Статья 27 конституции республики беларусь

Оглавление:

Вас вызывают в правоохранительные органы.

Опубликовано в научно-практическом

журнале «Директор», № 4 за 2011 год

магистр юридических наук,

адвокат Минской городской

Материал подготовлен с использованием

нормативных правовых актов

по состоянию на 10 марта 2011 г .

В статье анализируются возможные негативные последствия получения объяснений и допроса лица в качестве свидетеля в уголовном процессе. Освещаются вопросы, касающиеся порядка проведения данных процессуальных действий. Ведется речь об основных правах опрашиваемого и допрашиваемого, даются практические рекомендации по их осуществлению.

На первый взгляд вызов в правоохранительные органы для дачи объяснений или допроса в качестве свидетеля по уголовному делу не несет в себе ничего угрожающего. Вместе с тем нередко именно после проведения таких процессуальных действий лицо приобретает статус подозреваемого.

Человек при даче объяснений, допросе в качестве свидетеля и допросе в качестве подозреваемого имеет разное процессуальное положение. В частности, при отсутствии статуса подозреваемого (обвиняемого) он не имеет права отказаться от дачи показаний, а также права пользоваться помощью защитника. Право должностных лиц до возбуждения уголовного дела получить объяснение, а также их право допросить человека в качестве свидетеля по уголовному делу, являются так называемыми «процессуальными лазейками» для того, чтобы получить от последнего как можно большее количество сведений, причем в отсутствие защитника. Должностные лица пользуются тем, что за отказ свидетеля от дачи показаний закон предусматривает уголовную ответственность (статья 402 Уголовного кодекса Республики Беларусь). Сведения, полученные от человека в результате дачи объяснений или допроса в качестве свидетеля, могут повлечь для него крайне негативные последствия. Несмотря на недопустимость использовать в качестве доказательств виновности лица его объяснение, равно как и показания, данные им в статусе свидетеля[1], на практике такие объяснения и протоколы допросов чаще всего оглашаются в судебном заседании, что способно повлиять на внутреннее убеждение суда при формировании выводов об обстоятельствах уголовного дела. Поэтому указанные документы имеют немалое (более того – определяющее) значение. Следует также учитывать, что информация, изложенная в объяснении или протоколе допроса лица в качестве свидетеля, как правило, является первой информацией, сообщаемой этим лицом органу уголовного преследования. И если после получения объяснений или допроса в качестве свидетеля человека привлекают по делу в качестве подозреваемого (а затем – обвиняемого), первые объяснения (показания, данные в качестве свидетеля) сопоставляются с показаниями, данными им в дальнейшем в ходе предварительного расследования и судебного разбирательства. В результате у органа уголовного преследования и суда формируются выводы относительно последовательности и, соответственно, правдивости показаний лица, либо их противоречивости и, соответственно, необходимости поставить показания под сомнение. Человек, впервые встретившийся в необычной для него ситуации с оперативным работником или следователем (дознавателем), не представляет, насколько важно каждое сказанное им должностному лицу слово и (что гораздо важнее) как это слово записано в объяснении или протоколе. А записанное очень часто не соответствует сказанному. На это взволнованный человек, как правило, просто не обращает внимания. Он убежден, что такого несоответствия не может быть никогда. О процессуальных способах противодействовать искажению объяснений и показаний будет сказано ниже. Перед первым допросом в качестве подозреваемого человеку будут заявлять, что он уже никогда не сможет изменить свою позицию об обстоятельствах произошедшего, которая изложена в его объяснении или в его протоколе допроса в качестве свидетеля. Причем в протокол допроса свидетеля, а затем и подозреваемого и даже обвиняемого текст может попасть путем копирования из электронного файла с объяснением. Изложенное свидетельствует о том, что для человека крайне важно уже перед встречей с должностным лицом иметь представление о порядке получения объяснений и проведения допроса, о своих правах и способах их осуществления.

Как правило, лицо вызывается на допрос повесткой. Вместе с тем допускается вызов лица с использованием и других средств связи, например, по городскому или мобильному телефону. Поэтому не следует игнорировать телефонные звонки должностных лиц с предложением явиться на допрос. В случае неявки на допрос без уважительных причин человек может быть подвергнут приводу, который осуществляется сотрудниками органов внутренних дел. Получение объяснений нередко происходит по месту нахождения опрашиваемого (например, по месту его работы или жительства). Должностное лицо в таких ситуациях чаще всего предварительно договаривается о встрече по телефону. Перед дачей объяснений, равно как и перед допросом в качестве свидетеля, важно помнить следующее. Во-первых, у каждого есть право отказаться от дачи объяснений и показаний против самого себя, членов своей семьи, близких родственников. Это право гарантируется Конституцией Республики Беларусь (статья 27), а также Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь (статьи 10, 60). Под членами семьи в уголовно-процессуальном законодательстве понимаются близкие родственники, другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и иные лица, проживающие совместно с участником уголовного процесса и ведущие с ним общее хозяйство. Близкими родственниками лица являются его родители, дети, усыновители, усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, а также супруг (супруга). При отказе или уклонении от дачи объяснений и показаний против самого себя, членов своей семьи, близких родственников лицо не подлежит привлечению к какой-либо ответственности. Должностное лицо обязано разъяснить человеку указанное право и даже обеспечить его реализацию. Но на практике этого не происходит, потому что трудно, желая получить от человека необходимую для обвинения информацию, обеспечивать право такую информацию не давать. Поэтому суть разъяснений прав сводится к указанию соответствующих мест в уже изготовленном объяснении или протоколе допроса, где человек должен поставить свою подпись. К этому времени объяснения уже получены (допрос окончен). Во-вторых, Конституция Республики Беларусь (статья 62) гарантирует каждому право пользоваться в любой момент помощью адвокатов в любых государственных органах, в отношениях с любыми должностными лицами. Несмотря на отсутствие в уголовно-процессуальном законодательстве норм о возможности лица давать объяснения или свидетеля давать показания в присутствии адвоката, такое право у человека все равно есть, поскольку Конституция Республики Беларусь обладает высшей юридической силой[2], в случае расхождения любого нормативного правового акта с Конституцией Республики Беларусь действует Конституция Республики Беларусь[3]. Немалое значение перед встречей с должностными лицами органа уголовного преследования имеет беседа с адвокатом, которая способна сформировать у человека представление о происходящем и о своих правах[4].

Объяснения, как и показания, фиксируются должностным лицом от руки или с помощью технических средств. По окончании дачи объяснений или допроса человеку предлагается удостоверить правильность изложенного путем учинения под текстом в документе надписи «Мною прочитано, с моих слов записано верно», а также своей подписи с указанием фамилии и инициалов. Следует обязательно обратить внимание на смысл указанной надписи. Впоследствии отказаться от объяснений или показаний, зафиксированных в подписанном таким образом документе, будет практически невозможно[5]. Поэтому перед подписанием документа необходимо прочитать его крайне внимательно. Стоит помнить, что изложение должностным лицом информации в документе с использованием конструкций выражений или порядка слов в предложении, отличающихся от таковых, используемых в рассказе опрашиваемого (допрашиваемого), способно существенно (если не в корне) исказить смысл сказанного. Поэтому при обнаружении в тексте какой-либо неточности следует перед подписанием документа собственноручно дописать в нем, что именно записано неверно и как в действительности говорил человек[6]. Отметим, что в после ознакомления с текстом объяснения или протокола допроса лицо может собственноручно указать в документе также любые иные сведения, которые посчитает нужным[7]. Требования допрашиваемого внести в протокол допроса дополнения и уточнения подлежат обязательному исполнению. Рекомендуем учинять в документе подпись только после внесения необходимых, по мнению допрашиваемого (опрашиваемого), сведений.

Адвокат, представляющий интересы лица при даче объяснений или допросе в качестве свидетеля, не имеет статуса защитника, а значит, и прав, предусмотренных для защитника уголовно-процессуальным законом, в том числе права задавать представляемому лицу вопросы. Однако процессуальный закон предписывает должностным лицам указывать в протоколе (в том числе в протоколе допроса) фамилию, имя, отчество каждого лица, участвующего в производстве следственного действия. Адвокат не является исключением. Протокол предъявляется адвокату для ознакомления и подписания. Он имеет право делать замечания, подлежащие внесению в протокол. Участвуя при получении объяснений и проведении допроса, адвокат следит за соблюдением прав представляемого. Его задача – прежде всего не допустить морального и физического воздействия на представляемого со стороны должностных лиц, неверного (искаженного) отображения в протоколе допроса (объяснении) сообщаемой человеком информации, проследить за тем, чтобы по окончании допроса (получения объяснений) представляемому была обеспечена возможность прочитать документ и внести свои уточнения или дополнения, которые тот считает нужными. Адвокат следит за проведением допроса в соответствии с требованиями процессуального закона, в том числе за тем, чтобы в допросе не участвовали лица, фамилии, имена и отчества которых не указываются в протоколе, чтобы время проведения допроса не превышало установленных рамок и т.д. Любые нарушения прав представляемого адвокат собственноручно фиксирует в протоколе допроса (объяснении) перед его подписанием. Если сразу после получения объяснений или допроса в качестве свидетеля человек будет задержан по непосредственно возникшему подозрению в совершении преступления, он немедленно приобретает статус подозреваемого, который имеет право пользоваться помощью защитника с момента фактического задержания. Это дает возможность адвокату реализовать весь комплекс прав, предоставленных законом защитнику, в том числе право беспрепятственно общаться со своим подзащитным наедине и конфиденциально без ограничения количества и продолжительности бесед, с момента допуска к участию в производстве по материалам и уголовному делу знакомиться с постановлением о возбуждении уголовного дела, о задержании, с протоколом задержания, с некоторыми иными документами в отношении подзащитного, обжаловать задержание, участвовать во всех следственных действиях, проводимых с участием его подзащитного и т.д.

Таким образом, необходимо крайне серьезно отнестись как к беседе с представителем правоохранительного органа, оформляемой в виде объяснения, так и к даче показаний в качестве свидетеля. Человек, как отмечалось, в какой бы то ни было ситуации, при любых обстоятельствах имеет право отказаться от дачи объяснений и показаний против самого себя, членов своей семьи, близких родственников, а также право пользоваться в любой момент помощью адвокатов в любых государственных органах, в отношениях любыми должностными лицами. Беседа с адвокатом перед дачей объяснений или допросом будет способствовать формированию у человека представления об обстоятельствах вызова в государственный орган (встречи с должностным лицом), о сложившейся ситуации, процедуре проведения указанных процессуальных действий, о своих правах и способах их реализации. Внимательное ознакомление с объяснением или протоколом допроса перед подписанием исключит вероятность отражения в документе неверных (искаженных) сведений. Участие адвоката при получении от человека объяснений и его допросе снижает вероятность нарушения прав последнего как во время проведения данных процессуальных действий, так и с момента возможного задержания.

[1] Уголовно-процессуальное законодательство признает в качестве источника доказательств именно показания подозреваемого, данные в установленном порядке, а не его объяснения. С момента приобретения человеком статуса подозреваемого (обвиняемого), он, во-первых, приобретает и комплекс прав, предусмотренных процессуальным законом для подозреваемого (обвиняемого), в том числе право иметь защитника и право отказаться от дачи показаний, во-вторых, не может быть подвергнут ответственности за отказ от дачи показаний. Таким образом, показания человека, данные им в качестве свидетеля при отсутствии права пользоваться помощью адвоката со всем арсеналом прав, предусмотренных для защитника уголовно-процессуальным законом (равно, как и объяснения), а также под страхом уголовной ответственности за отказ от дачи показаний, не могут быть приравнены к показаниям, данным этим человеком в качестве подозреваемого, а значит, и являться доказательством по возбужденному в отношении него уголовному делу.

[2] Статья 137 Конституции Республики Беларусь.

[3] Статья 10 Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 г. № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь».

[4] Не исключено, что сразу же после дачи объяснений или допроса в качестве свидетеля лицо будет задержано по непосредственно возникшему подозрению в совершении преступления, а после истечения срока задержания в отношении него может быть избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, максимальный срок которой составляет два месяца и впоследствии может продлеваться вплоть до вынесения приговора судом.

[5] Доводы о том, что в действительности документ прочитан не был, а надпись была учинена по просьбе (требованию) должностного лица, как правило, во внимание не принимаются. В случае отказа от учиненной в документе подписи ее подлинность может быть установлена в результате проведения почерковедческой экспертизы.

[6] Запись может выглядеть следующим образом: «Мною прочитано. С формулировкой «…» я не согласен. Отмечаю, что было так:… В остальном с моих слов записано верно». Далее – подпись, фамилия, инициалы.

[7] Запись может выглядеть следующим образом: «Мною прочитано. С моих слов записано верно. Собственноручно хочу добавить, что…» Далее – подпись, фамилия, инициалы.

Прочтите еще статьи по этой теме!

Свидетели тоже имеют право на юридическую помощь

Автор: Administrator 10 Июль 2015 .

Конституционный Суд Республики Беларусь (далее – КС) принял Решение от 02.07.2015 № Р-989/2015 «О праве граждан, выступающих свидетелями в уголовном процессе, на юридическую помощь» (далее – Решение). Как говорится в самом Решении, производство по этому делу было возбуждено КС 20 мая 2015 г. на основании поступившего обращения Республиканского правозащитного общественного объединения «Белорусский Хельсинкский Комитет» о необходимости устранения правового пробела и закрепления в законодательстве Республики Беларусь права граждан, выступающих свидетелями в уголовном процессе, на юридическую помощь.

В обращении указывалось, что в процессуальном законодательстве Республики Беларусь отсутствуют специальные нормы об оказании юридической помощи свидетелям, и на практике такой пробел нередко ведет к отказу в предоставлении свидетелям юридической помощи и тем самым к нарушению гарантированных им Конституцией прав.

Заслушав судью-докладчика, выступления полномочных представителей Президента Республики Беларусь, Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь в Конституционном Суде, представителей Верховного Суда Республики Беларусь, Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, Следственного комитета Республики Беларусь, Республиканской коллегии адвокатов, проанализировав положения Конституции, Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – УПК) и иных законодательных актов Республики Беларусь, исследовав представленные документы и иные материалы дела, КС изложил свои выводы и в Решении отметил следующее.

Нормативное регулирование вопроса

В Конституции предусмотрено, что человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства (часть первая статьи 2), а обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь – высшей целью государства (часть первая статьи 21). В свою очередь, согласно части первой статьи 62 Конституции каждый имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей в суде, иных государственных органах, органах местного управления, на предприятиях, в учреждениях, организациях, общественных объединениях и в отношениях с должностными лицами и гражданами. Также в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь» любое физическое и юридическое лицо на территории Республики Беларусь вправе обратиться за юридической помощью к адвокату по своему выбору для защиты своих прав и интересов в судах, государственных органах, иных организациях, в компетенцию которых входит решение соответствующих юридических вопросов, и перед физическими лицами (пункт 2 статьи 6); суд, государственный орган, иная организация или должностное лицо не могут отказать в признании права адвоката представлять права и интересы физического или юридического лица, обратившегося за юридической помощью, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами (пункт 3 статьи 17).

В УПК определено, что все лица, участвующие в уголовном процессе, равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту их прав и законных интересов; каждый имеет право в ходе производства по материалам и уголовному делу на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе право пользоваться в случаях и порядке, предусмотренных данным Кодексом, юридической помощью адвокатов и других своих представителей (части 1 и 4 статьи 20); ограничение прав и свобод лиц, участвующих в уголовном процессе, допускается только по основаниям и в порядке, установленным УПК (часть 2 статьи 10). Однако в УПК отсутствуют нормы, непосредственно закрепляющие право граждан, являющихся свидетелями, на квалифицированную юридическую помощь, хотя показания свидетеля служат важным источником доказательств, а невыполнение им предусмотренных УПК обязанностей может повлечь уголовную ответственность. Таким образом, уголовно-процессуальный закон, к задачам которого относятся закрепление надлежащей правовой процедуры осуществления уголовного процесса, способствование формированию в обществе уважения к правам и свободам человека и гражданина, утверждению справедливости, не предусматривает механизма реализации права свидетеля на юридическую помощь.

Учли мнение всех

В Решении КС сообщается, что в соответствии со статьей 39 Закона «О конституционном судопроизводстве» в Верховный Суд, Генеральную прокуратуру, Следственный комитет, Министерство юстиции, Республиканскую коллегию адвокатов, а также на кафедру уголовного процесса и прокурорского надзора юридического факультета Белорусского государственного университета были направлены запросы.

В ответе Верховного Суда сообщается, что права свидетеля, перечисленные в части 3 статьи 60 УПК и иных процессуальных нормах, в том числе основное его право – не свидетельствовать против себя самого, членов семьи и близких родственников, достаточно полно регламентированы в УПК. Принимая во внимание процессуальный статус свидетеля, к которому в случае его законопослушного поведения не могут быть применены меры ответственности либо процессуального принуждения, необходимости в предоставлении ему исключительных гарантий по аналогии с правами подозреваемого, обвиняемого не имеется. Верховный Суд считает, что вопрос об участии адвоката в допросе свидетеля может быть разрешен органом, ведущим уголовный процесс, без дополнительного регулирования нормами УПК.

Генеральная прокуратура отмечает, что нормы УПК, регламентирующие производство процессуальных действий с участием свидетеля, не устанавливают запрета на оказание юридической помощи указанному участнику процесса, но и прямо не предусматривают возможности оказания такой помощи. Данное обстоятельство позволяет констатировать наличие в уголовно-процессуальном законе пробела правового регулирования реализации права граждан, выступающих свидетелями в уголовном процессе, на юридическую помощь адвокатов. Закрепленное статьей 62 Конституции право каждого лица пользоваться в любой момент помощью адвокатов является универсальным. В связи с этим Генеральная прокуратура полагает, что для обеспечения прямого действия нормы Конституции, исключения фактов нарушения конституционных прав граждан, выступающих свидетелями в уголовном процессе, путем необоснованного отклонения их ходатайств об оказании им юридической помощи необходимо внести соответствующие изменения и дополнения в законодательные акты Республики Беларусь.

Следственный комитет указывает, что уголовно-процессуальным и иным законодательством обязанность органа предварительного расследования допустить адвоката к участию в уголовном процессе в качестве представителя свидетеля, в том числе для оказания юридической помощи при проведении следственных и других процессуальных действий с участием свидетеля, не установлена. При нормативном закреплении права свидетеля являться на допрос с адвокатом, наделенным полномочиями защитника, на практике не будут исключены случаи разглашения определенной информации, что даст возможность обвиняемым выработать тактику противодействия органам предварительного следствия. Следственный комитет считает, что получить юридическую помощь от приглашенного адвоката свидетель может до и после допроса, и не исключает возможности пассивного присутствия приглашенного свидетелем адвоката в ходе допроса.

В ответе Министерства юстиции обращено внимание, что в статье 60 УПК отсутствуют нормы, закрепляющие право гражданина, являющегося свидетелем, пользоваться помощью представителя при производстве по материалам и уголовному делу. Такое право предоставлено только потерпевшему, гражданскому истцу и гражданскому ответчику. Буквальное соблюдение органами, ведущими уголовный процесс, вышеназванного подхода может привести к ограничению гарантированного Конституцией права граждан на юридическую помощь. Министерство юстиции полагает, что в настоящее время в УПК имеется определенный пробел правового регулирования в той части, в которой свидетелю не предоставлено право пользоваться помощью представителя, в том числе адвоката, при производстве по уголовному делу. Данный пробел может быть устранен путем соответствующей корректировки норм УПК.

По мнению Республиканской коллегии адвокатов, конституционное право гражданина на получение квалифицированной юридической помощи и право на самостоятельный выбор адвоката подлежат обеспечению на всех стадиях уголовного судопроизводства и не могут быть ограничены ни при каких обстоятельствах. Юридическая помощь адвоката (защитника) в уголовном судопроизводстве не ограничивается процессуальными и временными рамками его участия в деле при производстве расследования и судебного разбирательства, она включает и возможные предварительные юридические консультации, что вытекает, в частности, из статьи 26 Закона «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь».

Кафедрой уголовного процесса и прокурорского надзора юридического факультета Белорусского государственного университета сделан вывод о том, что поскольку УПК не устанавливает прямого запрета на участие в следственном действии (в том числе допросе) адвоката как представителя свидетеля, то должна применяться норма прямого действия – статья 62 Конституции, и лицо, производящее дознание, следователь, прокурор не имеют права отказать свидетелю в даче показаний в присутствии своего представителя – адвоката. Помощь представителя требуется свидетелю для получения знаний о своих процессуальных правах, полноценной реализации таких прав в ходе производства следственных действий и недопущения злоупотреблений со стороны должностных лиц органов уголовного преследования. При этом высказывается мнение о возможности внесения в УПК изменений и дополнений, направленных на регламентацию права свидетеля пользоваться при даче показаний и участии в производстве иных процессуальных действий правовой помощью своего представителя с одновременным установлением прав и обязанностей такого представителя.

Таким образом, КС подытожил, что в ответах на его запросы выражена общая позиция о том, что в нормах УПК не предусмотрен действенный механизм, гарантирующий обеспечение права свидетеля, принимающего участие в уголовном процессе, на юридическую помощь адвоката, а также не регламентированы порядок допуска адвоката для оказания такой помощи свидетелю и его процессуальные права.

Позиция КС

КС отметил, что в Конституции установлено, что Республика Беларусь обеспечивает законность и правопорядок (часть третья статьи 1); в Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права; государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства (части первая и вторая статьи 7); обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства (часть первая статьи 21); ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц (часть первая статьи 23). Закрепленное в части первой статьи 62 Конституции право каждого на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов, является одним из важнейших принципов демократического правового государства. Данное конституционное положение подтверждает приверженность Республики Беларусь общепризнанным принципам международного права в области отправления правосудия, касающимся лиц, обвиняемых в уголовном преступлении (пункт 2 статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года), а также корреспондирует международным рекомендательным актам, в которых сфера действия права на квалифицированную юридическую помощь распространяется и на иных участников уголовного процесса, в том числе свидетелей.

Так, согласно пункту 1 Основных принципов, касающихся роли юристов, принятых восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (г. Гавана, 27 августа – 7 сентября 1990 г.), каждый человек имеет право обратиться к любому юристу за помощью для защиты и отстаивания его прав и защиты его на всех стадиях уголовного разбирательства.

На необходимость оказания юридической помощи свидетелю указывается в Принципах и руководящих положениях Организации Объединенных Наций, касающихся доступа к юридической помощи в системах уголовного правосудия, принятых Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 67/187 от 20 декабря 2012 года. В пункте 8 Приложения к названным Принципам отмечено, что термин «юридическая помощь» означает консультирование по юридическим вопросам, помощь и представительство для лиц, задержанных, арестованных или находящихся в заключении, подозреваемых, обвиняемых или привлекаемых к ответственности в связи с совершением уголовного преступления, а также для потерпевших и свидетелей в процессе уголовного правосудия. Согласно Принципу 5 («Предоставление юридической помощи свидетелям») без ущерба для прав обвиняемых и без их нарушения государствам следует оказывать, когда это необходимо, юридическую помощь свидетелям преступлений (пункт 25).

Вместе с тем отсутствие в УПК нормы, закрепляющей обязанность органа, ведущего уголовный процесс, допустить адвоката к участию в уголовном процессе в качестве представителя свидетеля, на практике не позволяет в должной мере реализовать гарантированное Конституцией право на юридическую помощь, в том числе при проведении следственных и иных процессуальных действий с участием свидетеля. Необходимость предоставления свидетелю такого права обусловлена и тем, что знание своих основных процессуальных прав и обязанностей имеет существенное значение не только для надлежащей правовой процедуры осуществления уголовного процесса, но и выступает дополнительной гарантией соблюдения как должностным лицом органа, ведущего уголовный процесс, так и свидетелем законодательных требований, нарушение которых может повлечь уголовную ответственность этих участников уголовного процесса. Кроме того, показания свидетеля, данные в присутствии адвоката, по мнению КС, будут обладать большей степенью достоверности и юридической значимости для принятия законного и обоснованного решения по уголовному делу. Так, конституционные положения о том, что никто не должен принуждаться к даче показаний и объяснений против самого себя, членов своей семьи, близких родственников, а также что доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы (статья 27 Конституции), получили нормативное закрепление и дальнейшее развитие в части 3 статьи 8, части 4 статьи 10, части 3 статьи 60, части 5 статьи 105 УПК.

Конституционный принцип законности, конкретизированный в нормах УПК, означает, что суд, орган уголовного преследования при производстве по материалам и уголовному делу обязаны точно исполнять требования УПК; нарушение закона при производстве по материалам и уголовному делу недопустимо и влечет установленную законом ответственность и признание решений не имеющими юридической силы (части 1 и 2 статьи 8 УПК), а на свидетеля, в свою очередь, возлагаются обязанности: являться по вызовам органа, ведущего уголовный процесс; правдиво сообщить все известное по делу и ответить на поставленные вопросы; не разглашать сведения об обстоятельствах, ставших известными ему по делу, если он был предупрежден об этом органом уголовного преследования или судом; подчиняться законным распоряжениям органа, ведущего уголовный процесс (часть 4 статьи 60 УПК). Незаконные действия должностного лица органа, ведущего уголовный процесс, а равно несоблюдение свидетелем установленных законом процессуальных обязанностей образуют составы преступлений против правосудия (статьи 394, 401, 402, 407 Уголовного кодекса Республики Беларусь).

Выводы и решение КС

Согласно Конституции обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства; государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства; на государство возложена обязанность принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией (части первая и третья статьи 21, часть первая статьи 59). В Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права; государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства; государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности (части первая и вторая статьи 7, часть вторая статьи 59 Конституции).

Исходя из изложенного, КС пришел к выводу о том, что в УПК имеется пробел правового регулирования в части реализации права граждан, выступающих свидетелями в уголовном процессе, на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе права пользоваться в любой момент помощью адвокатов. Указанное право, по мнению КС, не должно зависеть от дискреционных полномочий органов предварительного следствия, подлежит обеспечению на всех стадиях уголовного процесса и не может быть ограничено ни при каких обстоятельствах. Такой подход согласуется с положениями статьи 1 УПК, в соответствии с которыми УПК, основываясь на Конституции, устанавливает порядок деятельности органов, ведущих уголовный процесс, а также права и обязанности участников уголовного процесса (часть 1); предусматривает, что в случае противоречия между нормами УПК и Конституцией действуют положения Конституции (часть 3).

По мнению КС, юридическая помощь адвоката в уголовном судопроизводстве не должна также ограничиваться процессуальными и временными рамками его участия в деле при производстве расследования и судебного разбирательства, что соответствует международно-правовым стандартам в сфере отправления правосудия и вытекает из статьи 26 Закона «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь», согласно которой адвокаты дают консультации и разъяснения по юридическим вопросам; составляют заявления, жалобы и другие документы правового характера; осуществляют представительство; оказывают иные виды юридической помощи.

Таким образом, в целях обеспечения конституционного принципа верховенства права, предполагающего необходимость своевременного устранения в нормативных правовых актах пробелов, исключения в них коллизий и правовой неопределенности, создание такой правовой системы, в которой нормативные правовые акты находятся во взаимосвязи, согласуются между собой, а также обеспечиваются ясность, точность, непротиворечивость и логическая согласованность правовых норм, КС полагает целесообразным устранить указанный пробел правового регулирования путем внесения законодателем соответствующих изменений и дополнений в нормы УПК.

На основании изложенного, руководствуясь частями первой и седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзацем восьмым части третьей статьи 22 и статьей 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, частью второй статьи 74, статьями 75, 77, 80, 84, частью семнадцатой статьи 85 и статьей 160 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», КС РЕШИЛ:

1. В целях обеспечения принципа верховенства права, реализации конституционного права каждого на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе права пользоваться в любой момент помощью адвокатов, признать необходимым устранение законодателем в УПК пробела в правовом регулировании реализации права граждан, выступающих свидетелями в уголовном процессе, на квалифицированную юридическую помощь.

2. Предложить Совету Министров Республики Беларусь подготовить соответствующий проект закона о внесении изменений и дополнений в УПК, направленных на регламентацию права свидетеля пользоваться юридической помощью адвоката при проведении следственных и иных процессуальных действий, и внести проект закона в установленном порядке в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь.

Адвокат Якушев Виталий Викторович +375 (29) 667-35-78
+375 (17) 327-79-75
Минск

Список публикаций

Право отказаться от дачи показаний и объяснений против самого себя

В настоящей статье рассматривается право подозреваемого и обвиняемого отказаться от дачи показаний и объяснений против самого себя в уголовном процессе.

Право отказа от дачи показаний и объяснений против самого себя базируется на статье 27 Конституции Республики Беларусь, согласно которой никто не должен принуждаться к даче показаний и объяснений против самого себя, членов своей семьи, близких родственников, доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы.

Право подозреваемого и обвиняемого давать показания или отказаться от дачи показаний также закреплено пунктом 9 части 2 статьи 41 и пунктом 8 части 2 статьи 43 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь соответственно.

Необходимо особо подчеркнуть, что право подозреваемого или обвиняемого самостоятельно выбирать способ защиты своих прав путем дачи показаний или путем отказа от дачи показаний – это очень важное право, которое теснейшим образом связано с правом на защиту от подозрения или обвинения в совершении уголовно наказуемого деяния.

Мой опыт участия в качестве защитника по уголовным делам свидетельствует о том, что подозреваемые и обвиняемые не всегда четко понимают, что все сказанное ими может быть использовано в качестве доказательств их виновности в совершении преступления.

Органы уголовного преследования не всегда должным образом разъясняют подозреваемому или обвиняемому его право отказаться от дачи показаний и объяснений против самого себя, что можно объяснить все еще сохранившимся обвинительным уклоном в уголовном процессе.

Учитывая изложенное, я настоятельно рекомендую всем, кто стал подозреваемым или обвиняемым по уголовному делу или может таковым стать, не давать никаких показаний и объяснений до согласования правовой позиции по делу с адвокатом.

Особо следует отметить, что повсеместно распространена практика получения объяснений до возбуждения уголовного дела в отсутствие адвоката от лица, которое в последующем становится подозреваемым. Зачастую такие объяснения выступают в качестве доказательств виновности и фактически служат основанием для возбуждения уголовного дела.

В силу изложенного еще раз рекомендую перед тем как давать объяснения или показания против самого себя проконсультироваться с адвокатом, взвесить все «за» и «против» и только после этого рассказывать об обстоятельствах произошедшего.

И помните: право отказаться от дачи показаний и объяснений против самого себя гарантировано вам Конституцией Республики Беларусь, в связи с чем вы можете в любой момент отказаться от дачи показаний и объяснений против самого себя без объяснения причин своего решения, достаточно лишь сослаться на свое право, предоставленное законом.

Новые поступления

Национальный реестр Портал (Новые поступления) |reestr

Правовые акты, зарегистрированные в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 26 октября 2018

Количество зарегистрированных правовых актов: 44

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПАЛАТ НАЦИОНАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

4/ 9343
(26.10.2018)

4/ 9344
(26.10.2018)

4/ 9345
(26.10.2018)

4/ 9346
(26.10.2018)

4/ 9347
(26.10.2018)

4/ 9348
(26.10.2018)

4/ 9349
(26.10.2018)

О проекте Закона Республики Беларусь «О производстве и обращении органической продукции»
Постановление Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь от 24 октября 2018 г. № 255-СР6/V

ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И РАСПОРЯЖЕНИЯ ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

5/ 45738
(26.10.2018)

5/ 45739
(26.10.2018)

О внесении изменений в постановления Совета Министров Республики Беларусь
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25 октября 2018 г. № 769

5/ 45741
(26.10.2018)

5/ 45742
(26.10.2018)

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА, НАЦИОНАЛЬНОЙ АКАДЕМИИ НАУК БЕЛАРУСИ, МИНИСТЕРСТВ, ИНЫХ РЕСПУБЛИКАНСКИХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

8/ 33551
(26.10.2018)

8/ 33552
(26.10.2018)

8/ 33553
(26.10.2018)

8/ 33554
(26.10.2018)

8/ 33555
(26.10.2018)

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ ОБЛАСТНЫХ, МИНСКОГО ГОРОДСКОГО СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ, ОБЛИСПОЛКОМОВ, МИНСКОГО ГОРИСПОЛКОМА, МЕСТНЫХ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ, ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ И РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ БАЗОВОГО УРОВНЯ

Брестская область

9/ 92102
(26.10.2018)

9/ 92103
(26.10.2018)

9/ 92104
(26.10.2018)

Об установлении норматива фактического потребления тепловой энергии за сентябрь 2018 года
Решение Дрогичинского районного исполнительного комитета от 25 октября 2018 г. № 1151

9/ 92105
(26.10.2018)

9/ 92106
(26.10.2018)

9/ 92107
(26.10.2018)

О реструктуризации задолженности
Решение Пружанского районного Совета депутатов от 25 сентября 2018 г. № 25

9/ 92108
(26.10.2018)

Об установлении нормативов фактического потребления тепловой энергии за сентябрь 2018 года
Решение Барановичского городского исполнительного комитета от 23 октября 2018 г. № 2809

9/ 92123
(26.10.2018)

Об установлении брони на 2019 год
Решение Пружанского районного исполнительного комитета от 16 октября 2018 г. № 1953

Витебская область

9/ 92110
(26.10.2018)

9/ 92111
(26.10.2018)

9/ 92112
(26.10.2018)

Гродненская область

Об установлении нормативов фактического потребления тепловой энергии
Решение Лидского районного исполнительного комитета от 22 октября 2018 г. № 1159

9/ 92120
(26.10.2018)

9/ 92121
(26.10.2018)

Об установлении нормативов фактического потребления тепловой энергии
Решение Волковысского районного исполнительного комитета от 22 октября 2018 г. № 673

9/ 92122
(26.10.2018)

Минская область

9/ 92114
(26.10.2018)

9/ 92115
(26.10.2018)

9/ 92116
(26.10.2018)

Об установлении норматива фактического потребления тепловой энергии за август 2018 года
Решение Березинского районного исполнительного комитета от 23 октября 2018 г. № 1690

9/ 92117
(26.10.2018)

9/ 92118
(26.10.2018)

Об установлении норматива фактического потребления тепловой энергии за сентябрь 2018 года
Решение Воложинского районного исполнительного комитета от 22 октября 2018 г. № 1325