Регистрация интернет магазина в торговом реестре республики беларусь

Оглавление:

Как зарегистрировать интернет-магазин в Торговом реестре Республики Беларусь

Интернет-магазин регистрируется местным исполнительным и распорядительным органом (исполкомом, администрацией) по месту нахождения собственника.

Все интернет-магазины включаются в Торговый реестр Республики Беларусь (http://rsoap.mintorg.gov.by:8880/viewreestr/)

Заявитель подает заявление о регистрации интернет-магазина на бумажном носителе в двух экземплярах (скачать здесь для ИП, ЮЛ и (или) в виде электронного документа.

Применяя электронную форму, заявитель может зарегистрировать интернет-магазин с использованием:

— сети Интернет путем обращения на официальный сайт Минторга со ссылкой на раздел «Регистрация интернет-магазина»; (http://www.mintorg.gov.by/index.php?option=com_content&task=view&id=76&Itemid=82)

— специализированного программного обеспечения, размещенного на сайте Минторга, которое возможно установить на компьютере заявителя.

Если в представленном заявлении нет ошибок (по результатам форматно-логического контроля), регистрирующий орган направляет заявителю подтверждение о приеме заявления, если ошибки есть — подтверждение о приеме заявления с ошибками (в этом случае заявление к рассмотрению не принимается). Подтверждения подписываются электронной цифровой подписью уполномоченного должностного лица регистрирующего органа и направляются заявителю в день подачи заявления .

В случае если заявление подается на бумажном носителе, необходимо обратиться непосредственно к уполномоченному лицу в регистрирующий орган для регистрации интернет-магазина. Последний не позднее рабочего дня, следующего за днем подачи заявления, вносит в соответствующую территориальную базу данных Торгового реестра необходимые сведения либо отказывает в регистрации.

Передача заявлений регистрирующим органам на местах (при их подаче в виде электронного документа) на сайт Минторга осуществляется путем предоставления доступа на этот сайт. Регистрирующие органы принимают заявления с сайта Минторга в соответствии с утвержденными ими графиками.

Регистрация интернет-магазина действует бессрочно (до ее отмены). Плата за регистрацию не взимается.

Если сведения, внесенные в Торговый реестр (наименование юридического лица, перечень реализуемых товарных групп и др.), меняются, заявитель в течение 10 рабочих дней со дня таких изменений обязан направить в регистрирующий орган соответствующее сообщение заказным письмом с уведомлением о его вручении и (или) в виде электронного документа.

Регистрация интернет магазина в торговом реестре республики беларусь

Вниманию субъектов хозяйствования!

Обращаем ваше внимание, что заявления о включении сведений в Торговый реестр Республики Беларусь (далее – Торговый реестр), внесении изменений и (или) дополнений в сведения, ранее внесенные в Торговый реестр, об исключении сведений из Торгового реестра можно представлять в местные исполнительные и распорядительные органы как путем личного обращения, по почте, а также в виде электронных документов через единый портал электронных услуг посредством общегосударственной автоматизированной информационной системы.

Преимущества подачи заявлений в электронном виде по сравнению с бумажным носителем:

  • возможность подачи заявлений в любое время суток и получения подтверждения о приеме заявления порталом;
  • снижение затрат рабочего времени, связанных с посещением местных исполнительных и распорядительных органов;
  • возможность получить информацию о своих ранее внесенных в Торговый реестр объектах торговли и общественного питания.

Кроме того, при создании электронной формы заявления работает система справочников, позволяющая быстро и корректно ее подготовить.

Для совершения указанной процедуры необходимо наличие у юридического лица, индивидуального предпринимателя ключа электронной цифровой подписи (ЭЦП), изданного Республиканским удостоверяющим центром (РУЦ) Государственной системы управления открытыми ключами проверки электронной цифровой подписи Республики Беларусь (ГосСУОК).

Согласно статье 29 Закона Республики Беларусь от 28 декабря 2009 г. «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» сертификаты открытых ключей, изданные в ГосСУОК, обязательны к применению при обращении электронных документов во всех государственных информационных системах, а также в иных информационных системах, содержащих информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено. Следовательно, все сертификаты открытых ключей, изданные РУЦ, обязательны к применению, в том числе и в Информационно-справочной системе «Торговый реестр Республики Беларусь».

Получить ключ ЭЦП можно в любом из 36 регистрационных центров во всех областных городах, а также некоторых районных центрах (Слуцк, Барановичи, Борисов, Пинск, Полоцк, Мозырь, Бобруйск, Лида).

Кроме того, авторизоваться на едином портале электронных услуг можно с использованием мобильной ЭЦП.

Мобильная ЭЦП – технология, которая позволяет использовать мобильный телефон в качестве надежного средства электронной цифровой подписи. Хранение личного ключа мобильной ЭЦП на SIM-карте делает процедуру подписи электронных документов удобной и простой: пользователь не ограничен доступом к компьютеру, документ может быть подписан в любое время и в любом месте. Единственные необходимые для этого условия – наличие SIM-карты с поддержкой SIMiD и устройства с функцией отправки и получения SMS (как смартфона, так и самого простого мобильного телефона).

Воспользоваться услугой могут как физические, так и юридические лица и индивидуальные предприниматели-резиденты Республики Беларусь.

Для получения возможности подачи заявления о включении сведений в Торговый реестр, внесения изменений и (или) дополнений, исключения сведений необходимо:

1. получить средства электронной цифровой подписи в Республиканском удостоверяющем центре;

2. заполнить заявку на подключение электронной услуги 3.13.02 на ЕПЭУ на основании электронной формы на сайте или в бумажном виде.

4. заявку в бумажном виде направить в Республиканское унитарное предприятие «Национальный центр электронных услуг» (далее – НЦЭУ) по адресу ул. Раковская, 14, 220004, г. Минск, официальной почтой, нарочным, по факсу (+375 17) 229 30 06, по электронной почте [email protected];

5. пройти аутентификацию на портале. Услуга будет доступна в личном кабинете.

Услуга предоставляется безвозмездно.

Услуга доступна юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в отношении самих себя.

Техническое сопровождение государственного информационного ресурса «Информационно-справочная система «Торговый реестр Республики Беларусь» осуществляет РУП «Национальный центр электронных услуг»:

  • по телефону (+375 17) 229 30 00 (доб. 219, 262);
  • по электронной почте [email protected];
  • в письменном виде по адресу 220004, г. Минск, ул. Раковская, д.14.

Время работы техподдержки с 9.00 до 18.00, в пятницу с 9.00 до 16.45, обеденный перерыв 13.00-13.45.

Более подробная информация о службе техподдержки размещена на сайте НЦЭУ.

Справочно: ключ ЭЦП, изданный РУЦ, используется при организации юридически значимого межведомственного информационного взаимодействия, а также для работы в 25 информационных системах, в том числе:

  • Единой информационной системе государственной статистики Республики Беларусь (ЕИСГС) для обеспечения возможности представления респондентами государственной статистической отчетности;
  • автоматизированной информационной системе «Взаимодействие» Министерства юстиции Республики Беларусь для регистрации новых предприятий и индивидуальных предпринимателей;
  • автоматизированной информационной системе Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь (МНС), в том числе Портал «Электронные счета-фактуры (ЭСЧФ)» для подачи налоговых деклараций, подписания электронных счетов-фактур и работы с порталом МНС;
  • информационной системе электронного декларирования таможенных органов Республики Беларусь;
  • информационной системе «Уведомительное декларирование соответствия» для регистрации в Республике Беларусь деклараций о соответствии продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза в электронной форме;
  • Едином портале финансового рынка для предоставления информации о финансовом рынке неограниченному кругу лиц;
  • ведомственных автоматизированных информационных системах для подготовки и отправки отчетности в Департамент финансового мониторинга КГК (Белорусская нотариальная палата; ИП, оказывающие юридические услуги и др.);
  • автоматизированной информационной системе оператора электронного документооборота ООО «Современные технологии торговли» в части электронных товарно-транспортных и товарных накладных;
  • программном обеспечении республиканского унитарного страхового предприятия «Белгосстрах» в части предоставления документов, подтверждающих осуществленные страхователями страховые выплаты по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • системе Фонда социальной защиты населения для представления отчетной информации (для работы необходимо получить дополнительный атрибут к основному сертификату;
  • едином государственной регистре недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (ЕГРНИ);
  • геопортале земельно-информационной системы;
  • информационной системе «Уведомительное декларирование соответствия»;
  • информационной системе электронной торговой площадкиwww.zakupki.butb.by;
  • информационной системе электронной торговой площадки www.goszakupki.by (для работы к сертификату ГосСУОК необходимо дополнительно получить атрибутный сертификат в РУП «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен»);
  • информационной системе государственных закупок www.icetrade.by (для работы к сертификату ГосСУОК необходимо дополнительно получить атрибутный сертификат в РУП «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен»);
  • автоматизированной информационной системе оператора электронного документооборота ООО «Информационные производственные архитектуры» в части электронных товарно-транспортных и товарных накладных;
  • портале органов государственной экспертизы (РУП «Главгосстройэкспертиза» и ДРУП «Госстройэкспертиза» по областям и г. Минску);
  • системе дистанционного банковского обслуживания юридических лиц ОАО «БПС-Сбербанк»;
  • мобильном приложении для юридических лиц «ММБизнес Мобайл»ОАО «Банк Москва-Минск»;
  • системе Интернет-Банкинга ОАО «Белинвестбанк»;
  • сервисе электронного обмена документами «МТС Doc».

Другие удостоверяющие центры (Информационно-издательского центра по налогам и сборам, Фонда социальной защиты населения и др.) не аккредитованы в ГосСУОК и сертификаты открытых ключей, издаваемые ими, не могут применяться во всех государственных информационных системах, в том числе и Информационно-справочной системе «Торговый реестр Республики Беларусь».

МОГИЛЕВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ

О регистрации в Торговом реестре Беларуси интернет-магазинов и определении субъектами торговли порядка применения систем налогообложения

В связи с возникающими вопросами при регистрации в Торговом реестре Республики Беларусь интернет-магазинов и определении субъектами торговли с 01.01.2016 порядка применения систем налогообложения Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь сообщает следующее.

В соответствии со статьей 1 Закона Республики Беларусь от 8 января 2014 года «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» (далее – Закон): интернет-магазин — информационный ресурс субъекта торговли в глобальной компьютерной сети Интернет (далее — сеть Интернет), позволяющий осуществить заказ на приобретение или выбор и приобретение товаров без (вне) торгового объекта;

розничная торговля — вид торговли, связанный с приобретением и продажей товаров для личного, семейного, домашнего и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь.

Согласно статье 19 Закона субъект торговли вправе осуществлять розничную торговлю с использованием сети Интернет только через интернет-магазины, зарегистрированные в Торговом реестре Республики Беларусь (далее – Торговый реестр), и с использованием доменного имени, право на администрирование которого получено субъектом торговли в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Субъект торговли вправе использовать иные информационные ресурсы сети Интернет для размещения информации о продаже товаров при наличии в этой информации адресации (гиперссылки) на зарегистрированный субъектом торговли в Торговом реестре интернет-магазин.

В соответствии с постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 26.06.2014 № 24 «О классификации форм розничной торговли» розничная торговля, осуществляемая путем предоставления описаний товаров, содержащихся в каталогах, проспектах, рекламе, буклетах или представленных в фотографиях или иных информационных источниках, распространяемых в глобальной компьютерной сети Интернет через интернет-магазин без (вне) торговых объектов является розничной торговлей по образам.

Таким образом, предложение товаров в рекламе, распространяемой в сети Интернет, для приобретения в целях личного, семейного, домашнего и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, является розничной торговлей по образцам, а информационный ресурс в сети Интернет, позволяющий осуществить заказ на приобретение или выбор и приобретение товаров без (вне) торговых объектов, — интернет-магазином, который подлежит регистрации в Торговом реестре.

При этом субъект торговли вправе с учетом требований законодательства о рекламе размещать в сети Интернет рекламу о товарах, в которой должна присутствовать только информация о товарах (наименование и цена товара, его потребительские свойства, сведения о производителе и т.п.) и о продавце с обязательным указанием мест нахождения торговых объектов, в которых можно приобрести товар, либо наличием гиперссылки на зарегистрированный этим субъектом торговли в Торговом реестре интернет-магазин без предоставления в такой рекламе возможности осуществить заказ на приобретение товаров и наличия кнопок «купить», «заказать», «положить в корзину» и т.п.

Порядок включения сведений в Торговый реестр определен Положением о Торговом реестре Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.12.2014 № 1227 «Об утверждении Положения о Торговом реестре Республики Беларусь и Положения об определении методики расчета доли субъектов торговли в объеме розничного товарооборота продовольственных товаров в границах г. Минска, городов областного подчинения, районов, признании утратившими силу постановлений Совета Министров Республики Беларусь и их структурных элементов» (далее – Положение).

В соответствии с пунктом 20 Положения регистрация интернет-магазинов в Торговом реестре осуществляется местными исполнительными и распорядительными органами по месту государственной регистрации субъектов торговли.

Согласно пункту 13 Положения основанием для включения сведений в Торговый реестр являются:

заявление о включении сведений в Торговый реестр;

заявление о согласовании режима работы торговых объектов, объектов общественного питания, торговых центров, рынков, субъектов торговли, осуществляющих розничную торговлю без (вне) торговых объектов, в том числе интернет-магазинов.

Указанные заявления заполняются по формам, установленным постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 24.12.2014 № 41 «О мерах по реализации постановления Совета Министров Республики Беларусь от 23 декабря 2014 г. № 1227» и представляются в соответствующий местный исполнительный и распорядительный орган на бумажном носителе путем личного обращения либо по почте, а также в виде электронных документов через единый портал электронных услуг посредством общегосударственной автоматизированной информационной системы.

С учетом изложенного, для регистрации интернет-магазина в Торговом реестре субъекту торговли, в том числе индивидуальному предпринимателю, необходимо представить в местный исполнительный и распорядительный орган по месту государственной регистрации заявление о включении сведений в Торговый реестр об интернет-магазине и заявление о согласовании режима работы торговых объектов, объектов общественного питания, торговых центров, рынков, субъектов торговли, осуществляющих розничную торговлю без (вне) торговых объектов, в том числе интернет-магазинов.

Порядок регистрации интернет-магазина в торговом реестре Республики Беларусь

Согласно действующему законодательству интернет-магазин — информационный ресурс субъекта торговли в глобальной компьютерной сети Интернет, позволяющий осуществить заказ на приобретение или выбор и приобретение товаров без (вне) торгового объекта.

С недавних пор субъект торговли вправе осуществлять розничную торговлю с использованием сети Интернет только через интернет-магазины, зарегистрированные в Торговом реестре, и с использованием доменного имени, право на администрирование которого получено субъектом торговли в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Регистрация интернет-магазинов в Торговом реестре осуществляется местными исполнительными и распорядительными органами по месту государственной регистрации субъектов торговли (местными администрациями районов в городе или исполнительными комитетами для городов без разделения на районы).

Для внесения сведений в Торговый реестр субъектом подается заявление установленной формы о включении сведений в Торговый реестр с указанием группы реализуемого товара. Местный исполнительный и распорядительный орган рассматривает заявление и в течение пяти рабочих дней вносит соответствующие сведения в Торговый реестр.

Следует отметить, что субъект торговли, осуществляющий розничную торговлю через интернет-магазин, вправе использовать иные информационные ресурсы сети Интернет для размещения информации о продаже товаров при наличии в этой информации адресации (гиперссылки) на зарегистрированный субъектом торговли в Торговом реестре интернет-магазин.

Субъекты торговли, осуществляющие розничную торговлю без (вне) торговых объектов, обязательно устанавливают режим работы по согласованию с местными исполнительными и распорядительными органами по месту государственной регистрации субъектов торговли. В местную администрацию (исполком) подается заявление установленной формы с указанием режима работы интернет-магазина.

Однако одной регистрации в Торговом реестре недостаточно, субъект торговли ежегодно до 1 апреля представляет в соответствующий местный исполнительный и распорядительный орган заявление о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, включенные в Торговый реестр, а также с указанием информации о розничном и (или) оптовом товарообороте интернет-магазина за предыдущий финансовый год.

ООО «Юридическая компания «ЭРА ПРАВА» готово проконсультировать Вас по любому вопросу деятельности интернет-магазинов.

ПОЛОЖЕНИЕ о порядке регистрации интернет-магазинов, используемых для осуществления розничной торговли, в Торговом реестре Республики Беларусь и механизме контроля за их функционированием

Глава 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящим Положением определяется порядок регистрации интернет-магазинов, используемых для осуществления розничной торговли, в Торговом реестре Республики Беларусь (далее – регистрация), внесения изменений и (или) дополнений в сведения об этих интернет-магазинах, внесенные в Торговый реестр Республики Беларусь (далее – Торговый реестр), а также механизм контроля за функционированием интернет-магазинов и порядок отмены их регистрации.

2. Регистрация осуществляется городскими и районными исполнительными комитетами, местными администрациями г. Минска по месту регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя (далее – регистрирующие органы) по заявительному принципу.

3. Регистрирующие органы:

осуществляют регистрацию путем внесения сведений об интернет-магазине, используемом для осуществления розничной торговли (далее – интернет-магазин), в соответствующую территориальную базу данных Торгового реестра, которые в автоматизированном режиме включаются в Торговый реестр;

вносят изменения и (или) дополнения в сведения об интернет-магазине, предусмотренные для ведения Торгового реестра;

обеспечивают систематизацию и хранение сведений, предусмотренных для ведения Торгового реестра;

выполняют иные функции, связанные с регистрацией и ведением Торгового реестра.

4. Регистрирующие органы обязаны обеспечивать прием документов для регистрации в соответствии с утвержденными ими графиками, за исключением выходных дней, государственных праздников и праздничных дней, являющихся нерабочими днями.

Глава 2

ОБРАЩЕНИЕ ЗА РЕГИСТРАЦИЕЙ. ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ И (ИЛИ) ДОПОЛНЕНИЙ В СВЕДЕНИЯ ОБ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНЕ, ВНЕСЕННЫЕ В ТОРГОВЫЙ РЕЕСТР

5. Заявители – юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную торговлю через интернет-магазины (далее – заявители), уполномоченные ими лица для регистрации интернет-магазина представляют в регистрирующий орган заявление о регистрации интернет-магазинов, используемых для осуществления розничной торговли (далее – заявление), с указанием сведений, предусмотренных для ведения Торгового реестра, на бумажном носителе в двух экземплярах и (или) в виде электронного документа.

Истребование иных документов или сведений для регистрации запрещается.

6. В случае изменения сведений, внесенных в Торговый реестр, в том числе о прекращении осуществления розничной торговли через интернет-магазин, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель в течение 10 рабочих дней со дня изменения таких сведений обязаны направить в регистрирующий орган соответствующее уведомление заказным письмом с уведомлением о его вручении и (или) в виде электронного документа.

7. Заявление и уведомление об изменении сведений, внесенных в Торговый реестр:

составляются по формам, установленным Министерством торговли. В заявлении подтверждается, что сведения, содержащиеся в представленных документах, достоверны, а доменное имя сайта интернет-магазина зарегистрировано в установленном порядке за заявителем;

подписываются руководителем заявителя или иным лицом, уполномоченным действовать от его имени.

Если такие заявление и уведомление об изменении сведений, внесенных в Торговый реестр, представляются в регистрирующий орган непосредственно данными лицами, подлинность подписей на этих документах удостоверяется уполномоченным работником регистрирующего органа, осуществившим прием документов.

При подаче заявления граждане предъявляют документы, удостоверяющие личность, а также документы, подтверждающие их полномочия, если они представляют интересы заявителя.

Заявление и уведомление об изменении сведений, внесенных в Торговый реестр, представляемые в виде электронного документа, должны быть удостоверены цифровой электронной подписью.

Глава 3

РАССМОТРЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ, ПРЕДСТАВЛЕННЫХ ДЛЯ РЕГИСТРАЦИИ, УВЕДОМЛЕНИЙ ОБ ИЗМЕНЕНИИ СВЕДЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В ТОРГОВЫЙ РЕЕСТР. ОТКАЗ В РЕГИСТРАЦИИ. ВНЕСЕНИЕ СВЕДЕНИЙ ОБ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНАХ В ТОРГОВЫЙ РЕЕСТР

8. Уполномоченный работник регистрирующего органа принимает заявление (на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа), при необходимости разъясняет лицам, его представляющим, установленные законодательством правила представления и оформления.

9. Плата за регистрацию не взимается.

10. Уполномоченный работник регистрирующего органа:

в день подачи заявления проставляет на обоих экземплярах заявления дату приема документов либо уведомляет заявителя в виде электронного документа о поступлении заявления;

не позднее рабочего дня, следующего за днем подачи заявления, вносит в соответствующую территориальную базу данных Торгового реестра сведения, предусмотренные для ведения Торгового реестра, либо отказывает в регистрации. При этом делает на обоих экземплярах заявления отметку о регистрации, передает заявителю один экземпляр заявления либо информирует его о регистрации в виде электронного документа;

при получении уведомления об изменении сведений, внесенных в Торговый реестр, вносит изменения и (или) дополнения в сведения, предусмотренные для ведения Торгового реестра, не позднее рабочего дня, следующего за днем получения такого уведомления.

11. Один экземпляр заявления хранится в регистрирующем органе.

12. Датой регистрации считается дата внесения сведений в Торговый реестр.

13. Регистрация действует бессрочно до ее отмены.

14. Уполномоченный работник регистрирующего органа отказывает:

14.1. в принятии заявления в случаях, предусмотренных в статье 17 Закона Республики Беларусь от 28 октября 2008 г. «Об основах административных процедур» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 264, 2/1530) (далее – Закон);

14.2. в регистрации в случаях:

предусмотренных в статье 25 Закона;

наличия в заявлении сведений, указывающих на несоответствие заявленных условий деятельности требованиям, установленным законодательством к осуществлению розничной торговли, в том числе с использованием информационных сетей, систем и ресурсов, имеющих подключение к сети Интернет;

обращения за регистрацией в течение 12 месяцев после принятия регистрирующим органом решения об отмене регистрации.

При отказе в регистрации уполномоченный работник регистрирующего органа ставит на заявлении соответствующий штамп, указывает основания отказа в регистрации и в течение 5 рабочих дней со дня обращения за регистрацией письменно либо в виде электронного документа уведомляет заявителя об отказе в регистрации с указанием оснований.

Отказ в регистрации по основаниям, не предусмотренным в части первой настоящего подпункта, не допускается.

15. При регистрации в Торговый реестр вносятся следующие сведения об интернет-магазинах:

наименование и место нахождения юридического лица, осуществляющего розничную торговлю через интернет-магазин, форма собственности, организационно-правовая форма, сведения о государственной регистрации;

фамилия, имя, отчество и место жительства индивидуального предпринимателя, осуществляющего розничную торговлю через интернет-магазин, сведения о государственной регистрации;

доменное имя сайта интернет-магазина;

реализуемые товарные группы.

В Торговый реестр вносятся также сведения о регистрации, внесении изменений и (или) дополнений в сведения, внесенные в Торговый реестр, о принятии документов на регистрацию, на отмену регистрации, принятии регистрирующим органом решения об отмене регистрации.

Глава 4

МЕХАНИЗМ КОНТРОЛЯ ЗА ФУНКЦИОНИРОВАНИЕМ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНОВ. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ ОБ ОТМЕНЕ РЕГИСТРАЦИИ

16. Контролируют деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную торговлю через интернет-магазин, уполномоченные контролирующие (надзорные) органы в установленном законодательством порядке.

17. Министерство торговли, иные контролирующие (надзорные) органы, регистрирующие органы вправе проводить мониторинг сайтов интернет-магазинов по вопросам соблюдения требований законодательства, предъявляемых к осуществлению розничной торговли.

18. Регистрация может быть отменена по:

18.1. заявлению юридического лица и индивидуального предпринимателя, осуществляющих розничную торговлю через интернет-магазин;

18.2. решению регистрирующего органа при:

осуществлении регистрации на основании представленных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем недостоверных сведений, необходимых (имеющих значение) для регистрации;

прекращении деятельности юридического лица и индивидуального предпринимателя, осуществляющих розничную торговлю через интернет-магазин, в предусмотренных законодательством случаях;

неоднократном (два и более раза в течение 12 месяцев подряд):

привлечении юридического лица и индивидуального предпринимателя к административной ответственности за нарушение правил торговли, порядка приема денежных средств при реализации товаров за наличный расчет, требований законодательства о маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками;

неустранении выявленных недостатков, указанных в требовании (предписании);

18.3. решению суда в случае создания опасных условий для жизни, нанесения ущерба здоровью, имуществу потребителя в результате продажи товаров с истекшим сроком годности и (или) хранения.

19. Заявление юридического лица и индивидуального предпринимателя, осуществляющих розничную торговлю через интернет-магазин, об отмене регистрации составляется на бумажном носителе или в виде электронного документа по форме, установленной Министерством торговли.

Заявление юридического лица и индивидуального предпринимателя об отмене регистрации является основанием для внесения сведений об этом в Торговый реестр. Решение регистрирующего органа об отмене регистрации в таком случае не принимается.

20. Юридическое лицо и индивидуальный предприниматель не вправе осуществлять розничную торговлю через интернет-магазин с даты подачи такого заявления.

21. Регистрирующий орган в течение трех рабочих дней со дня принятия решения об отмене регистрации уведомляет юридическое лицо и индивидуального предпринимателя о принятом решении заказным письмом с уведомлением о его вручении либо в виде электронного документа.

Принятие регистрирующим органом решения об отмене регистрации является основанием для внесения соответствующей записи в Торговый реестр.

Глава 5

ОБЖАЛОВАНИЕ РЕШЕНИЙ РЕГИСТРИРУЮЩИХ ОРГАНОВ ОБ ОТКАЗЕ В РЕГИСТРАЦИИ И ОТМЕНЕ РЕГИСТРАЦИИ

22. Решения регистрирующих органов об отказе в регистрации и отмене регистрации, иные действия (бездействие) регистрирующих органов, связанные с регистрацией, могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном в статье 30 Закона.

Оформление и регистрация интернет-магазина

По словам министра антимонопольного регулирования и торговли, только за последние 4 года количество интернет-магазинов в Беларуси выросло в 3,5 раза. Сегодня каждый предприниматель, имеющий оффлайн-бизнес или только планирующий его открыть, задумывается о создании интернет-магазина. В этой статье мы рассмотрим, как зарегистрировать и оформить интернет-магазин, какую информацию необходимо разместить на сайте и какую систему налогообложения выбрать, чтобы спокойно работать и избежать нарушений и штрафов.

Что такое интернет-магазин и чем он отличается от интернет-витрины?

Интернет-магазин – это сайт, позволяющий осуществлять выбор, заказ и оплату товаров онлайн. Иными словами, это магазин, который осуществляет торговлю товарами через интернет. При этом необязательно это должен быть сайт с кнопкой «купить», виртуальной корзиной и личным кабинетом покупателя. Исходя из приведенного выше определения, интернет-магазином считаются все сайты с описанием товаров и контактами продавца (телефон, скайп, электронная почта и др.), по которым можно сделать заказ.

Если сайт позволяет ознакомиться с каталогом товаров, их описанием и отзывами, но не предоставляет возможности заказать товар онлайн, по телефону либо иным способом, он является интернет-витриной (промо-сайтом или сайтом-каталогом). Такие сайты создаются для рекламы и продвижения продукции, купить которую можно только в реальных торговых объектах по адресу, указанному на сайте. Интернет-магазины, в отличие от интернет-витрин, не обязаны иметь своего торгового объекта, а могут производить все торговые операции онлайн. Но для осуществления торговли сайты интернет-магазинов должны быть зарегистрированы в Торговом реестре Республики Беларусь и соблюдать правила онлайн-торговли.

Открытие интернет-магазина подойдет тем, кто желает начать или перенести свою предпринимательскую деятельность в интернет, следуя за мировым трендом роста рынка электронной коммерции. Чтобы регистрация и оформление интернет-магазина прошло без нарушений, его владельцу необходимо изучить официальные документы, которыми регламентируется деятельность интернет-магазина.

Кто может продавать через интернет?

Интернет-магазин создается для ведения онлайн-торговли с целью получения прибыли, а такая деятельность считается предпринимательской. Поэтому для открытия интернет-магазина необходимо сперва зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель или как юридическое лицо. О регистрации ИП и юрлица мы подробно писали в пошаговом руководстве по открытию интернет-магазина в Беларуси.

Преимущества и недостатки той или иной формы ведения бизнеса не однозначны: в каждой конкретной ситуации один и тот же фактор может оказаться как минусом, так и плюсом. На выбор формы ведения бизнеса могут повлиять разные условия:

  1. Ведение бизнеса с партнером или без;
  2. Наличие / отсутствие планов на масштабирование бизнеса;
  3. Готовность / неготовность к процедуре сертификации товаров;
  4. Изменения в законодательстве и системе налогообложения;
  5. Размеры отчислений в бюджет и др.

Плюсы и минусы индивидуального предпринимательства

Плюсы индивидуального предпринимательства:

  1. Минимум документов при регистрации;
  2. Минимальная оплата за регистрацию ИП (0,5 базовой величины);
  3. Возможность выбора системы налогообложения (стандартная для ИП либо единый налог);
  4. Меньшие налоги по сравнению с юрлицами;
  5. Простота закрытия ИП.

Минусы индивидуального предпринимательства:

  1. Невозможность найма более 3-х наемных работников, кроме членов семьи;
  2. Ограниченные возможности масштабирования бизнеса;
  3. Материальная ответственность своим имуществом по обязательствам ИП.

Плюсы и минусы юридического лица

Плюсы юридического лица:

  1. Привлечение наемных работников и партнеров;
  2. Возможность масштабирования бизнеса;
  3. Отсутствие материальной ответственности своим имуществом по обязательствам юрлица.

Минусы юридического лица:

  1. Больший пакет документов и пошлина для регистрации (1 базовая величина);
  2. Необходимость сертификации товаров;
  3. Обязательное наличие юридического адреса;
  4. Ощутимые налоги по сравнению с ИП;
  5. Сложная процедура выхода из бизнеса.

Что можно и что нельзя продавать в интернете?

По данным масштабного исследования рынка электронной коммерции Беларуси, тройка самых популярных товаров, продаваемых через интернет, выглядит так:

  1. Бытовая техника и электроника, компьютеры и комплектующие;
  2. Одежда, аксессуары, сумки и другие атрибуты моды и стиля;
  3. Билеты на мероприятия, а также на самолеты и поезда.

Категории наиболее востребованных товаров среди онлайн-покупателей

В десятку также входят товары для детей, товары для дома и дачи, канцелярские товары и книги, подарки и подарочные сертификаты. Определиться с тем, какие товары имеет смысл продавать через интернет, вам поможет наш материал по выбору ниши для онлайн-торговли.

Однако существует перечень товаров, запрещенных к продаже в интернет-магазинах:

  1. Наркотические, лекарственные и ветеринарные средства;
  2. Биологически активные добавки к пище и специальное питание для спортсменов;
  3. Оружие, патроны и пиротехнические средства;
  4. Ювелирные изделия из драгоценных металлов и камней;
  5. Алкогольные напитки, табачные изделия и семена мака.

Продажа продуктов питания (например, пряников и тортов) может производиться через интернет только при наличии торгового объекта и соблюдении всех санитарных норм, за исключением тех случаев, когда продавцом является сам изготовитель.

Какими документами регламентируется деятельность в области интернет-торговли?

Интернет-торговля в Республике Беларусь регулируется Гражданским и Налоговым кодексом, а также правилами, зафиксированными в государственных указах, законах и постановлениях:

Далее мы более подробно разберем некоторые нюансы, связанные с оформлением и регистрацией интернет-магазина в государственных органах Республики Беларусь.

Системы налогообложения для интернет-магазинов

С 1 января 2016 года в Республике Беларусь был введен запрет на применение упрощенной системы налогообложения для интернет-магазинов. Юридические лица перешли на общую систему налогообложения с уплатой НДС 18% плюс налог на прибыль 13%. Индивидуальные предприниматели, исходя из ассортимента и условий работы, перешли на единый или подоходный налог.

Эти изменения по-разному повлияли на крупные интернет-магазины юридических лиц и небольшие магазинчики индивидуальных предпринимателей. Для юридических лиц перемены не так существенны, поскольку в крупных магазинах наценка, как правило, не превышает 30%, а значит разница между налогами при ОСН и 5% от выручки небольшая. Но для индивидуальных предпринимателей при выборе подоходного налога нововведения вносят серьезные коррективы в расчеты затрат и ведение книг по учету товаров, так как все затраты должны быть оплачены по документам.

Продавцам, которые только сейчас открывают интернет-магазин, необходимо сперва зарегистрироваться как ИП или юрлицо. Все юрлица подпадают под общую систему налогообложения. Индивидуальным предпринимателям предстоит выбрать между единым и подоходным налогом. Возможно даже зарегистрировать обе формы собственности и разделить свою деятельность по направлениям. В любом случае выбор предстоит сделать самостоятельно, исходя из индивидуальных условий и расчетов.

Выбор системы налогообложения для интернет-магазина

Индивидуальный предприниматели могут:

1. Выбрать единый налог – фиксированную сумму, которая зависит от вида деятельности, региона, района, графика работы и др. условий.

Плюсы единого налога:

  1. Отсутствие необходимости сертифицировать товары;
  2. Простой учет (декларация в ИМНС до старта и книга учета выручки).

Минусы единого налога:

  1. Уплата налога вне зависимости от выручки;
  2. Отдельный налог за каждую торговую точку и сайт;
  3. Доплата 5 % от превышения выручки, если она превышает единый налог более, чем в 40 раз;
  4. Работа только с физическими лицами;
  5. Масштабирование бизнеса невозможно.

2. Выбрать подоходный налог 16 % – без НДС или с уплатой НДС (если выручка больше €40 тыс. в квартал).

Плюсы подоходного налога:

  1. Уплата налога соразмерно доходу;
  2. Неуплата налогов в случае убытков;
  3. Затраты включают аренду, закупку товара, зарплату сотрудников и др.

Минусы подоходного налога:

  1. Необходимость сертификации товаров;
  2. Необходимость автоматизации учета (учет товаров, расходов и доходов, сумм НДС и т.д.);
  3. Необходимость нанять бухгалтера, который согласится вести налоговый учет по «оплате», а бухгалтерский – по «отгрузке».
  4. Невозможность масштабирования бизнеса.

3. Зарегистрировать юридическое лицо – и перейти на общую систему налогообложения с уплатой 18 % налога и 13% от дивидендов.

Плюсы общей системы налогообложения:

  1. Возможность масштабирования бизнеса;
  2. Отсутствие ограничений по объему выручки;
  3. Отсутствие необходимости платить налоги в случае убытков;
  4. Отсутствие ограничений на количество наемных работников;
  5. Затраты включают аренду, закупку товаров, зарплаты и др.
  6. Стандартный учет, понятный любому бухгалтеру.

Минусы общей системы налогообложения:

  1. Необходимость сертификации товаров;
  2. Дивиденды получаются только при наличии прибыли.

В зависимости от специфики деятельности, рабочих планов, налоговых ставок и бухгалтерских познаний продавец должен выбрать для себя оптимальную систему налогообложения и стать на учет в Налоговой инспекции по месту регистрации ИП или юрлица.

Регистрация интернет-магазина в Торговом реестре Республики Беларусь

В Республике Беларусь онлайн-торговля строго регламентирована и разрешается исключительно через интернет-магазины, зарегистрированные в Торговом реестре. Обязательная регистрация интернет-магазинов в Беларуси была введена 1 июля 2010 года.

Торговля через форумы, сообщества и странички в социальных сетях возможна только при наличии ссылки на сайт зарегистрированного интернет-магазина. Продажа товаров через интернет без регистрации влечет административную ответственность в виде штрафа с конфискацией прибыли. Поэтому так важно при открытии интернет-магазина зарегистрироваться в Торговом реестре.

Зарегистрироваться в Торговом реестре можно совершенно бесплатно в течение 5 дней. Для этого индивидуальные предприниматели и юридические лица должны подать заявку на регистрацию интернет-магазина в местный исполнительный комитет или администрацию г. Минска по месту регистрации ИП или юрлица.

Для регистрации интернет-магазина в Торговом реестре предоставляется

  1. Индивидуальными предпринимателями:
    • Фамилия, имя, отчество и место жительства;
    • Сведения о государственной регистрации;
    • Доменное имя сайта интернет-магазина;
    • Реализуемые товарные группы;
    • Заявление на согласование режима работы интернет-магазина.
  2. Юридическими лицами:
    • Наименование и место регистрации;
    • Форма собственности;
    • Огранизационно-правовая форма;
    • Сведения о государственной регистрации;
    • Доменное имя сайта интернет-магазина;
    • Реализуемые товарные группы;
    • Заявление на согласование режима работы интернет-магазина.

Все перечисленные документы подаются в бумажном виде в двух экземплярах и в электронном виде. При положительном решении датой регистрации считается дата внесения интернет-магазина в Торговый реестр.

В регистрации может быть отказано в нескольких случаях

  1. При отсутствии оснований для регистрации;
  2. При несоответствии документов требованиям законодательства;
  3. При несоответствии условий деятельности законодательству об интернет-торговле;
  4. При заявке на регистрацию в течение года после отмены регистрации.

Если продавец занимается исключительно оптовыми продажами товаров другим юридическим лицам и предпринимателям, то сайт оптового продавца не является интернет-магазином, но сведения о нем также должны быть внесены в Торговый реестр. Не подлежат регистрации в Торговом реестре только производители товаров, осуществляющие оптовую продажу изделий собственного производства индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам.

Требования к интернет-магазинам

Чтобы избежать нарушений и штрафов, интернет-магазин должен соответствовать требованиям белорусского законодательства:

  1. Интернет-магазин должен быть зарегистрирован в Торговом реестре Республики Беларусь. Продажа товаров через интернет без регистрации интернет-магазина запрещена и влечет за собой штраф от 2 до 10 базовых величин с конфискацией дохода.
  2. Сайт интернет-магазина должен быть зарегистрирован вГосударственном реестре информационных сетей, систем и ресурсов.

Как правило, хостинговая компания или платформа, на которой работает сайт интернет-магазина, самостоятельно осуществляет регистрацию в РУП «БелГИЭ». Но для полной уверенности этот вопрос владельцу интернет-магазина обязательно необходимо уточнить в своей хостинговой компании. Если окажется, что регистрация входит в обязанности продавца, то для этого необходимо:

    1. Посетить удостоверяющий центр РУП «БелГИЭ»;
    2. Получить ключ электронной цифровой подписи (ЭЦП);
    3. Получить логин и пароль на доступ к порталу РУП «БелГИЭ»;
    4. Оставить заявку на портале и подписать ее при помощи ЭЦП.

Процедура регистрации занимает до 15 дней, является бессрочной и обойдется в 0,5 базовой величины. При отсутствии регистрации в «БелГИЭ» на продавца может быть наложен штраф.

  1. Интернет-магазин обязан принимать оплату через кассовый аппарат. Прием оплаты по картам и наличными деньгами должен производиться с выдачей кассового чека, образец которого должен быть размещен на сайте интернет-магазина.
  2. Интернет-магазин обязан предоставлять хотя бы один способ дистанционной оплаты покупок. Это может быть вариант оплаты банковскими картами Белкарт, VISA, MasterCard, через банк или почтовое отделение, мобильный или интернет-банкинг, АИС «Рассчет» (ЕРИП) или электронными деньгами EasyPay, т.е. любой вариант, который обеспечивает дистанционное перечисление денежных средств на расчетный счет продавца.
  3. Хостинг интернет-магазина должен находиться в пределах Республики Беларусь. Однако домен сайта обязан располагаться в доменной зоне БЕЛ или BY. Владелец сайта может выбрать любое доменное имя для своего интернет-магазина.
  4. Информация на сайте интернет-магазина должна быть достоверна. Если государственными структурами будет выявлен обман потребителей, продавцу грозит административная ответственность.

Обязательная информация на сайте интернет-магазина

При создании сайта необходимо учесть все, что обязательно должно быть размещено на сайте интернет-магазина.

Обязательные сведения в «шапке» сайта интернет-магазина

Вся информация на сайте интернет-магазина должна соответствовать законодательству Республики Беларусь и рекомендациям Министерства торговли.

Согласно рекомендациям, на главной странице сайта интернет-магазина должно быть размещено:

  1. для юридических лиц:
    • наименование;
    • место нахождения;
    • УНП;
  2. для индивидуальных предпринимателей:
    • ФИО без сокращений;
    • место жительства;
    • УНП;
    • информация о госрегистрации и органе, осуществившем госрегистрацию;
  3. для всех форм ведения бизнеса:
    • название интернет-магазина;
    • сведения о лицензии (если деятельность подлежит лицензированию);
    • дата регистрации в Торговом реестре;
    • режим работы интернет-магазина.

Обязательные сведения в «подвале» сайта интернет-магазина

На любой странице сайта нужно разместить:

    1. образец кассового чека, который интернет-магазины обязаны выдавать покупателям вместе с товаром;
    2. информацию о всех доступных способах оплаты, включая как минимум один дистанционный вариант оплаты товара.

Карточка товара должна содержать следующую информацию:

  1. Название товара;
  2. Цена только в белорусских рублях;
  3. Срок годности или гарантии (если установлен);
  4. Название и адрес производителя;
  5. Наименование импортера, торгового представителя, сервисного центра (при наличии);
  6. Сведения о сертификации и соответствии стандартам (если товар подлежит сертификации);
  7. Состав, количество или комплектность товара;
  8. Наличие товара на складе;
  9. Условия оплаты;
  10. Стоимость и срок доставки товара покупателю.

Обязательная информация в карточке товара: наименование, гарантийный срок, цена, способы доставки и оплаты

При несоблюдении требований законодательства к информации, размещенной на сайте интернет-магазина, владельца интернет-магазина может ждать:

  1. Предписание о срочном устранении нарушений;
  2. Приостановление деятельности до устранения нарушений;
  3. Протокол об административном нарушении;
  4. Штраф в размере от 2 до 5 базовых величин.

Прием дистанционных платежей в интернет-магазине

Каждый владелец интернет-магазина обязан иметь расчетный счет, на который и будет производиться оплата за товары и их доставку покупателями. Как открыть расчетный счет, смотрите в подробной инструкции по открытию интернет-магазина. Кроме того, интернет-магазины должны предоставить покупателям несколько вариантов оплаты на выбор (наличный и безналичный расчет), причем хотя бы один из них должен обеспечить возможность дистанционной оплаты.

В Беларуси, как и во всем мире, несмотря на то, что 60 % товаров оплачивается наличными при получении, наблюдается активный рост безналичных платежей по пластиковым картам. Дистанционная оплата может производиться любым способом, гарантирующим перечисление средств на расчетный счет продавца:

  1. Интернет-банкинг;
  2. Мобильный банкинг;
  3. АИС «Расчет» (ЕРИП);
  4. Электронными деньгами EasyPay;
  5. Через отделение банка или почты;
  6. Наложенный платеж.

Статистика оплаты заказов в интернет-магазинах

С 2016 года для приема онлайн-платежей достаточным является подключение одного из нижеприведенных способов:

  1. АИС «Расчет» – автоматизированная информационная система ЕРИП, которая позволяет принимать платежи онлайн.
  2. Интернетэквайринг – услуга, которая позволяет принимать оплату картой через специальный интерфейс прямо на сайте интернет-магазина.

Это значит, что интернет-магазины могут выбрать самостоятельно, какой способ дистанционной оплаты подключить. Но с 1 января 2017 года подключение к системе ЕРИП станет обязательным, поэтому всем продавцам лучше предусмотреть это сразу.

В интересах магазина соблюдать требования к приему платежей, так как покупатель, не нашедший в магазине удобного для себя способа оплаты, просто пойдет и купит выбранный товар на сайте конкурента.

При доставке курьером, а также при самовывозе покупатель может:

  1. Использовать предоплату онлайн;
  2. Оплатить товар при получении наличными деньгами;
  3. Оплатить заказ банковской картой через терминал.

При доставке почтой покупатель может оплатить товар:

  1. Наложенным платежом при получении;
  2. Через дистанционный вариант предоплаты.

Чтобы не столкнуться с проблемой заморозки средств за отправленные, но еще не оплаченные товары, интернет-магазины могут стимулировать покупателей оформлять предоплату через предоставление скидок, бонусов и привилегий.

Регистрация кассового аппарата для интернет-магазинов

С 16 июня 2013 года все интернет-магазины обязаны иметь кассовый аппарат и предоставлять покупателю кассовый чек как при самовывозе товара со склада или торгового объекта, так и при доставке покупок на дом. Только в случае, если, кроме доставки, интернет-магазином предоставляются дополнительные услуги по сборке или установке товаров на дому у покупателя, возможно, как и раньше, принимать наличные средства без кассового аппарата. Но при приеме платежа за товар через кассовый аппарат дополнительные услуги также должны быть оплачены при помощи кассового аппарата с выдачей кассового чека.

Кассовый чек должен содержать

  1. Наименование юрлица или ФИО индивидуального предпринимателя;
  2. Идентификационный номер налогоплательщика;
  3. Заводской номер кассового аппарата;
  4. Порядковый номер чека;
  5. Наименование товара;
  6. Дату и время покупки;
  7. Стоимость покупки;
  8. Признак фискального режима.

Таким образом, при доставке товара у курьера должен быть на руках зарегистрированный в налоговом органе портативный кассовый аппарат для приема наличных средств за товары и услуги, а также терминал для оплаты картой. Кроме кассового чека, покупателю вместе с товаром должны быть переданы гарантийные документы и инструкции по эксплуатации, если они предусмотрены.

Приобретая кассовый аппарат, необходимо убедиться, что он стандартизирован и находится в специальном реестре, который ведется Государственным комитетом по стандартизации. Для того, чтобы зарегистрировать кассовый аппарат в Налоговой инспекции, нужно собрать следующий пакет документов:

  1. Заявление о регистрации;
  2. Документы на кассовый аппарат;
  3. Договор о техобслуживании кассового аппарата;
  4. Акт снятия показаний с контрольных счетчиков кассового аппарата.

Регистрация кассового аппарата в Налоговой инспекции бесплатная и занимает не более 5 дней.

Продажа товаров может производиться без кассового аппарата только в том случае, если он находится в ремонте. В этот период покупателям нужно выдавать квитанции, бланки которых продаются в специализированных магазинах.

Доставка товаров из интернет-магазина

На сайте интернет-магазина должны быть указаны условия доставки товаров покупателю

  1. Способы доставки;
  2. Срок доставки;
  3. Стоимость доставки.

Для доставки товаров из интернет-магазинов по всему миру применяются разные каналы: от транспортных компаний до почтоматов. В Беларуси доставка товаров из интернет-магазинов, как правило, осуществляется тремя способами:

  1. Курьером – при помощи собственных наемных курьеров или специальных курьерских служб;
  2. Почтой – заказным почтовым отправлением или экспресс-почтой;
  3. Самовывозом – со склада, торгового объекта или пункта самовывоза.

Оптимально, если на сайте интернет-магазина представлено как минимум три способа доставки, среди которых покупатель может выбрать для себя наиболее удобный. Но это не является обязательным требованием: при желании вы можете ограничиться и одним видом доставки, если это не отразится на падении продаж.

Доставка бывает платная и бесплатная, поэтому продавец должен знать, какие документы необходимо заполнять при том или ином способе доставки.

  1. При бесплатной доставке для оптимизации складского и бухгалтерского учета интернет-магазинам следует доставлять товар по накладным, но передавать их покупателю не нужно. В накладной необходимо учесть, что заказчик услуги отсутствует, так как услуга бесплатная, а товар перевозится для собственных нужд, поскольку товар во время доставки находится в собственности продавца. Накладные в данном случае просто упрощают интернет-магазину работу по учету товаров на складе.
  2. При платной доставке интернет-магазин, кроме интернет-торговли, осуществляет также еще один вид предпринимательской деятельности – грузоперевозки. В этом случае интернет-магазину следует оформлять заказ-поручение в качестве подтверждения оказания транспортных услуг.

Условия доставки на сайте интернет-магазина

Курьер, осуществляющий доставку товара, обязан:

  1. Оказать консультацию по работе и использованию товара в быту;
  2. Передать покупателю заказ при соблюдении товарного вида и полного соответствия описанию на сайте;
  3. Провести проверку качества, работоспособности и комплектности;
  4. При необходимости предоставить лицензию и сертификат качества;
  5. Выдать сопутствующие документы:
    • Кассовый чек;
    • Техпаспорт (при наличии);
    • Инструкцию (при наличии);
    • Гарантийный талон (при наличии).

При получении товара покупатель должен расписаться в сопроводительных документах курьера. Покупатель может отказаться от товара надлежащего качества, оплатив доставку. Если товар бракованный, покупатель вправе отказаться от покупки или перенести доставку на другую дату.

В Беларуси курьерская доставка товаров из интернет-магазина осуществляется, как правило, в течение 1-2 дней (если иное не оговорено на сайте или при заказе товара), почтовая доставка – в течение 2-6 дней (забрать можно в почтовом отделении в течение 30 дней), а срок нахождения товара в пункте самовывоза оговаривается индивидуально.

Стоимость доставки товара может зависеть от его веса и габаритов, а также специфических свойств и условий доставки. Часто интернет-магазины гарантируют бесплатную доставку от определенной суммы, что положительно сказывается на росте среднего чека.

Права покупателей в интернет-магазине

Права покупателей регулируются законом «О защите прав потребителей», который распространяется и на покупателей, осуществляющих покупки через интернет.

Покупатели имеют право на получение достоверной информации о продавце и товаре на сайте интернет-магазина. Фото, описания, технические характеристики и отзывы о товарах должны быть реальными и правдивыми, так как если при получении выявится несоответствие товара информации на сайте, покупатель вправе отказаться от него и даже подать в суд на продавца.

Если товар надлежащего качества

Если товар не подошел или не понравился, покупатели имеют право отказаться от товара надлежащего качества в момент доставки и не выкупать его, оплатив только доставку.

Также покупатели имеют право вернуть товар без брака продавцу в течение 14 дней со дня покупки при сохранении кассового чека и товара в товарном виде (упаковка может быть повреждена, но сам товар не должен быть в употреблении). Если же продавец не уведомил покупателя о сроке возврата товара без брака (он может быть и дольше минимального срока в две недели) на кассовом чеке, сайте либо гарантийном талоне, то этот срок растягивается до трех месяцев.

Это правило не распространяется на перечень товаров, установленный Министерством торговли. Возврату не подлежат следующие товары надлежащего качества:

  1. Автомобили и плавучие транспортные средства;
  2. Техника и электроника с гарантией;
  3. Мебельные гарнитуры;
  4. Парфюмерия, косметика и бижутерия;
  5. Нательное белье и чулочно-носочные изделия;
  6. Товары, продаваемые метражом;
  7. Печатные и технические носители информации;
  8. Товары садовых и зоомагазинов;
  9. Товары секс-шопов.

В этот перечень входят товары, которые запрещено продавать в интернет-магазинах, а также игрушки, средства гигиены, посуда, элементы питания и некоторые другие товары, которые продаются без специальной герметичной упаковки.

Если кассовый чек утерян, его заменой могут послужить:

  1. Показания свидетелей;
  2. Наличие упаковки с отметками данного продавца;
  3. Инструкция по эксплуатации;
  4. Техпаспорт;
  5. Руководство пользователя;
  6. Квитанция к приходному кассовому ордеру;
  7. Квитанция к отрывному талону.

Если товар ненадлежащего качества

Если покупателю был продан товар ненадлежащего качества, он вправе потребовать:

  1. Замены товара на аналогичный или другой товар с возмещением разницы в цене;
  2. Возврата уплаченных средств за товар;
  3. Ремонта товара или устранения его недостатков;
  4. Возмещения расходов на самостоятельный ремонт;
  5. Уменьшения стоимости товара;
  6. Возмещения убытков.

Обмен и возврат товара ненадлежащего качества

Свои требования покупатель может предъявлять в течение гарантийного срока или срока годности. Если же он не указан, то в течение 2 лет с момента покупки товара.

1. Замена товара

При замене некачественного товара на аналогичный товар той самой марки и модели (цвет и размер могут отличаться) по той же цене, перерасчета стоимости не происходит. Но если взамен недоброкачественного товара покупателю предлагается иная модель, замена осуществляется с перерасчетом стоимости исходя из разницы в цене.

При наличии у продавца аналогичного товара замена должна быть произведена незамедлительно. При отсутствии или при необходимости проверки некачественного товара этот срок может растянуться до 14 дней. На это время покупатель имеет право потребовать аналогичный товар во временное пользование.

Покупатель имеет право требовать замены технически сложных и дорогостоящих товаров только при наличии серьезных неисправностей, которые оговорены в первой статье закона «О защите прав потребителей». Но никто не запрещает покупателям в данном случае требовать возврата денежных средств.

2. Возврат денежных средств

При возврате денег за товар ненадлежащего качества покупателю должны быть возвращены средства в момент обращения: наличными или на карту, по которой производился платеж. При их отсутствии или необходимости проведения экспертизы этот срок может растянуться до 7-14 дней.

Покупатель должен вернуть товар продавцу для списания или проверки, упаковка при этом может отсутствовать. Если цена на товар на момент возврата выросла, покупатель имеет право потребовать не только фактически уплаченные за неисправный товар средства, но и разницу в цене.

3. Устранение недостатков

По требованию покупателя продавец обязан незамедлительно устранить недостатки бракованного товара за свой счет. Если это невозможно сделать на месте, то этот срок растягивается до 14 дней. На время ремонта покупатель имеет право потребовать аналогичный товар во временное пользование, за исключением игрушек, мебели, транспортных средств и приборов для санитарной гигиены.

4. Возмещение расходов на устранение недостатков

Покупатель также вправе потребовать возмещения средств за ремонт неисправного товара, желательно до принятия мер по устранению недостатков, чтобы продавец смог убедиться в их наличии. Если же меры были приняты до обращения к продавцу, покупателю нужно будет доказать, что недостатки действительно имели место, а расходы на их устранение были разумны и обоснованы.

Следует отметить, что интернет-магазины в гарантийных талонах часто запрещают самостоятельный ремонт или устранение недостатков товаров третьими лицами, кроме сертифицированного сервисного центра, указанного в гарантийном талоне. Такой запрет неправомерен, поскольку нарушает права потребителя.

5. Уменьшение стоимости товара

Покупатель имеет право потребовать скидку на недоброкачественный товар, о размере которой покупатель и продавец договариваются в индивидуальном порядке. Сделав скидку, продавец обязан сделать перерасчет незамедлительно. При отсутствии средств – в течение 7 дней, при необходимости экспертизы – в течение 14 дней. За каждый день просрочки продавец уплачивает 1% от стоимости товара.

6. Возмещение убытков

Покупатель также вправе требовать полного возмещения убытков, если неисправный товар нанес вред здоровью или имуществу покупателя. Убытки должны быть возмещены незамедлительно, а при необходимости экспертизы – в течение 14 дней со дня обращения.

Экспертиза товара ненадлежащего качества

При необходимости продавец может провести проверку товара и обязан уведомить покупателя о его праве на участие, а также о месте и времени проведения проверки.

Проверка проходит за счет продавца и не возмещается покупателем даже в случае, если товар окажется качественным.

Экспертиза товара проводится третьей стороной и также проходит за счет покупателя в случае разногласий между покупателем и продавцом. Покупатель о времени и месте экспертизы должен быть извещен в письменной форме. И тут в случае, если товар окажется качественным или неисправным по вине покупателя, покупатель обязан возместить продавцу расходы на проведение экспертизы.

Читайте подготовленные нами статьи: