Презентация военное право

Оглавление:

Факультет военной подготовки

«Военное право в ВС РФ»

« Военное право и правовые основы военной службы»

Учебные вопросы:

1. Понятие военного права и правовые основы военной службы.

2. Основные положения международного гуманитарного права, его военные аспекты.

3. Понятие и сущность военной безопасности государства.

1.Понятие военного права и правовые основы военной службы

Понятие «военное право» можно рассматривать в трех аспектах:

1) как отрасль права, регулирующую определенную группу общественных отношений;

2) как науку (область правоведения);

3) как учебную дисциплину, связанную с преподаванием военного права. Перечисленные разновидности понятия «военное право» взаимосвязаны, но каждая из них имеет собственное содержание.

Основные нормы права содержатся в Федеральном

конституционном законе «О военном положении» , федеральных законах «Об обороне» , «О воинской обязанности и военной службе» , «О статусе военнослужащих» , «О материальной ответственности военнослужащих» , Положении о порядке прохождения военной службы , общевоинских уставах и ряде других актов.

Однако право не сводится лишь к нормативному массиву, т. е. своду законов и других правовых актов. Любая отрасль права призвана отражать достижения общества, передовые идеи и концепции, воплощая их в той или иной совокупности правовых норм (законе, кодексе и др.).

Нормы военного права отличаются повышенной категоричностью требований, военнослужащие по сравнению с другими лицами несут более строгую юридическую ответственность.

Военное право как отрасль юридической науки

изучается со второй половины XIX в. На Западе первая попытка разработки теории военного права была предпринята немецким профессором Л. фон Штейном, издавшим «Учение о военном быте как часть науки о государстве»

Военное право как науку следует рассматривать как систему знаний о правовом содержании процессов и явлений, складывающихся в различных сферах военной деятельности государства. Военное право изучает:

а) правовые аспекты обороны и военной безопасности, воинской обязанности и военной службы ;

б) правовое положение военной организации государства, в том числе в условиях военного и чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, и военнослужащих, их юридическую ответственность;

в) правовое регулирование военно-служебных отношений;

деятельность органов военной юстиции; организационноправовые формы международного военного сотрудничества.

Конституция Российской Федерации закрепляет обязанность гражданина защищать свое Отечество. В ст. 59 Конституции указывается, что:

1) защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации;

2) гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом;

3) гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Федеральный закон «О воинской обязанности и военнойслужбе» от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ (с изменениями и дополнениями) является базовым законом для правового регулирования воинской обязанности и военной службы.

Кроме Вооруженных Сил Российской Федерации, военную службу граждане проходят и в других войсках, воинских формированиях и органах, перечисленных в п. 1 ст. 2 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»

Основу правового регулирования, учитывающего специфику исполнения в них военной службы, кроме этого Закона, составляют и другие федеральные законы:

Федеральный закон «О Железнодорожных войсках Российской Федерации» от 5 августа 1995 г. № 126-ФЗ; Федеральный закон «О внутренних войсках Министерства

внутренних дел Российской Федерации» от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ; Федеральный закон «О внешней разведке» от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ;

Федеральный закон «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации» от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ;

Федеральный закон «О государственной охране» от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ и др.

Правовое положение военнослужащих закреплено в Федеральном законе «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ.

Поиск презентаций

Результаты поиска

Вы можете бесплатно и без регистрации скачать любую из 22947 презентаций на тему Военное право

33. 1 Военная кафедра основана в 1942 году как кафедра военной и физической подготовки. С 1944 года кафедра начала подготовку офицеров запаса для ВВС —

Презентация: . в 1942 году как кафедра военной и физической подготовки. С 1944 .

. Категорически запрещается нарушать правила ношения военной формы одежды на . к военному сбору.. Права и обязанности граждан, проходящих военную подготовку, . заведения, правил его внутреннего распорядка либо правил внутреннего распорядка военной кафедры .

Как стать офицером Российской Армии. Офицерский состав это административно-правовая категория лиц, имеющих военную и военно-специальную подготовку (образование.

Презентация: . административно-правовая категория лиц, имеющих военную и военно-специальную подготовку (образование.

. военной службе» в военные образовательные учреждения профессионального образования имеют право . поступать: граждане, не проходившие военную службу, . конкурса. Преимущественным правом на зачисление в военно-учебные заведения пользуются .

Заместитель начальника военной кафедры СГАУ полковник Одобеску Виктор Трофимович Дисциплина: Общевоинские уставы Вооружённых Сил Российской Федерации (для.

Презентация: Заместитель начальника военной кафедры СГАУ полковник Одобеску Виктор .

. следующих военных дисциплин: —Военная история —Военная педагогика и психология — Международное гуманитарное и военное право — Общественно . с военной службы с правом ношения военной формы одежды, при ношении ими военной формы .

Правовые основы военной службы Назад в содержание.

Презентация: Правовые основы военной службы Назад в содержание.

. прав и свобод, военнослужащие имеют права, обусловленные военной службой. К числу таких прав относится право . и уголовную ответственность. Военные аспекты международного права Международные договоры, регулирующие военные конфликты, заключались .

ЛЕКЦИЯ 24 Тема: ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ ГОСУДАРСТВА ЕВРОПЫ И АЗИИ В XX ВЕКЕ ГОСУДАРСТВА АЗИИ: КИТАЙ, ЯПОНИЯ Тема: ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА.

Презентация: . 24 Тема: ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ ГОСУДАРСТВА ЕВРОПЫ .

. ., в Гуанчжоу (Кантон) сформировалось военное прави— тельство защиты республики во главе . иных ведомств. Более того, военные получили право вмешиваться в дела учреждений . в «охранные войска». Восстановлены военно-морские и военно-воздушные силы. Воору- женные .

ЛЕКЦИЯ 23 Тема: ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ ГОСУДАРСТВА ЕВРОПЫ И АЗИИ В XX ВЕКЕ ФАШИСТСКИЕ ДИКТАТУРЫ И ВОЕННЫЕ РЕЖИМЫ В ЕВРОПЕ ХХ ВЕКА.

. 23 Тема: ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ ГОСУДАРСТВА ЕВРОПЫ . XX ВЕКЕ ФАШИСТСКИЕ ДИКТАТУРЫ И ВОЕННЫЕ РЕЖИМЫ В ЕВРОПЕ ХХ ВЕКА .

. для военных целей»: душев- нобольных, калек и престарелых. В судебной системе — права . , председателя Верховного суда, высших военных начальников, осуществляет право по- милования. Президенту предоставляется .

Права и ответственность военнослужащих Назад в содержание.

Права и ответственность военнослужащих Назад в содержание.

. права и свободы граждан, состоящих на военной службе (право на труд, право на отдых, право . . Кроме общегражданских прав и свобод, военнослужащие имеют права, обусловленные спецификой военной службы. Реализацию .

Каждый солдат и матрос, сержант и старшина так же, как прапорщик и офицер, при исполнении обязанностей военной службы является представителем государственной.

. и офицер, при исполнении обязанностей военной службы является представителем государственной.

. . Кроме общегражданских прав и свобод, военнослужащие имеют права, обусловленные спецификой военной службы. Реализацию . . Кроме общегражданских прав и свобод, военнослужащие имеют права, обусловленные спецификой военной службы. Реализацию .

КОНЦЕПЦИЯ И ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ проекта федерального закона «О государственно-частном партнерстве в сфере военно- технического обеспечения обороны и безопасности.

. государственно-частном партнерстве в сфере военно— технического обеспечения обороны и безопасности .

. прав на объекты интеллектуальной собственности в рамках государственно-частного партнерства при военно . иные имущественные права, предназначенные для военно-технического обеспечения обороны . -конструкторских работ военного назначения 7) военное и санитарное .

Тема 3: Основы военного права Занятие 1: Правовой статус военнослужащих.

Тема 3: Основы военного права Занятие 1: Правовой статус военнослужащих.

Тема 3: Основы военного права Занятие 1: Правовой статус . военной части немедленно уведомляются органы военного управления, поенной прокуратуры и военные следственные органы. Право . Увольнение граждан с военной службы и право на трудоустройство Гражданам, .

Главная военная прокуратура Москва — 2014 ПАМЯТКА ПРИЗЫВНИКУ Защита отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации Гражданин.

Главная военная прокуратура Москва — 2014 ПАМЯТКА ПРИЗЫВНИКУ .

. других обязанностей военной службы. Военнослужащие имеют право на бесплатное получение . в военную прокуратуру, военную полицию, в военный суд. Военнослужащие имеют право на . защиту своих прав .

Военные награды Российской Империи. Награды Российской Империи Медали Ордена Награды Белого движения Награды Временного правительства Домой.

Военные награды Российской Империи. Награды Российской .

. соответствующей надписью, награждались офицеры военно-сухопутного ведомства, прослужившие 25 . ханства, подтверждалось исключительное право России держать военный флот на Каспийском . . За чинами сохранялись право ношения военной формы, воинская организация. .

33. 1 Военная кафедра основана в 1942 году как кафедра военной и физической подготовки. С 1944 года кафедра начала подготовку офицеров запаса для ВВС —

. в 1942 году как кафедра военной и физической подготовки. С 1944 .

. Категорически запрещается нарушать правила ношения военной формы одежды на . к военному сбору.. Права и обязанности граждан, проходящих военную подготовку, . заведения, правил его внутреннего распорядка либо правил внутреннего распорядка военной кафедры .

Конституция Российской Федерации Приоритет личных прав и свобод человека, их неотъемлимость и неотчуждаемость (ст.28 – право на свободу совести и вероисповедания).

Конституция Российской Федерации Приоритет личных прав и свобод человека, их неотъемлимость . и неотчуждаемость (ст.28 – право на свободу совести и вероисповедания).

. гражданской службой Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной . в запасе, имеют право на замену военной службы по призыву альтернативной . Исходя из того, что право на замену военной службы альтернативной гражданской службой .

МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО ПРЕПОДАВАТЕЛЬ МАОУ ЛИЦЕЙ 21 МИХАЙЛОВА Н.М.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО ПРЕПОДАВАТЕЛЬ МАОУ ЛИЦЕЙ 21 МИХАЙЛОВА Н.М.

. » Определить значение международного гуманитарного права в урегулировании военных конфликтов Выяснить, какие нормы . не служат военным целям. Международное гуманитарное право (МГП) Международное гуманитарное право также известно .

Правовые основы военной службы. Военная служба это особый вид федеральной государственной службы; она заключается в повседневном выполнении гражданами.

Правовые основы военной службы. Военная служба это особый вид федеральной .

. прав и свобод, военнослужащие имеют права, обусловленные военной службой. К числу таких прав относится право . и уголовную ответственность. Военные аспекты международного права Международные договоры, регулирующие военные конфликты, заключались .

Правовые основы воинской службы. Введение Военная служба это особый вид федеральной государственной службы. Она заключается в повседневном выполнении.

Правовые основы воинской службы. Введение Военная служба это особый вид федеральной .

. прав и свобод, военнослужащие имеют права, обусловленные военной службой. К числу таких прав относится право . % стоимости путевки. — право на обучение в военных учреждениях профессионального образования ; — право на поступление .

1.Закон РФ «Об обороне». 2.Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе». 3.Закон РФ «О статусе военнослужащих». 4.Закон РФ «Об обязательном государственном.

. РФ «О воинской обязанности и военной службе». 3.Закон РФ «О .

. РФ(далее – граждане) конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной . гражданской службой Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву . в запасе, имеют право на замену военной службы по призыву альтернативной .

Тема занятий Современная военная доктрина Российской Федерации Время – 2 учебных часа Пронько Валентин Адамович Современная военная доктрина Российской.

Тема занятий Современная военная доктрина Российской Федерации Время – 2 . часа Пронько Валентин Адамович Современная военная доктрина Российской.

. нарушение норм международного права, приближение военной инфраструктуры стран — членов . нарушение норм международного права, приближение военной инфраструктуры стран — членов . нарушение норм международного права, приближение военной инфраструктуры стран .

Презентация и план проведения занятия по теме «Международное гуманитарное право» с использованием ИКТ

Цели и задачи:

  • Изучение сущности, источников и основных норм МГП.
  • Формирование умений анализировать источники и предложенные учебные ситуации, сопоставлять факты, делать выводы, интерпретировать материал, интегрировать знания и применять их для объяснения явлений, происходящих в окружающем мире, извлекать необходимую информацию.
  • Содействовать формированию таких качеств личности, как сострадание, уважение к человеческому достоинству, уважению и соблюдению норм МГП.

Оборудование:

  • компьютер,
  • медиапроектор,
  • экран,
  • раздаточный материал: ксерокопии учебных материалов для учащихся, источники (извлечения из Женевских конвенций),
  • клей,
  • ножницы,
  • бумага для плакатов,
  • иллюстрации с военной тематикой,
  • политическая карта мира.

Основные понятия:

  • международное гуманитарное право;
  • жертвы вооруженного конфликта;
  • международный и немеждународный вооруженные конфликты;
  • лица, непосредственно не участвующие в военных действиях;
  • лица, прекратившие принимать участие в военных действиях.

Структура занятия:

1. Мотивационная беседа. Ознакомление учащихся с целями изучения международного гуманитарного права и с планом уроков.

2. Изучение нового материала и продолжение работы над формированием учебных умений учащихся. Текущий контроль.

План изучения темы:

1. Жестокое лицо войны.

2. Источники международного гуманитарного права.

4. Сущность международного гуманитарного права.

5. Нормы международного гуманитарного права:

5. Ответственность за нарушение норм международного гуманитарного права.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1 этап МОТИВАЦИОННАЯ БЕСЕДА.

КАКОЕ СЛОВО СТРАШНОЕ «ВОЙНА». ОНО ПОХОЖЕ НА КОСТЛЯВУЮ СТАРУХУ,

КОТОРАЯ НЕСЕТ И БОЛЬ, И СМЕРТЬ, СТРАДАНЬЯ, СЛЕЗЫ И РАЗЛУКУ.

Демонстрация начала видеофильма «Великая Отечественная война»

Приближаются памятные даты для нашего народа и для всего человечества в мае — День Великой Победы в Великой Отечественной войне, Потрясенное последствиями этих войн, в которые было втянуто более 4/5 человечества, международное сообщество прилагает серьезные усилия, чтобы не допустить развязывания новых войн. Однако вооруженные конфликты все еще остаются реальностью нашего времени. За последние 50 лет они разгорелись в Европе, Азии, Африке, Центральной и Южной Америке. Ежегодно в мире их происходит более 30. (Политическая карта мира).

— Приведите примеры конфликтов, известных вам.

Когда противоборствующие стороны не могут или не хотят преодолеть разногласия путем мирных переговоров, они обращаются к оружию. И тогда люди становятся участниками или свидетелями этих событий. «Человек» и «война», «жизнь» и «смерть», трудно совместить эти слова.

И все же есть понятия «право» и «война» являются совместимыми в рамках МГП, о котором на уроке пойдет речь.

Познакомить учащихся с целью и планом изучения темы. (Демонстрация — слайд).

2 этап ИСТОЧНИКИ МГП.

Во все исторические эпохи предпринимались попытки уменьшить бедствия, причиняемые вооруженными конфликтами. Еще в глубокой древности некоторые военачальники, следуя обычаю, не позволяли своим подчиненным казнить пленных, приказывали щадить женщин и детей, запрещали отравлять колодцы. Эти обычаи со временем оформились, а нормы обычного права, которыми руководствовались противоборствующие стороны. В ряде случаев воюющие заключали письменные соглашения о соблюдении правил гуманного обращения с противником. Однако вплоть до второй половины ХIХ века такие соглашения не носили всеобщего характера и, как правило, действовали лишь во время одного сражения или одной войны. Первым письменным многосторонним международным договором стала Женевская конвенция 1864 г., которая кодифицировала неполные и разрозненные древние законы и обычаи войны об отношении к раненым воинам.

Информация о МККК — сообщение учащегося.

На сегодняшний день к основным источникам международного гуманитарного права относятся четыре Женевские конвенции 1949 г. и два Дополнительных протокола к ним 1977 г. (демонстрация — слайд с определением понятия «конвенция»).

Конвенция — международное соглашение, договор по конкретному вопросу, имеющий обязательную силу для тех государств, которые присоединились к нему (подписали, ратифицировали его).

Каждая из четырех Женевских конвенций включает положения, предоставляющие правовую защиту конкретной категории жертв вооруженных конфликтов:

А) Женевская конвенция от 12 августа 1949 г. — об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях;

Б) Женевская конвенция от 12 августа 1949 г. — об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море;

В) Женевская конвенция от 12 августа 1949 г. — об обращении с военнопленными;

Г) Женевская конвенция от 12 августа 1949 г. — о защите гражданского населения во время войны. (На экране — слайд с названиями конвенций).

Принимая во внимание особенности вооруженных конфликтов, имевших место после 1949 г., содержание Женевских конвенций в 1977 г. было дополнено двумя дополнительными протоколами:

А) дополнительный протокол 1977 г. к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол 1);

Б) дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера. Протокол II (На экране — слайд с названиями протоколов).

— Как вы считаете, чем отличается международный вооруженный конфликт от немеждународного вооруженного конфликта? Приведите примеры.

На экране — определения:

Под международным вооруженным конфликтом (войной) понимается вооруженное противостояние между двумя или несколькими государствами.

В этом случае вступают в силу с самого начала военных действий нормы МГП четырех Женевских конвенций 1949 г. и дополнительного протокола i 1977 года.

Немеждународный вооруженный конфликт — это вооруженное противостояние в пределах одного государства между силами правительства и антиправительственными отрядами (повстанцами).

Норм, применимых к такому конфликту меньше, они излагаются в общей для всех четырех конвенций Женевских конвенций статье З и дополнительном протоколе II.

Еще раз обратить внимание учащихся на то, что международное соглашение только тогда имеет юридическую силу, когда государства присоединились к конвенциям и протоколам. Почти все страны мира являются участниками Женевских конвенций. СССР присоединился к Женевским конвенциям в 1954 г. и к дополнительным протоколам в 1989г. Россия стала правопреемницей СССР в отношении этих договоров. В соответствии с Конституцией РФ (часть 4 статьи 15) нормы международного права и международные договоры России являются частью ее правовой системы.

3 этап СУЩНОСТЬ МГП.

Для выяснения сущности МГП познакомимся с определением. (На слайде-определение) Международное гуманитарное право является отраслью международного права и представляет собой совокупность правовых норм, основанных на принципах гуманности и направленных на ограничение последствий вооруженных конфликтов.

Задание: Из текста определения постарайтесь найти основные признаки МГП.

1) Является отраслью международного права.

2) Включает в себя совокупность правовых норм.

З) Основано на принципах гуманности.

4) Направлено на ограничение последствий вооруженных конфликтов.

Вывод: МГП направлено на защиту «субъектов» и «объектов» в условиях вооруженного конфликта.

Что относится к «субъектам»?

А) Военнопленные — участники военных действий, захваченные в плен неприятельской стороной во время международного вооруженного конфликта. (На экране — постепенно появляются определения).

Б) Гражданские лица — лица, не входящие в состав вооруженных сил.

В) Жертвы войны — раненые и больные, потерпевшие кораблекрушение, военнопленные, гражданское население.

Г) Лица, непосредственно не участвующие в военных действиях — гражданское население, медицинский персонал, духовный персонал.

д) Потерпевшие кораблекрушение — военнослужащие и гражданские лица, подвергающиеся опасности на море или в других водах в результате несчастья, случившегося либо с ними, либо с перевозившим их судном или летательным аппаратом, в условиях вооруженного конфликта.

К «объектам» вооруженного конфликта относятся:

А) Военный объект — объект, который в силу своего характера, расположения, назначения или использования вносит эффективный вклад в военные действия, и полное или частичное разрушение, захват или нейтрализация которого при существующих в данный момент обстоятельствах дает явное военное преимущество. (На экране — постепенно появл-ся опр.) Приведите примеры военных объектов.

Б) Гражданские объекты — все объекты, не являющиеся военными объектами. Приведите примеры гражданских объектов.

Сущность МГП заключается в том, что оно

1) устанавливает определенные правила поведения сторон, участвующих в вооруженном конфликте

3) обеспечивает защиту жертв войны

Учащиеся записывают определение МГП, его сущность в тетрадях.

4 этап НОРМЫ МГП.

Международное гуманитарное право призвано сделать войну более человечной, оградить людей от бессмысленной жестокости и чрезмерных страданий. Нормы МГП — это определенные правила при ведении военных действий. Давайте рассмотрим их.

Работа в группах (4 группы по 5 человек).

Перед каждым правилом, нормой — сюжет на экране, который по необходимости комментирует учитель, затем учащиеся обсуждают увиденное и услышанное, формулируют правило, подтверждают его выдержками из документов (работа с раздаточным материалом), затем проводится беседа:

1. Сформулируйте, пожалуйста, правило, которое у вас получилось.

2. Как это правило звучит в основных источниках? (Название источника — обязательно.)

А) Основные правила поведения сторон в вооруженном конфликте по отношению к жертвам войны

1. (На экране — сюжет). Военные действия могут осуществляться только против сражающегося противника.

2. (На экране — сюжет). С теми, кто прекратил воевать (ранеными, больными, военнопленными и т. д.) нужно обращаться гуманно. (Перед рассмотрением каждого правила — сюжет на экране).

3. Запрещены посягательства на жизнь и физическую неприкосновенность. (Для учителя: Запрещаются всякие виды убийства, увечья, жестокое обращение, пытки, истязания, взятие заложников, посягательство на человеческое достоинство, осуждение и применение наказания без предварительного судебного решения).

4. Милосердие к раненым и больным.

(Для учителя: Сторона в конфликте, во власти которой оказались раненые и больные, должна предоставить им медицинскую помощь, даже если они не принадлежат к стороне противника).

5. Медицинский персонал, санитарные учреждения, санитарный транспорт и оборудование не могут быть объектом нападения, их работе нельзя препятствовать.

б. Воюющие стороны должны уважать эмблемы красного креста и красного полумесяца, их неправильное использование недопустимо. (Использовать «слайд» и с неправильным использованием эмблемы).

Б) Правила ограничений в выборе средств и методов ведения военных действий

1. Запрещены виды оружия, которые причиняют людям чрезмерные страдания и ведут к большим людским потерям. (Для учителя. К запрещенным средствам относятся: пули со смещенным центром тяжести, пластиковые мины, противопехотные мины, яды, бактериологическое и токсинное оружие и т.д.)

2. Запрещено разрушение материальных ценностей, гибель окружающей среды.

З. Запрещено вероломство (например, симулирование сдачи в плен для последующего нападения),не допускаются военные хитрости (маскировка, ложные операции, дезинформация).

4. Участники военных действий обязаны следовать нормам МГП, вести войну по правилам.

Самыми беззащитными среди гражданских лиц являются дети (вспомним трагедию в Белане), МГП предоставляет детям в условиях международного вооруженного конфликта защиту двух видов — общую и особую.

Общая защита детей

Дети как часть гражданского населения имеют право на гуманное обращение.

Запрещено посягательство на жизнь, жестокое обращение, взятие заложников, оскорбительное и унижающее обращение детей.

Особая защита детей:

  • дети должны быть эвакуированы в специальные безопасные зоны от последствий военных
  • действий и имеют право на заботу медицинскую и иную помощь (получение посылок с
  • продуктами питания, одеждой, обувью). При эвакуации фиксируется вся информация о
  • ребенке, что должно облегчить восстановление связи ребенка с родственниками.
  • детям до 15 лет, осиротевшим или разлученным со своими семьями, обеспечивается содержание, обучение и воспитание в духе тех культурных традиций, которые были в семье ребенка.

Ни гражданская принадлежность, ни гражданский статус ребенка не могут быть изменены оккупирующей стороной.

Не достигшие 18 лет не должны направляться на принудительные работы.

Запрещено зачисление в армию детей-добровольцев, не достигших 15 лет. Запрещено зачислять принудительно детей оккупирующей стороной в военные формирования или организации.

В случае ареста или задержания дети должны содержаться в помещениях, отдельных от помещений для взрослых.

Если ребенок совершил преступление, за которое предусмотрена смертная казнь, то смертный приговор не приводится в исполнение.

5 этап ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ МГП.

За нарушение норм международного гуманитарного права наступает ответственность. Личная уголовная ответственность предусматривается за преднамеренное убийство, пытки и бесчеловечное обращение, нанесение ущерба здоровью лиц, пользующихся защитой МГП, принуждение служить в вооруженных силах противника, взятие заложников, незаконное перемещение гражданских лиц, вероломное использование эмблемы красного креста и красного полумесяца (когда это явилось причиной смерти, серьезного телесного повреждения или ущерба здоровью).

То есть речь идет о военных преступлениях.

Примерами такой ответственности являются Нюрнбергский и Токийский процессы над главными военными преступниками. (Иллюстрация на экране).

С ноября 1945 г. по сентябрь 1946 г. в Нюрнберге перед Международным военным трибуналом предстали 24 подсудимых, по приговору 12 обвиняемых были приговорены к смертной казни, 9- к разным срокам заключения, З — оправданы.

В 1946- 1948 гг. состоялся суд Международного трибунала над японскими военными преступниками.

В 90-е гг. были учреждены два международных уголовных трибунала по бывшей Югославии и Руанде. Они уполномочены рассматривать дела о военных преступлениях, совершенных в рамках этих двух конкретных конфликтов.

В 1998 г. на Дипломатической конференции в Риме был принят Статус (устав) Постоянного международного уголовного суда, в компетенцию которого входит преследование и наказание лиц, совершивших военное преступление.

В большинстве случаев привлечение к ответственности лиц, совершивших военные преступления, осуществляют сами государства, подписавшие четыре Женевские конвенции 1949 г. и Дополнительные протоколы к ним 1977 г. и взявшие на себя обязательство ввести в действие соответствующее законодательство.

Например, Уголовный кодекс РФ включает статью 356 «Применение запрещенных средств и методов войны», которая устанавливает уголовную ответственность за некоторые нарушения международного гуманитарного права.

Таким образом, МГП обеспечивает не только защиту тех, кто оказался в зоне военных действий, но и определяет меру ответственности виновным за разжигание войны, вооруженных конфликтов. Оно требует быть милосердными, гуманными к жертвам войны.

6 этап РЕФЛЕКСИЯ.

Человек и война. Жизнь и смерть. Надежда и страдание. Почему человек разумный убивает себе подобных?

К сожалению, так устроен наш противоречивый и хрупкий мир. Человечество считает вопрос войны и мира одной из важнейших глобальных проблем современности, а это уже вселяет уверенность в то, что когда-либо разум победит. И на этой оптимистичной ноте мы предлагаем вам выполнить творческую работу: «превратить ужасный лик войны в прекрасный образ мира», т.е. создать плакат «Миру — да! Нет — войне!». (Подсобный материал приготовлен заранее для каждой группы).

В конце урока — благодарность всем за участие, подведение итогов.

Ресурсы.

[1] СD-диск «От Кремля до Рейхстага» из серии Познавательная коллекция

[2] Сборник «Международное гуманитарное право»

Военное право зарубежных государств

Военное право зарубежных государств § 1.

Международно-правовые формы военного сотрудничества § 2.

Военно-техническое сотрудничество § 3.

Международно-правовое регулирование вооруженных конфликтов.

Гуманитарное право § 4.

Правовые основы пребывания войск за границей и миротворческой деятельности § 5.

Международное морское право § 6.

Международное воздушное и космическое право § 1.

Международно-правовые формы военного сотрудничества Военное сотрудничество государств может осуществляться в формах: военно-политического и военно-технического сотрудничества.

Военно-политическое сотрудничество государств предполагает: участие в союзах, блоках, встречи глав государств, правительств, проведение взаимных консультаций, выработку общих позиций, принципов поведения, подписание договоров.

Основные принципы международного сотрудничества государств принцип суверенного равенства государств (юридическое равенство всех государств; свободное развитие каждым государством своей политической, экономической и социальной системы; уважение правосубъектности государств; уважение территориальной целостности); принцип невмешательства во внутренние дела государств (воздержание от любого вмешательства во внутренние дела; запрещается применение политических, экономических, военных мер в целях подчинения себе другого государства; запрещение помощи организациям, допускающим вооруженную, террористическую деятельность в целях изменения строя другого государства); принцип уважения прав и свобод человека (приоритет общечеловеческих ценностей, гуманизация общественных отношений); принцип добросовестного выполнения международных обязательств (каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться)… Субъектами военного сотрудничества являются государства, которые равноправны и независимы при осуществлении своих внешних связей.

Они свободны во вступлении в дипломатические, консульские отношения с любым государством, имеют право обмениваться посольствами, миссиями, сами решают вопросы о вступлении в международные организации и выходе из них.

Любая межправительственная (межгосударственная) организация — субъект международного права. Она является субъектом современного международного права потому, что государства согласились наделить ее соответствующими правами и обязанностями, которые четко определены в учредительных актах (конвенциях, уставах, статутах, договорах). В настоящее время главная роль в построении безопасного мира принадлежит Организации Объединенных Наций.

33 Устава ООН государства должны стремиться к скорейшему и справедливому разрешению международных споров, в том числе военных, путем переговоров, привлечения следственных комиссий, посредничества, примирения, судебного разбирательства. Международный суд ООН является универсальным судебным органом.

Согласно Манильской декларации о мирном разрешении международных споров, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН в 1982 г., государства в полной мере сознают роль Статута Международного суда, который является главным судебным органом ООН, и обязаны выполнять его решения. Согласно ст.

23 Устава ООН в целях поддержания и укрепления международного мира и безопасности образован Совет Безопасности ООН , состоящий из 15 членов Организации.

Из них 5 являются постоянными: Россия, Китай, Франция, Великобритания и Северная Ирландия, США.

Генеральная Ассамблея избирает 10 других членов ООН в качестве непостоянных членов на два года: от Азии и Африки — 5 членов, от Восточной Европы — 1, от Латинской Америки и Карибского моря — 2, от Западной Европы, Канады, Новой Зеландии и Австралии — 2.

Международной организацией является и Организация Североатлантического договора (НАТО), созданная 4 апреля 1949 г. Целями НАТО являются обеспечение свободы и безопасности всех членов политическими и военными средствами в соответствии с целями и принципами Устава ООН. Руководящими органами НАТО являются Североатлантический совет, Генеральный секретарь, Комитет оборонного планирования, Группа ядерного планирования, другие комитеты. Военная структура НАТО состоит из военных комитетов, Постоянного военного комитета и Международного военного штаба.

В НАТО входят 28 государств.

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) создана в 1995 г.

на основе решений Парижской хартии 1990 г., Венской и Хельсинкской деклараций 1992 г., из СБСЕ. Цели ОБСЕ:1.

содействие улучшению отношений между государствами;2.

поддержка разрядки международной напряженности;3.

развитие сотрудничества между государствами-членами;4.

признание тесной взаимосвязанности мира и безопасности в Европе и во всем мире;5.

вклад в соблюдение прав человека.

Главным органом ОБСЕ является Совещание глав государств и правительств, которое собирается каждые два года на сессии.

ОБСЕ состоит из представителей парламентов стран, подписавших Хельсинкский акт 1975 г.

и Парижскую хартию 1990 г.

Парламентская ассамблея дает оценку хода осуществления целей ОБСЕ;

обсуждает вопросы, поднятые на встречах Совета министров и на встречах на высшем уровне государств — членов ОБСЕ;

разрабатывает механизмы по предупреждению и разрешению межгосударственных конфликтов и содействует их осуществлению;

оказывает поддержку демократическим институтам в государствах — участниках ОБСЕ.

появилась новая международная организация — Содружество Независимых Государств (СНГ). В него входят бывшие республики СССР: Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина.

членом Содружества стала Грузия.

Учредительными актами СНГ являются: Соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991 г., Протокол и Декларация от 21 декабря 1991 г., Устав СНГ, принятый 22 января 1993 г.

Военно-техническое сотрудничество военно-техническое сотрудничество — это область международных отношений, связанная с вывозом и ввозом, в том числе с поставкой или закупкой продукции военного назначения, а также с разработкой и производством продукции военного назначения 1) международные отношения, включающие как отношения между государствами, так и отношения между управомоченными хозяйствующими субъектами этих государств, опосредующие поставки ПВН одних государств и хозяйствующих субъектов другим; 2) внутригосударственные отношения, объектом которых является ПВН, а предметом — поставки указанной продукции в иностранные государства в соответствии с установленным в каждом государстве порядком По предмету регулируемых отношений международные договоры о военно- техническом сотрудничестве можно разделить на следующие виды:1) двусторонние соглашения между Правительством Российской Федерации и правительствами иностранных государств о военно-техническом сотрудничестве;2) соглашения между Правительством Российской Федерации и правительствами государств — участников СНГ о производственной и научно-технической кооперации предприятий оборонных отраслей промышленности3) двусторонние соглашения между Правительством Российской Федерации и правительствами иностранных государств по отдельным вопросам военно-технического сотрудничества4) внешнеполитические соглашения по контролю над поставками обычных вооружений, товаров и технологий двойного назначения в иностранные государства.

принципы государственной политики в области военно-технического сотрудничества: а) к внешнеполитическим принципам межгосударственных отношений в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами относятся: — принцип соблюдения международных договоров в области международной безопасности при осуществлении ВТС;

— принцип соблюдения международных обязательств Российской Федерации в области контроля за экспортом ПВН, товаров и технологий двойного назначения;

— принцип сохранения и поддержания политических, экономических и военных интересов Российской Федерации;

— принцип соблюдения взаимовыгодных военно-политических и экономических интересов в области ВТС на приемлемых для Российской Федерации условиях;

б) к внешнеполитическим принципам поставок продукции военного назначения в области ВТС относятся: — принцип отказа от поставок ПВН в государства, находящиеся в состоянии вооруженного конфликта, за исключением случаев выполнения международных соглашений;

— принцип отказа от передачи оружия в нарушение принципов Устава ООН;

К принципам государственного управления в области ВТС относятся: — приоритетность интересов Российской Федерации при осуществлении ВТС;

— государственная монополия на деятельность в области ВТС;

— защита государством прав и законных интересов юридических лиц, связанных с разработкой, производством и реализацией ПВН;

— государственный протекционизм в области ВТС;

— недопустимость нанесения ущерба обороноспособности и безопасности Российской Федерации при осуществлении ВТС;

— подконтрольность федеральных органов исполнительной власти и всех российских юридических лиц, участвующих в ВТС;

— подотчетность федеральных органов исполнительной власти и всех российских юридических лиц, участвующих в ВТС;

— принцип исключительного ведения федеральных органов исполнительной власти: — принцип исключения неоправданного вмешательства государственных органов во внешнеторговую деятельность российских субъектов ВТС.

К принципам внешнеторговой деятельности и сделок в отношении продукции военного назначения следует отнести: — принцип исключительной компетенции Президента Российской Федерации;

— принцип правительственной контрассигнации;

— принцип обеспечения равных условий участия в осуществлении ВТС для субъектов военно-технического сотрудничества;

— принцип недопустимости конкуренции на внешнем рынке нескольких субъектов ВТС;

— принцип ограниченной автономии воли субъектов военно-технического сотрудничества при совершении внешнеторговых сделок в отношении ПВН и осуществлении субъективных прав, вытекающих из них.

Международно-правовое регулирование вооруженных конфликтов.

Гуманитарное право Современное международное право запрещает агрессивные войны, вместе с тем в современных условиях могут иметь место и войны, не запрещенные международным правом:1.

оборонительные войны в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону от агрессии (ст.

гражданские войны в отдельных странах;4.

операции войск ООН или национальных (многонациональных) войск по решению Совета Безопасности ООН (ст.

при выполнении договорных обязательств.

Война — это организованная вооруженная борьба между независимыми суверенными государствами. Определение агрессии содержится в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 3314 от 14 декабря 1974 г., согласно которой под агрессией понимается «применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности и политической независимости другого государства, или каким- либо другим образом, несовместимым с Уставом ООН» (ст.

К актам вооруженной агрессии относятся: а) вторжение вооруженных сил одного государства на территорию другого государства;

любая военная оккупация, какой бы временный характер она ни носила;

любая аннексия территории другого государства или части ее с применением силы;

б) применение любого оружия одним государством против территории другого государства;

в) блокада портов или берегов одного государства вооруженными силами другого государства;

г) нападение вооруженных сил одного государства на вооруженные силы другого государства;

д) применение вооруженных сил одного государства, находящихся по соглашению на территории другого государства, в нарушение условий, содержащихся в соглашении;

е) предоставление своей территории другому государству в целях использования ее для совершения актов агрессии против третьих государств;

ж) засылка одним государством вооруженных банд, групп, наемников, которые осуществляют акты применения вооруженных сил против другого государства (ст.

Благодаря политической инициативе СССР на 29-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1974 г.

было принято следующее определение агрессии: «Агрессией является применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом Организации Объединенных Наций, как это установлено в настоящем определении».

это вооруженная борьба между двумя или несколькими сторонами, обладающими международной правосубъектностью: а) суверенными государствами;

б) национально-освободительным движением и метрополией;

в) признанной восставшей или воюющей стороной и соответствующим государством.

Внутренние беспорядки — ситуация, когда в условиях отсутствия вооруженного конфликта государство применяет силу в целях сохранения или восстановления правопорядка и законности. Внутренняя напряженность — это ситуация, когда в условиях отсутствия внутренних беспорядков государство прибегает к превентивному применению силы в целях сохранения спокойствия (мира) и законности § 4.

Правовые основы пребывания войск за границей и миротворческой деятельности Правовыми основами пребывания войск за границей являются международные договоры, предусмотренные ст.

102 Устава ООН, Венской конвенцией о праве международных договоров от 23 мая 1969 г.

Международно-правовое положение войск и военнослужащих за границей определяется комплексной системой правовых норм, состоящей из универсальных и региональных международных договоров, законодательства страны, предоставившей воинский контингент, и национального законодательства государств, принимающих войска.

В международном праве различается несколько видов правового режима (правового положения) иностранцев (военнослужащих). Режим наибольшего благоприятствования предоставляет военнослужащим иностранного государства объем прав, предусмотренный для граждан любого третьего государства, находящихся на территории данной страны в наиболее выгодном правовом положении по отношению к иным иностранным гражданам. При национальном режиме пребывания военнослужащие уравниваются в правах с гражданами государства пребывания: обладают правом собственности;

имеют личные неимущественные права;

могут заниматься различными видами предпринимательской деятельности;

имеют право на оказание медицинской помощи, образование, пользование достижениями культуры, обращаться в судебные органы, прокуратуру за защитой своих нарушенных прав.

Однако военнослужащие-иностранцы ограничены в свободе передвижения по территории государства пребывания, не пользуются избирательными правами, не участвуют в референдуме, митингах, шествиях, демонстрациях, не могут быть членами политических партий, не участвуют в управлении делами страны. Согласно международным договорам иностранным военнослужащим предоставляются специальные права: носить установленную для них форму одежды, табельное оружие, находиться на охраняемых территориях.

Кроме того, установлены пределы распространения на них юрисдикции принимающего государства (безопасность, охрнаа жизни и здоровья). Миротворчество включает в себя широкий спектр операций, главной целью которых является содействие миру, безопасности, борьбе с международным терроризмом.

Международное морское право Международное морское право — совокупность общепризнанных норм и принципов, определяющих правовое положение морских пространств и регламентирующих отношения между государствами в процессе различных видов мореплавания, эксплуатации и использования морей и океанов в мирное и военное время.

К основным принципам современного международного морского права относятся следующие: 1) принцип мирного сосуществования.

Статья 1 Устава ООН обязывает «поддерживать международный мир и безопасность» и «развивать дружественные отношения между нациями».

Действие этого принципа находит отражение и в деятельности ВМФ, он лежит в основе взаимоотношений между военными кораблями разных флагов в процессе использования ими морей и океанов в мирное время.

Военные корабли рассматриваются в международном праве как специальные органы своих государств, действующие по уполномочию верховной власти;

2) принцип уважения государственного суверенитета.

Руководствуясь этим принципом, военные корабли должны строго уважать установленные государствами морские границы, ширину территориальных вод, правила плавания в них.

Военные корабли одного государства не могут навязывать свою волю кораблям другого государства;

3) принцип равноправия государств.

В силу принципа суверенного равенства и равноправия государств любые действия в лице его правомочных органов или представителей пользуются иммунитетом.

Основываясь на этом принципе, военные корабли всех флагов как специальные органы своих государств обладают иммунитетом, они равноправны и в их законную деятельность недопустимо никакое вмешательство каких-либо органов или властей других государств;

4) принцип ненападения.

В силу этого принципа военные корабли при происшествиях в Мировом океане не должны прибегать к оружию, если нет акта вооруженной агрессии или преднамеренного нападения.

В то же время при умышленном использовании противной стороной оружия каждый военный корабль имеет право на самооборону;

5) принцип мирного разрешения международных споров.

Споры, возникающие между государствами и их органами, например, военными кораблями в процессе использования ими морских пространств, также подлежат разрешению мирными средствами;

6) принцип невмешательства во внутренние дела других государств.

В силу этого принципа военные корабли одного государства не могут препятствовать законным действиям военных кораблей другого государства в Мировом океане.

Вступая во взаимоотношения друг с другом, военные корабли разных флагов не должны допускать действий, которые бы рассматривались как помехи действиям кораблей другого государства (например, при слежении, поиске, сопровождении).

Международное воздушное и космическое право Международное воздушное право развивалось одновременно с авиацией.

Основным источником международного воздушного права являются международные договоры.

Важнейшим международным актом в области воздушного права стала подписанная в 1944 г.

в Чикаго Конвенция о международной гражданской авиации.

Участники Конвенции признали право каждого государства на суверенитет над воздушным пространством над своей территорией.

В ней установлены правила полетов над территорией договаривающихся государств;

меры содействия аэронавигации;

условия, подлежащие соблюдению в отношении воздушных судов. В Конвенции содержатся положения об учреждении Международной организации гражданской авиации (ИКАО), целями которой являются разработка принципов и методов международных аэронавигаций, содействие развитию международного воздушного транспорта с тем, чтобы обеспечить упорядоченное развитие международной гражданской авиации, поощрять развитие воздушных трасс, аэропортов и аэронавигационных средств, способствовать безопасности полетов.

СССР присоединился к Чикагской конвенции в 1970 г., Российская Федерация в порядке правопреемства является ее участницей и выполняет предусмотренные ею обязательства. Конвенция не применяется к воздушным судам, находящимся у определенных государственных органов (военных, полицейских, таможенных).

Все остальные воздушные суда отнесены к гражданским, хотя и могут являться государственной собственностью.

Национальным законодательством и Чикагской конвенцией 1944 г.

в части осуществления во время международных полетов коммерческой деятельности за невоенными воздушными судами признаются следующие права, или «свободы воздуха»: 1) право на беспосадочный транзитный полет над территорией данной страны, т.е.

полет без посадок и совершения каких-либо коммерческих операций;

2) право транзита с посадкой в технических (заправка топливом, технический осмотр, ремонт) и иных некоммерческих целях, без погрузки-выгрузки перевозимых объектов или посадки-высадки пассажиров;

3) право высадки пассажиров и выгрузки перевозимых объектов, взятых на борт в аэропорту государства регистрации воздушного судна;

4) право принимать на иностранной территории пассажиров, их багаж, грузы и почту, если они имеют местом назначения территорию государства регистрации воздушного судна;

5) право принимать и высаживать пассажиров, выгружать и погружать объекты перевозки на иностранной территории, если таковые имеют пунктом отправления и назначения территорию любого третьего государства;

6) право осуществлять все виды перевозок между третьими странами через территорию государства регистрации воздушного судна;

7) право осуществлять все виды перевозок между третьими странами, минуя территорию государства регистрации воздушного судна;