Система федеральных органов исполнительной власти 2018

Оглавление:

Правительство России

Президент России подписал Указ о структуре федеральных органов исполнительной власти

Указ Президента России от 15 мая 2018 года №215. Произведены структурные изменения в связи с формированием нового Правительства.

Установлено, что у Председателя Правительства России будет 10 заместителей, в том числе один Первый заместитель Председателя Правительства – Министр финансов, Заместитель Председателя Правительства – полномочный представитель Президента в Дальневосточном федеральном округе и Заместитель Председателя Правительства – Руководитель Аппарата Правительства.

Министерство образования и науки преобразовано в Министерство просвещения и Министерство науки и высшего образования.

Руководство деятельностью Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и Федерального агентства по делам молодёжи будет осуществлять Правительство России.

Упразднены Правительственная комиссия по координации деятельности Открытого правительства, Федеральное агентство научных организаций.

Министерство связи и массовых коммуникаций переименовано в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Официальный интернет-портал

Государственная система правовой информации

Введите данные Вашей учетной записи

Поиск информации

Последние новости

  • 25 октября 2018 года
Семинар для сотрудников Управления записи актов гражданского состояния .
Семинар для сотрудников департамента образования и науки Костромской .
Семинар в Рязанском государственном радиотехническом университете

Об утверждении новой структуры федеральных органов исполнительной власти

17 мая 2018 года

Указом Президента Российской Федерации от 15.05.2018 № 215 утверждена новая структура федеральных органов исполнительной власти.
В частности, Министерство образования и науки Российской Федерации преобразовано в Министерство просвещения Российской Федерации и Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.
Министерству просвещения Российской Федерации переданы функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся, а также функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, воспитания.
Министерству науки и высшего образования Российской Федерации переданы функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности (за исключением нормативно-правового регулирования вопросов, касающихся контроля, надзора и оказания государственных услуг в сфере правовой охраны изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, программ для электронно-вычислительных машин, баз данных и топологий интегральных микросхем, в том числе входящих в состав единой технологии, товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров), в сфере социальной поддержки и социальной защиты обучающихся, молодежной политики, а также функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, включая деятельность федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров, уникальных научных стендов и установок, федеральных центров коллективного пользования, ведущих научных школ, национальной исследовательской компьютерной сети нового поколения и информационное обеспечение научной, научно-технической и инновационной деятельности.
Упразднено Федеральное агентство научных организаций с передачей его функций по нормативно-правовому регулированию и оказанию государственных услуг в соответствующей сфере деятельности, а также по управлению имуществом Министерству науки и высшего образования Российской Федерации.
Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации переименовано в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Указ Президента Российской Федерации от 15.05.2018 № 215 опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru):

Дата опубликования: 15.05.18
Номер опубликования: 0001201805150038

Указ Президента Российской Федерации от 15 мая 2018 г. N 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти»

Комментарии Российской Газеты

Указ Президента Российской Федерации от 15 мая 2018 г. N 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти»

В целях формирования эффективной структуры федеральных органов исполнительной власти, в соответствии со статьей 112 Конституции Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» постановляю:

1. Установить, что Председатель Правительства Российской Федерации имеет 10 заместителей, в том числе одного Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации — Министра финансов Российской Федерации, Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации — полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе и Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации — Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации.

2. Преобразовать Министерство образования и науки Российской Федерации в Министерство просвещения Российской Федерации и Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.

Передать Министерству просвещения Российской Федерации функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся, а также функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, воспитания.

Передать Министерству науки и высшего образования Российской Федерации функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности (за исключением нормативно-правового регулирования вопросов, касающихся контроля, надзора и оказания государственных услуг в сфере правовой охраны изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, программ для электронно-вычислительных машин, баз данных и топологий интегральных микросхем, в том числе входящих в состав единой технологии, товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров), в сфере социальной поддержки и социальной защиты обучающихся, молодежной политики, а также функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, включая деятельность федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров, уникальных научных стендов и установок, федеральных центров коллективного пользования, ведущих научных школ, национальной исследовательской компьютерной сети нового поколения и информационное обеспечение научной, научно- технической и инновационной деятельности.

3. Установить, что руководство деятельностью Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и Федерального агентства по делам молодежи осуществляет Правительство Российской Федерации.

а) Правительственную комиссию по координации деятельности открытого правительства;

б) Федеральное агентство научных организаций, передав его функции по нормативно-правовому регулированию и оказанию государственных услуг в соответствующей сфере деятельности, а также функции по управлению имуществом Министерству высшего образования и науки Российской Федерации.

5. Переименовать Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

6. Передать Министерству промышленности и торговли Российской Федерации функции по осуществлению руководства деятельностью торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах, а также функции полномочного представителя Российской Федерации в отношении расположенного за пределами Российской Федерации и закрепленного за Министерством экономического развития Российской Федерации на праве оперативного управления федерального недвижимого имущества, необходимого для обеспечения функционирования торговых представительств Российской Федерации.

7. Установить, что федеральные органы исполнительной власти, которым переданы функции иных федеральных органов исполнительной власти в соответствии с настоящим Указом, являются их правопреемниками по обязательствам, в том числе по обязательствам, возникшим в результате судебных решений.

8. Утвердить прилагаемую структуру федеральных органов исполнительной власти.

9. Правительству Российской Федерации:

а) обеспечить проведение реорганизационных мероприятий в соответствии с настоящим Указом;

б) определить численность федеральных государственных служащих федеральных органов исполнительной власти с учетом распределения функций в соответствии с настоящим Указом;

в) уточнить функции федеральных органов исполнительной власти с учетом распределения функций в соответствии с настоящим Указом;

г) представить предложения по внесению изменений в акты Президента Российской Федерации в соответствии с настоящим Указом;

д) привести свои акты в соответствие с настоящим Указом.

10. Внести в сводный перечень государственных должностей Российской Федерации, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г. № 32 «О государственных должностях Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 3, ст. 173; 1996, № 52, ст. 5912; 1998, № 43, ст. 5337; 2007, № 23, ст. 2752; 2008, № 20, ст. 2290; № 43, ст. 4919; № 49, ст. 5763; 2011, № 4, ст. 572; 2012, № 29, ст. 4071; 2014, №30, ст. 4286; 2015, № 11, ст. 1585; 2017, № 5, ст. 777), следующие изменения:

а) дополнить новым абзацем четвертым следующего содержания:

«Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации — Министр финансов Российской Федерации»;

б) абзацы четвертый — пятидесятый считать соответственно абзацами пятым — пятьдесят первым.

11. Внести в Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. № 1066 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 39, ст. 4589; 2010, № 27, ст. 3446; 2011, № 4, ст. 572; 2012, № 12, ст. 1391; 2013, № 14, ст. 1670; № 49, ст. 6399; 2014, № 26, ст. 3518; 2015, № 11, ст.1585; 2017, № 39, ст. 5682), изменение, дополнив подпункт «а» пункта 1 после слов «Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации,» словами «Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации — Министра финансов Российской Федерации,».

12. Внести в Указ Президента Российской Федерации от 30 сентября 2013 г. № 742 «О денежном вознаграждении лиц, замещающих отдельные государственные должности Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, №40, ст. 5043; 2015, №11, ст.1585) (приложение №2) изменение, дополнив его после позиции:

«Первый заместитель Председателя Правительства

Российской Федерации 97 221″

позицией следующего содержания:

«Первый заместитель Председателя Правительства

Российской Федерации — Министр финансов

Российской Федерации 101 110″

13. Признать утратившими силу:

пункты 1 и 2, пункт 10 в части, касающейся передачи функций по выработке и реализации государственной молодежной политики, а также по созданию условий для обеспечения здорового образа жизни, нравственного и патриотического воспитания молодежи, реализации ее профессиональных возможностей Министерству образования и науки Российской Федерации, пункт 11 в части, касающейся подведомственности Федерального агентства по делам молодежи Министерству образования и науки Российской Федерации, и пункт 17 Указа Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 22, ст. 2754);

пункт 6 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2013 г. № 645 «Об упразднении Федеральной службы по финансовым рынкам, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 30, ст. 4086);

Указ Президента Российской Федерации от 31 августа 2013 г. № 690 «О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 35, ст. 4503);

Указ Президента Российской Федерации от 27 сентября 2013 г. № 735 «О Федеральном агентстве научных организаций» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 39, ст. 4969);

пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. № 819 «О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 44, ст. 5729);

пункт 3 Указа Президента Российской Федерации от 12 мая 2014 г. № 321 «О Министерстве Российской Федерации по делам Северного Кавказа» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 20, ст. 2496);

пункт 3 Указа Президента Российской Федерации от 8 сентября 2014 г. № 612 «Об упразднении Министерства регионального развития Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 37, ст. 4934);

подпункт «б» пункта 7 Указа Президента Российской Федерации от 8 сентября 2014 г. № 613 «О некоторых вопросах государственного управления и контроля в сфере государственного оборонного заказа вооружения, военной, специальной техники и материальных средств» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 37, ст. 4935);

пункт 5 Указа Президента Российской Федерации от 31 марта 2015 г. № 168 «О Федеральном агентстве по делам национальностей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 14, ст. 2106);

пункт 3 Указа Президента Российской Федерации от 15 июля 2015 г. № 368 «Об упразднении Министерства Российской Федерации по делам Крыма и Государственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Республики Крым и г. Севастополя» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 29, ст. 4479);

пункт 4 Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2015 г. № 373 «О некоторых вопросах государственного управления и контроля в сфере антимонопольного и тарифного регулирования» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 30, ст. 4571);

пункт 3 Указа Президента Российской Федерации от 28 декабря 2015 г. № 666 «Об упразднении Федерального космического агентства» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 1, ст. 203);

пункт 3 Указа Президента Российской Федерации от 15 января 2016 г. № 12 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, №3, ст. 473);

пункт 4 Указа Президента Российской Федерации от 2 февраля 2016 г. № 40 «Об упразднении Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 6, ст. 830);

пункт 4 Указа Президента Российской Федерации от 2 февраля 2016 г. № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 6, ст. 831);

пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. № 151 «О Федеральном архивном агентстве» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 15, ст. 2069);

подпункт «б» пункта 9 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 15, ст. 2071);

пункт 21 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 15, ст. 2072);

Указ Президента Российской Федерации от 19 октября 2016 г. № 556 «О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 43, ст. 6000);

пункт 5 Указа Президента Российской Федерации от 23 ноября 2016 г. № 620 «О Федеральном агентстве по государственным резервам» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 48, ст. 6753);

пункт 8 Указа Президента Российской Федерации от 29 декабря 2016 г. № 727 «Об упразднении Федерального агентства специального строительства» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 1, ст. 149);

подпункт «б» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 3 апреля 2017 г. № 141 «О некоторых вопросах совершенствования государственного управления в сфере официального статистического учета» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, №15, ст. 2161).

14. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Структура федеральных органов исполнительной власти

I. Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам

Министерство внутренних дел Российской Федерации

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Министерство иностранных дел Российской Федерации

Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству

Министерство обороны Российской Федерации

Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству

Федеральная служба по техническому и экспортному контролю

Министерство юстиции Российской Федерации

Федеральная служба исполнения наказаний

Федеральная служба судебных приставов

Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (федеральная служба)

Служба внешней разведки Российской Федерации (федеральная служба)

Федеральная служба безопасности Российской Федерации (федеральная служба)

Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (федеральная служба)

Федеральная служба охраны Российской Федерации (федеральная служба)

Федеральная служба по финансовому мониторингу (федеральная служба)

Федеральное архивное агентство (федеральное агентство)

Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (федеральное агентство)

Управление делами Президента Российской Федерации (федеральное агентство)

II. Федеральные министерства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам

Министерство здравоохранения Российской Федерации

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения

Федеральное медико-биологическое агентство

Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное агентство по туризму

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования

Федеральное агентство водных ресурсов

Федеральное агентство лесного хозяйства

Федеральное агентство по недропользованию

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии

Министерство просвещения Российской Федерации

Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока

Министерство Российской Федерации по делам Северного Кавказа

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору

Федеральное агентство по рыболовству

Министерство спорта Российской Федерации

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации

Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта

Федеральное агентство воздушного транспорта

Федеральное дорожное агентство

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Федеральное агентство морского и речного транспорта

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации

Федеральная служба по труду и занятости

Министерство финансов Российской Федерации

Федеральная налоговая служба

Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка

Федеральная таможенная служба

Федеральное казначейство (федеральная служба)

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям

Федеральное агентство связи

Министерство экономического развития Российской Федерации

Федеральная служба по аккредитации

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии

Федеральная служба государственной статистики

Федеральная служба по интеллектуальной собственности

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом

Министерство энергетики Российской Федерации

III. Федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации

Федеральная антимонопольная служба

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору

Федеральное агентство по государственным резервам

Федеральное агентство по делам молодежи

Федеральное агентство по делам национальностей

Президент Российской Федерации В. Путин

Статья 112 Конституции Российской Федерации

Последняя редакция Статьи 112 Конституции РФ гласит:

1. Председатель Правительства Российской Федерации не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти.

2. Председатель Правительства Российской Федерации предлагает Президенту Российской Федерации кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

Комментарий к Ст. 112 КРФ

1. В силу Конституции весь состав Правительства утверждается Президентом в соответствии с предлагаемой структурой федеральных органов исполнительной власти.

Конституция не дает однозначного ответа, кто утверждает систему и структуру федеральных органов исполнительной власти, а лишь говорит о том, что предложения по данной структуре представляются главой Правительства Президенту.

При толковании понятия «структура федеральных органов исполнительной власти» Конституционный Суд в Постановлении от 27 января 1999 г. N 2-П (СЗ РФ. 1999. N 6. Ст. 866) указал на необходимость учитывать, что ст. 112 (ч. 1) Конституции находится в системной связи со ст. 83 (п. «д»); из этих конституционных положений следует, что структура федеральных органов исполнительной власти включает перечень этих органов как основу для представления кандидатур на соответствующие должности в Правительстве; структура федеральных органов исполнительной власти предопределяется задачами и полномочиями Правительства по осуществлению исполнительной власти, закрепленными в ст. 114 Конституции и конкретизированными в ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»; для реализации этих полномочий создаются также другие федеральные органы, образующие в своей совокупности вместе с Правительством структуру федеральных органов исполнительной власти. Конкретное определение структуры федеральных органов исполнительной власти основывается непосредственно на Конституции РФ, ее ст. 80, 83, 90, 110, 112, 114 и 115. Предложения о структуре вносятся Председателем Правительства не позднее недельного срока после его назначения и утверждаются указом Президента; изменения и дополнения в структуру в целях ее реорганизации также могут вноситься указами Президента. Такая реорганизация может осуществляться только в пределах ассигнований, установленных федеральным законом о бюджете на текущий год.

Что касается системы федеральных органов исполнительной власти как основы для формирования структуры, то ни Конституция, ни ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» не указывают прямо на виды органов, образующих систему. При этом конституционные положения о регулировании посредством федеральных законов общих принципов организации и деятельности органов государственной власти (п. «г» ст. 71, п. «н» ч. 1 ст. 72, ч. 1 и 2 ст. 76 и ч. 1 ст. 77 предопределяют возможность закрепления системы федеральных органов исполнительной власти в федеральном законе. Вместе с тем не исключается и возможность издания в этой сфере других нормативных актов, исходя из предписаний Конституции, устанавливающих полномочия Президента, а также регламентирующих порядок образования и деятельности Правительства (ст. 80, 83, 84, 86, 87 и 89, 110, 112-114). Начиная с 2003 г. Президентом реформируется система и структура федеральных органов исполнительной власти. В этой сфере следует назвать Указы, касающиеся административной реформы, такие как «О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах», «О мерах по совершенствованию государственного управления» (СЗ РФ. 2003. N 30. Ст. 3046; 2004. N 29. Ст. 3019; с изм.). Указом от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (СЗ РФ. 2004. N 11. Ст. 945; с изм.) внесены изменения в систему указанных органов, установлены их типы с определением статуса, места и роли в механизме государственного управления. К их числу отнесены федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Создаваемые государственные органы призваны служить инструментом проведения политической и экономической реформ на основе Конституции, осуществлению полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации. В процессе административной реформы определяются и уточняются функции органов исполнительной власти. Федеральное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, по координации и контролю деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств, решению кадровых вопросов.

Федеральная служба наделяется функциями по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальными функциями в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы РФ, борьбы с преступностью. Федеральное агентство призвано осуществлять функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору.

При статусном различии этих органов только министерство обладает нормотворческими полномочиями, федеральные службы и агентства издают индивидуальные правовые акты.

Общие правила организации деятельности федеральных органов исполнительной власти определяются на основе Типового регламента внутренней организации этих органов (утв. Постановлением Правительства от 28 июля 2005 г. N 452//СЗ РФ. 2005. N 31. Ст. 3233), который применяется совместно с Типовым регламентом взаимодействия федеральных органов исполнительной власти (утв. Постановлением Правительства от 19 января 2005 г. N 30//СЗ РФ.2005. N 4. Ст. 305). Регламенты конкретных федеральных органов исполнительной власти разрабатываются в соответствии с федеральными законами, актами Президента и Правительства на основе типовых регламентов.

Ряду федеральных органов исполнительной власти на основе ФКЗ о Правительстве Указом «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» придан особый статус: руководство их деятельностью осуществляет Президент. К их числу отнесены: министерства внутренних дел, по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, иностранных дел, обороны, юстиции, Служба внешней разведки, Федеральная служба безопасности, другие службы, агентства и управления. Конкретные функции такого рода органов определяются указом Президента; функции федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство, — постановлением Правительства (СЗ РФ. 2004. N 11. Ст. 945; N 21. Ст. 2023; 2005. N 12. Ст. 1023; N 47. Ст. 4880; N 52 Ч. 3. Ст. 5690; 2006. N 14. Ст. 1509; 2007. N 8. Ст. 978).

2. Часть 2 комментируемой статьи тесно связана с ее ч. 1, поскольку формирование персонального состава Правительства зависит от структуры федеральных органов исполнительной власти и предопределено частью 2 ст. 110 Конституции.

Конституция не устанавливает срок для внесения Председателем федерального Правительства предложений по его персональному составу в отличие от определенного ею недельного срока для предложений по структуре Правительства. На практике формирование нового Правительства в полном составе происходит при назначении его Председателя, в краткие сроки после утверждения структуры, а внесение отдельных персональных изменений в состав Правительства может осуществляться в течение всего срока полномочий Правительства. При этом Конституция особую роль в формировании Правительства отводит Президенту, предусматривая его исключительные полномочия по представлению кандидатуры главы Правительства парламенту и утверждению персонального состава Правительства. Это обусловлено конституционной ответственностью главы государства за работу Правительства, полномочиями по определению направлений его деятельности и контролю за ней.

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • УКАЗ Президента РФ от 14.08.96 N 1176 «О СИСТЕМЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ»
  • «Российские вести», N 153, 16.08.96
  • «Собрание законодательства РФ», 1996, N 34, ст. 4081

УКАЗ Президента РФ от 14.08.96 N 1176 «О СИСТЕМЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ»

В целях определения рациональной структуры федеральных органов исполнительной власти и в соответствии со статьей 112 Конституции Российской Федерации постановляю:

1. Установить, что в систему федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации входят министерства Российской Федерации (федеральные министерства) и иные федеральные органы исполнительной власти: государственные комитеты Российской Федерации, федеральные службы России, российские агентства, федеральные надзора России.

Министерство Российской Федерации — федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в установленной сфере деятельности, а также координирующий деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Министерство возглавляет входящий в состав Правительства Российской Федерации министр Российской Федерации (федеральный министр).

Государственный комитет Российской Федерации — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к его ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности. Государственный комитет Российской Федерации возглавляет председатель государственного комитета Российской Федерации.

Федеральная служба России, российское агентство, федеральный надзор России — федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие) функции в установленных сферах ведения. Федеральную службу России возглавляет руководитель федеральной службы России, российское агентство — генеральный директор российского агентства, федеральный надзор России — начальник федерального надзора России.

Установить, что федеральные органы исполнительной власти создаются только с такими наименованиями и статусом, которые предусмотрены настоящим Указом. При этом не допускается придание им иного статуса.

2. Создание федеральных органов исполнительной власти, их реорганизация и ликвидация осуществляются Президентом Российской Федерации по предложению председателя Правительства Российской Федерации.

Положения о федеральных органах исполнительной власти, подведомственных Президенту Российской Федерации по вопросам, закрепленным за ним Конституцией Российской Федерации, утверждаются Президентом Российской Федерации, а о других федеральных органах исполнительной власти — Правительством Российской Федерации.

Предельная численность и фонд оплаты труда работников центрального аппарата и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти утверждаются Правительством Российской Федерации.

3. Федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации по предложению председателя Правительства Российской Федерации.

Заместители федеральных министров назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством Российской Федерации.

Председатели государственных комитетов Российской Федерации, руководители федеральных служб России, генеральные директора российских агентств, начальники федеральных надзоров России, а также их заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством Российской Федерации.

Руководители федеральных органов исполнительной власти, подведомственных Президенту Российской Федерации по вопросам, закрепленным за ним Конституцией Российской Федерации, назначаются на должность и освобождаются от должности в особо устанавливаемом порядке.

Права указанных в настоящем пункте должностных лиц определяются в установленном законодательством порядке в соответствии с их должностями. При этом не допускается приравнивание их к более высоким должностям в форме наделения правами по этим должностям или присвоения должностного ранга.

4. Установить, что территориальные органы федеральных органов исполнительной власти создаются федеральными органами исполнительной власти с разрешения Правительства Российской Федерации для осуществления полномочий указанных органов в регионе.

Создание, реорганизация и ликвидация территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, назначение на должность и освобождение от должности их руководителей осуществляются соответствующим федеральным органом исполнительной власти после консультаций с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Содержание территориальных органов федеральных органов исполнительной власти осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых на государственное управление, кроме территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, финансируемых по другим статьям бюджета.

5. Правительству Российской Федерации:

внести предложения о приведении актов Президента Российской Федерации в соответствие с настоящим Указом;

привести решения Правительства Российской Федерации в соответствие с настоящим Указом.

6. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН

Система и структура федеральных органов исполнительной власти

Описание презентации по отдельным слайдам:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «КОЛЛЕДЖ ПОЛИЦИИ» ПРЕЗЕНТАЦИЯ: На тему: «Система и структура федеральных органов исполнительной власти» Москва 2018

Федеральные органы исполнительной власти- органы государственной власти (управления), выполняющие исполнительные функции государственного управления в Российской Федерации.

Система и структура органов исполнительной власти Система органов исполнительной власти — это совокупность органов и взаимосвязь между ними. Система федеральных органов исполнительной власти определяется Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и Указом Президента РФ от 21.05.2012 № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти». Она строится на основе четкого разграничения управленческих функций органов исполнительной власти. Структура органов исполнительной власти — их внутреннее устройство, внутренняя организация структурных подразделений и должностей.

Система федеральных органов исполнительной власти Федеральные министерства: Федеральные службы; Федеральные агентства.

Федеральное министерство — это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности. Возглавляется министром РФ (федеральным министром), входящим в состав Правительства РФ. Примеры федеральных министерств: Министерство внутренних дел РФ. Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; Министерство обороны РФ; Министерство здравоохранения РФ; Министерство образования и науки РФ; Министерство финансов РФ и т. д.

Функции федерального министерства выработка государственной политики в установленной сфере деятельности (образовании, сельское хозяйство, культура и т. п.); правовое регулирование в установленной сфере деятельности (функции по принятию нормативных правовых актов) — издание на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц; координация и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств; координация деятельности государственных внебюджетных фондов.

Федеральная служба это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Возглавляется руководителем (директором) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа. Примеры федеральных служб: Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки; Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору; Федеральная служба по надзору в сфере транспорта.

Функции федеральной службы по контролю и надзору в установленной сфере деятельности (осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения; выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам; регистрация актов, документов, прав); — издание индивидуальных правовых актов в пределах своих полномочий; — специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности (Служба внешней разведки РФ, Федеральная служба безопасности РФ, Федеральная служба охраны РФ и др.).

Федеральное агентство это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Возглавляется руководителем (директором) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа. Примеры федеральных агентств: Федеральное агентство по туризму; Федеральное агентство по делам молодежи; Федеральное агентство связи; Федеральное агентство по рыболовству; Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.

Функции федерального агентства • по оказанию государственных услуг (предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами); • по управлению государственным имуществом (осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным федеральному агентству, а также управление находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ); • правоприменительные функции (издание индивидуальных правовых актов в пределах своей компетенции).