Тк рф переподготовка кадров

Статья 196. Права и обязанности работодателя по подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников, по направлению работников на прохождение независимой оценки квалификации

СТ 196 ТК РФ.

Необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования, а также направления работников на прохождение независимой оценки квалификации для собственных нужд определяет работодатель.

Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников, направление работников (с их письменного согласия) на прохождение независимой оценки квалификации осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников, перечень необходимых профессий и специальностей, в том числе для направления работников на прохождение независимой оценки квалификации, определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов.

В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

При направлении работодателем работника на прохождение независимой оценки квалификации работодатель должен предоставлять ему гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Комментарий к Ст. 196 Трудового кодекса РФ

1. В комментируемой статье упоминаются две формы подготовки работников: 1) профессиональное образование, 2) профессиональное обучение.

Профессиональное образование представляет собой вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности (п. 12 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Профессиональное обучение — это вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий) (п. 13 ст. 2 указанного Федерального закона).

Профессиональное обучение предполагает приобретение профессиональной компетенции для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение обучающимися квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования. При этом различается профессиональное обучение по программам: а) профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих (для лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего); б) переподготовки рабочих и служащих (для лиц, уже имеющих профессию рабочего или должность служащего, в целях получения новой профессии рабочего или новой должности служащего с учетом потребностей производства, вида профессиональной деятельности); в) повышения квалификации рабочих и служащих (для лиц, уже имеющих профессию рабочего или должность служащего, в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии рабочего или должности служащего без повышения образовательного уровня) (ч. ч. 1 — 4 ст. 73 указанного Федерального закона).

Дополнительное профессиональное образование является самостоятельным подвидом дополнительного образования, который направлен на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды, не сопровождается повышением уровня образования и осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ — повышения квалификации и профессиональной переподготовки (п. 14 ст. 2, ч. 6 ст. 10, ч. ч. 1, 2 ст. 76 указанного Федерального закона).

Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации (ч. ч. 4 и 5 ст. 76 указанного Закона).

Подготовка по программам профессионального образования осуществляется только образовательными организациями. Работодатели — юридические лица, которые не являются образовательными организациями, вправе осуществлять подготовку своих работников только по программам профессионального обучения и дополнительным профессиональным образовательным программам, а работодатели — индивидуальные предприниматели — только по программам профессионального обучения (ч. 1 ст. 21, ч. 5 ст. 31, ч. 3 ст. 32 указанного Закона).

2. Работодатель самостоятельно определяет потребность в подготовке кадров для собственных нужд, руководствуясь при этом потребностями производства и учитывая свои финансовые возможности. Следовательно, определение профессиональной структуры кадрового состава, а также способов обеспечения кадрами той или иной профессии является исключительной прерогативой работодателя.

К ведению работодателя относится и решение вопроса о необходимости дополнительного профессионального образования работников.

В отношении определенных категорий работников требование о систематическом получении дополнительного профессионального образования установлено федеральными законами и иными нормативными актами РФ.

3. Условия и порядок осуществления работодателем профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников определяются в социально-партнерских актах — коллективном договоре и соглашениях либо в трудовом договоре.

В соответствии с п. 3.4 Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2014 — 2016 годы его стороны признают необходимым осуществлять меры, направленные на улучшение качества рабочей силы и развитие ее профессиональной мобильности на основе обновления системы профессионального образования всех уровней, развития систем непрерывного профессионального обучения, профессиональной подготовки и переподготовки кадров с учетом приоритетов развития экономики, в том числе меры по стимулированию развития системы внутрипроизводственного обучения, а также по стимулированию работодателей, развивающих собственную учебно-материальную базу, участвующих в модернизации материальной базы и образовательных программ образовательных организаций профильного профессионального образования, создающих условия получения работниками необходимых навыков и умений.

В иных соглашениях, а также коллективных и индивидуальных трудовых договорах рекомендуется определять, где осуществляется профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование работников — непосредственно у работодателя (в том числе в специально созданном им структурном образовательном подразделении) либо в образовательных организациях, конкретные формы сочетания работы с обучением (с отрывом от работы, без отрыва от работы), устанавливать дополнительные гарантии работникам на период прохождения ими профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования и др.

4. Работодатель вправе определять формы подготовки работников только по реализуемым им программам профессионального обучения и по дополнительным образовательным программам. При принятии соответствующих локальных актов работодателю следует учитывать действующие нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере образования, и распространяющиеся на него соглашения, а также свои финансовые и организационные возможности.

Подготовка по указанным программам может осуществляться работодателем в создаваемых им в качестве структурных подразделений учебных центрах профессиональной квалификации или непосредственно на производстве, в очной, очно-заочной либо заочной форме, а дополнительные профессиональные образовательные программы могут реализовываться также полностью или частично в форме стажировки.

Обучение по дополнительным профессиональным программам может осуществляться как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики и др. (ч. 2 ст. 17, ч. 6 ст. 73, ч. ч. 11, 12 ст. 76 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

При формировании перечня необходимых профессий и специальностей для осуществления профессионального обучения работодатель должен руководствоваться Перечнем профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 2 июля 2013 г. N 513. Данный Перечень содержит наименования профессий рабочих как общих для всех отраслей экономики, так и характерных для отдельных отраслей производства, а также должностей служащих с указанием квалификации, присваиваемой по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих.

Принятие работодателем локальных актов, определяющих формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников, а также перечни необходимых профессий и специальностей, осуществляется с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ. Однако, несмотря на то что ст. 372 ТК РФ предусматривает учет мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, представляющей интересы всех или большинства работников, данная процедура должна быть соблюдена и в случае, когда интересы работников представляет иной избранный ими орган.

Формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников, а также перечни необходимых профессий и специальностей могут быть предусмотрены и в коллективном договоре.

5. Для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование является обязательным условием выполнения работы. В таких случаях работодатель обязан обеспечить прохождение работниками соответствующего обучения или получение дополнительного профессионального образования в порядке и на условиях, которые предусмотрены соответствующим федеральным законом или иным нормативным правовым актом РФ.

Обязательность дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) предусмотрена, например, для следующих работников:

федеральных государственных гражданских служащих — не реже чем один раз в три года (ч. 5 ст. 62 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»);

прокурорских работников — не реже чем один раз в три года (п. 1 ст. 43.4 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»);

аудиторов — ежегодно начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата (ч. 9 ст. 11 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»);

должностных лиц, занятых в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

6. Часть 5 комментируемой статьи, будучи направленной на защиту интересов работников, совмещающих работу с получением образования, упоминает только работников, проходящих подготовку. Между тем, как представляется, работодатель обязан создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением и тем работникам, которые осваивают дополнительные профессиональные образовательные программы.

Под созданием работникам необходимых условий для совмещения работы с получением образования необходимо понимать в первую очередь предоставление им условий труда, обеспечивающих непрерывность и полноценность учебного процесса, успешное сочетание трудовой деятельности и обучения. Сказанное означает, что работникам, которые обучаются без отрыва от производства, должны быть предоставлены: а) возможность посещать занятия и б) время для самостоятельной подготовки. Режим их труда и отдыха подлежит корректировке в соответствии с потребностями учебного процесса.

Вместе с тем предоставление работникам, совмещающим работу с получением образования, гарантий и компенсаций, по сути, также направлено на обеспечение сочетания трудовой деятельности и обучения. В частности, ТК РФ предусматривает ряд гарантий и компенсаций работникам, которые без отрыва от работы получают высшее или среднее профессиональное образование по соответствующим образовательным программам, имеющим государственную аккредитацию (см. ст. ст. 173 — 174, 177 ТК РФ и комментарии к ним).

Кроме того, ТК РФ предоставляет определенные гарантии работникам, направляемым работодателем на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы (см. ст. 187 ТК РФ и комментарий к ней).

Дополнительные гарантии работникам, совмещающим работу с получением образования, могут быть предусмотрены коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Статья ТКРФ 196. Права и обязанности работодателя по подготовке и переподготовке кадров

Комментарий к статье 196

1. В условиях стремительно развивающейся рыночной экономики проблемы подбора квалифицированных кадров и обеспечения развития их профессионального потенциала актуальны для любого хозяйствующего субъекта. В этой связи правовое регулирование профессиональной подготовки, переподготовки кадров и повышения квалификации работников приобретает особое значение.

Важность проблемы профессиональной подготовки, переподготовки кадров и повышения квалификации работников признается международным сообществом. На международном уровне принят ряд актов, посвященных регулированию профессиональной подготовки и профессиональной ориентации кадров.

Так, Конвенция МОТ N 142 «О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов» 1975 г. предусматривает, что каждый член организации принимает и развивает всесторонне скоординированные политику и программы профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, тесно связанные с занятостью, в частности, через государственные службы занятости (п. 1 ст. 1). Каждый член МОТ разрабатывает и совершенствует открытые, гибкие и дополняющие друг друга системы общего и профессионально-технического образования, школьной и профессиональной ориентации и профессиональной подготовки независимо от того, осуществляется ли эта деятельность в системе формального образования или вне ее (ст. 2). Кроме того, каждый член МОТ постепенно расширяет, приспосабливает и гармонизирует свои системы профессиональной подготовки, с тем чтобы они отвечали потребностям молодых людей и взрослых в получении профессиональной подготовки в течение всей их жизни, во всех секторах экономики, во всех отраслях экономической деятельности и на всех уровнях квалификации и ответственности (ст. 4).

Конвенция МОТ N 168 «О содействии занятости и защите от безработицы» 1988 г. рассматривает профессиональную подготовку и профессиональную ориентацию в числе обязательных мер, направленных на содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости (ст. 7).

Конвенция МОТ N 159 «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов» 1983 г. возлагает на государства — члены МОТ обязанность по обеспечению инвалиду возможности получать, сохранять подходящую работу и продвигаться по службе, способствуя тем самым его социальной интеграции или реинтеграции (п. 2 ст. 1).

Вопросам профессионального обучения и профессиональной ориентации кадров посвящен также ряд рекомендаций МОТ, в частности Рекомендации N 15 «О развитии технического обучения в области сельского хозяйства» 1921 г.; N 57 «О профессиональном обучении» 1939 г.; N 60 «Об ученичестве» 1939 г.; N 87 «О профессиональном ориентировании» 1949 г.; N 88 «О профессиональном обучении взрослых, включая инвалидов» 1950 г.; N 101 «О профессиональном обучении в сельском хозяйстве» 1956 г.; N 117 «О профессиональном обучении» 1962 г.; N 150 «О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов» 1975 г. и др.

2. Российское законодательство, регулирующее отношения в области профессиональной подготовки, переподготовки кадров и повышения квалификации работников, включает в себя ТК, иные федеральные законы и подзаконные нормативные акты, в том числе акты бывшего Союза ССР, действующие в части, не противоречащей ТК. Основополагающим нормативным актом является ТК, содержащий отдельный раздел, посвященный профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников.

В комментируемой статье упоминаются четыре различные формы профессионального обучения: 1) профессиональная подготовка; 2) переподготовка; 3) повышение квалификации; 4) обучение вторым профессиям.

Профессиональная подготовка имеет целью ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. Она не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося.

Профессиональная подготовка может быть получена в образовательных учреждениях, а также в образовательных подразделениях организаций, имеющих соответствующие лицензии, и в порядке индивидуальной подготовки у специалистов, обладающих соответствующей квалификацией (ст. 21 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» (в ред. Федерального закона от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ, с изм. и доп.)).

Непосредственно у работодателя профессиональная подготовка лиц, ищущих работу и не имеющих профессии, осуществляется на основе ученического договора (см. ст. ст. 198 — 208 ТК и комментарий к ним).

Профессиональная переподготовка является одним из видов дополнительного профессионального образования; она проводится с учетом профиля полученного образования специалистов и предполагает расширение их квалификации в целях адаптации к новым экономическим и социальным условиям, ведения новой профессиональной деятельности, в том числе с учетом международных требований и стандартов. В качестве цели профессиональной переподготовки выступает получение специалистами дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники и технологии, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности (см. п. 7 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 610). Профессиональную переподготовку проходят, в частности, высвобождаемые работники, которые не могут быть использованы по имеющимся у них профессиям, а также лица, изъявившие желание сменить профессию с учетом потребности производства.

Порядок и условия профессиональной переподготовки специалистов регулируются одноименным Положением, утвержденным Приказом Минобразования России от 6 сентября 2000 г. N 2571.

В соответствии с указанным Положением профессиональная переподготовка специалистов проводится по дополнительным профессиональным образовательным программам двух типов, один из которых обеспечивает совершенствование знаний специалистов для выполнения нового вида профессиональной деятельности, другой — для получения дополнительной квалификации.

Профессиональная переподготовка для выполнения нового вида профессиональной деятельности осуществляется на основании установленных квалификационных требований к конкретным профессиям или должностям.

Профессиональная переподготовка для получения дополнительной квалификации проводится по дополнительным профессиональным образовательным программам, формируемым в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для присвоения дополнительной квалификации, устанавливаемыми Министерством образования Российской Федерации совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции, и реализуется для специалистов, освоивших одну из основных образовательных программ высшего или среднего профессионального образования, для которых предназначена данная дополнительная квалификация.

Профессиональная переподготовка специалистов проводится с отрывом от работы, без отрыва от работы, с частичным отрывом от работы. Формы профессиональной переподготовки устанавливаются осуществляющим ее образовательным учреждением в зависимости от сложности образовательных программ и в соответствии с потребностями заказчика на основании заключенного с ним договора.

Профессиональная переподготовка проводится на базе высшего и среднего профессионального образования.

Нормативный срок прохождения профессиональной переподготовки специалистов для выполнения нового вида профессиональной деятельности должен составлять свыше 500 часов аудиторных занятий.

Нормативный срок прохождения профессиональной переподготовки для получения специалистами дополнительной квалификации должен составлять не менее 1000 часов трудоемкости.

Повышение квалификации также является одним из видов дополнительного профессионального образования, который осуществляется с целью обновления теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач (см. п. 7 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 610).

В соответствии с указанным Типовым положением повышение квалификации включает в себя следующие виды обучения:

Краткосрочное (не менее 72 часов) тематическое обучение по вопросам конкретного производства, которое проводится по месту основной работы специалистов и заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата;

Тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов) по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, организации;

Длительное (свыше 100 часов) обучение специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации для углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических и других проблем по профилю профессиональной деятельности.

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации специалистов осуществляются в образовательных учреждениях повышения квалификации:

— академиях (за исключением академий, являющихся образовательными учреждениями высшего профессионального образования);

— институтах повышения квалификации (усовершенствования) — отраслевых, межотраслевых, региональных;

— курсах (школах, центрах) повышения квалификации, учебных центрах службы занятости.

Образовательные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов могут осуществлять также структурные подразделения повышения квалификации образовательных учреждений высшего профессионального образования (факультеты повышения квалификации преподавателей и специалистов, межотраслевые региональные центры, факультеты по переподготовке специалистов с высшим образованием и др.) и образовательных учреждений среднего профессионального образования (отделения переподготовки специалистов, курсы повышения квалификации специалистов предприятий (объединений), организаций и учреждений).

Повышение квалификации в образовательном учреждении повышения квалификации проводится с отрывом от работы, без отрыва от работы, с частичным отрывом от работы и по индивидуальным формам обучения. Сроки и формы повышения квалификации устанавливаются образовательным учреждением повышения квалификации в соответствии с потребностями заказчика на основании заключенного с ним договора.

Освоение образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации завершается обязательной итоговой аттестацией. Проведение итоговой аттестации слушателей осуществляется специально создаваемыми комиссиями, составы которых утверждаются руководителем образовательного учреждения.

Слушателям, успешно завершившим курс обучения в государственных образовательных учреждениях повышения квалификации, а также прошедших аккредитацию в негосударственных образовательных учреждениях повышения квалификации, выдаются следующие документы государственного образца:

— удостоверение о повышении квалификации — для лиц, прошедших краткосрочное обучение или участвовавших в работе тематических и проблемных семинаров по программе в объеме от 72 до 100 часов;

— свидетельство о повышении квалификации — для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 100 часов;

— диплом о профессиональной переподготовке — для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 500 часов;

— диплом о присвоении квалификации — для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 1000 часов.

Сведения о результатах повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов направляются в кадровые службы по месту их основной работы.

Обучение работников вторым профессиям — это профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию, с целью получения новой профессии с начальным либо более высоким уровнем квалификации. Данный вид обучения применяется по рабочим профессиям.

Обучение работников вторым профессиям организуется для расширения их профессионального профиля, а также по совмещаемым профессиям. Перечень вторых профессий, по которым проводится обучение работников, определяется работодателем исходя из конкретных условий производства (п. 14 Типового положения о непрерывном профессиональном и экономическом обучении кадров народного хозяйства, утвержденного Постановлением Госкомтруда СССР, Госкомобразования СССР и ВЦСПС от 15 июня 1988 г. N 369/92-14-147/20/18-22).

Обучение вторым профессиям осуществляется непосредственно работодателем на основе заключенного между ним и работником ученического договора (см. ст. ст. 198 — 208 ТК и комментарий к ним).

3. По смыслу ч. 1 комментируемой статьи работодатель самостоятельно определяет необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд. Сказанное означает, что определение профессиональной структуры кадрового состава, а также способов обеспечения кадрами той или иной профессии является исключительной прерогативой работодателя.

Определяя необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд, работодатель руководствуется прежде всего потребностями производства. Необходимость адекватного реагирования работодателя на изменения конъюнктуры рынка товаров, развитие новых направлений хозяйственной деятельности часто влекут за собой перепрофилирование производства, что в свою очередь требует изменений кадрового состава. В такой ситуации работодатель может задействовать имеющийся кадровый потенциал, обеспечив переподготовку работников, которые не могут быть использованы в дальнейшем с учетом имеющихся у них профессий, специальностей, либо обучение их вторым профессиям. Кроме того, работодатель может обеспечить свои потребности в кадрах той или иной специальности путем профессиональной подготовки лиц, не имеющих профессии, с последующим заключением с этими лицами трудового договора.

Помимо потребностей производства, работодатель учитывает свои финансовые и технические возможности.

К ведению работодателя относится и решение вопроса о необходимости повышения квалификации работников. Наличие квалифицированного персонала является залогом успешной деятельности любой организации. В этой связи в качестве основных задач работодателя выступают не только подбор кадров необходимой квалификации, но и поддержание соответствия их профессионального уровня динамично повышающимся квалификационным требованиям. Постоянное совершенствование образовательных стандартов, модернизация технологических процессов, усложнение стоящих перед работниками профессиональных задач и другие факторы обусловливают потребность в непрерывном повышении квалификации работников.

При этом следует учитывать, что в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 610, повышение квалификации проводится не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности работников. Периодичность прохождения специалистами повышения квалификации устанавливается работодателем (п. 7 Типового положения).

В отношении определенных категорий работников порядок обязательного повышения квалификации регламентируется федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации (см. п. 6 комментария к настоящей статье).

В централизованном порядке регулируется и подготовка управленческих кадров высшего и среднего звена для организаций народного хозяйства РФ. В частности, Указом Президента РФ от 23 июля 1997 г. N 774 «О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации» предусмотрено направление на конкурсной основе на переподготовку и повышение квалификации ежегодно не менее 5000 специалистов. Процедура конкурсного отбора специалистов установлена Положением о конкурсном отборе специалистов, преподавателей образовательных учреждений, работников органов и организаций, уполномоченных высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществлять функции по организации подготовки управленческих кадров, для подготовки в соответствии с Государственным планом подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации в 2007/08 — 2012/13 учебных годах, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24 марта 2007 г. N 177, и детализирована Положением о порядке и условиях участия в конкурсном отборе специалистов для реализации Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ, утвержденным Приказом Правительства РФ от 13 января 1998 г. Государственные планы подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ утверждаются Правительством РФ.

4. Условия и порядок проведения работодателем профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации работников, обучения их вторым профессиям определяются в социально-партнерских актах — коллективном договоре, соглашениях либо в трудовом договоре.

Так, Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2005 — 2007 гг. предусматривает следующие намеченные сторонами мероприятия в области профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников:

— осуществить меры, в том числе связанные с внесением изменений в действующее законодательство, обеспечивающие: участие объединений работодателей в организации профессиональной подготовки кадров; экономическое стимулирование участия работодателей в развитии учебно-материальной базы учреждений профессионального образования, в организации внутрипроизводственного профессионального обучения, в том числе опережающего обучения работников, подлежащих высвобождению в ходе реструктуризации производства, включающего базовое, послевузовское и дополнительное образование (п. 3.13);

— создать систему профессиональной ориентации обучающихся в образовательных учреждениях общего образования с целью повышения их мотивации к трудовой деятельности по профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда (п. 3.14).

В иных соглашениях, а также коллективных и индивидуальных трудовых договорах рекомендуется определять, где осуществляется профессиональное обучение того или иного вида — в организации либо в образовательных учреждениях, конкретные формы сочетания работы с обучением (с отрывом или без отрыва от работы, с частичным отрывом от работы), устанавливать дополнительные гарантии работникам на период прохождения ими профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, минимальную численность высвобождаемых работников, подлежащих профессиональной переподготовке и повышению квалификации, и др.

5. При определении на локальном уровне форм профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников работодателю следует учитывать действующие нормативно-правовые акты (см. п. 2 комментария к настоящей статье) и распространяющиеся на него соглашения, а также свои финансовые и технические возможности. Данный вопрос целесообразно урегулировать в коллективном договоре.

При формировании перечня необходимых профессий и специальностей работодатель должен исходить из конкретных потребностей производства.

В силу прямого указания ч. 3 комментируемой статьи принятие работодателем локальных актов, определяющих формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, а также перечни необходимых профессий и специальностей, осуществляется с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК (см. соответствующую статью и комментарий к ней). Несмотря на то что ст. 372 ТК предусматривает учет мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, представляющей интересы всех или большинства работников, данная процедура должна быть соблюдена и в случае, когда интересы работников представляет иной избранный ими орган.

6. Для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы. В таких случаях работодатель обязан обеспечить прохождение работниками повышения квалификации в порядке и на условиях, предусмотренных соответствующим федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации.

Обязательность повышения квалификации предусмотрена, в частности, для федеральных государственных гражданских служащих.

Основанием для направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации являются:

1) назначение гражданского служащего на иную должность гражданской службы в порядке должностного роста на конкурсной основе;

2) включение гражданского служащего в кадровый резерв на конкурсной основе;

3) результаты аттестации гражданского служащего.

Повышение квалификации гражданского служащего осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в три года (п. п. 4, 5 ст. 62 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации») (в ред. от 2 марта 2007 г.).

Прохождение федеральными государственными гражданскими служащими повышения квалификации, а также переподготовка осуществляются на основе государственного заказа за счет средств федерального бюджета в образовательных учреждениях профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию и лицензию на проведение профессиональной переподготовки и повышения квалификации гражданских служащих.

Положение о государственном заказе на профессиональную переподготовку и повышение квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти утверждено Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2001 г. N 109. Размещение госзаказа осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (в ред. от 20 апреля 2007 г.).

Порядок организации переподготовки и повышения квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти регламентируется соответствующим Постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1994 г. N 1047.

Согласно указанному Постановлению повышение квалификации государственных служащих проводится в соответствии с имеющимися потребностями, но не реже одного раза в пять лет и осуществляется в образовательных учреждениях высшего профессионального или дополнительного образования.

Для лиц, впервые принятых на федеральную государственную службу, повышение классификации в течение первого года работы является обязательным.

В зависимости от групп федеральных государственных должностей и форм обучения устанавливаются следующие сроки повышения квалификации: от двух до шести недель — с отрывом от государственной службы и от шести недель до шести месяцев — без отрыва от государственной службы.

Конкретные сроки и формы повышения квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти определяются их руководителями.

Обязательное повышение квалификации предусматривается, в частности, также для:

— научно-педагогических работников государственных высших учебных заведений и государственных научных учреждений (организаций), действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования, — не реже одного раза в пять лет (см. ст. 21 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»);

— медицинских и фармацевтических работников — по истечении срока действия сертификата специалиста, выдаваемого на срок до пяти лет (см. ст. 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1);

— аудиторов — ежегодно начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата (см. п. 3 ст. 15 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»), и др.

7. Часть 5 комментируемой статьи предусматривает обязанность работодателя создавать работникам, проходящим профессиональную подготовку, необходимые условия для совмещения работы с обучением.

Указание в данном случае лишь на одну форму профессионального обучения — профессиональную подготовку — следует рассматривать как терминологическую неточность законодателя. Работодатель обязан содействовать работникам, которые проходят профессиональное обучение и в иных формах (см. п. 2 комментария к настоящей статье).

Под созданием работникам, проходящим профессиональное обучение, необходимых условий для совмещения работы с обучением необходимо понимать предоставление им более льготных условий труда, обеспечивающих непрерывность и полноценность учебного процесса, успешное сочетание трудовой деятельности и обучения. Сказанное означает, что работникам, которые обучаются без отрыва или с частичным отрывом от производства, должны быть предоставлены, во-первых, возможность посещать занятия и, во-вторых, время для самостоятельной подготовки. Поэтому они не могут привлекаться к сверхурочным работам и направляться в командировки. Режим их труда и отдыха подлежит корректировке в соответствии с потребностями учебного процесса.

На создание указанным работникам необходимых условий для совмещения работы с обучением направлены различные гарантии, обязанность предоставления которых возлагается на работодателя трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Так, ТК предусматривает ряд гарантий работникам, которые без отрыва от производства получают профессиональное образование различного уровня в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях (см. ст. ст. 173 — 175, 177 ТК и комментарий к ним).

Кроме того, ТК предоставляет определенные гарантии работникам, направляемым работодателем для повышения квалификации с отрывом от работы (см. ст. 187 ТК и комментарий к ней).

Дополнительные гарантии работникам, совмещающим работу с обучением, могут быть предусмотрены коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Комментарии к Трудовому кодексу Российской Федерации