Ст2032 коап рф с комментариями

Оглавление:

Приказ Минтранса России от 07.11.2017 N 476 «О внесении изменений в отдельные приказы Министерства транспорта Российской Федерации по вопросам организации и проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств и оформления путевых листов» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.12.2017 N 49083)

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 7 ноября 2017 г. N 476

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

В ОТДЕЛЬНЫЕ ПРИКАЗЫ МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ

ПРЕДРЕЙСОВОГО КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ

СРЕДСТВ И ОФОРМЛЕНИЯ ПУТЕВЫХ ЛИСТОВ

В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 46, ст. 5555; 2011, N 17, ст. 2310, N 45, ст. 6326; 2012, N 25, ст. 3268, N 31, ст. 4320; 2014, N 6, ст. 566, N 49, ст. 6928; 2015, N 17, ст. 2477, N 29, ст. 4374; 2016, N 27, ст. 4191) и пунктом 4 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст. 4873; 1999, N 10, ст. 1158; 2002, N 18, ст. 1721; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 52, ст. 5498; 2007, N 46, ст. 5553, N 49, ст. 6070; 2009, N 1, ст. 21, N 48, ст. 5717; 2010, N 30, ст. 4000, N 31, ст. 4196; 2011, N 17, ст. 2310, N 27, ст. 3881, N 29, ст. 4283, N 30, ст. 4590, 4596; 2012, N 25, ст. 3268, N 31, ст. 4320; 2013, N 17, ст. 2032, N 19, ст. 2319, N 27, ст. 3477, N 30, ст. 4029, N 48, ст. 6165, N 52, ст. 7002; 2014, N 42, ст. 5615; 2015, N 24, ст. 3370, N 29, ст. 4359, N 48, ст. 6706, 6723; 2016, N 15, ст. 2066, N 18, ст. 2502, N 27, ст. 4192, 4229; 2017, N 31, ст. 4753) приказываю:

Внести изменения в отдельные приказы Министерства транспорта Российской Федерации по вопросам организации и проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств и оформления путевых листов согласно приложению к настоящему приказу.

к приказу Минтранса России

от 7 ноября 2017 г. N 476

ВНОСИМЫЕ В ОТДЕЛЬНЫЕ ПРИКАЗЫ МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ

ПРЕДРЕЙСОВОГО КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ

СРЕДСТВ И ОФОРМЛЕНИЯ ПУТЕВЫХ ЛИСТОВ

1. В обязательных реквизитах и порядке заполнения путевых листов, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18 сентября 2008 г. N 152 (зарегистрирован Минюстом России 8 октября 2008 г., регистрационный N 12414), с изменениями, внесенными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18 января 2017 г. N 17 (зарегистрирован Минюстом России 13 февраля 2017 г., регистрационный N 45612):

а) в подпункте 1 после слов «номер телефона» дополнить словами «, основной государственный регистрационный номер юридического лица»;

б) в подпункте 2 после слов «номер телефона» дополнить словами «, основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя»;

2) пункт 6 дополнить подпунктом 5 следующего содержания:

«5) дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства (если обязательность его проведения предусмотрена законодательством Российской Федерации).»;

3) в пункте 16.1 после слов «или контролером технического состояния» дополнить словами «транспортных средств».

2. Пункт 29 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 15 января 2014 г. N 7 (зарегистрирован Минюстом России 5 июня 2014 г., регистрационный N 32585), с изменениями, внесенными приказами Министерства транспорта Российской Федерации от 10 марта 2016 г. N 53 (зарегистрирован Минюстом России 30 мая 2016 г., регистрационный N 42349) и от 5 сентября 2016 г. N 262 (зарегистрирован Минюстом России 15 декабря 2016 г., регистрационный N 44750), изложить в следующей редакции:

«29. Сведения о проведенном предрейсовом контроле технического состояния транспортных средств фиксируются в путевых листах. Предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств осуществляется контролером технического состояния автотранспортных средств или контролером технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта, на которого субъектом транспортной деятельности возложены обязанности по проведению такого контроля.».

3. Пункт 2.5 Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 15 января 2014 г. N 7 (зарегистрирован Минюстом России 5 июня 2014 г., регистрационный N 32585), с изменениями, внесенными приказами Министерства транспорта Российской Федерации от 10 марта 2016 г. N 53 (зарегистрирован Минюстом России 30 мая 2016 г., регистрационный N 42349) и от 5 сентября 2016 г. N 262 (зарегистрирован Минюстом России 15 декабря 2016 г., регистрационный N 44750), изложить в следующей редакции:

«2.5. Проведение предрейсового контроля технического состояния транспортных средств до выезда транспортных средств с места их постоянной стоянки с соответствующей отметкой о проведенном предрейсовом контроле технического состояния транспортных средств в путевом листе.».

Заполнение путевого листа автомобиля уточнили

С 15.12.2017 уточнены нормативные документы по предрейсовому контролю технического состояния транспорта и оформлению путевых листов.

Что нового в путевом листе

Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждены приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152 (далее – Реквизиты и порядок). Этим документом руководствуются организации и предприниматели, эксплуатирующие легковые и грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.

Путевой лист содержит следующие обязательные реквизиты (п. 3 Реквизитов и порядка):

наименование и номер путевого листа;

сведения о сроке действия путевого листа;

сведения о собственнике (владельце) транспортного средства;

сведения о транспортном средстве;

сведения о водителе.

Комментируемым приказом с 15.12.2017 уточнены правила указания сведений о собственнике (владельце) транспортного средства и сведений о транспортном средстве.

В составе сведений о собственнике (владельце) транспортного средства нужно будет, кроме прочего, указывать основной государственный регистрационный номер (ОГРН) организации или предпринимателя (подп. 1, 2 п. 5 Реквизитов и порядка).

В составе сведений о транспортном средстве придется указывать дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового контроля, если по закону он обязателен (подп. 5 п. 6 Реквизитов и порядка). Уточнение реквизитов связано со вступлением в силу с 24.12.2017 Порядка организации и проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств, утвержденного приказом Минтранса России от 06.04.2017 № 141 (далее – Порядок). Новшество затронет организации и предпринимателей, эксплуатирующих:

Информацию о проведении предрейсового контроля должен вносить контролер технического состояния автотранспортных средств (п. п. 2, 16.1 Реквизитов и порядка, п. 14 Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 28.09.2015 № 287).

Нарушение требований о проведении предрейсового контроля грозит штрафом (ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ):

должностному лицу – в размере 5000 рублей;

организации или предпринимателю – в размере 30 000 рублей.

Что нового по предрейсовому контролю

С 16.12.2017 предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств проводится только до выезда транспорта с места его постоянной стоянки, а по возвращении к месту стоянки – уже не проводится (п. 2.5 Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, …, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации, утвержденного приказом Минтранса России от 15.01.2014 № 7).

Приказ Министерства транспорта РФ
№476 от 07.11.2017

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ПРИКАЗЫ МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕДРЕЙСОВОГО КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И ОФОРМЛЕНИЯ ПУТЕВЫХ ЛИСТОВ

В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 46, ст. 5555; 2011, N 17, ст. 2310, N 45, ст. 6326; 2012, N 25, ст. 3268, N 31, ст. 4320; 2014, N 6, ст. 566, N 49, ст. 6928; 2015, N 17, ст. 2477, N 29, ст. 4374; 2016, N 27, ст. 4191) и пунктом 4 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст. 4873; 1999, N 10, ст. 1158; 2002, N 18, ст. 1721; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 52, ст. 5498; 2007, N 46, ст. 5553, N 49, ст. 6070; 2009, N 1, ст. 21, N 48, ст. 5717; 2010, N 30, ст. 4000, N 31, ст. 4196; 2011, N 17, ст. 2310, N 27, ст. 3881, N 29, ст. 4283, N 30, ст. 4590, 4596; 2012, N 25, ст. 3268, N 31, ст. 4320; 2013, N 17, ст. 2032, N 19, ст. 2319, N 27, ст. 3477, N 30, ст. 4029, N 48, ст. 6165, N 52, ст. 7002; 2014, N 42, ст. 5615; 2015, N 24, ст. 3370, N 29, ст. 4359, N 48, ст. 6706, 6723; 2016, N 15, ст. 2066, N 18, ст. 2502, N 27, ст. 4192, 4229; 2017, N 31, ст. 4753) приказываю:

Внести изменения в отдельные приказы Министерства транспорта Российской Федерации по вопросам организации и проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств и оформления путевых листов согласно приложению к настоящему приказу.

Правовое регулирование экологической информации тема диссертации и автореферата по ВАК 12.00.06, кандидат юридических наук Попов, Алексей Александрович

Оглавление диссертации кандидат юридических наук Попов, Алексей Александрович

1. Формирование и содержание понятия « экологическая информация ».

1.1. Правовые проблемы формирования понятия « экологическая информация ».

1.2. Содержание права на экологическую информацию.

2. Экологическая информация как правовая категория в российском, международном законодательстве и законодательстве некоторых зарубежных стран.

2.1. Нормативно-правовое обеспечение прав граждан , лиц без гражданства, иностранных граждан и юридических лиц (общественных объединений) на экологическую информацию в Российской Федерации.

2.2. Международное и зарубежное законодательство об экологической информации.

3 Источники экологической информации .

3.1. Система источников экологической информации.

3.2. Открытость экологической информации и проблемы свободного доступа.

3.3. Классификация экологической информации.

3.4 Специфика роли средств массовой информации в реализации права на экологическую информацию.

3.5. Экологическое образование как специфический источник экологической информации.

4. Проблемы реализации прав граждан, лиц без гражданства , иностранных граждан и юридических лиц (общественных объединений) на экологическую информацию на региональном уровне и их судебная защита.

4.1. Особенности правового регулирования экологической информации на региональном уровне (на примере Оренбургской области).

4.2. Судебная защита прав граждан, лиц без гражданства, иностранных граждан и юридических лиц (общественных объединений) на экологическую информацию.

Введение диссертации (часть автореферата) На тему «Правовое регулирование экологической информации»

Современный этап развития общественных, политических и экономических отношений в России характеризуется, с одной стороны, планомерным ростом уровня развития техники, постепенным подъёмом промышленности, а с другой — продолжающимся изнашиванием используемых технологических и природных ресурсов, что неизбежно приводит к обострению техногенной обстановки в стране и к управленческому кризису.

При этом нормой являются нарушения экологических прав и законных интересов практически всего населения Российской Федерации. Постоянно средства массовой информации сообщают о многочисленных экологических нарушениях, противоречащих конституционному праву каждого человека на благоприятную окружающую среду.

В качестве причин возникновения сложившейся ситуации называют экологическое невежество, эколого-правовой нигилизм, пренебрежительное отношение к правам граждан со стороны чиновников1.

На вопрос: «Почему вы не участвуете в экологической деятельности?» граждане России дают следующие ответы: 40,8% опрошенных полагают, что экологической деятельностью должны заниматься специалисты; 20,1% чувствуют недостаток экологических знаний; 19,1% респондентов называют отсутствие должных организационных условий; 9,2% полагают, что есть более интересные и нужные дела и т.д. . Судя по отсутствию в научной литературе более свежих данных социологических исследований, можно сделать вывод, что отношение российского населения к проблеме экологической безопасности существенно не изменилось.

1 Казанцев В. Право граждан на информацию об окружающей среде // Российская юстиция . — 2000. — № 1. -С. 19.

2 Авдонин А.Н. и др. Экологическое сознание: состояние и причины пассивности // Социсследования. -1997. -№8. С. 27.

Повышенный интерес к экологическим проблемам логично проецируется на деятельность граждан, юридических лиц, общественных организаций и государства. В то же время значительно вырос за последние несколько лет и интерес к информационным правам граждан, а, учитывая актуальность экологических проблем как в рамках отдельно взятой страны, так и в мире в целом, возникла необходимость появления такого термина как « экологическая информация ».

При этом особое значение постепенно приобретает законодательное регулирование права граждан на всевозможную информацию, в том числе и на экологическую, поскольку это право одновременно выполняет функцию гарантии прав человека. Декларирование прав и свобод человека может так и остаться статичным, если граждане не будут иметь возможности получения информации.

Информация играет первостепенную роль в реализации прав и свобод человека. Например, право собственности нельзя полноценно осуществить в условиях неопределенности, отсутствия необходимых знаний.

Проблема права на информацию для всего цивилизованного мирового сообщества достаточно молода. Сегодня лишь около 20 стран обладают законодательством, регулирующим отношения людей в области права на информацию.

В России в течение многих лет доступ к информации законодательно не регулировался. Политические изменения способствовали появлению нормативной базы для его регулирования. Однако, как показывает практика, зафиксированные в Конституции Российской Федерации3 и других законодательных актах нормы, гарантирующие доступ к информации, еще остаются декларациями . Между правом на информацию и его реализацией существует большая преграда. И одна из причин этого — недостаточная просвещенность граждан.

3 Конституция РФ. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // РГ. — 1993. — 25 декабря.

Реальное осуществление конституционного права на экологическую информацию выполняет важные функции в жизнедеятельности человека. К тому же по мере движения нашего общества к более устойчивым демократическим нормам и институтам его роль и степень влияния на реализацию других прав и свобод гражданина будет, несомненно, только расти. Незаконно и необоснованно ограничивать такое право — значит ослаблять механизм обеспечения свободы личности в целом. Расширять его и делать более надежным в реализации — значит укреплять юридическое положение гражданина, повышать уверенность человека в собственных силах, содействовать наиболее полному удовлетворению его интересов, в чем, собственно, и заключается главная ценность прав и свобод.

Проблема права на экологическую информацию чрезвычайно важна прежде всего в плане практического его применения. Исследование процесса включения этого права гражданина в систему национального и международного права ставит вопросы, касающиеся его реализации и эволюции как юридической категории; места, связей и зависимостей в системе других прав человека; понимания содержания и механизмов его реализации.

За последнее десятилетие доктрина экологического права стремительно и динамично развивается. Однако научные воззрения по вопросам экологической информации были высказаны ещё во времена существования СССР . В качестве примера можно привести кандидатские диссертации М.И. Васильевой « Право граждан СССР на здоровую окружающую среду » (1989 г.) и С.В. Разметаева « Правовые вопросы участия общественности в охране окружающей природной среды » (1989 г.);

Начиная с 90-х годов XX века, было также защищено несколько диссертаций, в той или иной степени затрагивающих вопросы экологической информации: П.В. Горбачёв «Право человека на благоприятную окружающую среду в контексте соотношения законодательства Российской Федерации и международных стандартов» (1995 г.); Н.Н. Гришин «Правовые проблемы участия общественности в оценке воздействия на окружающую среду» (1999 г.); А.А. Третьякова «Экологические права граждан по законодательству государств-членов Европейского Союза» (2002 г.); О.С. Карху «Юридическая ответственность за нарушение законодательства об экологической информации» (2004 г.).

Кроме того, результаты развития теоретических исследований понятия, видов, режима и способов защиты экологической информации были в дальнейшем отражены в монографиях и статьях ведущих специалистов в области экологического права, в их комментариях к действующему законодательству об экологической экспертизе , о промышленной безопасности опасных производственных объектов, а также к Водному, Земельному, Лесному, Уголовному кодексам Российской Федерации, Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях и др.

Однако объем изложенного материала в указанных работах не позволяет делать выводы о комплексном рассмотрении этой категории правоотношений . На данный момент не существует единой теоретической научной концепции об экологической информации. Об этом свидетельствует, например, различное понимание среди ученых самого понятия « экологическая информация ».

Предмет диссертационного исследования составляют:

— законодательные и иные нормативные акты СССР, РСФСР , Российской Федерации, ряда зарубежных стран и международные акты, определяющие правовой режим экологической информации, а также вытекающие из них правоотношения ;

— научные воззрения учёных по правовым проблемам охраны окружающей среды и информационных отношений.

Цели и задачи диссертационного исследования

Целью настоящего исследования является создание чёткой научно обоснованной концепции экологической информации, на основе которой может строиться система законодательных и иных нормативно-правовых актов.

Для достижения указанных целей необходимо решение ряда теоретических задач:

1) определение правового содержания понятия « экологическая информация », а также выявление правовых и организационных средств для создания эффективного механизма доступа к экологической информации и её предоставления;

2) исследование и анализ нормативно-правового обеспечения права граждан, лиц без гражданства , иностранных граждан и юридических лиц (общественных объединений) на экологическую информацию в России, в некоторых зарубежный странах и на международном уровне;

3) классификация системы источников экологической информации;

4) оценка степени реализации права на экологическую информацию, уровня и эффективности его судебной защиты.

Теоретическую основу диссертационного исследования составили концептуальные воззрения учёных — специалистов в области экологического права: Боголюбова С.А, Бринчука М.М., А.И. Бобылева, Быстрова, Г.Е., М.И. Васильевой , Ю.Е. Винокурова, А.К. Голиченкова, O.JI. Дубовик , О.С. Колбасова, О.И. Крассова, И.Ф. Панкратова , В.В. Петрова.

Отдельные аспекты диссертационного исследования освещены в трудах: А.Н. Авдонина , C.JI. Байдакова, А.Н. Горбачёва, П.В. Горбачёва, Н.Н. Гришина , В.В. Евланова, Т.В. Злотниковой, В. Казанцева, О.С. Карху , Г.П. Серова, А.А. Третьяковой, А.С. Шестерюка , А.В. Яблокова, О.А. Яковлевой.

Труды специалистов в области информационного права и информационных отношений — А.Б.Агапова, И.Л. Бачило , В.И. Гоймана, В.А. Копылова, В.И. Кутузова , Е. Прохорова, М.М. Рассолова, Н.Я. Соколова -послужили теоретической основой для обоснования симбиоза эколого-правовых отношений с информационными.

Научные взгляды теоретиков права и государства С.С. Алексеева , В.В. Лазарева, А.С. Пиголкина, А.Ф. Черданцева являются первичным фундаментом исследования и его методологической основой.

Методологической основой диссертационного исследования стало использование как общенаучных методов познания (системный анализ, синтез, дедукция и индукция, исторический), так и методов, специфичных для правового исследования: понятийно-правового, сравнительно-правового, метода государственно-правового моделирования.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что впервые предпринята попытка комплексного подхода к определению правового статуса экологической информации, выявлению её источников и причин возникновения проблем в применении норм законодательства.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Неопределённость экологической информации как юридического понятия обусловлена степенью её правового регулирования. Понятие « экологическая информация » необходимо трактовать широко, а именно как комплекс сведений: а) о состоянии окружающей среды на территории Российской Федерации; б) о мерах, принимаемых по её охране; в) о состоявшемся, длящемся и потенциальном воздействии на окружающую среду; г) об угрозе жизни и здоровью физических лиц на территории Российской Федерации, возникшей в результате такого воздействия; д) об осуществлении правосудия по делам о нарушении экологического законодательства.

2. Наряду с требованиями полноты, достоверности и своевременности экологическая информация должна быть открытой для доступа. Это является необходимым условием для реализации конституционного права на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного экологическим правонарушением.

3. Критерием разграничения сведений, относящихся к экологической информации, и сведений, содержащих государственную тайну и конфиденциальную информацию, является наличие в них информации о вреде , причинённом окружающей среде или жизни и здоровью физических лиц, находящихся на территории Российской Федерации. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, должен определяться только федеральным законом (в настоящее время действует Указ Президента РФ от 30 ноября 1995 г. № 1203 «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне »4).

4. Правом на экологическую информацию обладают не только граждане Российской Федерации, но и иностранные граждане, лица без гражданства и юридические лица (общественные объединения). При отсутствии специально установленных законодательных ограничений (ч.З ст. 62 Конституции РФ), указанные субъекты имеют право доступа к экологической информации наравне с гражданами Российской Федерации. Ограничения, связанные с государственной тайной и конфиденциальной информацией, должны распространяться в равной степени на всех субъектов права на экологическую информацию.

5. К числу правовых проблем доступа к экологической информации относится отсутствие ответственности за её непредоставление . Нормами административного и уголовного законодательства ответственность за непредоставление информации о состоянии окружающей среды не предусмотрена. Наличие указанного правового пробела создаёт возможности для уклонения от ответственности за бездействия уполномоченных должностных лиц и органов, в результате которых созданы препятствия осуществлению гражданином права на экологическую информацию.

6. В целях формирования системы источников экологической информации представляется целесообразным её деление на «нормативно

4 В ред. Указов Президента РФ от 24 января 1998 г. № 61; от 6 июня 2001 г. № 659; от 10 сентября 2001 № 1114; от 29 мая 2002 г. № 518; от 3 марта 2005 г. № 243 // СЗ РФ. — 1995. — № 49. — Ст. 4775; 1998. — № 5. -Ст. 561; 2001. — № 24. — Ст. 2418; № 38. — Ст. 3724; 2002. — № 22. — Ст. 2074; 2005. — № 10. — Ст. 807. закреплённую экологическую информацию» и « экологическую информацию, не имеющую нормативного закрепления ». Главным критерием разделения является различный правовой режим.

Нормативно закреплённые источники экологической информации специально урегулированы нормами права, регламентируются в установленном порядке органами власти и входят в состав информационных ресурсов. Экологическая информация, не имеющая нормативного закрепления, специально нормами права не урегулирована , исходит от граждан, юридических лиц (общественных объединений), должностных лиц органов власти и не является информационным ресурсом.

7. Отправление правосудия по делам об экологической информации, затруднено сложностью толкования понятия, видов и режима экологической информации.

В целях устранения юридических препятствий для деятельности судов в процессе толкования законодательных и иных нормативных актов, регулирующих информационное обеспечение экологических правоотношений, предлагается: принять постановление Пленума Верховного Суда РФ для разъяснения судам процедуры и специфики вынесения решений по делам об экологической информации; принять постановление Правительства РФ « О перечне сведений, относящихся к экологической информации »; дополнить Федеральный Закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ « Об охране окружающей среды »5 новой статьей 63.1 « Экологическая информация », содержащей отсылочную норму к упомянутому постановлению Правительства РФ; принять Федеральный Закон «О внесении изменений и дополнений в законодательные и иные нормативные акты Российской Федерации в целях упорядочения доступа к экологической информации и её оборота».

5 В ред. Федеральных законов от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ; от 29 декабря 2004 г. № 199-ФЗ; от 9 мая 2005 г. № 45-ФЗ // СЗ РФ. — 2002. — № 2. — Ст. 133; 2004. — № 35. — Ст. 3607; 2005 . — № I (ч.1). — Ст. 25; № 19. — Ст. 1752.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что в настоящем исследовании приведены предложения по оптимизации и рационализации норм действующего законодательства об экологической информации в противовес тенденции к увеличению количества принимаемых законов в ущерб их качеству. В частности предлагается комплекс правовых мер по внесению изменений и дополнений в Федеральный Закон « Об охране окружающей среды » и Федеральный Закон от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ « Об информации, информатизации и защите информации »6, а также в иные законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации.

Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, четырёх глав, включающих одиннадцать параграфов, заключения и списка использованных источников.

Заключение диссертации по теме «Природоресурсное право; аграрное право; экологическое право», Попов, Алексей Александрович

По итогам исследования правоотношений , вытекающих из действия законодательных и иных нормативных актов СССР , РСФСР, Российской Федерации, ряда зарубежных стран и международных актов, определяющих правовой режим экологической информации:

1) было сформулировано понятие « экологическая информация », определено его правовое содержание;

2) с учетом разделения экологической информации на «нормативно закреплённую и « не имеющую нормативного закрепления » выявлена система источников экологической информации;

3) определён круг субъектов права на доступ к экологической информации и её предоставление ( граждане , лица без гражданства, иностранные граждане и общественные объединения);

4) выявлен критерий разграничения сведений, относящихся к экологической информации, и сведений, содержащих государственную тайну и конфиденциальную информацию;

5) произведена оценка уровня и эффективности судебной защиты прав на доступ к экологической информации и её предоставление.

В результате проведённого исследования были выявлены недостатки нормативно-правового регулирования экологической информации. В связи с этим был определён комплекс мер по упорядочению и оптимизации действующего законодательства. К таким мерам относятся:

— внесение изменений и дополнений в Федеральный закон « Об охране окружающей среды », Федеральный закон « Об информации, информатизации и защите информации », КоАП РФ;

— принятие Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в законодательные и иные нормативные акты Российской Федерации в целях упорядочения доступа к экологической информации и её оборота»;

— принятие постановления Пленума Верховного Суда РФ для разъяснения судам процедуры и специфики вынесения решений по делам об экологической информации;

— принятие постановления Правительства РФ « О перечне сведений, относящихся к экологической информации ».

Подводя итог исследования, важно подчеркнуть, что чёткое закрепление прав на доступ к экологической информации и на её предоставление, а также последовательная их реализация — это большой шаг вперед в расширении информационных возможностей, а значит и свободы в развитии между гражданином и государством новых информационных и природоохранительных отношений в рамках такого важного и актуального института, как « Экологическое право России ».

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Попов, Алексей Александрович, 2005 год

1. Руководящие принципы по обеспечению доступа к экологической информации и участию общественности в процессе принятия решений в области охраны окружающей среды (София, 23-25 октября 1995 г.) // См. СПС « Консультант Плюс ».

2. Декларация по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, от 14 июня 1992 г.) // Международное право. Сб. документов. Т. 2. М.: БЕК, 1996.-С. 135-138.

3. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12.12.1993 (с изм., внесенными Указами Президента РФ) // РГ. -1993.-25 декабря;

4. Градостроительный кодекс РФ от 29.12.2004 № 190-ФЗ // РГ. -2004. 30 декабря.

5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 1996. — № 25. — Ст. 2954.

6. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2- ФКЗ « О Правительстве РФ » (с изм. от 31.12.97 и 19.06.04) // СЗ РФ. 1997. — № 51. -Ст. 5712.

7. Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ « О техническом регулировании » // СЗ РФ. 2002. — № 52 (ч. 1). — Ст. 5140.

8. Федеральный закон от 18.06.2001 № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. — № 26.-Ст. 2581.

9. Федеральный закон от 02.01.2000 № 28-ФЗ « О государственном земельном кадастре » // СЗ РФ.- 2000.- № 2. Ст. 149.

10. Федеральный закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ « О качестве и безопасности пищевых продуктов » // СЗ РФ.- 2000.- № 2. Ст. 150.

11. Федеральный закон РФ от 10.04.2000 № 51-ФЗ « Об утверждении Федеральной программы развития образования » // СЗ РФ. 2000. — № 16. -Ст. 1639.

12. Федеральный закон от 24.05.1999 № 100-ФЗ «Об инженерно-технической системе агропромышленного комплекса» // СЗ РФ. 1999. — № 22.-Ст. 2671.

13. Федеральный закон от 31.03.1999 № 69-ФЗ « О газоснабжении в РФ » // СЗ РФ. 1999. — № 14. — Ст. 1667.

14. Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ « Об охране атмосферного воздуха » // СЗ РФ.- 1999.- № 18. Ст. 2222.

15. Федерального закона от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. — № 31. — Ст. 3833.

16. Федеральный закон от 02.05.1997 № 76-ФЗ «Об уничтожении химического оружия » (в ред. Федеральных законов от 29.11.2001 № 157-ФЗ, от 10.01.2003 № 15-ФЗ) // СЗ РФ.- 1997. № 18. — Ст. 2105; .2001, № 49. — Ст. 4563; .2003.-№2.-Ст. 167.

17. Федеральный закон от 19.07.1997 № 109-ФЗ « О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами » (в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 № 1-ФЗ, от 10.01.2003 № 15-ФЗ) // СЗ РФ: 1997. № 29. — Ст. 3510; 2003. — № 2. — Ст. 153; 2003. — № 2. — Ст. 167.

18. Федеральный закон от 05.07.1996 № 86-ФЗ «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности» (в ред.

19. Федерального закона от 12.06.2000 № 96-ФЗ) // СЗ РФ. 1996. — № 28. — Ст. 3348; 2000. — № 29. — Ст. 3005.

20. Федеральный закон от 9.01.1996 № З-ФЗ « О радиационной безопасности населения » (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ) // СЗ РФ. 1996. — № 3. — Ст. 141; 2004. — № 35. Ст. 3607

21. Федеральный закон от 04.07.1996 № 85-ФЗ « Об участии в международном информационном обмене » (в ред. Федерального закона от 30.06.2003 № 86-ФЗ) // СЗ РФ: 1996. № 28. — Ст. 3347; 2003. — № 27. — Ст. 2700 (ч. 1).

22. Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ « О высшем и послевузовском профессиональном образовании » // СЗ РФ. 1996. — № 35. -Ст. 4135 (с изм. и доп. ФЗ от 10.07.00 № 92-ФЗ // СЗ РФ. — 2000. — № 29. — Ст. 3001).

23. Федеральный закон от 23.08.1996 № 168-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (с изм. и доп. по состоянию на 29.12.00) // СЗ РФ. 2001. — № 1 (Ч. II). — Ст. 20.

24. Федеральный закон от 20.02.1995 № 24-ФЗ « Об информации, информатизации и защите информации » (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 № 15-ФЗ) // СЗ РФ: 1995. № 8. — Ст! 609; 2003. — № 2. — Ст. 167.

25. Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ « О животном мире » (в ред. Федерального закона от 11.11.2003 № 148-ФЗ) // СЗ РФ: 1995. № 17. -Ст. 1462; 2003. — № 46 (ч.1). — Ст. 4444.

26. Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ « Об общественных объединениях » // СЗ РФ. 1995. — № 21. — Ст. 1930.

27. Федеральный закон от 26.12.1995 № 209-ФЗ « О геодезии и картографии » // СЗ РФ. 1996. — № 1. — Ст. 2.

28. Закон РФ от 10.06.1993 № 5154-1 « О стандартизации » (с изм. и доп. от 27.1.95) // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. — № 25. — Ст.917.

29. Постановление Государственной Думы РФ «О выполнении в Российской Федерации ст. 29 Конституции РФ» // РГ. 1995. — 1 марта.

30. Указ Президента РФ от 24.11.1995 № 1178 « О мерах по обеспечению открытости и общедоступности нормативных актов » // СЗ РФ. -1995.-№48.-Ст. 4560.

31. Указ Президента РФ от 31.12.1993 № 2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» (в ред. Указов Президента РФ от 17.01.1997 № 13, от 01.09.2000 № 1606) // СЗ РФ: 1994. № 2. — Ст. 74; 1997. -№ 3. — Ст. 367; 2000. — № 36. — Ст. 3636.

32. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации от 09.09.2000 № ПР-1895 (утв. Президентом РФ 09.09.2000 № Пр-1895) // РГ.- 2000. 28 сентября.

33. Послание Президента РФ от 30.03.1999 « Россия на рубеже эпох » (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации) // РГ. 1999. — 31 марта.

34. Постановление Правительства РФ от 21.12.1999 № 1410 «О создании и ведении Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей природной среды, её загрязнении» // СЗ РФ. 1999. — № 52. -Ст. 6406.

35. Распоряжение Правительства РФ от 22.06.1998 № 833-р «Об участии делегации РФ в работе 4-й Общеевропейской конференции « Окружающая среда для Европы » на уровне министров (г. Орхус, Дания, 2325.06.1998)» // СЗ РФ. 1998. — № 27. — Ст. 3246.

36. Постановление Правительства РФ от 28.01.1997 № 93 «О порядке разработки радиационно-гигиенических паспортов организаций и территорий» // СЗ РФ. 1997. — № 5. — Ст. 688.

37. Постановление Правительства РФ от 26.01.1995 № 91 «Об утверждении Положения о Межведомственной комиссии по экологическому образованию населения и её персонального состава» // СЗ РФ. 1995. — № 6. -Ст. 491.

38. Постановление Правительства РФ от 03.11.1994 № 1208 « О мерах по улучшению экологического образования населения » // СЗ РФ. 1994. — № 29. — Ст. 3037.

39. Постановление Правительства РФ от 27.05.1993 № 491 «О порядке создания и деятельности территориальных органов министерств и ведомств Российской Федерации» // СЗ РФ. 1993. — № 22.- Ст. 2032.

40. Постановление Совета Министров-Правительства РФ от 24.11.1993 № 1229 « О создании Единой государственной системы экологического мониторинга » // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. — № 48. — Ст. 4661.

41. Постановление Правительства РСФСР от 05.12.1991 № 35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну » (в ред. Постановления Правительства РФ от 03.10.2002 № 731) // СП РФ. 1992. — № 1-2. — Ст. 7; СЗ РФ. — 2002. — № 41. — Ст. 3983.

42. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12.04.1968 № 2534-VII «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» (в ред. Указов Президиума ВС СССР от 04.03.1980 № 1662-Х, от 02.02.1988 № 8422-XI) // Свод законов СССР. т. 1. — С. 373.

43. Положение «Об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга)». Утв. постановлением Правительства РФ от 31.03.2003 № 177 // СЗ РФ.- 2003. № 14. — Ст. 1278.

44. Положение об осуществлении государственного мониторинга земель, утверждённое постановлением Правительства РФ от 28.10.2002 № 846 // СЗ РФ. 2002. — № 49. — Ст. 4882.

45. Положение о порядке осуществления государственного мониторинга состояния недр Российской Федерации. Утв. Приказом МПР РФ от 21.05.2001 № 433 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2001. — № 33.

46. Положение о мониторинге качества, безопасности пищевых продуктов и здоровья населения. Утв. постановлением Правительства РФ от 22.11.2000 № 883 // СЗ РФ. — 2000. — № 48. — Ст. 4701.

47. Положение о социально-гигиеническом мониторинге. Утв. постановлением Правительства РФ от 01.06.2000 № 426 // СЗ РФ. 2000. — № 23. — Ст. 2436.

48. Положение о ведении государственного градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности в РФ. Утв. постановлением Правительства РФ от 11.03.1999 № 271 // СЗ РФ. 1999. — № 11.-Ст. 1308.

49. Российский регистр гидротехнических сооружений. Утв. постановлением Правительства РФ от 23.05.1998 № 490 // СЗ РФ. 1998. — № 22. — Ст. 2462.

50. Реестр опасных производственных объектов. Утв. постановлением Правительства РФ от 24.11.1998 № 1371 // СЗ РФ. 1998. -№ 48. — Ст. 5938.

51. Порядок сбора и обмена в Российской Федерации информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуацийприродного и техногенного характера. Утв. постановлением Правительства РФ от 24.03.1997 // СЗ РФ.- 1997. № 13. — Ст. 1545.

52. Порядок предоставления гражданам и юридическим лицам информации о лесном фонде, являющемся федеральной собственностью. Утв. постановлением Правительства РФ от 29.09.1997 № 1252 // СЗ РФ. -1997.-№40.-Ст. 4608.

53. Положение об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды. Утв. постановлением Правительства РФ от 15.11.1997 № 1425 // СЗ РФ. 1997. — № 47.- Ст. 5410.

54. Положение о государственной системе научно-технической информации. Утв. постановлением Правительства РФ от 24.07.1997 // СЗ РФ.- 1997. № 13. — Ст.1545.

55. Положение о ведении государственного мониторинга водных объектов. Утв. постановлением Правительства РФ от 14.03.1997 № 307 // СЗ РФ.- 1997. № 12. — Ст. 1443.

56. Порядок ведения государственного мониторинга объектов животного мира. Утв. постановлением Правительства РФ от 10.11.1996 № 1342 // СЗ РФ. — 1996. — № 47. — Ст. 5335.

57. Российский Речной регистр (государственное учреждение классификации и технического надзора за судами внутреннего и смешанного (река море) плавания). Утв. постановлением Правительства РФ от 05.07.1994 № 780//СЗ РФ.- 1994.-№ 12.-Ст. 1388.

58. Приказ Минздрава РФ от 03.07.1997 № 193 « О создании Государственной системы эпидемиологического мониторинга туберкулеза » // Здравоохранение. 1997. — № 9.

59. Письмо Минфина РФ от 27.05.1991 г. № 16/111 (с изм. от 01.11.1998 г.) « Об исчислении и внесении в бюджет платы за воду » // Документ официально опубликован не был (СПС Консультант Плюс).

60. Закон г. Москвы от 20.10.2004 № 65 « Об экологическом мониторинге в городе Москве » // « Вестник Мэра и Правительства Москвы ». -2004.-№64. •

61. Закон г. Москвы от 25.06.1997 № 28-51 «О защите прав граждан при реализации градостроительных решений в городе Москве» // Вестник мэрии Москвы. 1997. — № 25.

62. Закон Оренбургской области от 22.08.2001 № 314/316-П-ОЗ « О радиационной безопасности населения Оренбургской области » // Южный Урал. 2001. — 15 сентября.

63. Законом Оренбургской области от 28.02.2001 № 175/250-П-03 // Южный Урал.- 2001. 3 апреля.

64. Закон Оренбургской области от 17.11.1999 № 395 « Об экологической безопасности » // Южный Урал. 1999. — 28 декабря.

65. Закон Оренбургской области от 06.10.1998 № 115/18-03 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения Оренбургской области» // Южный Урал. 1998. — 17 октября.

66. Закон Оренбургской области от 13.11.1997 № 171/46-03 « Об общих принципах информационного обеспечения в Оренбургской области » // Южный Урал. 1997.- 28 ноября.

67. Авдонин А.Н. и др. Экологическое сознание: состояние и причины пассивности // Социологические исследования.- 1997. № 8. — С. 2327.

68. Агапов А.Б. Основы государственного управления в сфере информатизации в Российской Федерации. М.: « Юрист ». — 1997. — 344 с.

69. Байдаков C.JI. Правовое регулирование деятельности органов местного самоуправления по обеспечению экологических прав граждан. — М.: Изд-во МНЭПУ, 1999. 108 с.

70. Байдаков C.J1., Серов Г.П. Экологический аудит. Постатейный комментарий к Федеральному закону « Об аудиторской деятельности ». — М.: Ось-89, 2002.-224 с.

71. Бобылев А.И. Проблемы развития экологического права и законодательства // Право и политика. 2000. — № 9. — С. 125-129.

72. Боголюбов С.А. Защита экологических прав. М.: Центр экологической политики России. — 1996. — 100 с.

73. Боголюбов С.А. Экологическое право / Учебник для вузов. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1999. — 448 с.

74. Боголюбов С.А., Краюшкина Е.Г. Комментарий к Федеральному закону « О континентальном шельфе Российской Федерации ». М.: ЗАО «Юридический дом « Юстицинформ », 2003. — 240 с.

75. Бринчук М.М. Экологическое право: учебник для вузов. М.: Высшее образование, 2005. — 472 с.

76. Васильева М.И. Право граждан СССР на здоровую окружающую среду: Автореф. дисс. канд. юрид . наук. — М., 1990. — 25 с.

77. Васильева М.И. Публичные интересы в экологическом праве. -М.: Изд-во МГУ , 2003. 424 с.

78. Горбачёв П.В. Право человека на благоприятную окружающую среду в контексте соотношения законодательства Российской Федерации и международных стандартов: Автореф. дисс. канд. юр ид. наук. М., 1995. -23 с.

79. Гришин Н.Н. Правовые проблемы участия общественности в оценке воздействия на окружающую среду: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. -М., 2000.-25 с.

80. Гришин Н.Н. Общественность и среда обитания: правовые аспекты участия общественности в принятии экологически значимых решений в России и Европе. М.: « Юрист ».-1997. — 466 с.

81. Дубовик О.Л. Экологическое право в вопросах и ответах / Учебное пособие. М.: Проспект, 2001. — 304 с.

82. Злотникова Т.В. Проблемы развития российского экологического законодательства на современном этапе. Автореферат дисс. д. юрид. наук. -М., 2000. 36 с.

83. Гойман В.И. Правовая информированность граждан: состояние, пути улучшения // Советское государство и право. 1988. — № 9. — С. 33-38

84. Горбачёв А.Н. Некоторые проблемы реализации права граждан Российской Федерации на экологическую информацию // Образование и общество.-1999. № 2. — С. 24-28.

85. Дубовик О.Л. Право доступа к информации о состоянии окружающей среды // На пути к устойчивому развитию России. 2001. — № 6 (17).-С. 33-37.

86. Дубовик О.JI. Шаг вперёд к защите природы // Закон. № 7.2002. — С. 40-45.

87. Евланов В.В. Экология и политика: исторические аспекты взаимосвязи экологии и политики (50-80 годы). Монография. М.: Прометей, 1992.- 176 с.

88. Интервью с В.Ф. Яковлевым, Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ // Законодательство.- 2001. № 2. — С. 3-7.

89. Казанцев В. Право граждан на информацию об окружающей среде // Российская юстиция .- 2000.- №1. С. 19-21.

90. Карху О.С. Юридическая ответственность за нарушениезаконодательства об экологической информации: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 2000. — 24 с.

91. Карху О.С. Понятие и правовой режим экологической информации // Сборник докладов научно-практической конференции « Правовые проблемы охраны окружающей среды ». М.: Изд-во « Наука и кооперативное образование », 2003. — 232 с.

92. Колбасов О.С. Терминологические блуждания в экологии // Государство и право. 1999. — №10. — С. 18.

93. Комментарий к Закону о животном мире / Под ред. С.А. Боголюбова; ИЗиСП при Правительстве РФ. М.: ЗАО «Юридический дом « Юстицинформ », 2002. — 368 с.

94. Комментарий к Федеральному закону « Об охране атмосферного воздуха » / Под ред. Боголюбова С.А.; Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. М.: ЗАО «Юридический дом « Юстицинформ », 2002. — 264 с.

95. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации / Под ред. С.А. Боголюбова 3-е изд., перераб и доп. — М.: Проспект, 2003. — 488 с.

96. Комментарий к Водному кодексу Российской Федерации / Под ред. С.А. Боголюбова М.: Юридический дом Юстицинформ, 1997. — 336 с.

97. Комментарий к Закону о государственном земельном кадастре / Под ред. Е.А. Галиновской М.: ЗАО «Юридический дом « Юстицинформ », 2002.- 152 с.

98. Кутузов В.И. Информационное право и информационные отношения // Сб. научных трудов « Современные проблемы государства и права ». Оренбург: ИПК ОГУ. — 2000. — С. 71-80.

99. Кутузов В.И., Попов А.А. Законодательное обеспечение права граждан на экологическую информацию // Журнал российского права. -Москва, 2002. № 8 — С. 79 — 85.

100. Кутузов В.И. Правовые аспекты информатизации социально-экономической сферы / Учебное пособие с грифом УМО Минобразования РФ.-Оренбург: ИПК ОГУ. 2001. — 154 с.

101. Кутузов В.И. О необходимости информатизации юридического образования // Юридическое образование и наука. Москва. — 2001. — № 1. С. 37-45.

102. Концепции развития российского законодательства / Ред. коллегия : JI.A. Окуньков, Ю.А. Тихомиров, Ю.П. Орловский .- М.: ИЗиСП при Правительстве РФ. 1998. — С. 293.

103. Павлов И. Правовые аспекты доступа к экологической информации // Экология и право. 2004. — № 16. — С. 47-51.

104. Пиголкин А.С. Общая теория права. Учебник для юридических вузов. М.: МГТУ , 1998. — 384 с.

105. Попов А.А., Кутузов В.И. Проблемы судебной защиты права граждан на экологическую информацию // Сб. трудов НМК « Судебная реформа ».- Оренбург: ИПК ОГУ . 2002. — С.254-257.

106. Прохоров Е. Свобода СМИ и право аудитории на информацию // Законодательство и практика средств массовой информации. 1995.- № 6. -С. 18-22.

107. Соколов Н.Я. Правовая информированность общества: сущность и содержание // Советское государство и право. 1981. — № 11. — С. 39.

108. Теплов О., Клюкин Б., Толстых Н., Веремеева М. Регулирование отношений недропользования на территории Российской Федерации,- Недра и право.- М.: ИЗиСП при Правительстве РФ, 2002. 348 с.

109. Третьякова А.А. Экологические права граждан по законодательству гогсударств-членов Европейского Союза: Учебное пособие для вузов. М.: Изд-во Московского университета, 2003. — 207 с.

110. Черданцев А.Ф. Теория государства и права: учебниу для вузов. -М.: Юрайт-М, 2002. 432 с.

111. Экологическое право России на рубеже XXI века. Сб. науч. Статей преподавателей и аспирантов каф. Экологич. И земельного права юр. Факультета МГУ. Под ред. проф. Голиченкова А.К. М.: Зерцало. — 2000. -432 с. .

112. Экологическое право. Курс лекций и практикум / Под. ред. О.Е. Винокурова. М.: Изд-во « Экзамен », 2003. — 528 с.

113. Яблоков А.В. Экологическая информация и секретность: как преодолеть противоречия? // Зеленый мир. 1996. — № 23. — С. 4-5.

114. Яковлева О.А. Имеем право знать, чтобы жить: Практическое руководство по праву на информацию для активистов и общественных объединений коренных малочисленных народов России. — М.: МГУП , 2001. — 28 с.

115. Яковлева О.А. Судебная защита права граждан на информацию: Практическое руководство по праву на информацию для активистов и общественных объединений коренных малочисленных народов России. — М.: МГУП, 2001.-28 с.