Статья 6 закон о беженцах

Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. N 4528-I «О беженцах» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. N 4528-I
«О беженцах»

С изменениями и дополнениями от:

28 июня 1997 г., 21 июля 1998 г., 7 августа, 7 ноября 2000 г., 30 июня 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 18 июля, 30 декабря 2006 г., 23 июля 2008 г., 28 декабря 2010 г., 1 июля 2011 г., 1 марта, 12 ноября, 30 декабря 2012 г., 2 июля 2013 г., 22 декабря 2014 г., 31 декабря 2017 г.

См. Справку по материалам изучения судебной практики в РФ, касающейся процедуры определения статуса беженца, подготовленную совместно Верховным Судом РФ, судами республик, краевыми, областными, соответствующими им судами РФ и Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев)

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Настоящий Федеральный закон определяет основания и порядок признания беженцем на территории Российской Федерации, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Законодательство Российской Федерации о беженцах состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Президент Российской Федерации

Москва, Дом Советов России.

19 февраля 1993 года.

Под беженцем понимается прибывшее или желающее прибыть на территорию РФ лицо, не имеющее гражданства РФ, которое было вынуждено или имеет намерение покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства вследствие совершенного в отношении него насилия или преследования в иных формах либо реальной опасности подвергнуться насилию или иному преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений. Беженцем не может быть признано лицо, совершившее преступление против мира, человечности или другое тяжкое умышленное преступление.

Лицо для признания его беженцем в обязано по прибытии незамедлительно обратиться лично или через уполномоченного на то представителя с ходатайством по месту своего пребывания в компетентный орган, который принимает решение о регистрации ходатайства в течение 5 дней со дня обращения. В случае экстренного массового прибытия на территорию РФ лиц решение о их регистрации принимается незамедлительно. Лицо, находящееся вне пределов РФ, для признания его беженцем вправе обратиться с соответствующим ходатайством в дипломатическое или консульское представительство РФ в стране своего пребывания. Закреплены права и обязанности лица, обратившегося с ходатайством о признании его беженцем, а также права и обязанности беженца.

Регламентирован порядок признания лица беженцем. Лицу, признанному беженцем, выдается удостоверение установленного образца.

Закон содержит положения об обязанностях органов государственной власти и управления, органов МСУ в отношении беженцев, гарантиях прав беженцев, оказании помощи беженцам.

Лицо утрачивает статус беженца, если оно приобрело гражданство РФ или другого государства, или добровольно воспользовалось защитой государства, территорию которого оно вынуждено было покинуть, или выехало на постоянное жительство за пределы РФ. Если лицо умышленно сообщило ложные сведения, послужившие основанием для признания его беженцем, оно лишается этого статуса.

В целях обеспечения беженцам благоприятных материальных условий и компенсации расходов, связанных с их пребыванием на территории РФ, учреждается Фонд помощи беженцам (специальный фонд денежных средств для оказания помощи беженцам).

Рассмотрены вопросы источников возмещения расходов, связанных с приемом и обустройством беженцев, международного сотрудничества по проблеме беженцев и ответственности за нарушение Закона.

Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. N 4528-I «О беженцах»

Текст Закона опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 25 марта 1993 г., N 12, ст. 425, в «Российской газете» от 20 марта 1993 г., N 54

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 498-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июня 2018 г.

Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 446-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 322-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 12 ноября 2012 г. N 186-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 1 марта 2012 г. N 18-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 417-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 266-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.

Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 121-ФЗ

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2003 г.

Федеральный закон от 7 ноября 2000 г. N 135-ФЗ

Федеральный закон от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2001 г.

Федеральный закон от 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ

Федеральный закон от 28 июня 1997 г. N 95-ФЗ

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 19 февраля 1993 года №4528-1

(В редакции Федеральных законов Российской Федерации от 28.07.1997 г. №95-ФЗ, 21.07.1998 г. №117-ФЗ, 07.08.2000 г. №122-ФЗ, 07.11.2000 г. №135-ФЗ, 30.07.2003 г. №86-ФЗ, 29.07.2004 г. №58-ФЗ, 22.08.2004 г. №122-ФЗ, 18.07.2006 г. №121-ФЗ, 30.12.2006 г. №266-ФЗ, 23.07.2008 г. №160-ФЗ, 28.12.2010 г. №417-ФЗ, 01.07.2011 г. №169-ФЗ, 01.03.2012 г. №18-ФЗ, 12.11.2012 г. №186-ФЗ, 30.12.2012 г. №322-ФЗ, 02.07.2013 г. №185-ФЗ, 22.12.2014 г. №446-ФЗ, 31.12.2017 г. №498-ФЗ)

Настоящий Федеральный закон определяет основания и порядок признания беженцем на территории Российской Федерации, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Законодательство Российской Федерации о беженцах состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Статья 1. Основные понятия

1. Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

1) беженец — это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений;

2) лицо, ходатайствующее о признании беженцем, — это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и заявляет о желании быть признанным беженцем по обстоятельствам, предусмотренным подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи, из числа:

иностранных граждан, прибывших или желающих прибыть на территорию Российской Федерации;

лиц без гражданства, прибывших или желающих прибыть на территорию Российской Федерации;

иностранных граждан и (или) лиц без гражданства, пребывающих на территорию Российской Федерации на законном основании;

3) временное убежище — это возможность иностранного гражданина или лица без гражданства временно пребывать на территории Российской Федерации в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, с другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

4) место временного содержания — это место пребывания лица, ходатайствующего о признании беженцем, и членов его семьи вблизи пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации;

центр временного размещения лиц, ходатайствующих о признании беженцами, — это место пребывания лиц, ходатайствующих о признании беженцами или признанных беженцами, и членов их семей на территории Российской Федерации;

фонд жилья для временного поселения лиц, признанных беженцами (далее — фонд жилья для временного поселения), — это совокупность жилых помещений, предоставляемых лицам, признанным беженцами, и членам их семей.

Статья 2. Пределы действия настоящего Федерального закона

1. Положения настоящего Федерального закона не распространяются на лицо:

1) в отношении которого имеются серьезные основания предполагать, что оно совершило преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества в определении, данном этим деянием в международных актах, составленных в целях принятия мер в отношении подобных преступлений;

2) которое совершило тяжкое преступление неполитического характера вне пределов территории Российской Федерации и до того, как оно было допущено на территорию Российской Федерации в качестве лица, ходатайствующего о признании беженцем;

3) которое виновно в совершении деяний, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций;

4) за которым компетентные власти государства, в котором оно проживало признают права и обязательства, связанные с гражданством этого государства;

5) которое в настоящее время пользуется защитой и (или) помощью других органов или учреждений Организации Объединенных Наций, кроме Верховного Комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев.

2. Настоящий Федеральный закон не распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, покинувших государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства) по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Статья 3. Признание лица беженцем

1. Признание лица беженцем осуществляется в порядке, определяемом настоящим Федеральным законом.

2. Признание лица беженцем предусматривает:

1) обращение с ходатайством о признании беженцем (далееходатайство);

2) предварительное рассмотрение ходатайства;

3) принятие решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу (далее — свидетельство) либо об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;

4) выдачу свидетельства либо уведомления об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;

5) рассмотрение ходатайства по существу;

6) принятие решения о признании беженцем либо об отказе в признании беженцем;

7) выдачу удостоверения беженца либо уведомления об отказе в признании беженцем.

3. Решение о выдаче свидетельства или о признании беженцем либо решение об отказе в рассмотрении ходатайства по существу или об отказе в признании беженцем принимается по итогам анкетирования лица, оформления опросного листа на основе проведения индивидуальных собеседований, а также по результатам проверки достоверности полученных сведений о данном лице и прибывших с ним членах семьи, проверки обстоятельств их прибытия на территорию Российской Федерации и оснований для их нахождения на территории Российской Федерации, после всестороннего изучения причин и обстоятельств, изложенных в ходатайстве. В целях уточнения сообщенных лицом фактов допускается проведение дополнительных собеседований.

Лицо, обратившееся с ходатайством на территории Российской Федерации, проходит процедуру идентификации личности, включая обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию, по месту подачи ходатайства. Обязательная государственная дактилоскопическая регистрация лица, обратившегося с ходатайством вне пределов территории Российской Федерации, проводится по месту выдачи удостоверения беженца.

4. Признание беженцами лиц, являющихся членами одной семьи, осуществляется в отношении каждого члена семьи, достигшего возраста восемнадцати лет, с учетом обстоятельств, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.

В случае отсутствия обстоятельств, предусмотренных в подпункте 1 пункта 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, в отношении одного из членов семьи, достигшего возраста восемнадцати лет, в целях обеспечения воссоединения семьи данный член семьи с его согласия также признается беженцем.

5. Признание беженцем лица, не достигшего возраста восемнадцати лет и прибывшего на территорию Российской Федерации без сопровождения родителей или опекунов, либо определение его иного правового положения на территории Российской Федерации осуществляется с учетом интересов лица в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации после получения сведений о родителях или об опекунах данного лица.

6. В случае, если у лица, признанного беженцем, рождается ребенок, правовое положение ребенка определяется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

7. Правовое положение лица, прибывшего на территорию Российской Федерации с намерением ходатайствовать о признании беженцем и признанного недееспособным, определяется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

(В статью 3 внесены изменения в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 31.12.2017 г. №498-ФЗ)

Статья 4. Обращение лица с ходатайством и предварительное рассмотрение ходатайства

1. Лицо, заявившее о желании быть признанным беженцем и достигшее возраста восемнадцати лет, обязано лично или через уполномоченного на то представителя обратиться с ходатайством в письменной форме:

1) в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации вне государства своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства), если данное лицо еще не прибыло на территорию Российской Федерации (далее — дипломатическое представительство или консульское учреждение);

2) в пограничный орган федеральной службы безопасности (далее — пограничный орган) в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации при пересечении данным лицом Государственной границы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

Если лицо по состоянию здоровья не может лично обратиться с ходатайством, оно подает ходатайство и соответствующий медицинский документ через уполномоченного на то представителя;

Федеральный закон «О беженцах» от 19.02.1993 N 4528-1 ст 12 (ред. от 31.12.2017)

Статья 12. Предоставление иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища

1. Предоставление иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Решение о предоставлении временного убежища принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту подачи иностранным гражданином или лицом без гражданства заявления с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации.

Заявление не может быть подано в форме электронного документа.

2. Временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они:

1) имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации;

2) не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.

3. Лицу, получившему временное убежище и прошедшему обязательное медицинское освидетельствование в установленном объеме требований медицинского сертификата, территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, выдается свидетельство установленной формы.

Свидетельство является основанием для законного пребывания данного лица на территории Российской Федерации и для регистрации его в установленном порядке в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту пребывания.

Свидетельство в форме электронного документа не выдается.

Форма бланка свидетельства, порядок его оформления, выдачи и обмена определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

При получении свидетельства национальный (гражданский) паспорт и (или) другие документы, удостоверяющие личность лица, получившего временное убежище, передаются данным лицом на хранение в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.

4. Правовое положение лица, получившего временное убежище, определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Лицо, получившее временное убежище, не может быть возвращено против его воли на территорию государства своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства).

На лицо, получившее свидетельство, не распространяются положения пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона в части пользования единовременным денежным пособием.

5. Лицо утрачивает временное убежище:

1) в связи с устранением обстоятельств, послуживших основанием для предоставления ему временного убежища;

2) при получении права на постоянное проживание на территории Российской Федерации либо при приобретении гражданства Российской Федерации или гражданства другого иностранного государства;

3) при выезде к месту жительства за пределы территории Российской Федерации.

6. Лицо лишается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, временного убежища, если оно:

1) осуждено по вступившему в силу приговору суда за совершение преступления на территории Российской Федерации;

2) сообщило заведомо ложные сведения, либо предъявило фальшивые документы, послужившие основанием для предоставления данному лицу временного убежища, либо допустило иное нарушение положений настоящего Федерального закона;

3) привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, связанного с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры.

7. Лицо, утратившее временное убежище или лишенное временного убежища по обстоятельствам, предусмотренным пунктом 5 и подпунктами 2 и 3 пункта 6 настоящей статьи, и не имеющее иных законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации, обязано по предложению территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в месячный срок покинуть территорию Российской Федерации.

8. Утратил силу. — Федеральный закон от 01.03.2012 N 18-ФЗ.

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • ЗАКОН РФ от 19.02.93 N 4528-I «О БЕЖЕНЦАХ»
  • «Ведомости СНД и ВС РФ», 1993, N 12, ст. 425
  • «Российская газета», N 126, 03.06.97

ЗАКОН РФ от 19.02.93 N 4528-I «О БЕЖЕНЦАХ»

19 февраля 1993 года N 4528-I

Настоящий Закон в соответствии с Конституцией ( Основным Законом) Российской Федерации — России и общепризнанными нормами международного права определяет правовой статус беженцев, порядок признания лица беженцем и устанавливает правовые, экономические и социальные гарантии защиты прав лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации, вынужденных покинуть страну своего постоянного проживания и прибывших или желающих прибыть на территорию Российской Федерации.

Беженец — прибывшее или желающее прибыть на территорию Российской Федерации лицо, не имеющее гражданства Российской Федерации, которое было вынуждено или имеет намерение покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства вследствие совершенного в отношении него насилия или преследования в иных формах либо реальной опасности подвергнуться насилию или иному преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений.

Беженцем не может быть признано лицо, совершившее преступление против мира, человечности или другое тяжкое умышленное преступление.

Лицо для признания его беженцем в Российской Федерации по основаниям, предусмотренным частью первой статьи 1 настоящего Закона, обязано по прибытии незамедлительно обратиться лично или через уполномоченного на то представителя с ходатайством по месту своего пребывания в соответствующий орган Федеральной миграционной службы России — орган миграционной службы республики в составе Российской Федерации, автономной области, автономного округа, края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а при его отсутствии — в соответствующий орган исполнительной власти.

Указанный в части первой настоящей статьи орган принимает решение о регистрации ходатайства о признании лица беженцем в течение пяти дней со дня обращения с ходатайством.

В случае экстренного массового прибытия на территорию Российской Федерации лиц по основаниям, предусмотренным частью первой статьи 1 настоящего Закона, решение о регистрации указанных лиц принимается Федеральной миграционной службой России незамедлительно.

Лицо, находящееся вне пределов Российской Федерации, для признания его беженцем вправе обратиться с соответствующим ходатайством в дипломатическое или консульское представительство Российской Федерации в стране своего пребывания. Указанное ходатайство направляется дипломатическим или консульским представительством Российской Федерации в Федеральную миграционную службу России.

В случае регистрации ходатайства о признании беженцем лицо, подавшее ходатайство и находящееся на территории Российской Федерации, получает направление на временное поселение, и в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, ему обеспечивается право проезда и провоза багажа к месту временного поселения.

В порядке, установленном Правительством Российской Федерации, лицо, указанное в части первой настоящей статьи, до решения вопроса о признании его беженцем вправе:

проживать в месте временного поселения и пользоваться коммунальными услугами;

получать питание по установленным нормам;

пользоваться медицинской и лекарственной помощью;

получать единовременное и иное пособия в размере, определяемом Правительством Российской Федерации.

Лицо, подавшее ходатайство о признании его беженцем, обязано сообщать соответствующим органам государственного управления сведения, необходимые для рассмотрения указанного ходатайства.

Лицо, подавшее ходатайство о признании его беженцем и находящееся на территории Российской Федерации, обязано:

по получении направления на временное поселение отбыть в течение месяца в место временного поселения, в том числе в выбранное им самостоятельно, в обязательном порядке согласованное с соответствующим органом Федеральной миграционной службы России, а при его отсутствии — с соответствующим органом государственного управления;

соблюдать установленный порядок проживания в месте временного поселения;

проходить медицинские осмотры по требованию органов здравоохранения.

При отказе в регистрации ходатайства о признании лица беженцем ему в пятидневный срок со дня принятия решения об этом вручается или, если указанное лицо находится за пределами Российской Федерации, направляется письменное уведомление с указанием причин отказа и порядка обжалования принятого решения.

Решение об отказе в регистрации ходатайства о признании беженцем может быть обжаловано в вышестоящий орган Федеральной миграционной службы России или в суд в течение месяца со дня получения данным лицом письменного уведомления об отказе. Данное лицо освобождается от оплаты расходов, связанных с рассмотрением ходатайства на всех его стадиях, и в необходимых для рассмотрения ходатайства случаях бесплатно пользуется услугами переводчика.

Решение о признании лица беженцем принимается соответствующим органом миграционной службы республики в составе Российской Федерации, автономной области, автономного округа, края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а по ходатайству, поступившему через дипломатическое или консульское представительство Российской Федерации,- Федеральной миграционной службой России в течение трех месяцев со дня регистрации ходатайства о признании лица беженцем.

Лицу, признанному беженцем, выдается удостоверение установленного образца.

При отказе в признании лица беженцем ему в пятидневный срок со дня принятия решения об этом вручается или, если указанное лицо находится за пределами Российской Федерации, направляется письменное уведомление с указанием причин отказа и порядка обжалования принятого решения.

Решение об отказе в признании лица беженцем может быть обжаловано в Федеральную миграционную службу России или в суд в течение месяца со дня получения данным лицом письменного уведомления.

Решение об отказе в признании лица беженцем направляется также в соответствующий орган внутренних дел для организации выезда с территории Российской Федерации лица, получившего отказ. Подача жалобы приостанавливает действия по организации выезда данного лица с территории Российской Федерации.

До принятия окончательного решения по жалобе лицо, подавшее жалобу, пользуется правами, предусмотренными статьей 3 настоящего Закона.

Лицо, признанное беженцем, пользуется всеми правами гражданина Российской Федерации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. На беженцев распространяются льготы по налогам, сборам и пошлинам, устанавливаемые законодательством Российской Федерации для вынужденных переселенцев.

проживать в течение трех месяцев в месте временного поселения и пользоваться другими правами, предусмотренными статьей 3 настоящего Закона;

в трехмесячный срок избрать местом своего постоянного жительства либо населенный пункт из числа предлагаемых ему органом Федеральной миграционной службы России, либо населенный пункт, в котором проживают его родственники, при условии их согласия на совместное проживание;

работать по найму или заниматься предпринимательской деятельностью, приобретать в собственность недвижимое имущество на условиях, установленных для иностранных граждан законодательством Российской Федерации;

получать при содействии соответствующих органов государственного управления сведения о родственниках, проживающих в стране, территорию которой покинул данный беженец, а также об оставленном там его имуществе;

обратиться в соответствии с Законом РСФСР «О гражданстве РСФСР» с ходатайством о предоставлении ему гражданства Российской Федерации;

добровольно вернуться в страну своего прежнего постоянного проживания.

Лицо, признанное беженцем, обязано соблюдать Конституцию Российской Федерации, Конституцию республики в составе Российской Федерации, в которой он проживает, другие законодательные акты Российской Федерации и соответствующей республики в составе Российской Федерации.

В установленные Федеральной миграционной службой России или ее органами сроки беженец обязан оставить место своего временного поселения и переехать на место жительства, избранное им в соответствии со статьей 5 настоящего Закона.

Соответствующие органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления обязаны:

предоставить беженцу перечень населенных пунктов, рекомендуемых Федеральной миграционной службой России или ее органами для постоянного проживания, и информацию об условиях проживания и возможности трудоустройства в этих населенных пунктах;

предоставить беженцу, прибывшему по направлению Федеральной миграционной службы России или ее органа в место постоянного проживания, жилое помещение из специального жилищного фонда, предназначенного для беженцев;

оказывать беженцу содействие при вступлении в жилищный кооператив, в индивидуальном жилищном строительстве, включая приобретение земельного участка и строительных материалов;

оказывать беженцу помощь в трудоустройстве в соответствии с его профессией ( специальностью) и квалификацией с учетом уровня занятости населения в соответствующем регионе, при необходимости обеспечить ему возможность профессиональной подготовки (переподготовки) и повышения квалификации;

предоставлять предприятиям, учреждениям и организациям, принявшим на работу беженцев, дополнительные налоговые льготы и компенсации в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» с целью возмещения расходов, связанных с трудоустройством указанных лиц;

регистрировать беженца в качестве безработного в случае невозможности его трудоустройства в соответствии с действующим законодательством независимо от срока проживания на территории Российской Федерации;

предоставлять в первоочередном порядке одиноким беженцам — престарелым и инвалидам, нуждающимся в постороннем уходе, места в учреждениях социальной защиты населения;

оказывать содействие в устройстве детей беженца в государственные или муниципальные дошкольные и общеобразовательные учреждения;

обеспечивать беженца медицинской и лекарственной помощью в соответствии с законодательством Российской Федерации;

назначать и выплачивать беженцу пенсию и пособия в соответствии с законодательством Российской Федерации;

оказывать беженцу содействие в получении от государства, которое он вынужден был покинуть, компенсации за ущерб здоровью, потерю заработка и утрату имущества;

оказывать беженцу по его просьбе содействие в возвращении в страну своего прежнего постоянного проживания.

Беженец не может быть возвращен против его воли в страну, которую он покинул по основаниям, предусмотренным статьей 1 настоящего Закона.

Решения и действия органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и должностных лиц, ущемляющие права беженца, установленные законодательством Российской Федерации, могут быть обжалованы в вышестоящие органы или в суд.

Соответствующие органы государственной власти и управления оказывают беженцу содействие в приобретении гражданства Российской Федерации.

Гражданство Российской Федерации приобретается беженцем в соответствии с Законом РСФСР «О гражданстве РСФСР».

Лицо утрачивает статус беженца, если оно:

приобрело гражданство Российской Федерации или другого государства;

добровольно воспользовалось защитой государства, территорию которого оно вынуждено было покинуть;

выехало на постоянное жительство за пределы Российской Федерации.

Лицо лишается Федеральной миграционной службой России или ее органом статуса беженца, если оно умышленно сообщило ложные сведения, послужившие основанием для признания его беженцем.

Вопросы приема, признания, размещения, обустройства и занятости беженцев решают Федеральная миграционная служба России и ее органы.

Федеральная миграционная служба России координирует деятельность министерств и ведомств Российской Федерации по оказанию помощи беженцам.

Органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления содействуют общественным объединениям и иным неправительственным организациям в их работе по оказанию помощи беженцам, разрабатывают и осуществляют совместно с ними и с их согласия соответствующие программы.

В целях обеспечения беженцам благоприятных материальных условий и компенсации расходов, связанных с их пребыванием на территории Российской Федерации, при Правительстве Российской Федерации учреждается Фонд помощи беженцам (специальный фонд денежных средств для оказания помощи беженцам).

Фонд формируется за счет поступлений из республиканского бюджета Российской Федерации; средств, получаемых от других государств и международных организаций на основе договоров (соглашений), заключаемых Российской Федерацией; прямых ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации; добровольных пожертвований от отечественных и иностранных предприятий, общественных организаций, частных лиц, а также поступлений из других источников.

Расходы органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, связанные с приемом и обустройством на их территориях беженцев, возмещаются из республиканского бюджета Российской Федерации и Фонда помощи беженцам.

Вопросы возмещения расходов Российской Федерации в связи с приемом и обустройством беженцев решаются на основании договоров (соглашений), заключаемых Российской Федерацией с другими государствами и международными организациями.

Сотрудничество Российской Федерации с другими государствами по проблеме беженцев строится на основе международных договоров (соглашений).

Если международными договорами (соглашениями) Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международных договоров (соглашений), за исключением случаев, когда применение правил указанных актов может привести к ограничению прав и свобод беженцев, регламентированных настоящим Законом и иными законами Российской Федерации.

Лица, виновные в нарушении настоящего Закона, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Дом Советов России.

19 февраля 1993 года.

На сайте «Zakonbase» представлен ЗАКОН РФ от 19.02.93 N 4528-I «О БЕЖЕНЦАХ» в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.

На сайте «Zakonbase» вы найдете ЗАКОН РФ от 19.02.93 N 4528-I «О БЕЖЕНЦАХ» в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

При этом скачать ЗАКОН РФ от 19.02.93 N 4528-I «О БЕЖЕНЦАХ» можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.

Статья 6 закон о беженцах

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ УКРАИНЫ

( Закон утратил силу на основании Закона
N 2557-III от 21.06.2001, ВВР, 2001, № 47, ст. 250 )

Верховный Совет Украины, соблюдая международные обязательства Украины по защите прав человека и исходя из принципов Конституции Украины, принимает настоящий Закон, чтобы определить правовой статус беженцев, установить правовые, экономические и организационные гарантии защиты прав лиц, вынужденных покинуть государство своей гражданской принадлежности (или страну своего постоянного жительства).

Раздел I. Общие положения

Статья 1. Понятие «беженец» и условия приобретения статуса беженца

В настоящем Законе под термином «беженец» понимается иностранец (иностранный гражданин или лицо без гражданства), который вследствие обоснованных опасений стать жертвой преследований по признакам расовой, национальной принадлежности, отношения к религии, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений вынужден покинуть территорию государства, гражданином которого он является (или территорию страны своего постоянного жительства), и не может или не желает пользоваться защитой этого государства в силу указанных опасений и в отношении которого в порядке и при условиях, определенных настоящим Законом, принято решение о предоставлении ему статуса беженца.

Статья 2. Порядок возбуждения ходатайства о предоставлении статуса беженца

Лица, имеющие намерение приобрести статус беженца и пересекшие государственную границу Украины в порядке, установленном действующим законодательством, должны в течение трех суток обратиться в соответствующий орган миграционной службы с заявлением о предоставлении им статуса беженца.

Лица, которые вынуждены были незаконно пересечь государственную границу Украины с намерением приобрести статус беженца и прибыли в Украину из государства, на территории которого существуют условия, указанные в статье 1, должны в течение суток обратиться в соответствующий орган миграционной службы через ее уполномоченного или должностное лицо Пограничных войск Украины с заявлением о предоставлении им статуса беженца и с обоснованным объяснением своего незаконного пересечения границы.

Статья 3. Условия, при которых статус беженца не предоставляется

Статус беженца не предоставляется лицу:

за которым компетентными органами власти государства, где оно проживает, признаются и обеспечиваются права и обязанности, связанные с гражданством этого государства;

в отношении которого установлено, что оно совершило преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества и человечности, как они определены в международном праве;

совершившему тяжкое преступление неполитического характера за пределами Украины до прибытия на ее территорию;

находившемуся до прибытия в Украину в государстве, где оно могло в установленном порядке получить убежище или оформить статус беженца. Это положение не распространяется на лиц, для которых действующим законодательством предусмотрен упрощенный порядок приобретения гражданства Украины.

Раздел II. Приобретение и утрата статуса беженца

Статья 4. Органы, решающие вопросы о предоставлении и лишении статуса беженца

Вопросы о предоставлении и лишении статуса беженца решают в пределах своей компетенции органы миграционной службы Министерства Украины по делам национальностей и миграции в Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе.

Статья 5. Полномочия Министерства Украины по делам национальностей и миграции

Центральным органом государственной исполнительной власти, координирующим взаимодействие других органов государственной исполнительной власти при решении всех вопросов, касающихся проблем беженцев, является Министерство Украины по делам национальностей и миграции.

К ведению Министерства Украины по делам национальностей и миграции относится подготовка для рассмотрения Правительством Украины предложений по:

установлению регионов временного расселения беженцев;

определению объемов финансирования на содержание беженцев и разграничению средств по регионам компактного проживания беженцев.

Кроме этого, к ведению Министерства Украины по делам национальностей и миграции относится:

установление порядка оформления предоставления статуса беженца при наличии условий, указанных в статье 1 настоящего Закона, и лишения этого статуса;

содержание пунктов временного размещения беженцев;

рассмотрение жалоб на решения о предоставлении и лишении статуса беженца, которые принимаются органами миграционной службы в Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе;

ведение централизованного учета лиц, подавших заявление о предоставлении статуса беженца, и беженцев;

контроль за исполнением настоящего Закона.

Статья 6. Полномочия органов миграционной службы в Республике Крым,
областях, городах Киеве и Севастополе

Органы миграционной службы в Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе подчиняются Министерству Украины по делам национальностей и миграции, Правительству Республики Крым и соответствующим государственным администрациям.

К их ведению относится:

предоставление статуса беженца лицам, прибывшим на территорию Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя при условиях, предусмотренных статьей 1 настоящего Закона, и лишение этого статуса, а также выдача беженцам соответствующих удостоверений;

определение мест временного проживания лиц, подавших заявление о предоставлении статуса беженца, и беженцев, а также в случае необходимости направление их в пункты временного размещения беженцев;

предоставление денежного пособия лицам, подавшим заявление о предоставлении статуса беженца, и беженцам;

содействие во временном трудоустройстве лиц, подавших заявление о предоставлении статуса беженца, и беженцев;

предоставление лицам, подавшим заявление о предоставлении статуса беженца, и беженцам социально-бытовых и медицинских услуг;

ведение учета лиц, подавших заявление о предоставлении статуса беженца, и беженцев;

решение других вопросов, отнесенных к их компетенции законодательством.

Статья 7. Полномочия других органов государственной
исполнительной власти в отношении беженцев

Государственный комитет Украины по делам охраны государственной границы, Пограничные войска Украины препятствуют незаконному пересечению государственной границы Украины, в установленном порядке задерживают лиц, которые незаконно ее пересекли, и организуют прием заявлений о предоставлении статуса беженца от тех лиц, которые имеют намерение его приобрести.

Служба безопасности Украины и ее органы на местах, Служба безопасности Республики Крым в пределах своей компетенции принимают меры для выявления среди лиц, возбудивших ходатайство о предоставлении статуса беженца, таких, которым статус беженца не предоставляется в соответствии со статьей 3 настоящего Закона.

Министерство внутренних дел Украины, Министерство внутренних дел Республики Крым, управления внутренних дел областей, городов Киева и Севастополя регистрируют беженцев, в пределах своей компетенции принимают необходимые меры для выявления среди лиц, возбудивших ходатайство о предоставлении статуса беженца, таких, которым статус беженца не предоставляется в соответствии со статьей 3 настоящего Закона.

Министерство труда Украины оказывает по возможности помощь во временном трудоустройстве беженцев.

Министерство иностранных дел Украины, дипломатические представительства и консульские учреждения Украины принимают участие в переговорах, подготовке документов и вносят предложения Правительству Украины о заключении международных соглашений по вопросам, связанным с защитой социальных, экономических, иных прав и интересов беженцев, в том числе с компенсацией убытков, причиненных беженцам, расходами по их приему и обустройству, а также содействуют установлению связей беженцев с иностранными гражданами и юридическими лицами за границей и принимают меры по возвращению беженцев в страну их постоянного жительства или переселению в государства, которые могут предоставить им убежище.

Статья 8. Оформление документов по вопросам предоставления статуса беженца

Оформление необходимых документов по вопросам предоставления статуса беженца производится на основании личного заявления лица или его законного представителя, поданного в орган миграционной службы в Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе по месту временного пребывания в соответствии со статьей 2 настоящего Закона.

Статья 9. Права и обязанности лица, подавшего заявление
о предоставлении статуса беженца

Лицо, подавшее заявление о предоставлении статуса беженца, имеет право на:

временное трудоустройство или обучение;

медицинскую помощь и социально-бытовые услуги;

пользование жильем, предоставленным в пункте временного размещения до решения вопроса о предоставлении статуса беженца, но на срок не более трех месяцев;

свободное исповедание своей религии.

Лицо, подавшее заявление о предоставлении статуса беженца, обязано:

представить в соответствующий орган миграционной службы сведения, необходимые для решения вопроса о предоставлении статуса беженца;

при получении направления органа миграционной службы отбыть в определенное место временного проживания и в трехдневный срок зарегистрироваться в местном органе внутренних дел;

соблюдать установленный действующим законодательством порядок пребывания на территории Украины;

проходить медицинский осмотр по требованию органов здравоохранения.

Статья 10. Решение о предоставлении статуса беженца

Решение о предоставлении статуса беженца принимается органами миграционной службы в Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе не позднее одного месяца со дня подачи заявления.

В случае отказа в предоставлении статуса беженца по основаниям, предусмотренным статьей 3 настоящего Закона, орган миграционной службы уведомляет об этом лицо, подавшее заявление, и соответствующий орган внутренних дел.

Решение об отказе в предоставлении статуса беженца может быть обжаловано в недельный срок в Министерство Украины по делам национальностей и миграции, которое принимает решение не позднее чем в месячный срок.

Статья 11. Утрата и лишение статуса беженца

Статус беженца предоставляется на три месяца соответствующим органом миграционной службы, и по его решению этот срок может быть продлен.

Статус беженца утрачивается, если лицо:

добровольно вновь воспользовалось защитой государства, гражданином которого оно является, или страны постоянного жительства;

приобрело новое гражданство и пользуется защитой государства своего нового гражданства;

осуждено к лишению свободы по приговору суда Украины, вступившему в законную силу.

Лицо лишается статуса беженца органом миграционной службы по месту его временного проживания, если оно:

утратило основания, по которым оно приобрело статус беженца;

приобрело статус беженца вследствие представления заведомо ложных сведений или подложных документов;

рассматривается по уважительным причинам как угроза государственной безопасности, общественному порядку, здоровью населения Украины.

Решение о лишении статуса беженца может быть обжаловано в недельный срок в Министерство Украины по делам национальностей и миграции или в суд.

Правовой режим иностранца, утратившего или лишенного статуса беженца, определяется Законом Украины о правовом статусе иностранцев.

Раздел III. Правовой статус беженца

Статья 12. Права беженца

Лицо, которое приобрело статус беженца, имеет право на:

выбор места временного проживания из предложенного ему миграционной службой перечня населенных пунктов и передвижение на территории Украины при условии соблюдения правил, установленных для иностранцев;

труд по найму или на предпринимательскую деятельность, приобретение в собственность имущества на условиях, предусмотренных законодательством Украины для иностранцев;

охрану здоровья и отдых в порядке, предусмотренном законодательством для граждан Украины;

получение денежного пособия, пенсий и иных видов социального обеспечения в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины;

пользование жильем, предоставленным в месте временного проживания;

обучение в порядке, предусмотренном законодательством Украины для иностранцев;

пользование достояниями культуры;

свободу совести и свободное отправление религиозных обрядов;

неприкосновенность личности, жилища, охрану законом личной жизни, тайны переписки, телефонных разговоров и телеграфных уведомлений;

судебную защиту от посягательств на честь и достоинство, жизнь и здоровье, личную свободу и жилище, а также защиту имущественных и неимущественных прав;

вступление в легализованные общественные организации в соответствии с их уставами (положениями).

Статья 13. Обязанности беженца

соблюдать Конституцию и законы Украины, выполнять решения и распоряжения органов государственной исполнительной власти, регионального и местного самоуправления;

выполнять законные требования государственных органов и должностных лиц.

Статья 14. Запрещение высылки беженца или его принудительного
возвращения в государство, из которого он прибыл

Беженец не может быть выслан или принудительно возвращен в государство, где еще существуют условия, указанные в статье 1 настоящего Закона, на основании которых он приобрел статус беженца.

Раздел IV. Международное сотрудничество

Статья 15. Международное сотрудничество в целях защиты прав беженцев

Украина сотрудничает с другими государствами, международными организациями в целях устранения причин возникновения проблемы беженцев, улучшения их материального положения и совершенствования правового статуса, а также возвращения беженцев в страну их постоянного жительства.

Статья 16. Международные договоры

Если международным договором, заключенным Украиной, установлены иные нормы, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются нормы международного договора.

Президент Украины Л. КРАВЧУК

г. Киев, 24 декабря 1993 года
N 3818-XII