Судебная власть в республике башкортостан

Мировые судьи Республики Башкортостан в системе органов государственной власти субъекта Российской Федерации текст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции 12.00.00 ВАК РФ

ТЕКСТ ДИССЕРТАЦИИ

На правах рукописи

Муратшина Галина Петровна

МИРОВЫЕ СУДЬИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Специальность 12.00.11 — «Судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохранительной деятельности (юридические науки)»

Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук

Научный руководитель: доктор юридических наук, доцент Павликов С.Г.

Глава 1. Институт мировых судей Республики Башкортостан: формирование и эволюция как регионального института

§ 1. Генезис и развитие мировых судов в Башкирии. 17

§ 2. Эволюция правового статуса мировых судей в новейшей истории Рос. 44

§ 3. Специфические признаки организации судебной власти в Республике

Башкортостан (на примере мировых судей). 63

§ 4. Компетенция и специфика судопроизводства мировых судей Республики Башкортостан и дореволюционных мировых судей: сравнительно —

Глава 2. Повышение эффективности института мировых судей Республики Башкортостан и оптимизация их взаимодействия с иными органами государственной вла-

§ 1. Теоретико-правовые критерии оценки эффективности института миро-

§ 2. Трансформация модели организации института мировых судей в об

щероссийском и «региональном» масштабах. 146

§ 3. Оптимизация взаимодействия мировых судей с органами государст венной судебной власти Республики Башкортостан. 172

§ 4. Законодательство о мировых судьях: специфика субъектов Российской Федерации и основные направления совершенствования. 182

Список использованных источников и научной литературы. 200

Актуальность темы диссертационного исследования. На рубеже 2011-2012 гг. у представителей юридического сообщества появились все основания утверждать, что перспективы развития института мировых судей на уровне государственно — правовой концептуальной программы в Российской Федерации не определены. В первую очередь, об этом свидетельствует то обстоятельство, что поручение Президента Российской Федерации о разработке механизма федерального обеспечения деятельности мировых судей не нашло практической реализации. По убеждению автора диссертационного исследования, это, с одной стороны, свидетельствует о совершенно обоснованном вдумчивом отношении к судьбе одного из самых перспективных проектов оптимизации судебной власти, с другой -предоставляет возможности ученым активизировать усилия по разработке соответствующих доктринальных и практических предложений.

Представляется, что юридическая наука должна сформулировать новые убедительные доказательства того, что функционирование мировых судей как «судов субъектов Российской Федерации» является единственно возможным вариантом избежать их слияния с федеральными судами, а, стало бы, нивелировать все достоинства мировой юстиции (приближенность суда к населению, использование элементов суммарного производства и процедур альтернативного разрешения споров и т.п.).

Как думается, в этих целях целесообразно исследовать актуальные тенденции функционирования мировых судей в конкретных субъектах Российской Федерации. Так, обращение к практике мировых судей Республики Башкортостан не заставляет усомниться в эффективности этого

института; только за 9 месяцев 2011 г. ими принято к производству 11062 уголовных дела, 291427 гражданских дел, 112793 дела об административных правонарушениях1. Мировые судьи республики ежедневно размещают на своих сайтах в сети «Интернет» информацию о движении дел и принятых по делам судебных актах; за 9 месяцев 2011 г. мировыми судьями

обнародованы сведения по 137809 делам.

Своевременной будет выявление и характеристика в диссертационном исследовании новейших тенденции в организации мировой юстиции, причем, имеющих место далеко не во всех субъектах Российской Федерации. Так, именно в Республике Башкортостан с конца 2010 г. начался уникальный процесс консолидации функций организации деятельности мировых судей и ведения регистров правовых актов. Указом Президента Республики Башкортостан от 27 октября 2010 г. № УП-624 «Об утверждении Положения об Управлении Республики Башкортостан по организации деятельности мировых судей и ведению регистров правовых актов» был создан новый «региональный» институт, не имеющий аналогов в российской правоприменительной практике и, соответственно, требующий детального научного анализа3.

Автор диссертационного исследования не может не согласиться с мнением о том, что не теряет своей актуальности и проблематика взаимодействия мирового судьи и его аппарата4. К примеру, Приказом Управления Республики Башкортостан по организации деятельности мировых судей и ведению регистров правовых актов от 25 февраля 2011 г. № 57 «Об

1 Материалы сайта: http://www.minjust.bashkortostan.ru/news237.html.

3 См.: Указ Президента Республики Башкортостан от 27 октября 2010 г. № УП-624 «Об утверждении Положения об Управлении Республики Башкортостан по организации деятельности мировых судей и ведению регистров правовых актов» //Ведомости Государственного Собрания — Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан. 11.01.2011. № 1 (343). Ст. 44.

4 См.: Каитова А.Р. Институт мировых судей в судебной и правоохранительной системах Российской Федерации: Дисс. канд. юрид. наук. М., 2012. С. 3-4.

утверждении Положения об аппарате мирового судьи Республики Башкортостан» утверждено соответствующее Положение5. Вместе с тем, данный документ не определяет характер взаимоотношений и, конкретно, подчиненность аппарата суда непосредственно мировому судье.

И, наконец, нельзя не отметить, что малоизученными являются проблемы организации взаимодействия мировых судей и органов государственной и, прежде всего, судебной власти. К примеру, некоторые авторы, в целом, справедливо полагают, что нужно развивать взаимоотношения конституционных (уставных) судов и мировых судей субъектов Российской Федерации6. В этом плане своевременным будет разработка конкретного механизма сотрудничества мировых судей и органов конституционного контроля в деле обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Изложенное обусловливает актуальность диссертационного исследования, посвященного проблемам генезиса и развития института мировых судей в Республике Башкортостан, повышения эффективности их взаимодействия с органами государственной власти данного субъекта Российской Федерации.

Степень научной разработанности темы диссертационного исследования. Использованы работы историков — краеведов, правоведов, в том числе, обращавшихся к проблемам организации судебной власти в Башкортостане: А.Ф. Абрахманов, А.И. Акманов, К.Н. Анненков, А.З. Асфан-дияров, В.П. Безобразов, Е.В. Васьковский, Б.В. Виленский, М.Ф. Вла-димирский-Буданов, В.М. Гессен, У.И. Гибадатов, A.A. Головачев, В.В. Гущев, Г.А. Джаншиев, Ф.А. Ишкулов, В.О. Ключевский, А.Ф. Кони, М.Г.

5 Приказ Управления Республики Башкортостан по организации деятельности мировых судей и ведению регистров правовых актов от 25 февраля 2011 г. № 57 «Об утверждении Положения об аппарате мирового судьи Республики Башкортостан» //Республика Башкортостан. № 73 (27308) 15.04.2011.

6 См.: Павликов С.Г. Системы судов субъектов Российской Федерации: конституционно-правовое исследование: Дисс. докт. юрид. наук. М., 2011. С. 288.

Коротких, A.C. Масалимов, Д.П. Никольский, Ф.С. Тарасенко, H.A. Троицкий, В.К. Случевский, И.Я. Фойницкий и другие.

Вопросы реформирования российской судебной системы, в том числе на основе совершенствования статуса мировых судей субъектов Российской Федерации, затронуты в работах Е.Б. Абросимовой, A.B. Аверина, В.И. Анишиной, И.А. Алебастровой, А.Д. Бойкова, А.Б. Ваймана,

A.A. Воронова, В.В.Ершова, В.М.Лебедева, М.И. Клеандрова, М.С. Крутера, H.A. Колоколова, О.Н. Кряжковой, М.Н. Марченко, Г.Б. Мирзоева, М.В. Плотниковой, В.Ф. Попондопуло, A.C. Прудникова,

B.И. Радченко, В.Е.Сафонова, В.М. Шамарова, Р.В. Шагиевой, Н.М. Чепурновой, С.С. Юрьева и других авторов.

Различные элементы правового статуса мировых судей субъектов Российской Федерации описаны в работах таких авторов как A.C. Александрова, H.H. Апостолова, В.П. Безобразов, В.П. Божьев, A.A. Власов, A.A. Гранин, Е.В. Данилевская, В.В. Демидов, Г.А. Джаншиев, Т.Н. Джелали, В.В. Дорошков, В.М. Жуйков, H.H. Ковтун,

C.B. Лонская, В.В. Максимов, И.М. Михайловская, С.Г. Павликов, П.П.Пашкевич, Н.Н.Полянский, Н.В. Радутная, А.Н. Сачков, С.Н.Семенов, С.П. Сереброва, Т.В.Трубникова, Е.Е.Язева, Ю.К.

Якимович, М.Л. Якуба и др.

Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе формирования и функционирования мировых судей Республики Башкортостан как института, взаимодействующего с органами государственной, в том числе, судебной власти

субъекта Российской Федерации.

Предмет диссертационного исследования — нормы российского права, регулирующие статус, полномочия и порядок деятельности мировых судей Республики Башкортостан, ряда других субъектов Российской Федерации, памятники права («Положение о башкирах» от 14 мая 1863 г., Указ

«О введении в Уфимской, Оренбургской и Астраханской губерниях мировых судебных установлений» от 2 мая 1878 г. и др.), судебная практика мировых судей и иных судов Российской Федерации.

Цель и задачи диссертационного исследования. Основная цель диссертационного исследования состоит в обосновании целесообразности дальнейшего развития института мировых судей как «судов субъектов Российской Федерации» на примере анализа их деятельности в системе органов государственной власти Республики Башкортостан.

В соответствии с объектом, предметом и целью исследования в диссертационном исследовании поставлены следующие задачи:

— изучение процесса генезиса и развития института мировых судов в Башкирии;

— научный анализ эволюции правового статуса мировых судей в новейшей истории России;

— выявление и характеристика специфических признаков организации судебной власти в Республике Башкортостан на примере мировых судей;

— сравнительно — правовой анализ компетенции и специфики судопроизводства мировых судей Республики Башкортостан и дореволюционных мировых судей;

— уяснение потенциала института мировых судей Республики Башкортостан на основе теоретического анализа критериев оценки эффективности современной мировой юстиции;

— изучение процесса трансформации модели организации института мировых судей в общероссийском и «региональном» масштабах;

— разработка теоретических и практических предложений по оптимизации взаимодействия мировых судей с органами государственной (судебной) власти Республики Башкортостан и по совершенствованию законодательства о мировых судьях Российской Федерации.

Нормативную основу диссертационного исследования составили:

— Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.;

— международные нормативные правовые акты (в том числе, Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г.);

— федеральные конституционные и федеральные законы (Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ (в ред. от 1 июня 2011 г.) «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. (в ред. 27 декабря 2009 г.) № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ (в ред. от 18 июля 2011 г.) «О мировых судьях в Российской Федерации» и др.),

— законодательство Республики Башкортостан и некоторых других субъектов Российской Федерации (Конституция Республики Башкортостан от 24 декабря 1993 г. № ВС-22/15 (в ред. от 19 мая 2011 г.); Закон Республики Башкортостан от 31 июля 1998 г. № 182-3 (в ред. от 30 мая 2011 г.) «О мировых судьях Республики Башкортостан»; Закон Республики Башкортостан от 18 июня 2010 г. № 269-3 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности мировых судей Республики Башкортостан» и

Изучены документы судебной практики Конституционного Суда и Верховного Суда Российской Федерации, а также Конституционного Суда и мировых судей Республики Башкортостан.

В диссертационной работе использованы памятники российского права — Судебные уставы 1864 г., «Временные правила о волостном суде в местностях, в которых введено Положение о Земских Участковых

начальниках» от 12 июля 1889 г. и др.

Теоретическую основу исследования составили научные положения, выводы, оценки, содержащиеся в трудах таких авторы как: A.B. Аве-

рин, Б.Т. Безлепкин, К.С. Вельский, В.П. Божьев, А.Д. Бойков, А.Г. Братко, O.A. Галустьян, А.П. Гуськова, К.Ф. Гуценко, A.A. Власов, A.A. Воронов, Ю.А. Дмитриев, A.B. Ендольцева, В.П. Кашепов, Л.Ф. Кваша, А.П. Киз-лык, М.А. Ковалев, И.И. Колесников, М.С. Крутер, В.В. Мельник, А.Н. Миронов, А.П. Рыжаков, H.A. Петухов, В.Ю. Пиотровский, JI.K. Савюк, В.М. Фокин, В.В. Черников, A.A. Шамардин, В.М. Шамаров и другие.

Методологическую основу диссертационной работы составили общелогические методы научного познании (анализ, синтез, индукция, аналогия, дедукция), общенаучные (системный, структурно-функциональный и др.) и частно — научные (сравнительно — правовой и формально-юридический методы, методы социологический исследований) методы анализа государственно-правовых явлений и процессов.

Поскольку изучаемые органы государственной власти субъектов Российской Федерации являются частью общероссийской судебной системы, автор не мог не обратиться к структурно — функциональному методу, позволившему, в частности, исследовать процессы взаимодействия федеральных судов и мировых судей в Республике Башкортостан.

Использование диссертантом сравнительно-правового метода позволило охарактеризовать процесс генезиса института мировых судей, обозначить наиболее характерные тенденции и закономерности в их развитии в Республике Башкортостан.

На основе применения формально-юридического метода исследован статус мировых судей, охарактеризованы их место и роль в системе органов государственной власти Республики Башкортостан. Кроме того, данная методика позволила автору вскрыть недостатки (противоречия, пробелы) в правовом регулировании статуса мировых судей и разработать предложения, направленные на их преодоление.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в

— предложен авторский вариант развития института мировых судей, предполагающий как усиление «региональных» признаков их правового статуса в федеральном законодательстве (упрощение процедуры инициирования судебного разбирательства, закрепление возможности более активного использования элементов суммарного производства и процедур альтернативного разрешения споров), так и создание субъектами Российской Федерации новых механизмов организации деятельности мировой юстиции;

— на основе использования обширного эмпирического материала и архивных документов Республики Башкортостан выявлены и охарактеризованы те специфические признаки и черты в организации мировой юстиции, которые целесообразно возрождать и использовать в современной модели мировой юстиции данного субъекта Российской Федерации;

— впервые в юридической литературе изучен уникальный процесс консолидации функций организации деятельности мировых судей и ведения регистров правовых актов, что позволяет совершенствовать «региональные аспекты» правового регулирования мировых судей на основе систематического комплексного изучения всего массива нормативных правовых актов Республики Башкортостан;

— внесен вклад в развитие науки о судебной власти и правоохранительной деятельности на основе формирования теоретических выводов и конкретных практических рекомендаций по совершенствованию

деятельности мировых судей.

Научная новизна диссертационного исследования определяется также его комплексным характером, сочетающим в себе характеристику актуальных проблем развития института мировых судей в общероссийском масштабе с углубленным историко — теоретическим исследованием процессов его генезиса, развития в Республике Башкортостан.

На защиту выносятся следующие основные положения и выводы диссертационного исследования, обладающие элементами научной новизны:

1. Перспективы института мировых судей автор диссертационного исследования связывает либо с их окончательной трансформацией в федеральные суды, либо с развитием и усилением «региональных составляющих» в правовом статусе. Поскольку концептуальная про�

Верховный суд Республики Башкортостан

В Башкирском крае официальная судебная власть стала функционировать в начале восемнадцатого века, когда край был еще под юрисдикции Казанской губернии.

В дальнейшем была организована Оренбургская губерния, куда и была включена Уфимская провинция. Первые записи о состоявшихся судах в городе Уфе записывались в Деловом журнале, ведущемся при Администрации Уфимской провинции. Судебного процесса, как такового еще не было, не велись также и протоколы судебных заседаний. Одна из записей, где четко зарегистрирован состоявшийся суд, обнаружена в этом журнале. Дата этой записи — 28 ноября 1728 года. Уфимским судом рассматривался вопрос об исполнении Указа Императора России о взыскании налогов.

Становление подлинной судебной власти в Башкирии шло трудно. Кто и как только не отправлял правосудие. Инициатива в этом вопросе исходила от самих властей. Царское правительство учредило в Башкирии суррогат судебной власти: в отправлении правосудия на правах полномочных судей участвовали представители административной, исполнительной и других форм управленческой власти. До некоторой степени она носила националистический характер. Потому что русских судили по Уложению России, а башкир и татар — больше по законам шариата. Подобное правосудие осуществлялось вплоть до Пугачевского восстания.

После подавления Пугачевского восстания, царское правительство всерьез занялось вопросами реорганизацией органов управления, а заодно и судебных органов.

В 1775 году были организованы Оренбургские Палаты уголовного и гражданского судов. Для судов Уфимской провинции вышестоящей инстанцией являлись именно эти Оренбургские Палаты уголовного и гражданского судов.

14 января 1782 года царское правительство издало указ «Об устройстве Уфимской губернии». На основании этого указа в Уфимской губернии были организованы новые судебные органы: Палаты уголовного и гражданского судов и другие суды. Обе Палаты являлись апелляционными инстанциями и пересматривали дела, разрешенные в нижестоящих судов. По некоторым категориям дел Палаты были судами первой инстанции.

Был учрежден суд специального назначения — Совестный суд. Это прообраз будущих мировых судов — основная их задача — примирение сторон. Кроме того, в уездах Уфимской губернии были организованы нижние земские суды и нижние расправы.

В 1796 году произошла новая реорганизация судов. Правительство Павла Первого, пришедшего к власти после смерти Екатерины Второй в губерниях упразднило все сословные суды: верхние земские суды, губернские магистраты, верхние расправы, а в уездах были упразднены нижние расправы.

Кроме того, в каждой губернии Палаты уголовного и гражданского судов были объединены в Палаты суда и расправы. В таком виде судебные органы просуществовали до судебной реформы 1864 года.

Однако судебная реформа в Башкирии была введена императорским указом от 9 марта 1882 года «О введении судебной реформы в полном объеме в губерниях Оренбургской и Уфимской». И после этого новая реформа не заработала еще в полном объеме.

Уфимский окружной суд заработал только с начала 1894 года, а суд присяжных заседателей был введен только указом от 2 февраля 1898 года.

Декретом № 1 от 24 ноября 1917 года Советская власть упразднила все царские суды. Однако Уфимский окружной суд функционировал до 30 мая 1919 года. Летом 1922 года была образована Башкирская Автономная Советская Социалистическая республика с включением в нее Уфимской губернии.

23 декабря 1922 года постановлением БашЦИК был образован Башкирский областной суд и избран состав областного суда. С этого момента начал работать Высший судебный орган Республики Башкортостан. Башкирский областной суд был организован на базе Башкирского революционного трибунала, Совета народных судей и Особой сессии нарсуда. Он объединил все эти судебные органы и сосредоточил судебную власть в одном вышестоящем органе — Областном суде.

Первым председателем Башкирского областного суда был избран Кузьмин Павел Васильевич, учитель по образованию, революционер, участник гражданской войны. Он проработал недолго и в апреле 1923 года направлен учиться на высшие юридические курсы, находящиеся в Москве.

В составе судей первого 1922 года избрания в высший судебный орган БАССР были знаменитые личности. Один из них — Галанов Виктор Дмитриевич, окончивший юрфак Казанского университета, участник трех Революций. Он был избран заместителем председателя Верховного суда БАССР по гражданским делам.

16 мая 1923 года постановлением БашЦИК областной суд переименован в Главный суд БАССР (Башглавсуд). В 1936 году была принята новая Конституция СССР. В связи с этим 23 февраля 1937 года постановлением ВЦИК СССР Башглавсуд переименован в Верховный суд БАССР. В таком статусе высший судебный орган республики работает по настоящее время.

Место в судебной системе

В соответствии со статьей 20 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов являются федеральными судами общей юрисдикции.

В системе федеральных судов общей юрисдикции они занимают положение судов среднего звена, находясь между районными судами и Верховным Судом РФ. При этом они являются одновременно высшими судебными органами судов общей юрисдикции соответствующих субъектов Федерации.

Суды среднего звена системы судов общей юрисдикции наделены равной компетенцией, имеют одинаковую структуру и в основном совпадающие полномочия. По количественному составу судей и аппарата суды различаются между собой: это зависит от объема работы данного суда, числа подведомственных ему в процессуальном отношении районных судов. Количественный состав названных судов устанавливается Верховным Судом РФ на основе данных, предоставленных Судебным департаментом при Верховном Суде РФ.

Выступая в качестве вышестоящей инстанции по отношению к районным судам, суды среднего звена осуществляют функцию надзора за их судебной деятельностью, т.е. пересматривать судебные акты районных судов в кассационном и в надзорном порядке. В порядке надзора эти суды могут пересматривать и вступившие в законную силу приговоры, решения, определения и постановления мировых судей. В свою очередь, деятельность судов общей юрисдикции субъектов Федерации поднадзорна Верховному Суду РФ.

Помимо выполнения функций кассационной и надзорной инстанции, суды среднего уровня выступают в качестве судов первой инстанции по целому ряду категорий дел.

В гражданском процессе суды среднего звена судебной системы РФ в качестве суда первой инстанции рассматривают гражданские дела:

1) связанные с государственной тайной;

2) об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Федерации, затрагивающих права, свободы и законные интересы российских граждан и организаций;

3) о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения либо иного структурного подразделения политической партии, межрегиональных и региональных общественных объединений; о ликвидации местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Федерации; о запрете деятельности не являющихся юридическими лицами межрегиональных и региональных общественных объединений и местных религиозных организаций; централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Федерации; о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территории одного субъекта Федерации;

4) об оспаривании решений (уклонении от принятия решений) избирательных комиссий субъектов Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Федерации, соответствующих комиссий референдума, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий или соответствующих комиссий референдума.

Федеральными законами к подсудности областных, краевых и равных им судов могут быть отнесены и другие дела (ст. 26 ГПК РФ).

В уголовном процессе суды среднего уровня в качестве суда первой инстанции рассматривают следующие уголовные дела:

1) любые уголовные дела, подсудные нижестоящему суду, при наличии ходатайства обвиняемого.

2) уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 105 частью второй, 126 частью третьей, 131 частью третьей, 205, 206 частями второй — четвертой, 208 частью первой, 209 — 211, 212 частью первой, 227, 263 частью третьей, 267 частью третьей, 269 частью третьей, 275 — 279, 281, 290 частями третьей и четвертой, 294 — 302, 303 частями второй и третьей, 304, 305, 317, 321 частью третьей, 322 частью второй, 353 — 358, 359 частями первой и второй и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации.

3) уголовные дела, в материалах которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну (статья 31 УПК РФ).

Судебная власть в республике башкортостан

Республика Башкортостан, согласно Конституции республики, является демократическим правовым государством в составе Российской Федерации, выражающим волю и интересы всего многонационального народа республики.

Государственная власть в Республике Башкортостан осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Государственную власть в Республике Башкортостан осуществляют Государственное Собрание — Курултай Республики Башкортостан, Глава Республики Башкортостан, Правительство Республики Башкортостан, местные органы государственной власти Республики Башкортостан, суды Республики Башкортостан.

Высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти Республики Башкортостан является Государственное Собрание — Курултай Республики Башкортостан. Государственное Собрание Республики Башкортостан состоит из 120 депутатов и избирается сроком на пять лет.

Главой и высшим должностным лицом Республики Башкортостан является Глава Республики Башкортостан.

Глава Республики Башкортостан представляет Республику Башкортостан в отношениях с Президентом Российской Федерации, Советом Федерации и Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, иными федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами государственной власти Республики Башкортостан, органами местного самоуправления, общественными объединениями, другими организациями и должностными лицами и при осуществлении международных и внешнеэкономических связей.

Срок полномочий Главы Республики Башкортостан составляет пять лет.

Высшим исполнительным органом государственной власти Республики Башкортостан является Правительство Республики Башкортостан, возглавляемое Главой Республики Башкортостан.

Судебную власть в Республике Башкортостан осуществляют Конституционный суд РБ, федеральные суды и мировые судьи.

В Республике Башкортостан признается и гарантируется местное самоуправление, обеспечивающее самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

Столицей Республики Башкортостан является город Уфа.

Республика входит в состав Приволжского федерального округа Российской Федерации.

Судебная власть и судебная система Республики Казахстан

Главная > Реферат >Государство и право

Тема: Судебная власть и судебная система Республики Казахстан.

Курс – II, Группа – Право 02/9

Форма обучения – дневная

г. Актау 2004 год.

Понятие судебной системы Республики Казахстан.

Судебная власть Республики Казахстан.

Судебная системы Республики Казахстан.

Верховный суд Республики Казахстан.

Районные (городские) суды Республики Казахстан.

Областные суды Республики Казахстан.

Список использованной литературы.

В данной контрольной работе будет рассказано о основных направлениях судебной системы Республики Казахстан. Принципы работы Верховного, Областного и Районного суда как происходит разделение властей между ними, взаимодействие между собой ветвей власти. Какими полномочиями обладает Верховный, Областной и Районный суд. Образование надзорных коллегий и пленарных заседаний их деятельность.

Поэтому я начинаю свою контрольную работу с описания их деятельности.

Понятие судебной системы Республики Казахстан.

Различие судебных зданий и всех государственных органов Республики Казахстан различаются по символам государственной власти.

На зданиях и в залах судебных заседаний устанавливается Государственный флаг Республики Казахстан и помещается изображение Государственного герба Республики Казахстан. Для судей Республики Казахстан предусмотрена специальная форма одежда «Мантия» в которых они осуществляют правосудие.

Судебная власть Республики Казахстан

Судебная власть в Республики Казахстан принадлежит только судам в лице постоянных судей и осуществляется от имени Республики Казахстан и имеет своим назначением: защиту прав, свобод и законные интересы граждан и организаций, обеспечение исполнения конституции, законов иных нормативных правовых актов, международных договоров Республики.

Судебная власть осуществляется посредством гражданского, уголовного и иных установленных законом форм судопроизводства. Никакие иные органы и лица не вправе присваивать себе полномочия судьи или функций судебной власти, обращения подлежащие рассмотрению в порядке судопроизводства, не могут быть рассмотрены или изъяты на контроль другими органами и лицами, а также лишения прав на рассмотрение дела с соблюдением всех требований закона и справедливости компетентным независимым судом.

Судьи при рассмотрении дела независимы, подотчетны только конституции и закону. Ущемление статуса и независимости судей не допускается, так же не допускается вмешательство в деятельность суда по рассмотрению дела и влечет ответственность, а по конкретным делам вообще неподотчетны.

Решение и требования судей при осуществлении полномочий обязательны для исполнения всеми лицами как государственных так и физическими так и юридическими. Неисполнение решений также влечет ответственность.

Судебная система Республики Казахстан

Судебная система Республики Казахстан составляет Верховный суд Республики Казахстан и местные суды. Образование специальных и чрезвычайных судов под любым названием не допускается.

К местным судам относят:

— областные и приравненные к ним суды

— районные и приравненные к ним суды

также в Республики Казахстан могут создаваться специальные суды (военные, налоговые)

Все суды имеют печать с изображением Государственного герба Республик Казахстан и свое наименование.

Единство судебной системы Республики Казахстан обеспечивается: принципом правосудия, установленные конституцией являются общими и едиными для всех судов и судей Республики Казахстан, обязательное исполнение на всей территории Республики вступивших в законную силу судебных актов, осуществление судебной власти в единых формах, применение действующего права. Финансирование судов происходит из республиканского бюджета.

Верховный суд Республики Казахстан

Верховный суд Республики Казахстан является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Верховный суд Республики Казахстан рассматривает судебные дела и материалы, отнесенные к его подсудности, изучает судебную практику, принимает нормативные постановления, дающие разъяснения по вопросам применения в судебной практике законодательства. В частности рассматривает судебные дела о государственной измене, совершенные в период исполнений своих обязанностей Президента Республики Казахстан, о преступлениях совершенными лицами в период исполнения своих обязанностей Судьи Верховного суда Республики Казахстан, депутата Парламента Республики Казахстан, Генерального Прокурора Республики Казахстан, а также о преступлениях связанных с исполнением служебных обязанностей совершенных членами Правительства Республики Казахстан, первыми руководителями центральных исполнительных органов, не входящих в состав Правительства, а равно первыми руководителями государственных органов, подчиненных непосредственно Президенту Республики Казахстан. Также рассматривает дела по апелляционным жалобам, протестам на не вступившие в законную силу приговоры, постановления областных и приравненных к ним судов.

Верховный суд состоит из Председателя, председателей коллегий и судей их численность устанавливается Президентом Республики Казахстан по представлению Председателя Верховного суда, а органами Верховного суда являются:

— коллегия по гражданским делам

— коллегия по уголовным делам

— пленарное заседание суда

так же при Верховном суде образуется научно-консультативный совет и печатный орган – это совещательный орган, в задачу которого входит разработка научно обоснованных рекомендаций по вопросам правоприменительной практики. Также обладает правом экспертной оценки научных работ, учебных и иных пособий, статей и публикаций, издаваемых судьями и работниками Верховного суда, а также другими учеными и практикантами, и дают по ним соответствующие заключения, отзывы и рекомендации. Научно-консультативный совет избирается пленарным заседание по представлению председателя Верховного суда Республики Казахстан из числа ученых сроком на 3 года и состоит из 2 секций – по гражданско-правовым вопросам и по уголовно-правовым вопросам. Их работу обеспечивает секретарь Пленума верховного суда Республики Казахстан, который организует заседание, доводит до сведения руководство и принимает меры к их реализации.

Коллегии по гражданским и уголовным делам Верховного суда возглавляется председателем коллегий, а надзорная коллегия – Председателем Верховного суда. В соответствии с постановлением пленарного заседания Верховного суда Республики Казахстан численность судей в каждой коллегии по представлению Председателя Верховного суда установлена следующая численность судей:

— надзорной коллегии 8 судей

— коллегии по гражданским делам 18 судей

— коллегии по уголовным делам 19 судей

Надзорная коллегия состоит из судей Верховного суда, избираемых тайным ежегодным голосованием на пленарном заседании большинством голосов от общего числа судей. А коллегия по гражданским и уголовным делам состоят из судей персонального состава, которые устанавливаются Председателем Верховного суда после обсуждения на пленарном заседании. Также Председателем Верховного суда могут создаваться специализированные составы.

Председатель Верховного суда является судьей на ряду с выполнением обязанностей судьи и выполняет следующие организационные работы:

организует рассмотрение судебных дел судьями, возлагает надзорную коллегию, может председательствовать при рассмотрении судебных дел в коллегиях, созывает пленарные заседания Верховного суда и председательствует на них, вносит на рассмотрение пленарного заседания Верховного суда материалы для принятия нормативных постановлений Верховного суда по вопросам применения в судебной практике законодательства, вносит на утверждение пленарного заседания Верховного суда кандидатуры секретаря пленарного заседания Верховного суда и членов научно-консультативного совета, в необходимых случаях привлекает судей одной коллегии для рассмотрения дел в составе другой коллегии кроме надзорной коллегии, утверждает план работы Верховного суда, координирует работу коллегии, осуществляет обще руководство аппаратом Верховного суда утверждает структуру и штаты, ведет личный прием граждан и издает распоряжения.

Прежде всего председатель Верховного суда представляет интересы судебной системы республики с другими органами и иных ветвей государственной власти республики и международными организациями, а также представляет кандидата на должность руководителя уполномоченного органа Президенту Республики Казахстан, на основании заключений пленарных заседаний судов представляет кандидатуры на вакантные должности председателя районного суда, председателя и председателя коллегии областного суда, председателя коллегии судьи Верховного суда, соответственно в Высший судебный совет или квалификационную коллегию юстиции с приложением на всех кандидатов, рассмотренных на пленарном заседании судов.

Квалификационная коллегия юстиции – это автономное, независимое учреждение формируемая из депутатов Мажилиса, судей, прокуроров, преподавателей юридических дисциплин и ученых–юристов, работников органов юстиции. Основными задачами, которых является – обеспечение качественного отбора и дача рекомендаций кандидатам на вакантные должности председателей и судей, районных и приравненных к ним судов, обеспечение независимости судей.

Также вносит предложение по усовершенствованию законодательства непосредственно Президенту Республики Казахстан, при возникновении основания вносит представления по вопросу прекращения полномочий председателей, председателей коллегий и судей судов республики, вносит представление Президенту Республики Казахстан о награждении судей государственными наградами и присвоения почетных званий по своему усмотрению присваивает судьям Республики Казахстан звания «Почетный судья» и утверждает положение о присвоении звании.

При временном отсутствии председателя Верховного суда его обязанности возлагаются на одного из председателей коллегий, а в случае отставки или досрочного прекращения полномочий, временное исполнение обязанностей Председателя возлагается Президентом Республики Казахстан на одного из председателей коллегий Верховного суда.

Председатель коллегии Верховного суда является также как и председатель Верховного суда, судьей на ряду с выполнением обязанности судьи. Председатель коллегии Верховного суда осуществляет следующее: председательствует в судебных заседаниях коллегии, организует работу по ведению судебной статистики, изучению и обобщению судебной практики применения законодательства, обеспечивает подготовку судьями соответствующих документов для рассмотрения их на пленарном заседании Верховного суда, представляет информацию пленарного заседания о деятельности коллегии, осуществляет другие полномочия предусмотренные в рамках закона.

В случае временного отсутствия исполнение его обязанностей возлагается по распоряжению председателя Верховного суда на одного из судей коллегии.

Пленарное заседание: устанавливает численный состав коллегий и избирает судей в состав надзорной коллегии, изучает судебную практику по итогам обобщения рассматривает вопросы соблюдения законности при отправлении правосудия, принимает нормативные постановления и дает разъяснения по применению судебной практики, заслушивает информацию председателей Верховного суда и руководителя уполномоченного органа, дает заключение в случае признания Президента Республики Казахстан не дееспособным, обсуждает кандидатуры на вакантные должности председателя и председателя коллегии областного суда, председателя коллегии судьи Верховного суда и выносит заключение, утверждает секретаря пленарного заседания и состав научно-консультативного совета.