Система права и тип правовой семьи

ПОНЯТИЕ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ И ПРАВОВОЙ СЕМЬИ

В юридических науках часто некоторые тождественные понятия обозначаются с терминологическими различиями. Например: пра­вовой институт и институт права; норма права и правовая норма. В этом случае данное нормативное различие совершенно не прин­ципиально.

Правовая система — это совокупносп. взаимосвязанных правовых явлений, отражающих всю правовую организацию общества и харак­теризующих уровень развития той или иной страны, т.е. правовая система — комплексная категория. Она включает в себя не только право как комплексную категорию, но и систему органов государ­ственной власти, правосознание, юридическую практику, право­вую культуру и т.д.

Структура правовой системы (элементы правовой системы):

1) нормативный элемент включает в себя право, правовые прин­ципы, источники права, систему права, систему законодательства, юридическую технику. Данный элемент является основным, опре­деляющим;

2) институциональный (политико-организационный) элемент. Дан­ный элемент характеризует: институты государства (прежде всего, систему органов государственной власти), его сущность, выражающу­юся в его функциях; форму государства как способ существования и внешнего выражения государственного аппарата, осуществляюще­го властные полномочия; политическую систему общества;

3) социологический элемент включает в себя правосознание, пра­вовую культуру, юридическую практику (правоприменительную практику), правоотношения.

Правовые семьи и их классификация. Каждому государству при­суща своя национальная правовая система, характеризующая уро­вень развития страны. Однако многие национальные системы близки друг другу по характерным признакам. Такие черты, при­сущие многим государствам, объединяют правовые системы в типы правовых систем. В юридической литературе типы правовых систем называют по-разному: правовая система в широком смы­сле, семья правовых систем, форма правовых систем и др. Но наи­более распространен термин «правовая семья». Его мы и будем использовать в дальнейшем.

Типы правовых систем (семьи) распространяются на группы государств.

Выделяют следующие типы правовых систем (правовые семьи):

Помимо этого некоторые авторы в качестве самостоятельных (в зависимости от критериев, по которым осуществляется класси­фикация) выделяют также такие типы правовых систем, как:

— система обычного права;

— социалистическая и др.

Как мы уже отметили, определяющим основанием для класси­фикации правовых систем является нормативный элемент. С уче­том этого рассмотрим основные правовые семьи.

Типы правовых систем

Главная > Реферат >Государство и право

1)В существующих определениях правовая система смешиваются разные методологические уровни, отсутствуют единые основания, велико разнообразие мнений.

В работе 1983 г. Н. И. Матузов рассматривал правовую систему как сложное, собирательное, многоплановое понятие, отражающее всю совокупность юридических явлений общества. Исходя из вышеизложенных положений общей теории систем использование слова «собирательность» применительно к характеристике системы неудачно, так как оно призвано подчеркнуть иной, несистемный аспект явлений.

В других исследованиях понимание правовой системы связано с механическим применением концептуального аппарата системного анализа без раскрытия правовой специфики предмета. Так, B.C. Жеребкин дает следующее определение: «. под правовой системой следует иметь в виду, прежде всего набор или совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих в направлении поставленных целей частей, т.е. подсистем элементов, которая образует единое целостное правовое образование, обладающее специфическими системными, интеграционными качествами и признаками самоуправляемости и информационной направленности».

Ряд авторов по существу отождествляют правовую систему с системой правовых норм.

Так, Д. А. Керимов характеризует правовую систему как объективно обусловленное внутреннее объединение в единое целое правовых норм и их подразделений на отрасли. В монографии «Методология права», изданной в 2000 г., Д. А. Керимов отмечает, что «вершиной многосистемности является система права, состоящая из подсистем — правовых норм, институтов и отраслей. При этом система права — не просто совокупность ее подсистем, а система подсистем. Тем самым образуется иерархия правовых систем, создающих стройное здание правовой системности: от основания (система многообразных правовых норм) через промежуточные «этажи» (система институтов и отраслей права) к его вершине (система права). Л. С. Явич характеризовал правовую систему в качестве структурированной совокупности отдельных правовых норм, включающей относительно самостоятельные образования (институты, отрасли, группы отраслей). Последнее определение страдает, как минимум, двумя глубокими противоречиями. Во-первых, словосочетание «единство правовых норм и правовых актов» не учитывает законы формальной логики, а именно: недопустимо приравнивать друг к другу разнопорядковые явления. А во-вторых, в подобной конструкции определения автор воленс-ноленс выводит правовые институты, идеи и представления за рамки правовой системы.

Другая группа авторов (Н. И. Матузов, В. К. Бабаев и В. Н. Протасов) допускает отождествление понятий «правовая система» и «механизм правового регулирования». «В итоге, — полагает Н. И. Матузов, — правовую систему можно определить как совокупность внутренне согласованных, социально однородных юридических средств, с помощью которых государство оказывает необходимое нормативное воздействие на общественные отношения (закрепление, регулирование, охрана, защита)». Не включая в объем данного понятия, такие компоненты правовой действительности, как правосознание, правовая культура, правообразование, авторы существенно обедняют предмет исследования. К тому же правовая система общества предполагает не только процесс воздействия юридических средств на общественные отношения, но и результат такого воздействия. В противном случае нарушается принцип системности в изучении правовой действительности.

В зарубежной юриспруденции (в особенности англосаксонской) термин «правовая система» не получил должного развития, как и большинство других общетеоретических категорий права. Редкие упоминания указанной категории в иностранной юридической литературе отличаются тенденциозностью и расплывчатостью определений. Так, представитель американского правоведения В. Вэйдлих пишет: «Термин «правовая система» используется как раз для того, чтобы охарактеризовать историко-правовые и этнокультурные отличия системы права разных народов» и далее: «Выделение правовых систем имеет преимущественно историческое значение».

Отмечая полярность мнений в вопросе определения правовой системы, обратим внимание на то, что авторы выделяют самые разнообразные наборы компонентов правовой системы, а критерии их выделения до сих пор отсутствуют. Данный пробел отрицательно сказывается на четкости элементного состава системы, который в научной литературе традиционно не описывается.

В правовой системе воедино слились правовые представления общества, его культура и психология с арсеналом технико-юридических средств, с деятельностью его объединений. Именно этим объясняются возможность соединения в правовой системе разнообразных правовых явлений, многоаспектность данной категории, а также трудность познания и классификации компонентов системы. Можно сказать, что сложность структуры правовой системы есть отражение сложности обусловливающих ее общественных отношений.

Большинство авторов (Н. И. Матузов, А. Ф. Черданцев, Н. А. Богданова, С. Ю. Марочкин и др.) представляют правовую систему как синтезированное понятие, отражающее весь комплекс юридических явлений, встречающихся в обществе. Подход к правовой системе через характеристику ее как «всего правового» можно признать господствующим в отечественной правовой науке. В. Н. Княгинин весьма точно сформулировал квинтэссенцию данного подхода: «Термин «правовая система» вне зависимости от того, какой смысл в него вкладывается, употребляется для обозначения некой правовой «тотальности», охватывающей всю совокупность правовых явлений в ее целостности вне зависимости от того, целостность ли это абстрактной теоретической модели правовой действительности или целостность правовой жизни конкретной страны, нации».

В советский период, пожалуй, только Л. С. Явич возражал против включения в понятие «правовая система» всех без исключения юридических явлений, всей правовой действительности. Как известно, правовая реальность состоит не только из позитивных юридических начал, но и из негативных правовых проявлений — правонарушений, деформаций и отклонений. Возможно, ли включать в объем понятия «правовая система» не только положительные, но и отрицательные юридические явления? Ответ на этот вопрос непосредственно связан с поиском критерия относимости тех или иных элементов к структуре правовой системы.

2) Романо-германская правовая семья

Романо-германская правовая система объединяет правовые системы всех стран континентальной Европы. Эта правовая система возникла на основе рецепции римского права. Основной источник права — нормативный акт. Ей присуще четкое деление норм права на отрасли, а все отрасли подразделяются на две подсистемы: частное право и публичное право. К сфере публичного права относятся административное, уголовное, конституционное, международное публичное. К частному относятся гражданское, семейное, трудовое, международное частное. В системе органов государства проводится четкое различие на законодательные и правоприменительные органы. Законотворческие функции составляют монополию законодателя. Для большинства стран этой системы характерно наличие писаной конституции.

В рамках романо-германской правовой системы выделяют следующие группы:

группу романского права (правовые системы Франции, Италии, Бельгии, Испании, Румынии, право латиноамериканских стран);

группу германского права (правовые системы Германии, Австрии, Венгрии, Швейцарии, Греции, Португалии, Турции, Японии);

группу скандинавского права (правовые системы Дании, Норвегии, Швеции).

Англо-саксонская правовая семья

Общее право доминирует в национальных правовых системах Великобритании (кроме Шотландии), Канады, США, Ямайки, Австралии и т. д. Прародительницей этой правовой семьи была Англия. В основе этой правовой системы — принцип stare decisis (лат. стоять на решённом), означающий, что при выработке решения судом господствующая сила принадлежит прецеденту. Основным источником права в Англо-саксонской правовой системе является обычай (подтверждённый судебным прецедентом), законодательство рассматривается как разновидность договора. Таким образом, в отличие от романо-германской системы, судебные решения играют большую роль в собственно формировании права, тогда как романо-германская система оставляет за судами функцию толкования и применения права.

В США имеется тенденция к смешению принципов англосаксонской и романо-германской правовых систем: первая широко распространена на низовом уровне, но по мере повышения уровня юрисдикции имеется тенденция к кодификации права (см. Кодекс Соединённых Штатов). В Канаде частное право является прецедентным, тогда как уголовное — кодифицированным.

Семья социалистического права

Строго говоря, социалистическая правовая система не является самостоятельной системой, а лишь ответвлением романо-германской правовой системы. Для социалистической системы характерен государственный контроль над многими сферами общественной и экономической жизни в обмен на законодательное закрепление большого числа социальных гарантий, а также упрощённый порядок судопроизводства с фактическим отказом от состязательности. При этом практически во всех социалистических государствах сохранялись все формальные признаки романо-германской правовой системы. В рамках англосаксонской системы развитие в сторону социалистической системы не наблюдалось. Одним из характерных, хотя и второстепенных, институтов социалистического права являлся товарищеский суд.

Религиозная правовая семья

Религиозная правовая система — это правовая система, где основным источником права выступает священное писание. Наиболее известными примерами являются исламское право (шариат) и иудейское право (галаха). В Европе религиозное право не прижилось даже в Средние века, поскольку авторитет Церкви относился исключительно к духовной сфере; вопросы же наказания и гражданского права относились к исключительной прерогативе местных правителей. В допетровской Руси Церковь не имела судебной власти, однако в отдельных случаях церковное покаяние (уход в монастырь) с согласия Церкви могло служить заменой отдельных форм уголовного наказания.

Тем не менее, религиозное право во всех случаях было не абсолютной, а лишь преобладающей нормой. В еврейском праве действовала норма «дина демалхута дина» (Закон царства — закон), означавшая, что закон государства, на территории которого проживала данная еврейская община, должен беспрекословно исполняться. В современном Израиле, хотя формально Галаха остаётся доминирующей правовой нормой, законы государства всё более теснят сферу её применения. В исламском обществе шариат мог сочетаться с местными обычаями (адат), а также с законодательством местных правителей; в современных исламских странах шариат является лишь основой законодательства, а также источником его толкования в спорных случаях.

Понятие, компоненты и разновидности правовой системы

В научной литературе, посвященной сравнительному правоведению, утвердились понятия — аналитические единицы, специфическое содержание которых выражается в двух понятиях: «правовые системы различных национальных государств» (узкое понимание правовой системы) и «система (ы) права определенного типа» («правовая семья »- широкое понимание правовой системы).

В узком смысле правовая система — это право определенного государства, то есть она отождествляется с понятием «национальная правовая система» и имеет свою внутреннюю структуру, состоящую из различных элементов.

Ж. Карбонье, правовая система — это содержание, сосредоточение различных юры-ских явлений. Ценность понятия правовой системы заключается в том, что оно дает немалые дополнительные возможности для комплексного анализа правовой сферы жизни общества. Концепция правовой системы дает возможность:

а) раскрыть единство различных сторон правовой действительности;

б) теснее связать теорию права и юридическую практику.

В компаративистские литературе при определении понятия правовой системы акцентируется внимание на элементном составе (компонентах) данного явления, по которому нет единого мнения.

С.С. Алексеев, правовая система — это все положительное право, рассмотрен в единстве с правовой идеологией и юридической практикой. Правовая культура является своего рода юридическим богатством, выраженным в регулятивных качествах права, накопленных правовых ценностях, включая такие элементы, как состояние правосознания в обществе, состояние законности, состояние законодательства, совершенство его содержания и формы, состояние практической работы в области права. Компонентами правовой системы называют: систему права; систему законодательства; правовые институты и правовые учреждения (правотворческие и правоприменительные); правовые понятия, принципы, символику; правовую политику, идеологию, культуру; юридическую практику.

Ю.А. Тихомиров в структуру правовой системы включает четыре группы элементов:

1) правопонимания, правовые взгляды, правосознание, правовую культуру, правовые теории и концепции, а также правовой нигилизм;

2) правотворчество как познавательный и процессуально оформлен способ подготовки и принятия законов и других правовых актов;

3) правовой массив, включающий структурно оформленную совокупность официально принятых и взаимосвязанных актов;

4) правоприменения, которое является способом реализации правовых актов и обеспечение законности».

Правовая система в узком смысле — это структурно согласована исторически сложившаяся совокупность правовых норм, оформленных в специфических правовых источниках, система законодательства, правовые традиции и концепции и связанные с ними типы правопонимания, а также правовая идеология, правовое сознание, правовая культура и правовая практика, различающихся степенью представленности, соотношением и доминированием правовых элементов в том или ином целостном формировании.

Второе значение правовой системы, то есть ее широкое понимание, связанное со сравнительным правоведением. Терминология для ЕЕ обозначения разнообразна. Например, Р. Давид использует термин «семья правовых систем», К.-Г. Эберт и М. Рейн-стайн — «правовые круги», И. Сабо — «форма правовых систем», С.С. Алексеев — «структурная общность». Однако наиболее распространенный термин — «правовая семья». Понятие «правовая семья», предложенное участниками I Международного конгресса сравнительного права в 1900 p., является синтетическим понятием сравнительного правоведения. К этому предельно обобщенным элементом компаративистских исследований считалась правовая система.

К. Осакве фактически отождествляет понятия правовой системы и правовой семьи. Правовая семья (система), по мнению ученого, включает N + 1 число национальных правовых систем, которые, по сути, являются разными модификациями правовой системы одного типа.

Правовая семья (система) определенного типа, как и общественная жизнь, постоянно меняется и развивается. С возникновением новых, более прогрессивных отношений, требующих правового регулирования, она пополняется новыми нормами, институтами, отраслями, становится более совершенной и эффективной.

Правовые системы типа по сходству и единством их элементов объединяются в группы — правовые семьи. Другими словами, правовая семья — это совокупность национальных правовых систем, объединенных на основе определенных критериев, в частности: общности источников, структуры права и исторического пути формирования. Современная правовая панорама мира формировалась на протяжении длительного периода как следствие становления и эволюции национальных правовых систем. Несмотря на многообразие правовых систем, в рамках цивилизационного сосуществования они вместе взаимодействуют друг с другом, в результате чего их потенциал направляется на решение проблем, волнующих все человечество.

2.2.2. Современные типы права и правовые системы (семьи)

В современном мире каждое государство имеет свое право, а бывает и так, что в одном и том же государстве действуют несколько конкурирующих правовых систем. Свое право имеют и негосударственные общности: каноническое право, мусульманское право, индусское право, иудейское право.

Для облегчения сравнительного изучения правовых систем все их разнообразие сведено в науке сравнительного правоведения в ограниченное количество правовых семей. Тем самым, не входя в детали каждой правовой системы, внимание исследователя акцентируется на общих характерных чертах основных правовых семей.

Очевидно, что различия в праве прежде всего определяются содержанием входящих в его состав норм. Но было бы поверхностным и неправильным видеть в праве только лишь совокупность норм. Право — это значительно более сложное явление, выступающее как система. У нее определенный понятийный фонд; она соединяет нормы в определенные группы; использует определенные способы создания и толкования норм: она связана с определенной концепцией социального устройства, и от этой концепции зависит, как применяется и вообще функционирует право.

Однако различия между правом разных стран значительно уменьшаются, если исходить не из содержания их конкретных норм, а из более постоянных элементов, используемых для создания, толкования, оценки норм. Сами нормы могут быть бесконечно разнообразными, но способы их выработки, систематизации, толкования показывают наличие некоторых типов, которых не так уж и много. Поэтому возможна группировка правовых систем в особые группы или семьи.

Правовая семья — это совокупность национальных правовых систем, выделяемых на основе общности различных признаков. Обычно выделяют три правовые семьи: романо-германскую правовую семью, семью общего права и семью религиозного права.

Романо-германская правовая семья включает страны (в том числе и Россию), в которых юридическая наука сложилась на основе римского права. Здесь на первый план выдвинуты нормы права, которые рассматриваются как нормы поведения, отвечающие требованиям справедливости и морали. Определить, какими же должны быть эти нормы, — вот основная задача юридической науки; поглощенная этой задачей, доктрина в меньшей мере интересуется вопросами управления, отправлением правосудия и применением права; этим занимаются юристы-практики.

Семья общего права (common law) включает право Англии и стран, последовавших образцу английского права, в частности, США. Характерные черты этого права совсем иные, нежели право всех систем романо-германской семьи. Общее право было создано судьями, разрешавшими споры между отдельными лицами; эту печать своего происхождения данная правовая система несет на себе до нынешнего времени. Норма общего права менее абстрактна, чем норма права романо-германской правовой семьи, и направлена на то, чтобы разрешить конкретную проблему, а не сформулировать общее правило поведения на будущее. Нормы, касающиеся отправления правосудия, судебного процесса, доказательств и даже исполнения судебных решений, в глазах юристов этих стран имеют не меньшее, а даже большее значение, чем нормы, относящиеся к материальному праву; их основная забота — немедленное восстановление статус-кво, а не установление основ социального порядка. При формировании и развитии общего права учения романистов, основанные на гражданском праве, играли весьма ограниченную роль; классификации общего права, его концепции и сам словарь юристов этой формации совершенно иные, чем в правовых системах романо-германской семьи.

Религиозно-общинные юридические системы — это системы юридического регулирования, которые в силу особых экономических, политических, духовно-нравственных условий функционируют на основе связанности регулирующими формами, такими как религиозные, традиционные, обычно-общинные и др. Для этой правовой семьи характерно переплетение права и религии.

Правовые системы при авторитарных режимах — группа правовых систем по структуре весьма близка к вышерассмотренной семье. Отличие заключается в том, что для данной группы правовых систем с внешней стороны характерно использование элементов современной юридической, правовой культуры, институтов правосудия и законодательства. При этом отрицается юридическая значимость прав человека и отсутствует действительно независимое правосудие.

2. Система права и правовая система. Основные правовые системы современности.

Правовая система – совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих элементов, регулирующих наиболее важные общественные отношения. 5 элементов:

явления мировоззренческого характера (юридическая наука, правовые понятия, правовые принципы и правовая культура);

право и основанное на нем законодательство;

Три аспекта понятия правовой системы:

правовая система, существующая в данном государстве (национальная правовая система);

существующая в нескольких государствах (правовая семья – обладают сходными юридическими признаками);

всемирная правовая система (юридическая география).

Классификация правовых систем (Давид) (два критерия – идеология (включает религию, философию, экономические и социальные структуры) и юридическая техника:

Некоторые ученые выдвигают внутри западного типа права 8 правовых систем (романо-германская; скандинавская; латиноамериканская; семья общего права; мусульманская; индусская; семья обычного права; дальневосточная).

Романо-германская правовая система. Господствующая роль – закон (в первую очередь кодекс). Романское право (Франция, Италия), германское право – (Германия, Австрия, Швейцария, Польша, Чехия, Словакия).

1. Во всех странах – писаные конституции (высшая юридическая сила) – разграничивают компетенцию государственных органов в сфере правотворчества и проводят дифференциацию источников права.

2. Три разновидности закона: кодексы; специальные законы (текущее законодательство; сводные тексты норм.

3. Общие принципы – подчинение права справедливости.

4. Развитие международных связей – международное право.

5. Своеобразное положение обычая – он может действовать в дополнение к закону и помимо закона.

6. Судебная практика – вспомогательный источник. Кассационный суд – высшая судебная инстанция (его решение может восприниматься другими судами как фактический прецедент).

Англосаксонская правовая система. Основной источник права – судебный прецедент. Судьи решают только конкретный спор (более гибкие нормы права и менее абстрактные, но одновременно право более казуистичное и менее определенное).

1. Отсутствует деления права на публичное и частное (право делится на общее право и право справедливости).

2. Нет резко выраженного деления права на отрасли (поскольку суды могут разбирать разные категории дел, а также по причине отсутствия кодексов).

3. Прецедентное право требует от судьи признать обстоятельства дела сходным с ранее рассматривавшимся делом (от этого зависит применение прецедентной нормы). Судья может найти аналогию (если не найдет сходства – сам создает правовую норму – становится законодателем).

4. Соотношение закона и судебной практики (закон может отменить прецедент; при коллизии закона и прецедента приоритет отдается закону).

Мусульманская правовая система. Система норм выражена в религиозной форме (основана на исламе). Право произошло от Аллаха (охватывает все сферы социальной жизни). Шариат (предписания верующим – что должны делать и чего не должны) основан на идее обязанностей, возложенных на человека.

1. Архаичность институтов, казуистичность и отсутствие систематизации.

2. Право церкви, право общины верующих.

3. Обычаи не входят в право и не рассматриваются как его источник.

4. Развитие системы права прекратилось в X веке (отпала возможность толкования).

5. Дуализм судебной организации: религиозные суды и другие суды, применявшие обычаи или законодательные акты власти.

Индусская правовая система. Люди разделены с рождения на социальные иерархические категории (каждая имеет свою систему прав, обязанностей и морали).

Тема 10. Типы права и правовые системы современности

Сравнительное правоведение: понятие и значение.

Типы права. Различные взгляды на типологию права. Правовая система общества: понятие и структура. Романо-германская правовая система. Англо-саксонская правовая система. Система религиозного права. Система традиционного права. Мусульманское право в современном мире.

Соотношение права и правовой системы.

Унификация правовых систем.

Сравнительный метод в правоведении имеет давнюю историю, однако наибольшее его развитие приходится на XIX в. и XX в. Историко – правовые исследования, дающие представление об эволюции содержание того или иного правового феномена, являются важным условием познания его сущности. Более глубокий сравнительный анализ предполагает исследование не только нормативного материала, но и социально – экономических, культурных, национальных и прочих факторов, вызвавших к жизни и обуславливающих существование данных институтов.

Сравнительное изучение права неразрывно связано со сравнительным изучением правовых теорий, которые обобщают практику, существующую в данной стране, и находят свое отражение в последующем законодательстве.

Правовую систему следует отличать от системы права. Система права– это строение права, выражающееся в разделении единого права на взаимосвязанные отрасли и институты.

Правовая система – это наиболее широкое понятие, охватывающее не только право как нормативную систему, его источники, но и правосознание, юридическую науку, юридическую практику как практику правотворчества, систематизирующую законодательство, правоприменение, толкование.

Понятие правовой системы позволяет охватить все правовые явления не только в их совокупности, но и во взаимовлиянии и взаимодействии. В наше время число национальных правовых систем приближается к 200. Все они, естественно, с одной стороны, имеют нечто общее как правовые системы, а с другой – несомненно, отличаются друг от друга разными признаками. Те или иные особенности, свойственные ряду правовых систем, позволяют объединить их в правовые семьи.

Французский исследователь Рене Давид выделяет семьи романо – германского, англосаксонского (общего), социалистического права, религиозные правовые системы и традиционные. Это основные правовые семьи.

Семья романо-германского права сформировалась в континентальной Европе, сложилась на основе традиции римского права. Романо-германское право – в значительной мере результат идей, конструкций и институтов римского права, модифицированных применительно к новым условиям, результат рецепции (восприятия) римского права.

Особенности романо-германской правовой семьи проявляются в следующем. Норма права здесь выступает в качестве достаточно общего правила, число казуистических норм невелико. Общий характер нормы позволяет охватить регулированием большой круг общественных отношений, в значительной мере избежать пробелов. Основной источник права – нормативный акт. Среди законов высшей юридической системой обладают конституции. В качестве источника права здесь выступают и нормативные договоры, в некоторых случаях правовые обычаи. Право делится на частное и публичное, а также на отрасли и отдельные институты. Очень много терминов произошло от рисского права. Важное значение имеет кодификация. Основные законодательные акты выступают в виде кодексов по отдельным отраслям и институтам права. Суды лишены права на правотворчество. Суды имеют право толковать законы. На основе толкования и решения судов складывается определенная практика. По поводу этой практики существуют разные мнения. Одни исследователи считают ее источником права, другие – нет.

Семья англосаксонского (общего) права возникла в Англии и распространилась затем на бывшие доминионы и колонии Англии. Огромную роль в формировании общего права сыграли суды, которые представляют централизованную систему. В результате деятельности судов создавались прецеденты, на основе которых решались другие аналогичные дела. Важным источником англосаксонского права являются статусы (законы), принимаемые высшими законодательными органами. Соотношение статусов и прецедентов неодназначно. Закон может реализоваться в прецедентах, он должен «обрасти» прецедентами и только тогда будет действующим. Источником права являются здесь и правовые обычаи, в особенности в Англии, где отсутствует писаная конституция. Нормы права носят детальный казуистический характер, ибо формируется в виде прецедентов при решении конкретных дел. В статусах нормы права вступают в виде правил общего характера. Значительна в этой системе роль судов. Суды обладают большей самостоятельностью, их роль в формировании права путем прецедентов, велика.

Религиозные правовые системы построены на религиозных источниках. Согласно догмам ислама мусульманское право своим происхождением обязано Аллаху, который открыл это право и довел его до общества.

Социалистические правовые семьи складывались в период становления социалистических государственных систем и на современном этапе некоторые из них сохраняются, но в модернизированном виде.

Список литературы

1. Алексеев С.С. Общая теория права. М., 1995.

2. Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1988.

3. Кимлык С.В. Правовая система России.//Юридический вестник. 1999. № 2. С. 98-99.

4. Кросс Р. Прецедент в английском праве. М.. 1985.

5. Матузов Н.И. Правовая система и личность. Саратов, 1987.

6. Правовые системы мира. Екатеринбург, 1995.

7. Сюкияйнен Л.Р.Мусульманское право. М., 1986.

8. Теория государства и права./ Под ред. М.Н. Марченко. М., 1997.С. 300-316.

9. Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения. М., 1996.

10. Марченко М.Н Теория государства и права. М., 2004.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .