Семейный кодекс рф план

Семейный кодекс рф план

Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Семейный кодекс РФ

Глава 8. Договорный режим имущества супругов

1. Брачный договор может быть заключен как до государственной регистрации заключения брака, так и в любое время в период брака. Брачный договор, заключенный до государственной регистрации заключения брака, вступает в силу со дня государственной регистрации заключения брака.

2. Брачный договор заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению.

1. Брачным договором супруги вправе изменить установленный законом режим совместной собственности (статья 34 настоящего Кодекса), установить режим совместной, долевой или раздельной собственности на все имущество супругов, на его отдельные виды или на имущество каждого из супругов.

Брачный договор может быть заключен как в отношении имеющегося, так и в отношении будущего имущества супругов.

Супруги вправе определить в брачном договоре свои права и обязанности по взаимному содержанию, способы участия в доходах друг друга, порядок несения каждым из них семейных расходов; определить имущество, которое будет передано каждому из супругов в случае расторжения брака, а также включить в брачный договор любые иные положения, касающиеся имущественных отношений супругов.

3. Брачный договор не может ограничивать правоспособность или дееспособность супругов, их право на обращение в суд за защитой своих прав; регулировать личные неимущественные отношения между супругами, права и обязанности супругов в отношении детей; предусматривать положения, ограничивающие право нетрудоспособного нуждающегося супруга на получение содержания; содержать другие условия, которые ставят одного из супругов в крайне неблагоприятное положение или противоречат основным началам семейного законодательства.

В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.

Могут быть выделены и озаглавлены следующие смысловые фрагменты:

1) юридические основы заключения брачного договора;

2) основные права и обязанности супругов. оговариваемые брачным договором;

3) положения. которые запрещено включать в брачный договор.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

Тема 6. Основы семейного права рф. План лекции

Понятие, предмет, принципы семейного права.

Брак по семейному праву.

Права и обязанности супругов, родителей и детей.

Алиментные обязательства в семейном праве.

Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

Понятие, предмет, принципы семейного права.

Семейное право – это совокупность правовых норм, которые устанавливают условия и порядок вступления в брак, основания прекращения брака и признания его недействительным, регулируют личные неимущественные и имущественные отношения между супругами, родителями, детьми и другими членами семьи, определяют формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

Указанные отношения в своей основе составляют предмет семейного права.

Основными принципами семейного права являются:

добровольность брачного союза;

принцип равенства прав супругов в семье;

принцип разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию;

принцип взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов;

принцип укрепления семьи;

принцип недопустимости вмешательства кого-либо в дела семьи;

судебная защита прав членов семьи;

приоритет семейного воспитания детей;

забота о благосостоянии и развитии детей;

обеспечение приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

Ст.1 Семейного кодекса РФ запрещает любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Права граждан в семье могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов членов семьи и иных граждан.

Семейное законодательство включает в себя Семейный кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним другие федеральные законы, законы субъектов РФ и подзаконные нормативно-правовые акты. Семейный кодекс – это основной закон кодификационного характера, регулирующий семейные отношения, он действует с 1 марта 1996 г. Нормы Семейного кодекса регулируют семейные отношения по вопросам, отнесенным к компетенции РФ и вопросам совместного ведения РФ и субъектов РФ. Согласно ст.4 СК РФ к отношениям между членами семьи, не урегулированным семейным законодательством, применяется гражданское законодательство постольку, поскольку это не противоречит существу семейных отношений.

Основными задачами семейного законодательства являются:

— совершенствование правовых основ укрепления семьи;

— обеспечение эффективной правовой защиты ее членов в новых социально-экономических условиях.

2. Понятия, условия, порядок заключения и расторжения брака.

Брак – это заключенной в установленном порядке с целью создания семьи добровольный и равноправный союз мужчины и женщины, порождающий у них взаимные права и обязанности.

Порядок заключения брака: брак должен быть заключен (зарегистрирован) в органах ЗАГСа (записи актов гражданского состояния). Заключение брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по истечении месяца со дня подачи ими заявления в органы ЗАГСа. При наличии уважительных, причин, срок может быть сокращен, а при наличии особых обстоятельств (беременность, рождение ребенка и др.) брак может быть заключен в день подачи заявления (ст.11 СК РФ).

Условия заключения брака: наличие взаимного добровольного согласия мужчины и женщины, вступающих в брак и достижения ими брачного возраста.

Брачный возраст устанавливается в 18 лет, именно с этого возраста у гражданина возникает в полном объеме гражданская дееспособность, т.е. способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские и иные права, в том числе и по вступлению в брак, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. При наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе этих лиц разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста 16 лет. В соответствии с частью 3 статьи 13 СК порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в порядке исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста шестнадцати лет, могут быть установлены законами субъектов РФ.

В настоящее время минимальный возраст, когда при особых обстоятельствах возможно получить разрешение на вступление в брак, в законах Ростовской, Московской, Вологодской, Владимирской, Самарской, Калужской, Тамбовской областей установлен в 14 лет, Тверской, Мурманской и Рязанской – в 15 лет. В законах Новгородской и Орловской областей возрастные ограничения отсутствуют. Снижение брачного возраста касается в равной мере обоих супругов и допускается в первую очередь в случаях беременности будущей супруги, рождения ею ребенка, угрозы жизни одной из сторон.

Не допускается заключение брака между:

— лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке;

— близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и не полнородными братьями и сестрами);

— усыновителями и усыновленными:

— лицами, из которых хотя бы одно лицо признано недееспособным вследствие психического расстройства.

При нарушении указанных выше условий заключения брака, он признается недействительным. Признание брака недействительным производится судом. Брак признается недействительным с момента его заключения (ст.ст.27-30 СК РФ).

Недействительным является и фиктивный брак,то есть брак, зарегистрированный без намерения создать семью.

Если одно из лиц, вступающих в брак, скрыло от другого лица наличие венерической болезни или ВИЧ- инфекции, последнее вправе обратиться в суд с требованием о признание брака недействительным.

Основания прекращения брака предусмотрены ст.16 СК РФ:

1) смерть или объявление судом одного из супругов умершим;

2) расторжение брака по заявлению одного или обоих супругов, а также по заявлению опекуна супруга, признанного судом недееспособным.

Защищая интересы женщины, ст.17 СК РФ устанавливает правило о том, что муж не имеет право без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение года после рождения ребенка.

Брак расторгается в органах ЗАГСа и в судебном порядке.

В органах ЗАГСа брак расторгается:

1) при согласии обоих сторон на расторжение брака и отсутствии общих несовершеннолетних детей;

2) по заявлению одного из супругов независимо от наличия общих несовершеннолетних детей, если другой супруг признан судом безвестно отсутствующим или признан судом недееспособным или осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше 3 лет (ст.19 СК РФ).

Расторжение брака и выдача соответствующего свидетельства производится органами ЗАГСа по истечении месяца со дня подачи заявления о расторжении брака (ст.19 СК РФ).

Органы записи актов гражданского состояния не являются судебными органами, и в их функцию не входит рассмотрение споров, возникающих между супругами в связи с расторжением брака. Поэтому органы ЗАГСа не могут и не вправе одновременно с расторжением брака разрешать возникшие между супругами споры. Споры о разделе имущества супругов, выплате алиментов, споры о детях рассматриваются в судебном порядке независимо от расторжения брака в органах ЗАГСа.

В судебном порядке брак расторгается:

1) при наличии у супругов общих несовершеннолетних детей (за исключением случаев, предусмотренных ст.19 СК РФ);

2) при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака.

Брак расторгается, если судом установлено, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи невозможны.

Суд при вынесении решения о расторжении брака обязан разрешить следующие вопросы:

— с кем из родителей будут проживать несовершеннолетние дети после развода;

— с кого из родителей, и в каком размере взыскиваются алименты на детей;

— по требованию супругов (одного из них) произвести раздел имущества, находящегося в их совместной собственности;

— по требованию супруга, имеющего право на получение содержания от другого супруга, определить размер этого содержания.

Брак, расторгаемый в суде, прекращается со дня вступления решения суда в законную силу (ст.ст.21, 24, 25 СК РФ).

В случае явки супруга, объявленного судом умершим или признанного судом безвестно отсутствующим, по совместному заявлению супругов при отмене соответствующих судебных решений брак может быть восстановлен органом ЗАГСа. В такой ситуации брак не может быть восстановлен, если другой супруг вступил в новый брак (ст.26 СК РФ).

Презентация к уроку по ОБЖ (11 класс) по теме: Презентация «Семья в современном обществе. Законодательство и семья» — презентация

Презентация была опубликована 3 года назад пользователемЯн Мишакин

Презентация на тему «Семья в современном обществе. Законодательство и семья»

Похожие презентации

Презентация по предмету «ОБЖ» на тему: «Презентация к уроку по ОБЖ (11 класс) по теме: Презентация «Семья в современном обществе. Законодательство и семья»». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 «Плохо человеку, когда он один Горе одному, один не воин» В.Маяковский

2 Семья в современном обществе. Законодательство и семья. Корнеева Е.С. учитель ОБЖ МБОУ СОШ 8 г. Холмска

3 С 1 марта 1996 года вступил в силу Федеральный закон, регулирующий семейные отношения, — Семейный кодекс Российской Федерации. Статья 1 Кодекса закрепляет, что «Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства».

4 1. Подтвердите, что семья составляет основу общественных отношений.

5 2. Дайте определение семьи.

7 Матриархат Патриархат Эгалитарные семьи (одинаковые права) ТИПЫ ВЛАСТНЫХ СТРУКТУР

8 3. Определите основные функции семьи -Социальные -Экономические

11 Семейное право – это совокупность норм, регулирующих личные неимущественные отношения, возникающие из брака

12 Выполните задание письменно: Условия заключения брака и принципы семейного права Условия заключения брака …. 2…. Брак – это… Брачный договор — это… Принципы семейного права … 2…

13 – это добровольный, равноправный, надлежаще оформленный союз мужчины и женщины, имеющий целью создание семьи, рождение и воспитание детей, ведение общего хозяйства. Брак – это добровольный, равноправный, надлежаще оформленный союз мужчины и женщины, имеющий целью создание семьи, рождение и воспитание детей, ведение общего хозяйства.

14 Условия заключения брака: 1. Взаимное добровольное согласие вступления в брак. 2. Достижение брачного возраста (в России – 18 лет, в исключительных случаях – 16 лет) 3. Супруги не должны состоять в другом браке. 4. Отсутствие родственных связей между супругами.

15 Брачный договор (контракт): Оформленное в надлежащей форме соглашение между супругами о порядке владения, пользования и распоряжения имуществом, нажитым в период брака, а также о разделе имущества в случае развода. Оформленное в надлежащей форме соглашение между супругами о порядке владения, пользования и распоряжения имуществом, нажитым в период брака, а также о разделе имущества в случае развода.

16 Принципы семейного права: — — Добровольность брачного союза; — — Равенство прав супругов в семье; — — Взаимное согласие при решении внутрисемейных вопросов; — — Приоритет семейного воспитания детей; — — Забота о развитии и благосостоянии детей; — -Приоритетная защита прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

17 Семья – это общество в миниатюре, от ценности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества Ф. Адлер Семейная любовь – наиболее распространённое между людьми и наиболее прочное в смысле влияния на жизнь людей, самое важное и самое благотворное изо всех добрых чувств человека. Н.Г. Чернышевский У добрых супругов – две души, но единая воля. М.Сервантес

18 Домашнее задание: Ответить письменно на вопросы: 1. Что такое ЗАГС и для чего он нужен? 2. Можно ли жить семейной жизнью без регистрации брака? 3. Является ли в России венчание в церкви официальным закреплением семейных отношений? 4. Законспектировать основные положения Семейного кодекса РФ по плану: — Источники семейного права. — Имущественные права и обязанности супругов. — Основания прекращения брака. — Права и обязанности родителей.

План- конспект на тему: «Семейный кодекс»

Тема: «Семейный кодекс»

Название предмета : обществознание

Номер класса : 10

Уровень обучения : базовый

Учебник : Обществознание. 10 класс, Л.Н. Боголюбов; 2008, 416 с.

Название урока : «Семейный кодекс»

Тип урока : комбинированный

Предметная цель. Создать условия для получения учащимися знаний в сфере семейной жизни. Рассмотреть особенности семейного кодекса, обстоятельства, исключающие семейный кодекс, раскрыть особенности видов брака и его заключения, а также права и обязанности членов семьи по отношению друг к другу;

Создать условия для формирования умений применять полученные знания не только при решении учебных ситуационных задач, но и в жизненных ситуациях.

Метапредметная цель урока: Продолжить формирование навыков работы с документами.

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики

Освоение приемов работы с социально значимой информацией, её осмысление;

развитие способностей, обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;

способствовать формированию правовых компетенций учащихся в вопросах семьи и семейного кодекса

продолжить развивать логическое мышление,

умения анализировать и обобщать изучаемый материал,

вести, аргументировано доказывать собственную точку,

работать с правовыми документами.

способствовать формированию отношения к семье и праву;

способствовать формированию толерантности, как основы позитивных качеств личности.

Дидактическая задача урока : поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизация знаний.

Ознакомление с политическими режимами

Приобретения навыков работы с документами.

Формы работы : Работа с учебником и документами.

Планируемый результат : Учащиеся в игровой форме ознакомятся с кодексом семьи в государстве, что позволит усвоить данный материал в полном объеме.

Средства создания коммуникативной среды : Вовлечение в учебную деятельность каждого учащегося, опираясь на индивидуальные склонности и способности.

Подведение итогов. Домашнее задание.

1. Организационный момент.

Приходит время и у молодых людей возникает потребность любить и быть любимыми, иметь семью, растить детей. Без удовлетворения этой потребности люди, как правило, не чувствуют себя счастливыми. Из курса обществознания мы с вами знакомы с понятием семья. Давайте вспомним его.

Семья- малая группа, основанная на браке или родстве, связанная общностью быта, взаимной помощью, правами и обязанностями. Нет более древнего образования, чем семья. Она появилась на заре возникновения человечества и остается до сих пор основной ячейкой общества. Люди меняются, меняется общество, но суть семьи практически не изменилась.

Как вы считаете, почему столь живучим оказался институт семьи?

Что семья дает человеку, государству?

3. Беседа с учащимися, выход на задачи урока.

Представьте следующие ситуации

Встретились мужчина и женщина. Родились дети, живут счастливо. Но их отношения
зарегистрированы не были. Через некоторое время пара решила
разорвать отношения. Обязан ли отец помогать бывшей семье?

Алексей женился на Елене, скрыв факт, что состоит в браке. Через 3 месяца Елена узнала о тайне мужа. Правомерно ли заключение брака?

Николай решил жениться. Его родители и родители невесты решили сделать молодым подарки. Родители Николая подарили свадебный банкет и путешествие, а родители невесты подарили дочери небольшую квартиру. По стоимости подарки были примерно одинаковыми. Через год молодые люди решили расстаться. Каждый из них остался при своем: невеста при квартире, а Николай при банкете и путешествии, которые уже закончились. Родители Николая были возмущены и подали в суд. Каким будет решение?

После регистрации брака Сергей запретил своей жене посещать работу, так как она связана с ночными дежурствами, мужу это не нравится. Прав ли он?

Дмитрий находится в местах лишения свободы. Его жена решила вступить в повторный брак и развелась с Дмитрием без его согласия. Правомерно ли это?

Какие знания нам нужны, чтобы ответить на эти вопросы?

4. Актуализация новой темы

Семья важна и дорога каждому человеку. Поэтому она находится под защитой государства. Вспомните, с помощью каких нормативных актов государство защищает и регулирует такой социальный институт как семья?. Тема нашего урока: « Семейный кодекс Р.Ф- основа семейно-брачных отношений».Сегодня, работая в малых группах, я предлагаю вам познакомиться с Семейным кодексом Р.Ф и разобраться в проблеме: как семейное законодательство отражает интересы супругов. Не является ли вмешательство права в семейные отношения нарушением тайны личной жизни?

Работа в группах с источником (Семейный кодекс РФ – Приложение1) и обсуждение .

Семья начинается с брака. Что такое брак?

С какого момента возникают права и обязанности супругов?

Обсудите в группах конкретные ситуации и определите какие юридические правила были нарушены (решение практических задач)

9. Далее ученики решают в группах проблемные задачи и обсуждают их (Приложение3)

10. Учитель: Жить в браке большой труд, для этого нужна духовная культура, подготовка, школа мудрости.

Почему не все люди смогли сохранить семью?

Первое упоминание о разводе встречается еще в своде законов царя Хаммурапи в 18 веке до нашей эры. За это время было принято множество законов о расторжении брака. Семейное законодательство Р.Ф. устанавливает порядок расторжения брака.

Познакомимся с ним и найдем ответы на вопросы:

Каков порядок расторжения брака в России?

Почему в некоторых случаях закон упрощает процедуру развода? (слайд 8)

11. Мы рассмотрели правовую основу семейно – брачных отношений, подведем итог, выполним тест. ( Контрольное тестирование – Приложение 4).

12. Подведение итогов. Решение проблемной ситуации

Итак, давайте вернемся к проблеме поставленной в начале урока

Как семейное законодательство отражает интересы супругов?

Можно ли считать правовое регулирование нарушением права личной жизни?

13 Заключительное слово.

Семья остается высшей ценностью, чтобы укреплять ее позиции правительством принимаются меры государственной поддержки семьи. Они включают в себя: льготы, отпуска для родителей по уходу за детьми, поддержку многодетных семей, работают четыре молодежные программы решения жилищного вопроса и многое другое. И вместе с тем, закончить урок мне хотелось бы словами Н. Бердяева: « Семья-взаимное несение тягот и школа жертвенности». Семья – это любовь, труд, поиск компромиссов и отправная точка к счастью.(слайд 9)

Статья 1. Основные начала семейного законодательства

1. Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой
государства.

Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав.

2. Признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния.

3. Регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами
добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения
внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об
их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов
несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

4. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных
отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной
принадлежности.

Статья 2. Отношения, регулируемые семейным законодательством

Семейное законодательство устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами, а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

Статья 10. Заключение брака

1. Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния.

2. Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения
брака в органах записи актов гражданского состояния.

Статья 11. Порядок заключения брака

1. Заключение брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по истечении месяца со дня подачи ими заявления в органы записи актов гражданского состояния.

При наличии уважительных причин орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации заключения брака может разрешить заключение брака до истечения месяца, а также может увеличить этот срок, но не более чем на месяц.

При наличии особых обстоятельств (беременности, рождения ребенка, непосредственной угрозы жизни одной из сторон и других особых обстоятельств) брак может быть заключен в день подачи заявления.

Статья 12. Условия заключения брака

Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста.

Брак не может быть заключен при наличии обстоятельств, указанных в статье 14 настоящего Кодекса.

Статья 13. Брачный возраст

Брачный возраст устанавливается в восемнадцать лет.

При наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет.

Статья 14. Обстоятельства, препятствующие заключению брака

Не допускается заключение брака между: лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке;

близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами);

усыновителями и усыновленными;

лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства.

Статья 15. Медицинское обследование лиц, вступающих в брак

Медицинское обследование лиц, вступающих в брак, а также консультирование по медико-генетическим вопросам и вопросам планирования семьи проводятся учреждениями государственной и муниципальной системы здравоохранения по месту их жительства бесплатно и только с согласия лиц, вступающих в брак.

Если одно из лиц, вступающих в брак, скрыло от другого лица наличие венерической болезни или ВИЧ-инфекции, последнее вправе обратиться в суд с требованием о признании брака недействительным (статьи 27 — 30 настоящего Кодекса).

Статья 18. Порядок расторжения брака

Расторжение брака производится в органах записи актов гражданского состояния, а в ряде случаев в судебном порядке.

Статья 19. Расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния

1. При взаимном согласии на расторжение брака супругов, не имеющих общих
несовершеннолетних детей, расторжение брака производится в органах записи актов гражданского
состояния.

2. Расторжение брака по заявлению одного из супругов независимо от наличия у супругов общих
несовершеннолетних детей производится в органах записи актов гражданского состояния, если другой супруг:

признан судом безвестно отсутствующим;

признан судом недееспособным;

осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет.

Статья 21. Расторжение брака в судебном порядке

1. Расторжение брака производится в судебном порядке при наличии у супругов общих
несовершеннолетних детей, или при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака.

2. Расторжение брака производится в судебном порядке также в случаях, если один из супругов,
несмотря на отсутствие у него возражений, уклоняется от расторжения брака в органе записи актов
гражданского состояния (отказывается подать заявление, не желает явиться для государственной
регистрации расторжения брака и другое).

Статья 27. Признание брака недействительным

Брак признается недействительным при нарушении условий, установленных статьями 12 — 14 и пунктом 3 статьи 15 настоящего Кодекса, а также в случае заключения фиктивного брака, то есть если супруги или один из них зарегистрировали брак без намерения создать семью.

Признание брака недействительным производится судом.

Статья 31. Равенство супругов в семье

1. Каждый из супругов свободен в выборе рода занятий, профессии, мест пребывания и
жительства.

Вопросы материнства, отцовства, воспитания, образования детей и другие вопросы жизни семьи решаются супругами совместно исходя из принципа равенства супругов.

Супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей.

Статья 32. Право выбора супругами фамилии

1. Супруги по своему желанию выбирают при заключении брака фамилию одного из них в качестве общей фамилии, либо каждый из супругов сохраняет свою добрачную фамилию, либо, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации, присоединяет к своей фамилии фамилию другого супруга.

Статья 33. Понятие законного режима имущества супругов

1. Законным режимом имущества супругов является режим их совместной собственности. Законный режим имущества супругов действует, если брачным договором не установлено иное.

Статья 34. Совместная собственность супругов

Имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью.

К имуществу, нажитому супругами во время брака (общему имуществу супругов), относятся доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и результатов интеллектуальной деятельности, полученные ими пенсии, пособия, а также иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения (суммы материальной помощи, суммы, выплаченные в возмещение ущерба в связи с утратой трудоспособности вследствие увечья либо иного повреждения здоровья, и другие). Общим имуществом супругов являются также приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства.

3. Право на общее имущество супругов принадлежит также супругу, который в период брака
осуществлял ведение домашнего хозяйства, уход за детьми или по другим уважительным причинам не
имел самостоятельного дохода.

Статья 36. Имущество каждого из супругов

Имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак, а также имущество, полученное одним из супругов во время брака в дар, в порядке наследования или по иным безвозмездным сделкам (имущество каждого из супругов), является его собственностью.

Вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и другие), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши, хотя и приобретенные в период брака за счет общих средств супругов, признаются собственностью того супруга, который ими пользовался.

Статья 40. Брачный договор

Брачным договором признается соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения.

Статья 41. Заключение брачного договора

1. Брачный договор может быть заключен как до государственной регистрации заключения брака,
так и в любое время в период брака.

Брачный договор, заключенный до государственной регистрации заключения брака, вступает в силу со дня государственной регистрации заключения брака.

2. Брачный договор заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению.

Статья 42. Содержание брачного договора

1. Брачным договором супруги вправе изменить установленный законом режим совместной собственности. Брачный договор может быть заключен как в отношении имеющегося, так и в отношении будущего имущества супругов.

Супруги вправе определить в брачном договоре свои права и обязанности по взаимному содержанию, способы участия в доходах друг друга, порядок несения каждым из них семейных расходов; определить имущество, которое будет передано каждому из супругов в случае расторжения брака, а также включить в брачный договор любые иные положения, касающиеся имущественных отношений супругов.

Тема 1 Правовое регулирование брака

40-летний Василий Егоров 28 сентября 1997 года зарегистрировал брак со Светланой Дмитриевой (26 лет).

Вскоре у него обнаружили СПИД. В результате проверки выяснилось, что его жена Светлана также является носителем ВИЧ-инфекции, и вероятнее всего Егоров заразился именно от неё.

16 мая 1998 года В.Д.Егоров умер.

Дочь Егорова от первого брака Елизавета Розенберг обратилась в суд с требованием о признании брака своего отца и Дмитриевой недействительным по основанию п.3 ст.15 СК РФ.

Может ли быть удовлетворено требование Е.Розенберг?

Согласно п.1 ст. 28 СК РФ с требованием о признании брака недействительным вследствие сокрытия при вступлении в брак одним из супругов ВИЧ-инфекции вправе обратиться в суд только пострадавший супруг.

Тема 2 Личные и имущественные правоотношения супругов

Е.Ю.Молчанов дважды получал крупное наследство, которое регулярно пропивал. В том числе автомобиль «Москвич», дом в деревне, деньги, видеомагнитофон.

Пьяные сборища на квартире Молчанова часто сопровождались оскорблениями в адрес жены, нередко с применением физического насилия и угрозы убийством.

При расторжении брака в суде супруга Молчанова Татьяна Загорная потребовала определить доли супругов в общей собственности с учётом стоимости перечисленного имущества. По её мнению Молчанов расходовал его в ущерб интересам семьи. Как должен поступить суд?

Суд должен отклонить требование Т.Загорной в отношении перечисленного имущества, так как оно принадлежит только Молчанову (п.1 ст.36 СК РФ), который может распоряжаться им по своему усмотрению.

Супруги Анисимовы, прожив 20 лет в браке, решили заключить брачный договор. В число условий договора входило соглашение о том, что Василий Анисимов обязывался в течение года составить завещание в пользу дочери Ларисы, лишив права наследования своего сына от первого брака 27-летнего Генадия.

Спустя 4 месяца такое завещание было составлено и надлежащим образом оформлено. А через 8 месяцев Василий Анисимов умер.

Генадий Анисимов обратился в суд с требованием о признании завещания недействительным, так как оно составлено в соответствии в условиями брачного договора, а согласно п.3 ст. 42 СК РФ брачный договор не может содержать положений, ограничивающих правоспособность сторон, в частности свободу завещания.

Действительно ли завещание?

В соответствии со ст. 44, п.3 ст.42 СК РФ условия брачного договора, ограничивающие правоспособность супругов ничтожны, то есть не влекут никаких правовых последствий, кроме последствий признания их недействительными.

Завещание должно быть признано действительным.

Тема 3 Права родителей и детей

30 мая 1997 года Владимир Иванов подал иск об оспаривании отцовства. Свои требования он основывал на том, что не является отцом, так как дал согласие на искусственное оплодотворение своей жены.

Суд в соответствие с п.1 ст. 129 ГПК РСФСР отказал в принятии искового заявления, так как ст. 52 СК РФ исключает возможность оспаривания отцовства в данном случае.

Правильно ли поступил суд?

В данном случае нельзя отказать в принятии искового заявления. Это бы противоречило ч.1 ст. 46 Конституции РФ, гарантирующей право на судебную защиту. Однако п.3 ст. 52 СК РФ предусмотрена невозможность удовлетворения требований об оспаривании отцовства в случае применения искусственного оплодотворения. Поэтому суд должен отказать в удовлетворении иска.

Разработка плана урока по дисциплине «Обществознание» «Права и обязанности родителей и детей в рамках Семейного Кодекса Российской Федерации»

(Приведен план-конспект урока преподавателя ГАПОУ «Нижнекамский агропромышленный колледж» Крюковой Ларисы Борисовны, Победителя в номинации «Эффективное применение инновационных технологий») Республиканского конкурса педагогического мастерства «Преподаватель года-2013» в системе среднего профессионального образования Республики Татарстан)

Дисциплина общеобразовательного цикла: Обществознание (включая экономику и право)

Раздел: Основы права

Тема: Права и обязанности родителей и детей в рамках Семейного Кодекса Российской Федерации

Учебная: способствовать формированию правовых компетенций студентов в вопросах брака и семьи, прав и обязанностей родителей и детей в рамках Семейного Кодекса Российской Федерации;

Развивающая: способствовать формированию у студентов рациональных приемов и способов мышления, развитие познавательной активности, внимания, культуры речи, культуры учебного труда;

Воспитательная: воспитывать у обучающихся уважение к семейным ценностям.

После изучения темы студент должен:

знать: права и обязанности родителей и детей в рамках Семейного Кодекса Российской Федерации;

уметь: применять правовые знания о правах и обязанностях родителей и детей в конкретных жизненных ситуациях.

Результатом освоения содержания урока является создание условий для овладения общих (ОК) компетенций:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного саморазвития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Тип урока: формирование новых знаний

Методы: беседа, индивидуальная и групповая работа студентов, ролевая игра, демонстрация видеороликов, использование интернет ресурсов

Оснащение: презентации, раздаточный материал – рабочие тетради,интерактивная доска, компьютер

Основы социологии и политологии – тема «Социальный институт: семья», «Социализация личности»

История – раздел «История Древней Руси»

  1. Конвенция о правах ребенка. – М.: КНОРУС, 2012
  2. Кошанина Т.В. Основы права: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Т.В. Кошанина. – М.: Академия, 2012
  3. Основы права. Хрестоматия / Сост. Т.В. Кошанина. – М.: Высшая школа, 2013.
  4. Семейный кодекс Российской Федерации. – М.: Проспект Кно Рус. -2013.
  5. Шкатула В.И. Основы правовых знаний: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений/ В.И. Шкатула, В.В. Надвикова, М.В. Сытинская. – М.: Академия, 2012

Интернет – ресурсы: http://tor-trans.com.ua/tecnologya.htm

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы, целей и последовательности изучения темы .
  3. Формирование новых знаний.
  4. Закрепление пройденного материала.
  5. Заключительная часть.
  6. Домашнее задание.

1. Организационный момент.

Проверка отсутствующих, готовности к уроку, психологический настрой.

Поклонившись, мы друг другу сказали:

Что особого тем мы друг другу сказали?

Больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего на капельку радостней сделалась жизнь?!

Вот видите, мы поздоровались,

И на капельку радостней сделалась наша жизнь!

2. Начальная мотивация учебной деятельности

(Сообщение названия темы, целей и плана урока, значение, связь с современностью, перспективы развития вопроса).

— Я – Лариса Борисовна, поведу сегодня всех вас в прекрасный мир семейного очага, в мир, где всегда должны царить любовь, доброта, ласка, тепло семейного очага, мир заботы и ответственности друг за друга самых близких людей!

— Как вы уже догадались, тема сегодняшнего разговора – Семья, а более конкретный вопрос – «Права и обязанности родителей и детей в рамках Семейного Кодекса РФ».

— Ребята, как здорово осознавать, что ты кому-то нужен! Как здорово дарить самым близким внимание, доброту, ласку!

— Наша группа сегодня как семья. А в семье нашей группы сегодня все присутствуют? (дежурный докладывает, сколько человек присутствует на уроке).

— Эпиграфом сегодняшней встречи я выбрала слова Сенеки: «Мы рождены, чтобы жить совместно; наше общество – свод камней, который бы обрушился, если бы один не поддержал другого».

— Семья как общественный институт важна для государства. Крепка семья — крепка держава. Но у каждого члена семьи, а именно у родителей и детей есть определенные права, а также обязанности.

— Целью нашего урока является: познакомиться с правами и обязанностями родителей и детей; научиться анализировать законодательные акты, применять их в конкретной жизненной ситуации и формирование общих компетенций предусмотренных в ФГОС по вашей специальности.

— Последовательность изучения темы:

  1. Законы, определяющие права и обязанности родителей и детей в семье.
  2. Права и обязанности родителей в семье.
  3. Права и обязанности детей в семье.

Сегодня в режиме онлайн с нами работает юрист г. Нижнекамска Светлана Азатовна Абдульманова, которая по скайпу будет следить за ходом нашего урока, а в конце вы можете получить ответы на интересующие вас вопросы.

3. Формирование новых знаний.

а) Вступительная беседа о семье, как ячейке общества, о наличии прав и обязанностей членов семьи, игровой прием «Ассоциации».

-Опираясь на свой жизненный опыт, опыт и традиции своей семьи, выскажите свои позиции, когда вы слышите слова «семья», «брак», «дети». На обдумывание – полминуты.

-Итак, давайте выслушаем ваши мнения.

Что, по-вашему, семья. Назовите членов семьи.

Ребята, на экране будут приведены ответы студентов г. Нижнекамска, которые участвовали в опросе. (Ответы на слайде открываются в ходе беседы). (СЕМЬ Я — глава семьи, семь человек, за которых нужно нести ответственность. Это дети, жена, мама, папа, тёти, дяди, все, кто живёт с тобой в доме).

Что дает семья человеку? Брак?(продолжение рода, духовное здоровье и др.). Брак — это союз женщины и мужчины, который находится под защитой государства, брак – это не договор, не соглашение, а союз. Брак — пожизненный союз, направленный на образование семьи, брак- начало и ядро семьи.

Дети. Семья без детей — не семья, дети – это «только радость и умиление», дети — «радость и приятные заботы», дети – это бесконечное счастье, Дети – это в жизни свежий ветерок», дети – это будущее, новое поколение.

Вы смогли заметить, что многие высказывания совпадают.

А вот следующий вопрос: Что объединяет членов семьи? (родство, дети, общее хозяйство, традиции, права и обязанности).

Возьмите пожалуйста свои сотовые телефоны, да да не удивляйтесь, сегодня мы будем использовать их на уроке но не для развлечения, а что бы найти необходимую информацию в интернете. Найдите определение слов «право» и «Обязанность»?

ПРАВО (англ. law, right) — в объективном смысле система общеобязательных, формально определенных норм.

ОБЯЗАННОСТЬ — в широком значении — синоним долга.

Обобщение ответов. Вывод.

А знаете ли вы, в каких законодательных актах определены права и обязанности родителей и детей?

Обобщение ответов. Вывод.

Откройте рабочие тетради и запишите — права и обязанности родителей и детей определены в Конституции РФ, Конституции РТ, Конвекции о правах ребенка, Семейном кодексе РФ, Законе «Об образовании в РФ». Ребята, есть ряд других законов, определяющих частные права и обязанности детей и родителей, например, Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ и др.

б) Ситуация ролевой игры «Родители и дети».

А сейчас организуем небольшую ролевую игру «Родители и дети».

1 ряд – выполняют роли родителей. Ваша задача – за 2 минуты высказать ваше мнение, какими правами и обязанностями наделены родители в семье? (записать в рабочей тетради)

2 ряд – выполняют роли детей. Ваша задача – за 2 минуты высказать ваше мнение, какими правами и обязанностями наделены дети в семье? (записать в рабочей тетради) Идет обсуждение в группах в течение 2-х минут.

Спасибо за ваши рассуждения. Молодцы!

— Нормы семейного поведения возникли еще в первобытном обществе и передавались из поколения в поколение, становясь коллективными привычками, обычаями и традициями. Тех, кто соблюдал эти нормы, общество поддерживало, поощряло, тех, кто нарушал их, — осуждало и наказывало. Так возник нормативный механизм института семьи.

— Брак эволюционирует вместе с обществом. Ребята, из глубины веков известны Правила поведения в семье:

Князь Владимир Мономах оставил “Поучения” детям:

  • при старших молчать;
  • мудрых слушать;
  • старшим повиноваться;
  • с равными себе дружить.

При Иване Грозном появился знаменитый “Домострой”. Он учил:

  • не красть, не лгать, не завидовать, не осуждать других;
  • соблюдать порядок, чистоту в доме;
  • строго выполнять свои обязанности.

В крестьянской семье действовали такие правила:

  • уважение к старшим;
  • выполнение своих обязанностей по хозяйству.

Сегодня права детей можно условно разделить на 6 основных групп, они представлены в ваших рабочих тетрадях, где вы с ними можете ознакомиться.

*К первой группе можно отнести такие права ребенка, как право на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении других прав и т.п.

*Ко второй группе относится права ребенка на семейное благополучие.

*К третьей группе относится права ребенка на свободное развитие его личности.

*Четвертая группа права призвана обеспечить здоровье детей.

*Пятая группа прав ориентирована на образование детей и их культурное развитие (право на образование, на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, право свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством).

*И шестая группа прав направлена на защиту детей от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения с детьми в местах лишения свободы.

К сожалению, права ребенка родителями соблюдаются далеко не всегда.

в) Определение прав и обязанностей родителей и детей в рамках Семейного Кодекса Российской Федерации при анализе сюжетов видеороликов из кино-мультипликационных фильмов.

— Остальные права и обязанности членов семьи предлагаю определить в ходе просмотра и анализа сюжетов видеороликов из кино-мультипликационных фильмов. Выше было сказано, что таковые записаны в Семейном Кодексе, действующем с 1996 года и по сей день. Перед вами (в рабочих тетрадях) – выдержки данного закона. Ваша задача – увидев конкретную ситуацию на сюжете фильма, соотнести ее с определенными статьями Семейного Кодекса. (Нарушения Семейного кодекса)

1 ролик – х/ф «Смешарики» (ст.65 Семейного кодекса РФ)

2 ролик – х/ф «Американская дочь» (ст.55, ст.66 Семейного кодекса РФ)

3 ролик – х/ф «Похороните меня за плинтусом» (ст.67, ст.60 Семейного кодекса РФ)

4 ролик – х/ф «Маша и медведи» (ст.57, ст.63 Семейного кодекса РФ).

Обобщение пройденного. Вывод.

— Итак, мы с вами выяснили следующие:

права и обязанности родителей, действующие в настоящее время:

— Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей (ст.63 п.1 СК);

— Обеспечить получение детьми основного общего образования (ст.63 п.2 СК);

— Защита прав и интересов детей (ст.64 СК);

— Осуществление родительских прав (ст. 65 СК).

— Жить и воспитываться в семье (ст.55 СК);

— На общение с родителями и другими родственниками (ст.55 СК);

— На защиту своих прав и законных интересов (Ст.56 СК);

— Выражать своё мнение (ст.57 СК);

— На имя, отчество, фамилию (ст.58 СК);

— Имущественные права (ст.60 СК).

Обязанностьтрудоспособных детей заботиться о нетрудоспособных родителях.

4. Закрепление изученного материала

На закрепление изученного материала выполним следующее задание: вместо точек указать пропущенные слова.

Текст задания: Синоним долга -……(обязанность). Права и обязанности родителей и детей в семье зафиксированы в Конституции РФ, ……. (Конституции РТ), Конвенции о …. (правах ребенка), Семейном кодексе РФ, ……. (Законе «Об образовании в РФ». Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей в семье решаются родителя по их …… (взаимному согласию) исходя из интересов детей с учетом мнения детей. Родительские права прекращаются по достижении детьми …. (18) лет или при вступлении в брак.

5. Заключительная часть

Прямая Интернет-связь по скайпу с представителем закона – юрист г. Нижнекамска, профессиональное мнение которой такого: «Хочется отметить вашу конструктивную работу на уроке, как граждане РФ вы обязаны знать свои права и обязанности и помнить, что Закон стоит на защите прав и интересов ребенк. Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» объявлен приоритет семьи и семейных ценностей, предусмотрено развитие государственной семейной политики».

Подведение итогов урока, оценка сформированности компетенций.

Благодарю вас! Мне было очень приятно с вами сотрудничать, и на правах преподавателя разрешите вручить каждому из вас сертификат о вашем активном участии, где указаны формируемые общие компетенции, предусмотренные в Федеральных государственных образовательных стандартах.

Подготовить эссе на темы «Каждый ребенок имеет право», «Каждый родитель имеет право» и отправить на адрес электронной почты, указанной в рабочем листе. Данные эссе будут участвовать в конкурсе эссе в рамках декады обществоведческих дисциплин.

Ребята, ПОЗВОЛЬТЕ СЕБЕ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМИ ДЕТЬМИ И СЧАСТЛИВЫМИ РОДИТЕЛЯМИ!


В режиме онлайн по скайпу работает юрист, который в прямом эфире дает профессиональные комментарии

Copyright © 2010—2018
ООО «Современные медиа технологии в образовании и культуре»

Поддержка
(495) 589-87-71

Сервис «Комментарии» — это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.

Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:

  1. Не стоит размещать бессодержательные сообщения, не несущие смысловой нагрузки.
  2. Не разрешается публикация комментариев, написанных полностью или частично в режиме Caps Lock (Заглавными буквами). Запрещается использование нецензурных выражений и ругательств, способных оскорбить честь и достоинство, а также национальные и религиозные чувства людей (на любом языке, в любой кодировке, в любой части сообщения — заголовке, тексте, подписи и пр.)
  3. Запрещается пропаганда употребления наркотиков и спиртных напитков. Например, обсуждать преимущества употребления того или иного вида наркотиков; утверждать, что они якобы безвредны для здоровья.
  4. Запрещается обсуждать способы изготовления, а также места и способы распространения наркотиков, оружия и взрывчатых веществ.
  5. Запрещается размещение сообщений, направленных на разжигание социальной, национальной, половой и религиозной ненависти и нетерпимости в любых формах.
  6. Запрещается размещение сообщений, прямо либо косвенно призывающих к нарушению законодательства РФ. Например: не платить налоги, не служить в армии, саботировать работу городских служб и т.д.
  7. Запрещается использование в качестве аватара фотографии эротического характера, изображения с зарегистрированным товарным знаком и фотоснимки с узнаваемым изображением известных людей. Редакция оставляет за собой право удалять аватары без предупреждения и объяснения причин.
  8. Запрещается публикация комментариев, содержащих личные оскорбления собеседника по форуму, комментатора, чье мнение приводится в статье, а также журналиста.

Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес

Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.

Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.