Тк рф гарантии при сокращении

Оглавление:

Статья 180. Гарантии и компенсации работникам при ликвидации организации, сокращении численности или штата работников организации

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ в статью 180 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Статья 180. Гарантии и компенсации работникам при ликвидации организации, сокращении численности или штата работников организации

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 180 ТК РФ

При проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии с частью третьей статьи 81 настоящего Кодекса.

О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.

Работодатель с письменного согласия работника имеет право расторгнуть с ним трудовой договор до истечения срока, указанного в части второй настоящей статьи, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере среднего заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.

При угрозе массовых увольнений работодатель с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации принимает необходимые меры, предусмотренные настоящим Кодексом, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашением.

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ работникам — детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, высвобождаемым из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата, работодатели (их правопреемники) обязаны обеспечить за счет собственных средств необходимое профессиональное обучение с последующим их трудоустройством в данной или другой организациях

Статья 180 ТК РФ. Гарантии и компенсации работникам при ликвидации организации, сокращении численности или штата работников организации

При проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии с частью третьей статьи 81 настоящего Кодекса.

О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.

Работодатель с письменного согласия работника имеет право расторгнуть с ним трудовой договор до истечения срока, указанного в части второй настоящей статьи, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере среднего заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.

При угрозе массовых увольнений работодатель с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации принимает необходимые меры, предусмотренные настоящим Кодексом, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашением.

Комментарии к ст. 180 ТК РФ

1. Согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» обстоятельством, имеющим значение для правильного разрешения исков о восстановлении на работе лиц, трудовой договор с которыми расторгнут в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности работодателем — физическим лицом (п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК), обязанность доказать которое возлагается на ответчика, в частности, является действительное прекращение деятельности организации или работодателя — физического лица.

Основанием для увольнения работников по п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК может служить решение о ликвидации юридического лица, т.е. о прекращении его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, принятое в установленном законом порядке (ст. 61 ГК).

Если работодателем являлось физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, то трудовой договор с работником может быть расторгнут по п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК. В частности, когда прекращается деятельность работодателя — физического лица на основании им самим принятого решения, вследствие признания его несостоятельным (банкротом) по решению суда (п. 2 ст. 25 ГК), в связи с истечением срока действия свидетельства о государственной регистрации, отказа в продлении лицензии на определенные виды деятельности.

Под прекращением деятельности работодателя — физического лица, не имевшего статуса индивидуального предпринимателя, следует понимать фактическое прекращение таким работодателем своей деятельности.

В соответствии с ч. 3 ст. 81 ТК увольнение работника в связи с сокращением численности или штата работников организации допускается, если невозможно перевести работника с его согласия на другую работу. Исходя из конституционного принципа о равенстве всех перед законом и судом (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ), а также учитывая положения ч. 1 ст. 180 и ч. 3 ст. 73 ТК, работодатель в указанном случае обязан предложить работнику работу (вакантную должность) в той же организации, соответствующую квалификации работника, а при отсутствии такой работы — иную имеющуюся в организации вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу, которую работник может выполнять с учетом его образования, квалификации, опыта работы и состояния здоровья.

При этом необходимо иметь в виду, что расторжение трудового договора с работником по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК возможно при условии, что он не имел преимущественного права на оставление на работе (ст. 179 ТК) и был предупрежден согласно ч. 2 ст. 180 ТК персонально и под расписку не менее чем за 2 мес. о предстоящем увольнении (п. 29 указанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ).

2. О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работодатель должен предупредить работника не менее чем за 2 мес., но это можно сделать и ранее, например за 4, 6, 8, 10 мес., 1 год (если это возможно). В таком случае работнику создаются лучшие условия для трудоустройства.

3. Другую работу работнику работодатель должен предложить при предупреждении об увольнении, а также в последний день перед увольнением, так как за 2 мес. после предупреждения также могут появиться вакансии.

В течение срока предупреждения об увольнении увольняемый работник имеет право на первоочередное предложение образовавшегося вакантного места.

4. Работодатель и работник могут достичь соглашения об увольнении без предупреждения за 2 мес., заменив предупреждение компенсацией. В этом случае все выплаты, причитающиеся работнику после увольнения, сохраняются.

5. В соответствии со ст. 21 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» профсоюзы и иные представительные органы работников вправе участвовать в разработке государственной политики в области содействия занятости населения.

Профсоюзы и иные представительные органы работников имеют право:

вносить в органы местного самоуправления предложения о перенесении сроков или временном прекращении реализации мероприятий, связанных с массовым высвобождением работников;

содействовать обеспечению социальных гарантий трудящихся в вопросах организации занятости, приема на работу (службу), увольнения, предоставления льгот и компенсаций в соответствии с законодательством РФ.

Массовое высвобождение работников, связанное с рационализацией производства, совершенствованием организации труда, ликвидацией, перепрофилированием организации или ее структурных подразделений, полной или частичной приостановкой производства по инициативе работодателя, может осуществляться лишь при условии предварительного (не менее чем за 3 мес.) уведомления в письменной форме соответствующих профсоюзных органов и иных представительных органов работников.

Органы исполнительной власти, работодатели проводят по предложению профсоюзов, иных представительных органов работников взаимные консультации по проблемам занятости населения. По итогам консультаций могут заключаться соглашения, предусматривающие мероприятия, направленные на содействие занятости населения.

Профсоюзы, иные представительные органы работников вправе требовать от работодателя включения в коллективный договор конкретных мер по обеспечению занятости.

Предложения профсоюзов, иных представительных органов работников в связи с массовым высвобождением работников, направленные в соответствующие органы власти и работодателям, подлежат рассмотрению в установленном законодательством РФ порядке. Об участии профсоюзов в содействии занятости населения см. также ст. 12 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

6. В соответствии со ст. 25 Закона «О занятости населения в Российской Федерации» работодатели своевременно, не менее чем за 3 мес., и в полном объеме представляют органам службы занятости и профсоюзному органу или иному представительному органу работников информацию о возможных массовых увольнениях трудящихся, числе и категориях работников, которых они могут коснуться, и сроке, в течение которого их намечено осуществить, и несут ответственность в установленном порядке.

7. Согласно Положению об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения, утв. Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 5 февраля 1993 г. N 99, в случаях массового высвобождения работников и затруднений в их дальнейшем трудоустройстве органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления по предложению органов службы занятости, профсоюзных органов или иных представительных органов работников могут приостановить на срок до 6 мес. решение о высвобождении работников или принять решение о проведении поэтапного их высвобождения в течение года, осуществляя финансирование данных мероприятий за счет средств соответствующих бюджетов.

Взаимоотношения между работниками, работодателями и органами исполнительной власти в период массовых высвобождений регулируются действующим законодательством, в том числе коллективными договорами и соглашениями, заключаемыми в установленном порядке.

Предложения профсоюзов, иных уполномоченных работниками представительных органов, направляемые органам государственной и исполнительной власти и работодателям в связи с массовыми высвобождениями, подлежат рассмотрению в установленном порядке.

Органам исполнительной власти в период массового высвобождения в регионе целесообразно:

анализировать влияние массового высвобождения на рынок труда;

реализовывать решение о приостановке или поэтапном проведении высвобождения;

организовывать проведение экспертизы финансового состояния предприятий и разработку мероприятий по сокращению численности высвобождаемых работников;

координировать осуществление программ переобучения и переподготовки высвобождаемых работников;

осуществлять посредническую роль при решении конфликтных ситуаций между администрацией и профсоюзами на предприятиях, проводящих массовое высвобождение работников;

оказывать финансовую помощь предприятиям, планирующим массовые высвобождения, в виде гарантии займов, льготных кредитов, субсидий, отсроченных платежей по налогам;

разрабатывать мероприятия по содействию занятости в условиях массового высвобождения, в том числе по организации временной занятости, развитию общественных работ;

готовить предложения по перепрофилированию или приватизации предприятий.

Местные органы самоуправления по предложению службы занятости и профсоюзных органов могут приостанавливать на срок до 6 мес. решение работодателей о массовом высвобождении.

Конкретные сроки приостановки массового высвобождения определяются решением органов государственной власти и могут устанавливаться в зависимости от уровня безработицы в регионе в следующих пределах:

Гарантии работника при сокращении по ТК РФ

Каждый человек, работающий в какой-либо компании на официальной основе, может рассчитывать на разные гарантии во время трудоустройства, ведения трудовой деятельности, увольнения или сокращения. Все права работников перечисляются в многочисленных статьях ТК. Каждый работодатель должен предоставлять гарантии работнику при сокращении, а иначе он может привлекаться к ответственности. Сотрудники предприятия самостоятельно должны заботиться о том, чтобы им были предоставлены соответствующие гарантии.

Виды сокращений

Компаниям часто приходится сталкиваться с необходимостью сокращения численности работников по разным основаниям. Наиболее часто это связано с тем, что деятельность предприятия не приносит нужного размера прибыли, поэтому руководство вынуждено расстаться с важными специалистами.

В зависимости от причин проведения данного процесса выделяют несколько видов сокращения:

  • Штата сотрудников. При использовании этой процедуры происходит устранение из штатного расписания определенных должностей. Обычно проводится процесс при отсутствии необходимости в какой-либо должности в компании. Поэтому все люди, занимающие данную должность, прекращают свою работу на фирме.
  • Численности работников фирмы. В этом случае отдельные сотрудники, занимающие разные должности, сокращаются в компании. Обычно это связано с уменьшением прибыли, снижением спроса на продаваемые товары или объединением нескольких дублирующих должностей.
  • Ликвидация компании. Если фирма достигла цели своего существования или не может функционировать за счет убытка от деятельности, то принимается решение о ее закрытии. Поэтому сокращаются все специалисты, работающие в компании.

Независимо от вида процесса должны предоставляться гарантии работникам при сокращении. Об этом заботится непосредственный работодатель, а иначе он может столкнуться с отменой ликвидации компании или необходимостью уплачивать значительные штрафы.

Процесс увольнения

Гарантии при сокращении численности или штата работников являются практически одинаковыми. Чтобы не были нарушены права граждан, работодатели должны следить за тем, чтобы процесс сокращения был выполнен в правильной последовательности действий. Процедура предполагает реализацию следующих этапов:

  1. Первоначально принимается решение руководством предприятия о необходимости сокращения, для чего оцениваются причины, повлиявшие на это решение.
  2. Издается соответствующий приказ директором компании.
  3. Определяются все работники, которые будут сокращены на фирме, для чего важно учитывать наличие преимущественного права остаться в компании у определенных сотрудников.
  4. За три месяца до непосредственного процесса направляются уведомления об увольнении выбранным специалистам.
  5. При наличии свободных мест в компании предлагаются гражданам вакантные места.
  6. Уведомления о принятом решении отправляются в профсоюзную организацию и центр занятости, причем к ним прикладывается новое штатное расписание, изданный ранее приказ и проект.
  7. Издается приказ, на основании которого увольняются ранее выбранные лица, отказавшиеся от предложенных должностей.
  8. Оформляется справка № 182н, личные карточки работников, а также делается записка-расчет, необходимая при расторжении трудового договора.
  9. В последний день работы граждан ставятся нужные отметки о сокращении в их трудовые книжки, после чего эти документы совместно с другими бумагами передаются бывшим работникам.

Чтобы полностью были учтены гарантии работника при сокращении штата на работе, важно в последний день трудоустройства грамотно произвести расчеты, позволяющие выплатить работникам положенные средства.

Какие действия выполняются работодателем?

Гарантии работника при сокращении штата перечисляются в многочисленных статьях ТК. Все они должны учитываться работодателем, поэтому процедура будет законной при соблюдении условий:

  • Работодатель может самостоятельно выбрать, кто именно будет сокращен, но при этом учитывается, что у некоторых сотрудников имеется преимущественное право остаться работать в фирме.
  • Все совершаемые действия обязательно сопровождаются изданием соответствующих приказов или подготовкой дополнительной документации.
  • При наличии возможностей предлагаются всем работниками другие места в компании.
  • Предоставляются все гарантии, прописанные в законодательстве, поэтому выплачивается выходное пособие и другие средства, а также правильно выполняется процедура увольнения.
  • Предварительно уведомляются о планируемых изменениях в компании другие государственные организации, представленные службой занятости и профсоюзом.

Если будет нарушено хотя бы одно требование, то это становится основанием для привлечения работодателя к ответственности. Ему не только придется уплачивать значительный штраф, но и существует вероятность, что через суд сокращенный работник потребует восстановления на прежнем месте работы и выплату компенсации морального вреда.

Кого нельзя сокращать?

При сокращении работника гарантии и компенсации регулируются на законодательном уровне. Поэтому существуют трудящиеся, которых не получится сократить работодателю, так как они относятся к социально уязвимым категориям населения. У них имеется преимущественное право остаться на работе даже при сокращении. Они могут рассчитывать на государственные гарантии при сокращении численности или штата.

К таким лицам относятся:

  • инвалиды, причем не имеет значения, как именно они приобрели инвалидность;
  • родители, воспитывающие в одиночку детей до 14 лет;
  • женщины, имеющие детей до трех лет;
  • родители, занимающиеся воспитанием ребенка-инвалида;
  • работницы, находящиеся в декрете;
  • беременные женщины;
  • люди, усыновившие детей, которым еще не исполнилось 18 лет;
  • работники, имеющие трех или больше детей, поэтому у них имеется многодетная семья.

При увольнении данные граждане могут обратиться с жалобой в трудовую инспекцию, поэтому принудительно будут восстановлены на работе.

Другие гарантии

Дополнительные гарантии работника при сокращении не позволяют увольнять следующих специалистов:

  • находящихся в отпуске, причем он может быть не только основным, но и учебным;
  • оформивших официально больничный;
  • находящихся на военных сборах;
  • имеющих статус молодых специалистов и работающих в компании впервые, так как по закону они должны проработать в организации не меньше трех лет.

При определенных условиях допускается сокращение вышеуказанных работников, но только при достижении соответствующего соглашения между работодателем и сотрудником.

Кого можно уволить по обоюдному согласию?

Нередко работодатель желает уволить некоторых лиц, но данные люди обладают особыми гарантиями. С ними может расторгаться трудовой договор при обоюдном согласии. К таким лицам относятся:

  • несовершеннолетние работники;
  • члены профсоюза;
  • руководство профсоюзной организации, открытой при компании.

Поэтому каждый работодатель должен разбираться в том, какие имеются гарантии работника при сокращении штата. В этом случае минимизируется возможность того, что права гражданина будут нарушены, поэтому он может обратиться с соответствующей жалобой не только в трудовую инспекцию, но и даже в суд или прокуратуру.

У кого имеется преимущественное право?

Некоторые лица обладают преимущественным правом на труд в компании, поэтому они должны сокращаться в компании в последнюю очередь. Все они перечисляются в ст. 179 ТК. Данным правом обладают только работники, добросовестно относящиеся к своим обязанностям, но дополнительно у них должны иметься и социальные причины. Поэтому к таким трудящимся относятся:

  • люди, у которых на иждивении имеется два иждивенца или большее количество неработающих членов семьи;
  • сотрудники, обладающие разными профессиональными болезнями или увечьями, полученными на месте работы;
  • получившие увечья во время боевых действий, в результате чего стали инвалидами;
  • сотрудники, регулярно проходящие курсы повышения квалификации, не отрываясь от основного места работы;
  • другие работники, указанные в коллективном договоре компании;
  • сотрудники, имеющие высшее профильное образование и хороший стаж, так как они считаются наиболее ответственными и важными работниками фирмы.

Квалификация работника должна подтверждаться официальными документами, представленными разными дипломами, сертификатами или выписками. Поэтому перед сокращением работников работодатель должен позаботиться о проведении внеплановой аттестации. Если же все работники обладают одинаковой квалификацией, то совместно с профсоюзом принимается решение относительно того, кто именно будет сокращен.

Особенности сокращения разных трудящихся

Гарантии работника при сокращении предусматриваются трудовым законодательством, поэтому работодатель не может просто проигнорировать их. Имеются некоторые сотрудники, сокращение которых обладает многими нюансами. Они не могут полностью пользоваться всеми гарантиями и правами обычных наемных специалистов. Такие категории работников будут рассмотрены ниже.

Пенсионеры

Они могут рассчитывать на разные компенсации и выходное пособие наряду с другими работниками. Но при этом гражданину не получится встать на учет в службе занятости, поскольку он получает доход в виде пенсии. Гарантии работника при сокращении должности заключаются в том, что пенсионер все равно может получить от работодателя зарплату в течение двух месяцев после увольнения.

Люди, работающие по совместительству

Гарантии и компенсации работникам при сокращении штата предназначаются даже для совместителей. Поскольку люди обладают основным местом работы, то они не становятся после увольнения безработными. Это приводит к тому, что они не получают выходное пособие. Но если в этот же день они увольняются с основного места трудоустройства, то они могут рассчитывать на выходное пособие по обеим должностям.

Сезонные сотрудники

Они могут получить исключительно выходное пособие, равное среднему доходу за две недели работы. После сокращения им не выплачиваются какие-либо средства. Каждый сотрудник должен знать о том, какие предоставляются гарантии при сокращении работников. ТК РФ является основным нормативным актом, на который должны ориентироваться наемные специалисты и работодатели при оформлении или расторжении трудовых отношений.

Иные гарантии

При сокращении численности штата работников гарантии и компенсации назначаются каждому сотруднику. Наемные специалисты могут рассчитывать на следующие возможности:

  • предложение от работодателя другого вакантного места, если оно имеется в компании;
  • даже при переходе на новую должность за сотрудником сохраняются все гарантии и льготы;
  • компенсация отпуска;
  • возможность досрочного увольнения, поэтому не требуется отрабатывать положенные 14 дней;
  • выход в отпуск с последующим сокращением;
  • выплата выходного пособия, равного среднему заработку в компании, причем оно выплачивается не только при увольнении, но и в течение двух последующих месяцев, если гражданин не сможет найти подходящее место для работы за это время;
  • если в течение двух недель сокращенный работник встанет на учет на биржу занятости, а также не сможет найти работу в течение двух месяцев, то ему назначается еще одно пособие от бывшего работодателя;
  • если сокращаются люди, которые пострадали от аварии на ЧАЭС, то для них пособие равно трехкратному размеру зарплаты.

За правильность начисления разных выплат следит трудовая инспекция, поэтому работодатель не сможет обмануть своих работников.

Заключение

Сокращение считается неприятным моментом для любого работника и руководителя предприятия. Работодатель должен знать, кто обладает преимущественным правом остаться в компании, а кого вовсе невозможно уволить принудительно. Важно разбираться, какие гарантии, компенсации и льготы должны предоставляться всем сокращаемым сотрудникам.

Если работодатель будет нарушать требования ТК, то работники могут оспорить сокращение или потребовать компенсацию морального вреда. Дополнительно фирма будет вынуждена уплачивать значительные штрафы.

Глава 27. Гарантии и компенсации работникам, связанные с расторжением трудового договора

Статья 178. Выходные пособия

При расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка выплачивается работнику при расторжении трудового договора в связи с:

отказом работника от перевода на другую работу, необходимого ему в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо отсутствием у работодателя соответствующей работы (пункт 8 части первой статьи 77 настоящего Кодекса);

призывом работника на военную службу или направлением его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу (пункт 1 части первой статьи 83 настоящего Кодекса);

восстановлением на работе работника, ранее выполнявшего эту работу (пункт 2 части первой статьи 83 настоящего Кодекса);

отказом работника от перевода на работу в другую местность вместе с работодателем (пункт 9 части первой статьи 77 настоящего Кодекса);

признанием работника полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 5 части первой статьи 83 настоящего Кодекса);

отказом работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора (пункт 7 части первой статьи 77 настоящего Кодекса).

(часть третья в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Трудовым договором или коллективным договором могут предусматриваться другие случаи выплаты выходных пособий, а также устанавливаться повышенные размеры выходных пособий.

Статья 179. Преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

При сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

При равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается: семейным — при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию); лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком; работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание; инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества; работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Коллективным договором могут предусматриваться другие категории работников, пользующиеся преимущественным правом на оставление на работе при равной производительности труда и квалификации.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 180. Гарантии и компенсации работникам при ликвидации организации, сокращении численности или штата работников организации

При проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии с частью третьей статьи 81 настоящего Кодекса.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Работодатель с письменного согласия работника имеет право расторгнуть с ним трудовой договор до истечения срока, указанного в части второй настоящей статьи, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере среднего заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.

(часть третья в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

При угрозе массовых увольнений работодатель с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации принимает необходимые меры, предусмотренные настоящим Кодексом, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашением.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 181. Гарантии руководителю организации, его заместителям и главному бухгалтеру при расторжении трудового договора в связи со сменой собственника имущества организации

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

В случае расторжения трудового договора с руководителем организации, его заместителями и главным бухгалтером в связи со сменой собственника имущества организации новый собственник обязан выплатить указанным работникам компенсацию в размере не ниже трех средних месячных заработков работника.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Гарантии и компенсации при сокращении штата

Вопрос:

Каковы особенности сокращения совместителя?

Порядок сокращения совместителя в целом не отличается от общего, но существуют некоторые особенности, основная из которых заключается в том, что ему не выплачивается средний заработок на период трудоустройства.

По общему правилу гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством, помимо связанных с обучением и работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предоставляются лицам, работающим по совместительству, в полном объеме (ст. 287 Трудового кодекса РФ).

Трудовое законодательство не содержит какого-либо особенного порядка проведения процедуры сокращения в отношении совместителя. В частности, должны быть проведены следующие процедуры:

  • издание приказа о сокращении определенных должностей (численности), а также о внесении изменений в штатное расписание;
  • выбор лиц, имеющих преимущество в оставлении на работе (ст. 179 ТК РФ);
  • уведомление службы занятости (п. 2 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»);
  • предупреждение работника под роспись (ч. 2 ст. 180 ТК РФ);
  • предложение работнику имеющихся вакансий (ч. 3 ст. 81, ч. 1 ст. 180 ТК РФ).

Однако при увольнении по сокращению работников-совместителей существуют некоторые особенности, которые необходимо учитывать работодателю.

Преимущественное право оставления на работе при сокращении совместителя

При сокращении совместителя следует проверить, не относится ли он к одной из категорий лиц, имеющих преимущество в оставлении на работе (ст. 179 ТК РФ). Главное значение имеют более высокая производительность труда совместителя и квалификация.

При этом ТК РФ не устанавливает запретов и ограничений на сравнение производительности труда и квалификации между работниками, работающими на полную ставку и по совместительству. Но при сравнении производительности труда необходимо принимать во внимание сопоставимые показатели, например, сравнивать указанную производительность за одинаковое время работы в течение дня.

При равных производительности труда и квалификации предпочтение отдается:

  • семейным работникам при наличии двух или более иждивенцев — нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию;
  • лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком;
  • работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье (профессиональное заболевание);
  • инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий;
  • работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы.

Коллективным договором могут предусматриваться иные категории работников, пользующиеся преимущественным правом на оставление на работе при равных производительности труда и квалификации, например, работники пенсионного возраста.

Кроме того, существуют категории работников, которые не могут быть уволены при сокращении, в частности (ст. 261 ТК РФ):

  • беременные женщины;
  • женщины, имеющие ребенка в возрасте до трех лет;
  • одинокие матери, воспитывающие ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или малолетнего ребенка — ребенка в возрасте до 14 лет, или другие лица, воспитывающие указанных детей без матери.

Предложение вакантных должностей при сокращении совместителю

Сократить любого работника (в том числе совместителя) можно только в том случае, если невозможно предложить ему другую работу, которую он может выполнять с учетом состояния здоровья (ч. 3 ст. 81 ТК РФ, п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 г. N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»).

Однако эта другая работа не может предусматривать полную занятость, поскольку работник не может работать на полную ставку по двум должностям. То есть предлагать можно ту работу, которая предусматривает неполное рабочее время (ст. 284 ТК РФ).

Выплата сумм, полагающихся при сокращении совместителя

При сокращении совместителя ему полагается выплата заработной платы, не полученной ко дню увольнения, а также компенсации за неиспользованный отпуск (ст. ст. 84.1, 127 ТК РФ).

Также выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка (ст. 178 ТК РФ). Порядок расчета среднего заработка совместителя не отличается от общего (ст. 139 ТК РФ, п. 19 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 г. N 922). В расчет включаются выплаты, предусмотренные по должности совместителя.

Однако средний заработок на период трудоустройства за совместителями не сохраняется, поскольку они являются трудоустроенными по основному месту работы.

Уведомление службы занятости о сокращении совместителя

При сокращении численности необходимо уведомлять службу занятости о сокращении не только постоянных работников, но и совместителей. Данное уведомление необходимо направить только для того, чтобы избежать возможного разбирательства в дальнейшем, если окажется, что совместитель, как оказывается, не имел основного места работы.

Что касается уведомления службы занятости после принятия решения о сокращении численности или штата, то ее следует уведомить за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий (можно раньше, но не позже), указав должность, профессию, специальность и квалификационные требования к ним, условия оплаты труда каждого работника, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников организации может привести к массовому увольнению работников, — не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий (п. 2 ст. 25 Закона РФ N 1032-1).

Такое уведомление может быть представлено в произвольной форме.

Особенностей в части уведомления службы занятости о сокращении совместителей законодательство не предусматривает.

Вопрос:

Имеет ли право работник организации, работающий по совместительству, уволенный из организации, расположенной в районе Крайнего Севера, в связи с сокращением штата, на сохранение среднего месячного заработка на период трудоустройства?

Работник организации, работающий по совместительству, уволенный в связи с сокращением штата из организации, расположенной в районе Крайнего Севера, не имеет права на сохранение среднего месячного заработка на период трудоустройства.

Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установлены в гл. 50 Трудового кодекса РФ.

Государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 1 ст. 313 ТК РФ).

Один из видов таких гарантий — государственные гарантии работнику, увольняемому в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации.

Так, согласно ст. 318 ТК РФ работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) либо сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним также сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Выплата выходного пособия в размере среднего месячного заработка и сохраняемого среднего месячного заработка, предусмотренных ч. 1 и 2 данной статьи, производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя.

Таким образом, сохранение среднего месячного заработка за работником, увольняемым из организации, расположенной в районе Крайнего Севера, в силу прямого указания ст. 318 ТК РФ является гарантией. В соответствии со ст. 164 ТК РФ гарантии — средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений.

В то же время согласно ч. 1 ст. 287 ТК РФ гарантии лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предоставляются работникам только по основному месту работы.

Таким образом, гарантия, предусматривающая сохранение среднего месячного заработка за работником, увольняемым из организации, расположенной в районе Крайнего Севера (ст. 318 ТК РФ), не распространяется на совместителей в силу ч. 1 ст. 287 ТК РФ.

Вопрос:

Обязан ли работодатель выплачивать выходное пособие и средний месячный заработок за третий месяц трудоустройства при увольнении работающего пенсионера в связи с сокращением численности штата?

При сокращении работающего пенсионера за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). Если есть решение органа службы занятости об оплате третьего месяца трудоустройства, то работодатель должен выплатить пенсионеру средний месячный заработок за указанный период. Но если организация не согласна с этим, то решение можно оспорить в суде. Вопрос о выплате пенсионеру среднего заработка за третий месяц трудоустройства в судах не решается однозначно. Поэтому при принятии решения об обращении в суд следует изучить практику своего региона.

При сокращении численности (штата) работников организации (индивидуального предпринимателя) трудовой договор расторгается по инициативе работодателя (п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ). Нельзя уволить работника в связи с сокращением численности в период его временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске (ч. 6 ст. 81 ТК РФ).

Трудовым законодательством установлены гарантии всем без исключения работникам, увольняемым по сокращению численности или штата (ст. ст. 178, 179, 180, 318 ТК РФ). Работниками признаются физические лица, вступившие в трудовые отношения с работодателем (ст. 20 ТК РФ). Законодательство не запрещает пенсионерам вступать в трудовые отношения. Таким образом, статус пенсионера не препятствует признанию его работником при заключении трудового договора. Следовательно, гарантии, установленные трудовым законодательством в отношении работников, увольняемых по сокращению численности (штата), распространяются на работающих пенсионеров.

Статья 178 ТК РФ предусматривает выплату выходного пособия при увольнении по сокращению численности (штата). В день увольнения работнику следует выплатить выходное пособие в размере среднего месячного заработка. Его выплата не зависит от дальнейшего трудоустройства физического лица. Сумма выходного пособия зачитывается за первый месяц сохранения среднего заработка на период трудоустройства (ч. 1 ст. 178 ТК РФ). Поэтому по истечении первого месяца со дня увольнения работодатель не делает никаких выплат сокращенному пенсионеру.

Если пенсионер не устроится на работу в течение двух месяцев, то ему выплачивается средний месячный заработок за второй месяц.

Споры возникают при решении вопроса о выплате пенсионеру среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения (для работников Крайнего Севера в течение четвертого, пятого и шестого месяцев (ст. 318 ТК РФ)). Эта выплата производится (ч. 2 ст. 178 ТК РФ):

  • в исключительных случаях;
  • по решению органа службы занятости населения;
  • при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Суть спора заключается в том, что некоторые работодатели относят такую выплату к мерам социальной защиты безработных, поэтому не оплачивают пенсионеру третий месяц трудоустройства. Согласно абз. 3 п. 3 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» лицо, которому назначена страховая пенсия по старости и (или) накопительная пенсия, не признается безработным.

Вместе с тем Роструд считает, что за уволенными пенсионерами, наравне с другими работниками, средний месячный заработок должен сохраняться в течение третьего месяца со дня увольнения (Письмо от 13.09.2005 г. N 1539-6-2, п. 1 Письма от 28.12.200 г. N 2191-6-2).

Рассматривая споры между работодателями и бывшими работниками — пенсионерами о сохранении среднего заработка за третий месяц, суды не приходят к единому мнению.

Ленинградский областной суд в Определении от 17.01.2013 г. N 33-100/2013, Тверской областной суд в Апелляционном определении от 24.12.2013 г. N 33-4635 заняли сторону работодателя, решив, что пенсионеры, получая пенсию, лучше защищены в социальном смысле по сравнению с другими категориями работников. И, следовательно, требуется наличие весомых обстоятельств (например, отсутствие средств к существованию, тяжелая болезнь, требующая дорогостоящего лечения и т.п.), которые могли бы быть признаны исключительными в смысле положений ч. 2 ст. 178 ТК РФ. Обращение в двухнедельный срок после увольнения в центр занятости, нетрудоустройство этим органом, а также выдача им соответствующей справки не являются такими обстоятельствами.

Напротив, Верховный суд Удмуртской Республики в Апелляционном определении от 19.03.2013 г. N 33-1007/2013 и Московский городской суд в Апелляционных определениях от 30.01.2013 г. N 11-2968 и от 08.12.2015 г. по делу N 33-45808/2015 поддержали работника, указав, что положения ч. 2 ст. 178 ТК РФ в равной степени распространяются и на лиц, достигших пенсионного возраста и получающих пенсию, поскольку они наравне с иными гражданами вправе обращаться в органы службы занятости за содействием в трудоустройстве. Тот факт, что указанные лица не могут быть признаны в установленном порядке безработными, не означает невозможность сохранения за ними среднего заработка в случае увольнения по сокращению численности или штата работников организации, поскольку такая выплата связана с фактом нетрудоустройства конкретного лица, а не фактом признания его в установленном порядке безработным.

Новосибирский областной суд в Апелляционном определении от 05.05.2016 г. по делу N 33-4321/2016 и Кировский областной суд в Апелляционном определении от 31.01.2012 г. N 33-306 поддержали требования уволенного пенсионера, указав, что решение вопроса о сохранении среднего заработка в течение третьего месяца относится к полномочиям службы занятости. Если работодатель не согласен с решением органа занятости, то он вправе обжаловать его в судебном порядке.

Суды, рассматривающие споры между работодателями и центрами занятости, также принимают разные решения. Некоторые признают законными решения службы занятости о сохранении средней заработной платы за третий месяц уволенному пенсионеру. Исключительными же обстоятельствами суды признают не только отсутствие подходящих вакансий, но и ограничения по состоянию здоровья (инвалидность), отсутствие иных источников дохода, значительное снижение материального уровня жизни, необходимость проходить медицинские обследования и лечение (Апелляционные определения Московского городского суда от 20.02.2017 N 33-6683/2017, Московского городского суда от 06.11.2013 г. N 11-33891, Верховного суда Удмуртской Республики от 03.06.2013 г. N 33-1909/13).

В то же время Краснодарский краевой суд в Определении от 29.08.2013 г. N 44Г-2427/2013 признал незаконным решение службы занятости, посчитав, что пенсионер, получающий пенсию по выслуге лет, не может быть признан безработным и за ним не может сохраняться средний месячный заработок в течение третьего месяца со дня увольнения, так как он уже социально защищен государством.

Таким образом, решение о сохранении сокращенному пенсионеру среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения (для работников Крайнего Севера в течение четвертого, пятого и шестого месяцев) принимает орган службы занятости населения. Если такое решение получено организацией, то она обязана произвести указанную выплату. Если же организация не согласна с этим решением, то она может оспорить его в суде. Однако при обращении в суд следует изучить практику своего региона, чтобы оценить перспективы спора.

Позиция Рострудаоб отсутствии у органов службы занятости оснований для принятия в отношении пенсионеров решений об отказе в сохранении за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения среднего месячного заработка в порядке ч. 2 ст. 178 ТК РФ и выдачи пенсионерам соответствующих документов (справок) отражена в письме от 13.09.2005 г. № 1539-6-2.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ

ПИСЬМО
от 13 сентября 2005 г. N 1539-6-2

В Управлении правового обеспечения Федеральной службы по труду и занятости рассмотрено обращение Управления Федеральной государственной службы занятости населения по области. Сообщаем следующее.

В соответствии с ч. 1 ст. 178 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (п. 1 ст. 81 ТК РФ) либо сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ст. 81 ТК РФ) за увольняемым работником сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был ли трудоустроен (ч. 2 ст. 178 ТК РФ).

В ст. 20 ТК РФ приведена формулировка понятия «работник», в которой говорится, что работник — это физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем.

Таким образом, полагаем, что под понятием «уволенный работник», используемым в редакциях ч. 1 и 2 ст. 178 ТК РФ, следует понимать любое физическое лицо, у которого до расторжения трудового договора в связи с ликвидацией организации (п. 1 ст. 81 ТК РФ) либо сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ст. 81 ТК РФ) имели место трудовые отношения с определенным работодателем.

На основании изложенного полагаем, что у органов службы занятости нет достаточных оснований для принятия в отношении пенсионеров решений об отказе в сохранении за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения среднего месячного заработка в порядке ч. 2 ст. 178 ТК РФ и выдачи пенсионерам соответствующих документов (справок).

Начальник Управления
правового обеспечения
И.И. ШКЛОВЕЦ

Вопрос:

Работник, уволенный по сокращению численности, обратился в организацию за получением среднего месячного заработка за период трудоустройства. Справку из службы занятости он представил. Учитывается ли при расчете среднего заработка повышение должностных окладов, которое произошло в организации уже после увольнения работника?

Если в организацию обратился работник, уволенный по сокращению численности, то при расчете среднего месячного заработка за период трудоустройства учитывается повышение должностных окладов, которое произошло в организации уже после увольнения работника.

В соответствии с ч. 1 ст. 178 Трудового кодекса РФ при расторжении трудового договора в связи с сокращением численности работников организации (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен (ч. 2 ст. 178 ТК РФ).

Размер среднего месячного заработка определяется в порядке, установленном ст. 139 ТК РФ, с учетом норм Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 г. N 922 (далее — Положение).

Согласно ст. 139 ТК РФ расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале — по 28-е (29-е) число включительно).

Правила исчисления среднего заработка при повышении в организации (филиале, структурном подразделении) тарифных ставок, окладов (должностных окладов), денежного вознаграждения предусмотрены п. 16 Положения.

В рассматриваемой ситуации повышение заработной платы произошло в периоде, за который работнику выплачивается средний заработок. В таком случае по правилам, изложенным в абз. 4 п. 16 Положения*, повышается часть среднего заработка с даты повышения должностных окладов до окончания указанного периода. При этом в указанной норме для уволенных работников не сделано никаких исключений.

Таким образом, при расчете среднего месячного заработка за период трудоустройства учитывается повышение должностных окладов, которое произошло в организации уже после увольнения работника.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 декабря 2007 г. N 922

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПОРЯДКА ИСЧИСЛЕНИЯ
СРЕДНЕЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ

Утверждено
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 24 декабря 2007 г. N 922
(ред. от 10.12.2016 г.)

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПОРЯДКА ИСЧИСЛЕНИЯ
СРЕДНЕЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ

Изменения, внесенные Постановлением Правительства РФ от 10.12.2016 г. N 1339, вступили в силу 1 января 2017 года.

*16. При повышении в организации (филиале, структурном подразделении) тарифных ставок, окладов (должностных окладов), денежного вознаграждения средний заработок работников повышается в следующем порядке:

если повышение произошло в период сохранения среднего заработка, — часть среднего заработка повышается с даты повышения тарифной ставки, оклада (должностного оклада), денежного вознаграждения до окончания указанного периода.

Вопрос:

Какой датой может быть уволен работник по сокращению? Можно ли работника уволить позже двух месяцев с момента предупреждения о сокращении? Обязательно ли указывать дату увольнения в уведомлении о сокращении?

Работодателю рекомендуется указывать дату планируемого увольнения в уведомлениях о сокращении штата, вручаемых работникам в соответствии со ст. 180 Трудового кодекса РФ, несмотря на то, что такая обязанность прямо не предусмотрена ТК РФ.

Обоснование:

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае сокращения численности или штата работников организации.

Правила проведения процедуры увольнения работников по указанному основанию содержатся в ч. 3 ст. 81, ст. ст. 179 и 180 ТК РФ.

Согласно ч. 3 ст. 81 ТК РФ увольнение по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

При сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокими производительностью труда и квалификацией (ч. 1 ст. 179 ТК РФ).

В соответствии со ст. 180 ТК РФ при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии с ч. 3 ст. 81 ТК РФ.

Какой датой может быть уволен работник при сокращении?

О предстоящем увольнении в связи с сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (ч. 2 ст. 180 ТК РФ).

Согласно ч. 3 ст. 180 ТК РФ работодатель с письменного согласия работника имеет право расторгнуть с ним трудовой договор до истечения срока, указанного в ч. 2 ст. 180 ТК РФ, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере среднего заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.

Таким образом, работник может быть уволен при сокращении:

— не ранее двух месяцев со дня уведомления о сокращении в общем порядке;

— ранее истечения двухмесячного срока только при согласии работника.

Обязательна ли дата увольнения в уведомлении о сокращении?

Из буквального толкования ст. 180 ТК РФ следует, что в уведомлениях о сокращении штата необязательно указывать дату планируемого увольнения. Если работодатель направил сокращаемому работнику уведомление о сокращении штата без указания даты планируемого увольнения (при условии соблюдения иных правил процедуры сокращения, установленных в ст. ст. 81, 179 и 180 ТК РФ) и работник был сокращен не ранее чем через два месяца после даты ознакомления с указанным уведомлением, — формально нормы трудового законодательства нарушены не были.

В том случае, когда в уведомлении не указана дата планируемого увольнения, могут возникнуть трудности с определением размера компенсации по ч. 3 ст. 180 ТК РФ, так как не ясно, как определить время, оставшееся до истечения срока предупреждения об увольнении.

Более того, при направлении уведомления о сокращении без указания конкретной даты увольнения работник не будет обладать достоверной информацией о предстоящем сокращении.

Учитывая эти обстоятельства, рекомендуется указывать дату планируемого увольнения в уведомлениях о сокращении штата, вручаемых работникам в соответствии со ст. 180 ТК РФ, несмотря на тот факт, что такая обязанность прямо не предусмотрена ТК РФ.

30 декабря 2001 года

ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 180. Гарантии и компенсации работникам при ликвидации организации, сокращении численности или штата работников организации

При проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии с частью третьей статьи 81 настоящего Кодекса.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 г. N 90-ФЗ)

О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 г. N 90-ФЗ)

Работодатель с письменного согласия работника имеет право расторгнуть с ним трудовой договор до истечения срока, указанного в части второй настоящей статьи, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере среднего заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.

(часть третья в ред. Федерального закона от 30.06.2006 г. N 90-ФЗ)

При угрозе массовых увольнений работодатель с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации принимает необходимые меры, предусмотренные настоящим Кодексом, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашением.

Можно ли уволить работника позднее двух месяцев с момента предупреждения о сокращении?

Часть 2 ст. 180 ТК РФ устанавливает минимальный срок предупреждения о предстоящем сокращении. Это означает, что работники могут быть сокращены и по прошествии двухмесячного срока, так как действующее трудовое законодательство этого не запрещает. Так, например, в уведомлении о сокращении можно предусмотреть, что работник будет уволен через три месяца после предупреждения.

В части даты определения планируемого увольнения также необходимо учитывать, что фактическое увольнение может быть проведено и после изначально определенной даты. Так, например, в соответствии с ч. 3 ст. 84.1 ТК РФ днем прекращения трудового договора во всех случаях является последний день работы работника, за исключением случаев, когда работник фактически не работал, но за ним в соответствии с ТК РФ или иным федеральным законом сохранялось место работы (должность). Такими случаями могут быть нахождение в отпуске или период болезни — увольнение будет происходить после планируемой даты, в первый рабочий день после отпуска или окончания периода временной нетрудоспособности.

Кроме того, если день увольнения приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (ч. 4 ст. 14 ТК РФ).

Суды придерживаются той позиции, что расторжение трудового договора в таких случаях признается законным. Это связано с тем, что Трудовой кодекс РФ предусматривает возможность увольнения по сокращению численности или штата работников не ранее чем через два месяца после предупреждения. Запрета на сокращение работника по истечении данного срока не установлено.

Судебная практика. Истец уволен по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ по истечении более двух месяцев после получения уведомления о предстоящем сокращении. Суд признал расторжение трудового договора правомерным.

Аргументация: в соответствии с ч. 2 ст. 180 ТК РФ работник должен быть предупрежден о предстоящем увольнении не менее чем за два месяца. Увольнение истца более чем через два месяца не является нарушением (апелляционное определение Московского городского суда от 06.11.2015 г. по делу N 33-40687/2015).

Вопрос:

Какой порядок сокращения работников — членов профсоюза и работников, входящих в состав выборных коллегиальных органов профорганизации?

Достаточно часто встречаются споры с участием сокращенных работников, которые являлись членами профсоюза. Расторжение трудового договора по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ с такими работниками производится с учетом мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в соответствии со ст. 373 ТК РФ (ч. 2 ст. 82 ТК РФ). Работодатель направляет в выборный орган соответствующей первичной профсоюзной организации проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения (ч. 1 ст. 373 ТК РФ).

Далее организация должна соблюдать определенную процедуру, описанную в ст. 373 ТК РФ.

Так, работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор с членом профсоюза не позднее одного месяца со дня получения мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. В указанный период не засчитываются периоды временной нетрудоспособности работника, пребывания его в отпуске и другие периоды отсутствия, когда за ним сохраняется место работы (должность) — ч. 5 ст. 373 ТК РФ.

Указанные действия являются не правом, а обязанностью работодателя, и неотъемлемой частью процедуры увольнения.

Как отметил Верховный Суд РФ, в случае несоблюдения работодателем требований закона об обращении в выборный орган соответствующей первичной профсоюзной организации за получением мотивированного мнения профсоюзного органа о возможном расторжении трудового договора с работником увольнение подчиненного является незаконным и он подлежит восстановлению на работе (п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 г. N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», далее — Постановление Пленума N 2). Нижестоящие суды придерживаются такой же позиции.

Что касается работников, входящих в состав выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций и не освобожденных от основной работы, то их сокращение допускается только с предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа.

В ст. 374 ТК РФ подробно описывается дополнительный порядок расторжения трудового договора с такими сотрудниками. Увольнение по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ может быть произведено без учета указанного согласования, если оно не представлено в установленный срок, а также если суд признал его необоснованным по заявлению работодателя (ч. 3 ст. 374 ТК РФ).

Если работодатель нарушил требования закона о предварительном (до издания приказа) получении согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа на расторжение трудового договора, увольнение работника является незаконным и он подлежит восстановлению на работе (п. 26 Постановления Пленума N 2).

1. Суд признал неправомерным расторжение трудового договора по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ с истцом заместителем председателя первичной профсоюзной организации, поскольку ответчик не запросил согласие вышестоящего профсоюзного органа на увольнение. Уволив работника без предварительного согласия вышестоящего выборного профсоюзного органа, ответчик нарушил положения ст. 374 ТК РФ. Это является основанием для восстановления подчиненного в должности (апелляционное определение Липецкого областного суда от 27.01.2016 г. по делу N 33-225/2016).

2. В другом деле работодатель сократил сотрудника, являющегося председателемпервичной профсоюзной организации. При этом он запросил согласие вышестоящего профсоюзного органа на увольнение по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, однако вышестоящий профсоюзный орган согласия на расторжение трудового договора не дал, о чем сообщил ответчику. Суд признал сокращение незаконным, поскольку работодатель не получил согласия профсоюзного органа на расторжение трудового договора, а значит, не выполнил требования ст. 374 ТК РФ. Следовательно, увольнение истца произведено с нарушением действующего трудового законодательства (апелляционное определение Верховного суда Республики Карелия от 05.04.2013 г. по делу N 33-942/2013).

3. Истец — председатель профкома был уволен по сокращению численности или штата работников. Одним из аргументов при обжаловании расторжения трудового договора было то, что работодатель не получил согласие профсоюзной организации на его сокращение. Суд признал увольнение законным. Он указал, что ответчик направил все необходимые документы для получения предварительного согласия в первичную и вышестоящие профсоюзные организации, однако последние в течение 7 дней, как это предусмотрено ст. 373, 374 и 376 ТК РФ, не приняли соответствующего решения, что и дало основание для увольнения истца в отсутствие решения соответствующих профсоюзных органов (постановление Президиума Верховного суда Республики Дагестан от 28.09.2016 г. по делу N 4Г-1187/2016).

4. Истец был сокращен 08.12.2014 года, хотя ответчик получил мотивированное мнение профсоюзного органа 25.09.2014 года. Суд указал, что право на увольнение сотрудника имелось у работодателя не позднее одного месяца с момента получения мотивированного мнения профсоюза, однако истец был уволен по истечении этого срока, что является нарушением порядка увольнения, предусмотренного ч. 5 ст. 373 ТК РФ. Увольнение незаконно (апелляционное определение Челябинского областного суда от 22.06.2015 г. по делу N 11-6384/2015).

Таким образом, работодатель не должен забывать о сроках и процедуре получения мнения профсоюза, если сокращает его членов. В момент принятия решения о предстоящих увольнениях по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ организация обязана проверить, кто из подчиненных является членом профсоюза. Возможно, в их числе есть и работники, входящие в состав выборных коллегиальных органов профсоюзной организации.