Профессиональная приемная семья законодательство

Оглавление:

ГОСЗАКАЗ для неравнодушных

Приемная семья – это возмездная разновидность опеки. По отношению к ребенку приемные родители являются опекунами. Приемная семья создается на основе гражданско-правового договора (не трудового) между приемным родителем (родителями) и органами опеки. По сути, это государственный заказ для неравнодушных, милосердных людей, сердца которых не приемлют детского сиротства, на оказание услуг по воспитанию ребенка. Ребенок может быть принят в семью из любого региона, но заключить договор можно только по месту своего жительства. Рабочий стаж по этому виду договоров не начисляется.

Обычно в приемную семью передают детей, которых невозможно или трудно передать на усыновление или под простую опеку. Например, для воспитания в одной семье двух-трех и более детей – братьев и сестер; детей с инвалидностью или нарушениями развития и поведения; детей старшего возраста и т.п. Договор о передаче ребенка на воспитание в семью заключается на определенный срок, который может быть разным – как один год, так и до совершеннолетия ребенка. Уровень ответственности в приемной семье за судьбу ребенка весьма высокий, хотя и не полный.

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ В ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ

  • Требования к кандидатам менее жесткие, чем к усыновителям, но более жесткие, чем к простым опекунам.
  • Оформление более сложное, чем при опеке, так как нужно заключить договор о создании приемной семьи. Орган опеки имеет право отказать в заключении договора, если выяснится, что создание приемной семьи имеет только материальную подоплеку.
  • Возможность передать в семью детей, не имеющих статуса «под усыновление», детей осужденных родителей и тех, кто по другим причинам обречен жить в детском доме.
  • Согласно установленному в регионе нормативу ежемесячно выплачиваются средства на содержание ребенка, а также ежемесячное вознаграждение за услуги по воспитанию.
  • Возможны сложности при оформлении ребенка, проживающего в другом регионе, так как выплаты приемной семье ведутся из местного бюджета.
  • Договором могут быть предусмотрены льготы, выплаты, а также требования и ограничения. Например, региональные органы опеки могут предоставлять льготы по транспортному обслуживанию, оплате коммунальных услуг, оказывать помощь в обучении, отдыхе и лечении опекаемого. В некоторых случаях могут выделяться служебное жилье, целевые средства на ремонт, приобретение мебели и т.п.
  • Постоянный контроль и отчетность перед органами опеки за воспитание и расходование средств.
  • Органы опеки наблюдают за приемной семьей весь срок нахождения ребенка в такой семье. Родители обязаны соблюдать план по защите прав ребенка.
  • Возможны контакты с кровными родителями и родственниками ребенка.
  • По исполнении приемному ребенку 18 лет ему выделяется жилье (если его нет).
  • Ребенок имеет статус воспитуемого и в старшем возрасте может ощущать свою неполную принадлежность к семье приемного родителя.

НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ

— Причин может быть много, но основных две. Несмотря на то что приемная семья установлена федеральным законодательством (ст. 151-155 СК РФ), нормы оплаты труда, льготы и объем бюджета для оплаты труда приемных родителей должны быть введены региональным законом о приемной семье. Если такого закона нет, то органы опеки не имеют возможности заключить договор на создание приемной семьи. Создание приемной семьи – трудоемкий процесс и дополнительная ответственность. Требуется не только подготовить и согласовать договор, но и регулярно проводить контроль, изыскивать дополнительные средства, организовывать помощь семье. Если в органах опеки работают люди, безразличные к судьбам детей, или у них не хватает опыта, сил и времени, то они уклоняются от создания приемных семей, ссылаясь на различные сложности.

— Обязательно ли для создания приемной семьи у человека должна быть семья?

— Приемным родителем может быть один человек или супруги. Как правило, действует норма: один опекун – один ребенок, за исключением передачи в одну семью детей-родственников или сиблингов (от англ. sibs, siblings – брат или сестра; генетический термин, обозначающий потомков одних родителей).

— Сколько минимально и максимально должно быть детей в приемной семье?

— Законодательно ни в одном регионе минимум не установлен. Это может быть и один ребенок, но смысл приемной семьи – профессиональная забота о детях, прежде всего о тех, кого трудно передать на воспитание в семью: детей, имеющих много братьев и сестер, инвалидов, достаточно взрослых или имеющих проблемы в поведении и развитии. Всего в приемной семье может воспитываться не более восьми несовершеннолетних детей (вместе с кровными).

— Обязательно ли при создании приемной семьи брать детей из своего города?

— Нет, не обязательно. Однако труд приемного родителя оплачивается из средств регионального бюджета, и если вы предполагаете взять ребенка из другого региона, то, возможно, придется договариваться о передаче средств из того региона в ваш. Сложности могут возникнуть, если в регионе, откуда вы решили взять ребенка, приемные семьи не создаются и в бюджете не запланирована оплата труда приемного родителя, а ваши местные органы опеки могут не захотеть оплачивать работу по воспитанию ребенка, «взятого со стороны».

Глава 20-1. Приемная семья

Статья 256-1. Приемная семья.
1. Приемная семья — семья, которая добровольно взяла на воспитание и совместное проживание от одного до четырех детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки.

Статья 256-2. Приемные родители.
1. Приемные родители — супруги или лицо, которое не состоит в браке, которые взяли для совместного проживания и воспитания детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки.
2. Приемные родители несут обязательства по воспитанию и развитию детей, предусмотренные статьей 150 настоящего Кодекса.
3. Приемными родителями не могут быть лица:
1) признанные в установленном порядке недееспособными или ограничено дееспособными;
2) лишенные родительских прав, если эти права не были восстановлены;
3) освобожденные от полномочий опекуна, попечителя в случае неисполнения возложенных на них обязательств;
4) поведение и интересы которых противоречат интересам приемного ребенка;
5) которые по состоянию здоровья не могут исполнять обязанности относительно воспитания детей;
6) которые проживают на совместной жилой площади с членами семьи, которые имеют расстройства здоровья, которые могут негативно повлиять на здоровье приемного ребенка.
4. Приемные родители являются законными представителями приемных детей и действуют без специальных на это полномочий как опекуны или попечители.

Статья 256-3. Приемные дети.
1. Приемные дети — дети-сироты и дети, лишенные родительской опеки, устроенные на воспитание и совместное проживание в приемную семью.
2. На устройство ребенка-сироты и ребенка, лишенного родительской опеки, в приемную семью необходимо согласие ребенка, если он достиг такого возраста и уровня развития, что может его высказать.
Согласие ребенка на его устройство в. приемную семью выясняется служебным лицом учреждения, в котором он находится, в присутствии приемных родителей и представителя органа опеки и попечительства, о чем составляется соответствующий документ.
3. Приемные дети проживают и воспитываются в приемной семье до достижения 18-летнего возраста, а в случае обучения в профессионально-технических, высших учебных заведениях I—IV уровней аккредитации — до его окончания.
4. За приемными детьми сохраняется право на алименты, пенсию, иные социальные выплаты, а также на возмещение вреда, в связи с потерей кормильца, которые они имели до устройства в приемную семью.
5. Приемные дети имеют право поддерживать личные контакты с родителями и другими родственниками, кроме случаев, когда это может причинять вред их жизни, здоровью и моральному воспитанию.

Статья 256-4. Создание приемной семьи.
1. Решение о создании приемной семьи принимается районной, районной в городах Киеве и Севостополе государственными администрациями, исполнительным комитетом городской (городов республиканского Автономной Республики Крым и городов обласного значения) совета в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.
2. Между приемными родителями и органом, который принял решение о создании приемной семьи, на основе типового договора заключается договор, об устройстве детей в приемную семью.
3. Орган, который принял решение о создании приемной семьи, обязан контролировать исполнение приемными родителями своих обязательств относительно воспитания и содержания детей.
4. Положение о приемной семье и типовой договор об устройстве детей в приемную семью утверждается Кабинетом Министров Украины.

Приёмные родители будут воспитывать детей по трудовому договору

Госдума рассмотрит соответствующий законопроект на ближайших пленарных заседаниях

В России 71,4 тысячи детей-сирот. Это на 18 процентов меньше, чем год назад. Несмотря на кризис, россияне стали чаще усыновлять детей и брать под опеку. Иногда в приёмных семьях воспитываются несколько детей, и мама не может совмещать их воспитание и работу. Парламентарии считают, что с приёмными родителями нужно заключать трудовой договор, в соответствии с которым воспитание детей будет включено в трудовой стаж. Законопроект об этом, вносящий поправки в Семейный кодекс, планируется рассмотреть в первом чтении на ближайших пленарных заседаниях.

Спасение для тех, кого не успели усыновить

Приёмные родители заключают договор с органами опеки и попечительства и берут ребёнка под опеку до 14 лет и под попечительство — с 14 до 18 лет. В обязанности приёмных родителей входят воспитание и образование детей, защита их прав и интересов. В приёмной семье не может быть более восьми детей. За ребёнком, переданным в приёмную семью, сохраняется право на алименты, пенсию по случаю потери кормильца или инвалидности. Эти и другие социальные выплаты и компенсации перечисляются на счёт, открытый на имя ребёнка в банке. В отличие от опекунов-родственников, приёмные родители получают зарплату. При устройстве ребёнка в семью выплачивают единовременное пособие в размере 14 500 рублей. Размер оплаты труда, а также льготы, которые предоставляются приёмной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, устанавливаются законами субъектов Федерации. Минимальное ежемесячное пособие составляет 2700 рублей на одного ребёнка. Приёмным родителям также выплачивается заработная плата в размере трёх МРОТ на каждого принятого в семью ребёнка. С 2016 года МРОТ равен 6204 рубля. Кроме того, ежемесячно выплачиваются денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, игрушек, книг. Ежемесячное пособие на содержание ребёнка может увеличиваться за счёт региональных коэффициентов или регулироваться законодательством региона. Например, в Московской области выплаты могут варьироваться от 15 до 25 тысяч в зависимости от возраста и состояния здоровья ребёнка.

Трудовой договор даст право на пенсию и отпуск

Законопроект взят из жизни

«Те, кто занимается возмездной опекой и другими видами опеки, должны быть в одинаковом положении», — считает председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский. Законопроект решает и ещё одну проблему, сказал сенатор. Около 27 миллиардов рублей расходуется ежегодно на улучшение жилищных условий детей-сирот, при этом очередь практически не уменьшается, а увеличивается. Семейное устройство детей-сирот отчасти решает квартирный вопрос.

Один из авторов законопроекта, член Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Елена Сенаторова в ходе подготовки документа встречалась с приёмными мамами и представителями органов социальной опеки в своём регионе — Белгородской области. «Мамы, которые воспитывают детей дома и не работают, жалуются на то, что им не начисляют трудовой стаж, — сказала Елена Сенаторова. — В итоге у них маленькая пенсия. Так что законопроект взят из жизни, его очень давно ждали приёмные родители». Депутат назвала законопроект о возмездной опеке одной из самых важных инициатив комитета в шестом созыве Госдумы.

Но не у всех положительное отношение к идее заключать трудовой договор с приёмными родителями. «Не могу сказать, что поддерживаю законопроект, пока не увижу нормативные документы, которые должны к нему прилагаться, — сказала председатель «Союза женщин России», член Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Екатерина Лахова. — Не понимаю, почему с семьёй нужно заключать именно трудовой договор. Законопроект «сырой» и требует доработки». По её словам, лучше бы Министерство образования анализировало ситуацию с сиротством и усыновлением в России. «Почему в одном регионе занимаются профилактикой сиротства, редко лишают родительских прав, а в другом регионе — наоборот? — рассуждала сенатор. — В Калужской области, например, часто берут в семьи детей-инвалидов, потому что областной бюджет доплачивает за это приёмным родителям. Дело не в нехватке законов, а в правоприменении».

Приемная семья

Содержание статьи:

Сегодня в России запущены сотни программ ориентированных на детей сирот. Несмотря на это число детей лишенных родительской заботы не падает. Выходом из такой трагической ситуации может стать приемная семья.

Внимание, акция! Получите бесплатную консультацию прямо сейчас.

+7 (499) 553-09-05

+7 (812) 448-61-02

+7 (800) 550-38-47

Заявки и звонки принимаются круглосуточно и без выходных дней .

Спасибо, что посещаете наш ресурс «Семейный консультант».

Понятие приемной семьи

Приемная семья представляет собой вариант семейного размещения ребенка-сироты или ребенка, родные родители которого были лишены социальными службами родительских прав. Для ее формирования территориальное управление опеки создает акт и договор.

Статус приемной семьи регламентирован статьями Семейного Кодекса РФ 152-155 (глава 21), и сопровождается Федеральным положением (законом) №48 о попечительстве над ребенком сиротой.

Приемные родители – это лица, находящиеся в зарегистрированном браке или одинокие граждане готовые взять на себя ответственность воспитать ребенка, лишенного опеки родных родителей. Ребенок, передающийся на попечение, в юридическом аспекте именуется приемным ребенком.

Новый закон о приемных семьях, принятый весной 2015 года, ввел еще одно новое понятие — профессиональная приемная семья. По этой программе приемные дети направляются в семьи социальных работников.

Какая разница между приемной семьей и опекой?

  1. Требования к родителям в случае оформления приемной семьи более лояльные (если сравнивать с получением статус опекуна).
  2. Оформление документов более сложное, чем опека. Причина – необходимость составления специального договора. Органы опеки могут и отказать претендентам в заключении соглашения, если решат, что главная цель будущих родителей улучшение материального обеспечения.
  3. Приемным родителям государство выплачивает пособие.
  4. В отличие от опеки, возможны контакты ребенка с родными родителями или родственниками.

Основные особенности приемной семьи в сравнении с усыновлением:

  • разный правовой статус приемного ребенка. Усыновление – это формирование полноценной семьи и в юридическом и в социальном плане. Усыновители становятся полноправными его родителями, ребенок получает их фамилию. Приемная семья – это оказание помощи ребенку в воспитании, предполагает сохранность его родной фамилии и связи с близкими;
  • усыновление гораздо сложнее в оформлении;
  • усыновление не предполагает финансовой поддержки в виде ежемесячных государственных выплат пособий.

Дети, передаваемые в приемную семью:

  1. Дети, родителей полностью или частично лишенных родительских прав.
  2. Дети, родителей-инвалидов не способных самостоятельно заботится о своем ребенке.
  3. Ребенок со статусом сироты, без вести пропавших родителей.

Законом определено, что в одной семье не может воспитываться более 8 детей из детского дома.

Формирование приемной семьи

В статье 152 СК РФ строго прописан регламент, по которому реализуется программа попечения. Приемная семья образуется на основании соглашения. Подписывается этот договор родителями-попечителями и представителями ребенка (органы опеки).

Содержание договора по передачи ребенка сироты на воспитание в новую семью установлено статьей 153 СК РФ.

В договоре указываются:

  1. Обязанности родителей. А именно воспитывать ребенка, организовать для него качественные условия для жизни. Осуществлять досуг, уважать, помочь ребенку адаптироваться для жизни вне детского дома.
  2. Обязанности органов опеки. Государственное ведомство призвано контролировать воспитание и содержание ребенка, переданного по приемной программе. В связи с этим, приемная семья имеет право на выплаты в 2017 году: единовременное пособие – 16 350,33 рубля (за каждого ребенка), ежемесячные выплаты (40% от средней заработной платы родителя за последний год), ежемесячные вознаграждения родителям за каждого ребенка, не достигшего 10 лет — 7 857,64 рубля, достигшего 10-летнего возраста 8 756 рублей. Органы опеки так же обязуются обеспечивать и другую социальную поддержку семье (перечень льгот устанавливается индивидуально в зависимости от возможностей региона).
  3. Полная информация о ребенке, его родных родителях.
  4. Срок действия договора.

Расторжение договора попечительства – редкая юридическая практика. Но данные ситуации случаются. Законом подобные случаи регламентированы статьей 153 Семейного кодекса РФ.

Итак, договор о приемной семье разрывается если:

  1. Истек срок действия.
  2. Приемные родители больше не хотят или не могут заботиться о ребенке – проблемы со здоровьем, материальным обеспечением.
  3. Органы опеки пересмотрели свое решение и отказали родителям в попечительстве. Это происходит, если в семье замечены неблагоприятные условия для проживания ребенка.
  4. Одна из сторон подписавших договор нарушила его условия.

Важно: если приемная семья готова взять на попечительство часто болеющего малыша, с нарушениями в развитии или ребенка инвалида, то будущее место проживания должно отвечать жизненным потребностям приемного ребенка.

Опека всегда следует исключительно интересами ребенка. Поэтому если ребенок уже достиг 10-летнего возраста, без его согласия никакой договор подписан не будет. Интересы младших детей представляют органы опеки.

Порядок образования приемной семьи

По этапам распишем, как взять ребенка из детского дома или дома-малютки и создать приемную семью:

  1. Передача обязательного списка документов в территориальный орган опеки.
  2. Сотрудники управления в течении 3-х дней проверят предоставленные документы, занесут информацию в базу данных, проведут осмотр жилищных условий заявителей.
  3. Ожидание решения о назначении или не назначении заявителя приемным родителем занимает около 10 дней со дня подачи документов.
  4. Если вопрос решился положительно, родители получают направление в детские дома для знакомства с ребенком и его личным делом. При необходимости ребенку может быть проведена дополнительная медицинская диагностика.
  5. В случае положительного исхода родители пишут заявление о своих намерениях взять ребенка в семью.
  6. Подготовка акта о передачи ребенка в новую семью.
  7. Подписание договора.
  8. Начисление социальных выплат.

Чтобы начать процедуру оформления приемной семьи необходимо обратится в Управление опеки и попечительства по месту жительства.

Список документов

  • справка с места роботы будущих родителей. В ней должна быть указана должность, средняя заработная плата, дана характеристика;
  • справка о составе семьи;
  • документы на квартиру или дом (находящиеся во владении родителей);
  • справка из полиции подтверждающая отсутствие судимости;
  • справка о состоянии здоровья;
  • свидетельство о заключении брака;
  • автобиография;
  • письменное согласие всех членов семьи заявителя.

Заключение

Определим главные моменты статьи:

  1. Приемные родители – лица, готовые помочь ребенку сироте или ребенку, родители которого лишены родительских прав в воспитании.
  2. Принимая ребенка в семью, родители должны понимать, что он сохранит связь со своими родственниками и свою фамилию.
  3. Процесс оформления приемной семьи сложный, но требования к родителям более лояльные в отличие от процедуры усыновления.
  4. Детям, попавшим в приемную семью и родителям, взявших на себя их воспитание положена материальная помощь со стороны государства в виде пособий.
  5. Прежде чем начать процедуру оформления семья должна оценить свои возможности и не руководствоваться только материальной выгодой. Приемные родители должны стать его помощниками в жизни, образцом для подражания.

Наиболее популярный вопрос и ответ на него по приемным семьям

Вопрос: Мы с мужем являемся приёмными родителями для отказного ребёнка из роддома. Какие льготы приемным семьям полагаются по закону? Алина.

Ответ: Алина, поскольку ребёнок помещён в семью из роддома и является отказным, количество льгот существенно шире, чем при обычном усыновлении. Во-первых, всё питание (до двух лет) и лекарства (до трёх лет) оплачиваются государством. С постановлением суда вы имеете право получить единовременную выплату, а также ежемесячное пособие на ребёнка.

При этом, за ребёнком сохраняются все права: он получает жильё (право на жильё биологических родителей или новое, от государства), бесплатно учится так же, как и дети-сироты. Матери, которая не работает, но воспитывает ребёнка, эти годы включаются в пенсионный стаж.

Сами дети получают большое количество единовременных пособий на различных этапах жизни: при устройстве на работу, при смене учебного заведения. Также сохраняются все виды содержания.

На сегодняшний день, приёмные родители получают 40% от своего средневзвешенного заработка за год, но не менее 3 МРОТ, установленных для региона.

Список законов

Вас так же заинтересуют следующие статьи:

Профессиональные приёмные семьи: благо или вред?

В России могут появиться профессиональные приемные семьи. В Госдуме предложили новую форму устройства детей-сирот на воспитание в семью, при которой с опекунами будет заключаться трудовой договор. Опекуны будут получать зарплату, и иметь право на отпуск. Соответствующий законопроект внесла гость пресс-центра НСН председатель комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ольга Баталина. В ходе пресс-конференции она рассказала подробности своего законопроекта.

«В этом законе достаточно высока степень принятия решений на уровне субъектов. Есть определённая региональная специфика», — отметила Ольга Баталина во время пресс-конференции.

«Вопрос устройства ребенка в семью – вопрос деликатный. Субъект сам решит, использовать это право или нет. Исполнение этого закона будет зависеть только от субъекта федерации. У них будет такое право, но не обязанность», — заявила в пресс-центре НСН председатель комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ольга Баталина.

«Сегодня приемный родитель может взять сколько угодно детей на воспитание. В профессиональной приемной семье количество детей будет, как минимум 3. Это не догма, но скорее всего так и будет. Воспитывать маме-одиночке таких детей, будет очень сложно, поэтому стать профессиональной приёмной семьёй сможет только полноценная семья», — сказала в пресс-центре НСН Ольга Баталина.

«Наша задача не допустить вторичного сиротства, которое, к сожалению, достигает в некоторых субъектах РФ 8-9%. Это много. Мы хотим, чтобы новый закон не повышал этот показатель», — подчеркнула Ольга Баталина.

Депутат также затронула и проблему злоупотребления усыновлением детей.

«Риск злоупотребления усыновлением есть всегда, — заявила в пресс-центре НСН председатель комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ольга Баталина. — Минимизация риска – ужесточение процедуры отбора. Но это иногда отталкивает людей, которые движимы искренним желанием усыновить ребенка. И наша задача – найти разумную середину между тем, чтобы не допустить злоупотребление этим усыновлением, и чтобы не создать избыточных бюрократических барьеров для потенциальных родителей. Но надо понимать, что риск злоупотребления всё равно остаётся», — признала Ольга Баталина в пресс-центре НСН.

При этом депутат подчеркнула, что профессиональные приёмные семьи будут соблюдать индивидуальную программу развития ребёнка:

«Органы опеки будут контролировать исполнения обязанностей человека, как опекуна, — рассказывает Ольга Баталина. — По договору с профессиональными приёмными семьями должны будут контролироваться какие-то реперные точки. Если поставлена определенная программа реабилитации ребенка, то она должна быть соблюдена. Если, например, ребенку нужны услуги логопеда, то они должны соблюдаться. Программа развития будет учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. И задача опекуна обеспечить это развитие», — рассказала в пресс-центре НСН Ольга Баталина.

«Закон может быть рассмотрен уже в весеннюю сессию», — пообещала депутат.

Библиотека адвоката Жарова

То, что юрист по семейному и детскому (ювенальному) праву собирал много лет

Меры по стимулированию развития приёмных семей в городе Москве

Доклад на «круглом столе» в Департаменте семейной и молодёжной политики города Москвы. 27 февраля 2008 года.

В Москве традиционно приёмная семья не являлась распространённой формой устройства детей. Связано это, на мой взгляд, с двумя проблемами. Во-первых, в Москве, в отличие, скажем, от Московской области не было никакого законодательства о приёмной семье, что сразу же ставило органы опеки и попечительства районов в ситуацию, когда многие вопросы создания, оформления, поддержки приёмных семей приходилось решать самостоятельно, самостоятельно разбираясь в законодательстве и выполняя функцию «первопроходцев».

Во-вторых, в Москве активно развивалась такая форма устройства детей, как патронат, который, хотя и не является семейной формой устройства, но «выбирал» желающих заняться воспитанием детей-сирот как профессиональной деятельностью на дому.

Таким образом, приёмная семья в Москве обречена была не развиваться.

Во-первых, хотелось бы напомнить, что приёмная семья — профессиональная семья. Приёмные родители, хотя и называются родителями, но, всё же, они не усыновители, и не опекуны, в том смысле, который вкладывает в это понятие законодатель. Они — профессиональные родители. Это не значит, что ребёнка они любить не будут, но это значит, что их деятельность по воспитанию должна быть более осмыслена, и более специфична, чем у опекуна или усыновителя.

Почему законодатель предусмотрел именно заключение договора о приёмной семье? Прежде всего, для того, чтобы отразить в нем особые условия воспитания, содержания, образования детей, передаваемых в приёмную семью.

Опыт других регионов показывает, что в большинстве случаев ничего подобного в договоре о приёмной семье нет. А это — неправильно!

В договоре о приёмной семье должны указываться, например, особые условия содержания и воспитания ребёнка-инвалида, ребёнка с задержкой развития. Там же могут быть оговорены особенности образования ребёнка. Вот для чего нужен и договор о приёмной семье, и сама приёмная семья — создать для ребенка особые, необычные условия для жизни, которые «среднему» ребёнку не нужны.

Остановлюсь на порядке оформления таких «особых условий». В проектах нормативных актов уже приходилось читать термин «план по защите интересов ребёнка». Термин не совсем верный. Ведь речь идёт не только о создании каких-то условий для текущей, но и, в том числе, о будущих «победах» ребёнка. Я бы не давал данному документу какого-то отдельного названия, это вполне может быть приложение к договору о приёмной семье, «особые условия» такого договора. Если ребёнок особых условий не требует, то и такого приложения к договору о приёмной семье не будет.

Какие это могут быть условия? Прежде всего, упомянутые в законодательстве об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей. Создание определённой языковой, культурной и религиозной среды, если, конечно, консилиумом педагогов, психологов и социальных работников будет признано, что в такой среде ребёнок нуждается. Я сразу хочу предупредить, что ставить здесь невыполнимых условий не нужно. Если ребёнок уже вполне сознательно осознаёт себя глубоко воцерковлённым человеком, так и надо ему искать подобную же семью, а не требовать от приёмной семьи атеистов каждое воскресенье ходить в храм.

Теперь о детях, требующих, как это принято называть в литературе, «повышенного педагогического внимания». Бесполезно указывать в договоре требование «внимательно следить» за ребёнком — тут работают совсем другие механизмы. И сидеть уроки делать с ребёнком, что так требуется детям педагогически запущенным, приёмный родитель или будет или нет, но строго проверить — невозможно.

Поэтому «особые условия» могут быть лишь такие, которые можно проконтролировать. Для ребёнка-инвалида на коляске — создание в жилом помещении специальных приспособлений, особая расстановка мебели, особые условия по оборудованию комнаты ребёнка, ванной комнаты. Для ребёнка, имеющего задержки в развитии — посещение специальных занятий в специализированных центрах по назначению специалиста. Для ребёнка, страдающего аллергией, астмой, другим заболеванием — создание совершенно конкретных условий жизни (например, отсутствие животных в доме, обязательность соблюдения диеты и т.п.).

Данные условия необходимо пересматривать с определённой периодичностью. Если не раз в год, то трёхлетний срок, мне кажется — максимальный.

Главное, что требования по созданию особых условий должны быть максимально конкретны. Иначе, в договоре окажется очередная «пожелательная» норма, проконтролировать соблюдение которой невозможно.

Приемный родитель, создавая приёмную семью и принимая ребёнка на воспитание, добровольно ограничивает себя в определённых возможностях — теперь значительная часть жизни его будет посвящена ребенку, или даже нескольким. Особое внимание — особенным детям, вот, если хотите, девиз приёмной семьи.

Именно поэтому государство выделяет деятельность приёмной семьи. И дополнительной оплатой, и льготами по трудовому стажу, и иными льготами и привилегиями.

Таким образом, ставя вопрос о развитии такого института, как приёмная семья, необходимо сознавать, что количественные показатели развития приёмных семей — не показательны для оценки успешного развития этого института.

Вся деятельность, направленная на развитие приёмных семей должна происходить с учётом того, что приёмная семья — особая форма устройства особого ребёнка.

Это не значит, что приёмную семью не могут образовать «обычные» семьи для «обычных» детей. Запрета делать этого в законодательстве нет. Но и смысла — тоже. Акцентировать внимание государства на те семьи, которые не требуют подобного повышенного внимания — и распыление ресурсов, и дополнительные неприятные ощущения от назойливого внимания и для родителей, и для детей.

Итак, что же необходимо предпринять для выведения приемной семьи с «окраины» всех возможностей для устройства ребёнка, оставшегося без попечения родителей, на подобающее этому институту место.

Во-первых, необходимо существенно упростить оформление приёмной семьи. Это вопрос к законодателю, в первую очередь, но и к правительству Москвы, в полномочия которого входит принятие нормативных актов об оформлении, о технологии создания приёмной семьи.

Несмотря на то, что существует Положение о приёмной семье, утверждённое Постановлением Правительства РФ, и даже форма договора о передаче приемного ребенка в семью, к слову сказать, сильно морально устаревшая, региональные власти вправе урегулировать вопросы, оставшиеся без ответа.

В первую очередь, стоит определить критерии, по которым определяется, готовы ли данные кандидаты в приёмные родители стать приёмной семьёй. Если говорить о профессионализации приёмной семьи, то необходимо выяснить, какие именно реабилитационные функции способна выполнять данная семья, каких особых детей способна принять.

Следующей заботой законодателя должно стать создание обучающих и поддерживающих центров для работы с приёмными семьями. Если мы понимаем, что приёмная семья — семья профессиональная, то специальные компетенции родителям надо где-то получить, и где-то повышать свою квалификацию.

Возможно даже создание специальных, межрайонных или окружных центров поддержки приёмных семей.

Почему это важно? Я знаком с несколькими приёмными семьями в Москве, причём с семьями, столкнувшихся со значительными проблемами в своей деятельности. Прежде всего, вопрос касался выделенного таким семьям, ещё в бытность их «семейными детскими домами», служебного жилья. За прошедшие годы помещения оборудованы для проживания несовершеннолетних, специально приспособлены кухни, созданы спортзалы и так далее.

Как только муниципалитет «вдруг» выясняет, что у созданного 15?17 лет назад «семейного детского дома» подрастают последние дети, как только приёмные родители обращаются за новыми — тут же находится основание детей не дать, а служебные помещения — изъять. И всё.

Причём, далеко не всегда, приёмные родители, вырастившие по десятку приёмных детей, находятся в преклонном возрасте. С их-то опытом, с их желанием выращивать детей, сохранить данные семьи не только можно, но и нужно. Но «целесообразность», а по сути ценность занимаемых помещений — перевешивает все «детские» аргументы.

Возможно, выход из этой ситуации, в «поднятии» этого вопроса с уровня муниципалитета до уровня города или, как минимум, округа.

Всемерная помощь приёмной семье не должна нивелировать необходимость и постоянного контроля за ней.

Тут важно соблюсти баланс ненавязчивости и внимания к приёмной семье. Очевидно, что применявшиеся много лет схемы «раз в полгода», когда сотрудник органа опеки и попечительства составлял акт, зачастую формальный, такие схемы устарели морально.

Если мы строим профессиональную семью — и контроль должен быть профессиональный. Не мелочное «заглядывание в кастрюли», которое так распространено среди органов опеки, и так возмущает граждан, а профессиональная консультация педагогов, психологов, медиков, юристов, социальных работников.

Контролировать бытовые условия приёмной семьи, конечно, надо. И, возможно, от составления актов никуда не деться, но если ограничиваться только этим, то это значит превращать семью из социальной среды в пансионат с трехразовым питанием.

На мой взгляд, было бы логичным проводить периодические консультации семьи специально созданными комиссиями, в рамках городских или окружных центров поддержки приёмных семей, с целью разрешения возникающих проблем. Такая обязанность приёмной семьи должна быть оговорена в договоре и именно на таких консилиумах должны пересматриваться особые условия воспитания и содержания ребёнка, вводиться дополнительные, отменяться ненужные.

Перед участниками круглого стола поставлен вопрос о возможностях стимулирования создания приёмных семей в Москве. Полагаю, что данный вопрос состоит, по сути, из двух. Во-первых, надо стимулировать граждан. Но и не в последнюю очередь — органы опеки и попечительства, которые сегодня такую форму, признаем, не особенно «уважают».

Самый просто и понятный способ увеличить количество приёмных семей — резко повысить оплату приемных родителей. Вопрос в том, за чем мы гонимся: за количеством ли?

Нет возражающих, что приёмные родители должны получать за свой труд не «минимальную заработную плату», и не «прожиточный минимум». Возможно, их оплата должна вообще позволять не работать на другой работе, хотя бы одному из родителей. Но дело не в деньгах.

Опыт и Школы приемных родителей, организованной Фондом «СЕМЬЯ», и моей юридической практики, показывает, что число семей, готовых с теплом и лаской, с искренним участием и желанием помочь, взять на свои плечи взращивание «сложных» детей — число таких семей велико.

«Стимулирование» я бы в этом контексте изменил на «мотивация». Не надо «толкать» к этому решению, надо — демонстрировать возможности.

Разъяснительная работа в СМИ, создание телефильмов, радиопередач, спонсирование кинофильмов соответствующей тематики, социальная реклама на улицах города — все эти решения не моя придумка, а принятая в Европе практика. В том-то и секрет, и, если хотите, «волшебство» ситуации, что приёмные родители… находятся сами.

На мой взгляд, примерно каждая десятая семья, собирающаяся принять ребёнка (на все формы устройства) делает это из альтруистических соображений, то есть ребёнок изначально, сознательно ищется не для того, чтобы «заполнить гнездо», не для того, чтобы «у нас был ребёнок», а для того, чтобы ещё один малыш обрёл семью, и, специалисты меня понимают, шанс в жизни. Шанс на счастливую человеческую жизнь.

Именно эти люди и составят профессиональные приёмные семьи в Москве. Надо только сообщить им, что это можно сделать, и что это сделать нужно.

Весьма важной для альтруистически настроенных граждан является поддержка общества. Каждый раз, как только по телевидению, или в широком прокате появляется фильм, где затрагивается проблема детей-сирот, количество обращающихся для приёма ребёнка в семью увеличивается. «Дремавшая» до поры мысль воспитать безродительского ребёнка — выстреливает. Ей только нужен был повод.

Так давайте эти поводы создавать! И давайте показывать тем, кто решился посвятить себя «чужим», в кавычках, детям, что их деятельность одобряется обществом.

Очень важный вопрос — вопрос жилья. Масса семей, готовых принять одного-двух, или даже пятерых, десятерых детей, заниматься этим профессионально, наталкиваются в органе опеки и попечительства на непростой вопрос жилья.

В 90-м году, советские власти районов, одним махом выделяли семейным детским домам «служебную жилплощадь», где обретали дом десятки детишек. Думается, что данный способ решения «квартирного вопроса» — весьма своевременен и сейчас. И здесь надо не забраться в «заколдованный круг» — жилья нет, потому, что нет детей, детей нет, потому, что нет жилья.

Создание приёмных семей ускорится многократно, если родителям будет где воспитывать детей. Особенно, детей с ограниченными возможностями. Никогда не возьмёт к себе ребёнка-колясочника семья, живущая на пятом этаже пятиэтажки. Да и в девятиэтажках добраться до лифта можно только по ступенькам.

В данном случае жильё должно быть, конечно, служебным, выделяться конкретно под нужды приёмных семей и, когда семья закончит свое существования — выросли дети, постарели родители — такая специально оборудованная площадь должна переходить «по наследству» следующим приёмным семьям. На сегодня уже несколько семейных детских домов, существовавших с 90-х годов «расселены», а на их место, сломав кровати, выкорчевав шведские стенки и переделав построенные для большой семью кухни, въехали очередники. Наверное, это не совсем целесообразный способ сокращения очереди на жильё…

То есть, по моему глубокому убеждению, для того, чтобы в Москве появились желающие стать приёмными родителями нужно, в большей степени, не стимулирование, не увеличение финансовых выплат, а развитие, если позволите так выразится, инфраструктуры для приемных семей: консультационных центров поддержки, но в первую очередь — служебного жилья.

Органы опеки и попечительства сегодня «не жалуют» приёмную семью, как мне кажется, прежде всего, по причине отсутствия информации, отсутствия знаний, полного отсутствия методических рекомендаций по данному вопросу.

Поэтому, для начала, необходимо организовать «сплошную ликвидацию безграмотности» в этом вопросе для всех без исключения органов опеки. В дальнейшем — издание методических пособий по выявлению лиц, способных стать приемными родителями, по работе с ними, по оформлению документации… Нет никаких оснований полагать, что органы опеки сегодня не хотят создавать приёмные семьи. Правильнее будет сказать — не могут, не обучены.

Какими методами тут действовать. Как показывает опыт, сплошные лекции, семинары — это хорошо, такой метод работает, но мне кажется, что приёмную семью не стоит рассматривать изолировано от других форм устройства детей.

Необходимо создать методический механизм реализации права ребёнка воспитываться в семье. Эффективность бюрократической машины (а органы опеки, как бы то ни было, но бюрократия) зависит от того, насколько чётко инструктированы сотрудники. В идеале, необходимо создание общей базы данных с полуавтоматической обработкой информации о детях, оставшихся без попечения родителей, о приемных семьях, об опекунах, усыновителях, в том числе потенциальных.

Выработка критериев, по которым должны действовать органы опеки — вопрос к учёным и экспертам. Рассчитывать, что такие критерии выработает сама система — безнадёжно.

Если деятельность органов опеки и попечительства оценивать, например, по соотношению количества устроенных на семейные формы детей, к общему количеству детей, оставшихся без попечения родителей, появится интерес и необходимость «раздавать» не только грудничков, но и тех деток, которых «никто не берет», сложных в воспитании детей, инвалидов, подростков, детей с отставанием в развитии. Семья всё исправит, как показывает опыт, даже самые, казалось бы, «безнадёжные» находят место в жизни, если рядом с ними — добрый, чуткий, и — главное — свой, родной человек.

Остановлюсь на вопросе, который неизбежно возникал во всех регионах, где приемная семья получала более пристальное внимание, чем другие формы семейного устройства. Наиболее типичен пример, когда бабушка, являвшаяся опекуном собственного внука в течение ряда лет, приходит в орган опеки и заявляет, что не хочет быть опекуном, а хочет создать приемную семью. Причина — банальна. Приёмным родителям больше платят.

Как выходить из этой ситуации? Если под приёмной семьёй мы понимаем семью профессиональную, то в данном случае, её создание, очевидно, нецелесообразно. Ну, и главный аргумент состоит в том, что приёмная семья — форма договорная, форма решения проблем жизненного устройства и воспитания ребёнка. А не тех взрослых, которым «удобнее» или «более денежно» стать приёмным родителем. Орган опеки и попечительства вправе такой договор не заключать. Более того, в большинстве случаев это делать и нецелесообразно.

В финальной части моего выступления я хотел бы затронуть тему критериев оценки успешности работы по созданию приёмных семей в Москве. В каком случае данную деятельность, скажем, в разрезе трёх лет, нужно будет считать успешной?

Сложно в таком вопросе прийти к количественным параметрам, но ещё сложнее от них отойти, если речь идёт о постановке плана работы.

Думается, стоит учитывать увеличение количества обратившихся лиц, желающих стать приёмными родителями. Не тех, кто стали ими, а именно количества обратившихся. Данный параметр позволит показать успешность просветительской работы.

Второй параметр — это количество детей «непопулярной группы», скажем, старше 10 лет, детей-инвалидов, детей, имеющих значительные задержки в развитии, посещающих вспомогательные школы, переданных в приемные семьи. Здесь надо избежать другой крайности: разделения детей на «перспективных» и неперспективных на уровне детского учреждения. Поэтому данный параметр надо обязательно сравнивать с устройством таких деток и на иные формы. Положительно оценивать не наполнение семей детьми — но исчезновение подобного контингента из детских учреждений. В любом случае, вероятность передачи «сложного» ребёнка в приёмную семью существенно выше, чем на усыновление. Так что этот параметр в значительной степени продемонстрирует работу по созданию профессиональной семьи.

Третий показатель, который возможно учитывать при оценке успешности развития института приёмных семей в Москве — динамика выделения служебной жилплощади для проживания приёмных семей. Здесь требуется лишь один комментарий: чем больше, тем лучше. Опасения, что в приёмные родители пойдут «за жильё» у меня почти нет. Жильё-то есть, но использовать его можно только одним способом — для детей. Когда в вашей квартире пятеро, а то и восемь сорванцов — всё «удовольствие» от квадратных метров пропадёт, радость в этой семье — только дети.

И последний, очень важный, как мне кажется, параметр, это число детей в ликвидированных приёмных семьях. Не количество семей, ликвидированных, а именно число детей в ликвидированных семьях. То есть тех детей, которые не просто выросли, а которых стало необходимым устраивать в другую семью либо в детское учреждение. Каждый такой ребёнок — ошибка, несчастье. Это число, конечно, не может быть нулевым, но данный показатель будет свидетельствовать о правильности избрания формы воспитания.

Надеюсь, что высказанные идеи будут востребованы.

Жаров А.А. адвокат, эксперт Департамента семейной и молодёжной политики