Проживание в спб без регистрации

Оглавление:

Проживание в спб без регистрации

Чем грозит проживание в городе без временной регистрации?

Вопрос: Общежитие от института довольно далеко. Есть возможность снимать квартиру. В квартире хозяин делать временную регистрацию не захотел. А в общежитии ее можно оформить, только если там проживаешь. Чем грозит проживание в городе без временной регистрации (основная в родном городе в РФ)? Мне сказали, что устроиться на работу без временной регистрации я не смогу. Так ли это?

Ответ: Согласно абз. 2 п. 4 «Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию», утвержденных постановлением правительства РФ от 17.07.2005 №713, граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета и соблюдать данные Правила. Данная обязанность установлена и в ст. 3 закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», предусматривающей, что иногородние граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ.

За нарушение данных норм в пункте 8 «Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» установлена административная ответственность.

Статья 19.15 Кодекса об административных правонарушениях предусматривает ответственность за проживание по месту жительства или по месту пребывания гражданина Российской Федерации, обязанного иметь удостоверение личности гражданина (паспорт), без удостоверения личности гражданина (паспорта) или по недействительному удостоверению личности гражданина (паспорту) либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства. Исходя из этого, если Вы не оформите временную регистрацию, то Вас могут привлечь к административной ответственности, которая будет выражаться в виде административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей.

Что касается устройства на работу без временной регистрации, то, согласно ст. 65 Трудового кодекса РФ, при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю следующие документы:

* паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
* трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;
* страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
* документы воинского учета – для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
* документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний – при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки;
* справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, — при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с настоящим Кодексом, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию.

Кроме того, Трудовой кодекс в ст. 65 указывает на то, что в отдельных случаях с учетом специфики работы настоящим Кодексом, иными федеральными законами, указами президента Российской Федерации и постановлениями правительства Российской Федерации может предусматриваться необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов.

Следует обратить внимание на то, что работодателю запрещается требовать от лица, поступающего на работу, документы помимо тех, которые предусмотрены трудовым законодательством (ст. 65 Трудового кодекса РФ).

Таким образом, работодатель не имеет права при приеме на работу требовать от Вас свидетельства о регистрации по месту пребывания или месту жительства. Кроме этого, работодатель не вправе будет отказать Вам в заключение трудового договора по причине отсутствия у Вас регистрации в силу положения ст. 64 Трудового кодекса РФ. Данная статья устанавливает, что какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости, в том числе, от наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания не допускается.

Такой же позиции придерживается и Верховный суд Российской Федерации. В пункте 11 постановления пленума ВС РФ от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» указано, что отказ работодателя в заключения трудового договора с лицом, являющимся гражданином РФ, по мотиву отсутствия у него регистрации по месту жительства, пребывания или по месту нахождения работодателя является незаконным.

Следовательно, Вы можете устраиваться на работу в общем порядке, предусмотренном трудовым законодательством Российской Федерации.

Штраф за отсутствие временной регистрации по месту жительства

Добрый день! Ситуация следующая:

Сестра мужа в апреле этого года выписала его из дома (была постоянная регистрация) в Адыгее. Потом мы уехали в Воронеж, прожили там чуть больше двух месяцев на съемной квартире, ему отказались там делать временную регистрацию, мы вернулись в Краснодар и только сейчас нашли где можно сделать временную регистрацию. Наложать ли на него штраф? Можно ли избежать штрафа?

P.s. муж является инвалидом III группы по военной травме

Буду очень признательна за ответ!

С уважением, Елена.

Ответы юристов (1)

Добрый день, Елена! Штраф наложат.

Статья 19.15.1 КОАП РФ. Проживание гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации

1. Проживание гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации либо допущение такого проживания нанимателем или собственником этого жилого помещения свыше установленных законом сроков — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) — от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до семисот пятидесяти тысяч рублей.
2. Нарушение, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) — от пяти тысяч до семи тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.
Примечание. Граждане Российской Федерации освобождаются от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное настоящей статьей, в случае:
проживания без регистрации по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в соответствующем населенном пункте субъекта Российской Федерации, если они зарегистрированы по месту жительства в другом жилом помещении, находящемся в том же или ином населенном пункте того же субъекта Российской Федерации;
проживания без регистрации по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Москве или в одном из населенных пунктов Московской области, если они зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Москве или в одном из населенных пунктов Московской области;
проживания без регистрации по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области, если они зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области;
проживания без регистрации по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Севастополе или в одном из населенных пунктов Республики Крым, если они зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Севастополе или в одном из населенных пунктов Республики Крым;
(абзац введен Федеральным законом от 03.04.2017 N 65-ФЗ)
если они являются супругами, детьми (в том числе усыновленными), супругами детей, родителями (в том числе приемными), супругами родителей, бабушками, дедушками или внуками нанимателя (собственника) жилого помещения, имеющего регистрацию по месту жительства в данном жилом помещении;
если проживающие совместно с нанимателем или собственником жилого помещения лица являются по отношению к нему супругами, детьми (в том числе усыновленными), супругами детей, родителями (в том числе приемными), супругами родителей, бабушками, дедушками или внуками.

Могу помочь в обжаловании штрафа. Можем в чате обсудить дальнейшие действия и договориться об цене.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Проживание и работа в Санкт-Петербурге без регистрации для гражданина РФ

В возрасте меньше 10 лет выехал из РФ в Украину, где сейчас и проживаю. Имею российское гражданство и российский загран паспорт. Собираюсь переехать жить в Санкт-Петербург. Интересует: смогу ли проживать и работать без регистрации? Регистрацию не хочу получать, т.к. придется становиться на воинский учет, а следовательно призываться в армию, чего я хочу избежать.

Ответы юристов (7)

Вам следует пересекать госграницу в соответствии с законодательством и по прибытии к месту временного пребывания зарегистрироваться в установленном порядке и сроки. Если Вы это правило проигнорируете, в Ваших действиях усмотрят состав административного правонарушения.

Вы гражданин какого государства в настоящее время?

Уточнение клиента

Гражданин Российской Федерации.

16 Апреля 2013, 22:55

Есть вопрос к юристу?

Добрый день. Проживать на территории России Вы можете без регистрации по месту пребывания не более 90 суток. Потом по закону обязаны зарегистрироваться. Но норма эта практически не рабочая, поскольку очень трудно доказать, что в конкретном месте Вы проживаете более 90 суток.

законодательство так же не ставит в зависимость возможность трудоустройства от наличия или отсутствия регистрации. И более того, в соответствии с законом РФ № 5242-1

Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Но на практике работодатели конечно отдают предпочтения тем кто имеет регистрацию в том регионе, где находится сам работодатель.

Тогда Вам вторая ссылка. Ну а по срочной службе что: Основания для отсрочки от призыва — статья 24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Ищите там основания.

И помните, что за незаконное уклонение от конституционной обязанности предусмотрена более строгая, уголовная ответственность.

Виктор -что касается возможности устроится на работу законодательство РФ позволяет устроится на работу без регистрации — согласно Трудового Кодекса РФ запрещается отказывать в приеме на работу при отсутствии регистрации однако — у вас буд вопросы так как на более-менее приличной работе у вас попросят ваш паспорт и штамп о регистрации при отсутствии оного и без связей найти приличную работу сложновато, а при встрече с органами полиции за проживание без регистрации по месту пребывания предусмотрен штраф 1500т.р.Есть еще вопрос- полис МЕДСТРАХОВАНИЯ ПО КОТОРОМУ ВЫ МОЖИТЕ ОБРАТИТЬСЯ В БОЛЬНИЦУ ПРИ ОТСУТСТВИИ РЕГИСТРАЦИИ ВЫ ЕГО НЕ ПОЛУЧИТЕ И ВАМ ПРИДЕТСЯ ПОЛУЧАТЬ платную медстарховку. Если у вас папсорт гражданиан РФ то все равно к вам будут вопросы со стороны военкомата вас подадут в федеральный розыск и могут привлечь к уголовной ответственности за уклонение от призыва вопрос нужно решать более цивилизованно — например использовать отсрочки от призыва предусмотренные законодательством. ВЫ НЕ СООБЩИЛИ ВОЗРАСТ -по нашему законодательству предельный возраст для призыва на срочную службу в армию-28 лет.

Уточнение клиента

Если не получать регистрацию и не вставать на учёт в военкомате (первичной постановки на учёт у меня не было), возникнут ли тогда вопросы со стороны военкомата?

16 Апреля 2013, 23:11

Пока не всанете на учет, вопросов не будет. Вы формально для военкомата существовать не будете. Никто и знать про Вас не будет.

Другой вопрос, что при официальном оформлении на работу, Вас автоматически поставят на учет в этой организации.

Если вы хотите официально устроится на работу то на вас заполнят анкету потребуют военный билет и подадут сведения о вас в ближайщий военкомат как ни крути военкомат о вас узнает. Можно получить отсрочку от призыва например при учебе в вузе и т.д вариантов масса.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Прописка в одном городе, а жить собираюсь в другом

Здравствуйте! Я хочу переехать в из г.Чита, в г.Иркутск! И хотела бы узнать как быть с пропиской? Могу ли проживать там, с Читинской пропиской?

Ответы юристов (3)

Если зарегистрируетесь по месту пребывания.

Местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, — гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, больница, туристская база, иное подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина.

Граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок свыше 90 дней, обязаны по истечении указанного срока обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, а при их отсутствии — к собственнику жилого помещения и представить:

· документ, удостоверяющий личность;

· заявление о регистрации по месту пребывания по форме № 1 (приложение № 2 к Административному регламенту, утвержденному приказом ФМС России от 11 сентября 2012 г. № 288);

· документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение (заявление лица (лиц), предоставившего гражданину жилое помещение, договор, свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, решение суда о признании права пользования жилым помещением либо иной документ, подтверждающий наличие права пользования жилым помещением).

Есть вопрос к юристу?

Вам нужно будет зарегистрироваться по месту пребывания в установленном порядке.

С Уважением, Надежда.

Вы можете не выписываться из старого места жительства. Но Вам необходимо получить временную регистрацию по месту вашего пребывания, иначе Вас могут привлечь к административной ответственности.

Статья 19.15.1. Проживание гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации[Кодекс РФ об административных правонарушениях] [Глава 19] [Статья 19.15.1]

1. Проживание гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации либо допущение такого проживания нанимателем или собственником этого жилого помещения свыше установленных законом сроков —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) — от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до семисот пятидесяти тысяч рублей.

2. Нарушение, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) — от пяти тысяч до семи тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.

Примечание. Граждане Российской Федерации освобождаются от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное настоящей статьей, в случае:

проживания без регистрации по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в соответствующем населенном пункте субъекта Российской Федерации, если они зарегистрированы по месту жительства в другом жилом помещении, находящемся в том же или ином населенном пункте того же субъекта Российской Федерации;

проживания без регистрации по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Москве или в одном из населенных пунктов Московской области, если они зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Москве или в одном из населенных пунктов Московской области;

проживания без регистрации по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области, если они зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области;

если они являются супругами, детьми (в том числе усыновленными), супругами детей, родителями (в том числе приемными), супругами родителей, бабушками, дедушками или внуками нанимателя (собственника) жилого помещения, имеющего регистрацию по месту жительства в данном жилом помещении;

если проживающие совместно с нанимателем или собственником жилого помещения лица являются по отношению к нему супругами, детьми (в том числе усыновленными), супругами детей, родителями (в том числе приемными), супругами родителей, бабушками, дедушками или внуками.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Штраф за отсутствующую регистрацию по месту жительства в 2018 году

Любой из граждан, живя в России, должен пройти регистрацию по своему месту пребывания/проживания. Про это сказано в законе № 376-ФЗ. Его положения касательно оформления документов по месту жительства и их отсутствия действуют на россиян, на иностранцев в равной мере.

Наказание за отсутствующую в паспорте прописку предусматривает Кодекс об административных правонарушениях РФ. Его применяет уполномоченный на это госорган к тем лицам, какие не выполнили в указанные сроки оформление регистрации.

В рамках какого срока нужно быть зарегистрированным по месту жительства

Соответственно закону каждый из граждан владеет правом перемещаться по стране без ограничений. Однако не позднее чем по прошествии 3-х месяцев (или 90 дней) со времени своего прибытия на новое место проживания ему следует пройти регистрацию по адресу временного пребывания, иначе отсутствие ее наказуемо.

При постоянном проживании в каком-либо регионе вы должны оформить прописку по месту жительства. Если же собственности нет, нужно оформлять временную регистрацию там, где вы обитаете по факту.

В действительности исполнение законодательства часто бывает несколько проблематично, к примеру, по причине нежелания владельца помещения, который не торопится прописать у себя постороннее лицо. Чтобы каким-либо путем проблема была урегулирована, закон предусматривает санкции за неоформленную регистрацию и для того, кто живет в ином регионе, и для владельца/нанимателя согласно договору соцнайма, допускающего проживание в его объекте недвижимости с жилым назначением без прохождения регистраций и их отсутствие у жильца.

Размеры штрафа за отсутствие прописки по месту жительства

Итак, каков же штраф за отсутствие регистрации по месту жительства в 2018 году? Прописка – по сути, та же регистрация. Она бывает по месту проживания/пребывания. Первый из типов проходит по тому самому адресу, где гражданин обитает все время. Такое место – гостиница, жилье родственников в каком-либо населенном пункте. Становиться на учет по своему месту пребывания нужно на протяжении 3-х месяцев, про это напрямую сказано в Постановлении Правительства № 713. Место жительства (на постоянной основе) – дом или же квартира – не всегда личная собственность самого жильца. Им вполне способно стать жилье в аренде или занимаемое гражданами согласно договору соцнайма. Отсутствующий в паспорте штамп, подтверждающий прописку, предусматривает определенные меры – штраф. Суммы его варьируются, в зависимости от категории самого нарушившего:

  • граждане-физлица выплачивают штраф за отсутствие пометки о регистрации до 2-3 тысяч руб.;
  • владелец недвижимости, не желающий регистрировать у себя граждан, которые проживают в ней по факту, платит 2-5 тыс. руб. за отсутствие таких сведений;
  • в Москве, в Санкт-Петербург суммы за подобные нарушения будут такими: проживающим без регистрации – 3-5 тыс. руб., владельцам – 5-7 тыс. руб.

Отсутствующая в паспорте прописка не превращает его в недействительный. Но могут при ее отсутствии быть трудности с получением документов. В КоАП сказано: владелец паспорта, где нет штампа о регистрации, может быть оштрафован. Ст. 19.15.1 КОАП РФ содержит разные типы штрафных санкций за отсутствие таковой отметки о месте жительства.

Когда владелец недвижимого имущества – юрлицо, какое допустило проживание человека без прохождения регистрации, на того может налагаться штраф на сумму 50 — 757 тысяч руб. при отсутствии такой пометки. Если такое нарушение присутствовало в городе с федеральным значением, он может составить 300 — 800 тыс. руб.

Штраф за просроченную регистрацию в 2017-2018 году

Сумму исчисляют не по просроченным дням или месяцам, а именно, на момент составления уполномоченным на то лицом протокола. В качестве примера: два дня назад закончился срок регистрации, нынче же приходит участковый, ознакамливает с нормой закона, составляет протокол о проживании на жилплощади без каких-либо оснований на то. При невыполнении его требований касательно оформления регистрации на время и при повторном его визите для проверки обстановки составят еще 1 протокол, а вам надо будет оплатить целых два штрафа.

Ситуации неприменения штрафов за отсутствующую регистрацию

В примечаниях к ст. 19.15.1 КОАП прописаны ситуации, когда наказание не станет применяться:

  1. Пребывание/проживание незарегистрированного лица с самим владельцем (нанимателем) жилого помещения, когда те близкие родственники. Например, являются детьми (в том числе усыновленными), внуками, супругами, родителями (включительно с приемными, их супругами), а также бабушками, дедушками.
  2. Когда существует регистрация по месту жительства (пребывания) в том же пункте, при изменении адреса в границах него же на время необходимости в регистрации по месту пребывания не будет. Правило актуально и для городов с федеральным значением (Санкт-Петербург, Москва).
  3. Граждане могут не проходить регистрацию по своему месту пребывания также в случае, если у них она уже оформлена в границах этого субъекта РФ. Положения такой правовой нормы можно отнести также к городам с федеральным значением. Если человек обладает регистрацией Подмосковья, то он может обойтись без оформления по своему месту пребывания в г. Москва; когда же у того прописка в Ленинградской обл., он может находиться без повторной регистрации в г. Санкт-Петербург.

ЖИЛЬЕ ДЛЯ ГРАЖДАН БЕЗ РЕГИСТРАЦИИ

Автор: Е. Диковская

ЖИЛЬЕ ДЛЯ ГРАЖДАН БЕЗ РЕГИСТРАЦИИ

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право граждан на жилище, а малоимущим гражданам нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Получить бесплатное жилье у государства сложно, еще сложнее его получить гражданам Российской Федерации без определенного места жительства, т.е. людям не имеющим регистрацию по месту жительства и месту пребывания.

В части второй статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах Российской Федерации», указано, что регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Особое внимание следует обратить на противоречие между этим положением и частью первой той же статьи того же закона, которой предусмотрено, что регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. И это по сути означает, что регистрационный учет граждан по месту жительства и месту пребывания является условием для создания условий реализации прав и свобод человека и гражданина.

Именно это положение, а не декларативное отрицание зависимости возможности реализации прав и свобод от наличия регистрации является реально действующим в современной Росси. К наличию места жительства или места пребывания, к наличию регистрации привязаны механизмы реализации практически всех прав и свобод человека и гражданина, в том числе прав и свобод, признаваемых Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах.

В ч.3 ст. 52 Жилищного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, «принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет и не мо месту своего жительства». Но Жилищный Кодекс не содержит нормы, которая позволяла бы принимать граждан, не имеющих места жительства, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, но не исключает такой возможности в других законах.

Недавно губернатор Санкт-Петербурга предложил внести поправки в Закон Санкт-Петербурга «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма» и «О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан». Согласно законопроекту, право вставать в очередь получат лица без определенного места жительства, проживающие в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее десяти лет. Своим предложением о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга, губернатор подтвердил сложившуюся практику в Санкт-Петербурге повсеместных отказов гражданам в постановке на учет из-за отсутствия регистрации. Граждане, не имеющие никакого жилья и встающие на учет в качестве нуждающихся в жилье, больше ущемлены в правах, чем граждане уже стоящие в очереди в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Обратимся к ст.1 Закона Санкт-Петербурга от 30.06.2005г. № 407-65, На учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане, проживающие в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет и признанные по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. В Законе нет указания на то, что гражданин должен иметь регистрацию в Санкт-Петербурге.

Однако при обращении в жилищные отделы с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, граждане получают отказ, если они не могут представить справку Ф-9, подтверждающую регистрацию в Санкт-Петербурге в течение 10 лет. Основным доказательством места жительства гражданина для органа, осуществляющего учет, остается регистрация гражданина.

Гражданка Е. обратилась в жилищный отдел администрации Санкт-Петербурга с заявлением о постановке ее и ее сына на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Заявительница представила в качестве подтверждения своего проживания в Санкт-Петербурге с декабря 1991 года решение Фрунзенского районного суда, который устанавливал факт проживания Е. на территории РФ с декабря 1991 года по март 2008 год. В тексте решения имеются установленные судом факты и сведения, подтверждающие проживание заявительницы именно в Санкт-Петербурге Из решения Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга (дело № 2-621/08): «В декабре 1991 года в шестилетнем возрасте, заявительница вместе с отцом В. приехала в Санкт-Петербург. До настоящего времени проживает на территории Российской Федерации в Санкт-Петербурге без регистрации по различным адресам». Таким образом, факт проживания Е. в течение 10 лет, а именно с 1991 года по 2008 год, был установлен судом.

В ответе Администрации Санкт-Петербурга было указано: «Вами представлено решение суда от 04.03.2008г. в котором подтверждается факт проживания на территории Российской Федерации. Факт проживания на законных основаниях на территории Санкт-Петербурга в судебном решении не указан. В настоящее время не имеется законных оснований для приема на учет. Обязательным условием приема на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является факт проживания на законных основаниях в Санкт-Петербурге не менее 10 лет».

После получения отказа Администрации гражданка Е. обратилась в суд с заявлением об установлении факта проживания именно в Санкт-Петербурге в течение 10 лет. Определением Фрунзенского районного суда (М-6377/11 от 12.12.2011г.) в рассмотрении заявления было отказано Суд пояснил, что из заявления усматривается, что у заявителя имеются необходимые документы, подтверждающие факт постоянного проживания на территории Санкт-Петербурга. Защиту нарушенного права, а именно отказ в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, следует произвести иным путем, в порядке искового производства.

Другое необходимое условие принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях для данной категории граждан- это признание малоимущим. Признание граждан малоимущими, так же как и постановка их на учет, осуществляется органами местного самоуправления, которые устанавливают пороговые значения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи и стоимость имущества находящегося в собственности. Необходимость признания малоимущим требует предоставления справок о доходах. У людей без регистрации, как правило, нет официальной работы и доход они свой подтвердить не могут. На учет в центр занятости встать не могут, опять-таки из-за отсутствия регистрации.

Так, гражданин Г. обратился с заявлением о признании его малоимущим и постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях в жилищный отдел администрации Колпинского района Санкт-Петербурга. В заявлении Г. указал, что он не имеет регистрации по месту жительства и пребывания, нигде не работает, жилья в собственности не имеет, в подтверждение единственного получаемого дохода может предоставить справку о социальных выплатах правительством Санкт-Петербурга ежеквартально в размере 2 тысяч рублей. На заявление Г. комиссия жилищного отдела ответила отказом. В обоснование указала, что гражданин Г. не подтвердил факт того, что он нигде не работает и не получает других доходов. Ему было рекомендовано обратиться в «Центр труда и занятости» и предоставить справку о том, что он не состоит на учете и не получает социальные выплаты по безработице. Граждане, не имеющие регистрации, не могут состоять на учете в Центре труда и занятости, тем более, получать там пособия, т.к. п.2 ст.3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», предусмотрено, что решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина.

Особое внимание в вопросе предоставления жилья следует уделить тому, что в федеральном законодательстве отсутствуют единые правила предоставления жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан.

В некоторых субъектах Российской Федерации бездомные вообще лишены права на получение жилых помещений для социальной защиты.

В законе Санкт-Петербурга от 04.04.2006 г. N 100-15 (ред. от 02.07.2007) «О специализированном жилищном фонде Санкт-Петербурга» сказано, что жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан, находящиеся в собственности Санкт-Петербурга, предоставляются для временного проживания на период предоставления специальной социальной защиты бездомным гражданам, ранее имевшим постоянное место жительства в Санкт-Петербурге и прошедшим в установленном порядке учет в уполномоченных органах социальной защиты населения, «исходя из расчета не более 6 квадратных метров жилой площади на одного человека».

В Санкт-Петербурге установлен не минимальный размер предоставления указанных жилых помещений бездомным гражданам, а максимальный размер. Это дает возможность чиновникам на местах самостоятельно, исходя из личных убеждений устанавливать приемлемый размер жилого помещения для граждан без регистрации, главное, не более 6 квадратных метров, т.е. 1 квадратный метр на одного человека законно.

Данное положение ч.3 пункта 3 ст. 6 Закона Санкт-Петербурга от 04.04.2006 N 100-15 (ред. от 02.07.2007) «О специализированном жилищном фонде Санкт-Петербурга» не только абсурдно, но и дискриминационно. Если сравнить его с положением части первой пункта 3 ст. 6 того же закона, то становится очевидно, что норма части третьей пункта 3 ст. 6 Закона Санкт-Петербурга от 04.04.2006 N 100-15 дискриминирует бездомных по сравнению с прочими категориями граждан, которым жилые помещения для социальной защиты должны предоставляться в размере не менее 6 квадратных метров на человека.

Эта дискриминация прямо противоречит нормам частей 1 и 2 ст. 19 Конституции РФ, норме части 1 ст. 20 Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (Минск, 26 мая 1995 г.), принципу признания за всеми членами человеческой семьи равных прав, зафиксированному в преамбуле Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах(16 декабря 1966 г.).

В данной статье речь идет не только о бездомных гражданах из придонного слоя, но и о «невидимых» бездомных, людях, которые не имеют регистрации и своего жилья, но в настоящий момент проживают у знакомых или родственников, работают. Их положение очень зыбко, в случае инвалидности или продолжительной болезни, такие люди, как правило, лишаются заработка и рано или поздно оказываются на улице.

Для граждан, которые не имеют жилья, должны быть созданы условия, обеспечивающие учетный характер их регистрации в конкретном населенном пункте с целью обеспечения указанным гражданам всего комплекса прав и свобод, входящих в правовой статус человека и гражданина. Данный порядок учетной регистрации позволит бездомным гражданам получать пенсии, социальные пособия, корреспонденцию, а также восстанавливать свой правовой статус. У государственной службы, которая будет заниматься данным вопросом, должна быть единая база данных, в которой будет осуществляться учетная регистрация граждан, с целью устранения формальных препятствий к реализации гражданами всего комплекса прав человека и гражданина. Такая служба могла бы дополнить существующие территориальные пункты при Федеральной Миграционной Службе, которые бы обеспечили полный и достоверный учет всех граждан на территории РФ с указанием сведений о проблемах в их правовом статусе. Таким образом, у государства появится полная информация о социальной составляющей населения РФ и размерах социальных, экономических правовых проблем, которые будет понятно, как решать.

Такой дифференцированный подход к регистрации граждан по месту жительства позволит достичь реальной свободы граждан в выборе места жительства, реализации своих прав на это место жительства и прийти к действительной свободе передвижения без ущерба общественным интересам.