Продление приватизации жилья после 2016

Срок бесплатной приватизации жилья предлагается продлить еще на год

Программу бесплатной приватизации жилья хотят пролонгировать. Соответствующий законопроект 1 , разработанный группой депутатов во главе с Сергеем Мироновым, внесен в Госдуму.

Предлагается продлить срок бесплатной приватизации жилых помещений. Согласно действующему законодательству, граждане утратят возможность приватизации жилых помещений с 1 марта 2016 года. Депутаты считают целесообразным продлить этот срок еще на год – до 1 марта 2017 года. «Разумность и актуальность такой меры подкрепляется тысячами писем и обращений, которые поступают из разных регионов России», – подчеркнул Сергей Миронов.

Напомним, бесплатная приватизация жилых помещений стала доступной для россиян с 1992 года и первоначально была введена без ограничения срока (Постановление ВС РФ от 11 июня 1992 г. № 2980-I). Однако в 2004 году вступил в силу Жилищный кодекс РФ (был введен Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ), который предусмотрел ограничение срока действия программы до 1 января 2007 года. Но ее сроки несколько раз продлевались: первый раз – до 1 марта 2010 года, второй – до 1 марта 2013 года, третий – до 1 марта 2015 года, четвертый – до 1 марта 2016 года (Федеральный закон от 30 июня 2006 г. № 93-ФЗ, Федеральный закон от 1 февраля 2010 г. № 4, Федеральный закон от 25 февраля 2013 г. № 16, Федеральный закон от 28 февраля 2015 г. № 19-ФЗ).

Могут ли несовершеннолетние принять участие в приватизации жилья? Узнайте из Домашней правовой энциклопедии интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Необходимость принятия предлагаемой поправки авторы инициативы обосновывают прежде всего тем, что значительная часть граждан, проживающих в аварийном и ветхом жилье и ожидающих расселения, лишится после 1 марта 2016 года права на бесплатную приватизацию. Кроме того, граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, получив свое жилье после 1 марта 2016 года, также не смогут воспользоваться своим правом на бесплатную приватизацию. Таким образом, эти категории россиян окажутся в неравном положении с гражданами, успевшими получить и приватизировать жилье до указанной даты.

Также, по мнению депутатов, принятие законопроекта поможет реализовать свое право на бесплатную приватизацию жилого помещения жителям новых регионов России – Республики Крым и г. Севастополя. В этих субъектах РФ до настоящего времени продолжается инвентаризация многоквартирного жилищного фонда, передача жилых помещений общежитий в муниципальную собственность, постановка жилищного фонда на кадастровый учет, а также процесс заключения с гражданами договоров социального найма, являюшихся основанием для приватизации жилых помещений.

Госдума продлила срок бесплатной приватизации жилья

Напомним, что срок приватизации продлевался четыре раза — в 2006, 2010, 2013 и 2015 годах. Сейчас россияне могут бесплатно приватизировать жилье до 1 марта 2016 года.

Однако до сих пор значительная часть граждан в силу разных причин не смогла воспользоваться своим правом на приватизацию. Это, в частности, россияне, живущие в аварийном (подлежащем сносу) жилье и ожидающие расселения. Граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилье, получив квартиру после 1 марта 2016 года, также не смогут воспользоваться правом на бесплатную приватизацию. Актуально это в настоящий момент и для жителей Крымского федерального округа, поясняют в комитете Госдумы по жилищной политике и ЖКХ.

«Таким образом, граждане будут поставлены в неравное положение с получившими и приватизировавшими жилье до указанной даты», — говорится в пояснительной записке.

В то же время Госдума отклонила альтернативный законопроект, внесенный депутатами фракции «Справедливая Россия». Как отметила глава комитета Госдумы по ЖКХ Галина Хованская («Справедливая Россия»), «законопроекты совпадают с точностью до запятой».

Однако продлевать приватизацию бесконечно нельзя, говорили в Госдуме. Депутат от Астраханской области, активист ОНФ Леонид Огуль заявил, что нынешнее продление бесплатной приватизации на год должно стать последним. Исключением после марта 2017 года могут стать лишь некоторые категории граждан, предложил он. Это дети-сироты, жители Крыма, а также люди, которые будут переселяться из аварийного жилья, и те, кто встал на очередь до 2005 года.

«В целом же за прошедшие более чем 20 лет все желающие могли приватизировать свои квартиры. А бесконечное продолжение этого процесса будет неизбежно тормозить строительство социального жилья и доходных домов», — заключил Огуль.

Приватизация жилья в России

Приватизация жилья – это первоначальная сделка на рынке недвижимости, в результате которой квартира переходит в собственность частного лица. Возможность приватизировать жилье появилась у граждан России в 1991 году, когда был принят Закон РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР».

Сегодня жилищный фонд России составляет около 30 проц. всего недвижимого имущества в стране и насчитывает 3,3 млрд кв. метров общей площади. В частной собственности находится около 86,3 проц. жилищного фонда, из которого 82,9 проц. перешло в частную собственность граждан в результате приватизации. В 2012 году в России было зарегистрировано 933 тысячи прав по договорам передачи жилья в собственность граждан.

29 декабря 2004 года был принят закон «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» /вступил в силу 1 марта 2005 года/, согласно которому с 1 января 2007 года должна была прекратиться бесплатная приватизация квартир — неприватизированные квартиры останутся в госсобственности, и люди будут проживать в них по договору найма /либо могут их выкупить по рыночной стоимости/. Право приватизации жилых помещений сохранялось до 1 января 2007 года за гражданами, которым они были предоставлены по договору социального найма до 1 марта 2005 года.

В связи с тем, что органы исполнительной власти, которые выдавали необходимые для приватизации жилья документы, не справлялись с большим количеством обращений граждан, Госдума в июне 2006 года приняла закон о продлении бесплатной приватизации жилья до 1 марта 2010 года.

Кроме того, в апреле 2006 года Конституционный суд РФ начал проверку запроса граждан России о конституционности положений Жилищного кодекса, запрещающих бесплатную приватизацию жилья, полученного после 1 марта 2005 года. 15 июня 2006 года КС разрешил приватизацию жилья этой категории граждан /Госдума приняла соответствующий закон в апреле 2008 года/.

В конце 2009 года ряд депутатов Госдумы выступил с инициативой о продлении срока бесплатной приватизации жилья, мотивируя свое предложение тем, что количество желающих приватизировать свое жилье увеличилось в 2009 году на 45 проц по сравнению с 2008 годом, а 25 проц россиян все еще не приватизировали свои квартиры. Также было обращено внимание, что необходимо предоставить возможность ветеранам ВОВ стать собственниками квартир, которые они получат от государства в год 65-летия Победы. Внесение инициативы вызвано было и финансовым кризисом: строительство в 2008 году было остановлено почти 80-90 проц., многие очередники просто не успели получить свое жилье по социальному найму, а следовательно и приватизировать его.

15 января 2010 года Госдума РФ продлила бесплатную приватизацию жилья до 1 марта 2013 года.

5 февраля 2013 года депутаты от «Справедливой России» Галина Хованская и Сергей Миронов внесли в Госдуму законопроект о продлении срока бесплатной приватизации жилья до 1 марта 2016 года, т.е. на три года. Авторы законопроекта считают, что граждане, проживающие в аварийном жилищном фонде, а также граждане, не успевшие по тем или иным причинам реализовать свое право на приватизацию, этим правом воспользуются.

Приватизированное жилье можно продать, подарить или завещать. Каждый гражданин Российской Федерации может принять участие в приватизации квартиры, комнаты или загородного дома только один раз. По мнению экспертов, у приватизации есть два минуса. Первый заключается в том, что государство планирует ввести новый налог на недвижимость, и для приватизированных квартир он будет рассчитываться исходя из рыночной стоимости жилья. Второй – в том, что владельцам придется из своих средств оплачивать капитальный ремонт дома.

Для граждан, которые не готовы нести подобные расходы, была предусмотрена возможность деприватизировать жилье – то есть передать приватизированную квартиру в собственность города и проживать в ней на условиях социального найма. Возможность продажи либо наследования квартиры в этом случае утрачивается. Деприватизировать жилье можно до 1 марта 2013 года. /ТАСС-ДОСЬЕ/

Бесплатная приватизация жилья продлена бессрочно

Сейчас для граждан, не приватизировавших жилье, в котором они проживают по договору социального найма, остро стоит вопрос о продлении бесплатной приватизации. Законодатели, учитывая данную ситуацию и вновь возникший ажиотаж перед запланированным на 1 марта 2017 года окончанием программы бесплатной приватизации жилья, приняли закон № 14-ФЗ от 22.02.2017 г., согласно которому приватизация продлевается в очередной раз, но уже бессрочно (т.е. на постоянной основе).

Ранее (в 2016 году) В Государственную Думу РФ направлялся ряд законопроектов, предусматривающих продление срока приватизации еще на один год. Эти инициативы Госдумой были отклонены, что позволяло сделать вывод о том, что приватизация для всех категорий граждан РФ больше не будет продлена (такого мнения придерживалось Правительство РФ).

Руководство страны несколько раз переносило срок для оформления перехода муниципальной собственности гражданам на небольшой срок, стараясь стимулировать граждан на оформление квартир в собственность. Более того — ранее утверждалось, что бесплатная приватизации не может быть бессрочной, в связи с чем при ее окончании предполагался платный порядок приобретения муниципального жилья в собственность граждан.

Принятие законопроекта о продлении приватизации

13 января 2017 года законопроект № 77072-7 по внесению изменений к ст. 2 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» был внесен на рассмотрение в Государственную Думу РФ.

Согласно ему предлагалось, что приватизация продлевается до 01.01.2020, но только для определенных категорий граждан РФ.

Остальные группы граждан, не указанные в законопроекте, после установленного законом срока (01.03.2017) не смогли бы бесплатно перевести в собственность жилье.

Однако, после принятия законопроекта в первом чтении (27.01.2017), к нему было предусмотрено 22 поправки. Известно, что его авторами, а именно Сидякиным А.Г. (первый зампред профильного комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству) и Качкаевым П.Р. (зампред профильного комитета) при рассмотрении поправок было предложено продлить приватизацию для всех категорий граждан до 2019 года либо бессрочно.

7 февраля законопроект с соответствующими поправками был внесен на рассмотрение Госдумы, а днем позже принят во втором чтении. Третье чтение было проведено 10 февраля, на заседании которого и было принято решение о принятии соответствующего закона.

Через 5 дней документ был одобрен Советом Федерации и направлен Президенту Российской Федерации В.В. Путину. Так, 22 февраля им был подписан Федеральный закон от 22.02.2017 № 14-ФЗ «О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», после чего он был опубликован и вступил в силу.

Для каких категорий лиц действует продление?

Бессрочная приватизация муниципального жилья предусматривается для всех граждан Российской Федерации.

Однако, при обсуждении увеличения сроков проведения бесплатной приватизации законодателями предлагалась такая возможность только для следующих категорий граждан:

  • проживающих на территориях Республики Крым и городе федерального значения Севастополя;
  • граждан, подлежащих переселению из аварийного или подлежащего сноса жилья, признанного таковым до 01.01.2012;
  • детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончанию действия срока действия договора найма предоставленного им специализированного помещения.

В пояснительной записке, прилагаемой к законопроекту, указывались причины продления для каждой из вышеуказанных групп.

  1. Приватизация продлена для жителей Крыма в связи с тем, что разрабатывалась нормативная база, регламентирующая процесс перехода жилых помещений в собственность граждан, проводилась инвентаризация жилого фонда.
  2. В отношении граждан, нуждающихся в переселении, приватизация продлена в связи с тем, что после получения нового жилья они не смогут воспользоваться правом на получение жилья в собственность, что поставит их в неравное положение с теми, кто уже переселился до окончания установленного срока.
  3. Детям-сиротам такое право предоставлено для получения занимаемого жилья после истечения договора бесплатно.

Но в защиту иных категорий граждан приводились доводы, что это приводит к нарушению принципа равенства прав и свобод человека и гражданина.

Причины неприватизации жилья до 2017 года

Бесплатная приватизация в РФ началась еще в 1992 году. Закончиться указанный процесс должен был в 2007 году, однако срок продлевался множество раз. Ранее премьер-министра РФ Дмитрий Медведев заявлял, что приватизация не может продлеваться бесконечно. В обосновании данному утверждению приводились доводы о том, что этот процесс длится очень долго и те, кто хотел оформить жилье в собственность уже это сделали.

Кроме того, согласно статистике почти весь жилищный фонд, подлежащий приватизации уже оформлен в собственность граждан (по данным Министерства строительства и ЖКХ РФ — более 85%), в связи с чем социальный фонд не формируется. Формирование фонда социального жилья невозможно осуществить, что приводит к откладыванию сроков предоставления жилья тем лицам, которые находятся в очереди на его получение.

Приватизация жилья после 1 марта 2017 года: последние новости

Заявление на бесплатную приватизацию можно подать до 28 февраля

Согласно последним новостям из Госдумы РФ, срок бесплатной приватизации жилья был продлен. В новом законопроекте говорится, что стать владельцем квартиры, в которой вы проживаете, можно будет до 1 марта 2017 года.

Отметим, что срок бесплатной приватизации переносился неоднократно, но в этот раз ее дата считается окончательной. В будущем приватизация недвижимости будет также возможна, но уже на платной основе.

Будет ли продлена приватизация жилья после 1 марта 2017 года

Следует заметить, что бесплатная приватизация квартир началась в России еще в 1992 году. Те квартиры, которые находились на учете в муниципальном (либо федеральном) жилищном фонде стали активно оформляться как частная собственность граждан, которые были в них прописаны ранее.

На данный момент уточняется, что заявления на бесплатную приватизацию жилья принимаются исключительно до 28 февраля 2017 года. На следующий день эта процедура уже будет платной.

Будет ли продлена приватизация жилья после 1 марта 2017 года

Что же ждет граждан в вопросе приватизации после 1 марта 2017 года: данный процесс станет платным. Всем, кто захочет получить в свою собственность жилищные помещения, нужно будет покупать их у государства. Данная процедура пока отсутствует на законодательном уровне. Поэтому вопрос о цене, по которой будет осуществляться процесс платной приватизации, остается открытым.

Те, кто стоят в очереди на получение жилья смогут воспользоваться некоммерческим наймом жилья. То есть очередники смогут получить социальное жилье только в аренду, но не в свою собственность.

Также не исключено, что бесплатная приватизация будет продлена отдельным категориям населения, но для всех остальных она станет окончательно платной.

Будет ли продлена приватизация жилья после 1 марта 2017 года. Будет ли продлена бесплатная приватизация в Крыму?

Напомним, что бесплатную приватизацию жилья должны были отменить еще после 1 марта 2016 года. Однако тогда этот срок был продлен в большей степени из-за жителей Крыма, которые совсем недавно получили российское гражданство. До вступления в состав России на этой территории действовали совсем друге правила и процесс приватизации не был столь актуальным.

Приватизированным было около 10% всего жилого фонда. За год жители полуострова имели возможность совершить процесс получения права собственности на жилье. Свежие новости по данному вопросу отсутствуют, а это значит, что Крым и Севастополь не станут исключениями и процесс приватизации после 01.03.2017 года продолжен не будет.

О прекращении приватизации жилья: все ли равны перед законом?

Открытое письмо депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

Есть несколько причин, почему прекращение бесплатной передачи жилых помещений в собственность (в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2004 N 189-ФЗ в редакции 29.02.2016) нельзя назвать неприятным сюрпризом. Во-первых, закон о переносе ее прекращения на 1 марта 2017 года был подписан Президентом РФ еще 29 февраля 2016 года. Во-вторых, многие жильцы, откладывавшие по разным причинам столько лет приватизацию, думают что продлят и в этот раз. Этому заблуждению способствуют как безответственные консультанты, так и первоначальное намерение законодателей продлить приватизацию на более поздний срок, да и сам факт многократного продления в прошлом. В-третьих, неприятностью окончание приватизации нельзя назвать для тех, кто теперь окончательно потеряет это право. Для многих это настоящая катастрофа. Очертим круг лиц, которые пострадают от прекращения программы бесплатной передачи жилья в собственность.

1. Военнослужащие, не приватизировавшие жилье, часто плохого качества, в военных городках, где нет инфрастуктуры и рабочих мест, и стоящие в очереди на жилье в конкретном городе. Приватизировав, они бы не получали от Министерства Обороны РФ квартиру в выбранном городе. В очереди можно стоять десятилетиями, и до прекращения приватизации у военных, многие из которых с семьями уже живут за свой счет в других городах, был выбор: приватизировать, не дожидаясь бесконечно своей очереди, или все же стоять в очереди до победного конца. Сейчас им остается только стоять в очереди, и полученная неизвестно когда квартира не будет предоставлена им в собственность (если не считать, конечно, платной приватизации, которая должна прийти на смену бесплатной).

2. Жильцы аварийных домов. У них похожие проблемы. Законодатели любят говорить по тому или иному поводу: «Все, кто хотели, уже сделали за 10, 15, 20, 25 лет», — не понимая или не желая понять, что у столь долгой «нерешительности» есть простое объяснение, ничего общего с безответственностью граждан не имеющее.

3. Граждане России, уехавшие в длительные командировки, в том числе за границу. Приватизация — довольно обременительное дело даже для тех, кто постоянно проживает в квартире. Если же заниматься этим, проживая за тысячи километров, помимо понятных объективных трудностей и затрат, сталкиваешься с проблемами, которые создает бюрократия. Например, от тебя требуют объяснить и доказать, где ты был и не приватизировал ли жилье в другом городе или даже стране. Можно рассуждать о незаконности тех или иных требований, но проблемы от этого не исчезают.

4. Граждане России, уехавшие на ПМЖ за границу. Трудности те же.

5. Осужденные и отбывающие наказания в местах лишения свободы. Они могут участвовать в приватизации через представителя, но это просто только в теории.

6. Учитывая, что приватизация возможна с согласия всех лиц, имеющих на нее право, не приватизировали те лица, которые не могут прийти к компромиссу в своей семье или в кругу лиц, имеющих право на приватизацию. Проблема становится еще более актуальной, если в этом кругу есть уехавшие в другие города, на ПМЖ за границу, отбывающие наказание в местах лишения свободы, если дом аварийный.

7. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

В Фонд содействия развитию международного сотрудничества и защиты прав и свобод граждан «Украина — Россия» поступают обращения граждан, для которых прекращение приватизации станет настоящей бедой. Конечно, мы понимаем все аргументы законодателей: было время решить; прекращение приватизации не означает выселения; приватизация будет возможна на платной основе. Хотим предвосхитить такой аргумент: еще есть время (до 1 марта 2017 года). Подается только полный пакет документов, а собрать его за оставшееся время невозможно.

Надо учесть, что если люди хотят иметь в собственности жилье и до сих пор не сумели приватизировать свои квартиры и дом, значит были серьезные причины. Мы особенно хорошо понимаем тех граждан РФ, которые постоянно живут за границей. Выезд на ПМЖ за границу — довольно хлопотное дело, и у таких граждан есть серьезные причины, держащие их вдали от Родины. Приватизация же в таких условиях становится невероятно трудной и затратной затеей, особенно если учесть странные требования, предъявляемые бюрократией. Те, кто богат и имеет жилье за границей, легко решат проблемы. Но такие или давно уже их решили, или их жилье в России не представляет для них большого интереса. Пострадают самые незащищенные граждане. Но, в конце концов, богатые и бедные, больные и здоровые, вообще все люди равны в правах.

И здесь мы переходим к инициативе первого зампредседателя комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Александра Сидякина, которая может перевести вопрос совсем в иную плоскость: пострадавшие от прекращения приватизации смогут не давить на жалость, прося войти в положение, но поставить вопрос жестко, руководствуясь Конституцией России.

13 января сего года А. Сидякин внес на рассмотрение палаты парламента законопроект о продлении бесплатной приватизации до 1 января 2020 года для граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, граждан, подлежащих переселению из многоквартирных домов, признанных до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании срока действия договора найма предоставленного им специализированного жилого помещения. Все данные по законопроекту доступны в автоматизированной системе обеспечения законодательной деятельности.

17 января законопроект А. Сидякина (законопроект № 77 072−7) рассмотрел Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству. Были приняты решения:

1. Считать указанный законопроект соответствующим части третьей статьи 104 Конституции Российской Федерации и статье 105 Регламента Государственной Думы.

2. Ввести комментарий к наименованию законопроекта — «в части продления срока бесплатной приватизации жилых помещений для отдельных категорий граждан».

3. Предложить Совету Государственной Думы:

назначить Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству ответственным по указанному законопроекту;

включить указанный проект федерального закона в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы в период весенней сессии 2017 года (февраль);

направить указанный законопроект и материалы к нему в комитеты и комиссии Государственной Думы, во фракции в Государственной Думе, Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Счетную палату Российской Федерации, Общественную палату Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации для подготовки отзывов, предложений и замечаний, а также в Правовое управление Аппарата Государственной Думы для подготовки заключения;

установить срок представления в Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству отзывов, предложений и замечаний до 26 января 2017 года.

4. Направить настоящее решение, законопроект и материалы к нему на рассмотрение Совета Государственной Думы.

Рассмотрев законопроект А. Сидякина, Совет Государственной Думы 19 января решил: назначить ответственный комитет (Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству); представить отзывы, предложения и замечания к законопроекту (срок представления отзывов, предложений и замечаний в комитет 26.01.2017); подготовить законопроект к рассмотрению Государственной Думой; включить проект федерального закона в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы.

Очень хорошо, что Комитет Госдумы нашел законопроект соответствующим части третьей статьи 104 Конституции. Мы также всей душой поддерживаем перечисленные в законопроекте категории лиц. Но не только их, а всех граждан, которые будут лишены права на бесплатную приватизацию. В связи с этим озвучим некоторые положения Конституции России (части статей 19, 55, 56), о соответствии которым Комитет Госдумы ничего не говорит:

1. Все равны перед законом и судом.

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

1. Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

2. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

1. В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.

3. Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46 — 54 Конституции Российской Федерации.

Равенство прав и свобод — важнейший принцип, вытекающий из общего принципа равноправия и положенный в основу формирования всей системы правового положения личности. Статья 19 закрепляет важнейшие гарантии принципа равенства прав и свобод человека и гражданина в России, в том числе равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от имущественного положения, происхождения, места жительства. При этом принципиальное значение имеет формулировка «а также других обстоятельств».

Принцип равноправия затрагивает все сферы жизни. Он подразумевает одинаковый подход к решению вопроса о правах и свободах, обязанностях и ответственности всех людей, относящихся к той или иной категории, указанной в законе, т. е. подразумевает запрещение дискриминации по каким-либо признакам при пользовании правами и свободами.

Положения статьи 19 Конституции РФ сформулированы в соответствии с содержанием важнейших международно-правовых актов, в том числе ст. 2 Всеобщей декларации прав человека ООН: каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, провозглашенными Декларацией, без какого бы то ни было различия в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит. Международные пакты о правах 1966 г. закрепили обязанность государства обеспечивать права всем находящимся в пределах его территории и под его юрисдикцией лицам без какого бы то ни было различия в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства. Принцип запрещения дискриминации содержится и в ст. 14 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Пользование правами и свободами, признанными в данной Конвенции, должно быть обеспечено без какой-либо дискриминации по признаку пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам, имущественного положения, рождения или любым иным обстоятельствам.

Конституцией РФ запрещаются любые формы ограничения прав и свобод человека и гражданина. Принцип равноправия человека и гражданина, независимо от каких-либо признаков, закрепляется и развивается в федеральном материальном и процессуальном законодательстве, в том числе в Гражданском кодексе РФ, Уголовном кодексе РФ, Арбитражном процессуальном кодексе РФ.

В соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. В соответствии с Гражданским процессуальным кодексом РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на началах равенства перед законом и судом всех граждан независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.

Принцип равноправия подлежит специальной государственно-правовой защите в Российской Федерации. За его нарушение предусматривается уголовная ответственность. Согласно ст. 136 УК РФ, нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, причинившее вред правам и законным интересам граждан, наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет. То же деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, наказывается штрафом в размере от пятисот до восьмисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до восьми месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

В связи с постоянным развитием человеческого общества и усложнением общественных отношений система прав человека постепенно развивается, усложняется и совершенствуется. Существующие права и свободы человека и гражданина дополняются новыми, что влечет за собой изменение законодательства, дополнение его новыми демократическими нормами и принципами.

Смысл части первой статьи 55 Конституции РФ заключается в том, что на самом высоком, конституционном уровне признается существование других, помимо перечисленных в Основном законе страны, прав и свобод человека и гражданина, то есть перечень основных прав и свобод не является закрытым, а сами права и свободы помимо Конституции РФ могут содержаться в других нормативных правовых актах, в том числе международных. Эти другие права и свободы человека и гражданина должны быть общепризнанными, что означает их всеобщий, универсальный характер. В Конституции РФ перечисляются лишь те общепризнанные права и свободы человека и гражданина, которые представляются составителям Конституции РФ основными. Но это не означает, что не может быть других общепризнанных естественных и неотчуждаемых прав и свобод, и что эти другие права и свободы являются второстепенными в сравнении с перечисленными в Конституции.

Согласно части второй статьи 55 Конституции в России не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, что является закономерным итогом многолетней борьбы за права человека во всем мире, осознанием их ценности и необходимости правовой охраны и защиты.

Закон РФ от 04.07.1991 N 1541−1 (ред. от 16.10.2012) «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» говорит о праве граждан России на бесплатное приобретение в собственность занимаемых ими жилых помещений:

Статья 1. Приватизация жилых помещений — бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, — по месту бронирования жилых помещений.

Статья 2. Граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2004 N 189-ФЗ (ред. 29.02.2016) бесплатная приватизация жилых помещений с 1 марта 2017 года прекращается:

2. Признать утратившими силу с 1 марта 2017 года:

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 93-ФЗ, от 01.02.2010 N 4-ФЗ, от 25.02.2013 N 16-ФЗ, от 28.02.2015 N 19-ФЗ, от 29.02.2016 N 33-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) статьи 1, 2, 4, 6 — 8, 9.1 и раздел II Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541−1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 28, ст. 959); …

Предложенный А. Сидякиным законопроект велит применять указанное в законе право на бесплатную приватизацию только в отношении граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя; граждан, подлежащих переселению из многоквартирных домов, признанных до 1 января 2012 год в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании срока действия договора найма предоставленного им специализированного жилого помещения. Текст законопроекта доступен здесь. Ссылки на законы, упоминающиеся в законопроекте, мы дали в статье.

Законопроект № 77 072−7 нарушает равенство прав гражданина, гарантированное Конституцией РФ. Мы, безусловно, поддержим инициативу продления срока реализации права граждан на бесплатную приватизацию, но принцип равенства прав требует продлить этот срок для всех граждан, иначе права одних граждан будут меньше, чем права других граждан. Проблема требует срочных действий. Просим в установленные сроки представить такие замечания по законопроекту, которые исключали бы умаление прав и нарушение принципа равенства прав.