Судебная власть и правоохранительные органы 2018

Система правоохранительных органов

Систему правоохранительных органов можно подразделить на судебные органы (суды) и иные правоохранительные органы.

Судебная система, в свою очередь, включает в себя Конституционный Суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции, систему арбитражных судов и суды (мировые судьи и конституционные (уставные) суды) субъектов РФ.

Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля. Этот судебный орган призван самостоятельно и независимо осуществлять судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Основная цель деятельности Конституционного Суда РФ – это защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции на всей территории РФ.

Система федеральных судов общей юрисдикции уже своим названием подчеркивает широту охвата правовых вопросов, подпадающих под ее процессуальную компетенцию. По сути, все правовые вопросы, возникающие в жизни граждан, разрешаются главным образом в судах общей юрисдикции.

В системе федеральных судов общей юрисдикции в свою очередь могут быть выделены: система общих судов и система военных судов. Последние обособились в силу исторической традиции и состоят из судов военных округов (флотов) и гарнизонных судов. Обе эти системы имеют общий вышестоящий орган – Верховный Суд РФ (он является и общим, и военным судом одновременно).

Система общих судов включает в себя суды субъектов РФ, районные суды. Помимо этого к судам общей юрисдикции относятся и мировые судьи, хотя по своему организационно-правовому статусу они не относятся к федеральным судам общей юрисдикции, а формируются органами законодательной (исполнительной) власти субъектов РФ.

Система арбитражных судов создана преимущественно для разрешения экономических споров, возникающих между юридическими лицами, хотя арбитражные суды имеют и иные полномочия. В настоящее время система арбитражных судов включает в себя Высший Арбитражный суд РФ, федеральные арбитражные суды арбитражных округов (кассационные суды), апелляционные суды и арбитражные суды субъектов РФ.

Суды субъектов РФ включают в себя мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Основная задача мировых судей – рассматривать и разрешать правовые споры, которые наиболее часто встречаются в повседневной жизни граждан. Конституционные (уставные) суды созданы для рассмотрения спорных правовых вопросов о соответствии принимаемых органами власти субъектов РФ нормативных правовых актов Конституции или уставу субъекта.

Иные правоохранительные органы также образуют систему, состоящую из:

– органов прокуратуры;
– органов внутренних дел;
– федеральной службы безопасности;
– органов государственной охраны;
– органов государственной налоговой службы;
– таможенных органов;
– органов борьбы с незаконным оборотом наркотиков;
– органов предварительного расследования;
– органов юстиции.

Система правоохранительных органов призвана реализовать такие важнейшие функции, как:

– конституционный контроль;
– отправление правосудия;
– прокурорский надзор;
– расследование преступлений;
– оперативно-розыскная функция;
– исполнение судебных решений;

– оказание юридической помощи и защиты по уголовным делам;
– предупреждение преступлений и иных правонарушений. Все эти функции взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Подробно их характеристика будет даваться по мере описания конкретных правоохранительных органов.

Взаимодействие правоохранительных органов с другими органами. Качественное решение задач, стоящих перед правоохранительными органами, возможно лишь при взаимодействии этих органов между собой и с другими государственными органами. Правоохранительные органы осуществляют судебную и исполнительную власть. Взаимодействие их с органами законодательной власти происходит, как правило, через действующее и перспективное законодательство. Правоохранительные органы не вправе критиковать законы, давать им политическую оценку, они обязаны исполнять законы. Вместе с тем ряд правоохранительных органов наделен правом законодательной инициативы. Это высшие судебные органы: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ.

Основная сфера взаимодействия правоохранительных органов с иными органами – обеспечение законности и безопасности. По сути, ни одна общественная и государственная структура не может существовать независимо от правоохранительных органов. Последние осуществляют охрану жизни, здоровья лиц, работающих в иных органах, а также принадлежащее им имущество. Ко всем мероприятиям, проводимым иными государственными органами и общественными объединениями, привлекаются силы правоохранительных органов.

Правоохранительные органы РФ взаимодействуют с аналогичными структурами иностранных государств. Для упорядочения этой деятельности разрабатываются соответствующие договоры. Указанная деятельность нашла отражение и в новом УПК (ч. 5 «Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства»).

Состав преступления
Административная ответственность
Уголовная ответственность
Мировое соглашение

Назад | | Вверх

Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность.

Понятие правоохранительной деятельности.

Понятие правоохранительной деятельности означает тот вид деятельности государства, который реализуется специальными уполномоченными правоохранительными органами с целью охраны и защиты права путем применения юридических мер воздействия.

В Российской Федерации на законодательном уровне предусмотрена вероятность того, что в процессе осуществления этого вида деятельности могут быть частично ограничены права и свободы правоохраняемых субъектов (например, рядовых граждан).

Основные признаки правоохранительной деятельности:

  • юридические меры воздействия;
  • строгое соответствие с законом;
  • установленный законом порядок исполнения;
  • реализация специально-уполномоченными органами.

Главная цель правоохранительной деятельности – пресечение правонарушений, поиск и наказание правонарушителей.

Понятие правоохранительных органов.

Правоохранительные органы – это отдельная группа государственных органов, которые уполномочены выполнять деятельность по охране законности и правопорядка, а также защите прав и свобод человека.

Разные виды правоохранительных органов выполняют одну или несколько функций. В совокупности в их деятельности можно выделить 9 основных функций правоохранительных органов:

  1. Конституционный контроль.
  2. Прокурорский надзор.
  3. Расследование нарушений права.
  4. Обеспечение безопасности.
  5. Исполнение решений суда.
  6. Оперативный розыск.
  7. Охрана общественного порядка.
  8. Юридическая помощь и консультирование.
  9. Предупреждение правонарушений.

Правоохранительные органы РФ.

Система правоохранительных органов в России состоит из 12 простых и сложных (по структуре) органов:

  1. Суды (общей юрисдикции и конституционные) – осуществление правосудия и конституционного контроля.
  2. Прокуратура РФ – надзор за соблюдением Конституции, ее законов, надзор за осуществлением оперативно-розыскной деятельности и исполнением законов судебными приставами.
  3. МЧС России – поисково-спасательная, горноспасательная, противопожарная деятельность, а также гражданская оборона, защита населения и экстренная психологическая помощь.
  4. Следственный комитет РФ – независимый от других органов, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность особо серьезных правонарушений.
  5. Федеральная служба безопасности (ФСБ) – федеральный орган исполнительной власти, деятельность которого направлена на обеспечение безопасности Российской Федерации (контрразведка, борьба с терроризмом и особо опасными формами преступности, разведка, пограничная деятельность, обеспечение информационной безопасности, борьба с коррупцией).
  6. Министерство внутренних дел РФ – федеральный орган исполнительной власти, занятый выработкой и реализацией политики государства, и правовым регулированием в сфере внутренних дел. Ключевая составная часть МВД – полиция, имеющая сложную структуру, каждое ее подразделение занято узкоспециализированной деятельностью.
  7. Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков.
  8. Налоговые службы.
  9. Федеральная таможенная служба.
  10. Нотариат.
  11. Адвокатура.
  12. Министерство юстиции РФ:
    • Федеральная служба исполнения наказаний;
    • Федеральная служба судебных приставов.

Все эти органы (также и в других странах) можно разделить на три вида правоохранительных органов:

  1. Органы выявления и расследования правонарушений.
  2. Органы юридической помощи.
  3. Органы обеспечения правопорядка и безопасности.

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ И СУДЕБНЫЕ ОРГАНЫ 6-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО

Божьев В.П. — отв. ред., Гаврилов Б.Я. — отв. ред. Подробнее

Год: 2018 / Гриф УМО СПО

Предыдущие выпуски

Учебник написан в сжатой, компактной и доступной форме на основе Конституции РФ, федеральных конституционных законов о судах, других законодательных и нормативных актов. В нем учтены последние изменения законодательства о судоустройстве, правоохранительных органах, адвокатской деятельности и др. После глав даны вопросы и задания для самоконтроля, в конце учебника приведен словарь терминов.

Оглавление

Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

  1. Безналичный способ:
    • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
    • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
      Например, для ‘ class=»text-primary»>Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для ‘ class=»text-primary»>Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
    • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.

‘ class=»text-primary»>Наличными оплата принимается через терминалы. Без процентов можно оплатить через отделения салонов связи Евросеть или Связной или через Сбербанк. В терминалах других систем возможно взимание комиссий.

Если оплата производится через салон связи: код платежа необходимо назвать оператору и указать, что платеж для Яндекс.Денег.

Если Вы находитесь за пределами РФ, список компаний, принимающих подобные платежи в Вашей стране, будет виден в окне с кодом платежа.

Возможен ли возврат моего заказа? Возврат средств?

Согласно Постановлению 55 Правительства РФ, книги входят в список непродовольственных товаров, которые не подлежат обмену и возврату. Поэтому, если Вы оплатили и получили заказ, надлежащего качества и в составе, аналогичном оплаченному, возврат не производится.

В остальных случаях возврат заказа и денежных средств обговаривается отдельно. Вы можете связаться с нами по телефону +7 (495) 744-00-12 или электронной почте [email protected]

Доставка заказов печатных книг осуществляется через партнерскую сеть службу доставки. Доставка данной службой осуществляется в пределах Российской Федерации. В некоторые страны СНГ доставка возможна через транспортные компании по согласованию с сотрудниками Издательства.

Обратите внимание, что для корректной и своевременно доставки необходимо верно указать свой ‘ class=»text-primary»>мобильный телефон , чтобы сотрудник курьерской службы мог с Вами связаться. Указывать телефон необходимо, начиная с цифры 9 (без восьмерки)!

При оформлении заказа можно выбрать один из способов доставки:

    С амовывоз с пункта выдачи заказов. На территории России открыто большое количество пунктов выдачи. Для выбора данного способа доставки при оформлении заказа в блоке «Доставка» нажмите на « ‘ class=»text-primary»>Самовывоз », выберите населенный пункт. (Начните печатать название, появится выпадающий список городов. Выбрать нужно из тех, что есть в списке.) После выбора на карте отразятся все возможные пункты выдачи в данном населенном пункте. Карту можно приблизить. Справа от подходящего пункта выдачи в открывшемся окне необходимо нажать кнопку «Выбрать пункт», тогда адрес появится в строке «Адрес самовывоза». В отдельном окне видны часы работы пункта выдачи, ориентировочная дата готовности заказа, стоимость доставки и поясняющая информация (если таковая имеется). В этом же блоке Вы увидите стоимость доставки и срок хранения заказа.

К урьерская (адресная) доставка. Для выбора данного способа доставки при оформлении заказа нажмите на слово « ‘ class=»text-primary»>Курьерская ». Необходимо указать Ваш населенный пункт (начните водить название в строке «Город», выбрать необходимо из появившегося списка). Затем заполните адрес доставки, начиная с улицы. В комментариях можно указать дополнительные сведения. Сотрудник курьерской службы всегда предварительно звонит перед приездом для согласования времени и адреса, однако можно дополнительно подчеркнуть необходимость звонка заранее. Просим обратить внимание, что без подтверждения от Вас готовности принять заказ, курьер не выезжает по адресу! Время ожидания курьера на адресе составляет строго 15 мин.

Выбрать удобную дату доставки можно из списка дней, что выделены зеленым. В этой же форме Вы увидите стоимость курьерской доставки.

Правоохранительные органы в Российской Федерации

Тип урока. Изучение нового материала

Вид урока. Лекция

Комплексные цели урока:

Воспитательные

  • Воспитывать ответственность за порученное дело;
  • Воспитывать умение работать в команде;
  • Воспитывать мотивы учебного труда;
  • Формировать правовую культуру;

Развивающие

  • Развивать логическое, аналитико-синтезирующее мышление;
  • Развивать память, внимание, речь.

Обучающие

  • Дать понятие о видах правоохранительных органов;
  • Дать понятие структуры правоохранительных органов;
  • Рассмотреть основные права и обязанности правоохранительных органов;
  • Научить определять правовое положение правоохранительных органов.

Учебно-методический комплекс урока:

Учебники:

  1. Никитин А.Ф. “Основы государства и права”. – М.: Дрофа, 2005;
  2. Теплова М.В., Малинкович П.В “Право”. – М.: Дрофа, 2004;
  3. Конспекты лекций (Приложение №1);
  4. Карточки-задания (Приложение №2);
  5. Опросник.

Сверка присутствующих на уроке.

1. Сообщение темы и цели урока, мотивация

Тема урока — Правоохранительные органы в РФ.

На сегодняшнем занятии мы вспомним основные понятия и категории органов власти:

  • понятие исполнительной и законодательной власти, правосудия;
  • принципы и система исполнительной и законодательной власти
  • принципы и система правосудия в РФ;
  • структуру судебной власти;
  • основные права и обязанности исполнительной, законодательной и судебной власти в РФ.

Узнаем и рассмотрим основы структуры правоохранительных органов:

  • понятие видов правоохранительных органов;
  • понятие структуры правоохранительных органов;
  • основные права и обязанности правоохранительных органов;

Научимся определять правовое положение правоохранительных органов, выясним, какая составляющая из компонентов структуры правоохранительных органов имеет права и обязанности и как их осуществляет.

Знания, которые мы приобретем на занятии, важны, т. к. правовое положение правоохранительных органов их права и обязанности прямо воздействуют на нас граждан, мы можем столкнуться с произволом правоохранительных органов и должны знать, где заканчивается грань дозволенного и начинается произвол.

Для начала вспомним понятия и категории судебной системы.

2. Актуализация опорных знаний

Тестовые задания трех уровней сложности.

Задание №1. Выберите правильные ответы (1 балл):

Судебная система Российской Федерации складывается из:

  1. Конституционный Суд РФ
  2. Верховный суд РФ
  3. Законодательный суд РФ
  4. Высший Арбитражный Суд РФ

Задание №2. Выберите правильные ответы(1 балл):

Правительство РФ:

  • разрабатывает и представляет Государственной Думе бюджет и обеспечивает его исполнение;
  • назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ
  • обеспечивает проведение в России единой финансовой, кредитной и денежной политики, а также единой политики в области культуры, образования, здравоохранения;
  • осуществляет управление федеральной собственностью;

Задание №3. Допишите определение (2 балла):

Правительство Российской Федерации — высший федеральный орган, осуществляющий .

Задание №4. Допишите определение (2 балла):

Главная функция современного парламента — разработка и принятие .

Задание №5. Решите ситуацию (3 балла, за ответ без обоснования 1 балл):

На очередных выборах президента Российской Федерации пожелал быть избранным на этот пост гражданин РФ в возрасте 36 лет, не имеющий судимости, окончивший ВУЗ по специальности юриспруденция и работавший в качестве юрисконсульта 12 лет, последние 2 года в торговом представительстве находящемся в республике Беларусь.

Может ли он участвовать в выборах. Обоснуйте свой ответ.

Эталон ответов

  • Задание №1 1,2,4
  • Задание №2 1,3,4
  • Задание №3 Исполнительную власть.
  • Задание №4. Законодательства.
  • Задание №5. Нет. Чтобы претендовать на пост президента РФ необходимо постоянно проживать в государстве не менее 10 лет до выборов.

Критерии оценки

  • 5-6 баллов – оценка “удовлетворительно”
  • 7-8 баллов – оценка “хорошо”
  • 9 баллов – оценка “отлично”

Инструкция по выполнению тестового задания:

При ответе на вопросы теста необходимо поставить номер вопроса и номер ответа, в задачах необходимо дать полный аргументированный ответ на поставленный вопрос (время выполнения 7 минут). Критерии оценки указаны в заданиях.

Проверяем работы по системе взаимопроверки, оцениваем их по балльной системе, у каждого вопроса свой балл при сложении которых будет выставляться оценка, баллы за ответы и правильные ответы представлены на доске преподавателем.

3. Подача нового материала (на жизненном примере: проблема данных системы видеонаблюдения ГИБДД г. Ноябрьск), по ходу лекции студенты составляют конспект (Приложение №1):

Обучающимся предлагается ситуация, связанная с деятельностью правоохранительных органов (Приложение №3).

Учащиеся высказываются по проблеме взаимодействия с правоохранительными органами

Совместно с обучающимися делаем выводы по основным направлениям деятельности правоохранительных органов (выводы записываются в тетрадь).

Решение проблемной ситуации (увеличение числа преступлений в сфере информации и Интернет).

4. Самостоятельная работа:

1) Обучающимся предлагается схема-конспект и ряд вопросов (Приложение №2).

(Необходимо проработать предлагаемый конспект по указанным вопросам, ответить подробно и разобрать материал)

2) Работа по группам (соотнесение понятий и определений) (Приложение №4).

1. Подведение итогов по усвоенному материалу

  1. Что нового узнали по этой теме (в комплексе)?
  2. Что было сложно для рассмотрения?
  3. Насколько актуальны для вас вопросы связанные с правоохранительными органами?

2. Подведение итогов работы группы.

Выставление отметок за работу на уроке с комментариями

3. Домашнее задание

Рассмотрите и составьте конспект по вопросу “Особенность прокурорского надзора”.

Глава 7. Судебная власть (ст.ст. 118-129)

В Конституции РФ (статья 10) определено: «Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». Судебная власть представляет собой в соответствии с теорией разделения властей систему судебных органов государства, осуществляющих правосудие. Характерными свойствами судебной власти являются самостоятельность, исключительность, подзаконность и полнота. Все эти качества нашли свое отражение в нормах Конституции РФ. Назначением судебной власти является защита прав и свобод граждан, конституционного строя РФ, обеспечение соответствия актов законодательной и исполнительной власти Конституции, соблюдение законности и справедливости при исполнении и применении законов и иных нормативных актов. Обеспечение реализации предусмотренных Конституцией прав и свобод человека и гражданина составляет основное содержание деятельности органов судебной власти (статья 18 Конституции). Именно этим предопределено особое положение судов в государственном механизме.

Судебная власть осуществляется специальными государственными органами-судами (статья 11 Конституции). В целях успешного осуществления судебной власти Конституция наделяет суды всеми необходимыми и достаточными полномочиями. Судебная власть в России принадлежит судам, образующим единую судебную систему. В основе ее организации лежат положения Конституции РФ, которая предусматривает порядок назначения судей высших судебных органов Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ, а также судей федеральных судов и определяет, что судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией и Федеральным законом «О судоустройстве». Единство судебной системы находит свое выражение в общности задач всех судов по обеспечению законности, защите конституционного строя, прав и свобод граждан и других социальных ценностей; единстве принципов организации и деятельности; в применении судами одних и тех же материальных и процессуальных законов; в единстве правового статуса судей; в инстанционных и иных взаимосвязях ниже- и вышестоящих судов; в порядке финансирования органов судебной власти за счет федерального бюджета. Социальное назначение судов — обеспечение надлежащего правового режима во всех областях общественной жизни. По своим задачам суды — правоохранительные органы, и им принадлежит ведущее место среди других органов государства, деятельность которых направлена на укрепление законности и правопорядка.

1. Правоохранительные органы в Российской Федерации.

В систему правоохранительных органов Российской Федерации входят:

  1. органы судебной власти;
  2. прокуратура;
  3. органы исполнительной власти, осуществляющие правоохранительные функции.

Органы судебной власти в РФ. Судебная власть в Российской Федерации в соответ­ствии с конституционным принципом разделения властей является самостоятельной и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. В России в соответ­ствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Феде­рации» действует следующая система судов:

  1. Конституционный Суд РФ, а также конституционные (в республиках в составе РФ) и уставные (в других субъектах РФ) суды составляют ветвь судебной власти, кото­рая является органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуще­ствляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
  2. Суды общей юрисдикции являются второй ветвью судебной власти. Они осущест­вляют уголовное, гражданское, административное и иные виды судопроизводства. Воз­главляет их Верховный Суд РФ. Судами среднего звена являются суды субъектов Фе­дерации. Районные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляют иные полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом. Они являются непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.
  3. Третьей ветвью судебной власти являются арбитражные суды, которые рассматри­вают экономические споры (о заключении и прекращении договоров, о признании правасобственности, о банкротстве, о возврате из бюджета денежных средств, списанных в бес­спорном (безакцептном) порядке, и т.п., а также споры о защите чести, достоинства и де­ловой репутации) между юридическими лицами. Сторонами в арбитражном процессе мо­гут быть также граждане, имеющие статус предпринимателя. Арбитражные суды субъектов РФ являются нижним звеном в трехзвенной системе федеральных арбитраж­ных судов, куда помимо арбитражных судов субъектов Федерации входят федеральные арбитражные суды округов и Высший Арбитражный Суд РФ.

Прокуратура Российской Федерации представляет собой единую федеральную цен­трализованную систему органов, подчиненных Генеральному прокурору РФ и осуществ­ляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и ис­полнением законов, действующих на территории Российской Федерации. В Конституции РФ 1993 г. статус прокуратуры определен в самых общих чертах в гл. 7 «Судебная власть».
Одним из правоохранительных органов является Министерство внутренних дел Рос­сийской Федерации (МВД России) — федеральный орган исполнительной власти, осу­ществляющий выработку и реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере внутренних дел, а также государственную политику в сфере миграции.

Основными задачами МВД России являются:

  • разработка общей стратегии государственной политики в установленной сфере дея­тельности;
  • совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;
  • обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и граж­данина;
  • организация в пределах своих полномочий предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлении, а также предупреждения и пресечения ад­министративных правонарушений;
  • организация и осуществление государственного контроля за оборотом оружия;
  • организация в соответствии с законодательством Российской Федерации государст­венной охраны имущества и организаций;
  • управление органами внутренних дел Российской Федерации и внутренними вой­сками Министерства внутренних дел Российской Федерации, организация их деятельности.

2. Русский филосов И.А. Ильин считал, что необходимо «научить народ само­стоятельно думать о государственной жизни, понимать ее задачи и самостоятельно действовать во имя ее целей». Нужно ли это делать в наше время? Если такую зада­чу не решать, то каковы будут последствия этого? Объясните ваш ответ.

Одной из самых серьезных проблем, стоящей не только перед современной Россией, но и другими государствами, является отчуждение между властью и народом. Правильно налаженное взаимодействие между государством и его гражданами позволяет строить на­стоящее суверенное демократическое государство, устойчиво развивающееся, несмотря на внутренние проблемы и внешние конфликты.
Для этого необходимо выстроить саморазвивающуюся систему вовлечения граждан в решение вопросов как государственной важности, так и проблем местного самоуправле­ния. В нее входят несколько направлений: выборы в органы власти, деятельность общест­венных структур (в том числе Общественных палат), общественные инициативы граждан по каким-либо актуальным проблемам, работа в различных общественных организациях.
Если не привлекать население к решению государственных и местных проблем, не развивать многоканальную связь между властью и населением, неизбежно обострение противоречий между народом и государственной властью, которое может привести к со­циальному взрыву.

3. Вам поручено составить план ознакомления учащихся вашего класса с учреж­дениями и памятниками культуры своего города (области). Как вы будете выпол­нять это поручение? Намечаемые действия объясните.

1. Определить перечень учреждений и памятников, с которыми предполагается озна­комить одноклассников.

Для подбора перечня памятников культуры необходимо в библиотеке подобрать о них краеведческую литературу. Подбор целесообразно определять, исходя из каких-либо ха­рактеристик:

  1. близко расположены к школе;
  2. тематически объединены (церковная архитектура, «старинные улочки родного горо­да», исторический центр города и т.д.);
  3. хронологически созданы примерно в одно время (например, исторические памятники начала XIX в., здания и сооружения периода советского конструктивизма и т.п.).

2. Подобрать материал об избранных памятниках культуры (в библиотеке, через Ин­тернет).

3. Найти фотографии объектов в сети Интернет или самостоятельно их сфотографиро­вать.

4. Составить рассказ об избранных памятниках культуры с использованием презента­ции PowerPoint.

5. Провести пешую экскурсию по выбранным местам.

Для посещения учреждений культуры:

  • С помощью рекламы в средствах массовой информации, афиш определить те куль­турно-массовые мероприятия, которые предполагается посетить, и стоимость билетов.
  • Довести информацию до сведения одноклассников.
  • Организовать покупку билетов для желающих.