що у такому випадку мова не може йти про набуття земельних ділянок на конкурсних засадах. Порядок видачі дозволів визначається урядом на кожен рік.

Термін «ліцензія на користування надрами» у гірничому законодавстві з 2006 року (див. Закон України N 3370-IV від 19.01.2006) не вживається, тому його використання у коментованій нормі є некоректним.

Засади отримання дозволу на здійснення спеціального водокористування визначаються ст. 49 Водного кодексу України. Порядок видачі дозволу визначений постановою КМУ від 13.03.2002 N 321 «Про затвердження Порядку погодження та видачі дозволів на спеціальне водокористування та внесення змін до постанови Кабінету Міністрів України від 10 серпня 1992 р. N 459».

«Використання релігійними організаціями, які легалізовані в Україні, земельних ділянок під культовими будівлями». «Легалізація в Україні» релігійних організацій законодавством не передбачена. Очевидно, малася на увазі «реєстрація статутів (положень) релігійних організацій», яка відповідно до ст. ст. 13, 14 Закону України «Про свободу совісті та релігійні організації» необхідна для набуття організацією статусу юридичної особи.

Доцільність вміщення даного положення в ЗКУ є сумнівною, оскільки воно є казуїстичним відтворенням по відношенню до конкретної ситуації принципу цільового використання земель (п. «а» ч. 1 ст. 91, п. «а» ч. 1 ст. 96 ЗКУ). Вважаємо, що незалежно від того, яке нерухоме майно знаходиться на земельній ділянці та кому і на якому саме титулі воно належить, лише власник або користувач такого майна може бути власником або користувачем земельної ділянки. Це виключає, на наш погляд, проведення аукціонів щодо земельних ділянок, на яких розташоване нерухоме майно, крім випадків продажу такого майна разом із земельною ділянкою (див. ч. 1 ст. 128 ЗКУ та коментар до неї).

«Проведення комплексної реконструкції кварталів (мікрорайонів) застарілого житлового фонду відповідно до закону». Правове регулювання діяльності з «комплексної реконструкції …» див. у Законі України «Про комплексну реконструкцію кварталів (мікрорайонів) застарілого житлового фонду» від 22.12.2006. Закон, зокрема, передбачає визначення на конкурсних засадах інвестора-забудовника комплексної реконструкції кварталу (мікрорайону). За таких умов, звичайно, лише такий інвестор-забудовник повинен набути відповідну земельну ділянку.

«Будівництва соціального та доступного житла». Формулювання «будівництво соціального і доступного житла» є не зовсім чітким. Адже якщо вислів «соціальне житло» має законодавче тлумачення — це «житло всіх форм власності (крім соціальних гуртожитків) із житлового фонду соціального призначення, що безоплатно надається громадянам України, які потребують соціального захисту, на підставі договору найму на певний строк» (ст. 1 Закону України «Про житловий фонд соціального призначення»), то формулювання «доступне житло» є оціночною категорією. Щоправда, термін «доступне житло» було визначено, наприклад, у Законі України «Про запобігання впливу світової фінансової кризи на розвиток будівельної галузі та житлового будівництва». Разом із тим, тимчасовий та казуальний характер даного нормативного акта ставить під сумнів можливість його використання при тлумаченні поняття в чинному ЗКУ.

«Надання земельних ділянок державної або комунальної власності для потреб приватного партнера в рамках державно-приватного партнерства відповідно до закону» передбачено Законом України «Про державно-приватне партнерство» (ст. 8 та ін.). Надання права особі на здійснення проектування, фінансування, будівництва, експлуатації, обслуговування тощо певного об’єкта з усією очевидністю потребує надання права на використання земельної ділянки саме цій особі.

Щодо «розміщення іноземних дипломатичних представництв та консульських установ, представництв міжнародних організацій згідно з міжнародними договорами України» див. ст. 85 ЗКУ та коментар до неї.

На думку авторів, продаж на земельних торгах (аукціоні) не може бути застосований і у випадку продажу земельних ділянок іноземним державам, іноземним юридичним особам для інших цілей, ніж «розміщення дипломатичних та прирівняних до них представництв». Це випливає із положень ст. 129 ЗКУ.

«Будівництво, обслуговування та ремонт об’єктів інженерної, транспортної, енергетичної інфраструктури, об’єктів зв’язку та дорожнього господарства (крім об’єктів дорожнього сервісу)». Щодо змісту наведених понять див. ст. ст. 67 — 76 ЗКУ та коментар до ст. ст. 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76 ЗКУ.

«Передача громадянам земельних ділянок для ведення фермерського господарства, ведення особистого селянського господарства, ведення садівництва, будівництва та обслуговування жилого будинку, господарських будівель і споруд (присадибна ділянка), індивідуального дачного будівництва, будівництва індивідуальних гаражів, для сінокосіння і випасання худоби, для городництва». Розглядаючи дане положення у сукупності із ч. 3 коментованої статті слід вважати, що мова йде про продаж і надання в оренду земельних ділянок для відповідних потреб (на відміну від безоплатної приватизації, згаданої в ч. 3).

Щодо «надання земельної ділянки, викупленої для суспільних потреб чи примусово відчуженої з мотивів суспільної необхідності для забезпечення таких потреб», та «надання земельної ділянки замість викупленої для суспільних потреб чи примусово відчуженої з мотивів суспільної необхідності та повернення такої земельної ділянки колишньому власнику чи його спадкоємцю (правонаступнику), у разі якщо така потреба відпала» див. ст. ст. 146, 147 ЗКУ та коментар до ст. ст. 146, 147 ЗКУ.

«Розміщення інфраструктури оптових ринків сільськогосподарської продукції». Щодо поняття та правового режиму оптових ринків сільськогосподарської продукції див. Закон України «Про оптові ринки сільськогосподарської продукції».

Слід також зазначити, що, на думку авторів, земельні торги не можуть проводитися і в деяких інших випадках, не зазначених в коментованій частині (а також в ч. 3 коментованої статті). Насамперед, йдеться про викуп земельних ділянок, наданих покупцеві у постійне користування (п. 6 розд. Х «Перехідні положення» ЗКУ. За Рішенням Конституційного Суду України N 5-рп/2005 положення даного пункту втратили чинність як такі, що не відповідають Конституції України, «в частині зобов’язання переоформити право постійного користування земельною ділянкою на право власності …»; між тим, це не означає, на наш погляд, що суб’єкти права постійного користування позбавлені права «переоформити право постійного користування земельною ділянкою на право власності …», яке чітко випливає із редакції даного пункту. Також, згідно із ч. 4 ст. 13 Закону України «Про фермерське господарство», «громадяни України, які до 1 січня 2002 року отримали в постійне користування або оренду земельні ділянки для ведення фермерського господарства, мають переважне право на придбання (викуп) земельних ділянок розміром до 100 гектарів сільськогосподарських угідь, у тому числі до 50 гектарів ріллі, у власність з розстрочкою платежу до 20 років»). Вважаємо, що право на викуп реалізується в порядку, визначеному ст. 128 ЗКУ.

Також неможливе проведення аукціону у випадку, коли на земельній ділянці знаходиться нерухоме майно, що не продається разом із нею, та у випадку придбання земельної ділянки іноземною державою або іноземною юридичною особою (ст. 129 ЗКУ), про що вже йшлося вище.

Іншим винятком є придбання чи отримання в оренду земельної ділянки під об’єктом незавершеного будівництва (ст. 3 Закону України «Про особливості приватизації об’єктів незавершеного будівництва»), крім випадків, коли об’єкт придбаний під розбирання (ст. 15 Закону).

До ч. 3. Див. ст. ст. 34, 36, 118, 121 ЗКУ та коментар до ст. ст. 34, 36, 118, 121 ЗКУ. Щодо передачі земель загального користування садівницькому товариству та дачному кооперативу, то проведення торгів у даному разі є в принципі неможливим з огляду на зміст ч. 4 ст. 35, ч. 2 ст. 52 ЗКУ, тому дане положення позбавлене практичного значення взагалі.

Ук украины статья 134

Статья 134. Случаи полной материальной ответственности.

В соответствии с законодательством работники несут материальную ответственность в полном размере ущерба, причиненного по их вине предприятию, учреждению, организации, в случаях, когда:

1) между работником и предприятием, учреждением, организацией в соответствии со статьей 1351 настоящего Кодекса заключен письменный договор о принятии на себя работником полной материальной ответственности за необеспечение сохранности имущества и других ценностей, переданных ему для хранения или других целей;

2) имущество и другие ценности были получены работником под отчет по разовой доверенности или по другим разовым документам;

3) ущерб причинен действиями работника, содержащими признаки деяний, преследуемых в уголовном порядке;

4) ущерб причинен работником, находившимся в нетрезвом состоянии;

5) ущерб причинен недостачей, умышленным уничтожением или умышленной порчей материалов, полуфабрикатов, изделий (продукции), в том числе при их изготовлении, а также инструментов, измерительных приборов, специальной одежды и других предметов, выданных предприятием, учреждением, организацией работнику в пользование;

6) в соответствии с законодательством на работника возложена полная материальная ответственность за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации при исполнении трудовых обязанностей;

7) ущерб причинен не при исполнении трудовых обязанностей;

8) должностное лицо виновно в незаконном увольнении или переводе работника на другую работу.

1. Возложение на работника обязанности полностью возместить причиненный предприятию, учреждению, организации прямой действительный ущерб без каких-либо ограничений — называется полной материальной ответственностью.

2. Одним из наиболее распространенных оснований полной материальной ответственности работников за возникший ущерб является наличие письменного договора работника с предприятием, учреждением, организацией, по которому работник принял на себя полную ответственность за необеспечение сохранности вверенных ему имущества и других ценностей (часть 1 статьи 134). Законодательством установлены два важных ограничения для применения этого основания: во-первых, полная материальная ответственность по договору может быть возложена лишь на работников определенных категорий, предусмотренных в соответствующих нормативных актах; и, во-вторых, она распространяется лишь на случаи возникновения ущерба, вызванного необеспечением сохранности имущества и ценностей, переданных им для хранения или других целей.

Договорная ответственность за ущерб, являющаяся, как правило, индивидуальной (смотри комментарий к статье 1351 КЗоТ), может быть при определенных обстоятельствах бригадной (см. комментарий к статье 1352 Кодекса). Лица, с которыми заключен договор о полной материальной ответственности, на практике и в законодательных актах называются материально-ответственными.

3. Согласно пункту 2 статьи 134 КЗоТ полная материальная ответственность работника наступает за ущерб, возникший в результате необеспечения сохранности имущества, полученного по разовым документам. Вопросы выдачи доверенностей на получение материальных ценностей, отпуска их по доверенности регулируются статьями 64, 66-74 Гражданского кодекса Украины, а также Инструкцией о порядке регистрации выданных возвращенных и использованных доверенностей на получение ценностей. Под другими разовыми документами понимаются накладные или другие документы, предусмотренные действующими правилами документационного обеспечения первичного бухгалтерского учета. Доверенности выдаются для получения материальных ценностей у сторонних организаций. Накладными оформляется отпуск материальных ценностей со складов, торговых залов для отправки их в другие организации. Эти документы должны быть оформлены в соответствии с установленным порядком. Они должны содержать подпись работника, подтверждающую получение работником материальных ценностей.

Работник, получивший материальные ценности по доверенности или другому разовому документу, несет ответственность как за их недостачу, так и за повреждение или порчу. Выдача разовых доверенностей на получение Ценностей работником, в повседневные обязанности которого не входит выполнение такого рода поручений, может иметь место лишь с его на то согласия.

Работник, которому выдана разовая доверенность на получение для предприятия товарно-материальных ценностей, обязан не позднее следующего дня после получения ценностей по доверенности полностью или по частям представить в бухгалтерию предприятия документы о выполнении поручений и о сдаче на склад (кладовую) или соответствующим лицам полученных им товарно-материальных ценностей.

4. Преступное действие (бездействие), которым может быть причинен ущерб предприятию, учреждению, организации, где работает причинитель, и о котором идет речь в пункте 3 статьи 134 КЗоТ Украины, может быть связано с присвоением и хищением имущества, злоупотреблением служебным положением, мошенничеством, самовольным использованием транспортных средств, нарушением правил о валютных операциях.

Пункт 3 статьи 134 КЗоТ Украины связывает полную материальную ответственность работника с причинением ущерба именно такого рода преступными действиями, установленными приговором суда.

Статья 90 УК Украины устанавливает уголовную ответственность за неосторожное уничтожение или повреждение государственного или коллективного имущества. За такое преступление к ответственности могут быть привлечены любые работники предприятия, в результате действий которых материальные ценности уничтожены или повреждены.

С причинением предприятию прямого действительного ущерба может быть связано совершение ряда хозяйственных преступлений.

Материальная ответственность в полном размере ущерба возлагается в тех случаях, когда ущерб причинен действиями работника, содержащими признаки деяний, преследуемых в уголовном порядке, но он был освобожден от уголовной ответственности вследствие истечения срока давности для привлечения к уголовной ответственности или акта амнистии, а также если производство по уголовному делу в отношении работника было прекращено в связи с привлечением его к административной ответственности.

5. В соответствии с пунктом 7 статьи 40 КЗоТ Украины собственник или уполномоченный им орган должен отстранить работника, появившегося в нетрезвом состоянии, от работы. Но если этого не произошло, и работник причинил прямой действительный ущерб, он должен возместить его полностью (пункт 4 статьи 134 КЗоТ Украины). Факт появления на работе в нетрезвом состоянии может устанавливаться не только специальным медицинским обследованием с использованием технических средств, а и любыми другими доказательствами, допустимыми с точки зрения гражданско-процессуального законодательства. Можно также составить акт в произвольной форме, который должны подписать несколько свидетелей. Эти свидетели в случае спора будут допрошены в суде, так как обязанность доказательства факта появления на работе в нетрезвом состоянии лежит на собственнике или уполномоченном им органе. Нетрезвое состояние в смысле пункта 4 статьи 134 включает состояния токсического и наркотического опьянения.

6. Работники несут материальную ответственность в полном размере ущерба, причиненного недостачей, умышленным уничтожением или умышленной порчей материалов, полуфабрикатов, изделий (в том числе при их изготовлении), а также инструментов, измерительных приборов, специальной одежды и иных предметов, выданных предприятием, учреждением, организацией в пользование работнику. Такую ответственность следует рассматривать как особо выделенный случай полной материальной ответственности работников, предназначенной влиять на обеспечение сохранности строго определенных имущественных объектов.

7. Материальную ответственность в полном объеме несут работники, если она возложена на них законами Украины, постановлениями Кабинета Министров Украины независимо от того, был ли заключен с ними договор полной материальной ответственности.

Разрешая дело о материальной ответственности’работника за причиненный ущерб на основании специального закона или постановления, суд проверяет, за какой вид ущерба установлена такая ответственность работника и относится ли он к категории лиц, которые предусмотрены в соответствующем законодательном акте (пункт 12 Постановления Пленума Верховного Суда Украины от 29 декабря 1992 года № 14).

8. За причинение ущерба не при исполнении трудовых обязанностей наступает материальная ответственность также в полном объеме (пункт 7 статьи 134 КЗоТ Украины). Термин «не при исполнении трудовых обязанностей» означает, что причинение ущерба произошло либо в свободное от работы время, либо во время работы, но не в связи с трудовыми обязанностями, не при их исполнении. Чаще всего оно возникает в связи с использованием работником материальных ценностей в своих личных интересах, в результате чего происходит их поломка или порча (например, при перевозке за дополнительную плату груза, не имеющего отношения к предприятию, на котором работает водитель, произошла авария автомашины, на которой производилась эта перевозка).

Однако собственник или уполномоченный им орган должен доказать, что причиной ущерба были действия работника, произведенные им не при исполнении трудовых обязанностей.

9. Должностные лица, виновные в незаконном увольнении или переводе работников на другую работу, также несут полную материальную ответственность (пункт 8 статьи 134). Материальная ответственность в этом случае наступает за прямой действительный ущерб, который причинен предприятию, учреждению, организации выплатой незаконно уволенному или переведенному работнику среднего заработка за время вынужденного прогула, а незаконно переведенному работнику, выполнившему распоряжение о переводе, разницы в заработке. Согласно постановлению Пленума Верховного Суда Украины от 29 декабря 1992 года №14 полная материальная ответственность наступает и в том случае, если прямой действительный ущерб причинен задержкой выполнения решения суда о восстановлении на работе.