Система государственного права зарубежных стран

Система государственного права зарубежных стран

2. ПРЕДМЕТ, ИСТОЧНИКИ И СИСТЕМА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Предмет изучения конституционного права – общественно-политические процессы и явления, основы жизни общества, государства, коллектива, личности.

В экономической сфере – основы отношений собственности; в социальной – основы социальной роли государства; в политической – создание и роль политических партий, организация государства и т. д.; в идеологической – может допускать плюрализм идеологий или одну из них в качестве официальной (марксизм-ленинизм и идеи Мао Цзэ-

Источники конституционного права в зарубежных странах – нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие конституционно-правовые отношения.

Главный источник – конституция (исключение – некоторые мусульманские государства).

К другим источникам относятся:

1) законы – конституционные, органические (регулируют институт в целом), обыкновенные (отдельные вопросы), чрезвычайные (в особых сложившихся условиях, на короткий срок); внутригосударственные публично-правовые договоры;

2) регламенты парламентов и их палат – организация и процедура работы парламентов;

3) акты главы государства и исполнительной власти;

4) акты органов конституционного контроля – официальные толкования конституции;

5) судебные прецеденты – решения судов высоких инстанций, публикуемые ими и становящиеся основой для принятия другими судами аналогичных решений по подобным делам;

6) конституционный обычай – сложившееся в практике правило, имеющее устный характер и не пользующееся судебной защитой в случае его нарушения (Великобритания, Новая Зеландия);

7) религиозные источники (в некоторых мусульманских странах – Коран);

8) правовая доктрина (решения по конституционным вопросам, основанные не только на правовых актах, но и на трудах выдающихся юристов, специалистов по конституционному праву);

9) международно-правовые акты.

На локальном уровне действуют свои источники конституционного права (конституции штатов в США, Конституция Занзибара в Танзании). В городах – свои городские уставы, хартии городов, регулирующие местное самоуправление.

Систему конституционного права составляют институты права.

Институт конституционного права – система согласованных норм, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения в пределах данной отрасли права. Институты конституционного права в зарубежных странах: институты экономической системы общества, социальной системы, политической системы, основ духовной жизни общества, правового статуса личности, формы государства, избирательного права, референдума, парламента, главы государства, правительства, основ местного самоуправления и др.

Нередко членения бывают и более дробными, внутри более крупных (комплексных) институтов выделяются другие (например, институт автономии, правового положения депутата, институт ответственности правительства), которые рассматриваются как подинституты, а последние могут дробиться и дальше.

Названные выше институты существуют не во всех зарубежных странах.

2.3. Система конституционного права

Общие принципы конституционного права – это выраженные в содержании данной отрасли права основные начала, в соответствии с которыми оно строится как система правовых норм, а также осуществляется конституционно-правовое регулирование общественных отношений.

Общие принципы, составляя каркас системы конституционного права, придают ей единую систему направленность. Они регулируют общественные отношения не непосредственно, а через конкретные конституционно-правовые нормы, соответственно воплощаясь в этих нормах и в правоприменительной деятельности органов власти.

В конституционном праве можно выделить две группы общих принципов.

К первой группе относятся принципы, которые не формулируют конкретных прав и обязанностей и не всегда обеспечены правовыми санкциями, но при этом они имеют определяющее значение для многих конституционно-правовых норм. К ним относятся: *

равноправие и другие.

Ко второй группе относятся принципы, которые имеют четкую юридическую форму выражения и непосредственно применимы в государственной деятельности; например: *

независимость депутатов от избирателей; *

судебная защита конституционных прав; *

неответственность монарха как главы государства и др.

Вторым элементом системы конституционного права являются конституционно-правовые нормы представляющие собой общеобязательные правила поведения, установленные или санкционированные государством в целях охраны и регулирования определенных общественных отношений, которые осуществляются через конкретные права и обязанности и обеспечиваются принудительной силой государства.

Конституционно – правовые нормы отличаются от норм других отраслей права тем, что они регулируют наиболее широкие и существенные общественные отношения, оформляют правовые основы государства.

Как правило, они имеют двухэлементную, или даже одноэлементную структуру. Чаще всего в них отсутствует санкция, но нередко и гипотеза. Система конституционного права каждого отдельного государства содержит большое число норм.

Их можно классифицировать по следующим основаниям.

По функциональной направленности различаются нормы регулятивные и охранительные.

Большинство норм конституционного права относятся к регулятивным. Они непосредственно направлены на регулирование общественных отношений. Охранительные нормы чаще всего представляют собой запреты. Так, ст.9 Конституции Японии гласит: « Право на ведение государством войны не признается».

По характеру регулируемых общественных отношений выделяются нормы материальные и процессуальные. Пример материальной нормы дает ст.53 Конституции Италии: «Все обязаны участвовать в государственных расходах».

По способу воздействия на субъекты права можно выделить нормы: *

управомочивающие, например: ст. 95 Конституции Литвы гласит: «В заседаниях Правительства может участвовать государственный контролер»; *

обязывающие – таковой, например, является ст.69 Основного закона ФРГ: «Федеральный канцлер по просьбе Федерального президента, а федеральный министр по просьбе Федерального канцлера или Федерального президента обязаны продолжать ведение дел до назначения их преемников». *

запрещающие – ст.23 Конституции Франции: «Функции члена Правительства несовместимы с парламентским мандатом». *

норма может носить одновременно характер управомочивающий и обязывающий – так, параграф 4 гл.7 Формы правления Швеции установил, что «Премьер – министр созывает других министров на заседание Правительства и председательствует на нем».

В так называемых идеологизированных конституциях имеются нормы, которые определяют экономические, социальные, политические цели и задачи общества и государства.

Соответственно в них можно выделить: *

нормы – принципы; они характерны тем, что реализация их носит опосредованный характер, поскольку получают свое развитие либо в других статьях конституции, либо в актах иных отраслей права, либо в деятельности органов государства. Например, ст.17 Конституции КНР установившая принцип: «От каждого по способностям – каждому по труду»; *

нормы – цели характерны для конституций стран социалистической ориентации – так, согласно поправкам, внесенным в Конституцию КНР в 1993 году, перед этой страной ставится цель создания зрелого социалистического общества в течение 100 лет. *

нормы – символы – таковой можно назвать ст.1 Конституции Гвинеи: «Девиз республики – труд, справедливость, солидарность»;

По действию во времени нормы Конституционного права подразделяются на постоянные, временные и исключительные.

У большинства норм срок действия неопределенный.

Временные нормы содержатся в переходных положениях, регулирующих переход от состояния до вступления в силу данного акта к состоянию, предусмотренному этим актом.

Исключительные нормы устанавливаются, как правило, на случай чрезвычайных обстоятельств, приостанавливая на это время действие отдельных постоянных норм.

Третьим элементом системы конституционного права являются его институты, представляющие собой отдельные группы норм регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения.

К числу конституционно – правовых институтов относятся такие, как правовой статус человека и гражданина, основы общественного строя, форма правления, избирательное право, народное представительство, конституционный контроль и др.

Крупнейшие институты конституционного права рассматриваются как подотрасли конституционного права, например, парламентское право.

Система государственного права зарубежных стран

Наука государственного права изучает государственно-правовые нормы и институты, а также общественные отношения, которые регулируются или должны регулироваться ими. Наука изучает также практику реализации государственно-правовых но. Орм и институтов, стремясь постичь закономерности их развития и дать обоснованные рекомендации законодателю и правоприменителей по совершенствованию и применение соответствующих правоположенийь.

Таким образом, наука конституционного (государственного) права зарубежных стран имеет своим предметом изучение процесса формирования, эволюции и реального функционирования институтов и норм конституционного права

Государственно-правовая наука является сравнительно молодой, исторически сложилось так, что в отличие, например, от науки гражданского или уголовного права, наука конституционного права сложилась как самостоятельная дисциплин на во второй половине XIX в, а во весь голос заявила о себе лишь в XX вт.

Это сравнительно позднее возникновение объяснить нетрудно. Для того чтобы конституционное право как юридическая наука сформировалось в структурированную систему знаний, необходимо было, чтобы правовое регулирование форм и способов зд дийснення государственной власти, то есть структуры, образования и деятельности органов государства, достигло значительного уровня развития, чтобы сложилась более или менее развернутая система конституционных и других правовых нор м, регулирующих отношения этой сферы, а вопрос государственной жизни (в том числе отношения власти и граждан) решались бы не из-за произвола той или иной властной государственного лица, а на основе права и соответствии с ним. Один из российских дореволюционных ученых метко сказал:»до тех пор, пока монарх может сказать о себе»государство — это я», науке государственного права нет и не может быть места не може бути місця».

Сказанное не означает, что в системе юридических знаний ранее не возникали вопросы, входящие в сферу государственного права; признавался разделение права на частное и публичное, использовался термин»государственное пра аво»Однако это далеко не равнозначным существованию самостоятельной систематизированной дисциплины высокого теоретического уровня и большой практико-црикладнои значимость значимості.

Не менее показательно и то, что вопрос государственного права длительное время рассматривались в рамках принятой в гражданском праве, такой, что происходит от римского права, триланцюговои системы институтов: о оси и б, о вещах, об исках. По этой схеме, например, высшие органы государственной власти попадали в раздел о лицах, территориальные вопросы — в раздел о вещах, а в раздел об исках попадала в некоторых авторов не только судебная власть, но и выборные органы конце XVIII века. В. Блэкстон в знаменитых комментариях английского права в разделе о лицах говорит о парламенте, о короле и его титул, о г в и слуг, о мужчинах и женщинах, об отцах и детях. Эти институтциональни подходы, заимствованные у частного права, имели объективное основание, поскольку на основе частноправового принципа (на основании в собистих прерогатив и привилегий) строились преимущественно сами отношения государственной властейвлади.

Итак, наука конституционного права, которая формировалась в XIX в, не нашла в предыдущем развития юридической науки сколько-нибудь значительной исходной опоры, в отличие от гражданского права, подданного после р рецепции римского права длительной научной обработке, многие результаты которой оказались достаточно адекватными новой системе товарно-денежных рыночных относин.

Однако у науки конституционного права был другой плацдарм, значение которого трудно переоценить. Это — политическая философия XVIII в, прежде всего работы таких ее представителей, как. Ш-Л. Монтескье,. Ж-Ж. Руссо,. Дж. Локк кк,. Д. Дидро,. Т. Джефферсон и др.. Именно в этих работах сформулированы многие принципы, восприятия и развитие которых дали возможность создать развернутую конституционно-правовую доктрину, которая стала не только самост ийною, но и ведущей отраслью юриспруденции. Речь идет о таких принципах, как народный суверенитет, разделение властей, верховенство конституции, неотчуждаемость основных прав и т.п.. Однако какой бы важной ни была роль политической философии, образования в генезисе науки конституционного права, историческая дистанция между ними слишком значительной, чтобы можно было говорить о прямой преемственности наступність.

В XIX веке государствоведов создают классические теории государственного права, включая такие государственно-правовые доктрины, как парламентаризм, правовое, социальное государство выдающимися представителями современной западной ной науки разрабатываются доктрины, обусловленные современным этапом развития общества. В связи с этим можно назвать теории плюралистической демократии, правящей элиты, технократии и и ін.

Дореволюционная. Россия имела целую плеяду ученых-государство-знатоков. Среди них. Б. Чичерин,. С. Градовский,. В. Гессен и др., которые развивали эту науку в условиях самодержавия частности, они знакомили студентов не достиг. Гненный демократы на. Западе и вместе с тем делали свой вклад в развитие теоретических представлений о ней и соответствующие конституционно-правовые институттитути.

Однако развитие российской науки государственного права было прервано большевистским переворотом 1917 г. После 1917 г любая сфера обществоведения должна была опираться на труды»классиков марксизма-ленинизма»

Характеризуя межвоенный период (1921-1941 pp), нельзя не упомянуть издание в русском переводе конституций зарубежных стран, что давало возможность приобщиться к нормативным первоисточникам широкому к кругу исследователей. Было осуществлено фундаментальное издание»Конституции буржуазных стран», охватившего практически все государства мира, существовавших тодснували тоді.

Значительная часть зарубежной научной литературы была спрятана в специальных фондах библиотек и выдавалась ограниченному кругу читателей. Эта ситуация сохранялась до второй половины 80-х годов. К тому же один из ре. Результатом»культурной революции», осуществленной большевиками, заключался в том, что подавляющее большинство специалистов высшей квалификации не обладала иностранными языками и не могла читать даже доступную литератур в по специальности. Сегодня нужно воссоздать подлинную науку государственного права, развитие которой было на три четверти века прервана»социалистическим»периодом истории нашей страныом історії нашої країни.

Государственное (конституционное) право зарубежных стран как учебная дисциплина в той или иной форме преподается во всех юридических вузов и на факультетах. К 1990 г учебные планы включали, как правило, две н учебные дисциплины:»Государственное (конституционное) право буржуазных стран и развивающихся стран»и»Государственное (конституционное) право зарубежных социалистических страналістичних країн».

событий 1989 p показали, что учебная дисциплина. Государственное (конституционное) право зарубежных социалистических стран фактически потеряла свой предмет. В таких условиях оптимальной стал отказ от необоснованного в разделения стран на буржуазные»и»социалистические», что позволило создать единый курс»Государственное (конституционное) право зарубежных стран країн .

По программе учебного курса»Государственное (конституций не) право зарубежных стран»учебный материал состоит из двух частей

В этом курсе раскрываются институты конституционного права, имеющие в большинстве стран мира подобные принципы регулирования и, таким образом, относятся к общей части

Изучение государственного (конституционного) права предполагает, что студентам уже известны основы теории государства и права, история государства и права и ряд других дисциплин

Знание этой дисциплины служит фундаментом для усвоения ряда новых предметов, в частности международного публичного права. Овладение государственного права зарубежных стран позволит, кроме того, ориентироваться в в основах любой отрасли права этих стран, поскольку такие основы составляют важный элемент государственного права.

Следовательно, изучение этой учебной дисциплины необходимо для формирования широкого профессионального мировоззрения, без которого нет и не может быть полноценного специалиста. Эта учебная дисциплина — такая же кирпичик в фун ндаменти профессиональной квалификации юриста, как и любая другая наука.

В каждой стране действует его собственное государственное (конституционное) право. Как убеждает опыт государств, входящих в. Европейский. Союз, процессы интеграции и централизации постепенно ведут к созданию на их тер итории»единого правового пространства», что означает определенную унификацию государственного права. Однако государственное (конституционное) право сохранять свою особенность для каждой страны до тех пор, пока будут существовать суверенные государственні держави.

Главные тенденции развития государственного (конституционного) права — это распространение правового регулирования на основы общественного строя и демократизация политико-государственной организации общества. В отдельных края инах время возникают и противоположные тенденции, но указанные преобладают, поскольку обусловлены общим прогрессивного развития человечестваа.

Наука формирует теорию государственного (конституционного) права, изучая и сравнивая положительное государственное (конституционное) право конкретных стран, его реализацию, а также взгляды исследователей. Наша наука раньше е основывалась лишь на марксизме-ленинизме, нередко — на псевдомарксистской концепциях, однако для объективного исследования важно использовать достижения различных течений прошлого и нынешнего обществ ознавства.

Зарубежное государственное право в сопоставлении с отечественным правом всегда интересовало нашу юридическую науку. Об этом свидетельствует большой теоретический информационный материал о государственном право, накопленный отечественной н наукой за несколько прошлых десятилить.

государствоведения является наукой, без которой осмыслить суть происходящего в зарубежных странах, невозможно

Контрольные вопросы и задания

1. В каких трех значениях употребляется термин»конституционное (государственное) право зарубежных стран»?

2. Почему конституционное (государственное) право зарубежных стран не является отраслью права?

3. Какие общественные отношения регулирует конституционное (государственное) право в зарубежных странах?

4. Какие источники конституционного права действуют в государствах, принадлежащих к романо-германской правовой системы?

5. Какие источники конституционного права действуют в государствах, принадлежащих к англосаксонской правовой системы?

6. Какие источники конституционного права действуют в государствах, принадлежащих к религиозным правовых систем?

7. В чем заключается специфика источников конституционного права стран тоталитарного социализма?

8. Что изучается в рамках общей части конституционного права зарубежных стран?

9. Какие вопросы относятся к особенной части конституционного права зарубежных стран?

10. Охарактеризуйте развитие государственно-правовой науки

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Тема 1: Предмет, система и источники конституционного (государственного) права

1. В большинстве стран наряду с другими отраслями права (гражданское, уголовное, трудовое и т.д.) существует термин «конституционное право». Термин «конституционное право» имеет три значения: отрасль действующего права, наука и учебная дисциплина. Понятие «Конституционное право зарубежных стран» не означает особую отрасль права – такой отрасли нет. Существует конституционное право той или иной страны. Свое название получило от особого юридического документа Конституции. Однако конституционное право не сводится только к Конституции, а включает множество правовых актов. В отличие от других отраслей права, каждый из которых имеет свой объект регулирования (имущественные отношения в гражданском праве, трудовые в трудовом и т.д.), конституционное право регулирует, прежде всего наиболее значимые важнейшие отношения, которые образуют основу устройства государства и связаны с осуществлением государственной власти. Поэтому в каждой стране имеется своя система национального права, в которой конституционное право – ведущая отрасль.

Особенностью конституционного права как отрасли права является то, что основу его предмета составляют две группы важнейших общественных отношений:

1) отношения между органами государства в процессе осуществления государственной власти;

2) отношения между государством и гражданами.

Метод конституционного права – это совокупность способов и приемов правовых воздействий. Существуют следующие методы правового регулирования: запрещения, обязывания, дозволения и императивно-властного воздействия. От других отраслей права конституционное право отличается методом императивно-властного воздействия (предполагает прямое осуществление власти, т.к. один из субъектов – государство – реализует свою власть, обязывая другие субъекты выполнять его властные предписания).

В структурном отношении конституционное право, как и любая отрасль права, состоит из множества взаимодействующих частей и элементов, которые характеризуют его внутреннее строение, обособляют (отделяют) его. Основными частями и элементами системы отрасли конституционного права являются общие принципы, институты, нормы.

Общие принципы составляют каркас системы и придают ей единую направленность. Под общими принципами конституционного права понимаются основополагающие идеи, начала, которые выражают основную суть и характеристику данной отрасли права.

Институт – это совокупность определенных правовых норм, регулирующих отдельные однородные отношения.

Конституционно-правовые нормы – это общеобязательные правила поведения, установленные или санкционированные государством в целях охраны и регулирования определенных общественных отношений.

Конституционно-правовые отношения – это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права. Объектом конституционно-правовых отношений выступают определенные блага, реализуемые путем использования государственной власти. Субъектами конституционно-правовых отношений являются:

1) физические лица;

2) общественные образования.

Источник (в юридическом смысле) – это форма, в которой находит выражение правовая норма:

3) Нормативно-правовые акты исполнительной власти;

4) Парламентские уставы и регламенты;

6) Нормативно-правовые акты органов конституционного надзора (контроля);

7) Решения органов местного самоуправления;

8) Судебный прецедент;

9) Конституционный обычай;

10) Правовые доктрины;

11) Акты чрезвычайных органов власти;

12) Религиозное право;

13) Естественное право;

14) Политические декларации.

2. Наука «Конституционное право зарубежных стран» изучает конституционное право как отрасль права. Т.е. наука – это отражение норм конституционного права в трудах ученых. Оно выражается в форме книг, монографий, статей, комментариев к Конституции и законам. Наука изучает историю создания норм, историю действия норм. Предметом науки является конституционное право как отрасль права в динамике и статике. Система науки «Конституционное право зарубежных стран» включает вопросы общего, комплексного и сравнительно-правового характера. Источниками науки конституционного права являются:

1) все источники отрасли конституционного права;

2) проекты конституций и законов.

1) формально-логический (юридический) анализ;

2) исторический метод;

3) сравнительный метод;

4) функциональный метод;

5) социологический метод;

6) статистический метод.

Основные направления современной науки представлены рядом школ:

3. «Конституционное право зарубежных стран» как учебная дисциплина представляет собой краткое, сжатое и упрощенное для целей обучения изложение основных теоретических положений науки «Конституционное право». Состоит из двух частей: Общей и Особенной. Изучение «Конституционного права зарубежных стран» имеет большое познавательное значение. Многие конституционно-правовые институты, действующие или возникающие в нашей стране, появились первоначально в «Конституционном праве зарубежных стран» (конституционные, права и свободы человека и гражданина, федерализм, парламентаризм, разделение властей и т.д.). Их изучение позволит познать закономерности развития данной отрасли права. Оно способствует формированию демократических взглядов и современного правосознания.

Система государственного права зарубежных стран

Термин «конституционное право» имеет три значения: отрасль действующего права, наука, учебная дисциплина.

Как наука это совокупность различных взглядов, теорий, учений, гипотез по вопросам конституционного права зарубежных стран, изложенных в книгах, статьях, научных докладах.

Как отрасль права оно представляет собой систему внутренне со­гласованных юридических норм, содержащихся в конституциях, законах, декретах и указах президента и регулирующих определен­ную группу общественных отношений, — это прежде всего основы государственного и общественного устройства и правовое положе­ние личности.

Как учебная дисциплина это предмет преподавания в высшей школе. Одновременно понятие «конституционное право зарубеж­ных стран» не означает особую отрасль права — такой отрасли нет. Существует конституционное право только конкретной какой-либо страны, например, конституционное право США, Великобритании или Франции.

Таким образом, при употреблении термина «конституционное право зарубежных стран» речь идет о комплексном и сравнительном изучении конституционного права многих стран, а также об учеб­ной дисциплине.

Предметом правового регулирования конституционного права за­рубежных стран являются определенные группы обществен­ных отношений, складывающиеся в процессе осуществления государственной власти.

Будучи урегулированы нормами конституционного права, эти общественные отношения становятся конституционно-правовыми.

Конституционно-правовые отношения представляют собой та­кую группу общественных отношений, складывающихся в процессе осуществления государственной власти, которые ре­гулируются нормами государственного права.

Субъектами конституционно-правовых отношений являются центральные органы государственной власти и управления, органы конституционного надзора, члены федерации, местные органы го­сударственной власти и муниципалитеты, депутаты центральных и местных представительных учреждений, граждане и подданные. В некоторых странах субъектами государственно-правовых отноше­ний могут быть центральные и местные партийные органы. В обще­стве существует множество видов конституционно-правовых отно­шений, складывающихся между различными субъектами. Все эти правоотношения имеют много общих, совпадающих черт, так как они возникают на основе норм, входящих в одну отрасль права.

Предметом конституционного права как отрасли права являются четыре группы общественных отношений:

а) основы конституционного строя;

б) основы взаимоотношений государства и личности;

в) политико-территориальное устройство;

г) основы организации и деятельности органов государственной власти.

Все эти четыре группы находят свое отражение в текстах консти­туций зарубежных стран и определяют их структуру.

Методы правового регулирования конституционного права:

а) метод властных отношений (предполагает наличие у одной сторо­ны государственно-властных полномочий, которые закрепляются за
высшими органами власти, что и определено в Конституции);

б) наделение сторон конкретными правами и обязанностями, через механизм прав и обязанностей;

в) совокупность классических принципов воздействия на участни­ков общественных отношений: дозволение (передача прав), за­прет, возложение обязанностей.

Наука о конституционном праве как развивающееся знание представлена большим количеством статей, докладов, трактатов и книг почти на всех языках мира. Она изучает действие конституци­онного права, повседневную реализацию его норм, открывает зако­номерности его развития, а также дает практические советы, на­правленные на совершенствование конституционных норм.

Изучение конституционного права зарубежных стран — это ис­следование определенных сторон мирового опыта. Оно помогает применить на практике те модели конституционного регулирова­ния, которые оказались более эффективными в сходных условиях, а заодно и отказаться от институтов, оказавшихся не соответствую­щими общечеловеческим ценностям.

Проходя длительный путь развития, наука конституционного права всегда была тесно связана с философией, политологией, тео­логией и социологией. Ее формирование как самостоятельной от­расли знаний произошло значительно позже таких юридических наук, как гражданское и уголовное право.

Сами же идеи конституционного значения — об устройстве обще­ства и государства высказывались уже в сочинениях таких древне­греческих мыслителей, как Платон и Аристотель, а также в сочине­ниях известных мыслителей Рима — Цицерона и Гая.

В более поздний период, относящийся уже к средним векам, бы­ли опубликованы работы Фомы Аквинского, содержащие отдельные рассуждения, связанные с проблемами конституционного права. Зарождение науки связано со становлением основных идей консти­туционного права, с периодом крушения феодального абсолютизма и деятельностью известных всему миру просветителей, таких как Н. Радищев, Ш.Л. Монтескье, Г. Гроций, Ж.Ж. Руссо и других. Именно они в свое время сформулировали многие положения, которые лег­ли в основу современного конституционного права — о разделении властей; народном суверенитете, парламентаризме, естественных и неотчуждаемых правах человека, ответственном правительстве и др. Перечисленные идеи нашли свое закрепление уже в первых консти­туционных документах: Декларации независимости США 1776 г., Конституции США 1787 г., в Декларации прав человека и гражда­нина Франции 1789 г., в Конституции Польши 1791 г.

На развитие науки конституционного права в XIX веке большое влияние оказали труды А. Дайси в Великобритании, У. Уиллоуби в США, Ж.П. Эсмена во Франции.

В настоящее время известными представителями зарубежной науки конституционного права являются: во Франции — М. Дювер-же; в Великобритании — Д. Макинтош, Д. Маршалл; в Италии -Д. Верготти; в Германии — Штайн; в США — Л. Трайб и др.

Тщательному исследованию конституционное право зарубежных стран подвергли и российские ученые — М.А. Крутоголов, Б.С. Кры­лов, В.В. Макланов, А.А. Мишин, Б.А. Страшун, В.А. Туманов, Н.П. Фарберов, В.Е. Чиркин и др.

В настоящее время в науке о конституционном праве зарубежных стран существует два основных направления: радикалистское и ли­беральное.

Либеральное направление представлено работами ученых самых различных стран, включая современные постсоциалистические го­сударства. Эти ученые стали разработчиками новых конституций, включив в них нормы, отражающие общегуманистические ценности человечества. Они считают, что конституция, как и конституцион­ное право, не являются орудием диктатуры, а являются своего рода отражением социального контакта между различными группами населения, правящими и управляемыми, документом, который во­площает в себе общечеловеческие ценности (свободу, демократию, права человека, социальную справедливость, социальную солидар­ность и пр.). Представители этого направления выступают за демо­кратическое, правовое и социальное государство, разделение вла­стей, за ответственность всех должностных лиц и органов государст­ва перед народом, признание местного самоуправления, за подлин­но народный характер государственной власти (а не классовый).

Радикалистское направление представлено в основном работами ученых-марксистов, отстаивающих социалистическую ориентацию и изучающих конституционное право с позиций классовой борьбы и с позиций диктатуры определенного класса.

Ученые леворадикалистского направления полагают, что слу­жебная роль конституционного права заключается в создании усло­вий для строительства социализма и коммунизма. На деле, выступая за авторитарные системы управления, они рассуждают о так назы­ваемой социалистической демократии, против разделения властей и местного самоуправления, за ликвидацию частной собственности и установление правления одной «коммунистической» партии.

Оба этих направления отражают лишь полярные взгляды в науке о конституционном праве зарубежных стран.

Наряду с этими направлениями, а точнее в их рамках, существу­ют и крупные научные школы, имеющие международный характер, объединяющих авторов разных стран. Это три основные школы: юридическая, политологическая и теологическая.

Юридическая школа имела главенствующее влияние до 20-х го­дов XX в. Сторонники этой школы ориентировались в основном на изучение государства, его органов, прав человека с юридических позиций. Одновременно они признавали социальный характер го­сударства и призывали юристов изучать это государство, его органы, его деятельность как систему правоотношений. Эта школа в на­стоящее время практически утратила свое значение, но ее методы исследования используются в науке конституционного права и по­ныне.

Политологическая школа свою окончательную победу одержала в середине XX в. Сторонники этой школы призывают изучать не столько нормы конституционного права, сколько реальную роль тех или иных институтов государственности, политических институтов. В этой связи в целом ряде франкоязычных стран предмет препода­вания теперь называется «Конституционное право и политические институты».

Теологическая школа занимает особое место в юридической мыс­ли. Ее особенность — в пестроте взглядов приверженцев. Так, ее пра­вое крыло не имеет ничего общего с либерализмом. Оно смыкается своей религиозной интерпретацией с радикалистским направлени­ем. И представлена она главным образом исследованиями мусуль­манских юристов. Труды ее сторонников отличались идеями Хали­фата — справедливого правления, которое существовало при проро­ке Мухаммеде и сменивших его четырех «праведных» халифах. Та­ковы различные направления и школы в науке конституционного права зарубежных стран.

Система государственного права зарубежных стран

После того как выяснено предмет государственного права зарубежных стран, необходимо определить, каким образом рассматриваемая нами наука исследует свой предмет

Для того чтобы исследовать свой предмет, каждая наука использует определенную совокупность приемов и способов исследования. Это — методология этой области науки. Все приемы и способы делятся на общие — за астосовувани в методах всех наук, и частные — применяемые в этой или ряде других науук.

Методологической основой науки конституционного (государственного) права зарубежных стран является философия и ее общие методы познания. Среди них можно выделить диалектический, материалистический и др.

Диалектический метод предполагает изучение государственно-правовых явлений в развитии и взаимосвязи между собой и с другими явлениями

Материалистический метод основан на признании первичности бытия, а не сознания; этот метод означает, что причины всех государственно-правовых явлений следует искать в материальных условиях жизни людей

Вместе с тем есть ряд других методов, которые мы относим к частичным. Основным таким методом изучения конституционного (государственного) права зарубежных стран стал сравнительный анализ

Метод сравнительного анализа состоит в том, чтобы выявить и исследовать общие и особые элементы государственного строя, общие черты и различия между политико-правовыми институтами, учреждениями и процедур рамы, их преимущества и недостатки, условия, в которых они оказываются. Характерный результат сравнительного анализа — классификация, типология, которая является убедительной и может быть полезной при условии, что она основывает ться на достоверных сведениях о государственном право.

В изучении конституционного (государственного) права зарубежных стран применяется также историко-сравнительный метод. Чтобы полно понять сущность государственно-правового регулирования, нужно учитывать общие и и особые исторические факторы, под влиянием которых формируется политический порядок. Применение историко-сравнительного метода позволяет рассматривать государственный строй как стадию исторического процесса, видеть в нем вых идный состояние для дальнейшего политического развития. Историко-сравнительный подход дает возможность заметить»вечные», стабильные аспекты государственностии державності.

Наука конституционного (государственного) права зарубежных стран широко применяет также метод конкретного правового анализа

Государственно-правовые институты некоторых стран бывают настолько характерными, типичными, что их конкретное, подробное изучение позволяет полно и отчетливо увидеть определенную сторону государственности. В этом случае дос исследования национального государственно-правового явления отдельной страны применяется для иллюстрации общих закономерностей. Например, институт парламентаризма нельзя изучать, не обратившись к английс кой парламентской системми.

Изучение различных нетипичных моментов позволяет избежать шаблона, ненужной простоты во взглядах на зарубежную государственность государствоведения нельзя ограничивать системой схем и классификаций. Конкретные ный правовой анализ дополняет и исправляет выстроены типологии и открытые закономерности многочисленными и важными деталями, исключениямими.

Система и структура курса

Говоря о системе конституционного (государственного) права зарубежных стран, следует отметить, что государственное право является сложной системой, включающей множество элементов. Основными из них являются его общие принципы, институты и норми.

Основные принципы государственного права составляют, так сказать, каркас системы государственного права и придают ей единой направленности

В государственном праве можно выявить, во-первых, общие принципы, которые декларируются конституциями:

1) народный суверенитет;

2) народное представительство;

3) разделение властей;

5) неотчуждаемые,»естественные»права человека

Эти принципы, во-первых, не формулируют конкретных прав и обязанностей и не всегда обеспечены правовыми санкциями, однако имеют решающее значение для многих государственно-правовых норм

Во-вторых, эти принципы имеют четкую юридическую форму выражения и непосредственно применяются в государственной деятельности:

1) независимость депутатов от избирателей;

2) судебную защиту конституционных прав;

3) неответственность главы государства в монархических странах и др.

Государственное право делится на отдельные институты

Институт государственного права является совокупностью однородных норм, регулирующих определенный вид общественных отношений

К институтов государственного права принадлежат такие, как правовой статус человека и гражданина, основы общественного строя, форма правления, избирательное право (в объективном смысле), конституционный надзор и др.

Эти крупные институты, в свою очередь, состоят из более мелких. Например, институт избирательного права включает в себя такой большей степени частный институт, как избирательный процесс. Последний, в свою очередь, включает есть ряд стадий (назначение выборов, выдвижение кандидатов и т.д.), есть еще более частными институтами государственного правва.

Разделение государственного права на отдельные институты определяет систему курса государственного права зарубежных стран

Государственное право зарубежных стран имеет традиционную для юридических дисциплин структуру. Она включает общую и особенную части. В первой части этого пособия раскрываются институты конституционного права а, имеющие в большинстве стран мира подобные принципы регулирования и, таким образом, относятся к общей части. Вторую часть посвящена освещению практики регулирования конституционно-правовых отношений в ведущих государствах мира, опыт которых в той или иной степени заимствуется другими странами в процессе становления или реформирования конституционализма. Таким образом, материал второго раздела является особой ч. Астин курсурсу.

Как известно, основным элементом, своеобразной кирпичиком права является норма права. Однако в рамках каждой правовой отрасли и системы сложилась специфика правовых норм. Этот процесс затронул и государственное право, различной мы. Ирой оказавшись в разных государствоах.

Государственно-правовые нормы — это общеобязательные правила поведения, установленные или санкционированные государством для охраны и регулирования определенных общественных отношений, которые осуществляются через конкретные права и обязанности и обеспечиваются принудительной силой государства.

Государственно-правовые нормы имеют внутреннюю структуру — гипотезу, диспозицию и санкцию. Например, в ст 16. Конституции. Франции содержатся все структурные элементы нормы права. Однако подобное выражение всех тока уктурних элементов нормы права в одной статье закона в государственном праве случается редкийдко.

В большинстве случаев государственно-правовая норма полностью содержится в двух или более статьях закона, т.е. имеет многие статейного форму выражения

Нередко санкции за нарушение нескольких норм конституционного права содержатся в какой-либо отдельной норме или даже в нормах не государственного, а уголовного или административного права

Однако некоторые положения конституций не обеспечены санкциями вообще, как и гипотезой. Например, статью 27. Конституции. Японии:»Все граждане имеют право на труд», потому что ни в. Конституции, ни в других с законах не определены ни условия осуществления этого права (нет, как видим, и гипотезы), ни санкции за его нарушениео порушення.

Кое-где нормы государственного права определяют обязанность государства стремиться к достижению определенных целей, однако санкции здесь вряд ли возможны. Например, в 45. Конституции. Индии гласит:»Государство считает одним из своих первостепенных обязанностей поднять уровень питания и уровень жизни народанароду».

Нормам государственного права присущи особенности, которые отделяют их от норм других отраслей права: эти нормы регулируют наиболее широкие и существенные общественные отношения, оформляют правовые основы государства, б многие из этих норм имеют общий характер, они не являются обязывающими, то есть в них нет связи между конкретными правами и обязанностями. Так, в ст 6. Конституции. Италии записано:»Республика отв овиднимы способами охраняет языковые меньшинстваеншини».

Внешняя форма большинства норм выражается в статьях конституций и других источников. Многие нормы имеет двухэлементной и одноэлементные структуры: чаще всего в них нет санкции, но нередко и гипотезы

В конституциях и других актах конституционного права, особенно в идеологизированных, время содержатся положения, которые определяют экономические, социальные и политические цели, задачи общества и государства. Напри иклад, в ст бы. Конституции. КНДР:»КНДР борется за полную победу социализма в северной части страны»Это так называемые нормы-цели, нормы-задачи или нор-мы-символор-ми-символи.

Система государственного права каждого отдельного государства содержит большое количество норм их можно классифицировать:

• по функциональной направленности — нормы регулятивные и охранительные. Большинство государственно-правовых норм конституционного права принадлежат к регулятивным. Они непосредственно направлены на регулирование общественных х отношений. Охранные нормы зачастую является запретами («Право на ведение государством войны не признается», — указано, например, в ст 9. Конституции. Японии)туції. Японії);

• по способу воздействия на субъекты права — нормы-полномочия («Всекитайское собрание народных представителей и. Постоянный комитет. Всекитайского собрания народных представителей осуществляют законодательную власть в стране»- в 58. Конституции. КНР 1982 p), обязывающие нормы («Федеральный канцлер по просьбе федерального президента, а федеральный министр по просьбе федерального канцлера или федерального през иденти обязаны продолжать ведение дел до назначения своих наследников»- в 69. Основного закона. Германии), запретительные («Функции члена. Правительства несовместимы с парламентским мандатом»- в 23. Консти ституцию. Франции)uot; – ст. 23. Конституції. Франції);

• по характеру регулируемых общественных отношений — нормы материальные («Все обязаны участвовать в государственных расходах»- ст 53. Конституции. Италии) и процессуальные («Одно заседание в неделю виддает ться обсуждению вопросов, внесенных членами парламента и ответов правительства»- в 48. Конституции. Франции) 48. Конституції. Франції);

• по действию во времени — нормы постоянные, временные и исключительные. Большинство норм — постоянные, у них неопределенный срок действия. Временные нормы содержатся, как правило, в переходных положениях, которые регулируют переход д от состояния до вступления в силу определенным нормативным актом до состояния, предусмотренного настоящим актом. Исключительные нормы устанавливаются, например, на случай чрезвычайных обстоятельств; такие нормы прекращают на этот ча с действие отдельных постоянных норм и предусматривают возможность временного правового регулированияння.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая