Принят ли закон о госслужбе во втором чтении

Досье на проект федерального закона № 77694-7 “О внесении изменения в статью 25.1 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в части продления срока пребывания на государственной гражданской службе субъекта Российской Федерации) (внесен 16.01.2017 Думой Ставропольского края)

Обзор документа

19 апреля 2017 г. в Госдуме в первом чтении принят законопроект о внесении поправок в Закон о госслужбе для сохранения высококвалифицированного руководящего состава на госслужбе в субъектах Федерации.

Так, действующими нормами предусмотрена возможность продления пребывания на госслужбе до 70 лет госслужащим, достигшим предельного возраста пребывания на службе, замещающим должности категории «руководители», относящиеся к высшей группе должностей. С 1 января 2017 г. такие решения принимают назначившие указанных лиц федеральные госорганы или соответствующие должностные лица.

В регионах аналогичное право на продление указанного срока предлагается предоставить госоргану, назначившему на должность таких лиц, или соответствующему должностному лицу.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Принят ли закон о госслужбе во втором чтении

Законотворческий процесс в Государственной Думе

ПРАВОЗАЩИТНЫЙ АНАЛИЗ
69 выпуск (обзор за март 2004 года)
30 апреля 2004 года

Б. Отклоненные законопроекты.

Законопроект № 97802115-2 «О Российской оборонной спортивно-технической организации».
Внесен депутатом Госдумы В. И. Илюхиным и депутатами Госдумы второго созыва Л. Я. Рохлиным, А. С. Соколовым, Р. Г. Гостевым, Б. Г. Кибиревым, М. Ф. Косых, А. А. Кравцом, Н. И. Поляковым, К. С. Савельевым, С. А. Тотиевым, В. Д. Горюновым, А. Э. Янковским, А. Б. Шиповым.
Профильные комитеты — Комитет Государственной Думы по физической культуре и спорту и Комитет по обороне.
Был принят Госдумой 26.06.98 г.
Отклонен Президентом РФ 26.07.98г., 16.09.98г.,16.02.2000 г., 10.03.2000 г.
Отклонен Госдумой 26.03.2004 г.

Комментарий
Российская оборонная спортивно-техническая организация (РОСТО, в советские времена — ДОСААФ) предназначается Министерством обороны для подготовки граждан к военной службе по военно-учетным специальностям солдат и матросов (см. Приказ Министра обороны РФ № 202 от 3 мая 2001 г. и др. приказы) и финансируется непосредственно из Федерального бюджета (код ведомства 464).
Возможно, что в новой структуре Правительства, утвержденной Указом Президента РФ № 314 от 9.03.2004 г., организация РОСТО будет передана в Министерство обороны. Это станет ясно, когда будет приведен в соответствие с новой структурой Правительства Федеральный закон «О бюджетной классификации РФ» или раньше, если будут изданы соответствующие указы Президента и постановления Правительства.
Законопроект был прокомментирован в разделе 1 блока «Армия и права человека» оперативной информации по итогам работы Государственной Думы в декабре 2001 г.

В. Законопроекты, рассмотрение которых перенесено
с марта 2004 года на более поздний срок .

1. Законопроект № 369593-3 «Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации».
Внесен Президентом РФ.
Профильный комитет — Комитет Государственной Думы по государственному строительству.
Принят в первом чтении 17 октября 2003 г.
Совет Госдумы продлил до 31 марта 2004 г. срок представления поправок к этому законопроекту.
Включен в календарный план работы Госдумы для рассмотрения во втором чтении в мае 2004 г.

Законопроект, исключающий военнослужащих по призыву из числа граждан РФ, был прокомментирован в разделе 1 блока «Армия и права человека» оперативной информации по итогам работы Государственной Думы в октябре 2003 г.

2. Законопроект № 297024-3 «О внесении изменений в статью 23 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».
Внесен 18.02.2003 г. депутатами Государственной Думы А. И. Гуровым и А. С. Куликовым.
Профильный комитет — Комитет по обороне.
Был включен в календарный план работы Госдумы для рассмотрения в первом чтении на 3 марта 2004 г., но не рассматривался, срок рассмотрения пока не определен.

Комментарий
Авторы законопроекта предлагают освобождать от призыва на военную службу членов семей сотрудников правоохранительных органов, погибших при исполнении служебных обязанностей или умерших в связи с их исполнением.
Возможно, что законопроект не рассматривается в связи с тем, что в ближайшем будущем Госдуме предстоит принять федеральный закон о правоохранительной службе в Российской Федерации. Это необходимо по недавно вступившему в силу Федеральному закону «О системе государственной службы в Российской Федерации» № 58-ФЗ от 27.05.2003 г.
Указ Президента РФ «О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ» № 613 от 5.06.2003 г., который действует «до принятия соответствующего федерального закона», отсрочки, предлагаемой законопроектом № 297024-3, не предусматривает.

3. Законопроект № 278270-3 «О внесении изменений и дополнений в статьи 4, 5, 8, 10, 11, 12 и 13 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» по вопросам реализации прав инвалидов на реабилитацию»
Внесен Правительством РФ 23.12.2002 г.
Профильный комитет — Комитет по труду и социальной политике.
Принят в первом чтении 19.03.03.
Включен в календарный план работы Госдумы для рассмотрения во втором чтении на 30.04.2004 г.

Законопроект был прокомментирован в разделе 2 блока «Армия и права человека» оперативной информации по итогам работы Государственной Думы в ноябре-декабре 2003 г. и феврале 2004 г.

4. Законопроект № 397049-3 «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и в статью 108 Жилищного кодекса РСФСР» (в части вопросов владения, пользования и распоряжения военнослужащими вещевым имуществом, а также выселения граждан из служебных жилых помещений, закрепленных за Минобороны России).
Внесен 26.11.2003 г. Правительством РФ.
Профильный комитет — Комитет по обороне.
Был включен в календарный план работы Госдумы на 24 марта 2004 г.
Принят в первом чтении 2.04.2004 г.

Законопроект будет прокомментирован на этапе его принятия во втором чтении.

5. Законопроект № 310584-3 «О внесении изменения в статью 15 Федерального закона «Об оружии» (по вопросу приобретения образовательными учреждениями, которые занимаются подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации работников юридических лиц с особыми уставными задачами, дополнительного оружия, разрешенного обучаемым для ношения и хранения при выполнении служебных обязанностей).
Внесен депутатом Госдумы Г. В. Гудковым.
Профильный комитет — Комитет по безопасности.
Был включен в календарный план работы Госдумы на 24 марта 2004 г.
Принят в первом чтении 2.04.2004 г.

Комментарий
Трудно согласиться с тем, что, во-первых, студентам, при обучении в этих образовательных учреждениях надо выполнять служебные обязанности, и, во-вторых, что студентам следует выдавать оружие.

6. Законопроект № 369418-3 «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Внесен Президентом РФ в октябре 2003 г.
Профильный комитет — Комитет Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике.
Принят в первом чтении 19.11.2003 г.
Принят во втором чтении 2.04.2004 г.

Законопроект, принятый в плане реализации Федеральной программы «Реформирование государственной службы Российской Федерации» (целевая статья расходов федерального бюджета 465) был прокомментирован в разделе 3 блока «Армия и права человека» оперативной информации по итогам работы Государственной Думы в ноябре-декабре 2003 г. и феврале 2004 г.
Теперь Государственной Думе надо работать над законами о правоохранительной и военной службе.

В Украине принят новый закон о госслужбе: ключевые положения, оценки и прогнозы экспертов

Систему государственной службы в Украине ждут серьезные изменения.

Сегодня, 10 декабря, Верховная Рада приняла во втором чтении и в целом законопроект № 2490 «О государственной службе».

Решение поддержал 261 народный депутат.

В первом чтении закон был принят еще в апреле 2015 года, однако рассмотрение его во втором чтении постоянно откладывалось. Изначально предполагалось, что закон вступит в силу с 1 января 2016 года, однако в итоге, если подпишет президент, закон вступит в силу с 1 мая 2015 года.

Как сообщил председатель Верховной Рады Владимир Гройсман, этот закон даст возможность построить систему, в которой начнут формироваться профессиональные кадры в сфере государственного управления. По его словам, за несколько лет функционирования этой системы Украина получит новую и качественную государственную службу.

Среди прочего закон № 2490 вводит:

конкурсы на все должности государственной службы;

разделение политических должностей и должностей государственной службы. Закон выводит из госслужбы политиков – то есть депутатов и министров, а также их помощников, советников, пресс-секретарей, обслуживающий персонал;

перечень причин для увольнения чиновника и запрет для высшей категории госслужащих быть членами политических партий;

увеличение зарплаты чиновникам и уменьшение доли премий и доплат в структуре оплаты труда госслужащего;

введение 3-х категорий должностей, вместо существующих на данный момент 7-и: «А» – высший корпус госслужбы, «Б» – руководители структурных подразделений и «В» – остальные госслужащие;

В результате закона появится новая должность – государственный секретарь. Именно он будет назначать руководителей аппаратов министерства.

В результате закона создадут комиссию по вопросам высшего корпуса госслужбы. В нее войдут представители Верховной Рады, АП, Кабмина, Национальных агентств и общественности (не менее ¼ от общего состава). Комиссия будет выбирать чиновников категории «А». Остальных госслужащих выберут в результате конкурса, который проведут сами руководители.

Политиков отделят от государственной службы

Эксперты высоко оценивают принятый законопроект. Как сообщил Сегодня.ua менеджер рабочей группы по реформе публичной администрации Реанимационного Пакета Реформ Николай Выговской, в итого тексте законопроекта удалось сохранить все лучшие наработки в сфере реформы госслужбы.

«К счастью, удалось сохранить все ключевые позиции, которые мы хотели сохранить, поэтому мы оцениваем текст, как близкий к идеальному. Удалось все отстоять. Плохие правки не прошли», – сказал он.

По словам эксперта, законопроект содержит ряд важных норм, которые окажут существенное влияние на систему государственной службы в Украине. «Ключевые моменты: конкурсы на все должности, включая высшие и полная деполитизация высших чиновников (категория А), а также запрет на членство в политических партиях и запрет на участи в руководящих органах политических партий чиновников категории Б и В. Также разделение политических и административных должностей. Вводится должность госсекретаря в министерствах. Это будет государственный служащий, который будет выбираться на прозрачном конкурсе и при смене Кабинета министров он будет продолжать руководить аппаратом министерства. Кроме того, топовых чиновников категории А будет выбирать специально созданная комиссия по формированию государственной службы, которая на треть будет состоять из представителей общественности. Общественность впервые в истории Украины получит реальное влияние на назначение топ-должностей в государстве», – рассказал он.

Директор института глобальных стратегий Вадим Карасев. В свою очередь, указал, что главный позитив от этого закона – это отделение политики от государственной службы.

«Для любой страны очень важно разделить политику и экономику. А в самой политике разделить административную сферу и политическую сферу. Госслужба функционирует на основе меритократических принципа (по принципу заслуг), поэтому очень важно, чтобы госслужбу возглавляли профессионалы своего дела. Политики – эксперты и профессионалы во всем. Но государственный аппарат нуждается не просто в профессионалах, а в экспертах узкого отраслевого секторального профиля, без этого государственная служба неэффективна. Этот закон дает возможность отделить административный аппарат от политической системы. Политики приходят и уходят и, если чиновников будут менять вместе с политиками никакое государство нормально не заработает», – сказал он Сегодня.ua.

При этом эксперт напомнил, что любой украинский политик, становясь министром, любая партия, заходя в парламент, тащила за собой целую свору помощников, консультантов экспертов, которые затем занимали места в министерствах и вместе с политиками потом уходили. «Поэтому государственный аппарат министерства постоянно лихорадило», – пояснил он.

Почему так долго тянули и когда ждать изменений

Николай Выговской отмечает, что законопроект в соответствии с коалиционной соглашением должны были принять еще в конце 2014 года но это решение постоянно откладывалось.

«Это конец эры политической коррупции в Украине, большие политические партии понимают что назначения по квотному принципу уже не пройдут. Когда руководители фракций коалиции решали, кто и сколько выгодных должностей займет от каждой фракции и речь не шла ни о профессионализме, ни о управленческой опыте», – пояснил он проволочки в принятии.

Вадим Карасев также считает, что со стороны политиков было сопротивление в принятии этого закона. «Теперь министры, которые делегируют партии на посты в результате выборов, будут иметь меньше контроля над министерствами. Теперь у них очень ограниченные возможности для того, чтобы тащит за собой разного рода помощников, знакомых и назначать их на ключевые должности в министерстве», – сказал он.

Еще одна причина по его словам – это споры относительно того. по какой модели должна строится новая государственная служба. «Это сложный процесс. Никак не могли определиться, какая модель должны быть американская – неолиберальная, либо континентальная с достаточно сильным государственным аппаратом отделенным от политики», – сказал он, отметив, что в итоге выбор был остановлен на континентальной немецкой модели.

По словам Николая Выговского, первые результаты от реформы госслужбы можно будет ожидать уже в конце следующего года. «В целом позитив начнет ощущаться до конца 2016 года, а на полную закон заработает в 2017-2018 году, когда пойдет оздоровление и на средней и на низовом звене. Этот закон не будет иметь моментального действия, но он закладывает базу для оздоровления госслужбы в Украине», – сказал он.

Новый закон о госслужбе: большие зарплаты, запреты и особые требования к чиновникам

Если Рада примет закон, министры потеряют часть своих полномочий, а чиновников станет меньше

Верховная Рада сегодня рассмотрит во втором чтении закон №2490 «О государственной службе», в результате которого тысячи чиновников могут лишиться своего статуса, а зарплаты на госслужбе вырастут в несколько раз. О том, как закон повлияет на власть имущих, выяснял сайт «Сегодня.ua».

Поддержка активистов и надежды на «новых чиновников»

В соцсетях принятие закона поддержали сотни активистов. А под Радой проходит акция «Тисни! № 2490». Общественные активисты призывают нардепов поддержать закон и надеются, с принятием закона «каждый сможет участвовать в конкурсе на должности госслужащих», «госслужащий не будет назначать под патронатом политиков», «госслужащие смогут работать исключительно в профильных министерствах».

К слову, после принятия закона высший корпус госслужбы (заместители министров, руководители Аппарата президента (АП), уполномоченные ВР, члены ЦИК и т.д.) получит категорию «А». При этом, как говорится в законе, чиновники категории «А» должны иметь степень магистра, общий стаж работы не менее семи лет, опыт работы на должностях государственной службы категорий «А» или «Б».

Руководители подразделений Кабмина, АП, аппарата Рады и т.д. получат категорию «Б». Все остальные чиновники – категорию «В». Кроме того, госслужащие категории «А» будут иметь 1,2 или 3 ранг, «Б» – 4, 5, 6 ранг, «В» – 7, 8, 9 ранг. От ранга и категории будут зависеть размер зарплаты и требования к чиновникам.

Согласно закону, государственный служащий не может быть членом политической партии, проводить или участвовать в предвыборной кампании. Если чиновник захочет баллотироваться в депутаты – на время кампании он должен уйти в неоплачиваемый отпуск. Кроме того, госслужащие не имеют права проводить и участвовать в забастовках.

Акция в поддержку закона. Фото: Facebook.com

Как рассказал эксперт Реанимационного пакета реформ Николай Выговский, в результате закона появится новая должность – государственный секретарь. Именно он будет назначать руководителей аппаратов министерства.

«Основной момент – деполитизация. Также разделяют политические и административные должности. Теряют статус чиновников патронатная служба – советники, пресс-секретари, помощники, вводится должность государственного секретаря. Это будет госслужащий, который избирается на открытом конкурсе и он возглавит аппарат министерств. Это будет вместо заместителя –руководителя аппарата», – рассказывает эксперт.

«Теряют статус чиновников патронатная служба – советники, пресс-секретари, помощники, вводится должность государственного секретаря. Это будет госслужащий, который избирается на открытом конкурсе и он возглавит аппарат министерств», – рассказывает эксперт.

Чиновников категории «А» и госсекретарей будет выбирать Комиссия, а госслужащих станет меньше

В результате закона создадут комиссию по вопросам высшего корпуса госслужбы. В нее войдут представители Верховной Рады, АП, Кабмина, Национальных агентств и общественности (не менее ¼ от общего состава). Комиссия будет выбирать чиновников категории «А». Остальных госслужащих выберут в результате конкурса, который проведут сами руководители.

«Суть в том, что госсекретарь назначается на конкурсной основе среди профессионалов и он ответственен за то, кого выберут. Один профессионал выбирает других профессионалов», – рассказывает эксперт Реанимационного пакета реформ.

В результате децентрализации и перераспределения полномочий в этом году стало на 20% чиновников меньше. Как отмечает эксперт, фонд зарплат при этом не изменится – деньги будут перераспределять между теми работниками, которые остались на службе – зарплаты вырастут.

Акция в поддержку закона. Фото: Facebook.com

В Украине работают около 300 тысяч чиновников. В 2019-м году, когда завершится реформа госслужбы, госслужащих в Украине будет около 150 тысяч, говорит глава Национального агентства по вопросам государственной службы Константин Ващенко. 2 из них – чиновники категории «А».

«Мы идем по оптимистическому сценарию и, если парламент примет закон (о реформа госслужбы, – ред.), полгода нам понадобиться, чтобы принять соответствующие подзаконные акты. С 1 января закон вступит в действие, но с учетом того, что эту всю машину нужно перестроить я думаю, что до трех лет у нас это все займет. На выходе надеюсь, что мы получим эффективную государственную службу в Украине. По итогу в органах исполнительной власти останется тысяч 150 государственных служащих, и тысяч 200 будут работать в органах местного самоуправления. Эта цифра приблизительная, но отражающая примерно суть того, что мы хотим увидеть», – сказал Ващенко в интервью «Сегодня.ua».

«С 1 января закон вступит в действие, но с учетом того, что эту всю машину нужно перестроить я думаю, что до трех лет у нас это все займет. На выходе надеюсь, что мы получим эффективную государственную службу в Украине», – заявил Ващенко.

Кроме того, европейский донатор, если закон будет принят, обещает выделить на его реализацию 355 млн евро. «Законопроект разрабатывался общественными экспертами, прошел 1308 правок в комитете ко второму чтению, получил позитивные отзывы от европейских экспертов. Мы его оцениваем на 9 из 10», – говорит Николай Выговский.

В Национальном агентстве по вопросам государственной службы говорят, закон поможет привлечь на работу в органах власти талантливых специалистов.

«Принятие новой редакции Закона Украины» О государственной службе «, прежде всего, даст возможность повысить профессионализм государственной службы и восстановить ее престижность, установить конкурентную оплату труда служащих по сравнению с аналогичными категориями работающих граждан, а также позволит привлечь на конкурсной основе талантливых специалистов», – заявил Константин Ващенко.

Напомним, что 25 декабря Верховная Рада приняла законопроект о внесении изменений в Закон Украины «О государственной службе» (относительно отсрочки вступления в силу). Согласно законопроекту, дата вступления в силу закона «О госслужбе» переносится на 1 января 2016 года (планировали 1 января 2015).

Нормативно-правовая база

    История документа


НАРОДНЫЙ СОВЕТ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ВТОРОГО СОЗЫВА

от 22 января 2018 года № 783
г. Луганск

О рассмотрении во втором чтении проекта закона
Луганской Народной Республики от 27.12.2017 № 466-ПЗ/17
«О внесении изменения в статью 69 Закона Луганской Народной
Республики «О государственной гражданской службе
Луганской Народной Республики»

Рассмотрев проект закона Луганской Народной Республики от 27.12.2017 № 466-ПЗ/17 «О внесении изменения в статью 69 Закона Луганской Народной Республики «О государственной гражданской службе Луганской Народной Республики» во втором чтении, внесенный депутатом Народного Совета Луганской Народной Республики Колесниковым Д.С., согласно частям 1, 3 статьи 130, статье 131 Закона Луганской Народной Республики «О Регламенте Народного Совета Луганской Народной Республики», Народный Совет постановляет:

1. Принять проект закона Луганской Народной Республики от 27.12.2017 № 466-ПЗ/17 «О внесении изменения в статью 69 Закона Луганской Народной Республики «О государственной гражданской службе Луганской Народной Республики» в целом как Закон.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Рада планирует рассмотреть президентский законопроект о дипслужбе

Об этом говорится в повестке дня Рады, опубликованном на сайте парламента.

Начать утреннее пленарное заседание парламент намерен с принятия повестки дня восьмой сессии, за которую в который раз не проголосовали на прошлой неделе. 13 марта не поддержали доработанный проект постановления № 8063, одобрив только план работы на текущую неделю.

После этого ВР собирается принять в первом чтении правительственный законопроект № 8099 «О внесении изменения в раздел VI «Заключительные и переходные положения» Бюджетного кодекса Украины (относительно среднесрочного бюджетного планирования) «, разработанный во исполнение обязательств Украины перед МВФ.

Далее Рада перейдет к рассмотрению вопросов промышленной политики и предпринимательства. В этом блоке парламентарии собираются рассмотреть, в частности, законопроект № 5495 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно сохранения украинских лесов и предотвращения незаконного вывоза необработанных лесоматериалов» и альтернативный ему проект № 5495-1.

Также ожидается рассмотрение законопроекта № 7365 в защиту украинских экспортеров, предусматривающий внесение изменений в закон Украины «О внешнеэкономической деятельности».

На повторное второе чтение во вторник в Раду вносится проект закона № 6106 «О стратегической экологической оценке».

Вместе с тем парламент планирует принять постановление о комплексе неотложных мер относительно практической реализации международно-правовой ответственности Российской Федерации за вооруженную агрессию против Украины (№ 5463).

В первом чтении запланировано рассмотрение законопроекта № 3149 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно предоставления органам местного самоуправления полномочий устанавливать ограничения продажи пива(кроме безалкогольного), алкогольных, слабоалкогольных напитков, вин столовых».

Во втором чтении Рада будет рассматривать президентский законопроект № 6149 «О внесении изменений в Уголовный процессуальный кодекс Украины в связи с ратификацией Третьего дополнительного протокола и Четвертого дополнительного протокола к Европейской конвенции о выдаче правонарушителей» и депутатский проект № 1174 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Украины относительно установления ответственности за преступления против военнослужащих Государственной пограничной службы, Вооруженных сил, Национальной гвардии, Службы безопасности, Службы внешней разведки, Управления государственной охраны Украины».

Кроме того, в повестке дня во вторник стоят вопросы о назначении отдельных внеочередных местных выборов, а также относительно проведения 16 мая 2018 года парламентских слушаний на тему: «Состояние реализации принципов антикоррупционной политики в Украине».