Суды среднего звена их полномочия и место в системе судов общей юрисдикции

§ 1. Суды среднего звена, их полномочия и место в системе судов общей юрисдикции

Верховные суды республик, краевые, областные суды, городс­кие суды в Москве и Санкт-Петербурге, суды автономной области и автономных округов занимают в системе общих (гражданских) судов положение судов среднего звена*. Они являются непосредственно вышестоящими для районных судов и нижестоящими по отно­шению к Верховному Суду РФ.

*В соответствии со ст. 65 Конституции РФ в состав Российской Феде­рации входят: 21 республика, 6 краев, 49 областей, 1 автономная область, 10 автономных округов, а также города федерального значения — Москва и Санкт-Петербург.

Суды среднего звена равнозначны по компетенции и положе­нию в судебной системе, имеют широкие права по рассмотрению уголовных и гражданских дел: они рассматривают дела в качестве судов первой, кассационной и надзорной инстанций.

В качестве суда первой инстанции суды данного уровня рас­сматривают уголовные дела о преступлениях против государствен­ной власти, против мира и безопасности человечества, об умышлен­ном убийстве при отягчающих обстоятельствах, изнасиловании при особо отягчающих обстоятельствах и некоторых других тяжких и особо тяжких преступлениях (см. ст. 36 УПК), а также все дела, содержащие сведения, составляющие государственную тайну. Они могут с соблюдением специальных правил (см. § 6 гл. IV учебника) принять к своему производству и уголовные дела, подсудные рай­онным судам.

Суды этого уровня, кроме того, вправе принять к своему про­изводству для рассмотрения по первой инстанции гражданские дела, которые в принципе подсудны районным судам. Для «перенесения» гражданского дела в вышестоящий суд требуется согласие спорящих сторон. Суды среднего звена обязаны также принять к своему про­изводству для рассмотрения по первой инстанции любое граждан­ское дело, если оно связано с государственной тайной, а также с обеспечением конституционных прав граждан избирать и быть из­бранными в органы местного самоуправления (ст. 115 ГПК).

Получив в порядке исключения дело из нижестоящего суда, областной или приравненный к нему суд рассматривает его по существу с соблюдением всех процессуальных правил и принимает соответствующее решение.

Суды среднего звена, будучи вышестоящими по отношению к иным судам, уполномочены осуществлять проверку законности и обоснованности решений, вынесенных этими судами.

Рассмотрение дел в кассационном порядке имеет важное значение, так как позволяет предупреждать вступление в силу незаконных и необоснованных решений, приговоров, определений и постановлений, исправлять судебные и следственные ошибки, способствовать тому, чтобы такие ошибки больше не повторялись, а тем самым обеспечивает осуществление целей и задач правосудия.

Решение кассационной инстанции, вынесенное по итогам про­верки уголовного или гражданского дела (кассационное определение), имеет важное значение не только для данного дела. Оно оказывает влияние на всю последующую практику районного суда, содействуя тому, чтобы ошибки, допущенные в данном случае, не повторялись по другим делам. Это оказывает положительное влияние на формирование судебной практики, способствует улучшению работы всех нижестоящих судов, а в определенной мере — и иных правоохранительных органов конкретного субъекта Федерации.

В качестве надзорной инстанции краевой, областной и приравненный к нему суд уполномочен проверять законность и обоснованность приговоров и других решений районных судов, а также кассационных определений, которые вступили в законную силу. Эта функция тоже призвана способствовать не только исправлению ошибок по конкретным делам, но и надлежащему направлению судебной практики в пределах края, области и т.п.

Суды этого уровня вправе также проверять законность и обоснованность вступивших в законную силу приговоров и иных судебных решений по вновь открывшимся обстоятельствам. Обычно в этом порядке эти суды проверяют свои «собственные» решения по гражданским делам, а также приговоры по уголовным делам нижестоящих судов.

В связи с принятием Конституции РФ 1993 г. суды среднего звена приобрели весьма ответственное полномочие по контролю за действиями органов, занимающихся выявлением и раскрытием преступлений, в случаях, когда их действия связаны с ограничением конституционных прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также на неприкосновенность жилища (см. ч. 2 ст. 23 и ст. 25 Конституции РФ). Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении «О некоторых вопросах, связанных с применением статей 23 и 25 Конституции Российской Федерации» от 24 декабря 1993 г. № 13 разъяснил (см. п. 1):

«Рекомендовать Верховным судам республик, краевым, областным судам, Московскому и Санкт-Петербургскому городским судам, судам автономной области и автономных округов, военным судам округов, флотов, групп войск и видов Вооруженных Сил принимать к своему рассмотрению материалы, подтверждающие необходимость ограничения права гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

Районные (городские) народные суды, военные суды армий, флотилий, соединений и гарнизонов не могут отказать в рассмотре­нии таких материалов в случае представления их в эти суды».

На суды среднего уровня возложено также рассмотрение хода­тайств прокуроров о продлении содержания под стражей обвиняе­мых сверх предельных сроков такой меры пресечения. Это одна из эффективных мер судебного контроля за законным и обоснованным применением весьма острой меры государственного принуждения.

Полномочия судов общей юрисдикции среднего звена

1. К судам общей юрисдикции среднего звена относятся: верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, суды автономной области и автономных округов. Эти суды являются вышестоящими по отношению к районным судам и нижестоящими по отношению к Верховному Суду РФ.

2. Полномочия судов общей юрисдикции среднего звена:

• в качестве судов первой инстанции они рассматривают:
а) дела, связанные с государственной тайной;
б) дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти и должностных лиц субъектов РФ;
в) дела о приостановлении деятельности или ликвидации региональных отделений либо иных структурных подразделений политической партии, межрегиональных и региональных общественных объединений; дела о ликвидации местных и централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта РФ; дела о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территории одного субъекта РФ;
г) дела об оспаривании решений и действий (бездействия) избирательной комиссии республики, края, области, города федерального значения автономной области, автономного округа, окружной избирательной комиссии по выборам в федеральные органы государственной BiacTii. органы государственной власти субъектов РФ, соответствующих комиссий референдума, должностных лиц этих комиссий (за исключением решений, принимаемых по жалобам на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий);
д) определенные категории уголовных дел о преступлениях, которые указаны в ст. 31 УПК РФ (убийства при отягчающих обстоятельствах, преступления против личности, против общественной безопасности и общественного порядка, преступления против правосудия, против мира и безопасности человечества и т. д.);
• в качестве судов кассационной инстанции суды общей юрисдикции среднего звена рассматривают уголовные и гражданские дела, решения по которым приняты районными судами;
• в качестве судов надзорной инстанции суды общей юрисдикции среднего звена проверяют приговоры и иные судебные решения районных судов (по уголовным и гражданским делам), а также кассационные определения судебных коллегий судов обшей юрисдикции среднего звена;
• суды общей юрисдикции среднего звена пересматривают по вновь открывшимся обстоятельствам приговоры и определения, постановления районных судов по уголовным делам, а также решения и иные постановления, вынесенные по гражданским делам судами общей юрисдикции среднего звена;
• рассматривают ходатайства прокуроров о продлении сроков содержания обвиняемых под стражей для окончания ознакомления обвиняемых с материалами уголовного дела, а также о продлении сроков содержания обвиняемых под стражей в случае необходимости удовлетворения ходатайств обвиняемых или их защитников о дополнении предварительного следствия;
• рассматривают дела о необходимости ограничения конституционных прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

Электронная библиотека

К числу судов среднего звена среди судов общей юрисдик­ции, являющихся общегражданскими судами, относятся: Вер­ховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автоном­ного округа.

Данные суды являются непосредственно вышестоящими су­дебными инстанциями по отношению к районным судам, дей­ствующим на территории соответствующего субъекта РФ.

Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа в пределах своей компетенции:

1) рассматривают дела в качестве суда первой инстанции;

2) рассматривают дела в качестве суда второй – кассаци­онной – инстанции;

3) рассматривают дела в порядке надзора и по вновь от­крывшимся обстоятельствам;

4) осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.

В качестве суда первой инстанции суды среднего звена рас­сматривают уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ч. 2 ст. 105 УК РФ (убийство при отягчающих обстоятельствах), ч. 3 ст. 126 УК РФ (похищение человека, повлекшее тяжкие последствия), ч. 3 ст. 131 УК РФ (изнасилование при особо отягощающих обстоятельствах), ч. 3 ст. 152 (торговля несовершеннолетними, повлекшая тяжкие последствия), ст. 205 УК РФ (терроризм), ст. 275 УК РФ (государственная измена), ст. 276 УК РФ (шпионаж), ст. 279 УК РФ (вооруженный мятеж) и другие, предусмотренные п. 1 ч. 3 ст. 31 УПК РФ.

Кроме этого, они рассматривают в качестве суда первой инстанции и иные уголовные дела, переданные им в порядке ст. 34 и 35 УПК РФ в связи с передачей уголовных дел по подсудности, а также в связи с изменением территориальной подсудности уголовного дела.

Гражданские дела в качестве судов первой инстанции суды среднего звена могут рассматривать по ходатайству сторон.

Суды среднего звена рассматривают по первой инстанции все уголовные и гражданские дела, связанные с государствен­ной тайной.

Выступая в качестве судов второй – кассационной – ин­станции – суды среднего звена осуществляют проверку за­конности, обоснованности и справедливости не вступивших в законную силу приговоров и иных судебных решений район­ных и приравненных к ним судов по уголовным делам, а также приговоров, вынесенных судами апелляционной инстанции.

Суды среднего звена выступают и в качестве суда надзор­ной инстанции. Они осуществляют пересмотр вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений суда по уголовным делам. По гражданским делам осуществля­ется пересмотр вступивших в законную силу судебных поста­новлений. Эти функции возлагаются на президиум соответству­ющего суда. Кроме этого, суды среднего звена могут пересмат­ривать решения, определения суда, вступившие в законную силу и по вновь открывшимся обстоятельствам.

С принятием нового уголовно-процессуального законода­тельства областной, краевой и приравненные к ним суды при­обрели дополнительные полномочия. Это обусловлено повышением роли суда в уголовном судо­производстве и расширением его полномочий применительно к досудебным стадиям уголовного судопроизводства. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 109 и ч. 2 ст. 107 УПК РФ только судья областного, краевого и приравненного к ним суда может продлить содержание обвиняемого в совершении особо тяжкого преступления под стражей либо домашний арест на срок свыше 12 месяцев.

Возможность обжалования судебных решений, принятых судьями районных судов в порядке досудебного производства по уголовному делу предопределила и еще одну функцию су­дов среднего звена, ранее им не свойственную. Теперь в соот­ветствии с ч. 1 ст. 127 УПК РФ в областной, краевой и прирав­ненные к ним суды могут быть направлены в установленном законом порядке жалобы на судебные решения, принимаемые в ходе досудебного производства по делу, которые должны рас­сматривать их по существу.

27. Суды среднего звена в системе судов общей юрисдикции. Их структура и полномочия.

Федеральными судами среднего звена судебной системы общей юрисдикции являются Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа. Они образуются и действуют в республиках, входящих в состав РФ, крае (области), автономной области и автономном округе соответственно. В городах федерального значения – Москве и Санкт-Петербурге – образованы суды на правах областного суда.

Суды среднего звена равнозначны между собой по положению в судебной системе, имеют одинаковые полномочия и структуру. Они имеют широкие права по рассмотрению уголовных и гражданских дел: рассматривают дела в качестве суда первой, кассационной и надзорной инстанций по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта РФ.

В качестве суда первой инстанции областной суд рассматривает гражданские дела, связанные с государственной тайной, об оспаривании нормативных актов органов государственной власти субъектов РФ, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций, о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения политической партии или религиозных организаций, средств массовой информации, других общественных организаций, избирательные споры и другие дела, предусмотренные федеральным законом.

Среди уголовных дел суды среднего звена рассматривают по первой инстанции дела об умышленном убийстве при отягчающих обстоятельствах, изнасиловании, при особо квалифицирующих обстоятельствах, преступлениях против государственной власти, против мира и безопасности человечества и некоторых других тяжких и особо тяжких преступлениях, перечисленных в ч. 3 ст. 31 УПК.

Областной суд правомочен при соблюдении установленных в законе условий принять к своему производству гражданские и уголовные дела, которые подсудны районному суду.

В качестве суда второй (кассационной) инстанции суды среднего звена рассматривают дела по кассационным и частным жалобам и представления на судебные акты районных судов, не вступивших в законную силу (ст. 355 УПК).

Как надзорная инстанция президиумы областных судов уполномочены проверять законность и обоснованность приговоров и решений районных судов и мировых судей, а также кассационных определений, которые вступили в законную силу, в том числе и ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.

Кроме того, суды среднего звена осуществляют судебный контроль за действиями органов, занимающихся выявлением и раскрытием преступлений.

Количественный состав судов этого уровня определяется исходя из расчетного объема и характера судебной работы, административно-территориального деления соответствующего субъекта РФ, демографического состава и занятости населения и других факторов.

Все судьи судов этого уровня назначаются на должность указом Президента РФ без ограничения срока полномочий. Областные и другие равные им суды состоят из председателя, заместителей председателя, председателей судебных коллегий, членов суда и действуют в составе: судебной коллегии по гражданским делам, судебной коллегии по уголовным делам, президиума суда. Организационно-вспомогательные функции призван выполнять аппарат судов.

§ 3. Суды среднего звена системы общих (гражданских) судов

Они образуются и действуют в республиках, входящих в состав РФ, крае (области), автономной области и автономном округе соответственно. В городах федерального значения — Москве и Санкт-Петербурге — образованы суды на правах областного суда.
Суды среднего звена равнозначны между собой по положению в судебной системе, имеют одинаковые полномочия и структуру. Поэтому далее они называются для краткости «областные суды» или «суды среднего звена». Их место в системе судов общей юрисдикции обусловлено федеративным устройством России.
Согласно ст. 20 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», полномочия, порядок образования и деятельности областных судов устанавливается федеральным конституционным законом, который еще не принят. Сходная норма адресована также и районным судам, что дает законодателю возможность урегулировать эти вопросы как в одном, так и в нескольких конституционных законах.
Суды среднего звена имеют широкие права по рассмотрению уголовных и гражданских дел: они рассматривают дела в качестве суда первой, кассационной и надзорной инстанций — по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта РФ.

В качестве суда первой инстанции областной суд рассматривает гражданские дела, связанные с государственной тайной, об оспаривании нормативных актов органов государственной власти субъектов РФ, затрагивающие права, свободы, и законные интересы граждан и организаций, о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения политической партии или религиозных организаций, средств массовой информации, других общественных организаций, избирательные споры и другие дела, предусмотренные федеральным законом (ст. 26 ГПК).
Среди уголовных дел суды среднего звена рассматривают по первой инстанции дела об умышленном убийстве при отягчающих обстоятельствах, изнасиловании при особо квалифицирующих обстоятельствах, преступлениях против государственной власти, против мира и безопасности человечества и некоторых других тяжких и особо тяжких преступлениях, перечисленных в ч. Зет. 31 УПК.
Областной суд правомочен при соблюдении установленных в законе условий принять к своему производству гражданские и уголовные дела, которые в принципе подсудны районному суду (ст. 33 ГПК, 34, 35 УПК). Эти суды вправе изъять любое гражданское дело из районного суда, находящегося на территории их юрисдикции, и принять его к своему производству при наличии согласия или просьбы сторон. Рассмотрев дело по существу с соблюдением всех процессуальных правил, суд принимает соответствующее решение. Как правило, это дела, имеющие большую сложность или общественное значение.
Если гражданские дела «попадают» в суды среднего звена из районного суда с согласия сторон, то уголовные — по ходатайству подсудимого в случаях, когда: они имеют большое общественное значение; не получили правильного разрешения после вторичного рассмотрения в районном суде; переданы в суды этого уровня по решению надзорной инстанции.
В качестве суда второй (кассационной) инстанции суды среднего звена рассматривают дела по кассационным и частным жалобам и представления на судебные акты районных судов, не вступившие в законную силу (ст. 355 УПК). Кассационные жалобы и протесты приносятся через суд, вынесший приговор, однако подача кассационной жалобы или представления непосредственно в кассационную инстанцию не является препятствием для их рассмотрения. В соответствии с гражданским процессуальным законодательством решения районного суда могут быть обжалованы в
кассационном порядке сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Прокурор, участвовавший в деле, может принести представления на незаконное или необоснованное решение суда (ст. 356 ГПК).
Рассмотрение дел в кассационном порядке имеет важное значение не только для осуществления целей и задач правосудия по конкретному делу, но и как средство повышения качества и эффективности правосудия в целом (избежать ошибок по аналогичным делам в последующей судебной практике).
Как надзорная инстанция президиумы областных судов уполномочены проверять законность и обоснованность приговоров и других решений районных судов и мировых судей, а также кассационных определений, которые вступили в законную силу, в том числе и ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств. Чаще всего в таком порядке эти суды проверяют свои «собственные» решения по гражданским делам, а также приговоры по уголовным делам нижестоящих судов. Надзорная деятельность призвана способствовать не только исправлению ошибок по конкретным делам, но и надлежащему формированию судебной практики в направлении ее единообразия и стабильности.
Кроме того, суды среднего звена осуществляют судебный контроль за действиями органов, занимающихся выявлением и раскрытием преступлений, в частности на них возложено рассмотрение ходатайств о продлении содержания под стражей обвиняемых в особо тяжких преступлениях на срок свыше 12 месяцев до 18 месяцев, что следует оценивать как эффективную меру судебного контроля за законным и обоснованным применением крайней меры процессуального принуждения (ч. 3 ст. 109 УПК).
Состав и структура судов среднего звена. Областной и равный ему суд состоит из судей, а в случаях, предусмотренных п. 2 ч. 2 ст. 30 УПК, и присяжных заседателей.
Количественный состав судов этого уровня определяется, исходя из расчетного объема и характера судебной работы, административно-территориального деления соответствующего субъекта РФ, демографического состава и занятости населения и других факторов. Все судьи судов этого уровня назначаются на должность указом Президента РФ без ограничения срока полномочий. В соответствии со ст. 13 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», ст. 30 и 42 Закона РСФСР «О судоустройстве РСФСР» и Закона

РФ «О статусе судей в Российской Федерации» областные и другие равные им суды состоят из председателя, заместителей председателя, председателей судебных коллегий, членов суда и действуют в составе: судебной коллегии по гражданским делам, судебной коллегии по уголовным делам, президиума суда (см. схему 8). Организационно-вспомогательные функции призван выполнять аппарат этих судов.
Судебные коллегии по гражданским и уголовным делам суда среднего звена состоят из председателя коллегии, которые, как правило, являются одновременно заместителями председателя суда, и судей. Состав коллегий утверждается председателем суда. Следует подчеркнуть, что понятие «судебная коллегия» имеет двоякое значение: а) структурное подразделение суда; б) состав судей, рассматривающих конкретное дело.
Коллегии рассматривают в качестве суда первой инстанции соответственно гражданские и уголовные дела.
Судебные коллегии при рассмотрении дела по первой инстанции действуют, как правило, в составе председательствующего, роль которого может исполнять председатель суда, его заместитель или член суда, и двух народных заседателей.

Такой состав действует до 1 января 2004 г. После этой даты, как отмечалось, на смену этому суду должен прийти суд, состоящий из трех судей-профессионалов. Он будет действовать при наличии ходатайства обвиняемого, заявленного до назначения судебного заседания.
В судах со значительным объемом работы каждая судебная коллегия подразделяется на судебные составы- В судебный состав поступают дела из определенных судов основного звена субъекта РФ. Каждый член судебного состава курирует определенные районные суды, оказывая их судьям постоянную и конкретную помощь на основе анализа и обобщения судебной практики.
В качестве суда кассационной инстанции суды этого уровня действуют в составе трех профессиональных судей. Как суды второй инстанции судебные коллегии проверяют решения и приговоры районных судов, не вступившие в законную силу, а иногда и ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.
Как отмечалось, в судах среднего звена общей юрисдикции — гражданских и военных, по ходатайству обвиняемого уголовное дело может быть рассмотрено судьей с участием коллегии из 12 присяжных заседателей (этим судам подсудны дела о преступлениях, отнесенных к их подсудности, — квалифицированные убийство, похищение человека, захват заложника, торговля несовершеннолетними, терроризм, бандитизм, диверсия и др. — см. в ч. Зет. 31 УПК).
Можно сказать, что сегодня суд присяжных рождается второй раз. Революционными событиями 1917 г. он, как и вся судебная система России, был упразднен[186].
В 1993—1994 гг. в девяти регионах страны в судах среднего звена приступили к рассмотрению уголовных дел по первой инстанции с участием коллегии присяжных[187]. Спустя почти десять
лет Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «О введении в действие Уголовнопроцессуального кодекса Российской Федерации» определена очередность повсеместного введения института присяжных заседателей (с 1 июля 2002 г. — в 9 субъектах РФ, с 1 января 2003 г. — в 61, с 1 июля 2003 г. — в 14, с 1 января 2004 г. — в 5 и с 1 января 2007 г. — в Чеченской Республике). Этим же законом Правительству РФ поручено в срок до 31 декабря 2002 г. внести в Государственную Думу проект закона о формировании списка присяжных заседателей .
Сегодня списки кандидатов в присяжные до принятия специального закона составляются в соответствии с Законом РСФСР от 8 июля 1981 г. «О судоустройстве в РСФСР». Число включаемых в общие списки присяжных края, области граждан, постоянно проживающих в районах и городах края, области, должно примерно соответствовать в существующей пропорции числу жителей каждого района и города края, области. Число граждан, включаемых в запасной список присяжных, определяется главой краевой, областной администрации в размере не более одной четвертой всех присяжных, включаемых в общие списки. Присяжными заседателями могут быть граждане РФ, включенные в такие списки и призванные в установленном законом порядке к участию в рассмотрении судом дела.
Наделение их полномочиями осуществляется вследствие отбора. Сначала по расчетной заявке председателя суда среднего звена аппаратом законодательного (представительного) органа субъекта РФ на основе списков избирателей формируется соответствующий общий и запасный списки присяжных заседателей, которые публикуются в местной печати для сведения населения.

Ограничения на включение граждан в списки присяжных могут быть установлены только федеральным законом[188].
В списки присяжных не включаются лица: не внесенные на предшествовавших их составлению выборах или всенародном голосовании (референдуме) в списки избирателей или граждан, имеющих право участвовать в референдуме; не достигшие к моменту составления списков возраста 25 лет; имеющие не снятую или не погашенную судимость; признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности.
Вместе с тем по письменному заявлению претендентов из списков исключаются: лица, не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство в данной местности; инвалиды и лица, не способные в силу своих физических или психических недостатков исполнять указанные обязанности; лица, старше 70 лет; руководители и заместители руководителей органов представительной и исполнительной власти; военнослужащие; сотрудники правоохранительных органов; священнослужители.
«Отфильтрованные» таким образом списки направляются в суд среднего звена. Из них в соответствии с постановлением о назначении уголовного дела к слушанию с участием присяжных определяется количество кандидатов в присяжные заседатели. Председателем суда или председательствующим судьей из списка исключаются: подозреваемые или обвиняемые в совершении преступления; лица, не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство, при необеспеченности в суде синхронного перевода; лица, являющиеся инвалидами, — при отсутствии организационных либо технических возможностей их полноценного участия в судебном заседании. По заявлению от исполнения обязанностей присяжных могут быть освобождены и лица старше 60 лет, женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, а также лица, которые в силу своих религиозных убеждений считают для себя невозможным участие в осуществлении правосудия.

От исполнения обязанностей присяжного по конкретному делу председательствующий судья освобождает всякого, чья объективность вызывает обоснованные сомнения вследствие оказанного на это лицо незаконного воздействия, наличия у него предвзятого мнения, знания им обстоятельств дела из непроцессуальных источников.

Подлежащих вызову в судебное заседание должно быть не менее двадцати претендентов в коллегию присяжных. Из этого числа в судебном заседании путем случайной многоступенчатой выборки и производится отбор кандидатов в коллегию присяжных заседателей.
После решения с участием сторон всех вопросов о самоотводах и об отводах составляется список (не менее 14 человек) оставшихся кандидатов в присяжные в той последовательности, в которой они были включены в первоначальный список. С учетом характера и сложности уголовного дела по решению председательствующего может быть избрано большее количество запасных присяжных, которые также включаются в протокол судебного заседания.
Первые 12 отобранных кандидатов образуют коллегию присяжных заседателей, а два последних являются запасными. Им доверено принимать ответственные решения по вопросам, о которых говорилось выше.
Формирование коллегии присяжных производится в закрытом судебном заседании. Если в материалах уголовного дела содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, то у присяжных отбирается подписка о ее неразглашении. Присяжный заседатель, отказавшийся дать такую подписку, отводится председательствующим и заменяется запасным присяжным заседателем (ст. 328 УПК).
Граждане призываются к исполнению в суде обязанностей присяжных один раз в год на 10 рабочих дней, а если разбирательство дела, начатое с его участием, не окончилось к моменту истечения указанного срока, то и на все время рассмотрения этого дела.
Своеобразие данной формы участия граждан в осуществлении правосудия, ее отличие от института народных заседателей заключается в том, что присяжные образуют отдельную коллегию из 12 человек, которые в итоге судебного разбирательства должны самостоятельно вынести вердикт. В отношении каждого подсудимого по каждому из деяний, в совершении которых он обвиняется, председательствующим перед напутственным словом
присяжным ставятся три основных вопроса: 1) доказано ли, что деяние имело место; 2) доказано ли, что это деяние совершил подсудимый; 3) виновен ли подсудимый в совершении этого деяния (ст. 339 УПК).
Производство в суде с участием присяжных ведется в общем порядке, с учетом особенностей, предусмотренных гл. 42 УПК РФ, в которой определены права и обязанности присяжных, полномочия судьи и присяжных (ст. 333, 334 УПК), особенности судебного следствия и прений сторон, напутственное слово председательствующего, порядок проведения совещания и голосования присяжных в совещательной комнате, провозглашение вердикта, обсуждение его последствий, обязательность вердикта (ст. 335—348 УПК) и другие важные вопросы.
Заканчивается разбирательство уголовного дела в суде с участием присяжных после провозглашения вердикта, постановлением председательствующим приговора.
Приговор или иное решение областного суда, не вступившие в законную силу, могут быть обжалованы сторонами в кассационном порядке в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда РФ.
По данным Верховного Суда РФ, в 1997—2001 гг. суды присяжных в девяти регионах рассмотрели 1901 уголовное дело, что составило около 25% общего числа дел, им подсудных. За 2001 г. и 9 месяцев 2002 г. в суды присяжных поступило соответственно более 370 и 250 дел, из них окончено 240 и 148, вынесено 209 и 127 приговоров, осуждено 294 и 127 человек, оправдано 59 и 18, на дополнительное расследование направлено 64 и 41 дело. За время существования судов присяжных доля оправдательных приговоров не превышает 20%. Их девятилетнее существование в указанных регионах значительно повысило качество предварительного следствия в этих регионах. Динамика поступления дел с ходатайствами обвиняемых о рассмотрении их дела судом присяжных и другие данные по судам присяжных за 1997—2001 гг. указаны в справке, направленной в суды в 2001 г.[189]
Президиум суда среднего звена является надзорной инстанцией. Президиум состоит из председателя данного суда, его заместителей и наиболее опытных и квалифицированных членов суда. Персональный состав президиума утверждается Президентом РФ
по представлению Председателя Верховного Суда РФ при положительном заключении квалификационной коллегии судей субъекта РФ.
Конкретные судебные дела (уголовные и гражданские) он рассматривает в порядке судебного надзора по надзорным жалобам осужденного, оправданного, их защитника или законного представителя, потерпевшего, его законного представителя, а также по представлениям соответствующего прокурора либо ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств. Представление в президиум суда среднего звена могут также внести Председатель Верховного Суда РФ или его заместитель, Генеральный прокурор РФ или его заместитель.
Надзорные жалоба или представление направляются непосредственно в суд надзорной инстанции, правомочный пересматривать обжалуемое судебное решение.
Заседания президиума проводятся не реже двух раз в месяц. Президиум рассматривает дела в составе не менее трех его членов. В заседании участвует прокурор субъекта РФ.
В заседании президиума могут принять участие осужденный, его законные представители или другие заинтересованные лица, которые могут изложить свою позицию по рассматриваемому делу. Постановления принимаются открытым голосованием большинством членов президиума, участвующих в заседании, и подписываются председателем суда. Оно важно не только с позиции проверки законности, обоснованности и справедливости предшествующих решений, но и в аспекте влияния на содержание судебной практики в регионе.
Постановления президиума областного и равного ему суда могут быть опротестованы в порядке надзора в судебные коллегии по гражданским и уголовным делам Верховного Суда РФ по принадлежности.
Наряду с рассмотрением протестов по судебным делам президиум решает вопросы организационного характера: утверждает по представлению председателя суда из числа судей составы судебных коллегий по гражданским и уголовным делам; заслушивает и обсуждает материалы изучения и обобщения судебной практики и анализа судебной статистики о состоянии преступности и судимости, отчеты председателей судебных коллегий и председателей районных судов; оказывает помощь районным судам в правильном применении законодательства; рассматривает вопросы работы аппарата суда; осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законом.

Верховный суд республики- обладает правом законодательной инициативы в представительном (законодательном) органе рес- публики[190].
При верховном суде республики действует научно-консультативный совет. Это совещательный орган, в задачи которого входит разработка научно обоснованных рекомендаций по принципиальным вопросам судебной практики (см. гл. 8 учебника).
Организация работы всего суда возложена на председателя данного суда. Председатель суда осуществляет основную работу по руководству структурными подразделениями суда, а также аппарата суда.
Как судья он может председательствовать по любому делу, находящемуся в производстве судебных коллегий, действующих по первой инстанции и в кассационном порядке или назначает для этого своего заместителя, председателя коллегии или члена суда; созывает президиум суда и председательствует на этих заседаниях; приносит в президиум суда в порядке надзора на вступившие в законную силу судебные акты районного суда <судьи); в установленном порядке вправе приостанавливать исполнение судебных актов по гражданским делам; вносит представления в государственные органы, должностным лицам, а также в общественные объединения и частные организации об устранении нарушений закона, причин и условий, способствовавших совершению правонарушений; ведет личный прием граждан и представителей организаций; организует работу по обобщению судебной практики, повышению квалификации судей и сотрудников аппарата суда; представляет отчеты о деятельности суда и докладывает о ней Пленуму Верховного Суда РФ, осуществляет иные полномочия, предоставленные ему законодательством.
Как государственный орган суд организует свою работу на основе перспективного и текущего планирования. Перспективное планирование предполагает определение основных направлений деятельности областного суда на длительную перспективу с учетом особенностей региона, предполагаемых законодательных новаций, происходящей в стране судебно-правовой реформы. Текущие планы (полугодовые, чаще квартальные) предусматривают мероприятия, направленные на организацию повседневной рабо
ты судебных коллегий, приема граждан, обучения и повышения квалификации сотрудников аппарата.
На председателя областного суда персонально возложено общее руководство работой суда и ответственность за эту работу; он утверждает планы работы суда и контролирует их выполнение; в порядке, установленном законом, в субъектах РФ, где допускается рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей, определяет необходимое количество таких заседателей и направляет заявку местной администрации о составлении списков присяжных заседателей.
Председатель организует контроль за исполнением принимаемых судом решений; ведает кадрами консультантов, секретарей и других технических работников; контролирует финансовую деятельность и отчетность суда; обеспечивает общее руководство делопроизводством суда.
В отсутствие председателя его обязанности исполняет один из заместителей (чаще их два), которые одновременно являются председателями судебных коллегий. В качестве заместителей они выполняют и другую работу по поручению председателя; в соответствии с распределением обязанностей руководят работой аппарата суда, ведут личный прием граждан.
В целях обеспечения эффективного осуществления правосудия и создания надлежащих условий для деятельности судов в РФ установлено, что в случае прекращения полномочий председателя верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и автономного округа, районного суда, военного и специализированного суда временное исполнение полномочий председателя этого суда на срок до одного года со всеми правами, предоставленными ему процессуальным законодательством, возлагается на первого заместителя председателя соответствующего суда, а при отсутствии первого заместителя по поручению Председателя Верховного
Суда РФ — на одного из заместителей председателя соответствую-
1
щего суда .
Аналогично районному суду в суде среднего звена учреждена должность ад министрат ора, который назначается на должность и освобождается от должности Судебным департаментом при Верховном Суде РФ по представлению председателя соответствующе

го суда. Его деятельность призвана способствовать укреплению самостоятельности и независимости суда. Администратор суда подчиняется председателю соответствующего суда и выполняет его распоряжения. Его полномочия определены ст. 19 Федерального закона «О судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» и во многом корреспондируются с полномочиями администратора районного суда (см. предыдущий параграф).
Аппарат суда среднего звена обеспечивает его деятельность и подчиняется председателю этого суда. В него входят: секретари — президиума, судебных коллегий, судебных заседаний, составов суда; инспектора; консультанты; делопроизводители, машинистки, архивариус.
Структурно в областном суде действуют канцелярия по гражданским делам, канцелярия по уголовным делам, архив, экспедиция, секретариат.
Все секретари и инспектора подчинены заведующему секретариатом, который руководит их работой и контролирует ее. Секретари судебных коллегий оформляют судебные дела и обеспечивают их хранение и иных материалов коллегий, извещают необходимых лиц о назначенных к слушанию делах и т.д. Основная обязанность секретарей судебных заседаний — обеспечение явки участников судопроизводства и ведение протокола судебных разбирательств дел по первой инстанции. Инспектора выполняют справочную работу, заполняют документы первичного учета (карточки, журналы и т.д.). Группа консультантов занимается изучением дел и жалоб, поступающих в суд для проверки в порядке надзора. На основе их доклада председатель суда либо вносит надзорную жалобу, либо отказывает в ее принесении.
Соответствующие их должностям и другие сотрудники аппарата выполняют возложенные на них обязанности, направленные на обеспечение работы суда как государственного органа.