Приемная семья в балашихе

Оглавление:

Приемная семья: выплаты в 2018-2019 году

Растить приёмных детей не менее ответственно и почётно, чем родных. Для многих людей это единственный шанс реализовать себя в качестве родителей, а для некоторых это становится почётной обязанностью, которую они выбирают для себя, уже имея родных детей. Государство занимает активную позицию в отношении приёмных семей, поддерживая их социальными выплатами и льготами.

На протяжении последних лет правительством активно внедряется в жизнь линия увеличения поддержки и финансирования этого социального сектора. Не станет исключением и период 2018-2019 года.

Виды пособий

Виды и размеры пособий, выплачиваемые приёмным семьям на протяжении 2018-2019 года, будут зависеть от нескольких факторов:

  • возраст ребёнка;
  • количество детей;
  • статус семьи (обеспеченная, малообеспеченная);
  • медицинский статус ребёнка (группа здоровья);
  • регион проживания.

Пособие по беременности и родам

Несмотря на то, что физиологических родов при приёме малыша нет, фактически родителю предоставляется оплачиваемый больничный. Это распространяется на те случаи, когда происходит оформление родительства или опекунства для грудного ребёнка.

Количество дней больничного будет составлять:

  • 70 календарных дней – в случае усыновления 1 грудного ребёнка;
  • 110 дней – при одновременном усыновлении 2 и более детей.

Размер выплаты пособия будет зависеть от предыдущего места работы и доходов на протяжении 6 месяцев, предшествующих передаче приёмного малыша в семью.

Единовременное пособие

Этот тип выплат осуществляется не зависимо от возраста приёмных детей вплоть до их совершеннолетия. Для работающих граждан начисляется сумма в 16,350 тыс. руб., а для безработных – 15,512 тыс. руб.

Получить эту выплату можно в том случае, если приёмная семья подала заявку на протяжении полугода после официального судового решения о передаче приёмного малыша родителям или опекунам.

Если объектом усыновления стал инвалид старше 7 лет или братья (сёстры), сумма увеличивается до 124,929 тыс. руб. на каждого.

Материнский капитал

Приёмные родители имеют полное право на получение материнского капитала на общих основаниях. Ранее эту возможность могли реализовать только семьи, в которых появлялся второй, третий и более малыш.

Начиная с января 2018 года в этот механизм внесены ряд изменений, поэтому на протяжении 2018-2019 года материнский капитал будет выплачиваться и тем приёмным семьям, которые официально оформят родительство или опекунство для первого малыша.

Размер этой суммы на протяжении следующих двух лет составит 453,026 тыс. руб. На данный момент программа индексирования данных средств приостановлена, поэтому повышения этих цифр пока не ожидается.

По сравнению с предыдущими годами расширен перечень целевых направлений для материнского капитала:

  • улучшение условий жизни (покупка жилья, погашение или оформление ипотечного кредитования);
  • реконструкция имеющейся жилищной недвижимости;
  • оплата образования детей;
  • специализированное образование или адаптация в обществе детей-инвалидов;
  • открытие пенсионного счёта для матери или отца.

На протяжении 2018 года планируется дополнить этот перечень расходования материнского капитала ещё несколькими пунктами:

  • единовременная выплата фиксированной суммы;
  • ежемесячные дотации из материнского капитала на бытовые нужды для малоимущих приёмных семей;
  • приобретение автомобиля или земельного надела.

Рассмотрение этих целевых направлений планируется провести в первом полугодии 2018 года. Если эти пункты программы будут утверждены, то воспользоваться ими приёмные семьи смогут уже с начала 2019 года.

Ежемесячные выплаты до 1,5 лет

Поддержка родителей будет осуществляться ежемесячно до наступления 18 месяцев ребёнка. Приёмная семья имеет право на ежемесячные выплаты в том же размере, как и родные родители. Эту сумму определяет заработок за последние 24 месяца в размере 40%.

Данное начисление ограничивается минимальным размером (3,065 тыс. руб.) и максимальной суммой (23,120 тыс. руб.).

Ежемесячное пособие до 3-х лет

Если усыновление касалось 2 или более детей одновременно, то сумма, которую семья получала до 1,5 лет, сохраняется и на следующие 1,5 года.

Вознаграждение за труд родителя

Кроме выплат на содержание приёмных детей, один из родителей в такой семье получает выплаты в качестве вознаграждения за исполнение родительских обязанностей. Размер этой ежемесячной суммы будет отличаться в разных регионах РФ. В Москве в 2018-2019 году эта сумма будет равняться 16,7 тыс. руб. или 28,39 тыс. руб. в случае усыновления инвалида.

Для многодетной семьи (3 и более несовершеннолетних) эта сумма будет выплачиваться обоим родителям. Подобное вознаграждение за труд начисляется только приёмным родителям, претендовать на это право опекуны не могут. Получение данного вознаграждения не препятствует работе приёмного родителя на основном месте.

Натуральные льготы

Помимо денежных выплат и поощрений приёмным семьям осуществляется помощь в виде предоставления натуральных льгот. Их перечень может отличаться в разных регионах страны, но многие из них являются стандартными для большинства территориальных субъектов:

  • приёмным детям до 2-х лет предоставляются продукты молочной кухни;
  • до 3-х лет – выделение бесплатных медикаментов по рецепту доктора;
  • скидка 50% на посещение яслей или сада;
  • бесплатные путёвки на курорты и в санатории;
  • бесплатное питание в дошкольных и школьных учреждениях;
  • первоочередное право очереди для усыновлённых детей на жилье после достижения совершеннолетия;
  • льготы при поступлении в ВУЗы.

В некоторых регионах к этому добавляется помощь из федерального бюджета на оплату коммунальных услуг, периодическое безвозмездное предоставление одежды или мебели, бесплатный проезд в транспорте и прочие виды льгот.

Полный комплекс мер, проводимых государством в направлении социальной поддержки приёмных семей будет способствовать тому, чтобы на протяжении 2018-2019 годов большее количество малышей смогли найти родителей и получить возможность воспитываться в комфортных условиях.

Видео о пособиях для усыновителей:

Деньги на детях: как опекуны научились зарабатывать на квартиры

Поделиться в социальных сетях:

Приемная семья, переехавшая из Калининграда в Москву, вернула семерых детей в детский дом, так как не смогла добиться более высоких социальных выплат от местных властей. Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова выяснит истинные причины такого поступка. К сожалению, это не единственный случай в России, когда опекуны отказываются от приемных детей. Эксперты рассказали m24.ru, как в России наживаются на опекунстве, зачем мошенники усыновляют сразу несколько детей и как с этим можно бороться.

«Они иногородние, власти Москвы отказались оформлять «приемную семью» и платить им зарплату. Дети получали только ежемесячные выплаты в размере 18 тысяч рублей на одного ребенка», – рассказал ТАСС директор Центра содействия семейному воспитанию «Наш дом», член попечительского совета при правительстве РФ Вадим Меньшов.
Он также подчеркнул, что при оформлении приемной семьи в Москве «зарплата» родителей может достигать 85 тысяч рублей на ребенка.

Сейчас все воспитанники помещены в столичную организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей до решения вопроса передачи их на постоянное место жительства в Калининградскую область. Четверых детей-сирот готовы принять власти Калининградской области, еще троих детей заберет к себе семья из Петрозаводска

Ежегодно в столицу переезжают семьи с приемными детьми. Так, в 2014 году из других регионов прибыло 788 детей, в 2015 году – 854 ребенка, в 2016 году – 688 детей. В 2016 году в Москве в семьях опекунов и приемных родителей воспитывалось более четырех тысяч иногородних детей.

«Когда ребенку исполняется 18 лет, опекуны его сразу же выставляют за дверь»

Правозащитник детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, Кунал Венников считает, что зачастую повод для переезда меркантильный. Ведь в столице выплаты детям-сиротам больше.

«Давайте для начала разберемся, чем отличается усыновление/удочерение от опеки. В первом случае – дети по отношению к новым родителям приравнивается к кровным, биологическим. Он теряет статус ребенка, оставшегося без родителей. А вот дети, которые пребывают под опекой в приемных семьях – это все временные формы устройства до совершеннолетия. И при этом, в этот период у него сохраняется статус сироты, а, значит, у него есть право на государственную поддержку и льготы. Опекуну выплачивается определенная сумма, в зависимости от региона, на содержание ребенка. Сумма эта не должна быть меньше прожиточного минимума. Но, понятное дело, в Москве эти выплаты будут побольше»,– рассказал m24.ru Венников.

Случаев, когда на детях делают бизнес, достаточно много. Так, под опеку берут детей-сирот с инвалидностью. Ведь за них выплаты полагаются в разы больше.

«Да, некоторые действительно на детях делают бизнес. Специально приезжают в Москву. Под опеку берут сразу несколько детей, особенно с ограниченными возможностями, которым выплаты полагаются в большем объеме. А потом устанавливают им диагнозы, отправляют их в детские дома-интернаты, кладут в психиатрические больницы. Или же, как только ребенку исполняется 18 лет, их тут же за дверь, так сказать, в чисто полюшко. Трубки не берут, на контакт идти отказываются. Ни о какой поддержке и речи не идет. А до этого времени опекун может играть образцово-показательную роль. Награды получать, медали за благородство, и, конечно, выплаты. Только мы наблюдаем вот эту странную закономерность: количества детей, получаемых выплат и потом непредвиденных обстоятельств, когда от совершеннолетнего, грубо говоря, открещиваются», – считает эксперт.

По словам Венникова, опекунов зачастую интересуют не только государственные деньги, но и возможность получить квартиру в Москве.

«Были случаи, когда ребенка якобы «выкидывали на улицу”, чтобы его признали сиротой»

«Семья опекунов, которая приезжает в Москву из регионов, может претендовать на квартиру своего новоиспеченного чада. По закону у нас сироты обеспечиваются жильем по месту жительства. Так что если на срок окончания опекунства ребенок с приемной семьей находится в Москве, именно здесь он и может получить квартиру. Правда, такие схемы в столице уже начали отсеивать. По-моему, в Москве есть негласная установка, что после 14 лет по возможности стараться не лишать детей родительских прав. Сироты имеют право на жилье. А для Москвы, вы понимаете, это дорогое удовольствие. Были случаи, когда в семье специально создавали обстоятельства при которых ребенка якобы «выкидывали на улицу», а на самом деле просто делали все, чтобы ребенок стал сиротой и получил квартиру. Вот к таким «актерам» нужно присматриваться лучше», – отметил адвокат.

Бороться с этим все же можно. «Прежде чем взять под опеку, человек проходит некие фильтры. Есть постановление России №423, которое устанавливает некие правила по осуществлению опеки. Есть требование: кандидаты в приемные семьи должны обязательно пройти школы приемных родителей. Кроме того, нужно предоставить справки: от нарколога, психиатра, справку о несудимости, о доходах и так далее. Документов достаточно. Только вот на многое закрывают глаза. Потому что у нас задача государственная: передать как можно больше детей в семьи. И на какие-то мелочи в деле будущих опекунов просто не смотрят. А зря», – заключил Венников.

Руководитель «Школы приемных родителей» Алексей Рудов все же надеется на совесть опекунов. Хотя случаи махинации на детях не отрицает.

«Невозможно, чтобы после такого, люди спокойно жили»

«Те люди, которые так поступают, разрушают, прежде всего, себя и свою семью. И невозможно в этой ситуации так просто детей сдать, манипулировать государством. Это обязательно аукнется. У этих людей потом возникнет мощнейшая рефлексия. Невозможно, чтобы после такого, люди спокойно себе жили и чувствовали себя превосходно. Ну кроме откровенных подонков,» – уверен эксперт.

Кстати, этих самых «подонков», по мнению Рудова, все же можно выявить на начальных этапах. «Таких сразу видно. Мы, конечно, проводим серьезные разговоры. Но тут главное, чтобы органы опеки были грамотными. Нужно помнить, что у нас в законодательстве все же написано: один опекун – один ребенок». Ни семь, ни двадцать восемь. Только в качестве исключения приемная семья может взять под опеку восемь детей. Но это исключения», – напомнил эксперт.

По его словам, проблему нужно решать на законодательном уровне. «Насколько я знаю, сейчас государство разрабатывает пакет документов, в котором существенно ужесточаться требования к приемной семье, то есть той, которая работает по договору, за деньги. Чтобы человек не просто набрал бы себе детей, которых удобно воспитывать», – сообщил Рудов.

«Необходимо ограничить количество опекаемых детей тремя»

Председатель центрального совета Национального родительского комитета Ирина Волынец считает, что нужно ограничить количество опекаемых детей тремя.

«Случай с семьей из Калининграда вопиющий, но он закономерен. Примерно месяц назад наш родительский комитет совместно с депутатом Госдумы Сергеем Вострецовым говорили о том, что необходимо ограничить количество опекаемых детей тремя. Речь идет о тех детях, которым государство выплачивает компенсации, как и их родителям. Остальные – пожалуйста, хоть десять, хоть двадцать, если приемные родители в состоянии их потянуть. Опекаемые дети отличаются от родных тем, что их родителям платят пособия. Что же получается, приемные родители начинают больше любить этих детей за деньги? Непонятно… Они могут оформить усыновление, и тогда приемные дети будут иметь те же права, что и родные: помимо фамилии эти дети смогут иметь право наследования и так далее. В данном случае, получается, это бизнес. Существуют родители с родными детьми, многодетные семьи или матери-одиночки, получающие от государства какие-то смешные деньги, озвучивающие цифры в размере 50 рублей в месяц для матерей-одиночек, например. В приемных же семьях речь идет о 80 тысячах. Мне кажется, государство само порождает эту порочную систему», – рассказала Волынец в эфире радиостанции Москва FM.

Глава столичного департамента соцзащиты Владимир Петросян объяснил, что семье было отказано, поскольку ни они, ни дети, не имели места жительства в Москве. «Дети были оформлены под опеку в Калининградской области и считаются жителями этого региона. Пока детей временно в центре содействия семейному воспитанию «Наш дом». Такие случаи происходят достаточно часто. Очень тяжело возвращать детей на место их постоянного жительства. Но мы будем стараться вернуть их обратно в Калининградскую область. Не очень понятно, зачем было привозить детей, а потом оставлять их здесь и отказываться от них», – сообщил он в эфире Москва FM.

Выплаты и пособия для членов приемных семей

Самый прекрасный детский дом или интернат не в силах заменить ребенку-сироте заботу родителей, тепло и уют семейного очага. Именно в семье дети приобретают важнейшие социальные навыки и качества личности.

Понимая это, государство в последние годы активно реализует политику, направленную на воссоздание семейного уклада в жизни детей-сирот и оставшихся без родительского попечения.

Существует несколько вариантов такого размещения несовершеннолетних, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Одна из них – приемная семья (патронат).

Правовое понятие приемной семьи

С приемной семьей дело обстоит иначе. Ее правовое функционирование строится на договорной основе между ячейкой общества и попечительскими органами (ст. 152 Семейного кодекса РФ). На законодательном уровне приемная семья – это опека и попечительство над сиротой по договору о приемной семье.

Признаки приемной семьи:

  • действует на основании договора, заключенного на определенный срок;
  • патронатными родителями могут стать как семейная пара, состоящая в официальном браке, так и одинокий гражданин (при соответствие всем требованиям закона);
  • если по истечении времени семья решает не возобновлять опеку над сиротой, он отправляется в социальное учреждение (или биологическую семью);
  • договор может расторгаться и раньше, когда одна из сторон допустила существенные нарушения условий, по причине конфликтной ситуации в семье, разногласий с подопечным и т. д.;
  • подопечный ребенок имеет право общаться с родными родителями;
  • приемные отец и мать претендуют на социальные льготы, направленные на государственную поддержку воспитательной роли.

За свои услуги семья получает материальное вознаграждение от государства и денежные выплаты.

Важно знать, что в отношении приемного ребенка не возникает прав наследования и алиментных обязанностей. Вся деятельность приемной семьи регулируется главой 21 СК РФ.

Законодательное регулирование

Назначение социальных льгот и материальной поддержки приемных родителей и взятых под опеку детей регулируется сводом законодательства:

  1. «Семейный кодекс РФ» № 223-фз от 29.12.1995;
  2. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» № 81-фз от 19.05.1995;
  3. Законами и подзаконными актами местного уровня.

Положенные приемной семье выплаты или пособия могут быть единовременными, ежемесячными, федерального уровня или выплачиваться из местного бюджета.

Отличительные особенности от опекунства и усыновления

Несмотря на то, что все три формы решения проблемы сиротства носят благие цели, они существенно отличаются в правовом плане и алгоритме оформления. Полагающиеся выплаты и льготы также различаются.

Приемная семья и опекунство

При формировании приемной семьи требования к родителям упрощены, а вот порядок подготовки документов сложнее. Причина – необходимость заключения договора с опекой.

Приемная семья проходит психолого-педагогическую подготовку в органах опеки.

Приемным родителям, в отличие от опекунов, полагается государственное пособие на каждого ребенка.

Если попечительские органы сделают вывод, что приемная семья создается для обогащения, возможен отказ в оформлении.

Сравнение с усыновлением сирот

Процедура усыновления гораздо сложнее оформления семейного попечительства.

Усыновление не дает каких-либо социальных или материальных преимуществ, не считая установленных при рождении детей доплат. Усыновителям, в отличие от приемных родителей, не полагается и «зарплата».

Различается и правовой статус ребенка. При усыновлении образуется полноценная семья с полным кругом прав и обязанностей детей и родителей по отношению друг к другу. Приемная семья создается для оказания помощи в воспитании и содержании сироты с полным или частичным сохранением связей с биологической семьей.

По истечению срока действия договора опеки правовые отношения между подопечным и приемными родителями полностью прекращаются без каких-либо обязательств в будущем.

Перечень выплат и пособий

В 2018 году приемным родителям будут начисляться следующие виды материальных пособий, льготные предложения и преференций:

  • выплаты, эквивалентные трем минимальным заработкам на каждого усыновленного малыша;
  • право получения жилищного объекта в личную собственность родителей;
  • начисление членам семьи, осуществляющим попечительскую деятельность, общего трудового стажа за все годы ухода за ребенком;
  • покупка продуктов в специальных льготных магазинах.

Кроме того, родители могут претендовать на получение единовременной выплаты. В текущем периоде она составит почти 111 000 рублей на каждого усыновленного ребенка.

Единовременное пособие, как и прежде, равняется 16 350 рублям, а с учетом индексации эта сумма в течение 12 месяцев вырастет примерно на 3,2%.

После того,как усыновленный ребенок окончит школу, семье выплатят 79 500 рублей денежной компенсации. Если параллельно он обучался в специализированном центре – дополнительно – еще 20 600 рублей.

Федеральная разовая выплата на патронируемого сироту

Данный вид пособий предполагает следующие выплаты:

  • На федеральном уровне приемной семье в 2018 году полагается единовременное пособие в размере 16 350 рублей с учетом индексации социальных выплат.
  • Если семья решила патронировать несколько малышей, за каждого из них будет начислено пособие. Следует знать, что по закону в семье не может воспитываться более 8 приемных детей.
  • Если семья проживает в регионе с особыми климатическими условиями, где предусматривается районный повышающий коэффициент, он применяется и к данной выплате.
  • Пособие полагается одному из родителей.

Региональная поддержка

На региональном уровне патронатной семье полагается ежемесячная поддержка:

  • денежное вознаграждение за оказание услуг по воспитанию сироты;
  • ежемесячные средства на содержание приемных детей.

Размер таких выплат зависит от субъекта РФ, числа несовершеннолетних на патронаже, срока действия договора. Касательно оплаты услуг воспитания вознаграждение составляет порядка 40% от среднего заработка за последний год работы родителя и не может быть менее 3 МРОТ, установленного в регионе проживания семьи.

Помощь от государства в Москве

Региональная поддержка является весомым вкладом в доходную статью приемной семьи, если она проживает в крупном региональном центре России, например, в ее столице.

Усыновленные москвичи имеют право на получение:

  1. Регулярной денежной поддержки в размере 10 000 в месяц – при условии, что приемные родители станут регулярно отчитываться в органы опеки о потраченных суммах.
  2. Разовая компенсация, эквивалентная 30 000 руб. Социальные службы в каждом конкретном случае решают персонально, куда переводить средства – на счет родителей либо непосредственно самого ребенка.
  3. За патронатного малыша – 16 700 рублей ежемесячно.
  4. За приемного сироту, имеющего статус инвалида – 28 400 рублей.

Кроме того, за ними сохранены все виды помощи, распределяемые на федеральном уровне.

Самарская область

Самарская область на местном уровне определила размер пособий для данной категории граждан:

  • к разовой государственной выплате в регионе установлен фиксированный платеж на каждого усыновленного малыша в сумме 12 500 рублей;
  • регулярное, выплачиваемое каждый месяц начисление на содержание детей-сирот – 7100 рублей на каждого;
  • если ребенок имеет инвалидность, к указанной выше сумме доплатят 550 рублей;
  • единовременное вознаграждение одному из опекунов – 3500 рублей;
  • опека малыша с психическими отклонениями – 5050 рублей;
  • патронаж инвалида – 6815 рублей.

Также такие семьи могут воспользоваться льготами:

  • на проведение ремонтных работ с целью улучшения условий жизни;
  • покупки школьной одежды и канцелярских принадлежностей на сумму 1950 рублей на каждого усыновленного;
  • обеспечение жилплощадью на условиях социального найма во внеочередном порядке.

Список льгот

Социальные льготы выражаются в так называемой «натуральной» поддержке приемной семьи. Помощь направлена на снижение материальной нагрузки.

Стандартный пакет социальных мер представлен такими мерами:

  • преференции в оплате коммунальных платежей: света, газа, воды, отопления. В регионах с печным отоплением патронатная семья со значительной скидкой может приобрести твердое топливо (уголь, дрова, топливные брикеты и т. д.). Послабления предоставляются местными органами власти, поэтому размеры скидок и виды льгот по коммунальным платежам полностью зависят от региона прописки приемной семьи;
  • безвозмездное содержание патронатных детей в дошкольных учреждениях, питание в школах со скидками или бесплатно;
  • предоставление льготных путевок в лагеря отдыха, санатории и здравницы для лечения хронических заболеваний;
  • обеспечение техническими средствами реабилитации и протезирования детей-инвалидов;
  • предоставление земельных участков под ведение личного подсобного хозяйства, индивидуальное жилищное строительство;
  • жилищное кредитование, оформление ипотеки на льготных условиях, с государственной поддержкой;
  • бесплатный проезд в городском маршрутном транспорте для приемных детей.

Большинство льгот предоставляется муниципалитетами и субъектами на местах. Регионы, в зависимости от своих возможностей, вольны установить дополнительные меры помощи патронатным семьям.

Порядок оформления

Для получения всего перечня пособий, выплат и социальных льгот адресат должен обратиться в местное подразделение социальной защиты населения с документами:

  1. Заявление родителя;
  2. Договор об опеке над ребенком;
  3. Акт передачи сироты в семью;
  4. Справка о составе семьи;
  5. 2-НДФЛ для работающего родителя;
  6. Паспорта попечителей;
  7. Свидетельство о рождении несовершеннолетнего;
  8. Правовое основание для заключения договора о патронате (решение суда о лишении родительских прав, справка из медицинского учреждения о наличие тяжкого заболевания биологических родителей, не позволяющее воспитывать ребенка и т. д.).

Все выплаты перечисляются на расчетный банковский счет получателя. Поэтому потребуется указать реквизиты кредитного учреждения.

Ожидаемые изменения

Существенных изменений, позволяющих значительно увеличить выплаты и пособия семьям, где есть усыновленные дети, в 2018-2019 года не планируется. Их величина изменится в среднем на 4% за счет плановых индексаций, первая из которых пройдет уже в апреле текущего периода.

Большую роль в патронатном обеспечении таких граждан Правительство отводит регионам, обязав их оказывать всяческие виды помощи на местах, сохранив при этом приемным семьям все федеральные виды выплат и социальных льготных преференций.

О размерах выплат для приемных семей рассказано в следующем видеосюжете:

Введенный в Москве запрет на выплату пособий на содержание детей, взятых в московские приемные семьи из других регионов, предлагается отменить

Речь идет о нововведениях, предусмотренных постановлением Правительства Москвы от 23 декабря 2015 г. № 932-ПП (далее – Постановление № 932-ПП). Документом, в частности, установлено, что ежемесячные выплаты на содержание детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, а также ежемесячное вознаграждение приемным родителям и патронатным воспитателям назначаются только гражданам, имеющим место жительства в Москве, принявшим в приемную семью или на патронатное воспитание детей, также имеющих место жительства в Москве. Таким образом, москвичи, заключившие договор о приемной семье или патронатном воспитании в отношении ребенка из другого региона, права на указанные выплаты лишаются, равно как и замещающие семьи, переехавшие в Москву. Данный запрет не распространяется лишь на семьи, взявшие детей, не имеющих места жительства в Москве, но помещенных органами опеки и попечительства в московские организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. До принятия указанного постановления получать указанные денежные средства могли все приемные родители и патронатные воспитатели, постоянно проживающие в Москве, вне зависимости от того, из какого региона взят в семью ребенок.

Напомним, право находящихся под опекой или попечительством детей на содержание, денежные средства на которое выплачиваются ежемесячно в порядке и в размере, установленном законами субъектов РФ, закреплены в ст. 148 Семейного кодекса РФ, а приемная семья и патронатная семья являются формами опеки и попечительства (ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»). Вопрос о том, нарушается ли это право новым порядком назначения выплат на содержание детей в Москве, общественники, приемные родители и представители органов власти обсудили в ходе специальных слушаний, состоявшихся 10 марта в Общественной палате РФ.

Как следует из поступающих в ОП РФ и общественные организации по защите прав детей обращений, реализация положений Постановления № 932-ПП приводит к тому, что органы социальной защиты отказывают:

  • в назначении выплат на содержание детей, находящихся в приемной семье или на патронатном воспитании, если эти дети зарегистрированы по месту пребывания в Москве, а по месту жительства – в другом субъекте РФ, либо вовсе не имеют регистрации по месту жительства;
  • в осуществлении ранее назначенных выплат на содержание детей, не имеющих регистрации по месту жительства в Москве;
  • в выплате ежемесячного вознаграждения москвичам, взявшим в семью детей, зарегистрированных в Москве по месту пребывания;
  • в выплате ежемесячного вознаграждения приемным родителям и патронатным воспитателям, зарегистрированным в Москве по месту пребывания.

Участники слушаний отметили, что это происходит потому, что теперь при рассмотрении вопроса о назначении выплат на содержание детей под местом жительства понимается жилое помещение, в котором гражданин не просто постоянно или преимущественно проживает на законных основаниях, но и зарегистрирован по месту жительства (то есть используется определение места жительства, закрепленное в ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»; далее – закон о праве граждан на свободу передвижения). Таким же образом определяется и место жительства ребенка. Этот подход не согласуется с положениями ГК РФ, согласно которым местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает, а местом жительства несовершеннолетних, не достигших возраста 14 лет, и граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их родителей, усыновителей или опекунов (ст. 20 ГК РФ).

В самом законе о праве граждан на свободу передвижения прямо установлено, что регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан (ч. 2 ст. 3 указанного закона). Об этом не раз говорил и КС РФ (Постановление КС РФ от 2 февраля 1998 года № 4-П, Постановление КС РФ от 2 июня 2011 года № 11-П и др.) Однако Постановление № 932-ПП эти положения не учитывает и фактически ставит право на получение выплат на содержание детей и ежемесячного вознаграждения приемным родителям в зависимость от регистрации по месту жительства в Москве, причем не только их самих, но и приемных детей.

При этом территориальные органы ФМС России нередко отказывают в регистрации детей по месту жительства в жилье опекунов, сообщили присутствовавшие на слушаниях приемные родители. Начальник отдела организации ведения учетов Управления выработки стратегии предоставления государственных услуг гражданам РФ ФМС России Владимир Кузнецов рекомендовал обжаловать подобные действия в вышестоящие органы ведомства, поскольку запрет на такую регистрацию не предусмотрен ни правилами регистрации и снятия граждан с регистрационного учета (утв. постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713), ни административным регламентом предоставления услуги по регистрационному учету (утв. приказом ФМС России от 11 сентября 2012 г. № 288).

Как отметила заместитель руководителя Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы Алла Дзугаева, основанием для принятия Постановления № 932-ПП стало ежегодное увеличение количества детей-сирот, прибывающих в Москву из других регионов, что влечет существенное повышение расходов бюджета на соответствующие выплаты. Так, в 2015 году доля иногородних детей от общего числа детей-сирот, воспитывающихся в приемных и патронатных семьях в Москве, составила 28%, тогда как в 2013 году составляла 21%. На момент передачи полномочий по социальному обеспечению детей-сирот субъектам РФ (согласно Федеральному закону от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ) они переезжали в другие регионы гораздо реже, поэтому вопрос о том, каким образом должно выплачиваться пособия в случае такого переезда, не был урегулирован, подчеркнула Алла Дзугаева.

В настоящее время граждане активно реализуют свое право на свободу передвижения, а размер выплачиваемых на содержание детей компенсаций и вознаграждений приемным родителям в разных регионах существенно отличается. Например, в 2015 году в Республике Бурятия ежемесячная компенсация на содержание любого ребенка, в том числе подростка или ребенка-инвалида, составляла 4000 руб., вознаграждение приемному родителю – 4 625 руб. В Москве же в прошлом году размер компенсации равнялся 15 тыс. руб., на содержание ребенка-инвалида выплачивалось 25 тыс. руб., на подростка – 20 тыс. руб., а вознаграждение приемному родителю составляло 15,155 тыс. руб. В связи с этим Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы предлагает урегулировать порядок назначения и осуществления этих выплат федеральным законодательством. При этом предлагается за основу взять принцип «деньги должны следовать за ребенком», то есть средства на содержание ребенка должны будут выплачиваться из бюджета того региона, откуда взят ребенок (и в котором он зарегистрирован по месту жительства). Разница же между размером этой выплаты и аналогичной выплаты, предусмотренной законодательством того региона, где ребенок фактически пребывает, будет компенсироваться из бюджета последнего. Более того, по словам Аллы Дзугаевой, следует законодательно закрепить, что ряд льгот, например право ребенка на ребилитационные услуги, должны предоставляться по месту пребывания ребенка.

Первый заместитель руководителя указанного столичного департамента Ольга Грачева подчеркнула, что действие Постановления № 932-ПП распространяется только на возникшие после его вступления в силу (с 29 декабря 2015 года) отношения, поэтому отказы в осуществлении уже назначенных к этому времени выплат незаконны. Столкнувшиеся с такими отказами семьи могут обращаться в специально созданную для разрешения подобных дел комиссию при департаменте, сообщила она. Кроме того, департамент уже направил в Совет по вопросам попечительства в социальной сфере при Правительстве РФ просьбу проанализировать все нормативные акты в сфере социального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и утвердить единые рекомендации по их применению, в том числе по вопросу определения места жительства детей.

Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России Ирина Романова в свою очередь напомнила, что еще в 2010 году министерство направляло в субъекты РФ методические рекомендации по применению законодательства по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних (письмо Минобрнауки России от 31 августа 2010 г. № 06-364). В них, в частности, говорится об использовании при определении места жительства именно ст. 20 ГК РФ, в которой нет абсолютно никакой привязки к регистрации. В письме также прямо прописано, что в качестве места жительства гражданина органом опеки или попечительства может рассматриваться иное жилое помещение (нежели то, в котором гражданин зарегистрирован) при наличии свидетельства о праве собственности на это помещение, договора найма, согласия на проживание лица, предоставляющего жилое помещение, свидетельства о праве на наследство, решения суда о признании права пользования жилым помещением или другого документа, являющегося основанием для проживания в жилом помещении.

Эти разъяснения успешно используются, например, в Московской области. «Помимо ст. 20 ГК РФ и разъяснений Минобрнауки России, мы руководствуемся ст. 9 закона об опеке и попечительстве, в которой четко прописано, что при перемене места жительства полномочия в отношении подопечного возлагаются на органа опеки и попечительства по его новому месту жительства. Поэтому всех детей, которые имеют фактическое место жительства на территории Московской области, после передачи нам их личных дел мы ставим на учет и назначаем все установленные выплаты», – рассказала заместитель министра образования Московской области Людмила Овечкина. Она подчеркнула, что около 50% таких детей, а также 30% приемных родителей в настоящее время не имеют регистрации по месту жительства в регионе. Однако это никак не влияет на возможность получения ими установленных законодательством выплат. Тем не менее предложение об установлении единого подхода к назначению выплат во всех субъектах РФ на уровне федерального законодательства Людмила Овечкина поддержала.

Стоит отметить, что большинство участников слушаний одобрили идею о том, что регион, в котором проживал ребенок, и регион, в который он впоследствии переехал, должны солидарно выплачивать средства на его содержание. Но реализовать эту идею нужно так, чтобы приемным родителям не пришлось «выбивать» положенные им средства из бюджетов уже двух регионов, заявила член Комиссии по поддержке семьи, детей и материнства ОП РФ Юлия Зимова. При этом можно подумать о предоставлении субсидий на выплату соответствующих пособий из федерального бюджета, чтобы эти пособия были по крайней мере не ниже прожиточного минимума, считает председатель правления благотворительного фонда «Арифметика добра» Наиля Новожилова. «Государству выгоднее помочь с этими выплатами, чем содержать детей в учреждениях для детей-сирот», – подчеркнула она.

Для избежания же фактов отказа в назначении пособий при отсутствии у приемного родителя регистрации по месту жительства в том месте, где он фактически проживает, не обязательно вносить изменения в федеральное законодательство, уверен заместитель председателя Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Евгений Бобров. По его мнению, Правительству РФ нужно лишь принять постановление, определяющее критерии подтверждения места жительства для реализации всех прав гражданина, которые будут учитываться и органами соцобеспечения.

В заключение общественники отметили, что будут делать все возможное для того, чтобы положения Постановления № 932-ПП, ставящие возможность получения средств на содержание ребенка и ежемесячного вознаграждения приемным родителям в зависимость от регистрации по месту жительства в Москве, были скорректированы.