Реорганизация ликвидация слияние

Оглавление:

Прекращение деятельности юридического лица

Обновление: 9 августа 2017 г.

Гражданский кодекс предусматривает два варианта прекращения деятельности юридического лица – ликвидация организации и реорганизация в форме слияния, разделения или присоединения, когда прекращают деятельность присоединяемое юридическое лицо или реорганизуемые лица при слиянии и разделении. В этих случаях организация прекращает свое существование, то есть не может вести хозяйственную деятельность, осуществлять права и обязанности. О прекращении деятельности вносится запись в реестр юридических лиц.

Реорганизация и ликвидация юридического лица

Существует несколько форм реорганизации (п. 1 ст. 57 ГК РФ):

  • слияние, когда участвующие в реорганизации лица прекращают своё существование и создается новая организация;
  • присоединение, то есть к существующей организации присоединяется одно или несколько юридических лиц, причем присоединяемые лица прекращают свою деятельность;
  • разделение, когда вместо одной организации образуется несколько юридических лиц, а разделяемая организация прекращает существование;
  • выделение, где из существующей организации выделяются одна или несколько организаций;
  • преобразование – организация остается, меняется, как правило, организационно-правовая форма.

Особенности регулируются специальными нормами. Так, процедура реорганизации и ликвидации акционерного общества указана в ст. ст. 15 — 24 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах». Например, в п. 6.1 ст. 15 Закона N 208-ФЗ об АО подробно указано, какую информацию должно содержать уведомление о реорганизации. И несоблюдение этого требования может повлечь отказ в регистрации, то есть объявление, поданное с нарушением требований, будет считаться непредставленным.

Реорганизация завершается, когда вносится запись в ЕГРЮЛ. Если происходили слияние, присоединение, выделение юридических лиц, то реорганизация юридического лица – это прекращение деятельности реорганизуемых организаций.

Именно этим — признанием организации прекратившей деятельность и схожи реорганизация и ликвидация, так как согласно п. 1 ст. 61 ГК РФ ликвидация – это прекращение юридического лица. И в процессе реорганизации может быть прекращена деятельность организаций, что фиксируется в ЕГРЮЛ.

При этом и в случае ликвидации, и при реорганизации обязательное требование – публикация в специализированном издании – «Вестнике государственной регистрации».

Чем ликвидация юридического лица отличается от реорганизации

Несмотря на то, что и в случае реорганизации, и при ликвидации организация прекращает существование, есть принципиальное отличие – правопреемство.

Ликвидация означает, что у организации нет правопреемника и предъявить требования после ликвидации будет некому.

Реорганизация характерна тем, что у организации, которая прекратила деятельность, будут правопреемники (ст. 58 ГК РФ). Кто именно будет правопреемником, зависит от формы реорганизации, от условий образования и прекращения деятельности юридического лица.

При слиянии образуется новое юридическое лицо, именно оно будет правопреемником.

Если происходит присоединение, то существующая организация, к которой присоединилась организация, прекратившая свою деятельность, и будет правопреемником.

При разделении образуются новые юридические лица, и к ним переходят права и обязанности.

Обязательства правопреемников определяются на основании разделительных или передаточных актов.

Завершается реорганизация после регистрации новых организаций. Особенность присоединения — реорганизация завершается в тот момент, когда будет внесена запись в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности присоединяемой организации, а если их несколько, то последней из присоединяемых.

Безусловно, есть и другие отличия реорганизации от ликвидации юридического лица и в процедуре, и в документах.

Например, при ликвидации составляется ликвидационный баланс, и он обязателен для представления в налоговый орган. При реорганизации – передаточный акт, если планируется разделение или выделение. Если присоединение или слияние, то договор, соответственно, о присоединении или слиянии.

Принципиальное отличие состоит в том, что после принятия решения о ликвидации функции исполнительного органа осуществляет ликвидационная комиссия (п. 4 ст. 62 ГК РФ). Это означает, что директор уже не руководит предприятием, все полномочия передаются ликвидационной комиссии.

Кроме того, при ликвидации происходит увольнение всех работников компании, включая беременных работниц. При реорганизации, наоборот, работникам предоставлены гарантии, прямо указано, что реорганизация предприятия не дает работодателю право уволить сотрудников (ч. 5 ст. 75 ТК РФ). При этом работник вправе отказаться от работы на реорганизованном предприятии, есть специальное основание для увольнения (п. 6 ст. 77 ТК РФ).

Таким образом, несмотря на то, что в процессе реорганизации, так же как и при ликвидации, организация прекращает свое существование, эти процедуры принципиально отличаются.

Реорганизация предприятий

Понятие реорганизация предприятия — это один из способов создания компании. Наиболее известно создание юридического лица «с нуля». Но нередко новый субъект создается путем преобразования существующих лиц. Слияние нескольких лиц, присоединение одного лица к другому, выделение, преобразование, разделение – это способы реорганизации, в результате которой создается новый субъект хозяйствования.

Порядок реорганизации предприятий в Украине

Специальной процедуры именно при реорганизации предприятия не предусмотрено. Для выполнения действий необходимо определить, какие последствия наступают вследствие реорганизации.

Слияние, присоединение, преобразование, разделение – первоначальное юридическое лицо прекращает свое существование, а новое – регистрируется. Ликвидируемое предприятие передает все свое имущество, права и обязанности правопреемникам.

Выделение – регистрируется новое юридическое лицо. Первоначальное юридическое лицо сохраняет статус и лишь передает часть своего имущества для создания предприятия.

Прекращение предприятия вследствие реорганизации проводится по общему правилу, но с учетом особенностей процедуры.

Общая схема действий такова:

  1. ответственные лица (владелец, учредители, уполномоченный орган, общее собрание) принимают решение о прекращении предприятия путем реорганизации, которое оформляется в письменном виде;
  2. создается реорганизационная комиссия на основании решения (распоряжения или приказа);
  3. уполномоченное лицо (должностное лицо с соответствующими полномочиями либо представитель по доверенности) подает государственному регистратору решение о проведении процедуры;
  4. государственный регистратор вносит в ЕГР запись о поступившем сообщении по поводу реорганизации компании;
  5. государственный регистратор публикует в СМИ сообщение о начавшейся процедуре, с указанием установленного срока для обращения кредиторов с претензиями (как правило, два месяца, установленные законодательством как минимальный срок);
  6. осуществляется процедура прекращения предприятия путем реорганизации, в ходе которой проводятся внеплановые проверки предприятия в налоговом и пенсионном органах, завершаются расчеты с должниками и кредиторами;
  7. государственному регистратору подаются документы, подтверждающие проведение процедуры;
  8. государственный регистратор вносит в ЕГР запись о реорганизации юридического лица.

Если поданы все необходимые документы и отсутствуют претензии по их содержанию, то государственный регистратор в течение 1 рабочего дня вносит запись о прекращении предприятия в ЕГР. В этот же день регистратор направляет органам ГНС, ПФ, статистики (а при необходимости, и НКЦБФР) сообщение о проведении госрегистрации прекращения юрлица. Данное сообщение служит безоговорочным основанием для снятия предприятия с регистрации.

Особенности создания предприятия при присоединении

В учредительные документы предприятия, которое в результате присоединения не прекращается, (то есть к которому выполняется присоединение) вносятся изменения после госрегистрации прекращения присоединяемого предприятия. Присоединение считается завершенным при условии выполнения государственной регистрации обоих фактов (прекращения предприятия «А» и изменений в учредительных документах предприятия «Б»).

Особенности создания предприятия при слиянии и разделении

Созданное предприятие регистрируется по общим правилам для регистрации создания юридических лиц. Реорганизация считается завершенной после выполнения государственной регистрации таких фактов:

  • при слиянии – прекращения предприятия «А» и создания нового предприятия «Б»;
  • при разделении – прекращения предприятия «А» и создания нескольких новых предприятий, например, «Б» и «В».

Особенности создания предприятия при преобразовании

Государственная регистрация предприятия, созданного в результате преобразования, проводится по правилам регистрации юридических лиц. Преобразование происходит в момент регистрации прекращения предшествующего юрлица и регистрации создания нового субъекта.

Документы для реорганизации компании

Кроме решений о проведении реорганизации юрлица и назначении реорганизационной комиссии, оформленных в письменном виде, особое значение принадлежит документам, которые подтверждают факт проведения и успешного завершения процедуры.

После проведения работы реорганизационной комиссией, но не ранее завершения срока для подачи кредиторских требований, уполномоченное лицо предприятия подает регистратору такие документы:

  • заполненную регистрационную карту о проведении госрегистрации прекращения в результате преобразования, разделения, присоединения или слияния (форма № 8);
  • оригинал или нотариально заверенную копию передаточного акта, подписанного всеми членами ликвидационной комиссии и утвержденного принявшим решение о реорганизации лицом (лицами) или органом (при слиянии, присоединении, преобразовании);
  • оригинал или нотариально заверенную копию распределительного баланса, подписанного всеми членами ликвидационной комиссии и утвержденного принявшим решение о реорганизации лицом (лицами) или органом (при разделении);
  • справку из местного архива о приеме документов, которые подлежат длительному хранению;
  • документ о согласовании плана реорганизации с ГНС (при наличии налогового долга);
  • справку органа ГНС об отсутствии долга по оплате налогов и сборов (по результатам проведенной внеочередной проверки);
  • справку органа ПФУ об отсутствии долга по оплате обязательных платежей (по результатам проведенной внеочередной проверки).

При государственной регистрации прекращения предприятия путем преобразования последние четыре документа регистратору не подаются.

В некоторых случаях регистратору подается вывод аудитора о достоверности и полноте передаточного акта (распределительного баланса).

При слиянии, присоединении, разделе или преобразовании в регистрационную карту заносится информация о проведении расчетов с кредиторами и государственными фондами, которая подтверждается подписями председателя и членов ликвидационной комиссии.

При реорганизации акционерного общества дополнительно подается заверенная НКЦБФР копия распоряжения об отмене регистрации выпуска акций. Если реорганизуется эмитент, то также подается справка НКЦБФР об отсутствии неотмененных выпусков ценных бумаг.

При регистрации нового предприятия, созданного путем слияния, преобразования, выделения или разделения действующего предприятия (предприятий), государственному регистратору подают документы:

  • заполненную регистрационную карту о проведении госрегистрации юрлица, созданного в результате преобразования, разделения, выделения, слияния (форма № 2);
  • учредительные документы (в 2 экземплярах);
  • документ об оплате регистрационного сбора.

Стоимость реорганизации предприятия в Киеве

В зависимости от того, регистрация какого юридического факта осуществляется, при реорганизации оплачивается регистрационный сбор в таких размерах:

  • за регистрацию нового предприятия – 170 гривен;
  • за регистрацию изменений, внесенных в учредительные документы, – 51 гривна.

Стоимость услуг по реорганизации предприятия в Киеве — 4000 грн.

Срок реорганизации предприятия в Украине — от 65 р.д.

составление двуязычного Устава
дополнительная плата за учредителя-юрлицо
необходимые действия в ГКЦБиФР (в случае реорганизации с участием АО)
регистрация эмиссии акций (в случае реорганизации с участием АО)
аудит (в случае преобразования в АО)
предоставление юридического адреса
дополнительные печати, штампы
дизайн печати

Реорганизация и ликвидация предприятия: налоговый учет доходов и расходов

Отношения правового регулирования прекращения деятельности субъектов хозяйствования регламентируются ст. 59 Хозяйственного и ст. 104 Гражданского кодексов. Способы прекращения — это определенный законодательством порядок прекращения деятельности юридического лица.

Прекращение деятельности субъекта хозяйствования может осуществляться путем его реорганизации (слияния, присоединения, деления, преобразования) или ликвидации — по решению собственника (собственников) либо уполномоченных им органов, по решению других лиц — учредителей субъекта хозяйствования либо их правопреемников, а в случаях, предусмотренных законами, — по решению суда.

В отличие от ликвидации, при которой происходит абсолютное прекращение деятельности юридического лица без перехода его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, реорганизация является относительным прекращением деятельности юридического лица при сохранении для функционирования в гражданском обороте его имущественной массы и переходом его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

В данной статье предлагаем рассмотреть, как осуществляется прекращение деятельности субъектов хозяйствования путем реорганизации и ликвидации, а также порядок учета доходов и расходов при таких действиях.

Реорганизация предприятия

Как отмечалось, реорганизация может проводиться путем слияния, присоединения, деления и преобразования.

Согласно положениям Гражданского и Хозяйственного кодексов слияние, присоединение, деление и преобразование юридического лица могут иметь место только по решению его участников либо уполномоченного на это органа, а в предусмотренных законом случаях — по решению суда или соответствующих органов государственной власти.

Согласно Хозяйственному кодексу слияние предприятий — это процесс, в результате которого два и больше предприятий создают новое, при этом все имущественные права и обязанности каждого из них переходят к новому обществу, создаваемому вследствие слияния.

Соответственно присоединение — это вид реорганизации, в ходе которой одно или несколько предприятий присоединяются к другому, в результате чего к последнему переходят все имущественные права и обязанности присоединенных предприятий.

То есть различие между этими двумя видами реорганизации заключается в том, что в случае слияния предприятий они прекращают свое существование, а в случае присоединения прекращается существование только одного общества (если их два), которое, условно говоря, именно присоединяется к другому.

В большинстве случаев решения о слиянии или присоединении юридического лица принимаются с целью получения разрешений, лицензий, патентов, принадлежавших другим юридическим лицам, уменьшения количества конкурентов и т. п.

При делении субъекта хозяйствования все его имущественные права и обязанности переходят по раздельному акту (балансу) в соответствующих долях к каждому из новых субъектов хозяйствования, созданных вследствие это деления. При выделении одного или нескольких новых субъектов хозяйствования к каждому из них переходят по раздельному акту (балансу) в соответствующих долях имущественные права и обязанности реорганизованного субъекта.

Деление (выделение) предприятия осуществляется, как правило:

  • в случае если у предприятий высокий уровень диверсификации сфер деятельности и к ним (различным участкам производств) проявляют интерес несколько инвесторов. Так что в результате деления каждый из инвесторов может вложить денежные средства в ту сферу, которая его больше всего привлекает;
  • по решению антимонопольных органов, если предприятия злоупотребляют монопольным положением на рынке (может быть принято решение о принудительном делении (выделении) монопольного образования) (п. 2 ст. 56 Хозяйственного кодекса);
  • с целью создания интегрированных корпоративных структур (концернов, холдингов), например в результате выделения из материнской компании дочерних предприятий.

В случае преобразования одного субъекта хозяйствования в другой к новосозданному субъекту хозяйствования переходят все имущественные права и обязанности предыдущего субъекта хозяйствования.

Согласно ст. 108 Гражданского кодекса преобразование юридического лицаэто изменение его организационно-правовой формы, в результате чего к новому юридическому лицу переходят все имущество, права и обязанности предыдущего юридического лица. Реорганизуемое предприятие в случае такого преобразования не ликвидируется, а просто изменяет свою организационно-правовую форму.

Например, частное предприятие преобразуется в общество с ограниченной ответственностью (ответственность участников ограничивается); публичное акционерное общество преобразуется в частное акционерное общество и т. п.

Согласно п. 98.1 ст. 98 Налогового кодекса реорганизация налогоплательщика — это фактически изменение его правового статуса, предусматривающее любое из следующих действий или их объединение:

  • изменение организационно-правового статуса хозяйственных обществ;
  • слияние налогоплательщиков, а именно передачу имущества плательщика в уставные фонды других плательщиков, вследствие чего происходит ликвидация налогоплательщика, сливаемого с другими;
  • деление налогоплательщика на несколько лиц, а именно деление его имущества между уставными фондами новосозданных юридических лиц и/или физическими лицами, вследствие чего происходит ликвидация юридического статуса налогоплательщика, который делится;
  • выделение из налогоплательщика других плательщиков, а именно передачу части имущества реорганизуемого плательщика в уставные фонды других налогоплательщиков в обмен на их корпоративные права, вследствие чего не происходит ликвидация реорганизуемого налогоплательщика;
  • регистрацию физического лица в качестве субъекта хозяйствования без отмены его предыдущей регистрации в качестве другого субъекта хозяйствования или с такой отменой.

Следовательно, для целей налогового учета при реорганизации предприятия главным вопросом является не организационо-правовые формы хозяйствования, а переход налоговых обязательств такого налогоплательщика.

В таком случае важным моментом является завершение реорганизации, которая согласно положениям действующего законодательства подлежит государственной регистрации.

Так, ст. 33 Закона № 755 установлено, что юридическое лицо прекращается в результате передачи всего своего имущества, прав и обязанностей другим юридическим лицам — правопреемникам в результате слияния, присоединения, деления, преобразования (реорганизации) или в результате ликвидации по решению, принятому учредителями (участниками) юридического лица или уполномоченным ими органом, по судебному решению либо по решению органа государственной власти, принятому в случаях, предусмотренных законом.

Юридическое лицо считается прекратившимся с даты внесения в Единый государственный реестр записи о государственной регистрации прекращения юридического лица (ст. 104 Гражданского кодекса).

Таким образом, основанием для признания факта реорганизации является документ, подтверждающий внесение записи о прекращении юридического лица в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лицпредпринимателей.

Порядок учета доходов и расходов при реорганизации плательщика налога

Особенности учета при реорганизации юридических лиц определены п. 153.15 ст. 153 Налогового кодекса.

Согласно этой норме в связи с проведением реорганизации у плательщика налога — правопреемника не включаются в состав дохода сумма денежных средств, долговых требований, стоимость материальных и нематериальных активов, полученных от юридического лица, которое прекращается в связи с проведением такой реорганизации.

В свою очередь, в состав соответствующих групп основных средств и нематериальных активов налогоплательщика-правопреемника включаются объекты основных средств и нематериальных активов юридического лица, которое прекращается в связи с проведением реорганизации. Такие объекты учитываются у правопреемника по балансовой стоимости на дату утверждения передаточного акта и подлежат амортизации в порядке, определенном Налоговым кодексом.

Кроме того, в состав себестоимости запасов правопреемника на дату утверждения передаточного акта включается себестоимость запасов, учитываемых у юридического лица, которое прекращается.

Что касается отрицательного значения объекта налогообложения отчетного периода, учитываемого у плательщика налога, который прекращается, на дату утверждения передаточного акта, то такое отрицательное значение объекта налогообложения включается в состав расходов плательщика налогаправопреемника.

Однако возможность учета отрицательного значения объекта налогообложения отсутствует в случае, если плательщик (плательщики) налога, который прекращается, и плательщик налога — правопреемник были связанными лицами менее -18 последовательных месяцев до даты завершения присоединения.

На все активы, передаваемые от плательщика (плательщиков) налога, который прекращается, к плательщику налога — правопреемнику, должны быть подтверждающие документы.

В случае если определенная разделом ІІІ Налогового кодекса дата увеличения расходов, осуществленных (начисленных) юридическим лицом, которое прекращается, не наступила до момента утверждения передаточного акта, то такие расходы учитываются у плательщика налога — правопреемника. Плательщик налога — правопреемник получает право на увеличение расходов в общем порядке, определенном этим разделом. Это правило применяется также:

  • к сумме расходов, которые учитываются согласно разделу ІІІ Налогового кодекса в особом порядке (расходов на приобретение ценных бумаг, деривативов и т. п.) и не учтены в уменьшение доходов плательщика налога до момента утверждения передаточного акта;
  • к сумме дохода, полученного (начисленного) плательщиком налога, который прекращается, и не включенного в доход до момента утверждения передаточного акта.

Состав расходов (доходов), предусмотренных пп. 153.15.1 п. 153.15 ст. 153 Налогового кодекса, и их оценка определяются по данным и документам учета юридического лица, которое прекращается, на дату утверждения передаточного акта.

Вопрос перехода прав и обязанностей при правопреемстве для владельцев акций урегулирован пп. 153.15.2 вышеуказанного пункта.

Согласно этому подпункту при проведении реорганизации в форме слияния, присоединения, преобразования юридического лица, предусматривающей обмен акций (корпоративных прав) у юридического лица, которое прекращается, на акции (корпоративные права) у юридического лица — правопреемника, стоимость акций (корпоративных прав) юридического лица — правопреемника в учете акционера (участника) определяется в размере стоимости акций (корпоративных прав) юридического лица, выпуск которых был отменен (прекращен и т. п.) в результате реорганизации.

При проведении реорганизации в форме деления (выделения), предусматривающей распределение акций (корпоративных прав) между акционерами (участниками) юридических лиц, которые создаются вследствие реорганизации, стоимость таких акций (корпоративных прав) в учете акционеров (участников) определяется в сумме, равной стоимости доли акций (корпоративных прав) у юридического лица, которое реорганизуется, пропорциональной стоимости чистых активов юридического лица, которое образовалось в результате реорганизации, и общей стоимости чистых активов юридического лица, которое реорганизовалось. Стоимость чистых активов юридических лиц определяется по данным распределительного баланса на дату его утверждения.

Особое внимание необходимо уделить определенным Налоговым кодексом положениям о порядке погашения денежных обязательств или налогового долга в случае реорганизации налогоплательщика, в частности, если реорганизация осуществляется путем:

  • изменения наименования, организационно-правового статуса или места регистрации налогоплательщика — после реорганизации он приобретает все права и обязанности по погашению денежных обязательств или налогового долга, возникших до его реорганизации;
  • объединения двух или больше налогоплательщиков в одного с ликвидацией объединившихся налогоплательщиков — объединенный плательщик приобретает все права и обязанности по погашению денежных обязательств или налогового долга всех объединившихся налогоплательщиков;
  • деления налогоплательщика на два или больше лица с ликвидацией такого плательщика, который разделяется, — все налогоплательщики, которые возникнут после такой реорганизации, получают все права и обязанности по погашению денежных обязательств или налогового долга, возникших до такой реорганизации (подпункты 98.2.1 — 98.2.3 п. 98.2 ст. 98 Налогового кодекса).

В случае если реорганизация налогоплательщика осуществляется путем выделения из его состава другого плательщика или внесения части имущества в уставный фонд другого плательщика без его ликвидации, то такое выделение не влечет за собой распределения денежных обязательств либо налогового долга между таким налогоплательщиком и лицами, созданными в процессе его реорганизации, либо установления их солидарной ответственности за нарушение налогового законодательства, кроме случаев, когда по заключениям контролирующего органа такая реорганизация может привести к ненадлежащему погашению денежных обязательств либо налогового долга реорганизуемым налогоплательщиком (п. 98.3 ст. 98 Налогового кодекса).

В соответствии со ст. 107 Гражданского кодекса по истечении срока для предъявления требований кредиторами и удовлетворения либо отклонения этих требований комиссия по прекращению юридического лица составляет передаточный акт (в случае слияния, присоединения или преобразования) либо распределительный баланс (в случае деления), которые должны содержать положение о правопреемстве по всем обязательствам юридического лица, которое прекращается, в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспориваемые сторонами.

Передаточный акт и распределительный баланс утверждаются участниками юридического лица или органом, принявшим решение о его прекращении, кроме случаев, установленных законом.

Для проведения государственной регистрации прекращения юридического лица в результате слияния, присоединения, деления или преобразования председатель комиссии по прекращению или уполномоченное им лицо после завершения процедуры прекращения, предусмотренной законом, но не раньше истечения срока заявления требований кредиторами, должен представить лично (отправить заказным письмом с описью вложения) государственному регистратору соответствующий пакет документов (в частности, подписанный председателем и членами комиссии по прекращению юридического лица и утвержденный учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о прекращении юридического лица, экземпляр оригинала передаточного акта — если прекращение осуществляется в результате слияния, присоединения или преобразования, либо распределительного баланса — если прекращение осуществляется в результате деления, или их нотариально заверенные копии) (ст. 37 Закона № 755).

Ликвидация предприятия

Под ликвидацией предприятия следует понимать прекращение любой деятельности субъекта хозяйствования, его личных и имущественных прав и обязательств.

Законодательством четко определены основания ликвидации субъекта хозяйствования. Это может быть:

  • по решению его участников или органа юридического лица, уполномоченного на это учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который было создано юридическое лицо, достижением цели, для которой оно создано, а также в других случаях, предусмотренных учредительными документами;
  • по решению суда о ликвидации юридического лица через допущенные при его создании нарушения, которые невозможно устранить, по иску участника юридического лица или соответствующего органа государственной власти;
  • по решению суда о ликвидации юридического лица, в других случаях, установленных законом, — по иску соответствующего органа государственной власти.

При этом если с иском о ликвидации юридического лица обратился орган государственной власти, то ликвидатором может быть назначен этот орган, если он наделен соответствующими полномочиями.

В учредительных документах предприятия должны быть указаны, в частности, условия ликвидации субъекта хозяйствования, если иное не предусмотрено законом (п. 2 ст. 57 Хозяйственного кодекса).

Отметим, что при ликвидации необходимо учитывать требования ст. 111 Гражданского кодекса, согласно которой с даты внесения в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц — предпринимателей записи о решении учредителей (участников) юридического лица, суда или уполномоченного ими органа относительно ликвидации юридического лица ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана принять все меры по взысканию дебиторской задолженности юридического лица, которое ликвидируется, и письменно уведомить каждого из должников о прекращении юридического лица в установленные сроки.

При проведении мероприятий по ликвидации юридического лица до истечения срока предъявления требований кредиторов ликвидационная комиссия (ликвидатор) закрывает счета, открытые в финансовых учреждениях, кроме счета, используемого для расчетов с кредиторами при ликвидации юридического лица.

Кроме того, ликвидационная комиссия (ликвидатор) принимает меры по проведению инвентаризации имущества юридического лица, которое прекращается, а также имущества его филиалов и представительств, дочерних предприятий, хозяйственных обществ и имущества, подтверждающего его корпоративные права в других юридических лицах, выявляет и принимает меры по возврату имущества, находящегося у третьих лиц.

Порядок проведения инвентаризации определен Инструкцией № 69. Подпунктом «ж» п. 3 этой Инструкции также предусмотрено, что проведение инвентаризации при ликвидации предприятия является обязательным.

В случаях, установленных законом, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обеспечивает проведение независимой оценки имущества юридического лица, которое прекращается.

Для оценки имущества комиссия может воспользоваться услугами субъекта оценочной деятельности, который осуществит независимую оценку в соответствии с требованиями Закона № 2658.

При этом в случае банкротства, ликвидации государственного, коммунального предприятия и предприятий (хозяйственных обществ) с государственной долей имущества (долей коммунального имущества) проведение оценки имущества является обязательным (ст. 7 указанного Закона).

Лицензии, документы разрешительного характера и другие документы, а также печати и штампы, подлежащие возврату органам государственной власти, органам местного самоуправления, возвращаются им ликвидационной комиссией (ликвидатором).

До момента утверждения ликвидационного баланса ликвидационная комиссия (ликвидатор) составляет и представляет контролирующим органам отчетность за последний отчетный период.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия (ликвидатор) составляет ликвидационный баланс, обеспечивает его утверждение участниками юридического лица, судом или органом, принявшим решение о прекращении юридического лица, и обеспечивает представление в контролирующие органы.

При этом следует помнить, что согласно ст. 166 6 КоАП за неполное или с нарушением установленного порядка проведение инвентаризации имущества, нарушение порядка проведения оценки имущества, составления ликвидационного баланса (промежуточного баланса), распределительного баланса, передаточного акта при прекращении юридического лица предусмотрена административная ответственность в виде наложения штрафа в размере от 100 до 150 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (1700 — 2550 грн.) на должностных лиц юридического лица, других лиц, привлеченных для прекращения юридического лица.

Ликвидационная комиссия (ликвидатор) обеспечивает представление государственному регистратору документов, предусмотренных законом для проведения государственной регистрации прекращения юридического лица в установленный законом срок.

Информация о процедуре снятия с учета налогоплательщиков в контролирующих органах содержится в разделе XI Порядка № 1588.

При получении документов контролирующим органом согласно пунктам 11.1 — 11.4 этого Порядка (в частности, заявления по форме № 8-ОПП от налогоплательщика, сведений государственного регистратора о внесении в Единый государственный реестр записи о решении учредителей (участников) юридического лица, уполномоченного ими органа о прекращении юридического лица) и/или если начата процедура прекращения юридического лица, закрытия постоянного представительства либо обособленного подразделения юридического лица, в том числе иностранной компании, организации, возбуждено производство по делу о признании банкротом налогоплательщика или подано заявление о снятии с учета налогоплательщика, то этим органом принимается решение о проведении документальной внеплановой проверки плательщика.

В случае признания хозяйственным судом предприятия банкротом порядок создания и работы ликвидационной комиссии и условия его ликвидации определяются согласно Закону № 2343. Очередность удовлетворения требований кредиторов при проведении процедуры банкротства определена в ст. 45 этого Закона.

При ликвидации неприбыльной организации ее активы должны быть переданы одной или нескольким неприбыльным организациям соответствующего вида или зачислены в доход бюджета, если иное не предусмотрено законом, регулирующим деятельность соответствующей неприбыльной организации (п. 157.13 ст. 157 Налогового кодекса).

Учет доходов и расходов при ликвидации плательщика налога

В случае если субъект хозяйствования ликвидируется, в налоговом учете осуществляется соответствующее отражение хозяйственных операций.

Лицом, ответственным за погашение денежных обязательств или налогового долга налогоплательщика, является:

  • в отношении ликвидируемого налогоплательщика — ликвидационная комиссия или другой орган, который проводит ликвидацию согласно законодательству Украины;
  • относительно филиалов, отделений, других обособленных подразделений ликвидируемого налогоплательщика — такой налогоплательщик.

Ликвидация юридического лица является основанием для прекращения налоговой обязанности (п. 37.3 ст. 37 Налогового кодекса).

Так, предприятие, подпадающее под действие п. 57.1 ст. 57 этого Кодекса и начавшее процедуру ликвидации, прекращает уплачивать авансовые взносы в отчетном месяце, в котором в установленном порядке в контролирующий орган представляется ликвидационный баланс. Начисленные таким плательщиком авансовые взносы учитываются в уменьшение задекларированных обязательств в последней декларации по налогу на прибыль, представляемой плательщиком.

При наличии переплаты налогоплательщик подает заявление на возврат ошибочно и/или излишне уплаченных денежных обязательств в произвольной форме, в котором указывает направление перечисления денежных средств (п. 43.4 ст. 43 Налогового кодекса).

Реорганизация и ликвидация юридического лица

  • Предпринимательское право и предпринимательская деятельность
  • Предпринимательские правоотношения
  • Субъекты предпринимательского права
  • Субъекты предпринимательской деятельности
  • Малое предпринимательство

Законодательством определены две формы прекращения юридического лица:

Реорганизация юридического лица

Реорганизация организационно-правовых форм предпринимательской деятельности

Деятельность юридического лица может быть прекращена в результате его реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования).

Реорганизация — это прекращение юридического лица с правопреемством (переход прав и обязанностей от одного лица к другому), кроме случаев выделения, когда юридическое лицо не прекращает своей деятельности.

В отличие от ликвидации юридического лица его реорганизация предполагает в дальнейшем существование хозяйственных прав и обязанностей, сохранение имущества, имущественных комплексов либо в сокращенном (уменьшенном), либо в укрупненном объеме. Реорганизация всегда связана с правопреемством, переходом имущественных и иных прав (обязанностей) от одного прекращаемого (видоизменяемого) субъекта права к другому, вновь образуемому юридическому лицу. В случае реорганизации право собственности на принадлежащее ему имущество переходит к другим юридическим лицам — правопреемникам реорганизованного юридического лица (п. 2 ст. 218 ГК РФ).

Реорганизация юридического лица может быть осуществлена добровольно или принудительно.

Добровольная реорганизация осуществляется по решению либо учредителей (участников) юридического лица, либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Общества, участвующие в слиянии, заключают договор о слиянии, в котором определяются порядок и условия слияния, а также порядок конвертации акций каждого акционерного общества в акции нового общества. Утверждение устава и выборы совета директоров (наблюдательного совета) вновь возникшего общества проводятся на совместном общем собрании акционеров обществ, участвующих в слиянии.

Принудительная реорганизация осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.

В случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.

Реорганизация осуществляется в пяти формах:

  • слияние;
  • присоединение;
  • разделение;
  • выделение;
  • преобразование.

При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.

При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом.

При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.

При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменение организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Юридическое значение передаточного акта и разделительного баланса состоит в том, что они должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц. Эти документы (применительно к акционерному обществу они утверждаются общим собранием акционеров) представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.

Ликвидация юридического лица

Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Юридическое лицо может быть ликвидировано добровольно или принудительно.

Юридическое лицо может быть добровольно ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно было образовано.

Принудительная ликвидация возможна только по решению суда в случае признания судом недействительной регистрации юридического лица, либо в случае осуществления деятельности без надлежащей лицензии, либо деятельности, запрещенной законом.

Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией может быть ликвидировано также вследствие признания его банкротом.

Порядок ликвидации

1. Учредители (участники) юридического лица или органы, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии со ст. 63-64 ГК РФ.

2. Ликвидационная комиссия помещает в органах печати публикацию о ликвидации юридического лица и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть меньше двух месяцев с момента публикации о ликвидации юридического лица. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидация. После окончания срока для предъявления требований кредиторам ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс. Он содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечень предъявленных кредиторами требований, а также результаты их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с регистрирующим юридических лиц органом.

3. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения.