Семейный кодекс статья 122

Статья 122. Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей

1. Должностные лица организаций (дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, медицинских организаций и других организаций) и иные граждане, располагающие сведениями о детях, указанных в пункте 1 статьи 121 настоящего Кодекса, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.

Орган опеки и попечительства в течение трех рабочих дней со дня получения таких сведений обязан провести обследование условий жизни ребенка и при установлении факта отсутствия попечения его родителей или его родственников обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве, а также направить имеющуюся информацию об этом ребенке в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для первичного учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и одновременного направления в федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации, для первичного учета в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Федеральным законом от 16 апреля 2001 года N 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».

Орган опеки и попечительства в течение месяца со дня получения сведений, указанных в абзаце первом настоящего пункта, обязан направить документированную информацию о ребенке, оставшемся без попечения родителей, в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, организации его устройства в семью граждан Российской Федерации на территории данного субъекта Российской Федерации и одновременного направления в соответствующий федеральный орган исполнительной власти для учета в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Федеральным законом от 16 апреля 2001 года N 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».

2. Руководители образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, в течение трех рабочих дней со дня, когда им стало известно, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения соответствующей организации для организации его устройства на воспитание в семью.

3. Орган опеки и попечительства в течение месяца со дня поступления сведений, указанных в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, обеспечивает устройство ребенка.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации со дня поступления информации, указанной в абзаце третьем пункта 1 настоящей статьи, организует устройство ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью граждан Российской Федерации на территории данного субъекта Российской Федерации, а при отсутствии такой возможности по истечении месяца со дня поступления информации, указанной в абзаце третьем пункта 1 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации, оказывает содействие в устройстве ребенка на воспитание в семью граждан Российской Федерации на территории Российской Федерации.

Региональные банки данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, составляют государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Порядок формирования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и пользования им определяется Федеральным законом от 16 апреля 2001 года N 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».

4. За неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктами 2, 3 настоящей статьи, за предоставление заведомо недостоверных сведений, за иные действия, направленные на сокрытие ребенка от передачи на воспитание в семью, руководители организаций и должностные лица указанных в пунктах 2, 3 настоящей статьи органов привлекаются к ответственности в порядке, установленном законом.

Комментарий к статье 122 Семейного Кодекса РФ

1. В п. 1 комментируемой статьи говорится об общей обязанности должностных лиц учреждений (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, лечебных учреждений и других учреждений) и иных граждан, располагающих сведениями о детях, оставшихся без попечения родителей, сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.

В течение трех дней со дня получения таких сведений органы опеки и попечительства должны проверить полученные сведения. Для этого они должны провести обследование условий жизни ребенка. После получения этих сведений органы опеки и попечительства должны принять немедленные меры, обеспечивающие защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве.

Органом опеки и попечительства после проведения обследования условий жизни ребенка составляются два документа: акт обследования и основанное на нем заключение (оценка собранных фактов, выводы и предложения о форме возможного устройства ребенка), а при необходимости — должны быть приняты меры по охране имущества несовершеннолетнего.

2. П. 2 комментируемой статьи устанавливает правовую обязанность руководителей учреждений (независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы), в которых находятся дети, в семидневный срок со дня, когда им стало известно, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, сообщить в орган опеки и попечительства по месту нахождения данного учреждения о каждом ребенке, оставшемся без попечения родителей, который может быть передан на воспитание в семью.

3. При невозможности устройства ребенка в семью по месту его фактического нахождения в течение месяца со дня установления факта утраты родительского попечения орган опеки и попечительства направляет сведения об этом ребенке одновременно в орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого проживает ребенок (в региональный банк данных), и в федеральный орган исполнительной власти, ведущий централизованный учет детей, оставшихся без попечения родителей (в федеральный банк данных).

Для учета детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Законом о государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, образуется государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Под последним понимается совокупность информационных ресурсов, сформированных на уровне субъектов Российской Федерации (региональный банк данных о детях) и на федеральном уровне (федеральный банк данных о детях), а также информационные технологии, реализующие процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и предоставления гражданам, желающим принять детей на воспитание в свои семьи, документированной информации о детях, оставшихся без попечения родителей и подлежащих устройству на воспитание в семьи в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 1 Закона о государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей).

Порядок организации учета таких детей регламентирован Правилами ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществления контроля за его формированием и использованием, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2002 г. N 217.

Согласно п. 2 указанных Правил должностные лица дошкольных, общеобразовательных, лечебно-профилактических и других учреждений и граждане, располагающие сведениями о детях, оставшихся без попечения родителей, обязаны сообщать их в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей. При этом руководители воспитательных, лечебно-профилактических учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, обязаны в 7-дневный срок со дня получения сведений о том, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения учреждения.

В п. 3 Правил установлено, что орган опеки и попечительства в 3-дневный срок со дня получения сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, обязан провести обследование условий жизни этого ребенка и, установив факт отсутствия попечения родителей, зарегистрировать данные о нем в журнале первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей, а также обеспечить временное устройство ребенка до решения вопроса о передаче его на воспитание в семью или в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Первичный учет детей, оставшихся без попечения родителей, и подготовка документов для устройства их на воспитание в семьи осуществляется органом опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. Деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается.

4. В п. 4 комментируемой статьи говорится об ответственности указанных выше должностных лиц и организаций в случае неисполнения упомянутых в пунктах 2 и 3 комментируемой статьи обязанностей. Следует отметить, что ранее обязанности руководителей указанных учреждений только декларировались и не сопровождались какими-либо санкциями в отношении нарушителей. Однако в настоящее время речь идет об административной ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 5.36 КоАП РФ, согласно которому нарушение руководителем учреждения, в котором находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, либо должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетнем, нуждающемся в передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью) либо в учреждение для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей, а равно предоставление заведомо недостоверных сведений о таком несовершеннолетнем —

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

А в п. 2 указанной статьи сказано, что совершение руководителем учреждения, в котором находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, либо должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления действий, направленных на укрытие несовершеннолетнего от передачи на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью) либо в учреждение для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей, —

влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

Семейный кодекс Украины
Статья 122. Определение происхождения ребенка от матери и отца, которые находятся в браке между собой

1. Ребенок, зачатый и (или) рожден в браке, происходит от супругов.

Происхождение ребенка от супругов определяется на основании Свидетельства о браке и документа учреждения здравоохранения о рождении женой ребенка.

2. Ребенок, рожденный до истечения десяти месяцев после прекращения брака или признания его недействительным, происходит от супругов.

3. Супруги, а также женщина и мужчина, брак между которыми прекращен, в случае рождения ребенка до истечения десяти месяцев после прекращения их брака, имеют право подать в орган государственной регистрации актов гражданского состояния общее заявление о непризнании мужчины (бывшего супруга) отцом ребенка. Такое требование может быть удовлетворено лишь в случае представления другим лицом и матерью ребенка заявления о признании отцовства.

Если ребенок родился до истечения десяти месяцев от дня прекращения брака вследствие смерти супруга, происхождение ребенка от отца может быть определено по совместному заявлению матери и мужчины, который считает себя отцом.

Главная | Семейный кодекс РФ | Статья 122. Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей

Статья 122. Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей

1. Должностные лица учреждений (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, лечебных учреждений и других учреждений) и иные граждане, располагающие сведениями о детях, указанных в пункте 1 статьи 121 настоящего Кодекса, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.

Орган опеки и попечительства в течение трех дней со дня получения таких сведений обязан провести обследование условий жизни ребенка и при установлении факта отсутствия попечения его родителей или его родственников обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве.

2. Руководители воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, обязаны в семидневный срок со дня, когда им стало известно, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения данного учреждения.

3. Орган опеки и попечительства в течение месяца со дня поступления сведений, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, обеспечивает устройство ребенка (статья 123 настоящего Кодекса) и при невозможности передать ребенка на воспитание в семью направляет сведения о таком ребенке по истечении указанного срока в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение месяца со дня поступления сведений о ребенке организует его устройство в семью граждан, проживающих на территории данного субъекта Российской Федерации, а при отсутствии такой возможности направляет указанные сведения в федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации, для учета в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и оказания содействия в последующем устройстве ребенка на воспитание в семью граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.

Региональные банки данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, составляют государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Порядок формирования и пользования государственным банком данных о детях, оставшихся без попечения родителей, определяется федеральным законом.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 28.12.2004 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. За неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи, за предоставление заведомо недостоверных сведений, а также за иные действия, направленные на сокрытие ребенка от передачи на воспитание в семью, руководители учреждений и должностные лица указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи органов привлекаются к ответственности в порядке, установленном законом.

(в ред. Федерального закона от 27.06.1998 N 94-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Общество защиты прав потребителей в социальных сетях:

Семейный кодекс Украины ( СК Украины) с комментариями к статьям

Стаття 122. Определение происхождения ребенка от матери и отца, которые находятся в браке между собой

1. Ребенок, зачатый и (или) рожденная в браке, происходит от супругов.

Происхождение ребенка от супругов определяется на основании Свидетельства о браке и документа учреждения здравоохранения о рождении женой ребенка.

2. Ребенок, рожденный в истечение десяти месяцев после прекращения брака или признания его недействительным, происходит от супругов.

3. Супруги, а также женщина и мужчина, брак между Которым прекращен, в случае рождения ребенка до истечение десяти месяцев после прекращения их брака, Имеют право подать в орган государственной регистрации актов гражданского состояния общее заявление в непризнаниы мужчины (бывшего супруга) отцом ребенка. Такая требование может быть удовлетворено Лишь в случае представления вторым лицом и матерью ребенка заявления о признании отцовства.

Если ребенок родился в истечение десяти месяцев со дня прекращения брака вследствие смерти мужа, происхождение ребенка от отца может быть определено по совместному заявлению матери и мужчины, Который Считает себя отцом.

статья регламентирует отношения по происхождения ребенка от матери и отца, состоящих в браке между собой. Причем следует Обратите внимание на то, что Законом Украины от 22 декабря 2006 N 524-V «О внесение изменений в Семейный и Гражданский кодексы Украина» в статье 122 Кодекса в части второй слова » кроме случая, предусмотренном статьей 124 настоящего Кодекса «исключено, а часть третью Изложены в новой редакции. Внесение определенных изменений было обусловлено необходимостью совершенствования института презумпция отцовства и необходимостью предусмотреть дополнительные гарантии для защиты субъектов родительских правоотношений.

Ч. 1 статьи регулирует происхождения ребенка, зачатый и (или) рожденная в браке от родителей. Закон закрепляет положение о том, что такой ребенок происходит от супругов, то есть от женщины и мужчины, Которые находятся в браке между собой. В связи с этим, ребенок Считается происходящим от супругов, если она:

1) зачатый супругами и рожденная в период брака

2) зачатый женщиной и мужчиной, а не находились на время зачатия в браке, но на момент рождения ребенка, отсутствие между ними был зарегистрирован.

На защиту прав и охраняемых законом интересов ребенка становится положение Кодекса, согласно которому ребенок, рожденный в истечение десяти месяцев после прекращения брака или признания его недействительным, происходит от супругов. Таким образом, в ч. 2 статьи закреплено третью основание, при котором определяется происхождение ребенка от матери и отца, состоящих в браке между собой. Перечисленные три случая является ничем иным как закрепление в законе института презумпция отцовства. Такая презумпция исходит из того, что отцом ребенка, родившегося в браке или в истечение 10 месяцев после его расторжения является Человек, который находится (Находился) с матерью ребенка в зарегистрированно браке. В теории семейного права также говорится и о Презумпция материнства, согласно которой жена родила ребенка и именно того ребенка, которого она забрала из роддома будинку4.

В случае презумпции отцовства, мужчина жены записывается отцом ребенка, независимо от того, желает он этого или нет. Хотя закон не лишает его права оспорить свое отцовство в судебно порядке (ст. 136 СК Украины).

Презумпция отцовства не распространяется на ребенка, Который был рожден в регистрации брака.

Отдельного внимания требует положение закона, согласно которому ребенок, рожденный в истечение десяти месяцев после прекращения брака или признания его недействительным, происходит от супругов. Законодатель исходит из того, что зачатие ребенка могло произойти во время брака, а рождение — после его расторжения. В данном случае учтены достижения медицины по максимально вероятной продолжительности срока беременности и установлено, что со времени регистрации брака презумпция отцовства действует в течение 10 месяцев с момента прекращения брака или признания его недействительным. О прекращения брака, то следует исходом, что он может быть прекращен как вследствие смерти отца (Объявление его умершим), так и вследствие расторжения (глава 11 СК Украины). Признание брака недействительным может произойти путем аннулирования актовой записи о браке органом гос регистрации актов гражданского состояния (ч. 4 ст. 39 СК Украины), так и решению суда (ст. ст. 40 — 41 СК Украины), причем согласно содержания ст. 44 СК Украины такой недостаток является недействительным с момента его регистрации. Однако, в силу ст. 47 СК Украины, согласно которой недействительность брака не влияет на объем взаимных прав и обязанностей родителей и ребенка, Который родился в этом браке, презумпция отцовства распространяется на 10-месячный срок со дня вступление в силу процессуальным решением в недействительности брака.

Закон определяет документы, на основании которых определяется происхождение ребенка от супругов — свидетельство в браке и документ учреждения здравоохранения в рождении женой ребенка (медицинское свидетельство о рождении ребенка). Порядок оформления и выдачи документа учреждения здравоохранения здоровья в рождении ребенка регулируется приказом Министерства здравоохранения Украины от 8 августа 2006 года N 545 «Об упорядочение ведения медицинской документации, удостоверяющей случаи рождения и смерти «. О выдаче свидетельства о рождении см.. ком. ст. 121 СК Украины.

Ч. 3 комментируемой статьи содержит новеллы по законодательного регулированию возможности записи отцом ребенка второго мужчины, несмотря на наличие презумпция отцовства. В частности, супруги, а также женщина и мужчина, брак между Которым прекращен, в случае рождения ребенка в истечение десяти месяцев после прекращения их брака, Имеют право подать в государственный орган регистрации актов гражданского состояния общее заявление о непризнаниы мужчины (бывшего супруга) отцом ребенка. Такое требование может быть удовлетворено Лишь в случае представления вторым лицом и матерью ребенка заявления о признании отцовства. Применение этой правовой нормы возможно при наличии юридического состава, т.е. совокупности юридических фактов: ребенок родился вне брака, но в истечение 10 месяцев со дня его прекращения; супругов или бывших супругов подают в государственный орган регистрации актов гражданского состояния общее заявление о непризнаниы мужчины (бывшего супруга) отцом ребенка; другое лицо и мать ребенка заявления о признании отцовства. Введение этой правовой нормы одновременно защищает интересы ребенка, будет считаться родилась в браке. Кроме этого, это будет отвечать интересам как ее биологического отца, так и супруга (бывшего супруга) матери, Который отцом он не является. Однако, без волеизъявления всех сторон, наступление последствий, предусмотренных комментируемым нормой невозможно.

В том случае, когда ребенок родился в истечение десяти месяцев со дня прекращения брака вследствие смерти мужа, происхождение ребенка от отца может быть определено по совместному заявлению матери и мужчины, Который Считает себя отцом. Введение этой нормы может Вызвать шквал критики со стороны родственников умершего, прежде деда и бабы, Которые в этом случае теряют правовую связь с внуками.

Статья 122. Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей

СТ 122 СК РФ

1. Должностные лица организаций (дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, медицинских организаций и других организаций) и иные граждане, располагающие сведениями о детях, указанных в пункте 1 статьи 121 настоящего Кодекса, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.

Орган опеки и попечительства в течение трех рабочих дней со дня получения таких сведений обязан провести обследование условий жизни ребенка и при установлении факта отсутствия попечения его родителей или его родственников обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве, а также направить имеющуюся информацию об этом ребенке в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для первичного учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и одновременного направления в федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации, для первичного учета в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Федеральным законом от 16 апреля 2001 года N 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».

Орган опеки и попечительства в течение месяца со дня получения сведений, указанных в абзаце первом настоящего пункта, обязан направить документированную информацию о ребенке, оставшемся без попечения родителей, в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, организации его устройства в семью граждан Российской Федерации на территории данного субъекта Российской Федерации и одновременного направления в соответствующий федеральный орган исполнительной власти для учета в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Федеральным законом от 16 апреля 2001 года N 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».

2. Руководители образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, в семидневный срок со дня, когда им стало известно, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения данной организации.

3. Орган опеки и попечительства в течение месяца со дня поступления сведений, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, обеспечивает устройство ребенка (статья 123 настоящего Кодекса) и при невозможности передать ребенка на воспитание в семью направляет сведения о таком ребенке по истечении указанного срока в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение месяца со дня поступления сведений о ребенке организует его устройство в семью граждан, проживающих на территории данного субъекта Российской Федерации, а при отсутствии такой возможности направляет указанные сведения в федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации, для учета в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и оказания содействия в последующем устройстве ребенка на воспитание в семью граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.

Региональные банки данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, составляют государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Порядок формирования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и пользования им определяется Федеральным законом от 16 апреля 2001 года N 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».

4. За неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктами 2, 3 настоящей статьи, за предоставление заведомо недостоверных сведений, за иные действия, направленные на сокрытие ребенка от передачи на воспитание в семью, руководители организаций и должностные лица указанных в пунктах 2, 3 настоящей статьи органов привлекаются к ответственности в порядке, установленном законом.

Комментарий к Ст. 122 Семейного кодекса РФ

1. Россия — большая страна. Учет и контроль — первостепенные и необходимые составляющие всякого управления, тем более управления государственного. Комментируемая статья определяет основные организационно-правовые механизмы единого для всего государства учета детей, оставшихся без попечения.

2. Иного, более эффективного способа выявления нуждающихся в опеке детей, чем получение информации о таких детях «от всех и каждого», попросту нет.

3. «Приподняв» заботу о детях с муниципального на государственный уровень, власть первым делом поставила перед собой задачу собрать общую и максимально исчерпывающую информацию о всех детях, оставшихся без родительного попечения.

Федеральный закон от 16.04.2001 N 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».

4. Рассматриваемая норма содержит ряд положений о сроках (три, семь дней, месяц). В статье, посвященной государственному учету, такие правила необходимы. Установленные сроки вносят в процесс выполнения государственной (а в данном случае и всенародной) задачи известную определенность и дисциплину.

Статья 122 СК РФ. Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей

Новая редакция Ст. 122 СК РФ

1. Должностные лица организаций (дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, медицинских организаций и других организаций) и иные граждане, располагающие сведениями о детях, указанных в пункте 1 статьи 121 настоящего Кодекса, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.

Орган опеки и попечительства в течение трех рабочих дней со дня получения таких сведений обязан провести обследование условий жизни ребенка и при установлении факта отсутствия попечения его родителей или его родственников обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве, а также направить имеющуюся информацию об этом ребенке в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для первичного учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и одновременного направления в федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации, для первичного учета в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Федеральным законом от 16 апреля 2001 года N 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».

Орган опеки и попечительства в течение месяца со дня получения сведений, указанных в абзаце первом настоящего пункта, обязан направить документированную информацию о ребенке, оставшемся без попечения родителей, в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, организации его устройства в семью граждан Российской Федерации на территории данного субъекта Российской Федерации и одновременного направления в соответствующий федеральный орган исполнительной власти для учета в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Федеральным законом от 16 апреля 2001 года N 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».

2. Руководители образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, в течение трех рабочих дней со дня, когда им стало известно, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения соответствующей организации для организации его устройства на воспитание в семью.

3. Орган опеки и попечительства в течение месяца со дня поступления сведений, указанных в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, обеспечивает устройство ребенка.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации со дня поступления информации, указанной в абзаце третьем пункта 1 настоящей статьи, организует устройство ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью граждан Российской Федерации на территории данного субъекта Российской Федерации, а при отсутствии такой возможности по истечении месяца со дня поступления информации, указанной в абзаце третьем пункта 1 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации, оказывает содействие в устройстве ребенка на воспитание в семью граждан Российской Федерации на территории Российской Федерации.

Региональные банки данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, составляют государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Порядок формирования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и пользования им определяется Федеральным законом от 16 апреля 2001 года N 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».

4. За неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктами 2, 3 настоящей статьи, за предоставление заведомо недостоверных сведений, за иные действия, направленные на сокрытие ребенка от передачи на воспитание в семью, руководители организаций и должностные лица указанных в пунктах 2, 3 настоящей статьи органов привлекаются к ответственности в порядке, установленном законом.

Комментарий к Статье 122 СК РФ

1. В п. 1 комментируемой статьи говорится об общей обязанности должностных лиц учреждений (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, лечебных учреждений и других учреждений) и иных граждан, располагающих сведениями о детях, оставшихся без попечения родителей, сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.

В течение трех дней со дня получения таких сведений органы опеки и попечительства должны проверить полученные сведения. Для этого они должны провести обследование условий жизни ребенка. После получения этих сведений органы опеки и попечительства должны принять немедленные меры, обеспечивающие защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве.

Органом опеки и попечительства после проведения обследования условий жизни ребенка составляются два документа: акт обследования и основанное на нем заключение (оценка собранных фактов, выводы и предложения о форме возможного устройства ребенка), а при необходимости — должны быть приняты меры по охране имущества несовершеннолетнего.

2. П. 2 комментируемой статьи устанавливает правовую обязанность руководителей учреждений (независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы), в которых находятся дети, в семидневный срок со дня, когда им стало известно, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, сообщить в орган опеки и попечительства по месту нахождения данного учреждения о каждом ребенке, оставшемся без попечения родителей, который может быть передан на воспитание в семью.

3. При невозможности устройства ребенка в семью по месту его фактического нахождения в течение месяца со дня установления факта утраты родительского попечения орган опеки и попечительства направляет сведения об этом ребенке одновременно в орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого проживает ребенок (в региональный банк данных), и в федеральный орган исполнительной власти, ведущий централизованный учет детей, оставшихся без попечения родителей (в федеральный банк данных).

Для учета детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Законом о государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, образуется государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Под последним понимается совокупность информационных ресурсов, сформированных на уровне субъектов Российской Федерации (региональный банк данных о детях) и на федеральном уровне (федеральный банк данных о детях), а также информационные технологии, реализующие процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и предоставления гражданам, желающим принять детей на воспитание в свои семьи, документированной информации о детях, оставшихся без попечения родителей и подлежащих устройству на воспитание в семьи в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 1 Закона о государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей).

Порядок организации учета таких детей регламентирован Правилами ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществления контроля за его формированием и использованием, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2002 г. N 217.

Согласно п. 2 указанных Правил должностные лица дошкольных, общеобразовательных, лечебно-профилактических и других учреждений и граждане, располагающие сведениями о детях, оставшихся без попечения родителей, обязаны сообщать их в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей. При этом руководители воспитательных, лечебно-профилактических учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, обязаны в 7-дневный срок со дня получения сведений о том, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения учреждения.

В п. 3 Правил установлено, что орган опеки и попечительства в 3-дневный срок со дня получения сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, обязан провести обследование условий жизни этого ребенка и, установив факт отсутствия попечения родителей, зарегистрировать данные о нем в журнале первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей, а также обеспечить временное устройство ребенка до решения вопроса о передаче его на воспитание в семью или в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Первичный учет детей, оставшихся без попечения родителей, и подготовка документов для устройства их на воспитание в семьи осуществляется органом опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. Деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается.

4. В п. 4 комментируемой статьи говорится об ответственности указанных выше должностных лиц и организаций в случае неисполнения упомянутых в пунктах 2 и 3 комментируемой статьи обязанностей. Следует отметить, что ранее обязанности руководителей указанных учреждений только декларировались и не сопровождались какими-либо санкциями в отношении нарушителей. Однако в настоящее время речь идет об административной ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 5.36 КоАП РФ, согласно которому нарушение руководителем учреждения, в котором находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, либо должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетнем, нуждающемся в передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью) либо в учреждение для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей, а равно предоставление заведомо недостоверных сведений о таком несовершеннолетнем —

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

А в п. 2 указанной статьи сказано, что совершение руководителем учреждения, в котором находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, либо должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления действий, направленных на укрытие несовершеннолетнего от передачи на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью) либо в учреждение для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей, —

влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

Другой комментарий к Ст. 122 Семейного кодекса Российской Федерации

1. Постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г. N 919 (СЗ РФ, 1996, N 33, ст.3995) утвержден Порядок организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей. В нем установлены правила организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей, с целью передачи их на воспитание в семью на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью, а при отсутствии такой возможности в учреждения всех типов для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей.

2. Централизованный учет детей, оставшихся без попечения родителей (первичный, региональный и федеральный), осуществляется органами опеки и попечительства, соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ и Министерством образования РФ.

Первичный учет детей, оставшихся без попечения родителей, и подготовка необходимых документов для передачи ребенка на воспитание в семью осуществляются органом опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка.

3. Должностные лица учреждений (дошкольных, общеобразовательных, лечебно-профилактических и других) и граждане, располагающие сведениями о детях, оставшихся без попечения родителей, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.

Руководители воспитательных, лечебно-профилактических учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, обязаны в 7-дневный срок со дня получения известия о том, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения данного учреждения.

4. Орган опеки и попечительства в течение трех дней со дня получения сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, обязан провести обследование условий жизни ребенка, и, установив факт отсутствия попечения родителей, зарегистрировать данные о нем в журнале первичного учета, обеспечить временное устройство ребенка до решения вопроса о передаче его на воспитание в семью или в одно из учреждений для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей.

В случае если ребенок, в отношении которого возникли установленные законом основания для передачи его на воспитание в семью, не был передан в течение одного месяца со дня его первичной регистрации по фактическому месту жительства (нахождения) на воспитание в семью, орган опеки и попечительства заполняет на него анкету установленной формы, копия которой передается в соответствующий орган исполнительной власти соответствующего субъекта РФ для постановки ребенка на региональный учет.

5. Соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ формирует региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей и проживающих на территории этого субъекта, на основании поступивших сообщений из органов опеки и попечительства. В течение месяца со дня поступления указанных сведений организует устройство ребенка в семью граждан, проживающих на его территории или на территориях других субъектов РФ, подбирает детей для лиц, изъявивших желание взять ребенка на воспитание в семью, выдает им направление в орган опеки и попечительства для посещения ребенка по его фактическому месту жительства (нахождения) и решения вопроса о передаче на воспитание в семью в порядке, установленном законодательством РФ.

Соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ ведет учет иностранных граждан и лиц без гражданства, обратившихся в этот орган и изъявивших желание усыновить детей, являющихся гражданами РФ, и предоставляет им информацию о детях, в отношении которых возникли установленные законом основания для их усыновления (удочерения) иностранными гражданами или лицами без гражданства.

Получив сведения о ребенке из органа опеки и попечительства, соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ направляет копию анкеты и фотографию ребенка в Министерство образования РФ для постановки на федеральный учет и оказания содействия в последующем устройстве ребенка на воспитание в семью граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ.

При изменении правового статуса ребенка (восстановление родителя (родителей) в родительских правах, усыновление (удочерение) ребенка и др.), сведения о котором находятся в Министерстве образования РФ, соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ в недельный срок информирует об этом Министерство образования РФ.

6. Министерство образования РФ формирует федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, на основании сообщений соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ, ведет учет этих детей, подбирает для лиц, обратившихся в Министерство образования РФ и изъявивших желание взять ребенка на воспитание в семью, детей на основе сведений о них, выдает направление в соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ для посещения ребенка по его фактическому месту жительства (нахождения) и решения вопроса о передаче ребенка на воспитание в семью в порядке, установленном законодательством РФ, предоставляет соответствующим органам исполнительной власти субъектов РФ (по их запросу) сведения, имеющиеся в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, ведет учет иностранных граждан и лиц без гражданства, обратившихся в Министерство образования РФ и изъявивших желание усыновить (удочерить) детей, являющихся гражданами РФ.

Датой постановки ребенка на централизованный учет считается дата заполнения анкеты ребенка в органе опеки и попечительства по его фактическому месту жительства (нахождения).

7. Гражданам РФ, постоянно проживающим за пределами территории РФ, иностранным гражданам и лицам без гражданства сведения о детях, которые могут быть переданы им на усыновление (удочерение), предоставляются по истечении трех месяцев со дня постановки указанных детей на централизованный учет. Для решения вопррса об усыновлении ребенка иностранными гражданами или лицами без гражданства соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ в 10-дневный срок с момента подачи ими заявления о желании усыновить (удочерить) конкретного ребенка обращается в Министерство образования РФ с письменным запросом о подтверждении того, что ребенок находится на централизованном учете.

В запросе соответствующего органа исполнительной власти субъекта РФ указываются фамилия, имя, отчество и дата рождения ребенка; фамилия, имя кандидатов в усыновители; страна их проживания, а также наименование и адрес компетентной организации, подготовившей заключение на кандидатов в усыновители и взявшей на себя обязательство осуществлять контроль за условиями жизни и воспитания усыновляемого ребенка.

Министерство образования РФ в 10-дневный срок с момента получения запроса письменно подтверждает наличие сведений в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, об усыновляемом ребенке и сообщает о том, что в установленные законодательством РФ сроки не представилась возможность его передачи на воспитание в семью граждан РФ.

8. Орган опеки и попечительства, соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации и Министерство образования Российской Федерации, осуществляющие соответственно первичный, региональный и федеральный учет детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляют гражданам Российской Федерации, ставшим кандидатами в усыновители, опекуны (попечители), приемные родители, а также иностранным гражданам или лицам без гражданства, изъявившим желание усыновить ребенка, являющегося гражданином РФ, в установленном порядке сведения о детях, которые могут быть переданы на воспитание в семью.