Тк рф принятие

Оглавление:

Статья 371 ТК РФ. Принятие решений работодателем с учетом мнения профсоюзного органа (действующая редакция)

Работодатель принимает решения с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 371 ТК РФ

1. Существуют решения, которые работодатель не вправе принять без учета мнения профсоюзного органа (другого представительного органа работников). В соответствии с ТК работодатель обязан учитывать мнение профсоюзного органа, когда принимает решение по следующим вопросам:

— о введении и об отмене режима неполного рабочего времени (ст. 74);

— о привлечении работников к сверхурочным работам в случаях, не предусмотренных ч. 2 ст. 99;

— об определении перечня должностей работников с ненормированным рабочим днем (ст. 101);

— о разделении рабочего дня на части, с тем чтобы общая продолжительность рабочего времени не превышала установленной продолжительности ежедневной работы. Такое разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения выборного профсоюзного органа данной организации (ст. 105);

— об определении порядка и условий выплаты работникам (за исключением работников, получающих оклад или должностной оклад) за нерабочие праздничные дни, в которые они не привлекались к работе, дополнительного вознаграждения (ст. 112);

— о привлечении работников к работам в нерабочие праздничные дни в случаях, не предусмотренных ч. 2 ст. 113;

— об установлении с учетом производственных и финансовых возможностей работодателя дополнительных отпусков для работников (ст. 116);

— об утверждении графика отпусков (ст. 123);

— о введении системы оплаты и стимулирования труда, в т.ч. повышение оплаты за работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочную работу (ст. 135);

— об утверждении формы расчетного листка (ст. 136);

— об установлении конкретных размеров повышенной оплаты труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда (ст. 147);

— об установлении конкретных доплат за работу в выходные и нерабочие праздничные дни (ст. 153);

— об установлении конкретных размеров заработной платы в ночное время (ст. 154);

— о введении и применении систем нормирования труда (ст. 159);

— о принятии локальных нормативных актов, предусматривающих введение, замену и пересмотр норм труда (ст. 162);

— о введении мер, предотвращающих массовые увольнения работников (ст. 180);

— об утверждении правил внутреннего трудового распорядка (ст. 190);

— о формах подготовки и дополнительного профессионального образования работников, перечень необходимых профессий и специальностей (ст. 196);

— об утверждении инструкций по охране труда для работников (ст. 212);

— об установлении норм бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающих по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения (ст. 221);

— об утверждении порядка применения вахтового метода (ст. 297);

— об увеличении продолжительности вахты до трех месяцев (ст. 299);

— об утверждении графика работы на вахте (ст. 301);

— об установлении надбавки за вахтовый метод работы (ст. 302);

— об определении размера, условий и порядка компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (ст. 325);

— об определении размера, условий и порядка компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, работающим у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (ст. 326).

При этом во многих случаях упоминаются не только органы профсоюзов, но и представительные органы работников (ст. ст. 101, 135, 136, 147, 153, 154, 162, 190, 196 ТК).

Может ли это вызвать разночтения законодательных норм? Нет, поскольку в соответствии со ст. 29 ТК представителями работников являются профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками.

Далее ТК устанавливает: работники, не являющиеся членами профсоюза, имеют право уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем (ст. 30). При отсутствии в организации первичной профсоюзной организации, а также при наличии профсоюзной организации, объединяющей менее половины работников, на общем собрании (конференции) работники могут поручить представление своих интересов указанной профсоюзной организации либо иному представителю (ст. 31 ТК).

Таким образом, и в соответствии с законодательством, и по сложившейся практике правом представлять и защищать интересы работников обладают прежде всего профессиональные союзы. При недостаточной представительности профсоюза (менее половины работающих в организации) или принятии соответствующего решения работниками, не являющимися членами профсоюза, эти работники вправе создать свои представительные органы в порядке, установленном законом (путем избрания их на общем собрании).

При этом международная практика исходит из того, что права представительных органов — как профсоюзных, так и непрофсоюзных — равны. Сказанное подтверждает и российский законодатель, поскольку процедура учета мнения представительного органа работников и выборного органа первичной профсоюзной организации едина и определяется ст. 372 ТК (см. комментарий к ней).

Исходя из этого, рассматриваемый вопрос должен быть решен следующим образом. В тех случаях, когда в соответствии с ТК требуется учет мнения представителей работников, соответствующие консультации должны быть проведены с любым представителем, уполномоченным работниками, — профессиональным союзом или иным избранным работниками органом.

2. Коллективным договором или локальными нормативными актами могут быть установлены и иные не перечисленные выше вопросы, при решении которых необходим учет мнения соответствующего профсоюзного или иного представительного органа.

3. В соответствии со ст. 8 ТК коллективный договор (соглашение) может предусмотреть принятие локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, по согласованию с представительным органом работников. Это означает, что могут быть определены случаи, когда требуется не учет мнения, а согласие профсоюза на принятие того или иного локального нормативного акта, затрагивающего существенные права и интересы работников. В подобных случаях отсутствие такого согласования влечет недействительность принятого акта.

Трудовой кодекс РФ ( ТК РФ 2018)

Трудовой Кодекс Российской Федерации (ТК РФ) 2018– законодательный акт, который регулирует трудовые отношения и является приоритетным. Трудовым Кодексом устанавливаются правила трудового законодательства:

  • права и обязанности работников;
  • вопросы охраны труда;
  • трудоустройство;
  • профподготовки и повышения квалификации;
  • права и обязанности работодателя;
  • оплата труда;
  • нормирование труда.

В новый Трудовой Кодекс РФ, который пришел на смену Советскому кодексу законов о Труде (КзоТ), вошли статьи, регулирующие трудовые отношения и особенности труда отдельных категорий населения – несовершеннолетних, спортсменов, тренеров, педагогов, вахтовиков и надомников. Трудовым Кодексом закреплены договорные права и обязательства работников и работодателей.

Основная задача ТК РФ – защита прав работников и работодателей, создание оптимальных условий труда и правовое урегулирование трудовых споров в соответствии с законом. Трудовой Кодекс Российской Федерации гарантирует работникам право на защиту здоровья, своего достоинства, на социальное страхование, судебную защиту прав и свобод, возмещение вреда, причиненного во время трудовой деятельности. Трудовой Кодекс устанавливает порядок и правила разрешения трудовых споров.

Трудовой Кодекс, скорее всего, самый популярный свод правил среди населения, к которому неоднократно обращается почти каждый гражданин России трудоспособного возраста по всем вопросам, связанным с трудовым законодательством.

Трудовой кодекс РФ 2018 года был принят 197-ФЗ от 30-12-2001 г.

Статья 247. Обязанность работодателя устанавливать размер причиненного ему ущерба и причину его возникновения

СТ 247 ТК РФ.

До принятия решения о возмещении ущерба конкретными работниками работодатель
обязан провести проверку для установления размера причиненного ущерба и причин его
возникновения. Для проведения такой проверки работодатель имеет право создать комиссию с
участием соответствующих специалистов.

Истребование от работника письменного объяснения для установления причины
возникновения ущерба является обязательным. В случае отказа или уклонения работника от
предоставления указанного объяснения составляется соответствующий акт.

Работник и (или) его представитель имеют право знакомиться со всеми материалами проверки
и обжаловать их в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Комментарий к Ст. 247 Трудового кодекса РФ

1. Трудовой кодекс возлагает обязанность проведения проверки товарно-материальных ценностей, которая должна быть осуществлена до принятия решения о возмещении ущерба работником (или работниками), на работодателя.

Целью проверки является выяснение трех обстоятельств: 1) причинение ущерба, 2) установление его размеров и 3) установление причин его возникновения. В зависимости от этих факторов принимается решение о привлечении работников к ответственности или об освобождении от нее.

Как правило, для проведения такой проверки работодатель создает специальную комиссию с участием соответствующих специалистов.

Работник вправе требовать проведения такой проверки. Если работодатель отказывается это сделать, он не может привлекать работника к материальной ответственности.

2. Обязательным требованием для работодателя является также истребование от работника письменного объяснения для установления причины возникновения ущерба. Если работник отказывается дать такое объяснение или уклоняется от выполнения этой своей обязанности, работодателем составляется соответствующий акт.

3. Факт причинения ущерба подтверждается различными документами бухгалтерского учета, в том числе используемыми в хозяйственном обороте (акт инвентаризации, дефектная ведомость, акт сдачи-приемки и др.).

Работник и (или) его представитель имеют право знакомиться со всеми материалами проверки и обжаловать их в порядке, установленном ТК РФ.

Отсутствие документов, подтверждающих причины возникновения ущерба и его размер, лишает работодателя возможности возложить на работника материальную ответственность за ущерб.

Статья 388. Порядок принятия решения комиссией по трудовым спорам и его содержание

СТ 388 ТК РФ.

Комиссия по трудовым спорам принимает решение тайным голосованием простым
большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии.

В решении комиссии по трудовым спорам указываются:

  • наименование организации либо фамилия, имя, отчество работодателя — индивидуального предпринимателя, а в случае, когда индивидуальный трудовой спор рассматривается комиссией по трудовым спорам структурного подразделения организации, — наименование структурного подразделения, фамилия, имя, отчество, должность, профессия или специальность обратившегося в комиссию работника;
  • даты обращения в комиссию и рассмотрения спора, существо спора;
  • фамилии, имена, отчества членов комиссии и других лиц, присутствовавших на заседании;
  • существо решения и его обоснование (со ссылкой на закон, иной нормативный правовой акт);
  • результаты голосования.

Копии решения комиссии по трудовым спорам, подписанные председателем комиссии или
его заместителем и заверенные печатью комиссии, вручаются работнику и работодателю или их
представителям в течение трех дней со дня принятия решения.

Комментарий к Ст. 388 Трудового кодекса РФ

1. Комиссия принимает решения тайным голосованием. Для принятия решения достаточно простого большинства голосов присутствующих на заседании членов комиссии.

Каждый член КТС принимает решение самостоятельно, не будучи связанным своей принадлежностью к представителям работников или работодателя. Он должен руководствоваться лишь законодательством о труде, иными нормативными правовыми актами и материалами по конкретному заявлению, ставшему предметом рассмотрения в комиссии.

2. Комментируемая статья перечисляет обязательные реквизиты решения, выносимого КТС. В нем, в частности, указываются все необходимые сведения о сторонах спора, о дате обращения в КТС, о существе (предмете) спора. Кроме того, в решении перечисляются члены комиссии и все лица, привлекавшиеся к рассмотрению спора.

Рассмотрев трудовой спор, КТС выносит мотивированное решение. В его резолютивной части в императивной форме излагается существо решения. Это решение может обязать работодателя совершить определенные действия или отказать в удовлетворении заявленных работником требований. Если требования работника удовлетворяются частично, в решении перечисляются конкретные действия, которые обязан совершить работодатель, а также требования работника, в удовлетворении которых отказано.

Решение должно быть максимально конкретным, не допускающим различного толкования. Если спор касается денежных требований работника, то указывается точная сумма, подлежащая выплате.

Решение должно быть обосновано ссылкой на конкретные юридические нормы (закон, иной нормативный правовой акт). В нем необходимо указать результаты тайного голосования ее членов.

3. Стороны спора и заинтересованные участники заседания могут ознакомиться с протоколом и сделать по нему свои замечания. КТС должна выразить свое отношение к такого рода замечаниям и в любом случае приложить их к протоколу заседания.

4. В течение трех дней со дня принятия решения КТС сторонам спора выдаются копии решения КТС, подписанные председателем комиссии или его заместителем и заверенные печатью комиссии.

5. Процедурные вопросы деятельности КТС при рассмотрении трудовых споров в законодательстве не урегулированы, поэтому порядок принятия заявлений или отказа в этом, сбора и оценки доказательств, вынесения решений может определяться с учетом требований ГПК. В нем регламентируется общий порядок разрешения гражданских дел, к числу которых относятся и дела по рассмотрению трудовых споров.

Глава 10 ТК РФ: проект изменений 2018

Статьи по теме

Минтруд подготовил проект глобальных изменений главы 10 Трудового кодекса РФ. В статье мы расскажем, что именно изменится в работе специалиста по охране труда, к каким трудностям организация должна быть готова.

Из статьи вы узнаете:

Что изменится в работе службы охраны труда согласно новой редакции 10 Раздела Трудового кодекса

Целью нововведений является приоритет профилактики несчастных случаев, а также использование риск-ориентированного подхода. Для этого Минтруд подготовил семьдесят методов оценки уровня рисков, по которым работодатель обязан будет выявлять профриски и оповещать об этом работников. Однако пока для проведения оценки профрисков документационное обеспечение в виде НПА не установлено. Методик много, но они сами требуют оценки на эффективность.

Скачайте документы из статьи:

Изменятся коренным образом:

1. Требования к специалисту по охране труда в 217 статье ТК РФ.

2. Обязанности работодателя в 212 статье ТК РФ.

3. Порядок расследования несчастных случаев в 227 статье ТК РФ.

Кроме того, вводятся запрет на работу в опасных условиях и ограничения на применение вредных и опасных веществ.

В проекте присутствует тенденция к уменьшению количества специалистов по охране труда за счет улучшения качества их подготовки. Центры оценки квалификации должны отсеять тех специалистов, которые не отвечают требованиям, указанным в профстандарте. Помимо требований по квалификации в виде наличия диплома о высшем образовании или диплома о профпереподготовке, специалист по ОТ в ЦОК должен продемонстрировать свои реальные навыки по планированию, организации, контролю и совершенствованию управления охраной труда.

Директор Департамента условий и охраны труда Минтруда России Валерий Корж об изменениях трудового законодательства в 2018 году

Таблица изменений 10 Раздела Трудового кодекса

Должность специалиста по охране труда будет включаться в штатное расписание только при численности штата свыше 100 работающих.

В нынешней редакции 217 статьи ТК РФ должность специалиста вводится при численности работающих 50 и более.

Минус – ухудшение ситуации по ОТ в небольших организациях.

Помимо соответствия профстандарту, работодатель будет обязан провести независимую оценку квалификации специалиста по ОТ с 2021 года.

Оценка не обязательна. Нормативной базы для проведения независимой оценки нет, центры оценки еще не созданы.

Плюс – повышение уровня подготовки специалистов по ОТ.

Вводится расследование микротравм.

Расследовались только НС, повлекшие за собой хотя бы один день нетрудоспособности, подтвержденный бюллетенем.

Минус – возрастающая нагрузка на специалиста по ОТ, на комиссию по расследованию.

Электронный документооборот (ЭДО) по ОТ.

Собственноручные подписи работников в ознакомлении с локальными нормативными актами, ведение журналов, личных карточек, нарядов-допусков в бумажной форме.

Возможность фальсифицирования соблюдений требований по ознакомлению с условиями труда работников возрастает в несколько раз.

Запрет на работу в опасных условиях.

Работа в опасных условиях допустима при условии предоставления работникам компенсаций.

Приостановление деятельности предприятия.

Вводятся ограничения на применение вредных и опасных веществ.

Работы проводятся по наряду-допуску с учетом требований безопасности.

Применяемые вредные и опасные вещества придется подвергнуть токсикологической, санитарно-гигиенической, медико-биологической оценке и зарегистрировать.

Облегчается процесс увольнения работника за нарушение требований охраны труда.

Факт нарушения сможет установить не только комиссия или уполномоченный по ОТ, но и другие представители работодателя.

Найдите нужный вам образец документа по охране труда в самой полной библиотеке шаблонов Справочной системы «Охрана труда». Наши эксперты подготовили уже 2506 шаблонов!

Когда ожидать изменений в Главе 10 ТК РФ

В публичных выступлениях главных чиновников Минтруда прогнозируется принятие изменений в 10 Разделе во втором полугодии 2018 года. При этом многие инновации должны вступить в силу не с 1 января 2019 года, а поэтапно, например, с 2021, с 2023 года. Поэтапное введение новых требований понадобится, поскольку на сегодняшний день необходимая нормативная база для еще не сформирована, также нет и судебной практики.

Татьяна Чиркина — Главный редактор сайта Trudohrana.ru

Скачайте образцы нужных документов, которые подготовили для вас наши эксперты:

Какие новые права и обязанности появятся у работодателя по охране труда

Работодателю изменения в 10 разделе принесут дополнительные обязанности. Если не назначить специалиста по ОТ в компании со штатом до 100 работающих, то функции управления охраной труда должен взять на себя сам работодатель, либо назначенный им работник, либо ИП/организация, включенная в реестр аккредитации Минтруда.

Ранее ИП не могли предоставлять аутсорсинг по ОТ. Теперь индивидуальные предприниматели получат такое право. Чем это обернется для организации, судить рано, но можно предположить, что работа по ОТ будет заключаться только в ведении документации, то есть на бумаге. Один ИП-шник будет брать на себя десяток компаний, заполнять документы и подавать на подпись.

Появится новая обязанность – проводить оценку эффективности СУОТ. Внешняя оценка СУОТ будет направлена на то, чтобы из бумажного Положения сделать действительно работающий документ. На деле все может закончиться обычным договором об оказании услуг. Расходы на охрану труда неуклонно возрастают, как возрастает и количество коммерческих посредников в этой области.

Чтобы правильно организовать и провести в срок СОУТ, воспользуйтесь новым алгоритмом от ведущего эксперта Минтруда Валерия Коржа и экспертов справочной Системы «Охрана труда».

Работодателю разрешат вести документооборот по охране труда в электронном виде, а также дистанционно следить за производством работ, в том числе с помощью видеооборудования (об этом нужно будет уведомить работников). В этом случае придется вводить системы вендинговой выдачи СИЗ с логинами и паролями, а не заполнять карточку вручную. Электронная подпись также не понадобится. Работнику необходимо уже во время вводного инструктажа рассказать, по каким нормам, по какому пункту и сколько именно СИЗ он должен получить.

Работодатель должен будет выполнять представления (аналог предписания) от первичного органа профсоюза. При этом, если инициативы от работников на создание профсоюза в организации нет, работодатель вправе не создавать профсоюз или комиссию по ОТ.

Руководитель организации должен знакомить работников не только с правилами внутреннего распорядка, с инструкцией по ОТ, но и с перечнем НПА. Вести реестр НПА с требованиями охраны труда следует с учетом специфики деятельности предприятия. Работникам нужно предоставить доступ к актуальным редакциям нормативных документов из реестра.

Наконец появятся НПА, а не Положение Минэкономразвития, которые установят порядок организации работы с подрядчиком, включающий информирование персонала подрядчика о рисках.

Если по результатам спецоценки работу признают опасной и установят 4 класс условий труда, организацию с такими рабочими местами ожидает приостановление деятельности.

Чтобы возобновить работу предприятия, руководитель должен:

  • утвердить план по устранению опасных факторов;
  • провести внеплановую СОУТ или оценку уровня профессионального риска.

Также потребуется направить работавших в опасных условиях на профессиональную переподготовку по новой для них профессии за счет работодателя.

Эксперты журнала «Справочник специалиста по охране труда» подготовили для вас карточки-шпаргалки по главным изменениям в охране труда во втором полугодии 2018 года. Они подскажут, что важно скорректировать в работе уже сейчас и к чему готовиться в будущем.

Еще одна инновация – расследование микротравм. Работодатель обязан вести учет и рассматривать обстоятельства и причины, которые привели к микротравмам – порезам, ушибам, ссадинам.

Микротравмы бывают экзогенными – возникают из-за механического воздействия, а также эндогенными – происходят из-за физической перегрузки связок мышц и т.п. Комиссия должна будет расследовать, какие причины привели к микротравме, выяснить, какие меры нужно предпринять, чтобы исключить повторение травмоопасной ситуации.

Подсластить горькую пилюлю призвано еще одно грядущее изменение в главе 10 ТК РФ. Если работодатель впервые совершил правонарушение, и оно не связано с угрозой причинения вреда и жизни здоровью, он получит не денежный штраф, а отделается лишь предупреждением.

Задайте свой вопрос экспертам Системы «Охрана Труда»

К причиняющим вред относятся следующие нарушения: работодатель не выдал СИЗ, не провел обучение по ОТ, не провел медосмотр, не провел испытания, частичные и полные технические освидетельствования зданий и сооружений, машин и оборудования.

Не причинят вред:

  • несвоевременное ознакомление с картами СОУТ или с календарным планом медосмотра;
  • задержка с отправкой декларации о СУОТ в государственную трудовую инспекцию.

За такие «мелкие» правонарушения, совершенные впервые, административный штраф может быть не назначен. Однако если работодатель является «рецидивистом» по этим нарушениям, отделаться предупреждением он уже не сможет.