Ст13 тк рф с комментариями 2014

Статья 13 ТК РФ. Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, в пространстве

Новая редакция Ст. 13 ТК РФ

Федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, действуют на всей территории Российской Федерации, если в этих законах и иных нормативных правовых актах не предусмотрено иное.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, действуют в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Нормативные правовые акты органов местного самоуправления, содержащие нормы трудового права, действуют в пределах территории соответствующего муниципального образования.

Принимаемые работодателем локальные нормативные акты действуют в отношении работников данного работодателя независимо от места выполнения ими работы.

Комментарий к Статье 13 ТК РФ

Статья 13 Трудового кодекса РФ разграничивает действие трудового законодательства в пространстве. Согласно части 1 комментируемой статьи федеральные законы и иные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, действуют на всей территории России. Согласно части 4 комментируемой статьи локальные нормативные акты действуют в отношении работников конкретного работодателя независимо от места выполнения ими работы.

Другой комментарий к Ст. 13 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Статья 13 определяет действие законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в пространстве.

Общая идея данной статьи состоит в том, что сфера властных полномочий органа или лица, принявшего (издавшего) закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, определяет и сферу действия соответствующих правовых норм. С этой точки зрения на всей территории России действуют акты, принятые только федеральными органами государственной и исполнительной власти. На территории субъекта РФ в дополнение к ним действуют акты государственной и исполнительной власти субъекта РФ. Рамками муниципального образования ограничивается сфера действия нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Локальные нормативные акты действуют в пределах хозяйственной сферы конкретного работодателя.

2. Государственный суверенитет РФ охватывает всю ее территорию, в пределах которой Конституция РФ и федеральные законы имеют юридическое верховенство над всеми иными источниками норм трудового права (ст. 4 Конституции РФ). В сфере трудового права таким юридическим верховенством обладают, помимо норм, содержащихся в Конституции РФ, федеральных законах и актах международного права, нормы трудового права, содержащиеся во всех других нормативных правовых актах, принимаемых федеральными органами государственной власти и управления (см. ст. 5 ТК РФ и комментарий к ней). В то же время отдельные нормы трудового права, содержащиеся в законах и нормативных правовых актах РФ, могут действовать не на всей территории страны. Такая ситуация, в частности, возможна в том случае, когда сам закон ограничивает пространственную сферу своего применения определенным регионом страны. Примерами данного законодательства могут служить: Закон РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» и статьи гл. 50 ТК РФ (см. комментарий к ним).

Государственной территорией РФ считается пространство, в пределах которого она осуществляет свою верховную власть (суверенитет). В состав территории России входят суша, недра, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Существует также понятие «условная территория» государства, которое обозначает объекты, расположенные вне пределов государственной территории. Применительно к нашей стране к ним следует относить воздушные, морские, речные суда, космические корабли, станции и другие космические объекты, искусственные острова и сооружения в море, на его дне, в Антарктике, помещения дипломатических и консульских представительств России за рубежом. В соответствии с Конституцией РФ (ч. 1 ст. 67) территория РФ включает в себя и территории ее субъектов.

Действие федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, содержащих нормы трудового права, естественно распространяется на всю государственную территорию России, которая окружена государственной границей (см. Закон РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1). Однако только этим пространством их действие не ограничивается, поскольку предметом нормативно-правового регулирования являются и те трудовые отношения, которые возникли за пределами границ России на ее так называемой условной территории. Примерами прямого распространения законодательства России на трудовые отношения данной группы могут служить: а) ст. ст. 337 — 341 ТК, устанавливающие особенности регулирования труда работников, направляемых в дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, а также в представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений РФ за границей (см. статьи гл. 53 ТК РФ и комментарий к ним); б) ст. 57 Кодекса торгового мореплавания РФ, распространяющая действие законодательства РФ о труде на экипаж морского судна.

3. По общему правилу региональные законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, распространяются только на территорию того субъекта РФ, в котором они приняты. В то же время возможна ситуация, при которой работник, заключивший трудовой договор в одном субъекте РФ, трудится по заданию работодателя в другом субъекте. В таком случае регулирование его отношений должно осуществляться с помощью норм, находящихся в законах и нормативных правовых актах, действующих по месту нахождения работодателя, обязанного соблюдать местные законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. Исключение из этого правила составляют нормы федерального законодательства, которые распространяются на конкретный регион страны. Они фактически действуют по месту приложения труда конкретного работника. Например, нормы о гарантиях и льготах для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, должны применяться ко всем работникам, занятым в таких местностях, безотносительно к тому, где с ними был заключен трудовой договор и где находится работодатель, направивший их на работу в данный регион.

4. Действие нормативных правовых актов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права, всегда ограничивается пределами местности, на которую распространяются властные функции соответствующих органов. Аналогичным образом сфера действия локальных нормативных актов ограничивается рамками хозяйственной сферы работодателя, который их принял, при этом они распространяются на работников данного работодателя независимо от места выполнения ими работы.

5. Правила, изложенные в ст. 13 ТК, адресованы только нормам, содержащимся в законах и иных нормативных правовых актах, в силу этого они не распространяются на другие источники норм трудового права, например на коллективные договоры и соглашения (см. ст. ст. 43, 48 ТК РФ и комментарий к ним).

Статья 13. Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, в пространстве

СТ 13 ТК РФ.

Федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, действуют на всей территории Российской Федерации, если в этих законах и иных нормативных правовых актах не предусмотрено иное.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, действуют в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Нормативные правовые акты органов местного самоуправления, содержащие нормы трудового права, действуют в пределах территории соответствующего муниципального образования.

Принимаемые работодателем локальные нормативные акты действуют в отношении работников данного работодателя независимо от места выполнения ими работы.

Комментарий к Ст. 13 Трудового кодекса РФ

1. Комментируемая статья определяет действие законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в пространстве. Общая идея данной статьи состоит в том, что сфера властных полномочий органа или лица, принявшего (издавшего) закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, определяет и сферу действия соответствующих правовых норм. С этой точки зрения на всей территории РФ действуют акты, принятые только федеральными органами государственной и исполнительной власти.

На территории субъекта РФ в дополнение к ним действуют акты государственной и исполнительной власти субъекта РФ. Рамками муниципального образования ограничивается сфера действия нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Локальные нормативные акты действуют в пределах хозяйственной сферы конкретного работодателя.

Однако отдельные нормы трудового права, содержащиеся в федеральных правовых актах РФ, могут действовать и не на всей территории страны. Такая ситуация возможна тогда, когда сам закон ограничивает пространственную сферу своего применения определенным регионом страны, что имеет место, например, в отношении лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (см. гл. 50 ТК РФ комментарий к ней).

2. Государственный суверенитет Российской Федерации охватывает всю ее территорию, и в ее пределах Конституция РФ, акты международного права и федеральные законы имеют юридическое верховенство над всеми иными источниками норм трудового права (ст. 4 Конституции РФ), относительно которых верховенством обладают нормы трудового права, содержащиеся в нормативных правовых актах, принимаемых федеральными органами государственной власти и управления (см. ст. 5 ТК РФ и комментарий к ней).

Государственной территорией РФ считается пространство, в пределах которого она осуществляет свою верховную власть (суверенитет). В состав территории РФ входят суша, недра, внутренние воды, территориальное море и воздушное пространство над ними. Существует также понятие «условная территория государства», которое обозначает объекты, расположенные вне пределов ее пространственной территории. Применительно к нашей стране к ним следует относить воздушные, морские, речные суда, космические корабли, станции и другие космические объекты, искусственные острова и сооружения в море, на его дне, в Антарктике, помещения дипломатических и консульских представительств России за рубежом. В соответствии с ч. 1 ст. 67 Конституции РФ территория РФ включает территории ее субъектов.

Действие федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, содержащих нормы трудового права, распространяется на всю государственную территорию РФ, которая окружена Государственной границей (Закон РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации»), а вне ее границ распространяется на те трудовые отношения, которые возникли на так называемой условной территории РФ. Примерами такого рода могут служить ст. ст. 337 — 341 ТК РФ, устанавливающие особенности регулирования труда работников дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, представительств федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений Российской Федерации за границей (см. гл. 53 ТК РФ и комментарий к ней), а также ст. 57 Кодекса торгового мореплавания РФ, распространяющая действие законодательства РФ о труде на экипаж морского судна и вне пределов России.

3. Региональные законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по общему правилу распространяются только на территорию того субъекта РФ, в котором они приняты. В то же время возможна ситуация, при которой работник, заключивший трудовой договор в одном субъекте РФ, трудится по заданию работодателя в другом субъекте. В таком случае регулирование его отношений должно осуществляться с помощью норм, находящихся в законах и нормативных правовых актах, действующих по месту нахождения работодателя, обязанного соблюдать местные законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. Исключение из этого правила составляют нормы федерального законодательства, которые распространяются на конкретный регион страны. Они всегда действуют по месту приложения труда работника. Например, нормы о гарантиях и льготах для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, применяются ко всем работникам, занятым в таких местностях, безотносительно к тому, где с ними был заключен трудовой договор и где находится их работодатель.

4. Действие нормативных правовых актов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права, всегда ограничивается пределами местности, на которую распространяются властные функции соответствующих органов. Аналогичным образом ограничивается сфера действия локальных нормативных актов рамками хозяйственной деятельности работодателя, что не исключает их распространения на работников и вне места нахождения работодателя, например в случае командировки.

5. Правила, изложенные в ст. 13 ТК РФ, адресованы только нормам, содержащимся в законах и иных нормативных правовых актах, в силу этого они не распространяются на другие источники норм трудового права, например на коллективные договоры и соглашения (см. ст. ст. 43, 48 ТК РФ и комментарии к ним).

Статья 13 ТК РФ. Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, в пространстве

Текущая редакция ст. 13 ТК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

Федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, действуют на всей территории Российской Федерации, если в этих законах и иных нормативных правовых актах не предусмотрено иное .

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, действуют в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Нормативные правовые акты органов местного самоуправления, содержащие нормы трудового права, действуют в пределах территории соответствующего муниципального образования .

Принимаемые работодателем локальные нормативные акты действуют в отношении работников данного работодателя независимо от места выполнения ими работы .

Комментарий к статье 13 ТК РФ

1. Комментируемая статья устанавливает правила действия законов и иных нормативных правовых актов в пространстве, то есть территориально.

Действие нормативного акта в пространстве зависит от вида этого акта, т.е. необходимо учитывать, является акт федеральным, региональным, актом органа местного самоуправления или локальным актом.

Федеральные законы и иные нормативные правовые акты федерального уровня действуют на всей территории Российской Федерации.

В соответствии со ст. 67 Конституции РФ территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.

Однако данный факт не означает, что трудовое законодательство не распространяется на граждан России, не находящихся в настоящее время на ее территории. Например, главой 53 ТК РФ установлены особенности регулирования труда работников, направляемых на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, а также в представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений Российской Федерации.

2. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, действуют в пределах территории соответствующего субъекта.

Необходимо отметить, что указанная норма тесным образом связана со ст. 6 ТК РФ, в которой установлены пределы полномочий субъектов РФ по регулированию трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Проблемы с определением сферы действия нормативных актов региональных органов государственной власти могут возникать в сложносоставных субъектах, когда один субъект территориально входит в другой (см., например, определение ВС РФ от 6 октября 2004 года N 68-Г04-3, которым решение Малого Совета окружного Совета народных депутатов и администрации Агинского Бурятского автономного округа от 28 сентября 1993 года N 12-С «О распространении решения Малого Совета областного Совета народных депутатов, администрации и федерации независимых профсоюзов Читинской области», которым на территории округа был введен единый районный коэффициент к заработной плате работников в размере 1,4, что на 0,2 превышает установленный для автономного округа районный коэффициент, было признано противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению).

Нормативные правовые акты органов местного самоуправления, соответственно, действуют на территории соответствующего муниципального образования.

3. Правила действия в пространстве локальных нормативных актов работодателя определены по иному, чем для нормативных правовых актов. Соответствующие изменения были внесены Федеральным законом от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ. Ранее кодекс определял действие ЛНА по аналогии с предыдущими частями статьи — «локальные нормативные акты организации, содержащие нормы трудового права, действуют в пределах этой организации».

В современной редакции ч.4 комментируемой статьи, по сути, закреплено действие локальных актов не в пространстве, а по кругу лиц. Связано это с тем, что законодательно определить территорию работодателя крайне сложно. Более того, в ряде случаев работники осуществляют трудовую функцию не на территории работодателя (например, надомники — глава 49 ТК РФ). В связи с этим ТК РФ направил действие ЛНА не на территорию, а на работников данного работодателя, независимо от места осуществления трудовой функции.

Другой комментарий к ст. 13 ТК РФ

1. Комментируемая статья определяет действие законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в пространстве. Общая идея данной статьи состоит в том, что сфера властных полномочий органа или лица, принявшего (издавшего) закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, определяет и сферу действия соответствующих правовых норм. С этой точки зрения на всей территории РФ действуют акты, принятые только федеральными органами государственной и исполнительной власти.

На территории субъекта РФ в дополнение к ним действуют акты государственной и исполнительной власти субъекта РФ. Рамками муниципального образования ограничивается сфера действия нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Локальные нормативные акты действуют в пределах хозяйственной сферы конкретного работодателя.

Однако отдельные нормы трудового права, содержащиеся в федеральных правовых актах РФ, могут действовать и не на всей территории страны. Такая ситуация возможна тогда, когда сам закон ограничивает пространственную сферу своего применения определенным регионом страны, что имеет место, например, в отношении лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (см. гл. 50 ТК комментарий к ней).

2. Государственный суверенитет Российской Федерации охватывает всю ее территорию, и в ее пределах Конституция РФ, акты международного права и федеральные законы имеют юридическое верховенство над всеми иными источниками норм трудового права (ст. 4 Конституции РФ), относительно которых верховенством обладают нормы трудового права, содержащиеся в нормативных правовых актах, принимаемых федеральными органами государственной власти и управления (см. ст. 5 ТК и комментарий к ней).

Государственной территорией РФ считается пространство, в пределах которого она осуществляет свою верховную власть (суверенитет). В состав территории РФ входят суша, недра, внутренние воды, территориальное море и воздушное пространство над ними. Существует также понятие «условная территория государства», которое обозначает объекты, расположенные вне пределов ее пространственной территории. Применительно к нашей стране к ним следует относить воздушные, морские, речные суда, космические корабли, станции и другие космические объекты, искусственные острова и сооружения в море, на его дне, в Антарктике, помещения дипломатических и консульских представительств России за рубежом. В соответствии с ч. 1 ст. 67 Конституции РФ территория РФ включает территории ее субъектов.

Действие федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, содержащих нормы трудового права, распространяется на всю государственную территорию РФ, которая окружена Государственной границей (Закон РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации»), а вне ее границ распространяется на те трудовые отношения, которые возникли на так называемой условной территории РФ. Примерами такого рода могут служить ст. ст. 337 — 341 ТК, устанавливающие особенности регулирования труда работников дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, представительств федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений Российской Федерации за границей (см. гл. 53 ТК и комментарий к ней), а также ст. 57 Кодекса торгового мореплавания РФ, распространяющая действие законодательства РФ о труде на экипаж морского судна и вне пределов России.

3. Региональные законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по общему правилу распространяются только на территорию того субъекта РФ, в котором они приняты. В то же время возможна ситуация, при которой работник, заключивший трудовой договор в одном субъекте РФ, трудится по заданию работодателя в другом субъекте. В таком случае регулирование его отношений должно осуществляться с помощью норм, находящихся в законах и нормативных правовых актах, действующих по месту нахождения работодателя, обязанного соблюдать местные законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. Исключение из этого правила составляют нормы федерального законодательства, которые распространяются на конкретный регион страны. Они всегда действуют по месту приложения труда работника. Например, нормы о гарантиях и льготах для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, применяются ко всем работникам, занятым в таких местностях, безотносительно к тому, где с ними был заключен трудовой договор и где находится их работодатель.

4. Действие нормативных правовых актов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права, всегда ограничивается пределами местности, на которую распространяются властные функции соответствующих органов. Аналогичным образом ограничивается сфера действия локальных нормативных актов рамками хозяйственной деятельности работодателя, что не исключает их распространения на работников и вне места нахождения работодателя, например в случае командировки.

5. Правила, изложенные в ст. 13 ТК, адресованы только нормам, содержащимся в законах и иных нормативных правовых актах, в силу этого они не распространяются на другие источники норм трудового права, например на коллективные договоры и соглашения (см. ст. ст. 43, 48 ТК и комментарии к ним).

Консультации и комментарии юристов по ст 13 ТК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 13 ТК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Комментарии к СТ 13 ТК РФ

Статья 13 ТК РФ. Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, в пространств

Комментируемая статья непосредственно связана со ст. 12 ТК РФ, предусматривающей пределы действия во времени законов и иных нормативных правовых актов. Она определяет действие законов и иных нормативных правовых актов в пространстве. Связь этих статей объясняется тем, что любой нормативный правовой акт всегда действует и во времени, и в пространстве.

Федеральный закон от 14.06.1994 N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» и Указ Президента РФ от 23.05.1996 N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» определяют дату вступления законов и иных нормативных правовых актов в силу и одновременно указывают, что они действуют на всей территории Российской Федерации. В конкретных нормативных правовых актах их действие в пространстве не определено в силу общего принципа: пределы регулирования законов и иных нормативных правовых актов зависят от уровня этого регулирования. Если правовое регулирование осуществляется на федеральном уровне, то законы и иные нормативные правовые акты действуют на всей территории Российской Федерации. Исключение возможно только в том случае, если оно предусмотрено в соответствующем законе или ином нормативном правовом акте. Так, Закон о Чернобыле предусматривает, что его действие распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. В этом же Законе уточняются территории, которые подразделяются на зоны отчуждения, отселения, проживания с правом на отселение и проживания с льготным социально-экономическим статусом.

При осуществлении полномочий органами государственной власти субъектов РФ соответствующие законы и иные нормативные правовые акты распространяются на территорию субъекта РФ.

Нормативные правовые акты органов местного самоуправления действуют на соответствующей территории. Пределы действия локального нормативного акта — организация или индивидуальный предприниматель. Если работник выполняет свои трудовые обязанности за пределами территории организации (индивидуального предпринимателя), то на него также распространяются локальные нормативные акты, изданные руководителем организации, с которой он находится в трудовых отношениях.

Статья 256 ТК РФ. Отпуска по уходу за ребенком (действующая редакция)

По заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Порядок и сроки выплаты пособия по государственному социальному страхованию в период указанного отпуска определяются федеральными законами.

Отпуска по уходу за ребенком могут быть использованы полностью или по частям также отцом ребенка, бабушкой, дедом, другим родственником или опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком.

По заявлению женщины или лиц, указанных в части второй настоящей статьи, во время нахождения в отпусках по уходу за ребенком они могут работать на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на получение пособия по государственному социальному страхованию.

На период отпуска по уходу за ребенком за работником сохраняется место работы (должность).

Отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (за исключением случаев досрочного назначения страховой пенсии по старости).

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 256 ТК РФ

1. Комментируемой статьей женщине, имеющей ребенка, не достигшего трехлетнего возраста, предоставлено право получить отпуск по уходу за ним. Такой отпуск предоставляется по заявлению женщины полностью или по частям в пределах установленного строка и оформляется приказом или распоряжением работодателя.

В любое время женщина вправе прервать отпуск и выйти на работу. Для этого она должна подать заявление. Выход женщины на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя. В случае отказа ей работодателем в предоставлении прежней работы она вправе обратиться с иском в суд.

В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи отпуска по уходу за ребенком могут быть использованы также отцом ребенка, бабушкой, дедом, другим родственником или опекуном, фактически осуществляющими уход за ребенком. Данные лица обладают теми же правами, которые имеют матери, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком. В частности, указанный отпуск может быть использован ими полностью или по частям. В период отпуска по уходу за ребенком за ними сохраняется место работы (должность). В Постановлении Пленума ВС РФ от 28.01.2014 N 1 обращено внимание на то, что возможность предоставления отпуска по уходу за ребенком отцу, бабушке, деду, другим родственникам или опекуну не зависит от степени родства и совместного проживания указанных лиц с родителями (родителем) ребенка. При разрешении спора об отказе в предоставлении отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет отцу, деду (бабушке) либо другому лицу суду необходимо проверять, осуществляет ли данное лицо фактический уход за ребенком и не предоставлен ли этот отпуск матери ребенка (п. 19).

2. В период отпуска по уходу за ребенком лицам, осуществляющим такой уход, предоставляются пособия, порядок и сроки выплаты которых определяются федеральными законами.

В соответствии с Законом об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет (ст. 11.1).

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40% среднего заработка застрахованного лица, но не менее минимального размера этого пособия, установленного Законом о пособиях гражданам, имеющим детей (ст. 11.2). При этом минимальный размер пособия индексируется федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период исходя из прогнозного уровня инфляции, и с 01.01.2014 составляет 2576,63 руб. по уходу за первым ребенком и 5153,24 руб. по уходу за вторым ребенком и последующими детьми.

В случае ухода за двумя и более детьми до достижения ими возраста полутора лет размер ежемесячного пособия суммируется. При этом суммированный размер пособия не может превышать 100% среднего заработка, определенного для исчисления пособия, и быть менее суммированного минимального размера этого пособия.

Согласно ст. 14 Закона об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляется из среднего заработка застрахованного лица, который определяется путем умножения среднего дневного заработка, определяемого в соответствии с указанной статьей (ч. ч. 3.1 и 3.2), на 30,4 (ч. 5.1 ст. 14). При этом средний заработок, исходя из которого исчисляется ежемесячное пособие по уходу за ребенком, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей установленную в соответствии с Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня достижения ребенком возраста полутора лет. При обращении за ежемесячным пособием по уходу за ребенком по истечении шестимесячного срока решение о назначении пособия принимается территориальным органом страховщика при наличии уважительных причин пропуска срока обращения за пособием. Перечень уважительных причин пропуска срока обращения за пособием по уходу за ребенком утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2007 N 74.

Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком предоставлено не только лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, но и другим лицам, перечисленным в ст. 13 Закона о пособиях гражданам, имеющим детей, осуществляющим уход за ребенком. В частности, право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют матери, уволенные в период беременности в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных учреждениях, другие родственники, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в случае, если мать и (или) отец умерли, объявлены умершими, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), по состоянию здоровья не могут лично воспитывать и содержать ребенка, отбывают наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, и др. (абз. 6 — 8 ч. 1 ст. 13). В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 15 Закона о пособиях гражданам, имеющим детей, выплата таким лицам ежемесячного пособия по уходу за ребенком производится в минимальном размере, который с 01.01.2014 составляет 2576,63 руб. по уходу за первым ребенком и 5153,24 руб. по уходу за вторым ребенком и последующими детьми.

Положение абз. 2 ч. 1 ст. 15 Закона о пособиях гражданам, имеющим детей, согласно которому ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в минимальном размере, лицам, указанным в абз. 6 — 8 ч. 1 ст. 13 данного Закона, в том числе матерям, уволенным в период отпуска по беременности и родам в связи с ликвидацией организаций, было предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ. В Определении Конституционного Суда РФ от 27.01.2011 N 179-О-П по делу по жалобе гражданки Сыроегиной М.Н. на нарушение ее конституционных прав абз. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» изложен вывод Суда о том, что дифференциация порядка определения размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, предоставляемого матерям, уволенным в связи с ликвидацией организаций в период отпуска по беременности и родам после рождения ребенка, и матерям, уволенным по тому же основанию в период отпуска по уходу за ребенком, приводит к не согласующимся с конституционным принципом равенства различиям в реализации ими права на социальное обеспечение, а потому не может считаться разумной и обоснованной. В связи с этим законодателю предписано устранить необоснованные различия в размерах ежемесячного пособия по уходу за ребенком для матерей, уволенных в связи с ликвидацией организаций в период отпуска по беременности и родам после рождения ребенка, и матерей, уволенных по тому же основанию в период отпуска по уходу за ребенком, установив для них единые правила исчисления указанного пособия. В случае наступления отпуска по беременности и родам в период нахождения матери в отпуске по уходу за ребенком ей предоставляется право выбора одного из двух видов выплачиваемых в периоды соответствующих отпусков пособий.

Матери, имеющие право на пособие по беременности и родам, в период после родов вправе со дня рождения ребенка получать либо пособие по беременности и родам, либо ежемесячное пособие по уходу за ребенком с зачетом ранее выплаченного пособия по беременности и родам в случае, если размер пособия по уходу за ребенком выше, чем размер пособия по беременности и родам (ст. 13 Закона о пособиях гражданам, имеющим детей).

В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, минимальный и максимальный размеры указанного пособия определяются с учетом этих коэффициентов (ст. 15 Закона о пособиях гражданам, имеющим детей).

Правила назначения и выплаты единовременного пособия при рождении ребенка и ежемесячного пособия по уходу за ребенком установлены разд. IV и VI Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 N 1012н.

3. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов РФ могут увеличивать установленные указанным Федеральным законом размеры государственных пособий за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (ст. 17.3 Закона о пособиях гражданам, имеющим детей).

4. Лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, в соответствии с Указом Президента РФ от 30.05.1994 N 1110 «О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан» выплачивается денежная компенсация в размере 50 руб.

Условия назначения, выплаты и источники финансирования ежемесячных компенсационных выплат, установленных Указом Президента РФ от 30.05.1994 N 1110 «О повышении размера компенсационных выплат отдельным категориям граждан», определены Порядком назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.11.1994 N 1206 «Об утверждении Порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан».

Такие ежемесячные компенсационные выплаты назначаются и выплачиваются находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет: матерям (отцу, усыновителю, опекуну, бабушке, дедушке, другому родственнику, фактически осуществляющему уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с организациями независимо от их организационно-правовых форм; матерям, проходящим военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел; матерям, проходящим военную службу по контракту, и матерям из гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территории иностранных государств, в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации; нетрудоустроенным женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организации, если они находились на момент увольнения в отпуске по уходу за ребенком и не получают пособия по безработице.

Для лиц, работающих, проходящих службу, проживающих в районах, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, размер ежемесячных компенсационных выплат определяется с применением этих коэффициентов независимо от места фактического пребывания получателя в период отпуска по уходу за ребенком.

5. Отдельным категориям лиц законодательством установлен более высокий размер пособия по уходу за ребенком. Так, лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с правом на отселение, на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, в зоне отселения до их переселения в другие районы, гарантируется ежемесячное пособие по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет (п. 7 ч. 1 ст. 18, ч. 1 ст. 19, ст. 20 Закона о Чернобыле). При этом в случае ухода за двумя и более детьми размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком суммируется. Суммированный размер указанного пособия в случае ухода за двумя и более детьми не может превышать 100% заработка (дохода), из которого произведено исчисление этого пособия, но не может быть ниже суммированного двукратного установленного Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

Эта льгота распространяется и на граждан, проживающих в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, где средняя годовая эффективная доза облучения составляет в настоящее время свыше 1 мЗв (0,1 бэр) (дополнительно над уровнем естественного радиационного фона для данной местности) (п. 4 ст. 1 и ст. 7 Закона об аварии на ПО «Маяк»).

Порядок назначения и выплаты указанного пособия определен Правилами выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.07.2005 N 439, и разъяснен Приказом Минздравсоцразвития России от 01.12.2008 N 692н «Об утверждении разъяснения о порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет».

Коллективными договорами (соглашениями) могут быть установлены более высокие размеры ежемесячных компенсационных выплат работающим женщинам и другим лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет.

6. По желанию женщины (отца ребенка, бабушки, дедушки, другого родственника или опекуна) во время нахождения в отпуске по уходу за ребенком она может работать на условиях неполного рабочего времени или на дому. О работе на условиях неполного рабочего времени см. коммент. к ст. 93.

Поскольку ч. 3 комментируемой статьи не содержит указания на то, что работа на условиях неполного рабочего времени возможна только по основному месту работы, следует полагать, что на указанных условиях можно работать и по совместительству в другой организации.

За лицами, работающими на условиях неполного рабочего времени или на дому в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, на период этого отпуска сохраняется право на получение ежемесячного пособия.

В случае, когда в период отпуска по уходу за ребенком у женщины возникает право на оплачиваемый учебный отпуск, она может им воспользоваться, прервав отпуск по уходу за ребенком. Прерванный отпуск можно получить вновь. При этом за счет учебного отпуска он не продлевается.

7. На период отпуска по уходу за ребенком в возрасте до трех лет за лицами, осуществляющими такой уход, сохраняется место работы (должность).

Указом Президента РФ от 07.05.2012 N 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» Правительству РФ и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предписано принять меры, направленные на создание условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью, а также на организацию профессионального обучения (переобучения) женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

В соответствии с Законом о занятости органы государственной власти субъектов РФ вправе организовывать профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (п. 3 ст. 7.1-1). Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет осуществляются по направлению органов службы занятости при условии обращения женщин указанной категории в эти органы. Порядок и условия направления органами службы занятости женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ (п. 1.1 ст. 23).

Приказом Минтруда России от 18.02.2013 N 64 утверждены Методические рекомендации по разработке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации мер, направленных на создание условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью, а также на организацию профессионального обучения (переобучения) женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

8. Время отпуска по уходу за ребенком до достижения им трех лет не включается в стаж работы, дающей право на ежегодный оплачиваемый отпуск (ст. 121 ТК).