Ст 322 ук рф в новом изложении

Основные направления совершенствования юридической ответственности за правонарушения в области защиты Государственной границы Российской Федерации

Совершенствование уголовной ответственности за незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации

Как отмечалось выше, уголовная ответственность за незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации относится к преступлениям небольшой тяжести, если не имеется отягчающих обстоятельств, в противном случае уголовная ответственность может выразиться в виде лишения свободы на срок до пяти лет, что переводит данный состав в разряд преступлений средней тяжести. Таким образом, статья 322 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за простое, не квалифицированное пересечение государственной границы, что представляет определенную сложность в процессе определения степени виновности лица привлекаемого к наказанию по ней, так как встаёт вполне обоснованный вопрос о целесообразности применения к лицу мер уголовного характера за преступление, сходное по степени тяжести с административным правонарушением, диспозиция которого представлена в главе 18 КоАП РФ. Поэтому многими учёными рассматривается необходимость внесения изменений в российское законодательство о юридической ответственности за правонарушения в области защиты Государственной границы См. Жалинский А.Э. Уголовное право в ожидании перемен: теоретико-инструментальный анализ. М.: Проспект, 2009.С. 120. При этом выделяются два направления, связанные с усилением уголовной ответственности и, напротив, декриминализации данного состава преступления и перевода нижнего предела уголовной ответственности по ст.322 в разряд административных правонарушений.

Возможность изменения уголовной ответственности связана с наличием в объективной стороне состава преступления, предусмотренного ст.322 ч.1 УК РФ (Пересечение Государственной границы Российской Федерации без действительных документов на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской Федерации либо без надлежащего разрешения, полученного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации) и административного правонарушения, указанного в ст.18.1 КоАП РФ (Нарушение режима Государственной границы Российской Федерации) сходных признаков. В ч.1 ст.322 УК РФ, как и в ст.18.1 КоАП РФ объективная сторона состоит в фактическом перемещении физического лица через Государственную границу Российской Федерации любым способом, исключающим применение насилия или угрозу его применения (пешком, вплавь, по воздуху, с использованием транспортного средства и т.п.). Административные правонарушения, охватываемые статьей 18.1 отличаются от преступлений, предусмотренных ст.322 УК РФ «Незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации» тем, что уголовная ответственность по ст.322 УК РФ применяется за пересечение Государственной границы Российской Федерации без действительных документов на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской Федерации либо без надлежащего разрешения, полученного в установленном законодательством порядке. Вместе с тем, субъект преступления, субъективная сторона, объект и степень общественной опасности совпадают. Поэтому закономерно встаёт вопрос о целесообразности выделения ответственности за посягательство на Режим Государственной границы в отдельную статью и включении данного правонарушения в статью 322 УК РФ с соответствующим классифицирующим признаком.

Однако в современных в современных условиях возникла потребность декриминализации ч.1 ст.322 УК РФ. Это обусловлено тем, в государстве идёт общая тенденция смягчения уголовной ответственности за преступления по малозначительности. Об этом говорят следующие факты:

1. Выступление Президента России Д. Медведева, который призвал заинтересованные стороны по совершенствованию уголовного законодательства в таком ключе, если они малозначительны, то перевести их в разряд административных правонарушений. Это выразилось в принятии Федерального закона Российской Федерации от 7 марта 2011 г. № 26-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации». Данный закон устанавливает новый порядок назначения уголовного наказания — лишение свободы будет в основном за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие.

2. На практике ч.1 ст.322 УК РФ очень слабо применяется, и даже судебная практика идёт по такому пути, привлекая иностранных граждан и лиц без гражданства по ч.2 ст.322 УК РФ суды применяют санкции в виде 3-х месяцев лишения свободы условно;

3. в некоторых случаях, когда пограничные органы, используя нормы международного права, просто передают граждан КНР через пограничные представительства без возбуждения и прекращения уголовного дела в отношении этих лиц;

4. Это позволит пограничным органам не проводить дознание, а Следственному комитету возбуждать уголовные дела по такому факту и судебные органы освободятся от ненужных судебных разбирательств.

Для более глубокого изучения вопроса о совершенствовании российского законодательства в области защиты Государственной границы необходимо обратиться к опыту зарубежных государств.

При анализе зарубежного уголовного законодательства обращает на себя внимание то обстоятельство, что многие из них не предусмотрели непосредственно в тексте закона предписания относительно защиты государственных границ. Те же из стран, которые предусмотрели ответственность за данные преступления, в отличие от России рассматривают их как посягательства на государство.

Так, Голландия к преступлениям против государственной власти отнесла деяние, зафиксированное в статье 197-а Уголовного кодекса Голландии, согласно которой «лицо, которое из материальных побуждений помогает другому лицу опасть в Нидерланды или остаться в Нидерландах, или попасть или остаться в любом государстве осуществляющем пограничный контроль также от имени Нидерландов, или которое из материальных побуждений предоставит этому лицу возможность, средства или информацию для этой цели, если оно знает или имеет серьезное основание предполагать, что проникновение и пребывание этого лица незаконно». При этом наказание может быть усилено, если преступление связано с профессиональной или служебной деятельностью лица.

Швейцария также как преступление против государства рассматривает в ст.268 перемещение государственных пограничных камней: «Кто устраняет, перемещает, делает неузнаваемым, фальшиво устанавливает или фальсифицирует служащий для установления границы земли, кантона или Конфедерации пограничный камень или другой служащий обозначению границы знак, наказывается. «

Особое внимание следует уделить ст.269 «Нарушение территориального суверенитета Швейцарии», устанавливающей ответственность для того, кто в нарушение международного права проникает на территорию Швейцарии. При известном содержании название статьи и ее местоположение демонстрируют то внимание, которое уделяется законодателем проблеме обеспечения территориальной неприкосновенности.

Польша отнесла нарушения в области границы к преступлениям против публичного порядка. Статья 264 определила наказание для того, кто вопреки предписаниям пересекает границу Республики Польша. При этом ответственность дифференцируется в случае совершения этого преступления с применением насилия, угрозы, обмана или в соучастии с другими лицами (ч.2). В ч.3 рассматриваемой статьи сконструирован самостоятельный состав: «кто вопреки предписаниям организует другим лицам пересечение границы Республики Польша, наказывается.».

Уголовный кодекс Йемена рассматривает преступления на границе как деяния, посягающие на авторитет государства. Согласно ст. 208 наказывается незаконный въезд на территорию Республики и нахождение на ее территории, нарушение установленного порядка въезда в Республику, передвижения или пребывания в ней или выезда за ее пределы, получения разрешения на въезд в Республику или выезд за ее пределы для себя или для другого лица на основании ложных сведений, а также выезд за пределы Республики и невозвращение в нее в нарушение положений законодательства. Ответственность усиливается в ч.2, предусматривающей наказание за то же деяние, совершенное путем подделки документов или злоупотреблений ими либо сопряженные с нападением на пограничные контрольные пункты с применением оружия или других предметов, используемых в качестве оружия.

Особое место «пограничные» преступления занимают в Уголовный кодекс Китая, который посвятил им отдельный параграф в главе о преступлениях против общественного порядка и порядка управления — § 3 «Преступления против режима государственной границы». В нем содержится шесть статей и столь подробной регламентации ответственности за нарушение пограничного режима не встречается ни в одном другом из изученных законов. Статья 318 предусматривает ответственность в виде лишения свободы сроком до семи лет за организацию незаконного пересечения государственной границы другим лицом и дифференцирует ее вплоть до возможности пожизненного заключения в случаях:

1) организации пересечения границы группой лиц;

2) организации неоднократного или вооруженного пересечения границы множеством лиц;

3) организации пресечения границы, повлекшей тяжкое телесное повреждение или смерть «организованного лица»;

4) организации пересечения границы, повлекшей лишение или ограничение свободы личности «организованного лица»;

5) организации пересечения границы с применением насилия или угроз;

6) организации пересечения границы при крупной сумме незаконного дохода;

7) организации пересечения границы при других отягчающих обстоятельствах. Далее, статья 319 устанавливает ответственность за получение обманным путем паспорта, визы или иных документов на въезд или выезд, которая может быть возложена как на физическое лицо, так и на организацию; статья 320 карает предоставление другому лицу поддельных документов на въезд или выезд из страны; статья 321 определяет наказание за перевозку людей для незаконного пересечения границы. Собственно незаконное пересечение границы в нарушение положений о режиме Государственной границы карается статьей 322. Наконец, в ст.323 определено наказание за умышленное нанесение повреждений пограничным знакам, пограничным столбам или стационарным фиксирующим указателям на государственной границе Биккинин, И.А. Блинников С.А., Пудовочкин Ю.Е. Обеспечение территориальной целостности и неприкосновенности Российского государства: сравнительно-правовые и уголовно-правовые аспекты. Монография. Ростов-на-Дону: Ростовский юридический институт Российской правовой академии Минюста России, 2004.С. 216. .

При этом ярким примером декриминализации нижнего предела уголовной ответственности за незаконное пересечение Государственной границы может послужить Уголовный кодекс республики Беларусь:

Статья 371. Незаконное пересечение Государственной границы Республики Беларусь См. Уголовный кодекс Республики Беларусь ФЗ № 275-З от 9 июля 1999 г.

1. Умышленное незаконное пересечение Государственной границы Республики Беларусь с использованием механического транспортного средства, судна внутреннего плавания (самоходного), судна смешанного (река-море) плавания (самоходного), маломерного моторного судна, судна с подвесным двигателем, гидроцикла, воздушного судна с двигателем, а равно умышленное незаконное пересечение Государственной границы Республики Беларусь иным способом, совершенное в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, — наказываются штрафом, или арестом на срок до шести месяцев, или лишением свободы на срок до двух лет.

2. Умышленное незаконное пересечение Государственной границы Республики Беларусь, совершенное лицом, ранее судимым за преступление, предусмотренное настоящей статьей, либо иностранным гражданином, лицом без гражданства, депортированными или высланными из Республики Беларусь, до окончания срока запрета въезда в Республику Беларусь, либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, — наказывается арестом на срок от трех до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на тот же срок.

3. Умышленное незаконное пересечение Государственной границы Республики Беларусь, совершенное организованной группой, — наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией имущества или без конфискации.

Примечание. Действие настоящей статьи не распространяется на случаи прибытия в Республику Беларусь с нарушением правил пересечения Государственной границы иностранных граждан и лиц без гражданства, ходатайствующих о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты либо убежища в Республике Беларусь в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

В данном случае законодатель полностью не исключает уголовную ответственность за незаконное пересечение государственной границы, не осложнённое отягчающими признаками, но устанавливает ответственность за повторное совершение данного вида правонарушений. Таким образом, создаётся возможность для более широкого применения статей Кодекса об административной ответственности.

Учитывая практическую направленность по применению ч.1 ст.322 УК РФ Следственным управлением ФСБ России был сделан запрос в Генеральную прокуратуру России на предмет разъяснения применения ст.322 УК РФСм. Ответ Генеральной прокуратуры РФ начальнику следственного управления ФСБ России от 05.2005 г. № 27-06-2005г. На № 6/8-9983 от 28. 04.2005г. .

Генеральная прокуратура Российской Федерации в лице научного отдела даёт правовую оценку диспозиции ст.322 УК РФ и разъяснение, что все лица, пересекающие Государственную границу Российской Федерации без документов должны привлекаться по ст.322 УК РФ, если с документами, но с нарушением правил — к административной ответственности. Генеральная прокуратура Российской Федерации иного ответа и не могло дать, ведь квалифицирующим признаком ст.322 УК РФ выступают наличие документа или разрешения, а не действия правонарушителя, что в настоящее время является препятствием для широкого применения этой правовой нормы. Судебная практика по привлечению к уголовной ответственности по ч.2 ст.322 УК РФ иностранных граждан в лице граждан КНР по Амурской области Российской Федерации идет по такому пути, что все граждане КНР, совершившие действия, которые квалифицируются по ч.2 ст.322 УК РФ получали наказание в виде 2 (двух) месяцев лишения свободы условно, либо в виде 3 (трех) месяцев условно (Приговор суда от 30 ноября 2005 года г. Благовещенск, Амурский областной суд) См. Приговор суда от 28 июня 2001 г., приговор суда от 29 июля 2005 г., приговор суда от 14 сентября 2005 г., приговор суда от 16 ноября 2005 г. .

Чтобы разрешить проблем, связанные с квалификацией преступлений в области защиты Государственной границы Российской Федерации предлагается декриминализация данного правонарушения с изложением ст.322 УК РФ в новой редакции:

Статья 322. Незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации.

Незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации совершённое группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, либо с применением насилия или угрозой его применения. Наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

Примечание. Незаконным признаётся пересечение Государственной границы Российской Федерации без надлежащего разрешения, полученного в установленном законодательством порядке.

Действие настоящей статьи не распространяется на случаи прибытия в Российскую Федерацию без надлежащего разрешения иностранных граждан или лиц без гражданства для использования права политического убежища, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, если в действиях этих лиц не содержится иного состава преступления.

Таким образом, декриминализация преступлений по ч.1 ст.322 УК РФ:

1. Расширяет возможности по применению административной ответственности в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства;

2. Способствует снижению уровня преступности, т.к. лица приговорённые к лишению свободы за преступления небольшой тяжести, как правило, повторно совершают преступления и втягиваются в криминальную среду;

3. Упрощает производство по делам, связанным с нарушением Государственной границы Российской Федерации.

Проблемы уголовной ответственности за незаконное пересечение границы

Александр Щербаков, первый заместитель прокурора Амурской области, кандидат юридических наук.

Обеспечение национальной безопасности России неразрывно связано с проблемами раскрытия, расследования и предупреждения транснациональных преступлений, в том числе актов международного терроризма. Концепция национальной безопасности РФ направлена на обеспечение суверенитета, неприкосновенности и целостности территории, реализацию и защиту национальных интересов и безопасности государства. Составной частью этой концепции выступает пограничная политика, объективно препятствующая распространению транснациональных преступлений, которые постоянно связываются с неконтролируемыми миграционными процессами.

Незаконная миграция в современных условиях и масштабах явилась реальной угрозой национальной безопасности России, демографическому, научно-техническому и экономическому потенциалам страны, ведет к криминализации экономики, маргинализации и социальной дифференциации населения. Кроме того, неконтролируемая миграция способствует усилению национализма, политического религиозного экстремизма, этносепаратизма, создает условия для возникновения конфликтов на этой почве.

Для России, входящей в число стран, образовавшихся из единого в прошлом государства — Союза ССР, вопросы противодействия преступности на государственной границе являются особенно актуальными. В настоящее время Российская Федерация граничит с 18 сопредельными государствами. Общая протяженность государственных границ составляет более 60 тысяч километров. Среди них — границы, совпадающие с границами бывшего СССР (Норвегия, Финляндия, Польша, Монголия, Китай, КНДР), государствами СНГ (Республика Беларусь, Украина, Казахстан, Грузия, Азербайджан), бывшими советскими республиками, не вошедшими в СНГ (Эстония, Латвия, Литва).

С Китайской Народной Республикой в настоящее время граничат шесть субъектов Российской Федерации: в Сибири — два (Республика Алтай и Читинская область), на Дальнем Востоке — четыре (Амурская область, ЕАО, Хабаровский и Приморский края). Амурская область имеет самую протяженную (1263 км) Государственную границу Российской Федерации с КНР по реке Амур. Криминогенная обстановка на российско-китайской границе и в пограничном пространстве в Амурской области характеризуется сложным комплексом международно-правовых, экономических, таможенных, иммиграционных, природоохранных и других мер и действий органов государственной власти.

9 ноября 2006 г. между правительствами России и КНР заключено Соглашение о режиме Российско-Китайской государственной границы. Согласно ст. 34 этого документа лица, нарушившие государственную границу и задержанные компетентными пограничными органами, в семидневный срок с момента задержания передаются властям государства, с территории которого была нарушена государственная граница. Это происходит в случае, если они не совершили на территории государства, компетентные власти которого его задержали, другие преступные деяния . Данное Соглашение без ратификации вступило в силу после обмена нотами 8 апреля 2008 г.

См.: Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о режиме Российско-китайской государственной границы. Пекин. 2006. 9 ноября.

Вместе с тем практика применения положений данного Соглашения свидетельствует о наличии некоторых трудностей в его использовании. Так, в Соглашении отсутствуют положения, регламентирующие передачу материалов возбужденного и расследуемого уголовного дела вместе с задержанным лицом. Это означает, что указанный международный договор, к сожалению, не регулирует вопросы направления материалов уголовного дела для осуществления уголовного преследования иностранных граждан, совершивших преступление на территории РФ.

По данному вопросу Главным управлением международно-правового сотрудничества Генеральной прокуратуры РФ даны соответствующие разъяснения. Согласно ст. 3 Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее — УПК) производство по уголовным делам о преступлениях, совершенных иностранными гражданами на территории РФ, ведется в соответствии с правилами Кодекса. Статьей 458 УПК предусмотрено, что все материалы возбужденного и расследуемого уголовного дела передаются в Генеральную прокуратуру РФ, где решается вопрос об их направлении в компетентные органы иностранного государства для осуществления уголовного преследования. Кроме того, в случае возбуждения уголовного дела в отношении гражданина КНР на территории России отечественные правоохранительные органы в соответствии с абзацем 2 п. 1 ст. 34 названного Соглашения могут уведомить китайские компетентные органы о невозможности своевременной передачи лица в связи с необходимостью осуществления его уголовного преследования на территории РФ .

См.: разъяснения Главного управления международно-правового сотрудничества Генеральной прокуратуры РФ от 6 декабря 2007 г., 21 мая 2008 г.

Формирование новых межгосударственных отношений, резкий переход к политике «открытых дверей» при одновременном снижении пограничного и иммиграционного контроля — эти и другие факторы сделали российскую территорию достаточно свободной для незаконной миграции. Законодатель установил уголовную ответственность за незаконное пересечение государственной границы, организацию незаконной миграции и противоправное изменение государственной границы в виде ст. ст. 322, 322.1 и 323 Уголовного кодекса РФ (далее — УК).

Данные нормы направлены на охрану конституционного строя государства, целостности и безопасности Государственной границы России.

В структуре Уголовного кодекса РСФСР 1960 г. нормы о нарушении режима Государственной границы РФ (ст. 83) и противоправном изменении Государственной границы РФ (ст. 83.1) были помещены в главе первой Особенной части УК РСФСР «Государственные преступления», а также во второй раздел этой главы «Иные государственные преступления». Тем самым советский законодатель подчеркнул повышенную общественную опасность данных видов преступлений, установив приоритет в уголовно-правовой охране именно государственных интересов и национальной безопасности, вред которым наносило совершение преступлений, предусмотренных ст. ст. 83 и 83.1 УК РСФСР.

Российский законодатель не воспринял советскую уголовно-правовую доктрину «государство — общество — личность», выстроив иерархию охраняемых законом ценностей в диаметрально противоположном порядке, закрепленном в Конституции РФ, т.е. «личность — общество — государство», сделав тем самым акцент на преимущественной защите интересов личности и общества, а не государства. В связи с этим нормы о незаконном пересечении и противоправном изменении государственной границы в структуре УК были перемещены в гл. 32 «Преступления против порядка управления» раздела X «Преступления против государственной власти».

Общая уголовно-правовая характеристика преступлений, предусмотренных ст. ст. 322, 322.1 и ст. 323 УК, может быть представлена следующим образом. Общим видовым объектом указанных выше преступлений выступают общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование управленческих отношений в сфере охраны неприкосновенности Государственной границы РФ. По законодательной конструкции рассматриваемые преступления являются формальными составами. Их объективная сторона выражается в виде активных действий, субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины. Думается, что эту группу норм можно объединить в одну главу, классифицируя по видовому объекту, и назвать ее «Преступления против Государственной границы Российской Федерации».

С учетом актуальности противодействия преступности в сфере охраны неприкосновенности границы, ее повышенной опасности представляется также целесообразным поместить названную группу норм в главу 29 УК «Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства», выделив в указанной главе главу 29-а под названием «Преступления против Государственной границы Российской Федерации».

Похожий вариант решения при формировании нового уголовного законодательства предлагал Н.А. Стручков. «Что касается крупных глав, — писал он, — то входящие в них нормы следует систематизировать в зависимости от видовых объектов, занимающих промежуточное положение между родовыми и непосредственными объектами» . Н.А. Беляев также указывает на необходимость подобного решения: «Выделяя ту или иную группу общественных отношений в качестве специального субъекта, законодатель подчеркивает тем самым, что охране этой группы отношений государство придает важное значение» .

Стручков Н.А. Объект преступного посягательства и система Особенной части УК РФ // Советское государство и право. 1987. N 12. С. 93.
Беляев Н.А. Избранные труды. СПб., 2003. С. 267.

Целесообразность такого подхода к формированию Особенной части УК подтверждается и данными социологического мониторинга. В пользу исключения ст. ст. 322, 322.1 из гл. 32 УК высказались в среднем около 20% респондентов, а в среде работников правоохранительной системы этот показатель достигает 26% .

См.: Щербаков А.В. Управленческие преступления: уголовно-правовой и криминологический аспекты. Благовещенск, 2007. С. 125.

Рассмотрим более подробно уголовно-правовую характеристику преступлений, предусмотренных ст. ст. 322, 322.1, 323 УК РФ.

Норма о незаконном пересечении государственной границы впервые появилась в России с принятием УК РСФСР 1926 г. В ст. 83 УК РСФСР 1960 г. также была установлена ответственность за нарушение режима Государственной границы России. Определение дефиниции незаконного пересечения государственной границы практически без изменений перешло из УК РСФСР 1960 г. в УК 1996 г. (ст. 322 в гл. 32 «Преступления против порядка управления»).

По оценкам экспертов, в Российской Федерации насчитывается от 10 до 15 млн. незаконных мигрантов. На сегодняшний день Россия занимает третье место в мире по их притоку. За последние 5 лет количество задержанных на российской границе нелегальных мигрантов возросло почти в 10 раз .

См.: Голик Ю., Балашова Т. и др. Нелегальная и криминальная миграция как угроза национальной безопасности Российской Федерации // Уголовное право. 2008. N 2. С. 121.

Всего за последние 12 лет в России совершено около семи тысяч (6799) преступлений, предусмотренных ст. 322 УК, из них в 1997 г. — 28, в 1998 г. — 54, в 1999 г. — 44, в 2000 г. — 44, в 2001 г. — 58, в 2002 г. — 93, в 2003 г. — 212, в 2004 г. — 330, в 2005 г. — 639, в 2006 г. — 1595, в 2007 г. — 1728, в 2008 — 1974. На территории Дальневосточного федерального округа за этот же период зарегистрировано 764 деяния этого рода, что составляет около 11% от общего их количества по России. Относительно статистических данных о преступности в Амурской области примечательно то, что если в 1997 — 2005 гг. в ней было зарегистрировано всего одно деяние, квалифицированное по признакам ст. 322 УК РФ (в 2003 г.), то в 2006 г. таких деяний было совершено 25, в 2007 г. — 23, в 2008 г. — уже 33.

Непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 322 УК, следует признать режим государственной границы, устанавливающий порядок ее пересечения физическими лицами. Общественная опасность преступления состоит в том, что оно подрывает основы управленческой деятельности, ослабляет установление режима государственной границы.

Режим государственной границы — установленная федеральными законами, международными договорами система правил, включающих в себя: содержание государственной границы; пересечение государственной границы; перемещение через государственную границу грузов, товаров и животных; ведение на государственной границе либо вблизи ее на территории РФ хозяйственной, промысловой и иной деятельности; разрешение с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением установленных правил.

Согласно ст. 1 Закона о государственной границе, таковая «есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) РФ, т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета РФ . Прохождение государственной границы, если иное не предусмотрено международными договорами РФ, устанавливается:

Закон РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» // Ведомости Верховного Совета РФ. 1993. N 17. С. 594.

  • на суше — по характерным точкам, линиям рельефа или ясно видимым ориентирам;
  • на море — по внешней границе территориального моря РФ;
  • на судоходных реках — по середине главного фарватера или тальвегу реки; на несудоходных реках, ручьях — по их середине или по середине главного рукава реки; на озерах и иных водоемах — по равностоящей, срединной, прямой или другой линии, соединяющей выходы государственной границы к берегам озера или иного водоема. Государственная граница, проходящая по реке, ручью, озеру или иному водоему, не перемещается как при изменении очертания их берегов или уровня воды, так и при отклонении русла реки, ручья в ту или иную сторону;
  • на водохранилищах гидроузлов и иных искусственных водоемах — в соответствии с линией государственной границы, проходившей на местности до ее затопления;
  • на мостах, плотинах и других сооружениях, проходящих через реки, ручьи, озера и иные водоемы, — по середине этих сооружений или по их технологической оси независимо от прохождения государственной границы на воде.

К территориальному морю РФ относятся прибрежные морские воды шириной 12 морских миль, отсчитываемых от линии наибольшего отлива, как на материке, так и на островах, принадлежащих РФ, или от прямых исходных линий, соединяющих точки, географические координаты которых утверждаются Правительством РФ и объявляются в «Известиях мореплавателям».

Государственная граница охраняется органами и войсками Федеральной пограничной службы РФ, ее вооруженными силами, другими войсками и воинскими формированиями. К охране государственной границы могут привлекаться войсковые казачьи общества. Отдельные участки государственной границы являются неохраняемыми согласно договорам с сопредельными государствами (например, между Российской Федерацией и Республикой Беларусь). Поэтому в ст. 322 УК установлена ответственность только за незаконное пересечение охраняемой государственной границы. Незаконное пересечение ее неохраняемого участка не является действием преступным и не может влечь ответственности по ст. 322 УК.

Объективную сторону преступления образует действие — незаконное пересечение государственной границы. Под таковым понимается фактическое перемещение лица через государственную границу любым способом (в том числе с использованием транспорта) в любом направлении:

  • без действительных документов на право въезда в РФ или выезда из РФ;
  • без надлежащего разрешения, полученного в порядке, установленном законодательством РФ;
  • при их наличии, но вне установленного места пропуска через государственную границу.

Для квалификации содеянного по ч. 1 ст. 322 УК достаточно одного из названных условий нарушения.

В связи с изложенным нельзя не обратить внимание на высказанное А.Р. Саруханяном предложение, суть которого в том, что в процессе совершенствования диспозиции данной статьи необходимо установить уголовную ответственность за пересечение границы в неустановленном месте либо минуя пограничный контроль . В теории уголовного права сложилось достаточно устойчивое мнение по поводу действий виновного лица, образующих объективную сторону рассматриваемого деяния, поэтому вполне логичными выглядят рекомендации о приведении текстуального изложения нормы в соответствие с выработанным практикой подходом к ее пониманию.

См.: Саруханян А.Р. Преступления против порядка управления: общая характеристика, вопросы квалификации: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Ставрополь, 2002. С. 17.

Порядок пересечения границы регламентирован также в Федеральном законе от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (в редакции Федерального закона от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ). Понятие действительных документов и порядок получения разрешения также предусмотрены этим Законом.

См.: СЗ РФ. 1996. N 34. Ст. 4029; 2004. N 27. Ст. 2711.

Основными документами для граждан РФ являются паспорт, дипломатический паспорт, служебный паспорт, паспорт моряка (удостоверение личности моряка). Соответствующие документы установлены для иностранных граждан и лиц без гражданства. Надлежащее разрешение означает, что у лица имеется надлежаще оформленный действительный документ на право выезда или въезда в РФ, полученный в порядке, установленном ее законодательством.

Недействительными документами признаются поддельные (полностью или частично), оформленные на других лиц, просроченные, с оттисками устаревших печатей и штампов, без специальных отметок пограничной службы, неправильно оформленные заграничные паспорта и визы, а также иные документы, оформленные с нарушением специальных правил пересечения государственной границы.

Состав рассматриваемого преступления носит характер формального, т.е. противоправное деяние считается оконченным с момента фактического пересечения линии государственной границы пешеходным способом, на любом транспорте, тайно или открыто, легально (в установленных местах пропуска через границу) или нелегально.

Субъективная сторона преступления предполагает его совершение с прямым умыслом. При этом лицо осознает общественную опасность незаконного перемещения через границу и желает осуществить такое деяние. Способ пересечения границы не влияет ни на момент окончания преступления, ни на квалификацию содеянного.

Субъектом преступления может быть физическое вменяемое, достигшее 16 лет лицо, являющееся гражданином РФ, иностранный гражданин или лицо без гражданства.

Часть 2 ст. 322 УК устанавливает ответственность за незаконное пересечение охраняемой Государственной границы РФ, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо с применением насилия или угрозой его применения. В соответствии со ст. 35 УК анализируемое преступление признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном незаконном пересечении государственной границы.

Преступление признается совершенным организованной группой, если незаконное пересечение государственной границы совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений. Высокая степень организации в этом случае определяется запланированным созданием преступной группы со строго ограниченным кругом лиц, четким планированием совершения преступления и жестким распределением функций соучастников до, во время и после совершения преступления.

Незаконное пересечение охраняемой государственной границы может сопровождаться применением насилия или угрозы насилием в отношении лиц, препятствующих этому. Под угрозой применения насилия следует понимать психическое воздействие на потерпевшего (потерпевших) с целью пресечения воспрепятствования незаконному пересечению государственной границы. Под применением насилия в данном случае понимается физическое воздействие на потерпевшего с причинением вреда его здоровью небольшой или средней тяжести. Незаконное пересечение государственной границы, сопряженное с умышленным причинением тяжкого вреда здоровью, следует квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 322 и ст. 111 УК.

Согласно примечанию к ст. 322 УК, ее действие не распространяется на случаи прибытия в РФ с нарушением правил пересечения государственной границы иностранных граждан и лиц без гражданства для использования права политического убежища в соответствии с Конституцией, если в действиях этих лиц не содержится иного состава преступления.

Политическое убежище Российской Федерацией не предоставляется, если лицо преследуется за пределами РФ за деяние, признаваемое в РФ преступлением, или виновно в совершении действий, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций; привлечено в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению приговор суда на территории РФ; прибыло из третьей страны, где ему не грозило преследование; прибыло из страны с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека; прибыло из страны, с которой Российская Федерация имеет соглашение о безвизовом пересечении границ, без ущерба для права данного лица на убежище .

См.: Положение о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища, утв. Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. N 746 // СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3601 (в ред. от 27 июля 2007 г.).

Справедливости ради следует заметить, что примечание к ст. 322 УК иногда может недобросовестно использоваться субъектами указанного преступления. Ведь право на политическое убежище, предусмотренное Всеобщей декларацией прав человека и Конституцией РФ, еще не означает, что политическое убежище непременно будет предоставлено.

Субъекты преступления могут использовать это в целях своего оправдания. Они имеют возможность ссылаться, что незаконно пересекли Государственную границу РФ исключительно ради того, чтобы воспользоваться правом политического убежища, что затрудняет доказывание по делу.

Законодатель сам невольно подсказывает незаконным мигрантам, что если держать в кармане письменное заявление о предоставлении политического убежища, то можно смело пересекать границу, тем более что в примечании не сказано, что от уголовной ответственности освобождаются лица, получившие затем политическое убежище. Достаточно того, что они просто прибыли в РФ «для использования права политического убежища», хотя и с нарушением правил пересечения государственной границы.

В связи с вышеизложенным необходимым выглядит исключение из законодательной конструкции ст. 322 УК рассмотренного примечания. В уголовном законе названо достаточное число иных обстоятельств, исключающих преступность деяния и освобождающих от уголовной ответственности (крайняя необходимость, малозначительность).

Анализ преступности в сфере незаконного пересечения государственной границы свидетельствует об актуальности проблемы обеспечения суверенитета Российской Федерации и режима ее государственной границы. В этой ситуации первейшей задачей правоохранительных органов является консолидация усилий в сфере контроля миграционных потоков, проходящих через Государственную границу РФ, обеспечение эффективной защиты общественных отношений, связанных с организацией и регулированием миграционных процессов.

Думается, что предложения по совершенствованию уголовного законодательства, направленного на противодействие незаконному пересечению государственной границы, высказанные в данной статье, будут услышаны законодателем и приняты во внимание практическими работниками в ходе правоприменительной практики и правоохранительной деятельности.

Российский суд осудил украинца на 12 лет колонии строгого режима: его обвиняют в подготовке терактов

В частности, об этом сообщает Интерфакс-Украина.

«Суд признал А.Сизоновича виновным и назначил ему наказание в виде 12 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима и штрафа в размере 250 тыс. рублей», — огласил приговор судья.

Украинец осужден по ч. 1 ст. 30, ч. 2 ст. 205 (подготовка террористического акта), ч. 3 ст. 222.1 (незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение взрывчатых веществ или взрывных устройств), ч. 1 ст. 322 (незаконное пересечение государственной границы России) УК РФ.

В суде 61-летний украинец заявил, что признает свою вину.

По версии следствия, Сизонович и неизвестный человек в апреле 2014 года в Киеве якобы создали организованную группу, договорившись о совершении террористических актов в России и в Украине. Россияне утверждают, что украинец собирался устроить взрыв на вокзале города Каменск-Шахтинский (Ростовская область).

Как пишет Медиазона, п о версии обвинения, Сизонович планировал заложить одно СВУ в мусорную урну около железнодорожного вокзала, другое — в урну на автобусной остановке, а мины разложить на путях станции Лихая.

В ФСБ РФ утверждают, что теракт должен был произойти в дни выборов в Государственную думу — 17 или 18 сентября 2016 года, — но не состоялся «по независящим от Сизоновича обстоятельствам».

Также российское следствие утверждает, что украинец изготавливал взрывные устройства и приводил их в действие на территории террористической «ЛНР».

Представители украинского консульства в Ростове-на-Дону пытались попасть к Сизоновичу, но до вынесения приговора так и не смогли этого сделать.

Читайте в свежем номере журнала Новое Время

ЗОЛОТЫЕ ВРЕМЕНА: НВ публикует список 100 самых богатых украинцев

ПУТЕШЕСТВИЯ: телеведуший Дмитрий Комаров называет лучшие страны

АРХИВ: США отправляли на Вьетнамскую войну призывников с низким IQ

Комментарии

Уважаемые читатели! Комментарии на нашем сайте модерируются. Комментарии к нашим публикациям могут оставить только зарегистрированные пользователи.

Пожалуйста, будьте толерантны к другим участникам дискуссии. В комментариях запрещены мат, угрозы, оскорбления, агрессия, нарушение законодательства, ссылки и реклама. При нарушении этих правил комментарии будут удалены, а оставившие их читатели – забанены. В случае официального запроса данные читателей, нарушивших требования законодательства, могут быть переданы правоохранительным органам.
Любые комментарии пользователей сайта не являются информационными материалами, носят характер изложения мыслей конкретных пользователей сети Интернет и размещаются пользователями самостоятельно. Редакция сайта не несет ответственности за содержание комментариев.
Будь-які коментарі користувачів сайту не є інформаційними матеріалами, носять характер викладення думок конкретних користувачів мережі Інтернет та розміщуються користувачами самостійно. Редакція сайту не несе відповідальність за зміст коментарів.