Правовые основы организации управления экономикой

§ 4. Правовые основы организации управления экономикой

Разработку направлений развития законодательства в экономической сфере и формирование самого законодательства связывают с признанием закона как главного акта в правовом регулировании, изменением экономических функций государства, системы и функций органов исполнительной власти всех уровней. Недостатки в экономике и других сферах, определенная недооценка государственного управления на всех уровнях привели к тому, что право-

творчество и развитие законодательства в экономической сфере происходят медленно, в отдельных случаях несогласованно. Неэффективной является и реализация принятых законов. У многих руководителей центрального и местного уровней сложилась иллюзия, что решение всех проблем возможно лишь путем принятия соответствующих законов. Наблюдаются недооценка организационных мер, направленных на соблюдение действующего законодательства, ослабление требовательности, дисциплины.

Непродуманной является налоговая политика, наблюдается непрерывное увеличение количества служащих как в экономике, так и в других сферах, администрации и управленческого персонала государственных предприятий (и это при том, что они не работают или же работают не в полную силу, а количество работников, непосредственно занятых производством, значительно сократилось). В экономической сфере создается все больше и больше контролирующих и надзорных структур. Все это, конечно, отрицательно сказывается на экономике, управлении ею и законодательном процессе.

В целом административно-правовое регулирование обеспечения рыночной экономики осуществляется в нескольких направлениях. С одной стороны, оно включает разработку и реализацию системы мероприятий программного руководства, прогнозирования, структурного преобразования народного хозяйства, государственную поддержку экономического и научно-технического потенциала, а с другой — создание правовой и экономической основ социально ориентированного функционирования предприятий, хозяйственных объединений, других организационно-хозяйственных структур, эффективного управления государственным имуществом.

Конституция Украины создала базу для дальнейшего развития экономических отношений в рыночном направлении, уравняв всех субъектов права собственности перед законом. Государство обеспечивает защиту прав всех субъектов права собственности и хозяйствования, социальную направленность экономики.

Основной правовой формой реализации государственной политики в разных сферах являются утверждаемые Верховной Радой Украины общегосударственные программы экономического, научно-технического, национально-культурного развития, охраны окружающей среды. Главной тенденцией развития законодательства об экономике становится комплексный характер регулирования общественных отношений.

Эти программы направлены на создание хозяйственно-управленческого механизма, отвечающего рыночной экономике: гибких организационных структур управления и хозяйствования, предпринимательства, демонополизации, акционирования, функционирования коммерческих банков, финансового оздоровления экономики, укрепления финансово-кредитной системы. Начиная с Концепции перехода Украинской ССР к рыночной экономике, в нашем государстве принят ряд программ — Программа чрезвычайных мер по стабилизации экономики Украины от 3 июля 1991 г.; Об основах национальной экономической политики Украины от 24 марта 1992 г.; Государственная программа демонополизации экономики и развития конкуренции от 21 декабря 1993 г. и др. К такому виду актов можно отнести также программы развития регионов, отраслей народного хозяйства.

Сейчас подготовлен проект Программы «Украина — 2010», принятие которого может стать основой дальнейшего экономического роста, идеи национального прогресса.

Законы Украины «О предпринимательстве», «О предприятиях в Украине», «Об общих основах создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон» и другие включают в себя предписания административно-правового содержания, предусматривающие сохранение регулятивной роли государства в отраслях общественного производства, развитие и усиление контрольно-надзорных функций государства. Вместе с тем обращает на себя внимание тот факт, что законов сугубо управленческого характера на сегодняшний день (в сфере экономики) нет, в то время как в плане правового обеспечения экономической реформы разработка нормативных решений всего комплекса управленческих проблем является чрезвычайно актуальной. Это касается таких направлений развития законодательства, которые бы регулировали соотношение централизованных и децентрализованных форм управления экономикой при сохранении регулятивной роли государства в ключевых отраслях общественного производства путем определения четких приоритетов. Важным является разработка публично-правовых норм для надежной защиты прав граждан, хозяйствующих субъектов.

Актуальной остается проблема закрепления правового положения органов, осуществляющих управление отраслями экономики,

исключения ведомственности, которая порождается нормативно-правовыми актами, принятыми министерствами и ведомствами, осуществления согласованности в действиях органов управления экономикой. Недопустимы факты подмены законодательных предписаний инструкциями, приказами, постановлениями, письмами министерств и ведомств.

Важными в системе правовых предписаний, регулирующих экономические отношения, являются акты Президента Украины. Они в определенной мере заполняют правовой вакуум в этой сфере деятельности, содействуют рыночным преобразованиям, проведению экономической реформы, ликвидации в экономике кризисных явлений. Примером этому может служить Распоряжение Президента Украины «О неотложных мерах по ускорению реформ и выводу экономики Украины из кризиса». Актами Президента Украины утверждаются положения о соответствующих органах управления и решаются другие важные вопросы в экономической сфере.

Проблемы развития экономики, управления экономикой находятся в центре внимания Кабинета Министров Украины. Свидетельство тому — нормативно-правовые акты Кабинета Министров по экономическим вопросам, установлению правового положения органов управления, разгосударствлению собственности, демонополизации и др.

Вопросы осуществления экономической деятельности находятся в поле зрения министерств и других центральных органов исполнительной власти, которые в той или иной мере имеют отношение к сфере управления экономикой, областных и районных (местных) государственных администраций. Они также решаются на уровне государственных предприятий, их ассоциаций (объединений, комплексов).

Органы местного самоуправления также осуществляют соответствующие функции в сфере управления экономикой. Они управляют имуществом, находящимся в коммунальной собственности, утверждают программы социально-экономического развития, бюджеты соответствующих административно-территориальных единиц, контролируют их выполнение, создают и ликвидируют коммунальные предприятия, организации, осуществляют контроль за их деятельностью.

Понятие, цели и правовые основы организации управления. Организация управления в современных и особых условиях. Формы управления.

Управление может рассматриваться с различных точек зрения — социально-экономической, политической и др. Административно-пра­вовая организация управления представляет собой сердцевинный ас­пект организации исполнительной власти, обеспеченной нормами ад­министративного права.

Административно-правовая организация управления (далее – организация управления) есть закрепленная нормами админист­ративного права система субъектов, призванных осуществлять уп­равление, их статус, включая взаимоотношения этих субъектов внутри и вне этой системы.

Элементами административной организации управления являются:

а) органы исполнительной власти;

б) другие органы управления, входящие в разветвленный орга­низационный механизм осуществления функций исполнительной власти;

в) нормы административного права, устанавливающие соответст­вующий статус всех звеньев системы управления, в том числе из слу­жащих;

г) важнейшие параметры их отношений, очерченных админист­ративным правом;

д) правовая ответственность субъектов, вытекающая из их адми­нистративно-правового положения.

Понятием организации управления охватывается как государст­венное, так и негосударственное управление в той мере, в какой оно регламентируется административным правом.

Организация управления имеет целью создание наиболее бла­гоприятных условий для действенного функционирования испол­нительной власти, соответствующего интересам граждан, обще­ства и государства. Рациональная организация осуществления ис­полнительной власти является одним из важнейших условий упоря­дочения государственного управления, его экономичности и нормальной государственной деятельности в целом.

Управленческие структуры, находясь в зависимости от социаль­но-экономической и политической систем, должны обладать способно­стью оказывать сильное влияние на развитие общества, не допуская при этом насилия над социально-экономическими процессами. На та­кой подход должны быть запрограммированы все конструктивные эле­менты административной организации управления, его системы.

Единая система министерства, ведомства означала высокую степень социально-экономической, организационной, правовой централизации, обособ­ленности и замкнутости этой системы, на базе которой процве­тал ведомственный диктат вышестоящих отраслевых и межот­раслевых органов. Самостоятельность и инициатива предприятий, уч­реждений и организаций были крайне ограниченными. В этих условиях перестраховка и переложение решения вопросов на выше­стоящие органы стали принципом деятельности их администрации.

Содержание организации управления включает решение различ­ных вопросов. Изначально необходимо определить принципы и формы их юридического закрепления; формы органов управления в зависи­мости от их функционального назначения; разграничение между ними компетенции, включая формулирование задач, функций, уста­новление прав и обязанностей; правовые формы взаимодействия меж­ду ниже- и вышестоящими звеньями управления; методы управленче­ской деятельности и формы их реализации.

Важное значение имеет правильный выбор и закрепление связей между субъектами управления отраслями и сферами. В действующих системах управления они имеют различные формы.

44. Управление в сфере экономики: методы управления, система и полномочия органов в ПМР.

Государственное управление экономикой предусматривает прямое вмешательство органов исполнительной власти в деятельность хозяйствующих субъектов, непосредственное руководство ею путем оперативно-распорядительных действий, которое выражается в том, что государство принимает на себя функции прогнозирования, планирования, организации хозяйственной деятельности субъектов и контроль за ее эффективным осуществлением, (характерно для авторитарных государств)

В свою очередь, государственное регулирование — это общее упорядочение общественных отношений в конкретной сфере экономики, которая осуществляется в соответствии с требованиями законодательства путем прямого влияния на хозяйственную деятельность субъектов экономических отношений.

В условиях конкурентной экономики рынок менее ограничен, чем при плановой. Основу обмена товарами и услугами составляют не личный статус индивида, производство товаров отвечает потребительскому спросу и измеряется возможностью граждан платить за них деньги, которые являются безличным посредником при любом обмене.

Целью государственного регулирования экономики является выполнение задач, оказывающих содействие организации рынка, рыночно-конкурентных отношений, достижение экономических, политических, социальных целей, направленных на поддержку и обеспечение рыночного порядка в государстве, корректирование распределения ресурсов с целью влияния на хозяйственную структуру и структуру национального продукта.

Министерство экономики Приднестровской Молдавской Республики является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим управление и проведение единой государственной экономической политики и осуществляющим управление в области финансовой, бюджетной — налоговой, ценовой, инвестиционной политики, внешнеэкономической деятельности и торговли, политики в сфере занятости, социальной защиты населения и статистической информации.

В целях проведения единой государственной экономической политики Министерство экономики обеспечивает выполнение следующих основных задач:

1. В области макроэкономики и реформирования отраслей народного хозяйства.

Проведение сводного анализа и разработка прогноза социально-экономического развития отраслей народного хозяйства и макроэкономических показателей экономики республики в целом на текущий период и перспективу.

2. В области финансов, бюджета и налогов: составление и ведение государственного сводного финансового баланса. Анализ эффективности действующей налоговой системы, доходов и расходов государственного (Республиканского и местных) бюджета республики во взаимодействии с Министерством финансов и разработка направлений бюджетной политики. Разработка приоритетных направлений (механизмов и программ) доходов и расходов бюджета на будущие периоды. Совершенствование нормативной, законодательной и методологической базы в данной сфере. Разработка и совершенствование методологии и методики бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

3. В ценовой политике: совершенствование методов государственного регулирования цен и тарифов на основные товары (работы, услуги). Проведение маркетинга рынка по группам товаров в республике и в странах-партнерах хозяйствующих субъектов республики с целью создания условий для оптимизации эквивалента обмена в торговых отношениях и минимизации расходов Республиканского и местных бюджетов при проведении государственных закупок.

4. В области инвестиционной политики: определение основных приоритетов инвестиционной политики. Создание и совершенствование нормативной базы с целью согласованности действий министерств и ведомств в проведении инвестиционной политики по основным направлениям, привлечении внутренних и иностранных инвестиций, рынка ценных бумаг, приватизации, капитальных вложений.

5. Во внешнеэкономической деятельности и торговле: определение основных направлений государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и торговли. Антимонопольное регулирование деятельности хозяйствующих субъектов. Создание условий для осуществления внешнеэкономических связей в области торговли, рынка труда, обмена информацией. Анализ и прогноз

6. Проведение государственной политики в социально-трудовой сфере, реализация территориальных программ содействия занятости регулирования рынка труда и оплаты труда, формирование нормативной базы в данной области.

7. Управление статистической информацией. Сбор, обработка, обобщение и анализ статистической информации о процессах, происходящих в экономической и социальной жизни республики и ее административно-территориальных единицах.

8. Оказание методологической и практической помощи министерствам, ведомствам, хозяйствующим субъектам, координации их деятельности в реализации единой экономической политики государства.

Дата добавления: 2015-04-11 ; просмотров: 48 ; Нарушение авторских прав

Правовые основы организации управления экономикой

7.1.3. Правовые основы организации управления

Создание организационной системы управления серьезно затруд­няется отсутствием стабильной, внутренне непротиворечивой системы законодательства, необходимого для недвусмысленного определения организации, функций, полномочий субъектов управления как одного из условий самостоятельности в их работе. Именно качественное за­конодательство призвано предупредить поспешность, импровизации, субъективизм и волюнтаризм в создании управленческих систем. Многие решения, касающиеся формирования системы управления, прямо зависят от принятия ряда законов. Правовой вакуум в прошлом привел к грубому извращению государственного управления, адми­нистративно-правовой вакуум при современной идеологии социально-экономического развития общества влечет за собой дезорганизацию управления, его ослабление, хаос в обществе.

Отсутствие общего правового акта об управлении в Российской Федерации предопределило многообразие правовых актов по данной проблеме. Необходимость в подобном акте очевидна, несмотря на то (а быть может именно потому), что регламентация организации уп­равления должна учитывать неизбежные особенности задач, к реше­нию которых она должна быть приспособлена. Это значит, что в прин­ципе не может быть такого правового акта, который бы исчерпываю­щим образом регламентировал организацию управления. Ведь оно должно быть ориентировано на решение общих, отраслевых, межот­раслевых, территориальных и отдельных крупных задач (освоение космоса и др.).

Массив действующих правовых актов, в той или иной мере отно­сящихся к организации управления, велик (не смешивать с полнотой и качеством регламентации связанных с этим вопросов). Они могут быть с допуском условности классифицированы по ряду критериев: по юридической силе; в зависимости от принципа федерализма; по содер­жанию; по характеру их влияния на организацию управления. Классификация правовых актов по этим критериям позволяет расши­рить представление о правовых основах организации управления, их сложной структуре в современных условиях. При этом надо иметь в виду, что ныне отсутствует четкое разграничение компетенции орга­нов государственной власти и должностных лиц в вопросах органи­зации управления на уровне Российской Федерации и ее субъектов. С точки зрения государственного строительства положение явно ненор­мальное и, естественно, подлежащее исправлению.

По юридической силе выделяются:

а) Конституция Российской Федерации, закрепляющая в общем виде структуру экономики, социально-культурной и административ­но-политической деятельности;

б) законы Российской Федерации;

в) постановления палат Федерального Собрания;

г) конституции, уставы и законы субъектов Российской Федера­ции. Уставы субъектов Российской Федерации, кроме республик, име­ют большое значение для организации управления на уровне этих субъектов. В уставах, принимаемых законодательными (представи­тельными) органами соответствующих субъектов Российской Феде­рации, решаются важнейшие вопросы структуры органов управления и их статуса;

д) подзаконные акты: Президента Российской Федерации и орга­нов исполнительной власти.

Среди актов данной группы особое место занимают указы и рас­поряжения Президента Российской Федерации. С одной стороны, они подзаконны, поскольку, как известно, не должны противоречить Кон­ституции Российской федерации и федеральным законам. С другой, они могут издаваться для регулирования общественных отношений первичным образом, то есть тех, которые не урегулированы федераль­ными законами. В Конституции Российской Федерации не случайно не- применена формула, что акты Президента издаются на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации и федеральных законов. Президент Российской Федерации обладает более широкой свободой в регулировании общественных отношений. Издаваемые им правовые акты не всегда являются прямым следствием принятых за­конов, их конкретизацией и развитием, что характерно для правотворчества органов исполнительной власти. Многие правовые акты Президента Российской Федерации посвящаются вопросам органи­зации управления, статусу различных звеньев его системы на уровне Российской Федерации, ее субъектов и местного самоуправления.

Определенные вопросы внутренней самоорганизации решаются с помощью правовых актов соответствующих органов и их должност­ных лиц.

В зависимости от принципа федерализма. Данный принцип на­ходит свое отражение в системе правовых актов, регламентирующих организацию управления. Система их формируется на основе разграничения компетенции органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов в области организации управления в целом и в конкретных сферах и отраслях.

По содержанию различаются общие правовые акты, распростра­няющие свое действие на определенные отношения независимо от то­го, в какой сфере или отрасли они возникают, и специализирован­ные, регламентирующие вопросы организации управления в отдель­ных отраслях и сферах.

В общих правовых актах содержатся нормы, касающиеся вопро­сов организации управления, не имеющих отраслевой специфики. Та­кого рода акты являются внеотраслевыми. Например, Земельный ко­декс Российской Федерации закрепляет систему государственного контроля за соблюдением земельного законодательства, антимоно­польное законодательство, правовые акты о занятости населения и др.

Специализированные правовые акты более детально регламен­тируют организацию системы управления профильными отраслями и

сферами деятельности. Например, Закон Российской Федерации от 24 апреля 1996 года «Об обороне»* закрепляет основы управления оборо­ной Российской Федерации.

По характеру влияния выделяются правовые акты, косвенно влияющие на организацию системы управления, и акты, непосредст­венно регулирующие те или иные его вопросы. Например, Граж­данский кодекс Российской Федерации 1994 года не содержит норм по конкретным вопросам организации управления отраслями и сферами. Но, регламентируя отношения собственности, он оказывает влияние, прежде всего, на концепцию организации управления экономикой в целом, на концепцию формирования системы отраслевых органов уп­равления, на выбор методов управления коммерческими и некоммер­ческими организациями и т.д. При всеобщем господстве государствен­ной собственности, естественно, эта система должна быть более раз­ветвленной и специализированной, чем в условиях, когда государст­венная собственность носит ограниченный характер.

* Российская газета. 1996. 23 января.

Правовые акты, непосредственно регулирующие те или иные воп­росы организации управления, могут закреплять его конкретные при­нципы, содержать конкретные нормы прямого действия. Такого рода нормы содержатся в общих, но чаще в специализированных актах.

Организация управления в отраслях и сферах обеспечена зако­нами в разной степени. Организация управления экономикой обеспе­чена законами в меньшей мере, чем в других областях. Во многих слу­чаях она регламентируется указами Президента Российской Федера­ции и другими подзаконными актами. Основные причины, объясняю­щие, но не оправдывающие ситуацию — многогранность экономики, незавершенность и противоречивость процесса реформ в стране, неза­вершенность структурной перестройки экономики, нестабильность ее развития и др. В этих условиях обеспечение законом организации уп­равления экономикой, при том, что необходимость в нем часто отри­цается, является маловероятным, поскольку он будет подвержен пос­тоянным корректировкам.

Тем не менее в последнее время принято немало специальных, в том числе отраслевых, федеральных законов, в которых закрепляются основы организации управления в соответствующих областях уже применительно к современным условиям. Например, федеральные за­коны: от 19 июля 1995 года «О естественных монополиях»*от 12 мая 1995 года «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской федерации»;** от 7 июля 1995 года «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» ***; от 13 марта 1996 года «Об энергоснабжении»****; от 20 марта 1996 г. «О рынке ценных бумаг»***** ;

от 1995 года «О федеральном железнодорожном транспорте»****** ; от 16 февраля 1995 года «О связи»*******.

* Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 34. Ст. 3426.

** Там же. 1995. № 25. Ст. 2343.

*** Там же. 1995. № 42. Ст. 3929.

**** Российская газета. 1996. 10 апреля.

***** Российская газета. 1996. 25 апреля.

******Собрание Законодательства Российской Федерации. 1995. № 35. Ст. 3505.

*******Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 8. Ст. 600.

Следовательно, в области экономики правовыми актами, каса­ющимися организации управления, являются федеральные законы, в которых такие вопросы регламентируются, положения об отдельных органах исполнительной власти, акты Президента и Правительства Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решения об образовании конк­ретных органов, утверждении их структуры, штатных расписаний.

Указанные законодательные акты необходимо воспринимать с внесенными в них изменениями и дополнениями, а также наличием актов Президента Российской Федерации, хотя и противоречащих за­конодательным актам, но применяемым при решении тех или иных вопросов организации управления.

По общему правилу, в законодательных актах определяются организация отрасли, сферы и основные звенья системы управления отраслью или сферой, принципиальное разграничение компетенции и характер взаимоотношений между ними. Положения законодатель­ных актов детализируются в подзаконных правовых актах уполномо­ченных органов и должностных лиц (Президента и Правительства Российской Федерации, органов и должностных лиц субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий). Например, поста­новлениями Правительства Российской Федерации утверждены Типовое положение о комитете по управлению имуществом края, области, Типовое положение о специальном (коррекционном) образо­вательном учреждении для обучающихся, воспитанников с откло­нениями в развитии, Положение о государственной противопожарной службе Министерства внутренних дел Российской Федерации и др.*

* Там же. 1993. № 37. Ст. 3454.

В тех случаях, когда в нормативных актах есть неопределенность относительно того, какие именно органы могут решать тот или иной организационный вопрос, приоритет принадлежит тому из них, ре­шения которого обладают большой юридической силой. Данное правило действует и тогда, когда юридически возможно его решение разными органами. Такие проблемы могут возникать в связи с недо­статками в разграничении компетенции, что само по себе есть не­гативное явление, которого в правильно организованной системе не должно быть.

Не исключается вариант делегирования полномочий по фор­мированию данных органов управления либо их структурных подраз­делений.

Организация структурных подразделений органов управления подсказывается обычно административной практикой и опосредуется правовыми актами об утверждении их структуры или решении конк­ретных вопросов. Статус структурных подразделений обычно опреде­ляется положениями о них, утверждаемыми данным органом или его уполномоченными должностными лицами. Часто в таких положениях отражается их структура, хотя сами положения, и это объяснимо, появляются после ее утверждения. Положения же представляют собой правовые акты, комплексно регламентирующие как основы внутрен­ней организации, так и статус подразделений в целом.

Административное право можно рассматривать как обобщающую отрасль в силу того … Термины «конституционное право» и «государственное право» зачастую считаются синонимами. . которые.

§ 1. Что регулирует административное право? Изложенные позиции подводят к чисто … Как уже отмечалось, существует особая отрасль правовой системы Российской Федерации, основным.

Административное право можно рассматривать как обобщающую отрасль в силу того … Термины «конституционное право» и «государственное право» зачастую считаются синонимами. . которые.

Административное право можно рассматривать как обобщающую отрасль в силу того … Термины «конституционное право» и «государственное право» зачастую считаются синонимами. . которые.

Административное право является опорной, базисной отраслью правовой системы наряду с … К содержанию книги: Административное право. Смотрите также. . огромное разнообразие специальных.

Административное право как отрасль современного права появилось тогда, когда в правовой системе достаточное место заняли нормы, закрепляющие права личности, процедуры деятельности.

Административное право принадлежит к числу публичных отраслей, поэтому общеотраслевой режим административного права носит публично-правовой характер.

Административное право практически использует все методы правового регулирования. Вместе с тем определяющее влияние на выбор тех или иных средств правового воздействия на управленческие.

К содержанию книги: Административное право России. Смотрите также: Административное право Административное право. Экологический контроль.

Поэтому административное право ограничивается лишь определением структуры . Административное право можно рассматривать как обобщающую отрасль в силу того, .

Административно-правовые основы организации управления экономикой

Понятие и система государственного регулирования и управления (административно-правового регулирования) в области экономики.Государственное регулирование в области экономики представляет собой государственное управление в широком социально-политическом смысле, как любое государственно-властное воздействие, направленное на упорядочение всей системы общественных экономических отношений жизнедеятельности гражданского государственно-организованного общества.

Субъектами государственного регулирования области экономики являются государственные органы всех ветвей государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной), действующие в установленном законом порядке и формах присущими им методами регулирующего воздействия.

Государственное правовое регулирование различных секторов рыночной экономики, многочисленных отраслей и сфер экономической деятельности, осуществляемое в федеральных и субъектов Федерации законах, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ и актах высших органов государственной власти субъектов РФ, нередко бывает комплексным, объединяющим нормы различных отраслей права (гражданского, административного, финансового и других). На основе этой общности конкретного объекта государственного экономико-правового регулирования формируются и выделяются целые отрасли законодательства (не путать с системными отраслями права, имеющими свой собственный предмет и метод правового регулирования!): предпринимательское право, корпоративное право, кооперативное право, таможенное право, банковское право, экологическое право и др.

Важнейшей по своему объему и значимости составной частью всей системы государственного регулирования является административно-правовое регулирование, предметом которого является организация любых разновидностей экономической предпринимательской деятельности.

Административно-правовое регулирование в области экономики представляет собой государственное управление в более узком, собственно организационно-правовом смысле как деятельность органов управления и их должностных лиц по реализации в области экономики функций и полномочий государственной исполнительной власти, целью и сутью которой является организация исполнения законов и других общих норм и предписаний полномочных государственных органов.

В зависимости от конкретных объектов и используемых экономических инструментов и организационно-правовых средств межотраслевого административно-правового регулирования в области экономики можно выделить несколько сложившихся к настоящему времени основных направлений над отраслевого экономико-правового регулирования.

185.238.139.36 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Правовые основы организации управления

Создание организационной системы управления серьезно зат­рудняется отсутствием стабильной, внутренне непротиворечивой системы законодательства, необходимого для недвусмысленного определения организации, функций, полномочий субъектов управ­ления как одного из условий самостоятельности в их работе. Именно качественное законодательство призвано предупредить поспеш­ность, импровизации, субъективизм и волюнтаризм в создании уп­равленческих систем.

Многие решения, касающиеся формирования системы управ­ления, прямо зависят от принятия ряда законов. Правовой вакуум в прошлом привел к грубому извращению государственного управ­ления, административно-правовой вакуум при современной идео­логии социально-экономического развития общества влечет за со­бой дезорганизацию управления, его ослабление, хаос в обществе.

Отсутствие общего правового акта об управлении в РФ предо­пределило многообразие правовых актов по данной проблеме. Не­обходимость в подобном акте очевидна, несмотря на то (а, быть может, именно потому), что регламентация организации управле­ния должна учитывать неизбежные особенности задач, к решению которых она должна быть приспособлена. Это значит, что в прин­ципе не может быть такого правового акта, который бы исчерпы­вающим образом регламентировал организацию управления. Ведь оно должно быть ориентировано на решение общих, отраслевых,

352 Раздел VII. Основы адм.-правовой организации управления экономикой

межотраслевых, территориальных и отдельных крупных задач (ос­воение космоса и др.).

Массив действующих правовых актов, в той или иной мере относящихся к организации управления, велик (не смешивать с полнотой и качеством регламентации связанных с этим вопросов). Они могут быть с допуском условности классифицированы по ряду критериев: по юридической силе; в зависимости от принципа фе­дерализма; по содержанию; по характеру их влияния на организа­цию управления. Классификация правовых актов по этим крите­риям позволяет расширить представление о правовых основах орга­низации управления, их сложной структуре в современных услови­ях. При этом надо иметь в виду, что ныне отсутствует четкое раз­граничение компетенции органов государственной власти и долж­ностных лиц в вопросах организации управления на уровне РФ ее субъектов. С точки зрения государственного строительства, положе­ние — явно ненормальное и, естественно, подлежащее исправлению.

По юридической силе выделяются:

а) Конституция РФ, закрепляющая в общем виде структуру экономики, социально-культурной и административно-политической деятельности;

в) постановления палат Федерального Собрания;

г) конституции, уставы и законы субъектов РФ. Уставы субъек­тов РФ, кроме республик, имеют большое значение для организа­ции управления на уровне этих субъектов. В уставах, принимаемых законодательными (представительными) органами соответствующих субъектов РФ, решаются важнейшие вопросы структуры органов управления и их статуса;

д) подзаконные акты: Президента РФ и органов исполнитель­ной власти.

Среди актов данной группы особое место занимают указы и распоряжения Президента РФ. С одной стороны, они подзаконны, поскольку, как известно, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. С другой, они могут издаваться для регу­лирования общественных отношений первичным образом, то есть тех, которые не урегулированы федеральными законами. В Консти­туции РФ не случайно не применена формула, что акты Президента издаются на основании и во исполнение Конституции РФ и феде­ральных законов. Президент РФ обладает более широкой свободой в регулировании общественных отношений. Издаваемые им право­вые акты не всегда являются прямым следствием принятых зако­нов, их конкретизацией и развитием, что характерно для правотвор-чества органов исполнительной власти. Многие правовые акты Пре­зидента РФ посвящаются вопросам организации управления, ста­тусу различных звеньев его системы на уровне РФ, ее субъектов и местного самоуправления.

Глава 20. Основы административной организации управления

Определенные вопросы внутренней самоорганизации решаются с помощью правовых актов соответствующих органов и их долж­ностных лиц.

В зависимости от принципа федерализма. Данный принцип находит свое отражение в системе правовых актов, регламентиру­ющих организацию управления. Система их формируется на осно­ве разграничения компетенции органов государственной власти РФ и ее субъектов в области организации управления в целом и в кон­кретных сферах и отраслях.

Яо содержанию различаются общие правовые акты, распро­страняющие свое действие на определенные отношения независи­мо от того, в какой сфере или отрасли они возникают, и специали­зированные, регламентирующие вопросы организации управления в отдельных отраслях и сферах.

В общих правовых актах содержатся нормы, касающиеся воп­росов организации управления, не имеющих отраслевой специфи­ки. Такого рода акты являются внеотраслевыми. Например, Земель­ный кодекс РФ закрепляет систему государственного контроля за соблюдением земельного законодательства, антимонопольное зако­нодательство, правовые акты о занятости населения и др.

Специализированные правовые акты более детально регламен­тируют организацию системы управления профильными отраслями и сферами деятельности. Например, Закон РФ от 24 апреля 1996 г. «Об обороне» 1 закрепляет основы управления обороной Российской Федерации.

Яо характеру влияния выделяются правовые акты, косвенно влияющие на организацию системы управления, и акты, непосред­ственно регулирующие те или иные его вопросы. Например, Граж­данский кодекс РФ 1994 г. не содержит норм по конкретным воп­росам организации управления отраслями и сферами. Но, регламен­тируя отношения собственности, он оказывает влияние прежде всего на концепцию организации управления экономикой в целом, на кон­цепцию формирования системы отраслевых органов управления, на. выбор методов управления коммерческими и некоммерческими орга­низациями и т. д. При всеобщем господстве государственной соб­ственности, естественно, эта система должна быть более разветв­ленной и специализированной, чем в условиях, когда государствен­ная собственность носит ограниченный характер.

Правовые акты, непосредственно регулирующие те или иные вопросы организации управления, могут закреплять его конкретные принципы, содержать конкретные нормы прямого действия. Тако­го рода нормы содержатся в общих, но чаще в специализированных актах.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

Тема 16. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРОЙ

Вопросы для обсуждения:

1. Особенности административно-правовой организации управления в сфере хозяйственной деятельности.

2. Управление в сфере промышленности и строительства.

3. Административно-правовое регулирование управления агропромышленным комплексом.

Основные понятия:

Экономика рыночная– экономика, которая наряду с рынком объединяет сферы производства, потребления и распределения товаров и услуг, а также ее регулирование. Решение об использовании в ней ресурсов принимается рынком. Механизмом, обеспечивающим эффективность такой экономики, является взаимодействие между спросом и предложением.

Активы– собственность в виде движимого и недвижимого имущества производственного и непроизводственного назначения, а также земля, недра, все то, что имеет денежную стоимость и является собственностью юридических или физических лиц.

Акционерное общество– объединении е (общество), созданное по соглашению юридическими или физическими лицами путем объединения их имущества с целью осуществления хозяйственной деятельности и имеющее уставной фонд, разделенный на определенное число акций равной номинальной стоимости, и несущее ответственность по обязательствам только своим имуществом.

Аукцион– способ продажи с публичных торгов некоторых видов товаров или имущества.

Баланс– система показателей, характеризующая какое-либо явление, состояние взаимосвязанных величин, находящихся в постоянном изменении.

Банкротство– долговая несостоятельность, отказ юридического или физического лица платить по своим обязательствам из-за отсутствия у них средств. Приводит к закрытию деятельности или принудительной ликвидации предприятия, сопровождающихся распродажей имущества.

Бюджетное финансирование– безвозмездное представление бюджет-ных средств предприятиям (организациям) на осуществление и развитие их деятельности.

Валовый внутренний продукт (ВВП)– совокупный показатель, характеризующий стоимость конечной продукции (товаров, услуг), созданных в данной сфере.

Государственный заказ– выдаваемое предприятию (организации) от имени государства поручение изготовить и поставить потребителям конкретную продукцию, выполнить работу.

Девальвация– понижение в законодательном порядке стоимостного содержания национальной денежной единицы по отношению к валютам других стран.

Демпинг– экспорт товаров по значительно низким ценам (иногда их называют «бросовыми»); продажа товаров на внешнем рынке по цене более низкой, чем на внутреннем рынке.

Деноминация– изменение нарицательной стоимости денежных знаков с целью стабилизации валюты и упрощения расчетов.

Брокер– отдельные лица или фирмы, выступающие посредниками при заключении сделок между заинтересованными сторонами. Это, как правило, высококвалифицированные специалисты, хорошо знающие специфику реализации товаров, услуг и т.п.

Дилер– юридическое или физическое лицо, осуществляющее посреднические функции при сделках купли-продажи товаров, ценных бумаг, валюты. В отличие от брокеров они действуют, как правило, от своего имени и за свой счет.

Дотация– ассигнования, выдаваемые из государственного бюджета на покрытие убытков.

Золотой запас– государственный фонд золота в слитках и монетах, хранящихся в Национальном банке. Используется как резерв при международных расчетах, выступает одним из средств обеспечения устойчивости национальной валюты.

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБ РР)– международная кредитно-финансовая организация, учрежденная 40 государствами, Европейским союзом и Европейским инвестиционным банком с целью содействия прогрессу и экономической реконструкции стран Централь-ной и восточной Европы на путях их перехода к рыночной экономике.

Имущество предприятия– основные средства и внеоборотные активы, запасы и затраты, иные ценности, стоимость которых отражается в самосто-ятельном балансе предприятия.

Инвентаризация– способ периодической проверки соответствия фактического наличия хозяйственных средств данным бухгалтерского учета.

Инвестиции– долгосрочные вложения средств (денежных, мате-риальных и т.п.) внутри страны или за границей в различные отрасли (программы) с целью развития производства, получения прибыли или других конечных результатов.

Инфляция– обесценивание бумажных денег, находящихся в обращении, т.е. падение их покупательной способности.

Инфраструктура– комплекс отраслей народного хозяйства, обслужи-вающих производство и обеспечивающих условия жизнедеятельности общества.

Конкурентность продукции– совокупность потребительских свойств данного товара, отражающая его отличие от аналогичного товара другого потребителя (от товара конкурента) по степени соответствия конкретным общественным потребностям и стоимости (цены).

Концерн– крупное объединение предприятий, осуществляющих совместную деятельность на основе добровольной централизации функций хозяйственной деятельности, хозрасчетного обслуживания предприятий.

Лизинг– пользование юридическим (физическим) лицомне принадлежащими ему средствами труда вместо приобретения их в свою собственность; одна из форм кредитования товаров длительного пользования.

Свободные экономические зоны– ограниченные территории для национальных и иностранных предпринимателей с льготными экономическими условиями. Создаются для решения экономических, социальных и других задач.

Управление предприятием– целенаправленное, упорядочивающее воздействие руководителя или органов управления, согласующие и объеди-няющие людей для совместного труда. Оно осуществляется в соответствии с его уставом на основе сочетания принципов управления и прав собственника по хозяйственному использованию своего имущества.

Договор подряда на капитальное строительство– договор на ведение капитального строительства (ремонта и др. работ) между заказчиком и подрядчиком (строительно-монтажной организацией). При строительстве , рассчитанном на ряд лет, заключается генеральный договор подряда (на весь срок), а на объем данного года – годовой.

Строительство– комплексная отрасль хозяйства, обеспечивающая возведение новых, реконструкцию и ремонт действующих объектов, производственного, жилищного, культурно-бытового и иного назначения.

Сметная стоимость строительства– размер всех затрат, связанных со строительством; цена продукции в строительстве. Рассчитывается на основе сметных норм, сметных цен, ставок и тарифов.

Проектирование– разработка комплекса технической документации, содержащей технико-экономическое обоснование, чертежи, пояснительные записки и другие материалы, необходимые для осуществления строительства предприятия, здания или их реконструкции.

Проектно-сметная документация– комплекс документов, определяя-ющих место строительства (реконструкции) будущего объекта, его архитектур-ное, планировочное и конструктивное решение потребности в кадрах, строительных материалах, денежных средствах.

Управление хозяйственной деятельностью– целенаправленная организационная деятельность государственных органов представительной власти, органов управления по практической реализации задач и функций государства в отраслях хозяйства. Управление заключается в правовом обеспечении хозяйственной деятельности, в разработке целевых программ отраслей, организационном обеспечении и управления, контроле, оперативном руководстве хозяйственными субъектами.

Жилищно-коммунальное хозяйство– отрасль, включающая в себя эксплуатацию жилищного фонда, обеспечение жилищ коммунальными услугами; водоснабжение, тепло, электро и газоснабжение; благоустройство городов и других населенных пунктов; организация работы городского пассажирского транспорта и другие коммунальные услуги.

Государственное управление экономикой– вся деятельность государства по воздействию на экономические процессы (государственное управление экономикой в широком смысле). Управление экономикой в республике построено по отраслевому, межотраслевому и территориальному принципам. Объектом управления являются отрасли экономики: промышленности (добывающей, перерабатывающей и др.); строительного комплекса; агропромышленного комплекса; транспорта и коммуникаций; жилищно-коммунального хозяйства.

Торговый дом – производственно-торговая организация, осуществляющая преимущественно экспортно-импортные торговые операции по широкой номенклатуре товаров и услуг, организующая международную кооперацию производства, научно-техническое сотрудничество, участвующая в кредитно-финансовых операциях и других формах внешнеэкономических связей.

Дистрибьютор– в предпринимательской практике юридическое лицо или гражданин, которому предоставляются исключительные или преимущественные права на покупку и перепродажу определенных товаров или услуг пределах оговоренной территории или рынка.

Антимонопольное законодательство– система правовых актов, призванных обеспечить защиту покупателя от монополии производителя путем установления экономических, организационных и других ограничений и стимулов.

Ревизия– комплексная или выборочная проверка финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц. Она может быть документальной, фактической, плановой, внеплановой, полной (сплошной), выборочной, комплексной и т.п.

Регистрация– юридический акт признания и подтверждения управомоченным субъектом подлежащих учету и регистрации фактов, событий или явлений, который придает объекту регистрации законность, делает его юридически значимым.

Управление предприятием– целенаправленное, упорядочивающее воздействие руководителя или органов управления, согласующие и объединяющие людей для совместного труда. Оно осуществляется в соответствии с его уставом на основе сочетания принципов управления и прав собственника по хозяйственному использованию своего имущества.

Договор подряда на капитальное строительство– договор на ведение капитального строительства (ремонта и др. работ) между заказчиком и подрядчиком (строительно-монтажной организацией). При строительстве , рассчитанном на ряд лет, заключается генеральный договор подряда (на весь срок), а на объем данного года – годовой.

Строительство– комплексная отрасль хозяйства, обеспечивающая возведение новых, реконструкцию и ремонт действующих объектов, производственного, жилищного, культурно-бытового и иного назначения.

Сметная стоимость строительства– размер всех затрат, связанных со строительством; цена продукции в строительстве. Рассчитывается на основе сметных норм, сметных цен, ставок и тарифов.

Проектирование– разработка комплекса технической документации, содержащей технико-экономическое обоснование, чертежи, пояснительные записки и другие материалы, необходимые для осуществления строительства предприятия, здания или их реконструкции.

Разрешение на строительство– документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию, а также их капитальный ремонт.

Проектная документация– документация, содержащая материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющая архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, капитального ремонта, если при его проведении затрачиваются конструктивные и другие характеристики строительных объектов. Она утверждается застройщиком или заказчиком.

Жилищно-коммунальное хозяйство– отрасль, включающая в себя эксплуатацию жилищного фонда, обеспечение жилищ коммунальными услугами; водоснабжение, тепло-, электро-, газоснабжение; благоустройство городов и других населенных пунктов; организация работы городского пассажирского транспорта и другие коммунальные услуги.

Задания:

1. Определите полномочия Правительства Республики Беларусь по осуществлению управления экономикой. Какие нормативные правовые акты закрепляют эти полномочия? Сделайте их анализ.

2. Раскройте организационно-правовой механизм управления промышленным комплексом, при этом схематично отобразите систему органов управления данным комплексом по всем уровням и укажите параметры их взаимоотношений.

3. Перечислите основные полномочия следующих органов государственного управления:

· Государственный военно-промышленный комитет;

· Государственный комитет по науке и технологиям.

Схематично отобразите структуру и укажите направления взаимодействия.

4. Схематично отобразите организационно-правовую систему управления агропромышленным комплексом по следующим параметрам:

· система предприятий комплекса;

5. Определите систему органов, осуществляющих контроль и надзор в области сельского хозяйства. Раскройте их административно-правовой статус и полномочия.

6. На основе анализа нормативных правовых актов в области архитек-туры и строительства, а также жилищно-коммунального хозяйства перечислите особенности, присущие организации управления в данных областях экономики.

7. Схематично постройте организационно-правовую систему управ-ления транспортным комплексом и связью, раскройте их структуру и полномочия.

8. Перечислите, кем, как и в каком порядке осуществляется контроль-ная и надзорная деятельность на транспорте и в связи.

9. Раскройте схематично систему органов управления природопользованием и охраной окружающей среды по 3 уровням:

10. Дайте определение следующим понятиям:

Какое отношение они имеют к природопользованию и охране окружа-ющей среды.

11. Схематично раскройте организационно-правовую систему управления в области торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения.

Задачи и ситуации:

1. Студент Фролов высказал мнение, что государственную политику в области оборонной промышленности и непосредственное управление отраслью осуществляет Министерство промышленности Республики Беларусь, а Государственный военно-промышленный комитет подчиняется данному министерству.

Оцените правильность ответа.

2. Сидоров без разрешения подключил к сети радиоустановку. Участковый инспектор милиции предложил отключить установку и выписал квитанцию о взыскании с Сидорова 5000 рублей.

Оцените действия сторон и обоснуйте их соответствующими норматив-ными актами.

3. Министерство транспорта и коммуникаций своим постановлением:

· утвердило устав Белорусской железной дороги;

· реорганизовало сеть линейных предприятий на двух отделениях дорог;

· реорганизовало систему управления Белорусской железной дороги;

· утвердило новые графики движения поездов;

· изменило расписание движения электричек.

Все ли пункты принятого постановления соответствуют компетенции Министерства?

4. Начальнику отдела Могилевского завода «Строймашина» стало известно, что у инженера Сапегина из рабочего стола исчез дорогостоящий прибор, принадлежащий заводу. Вы в должности указанного начальника. Подготовьте соответствующие данной ситуации материалы (рапорт, заявление, приказ, распоряжение, объяснительную записку, запрос у соответствующей службы о стоимости прибора и т.п.).

5. Семенчук подал в Верховный Суд Республики Беларусь жалобу на администрацию ЖКК Советского района на то, что она, в нарушение Конституции, не признает его высшей ценностью государства, отключив в квартире освещение и отопление за неуплату, хотя он в течение трех месяцев не получает зарплату.

Как надлежит разрещить данную проблему?

6. Работники завода «Прогресс» обратились к прокурору города с заявлением о возбуждении уголовного дела за систематическую невыплату зарплаты и с исковым заявлением к администрации завода о возмещении материального и морального ущерба.

Правомерны ли действия истцов?

Раскройте административную правосубъектность государственных и негосударственных предприятий.

7. Хоменко обратился к начальнику почтового отделения с жалобой на то, что он получил заказное письмо открытым и попросил разобраться в случившемся. Начальник почтового отделения заявил, что такими мелочами он заниматься не станет. Тогда Хоменко подал на него жалобу в суд.

Какие нормативные акты определяют правовой статус органов управления связью?

Раскройте систему подразделений Республиканского государственного объединения «Белпочта».

8. Федоров обратился в Минский областной комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды с требованием дать ему достоверную информацию о состоянии окружающей среды в Минском районе. Ему ответили, что такая информация выдается только компетентным юридическим лицам. Оцените ситуацию и определите законность действий сторон.

Раскройте полномочия областных комитетов природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Дополнительная литература по теме:

· Административно-правовые основы государственного управления. — Минск: Тесей, 2004. — С. 7-186.

· Административно-правовые основы государственного управления: Учеб. пособие / Общ. ред. А. Н. Крамника. – Мн.: Тесей, 2004. – С. 8 – 43.

· Алехин А.П. О системе органов государственного управления в современный период //Вестник МГУ. Сер. Право. 1991, № 2.

· Антонова, Н.Б. Теория и методология государственного управления: курс лекций. / Н.Б. Антонова, Л.М. Захарова, Л.С. Вечер– 3-е изд., доп. – Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2005. – 231 с.

· Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Курс лекций. М., 2004.

· Бачило И.Л. Организация государственного управления: правовые проблемы. М., 1994.

· Глазунова Н.И. Система государственного управления. М., 2002.

· Государственное управление. Основы теории и организации. В 2-х тт. Изд. 2-е, дополненное. М., 2002 г., т. 2.

· Курашвили Б.Н. Очерк теории государственного управления. М., 1987.

· Понятие, юридическая сущность и особенности государственного управления качеством товаров / Чернова О. А. // Гос. власть и мест. самоупр. – 2004. — №1. – С. 35 – 38.

· Проблемы административно-правового регулирования экономических отношений / Макарейко Н. В. // Гос. власть и мест. самоупр. – 2003. — №5. – С. 39 – 43.

· Уткин Э.А., Денисов А.Ф. Государственное и региональное управление. М., 2002.

· Чиркин В.Е. Государственное управление. М., 2001

· Шамхалов Ф. Основы теории государственного управления. М., 2003.

Нормативные правовые акты:

· О мерах по совершенствованию управления экономикой: Указ Президента Республики Беларусь от 07.09.1995 г. // Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь. — 1995. — № 25. – Ст. 618.

· Вопросы Научно-исследовательского экономического института Минис-терства экономики: Указ Президента Республики Беларусь от 01.10. 1998 г. // Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь. – 1998. — № 28. — Ст. 717; НРПА Республики Беларусь. – 2001. — № 31. — 1/2511; НРПА Республики Беларусь. – 2005. — № 76. — 1/6455.

· Отдельные вопросы Министерства экономики Республики Беларусь: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2006 г. // НРПА Республики Беларусь. — 2006. — № 130. — 5/22734; № 207. — 5/24361; НРПА Республики Беларусь. – 2007. — № 56; № 136. — 5/25327.

· Об утверждении Положения об Экономическом совете при Министерстве экономики, а также его состава: Постановление Кабинета Министров Республики Беларусь от 08.12.1995. // Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь. — 1995. — № 35. — Ст. 847; Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь. — 1996. – №3. — Ст. 69.

· О составлении протоколов об административных правонарушениях и рассмотрении дел об административных правонарушениях должностными лицами Министерства экономики Республики Беларусь: Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 24.04.2007 г. // НРПА Республики Беларусь. — 2007. — № 160. — 8/16711.

· Примерное Положение о юридическом управлении (отделе), главном юрисконсульте, юрисконсульте министерства, иного республиканского органа государственного управления, объединения (учреждения), подчиненного Правительству Республики Беларусь, местного исполнительного и распорядительного органа // Собрание декретов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь. 1999. № 9. Ст. 225.

· Декрет Президента Республики Беларусь «Об упорядочении государст-венной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» // Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь. 1999. № 9.

· Декрет Президента Республики Беларусь «О создании единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Собрание декретов, указов Президента и постанов-лений Правительства Республики Беларусь. 1999. № 7. Ст. 490.

· Положение о Министре Республики Беларусь // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001. № 111.

· Вопросы Министерства экономики Республики Беларусь // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001. № 104.

· Положение о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001. № 106.

· Положение о Министерстве транспорта и коммуникаций Республики Беларусь // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001. № 107.

· Положение о Министерстве промышленности Республики Беларусь // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001. № 105.

· Положение о Министерстве торговли Республики Беларусь // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001. № 105.

· Положение о Министерстве архитектуры и строительства Республики Беларусь // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001. № 103.

· Положение о Министерстве по налогам и сборам Республики Беларусь // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001. № 106.

· Вопросы Министерства финансов Республики Беларусь // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001. № 105.

· Положение о Министерстве статистики и анализа Республики Беларусь // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. № 41.

· О некоторых вопросах Министерства связи и информатизации Республики Беларусь: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 июля 2006г. №979 // НР ПА Респ. Беларусь. 2006. №143. 5/22788

· Вопросы Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 июля 2006г. №968 // НР ПА Респ. Беларусь. 2006. №129. 5/22712.