Тк рф действующая редакция 2018 с комментариями содержание

Оглавление:

Статья 15. Трудовые отношения

СТ 15 ТК РФ

Трудовые отношения — отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается.

Комментарий к Ст. 15 Трудового кодекса РФ

1. Комментируемая статья содержит определение трудовых отношений, которые составляют ядро предмета отрасли трудового права (см. ст. 1 ТК РФ и комментарий к ней). Материальное содержание указанных отношений — конкретный труд, который работник в силу состоявшегося трудового договора применяет в интересах и под руководством работодателя. Посредством включения этого труда в свою хозяйственную сферу работодатель приобретает возможность осуществлять экономическую или иную деятельность, а физическое лицо удовлетворяет собственный интерес к получению работы и ее оплаты.

Рабочая сила относится к тем благам, которые в принципе неотделимы от личности человека, поэтому заключение трудового договора не превращает работодателя в собственника рабочей силы лица, с которым он вступил в трудовое правоотношение. В этом смысле рабочая сила вообще не может фигурировать в качестве самостоятельного товара на рынке труда и предмета какого-либо соглашения. Соответственно, предметом трудового договора работодателя с лицом, вступающим с ним в трудовое отношение, выступает не рабочая сила как таковая, а определенная трудовая функция работника (подробнее см. ст. 56 ТК РФ и комментарий к ней), представляющая собой разновидность конкретного труда, который обладатель рабочей силы обязуется применять за плату в интересах, под руководством и на риск работодателя.

В силу того что этот труд не отчуждается от работника, а лишь используется работодателем, т.е. берется им как бы внаем, он получил наименование «наемный» («несамостоятельный») труд, который применяется в рыночной экономике на условиях максимально открытого, свободного предложения труда и выбора партнера по трудовому договору. Этот труд существенным образом отличается от других видов труда, которые либо вообще не выносятся на рынок труда и в силу этого не порождают никаких отношений, либо выносятся на рынок услуг и реализуются в рамках иных, т.е. нетрудовых, отношений.

К первому виду можно отнести индивидуальный или семейный труд, выполняемый людьми для собственных нужд без вступления по поводу его осуществления в какие-либо внешние отношения с другими людьми (например, труд в домашнем хозяйстве, на дачном или садовом участке).

Ко второму виду относится так называемый самостоятельный труд, который выносится на рынок платных услуг и становится объектом гражданско-правовых договорных отношений. Такие отношения возникают, например, при реализации обязанностей, вытекающих из договоров подряда, поручения, возмездного оказания услуг. Объектом данных договоров обычно выступает труд не как некий вид живой человеческой деятельности, ежедневно применяемой одним лицом в интересах другого субъекта, а как разовый итоговый результат или полезный эффект данного труда. Этот труд не порождает самостоятельных трудовых отношений, потому что он является независимым, самостоятельным и применяемым трудящейся стороной гражданского договора в условиях личной автономии от другой стороны договора.

Элементы трудовых затрат можно встретить и в других видах общественно полезной деятельности человека. Они присутствуют в обучении, гражданской и военной службе, политической, общественной и творческой деятельности, отправлении религиозного культа, спорте (исключая профессиональный спорт) и проч. Однако все эти отношения, хотя и предполагают некие трудозатраты, имеют иную целевую направленность в сравнении с наемным трудом. В силу этого они возникают не на основе трудового договора.

Тем самым к трудовым относятся лишь те отношения, которые возникают между работодателем и работником для использования труда на основе заключенного трудового договора.

2. Трудовые отношения, порождаемые таким трудом, являются двусторонними, индивидуальными и длящимися. Двусторонний характер этих отношений проистекает из факта включения в состав их сторон не более двух субъектов — работника и работодателя (см. ст. 20 ТК РФ и комментарий к ней). Индивидуальность трудовых отношений проистекает из единичности правовой связи сторон, проявляющейся в том, что каждый работник связан с работодателем отдельным трудовым правоотношением вне зависимости от общей численности имеющихся у него работников. Длящийся характер этих отношений означает, что правовая связь сторон сохраняется на протяжении всего периода применения и использования наемного труда, безотносительно к его содержанию и результатам.

В определении трудовых отношений приведены и их другие признаки, в частности: а) возмездность, предполагающая систематическую оплату труда работника, которая должна обеспечиваться работодателем вне зависимости от результатов своего хозяйствования (см. ст. 129 ТК РФ и комментарий к ней); б) личный характер возложенной на работника трудовой функции, предполагающий запрет работнику как стороне индивидуального трудового отношения перепоручать кому бы то ни было выполнение своих трудовых обязанностей, а равно привлекать к их выполнению других физических лиц без согласия работодателя; в) подчинение работника нормативной, распорядительной и правоприменительной власти работодателя, вытекающей из его экономического положения владельца, организатора и получателя выгоды от использования всех факторов соответствующей экономической деятельности, к числу которых относится и труд работников.

В наиболее полном виде признаки трудового отношения перечислены в п. 13 Рекомендации МОТ N 198 «О трудовом правоотношении» (принята в г. Женеве 15 июня 2006 г.), установившем, что к таковым относятся: выполнение работы в соответствии с указаниями и под контролем работодателя; интеграция работника в организационную структуру предприятия; выполнение работы лично работником и исключительно или главным образом в интересах другого лица в соответствии с определенным графиком или на рабочем месте, которое указывается или согласовывается стороной, ее заказавшей; присутствие работника в определенном месте и предоставление ему инструментов, материалов и механизмов стороной, заказавшей работу; определенные продолжительность и преемственность выполняемой работы; периодическая выплата работнику вознаграждения, которое является для него единственным или основным источником доходов; осуществление оплаты труда в натуральном выражении путем предоставления работнику, к примеру, пищевых продуктов, жилья или транспортных средств; признание таких прав, как еженедельные выходные дни и ежегодный отпуск; оплата стороной, заказавшей проведение работ, поездок, предпринимаемых работником в целях выполнения работы; отсутствие у работника финансового риска.

Перечисленные признаки отличают трудовые отношения не только от гражданско-правовых, но и от всех иных отношений, хотя и связанных с использованием способностей человека к труду, но реализуемых не на основе трудового договора.

Водный кодекс РФ (ВК) 2018

Вода – источник всего живого. Именно поэтому государство ставит своей основной задачей охрану водных объектов и ресурсов и разработку эффективных законодательных актов для осуществления поставленных задач.

Для их охраны, защиты и рационального использования в соответствии с кодексом необходимо руководствоваться принципами:

  • водные объекты провозглашаются основой жизнедеятельности человека на законодательном уровне;
  • охрана водного богатства является приоритетным направлением;
  • водные объекты должны использоваться согласно их целевому назначению;
  • приоритет использования водных ресурсов для реализации основных потребностей человека перед другими видами использования и т.д.

Видно, что законом закрепляется главное направление действия кодекса – охрана водного потенциала государства.

Структура Водного Кодекса РФ 2018 включает 7 глав или 69 статей. Главами кодекса являются:

  • I глава вводит понятия, термины, которые используются в тексте документа. Среди основных определений: отношения, регулируемые настоящим документом, участники этих отношений, водные объекты и другие;
  • II определяет права на водные объекты, в том числе и право собственности;
  • III излагает основные сведения, касающиеся договора на пользование водным объектом. Настоящая глава закрепляет существенные положения такого договора, срок его действия, заключение, изменение, расторжение договора и т.д.;
  • IV глава содержит информацию об участии в водных отношениях органов власти, осуществления мониторинга водных объектов, государственный надзор и контроль за водными ресурсами;
  • V описывает всевозможные виды пользования водными объектами и правила его осуществления;
  • VI посвящена охране водных объектов от различного рода воздействий;
  • VII глава информирует об ответственности, возникающей за нарушения водного законодательства.

Таким образом, Водный Кодекс РФ включает в себя все нормы, правила и порядки, применимые в процессе контроля над оборотом водных объектов.

Зачем нужно знать ВК

Водный Кодекс РФ должен быть знаком каждому ответственному гражданину России. Основные его положения нужно прививать детям еще в раннем возрасте, в школе. Эта необходимость обусловлена ухудшением качества воды, потребительским отношением человека к этому ресурсу, что грозит глобальной катастрофой. Именно поэтому знание и соблюдение норм водного законодательства необходимо всем и каждому. Только так можно добиться правильного результата и решения проблем в области сохранения водных объектов, сохранить их для будущих поколений и предотвратить наступление множества неисправимых последствий.

Таким образом. Водный Кодекс РФ – главный документ страны, регулирующий водные отношения, помогающий защитить и сберечь водные ресурсы. Важность этого документа имеет наивысший уровень. Это обусловлено не только иерархией законодательных актов государства, но и требованием самой жизни.

Статья 134 ТК РФ. Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы

Текущая редакция ст. 134 ТК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели — в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Комментарий к статье 134 ТК РФ

1. Одной из основных государственных гарантий по оплате труда является принятие мер, обеспечивающих повышение уровня реального содержания заработной платы (абз.3 ч.1 ст. 130 ТК РФ).

Согласно положениям комментируемой статьи обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.

Реальное содержание заработной платы представляет собой совокупность товаров и услуг, которые можно приобрести за определенное количество денежных знаков, составляющих номинальную оплату труда.

Таким образом, предусмотренная ст. 134 ТК РФ обязанность работодателя периодически проводить индексацию заработной платы обусловлена исключительно ростом потребительских цен на товары и услуги. Индексация заработной платы направлена на то, чтобы заработная плата росла не меньшими темпами, чем цены на товары и услуги.

Индекс потребительских цен рассчитывается в соответствии с Основными положениями о порядке наблюдения за потребительскими ценами и тарифами на товары и платные услуги, оказанные населению, и определения индекса потребительских цен, утвержденными постановлением Госкомстата РФ от 25 марта 2002 года N 23.

Индекс потребительских цен является важным показателем, характеризующим инфляционные процессы в стране, и используется, в том числе, в целях пересмотра минимальных социальных гарантий населению, характеристики изменения потребительских расходов населения на товары и платные услуги в текущем периоде по сравнению с предыдущим (базисным) периодом под влиянием изменения цен на эти товары и услуги по отдельным регионам и Российской Федерации в целом.

2. Законодателем предусмотрено, что государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Например, согласно положениям письма Минздравсоцразвития РФ от 20 мая 2011 года N 22-1/10/2-4937 «Об индексации заработной платы работников организаций, финансируемых из бюджетов» в федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2014 года бюджетные ассигнования были определены исходя из индексации в 2011 году фондов оплаты труда работников федеральных государственных учреждений с 1 июня 2011 года на 6,5%. В связи с этим индексация заработной платы работников подведомственных учреждений с 1 июня 2011 года была обеспечена в пределах указанных ассигнований.

Иные работодатели производят индексацию заработной платы в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, ЛНА.

В письме Роструда от 19 апреля 2010 года N 1073-6-1 «Об индексации заработной платы и возможности установления ненормированного рабочего дня работникам с неполным рабочим временем» указано, что в случае, если в ЛНА организации не предусмотрен такой порядок, учитывая, что индексация заработной платы является обязанностью работодателя, необходимо внести соответствующие изменения (дополнения) в действующие в организации ЛНА.

По мнению Р.Яковлева, «государство не устанавливает никаких гарантий относительно заработной платы работников при росте потребительских цен на товары и услуги. Решение всех вопросов индексации заработной платы оно перекладывает на собственников организаций, не предъявляя к ним никаких требований, кроме установления нужного им порядка индексации заработной платы. При этом слова «порядок индексации» собственник организации может понимать так, как он хочет. Не случайно во многих коллективных договорах избранный порядок описывается лаконично: «Работодатель производит индексацию заработной платы по мере изыскания необходимых средств».

________________
Яковлев Р. О регулировании заработной платы в Российской Федерации // Человек и Труд. 2008. N 1.

Аналогичные сведения представлены Зуйковым А., который указывает, что, «как правило, индексация проводится лишь крупными компаниями, присоединившимися к отраслевым соглашениям, в которых это обязательство зафиксировано. В небольших организациях подобная корректировка фонда оплаты труда практически не практикуется. А если и есть упоминание об индексации в коллективном или трудовом договоре либо внутреннем нормативном акте, то с оговоркой: «При наличии у работодателя финансовых возможностей».

________________
Зуйков А. Индексация заработной платы: «гарантийное» право // Информационный бюллетень «Экспресс-бухгалтерия». 2012. N 21. С.17.

Вместе с тем по вопросу конституционности положений ст. 134 ТК РФ КС РФ обращает внимание на то, что индексация заработной платы по своей правовой природе представляет собой государственную гарантию по оплате труда работников и должна обеспечиваться всем лицам, работающим по трудовому договору.

При этом нормативные положения, предоставляющие работодателям, которые не получают бюджетного финансирования, право самостоятельно устанавливать порядок индексации заработной платы, обеспечивают им возможность учитывать всю совокупность обстоятельств, значимых как для работников, так и для работодателя, и не могут рассматриваться как неопределенные и нарушающие их конституционные права (см. определение КС РФ от 17 июня 2010 года N 913-О-О).

Помимо индексации начисленной заработной платы перерасчету подлежат иные суммы, связанные с задержкой заработной платы.

Так, согласно п.55 постановления Пленума ВС РФ о применении судами ТК РФ начисление процентов в связи с несвоевременной выплатой заработной платы не исключает права работника на индексацию сумм задержанной заработной платы в связи с их обесцениванием вследствие инфляционных процессов.

Другой комментарий к ст. 134 ТК РФ

1. Реальная заработная плата — это объем тех благ и услуг, которые работник может фактически приобрести за свою номинальную (денежную) заработную плату. Этот объем зависит не только от величины номинальной заработной платы, т.е. от того размера тарифной ставки (должностного оклада), доплат, надбавок, выплат стимулирующего характера и премий, которые установлены работнику в соответствии с условиями коллективного договора и трудового договора, а также с положениями об оплате труда, действующими в организации, но и от уровня цен на товары и услуги. Рост цен приводит к уменьшению реальной заработной платы даже при сохранении ее номинального размера и, как результат, к снижению уровня жизни населения. В качестве одной из государственных гарантий по оплате труда и установлено применение мер, обеспечивающих повышение уровня реальной заработной платы.

2. К числу мер, обеспечивающих повышение уровня реального содержания заработной платы, относится прежде всего индексация заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Порядок осуществления индексации был установлен Законом РСФСР от 24 октября 1991 г. N 1799-1 «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР». Механизм, предусмотренный в данном Законе, к сожалению, не был применен к заработной плате ни разу. После признания данного Закона утратившим силу (ст. 156 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) порядок индексации не определен.

3. Наряду с индексацией Закон РСФСР «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» предусматривал возможность применения и иных методов государственного регулирования доходов населения. В Российской Федерации применяется такой способ обеспечения роста уровня реального содержания заработной платы, как регулярный пересмотр минимального размера оплаты труда, который с момента принятия названного Закона и до настоящего времени увеличился почти в 3000 раз (с учетом деноминации рубля в 1998 г.).

4. Порядок пересмотра размера минимальной заработной платы в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ или органов местного самоуправления. Порядок изменения размера минимальной заработной платы в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливается в федеральных законах и актах федеральных органов исполнительной власти. Изменение размера минимальной заработной платы в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, устанавливается актами органов государственной власти соответствующих субъектов, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, — актами органов местного самоуправления.

5. Порядок индексации заработной платы в организациях, не находящихся на бюджетном финансировании, устанавливается коллективным договором, соглашением или локальными нормативными актами. В этих актах должен быть установлен механизм индексации, включающий ее периодичность, порядок определения величины индексации, перечень выплат, подлежащих индексации, и т.п. Для обеспечения равенства прав и возможностей работников и недопущения дискриминации индексации должна подвергаться заработная плата всех категорий работников. Однако поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 3 ТК не является дискриминацией установление различий и предпочтений, которые обусловлены особой заботой о лицах, нуждающихся в повышенной социальной защите, а к их числу относятся и лица с низким уровнем доходов, возможна индексация заработной платы лишь тех работников, чей доход ниже уровня, установленного для этих целей в коллективном договоре, соглашении или локальном нормативном акте (например, ниже прожиточного минимума).

6. Поскольку индексация заработной платы является не повышением ее размера, установленного трудовым договором, а предусмотренным законом способом повышения ее реального содержания, согласия работника на проведение индексации не требуется.

Консультации и комментарии юристов по ст 134 ТК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 134 ТК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Уголовно-исполнительный кодекс РФ (УИК) 2018

В комплекс документов, составляющих основу уголовного законодательства России, входит Уголовно-исполнительный кодекс РФ. Его важность и необходимость напрямую связана с обязательностью реализации решений судов по уголовным делам и обеспечения исполнения наказаний.

Среди законодательных актов, регулирующих уголовную отрасль права, этот имеет важное практическое значение. Он непосредственно связан с исполнением наказаний за совершение уголовных преступлений на практике, а также определяет права осужденного по статье УК РФ, его обязанности.

Сам кодекс провозглашает цели и задачи, ради которых он создан:

  • исправление осужденных за совершение уголовных преступлений;
  • препятствование совершению новых преступлений;
  • урегулирование и обеспечение порядка исполнения наказаний;
  • охрана и защита прав и свобод осужденных;
  • оказание помощи и обеспечения социальной адаптации осужденным.

Таким образом, исполнение наказаний – лишь часть основного предназначения УИК РФ. Он имеет гораздо большее значение и выполняет более серьезные задачи, способствуя гуманному, но справедливому исполнению уголовного законодательства и приведения его в действие.

Структура документа

Уголовно-исполнительный кодекс РФ имеет стандартную структуру и включает две части: общую и особенную.

Общая часть, в свою очередь, включает статьи 1-24, составляющие один раздел. В нем содержится информация об общих понятиях и терминах, правовом положении осужденных, а также органов, занимающихся контролем над осужденными.

Вторая часть состоит из статей 25-190, сгруппированных в разделы:

  • II определяет порядок исполнения тех наказаний, которое подразумевают изоляцию лица от общества;
  • III посвящен порядку исполнения наказаний, предусматривающих арест;
  • IV определяет порядок исполнения наказаний, которые заключаются в лишении свободы;
  • V фиксирует порядок исполнения наказаний, наложенных на военнослужащих и заключающихся в дисциплинарном воздействии, аресте и ограничении воинской службы;
  • VI содержит правила освобождения от наказания, помощи и контроля за лицами, освобожденными в соответствии с законом;
  • VII определяет порядок реализации смертной казни;
  • VIII закрепляет правила контроля за условно осужденными.

Ранее в состав кодекса входило приложение, которое сегодня сохранило место в его структуре, однако, утратило силу.

Кто обязан знать УИК?

Уголовно-исполнительный кодекс обязаны знать те, кто занимается исполнением наказаний и работает в соответствующей области. Сотрудники колоний, тюрем, судьи, адвокаты, занимающиеся защитой обвиняемых и осужденных по уголовным делам и другие специалисты, связанные с порядками и правилами исполнения наказаний за совершение уголовных преступлений.

Важность этого документа невозможно переоценить. От правильности его соблюдения зависит порядок в области исполнения наказаний, а это именно та сфера, где несоблюдение правил и норм закона может привести к серьезным последствиям.

Знание УИК РФ 2018 несомненно жизненно важно для лица, осужденного по уголовной статье, так как именно в нем изложены права и обязанности его как осужденного.

Таким образом, Уголовно-исполнительный кодекс РФ – главный законодательный акт в стране, определяющий порядок исполнения наказаний, понесенных лицами за совершение уголовных преступлений.

Воздушный кодекс Российской Федерации (ВЗК) 2018

Кроме кодексов, регулирующих широкий спектр отношений, есть те, задачей которых является контроль и обеспечение правильности реализации специальных, узко определенных. К таким можно отнести Воздушный кодекс РФ.

Среди иных документов, определяющих порядок осуществления перевозок грузов и людей по воздуху, пользования и предоставления воздушного пространства России и других смежных отношений, главным является Воздушный кодекс РФ. Он представляет собой кодифицированный нормативно-правовой акт, решающий множество задач в обеспечении правильности и безопасности воздушных правоотношений.

Важность кодекса определена не только внутренним регулированием осуществления воздушного движения и использования пространства, но и огромным международным значением. Он определяет положение воздушного судна РФ, которое находится за пределами государства, а также правовое положение иностранных судов, пересекающих воздушную территорию России.

Структура кодекса

Воздушный кодекс РФ 2018 включает в себя 18 глав или 137 статей:

  • I содержит общие нормы и принципы, действующие применительно к сфере регулирования;
  • II определяет порядок регулирования использования воздушного пространства со стороны государства;
  • III излагает принципы государственного регулирования авиации;
  • IV закрепляет положения регулирования со стороны государства в сфере гражданской авиации;
  • V посвящена определению понятия воздушных судов;
  • VI определяет положение объектов воздушного движения, аэропортов;
  • VII фиксирует положение персонала, работающего в сфере воздушного движения;
  • VIII отдельно закрепляет права и обязанности экипажа судна;
  • IX определяет принципы деятельности авиационных предприятий;
  • X глава посвящена полетам воздушных судов;
  • XI определяет порядок международных полетов;
  • XII посвящена безопасности авиации;
  • XIII определяет правила поиска и спасения в случае необходимости;
  • XIV рассматривает порядок расследования авиационного инцидента;
  • XV определяет правила перевозок по воздуху;
  • XVI посвящена работам в области авиации;
  • XVII закрепляет ответственность авиаперевозчиков;
  • XVIII – заключительная.

Кому и зачем надо знать ВЗК?

Воздушный кодекс определяет правила осуществления любой деятельности, касающейся воздушного пространства страны. Именно поэтому его обязательно следует знать всем сотрудникам соответствующей сферы. Те, чья профессиональная деятельность напрямую или косвенно связана с воздушным пространством, должны руководствоваться положениями этого нормативно-правового акта.

Служащим как гражданской, так и военной авиации нужно соблюдать кодекс, так как он считается основой российского воздушного регулирования.

Рядовой гражданин, не связанный профессиональной деятельностью с выполнением кодекса, скорее всего, не знаком с его положениями. Это неудивительно, так как этот документ имеет узкую специализацию и призван обеспечивать порядок и безопасность в определенной сфере.

Таким образом, Воздушный кодекс РФ 2018 – нормативно-законодательный акт, регулирующий правила и порядки осуществления перелетов, воздушных перелетов и других действий, затрагивающих воздушное пространство РФ.

Центр юридической помощи Оказываем бесплатную юридическую помощь населению

Трудовой кодекс РФ 2018 — увольнение

Действующий Трудовой кодекс указывает на целый ряд оснований, при которых трудовые отношения могут быть прекращены. В число этих положений входят:

  • собственные желания работника;
  • мероприятия по сокращению;
  • инициатива работодателя, либо обстоятельства, никак не зависящие от воли сторон.

В последней редакции указано несколько статей, прямо посвященных процедурам прекращения отношений между сторонами. О них и пойдет речь далее.

Увольнение — Трудовой кодекс РФ 2018 с комментариями

Процесс увольнения напрямую зависит от статьи, по которой оно становится возможным. Если это собственное желание работника, то независимо от занимаемой должности и наименования организации, увольнение возможно в любой срок, который посчитает подходящим сам гражданин. Работодатель при этом не может никак препятствовать реализации данной преференции. При этом, штатная единица должна получить все положенные выплаты, указанные в части 2-ой пункта 2 статьи 76-ой Трудового кодекса. При реализации собственной инициативы в определенных случаях необходимо будет отработать две недели. Независимо от оснований, гражданин обязуется предупредить своего действующего работодателя о таком решении не менее чем за 2 недели.

Порядок увольнения по статье ТК РФ 2018

Основание в соответствие с актуальной редакцией Трудового кодекса не будет играть существенной роли, поэтому, порядок прекращения отношений всегда начинается с подачи гражданином обязательного заявления, в котором указывается его желание прекратить сотрудничество. Как уже было отмечено, подобное заявление должно быть подано не менее, чем за две недели до фактического прекращения отношений. Начальство организации принимает данное заявление к своему рассмотрению. В течение одного рабочего дня издает приказ об увольнении штатной единицы и исключения ее из бухгалтерского баланса. Через 2 недели гражданин получает на руки трудовую книжку, все положенные выплаты, а также рекомендации для будущего работодателя и биржи труда.

Статьи ТК РФ об увольнении

Непосредственно увольнения касаются диспозиции за номерами 38, 46, 71, 74, 77, 78, 80, 84 Трудового кодекса. Каждая из них касается порядка расторжения первичного договора, а также порядка расчетов между двумя сторонами. В частности статья 33 описывает все возможные основания, по каким сотрудничество может быть прекращено. Каждый работник должен хотя бы поверхностно знать их содержание.

Увольнение с гражданской службы

В соответствии с описываемой статьей, увольнение в этом случае может проходить по трем основаниям:

  • Первое – желание работника, которое не может быть ограничено никакими локальными и законодательными актами.
  • Второе – инициатива работодателя — систематические прогулы, утрата доверия, неоднократное нарушение дисциплины, профессиональная непригодность.
  • Последним основанием являются непреодолимые обстоятельства – к примеру, ликвидация условной организации, прямое сокращение штата, принудительное прекращение деятельности структуры.

Статья 71 – результат испытания при приеме на работу

Результат испытания обязательно фиксируется в письменной форме: начальство издает ведомственный приказ, а человеку выдается копия результата. Собственно, итог может заключаться в принятии на работу, либо в отказе. Трудовой кодекс указывает на точную формулировку такого отказа – профессиональная непригодность. Здесь следует учитывать, что испытание должно всегда оплачиваться из расчета 50% от предполагаемого оклада, а также оно по срокам не может превышать 2-х месяцев.

Статья 77 – общие основания прекращения трудового договора

В Трудовом кодексе показываются точные причины, по которым соглашение может быть прекращено. Список является исчерпывающим, поэтому его дополнение не допускается. В него входят следующие положения:

  • инициатива работника – в любое время, по любым причинам с вероятностью возможной отработки (по согласованию);
  • инициатива работодателя — систематические прогулы, утрата доверия, неоднократное нарушение дисциплины, профессиональная непригодность;
  • сокращение штата, либо конечная ликвидация организации;
  • соглашение сторон.

Статья 78 – расторжения по соглашению сторон

Подобное возможно в любое время, но только без нарушений преференций каждой из сторон. Поэтому, штатная единица может рассчитывать на получение всех обязательных компенсаций и прочих выплат, а работодатель в свободной форме может попросить о добровольной и только оплачиваемой отработке до тех пор, пока должность не будет успешно замещена.

Статья 80 – расторжение трудового договора по инициативе работника

Расторжение допускается в любое время, но если работодатель будет не согласен со срочным прекращением, гражданину придется отработать положенные 2 недели (ст. 33-я). Отсчет идет с момента подачи заявления. В течение этого срока лицо в любой момент может отозвать ранее поданное заявление, чему начальство не может препятствовать. По истечении данного периода издается итоговый приказ, и сотруднику выдается его копия, рекомендации (по желанию), трудовая книжка.