Состав тк рф

Оглавление:

Состав тк рф

8(495)912-63-37
[email protected]

Содержание, цели и структура трудового кодекса Российской Федерации

«ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 05.04.2013 с изменениями, вступившими в силу с 19.04.2013).

Трудовые отношения регулируются с помощью Трудового Кодекса, который является основным законодательным актом и основан на общепризнанных принципах и нормах международного права и Конституции РФ, он регулирует отношения в трудовой сфере.

В Трудовом Кодексе определены основные цели трудового законодательства — это:

•гарантии трудовых прав и свобод гражданина;

•создание благоприятных условий труда для работников;

•защита прав и интересов работника и работодателя.

В Кодексе определены основные принципы правового регулирования трудовых отношений:

•запрет принудительного труда;

•защита от безработицы;

•равенство прав всех работников;

•обеспечение права каждого работника на своевременную заработную плату и др.

Структура трудового кодекса РФ:

1. Первая часть включает в себя 2 главы, где раскрываются понятия, принципы и цели трудового законодательства и отношений.

2. Вторая часть состоит из 29 глав. Они посвящены социальному партнёрству в сфере труда. Особое внимание уделено коллективным переговорам, договорам и соглашениям.

3. Треть часть содержит 5 глав, где отражены основные положения, понятие, сроки и содержание трудового договора..

4. В четвёртой части размещены 15 глав, которые определят регулирование труда отдельных категорий работников: женщин; лиц, не достигших 18 лет; лиц работающих вахтовым методом и т.д.

5. Главы пятой части посвящены защите трудовых прав и свобод, рассмотрению и разрешению трудовых споров.

6. Шестая часть — это заключительные положения данного Кодекса, сроки и порядок введения его в действие.

Ознакомиться с текстом Трудового Кодекса Российской Федерации можно на сайте правовой навигационной системы «Кодексы и законы РФ».

На заметку! Виды кодексов Российской Федерации:

Кодекс — законодательный акт, содержащий систематизированные нормы какой-либо отрасли или нескольких отраслей. Структура кодекса часто отражает систему отрасли.

Арбитражный процессуальный кодекс — регулирует ведение арбитражного судопроизводства, т.е. по делам, связанным с предпринимательской деятельностью.

Бюджетный кодекс — содержит правила формирования и исполнения бюджетов всех уровней.

Водный кодекс — регулирует отношения по поводу использования водных ресурсов.

Воздушный кодекс — регулирует отношения по перевозке воздушным транспортом.

Градостроительный кодекс — регулирует деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений.

Гражданский кодекс — регулирует широкий круг имущественных и личных неимущественных отношений между гражданами, их объединениями и государством на основе равенства всех субъектов.

Гражданский процессуальный кодекс — регулирует отношения, возникающие при рассмотрении дел судами общей юрисдикции.

Жилищный кодекс — регулирует отношения, связанные с жилыми помещениями, их использованием, жилищными правами граждан.

Земельный кодекс — регулирует отношения по поводу использования и оборота земельных ресурсов.

Кодекс внутреннего водного транспорта — регулирует отношения по поводу перевозки на внутреннем водном транспорте.

Кодекс об административных правонарушениях — регулирует отношения по привлечению к административной ответственности, в т.ч. общие начала, перечень всех административных правонарушений (может быть дополнен на региональном уровне), органы, рассматривающие дела, порядок привлечения к административной ответственности и порядок исполнения решений по административным делам.

Кодекс торгового мореплавания — регулирует отношения, возникающие из торгового мореплавания (перевозок грузов, пассажиров и их багажа,промысла водных биологических ресурсов, разведки и разработки минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр и т.д.).

Лесной кодекс — регулирует отношения по поводу использования лесных ресурсов.

Налоговый кодекс — регулирует отношения по поводу налогообложения.

Семейный кодекс — регулирует семейные отношения (брак, права супругов и детей, алиментные отношения и устройство детей, оставшихся без попечения родителей).

Таможенный кодекс — регулирует отношения по поводу перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации.

Таможенный кодекс Таможенного союза — регулирует отношения по поводу перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза. Заменил собой таможенные кодексы стран участниц Таможенного союза.

Трудовой кодекс — регулирует трудовые и возникающие из трудовых отношения.

Уголовно-исполнительный кодекс — регулирует отношения по исполнению уголовных наказаний.

Уголовно-процессуальный кодекс — регулирует порядок привлечения к уголовной ответственности.

Уголовный кодекс — регулирует общие положения уголовной ответственности, устанавливает наказания, и содержит закрытый перечень деяний, признаваемых преступлениями.

Статья 16. Основания возникновения трудовых отношений

СТ 16 ТК РФ.

Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.

В случаях и порядке, которые установлены трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации, трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате:

избрания на должность;

избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности;

назначения на должность или утверждения в должности;

направления на работу уполномоченными в соответствии с федеральным законом органами в счет установленной квоты;

судебного решения о заключении трудового договора;

абзац седьмой утратил силу;

признания отношений, связанных с использованием личного труда и возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями.

Трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.

Фактическое допущение работника к работе без ведома или поручения работодателя либо его уполномоченного на это представителя запрещается.

Комментарий к Ст. 16 Трудового кодекса РФ

1. В силу принципов свободы труда (ч. 1 ст. 37 Конституции РФ) и запрещения принудительного труда (см. ст. 4 ТК РФ и комментарий к ней) трудовые отношения между работником и работодателем могут возникать в нашей стране только на основе добровольно заключаемого трудового договора при свободном волеизъявлении его сторон. В этом смысле трудовой договор является универсальным основанием для возникновения трудовых отношений любого вида. В практическом плане это означает, что труд каждого работника, применяемый в рамках правоотношений, обладающих признаками трудовых (см. ст. 15 ТК РФ и комментарий к ней), не только может, но и должен сопровождаться заключением письменного трудового договора (см. ст. 67 ТК РФ и комментарий к ней). Отсутствие такого договора обычно означает нарушение работодателем требований норм трудового законодательства со всеми вытекающими отсюда отрицательными для него последствиями (см. ст. 419 ТК РФ и комментарий к ней).

2. Трудовой договор является правообразующим юридическим фактом, с которым закон связывает возникновение трудовых правоотношений, наполненных правами и обязанностями его сторон (см. ст. ст. 21, 22 ТК РФ и комментарии к ним). В этом качестве трудовой договор является, как правило, самодостаточным основанием для возникновения различных трудовых правоотношений.

Вместе с тем закон, иной нормативный акт или устав (положение) организации может усложнить процедуру трудоустройства применительно к некоторым категориям работников и работодателей и установить предшествующие или сопутствующие заключению трудового договора процедуры, предполагающие совершение определенных действий, обладающих свойствами юридически значимых фактов. Они в совокупности с трудовым договором образуют так называемый сложный фактический состав как совокупность единичных юридических фактов, совершающихся в определенной последовательности. Последним в цепи этих фактов обычно находится трудовой договор, с заключением которого и завершается формирование сложного фактического состава, порождающего соответствующее трудовое правоотношение. Трудовой кодекс устанавливает семь таких сложных составов: 1) избрание на должность; 2) избрание по конкурсу; 3) назначение или утверждение в должности; 4) направление на работу уполномоченными законом органами в счет установленной квоты; 5) вынесение судебного решения о заключении трудового договора; 6) признание отношений, возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями; 7) фактическое допущение человека к работе. Некоторым из них посвящены отдельные статьи ТК РФ (см. ст. ст. 17 — 19.1 ТК РФ и комментарии к ним).

3. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает возникновение трудовых правоотношений на основании сложного фактического состава, включающего акт направления на работу в счет установленной квоты, и обычно применяется для обеспечения трудоустройства лиц, имеющих заведомо пониженную конкурентоспособность на рынке труда. Данный вариант трудоустройства в известной мере противоречит интересам работодателя, поскольку ограничивает его свободу в выборе необходимого ему работника. Однако в данном случае осознанно отдается приоритет интересам работников и в определенной мере общества в целом. В число лиц, трудоустраиваемых таким образом, федеральное и региональное законодательство включает: инвалидов; детей-сирот; детей, оставшихся без попечения родителей; выпускников образовательных организаций; граждан, уволенных с военной службы по призыву; лиц моложе 18 лет и иные категории граждан, испытывающих трудности в поиске работы и потому нуждающихся в повышенной социальной защите (см., например, ст. 21 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

4. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает возникновение трудовых правоотношений на основании сложного фактического состава, в состав которого входит судебное решение о заключении трудового договора. Вынесение такого решения возможно при наличии следующих условий: а) необоснованного отказа лицу в приеме на работу (см. ст. 64 ТК РФ и комментарий к ней); б) обжалования этим лицом факта отказа в заключении трудового договора в суд (см. ст. 391 ТК РФ и комментарий к ней); в) вынесения судом решения о понуждении работодателя к заключению трудового договора с соответствующим лицом. После вынесения соответствующего судебного решения работодатель должен заключить трудовой договор с лицом, которому ранее он отказал в приеме на работу.

Вынося данное решение, суд не определяет конкретное содержание соответствующего трудового договора, поэтому оно в различных случаях может определяться по-разному. Когда необоснованный отказ в приеме на работу сопровождался предварительным объявлением работодателем конкретных условий трудового договора, именно эти условия и должны составлять содержание договора, заключаемого на основании судебного решения. Такая ситуация встречается не всегда, чаще приходится сталкиваться с тем, что устраивающееся на работу лицо обладает лишь самыми общими сведениями о необходимом работодателю труде и размере его оплаты. По этой причине стороны, выполняя решение суда, должны заново договориться относительно всех, кроме известных на момент первоначальной попытки трудоустройства, условий трудового договора. Минимальный набор данных условий указан в ст. 57 ТК РФ, а отправными точками, определяющими пределы притязаний работника и минимум соответствующих обязательств работодателя, должны признаваться стандартные условия труда работников, выполняющих у данного работодателя аналогичные трудовые функции. В случае, когда таких работников у работодателя нет, следует ориентироваться на стандартные условия труда, характерные для трудовых договоров работников аналогичной категории, которые трудятся в той же местности.

Такое утверждение основывается на положениях ст. 3 ТК РФ, запрещающей дискриминацию работника в сравнении с остальными трудящимися, и ч. 5 ст. 2 ТК РФ, закрепляющей право работника на справедливые условия труда, которыми в этой ситуации нужно признать условия трудовых договоров, наиболее распространенные у данного работодателя или в данной местности у работников соответствующей профессиональной категории.

Особо следует обратить внимание на то, что при отсутствии соглашения об ином датой вступления такого договора в силу необходимо считать день отказа работодателя от заключения трудового договора с данным работником.

5. Заключение трудового договора, как правило, должно предшествовать применению труда любого работника (см. ст. ст. 63 — 71 ТК РФ и комментарии к ним). Однако ч. 3 ст. 16 ТК РФ сделала из этого правила одно исключение, в силу которого акт допуска к работе, включаемый в сложный фактический состав, порождающий трудовые правоотношения с конкретным лицом, всегда предшествует заключению договора. Но для признания этого факта элементом такого сложного фактического состава тоже необходимы определенные условия. Прежде всего требуется, чтобы допуск к работе был произведен уполномоченными на совершение такого рода действий субъектами (см. п. 12 Постановления Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 г. N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»). К этим субъектам относятся: сам работодатель в случае, когда он представлен физическим лицом; лица, выполняющие функции единоличных или коллегиальных органов работодателя-организации, в компетенцию которых включены полномочия по приему на работу; иные лица, хотя и не обладающие полномочиями по приему на работу, но действовавшие в момент фактического допущения лица к работе по прямому поручению или с ведома работодателя либо его полномочного представителя. Все эти лица в большинстве случаев принадлежат к руководящему персоналу работодателя, на которых прямо возлагается функция кадрового обеспечения деятельности последнего. Работники, не относящиеся к такому персоналу, обычно не должны рассматриваться в качестве лиц, официально представляющих работодателя и способных в силу этого совершать какие-либо юридически значимые для него действия. Фактическое допущение работника к работе такими лицами без ведома или поручения работодателя или его уполномоченного представителя запрещено.

Вместе с тем на практике распространены случаи допущения лица к работе представителем руководящего персонала организации, формально не обладавшим необходимыми для этого полномочиями и потому действовавшим в условиях превышения своих полномочий без ведома или без специального поручения работодателя. Однако в силу конкретных обстоятельств у допускаемого к труду работника могут быть веские основания воспринимать соответствующего руководителя в этой ситуации как официального представителя работодателя, обладающего необходимыми полномочиями для совершения такого рода действий.

При разрешении такого рода дел необходимо исходить из следующих соображений. Организация труда и управление трудом — функции работодателя, которые вытекают из его экономического положения единоличного владельца и пользователя всеми факторами его хозяйственной деятельности, поэтому все эти функции работодатель должен осуществлять на свой риск. Следствием этого является возложение на него бремени несения всех последствий за негативные результаты своего хозяйствования, включая ответственность за действия (бездействие) его работников в ходе исполнения их трудовых обязанностей в отношении третьих лиц.

Свои функции работодатель может выполнять эффективно и неэффективно. Когда имеет место их эффективное выполнение, работодатель принимает все необходимые локальные нормативные акты, включая правила внутреннего трудового распорядка, дающие каждому поступающему на работу ясное представление о порядке приема на работу, о правах и об обязанностях работников, о компетенции руководителей и проч. В таких условиях практически невозможно случайное вовлечение в отношения по трудоустройству тех лиц, которые не обладают для этого необходимыми полномочиями.

Иная ситуация складывается при неэффективном осуществлении работодателем соответствующих функций. В таком случае вообще могут отсутствовать какие-либо локальные нормативные акты, регламентирующие компетенцию конкретных руководителей и порядок приема на работу. Тогда любое поступающее на работу к данному работодателю лицо изначально лишается возможности получить ясное представление о реальных полномочиях лица, которое вело с ним переговоры о поступлении на работу и допустило к работе. С учетом того что работодатель должен нести экономическую и юридическую ответственность за отрицательные последствия неэффективной организации труда своих работников, фактическое допущение к работе конкретного лица в подобной ситуации влечет как минимум обязанность работодателя оплатить ему фактически отработанное время (выполненную работу), а при согласии работодателя или его уполномоченного представителя — возникновение трудового правоотношения (см. ст. 67.1 ТК РФ и комментарий к ней).

Статья 374. Гарантии работникам, входящим в состав выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций и не освобожденным от основной работы

СТ 374 ТК РФ.

Увольнение по основаниям, предусмотренным пунктом 2 или 3 части первой статьи 81
настоящего Кодекса, руководителей (их заместителей) выборных коллегиальных органов первичных
профсоюзных организаций, выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций
структурных подразделений организаций (не ниже цеховых и приравненных к ним), не освобожденных от основной работы, допускается помимо общего порядка увольнения только с
предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа.
В течение семи рабочих дней со дня получения от работодателя проекта приказа и
копий документов, являющихся основанием для принятия решения об увольнении по основанию,
предусмотренному пунктом 2 или 3 части первой статьи 81 настоящего Кодекса, работника из числа
указанных в части первой настоящей статьи работников, соответствующий вышестоящий выборный
профсоюзный орган рассматривает этот вопрос и представляет в письменной форме работодателю
свое решение о согласии или несогласии с данным увольнением.

Работодатель вправе произвести увольнение без учета решения соответствующего
вышестоящего выборного профсоюзного органа в случае, если такое решение не представлено в
установленный срок или если решение соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного
органа о несогласии с данным увольнением признано судом необоснованным на основании
заявления работодателя.

Соблюдение указанной процедуры не лишает работника или представляющий его интересы
соответствующий выборный профсоюзный орган права обжаловать в суд принятое работодателем
решение о данном увольнении.

Увольнение по основанию, предусмотренному пунктом 5 части первой статьи 81 настоящего
Кодекса, работников, указанных в части первой настоящей статьи, допускается помимо общего
порядка увольнения только с учетом мотивированного мнения соответствующего вышестоящего
выборного профсоюзного органа.

В течение семи рабочих дней со дня получения от работодателя проекта приказа и
копий документов, являющихся основанием для принятия решения об увольнении по основанию,
предусмотренному пунктом 5 части первой статьи 81 настоящего Кодекса, работника из числа
указанных в части первой настоящей статьи работников, соответствующий вышестоящий выборный
профсоюзный орган рассматривает этот вопрос и представляет в письменной форме работодателю
свое мотивированное мнение.

Работодатель вправе произвести увольнение без учета мотивированного мнения
соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа в случае, если такое мнение не
представлено в установленный срок.

Если соответствующий вышестоящий выборный профсоюзный орган выразил несогласие с
предполагаемым решением работодателя, в течение трех рабочих дней стороны вправе провести
дополнительные консультации, результаты которых оформляются протоколом.
При недостижении общего согласия в результате дополнительных консультаций работодатель
по истечении десяти рабочих дней со дня получения соответствующим вышестоящим выборным
профсоюзным органом проекта приказа и копий документов, являющихся основанием для принятия
решения об увольнении работника, имеет право принять окончательное решение, которое может
быть обжаловано этим работником или представляющим его интересы выборным профсоюзным
органом в соответствующую государственную инспекцию труда.

В течение десяти рабочих дней со дня получения жалобы (заявления) работника или
представляющего его интересы выборного профсоюзного органа государственная инспекция труда
рассматривает вопрос о данном увольнении и в случае признания его незаконным выдает
работодателю обязательное для исполнения предписание о восстановлении работника на работе с
оплатой вынужденного прогула.

Соблюдение указанной процедуры не лишает работника или представляющий его интересы
выборный профсоюзный орган права обжаловать данное увольнение непосредственно в суд и не
лишает работодателя права обжаловать в суд предписание государственной инспекции труда.
Работодатель вправе произвести увольнение по основанию, предусмотренному пунктом 2, 3
или 5 части первой статьи 81 настоящего Кодекса, работника из числа указанных в части первой
настоящей статьи работников в течение одного месяца со дня получения решения о согласии с
данным увольнением или мотивированного мнения соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа, либо истечения установленного срока представления таких решения или
мотивированного мнения, либо вступления в силу решения суда о признании необоснованным
несогласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа с данным
увольнением. В установленный срок не засчитываются периоды временной нетрудоспособности
работника, пребывания его в отпуске и другие периоды отсутствия работника, когда за ним
сохраняется место работы (должность).

При отсутствии соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа
увольнение по основаниям, предусмотренным пунктом 2, 3 или 5 части первой статьи 81 настоящего
Кодекса, работников, указанных в части первой настоящей статьи, производится с соблюдением
порядка, установленного статьей 373 настоящего Кодекса.

Члены выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций, не освобожденные от
основной работы, освобождаются от нее для участия в качестве делегатов в работе созываемых
профессиональными союзами съездов, конференций, участия в работе выборных коллегиальных
органов профессиональных союзов, а в случаях, если это предусмотрено коллективным договором,
также на время краткосрочной профсоюзной учебы. Условия освобождения от работы и порядок
оплаты времени участия в этих мероприятиях определяются коллективным договором, соглашением.

Комментарий к Ст. 374 Трудового кодекса РФ

1. Гарантии, установленные комментируемой статьей, предоставляются только работникам, входящим в состав выборных коллегиальных органов первичных профсоюзных организаций, их структурных подразделений не ниже цеховых и продолжающим исполнять свои обязанности по трудовому договору. Наличие в законе усложненного порядка расторжения трудового договора с данными лицами объясняется необходимостью обеспечения их независимости от работодателя, которая выступает обязательным условием надлежащего исполнения ими своих функций по представительству прав и интересов работников — членов профсоюза.

2. О понятии первичной профсоюзной организации см. комментарий к ст. 29 ТК РФ.

Профсоюзные организации структурных подразделений юридического лица, как правило, являются подразделениями первичной профсоюзной организации. Наименования выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций определяются уставами профсоюзов, положениями о первичных профсоюзных организациях. Наиболее часто такие органы именуются «профсоюзный комитет» (в рамках всего юридического лица), «цеховой комитет» (в рамках структурного подразделения). Коллективным договором, соглашением круг профсоюзных активистов, прекращение трудового договора с которыми осуществляется в особом порядке, может быть расширен.

3. Расторжение трудового договора с руководителями выборных коллегиальных органов первичных профсоюзных организаций, выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций структурных подразделений организаций (не ниже цеховых и приравненных к ним), их заместителями, не освобожденными от основной работы, в особом порядке осуществляется в силу ТК РФ в том случае, если увольнение производится в связи с сокращением численности или штата работников (п. 2 ч. 1 ст. 81); недостаточной квалификацией работника, подтвержденной результатами аттестации (п. 3 ч. 1 ст. 81); неоднократным неисполнением работником без уважительных причин трудовых обязанностей (п. 5 ч. 1 ст. 81). В случаях, предусмотренных коллективным договором, соглашением, особый порядок расторжения трудового договора может применяться при увольнении по инициативе работодателя и по иным основаниям.

В связи с принятием КС РФ Определения от 3 ноября 2009 г. N 1369-О-П новая редакция комментируемой статьи подразделяет особый порядок расторжения трудового договора с указанными лицами на: а) увольнение с предварительного согласия вышестоящего выборного профсоюзного органа соответствующего профсоюза, объединения профсоюзов, в состав которого входит первичная профсоюзная организация (при увольнении на основании п. п. 2 и 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ); б) увольнение с учетом мотивированного мнения данного органа (при увольнении на основании п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). Такими органами, как правило, являются территориальные, региональные (межрегиональные) комитеты профсоюза, центральный комитет соответствующего профсоюза либо руководящий орган (президиум, совет и т.п.) объединения профсоюзов.

4. Решение соответствующего профсоюзного органа относительно дачи согласия или отказа в согласовании расторжения трудового договора, выражении мотивированного мнения должно быть представлено работодателю в течение семи рабочих дней со дня получения проекта приказа работодателя и документов, обосновывающих необходимость его принятия. Можно предположить, что соблюдение данного правила для общероссийского профсоюза, принимающего данное решение на заседании центрального органа, может быть весьма затратным.

При несоблюдении указанного срока работодатель освобождается от обязанности учитывать позицию профсоюза при увольнении работника.

5. Решение вышестоящего профсоюзного органа об отказе в согласовании увольнения работника может быть признано судом необоснованным по заявлению работодателя. В этом случае работодатель вправе уволить работника без согласия данного профсоюзного органа.

Об особенностях расторжения трудового договора с работниками, входящими в состав выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ см. Определение КС РФ от 4 декабря 2003 г. N 421-О.

Если мнение вышестоящего профсоюзного органа об увольнении работника на основании п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ является отрицательным, то между ним и работодателем проводятся дополнительные консультации, порядок и сроки которых аналогичны установленным ст. 373 ТК РФ для проведения консультаций между работодателем и первичной профсоюзной организацией.

6. Увольнение работников, перечисленных в комментируемой статье, допускается в течение одного месяца со дня получения работодателем решения о согласии с увольнением или мотивированного мнения соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа, либо истечения установленного срока их представления, либо вступления в силу решения суда о признании необоснованным несогласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа с данным увольнением.

При рассмотрении дела в суде работодателю надлежит представить доказательства того, что профсоюзный орган дал согласие по тем основаниям, которые были указаны работодателем при обращении в профсоюзный орган, а затем в приказе об увольнении. В случае несоблюдения работодателем требований закона о предварительном (до издания приказа) получении согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа на расторжение трудового договора увольнение работника является незаконным и он подлежит восстановлению на работе (ч. 2 п. 24, п. 26 Постановления Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 г. N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»).

7. В том случае, когда вышестоящий выборный профсоюзный орган отсутствует, увольнение указанных работников производится с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в соответствии с процедурой, установленной ст. 373 ТК РФ.

8. Гарантии участия работников в деятельности выборных органов профсоюзов распространяются на членов выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций, продолжающих работу по трудовому договору (не освобожденных от основной работы). На время работы выборного коллегиального органа профсоюза, членом которого является данный работник, проведения профсоюзных съездов или конференций указанные лица освобождаются от работы с сохранением за ними места работы. Порядок оплаты времени участия в указанных мероприятиях устанавливается в коллективном договоре, соглашении. Если в правовых актах социального партнерства эти вопросы не решены, то профсоюз, объединение профсоюзов выплачивают работнику за указанное время компенсацию. Размер компенсации определяется решением соответствующего профсоюза, объединения профсоюзов (см. ст. 170 ТК РФ и комментарий к ней).

Состав тк рф

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Трудовой кодекс РФ (ТК РФ)

Трудовой кодекс РФ (далее, также – ТК РФ) принят Государственной Думой 21 декабря 2001 года, подписан Президентом РФ 30 декабря 2001 г. и вступил в действие с 1 февраля 2002 года.

Начало действия нижеприведенной редакции кодекса — 14 августа 2018 года.

Первоначальный текст документа был опубликован в «Российской газете» (N 256, 31.12.2001г.), «Парламентской газете» (N 2-5, 05.01.2002г.), «Собрании законодательства РФ», (N 1 (ч. 1), ст. 3. 07.01.2002).

Трудовое право в России является одной из динамичных отраслей права. С момента вступления в действие Трудового кодекса РФ, в него внесены многочисленные изменения и дополнения. Кодекс дополнялся как статьями, так и целыми главами.

Трудовой договор – по-прежнему центральный институт трудового права. ТК РФ содержит нормы права, регулирующие условия труда, положения о заключении, изменении и прекращении действия трудового договора.

ТК РФ регламентирует нормы рабочего времени, режим; важное значение придается предоставлению перерывов, еженедельных дней отдыха и отпуска.

Трудовой кодекс РФ содержит положения, предусматривающие дифференциацию условий труда. Например, существенное значение придается регулированию труда женщин, лиц с семейными обязанностями, работников в возрасте до 18 лет, лиц, выполняющих работу на условиях совместительства.

Кодекс содержит положения, гарантирующие судебную защиту прав и свобод работников. Суды рассматривают дела по спорам об отказе в приеме на работу, о восстановлении на работе, о переводе на другую работу, а также о дискриминации со стороны работодателя.

Немалую (а может и главенствующую) роль в правоприменительной практике играют разъяснения Верховного Суда РФ о применении тех или иных положений трудового законодательства.

За время действия ТК РФ, Пленумом Верховным Судом РФ по целому ряду вопросов применения положений кодекса приняты соответствующие постановления:

  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.11.2015 N 52 «О применении судами законодательства, регулирующего труд спортсменов и тренеров»
  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 02.06.2015 N 21 «О некоторых вопросах, возникших у судов при применении законодательства, регулирующего труд руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации»
  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.01.2014 № 1 «О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних»
  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса РФ»
  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.11.2006 N 52 «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю»

Некоторые разъяснения о применении норм ТК РФ содержатся также в обзорах судебной практики Верховного Суда РФ, утверждаемых Президиумом Верховного Суда РФ.

Имеет существенное значение и позиция Конституционного Суда РФ, выраженная в постановлении КС РФ относительно того, соответствует ли Конституции смысл отдельных положений ТК РФ, придаваемый правоприменительной практикой.

Некоторую роль в судебной практике и ее формировании имеют и определения Конституционного суда РФ об отказе в принятии жалоб заявителей к рассмотрению ввиду неприемлемости, но содержащие правовую позицию Конституционного Суда РФ относительно правового смысла оспариваемого заявителем положения закона.

Федеральным закон от 05.05.2014 N 116-ФЗ введена глава 53.1. «Особенности регулирования труда работников, направляемых временно работодателем к другим физическим лицам или юридическим лицам по договору о предоставлении труда работников (персонала). Положения данной главы действуют с 01.01.2016 года.

Ниже представлен текст документа :

Трудовой кодекс РФ в последней редакции с изменениями (внесенными Федеральными законами от 03.08.2018 N 304-ФЗ и от 03.08.2018 N 315-ФЗ), вступившими в силу с 14 августа 2018 года (ред 91).

К популярным статьям ТК РФ приведены комментарии в виде извлечений из постановлений Пленума ВС РФ, обзоров судебной практики Верховного Суда РФ, постановлений и определений Конституционного Суда РФ

30 декабря 2001 года

ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принят
Государственной Думой
21 декабря 2001 года

Одобрен
Советом Федерации
26 декабря 2001 года

Раздел I. Общие положения

Глава 1. Основные начала трудового законодательства

Глава 2. Трудовые отношения, стороны трудовых отношений,
основания возникновения трудовых отношений

Раздел II. Социальное партнерство в сфере труда

Глава 3. Общие положения

Глава 4. Представители работников и работодателей в социальном партнерстве

Глава 5. Органы социального партнерства

Глава 6. Коллективные переговоры

Глава 7. Коллективные договоры и соглашения

Глава 8. Участие работников в управлении организацией

Глава 9. Ответственность сторон социального партнерства

Раздел III. Трудовой договор

Глава 10. Общие положения

Глава 11. Заключение трудового договора

Глава 12. Изменение трудового договора

Глава 13. Прекращение трудового договора

Глава 14. Защита персональных данных работника

Раздел IV. Рабочее время

Глава 15. Общие положения

Глава 16. Режим рабочего времени

Раздел V. Время отдыха

Глава 17. Общие положения

Глава 18. Перерывы в работе.
Выходные и нерабочие праздничные дни

Глава 19. Отпуска

Раздел VI. Оплата и нормирование труда

Глава 20. Общие положения

Глава 21. Заработная плата

Глава 22. Нормирование труда

Раздел VII. Гарантии и компенсации

Глава 23. Общие положения

Глава 24. Гарантии при направлении работников в служебные
командировки, другие служебные поездки
и переезде на работу в другую местность

Глава 25. Гарантии и компенсации работникам при исполнении ими
государственных или общественных обязанностей

Глава 26. Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу
с получением образования, а также работникам, допущенным
к соисканию ученой степени кандидата наук или доктора наук

Глава 27. Гарантии и компенсации работникам,
связанные с расторжением трудового договора

Глава 28. Другие гарантии и компенсации

Раздел VIII. Трудовой распорядок. Дисциплина труда

Глава 29. Общие положения

Глава 30. Дисциплина труда

Раздел IX. Квалификация работника, профессиональный
стандарт, подготовка и дополнительное профессиональное
образование работников

Глава 31. Общие положения

Глава 32. Ученический договор

Раздел X. Охрана труда

Глава 33. Общие положения

Глава 34. Требования охраны труда

Глава 35. Организация охраны труда

Глава 36. Обеспечение прав работников на охрану труда

Раздел XI. Материальная ответственность сторон трудового договора

Глава 37. Общие положения

Глава 38. Материальная ответственность работодателя перед работником

Глава 39. Материальная ответственность работника

Раздел XII. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников

Глава 40. Общие положения

Глава 41. Особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями

Глава 42. Особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет

Глава 43. Особенности регулирования труда руководителя организации
и членов коллегиального исполнительного органа организации

Глава 44. Особенности регулирования труда лиц, работающих по совместительству

Глава 45. Особенности регулирования труда работников,
заключивших трудовой договор на срок до двух месяцев

Глава 46. Особенности регулирования труда работников, занятых на сезонных работах

Глава 47. Особенности регулирования труда лиц, работающих вахтовым методом

Глава 48. Особенности регулирования труда работников,
работающих у работодателей — физических лиц

Глава 48.1. Особенности регулирования труда лиц, работающих
у работодателей — субъектов малого предпринимательства,
которые отнесены к микропредприятием

Глава 49. Особенности регулирования труда надомников

Глава 49.1. Особенности регулирования труда дистанционных работников

Глава 50. Особенности регулирования труда лиц, работающих в
районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

Глава 50.1. Особенности регулирования труда работников,
являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства

Глава 51. Особенности регулирования труда работников транспорта

Глава 51.1. Особенности регулирования труда работников,
занятых на подземных работах

Глава 52. Особенности регулирования труда педагогических работников

Глава 52.1. Особенности регулирования труда научных работников,
руководителей научных организаций, их заместителей

Глава 53. Особенности регулирования труда работников,
направляемых на работу в дипломатические представительства
и консульские учреждения РФ, а также в представительства федеральных
органов исполнительной власти и государственных учреждений РФ за границей

Глава 53.1. Особенности регулирования труда работников,
направляемых временно работодателем к другим физическим
лицам или юридическим лицам по договору о предоставлении
труда работников (персонала)

Глава 54. Особенности регулирования труда работников религиозных организаций

Глава 54.1. Особенности регулирования труда спортсменов и тренеров

Глава 55. Особенности регулирования труда других категорий работников

Раздел XIII. Защита трудовых прав и свобод.
Рассмотрение и разрешение трудовых споров.
Ответственность за нарушение трудового законодательства
и иных актов, содержащих нормы трудового права

Глава 56. Общие положения

Глава 57. Государственный контроль (надзор) и ведомственный контроль
за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных
правовых актов, содержащих нормы трудового права

Глава 58. Защита трудовых прав и законных интересов
работников профессиональными союзами

Глава 59. Самозащита работниками трудовых прав

Глава 60. Рассмотрение и разрешение индивидуальных трудовых споров

Глава 61. Рассмотрение и разрешение коллективных трудовых споров

Глава 62. Ответственность за нарушение трудового законодательства
и иных актов, содержащих нормы трудового права

Раздел XIV. Заключительные положения

Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН

Москва, Кремль
30 декабря 2001 года
N 197-ФЗ