Система федеральных органов исполнительной власти схема

Оглавление:

§ 2. Система и классификация органов исполнительной власти

Под системой органов исполнительной власти понимается вертикаль­ная связь между соподчиненными органами на основе разделения компе­тенции между ними. В систему входят (см. схему 8):

Правительство — высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации;

федеральные органы исполнительной власти;

территориальные органы федеральных органов исполнительной власти;

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Правовое положение органов исполнительной власти как субъек­тов административно-правовых отношений определено соответствую­щими нормативными актами.

Поскольку этих органов много и они имеют разнообразное право­вое положение, целесообразно классифицировать их по существенно важным признакам сходства и различия для того, чтобы точно и все­сторонне охарактеризовать правовое положение каждого из них в от­дельности. Четкая классификация позволяет избежать в законодатель­стве и практике его применения путаницы в определении функций органов, их полномочий и ответственности, предотвратить дублирова­ние и вмешательство одних органов в дела других. В конечном итоге классификация призвана обеспечивать более эффективную деятель­ность этих органов (см. схему 9).

С учетом территориального масштаба деятельности органы испол­нительной власти могут быть двух уровней: федерального и субъектов Федерации: республик, краев, областей, городов федерального значе­ния (Москва, Санкт-Петербург), автономной области и автономных округов. Этот признак обусловлен федеративным государственным устройством и административно-территориальным делением Россий­ской Федерации. На всю территорию России свою деятельность рас­пространяют: Правительство, федеральные министерства и иные фе­деральные органы исполнительной власти. Органы исполнительной власти субъектов Федерации осуществляют свою деятельность соот­ветственно в пределах своей территории, т. е. части территории Рос­сии.

Создание федеральных органов исполнительной власти, их реорга­низация и ликвидация осуществляются Президентом по предложению Председателя Правительства*.

* СЗ РФ. 1996. №34. Ст. 4081.

Схема 8. Система органов исполнительной власти

Схема 9. Классификация органов исполнительной власти Российской Федерации

Федеральные органы исполнительной власти могут создавать свои территориальные органы (управления, отделы и т. д.), действующие на территории субъектов Федерации, но не входящие в систему их испол­нительных органов.

Кроме того, в некоторых федеральных органах исполнительной власти имеются межтерриториальные органы, деятельностью которых могут охватываться несколько субъектов Федерации (например, желез­ные дороги, военные округа и т. п.).

Формирование органов исполнительной власти субъектов Федера­ции осуществляется ими самостоятельно в порядке, предусмотренном ст. 73, 77, 78 Конституции, а также актами субъектов Федерации.

Московская городская администрация имеет особый (двойной) статус: она является исполнительным органом государственной власти и одновременно исполнительным органом городского самоуправ­ления.

По организационно-правовым формам на федеральном уровне раз­личаются: Правительство Российской Федерации; федеральные ми­нистерства; государственные комитеты Российской Федерации; феде­ральные комиссии России; федеральные службы России; российские агентства; федеральные надзоры России; иные федеральные органы исполнительной власти: Главное управление специальных программ Президента, Государственная техническая комиссия при Президенте, Управление делами Президента*.

* СЗ РФ. 1999. №22. Ст.2727.

Организационно-правовыми формами органов исполнительной власти субъектов Федерации могут быть: правительства (советы мини­стров, мэрии, администрации); министерства; комитеты; департамен­ты; главные управления, управления, отделы и иные органы.

В зависимости от объема и характера компетенции органы исполни­тельной власти подразделяются на: а) органы общей компетенции, осуществляющие руководство на подведомственной территории всеми или подавляющим большинством отраслей управления и сфер дея­тельности (президентуры, правительства, главы администраций, гу­бернаторы субъектов Федерации); б) органы отраслевой компетенции, на которые возложено руководство отдельными отраслями управления или сферами деятельности (министерство, структурное подразделение администрации); в) органы межотраслевой компетенции, которые ве­дают специальными вопросами управления, имеющими межотрасле­вое значение (государственный комитет, федеральная комиссия и ана­логичные органы субъектов Федерации). Из их числа иногда выделяют органы специальной и смешанной компетенции, т.е. сочетающие признаки органов отраслевой и межотраслевой компетенции (федераль­ные надзоры, агентства и др.).

По порядку разрешения подведомственных вопросов различаются: а) коллегиальные органы управления, решающие основные вопросы на коллегиальной основе, т. е. большинством голосов лиц, входящих в их состав (Правительство, государственный комитет, федеральная ко­миссия и др.); б) единоначальные органы, в которых основные вопро­сы решаются их руководителями (министерства, большинство адми­нистраций субъектов Федерации). Коллегиальность позволяет наибо­лее квалифицированно решать сложные вопросы с учетом мнения многих специалистов. Единоначалие обеспечивает оперативность ру­ководства и повышение персональной ответственности руководителей за результаты работы органа исполнительной власти. В ряде случаев сочетание этих начал может выражаться в том, что коллегии действуют в единоначальных органах.

Для подготовки и рассмотрения предложений по вопросам, имею­щим важное значение, прежде всего межотраслевого характера, Пре­зидентом, Правительством, министерствами и ведомствами создаются координационные и консультативные органы. Их правовой статус оп­ределен Указом Президента от 28 сентября 1992 г.*

* Ведомости РФ. 1992. № 41. Ст. 2280.

Классификация органов исполнительной власти может проводить­ся также по другим признакам: по порядку образования (избираемые, назначаемые); по источникам финансирования (видам бюджета).

Система и структура федеральных органов исполнительной власти РФ

Большинство современных держав являются устоявшимися структурами, управление в которых осуществляется на высшем уровне. Конечно, такое положение дел было далеко не всегда. Изначально государства как формы организации общества не существовало вообще. Вместо неё люди объединялись в небольшие родоплеменные общины, которые регулировались моральными нормами. Тогда подобная форма организации социума действительно была эффективной. Однако в процессе регулирования деятельности большого количества людей родоплеменная община показала свою полную бесполезность. Поэтому сменой подобной формации становится государство.

Развитие стран продолжается по сей день. Конечно, первые государства были куда более примитивными, нежели современные. Суть в том, что в XXI веке ключевым преимуществом всех без исключения держав является наличие системы органов власти. В данном вопросе Российская Федерация не является исключением. В нашем государстве также существует довольно развития структура тех или иных органов. При этом наибольшее значение играют ведомства исполнительной направленности, о системе которых пойдет речь далее.

Как появились эти органы?

Изначально градации государственных органов на исполнительные, законодательные и судебные типы не существовало. Ведь подобная классификация является проявлением принципа разделения управления страной. Он был разработан в период Нового времени путем теоретических осмыслений Шарля Луи де Монтескье и Джона Локка. С течением времени данный принцип довольно быстро модернизировался. На сегодняшний день он используется практически в каждом государстве как своеобразная основа функционирования государственных органов. Ключевой мыслью принципа выступает то, что власть является системным явлением, которое необходимо реализовывать коллегиально, а не единолично. Помимо этого, сосредоточение управления в руках конкретного лица или же правящей верхушки считается негативным фактором. Данный подход не позволяет учитывать интересы всего населения и, что самое главное, эффективно регулировать его деятельность. Поэтому сегодня принцип разделения управления страной активно используется и развивается практически во всех существующих странах.

Исполнительные органы управления в России

На сегодняшний день в РФ существует большое количество различных ведомств и организаций. Наибольшее количество структур относится к исполнительной ветви власти. Но возникает вопрос о том, что они собой вообще представляют.

Органы исполнительного характера – это специальные ведомства, которые в процессе осуществления своей непосредственной работы производят реализацию функций государства. Помимо этого, данные структуры выступают исполнителями законодательных норм и положений Конституции России. Как мы видим, их компетенция является довольно обширной. Поэтому система и структура федеральных органов исполнительной власти является довольно обширной и громоздкой, ведь их деятельность касается большого количества различных вопросов. Помимо этого, представленные ведомства выступают буфером между системой правовых норм и реальностью. Служащие подобных структур ежедневно реализуют на практике государственную политику. Этот факт говорит о большой важности всей исполнительной системы.

Признаки ведомств

Любые государственные организации наделены рядом своеобразных особенностей. Не является исключением в этом вопросе система и структура федеральных органов исполнительной власти. Представленные ведомства характеризуются на сегодняшний день рядом следующих признаков, а именно:

  • являются совершенно самостоятельной системой официальных учреждений;
  • в своей работе фактически претворяют политику государства в жизнь;
  • их непосредственная деятельность осуществляется на основе принципа законности;
  • система и структура федеральных органов исполнительной власти является постоянной и непрерывной в своей работе;
  • ведомства такого типа обладают специальными полномочиями и соответствующей материальной базой.

Таким образом, представленные особенности характеризуют органы исполнительного управления как профессиональную и эффективную систему. Однако их непосредственная структура является куда более сложным формированием. Поэтому её необходимо разбирать отдельно от иных смежных понятий. Это даст возможность выделить ключевые особенности, а также специфику элементов, входящих в неё.

Система и структура федеральных органов исполнительной власти – общая характеристика

Любая формация отличается наличием собственных полномочий и особенностей. Не является в данном вопросе исключением система и структура федеральных органов исполнительной власти РФ. Следует сразу же оговориться, что данные понятия тождественны. Они характеризуют одну функциональную форму деятельности соответствующих ведомств. Просто словом «система» обозначается их внутреннее построение, а словом «структура» — общая формация.

Таким образом, система и структура федеральных органов исполнительной власти РФ – это сформированный механизм различных ведомств, который реализует определенный набор функций и задач. Он существует для реализации государственной политики и, конечно же, законодательных норм.

Система и структура федеральных органов исполнительной власти в РФ является строго упорядоченной и, что самое главное, иерархичной. Это подтверждается наличием основного органа, который регулирует деятельность всего механизма.

Юридический статус Правительства РФ

Система и структура федеральных органов исполнительной власти в России регулируется единым, высшим органом – Правительством. Это коллегиальное ведомство имеет свою нормативную основу и большое количество полномочий. К наиболее важным функциям Правительства России относятся:

  • разработка федерального бюджета;
  • проведение, разработка и реализация финансовой политики;
  • проведение культурной политики на территории государства;
  • обеспечение правопорядка, законности и т. п.

Конечно, данный перечень полномочий не является исчерпывающим. Однако он показывает верховенство Правительства РФ в иерархичной структуре соответствующих органов управления. Наличие центрального ведомства делает подобную систему упорядоченной и подконтрольной. К тому же присутствие единого центра показывает исключительную эффективность структуры.

Структура федеральных органов исполнительной власти в РФ

Любая совокупность чего-либо является механизмом, состоящим из определенного количества элементов. В свою очередь, структура органов исполнительного управления также представляет собой механизм, включающий несколько взаимосвязанных единиц. Каждая из них наделена собственными особенностями, функциями и нормативной базой. Таким образом, структура федеральных органов исполнительной власти включает в себя:

Каждый представленный элемент отличается особенностями, которые необходимо рассмотреть. Ведь от этого зависит фактическое понимание деятельности всех упомянутых элементов, обладающих набором собственных функций. Поэтому каждый из них следует рассматривать в отдельности друг от друга, чтобы максимально полно изучить все специфические черты.

Что собой представляет первый элемент структуры?

Федеральные министерства на сегодняшний день являются наиболее обширной структурой, которая осуществляет координацию деятельности и контроль входящих в неё агентств и служб. Как правило, компетенция министерств распространяется на определенную сферу официальной деятельности страны, например, финансовую, правоохранительную, экономическую, культурную и т. д. Помимо того, упомянутые ведомства входят в структуру Правительства нашей страны. Таким образом, они напрямую подчиняются единому центру, что делает их работу весьма эффективной.

Особенности федеральных агентств и служб

Самыми мелкими элементами системы упомянутых органов в России являются агентства и службы. Невзирая на свою иерархичную подчиненность, они выполняют значимый спектр функций. Федеральные службы выступают фактическим продолжением министерств. Они выполняют специализированные функции в области безопасности, защиты населения РФ и т. п. Совершенно иными полномочиями наделены федеральные агентства. В их спектр деятельности входят сервисные задачи по оказанию специальных государственных услуг. На сегодняшний день агентств в Российской Федерации довольно большое количество.

Кто учреждает систему исполнительных органов?

Любое ведомство власти имеет не только собственные признаки, но и определенную нормативную базу. К тому же существуют субъекты, которые непосредственно координируют работу того или иного механизма. В свою очередь, система федеральных органов исполнительной власти утверждена Президентом. Первое лицо государства посредством личного указа создает структуру специальных ведомств, а также разрабатывает их внутренний функционал. Тем не менее, хотя система федеральных органов исполнительной власти утверждена Президентом России, в своей работе она подчиняется не только ему, но еще и Правительству.

Заключение

Таким образом, мы ответили на вопрос о том, что такое система и структура федеральных органов исполнительной власти. Утверждается данный механизм Президентом. На структуру возложено большое количество специфических функций, которые выделяют её среди иных органов власти. Остается надеяться, что в будущем система власти исполнительного характера в России будет развиваться еще стремительнее.

Система федеральных органов исполнительной власти: прави­тельство РФ, министерства, службы, агентства, органы государствен­ного управления (общая характеристика).

Федеральные министерства являются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности.

Федеральная служба (служба) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы.

Федеральные агентства являются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор).

Государственный комитет является федеральным органом исполнительной власти, который в установленной для него сфере деятельности осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом, если это предусмотрено положением об указанном федеральном органе исполнительной власти.

Территориальные органы федеральных министерств, служб и агентств также входят в систему органов исполнительной власти Российской Федерации как элемент ее структуры.

Система федеральных органов исполнительной власти

Следует различать понятия «система» и «структура» органов исполнительной власти. Так, система органов исполнительной власти — это совокупность органов и взаимосвязь между ними; структура органов исполнительной власти — их внутреннее устройство, внутренняя организация структурных подразделений и должностей.

Система федеральных органов исполнительной власти создается в соответствии с конституционным разграничением полномочий в этой области между РФ и ее субъектами. К исключительному ведению РФ относятся установление системы федеральных органов исполнительной власти, порядка их организации и деятельности, формирование федеральных органов исполнительной власти (п. «г» ст. 71 Конституции РФ).

Система федеральных органов исполнительной власти, с одной стороны, характеризуется стабильностью (в плане организационно-правовых форм и функций), с другой — отличается динамизмом (в зависимости от стоящих перед государством в данное время задач формируются новые органы, упраздняются те, которые уже исчерпали свое предназначение, происходит реорганизация органов и т.п.). Так, после вхождения Крыма в состав РФ в целях выполнения функций по разработке проектов государственных программ по развитию Крымского федерального округа, координации деятельности по реализации этих программ и контролю за осуществлением органами государственной власти Республики Крым и г. Севастополя полномочий РФ, передаваемых им в соответствии с законодательством РФ, было создано Министерство РФ по делам Крыма.

Система федеральных органов исполнительной власти определяется Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и Указом Президента РФ от 21.05.2012 № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти». Она строится на основе четкого разграничения управленческих функций органов исполнительной власти.

В настоящее время в систему федеральных органов исполнительной власти входят:
1) федеральные министерства:
2) федеральные службы;
3) федеральные агентства.

Федеральное министерство — это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленнойактами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности. Возглавляется министром РФ (федеральным министром), входящим в состав Правительства РФ. Функции федерального министерства:
• выработка государственной политики в установленной сфере деятельности (образовании, сельское хозяйство, культура и т. п.);
• правовое регулирование в установленной сфере деятельности (функции по принятию нормативных правовых актов) — издание на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц;
• координация и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств;
• координация деятельности государственных внебюджетных фондов.

Примеры федеральных министерств: Министерство внутренних дел РФ. Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; Министерство обороны РФ; Министерство здравоохранения РФ; Министерство образования и науки РФ; Министерство финансов РФ и т. д.

Федеральная служба — это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Возглавляется руководителем (директором) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа. Функции федеральной службы:
• по контролю и надзору в установленной сфере деятельности (осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения; выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам; регистрация актов, документов, прав, объектов);
— издание индивидуальных правовых актов в пределах своих полномочий;
— специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности (Служба внешней разведки РФ, Федеральная служба безопасности РФ, Федеральная служба охраны РФ и др.). Примеры федеральных служб: Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки; Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору; Федеральная служба по надзору в сфере транспорта.

Федеральное агентство — это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Возглавляется руководителем (директором) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа. Функции федерального агентства:
• по оказанию государственных услуг (предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами);
• по управлению государственным имуществом (осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, втом числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным федеральному агентству, а также управление находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ);
• правоприменительные функции (издание индивидуальных правовых актов в пределах своей компетенции).

Примеры федеральных агентств: Федеральное агентство по туризму; Федеральное агентство по делам молодежи; Федеральное агентство связи; Федеральное агентство по рыболовству; Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.

Федеральные органы исполнительной власти могут находиться в непосредственном ведении Президента РФ, Правительства РФ. а федеральные службы и агентства также в ведении соответствующих федеральных министерств.

Система и структура федеральных органов исполнительной власти

В соответствии с Конституцией РФ (ч. 1 ст. 112) предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти представляются Президенту РФ Председателем Правительства РФ не позднее недельного срока после его назначения.

Структура этих органов утверждается Президентом РФ. Правительство РФ в пределах своих полномочий обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов.

В систему федеральных органов исполнительной власти входят министерства РФ и иные федеральные органы исполнительной власти: государственные комитеты РФ, федеральные службы, федеральные агентства, федеральные надзоры, иные федеральные органы исполнительной власти (см. схему 19).

Министерство РФ — федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в установленной сфере деятельности, а также координирующий деятельность в случаях, установленных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, решениями иных федеральных органов исполнительной власти. Министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр (федеральный министр).

Государственный комитет РФ — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности. Государственный комитет возглавляет его председатель.

Схема 19. Система федеральных органов исполнительной власти

Федеральные службы, федеральное агентство, федеральный надзор — органы исполнительной власти, осуществляющие специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и др.) функции в установленных сферах ведения.

Создание федеральных органов исполнительной власти, их реорганизация и ликвидация осуществляются Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ.

Как уже было отмечено, федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ, а заместители федеральных министров назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством РФ.

В настоящее время действует структура федеральных органов исполнительной власти, утверждаемая указом Президента РФ.

Координацию деятельности государственных комитетов, федеральных служб, федеральных агентств и федеральных надзоров РФ осуществляют Председатель Правительства РФ, его заместители и федеральные министры в соответствии со схемой, утверждаемой Правительством РФ.

В систему федеральных органов исполнительной власти входят также их территориальные органы.

Предельная численность и фонд оплаты труда работников центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ по представлению Председателя Правительства РФ.

Предельная численность и фонд оплаты труда работников центральных аппаратов иных федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов утверждаются Правительством РФ.

Система федеральных органов исполнительной власти схема

7.5. Система федеральных органов исполнительной власти

В систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Министерство – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр РФ (федеральный министр);

Государственный комитет – федеральный орган исполнительной власти, который в установленной для него сфере деятельности осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору, оказанию услуг и управлению государственным имуществом, если это предусмотрено положением об указанном федеральном органе исполнительной власти.

Федеральная служба – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере может иметь статус коллегиального органа;

Федеральное агентство – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа.

Структура федеральных органов исполнительной власти выглядит следующим образом.

1. Федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным органам исполнительной власти: Министерство внутренних дел РФ и подведомственная ему Федеральная миграционная служба; Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий; Министерство иностранных дел РФ; Министерство обороны РФ и подведомственные ему Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству, Федеральная служба по оборонному заказу, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю, Федеральное агентство специального строительства; Министерство юстиции РФ и подведомственные ему Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная регистрационная служба, Федеральная служба судебных приставов, Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости; Государственная фельдъегерская служба (федеральная служба); Служба внешней разведки (федеральная служба); Федеральная служба безопасности; Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков; Федеральная служба охраны; Главное управление специальных программ Президента РФ (федеральное агентство); Управление делами Президента РФ (федеральное агентство).

2. Федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным органам исполнительной власти: Министерство здравоохранения и социального развития РФ и подведомственные ему Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральная служба по труду и занятости, Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, Федеральное медико-биологическое агентство, Федеральное агентство по высокотехнологичной медицинской помощи; Министерство информационных технологий и связи РФ и подведомственные ему Федеральная служба по надзору в сфере связи, Федеральное агентство по информационным технологиям, Федеральное агентство связи; Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ и подведомственные ему Федеральное архивное агентство, Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям; Министерство образования и науки РФ и подведомственные ему Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Федеральное агентство по науке и инновациям, Федеральное агентство по образованию; Министерство природных ресурсов РФ и подведомственные ему Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральное агентство по недропользованию; Министерство промышленности и энергетики РФ и подведомственные ему Федеральное агентство по промышленности, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, Федеральное агентство по энергетике; Министерство регионального развития РФ и подведомственное ему Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству; Министерство сельского хозяйства РФ и подведомственная ему Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору; Министерство транспорта РФ и подведомственные ему Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, Федеральное агентство воздушного транспорта, Федеральное агентство геодезии и картографии, Федеральное дорожное агентство, Федеральное агентство железнодорожного транспорта, Федеральное агентство морского и речного транспорта; Министерство финансов РФ и подведомственные ему Федеральная налоговая служба, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство (федеральная служба); Министерство экономического развития и торговли РФ и подведомственные ему Федеральное агентство по государственным резервам, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами.

3. Федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ: Государственный комитет РФ по делам молодежи, Государственный комитет РФ по рыболовству, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная аэронавигационная служба, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральная служба государственной статистики, Федеральная служба по надзору в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, Федеральная таможенная служба, Федеральная служба по тарифам, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральная служба по финансовым рынкам, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральное агентство по атомной энергии, Федеральное космическое агентство, Федеральное агентство по туризму, Федеральное агентство по физической культуре и спорту, Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации.