Растрата государственных средств ук рф

Оглавление:

Уголовная ответственность за хищение бюджетных средств.

Преступления, связанные с хищением бюджетных средств, занимают доминирующее положение среди других правонарушений в бюджетной сфере. Они совершаются путем мошеннических действий (ст.159 УК РФ предусматривает наиболее строгое наказание в виде лишения свободы на срок до 10 лет), присвоения или растраты (ст.160 УК РФ предусматривает наиболее строгое наказание в виде лишения свободы на срок до 10 лет) под видом либо в процессе законных хозяйственных операций.

В большинстве случаев, бюджетные средства похищаются посредством нецелевых или неправомерных расходов, а также при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, когда бюджетные средства выделяются для реализации федеральных и региональных целевых программ. При этом бюджету причиняется ущерб в крупном и особо крупном размере, который исчисляется миллионами рублей.

Так, за хищение мошенническим путем бюджетных денежных средств в особо крупном размере 102 811 159 рублей осуждены директор ООО «РемСтрой» Панков С.И. и директор ООО «ШТАЕР БАУ» Рагозин А.Е.. Данные денежные средства поступили в МО г.Донской Тульской области в виде субсидии по программе финансирования строительства муниципального жилья под переселение граждан из ветхого жилого фонда. При отсутствии реальной возможности произвести строительство многоквартирного жилого дома Панков С.И. принял на себя функции подрядчика, а Рагозин А.Е. – субподрядчика при исполнении муниципального контракта, фактически строительство жилого дома не завершили, произвели строительные работы не соответствующие нормам и правилам, в результате чего объект строительства признан негодным для использования, как угрожающий жизни и здоровью граждан. При этом они представили в администрацию МО г.Донской заведомо ложные сведения о выполнении всего комплекса строительных работ и их стоимости, на основании которых незаконно получили бюджетные средства за якобы исполненные обязательства по муниципальному контракту. Суд признал Панкова С.И. и Рагозина А.Е. виновными в совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст.159 УК РФ, назначил им наказание в виде лишения свободы со штрафом.

Довольно часто данные преступления имеют коррупционную составляющую, поскольку распоряжаться бюджетными деньгами могут только лица, наделенные специальными должностными полномочиями.

В совершении растраты бюджетных средств с использованием служебного положения судом признан виновным бывший директор Департамента здравоохранения Тульской области Юдин Е.В.. Целевые денежные средства, выделенные из бюджета области на закупку медицинского оборудования, были растрачены им при приобретении медицинского томографа для Тульской областной больницы по необоснованно завышенной цене, значительно превышающей его стоимость у производителя. В результате действий Юдина Е.В. бюджету Тульской области причинен ущерб в особо крупном размере на сумму 3 483 500 рублей. По ч.4 ст.160 УК РФ Юдину Е.В. назначено наказание в виде лишения свободы, со штрафом. Также он был лишен права занимать должности, связанные с осуществлением функций представителя власти, либо выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях.

За хищение бюджетных денежных средств осужден директор педагогического училища г.Тулы Забиняк Н.Б. Используя свое служебное положение, он присвоил вверенные ему денежные средства в сумме 9 823 507 рублей, выделенные в качестве субсидий из бюджета Тульской области на оплату труда сотрудников колледжа, причинив Министерству образования Тульской области ущерб в особо крупном размере. За указанные действия Забиняк Н.Б. осужден по ч.4 ст.160 УК к лишению свободы и лишен почетного звания «Заслуженный учитель РФ».

Мошенничество в особо крупном размере было совершено председателем общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» Звягинцевым Н.П., который, используя свое служебное положение, обманным путем похитил денежные средства в размере 5 000 000 рублей, выделенные из федерального бюджета на государственную поддержку инвалидов. Звягинцев Н.П. представил фиктивные документы, содержащие сведения о целевом использовании 5 000 000 рублей на строительство комплекса с рабочими местами для инвалидов. Фактически никакие работы по строительству комплекса не производились, а бюджетные деньги были Звягинцевым Н.П. похищены. Судом Звягинцев Н.П. был признан виновным по ч.4 ст.159 УК РФ с назначением наказания в виде лишения свободы, а также лишен права занимать должности, связанные с осуществлением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных полномочий.

Хищению бюджетных средств способствовало отсутствие контроля за их использованием. Государственные и муниципальные заказчики не проверяли достоверность сведений подрядчиков о выполненных работах и их стоимости, не осуществляли приемку работ в установленном порядке, не проводили мониторинг цен на приобретаемое оборудование. Данные обстоятельства требуют вмешательства контролирующих органов для своевременного выявления нарушений, допущенных при использовании целевых бюджетных средств.

Прокурор уголовно-судебного отдела прокуратуры Тульской области Осотова А.В.

Статья 285.1. Нецелевое расходование бюджетных средств

1. Расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенное в крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) в особо крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание. Крупным размером в настоящей статье, а также в статье 285.2 настоящего Кодекса признается сумма бюджетных средств, превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей, а особо крупным размером — семь миллионов пятьсот тысяч рублей.

Комментарий к Ст. 285.1 УК РФ

1. Комментируемой статьей установлена ответственность за нарушение деятельности публичного аппарата власти и управления в сфере бюджетных отношений.

Предметом преступления являются бюджетные средства (бюджетные ассигнования) — средства бюджетов различных уровней, за исключением средств государственных внебюджетных фондов.

2. Понятия, используемые в комментируемой статье, раскрываются законодателем в БК.

Бюджет — это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления (ст. 6 БК). Бюджетная же роспись предназначена для его практического исполнения и представляет собой документ о распределении доходов и расходов бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств.

Получателем бюджетных средств являются орган государственной власти, орган местного самоуправления, а также находящееся в ведении главного распорядителя (или распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета. Бюджетным учреждением при этом признается государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.

Показатели бюджетной росписи доводятся до всех нижестоящих распорядителей и получателей бюджетных средств в форме специального документа — уведомления о бюджетных ассигнованиях (т.е. о количестве выделенных бюджетных средств). Имея такую информацию, бюджетное учреждение составляет смету доходов и расходов, которая затем утверждается вышестоящим распорядителем бюджетных средств. Смета доходов и расходов представляет собой финансовый документ, содержащий информацию об образовании и расходовании денежных средств. В ней должны быть отражены все доходы бюджетного учреждения: получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Бюджетное учреждение обязано использовать бюджетные средства строго в соответствии с утвержденной сметой.

3. Объективная сторона рассматриваемого состава преступления выражается в действии — расходовании (трате) бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения этих бюджетных средств, совершенном в крупном размере. Указанные условия при этом определяются утвержденными: бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств.

Важно помнить, что состав преступления, предусмотренный комментируемой статьей, будет иметь место при нецелевом расходовании средств, поступивших получателю лишь из бюджета соответствующего уровня (федерального, регионального или местного), но не из иных источников финансирования.

Для наступления уголовной ответственности необходимым условием является крупный размер нецелевого расходования бюджетных средств. В соответствии с примечанием к комментируемой статье крупным размером признается сумма бюджетных средств, превышающая 1 млн. 500 тыс. руб.

4. По конструкции объективной стороны состав преступления формальный. Преступление окончено с момента направления бюджетных средств на цели, не предусмотренные соответствующим документом, т.е. с момента списания их с лицевого счета бюджетного учреждения.

5. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Виновное лицо осознает, что расходует выделенные бюджетные средства на цели, не соответствующие условиям их получения, и желает совершения этих действий. Мотивы действий не имеют значения для квалификации деяния. Это могут быть личная заинтересованность, ложно понятые интересы службы и др. Однако если нецелевое расходование средств осуществляется в целях предотвращения наступления более существенного вреда, действия виновного следует рассматривать с учетом правил ст. 39 УК (крайняя необходимость), например, в преддверии скорой зимы лицо направляет средства для обеспечения отопительного сезона вместо строительства участка дороги.

6. Субъект преступления специальный — должностное лицо получателя бюджетных средств, обладающее правом подписи соответствующих расходных документов.

7. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает более строгую ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств, совершенное группой лиц по предварительному сговору (ч. 2 ст. 35 УК) либо в особо крупном размере (в соответствии с примечанием к комментируемой статье — в сумме, превышающей 7 млн. 500 тыс. руб.).

Статья 285.1 УК РФ. Нецелевое расходование бюджетных средств

Новая редакция Ст. 285.1 УК РФ

1. Расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенное в крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) в особо крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание. Крупным размером в настоящей статье, а также в статье 285.2 настоящего Кодекса признается сумма бюджетных средств, превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей, а особо крупным размером — семь миллионов пятьсот тысяч рублей.

Комментарий к Статье 285.1 УК РФ

1. Общественная опасность преступлений, предусмотренных ст. 285.1 и ст. 285.2, состоит в том, что в результате их совершения нарушается не только нормальное функционирование государственного аппарата управления и органов местного самоуправления, но и подрываются основы бюджетного (ст. 285.1) и внебюджетного (ст. 285.2) финансирования. Расходование бюджетных (внебюджетных) средств не по назначению создает условия для совершения хищений, экономических и других преступлений.

2. Бюджетная система РФ представляет собой основанную на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемую нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджет является формой образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. На основе консолидированного бюджета РФ определяются принципы государственного регулирования экономического и социального развития РФ.

2.1. В качестве одного из принципов бюджетной системы РФ ст. 38 БК закрепляет принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, означающий, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства РФ.

2.2. Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет административную либо уголовную ответственность должностных лиц, являющихся получателями бюджетных средств (ст. 289 БК).

3. Основным объектом посягательства выступают общественные отношения, обеспечивающие установленный порядок использования должностными лицами, являющимися получателями бюджетных средств, соответствующих финансовых ресурсов в строгом соответствии с целями, для которых они предназначены. Факультативный объект — интересы физических и юридических лиц, являющихся адресатами средств.

4. Предметом преступного посягательства являются целевые бюджетные средства, расходование которых определено утвержденным бюджетом соответствующего уровня, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо другими документами, закрепляющими правовые основания получения указанных средств. Они могут быть предназначены для развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, выделяться для обеспечения охраны окружающей среды, охраны и воспроизведения природных ресурсов и т.п.

4.1. Формами бюджетного финансирования могут быть: а) дотации — это вид денежной помощи, которая предоставляется, как правило, убыточным предприятиям со стороны государства с целью покрытия затрат, которые не покрываются выручкой от реализации произведенной продукции, т.е. предприятиям, плановые затраты на производство продукции или оказание услуг в которых превышают доходы от реализации произведенной продукции и оказанных услуг; б) субсидии — это финансовая поддержка, помощь, предоставляемая бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу без каких-либо конкретных условий и независимо от финансового состояния субъектов, которым она предоставляется (как правило, субсидии предоставляются для стимулирования определенной деятельности или производства определенной продукции, поддержания предпринимательской и иной экономической деятельности вообще); в) субвенции — это помощь, предоставляемая бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу для финансирования определенных конкретных программ, проектов, которые одобряются субъектами, предоставляющими помощь (в отличие от дотации и субсидии субвенция подлежит возврату в случае использования данной помощи не по ее целевому назначению); г) бюджетные ассигнования — это бюджетные средства, предусмотренные бюджетной росписью, выделяемые получателю или распорядителю бюджетных средств; д) бюджетный кредит — это форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах.

Последняя из указанных выше форм не является предметом рассматриваемого преступного посягательства. Привлечение к УО за нецелевое использование государственного кредита осуществляется по ч. 2 ст. 176.

5. Объективная сторона характеризуется действием и выражается в расходовании бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным в утвержденном бюджете, бюджетной росписи, уведомлении о бюджетных ассигнованиях, смете доходов и расходов либо в ином документе, являющемся основанием для получения бюджетных средств.

5.1. Диспозиция статьи является бланкетной. Для уяснения содержания основных признаков объективной стороны необходимо обратиться к бюджетному законодательству РФ. Так, права и обязанности получателей бюджетных средств изложены в ст. 163 БК.

Они имеют право на: своевременное получение и использование бюджетных средств в соответствии с утвержденным бюджетной росписью размером с учетом сокращения и индексации; своевременное доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств; компенсацию в размере недофинансирования.

Вместе с тем получатели бюджетных средств обязаны: своевременно подавать бюджетные заявки или иные документы, подтверждающие право на получение бюджетных средств; эффективно использовать бюджетные средства в соответствии с их целевым назначением; своевременно и в полном объеме возвращать бюджетные средства, предоставленные на возвратной основе; своевременно и в полном объеме вносить плату за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе; своевременно представлять отчет и иные сведения об использовании бюджетных средств.

5.2. Под нецелевым расходованием бюджетных средств следует понимать незаконное использование, употребление, трату соответствующих финансовых ресурсов (денежных средств) не по их прямому назначению. Формы нецелевого использования бюджетных средств могут быть различные: финансирование за счет бюджета расходов, не предусмотренных вообще статьями расходов утвержденного бюджета; финансирование одних статей расходов бюджета за счет других статей, на которые должны быть использованы выделенные бюджетные средства (например, финансирование производства вместо выплаты заработной платы либо, наоборот, использование выделенных на выплату заработной платы дотаций на приобретение сырья, оборудования и т.п.) и др.

5.3. Расходование бюджетных средств осуществляется путем их списания с единого счета бюджета в размере подтвержденного бюджетного обязательства в пользу физических или юридических лиц (ст. 227 БК).

5.4. Обязательным признаком объективной стороны основного состава преступления, предусмотренного коммент. статьей, является крупный размер израсходованных не по целевому назначению бюджетных средств. Согласно примечанию к ст. 285.1 крупным размером признается сумма бюджетных средств, превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей. Нецелевое расходование бюджетных средств в меньшем размере влечет административную ответственность по ст. 15.14 КоАП.

5.5. По законодательной конструкции состав преступления является формальным. Преступление окончено (составом) в момент фактического нецелевого израсходования бюджетных средств в крупном размере.

6. Субъективная сторона выражается в умышленной форме вины в виде прямого умысла. Виновный осознает, что, являясь должностным лицом получателя бюджетных средств, он расходует их не по назначению, и желает этого. Мотивы и цели не являются обязательными признаками состава преступления и не влияют на квалификацию деяния, хотя и могут быть учтены при назначении наказания.

7. Субъект преступного посягательства специальный — должностное лицо получателя бюджетных средств. Под получателем бюджетных средств следует понимать бюджетное учреждение или иную организацию, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.

7.1. Лица, выполняющие управленческие функции в коммерческих и иных организациях (в том числе руководящие работники государственных предприятий), за нецелевое расходование бюджетных средств могут быть привлечены к УО по ст. 201. Однако (в отличие от ст. 285.1) для наличия состава указанного преступления необходимо установить цель (извлечение выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесение вреда и др.) и причинение существенного вреда (ч. 1) или тяжких последствий (ч. 2). Возможна также УО данной категории лиц по специальной норме (ч. 2 ст. 176) за незаконное использование не по прямому назначению государственного целевого кредита.

8. Квалифицированные виды преступления состоят в его совершении: а) группой лиц по предварительному сговору; б) в особо крупном размере.

8.1. Деяние признается совершенным по предварительному сговору группой лиц, если в нем участвовали два и более должностных лица получателя (получателей) бюджетных средств, заранее договорившиеся о совместном выполнении данного деяния.

8.2. Нецелевое расходование бюджетных средств в особо крупном размере считается состоявшимся, если сумма указанных средств превысила 7 млн. 500 тыс. руб.

9. Деяния, закрепленные в основном составе преступления, относятся к преступлениям небольшой тяжести, а в квалифицированном — к преступлениям средней тяжести.

Другой комментарий к Ст. 285.1 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Объективная сторона представлена действием — расходованием бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения.

Расходование бюджетных средств — это процедура финансирования, технически осуществляемая путем списания денежных средств с единого счета бюджета в размере санкционированного денежного обязательства в пользу физических и юридических лиц, бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, субъектов международного права (ст. 219 Бюджетного кодекса РФ). Соответственно, расходование бюджетных средств представляет собой процесс, состоящий из трех этапов: а) принятие получателем бюджетных средств бюджетного обязательства путем заключения соответствующего договора, контракта; б) подтверждение и санкционирование оплаты денежного обязательства; в) списание денежных средств со счета. Указанное обстоятельство необходимо иметь в виду при решении вопроса о моменте окончания анализируемого преступления.

2. Нецелевым является расходование бюджетных средств, которое не соответствует условиям их получения, определенным в следующих документах: а) утвержденный бюджет соответствующего уровня; б) бюджетная роспись; в) уведомление о бюджетных ассигнованиях; г) смета доходов и расходов (бюджетная смета по действующему бюджетному законодательству); д) иной документ, являющийся основанием для получения бюджетных средств, например уведомление о лимитах бюджетных обязательств.

3. Конкретными проявлениями нецелевого расходования бюджетных средств являются финансирование расходов, не включенных в смету расходов и доходов; финансирование расходов в объеме большем запланированного за счет недофинансирования других расходов и т.п.

4. Преступление окончено в момент списания бюджетных средств со счета.

5. Субъект преступления специальный — должностное лицо получателя бюджетных средств. Получатель бюджетных средств — орган государственной власти, орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета.

Статья 160 УК РФ — присвоение или растрата

Статья 160 УК РФ «Присвоение или растрата» предусматривает уголовную ответственность за разные формы хищения имущества, вверенного виновному. Эти виды преступлений распространены как в государственной, так и в частной сфере, причем их количество год от года только растет.

В данной статье рассматриваются отличия присвоения от растраты, квалификация противоправных действий и уголовная ответственность за их совершение.

Определения присвоения и растраты

Присвоение и растрата — это 2 разные формы хищения вверенного имущества. Данным термином законодатель определяет собственность, которой виновный мог распоряжаться, управлять и т. д. по договору или специальному поручению государственной либо общественной организации.

Под присвоением подразумевается обращение лицом вверенного ему имущества в свою пользу без согласия собственника. Растрата — это противозаконные действия гражданина, который израсходовал вверенное ему имущество либо передал его третьим лицам без разрешения владельца. Распространенные виды этого рода преступлений — растрата пенсии по потере кормильца либо опекунских отчислений, материнского капитала.

В обоих случаях — и при растрате, и при присвоении — суд должен установить корыстный умысел виновного.

Состав преступления

Объект присвоения и растраты соответствует объекту хищения, это отношения собственности. Однако предметом преступления может выступать только то имущество, которое было вверено виновному лицу. В этом случае речь идет о собственности, в отношении которой у преступника наступили определенные правомочия. Основаниями для них служат:

  • гражданско-правовые договоры (хранения, перевозки, аренды);
  • служебные или трудовые отношения;
  • специальные полномочия.

Если у лица не было полномочий на владение собственностью, она была передана под охрану или под присмотр случайному человеку, то имущество не признается вверенным. Тайное хищение в таком случае квалифицируется по статье 158 уголовного кодекса РФ. Таким образом, существенное отличие присвоения от воровства заключается в том, что преступник не изымает собственность у владельца, а обретает права на нее на законных основаниях.

Присвоение и растрата имущества — преступления, которые осуществляются двумя путями. Первый способ — совершение определенного действия (например, когда виновный использует собственность, которая была передана ему на хранение). Второй — бездействие (например, когда лицо, которому было вверено имущество, заявляет законному собственнику, что оно сгорело в пожаре).

Состав преступления в случае присвоения или растраты является материальным. Присвоение считается оконченным с того момента, когда права на владение вверенным имуществом перешли виновному лицу и оно начало совершать действия по обогащению собственности в свою пользу. Растрата считается оконченной с момента незаконного издержания вверенного имущества.

Субъектом данных преступлений выступает гражданин, обладающий следующими характеристиками:

  • достижение совершеннолетнего возраста;
  • материально ответственное лицо;
  • гражданин, которому похищенная собственность была вверена владельцем на основании документа.

В случае, если в присвоении или растрате участвовала группа лиц, исполнителями признаются только те граждане, которые обладают признаками специальных субъектов. Они несут уголовную ответственность по статьям 33 и 160 УК РФ как организаторы, подстрекатели либо пособники.

В суде должно быть доказано, что субъект присвоения или растраты имел прямой умысел и корыстную цель. Прямой умысел направлен на причинение потерпевшему имущественного ущерба. Этому способствует реализация корыстной цели, которая характеризуется намерением использовать чужую собственность в личных целях, извлекая из этого финансовую выгоду.

Отличие присвоения от растраты

Главное отличие присвоения от растраты заключается в том, что в первом случае лицо незаконно владеет, а во втором — обращает вверенное ему имущество в свою пользу путем расходования, потребления, отчуждения.

Каждый случай присвоения и растраты расследуется на предмет направленности умысла. При этом учитываются конкретные обстоятельства дела, в том числе наличие у гражданина реальной возможности возвратить имущество собственнику и совершение попыток скрыть свои действия путем подлога или другим способом.

Многие юристы считают растрату следующим этапом присвоения вверенного имущества. Они объясняют: чтобы начать обращать собственность в свою пользу, вначале необходимо принять решение о том, что она не будет возвращена владельцу. С другой стороны, в судебной практике такой подход к преступлению не применяется, иначе одно и то же хищение имело бы 2 момента окончания: окончание присвоения и окончание растраты.

Оба вида хищения вверенного имущества характеризуются его нахождением у виновного в момент окончания преступления. В момент окончания присвоения виновный имеет возможность распоряжаться чужой собственностью, а в момент окончания растраты он реализует эту возможность на практике. Между законным владением и незаконным издержанием имущества отсутствует какой-либо временной промежуток, в течение которого виновный осуществляет неправомерное владение им.

Отличие присвоения и растраты от мошенничества

Согласно ППВС о мошенничестве, присвоении и растрате, в случае мошенничества присутствует злоупотребление доверием потерпевшего. Оно выражается в использовании с корыстной целью доверительных отношений, установленных с собственником имущества либо лицом, уполномоченным передавать это имущество иным лицам.

Доверие обуславливается различными обстоятельствами — например, служебным положением виновного или родственными отношениями с потерпевшим.

Квалификация хищения по статье 160 УК РФ производится, если между владельцем и лицом, которому он вверил свое имущество, существовали юридически закрепленные отношения. Таким образом, главное отличие мошенничества от присвоения и растраты заключается в том, что в первом случае субъект преступления находится в правовых отношениях с владельцем имущества, которые основаны на доверии, а во втором — нет.

Квалификация

Согласно редакции уголовного кодекса, действующей на 2018 год, квалифицирующим признаком в случае присвоения или растраты становится причинение потерпевшему значительного имущественного ущерба. Его минимальный размер — 2500 рублей.

Для установления наличия квалифицирующего признака суду необходимо определить реальную стоимость присвоенного или растраченного имущества, а также имущественное положение потерпевшего, которое измеряется в:

  • наличии источников дохода;
  • размере дохода;
  • периодичности поступления доходов;
  • наличии иждивенцев;
  • совокупный доход всех членов семьи.

Суд прислушивается к мнению самого потерпевшего о значительности причиненного ему ущерба, но также учитывает и материалы дела, которые служат подтверждениями стоимости похищенного имущества и демонстрируют имущественное положение потерпевшего.

Несколько хищений имущества, общая стоимость которого составляет более 250000 рублей, квалифицируются как хищение в крупном размере. При присвоении и растрате имущества общей стоимостью от 1000000 рублей фиксируется хищение в особо крупном размере. В обоих случаях все факты хищений должны быть совершены единым методом при обстоятельствах, которые указывают на наличие корыстного умысла у виновного лица.

Действия соучастников

Если в присвоении или растрате принимала участие группа лиц, суду необходимо установить роли каждого из них.

Подстрекательство доказывается в том случае, когда лицо склонило другое лицо к совершению преступных действий путем подкупа, угрозы, уговора или иными методами.

Пособничество заключается в содействии реализации незаконных действий с помощью указаний, советов, предоставления каких-либо данных, орудий или средств для совершения преступления или в устранении препятствий. Также пособником признается гражданин, который заранее обещал скрыть личность исполнителя и следы противоправных действий либо собирался приобрести и сбыть похищенное имущество.

Самоуправство

Отдельно в законе указывается такое понятие, как самоуправство. Это изымание и(или) обращение в свою пользу либо в пользу иных лиц чужого имущества гражданином, который стремился реализовать свое действительное или предполагаемое право на это имущество. Пример самоуправства — присвоение гражданином вверенного ему имущества с целью оплатить долги собственника имущества.

С точки зрения законодательства, самоуправство не является хищением. Виновный в таком случае привлекается к ответственности по статье 330 УК РФ.

Способы защиты в суде

У подозреваемого в присвоении или растрате вверенного имущества есть несколько возможностей для защиты в суде:

  • оспаривание стоимости имущества (в случае, если похищены не деньги);
  • примирение с потерпевшим и ходатайство о прекращении уголовного дела (при обвинении по ч. 1 и ч. 2 статьи 160 УК РФ);
  • доказывание факта действий виновного с ведома собственника имущества;
  • переквалификация преступления (при обвинении по ч. 2, ч. 3 и ч. 4 статьи 160 УК РФ);
  • полное или частичное возмещение ущерба потерпевшему;
  • сбор характеристик на виновного.

Ответственность

За присвоение или растрату бюджетных средств УК РФ предполагает несколько видов наказаний:

  • штраф от 120000 рублей или в размере доходов осужденного за однолетний период;
  • до 24-х часов обязательных работ;
  • до полугода исправительных работ;
  • до 2-х лет ограничения свободы;
  • до 2-х лет принудительных работ;
  • до 2-х лет лишения свободы.

Наказание группы лиц

Если доказывается, что в присвоении или растрате участвовала группа лиц по предварительному сговору, а потерпевшему был нанесен значительный имущественный ущерб, это считается отягчающим обстоятельством. Для участников преступной группы предусмотрены следующие виды наказаний:

  • штраф до 300000 рублей или в объеме доходов осужденного за двухлетний период;
  • до 360-х часов обязательных работ;
  • до 1-ого года исправительных работ;
  • до 5-ти лет принудительных работ;
  • до 1-ого года ограничения свободы;
  • до 5-ти лет лишения свободы.

Если было похищено имущество в особо крупном размере, предельный срок лишения свободы возрастает до 10 лет, а максимальная сумма штрафа возрастает до 1000000 рублей или до размера доходов осужденного за период до 3 лет.

Злоупотребление служебным положением

Злоупотребление служебным положением — еще одно отягчающее обстоятельство. В случае присвоения или растраты имущества в крупном размере суд может назначить осужденному следующие виды наказаний:

  • штраф от 100000 до 150000 рублей либо в объеме доходов за период от года до 3-х лет;
  • лишение права занимать ряд должностей либо заниматься определенной деятельностью до 5-ти лет;
  • до 5-ти лет принудительных работ ;
  • до 1,5 лет ограничения свободы ;
  • до 6-ти лет лишения свободы .

Собственность — это экономическая основа существования общества. Она во многом определяет политические, правовые, нравственные, идеологические и другие виды отношений между людьми. Поэтому такие виды преступлений, как присвоение и растрата, противоречат общественным интересам и подлежат уголовному преследованию. Осужденные по статье 160 УК РФ наказываются крупными штрафами и реальными сроками заключения. При этом участие в преступлении группы лиц по предварительному сговору и хищение в крупном и особо крупном размерах являются отягчающими обстоятельствами, которые существенно ужесточают уголовную ответственность.

Видео: Присвоение или растрата

Наказание за расхищение бюджетных средств

Растрата — это противозаконные действия гражданина, который израсходовал вверенное ему имущество либо передал его третьим лицам без разрешения владельца. Распространенные виды этого рода преступлений — растрата пенсии по потере кормильца либо опекунских отчислений, материнского капитала. В обоих случаях — и при растрате, и при присвоении — суд должен установить корыстный умысел виновного. Состав преступления Объект присвоения и растраты соответствует объекту хищения, это отношения собственности. Однако предметом преступления может выступать только то имущество, которое было вверено виновному лицу. В этом случае речь идет о собственности, в отношении которой у преступника наступили определенные правомочия.

Хищение бюджетных средств статья в ук рф

При этом учитываются конкретные обстоятельства дела, в том числе наличие у гражданина реальной возможности возвратить имущество собственнику и совершение попыток скрыть свои действия путем подлога или другим способом. Многие юристы считают растрату следующим этапом присвоения вверенного имущества. Они объясняют: чтобы начать обращать собственность в свою пользу, вначале необходимо принять решение о том, что она не будет возвращена владельцу.
С другой стороны, в судебной практике такой подход к преступлению не применяется, иначе одно и то же хищение имело бы 2 момента окончания: окончание присвоения и окончание растраты. Оба вида хищения вверенного имущества характеризуются его нахождением у виновного в момент окончания преступления.

Что грозит за хищение бюджетных средств по статье 158 ук рф

Признакиобъективнойстороны — этообщественноопасноедеяние (действиеилибездействие), общественноопасноепоследствие, причиннаясвязьмеждудеяниеми последствием, время, место, обстановка, способ, орудияи средствасовершенияпреступления [4]. Всоответствиис п. 1примечанияк ст. 158УКРФхищениемявляютсясовершенныес корыстнойцельюпротивоправныебезвозмездноеизъятиеи (или) обращениечужогоимуществав пользувиновногоилидругихлиц, причинившееущербсобственникуилииномувладельцуимущества. Хищениебюджетныхсредствосуществляетсяв формемошенничества, мошенничестваприполучениивыплат, присвоенияилирастраты.


Согласност. 159УКРФмошенничествомпризнаетсяхищениечужогоимуществаилиприобретениеправаначужоеимуществопутемобманаилизлоупотреблениядоверием.

Статья 160 ук рф — присвоение или растрата

Вводится уголовная ответственность за хищение бюджетных средств «О нем мы докладывали и на совещании у президента по противодействию коррупции», — сказала она. «Мы предлагаем более строгий подход, — подчеркнула депутат. — В соответствии с нашим законопроектом, похищенная у государства сумма в 6 млн. рублей, будет признаваться тяжким преступлением, а сумма ущерба «особо крупной», в то время, как наши коллеги посчитали, что нужно подождать, когда субъект похитит 50 млн.Уголовный кодекс Российской Федерации (в части усиления ответственности за хищение бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов) 2954) следующие изменения: 1) дополнить статьей 285.4 следующего содержания: «Статья 285.4. Хищение бюджетных средств 1.

Уголовная ответственность за хищение бюджетных средств.

  • переквалификация преступления (при обвинении по ч. 2, ч. 3 и ч. 4 статьи 160 УК РФ);
  • полное или частичное возмещение ущерба потерпевшему;
  • сбор характеристик на виновного.

Ответственность За присвоение или растрату бюджетных средств УК РФ предполагает несколько видов наказаний:

  • штраф от 120000 рублей или в размере доходов осужденного за однолетний период;
  • до 24-х часов обязательных работ;
  • до полугода исправительных работ;
  • до 2-х лет ограничения свободы;
  • до 2-х лет принудительных работ;
  • до 2-х лет лишения свободы.

Наказание группы лиц Если доказывается, что в присвоении или растрате участвовала группа лиц по предварительному сговору, а потерпевшему был нанесен значительный имущественный ущерб, это считается отягчающим обстоятельством.

Квалификация и ответственность за хищение бюджетных средств

Значит, самое строгое наказание за хищения бюджетных средств с учетом отягчающих уголовную ответственность квалифицирующих признаков — лишение свободы сроком не выше 10 лет. В соответствии с настоящим УК РФ хищение бюджетных средств в особо крупном размере является тяжким преступлением, но не особо тяжким. Таким образом, изучение уголовной ответственности за хищения бюджетных средств в соответствии с современным уголовным законодательством России показало, что уголовно-правовая охрана бюджетных средств от хищений в настоящее время регулируется статьями 159, 159.2, 160 УК РФ.


Признаки состава преступления, наличие которых необходимо для наступления уголовной ответственности: объективная сторона, субъект и субъективная сторона — достаточно разработаны и определены уголовным правом для дальнейшего их применения с целью достижения последующего наказания за совершение хищения бюджетных средств.

Уголовная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств

Статья 285.5. Статья ук хищение бюджетных средств пишут «Известия» . Коррупционное правонарушение в законопроекте определяется как «виновное деяние, нарушающее законодательство РФ о противодействии коррупции и влекущее дисциплинарную, административную, уголовную и гражданско-правовую ответственность» . Коррупционное преступление . согласно документу, это «виновно совершенное общественно-опасное деяние, сопряженное с незаконным использованием физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды для себя или третьих лиц либо незаконным предоставлением такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания» .

Статья 285.1. нецелевое расходование бюджетных средств

Статья 160 УК РФ «Присвоение или растрата» предусматривает уголовную ответственность за разные формы хищения имущества, вверенного виновному. Эти виды преступлений распространены как в государственной, так и в частной сфере, причем их количество год от года только растет. В данной статье рассматриваются отличия присвоения от растраты, квалификация противоправных действий и уголовная ответственность за их совершение.

Определения присвоения и растраты Присвоение и растрата — это 2 разные формы хищения вверенного имущества. Данным термином законодатель определяет собственность, которой виновный мог распоряжаться, управлять и т. д. по договору или специальному поручению государственной либо общественной организации. Под присвоением подразумевается обращение лицом вверенного ему имущества в свою пользу без согласия собственника.

Растрата бюджетных средств ук рф

Федеральных законов от 07.03.2011 N 26-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 2. То же деяние, совершенное: а) группой лиц по предварительному сговору; б) в особо крупном размере, — наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. (в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) Примечание.

Статья ук хищение бюджетных средств

Уголовного кодекса Российской Федерации

  • Судебная практика
  • Консультация юриста
  • Для выделения денег из государственной казны учреждения должны представить на рассмотрение чиновникам бумаги, в которых чётко расписано, на решение каких задач требуются бюджетные деньги и в каком количестве. Как правило, такими документами могут являться бюджетные планы, росписи, уведомления об ассигнованиях, смета и прочее. Неправомерное растаскивание или хищение бюджетных средств подразумевает растрату больших денег на цели, не предусмотренные в отправленной заявке.

За нецелевое использование бюджетных средств ответственность УК РФ такая:

  • взыскание от 100 тыс. руб. до 300 тыс. руб.