Проект гпк рф 2018

ВС РФ внес в Госдуму проект поправок в АПК РФ, ГПК РФ и КАС РФ

Законопроект 1 , предусматривает масштабную реформу процессуального законодательства. Суть преобразований, как следует из пояснительной записки к нему, заключается в дальнейшем сближении и модернизации положений Гражданского процессуального кодекса, Арбитражного процессуального кодекса, Кодекса административного судопроизводства, регулирующих порядок рассмотрения дел в судах общей юрисдикции и в арбитражных судах.

Выделим ключевые моменты предлагаемых изменений.

Из процессуальных кодексов планируется исключить термин «подведомственность». Законопроектом предусмотрено, что суд общей юрисдикции или арбитражный суд, ошибочно возбудившие производство по делу, не отнесенному к их компетенции, самостоятельно передадут дело в суд, к подсудности которого оно отнесено законом. Если же отсутствие компетенции на рассмотрение дела выявлено на стадии принятия заявления, заявление вернут заявителю в связи с неподсудностью.

Планируется признать утратившими силу ст. 32 ГПК РФ и ст. 37 АПК РФ, устанавливающие правила о договорной подсудности. При этом законопроектом предусмотрено, что условия договоров об изменении территориальной подсудности споров, заключенных в соответствии указанными нормами до дня вступления рассматриваемых поправок в силу, сохранят свое действие и после того, как названные нормы утратят силу.

В ГПК РФ и АПК РФ предлагается закрепить положение о том, что помимо адвокатов представителями в суде могут быть только лица, имеющие высшее юридическое образование (на законных представителей это требование распространяться не будет). Аналогичное требование к представителям уже содержится в настоящее время в КАС РФ.

Также законопроектом предусмотрена возможность участия в деле, рассматриваемом по правилам ГПК РФ, АПК РФ, КАС РФ, наряду с представителем поверенного. Объем полномочий последнего будет существенно меньше, чем у представителя, поэтому требование о наличии высшего юридического образования к нему не предъявляется.

Планируется увеличить предельное значение денежных сумм, требования о взыскании которых рассматриваются в порядке упрощенного производства: в судах общей юрисдикции – до 500 тыс. руб.; в арбитражных судах – до 1 млн руб. для юрлиц и 500 тыс. руб. для ИП. Сейчас цена таких исковых требований составляет 100 тыс. и 500 (250) тыс. руб. соответственно.

Предлагается установить в качестве общего правило о несоставлении судом мотивированного решения по делу. Так, например, согласно законопроекту, судебные решения, принятые по делам, рассмотренным в порядке гражданского судопроизводства, по общему правилу будут состоять из вводной и резолютивной частей. В полном объеме они будут изготавливаться по заявлению участвующих в деле лиц, их представителей, в случае подачи апелляционной жалобы, а также в случаях, установленных законом. Кроме того, мотивированное решение может быть составлено по инициативе самого суда.

Помимо этого составление мотивированного решения будет обязательным по определенным, наиболее значимым с точки зрения социальной и экономической направленности, категориям дел. Это, в частности, дела, связанные с защитой прав детей; возмещением вреда, причиненного жизни или здоровью, о выселении граждан из жилых помещений без предоставления других жилых помещений, о восстановлении на работе (службе) и ряд других.

Планируется уточнить, что в качестве нового обстоятельства, в связи с которым вступившие в законную силу судебные постановления могут быть пересмотрены в соответствующем процессуальном порядке, выступает определение либо изменение практики применения правовой нормы, содержащееся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации, постановлении Президиума ВС РФ, вынесенном по результатам рассмотрения конкретного дела в порядке надзора, или в обзоре судебной практики ВС РФ, утвержденном Президиумом ВС РФ, если в соответствующем акте содержится указание на возможность пересмотра вступивших в законную силу судебных актов в силу данного обстоятельства.

Законопроектом предусмотрена пороговая сумма, определяющая подсудность дел по имущественным спорам, возникающим в сфере защиты прав потребителей, которые рассматриваются мировыми судьями, -– до 100 тыс. руб.

В ГПК РФ планируется закрепить правило о необходимости принятия лицами, участвующими в деле, самостоятельных мер по получению информации о движении дела.

Положения ГПК РФ и КАС РФ, посвященные содержанию судебных актов судов разных инстанций, предлагается дополнить требованием об указании в них номера дела (административного дела), присвоенного судом первой инстанции.

В ГПК РФ планируется включить отдельную главу «Примирительные процедуры, мировое соглашение».

Законопроект предусматривает ряд иных изменений и дополнений в ГПК РФ, АПК РФ, КАС РФ. Корреспондирующие поправки планируется внести также в ряд федеральных законов.

Отметим, что ранее Правительство РФ высказало целый ряд замечаний к рассматриваемому законопроекту.

Обзор законопроектов

19 октября 2018 года

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

В целях усиления контроля за своевременным и полным привлечением сил и средств пожаротушения, предусмотренных сводным планом тушения лесных пожаров на территории субъекта РФ, предлагается штрафовать должностных лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц за невыполнение мероприятий, определенных в сводном плане.

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Законопроект разработан в целях введения обязательного страхования гражданской ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу перевозимых ими пассажиров.

Для этого предлагается действие Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» распространить на легковое такси. В случае перевозок пассажиров легковым такси договор обязательного страхования должен заключаться с перевозчиком в отношении каждого транспортного средства, на которое выдано разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (далее — разрешение).

Разработчиками проекта планируется внести изменения в Федеральный закон от 21.04.2011 N 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», дополнив его положением, предусматривающим, что после выдачи разрешения юридическое лицо или индивидуальный предприниматель обязаны представить в уполномоченный орган копию договора обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров в отношении транспортного средства, указанного в разрешении. До заключения договора обязательного страхования юридическое лицо или индивидуальный предприниматель не вправе осуществлять деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.

Кроме того, на юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по оказанию услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, возлагается обязанность при причинении вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров сообщать потерпевшим и (или) их родственникам сведения о страховщике, с которым ими заключен договор обязательного страхования, его филиалах и представительствах (наименование, место нахождения, почтовый адрес, номер телефона, адрес официального сайта в сети Интернет, режим работы), в которые следует обращаться за разъяснением условий обязательного страхования и возмещением вреда.

Правительство РФ предлагает дополнить Земельный кодекс РФ главой, предусматривающей регулирование вопросов, связанных с установлением, определением и изменением видов разрешенного использования земельных участков.

Закрепляется, что вид или виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются соответствующими регламентами использования территории: градостроительным регламентом, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка, расположенных на землях лесного фонда, положением об особо охраняемой природной территории.

Планируется разрешенное использование земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, являющихся сельскохозяйственными угодьями, устанавливать и изменять в порядке, определяемом законом субъекта РФ.

Предусматривается ряд случаев, когда разрешенное использование земельного участка устанавливается не регламентом использования земель, а документацией по планировке территории.

Также проектом определяется, что могут устанавливаться основные и вспомогательные виды разрешенного использования.

При этом закрепляется ряд случаев, при которых использование земельных участков допускается вне зависимости от установленных видов разрешенного использования и категории земель (например, ликвидация чрезвычайных ситуаций).

Инициаторами проекта подготовлены корреспондирующие изменения в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» в части внесения в ЕГРН сведений о видах разрешенного использования земельных участков.

Кроме того, предлагается уточнить положения Федерального закона «Об охране окружающей среды» в части вопросов, касающихся гражданского оборота земельных участков, расположенных в границах второго и третьего поясов округа санитарной (горно-санитарной) охраны.

Рассматриваемый законопроект направлен на совершенствование ипотечного кредитования.

Так, предлагается разрешить включать права требования, обеспеченные залогом прав требования участника долевого строительства по договору участия в долевом строительстве, в ипотечное покрытие облигаций.

Для снижения рисков в отношении облигаций, в ипотечное покрытие которых будут включаться права требования дольщиков, предусматриваются следующие ограничения:

— доля кредитов с залогом прав по договорам долевого участия в строительстве не может превышать 40% размера ипотечного покрытия;

— отношение долга по кредиту к денежной оценке прав требования участника долевого строительства по договору участия в долевом строительстве не должно превышать 80%;

— запрет залогодателю без согласия залогодержателя на замену предмета залога, на отказ в одностороннем порядке от исполнения договора участия в долевом строительстве, а также передачу по нему права.

Как полагают разработчики законопроекта, данные изменения позволят банкам увеличить объемы ипотечного кредитования и снизить ставки по нему.

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

Проект разработан Правительством РФ в целях недопущения снижения привлекательности для граждан с невысокими доходами механизма формирования пенсионных прав.

Так, предлагается для лиц, принявших решение о формировании пенсионных прав путем добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, исчислять минимальный размер страховых взносов исходя из однократной величины МРОТ.

Также уточняются порядок исчисления и сроки уплаты страховых взносов лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, а также порядок исчисления размера страховых взносов, подлежащих уплате в случае вступления в правоотношения (прекращения правоотношений) по обязательному пенсионному страхованию в течение расчетного периода.

Проект Закона разработан во исполнение Постановления Конституционного Суда РФ от 16.0.2018 N 11-П, которым положение ч. 4 с. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» признано не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой его предписания в силу неопределенности их нормативного содержания допускают в системе действующего правового регулирования различный подход к установлению ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров членам семей умерших инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, если при жизни кормильцев эта выплата им не предоставлялась.

В связи с этим подготовлена новая редакция ст. 14 указанного Закона, уточняющая категории граждан, имеющих право на назначение ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в случае смерти кормильца.

Одновременно разработчиками законопроекта предлагается сохранить за семьями, которым ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров была назначена ранее, право на получение данной выплаты на условиях, установленных действующей редакцией ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (без учета подготовленных изменений), до наступления оснований прекращения этой выплаты в соответствии с законодательством РФ.

Законопроект подготовлен в целях эффективной реализации и стимулирования применения физическими лицами норм, предусматривающих возможность безналогового перевода иностранных активов в Российскую Федерацию.

Предусматривается, что уголовная ответственность не наступает за деяния, связанные с неуплатой или неполной уплатой сумм налога в результате невключения прибыли контролируемой иностранной компании в налоговую базу контролирующего лица, совершенные в 2016 — 2018 гг., в случае, если контролирующим лицом является физическое лицо и ущерб, причиненный бюджетной системе Российской Федерации в результате совершения преступления, возмещен в полном объеме.

В целях создания равных условий налогообложения для российских производителей табачной продукции и ее импортеров разработчиками законопроекта предлагается распространить действие п. 9 ст. 194 Налогового кодекса РФ в части повышающего коэффициента для исчисления акцизов, действующего в настоящее время для производителей табачной продукции на территории РФ, также и на импортеров данной подакцизной продукции.

Повышающий коэффициент планируется применять в случаях, если общий объем ввезенных (в т.ч. ввезенных в РФ с территорий государств — членов ЕАЭС) за налоговый период подакцизных товаров превышает среднемесячный совокупный показатель их реализации за предыдущий календарный год. Закрепляется порядок определения среднемесячного совокупного объема ввезенных на территорию РФ подакцизных товаров.

В целях создания более благоприятных экономических и финансовых условий функционирования субъектов малого предпринимательства и снижения налоговой нагрузки на малый бизнес, в частности, на индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, законопроектом предлагается:

— включить животноводство и растениеводство, а также услуги в данных областях в перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения;

— наделить субъектов РФ правом объединять виды предпринимательской деятельности в области животноводства и растениеводства, включая услуги в этих видах деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения, в единый патент с установлением единого потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода.

Законопроект разработан в целях повышения инвестиционной привлекательности паев паевых инвестиционных фондов, а также совершенствования ряда регулятивных процессов, связанных с управлением паевыми инвестиционными фондами.

Планируется внести изменения в отдельные законодательные акты РФ, регулирующие вопросы управления паевыми инвестиционными фондами, закрепив нормы, в соответствии с которыми новые требования к правилам доверительного управления паевым инвестиционными фондами устанавливаются Банком России, а не Правительством РФ.

Кроме того, предлагается установить возможность осуществления выплаты текущего дохода по паям паевого инвестиционного фонда, а также выделения активов, составляющих паевой инвестиционный фонд, инвестиционные паи которого ограничены в обороте, в натуре при погашении пая.

БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА

Правительством РФ предлагается дополнить перечень операций, подлежащих обязательному контролю, операциями по получению наличных денежных средств с использованием платежных карт иностранных банков. При этом обязательному контролю будут подлежать только операции, совершаемые с использованием платежных карт, эмитированных иностранными банками, расположенными в иностранных государствах (на территориях) по перечню, определяемому приказом Росфинмониторинга.

ПРАВОСУДИЕ

Законопроект подготовлен с целью закрепления порядка неоднократного продления меры пресечения в виде содержания обвиняемого под стражей для ознакомления с материалами уголовного дела после истечения предельного срока содержания под стражей.

Предлагается внести изменения, предписывающие следователю в ходатайстве о продлении срока содержания под стражей указывать конкретные, фактические обстоятельства, подтверждающие необходимость дальнейшего применения в отношении обвиняемого меры пресечения в виде содержания под стражей в период его ознакомления с материалами уголовного дела.

Одновременно вводится положение, согласно которому в постановлении суда о продлении срока содержания обвиняемого под стражей должна указываться конкретная дата, до которой продлевается такой срок, при этом продление указанного срока допускается каждый раз не более чем на 3 месяца.

ВНЕСЕННЫЕ ЗАКОНОПРОЕКТЫ

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ

Проект реформы процессуального законодательства внесен в Госдуму

Законопроект Верховного суда устанавливает, в частности, порядок признания материалов экстремистскими и запрета материалов в интернете.

7 февраля 2018 года Верховный суд России внес в Госдуму законопроект «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Он предусматривает масштабную процессуальную реформу.

Среди прочего нововведения должны коснуться производства по искам о признании материалов экстремистскими и о признании информации запрещенной. По задумке ВС, эти дела должны быть перенесены из сферы гражданского судопроизводства в сферу административного.

Законопроект устанавливает четкий порядок рассмотрения таких дел. Предполагается, что при рассмотрении иска прокуратуры о признании материалов экстремистскими суд привлекает к процессу лиц, чьи права и законные интересы может затронуть судебное решение; кроме того, «в случае установления лица, действия которого послужили поводом для подачи административного искового заявления«, суд привлекает его к участию в деле в качестве ответчика и возлагает на него судебные расходы. Если же такое лицо не установлено, к рассмотрению дела «для дачи заключения» предлагается привлекать омбудсмена — РФ или субъекта федерации. Кроме того, суд сможет в ходе рассмотрения дела принимать «меры предварительной защиты в виде ограничения доступа к экстремистским материалам«, а в случае удовлетворения иска решение об их запрете будет подлежать немедленному исполнению.

Дела о признании информации запрещенной предлагается рассматривать схожим образом. Существенное отличие в процедуре заключается в том, что к участию в них в обязательном порядке привлекается Роскомнадзор.

Подробнее о проекте реформы в части судопроизводства по делам «об экстремизме» мы писали здесь.

Обзор законопроектов

19 октября 2018 года

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

В целях усиления контроля за своевременным и полным привлечением сил и средств пожаротушения, предусмотренных сводным планом тушения лесных пожаров на территории субъекта РФ, предлагается штрафовать должностных лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц за невыполнение мероприятий, определенных в сводном плане.

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Законопроект разработан в целях введения обязательного страхования гражданской ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу перевозимых ими пассажиров.

Для этого предлагается действие Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» распространить на легковое такси. В случае перевозок пассажиров легковым такси договор обязательного страхования должен заключаться с перевозчиком в отношении каждого транспортного средства, на которое выдано разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (далее — разрешение).

Разработчиками проекта планируется внести изменения в Федеральный закон от 21.04.2011 N 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», дополнив его положением, предусматривающим, что после выдачи разрешения юридическое лицо или индивидуальный предприниматель обязаны представить в уполномоченный орган копию договора обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров в отношении транспортного средства, указанного в разрешении. До заключения договора обязательного страхования юридическое лицо или индивидуальный предприниматель не вправе осуществлять деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.

Кроме того, на юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по оказанию услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, возлагается обязанность при причинении вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров сообщать потерпевшим и (или) их родственникам сведения о страховщике, с которым ими заключен договор обязательного страхования, его филиалах и представительствах (наименование, место нахождения, почтовый адрес, номер телефона, адрес официального сайта в сети Интернет, режим работы), в которые следует обращаться за разъяснением условий обязательного страхования и возмещением вреда.

Правительство РФ предлагает дополнить Земельный кодекс РФ главой, предусматривающей регулирование вопросов, связанных с установлением, определением и изменением видов разрешенного использования земельных участков.

Закрепляется, что вид или виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются соответствующими регламентами использования территории: градостроительным регламентом, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка, расположенных на землях лесного фонда, положением об особо охраняемой природной территории.

Планируется разрешенное использование земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, являющихся сельскохозяйственными угодьями, устанавливать и изменять в порядке, определяемом законом субъекта РФ.

Предусматривается ряд случаев, когда разрешенное использование земельного участка устанавливается не регламентом использования земель, а документацией по планировке территории.

Также проектом определяется, что могут устанавливаться основные и вспомогательные виды разрешенного использования.

При этом закрепляется ряд случаев, при которых использование земельных участков допускается вне зависимости от установленных видов разрешенного использования и категории земель (например, ликвидация чрезвычайных ситуаций).

Инициаторами проекта подготовлены корреспондирующие изменения в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» в части внесения в ЕГРН сведений о видах разрешенного использования земельных участков.

Кроме того, предлагается уточнить положения Федерального закона «Об охране окружающей среды» в части вопросов, касающихся гражданского оборота земельных участков, расположенных в границах второго и третьего поясов округа санитарной (горно-санитарной) охраны.

Рассматриваемый законопроект направлен на совершенствование ипотечного кредитования.

Так, предлагается разрешить включать права требования, обеспеченные залогом прав требования участника долевого строительства по договору участия в долевом строительстве, в ипотечное покрытие облигаций.

Для снижения рисков в отношении облигаций, в ипотечное покрытие которых будут включаться права требования дольщиков, предусматриваются следующие ограничения:

— доля кредитов с залогом прав по договорам долевого участия в строительстве не может превышать 40% размера ипотечного покрытия;

— отношение долга по кредиту к денежной оценке прав требования участника долевого строительства по договору участия в долевом строительстве не должно превышать 80%;

— запрет залогодателю без согласия залогодержателя на замену предмета залога, на отказ в одностороннем порядке от исполнения договора участия в долевом строительстве, а также передачу по нему права.

Как полагают разработчики законопроекта, данные изменения позволят банкам увеличить объемы ипотечного кредитования и снизить ставки по нему.

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

Проект разработан Правительством РФ в целях недопущения снижения привлекательности для граждан с невысокими доходами механизма формирования пенсионных прав.

Так, предлагается для лиц, принявших решение о формировании пенсионных прав путем добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, исчислять минимальный размер страховых взносов исходя из однократной величины МРОТ.

Также уточняются порядок исчисления и сроки уплаты страховых взносов лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, а также порядок исчисления размера страховых взносов, подлежащих уплате в случае вступления в правоотношения (прекращения правоотношений) по обязательному пенсионному страхованию в течение расчетного периода.

Проект Закона разработан во исполнение Постановления Конституционного Суда РФ от 16.0.2018 N 11-П, которым положение ч. 4 с. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» признано не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой его предписания в силу неопределенности их нормативного содержания допускают в системе действующего правового регулирования различный подход к установлению ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров членам семей умерших инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, если при жизни кормильцев эта выплата им не предоставлялась.

В связи с этим подготовлена новая редакция ст. 14 указанного Закона, уточняющая категории граждан, имеющих право на назначение ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в случае смерти кормильца.

Одновременно разработчиками законопроекта предлагается сохранить за семьями, которым ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров была назначена ранее, право на получение данной выплаты на условиях, установленных действующей редакцией ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (без учета подготовленных изменений), до наступления оснований прекращения этой выплаты в соответствии с законодательством РФ.

Законопроект подготовлен в целях эффективной реализации и стимулирования применения физическими лицами норм, предусматривающих возможность безналогового перевода иностранных активов в Российскую Федерацию.

Предусматривается, что уголовная ответственность не наступает за деяния, связанные с неуплатой или неполной уплатой сумм налога в результате невключения прибыли контролируемой иностранной компании в налоговую базу контролирующего лица, совершенные в 2016 — 2018 гг., в случае, если контролирующим лицом является физическое лицо и ущерб, причиненный бюджетной системе Российской Федерации в результате совершения преступления, возмещен в полном объеме.

В целях создания равных условий налогообложения для российских производителей табачной продукции и ее импортеров разработчиками законопроекта предлагается распространить действие п. 9 ст. 194 Налогового кодекса РФ в части повышающего коэффициента для исчисления акцизов, действующего в настоящее время для производителей табачной продукции на территории РФ, также и на импортеров данной подакцизной продукции.

Повышающий коэффициент планируется применять в случаях, если общий объем ввезенных (в т.ч. ввезенных в РФ с территорий государств — членов ЕАЭС) за налоговый период подакцизных товаров превышает среднемесячный совокупный показатель их реализации за предыдущий календарный год. Закрепляется порядок определения среднемесячного совокупного объема ввезенных на территорию РФ подакцизных товаров.

В целях создания более благоприятных экономических и финансовых условий функционирования субъектов малого предпринимательства и снижения налоговой нагрузки на малый бизнес, в частности, на индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, законопроектом предлагается:

— включить животноводство и растениеводство, а также услуги в данных областях в перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения;

— наделить субъектов РФ правом объединять виды предпринимательской деятельности в области животноводства и растениеводства, включая услуги в этих видах деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения, в единый патент с установлением единого потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода.

Законопроект разработан в целях повышения инвестиционной привлекательности паев паевых инвестиционных фондов, а также совершенствования ряда регулятивных процессов, связанных с управлением паевыми инвестиционными фондами.

Планируется внести изменения в отдельные законодательные акты РФ, регулирующие вопросы управления паевыми инвестиционными фондами, закрепив нормы, в соответствии с которыми новые требования к правилам доверительного управления паевым инвестиционными фондами устанавливаются Банком России, а не Правительством РФ.

Кроме того, предлагается установить возможность осуществления выплаты текущего дохода по паям паевого инвестиционного фонда, а также выделения активов, составляющих паевой инвестиционный фонд, инвестиционные паи которого ограничены в обороте, в натуре при погашении пая.

БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА

Правительством РФ предлагается дополнить перечень операций, подлежащих обязательному контролю, операциями по получению наличных денежных средств с использованием платежных карт иностранных банков. При этом обязательному контролю будут подлежать только операции, совершаемые с использованием платежных карт, эмитированных иностранными банками, расположенными в иностранных государствах (на территориях) по перечню, определяемому приказом Росфинмониторинга.

ПРАВОСУДИЕ

Законопроект подготовлен с целью закрепления порядка неоднократного продления меры пресечения в виде содержания обвиняемого под стражей для ознакомления с материалами уголовного дела после истечения предельного срока содержания под стражей.

Предлагается внести изменения, предписывающие следователю в ходатайстве о продлении срока содержания под стражей указывать конкретные, фактические обстоятельства, подтверждающие необходимость дальнейшего применения в отношении обвиняемого меры пресечения в виде содержания под стражей в период его ознакомления с материалами уголовного дела.

Одновременно вводится положение, согласно которому в постановлении суда о продлении срока содержания обвиняемого под стражей должна указываться конкретная дата, до которой продлевается такой срок, при этом продление указанного срока допускается каждый раз не более чем на 3 месяца.

ВНЕСЕННЫЕ ЗАКОНОПРОЕКТЫ

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ

Обзор законопроектов

19 октября 2018 года

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

В целях усиления контроля за своевременным и полным привлечением сил и средств пожаротушения, предусмотренных сводным планом тушения лесных пожаров на территории субъекта РФ, предлагается штрафовать должностных лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц за невыполнение мероприятий, определенных в сводном плане.

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Законопроект разработан в целях введения обязательного страхования гражданской ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу перевозимых ими пассажиров.

Для этого предлагается действие Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» распространить на легковое такси. В случае перевозок пассажиров легковым такси договор обязательного страхования должен заключаться с перевозчиком в отношении каждого транспортного средства, на которое выдано разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (далее — разрешение).

Разработчиками проекта планируется внести изменения в Федеральный закон от 21.04.2011 N 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», дополнив его положением, предусматривающим, что после выдачи разрешения юридическое лицо или индивидуальный предприниматель обязаны представить в уполномоченный орган копию договора обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров в отношении транспортного средства, указанного в разрешении. До заключения договора обязательного страхования юридическое лицо или индивидуальный предприниматель не вправе осуществлять деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.

Кроме того, на юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по оказанию услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, возлагается обязанность при причинении вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров сообщать потерпевшим и (или) их родственникам сведения о страховщике, с которым ими заключен договор обязательного страхования, его филиалах и представительствах (наименование, место нахождения, почтовый адрес, номер телефона, адрес официального сайта в сети Интернет, режим работы), в которые следует обращаться за разъяснением условий обязательного страхования и возмещением вреда.

Правительство РФ предлагает дополнить Земельный кодекс РФ главой, предусматривающей регулирование вопросов, связанных с установлением, определением и изменением видов разрешенного использования земельных участков.

Закрепляется, что вид или виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются соответствующими регламентами использования территории: градостроительным регламентом, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка, расположенных на землях лесного фонда, положением об особо охраняемой природной территории.

Планируется разрешенное использование земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, являющихся сельскохозяйственными угодьями, устанавливать и изменять в порядке, определяемом законом субъекта РФ.

Предусматривается ряд случаев, когда разрешенное использование земельного участка устанавливается не регламентом использования земель, а документацией по планировке территории.

Также проектом определяется, что могут устанавливаться основные и вспомогательные виды разрешенного использования.

При этом закрепляется ряд случаев, при которых использование земельных участков допускается вне зависимости от установленных видов разрешенного использования и категории земель (например, ликвидация чрезвычайных ситуаций).

Инициаторами проекта подготовлены корреспондирующие изменения в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» в части внесения в ЕГРН сведений о видах разрешенного использования земельных участков.

Кроме того, предлагается уточнить положения Федерального закона «Об охране окружающей среды» в части вопросов, касающихся гражданского оборота земельных участков, расположенных в границах второго и третьего поясов округа санитарной (горно-санитарной) охраны.

Рассматриваемый законопроект направлен на совершенствование ипотечного кредитования.

Так, предлагается разрешить включать права требования, обеспеченные залогом прав требования участника долевого строительства по договору участия в долевом строительстве, в ипотечное покрытие облигаций.

Для снижения рисков в отношении облигаций, в ипотечное покрытие которых будут включаться права требования дольщиков, предусматриваются следующие ограничения:

— доля кредитов с залогом прав по договорам долевого участия в строительстве не может превышать 40% размера ипотечного покрытия;

— отношение долга по кредиту к денежной оценке прав требования участника долевого строительства по договору участия в долевом строительстве не должно превышать 80%;

— запрет залогодателю без согласия залогодержателя на замену предмета залога, на отказ в одностороннем порядке от исполнения договора участия в долевом строительстве, а также передачу по нему права.

Как полагают разработчики законопроекта, данные изменения позволят банкам увеличить объемы ипотечного кредитования и снизить ставки по нему.

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

Проект разработан Правительством РФ в целях недопущения снижения привлекательности для граждан с невысокими доходами механизма формирования пенсионных прав.

Так, предлагается для лиц, принявших решение о формировании пенсионных прав путем добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, исчислять минимальный размер страховых взносов исходя из однократной величины МРОТ.

Также уточняются порядок исчисления и сроки уплаты страховых взносов лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, а также порядок исчисления размера страховых взносов, подлежащих уплате в случае вступления в правоотношения (прекращения правоотношений) по обязательному пенсионному страхованию в течение расчетного периода.

Проект Закона разработан во исполнение Постановления Конституционного Суда РФ от 16.0.2018 N 11-П, которым положение ч. 4 с. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» признано не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой его предписания в силу неопределенности их нормативного содержания допускают в системе действующего правового регулирования различный подход к установлению ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров членам семей умерших инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, если при жизни кормильцев эта выплата им не предоставлялась.

В связи с этим подготовлена новая редакция ст. 14 указанного Закона, уточняющая категории граждан, имеющих право на назначение ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в случае смерти кормильца.

Одновременно разработчиками законопроекта предлагается сохранить за семьями, которым ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров была назначена ранее, право на получение данной выплаты на условиях, установленных действующей редакцией ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (без учета подготовленных изменений), до наступления оснований прекращения этой выплаты в соответствии с законодательством РФ.

Законопроект подготовлен в целях эффективной реализации и стимулирования применения физическими лицами норм, предусматривающих возможность безналогового перевода иностранных активов в Российскую Федерацию.

Предусматривается, что уголовная ответственность не наступает за деяния, связанные с неуплатой или неполной уплатой сумм налога в результате невключения прибыли контролируемой иностранной компании в налоговую базу контролирующего лица, совершенные в 2016 — 2018 гг., в случае, если контролирующим лицом является физическое лицо и ущерб, причиненный бюджетной системе Российской Федерации в результате совершения преступления, возмещен в полном объеме.

В целях создания равных условий налогообложения для российских производителей табачной продукции и ее импортеров разработчиками законопроекта предлагается распространить действие п. 9 ст. 194 Налогового кодекса РФ в части повышающего коэффициента для исчисления акцизов, действующего в настоящее время для производителей табачной продукции на территории РФ, также и на импортеров данной подакцизной продукции.

Повышающий коэффициент планируется применять в случаях, если общий объем ввезенных (в т.ч. ввезенных в РФ с территорий государств — членов ЕАЭС) за налоговый период подакцизных товаров превышает среднемесячный совокупный показатель их реализации за предыдущий календарный год. Закрепляется порядок определения среднемесячного совокупного объема ввезенных на территорию РФ подакцизных товаров.

В целях создания более благоприятных экономических и финансовых условий функционирования субъектов малого предпринимательства и снижения налоговой нагрузки на малый бизнес, в частности, на индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, законопроектом предлагается:

— включить животноводство и растениеводство, а также услуги в данных областях в перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения;

— наделить субъектов РФ правом объединять виды предпринимательской деятельности в области животноводства и растениеводства, включая услуги в этих видах деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения, в единый патент с установлением единого потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода.

Законопроект разработан в целях повышения инвестиционной привлекательности паев паевых инвестиционных фондов, а также совершенствования ряда регулятивных процессов, связанных с управлением паевыми инвестиционными фондами.

Планируется внести изменения в отдельные законодательные акты РФ, регулирующие вопросы управления паевыми инвестиционными фондами, закрепив нормы, в соответствии с которыми новые требования к правилам доверительного управления паевым инвестиционными фондами устанавливаются Банком России, а не Правительством РФ.

Кроме того, предлагается установить возможность осуществления выплаты текущего дохода по паям паевого инвестиционного фонда, а также выделения активов, составляющих паевой инвестиционный фонд, инвестиционные паи которого ограничены в обороте, в натуре при погашении пая.

БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА

Правительством РФ предлагается дополнить перечень операций, подлежащих обязательному контролю, операциями по получению наличных денежных средств с использованием платежных карт иностранных банков. При этом обязательному контролю будут подлежать только операции, совершаемые с использованием платежных карт, эмитированных иностранными банками, расположенными в иностранных государствах (на территориях) по перечню, определяемому приказом Росфинмониторинга.

ПРАВОСУДИЕ

Законопроект подготовлен с целью закрепления порядка неоднократного продления меры пресечения в виде содержания обвиняемого под стражей для ознакомления с материалами уголовного дела после истечения предельного срока содержания под стражей.

Предлагается внести изменения, предписывающие следователю в ходатайстве о продлении срока содержания под стражей указывать конкретные, фактические обстоятельства, подтверждающие необходимость дальнейшего применения в отношении обвиняемого меры пресечения в виде содержания под стражей в период его ознакомления с материалами уголовного дела.

Одновременно вводится положение, согласно которому в постановлении суда о продлении срока содержания обвиняемого под стражей должна указываться конкретная дата, до которой продлевается такой срок, при этом продление указанного срока допускается каждый раз не более чем на 3 месяца.

ВНЕСЕННЫЕ ЗАКОНОПРОЕКТЫ

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ