Статья 5 конституции ссср 1936 года гласила социалистическая собственность

Статья 5 конституции ссср 1936 года гласила социалистическая собственность

1 сентября Каталоги заданий по всем предметам приведены в соответствие с проектами демоверсий ЕГЭ-2019.

− Учитель Думбадзе В. А.
из школы 162 Кировского района Петербурга.

Наша группа ВКонтакте
Мобильные приложения:

Статья 5 Конституции СССР 1936 года гласила: «Социалистическая собственность в СССР имеет либо форму государственной собственности (всенародное достояние), либо форму кооперативно-колхозной собственности (собственность отдельных колхозов, собственность кооперативных объединений)».

Назовите три формы собственности, которые закреплены действующим законодательством. С чем связаны произошедшие в законодательстве изменения?

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) формы собственности:

2) причина произошедших изменений — переход к рыночной экономике.

Элементы ответа могут быть приведены в иной, близкой по смыслу форме.

Общие цифры ЕГЭ по бществознанию 200920102011201220132014 Минималь ный балл 39 Средний балл 56,3857,11 55,256,23 Количеств о cдававши х 444219280254478561. — презентация

Презентация была опубликована 3 года назад пользователемВиталий Нечаев

Похожие презентации

Презентация по предмету «Обществознание и Окружающий мир» на тему: «Общие цифры ЕГЭ по бществознанию 200920102011201220132014 Минималь ный балл 39 Средний балл 56,3857,11 55,256,23 Количеств о cдававши х 444219280254478561.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Общие цифры ЕГЭ по обществознанию Минималь ный балл 39 Средний балл 56,3857,11 55,256,23 Количеств о cдававши х Не сдали ЕГЭ, % 3,9 5,95,3 Количеств о 100- балльника в Время проведен ия экзамена, мин. 210

2 С1-С4. Задания на анализ источников Политика

3 Право Конституционный строй это такая организация государственной и общественной жизни, при которой государство является политической организацией гражданского общества, имеет демократический правовой характер, и в нем человек, его права, свободы, честь, достоинство признаются высшей ценностью, а их соблюдение и защита основной обязанностью государства. В Конституции РФ (преамбула и гл. 1) находит выражение целостная система принципов конституционного строя. К первой группе этих принципов можно отнести основы организации государственной власти: народовластие; федерализм; верховенство права; принцип разделения властей; государственный суверенитет; принцип, констатирующий, что Российская Федерация часть мирового сообщества. Вторую группу принципов составляют основы взаимоотношений государства и человека, гражданина, правового статуса человека и гражданина. К ним относятся: признание и утверждение прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью; их защита и соблюдение обязанность государства. Третья группа включает основы организации жизни гражданского общества. Российская Федерация федеративное государство. Демократический характер Российского государства проявляется в его государственно-территориальном устройстве, основывающемся на принципе федерализма. Федерализм в Рос­сии выступает пре­жде всего как одно из средств регулирования национальных отношений, обеспечения равноправия и самоопределения наций и народностей, проживающих на ее территории. Это получило выражение в создании различных форм национальной государственности народов Российской Федерации республик (государств), автономной области, автономных округов, а также преобразование одних форм национальной государственности в другие. Принцип федерализма способствует демократизации управления государством. Субъектами Российской Федерации наряду с национально-государственными об­ра­зо­ва­ни­я­ми признаются края, области, города федерального значения. Таким образом, Российская Федерация построена на сочетании территориальных и национально-территориальных начал образова­ния ее субъектов. Разделение вла­стей выступает как прин­цип организации государственной власти в пра­во­вом демократическом государстве, как одна из основ конституционного строя. Един­ство всей си­сте­мы государственной власти предполагает, с одной стороны, осуществление ее на основе разделения (по горизонтали) на законодательную, исполнительную и судебную, носителями которой являются самостоятельные органы государства. Принцип разделения властей находит свое проявление также в разграничении (по вертикали) предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов. (И.А. Андреева )

4 С1 Какие три группы принципов конституционного строя называет автор? Группы принципов конституционного строя: основы организации государственной власти; основы взаимоотношений государства и человека, гражданина; основы организации жизни гражданского общества.

5 C 2 В каких двух формах осуществляется реализация принципа разделения властей в Рос­сии? Приведите по одному примеру в качестве иллюстрации каждой из названных форм. Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) две Формы реализации принципа разделения властей: по горизонтали; по вертикали; 2) примеры, допустим: осуществление принципа разделения властей по горизонтали: деятельность Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, судебной власти РФ; осуществление принципа разделения властей по вертикали: разделение полномочий между г. Москвой как субъектом Федерации, (например, наличие «своего» законодательства) и органами власти Российской Федерации (исполнение федеральных законов). В качестве элементов ответа могут быть приведены другие примеры.

6 C 3 Данный текст характеризует Россию как демократическое, федеративное и правовое государство. Опираясь на знание обществоведческого курса, других учебных дисциплин, назовите еще две характеристики, которые применимы к нашему государству. Прокомментируйте одну из данных характеристик. Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) характеристики Российской Федерации, например: республика; светское государство; социальное государство; 2) комментарий к одной из характеристик. Республика форма государственного правления, при которой все высшие органы власти либо избираются, либо формируются представительными органами. Светское государ­ство характеристика государства, которая означает отделение религиозных объединений от государства. Социальное государство характеристика государства, которое имеет определенные социальные обязанности: охрану здоровья и труда, поддержку семьи, института детства и материнства, развитие социальной помощи нуждающимся категориям населения. В качестве элементов ответа могут быть даны иные комментарии.

7 C 4 Автор утверждает, что приоритетным принципом правового государства являются естественные права человека, для обеспечения которых необходимо разделение властей. Опираясь на знание обществоведческого курса и свой жизненный опыт, приведите три аргумента, доказывающих правоту утверждения автора. Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла). В ответе могут быть приведены следующие аргументы: 1) разделение властей позволяет создать систему сдержек и противовесов, обеспечить контроль за действиями каждой из ветвей власти; 2) система сдержек и противовесов позволяет контролировать качество принимаемых законов. Например, Конституция РФ предусматривает возможность обращения в Конституционный Суд для установления соответствия принятых нормативных актов Конституции РФ; 3) разделение властей обеспечивает независимость судебной власти от исполнительных и законодательных органов, что позволяет ей защищать права человека, опираясь на закон.

8 Задания С5. Определение признаков, явлений и понятий по контексту Социальные отношения

9 C 5 Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная роль»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальной роли. Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) смысл понятия, например: «Социальная роль это модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных и личных отношений». 2) два предложения с информацией о социальной роли, опирающейся на знания курса, например: «Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности»; «В современном обществе широкое распространение получили ролевые конфликты, возникающие в ситуациях, когда от индивида требуется одновременное выполне­ние нескольких социальных ролей с противоречивыми требованиями ». Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие верную информацию о социальной роли.

10 С5 Назовите три общественных института, способствующих социализации личности. Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла). В ответе могут быть названы следующие институты: семья; школа (образование); средства массовой информации; трудовой коллектив.

11 Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальный контроль»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальном контроле. «социальная группа» «социализация» «национальная политика» «социальная мобильность» «социальное неравенство»

12 Задания С6. Раскрытие теоретических положений на примерах Человек и общество

13 C 6 С помощью трех примеров проиллюстрируйте взаимосвязь глобальных проблем современности. Содержание верного ответа ( допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла ): 1) экономическая отсталость развивающихся стран порождает использование технологий, наносящих большой урон природе; 2) быстрый рост народонаселения в развивающихся странах усугубляет экономические проблемы, увеличивает отставание от развитых государств (проблема юг-север, голод, варварское использование природных ресурсов, приводящее к их истощению и т.д.); 3) низкий социально-экономический уровень ряда развивающихся стран, отсутствие развитых систем здравоохранения, образования ведет к росту опасных заболеваний, таких, как СПИД.

14 С6 Покажите на трех примерах тесную связь общества и природы. Правильный ответ может содержать примеры: 1) природные условия обусловливают занятия людей (например, рыболовство у жителей прибрежных территорий); 2) полезные ископаемые, их наличие или отсутствие, их разработка во многом определяют состояние экономического развития (например, положение стран, экспортеров нефти); 3) природные катаклизмы могут нанести огромный ущерб обществу (например, разрушения в связи с землетрясениями, цунами). Связь общества и природы может быть раскрыта на других примерах.

15 Покажите на трех примерах взаимовлияние народной, массовой и элитарной культуры, проявления роли средств массовой коммуникации в современном обществе, два проявления социальной функции науки, роль образования в жизни человека, три функции общения.

16 Задания С7. Задание-задача Экономика

17 C 7 Статья 5 Конституции СССР 1936 года гласила: «Социалистическая собственность в СССР имеет либо форму государственной собственности (всенародное достояние), либо форму кооперативно- колхозной собственности (собственность отдельных колхозов, собственность кооперативных объединений». Назовите три формы собственности, которые закреплены действующим законодательством. С чем связаны произошедшие в законодательстве изменения? Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) формы собственности: частная; государственная; муниципальная; 2) причина произошедших изменений переход к рыночной экономике.

18 C 7 На заводе 200 рабочих собирают в месяц велосипедов. В месяце 160 рабочих часов. A)Определите производительность труда на данном заводе. Б)Сколько велосипедов могут собрать 10 рабо­чих за год? B)Сможет ли данный завод выдержать конкуренцию с другим заводом, где трудятся 300 рабочих в две смены (320 рабочих часов) и собирают велосипедов в месяц? Ответ обоснуйте. В ответе должны быть следующие элементы: А) производительность труда равна 2 велосипеда в час; Б) 10 рабочих могут за год собрать велосипедов; В) Данный завод сможет конкуриро­вать, так как производительность труда на данном заводе (2 велосипеда в час) выше, чем производительность труда на другом заводе (1,33 велосипеда в час).

19 С7 В стране Н после прихода к власти правительства социалистов прошла масштабная налоговая реформа. Вместо единой плоской шкалы исчисления налога с доходов физических лиц (НДФЛ) была введена прогрессивно- регрессивная шкала. В чем суть данной шкалы исчисления НДФЛ? Приведите два обоснования в пользу ее введения для общества. С7 Пекарня производит 600 тортов в неделю. В пекарне работают три кондитера. Они заняты 40 часов в неделю. A)Определите производительность труда в пекарне. Б)Сколько тортов может произвести один кондитер за год, если считать, что в году 50 рабочих недель? B)Сможет ли данная пекарня выдержать конкуренцию с другой пекарней, где трудятся пять кондитеров по 40 часов в неделю и производят 800 тортов в месяц? Ответ обоснуйте. C 7 В стране Z для поддержки отечественных автопроизводителей были повышены пошлины на ввоз автомобилей иностранного производства и подержанные иномарки старше пяти лет. Сформулируйте три последствия подобного решения для автомобильной отрасли страны Z. C 7 Государство Z переживает экономический подъём. Промышленность в своём развитии опережает сельское хозяйство. Законом установлено господство государственной собственности. Какая экономическая система существует в государстве Z? По какому признаку Вы это установили? Назовите любые два иных признака этой экономической системы.

20 Задания С8. Составление плана доклада по определенной теме

21 C 8 Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Уголовный процесс». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. Один из вариантов плана раскрытия данной темы. 1. Уголовный процесс – деятельность по расследованию и разрешению уголовных дел. 2. Основные принципы уголовного судопроизводства а) законность б) правосудие осуществляется только судом в) уважение чести и достоинства г) неприкосновенность личности д) неприкосновенность жилища е) презумпция невиновности ж) состязательность сторон 3. Субъекты уголовного процесса а) суд б) участники со стороны обвинения в) участники со стороны защиты 4. Меры процессуального принуждения 5. Досудебное разбирательство 6. Прохождение дела в суде а) подготовительный этап б) судебное заседание в) порядок обжалования

22 C 8 Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме. Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. Формы и разновидности культуры. Влияние политического сознания на политическое поведение. Организация международной торговли.

23 Трудовой договор. Политические права и свободы граждан. Политические режимы. Биосоциальная природа человека.

24 С9.1 Философия: «Только тот постигает истину, кто внимательно изучает природу, людей и самого себя» (Н.Н. Пирогов). С9.2 Социальная психология: «Каждый хочет быть исключением из правил, и из этого правила нет исключения» (М. Форбс). С9.3 Экономика: «Цены монополии во всех случаях являются самыми высокими из тех, которые можно выжать из покупателей» (А. Смит). С9.4 Социология: «Маргинальность это результат конфликта с общественными нормами» (А. Фаржд). С9.5 Политология: «Вся тайна политики состоит в том, чтобы знать время, когда со­лгать, и знать время, когда промолчать» (Марки­за де Помпадур). С9.6 Правоведение: «Чем развитее, зрелее и глубже правосознание, тем совершеннее право» (И. Л. Ильин). При написании эссе можно пользоваться следующим примерным планом. 1. Вступление – вводит в тему, дает предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой. Во вступлении может содержаться ответ на заданный по теме вопрос; содержаться факт из биографии автора или характеризован исторический период, если эти сведения имеют важное значение для последующего анализа текста. 2. Основная часть: представляет собой развернутый анализ высказывания. В основной части необходимо продемонстрировать знание материала, умение логично, аргументировано и стилистически правильно, грамотно излагать свои мысли. Основная часть – это проверка того, насколько верно понята тема. Основную часть можно начинать с тезиса — положения, которое вы будете доказывать. Потом приведите аргументы, их должно быть по крайней мере два. Свои аргументы подкрепляйте примерами из текста. 3. Заклю­чение: подведение итога, обобщение сказанного, завершение текста, повторное обращение внимания на самое главное. Заключительная часть должна быть короткой, но емкой; органически свя­занной с предыдущим изложением. В за­клю­че­нии может быть выражено отношение пишущего к проблеме. Оно должно быть изложено корректно, без чрезмерных эмоциональных оценок, иметь четко выраженный смысл и быть подготовлено материалом основной части.

25 ГИА по ообществознанию 2014

26 ГИА по ообществознанию – не является обязательным экзаменом при окончании 9-го класса. Многие ученики осознано выбирают этот предмет как дополнительный для сдачи потому, что обществознание требуется для поступления в профильные 10-е классы с уклоном на гуманитарные науки, а также может быть первым этапом подготовки к ЕГЭ, который будет через 2 года.

27 Время проведения экзамена: 180 минут (3 часа). Разрешенные материалы: отсутствуют. Минимальный балл (соответствует тройке): 15. Максимальный балл: 39. Количество заданий: 31.

28 Таблица перевода баллов ГИА 2014 в оценки (по пятибалльной системе) 5 – 34–39 4 – 25–33 3 – 15–24 2 – 0–14

29 Структура теста ГИА по ообществознанию Экзамен по ообществознанию состоит из 31 задания, распределенных на три части по сложности: часть 1 – 20 заданий стандартного уровня сложности, для выполнения которых требуется выбрать один правильный ответ из четырех; часть 2 – 5 заданий повышенной сложности, для решения которых придется установить соответствие между понятиями или дать краткий ответ самостоятельно – без предложенных вариантов; часть 3 – 6 заданий высокой степени сложности, предполагают написание сдающим развернутого ответа на поставленный вопрос с демонстрацией высоких знаний по предмету и умения анализировать приведенные данные; задания группы С выполняются по приведенному отрывку текста.

Вариант №15

Вариант №15
A1 В последние годы растет число пользователей Интернета, что подтверждают статистические данные.
Вместе с тем процент населения, имеющего доступ к Интернет-ресурсам, отличается от общего количества пользователей в разных странах, что видно из представленной диаграммы.
Какой вывод можно сделать на основании данных диаграмм?
1) Первое место по количеству пользователей Интернетом принадлежит Голландии, но в процентном отношении она отстает от Швеции и Дании.2) Швеция обгоняет Данию и Россию как по общей численности пользователей Интернетом, так и в процентном отношении.3) Среди представленных стран Россия занимает первое место по количеству пользователей и последнее место в процентном соотношении.4) Занимая третье место в процентном отношении от количества пользователей к общему количеству жителей, Дания опережает Голландию по общему числу пользователей Интернетом.
A2 Научное познание непосредственно направлено на
1) формирование практических навыков2) выявление закономерностей существования и развития мира3) раскрытие смысла жизни4) создание новых материальных ценностей
A3 Какую из перечисленных ниже тенденций развития образования иллюстрирует применение новейших средств информационной технологии в организации учебного процесса, обучении различным предметам?
гумманизация 2) гуманитаризация 3) компьютеризация 4) профилизация
A4 Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Понятие общество используется для обозначения группы людей, объединившихся для выполнения совместной деятельности.
Б. Понятие общество используется для обозначения периода истории человечества.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

A5 В стране Z производятся различные товары и услуги.
Какая дополнительная информация подтверждает наличие в стране Z командной экономики?
1) основные вопросы экономики решаются с опорой на опыт предков2) в сельском хозяйстве преобладает растениеводство3) города являются центрами экономической жизни4) собственником земли и предприятий является государство
A6 Какие затраты можно отнести к переменным затратам?
1) затраты на аппарат управления 2) затраты на аренду здания3) выплата банку процентов за кредит 4) сдельная заработная плата рабочих
A7 К инструменту монетарной (кредитно-денежной) политики государства можно отнести
1) согласование условий заключения коллективных договоров2) контроль за заключением сделок о слиянии между крупными компаниями3) определение учетной ставки банковского процента4) продажу государством в частные руки неэффективных предприятий
A8 На рисунке отражены изменения предложения петрушки и укропа на соответствующем рынке (линия предложения S переместилась в новое положение S1). (Р — цена товара, Q — количество товара.)
Это перемещение может быть связано, в первую очередь, с (со)
1) уменьшением цен на сельскохозяйственную технику2) снижением затрат на транспортные услуги3) увеличением доходов производителей петрушки и укропа4) повышением цен на минеральные удобрения
A9 Верны ли следующие суждения о ВВП?
А. Чем выше инфляция, тем выше реальный ВВП.
Б. При определении ВВП должна учитываться стоимость конечных товаров и услуг.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

A10 Сословное деление общества отражает

1) вид государственного устройства 2) тип социальной стратификации3) характер экономических связей 4) особенность политической системы

A11 В ходе социологического опроса девушкам и юношам был задан вопрос о необходимости заключения брака.
Варианты ответов приведены в таблице (в % от числа отвечавших). Какой вывод можно сделать на основании данных таблицы?
1) Больше половины юношей и девушек считают не очень важным вопрос о заключении брака.2) Юноши и девушки одинаково легкомысленно относятся к заключению брака.3) Большинство юношей и девушек безразлично относятся к заключению брака.4) Юноши в большей степени, чем девушки, убеждены в необходимости заключения брака.
A12 Верны ли следующие суждения о среднем классе?
А. Подавляющее большинство россиян — средний класс.
Б. Формирование среднего класса является одной из предпосылок перехода России к новому типу общества.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
A13 Коммуникативный компонент политической системы включает
1) идеологические принципы 2) формы взаимодействия партий3) политические нормы 4) политические организации
A14 Какой признак характерен только для мажоритарной избирательной системы?
1) выдвижение кандидатов списком от политических партий2) голосование за кандидатов в одномандатных или многомандатных округах3) конкурирование на выборах различных политических сил4) проведение на телеканалах предвыборных теледебатов
A15 В стране Z главой государства является наследственный монарх.
Какая дополнительная информация позволит сделать вывод, что страна Z – парламентарная монархия?
1) Монарх утверждает в качестве главы правительства лидера партии, победившей на выборах в представительный орган власти.2) Закон о престолонаследии предусматривает передачу престола только по мужской линии.3) В государстве сложилась двухпартийная политическая система.4) Монарх принимает верительные грамоты послов иностранных держав.
A16 Верны ли следующие суждения о политическом лидерстве?
А. Харизматический тип политического лидерства основан на приоритете личностных качеств вождя и вере народа в их исключительность.
Б. Рационально-легальное лидерство делает вторичной саму личность лидера, важнее становится сама система власти, ее стабильность, устойчивый порядок смены элит.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
A17 Возмещение убытков, причиненных гражданину в результате незаконных действий государственных органов или органов местного самоуправления, является видом юридической ответственности, применяемой в праве
1) административном 2) гражданском3) уголовном 4) трудовом
A18 В полном товариществе, в отличие от товарищества на вере,
1) капитал разделён на доли (вклады)2) есть участники, которые несут риск убытков только в пределах внесённых вкладов3) учредителями могут быть только индивидуальные предприниматели и коммерческие организации4) управление осуществляется по общему согласию, т.е. каждый имеет право вето
A19 Гражданин П. имеет собственный бизнес.
Какой факт позволит сделать вывод о том, что организационной формой его фирмы является акционерное общество?
1) На собрании учредителей фирмы принят её устав.2) Фирма нацелена на получение прибыли.3) Фирма занимается производством продукции, пользующейся спросом.4) Уставный капитал фирмы разделён на равные части, каждая из которых оформлена ценной бумагой.
A20 Верны ли следующие суждения о гражданской дееспособности?
А. Гражданский кодекс РФ закрепляет наличие и объём дееспособности в зависимости от возраста.
Б. С момента рождения и до шести лет ребёнок считается полностью недееспособным.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
B1 Запишите слово, пропущенное в таблице.
Функции семьи
Характеристика

.
Биологическое воспроизводство человеческого рода

B2 Ниже приведен ряд терминов.
Все они, за исключением двух, являются характеристикой ступеней познания человеком мира.

1) Ощущение;
2) восприятие;
3) гипотеза;
4) представление;
5) практика;
6) суждение;
7) понятие.

Найдите два термина, выпадающие из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
B3 Установите соответствие между признаками и типами экономических систем: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ
ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

А) конкуренция производителей
Б) централизованное распределение
В) директивное ценообразование
Г) свобода предпринимательства
Д) саморегуляция спроса и предложения
1) рыночная
2) командная Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

B4 Найдите в списке неценовые факторы спроса и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) цены на сопряженные товары
2) количество продавцов на рынке
3) уровень доходов потребителей
4) предписания моды
5) ставки налогов на производителя
6) импортные таможенные пошлины
B5 Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) В минувшие выходные в стране состоялись муниципальные выборы.
(Б) Они прошли, по данным наблюдателей, в условиях высокой активности избирателей.
(В) Полагаем, что подобное явление связано с возрастанием роли и значимости органов местного самоуправления в жизни социума.
(Г) Органы местного самоуправления представляют собой систему организации и деятельности граждан, обеспечивающую самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории.
(Д) Результаты выборов обсуждаются политологами и блогосферой.
Определите, какие положения текста носят
1) фактический характер;
2) характер оценочных суждений;
3) характер теоретических положений.
Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

A
Б
В
Г
Д B6 Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Социологи подчёркивают, что социальный______(А) может быть эффективным лишь в том случае, когда он придерживается «золотой середины» между свободой выбора и_____(Б) за него.
Действенность социального контроля обеспечивается главным образом не благодаря принуждению, а благодаря наличию общих ценностей, утвердившихся среди людей, и стабильности__________(В).
Следует также выделить внутренний и внешний социальный контроль.
Под внешним контролем понимается в науке совокупность социальных__________(Г), которые регулируют деятельность людей.
Внешний контроль
может быть формальным и неформальным.
Формальный основан на инструкциях, предписаниях, _______(Д); неформальный контроль базируется на реакциях окружающих и не закреплён официально.
Излишне сильный, мелочный социальный контроль, как правило, приводит к негативным результатам.
Если внешний контроль по каким-либо причинам ослабнет, человек вообще может утратить способность контролировать своё поведение.
Поэтому, особенно в современном обществе, важно формировать у людей внутренний контроль, или_______________(Е).

Слова в списке даны в именительном падеже.
Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск.
Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) ответственность
2) общество
3) контроль
4) добровольность
5) производство
6) механизм
7) инициатива
8) самоконтроль
9) нормативный акт

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова.
Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.
A
Б
В
Г
Д
Е

B7 Гражданин С. является членом одной из либеральных партий.
В приведенном списке найдите идеологические взгляды, которые должен разделять гражданин С. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Право собственности есть коренное юридическое начало, вытекающее из свободы человека.
2) Права и свободы отдельного человека являются правовым базисом общества и экономического порядка.
3) История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов.
4) Демократия— единственно приемлемая для большинства населения форма правления, при условии перехода к главенству права.
5) Капиталистическое общество расколото на два больших враждебных лагеря— буржуазию и пролетариат.

B8 Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) Социальный институт;

2) общество как система;

3) социальная группа;

4) сфера общественной жизни;

5) общественные отношения.

Прочитайте текст и выполните задания С1-С4.

Механизм цен в рыночной экономике
Изучение взаимодействия спроса и предложения, конкуренции как основных инструментов ценообразования позволяет вести результативный поиск элементов эффективного механизма рыночной саморегуляции. В условиях рыночной экономики цена выполняет ряд важных функций.
Цены передают информацию.
Система цен автоматически распространяет информацию для всех участников рынка об устойчивом росте или снижении спроса на тот или иной вид товара.
Это побуждает их наращивать или, наоборот, сокращать объём производства до тех пор, пока вновь рост или падение цен не пошлют сигналы о дефиците или перепроизводстве товарной продукции.
Вместе с тем ценовая система усложнена благодаря искажениям ценовой информации, что объясняется рядом причин.
Прежде всего, стоит отметить вмешательство государства в экономические процессы.
Негативную роль играет деятельность монополий, стремящихся к извлечению максимально высокой прибыли, в том числе путём взвинчивания цен.
Искажающим фактором является также инфляция, особенно если она имеет высокий уровень и неустойчивый характер.
Цены выполняют важную стимулирующую функцию.
Каждое предприятие стремится снизить издержки производства, справедливо усматривая в этом один из проверенных временем рычагов роста прибыли.
В этих целях используются достижения научно-технического прогресса, инновационные и конкурентоспособные технологии, ноу-хау, всевозможные виды менеджмента и др.
Себестоимость продукции, трудоёмкость её выпуска являются основой формирования рыночных цен.
Каждое предприятие располагает на этом пути своими возможностями и резервами, используя их для достижения поставленной цели.
Тем самым цена стимулирует внедрение достижений научно-технического прогресса, способствует снижению издержек производства и повышению качества продукции.
Цены участвуют в регулировании производства товаров и услуг, а также влияют на распределение доходов, на изменение структуры их использования.
Эта функция вне государственного воздействия носит стихийный характер.
Рост цен, например, способствует увеличению производства товаров, но до известных пределов, так как высокие цены ограничивают спрос.

C1 Какие два основных инструмента рыночного ценообразования указаны в тексте? Как автор определяет значение информации, распространяемой системой цен для участников рынка?
C2 Какие три причины, по мнению автора, обуславливают искажение ценовой информации?
C3 Какие три функции цен в условиях рынка рассмотрены в тексте? Укажите их и проиллюстpируйте каждую конкретным примером.
C4 Известно, что в условиях рынка цены устанавливаются под влиянием спроса и предложения.
Однако, по мнению ряда экономистов, и в этих условиях государство должно проводить собственную ценовую политику, контролировать уровень цен на некоторые товары и услуги.
C5 Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие общественный прогресс? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об общественном прогрессе.
C6 Существуют различные виды конкуренции.
Назовите вид конкуренции, который существует только в теории, и приведите три примера рынков, близких этому виду конкуренции.
C7 Статья 5 Конституции СССР 1936 года гласила:

Социалистическая собственность в СССР имеет либо форму государственной собственности (всенародное достояние), либо форму кооперативно-колхозной собственности (собственность отдельных колхозов, собственность кооперативных объединений).
Назовите три формы собственности, которые закреплены действующим законодательством.
С чем связаны произошедшие в законодательстве изменения?
C8.Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме Политические элиты.
Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему.
План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
C9 Выберитеодноиз предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему); сформулируйте свое отношение к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение.
При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйтезнания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующиепонятия, а такжефактыобщественной жизни и собственный жизненныйопыт.

Видеть и чувствовать— это быть, размышлять— это жить (У.Шекспир).
С9.2 Социальная психология:

При объяснении любых психических явлений личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия (C.Л.Рубинштейн).
С9.3 Экономика:

Богатство заключается в населении, а не в обширности территорий, тщетной без обывателей (М.Ломоносов).
С9.4 Социология:

Семья— это кристалл общества (В.Гюго).
С9.5 Политология:

Нет единых и одних и тех же идей свободы личности, правового строя, конституционного государства, одинаковых для всех народов (Б.Кистяковский).
С9.6 Правоведение:

Правозаконность— одно из величайших достижений либеральной эпохи, послуживших не только щитом свободы, но и отлаженным юридическим механизмом ее реализации (Ф.Хайек).

Ключ
1 3
2 2
3 3
4 3
5 4
6 4
7 3
8 4
9 2
10 2
11 4
12 2
13 2
14 2
15 1
16 3
17 2
18 4
19 4
20 3
21 репродуктивная
22 35
23 12211
24 134
25 11231
26 312698
27 124
28 2

Статья 5 конституции ссср 1936 года гласила социалистическая собственность

«Это было время, когда мы в Германии занимались вычислениями, согласно которым на душу населения приходилось раз в пять лет по одной тарелке, раз в 12 лет — пара ботинок, раз в 50 лет — по одному костюму», — писал Л. Эрхард. Правительство считало, что на основе подсчетов сырья «можно определять судьбу народа на многие годы вперед».

О какой экономической системе пишет Эрхард? Аргументируйте свой вывод. Опираясь на знания из курса обществоведения, назовите еще одну черту, присущую этой системе.

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

В ответе указывается, что речь идет о командной (административной) экономике. В качестве аргумента приводится указание на осуществление централизованного планирования. Среди других черт командной экономики могут быть названы:

— государственное регулирование цен на товары и услуги

— преобладание государственной собственности.

О каком времени идет речь?

О советском, периода ГДР 1950-1980гг

На заводе 200 рабочих собирают в месяц 64 000 велосипедов. В месяце 160 рабочих часов.

A)Определите производительность труда на данном заводе.

Б)Сколько велосипедов могут собрать 10 рабочих за год?

B)Сможет ли данный завод выдержать конкуренцию с другим заводом, где трудятся 300 рабочих в две смены (320 рабочих часов) и собирают 128 000 велосипедов в месяц?

В ответе должны быть следующие элементы:

1) ответы на первые два вопроса задания:

А) производительность труда равна 2 велосипеда в час;

Б) 10 рабочих могут за год собрать 38 400 велосипедов;

2) обоснование ответа на третий вопрос:

Данный завод сможет конкурировать, так как производительность труда на данном заводе (2 велосипеда в час) выше, чем производительность труда на другом заводе (1,33 велосипеда в час).

В те­че­ние ряда лет про­во­ди­лись исследования по вы­яв­ле­нию оценки рос­си­я­на­ми уровня безработицы. По­лу­чен­ные данные пред­став­ле­ны в таблице. Сфор­му­ли­руй­те вывод по дан­но­му факту и сде­лай­те два предположения, как может со­вер­шен­ство­вать­ся политика го­су­дар­ства по дан­но­му вопросу.

(закрытый вопрос, один ответ по каждой позиции)

В стране в целом

Источник: Все­рос­сий­ский центр изу­че­ния общественного мне­ния (ВЦИОМ), МОСКВА, 18 марта 2011 г., www.wciom.ru

Правильный ответ дол­жен содержать сле­ду­ю­щие элементы:

1) вывод о том, что уро­вень безработицы оце­ни­ва­ют как вы­со­кий (более 50%);

2> при­ве­де­ны предположения, например:

— необходима се­рьез­ная разъяснительная ра­бо­та по про­бле­ме среди населения;

— возможно, тре­бу­ет­ся совершенствование за­ко­но­да­тель­ной базы по во­про­су безработицы;

— возможно, не­об­хо­дим поиск новых эко­но­ми­че­ских механизмов ре­гу­ли­ро­ва­ния безработицы.

Могут быть при­ве­де­ны иные предположения

В нашей стране в первой половине 90-х годов из примерно 155 тысяч государственных предприятий было приватизировано около 89 тысяч. Акционерный капитал приватизируемых предприятий распределился следующим образом:

— внутренние акционеры (работники, дирекция) — 62% акций,

— внешние акционеры — 21% акций,

— государство — 17% акций.

При этом на мелких внешних акционеров (обычных держателей ваучеров) пришлось 10% акций.

Можно ли на основании этих данных сделать вывод о создании крупного частного сектора в экономике страны? Превратилась ли основная масса населения страны в собственников предприятий? Аргументируйте свои выводы.

Содержание верного ответа(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

Дан утвердительный ответ на первый вопрос.

В качестве аргумента приведены данные, свидетельствующие о том, что более половины

предприятий были приватизированы.

Дан отрицательный ответ на второй вопрос.

В качестве главного аргумента использован показатель, свидетельствующий о том, что на долю обычных держателей акций пришлась только десятая часть акционерного капитала.

«Это было время, когда мы в Германии занимались вычислениями, согласно которым на душу населения приходилось раз в пять лет по одной тарелке, раз в 12 лет — пара ботинок, раз в 50 лет — по одному костюму», — писал Л. Эрхард. Правительство считало, что на основе подсчетов сырья «можно определять судьбу народа на многие годы вперед».

О какой экономической системе пишет Эрхард? Аргументируйте свой вывод. Опираясь на знания из курса обществоведения, назовите еще одну черту, присущую этой системе.

Содержание верного ответа(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

В ответе указывается, что речь идет о командной (административной) экономике. В качестве аргумента приводится указание на осуществление централизованного планирования.

Среди других черт командной экономики могут быть названы:

— государственное регулирование цен на товары и услуги;

— преобладание государственной собственности.

На гра­фи­ке показано из­ме­не­ние уровня без­ра­бо­ти­цы среди раз­лич­ных групп на­се­ле­ния страны Z в 2004—2008 гг.

Используя дан­ные графика, определите, какая тен­ден­ция наблюдается в 2004—2008 гг. на рынке труда стра­ны Z. При­вле­кая обществоведческие зна­ния и факты об­ще­ствен­ной жизни, вы­ска­жи­те три пред­по­ло­же­ния о при­чи­нах подобной тенденции.

Правильный ответ дол­жен содержать сле­ду­ю­щие элементы:

1) тенденцию, например: су­ще­ствен­ный рост без­ра­бо­ти­цы среди всех групп тру­до­спо­соб­но­го населения; Тен­ден­ция может быть сфор­му­ли­ро­ва­на в иной, близ­кой по смыс­лу форме.

2) предположения, например:

— си­ту­а­ция экономического кризиса;

— тру­до­спо­соб­ные граждане стра­ны Z не вы­дер­жи­ва­ют конкуренцию с за­ру­беж­ны­ми работниками, при­е­хав­ши­ми в стра­ну (с тру­до­вы­ми мигрантами);

— струк­тур­ная перестройка эко­но­ми­ки страны Z. Могут быть вы­ска­за­ны другие предположения.

В стране Н. после прихода к власти правительства социалистов прошла масштабная налоговая реформа. Вместо единой плоской шкалы исчисления налога с доходов физических лиц (НДФЛ) была введена прогрессивно-регрессивная шкала.

В чем суть данной шкалы исчисления НДФЛ? Приведите два обоснования в пользу ее введения для общества.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Дан ответ, например:

– прогрессивно-регрессивная шкала исчисления налога с доходов физических лиц предполагает повышение налоговой ставки для лиц, имеющих высокие доходы, и, напротив, понижение налоговой ставки для лиц с самыми низкими доходами.

2) Приведены объяснения, например:

– прогрессивная шкала позволяет получить дополнительные средства в бюджет с имущих граждан и направить их на финансирование социальных программ в области здравоохранения, образования, поддержания неимущих;

– прогрессивно-регрессивная шкала позволяет усилить социальную функцию налогов, способствовать преодолению избыточного социального неравенства, снижению социального недовольства в обществе;

– прогрессивная шкала способствует росту социальной ответственности состоятельных граждан, пониманию ими

необходимости помогать тому обществу, которое обеспечило им возможность получать высокие доходы и т.д.