Ст коап задержание

Оглавление:

Кодекс Украины об административных нарушениях
Статья 261. Административное задержание

Об административном задержании составляется протокол, в котором указываются: дата и место его составления; должность, фамилия, имя и отчество лица, составившего протокол; сведения о личности задержанного; время и мотивы задержания. Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным. В случае отказа задержанного от подписания протокола в нем делается запись об этом.

О месте пребывания лица, задержанного за совершение административного правонарушения, немедленно сообщаются ее родственники, а по его просьбе также собственник соответствующего предприятия, учреждения, организации или уполномоченный им орган.

Органы (должностные лица), правомочные осуществлять административное задержание, о каждом случае административного задержания лиц информируют в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины, центры по предоставлению бесплатной вторичной правовой помощи, кроме случаев, если лицо защищает себя лично или пригласила защитника.

Кодекс Украины об административных нарушениях
Статья 263. Сроки административного задержания

Административное задержание лица, совершившего административное правонарушение, может длиться не более 3:00.

Лиц, которые незаконно пересекли или предприняли попытку незаконно пересечь государственную границу Украины, нарушили порядок въезда на временно оккупированную территорию Украины или в район проведения антитеррористической операции или выезда из них, нарушившие пограничный режим, режим в пунктах пропуска через государственную границу Украины или режимные правила в контрольных пунктах въезда-выезда, правила использования объектов животного мира в пределах пограничной полосы и контролируемого пограничного района, в территориальном море, внутренних водах и исключ ней (морской) экономической зоне Украины, совершили злостное неповиновение законному распоряжению или требованию военнослужащего или работника Государственной пограничной службы Украины или члена общественного формирования по охране общественного порядка и государственной границы, а также иностранцев и лиц без гражданства, не выполнили решение о запрете в » въезда в Украину, нарушивших правила пребывания в Украине или транзитного проезда через территорию Украины, может быть задержано на срок до трех часов для составления протокола, а в необходимых случаях д я установления личности и / или выяснения обстоятельств правонарушения — до трех суток.

Лиц, нарушивших правила оборота наркотических средств и психотропных веществ, может быть задержано на срок до трех часов для составления протокола, а в необходимых случаях для установления личности, проведения медицинского осмотра, выяснения обстоятельств приобретения изъятых наркотических средств и психотропных веществ и их исследования — до трех суток с сообщением об этом письменно прокурору в течение двадцати четырех часов с момента задержания.

Статья 27.3. Административное задержание

СТ 27.3 КоАП РФ

1. Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Административное задержание вправе осуществлять:

1) должностные лица органов внутренних дел (полиции) — при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.3 настоящего Кодекса рассматривают органы внутренних дел (полиции), либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса органы внутренних дел (полиция) составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях;

2) старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти и организаций, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, военнослужащие войск национальной гвардии Российской Федерации — при выявлении административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;

3) должностные лица военной автомобильной инспекции — при выявлении нарушений Правил дорожного движения водителем транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти или спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны;

4) должностные лица пограничных органов, должностные лица органов внутренних дел (полиции) — при выявлении административных правонарушений в области защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, а также при выявлении административных правонарушений во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

5) утратил силу с 1 июля 2003 г.;

6) должностные лица таможенных органов — при выявлении нарушений таможенных правил;

7) военнослужащие и должностные лица органов и учреждений уголовно-исполнительной системы — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 19.3, 19.12 настоящего Кодекса, а также административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;

9) должностные лица, осуществляющие контртеррористическую операцию, — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.27 настоящего Кодекса;

10) должностные лица органа, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 5.35.1, 13.26, 17.3, 17.8, 17.8.1, 17.9, 17.14, 17.15, частями 1 и 4 статьи 20.25 настоящего Кодекса, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных в здании суда (помещении суда).

2. Перечень лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание в соответствии с частью 1 настоящей статьи, устанавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

3. По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник.

4. Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители.

4.1. Об административном задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная полиция Вооруженных Сил Российской Федерации или воинская часть, в которой задержанный проходит военную службу (военные сборы), а об административном задержании иного лица, указанного в части 1 статьи 2.5 настоящего Кодекса, — орган или учреждение, в котором задержанный проходит службу.

4.2. Об административном задержании члена общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации, незамедлительно уведомляются секретарь Общественной палаты Российской Федерации и соответствующая общественная наблюдательная комиссия.

5. Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.

Комментарий к Ст. 27.3 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Административное задержание является самостоятельным видом мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Оно представляет собой кратковременное ограничение свободы физического лица и применяется в исключительных случаях. Частными целями административного задержания являются обеспечение правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнение постановления по делу об административном правонарушении. К общим целям можно отнести пресечение административного правонарушения, установление личности нарушителя, составление протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, выяснение обстоятельств административного правонарушения.

Право на свободу и личную неприкосновенность гарантировано ч. 1 ст. 22 Конституции РФ. Поскольку административное задержание направлено на ограничение такого права, то его применение строго регламентировано Кодексом.

— Во-первых, административное задержание применяется к физическому лицу только в исключительных случаях и при наличии достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

— Во-вторых, по общему правилу административное задержание может применяться к физическому лицу, если ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест.

— В-третьих, названная мера может применяться в ходе производства по делу об административном правонарушении, посягающем на установленный режим Государственной границы РФ и порядок пребывания на территории Российской Федерации, об административном правонарушении, совершенном во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ, или о нарушении таможенных правил, вне зависимости от предусмотренности административного ареста в качестве одной из мер административного наказания.

— В-четвертых, административное задержание вправе осуществлять строго определенный круг должностных лиц органов исполнительной власти. Перечень таких лиц несколько отличается от тех, которые вправе осуществлять доставление. Вместе с тем должностные лица органов внутренних дел (полиции) могут применять административное задержание в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, но не перечисленных в комментируемой статье. Это обусловлено тем, что последние не наделены Конституцией РФ и федеральными законами полномочиями по ограничению прав и свобод человека и гражданина. Правом применения рассматриваемой меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении КоАП РФ наделил: должностных лиц органов внутренних дел (полиции); старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо ведомственной охраны или вневедомственной охраны при органах внутренних дел, военнослужащих внутренних войск МВД России; должностных лиц военной автомобильной инспекции, пограничных и таможенных органов; должностных лиц органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; должностных лиц, осуществляющих контртеррористическую операцию; судебных приставов. Конкретные перечни должностных лиц, имеющих право проводить административное задержание, устанавливаются соответствующим федеральным органом исполнительной власти. Например, такие перечни утверждены Приказами МВД России от 05.05.2012 N 403 «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию», ФСКН России от 31.05.2010 N 208 «О должностных лицах органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях».

— В-пятых, об административном задержании уведомляются:

1) в кратчайший срок родственники, администрация по месту работы (учебы), а также защитник по просьбе задержанного лица о месте его нахождения;

2) в обязательном порядке родители или иные законные представители несовершеннолетнего;

3) незамедлительно военная полиция Вооруженных Сил РФ или воинская часть, в которой проходит военную службу (военные сборы) военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы;

4) незамедлительно орган или учреждение, в котором проходит службу задержанный, имеющий специальные звания сотрудника органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов;

5) незамедлительно секретарь Общественной палаты РФ и соответствующая общественная наблюдательная комиссия об административном задержании члена общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством РФ.

— В-шестых, задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ с обязательной отметкой об этом в протоколе об административном задержании.

2. Поскольку в силу ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным в том числе с момента составления протокола об административном задержании, то следует учитывать особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), которые устанавливаются Конституцией РФ и федеральными законами (ч. 2 ст. 1.4 КоАП РФ). Также следует учитывать, что вопрос об административной ответственности иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом от административной юрисдикции РФ, разрешается в соответствии с нормами международного права (ч. 3 ст. 2.6 КоАП РФ).

3. Действия должностных лиц в связи с применением административного задержания могут быть обжалованы в порядке гражданского судопроизводства в случаях, когда производство по делу прекращено по основаниям, предусмотренным ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, о чему указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 16.06.2009 N 9-П. Вместе с тем не исключается проверка правомерности административного задержания и непосредственно в ходе рассмотрения конкретного дела об административном правонарушении.

Административное задержание в Украине: основания, порядок, сроки

Prosto необходимо каждому знать о своих правах во взаимоотношениях с правоохранительными органами. Сегодня Prostopravo.com.ua узнавал о том, кто, в каких случаях и на какой срок может задержать человека за совершение административного правонарушения.

Случаи применения

Прежде всего нужно отметить, что в соответствии со статьей 260 Кодекса Украины об административных правонарушениях такая мера как административное задержание применяется в случаях, прямо предусмотренных законами Украины:

  • с целью прекращения административных правонарушений;
  • когда исчерпаны другие меры воздействия;
  • для установления личности;
  • составления протокола об административном правонарушении при невозможности составления его на месте совершения правонарушения, если составление протокола является обязательным;
  • обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дел и исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях.

Административное задержание лица, совершившего административное правонарушение, может производиться лишь органами (должностными лицами), уполномоченными на то законами Украины. А именно:

  1. органами внутренних дел — при совершении мелкого хулиганства, совершении насилия в семье, нарушение порядка организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, при распространении ложных слухов, совершении злостного неповиновения законному распоряжению или требованию работника милиции и за некоторые другие правонарушения в соответствии с п.1 ст.262 КУоАП;
  2. органами пограничной службы — в случае незаконного пересечения или попытки незаконного пересечения государственной границы Украины, нарушения пограничного режима или режима в пунктах пропуска через государственную границу Украины, совершение злостного неповиновения законному распоряжению или требованию военнослужащего работника Государственной пограничной службы Украины или члена общественного формирования по охране общественного порядка и государственной границы, нарушение правил использования объектов животного мира в пределах пограничной полосы и контролируемого пограничного района, в территориальном море, внутренних водах и исключительной (морской) экономической зоне Украины, нарушение правил пребывания иностранцев и лиц без гражданства в Украине и транзитного проезда через территорию Украины согласно п.2 ст. 262 КУоАП;
  3. старшим в месте расположения охраняемого объекта должностным лицом военизированной охраны — при совершении правонарушений, связанных с посягательством на охраняемые объекты согласно п.3 ст.262 КУоАП
  4. должностными лицами Военной службы правопорядка в Вооруженных Силах Украины — в случае совершения военнослужащими, военнообязанными и резервистами во время прохождения сборов, а также работниками Вооруженных Сил Украины во время выполнения ими служебных обязанностей мелкого хулиганства, злостного неповиновения законному распоряжению или требованию должностного лица Военной службы правопорядка в Вооруженных Силах Украины, публичных призывов к невыполнению требований этого лица, нарушения правил хранения, ношения или перевозки огнестрельного, холодного или пневматического оружия и боевых припасов и т. д. в соответствии с п.4 ст.262 КУоАП;
  5. органами Службы безопасности Украины — при нарушении законодательства о государственной тайне или осуществлении незаконного доступа к информации в автоматизированных системах, хранении специальных технических средств негласного получения информации — п.5 ст. 262 КУоАП;
  6. должностными лицами органов и учреждений исполнения наказаний и следственных изоляторов — в случае совершения скрытой от досмотра передачи или попытки передачи любым способом лицам, содержащимся в следственных изоляторах и учреждениях исполнения наказаний, алкогольных напитков, лекарственных и других средств, вызывающих одурманивание, а также других запрещенных для передачи предметов — п.6 ст. 262 КуоАП.

Порядок административного задержания

Об административном задержании составляется протокол, в котором указываются:

  • дата и место его составления;
  • должность, фамилия, имя и отчество лица, составившего протокол;
  • сведения о лице задержанного;
  • время и мотивы задержания.

Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным. В случае отказа задержанного от подписания протокола в нем делается запись об этом.

О месте пребывания лица, задержанного за совершение административного правонарушения, немедленно сообщают его родственникам, а по его просьбе также собственнику соответствующего предприятия, учреждения, организации или уполномоченному им органу.

Сроки административного задержания

По общему правилу, в соответствии со статьей 263 КуоАП административное задержание лица, совершившего административное правонарушение, может длиться не более трех часов. В исключительных случаях, в связи с особой необходимостью законами Украины могут быть установлены иные сроки административного задержания. В то же время, согласно статьи 29 Конституции Украины содержание под стражей как временная мера может применяться на срок не более 72 часов. В дальнейшем законность такой меры должна быть проверена судом.

Тем не менее, продолжительное время в украинском законодательстве содержались нормы, устанавливающие более продолжительные сроки административного задержания. Например, возможность задержание правонарушителей, не имеющих документов удостоверяющих личность, на срок до 10 суток с санкции прокурора, или возможность задержания за некоторые виды правонарушения до рассмотрения дела судом. И только 11.10.2011г. Конституционный Суд поставил точку в этом вопросе, признав эти положения неконституционными и указав на то, что срок административного задержания в любом случае не может превышать срок задержания в уголовном процессе (72 часа).

Неконституционным также было признано положение абз. 6 п.5 ст. 11 ЗУ «О милиции», дающее сотрудникам милиции право задерживать и держать в специально отведенных для этого помещениях лиц, выявивших неповиновение законному требованию работника милиции до рассмотрения дела судом, но не более 24 часов.

Исчисление сроков административного задержания с момента доставления правонарушителя для составления протокола или отрезвления также признано несоответствующим Конституции Украины — в этом случае Конституционный Суд усмотрел основания для злоупотреблений со стороны представителей правоохранительных органов.

На максимальный срок, до трех суток (72 часов), могут быть задержаны правонарушители с целью установления личности и выяснения обстоятельств правонарушения, проведения медицинского осмотра, выяснения обстоятельств приобретения изъятых наркотических средств и психотропных веществ и их исследования с сообщением об этом письменно прокурору в течение двадцати четырех часов с момента задержания.

Не пропустите новые статьи. Подписывайтесь на рассылку!

Опубликовано на сайте: 20.03.2012

Административное задержание органами внутренних дел: что нужно знать

Конституция Украины гарантирует: каждому арестованному или задержанному должно быть безотлагательно сообщено о мотивах ареста или задержания, разъяснены его права и предоставлена ​​возможность с момента задержания защищать себя лично и пользоваться правовой помощью защитника (ч. 4 ст. 29).

Вместе с тем, несмотря на указанную выше Конституционную норму, а также отработанный годами механизм, довольно распространены случаи нарушения гарантированных Основным Законом нашей страны прав и свобод человека и гражданина при административном задержании.

Поэтому обратимся к основным аспектам административного задержания.

Прежде всего, отметим, что нормативно-правовую основу административного задержания органами внутренних дел в настоящее время составляют:

— Кодекс Украины об административных правонарушениях;

— Законы Украины «О милиции» (прекращает действовать 7 ноября 2015 года), «О Национальной полиции» (№ 580-VIII от 02 июля 2015 года) и «О бесплатной правовой помощи» (№ 3 460-VI от 02 июня 2011 года);

— Инструкция по оформлению материалов об административных правонарушениях в органах внутренних дел Украины (утверждена приказом Министерства внутренних дел Украины от 4 октября 2013 года № 950);

— Приказ Министерства внутренних дел Украины «Об организации деятельности дежурных частей органов и подразделений внутренних дел Украины, направленной на защиту интересов общества и государства от противоправных посягательств» от 28 апреля 2009 года № 181;

— Порядок информирования центров по предоставлению бесплатной вторичной правовой помощи о случаях задержания лиц (утверждён постановлением Кабинета Министров Украины от 28 декабря 2011 года № 1363).

Во-вторых , пошагово раскроем саму процедуру такого задержания.

Так, частью 1 статьи 261 КУоАП определено, что административное задержание лица допускается в целях пресечения административных правонарушений, когда исчерпаны другие меры воздействия, установления личности, составления протокола об административном правонарушении при невозможности составления его на месте совершения правонарушения, если составление протокола является обязательным, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дел и исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях.

При этом, об административном задержании обязательно составляется протокол, в котором указываются: дата и место его составления; должность, фамилия, имя и отчество лица, составившего протокол; сведения о личности задержанного; время и мотивы задержания. Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным. В случае отказа задержанного от подписания протокола в нём делается запись об этом.

Административное задержание лица, совершившего административное правонарушение, производится органами внутренних дел (Национальной полицией), в том числе, при совершении мелкого хулиганства, нарушения порядка организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, при распространении ложных слухов, совершении злостного неповиновения законному распоряжению или требованию полицейского, публичных призывов к невыполнению требований полицейского, нарушении правил о валютных операциях, при распитии спиртных напитков в общественных местах или появлении в общественных местах в пьяном виде, что оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, при нарушении правил дорожного движения, а также в других случаях определённых действующим законодательством (п. 1 ч. 2 ст. 262 КУоАП).

В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 23 Закона Украины «О Национальной полиции» полиция в соответствии с возложенными на неё задачами, доставляет в случаях и порядке, определённых законом, задержанных лиц, подозреваемых в совершении уголовного преступления, и лиц, совершивших административное правонарушение.

В протоколе об административном задержании обязательно указываются:

— дата и место его составления (число, месяц, год, название населённого пункта);

— должность, фамилия, имя и отчество лица, составившего протокол (специальное звание, фамилия, имя и отчество);

— сведения о личности задержанного (фамилия, имя и отчество (без сокращений), число, месяц, год рождения, фактическое место жительства);

— время и мотивы задержания (указываются наименование ОВД, куда доставлен лицо, совершившее административное правонарушение, его местонахождение; число, месяц, год, а также время доставки; часть статьи и статья КоАП, которыми предусмотрена административная ответственность лица за совершённое административное правонарушение, а также мотивы задержания, среди которых: пресечение административного правонарушения, другие меры воздействия; составление протокола об административном правонарушении при невозможности составления его на месте совершения правонарушения, если составление протокола является обязательным, обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела).

При составлении протокола об административном задержании должностное лицо, осуществляющее административное задержание, разъясняет лицу, совершившему административное правонарушение, его права, предусмотренные ст 55, 56, 59, 63 Конституции Украины и ст. 268 КУоАП.

В частности, задержанному разъясняются его права такие, как: знакомиться с материалами дела, давать объяснения, предоставлять доказательства, заявлять ходатайства, при рассмотрении дела пользоваться юридической помощью, выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика, если не владеет языком, на котором ведётся производство; обжаловать постановление по делу (ст. 268 КУоАП).

Следует заметить, что в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 14 Закона Украины «О бесплатной правовой помощи» лица, к которым применено административное задержание, имеют право на правовые услуги, состоящие в: осуществлении представительства их интересов в судах, других государственных органах (в частности, органах внутренних дел), органах местного самоуправления, перед другими лицами; составлении документов процессуального характера.

Об этом в протоколе об административном задержании делается соответствующая запись и указываются число, месяц, год и время, кого уведомлено и каким образом.

При невозможности проинформировать родственников и в случае отказа задержанного предоставить информацию для их уведомления об этом делается соответствующая запись задержанного и должностного лица, составившего протокол об административном задержании, с указанием уважительных причин.

О задержании несовершеннолетнего обязательно сообщают его родителям или лицам, их заменяющим. В протоколе об административном задержании отмечается время, дата уведомления, кого и каким образом поставлено в известность.

По общему правилу Административное задержание лица, совершившего административное правонарушение, может длиться не более трёх часов (ст. 263 КУоАП).

Согласно действующему законодательству при административном задержании может проводиться личный досмотр, досмотр вещей, а также осуществляться изъятие вещей и документов.

При этом, личный досмотр может производиться уполномоченным на то лицом одного пола с досматриваемым и в присутствии двух понятых того же пола.

О личном досмотре, досмотре вещей составляется протокол или об этом делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании. Об изъятии вещей и документов также составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении, о досмотре вещей или административном задержании.

Важно обратить внимание также на то, что полиция наполняет и поддерживает в актуальному состоянии базы (банки) данных, входящих в единую информационную систему Министерства внутренних дел Украины, в отношении лиц, задержанных по подозрению в совершении административных правонарушений (административное задержание) (п. 7 ч. 1 ст. 26 Закона № 580-VIII). Во время наполнения баз (банков) данных, в указанном случае, полиция обеспечивает сбор, накопление мультимедийной информации (фото, видео, звукозапись) и биометрических данных (дактилокарткы, образцы ДНК) задержанных лиц.

Итак, возможно получение мультимедийной информации об админзадержанных лицах, а также отобрание их биометрических данных.

В-третьих , по результатам анализа практики применения приведенных правовых норм, обратим внимание на наиболее распространенные нарушения, которые имеют место во время административного задержания, поскольку, как говорят: «Предупреждён, значит вооружен».

Итак, такими нарушениями являются: составление протокола задержания неуполномоченным лицом; отсутствие подписи должностного лица, составившего протокол; отсутствие отметок о задержании; отсутствие подписи задержанного об ознакомлении его с правами; отсутствие отметок о том, кого и когда уведомлено о задержании; нарушение сроков уведомления или вообще несообщение об административном задержании лиц, определенных законодательством; отсутствие данных о понятиях (в случае личного досмотра).

И напоследок заметим. Когда задержанное лицо освобождено с места его пребывания, в протоколе об административном задержании указываются: дата, время и основания освобождения задержанного; вещи, предметы или документы, которые возвращено ему при освобождении; при наличии замечаний и жалоб на действия сотрудников ОВД делается соответствующая запись с указанием их сути.

Кроме того, административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей и изъятие вещей и документов может быть обжаловано заинтересованным лицом в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) в отношении органа (должностного лица), который применил эти меры, или в суд.

Обжалование мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях не останавливает их выполнения.

Кроме того, лицо, которому применением административного задержания причинён вред, имеет право на его возмещение.

Блог отражает исключительно точку зрения автора. Текст блога не претендует на объективность и всесторонность освещения темы, о которой идет речь.

Мнение редакции «Судебно-юридической газеты» может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не несет ответственность за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.

Ст коап задержание

Обращайтесь к адвокату/помощнику адвоката по телефону:

Полезная информация

Главное меню

Полезная информация

Памятка клиенту: при общении с правоохранительными органами

  • Помните, что при обращении к Вам полицейский обязан представиться, назвав свое звание, фамилию, должность.
  • По Вашему требованию полицейский обязан предъявить служебное удостоверение и предоставить возможность ознакомиться с его содержанием, не выпуская удостоверение из рук (ч.3 ст.18 ЗУ «О полиции»).
  • Вы имеете право зафиксировать на фото (видео) закрепленный на форме знак полицейского с указанием его специального жетона, который ему запрещено снимать, скрывать или иным способом мешать прочтению на нем информации или фиксации ее с помощью технических средств (ст. 20 Закона).
  • Если полицейского невозможно идентифицировать по внешним признакам, он обязан предъявить лицу документ, удостоверяющий его полномочия (ч.4 ст.30 Закона).

Полицейский имеет право требовать у Вас предъявить документы, удостоверяющие личность, лишь в следующих случаях:

  1. если Вы обладаете внешними признаками, похожими на внешние признаки лица, находящегося в розыске, или безвестно исчезнувшего;
  2. если существует достаточно оснований полагать, что Вы совершили или намереваетесь совершить правонарушение;
  3. если Вы находитесь на территории или объекте со специальным режимом или в месте осуществления специального полицейского контроля;
  4. если у Вас есть оружие, боеприпасы, наркотические средства и другие вещи, оборот которых ограничен или запрещен, или для хранения, использования или перевозки которых требуется разрешение, если установить такие права другим образом невозможно;
  5. если Вы находитесь на месте совершения правонарушения или дорожно-транспортного происшествия, другой чрезвычайной ситуации;
  6. если Ваши внешние признаки или действия дают достаточные основания полагать, что Вы причастны к совершению правонарушения (ст.32 Закона).
  • Полицейский может Вас опросить, если существует достаточно оснований считать, что Вы обладаете информацией, необходимой для выполнения полицейских полномочий.
  • Для опроса полицейский может пригласить Вас в помещение полиции, предварительно разъяснив основания и цели мероприятия.
  • Вы вправе отказаться от предоставления информации, так как согласно закону лицо дает такую информацию исключительно на добровольной основе (ст. 33 Закона).
  • Если существует достаточно оснований полагать, что Вы имеете при себе предметы, оборот которых запрещен или ограничен, или представляющих угрозу Вашей или других лиц жизням или здоровью, полицейский вправе провести поверхностную проверку в качестве превентивной полицейской меры.
  • Поверхностная проверка осуществляется визуальным осмотром лица полицейским соответствующего пола, проведением по поверхности его одежды рукой, специальным прибором или средством, визуальным осмотром вещи или транспортного средства (ст. 34 Закона).
  • Полиция для выполнения возложенных на нее задач принимает меры реагирования на правонарушения, определенные Кодексом Украины об административных правонарушениях и Уголовным процессуальным кодексом Украины, на основании и в порядке, определенных законом.

Если Вас пытаются задержать и доставить в орган полиции в связи с предполагаемым совершением Вами административного правонарушения:

  • Сообщите полицейским, что Вы нуждаетесь в юридической помощи адвоката, с которым у Вас заключен договор, предъявите этот договор и требуйте дождаться приезда адвоката (ст.59 Конституции Украины);
  • Задерживать Вас работник правоохранительного органа может только в следующих случаях: в целях пресечения административных правонарушений, когда исчерпаны другие меры воздействия, установления личности, составления протокола об административном правонарушении при невозможности составления его на месте совершения правонарушения, если составление протокола является обязательным, обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дел и исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях (ч.1 ст.260 КУоАП). Требуйте указания конкретной причины Вашего задержания.
  • Об административном задержании составляется протокол, в котором указываются: дата и место его составления; должность, фамилия, имя и отчество лица, составившего протокол; сведения о личности задержанного; время и мотивы задержания. Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным. В случае отказа задержанного от подписания протокола в нем делается запись об этом (ч.1 ст.261 КУоАП).

Не отказывайтесь от подписи в протоколе и внесите в протокол все замечания и жалобы в случае невыполнения работником правоохранительного органа его обязанностей.

Обязательно в данном протоколе, как и во всех других документах, которые Вы подписываете в правоохранительном органе, зачеркните все «пустые» места. Этим вы обезопасите себя от негативных последствий того, что потом там будет дописано нечто, чего вы не писали.

  • О месте пребывания лица, задержанного за совершение административного правонарушения, немедленно сообщаются его родственники, а по его просьбе также собственник соответствующего предприятия, учреждения, организации или уполномоченный им орган (ч.2 ст.261 КоАП);
  • Административное задержание лица, совершившего административное правонарушение, может длиться не более трех часов (ч.1 ст.263 КУоАП). Исключения составляют только две ситуации, — лиц, которые незаконно пересекли границу, или нарушили правила оборота наркотических средств, разрешается задерживать до трех суток с сообщением об этом письменно прокурору в течение двадцати четырех часов с момента задержания (ч.2, ч.3 ст.263 КУоАП );
  • В случае составления протокола об административном нарушении, вы имеете право отказаться давать какие-либо объяснения ( ст.63 Конституции Украины);
  • Уместно по возможности снимать весь процесс общения с представителями правоохранительных органов на фото и видео;
  • В случае, если представитель правоохранительного органа захочет Вас «обыскать», помните, что личный досмотр может производиться уполномоченным на то лицом одного пола с досматриваемым и в присутствии двух понятых того же пола (ч.2 ст.264 КоАП). О личном досмотре, досмотре вещей составляется протокол или об этом делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании (ч.5 ст.264 КУоАП);
  • Изымать у Вас вещи или документы представители правоохранительного органа имеют право только в случае, когда они были непосредственным орудием или непосредственным объектом правонарушения (ч.1 ст.265 КУоАП);
  • Если при задержании Вы получили телесные повреждения, требуйте предоставления вам медицинской помощи для фиксации факта применения силы медиками. Требуйте предоставления медицинской помощи даже в случае причинения вам незначительных телесных повреждений.